Начало с загадкой. Калиш

Корчичь, ратненский крестьянин. 1565. Арх. VII, 2, 294. Радко Калиш, крестьянин, зап. 1686. Арх. VII, 1, 550 … Биографический словарь

Давид Калиш (нем. David Kalisch; 23 февраля 1820, Бреслау 21 августа 1872, Берлин) немецкий юморист. На идейное и творческое формирование Калиша решающее влияние оказала его поездка в Париж в 1844 г., благодаря которой он сблизился с писателями и … Википедия

калиш - I. КАЛИШ caliche Наименование некоторых пластов селитряных залежей в Чили. Сл. 1948. II. КАЛИШ См. Калеш … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (Kalisz), город в центральной части Польши, Административный центр Калишского воеводства. 107 тыс. жителей (1995). Текстильная, машиностроительная, химическая, швейная, пищевая промышленность, производство пианино. * * * КАЛИШ КАЛИШ (Kalisz),… … Энциклопедический словарь

Калиш - КАЛИШЪ (древн. Кализія), губ. гор. въ Привислин. краѣ, на гр цѣ съ Пруссіей, по раздѣлу Польши отошелъ къ Пруссіи; съ 1807 по 1815 г. принадлежалъ Варшав. герц ву, наконецъ, въ составѣ Царства Польскаго перешелъ къ Россіи. Осада К. въ 1233 г. кн … Военная энциклопедия

- (Kalisz) город в Польше, в Познанском воеводстве, на р. Просна. 82 тыс. жителей (1971). Транспортный узел. Центр текстильной промышленности (шёлк, бархат, тюль, трикотаж). Машиностроение, пищевая промышленность; производство пианино,… … Большая советская энциклопедия

- (Kalisz), город в центр. ч. Польши. Древнейший нас. пункт (известен со II в. н. э.) на территории страны, на берегу р. Просна, притока р. Варта. 108 тыс. жителей (2000). После изгнания французских войск из России здесь в феврале 1813 г.… … Географическая энциклопедия

- (Kalish) Северная война Место сражения 29 окт. 1706, в котором участвовали с одной стороны 20 000 поляков сторонников Лещинского и 7000 шведов под командованием ген. А. Мардерфельта и с другой 30 000 русских и поляков под командованием князя… … Энциклопедия битв мировой истории

Калиш - (Kalisz)Kalisz, город в центр. Польше, на р.Просна; 106150 жителей (1990). Один из старейших городов Польши; возник на древн. торговом пути, связывавшем Ю. Европы с Балтикой. В настоящее время – промышленный город; имеются предприятия… … Страны мира. Словарь

Город Калиш Поморски Kalisz Pomorski Герб … Википедия

Книги

  • Вызовы и перспективы евразийской интеграции. Монография , Калиш Я.В.. В монографии приводится обзорное исследование историко-теоретических, международных и политологических аспектов евразийской интеграции. На базе изучения теоретических подходов евразийства,…

изменена: 2018.06.24. 18:12

Ратуш Калиша

Территория современного Калиша была обжита уже несколько тысяч лет назад. Во времена Римской Империи здесь находились несколько укреплённых поселений, так как для империи это был очень важный пункт в так называемой "янтарной дороге".
1257 году Калишу присвоили права города, который стал главной резиденцией для Болеслава Побожного (Bolesław Pobożny) и столицей Восточной Велкополши. С тех времён сохранилось городская планировка старого города. Упадок Калиша пришёлся на XVII и XVIII века. Не смотря на то, что большая часть Велкопольши была в Прусии, в 1815 году город перешёл к русским. В 1914 году, после интенсивной немецкой бомбардировки, 85% города было полностью разрушено, а число жителей сократилось с 70 000 на 5000.
Для туристов особый интерес представляет старый город с очень густой застройкой зданий и многие моты и мостики через реку Просна, которая в черте города образует много островков. На торговой площади города расположилась здание ратуши (1920-24 года), которое уже третье по счёту на этом месте. По периметру торговой площади много реставрированных зданий, большая часть которых прошло реставрацию после войны. В Калише много памятников архитектуры, главным образом в стиле классицизма и неоклассицизма с XIX и XX веков, например, театр Войцеха Богуславсого (1922-36 годы). Из большого количества мостов, особое внимания привлекает мост, построенный в 1824-25 годы, который называется каменным мостом. Мост проектировал Францишек Райнстайн в стиле классицизма. Длинна моста выносит 23м. Мост является частью улицы Срюдмейскей (Śródmiejskiej).
В районе Заводе, который находится на юге от центра города, находится археологический резерват. Здесь находится кладбище раннего средневековья, укреплённое поселение, которое датируется IX веком, фрагменты оборонительной башни с XI века и фрагменты фундамента костёла XII века.

