Наставление, как вести себя православномухристианину в храме божием. Как понимать Пс.5:8? Неужели можно поклоняться Храму, подразумевая поклонение Богу

Наставление, как вести себя православному
христианину в храме Божием

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а субботы, воскресенья и праздники - поясных) с молитвами: Боже, милостив буди мне, грешному. - Поклон. Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя. - Поклон. Создавый мя, Господи, прости мя! - Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные: Кресту Твоему покланямся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи помилуй! (Трижды). Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, - внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам - на левой.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, - если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть до земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрева, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и на левое плечи - для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седьмицы Святого Великого поста).

Перед началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже , на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерне, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «молимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови, отче (или Владыко ) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны земные или поясные (по дню); такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные.

По Достойно на повечерии и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона - поклон по дню; после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания - по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животварящаго Креста, при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении свщеннослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их. При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, кода кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая не его приветствие Христос воскресе, говорят: Воистину воскресе.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должно порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целование и один после целования святыни; поклоны творить по дню - земные или глубокие поясные, осязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых - в ручку; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в косу власов (А. Горский, К. Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отдел третий. Книги Богослужебные. Часть вторая. М., 1917, с. 511).

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочинии в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при Храмовых Богослужениях отменяются.

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием пасле их сотворения.

Пение 103-го асалма (предначинательного): Благослови, душе мая, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью - раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение Господи, воззвах со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещаннаго Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении Догматика (Богородична) означает то, чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указует, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указует на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает от тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.

Шестопсалмие - плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.

Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напаминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.

Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом - Господе Иисусе Христе.

Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

Пение Бог Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время пения воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее нам об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.

По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Это пение должно быть общенародным.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При пении Величит душа моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной - по дню.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Божественная литургия

На Божественной литургии, или Евхаристии, воспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время 3-го и 6-го часов, воспомнается Рождество Спасителя. В это же время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии преуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются все живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого - три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение Апостола и каждение означают проповедь апостолов по всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.

Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии.

На литургии верных великий вход символизирует исшествие Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в уготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати к Гробу Его.

Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянных 50-й псалом: Помилуй мя, Боже. По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных Христиан говорить про себя: Архирейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царстви Своем. В конце же поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Слова Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника: Приимите, ядите... Пийти от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время воспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескоровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особым вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или задостойника) священник молится за живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия. И присутствущие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После Достойно есть или заменяющего его задостойника - земной поклон. При словах: И всех, и вся - совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения Молитвы Господней - Отче наш - следует положить земной поклон.

При возгласе священника Святая - святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит воспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

По отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающих явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою, приступите! - полагается земной поклон.

Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразо (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, - крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежить особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащался за Божественной Литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушать благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображащем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше, выражая этим благоговение к великой Святыне.

Святой антидор (с греч. - вместо дара) раздается присутсвующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщились Святых Тайн, вкусили освященного хлеба. Церковный Устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак - ничего не евшим и не пившим.

Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающего этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны.

При произнесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы - Господи и Владыко живота моего, - полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы - Дух же целумудрия - и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третей части молитвы - Ей, Господи Царю - полагается третий земной поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами: Боже, очисти мя (меня) грешнаго. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся; Крестителю Христов; Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования - поясной.

О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя ».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста - молитвы Владыко, Многомилостиве необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6-го часа: Иже в шестый день же и час; 9-го часа: Иже в девятый час ) полагается по три земные поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему - один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-м часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, ты еси лоза истенная; на 6-м часе: Яко не имамы дерзновения; на 9-м часе: Иже нас ради рождейся ) совершается три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом алагается делать молый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегода полагать поклон (поясной или земной - по дню).

На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во врем я чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: Свет Христов просещает всех! полагается припадать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время великого входа, при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, так же с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами».

