О священнике, поцеловавшем руку владимиру путину. Игумен Мефодий – человек с открытым сердцем

Хорошая статья
https://echo.msk.ru/blog/aminovalisher/2137252-echo/

«Олимпийская бомба» уже взорвалась. Следующая цель - чемпионат мира по футболу
АВТОР
Алишер Аминов
вице-президент Международного фонда поддержки правовых инициатив

Позорный статус России на Олимпиаде в Пхенчхане – момент истины. Президент МОК Томас Бах не смог полностью вывести Россию из под удара: во-первых, он несвободен в своих действиях, а во-вторых, доказательств «против» более чем достаточно.
После того, как комиссия по допуску под управлением Валери Фурнейрон основательно почикала российскую олимпийскую делегацию, в родном Отечестве поднялась новая волна священного гнева поводу «отсутствия доказательств и преследований российских спортсменов по политическим мотивам».

Разумеется, политический наезд тоже имеет место, но чего стоит вся эта игра на публику без юридически обоснованных опровержений?

Эмоции в данном конкретном случае только вредят делу. Они, точнее, мешают докопаться до сути, но это – часть государственной политики, стратегический рычаг: докапываться до сути вам, оболваненные граждане России, совсем не нужно. Ваша задача – выкрикивать патриотические лозунги, махать флагами и костерить врагов.
Потому что если не заниматься этими важными делами, говорить придется совсем о другом. Не о жалости и сочувствию к нашим так называемым «элитным спортсменам», а о масштабной жульнической операции на государственном уровне под чутким руководством бывшего министра спорта, которого не менее чутко курировал Тот, Чье Имя Нельзя Называть.
Жульничество – было, и это абсолютный, железобетонный факт. Как и марионеточный статус Виталия Мутко. Ну в самом деле, простая же логика: если виновен только он – почему до сих пор не снят со всех должностей? Почему пребывает в статусе президента РФС, хоть и убывшего в бессрочный отпуск? Почему продолжает курировать спорт в статусе вице-премьера, а не валит кедр на Колыме?

Ответ очевиден: оберегают Виталия Леонтьевича старшие товарищи, не дают захворать душой и телом, подтверждая тем самым и без того очевидное: допинг-программа воплощалась им в жизнь по указанию высшего руководства страны.
По сути, в реализации мошеннической схемы сошлись интересы двух субъектов: чиновников, не способных создать эффективную систему подготовки, но мечтающих отхватить максимум, чтобы войти в историю, и самих спортсменов, которые за олимпийские медали получают невиданные доходы. К примеру, за золото на Олимпиаде в Сочи американцы получали по 25 тысяч долларов, а наши – по 125. Официально, по распоряжению правительства. Плюс региональные премиальные, плюс автомобили престижных марок стоимостью около 50 тысяч…

За такие блага спортсмены, так уж получается, готовы колоть себя всякой гадостью с утра до вечера.
***

После того, как профессор Макларен вывалил, лишь закодировав фамилии, тысячу с лишним единиц файлов из базы и жестких дисков Родченкова и пропустил их через криминалистическую экспертизу, оставалось ждать лишь одного: объяснений заместителя министра спорта Нагорных, Родионовой, Великодного, Желановой и других высоких чинов.
При этом ни комиссии МОК, ни тем более арбитры CAS были просто не в состоянии пользоваться тем инструментарием, который есть у правоохранительных органов России. Арбитры Лозаннского суда и члены комиссий Макларена, Освальда и Шмида не имели и не имеют возможности затащить ключевых свидетелей к следователям, вызвать всех этих Мутко и Нагорных на очные ставки. У них не было и нет никакой возможности изъять нужные улики. Профессор Макларен, скажем, неоднократно просил обеспечить ему доступ к базе данных российской лаборатории, но неизменно получал категорический отказ, ибо лаборатория якобы опечатана Следственным Комитетом.