Калиш – город в юго-восточной части Великопольского воеводства. Калиш является важным региональным промышленным и торговым центром.

Калиш считается самым старым городом Польши, он упоминается Птолемеем еще во 2-м веке нашей эры. Множество найденных в этой области артефактов из римских времен указывают на то, что здесь могла быть остановка римских караванов.

В 1106 году Болеслав Крзивоский захватил город и сделал его частью своих феодальных владений. В 1260 году Калиш получил городские права, и вскоре начал быстро развиваться. Он стал заметным центром ткачества и изделий из древесины, а также одним из культурных центров Великой Польши.

В 1574 году иезуиты приехали в Калиш и открыли иезуитский колледж, который стал одним из самых заметных центров образования в Польше. В 1792 году пожар уничтожил большую часть центра города. В следующем году, в результате Второго раздела Польши, Калиш отошел Пруссии.

С началом Первой мировой войны близость границы привела к катастрофическим последствиям для Калиша; это был один из первых городов, разрушенных в 1914 году. За период со 2 августа по 22 августа Калиш был обстрелян, а затем сожжен дотла немецкими войсками. Из примерно 68 тысяч граждан в 1914 году, только 5000 остались в Калише год спустя. К концу Первой мировой войны, однако, большая часть центра города была более или менее восстановлена, и многие из бывших жителей вернулись. После немецкого вторжения в Польшу в 1939 году, близость границы вновь привела к катастрофическим последствиям. Калиш был захвачен нацистами почти мгновенно и без особых боев. К концу Второй мировой войны около 30 тысяч местных евреев были убиты.

В послевоенные годы Калиш активно восстанавливался, поэтому многие уникальные памятники архитектуры можно увидеть в городе и сегодня. Гордостью Калиша является собор Святого Николая, построенный в 1253 году, базилика Успения Святой Богородицы с чудотворной иконой Святого Семейства, францисканский монастырь, основанный в середине тринадцатого века.

Калиша, одна из древнейших в Восточной Европе, была основана в последней трети 12 в. (по одной из версий - чеканщиками монет, приглашенными князем Мешко III). В середине 13 в. в Калиш прибыла из Германии группа евреев, которая получила в 1264 г. от князя Болеслава V Благочестивого привилегии (так называемый Калишский статут), послужившие в дальнейшем основой польского законодательства в отношении евреев. С середины 14 в. в Калише была еврейская улица - центр финансовой и торговой деятельности общины. В период «Чёрной смерти» (1349) евреи Калиша подверглись преследованиям. В 1358 г. Казимир III разрешил построить в Калише синагогу (сгорела в 1857 г.).

В 15–16 вв. евреи Калиша занимались торговлей с Краковом и Бреславлем (Вроцлав), а также ссудными операциями, ювелирным и портняжным ремеслами и убоем скота. В 1542 г. в общину прибыли евреи-эмигранты из Богемии, Венгрии, Германии, что вызвало в том же году антиеврейские беспорядки. В 1557 г. евреи Калиша пережили кровавый навет , а в 1565 г. синагога подверглась поруганию. В 1656 г., во время войны между Швецией и Польшей войска гетмана С. Чарнецкого, занявшие Калиш, убили многих евреев и полностью разрушили еврейский квартал . Однако вскоре община Калиша была восстановлена и во второй половине 17 в. являлась одной из самых значительных общин, управлявшихся Ва‘адом четырех земель . В 1668 г. в Калише состоялся съезд (ва‘ад ) еврейских общин Великой Польши. В 1670 г. в общину влились беженцы из Вены. В 1676 г. король Ян III Собеский утвердил привилегии еврейской общины Калиша, а в 1678 г. сейм предоставил ей частичное освобождение от налогов.

В 1706 г. общину постиг пожар, в 1708 г. - чума; в 1713 г. и 1728 г. обнищавшая община брала займы у христианского духовенства. Во второй половине 18 в. экономическое положение общины стало улучшаться благодаря занятию винокурением и росту торговли зерном, скотом и шерстью. В 1763 г. на евреев Калиша был снова возведен кровавый навет.