Поклоны входные и исходные, а также о которых сказано, что они совершаются «по дню» - в дни суббот, воскресений, праздников, предпразднств и попразднств, полиелея и великого славословия совершаются поясные поклоны, в простые же дни полагаются земные. В седмчные дни поклоны прекращаются с вечерни в пятницу от Сподоби, Господи, и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи.

Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни от Сподоби Господи, в самый праздник.

Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и на воскресный день.

Во время чтения паремий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения кафизм, а во время чтения житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившего нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.

В Уставе об этом говорится так: «По отпущению же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним».

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить земной поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить мысленно у Господа прощения, чем нарушать церковное лагочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершаемое за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или делом, или посланием нашим» (2 Сол. 2, 15).

В Самаре возле старого городского кладбища возводится величественный храм в честь Всех Святых.

По благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Самаре ведется строительство храма в честь Всех Святых в районе старого городского кладбища. Храм задуман большим и величественным, в стиле византийской базилики.

Ответственный за строительство храма диакон Евгений Жувагин рассказал о том, как началось строительство:

Можно сказать, это возрождение храма, который был построен на средства горожан в 1865 году в районе железнодорожного вокзала. В 30-е годы прошлого столетия храм был разрушен. Сохранилось здание богадельни с арочными окнами, лепниной. Сейчас там находится техникум железнодорожного транспорта. Рядом аптека - бывшая сторожка храма Всех Святых.

Храм Всех Святых в Самаре.

Администрация дала разрешение на строительство храма в Железнодорожном районе, на пересечении улиц Киевской и Тухачевского.

Около этого места отец Евгений проезжал на протяжении нескольких лет, и внутренний голос говорил: «Хорошо бы здесь храм построить». Ранее здесь был пустырь. Рядом кладбище, угодников Божиих похоронено много - священнослужителей и крепких в вере мирян. Видимо, они молились об этом Богу. И прихожане говорили, что, когда проезжали мимо на трамвае, думали, что это хорошее место для храма.

11 апреля 2001 года Архиепископ (ныне - Митрополит) Самарский и Сызранский Сергий освятил для Богослужений железнодорожный вагончик. А в сентябре вагончик подожгли. После пожара откликнулись многие Православные, были перечислены денежные средства из разных епархий. И вот строительство храма уже завершается. Идут отделочные работы.

- Почему вы решили пригласить иконописца из Сербии?

Проект храма создал известный самарский архитектор Юрий Иванович Харитонов. Юрий Иванович предложил расписать храм фресками. Рассказал мне об иконописце Владимире из Сербии. Для него это уже двадцать первый храм. Сейчас Владимир расписывает наш храм. Завершил роспись купола, теперь предстоит расписывать алтарь.

Пока в верхнем храме идут работы, семь лет служили в нижнем. Богослужения совершаются ежедневно.

Архитектор Юрий Иванович Харитонов рассказал о работе над проектом этого храма:

Было выбрано место, установлены два временных вагончика, которые стояли параллельно друг другу. Их объединял высокий неф. Это строение напоминало базилику. Так появилось решение построить храм в виде крестово-купольной базилики, в Византийской традиции, но в сочетании с древнерусскими мотивами XII века. Более десяти лет я работал над проектом. Архитектура храма - сложное инженерное сооружение. В этом районе присутствуют карстовые пустоты, сложные по геологии.

Храм двухэтажный, трехуровневый: нижний храм - в честь Святого Духа, верхний - Всех Святых, и еще галереи, которые будут расписаны фресками.

Фреска - молитва в красках, искренняя, живая. Это, можно сказать, вечная роспись, так как краска не теряет цвета. Богатую палитру создают известка с мелким песчаником, природными натуральными красками. Фреска пишется в один прием по сырой штукатурке без искусственных материалов. Иконописец использует воду, пигмент и четыре основных цвета: белый - это обыкновенная известь, черный цвет передает пережженная виноградная лоза, желтый получают с помощью глины, а красный - жженной на огне охры.