Комиссия Освальда, принявшая эстафету у Макларена, совершенно четко показала, каким путем она идет: от общего к частному, ссылаясь при этом на МОК. МОК же определил, что ввиду серьезности и широты разоблачений, сделанных Маклареном, стоит предположить, что все российские спортсмены высшего уровня являлись составной частью допинговой системы, и только те спортсмены, которые действительно смогут опровергнуть презумпцию, будут допущены на Олимпийские игры.
Наличие следов вскрытия проб любой степени, превышения соли, чужого ДНК, свидетельств о создании банка чистой мочи и заблаговременных «боковых» сдачах анализов в лабораторию могут в отношении некоторых из дисквалифицированных спортсменов действительно отсутствовать. Но другим важным фактором вины является упоминание фамилии спортсмена в списке «Дюшес» и в переписке чиновников Минспорта с Московской антидопинговой лабораторией.

Такой спортсмен, по версии обвинения, являлся сознательным участником схемы, ибо базовое положение Антидопингового кодекса гласит: если факт не оспорен, он считается неопровержимым свидетельством. А факт (вернее, многочисленные факты) не оспорены. Так что в трактовке Макларена, Освальда, Шмида, а теперь и Фурнейрон спортсмен, принявший участие в «операции», пусть и опосредованно, ПРИЧАСТЕН к «процедуре фальсификации проб». Точка.
«Враги» оперируют положениями закона, а не лозунгами, именно в этом их сила. Ведь в рамках международной спортивной юрисдикции в случае, когда установлен факт организации допинг-схем с участием стороны государственных структур, совершенно не обязательно заниматься дополнительными расследованиями. Это для Мутко все доклады – «фуфло», а для ВАДА и МОК приведенной в них фактуры вполне достаточно.

Поэтому после публикации заключений комиссий Шмидта и Освальда наступила совершенно другая фаза юридических взаимоотношений в отношении спортсменов. Сдавал мочу неведомо для чего? Не интересовался, для чего именно? Не отразил эту сдачу в рамках обязанностей по отчету? Виновен. Еще одна точка.
Предвидеть такое толкование фактов российские юристы, конечно же, могли. Но тогда надо было вытаскивать на свет божий показания соавторов переписки – Нагорных, Родионовой, Желановой, Аваляна. Однако мы избрали другую стратегию: спрятали чиновников подальше от МОК, Лозаннского суда и прессы. Нет их ни для кого.
Так что беглый профессор Родченков, слив криминальную переписку между чиновниками Минспорта и Московской антидопинговой лабораторией, здорово облегчил работу комиссиям МОК. Они теперь решают спорные вопросы достаточно просто, трактуя сам факт переписки как вмешательство государственных структур в деятельность лаборатории. Упоминался тот или иной спортсмен в переписке между Министерством спорта и лабораторией – значит, виновен.
Тем более что, повторюсь, этот самый факт переписки российские официальные лица не опровергли, а товарищи, которые ее вели, исчезли в неизвестном направлении.

Родченков сдал «врагам» и электронную базу лаборатории, которую разработали его сотрудники Соболевский и Митягин. База еще раз все подтверждает, она хранит сотни фамилий спортсменов, то есть, по сути, соучастников проекта «Сочи-2014». Стало быть, в наличии у стороны обвинения как минимум три компетентных свидетеля и вагон переписки, которая во всем мире признана неоспоримым доказательством, поскольку фактура никем не опровергается.
Вот вам и логическая цепочка: наши «сочинцы», заблаговременно сдавая «чистую» мочу для хранения в лаборатории и создания «банка чистых проб», не отражали факт сдачи в порядке, установленном ВАДА. Эти действия, согласно Антидопинговому кодексу, и комиссии МОК, и CAS квалифицируют как «участие в фальсификации». Соответственно, спортсмены, упомянутые в переписке, подлежат дисквалификации.

Можно, конечно, допустить и такой сценарий: наглость, уверенность в собственной безнаказанности наших чиновников простирались так далеко, что сбор мочи в этот самый банк проходил в приказном порядке, по специальной инструкции, без права на отказ. А когда начались расследования, суды да комиссии, все эти «банковские работники» мигом испарились.
Но спортсмены так называемого «международного пула» повязаны обязанностями как удавкой на шее. По каждой принятой таблетке они обязаны писать отчет. Так что, выражая нашим несостоявшимся олимпийцам всяческое сочувствие, хочется все-таки спросить: «Сдавая чистую мочу заблаговременно, вы ведь понимали, что участвуете в фальсификации? Что, не отразив факт сдачи в системе АДАМС, становитесь подельниками в операции по незаконной добыче драгметаллов? Или считали, что прокатит, главное – премиальные получить?»…

Итак, главное в решении комиссии Освальда по нашим спортсменам: мы не признали наличие «схемы допинга» и указали, что эта схема «не могла работать без личной вовлеченности спортсменов» (пункт 317 раздела «Оценка доказательств»), тогда как в пункте 314 констатируется, что спортсмены были «основными бенефициарами схемы».