В 1765 г. в Калише и в подчиненной его кагалу общине Острово (выходцы из Калиша) жили 702 еврея, а в 1787 г. - 487. В 1793 г. Калиш почти полностью сгорел, что привело к значительному снижению численности его еврейского населения.

В 1809 г. Калиш был включен в Варшавское герцогство, а с образованием Царства Польского (1815) вошел в Российскую империю в качестве губернского города. Часть ограничений 16–18 вв., к которым царское правительство добавило запрет евреям Царства Польского селиться в Калише как городе 21-верстной пограничной полосы, сохранялась до 1862 г. К началу 1860-х гг. евреи Калиша владели предприятиями по выделке сукна и дублению кож, торговали хлопком, шерстью, вином. После экономического застоя, вызванного польским восстанием (1863–64), и постройки железной дороги (1871) еврейские предприниматели открыли мыловарни и возродили винокурение. В 1870-х гг. они развернули производство кружев (на вывоз в Центральную Россию и Китай) и вышивных изделий и основали швейные мастерские, а к концу 19 в. - началу 20 в. - современные текстильные, вязальные и чулочные фабрики, а также фабрику игрушек (куклы). С 1836 г. в Калише действовала еврейская больница (существовала до 1939 г.). В 1875 г. открылась еврейская школа с преподаванием на русском языке.

В 1897 г. в Калише проживало 7597 евреев, а к 1908 г. - 11 318, из них свыше трех тыс. евреев-рабочих. В религиозных кругах сильным влиянием пользовался хасидизм (главным образом приверженцев династий Гур , Варка и Менахема Мендла из Коцка).

В годы Первой мировой войны в Калише были основаны еврейская гимназия (1916), религиозная школа «Тахкемони» с преподаванием на иврите, религиозная школа для девочек «Хаваццелет». В 1920–30-х гг. были открыты три школы на идиш, находившиеся под влиянием Бунда . В 1919 г. в ответ на погром , устроенный польскими национальными демократами (эндеки), в Калише была создана еврейская самооборона . Во второй половине 1920-х гг. в Калише усилилась антисемитская пропаганда, которой руководили эндеки - инициаторы экономического бойкота еврейских торговцев и ремесленников (см. Бойкот антиеврейский).

В 1921 г. в Калише проживало 15 566 евреев, а в 1939 г. их число достигло по приблизительной оценке 24–26 тысяч (50% населения). В Калише активно действовали все еврейские партии, культурные и рабочие ассоциации со своими просветительными учреждениями и органами печати (пять еврейских изданий). В сентябре 1939 г. немцы оккупировали Калиш. Около 20% местных евреев удалось бежать в первые дни оккупации. Несколько тысяч евреев были 20 ноября 1939 г. выселены из своих домов и депортированы в район Люблина (территория Польского генерал-губернаторства), чтобы освободить место для балтийских фольксдойче (немецкое национальное меньшинство). Бежавшие после этого из Калиша евреи поселились в различных местностях Польши, почти семь тысяч из них оказались в Варшавском гетто (1940; см. Варшава). К 1 января 1940 г. в Калише осталось 612 евреев, большей частью ремесленники. В октябре 1940 г. немцы убили в ближайшем лесу всех евреев, страдавших хроническими заболеваниями, а остальных разместили в трех зданиях при мастерских и использовали на работах. В конце 1941 г. около 200 евреев, включая детей, были отправлены в лагерь смерти Хелмно . В начале 1942 г. оставшихся евреев Калиша депортировали в гетто города Лодзь . После войны еврейская община в Калише не была восстановлена.

Начиная с 17 в., Калиш был одним из важнейших духовных центров польского еврейства. С городом связана деятельность таких раввинов и ученых, как Шломо Залман бен Ирмеях у Я‘аков (первая половина 17 в.), Исраэль бен Натан Шапира (середина 17 в.) и Аврах ам Абеле Гомбинер (1637–83) - основатели иешив Калиша; Иехиэль бен Арье (вторая половина 17 в.) - автор галахических (см. Галаха) сочинений; Моше бен Биньямин Вольф Рофе (17 в.) - автор медицинских сочинений на иврите с рецептами на идиш; Эли‘эзер Лазар (18 в.); Шломо бен Акива Эгер (1786–1852) - глава иешивы ; Э. Раголер (1794–1849); Ц. Х . Хайес ; М. Ауэрбах (1815–78); И. Либшиц - раввин Калиша до 1932 г., и другие.

Loading...Loading...