В России я не нашел умельцев, кто пишет по штукатурке фрески. В 1993 году в Сербии познакомился с иконописцем Владимиром. Увидел его росписи. И когда надо было начинать расписывать храм Всех Святых, по благословению Владыки Сергия я пригласил Владимира в Самару.

Иконописец Владимир Кидишевич окончил Академию художеств в Белграде. В Сербии расписал восемь храмов, в Черногории около десяти, также в Греции и на Афоне. Двадцать первым стал наш самарский, российский храм. Получился своеобразный молитвенный щит: Сербия, Черногория, Греция, Россия. Расписывал и новые, и старые храмы, в которых не было фресок.

- Какие у вас впечатления от России? - спрашиваю иконописца Владимира.

Я полезен здесь. Ни с кем не знакомился, никого не видел в Самаре. В куполе работаю с утра до вечера. Знаю отца Евгения, отца Михаила - хорошие люди. Всё!

- Расскажите, как вы стали иконописцем?

Я был художником. Писал абстрактные композиции. Очень нравилось и хорошо получалось. Все изменилось в 1983 году. Случилось так, что я дома в Белграде в воскресенье пошел в ресторан попить кофе - и услышал звон колокола. Недалеко, в ста метрах, находился храм. Решил зайти. Пришел, начиналась Литургия. Стоял на службе, как другие люди. Затем пошли причащаться, и я - без исповеди, без подготовки - с ними. Священник, ничего не спрашивая, причастил меня.

Вернулся домой. Собрал все книги по художеству, материалы, масло, краски - и выбросил. Взял доску, яйца, пигмент - и через два-три дня получился образ Богородицы. Светские картины писать перестал. До 1999 года были только иконы. Затем подошел к одному батюшке, предложил попробовать написать фреску. Он согласился, выделил стену в храме, и я стал работать над иконой «Приношение Авраама в жертву Богу сына своего Исаака». Это была моя первая фреска.

Митрополит Черногорский Амфилохий пригласил к себе, благословил работать в разных храмах. Вот уже 25 лет, как делаю фрески.

- В каком стиле расписываете?

Видел старые росписи XI-XII веков. Для меня это только пример: что надо и как надо. Не копирую их, не могу сказать, что мои росписи византийские. Стиль более современный.

Икона - это наилучшее художество. Изучал историю живописи: ренессанс, романтизм, импрессионизм, - нужно знать всё. Как напишу лик Богородицы, не зная анатомии? Делаю кисточки из старых или беру у художников, у которых их много и не используются. Подбираю толщину кисти специально для фрески, так как нет одинаковых кисточек для фрески и иконы на доске.

- На что ориентируетесь в создании своих работ?

На Священное Писание - Ветхий и Новый Завет. Нужно знать, зачем, почему, как написано. Тогда будет легче написать икону или фреску. Меня спрашивали, почему у пророка Иезекииля широко открытые глаза. Помните, что он видел? Святой пророк Иезекииль видел прообраз всеобщего воскресения. Если бы увидели это, какие бы глаза у вас были?

- Что вас вдохновляет в иконописи?

Мне нравится, когда люди приходят в храм, радуются, смотрят на иконы, молятся святым. Важно, что твоя работа нужна.

Нет ничего лучше работы по сырой штукатурке. Мазок сочный, живой. Что держит краску? У меня нет никакого клея, как при написании иконы. Сейчас работают и акриловыми красками. Нет ничего, только пигмент, известь и вода. Раствор наносится на стену, подравнивается, чтобы было гладко, штукатурка сушится, вода испаряется вместе с прозрачными кристаллами извести. В это время важно начинать писать икону. К примеру, пять-шесть апостолов в одной композиции, работать нужно быстро, чтобы завершить за один день, пока не высохла штукатурка. Если бы времени было много и я каждую секунду осознавал, что работаю, то изображение получилось бы более реалистичным. Но это уже была бы не икона святого, а только некий портрет.

- Сложно вам одному расписывать такой большой храм?

Да, здесь храм большой, но при создании иконы невозможно работать вдвоем или втроем. Иконописец один работает с красками, пишет, подчищает. Все один.