Сколько «весят» эти выводы, мы узнаем, когда 43 наших дисквалифицированных спортсмена окажутся в CAS. Вероятнее всего, проиграв дела, мы и чиновников CAS начнем называть лжецами, а их работу – фуфлом. Позиция тотального отрицания, в общем, вполне оправданна: признавать организованную подлость нам никак нельзя, а для убедительного отрицания вообще нет ресурсов.
Но она, эта позиция, содержит очевидные дефекты. Во-первых, хороша исключительно для внутреннего употребления. Во-вторых, «война против всех» превратила спортивную Россию в изгоя. Трудно даже представить, сколько времени понадобится для того, что избавиться от этого клейма.

Россия, говорят, подала иски в швейцарские гражданские суды, но еще вопрос, примут ли их к рассмотрению. Возможно, перспективы стали бы понятнее, если бы достоянием гласности стали сами тексты исковых заявлений. Но такие желания – из области неисполнимого, ведь неизвестно даже, кто конкретно является истцами.

Вообще же все эти судороги в виде найма адвокатов и объяснений в комиссиях и CAS – они для толпы, а любому юристу понятно: конец котенку. Хотя орать «Допинг жрут все!», «Пойдем до конца!», «Доказательств нет!», «Выбивают сильнейших!» можно еще долго.

22 августа, не дожив одного дня до своего сорокадвухлетия, после непродолжительной болезни скончался настоятель Можайского Лужецкого Рождества Пресвятой Богорододицы Ферапонтова мужского монастыря игумен Мефодий (Соколов). С глубокой сердечной скорбью братия обители, родственники и духовные чада отца Мефодия восприняли это печальное известие.

«Лучше гореть, нежели тлеть» — эти слова для отца Мефодия были правилом его жизни. И многие люди, видя его горячую любовь к Богу, обретали для себя свет Христовой веры. Родился отец Мефодий — в миру Денис Валерьевич Соколов — 23 августа 1969 г. в городе Железнодорожном Московской области в семье верующих родителей. В 1984 г., по окончании восьми классов средней школы № 11 города Железнодорожного, поступил учиться в СПТУ № 70 города Москвы. В 1986 г. окончил училище и работал на заводе «Радиоприбор». После службы в армии, вернувшись домой, стал прихожанином церкви Преображения Господня. Полюбив Божий храм и православное богослужение, он уже не представлял себе жизни вне церкви.

В сентябре 1993 г. Денис, по зову сердца, пришел в Борисоглебский мужской монастырь города Дмитрова Московской области, желая посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине, и был принят в братию святой обители. Видя горячую любовь к Богу молодого послушника, 1 апреля 1994 г. настоятель Борисо-Глебского мужского монастыря архимандрит Роман (Гаврилов) по благословению митрополита Ювеналия совершил монашеский постриг послушника Дениса с наречением имени Мефодий в честь преподобного Мефодия, игумена Пешношского. 3 апреля 1994 г. монах Мефодий был возведен в сан иеродиакона, 18 сентября того же года Высокопреосвященнейшим Ювеналием был посвящен в сан иеромонаха. С этого дня для отца Мефодия началась новая страница его жизни — жизни церковного пастыря. До сих пор прихожане Борисоглебского монастыря с любовью вспоминают духовные советы своего наставника. С 1996 г. иеромонах Мефодий исполнял послушание эконома монастыря.

Усердные труды отца Мефодия были отмечены священноначалием. В 1997 г. он был награжден набедренником, а в 2000 г. — наперсным крестом. В 2005 г. возведен в сан игумена. В этом же году стал настоятелем Лужецкого мужского монастыря города Можайска. Отец Мефодий прикладывал все силы для возрождения древней святой обители. Прихожане монастыря и многие можайцы, которые общались с ним, видели в нем честного, доброго, открытого и светлого человека, за что и полюбили его. В 2010 г. отец Мефодий за труды в святой обители был удостоен награждения палицей.

19 августа, в день Преображения Господня, отец Мефодий служил в монастыре Божественную литургию. После праздничной службы, несмотря на усталость и плохое самочувствие, как всегда спеша делать добрые дела, он поехал причастить больного. Когда он вернулся, ему стало плохо. У него сильно повысилось артериальное давление, что бывало и раньше, но на этот раз у отца Мефодия случился инсульт. Он впал в кому и на третий день, не приходя в сознание, скончался в реанимационном отделении Можайской городской больницы.

24 августа, по благословению митрополита Ювеналия, Литургию и чин отпевания новопреставленного при стечении большого количества прихожан совершил в Лужецком монастыре его духовный наставник епископ Серпуховский Роман. Проститься с почившим приехало множество верующих. Многим из них батюшка был духовным отцом и добрым пастырем. Светлый образ его останется в памяти братии и прихожан святой обители.

Вечная память почившему игумену Мефодию.

Преобразится ли храм?

9 утра. Двор Спасо-Преображенского мужского монастыря – вотчина игумена Мефодия – занесен снегом. Полуразрушенное здание монастыря, с выбитыми окнами, почерневшими, плачущими стенами, - безмолвно. Ни признака жизни, ни лица – в окне. Только ветер колышет полиэтилен, кое-где приспособленный вместо стекла. Неужели здесь живут люди?

Не подскажете, где найти отца Мефодия? – бросаюсь к одинокому монаху, который с пустыми ведрами (не повезет!) пробирается по снегу.

Он в больнице лежит. В какой - не знаю, - как от чумы, шарахается монах.

У вас что, ремонт? – кричу вдогонку.

У нас пожизненный ремонт. Вечный! – усмехается «служивый».

Кое-как отыскав вход, захожу в монастырский собор. Земляной пол, обшарпанные стены, шайки-лейки в крысиных углах, десятки сваленных друг на друга столов встречают в «прихожей». Справа - катакомбы времен Первой мировой войны, стыдливо прикрытые жестяным пологом. Слева – еле заметная дверь. За ней священник совершает богослужение. Весь приход – девять старушек и один бородатый молодец. Не густо.

Прихожане в монастырь идут не к Мефодию вовсе, а к старцу Севастьяну-прозорливцу, - уверен глава Енисейского района Василий Сидоркин . – Он людей насквозь видит и бесконечно их любит. А Мефодий – пьяница и развратник! Послушников за рабов держит, среди ночи на улицу выгоняет! Но это эмоции. А вот факты. За 13 лет служения в Енисейском мужском монастыре отец Мефодий отреставрировал трапезную, где поит и кормит высоких гостей, выстроил баню для монахов и снес (на бюджетные деньги) овощехранилище. Еще – покрасил купола Спасского собора. Все.

Отец Мефодий, где вы?

На монастырском пороге меня встречают иеромонах Варахиил и худая рыжая кошка (и у нее пост?). Беседа с батюшкой не вяжется. Тема «Отец Мефодий» закрыта, как окна, за которыми умирают енисейские монахи. Может, виной тому – вчерашняя передача по TV об отставке Фаста?

Мы не смотрим телевизор, - отводит глаза священник. – Без благословения отца Мефодия говорить о монастырской жизни не могу.

Просьба просветить насчет поста на минуту развязывает язык «молчальника»:

Вино в умеренных дозах церковью не запрещается. Неумеренность и беспорядочность - грех. 21 декабря 2002 года игумен Мефодий, получив от ворот поворот в кафе «Уссури » Лесосибирска , вытащил газовый пистолет и расстрелял новобрачных и гостей. (Читайте «КП » от 4 января 2003-го.) По факту хулиганства ОВД Лесосибирска возбуждено уголовное дело (прекращено за отсутствием состава преступления).

В феврале 2004-го иеромонах Мефодий, прервав застолье, избил предпринимателя в кафе «Беккер ». Факт зарегистрирован в журнале происшествий районного ОВД.