- На какие сюжеты расписываете?

Иконы святых, Двунадесятых и Великих Праздников, Пантократора - Господа Вседержителя, икону Тайной Вечери, страсти Христа, Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, иконы Богородицы. Весь земной путь Христа. На южной стороне будут изображены чудеса и исцеления, совершенные Христом, на северной - страсти Христовы. Как позволит площадь, стена.

- Хотелось бы еще работать в России?

Как Бог даст. Большой храм расписывать, наверное, уже не возьмусь. Это очень тяжело. Каждую икону нужно написать полностью за один день, потому что это фреска, невозможно отложить на завтра. Всего в куполе храма написал иконы двадцати четырех пророков Ветхого Завета. Это одно изображение, а написать икону праздников гораздо сложнее. Сейчас работаю над фресками предалтарной части потолка.

Очень рад, что я здесь, в России. Это многое значит. Спасибо Владыке Сергию, что доверяет мне, отцу Евгению, который во многом помогает.

Диакон Михаил Королёв поделился впечатлениями:

Иконы как настоящая сказка, росписи очень красивые. Это подарок Божий. Благодаря трудам отца Евгения Жувагина свершилось чудо! Храм построен. В нем уже молятся прихожане. Очень трудно к этому шли. Были вначале условия нелегкие: печки топили, не было ни воды, ни окон, ни дверей.

По воле Божией храм восстановлен. Мне кажется, он единственный, который в таком стиле расписан, и станет одной из святынь Поволжья. Это как символ - храм Всех Святых!

Ксения Новосёлова.

«Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро». И понятно для нас, что мы, грешные, живем противоестественно, иначе мы и не были бы грешными. Нам надо пользоваться всем естественным и безгрешным и стараться делать добро – этого требует Иоанн Лествичник .

А многие из нас только верят и умиляются (когда, например, читают о Страшном Суде), а на самом деле ничего не делают и не думают подражать Христу. Многие из нас не могут даже понять, что есть один путь – путь делания Христова, очищения своей души от похотей и страстей, – одинаковый для иноков и мирян. Разница здесь лишь в мере прохождения пути.

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: приидите, взыдем на гору Господню в дом Бога нашего (), Совершающего нозе наши, яко елени, и на высоких поставляющего (), чтобы нам со делаться победителями на пути Его. Также умоляю вас с Апостолом, сказавшим: «Потщимся, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познание Божие, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ()». Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей Лествице, ибо есть Бог, Ему хвала, Ему держава и Ему сила и слава, в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки.»

Слово 3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая преднесением Честнаго Креста дает нам образ страстей Христовых, вспоминая их особенно ныне, когда мы совершаем течение Св. поста, и этим указывая нам, что мы должны нести свой крест.

Сегодня же совершается память св. Алексия человека Божия, которого мы особенно чтим в нашем храме.

Но этот день нам особенно дорог еще и потому, что он есть и будет день именин Батюшки отца Алексея. Сегодня Господь дал нам встретить этот день в первый раз без него и в озарении Св. Креста. Если мы сегодня молились Господу, чтобы не бесплоден был в нас Его Св. Крест, чтобы мы, поклонившись страстям Его, вошли от силы в силу, и сделались бы сами делателями виноградника Христова, то вспомним, что среди нас был человек, который не только нес свой крест, но и бесчисленные кресты своих духовных детей также нес на себе. Он был подобен тому, о ком говорит Иоанн Лествичник , что есть слезы и печаль по Богу, а есть радость по Богу, и это – и то, и другое – иногда сочетается в одном делателе Христове.

Скорбь о своих грехах – она совершается незримо для людей – это подвиг внутренний, а для мира, для окружающих – есть радость о Боге.

Эту радость имел Батюшка, который нес наш крест, а мы постоянно забывали, да даже и не видели вовсе, что есть не только та радость, которая была в его взоре, но есть и скорбь, есть внутреннее делание пастыря, есть крест, скорби, которые он нес в течение долгих лет.