Сегодня в кафедральном Успенском соборе – приходе отца Геннадия – утренней службы нет, но дверь его открыта. К чистой, выбеленной церкви проложена аккуратная тропа. Люди идут друг за другом: воды святой набрать, помолиться, крестик купить…

Я знаю, что отец Геннадий теперь не благочинный. Ну и что? Как ходили к нему, так и будем ходить, – пожимает плечами прихожанка Евгения, учительница начальных классов. – Он же наш, родной!

Мы боимся, что отец Геннадий уедет, - признается Светлана Карасева , директор православной гимназии. – Понимаете, по уму, таланту Фаста – ему не в Енисейске и не в Красноярске место. До сих пор его дела не отпускали: как благочинный Енисейского округа, он приходы открывал, священников растил. Как уедешь, когда у тебя дом не достроен?.. А теперь, когда у батюшки остался один приход да прогимназия , в которых все в порядке, он может покинуть нас с чистой совестью.

И снова – факты. За 21 год служения в Енисейске Геннадий Фаст открыл 9 приходов в районе, воспитал 34 священника, при его участии создана православная школа (99 учеников), казачья гимназия (130 учеников из малообеспеченных семей), воскресная школа для взрослых, библиотека, образовательная Интернет-программа «Город, которого нет» (40 детей). Каждый день Успенский монастырь посещает 100-120 прихожан, в праздники – несколько сотен. Фаст первый из священников стал служить в тюрьмах, объехал все исправительные учреждения района. Да простит мне отец Геннадий, если что-то забыла.

Праведник Фаст отстранен, - с горечью говорит глава района. – А на его место назначен развеселый парень Мефодий, который кутит на пожертвования. И этот человек будет властителем душ енисейцев?!

Жизнь предводителя монахов-мужчин (их здесь около 30) – при всей ее закрытости - обросла в Енисейске безобразными слухами. Мне жаль заплутавшего в миру священника.

А вам не жалко людей, которых он оттолкнул от церкви? – спрашивает Сидоркин.

Вместо послесловия

Очень хочется дать слово «плохишу Мефодию». Еду в Лесосибирскую горбольницу, куда 10 дней назад священник лег на профилактическое обследование. Игумена в палате №20 терапевтического отделения нет.

За ним машина пришла, уехал куда-то. Вернется утром, к процедурам, - говорит сосед по палате Николай Давыдович.

Что ж, последнее слово остается за протоиереем Геннадием Фастом:

Обсуждать указ владыки Антония – дело общественности. Мое же дело – офицерское: исполнять его. С одной стороны в моей жизни ничего не изменилось. Где бы и кем бы я ни был, я, как служил богу, так и служу. А с другой - всякое событие, которое потрясает, делает человека иным…

Фото из архива прогимназии Енисейска.

Досье «КП»

Протоиерей Геннадий Фаст. Родился в 1954 году в селе Чумаково Новосибирской области, в семье немцев-протестантов, «врагов народа». С 1972-го по 1976-й учился на физфаке Карагандинского университета. Выгнан за веру. В 1976-м восстановился на физфаке Томского университета. В 1977-м принял православие. В 1978-м работал на кафедре теоретической физики. Обвинен в организации религиозной ячейки, выгнан. Окончил духовную семинарию и академию в Москве . С 1983 года – настоятель Успенского кафедрального собора в Енисейске. С 1990-го – благочинный Енисейского округа (пять районов и два города). Кандидат богословских наук. Автор 10 книг. Женат, пятеро детей.

Кстати

Через две недели после отставки протоирея Фаста Архиепископ Антоний представил его к Ордену Русской Православной Церкви. Чтобы закрыть рот общественности?

Года в погосте Данькове Холмского уезда Псковской губернии в семье священника Петра Васильевича и Евдокии Сергеевны Холмских. Всего в семье было восемь детей: шесть сыновей - Лев, Фёдор, Гавриил, Павел, Иван и две дочери – Анна и Татьяна. Племянники прот. Петр (1867-1939) и Илья , преподаватель Костромской духовной семинарии.

4 февраля года был перемещён настоятелем первоклассного Псково-Печерского Успенского монастыря . 25 марта 1894 года принял управление монастырём.

3 июня 1894 года, по просьбе правления и с разрешения епископа, принял звание почётного блюстителя Псковского духовного училища . За свой счёт приобрёл в столице иконостас с иконами, престол, жертвенник и прочие принадлежности, израсходовав около 2 тысяч рублей.

Под его руководством в Псково-Печерском монастыре развернулось значительное строительство. 15 августа 1894 года, во время престольного праздника обители, состоялась закладка обширного двухэтажного кирпичного здания для братской трапезной, нескольких келий и некоторых служб. Через два года, накануне дня Успения Богоматери, прошло освящение построенного здания.

5 февраля года училищный храм был освящён во имя святых первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. В дальнейшем он заботился о ремонте храма, обновлении церковной одежды и других предметов, благоустройстве общежития. 28 апреля года назначен попечителем церковноприходской школы, существовавшей при монастыре с 1886 года.

1 октября года был избран заместителем председателя Совета Кирилло-Мефодиевского братства, помогавшего церковным учебным заведениям.

В выстроенном в 1896-98 годах двухэтажном полукаменном здании монастырской гостиницы он отвёл место для занятий школы и для проживания некоторых учителей. Но своим главным делом он по-прежнему считал общение с верующими, нуждавшимися в его духовной помощи. А их в монастырь приезжало всё больше.

Отец Мефодий весьма почитался народом. Часто после весьма продолжительных монастырских богослужений ему подолгу приходилось еще благословлять богомольцев, стремившихся к нему из уважения за его строгую монашескую жизнь.

В эти февральские дни игумен Мефодий (Петров) и иеромонах Авраамий (Княженцев) – одни из старейших насельников Валаамского монастыря – отмечают свои юбилеи.

Игумен Валаамского монастыря Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий, поздравил начальника Никольского подворья Валаамского монастыря в городе Сортавала иеромонаха Авраамия (Княженцева) с 70-летием со дня рождения:

Совершая церковное служение, Вы стремились исполнять все возложенные на Вас послушания со свойственными Вам усердием и ответственностью. На протяжении долгого времени Вы сопрягали труды начальника подворья монастыря в городе Сортавала с предстоянием Престолу Божиему, приобщая ближних и дальних к спасительным евангельским истинам. В августе месяце этого года мы будем отмечать 25-летие Вашего монашеского пострига в нашем монастыре, более десяти лет Вы возглавляете подворье монастыря в городе Сортавала.

Во внимание к Вашим усердным трудам и в связи с отмечаемой Вами знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас медали преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Желаю Вам крепкого здоровья, мира душевного, дальнейших творческих успехов и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и начинаниях.

Примите пожелания душевного мира, телесной крепости, неиссякающей радости о Христе Иисусе и обильных милостей от Великодаровитого Владыки неба и земли.

С любовью о Господе,
игумен монастыря, епископ Троицкий Панкратий.

Игумену Мефодию – 55 лет

Радушно встречает гостей Валаама удивительно добрый и жизнерадостный человек – отец Мефодий.

Игумен Мефодий (в миру Венко Петров) родился 16 февраля 1961 года в православной семье в селе Баняне (Скопска-Црна-Гора, Македония, СФРЮ), в пяти километрах от монастыря великомученика Никиты, в котором в 1930-40-е годы жили семьдесят валаамских старцев, и до сего времени сохранилась могила одного из них – монаха Панкратия († 6 февраля 1949 года).

Дедушка Венко Петрова построил несколько храмов и часовен в Македонии. С раннего детства Венко увлекался творчеством русских писателей, художников, композиторов. «Через их произведения присутствие Божие в жизни русского человека я чувствовал особенно ярко, поэтому я с детства очень любил Россию», – признавался отец Мефодий в одном из интервью.

В 1984 году Венко Петров окончил институт в Скопье, получив профессию строительного инженера. В молодости имел много друзей на Западе, думал жениться и жить в Италии, но в 1991 году Венко избрал путь монашества. В основе его решения лежало твердое убеждение, что будущее человечества связано с Россией.