Он в этот день с нами, которые не только его вспоминаем, но и понимаем его, молимся о нем. Так вот и вспомним же его мы, недостойные, скверные, грешные его духовные дети, вспомним о том кресте, которые он нес, нес легко и радостно, так что мы и не чувствовали его тяжести, ибо в нем была печаль по Богу, а для нас он был всегда радость и ласка.

Неужели для нас, кто видел жизнь делателя, о котором говорит Иоанн Лествичник , неужели для нас в дни покаяния и преднесения Честнаго и Животворящего Креста не станет понятно, что есть еще и Батюшкин крест, который был не только его личным крестом, но слагался из бесчисленного количества наших крестов? Неужели мы, которые видели его изо дня в день, жили с ним, радовались его радостью и приносили ему свои скорби, ибо, как говорил Батюшка, пастырь должен забывать о себе и взять на себя скорби пасомых, – неужели мы в этот день, когда предстоим Кресту Господню, когда мы просим Господа, чтобы не бесплоден был для нас Его Святой Крест, – неужели мы не осознаем, что этот Крест Христов мы получали и через Батюшку? Неужели и этот Батюшкин крест будет бесплоден для нас?

Давайте помнить о том, что мы на него возлагали, и в чем он нас постоянно облегчал. Многие бы желали получить то, что мы имели, а мы действительно имели, чувствовали и получали.

Вспомним, сколько скорбей, горестей приносили мы ему, нашему Батюшке, и как радостно он это принимал и никогда нас, своих духовных детей, не отметал.

Пусть не бесплоден будет его крест для нас. Поэтому, вспоминая его, вспомним и о своих грехах, вспомним, какой крест мы приносили ему; исправимся в том, чем мы его огорчали. Еще не поздно. Мы были при его жизни как слепые. Давайте же теперь, в день памяти Батюшки, вспомним и исправим свои грехи перед ним, и тогда, Господу содействующу, не бесплоден будет тот крест, который нес в этой жизни наш Батюшка, отец Алексей. Господь с вами.

Начиная со второй седмицы Великого поста, во всех храмах Святой Православной Церкви служится особое великопостное богослужение, именуемое Пассией. Это служба, всецело посвящённая страданиям Христовым - великой и страшной Жертве Любви, принесённой ради нашего спасения.

«Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли,

Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща…»

Пассия. Само название этого торжественного великопостного богослужения раскрывает его глубокий смысл, ибо латинское слово «passio» в переводе на русский язык означает «страдание» , а на церковнославянском означает «страсть».

В Русской Православной Церкви этот вид богослужений по времени своего возникновения самый поздний. Так, впервые пассия как отдельная служба появляется в XVII веке на юго-западе Руси (территория современной Украины).

Составил первоначальный вариант этой службы создатель очень многих литургических форм святитель Пётр (Могила), митрополит Киевский (1596–1647 гг.). В 1702 году в Киево-Печерской Лавре как прибавление к богослужебному Уставу был впервые напечатан чин пассии.

«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»

Впоследствии святитель Иннокентий (Борисов, 1800–1857 гг.), архиепископ Херсонский и Таврический добавил в чинопоследование пассии акафист Страстям Христовым. С 1-й четверти XX века пассии получают в Русской Православной Церкви повсеместное широкое распространение и становятся одними из самых любимых в народе великопостных служб. Таким образом, авторство чинопоследования пассии, совершаемой в нашей Церкви сегодня, принадлежит двум святителям - Петру и Иннокентию.

Пассия служится только во время Великого поста, четыре раза (по числу евангелистов): в воскресные дни (или же пятницы) второй, третьей, четвёртой и пятой седмиц. Служба проходит традиционно в вечернее время. Накануне пассии в центре храма устанавливается распятие, к которому перед службой и после неё благоговейно прикладываются все молящиеся. Перед распятием на аналое полагается Святое Евангелие.