«В монашеском размышлении своем думал я, куда поехать служить Богу? Была возможность направиться на Афон, это от нас близко, в Иерусалим или в Россию. Я пожил на монастырском подворье в Греции, но так как ситуация между Македонией и Грецией была напряженная, не мог там оставаться. И созрело желание поехать в великую страну, где православных живет больше всего, а само православие переживает возрождение и духовный подъем. Я благодарен Богу за то, что сподобил меня попасть на Святую Русь, в сердце России, в Свято-Троицкую Лавру в Сергиевом Посаде. Это было 21 августа 1992 года. По благословению любимейшего батюшки старца архимандрита Кирилла (Павлова) остался там послушником и пробыл около полугода. По его же благословению приехал на Валаам вместе с владыкой Панкратием 6 февраля 1993 года.

Вскоре мне пришло откровение от Бога, что это все неслучайно. В Македонии в монастыре, который около моего дома, осталась могилка одного старца-монаха. И вот в 1997 году ко мне на Валаам приехали родители и привезли фотографию могилки этого старца. Оказалось, что его звали Панкратий, как и нашего игумена. И еще меня поразило, что он преставился 6 февраля 1949 года, а я переехал жить на Валаам 6 февраля. Вот такие неслучайные совпадения. В монастыре получил послушание алтарника и пономаря. Твердым орешком оказался русский язык (в школе Венко освоил английский, французский и немецкий). Но постоянное общение в русской среде и воля Божия помогли мне освоиться», – вспоминал отец Мефодий.

Послушником на Валааме Венко пробыл около полутора лет. При монашеском постриге восприемником и духовным отцом стал духовник монастыря отец Геронтий. Постриг с именем Мефодий был совершен на праздник Рождества Иоанна Предтечи в 1994 году; через четыре дня, 11 июля, в день преподобных Сергия и Германа, посвятили в сан иеродиакона; а через два года в этот же день, 11 июля 1996 года, приснопамятным Патриархом Алексием II был рукоположен в сан иеромонаха.

С самого начала служения на Валааме назначен и в течение шести лет был ризничим монастыря, ведал церковной утварью, святынями храмов, иконами и мощами.

С 2000 года отец Мефодий – директор воскресной школы и помощник игумена по приему паломников. Выступал за то, чтобы туризм на Валааме развивать в духе паломничества к святыням, а не как индустрию развлечений. Его службе были переданы все неотремонтированные гостиницы и другие, часто не вполне приспособленные объекты, где можно было размещать прибывающие в монастырь группы. По свидетельствам валаамских паломников, о. Мефодий в качестве гостинника монастыря творчески подошел к своей миссии, завел традицию встречать гостей у ворот обители, объяснять внутренние правила и угощать сладостями, фруктами, орехами и вареньем. Принимал деятельное участие в восстановлении верхнего храма Спасо-Преображенского собора на Валааме, строительстве Владимирского скита, часовни в честь Валаамской иконы Божией Матери на острове Светлый у входа в Большую Монастырскую бухту, часовни блаженной Ксении Петербургской.

27 февраля 2005 года по благословению епископа Троицкого Панкратия был создан православный Культурно-просветительский центр (ПКПЦ) «Свет Валаама». Иеромонах Мефодий, возведенный в сан игумена, возглавил новый центр. ПКПЦ продолжил заниматься приемом гостей и реставрацией, начал социальное служение, оказывал благотворительную помощь детям, пенсионерам, проводил многочисленные культурные мероприятия, привлекал к сотрудничеству на благо монастыря творчески одаренных людей, которые хотели потрудиться для Церкви. В состав ПКПЦ «Свет Валаама» входит детский валаамский хор «Валанс». По мнению местных жителей Валаама, «батюшка Мефодий - самый добросердечный монах в монастыре».

«Я могу сказать, – рассказывает игумен Мефодий, – что самые счастливые мои дни были, когда я был послушником на Валааме, несмотря на то что были и трудности, и очень много послушаний. Братьев тогда было мало, всего около десяти человек. Вместе с братьями кололи дрова, несли общие послушания, вскоре начали потихонечку восстанавливать кельи. Среди нас, помнится, жил один брат, который особенно любил ремонтировать и обустраивать кельи, и когда он заканчивал одну, его переселяли в другую запущенную, и он начинал ее реставрировать (смеется)…

Для меня навсегда незабываемыми останутся встречи с местными жителями того времени. Несмотря на то, что были духовные расхождения, различия в мировоззрении, для меня, как для иностранца, было особенно удивительно открывать русского человека. У меня всегда была любовь к России.

Но эта любовь в особенности проявилась, конечно, здесь. Я думаю, что у русского человека где-то в самой глубине, в подсознании, заложена огромная вера в Бога. И меня поражало во время бесед с валаамскими жителями, насколько эти люди были боголюбивы. Хотя они могли вести себя в некоторых аспектах относительно монашества неприемлемо, но никогда я ни в ком не встречал богоборчества, вражду на Бога, но во всех встречал доброжелательство. Вот это меня очень поражало, прямо душа радовалась, испытывала такой восторг! С одной стороны, Господь давал большую благодать, с другой – мне открывался этот прекрасный горизонт красоты русской души.

Около шести лет я был ризничим монастыря и проводил в алтаре по 14 часов, занимался утварью, благоустройством храма, убирал мощи – это огромное счастье для монаха!

Собор наш был покрыт лесами, словно черной рукой, отнимавшей божественный свет, который всегда был на этом святом месте. И самое заветное, что было в сердцах всех иноков и братьев, которых Господь привел на Валаам в то время, – как можно быстрее восстановить нашу обитель. Когда мы изучали историю монастыря, в ушах звенели слова и скорбь наших отцов. Вы знаете, когда в 1940 году они покидали обитель, то перед самым отбытием они запели хором тропарь прпп. Сергию и Герману. Была скорбь, что покидается великая святыня, великий монастырь. Каждый из них знал, что, может быть, никогда не увидит Валаам. Нам всегда надо помнить о том, что братия обители, будучи в изгнании, всегда молилась о ней, о ее восстановлении. И ни у кого из нас не было сомнения, что с помощью Божией и молитвами прпп. Сергия и Германа Валаамская обитель будет восстановлена. Сегодня она стала одной из самых знаменитых и славных обителей, высоко держащей знамя Православия.

Период восстановления постепенно заканчивается, и хотелось бы, чтобы братия, которая поступает в монастырь, всегда помнила, каким мы получили Валаам от советских властей, практически в руинах, и какой огромный подвиг совершил владыка Панкратий с братией, восстановив обитель за этот срок. Строительство еще продолжается, но я очень надеюсь, что придет время, когда у нас закончится это несение строительного креста, когда основные усилия отцов будут направлены к внутренней, созерцательной жизни, которая более важна в монашестве. Сейчас у нас есть благоприятные условия для того, чтобы началась истинная духовная жизнь, которая всегда была на Валааме; каждый инок может подвизаться и принести Господу плод своих трудов. У нас прекрасный устав, прекрасные богослужения, благоустроенные кельи, налаживается скитская жизнь и начинается отшельническая. Блажен человек, который приходит в нашу обитель и имеет возможность принести Господу свой посильный труд»...

***
На вопросы о православном сознании и мировоззрении отец Мефодий отвечает философски:

– Это один дух по кровной славянской линии. Нам известно, что будущее мира связано именно с Россией. Любой духовный человек, который хоть немного разбирается в божественном откровении, знает, что Россия – это последняя, третья, христианская империя после Римской и Византийской.

Византии уже нет, Россия – великая держава, прошла тяжелейший период богоборчества, но, слава Богу, сегодня через покаяние возрождается. Можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, что Россия всегда будет сильная и будет страшна врагам. Не случайно первую атомную бомбу в России создали на территории Саровского монастыря. Кто знает, что бы стало с миром, если б этим страшным оружием монопольно владела Америка и Россия не создала бы стратегический баланс в мире? И, естественно, каждый из нас, который является чадом Православной Церкви, обращает свой взор к России.

Много постарался сатана, чтоб унизить Россию, настроить людей на Западе против нее. Но, слава Богу, ныне российское правительство объясняет миру, что Россия – прежде всего не страна страшных коммунистических догматов, а страна, родившая огромное количество Святых, посвятивших себя духовному подвигу.

Loading...Loading...