На каждой из четырёх пассий читаются главы из Евангелия одного из Евангелистов, посвящённые страданиям Христа и крестной смерти Спасителя. Так, за первой пассией читают 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, за второй - 14 и 15 главы Евангелия от Марка, за третьей - 22 и 23 главы Евангелия от Луки и за четвёртой - 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна. Как правило, к чтению Евангелия присоединяется также акафист Страстям Христовым и поучение. Во время пассии всем молящимся принято держать в руках зажжённые свечи, что создаёт особую проникновенную молитвенную атмосферу.

«…мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми Животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси»

Велико значение этих великопостных служб: главная цель пассий, как и всего Великого поста - подготовить верующих к Страстной Седмице, на которой воспоминаются крестные Страдания и смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И каждый православный христианин должен стремиться принять молитвенное участие в пассиях, где каждое песнопение пронизано болью сострадания к страждущему Христу Спасителю, а очерствевшая душа под действием сопереживания и сострадания к Нему оживает и делается чище.

Евангельские чтения, посвящённые страданиям Богочеловека и Творца мира, чтение акафиста Страстям Христовым, проникновенные, глубокие и печальные песнопения пассии настраивают душу на сопереживание, духовным зрением она созерцает Гефсиманию и Голгофу, состраждет и плачет вместе с Богородицей и апостолами, делаясь сопричастной страшным Евангельским событиям, сопричастной Страждущему Христу Спасителю.

По окончании пассии в 2008 году Святогорский архипастырь так обратился к своей пастве: «Мы вспоминаем жертву любви Христовой. Как говорит Священное Писание, «живо слово Божие и действенно и острее всякого меча обоюодоостра». Так и слова евангельские сегодня пронзают и душу, и сердца, и умы наши. Мы как бы по-новому сопереживаем всем тем событиям, которые произошли почти 2000 лет назад, но настолько актуальны и в сегодняшний день. Потому что на страницах евангельских, слыша рассказ о распятии Христовом, слыша повествование, записанное святыми апостолами, свидетелями страданий Христовых, мы видим как в зеркале в словах евангельских и свою душу.

…И мы сегодня, братья и сестры, как разбойники, себя осуждаем, себя поставляем на суд Христов. Надеясь на милосердие Христово, на Его любовь, из мучений сердца своего исторгаем вопль, как разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» . И как, братья и сестры, хочется нам сегодня услышать голос из измученных уст Христовых: «Ныне будеши со мною в раи» .

И плач наш, братья и сестры, слёзы наши покаянные, слёзы нашего самооосуждения омывают наш разум, чувства наши, сердца наши. Души наши омываются ими. И хотя мы не слышим этих слов, которые Христос произнёс разбойнику, но душою чувствуем милосердие Божие, милость Божию сердцем ощущаем. Сердцем мы чувствуем, что сегодня Господь и нам, кающимся, и нам, сострадающим Его страданиям, не насмехающимся, сопереживающим и так же мучающимся сердцем, глядя Его распята вместе с Матерью Его и сострадая, говорит и нам спасительные слова. Мы сегодня сердцами своими, в душах своих слышим тихую милость Божию, тихое слово Христово: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят» . Эти слова над всеми нами несутся, и за этими словами благодать Божия, очищающая нас от грехов, покрывает наши грешные главы, очищает нашего грешного человека, живущего по похотям его. И сегодня обетование Христово для каждого из нас Господь полагает в сердцах наших, давая тихую скорбь и растворённую каким-то особым чувством - чувством, с которым расстаться не хочется. Это незримое, неслышимое слово пронеслось в душах наших: «Ныне будеши со мною в раи».

Сегодня Господь, братья и сестры, каждого из нас, распростирая руки, призывает к себе, готовый обнявши весь мир, призвать его к вечному, нескончаемому бытию и наследию, к которому и устремимся живой, деятельной верой строя своего внутреннего, духовного человека. Не по нашим рассуждениям, но по заповедям Божиим просвещая разум свой чтением Священного Евангелия, аминь!»

Слово о кресте …для нас, спасаемых, - сила Божия.
1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста - до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» - говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество - благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь - прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин ,
Точное изложение православной веры кн. 4

Loading...Loading...