Особенности организации и перспективы развития паломнического туризма. Хадж: обязательное для мусульман паломничество

Хадж – натурализованная экскурсия мусульманина в важнейшие эпизоды Корана. Паломник вживую участвует в библейско-коранических хрониках и примеряет на себя судьбу пророка Ибрахима (Авраама) и членов его семьи. Пророк Ибрахим в долине Мина был испытан Всевышним и хотел принести сына в жертву. Но, доказав свою покорность, был спасен, и вместо его сына в жертву принесли барана.

Хадж – это пролог Курбан-байрама. Символизм везде – эпизоды с бросанием камней в шайтана, история чудесного спасения супруги пророка Хаджар, ее метания в поисках воды между холмами Сафа и Марва и ниспослание ей источника Замзам.

Умра. Хадж бывает двух видов: большой хадж и малый хадж – умра. Умра – это облегченная версия хаджа, фактически экскурсионная поездка с посещением святых мест Мекки и Медины в Саудовской Аравии. Из обязательных обрядов совершаются только Таваф и Сай в Запретной мечети. Умра может совершаться круглый год, длиться в среднем до двух недель. Совершение умры не снимает с мусульманина обязанности совершения хаджа.

Большой хадж. Один из пяти столпов ислама. Обязателен в совершении при наличии физических и материальных возможностей. Совершается только в определенное время года. В этом году хадж выпадает на первую половину августа. Каждый год он передвигается вперед на две недели. Отличается от умры большей продолжительностью – в два раза. Кроме Мекки и Медины паломники проводят обязательные обряды в долинах Мина, Муздалифа, Арафат и завершают жертвоприношение в праздник Курбан-байрам.

Хадж-виза. Саудовская Аравия – закрытая страна. Запретна для посещения немусульманами. Попасть туда можно практически только по хадж-визе. Ее выдают хадж-миссии по определенной королевством квоте. России выделяют обычно порядка 20 тысяч квот, Татарстану около 2 тысяч. Продают и распределяют их хадж-операторы, самый крупный из них в Татарстане – «ДУМ РТ Хадж».

Цена. Стоимость начинается от 149 тысяч рублей и в зависимости от вида трансфера и условий проживания может достигать 350 тысяч.


В стоимость путевки входит перелет в Саудовскую Аравию, трансферы внутри страны, проживание в Мекке и Медине в гостиницах, в палаточных городках в долинах Мина и Арафат и сопровождение руководителя группы. В зависимости от оператора и вида тура в пакет могут быть включены 3-разовое питание, жертвоприношение барана, трансфер от гостиницы до мечети аль-Харам, вода Замзам, дорожные сумки и ихрам, медицинское обслуживание.

Хаджии. Россия – единственная страна, где практически нет очередей и ограничений на приобретение хадж-путевок. Во многих мусульманских странах люди ждут путевку до десяти лет. Но с прошлого года и в России ввели ограничения – при повторном хадже в течение 10 лет виза становится дороже на 500 долларов.

Махрам. В исламском праве это близкий родственник, с которым женщина имеет право оставаться наедине и отправляться в путешествие. В хадж самостоятельно могут ехать только мужчины, женщины должны быть в сопровождении мужа или родственника.

Дорога. Самая популярная форма трансфера – самолетом через Казань и Москву с пересадками в Стамбуле и Шардже (ОАЭ) и напрямую в Джидду Саудовской Аравии. Лет десять назад самый дешевый маршрут был автобусный – через Турцию и Сирию. Сейчас он под запретом, есть только дешевые комбинированные туры, самолетом до Шарджи и потом двое суток на автобусе до Медины.


Ихрам. Во время основных обрядов хаджа мужчины оборачиваются в два куска белой материи. Нельзя надевать носки, нижнее белье, пользоваться благовониями, средствами гигиены с запахом, покрывать голову и носить закрытую обувь. Ихрам – это символическое состояние духовной и физической чистоты. Ихрам – образ покойника: мусульман хоронят без одежды, обернув в белые материи. В состоянии ихрама также нужно контролировать мысли и дурные деяния. При нарушении этих правил паломники могут быть оштрафованы, откупаются от серьезных нарушений жертвоприношением. Женщин все ограничения тоже касаются, однако они могут носить повседневную одежду и головные уборы.

Микат. Граница священной Мекки. Мужчины должны пересекать ее в состоянии ихрама. Многие летят самолетами прямым рейсом из Казани в Джидду, поэтому паломники входят в состояние ихрама прямо в Татарстане и переодеваются в аэропорту, чем часто шокируют других пассажиров. В пути в священный город паломники воспевают специальные молитвы – талбия.

Мекка. Священный город для мусульман. Родина пророка Мухаммеда. Здесь находится главная святыня – мечеть аль-Харам и Кааба – священный дом, ориентир (Кибла) для молитв всех мусульман мира.


Кааба – первое здание на земле, возведенное для поклонения Богу. Вокруг него мусульмане совершают Таваф – семикратный обход. В один из углов здания вмонтирован священный Черный камень.

Мечеть аль-Харам. Это самая большая мечеть в мире, вмещает до полумиллиона прихожан. Внутри комплекса кроме Каабы находится священный источник Замзам и холмы Сафа и Марва. Основной обряд хаджа – умра совершается здесь. Сразу по приезде в Мекку мусульмане 7 раз обходят Каабу, читают намаз у источника Замзам, семь раз пробегают дистанцию между холмами Сафа и Марва. После сбривания или укорачивания волос малый хадж считается совершенным. Паломники могут выйти из состояния ихрама и переодеться в обычную одежду.

Мина. Долина в предместье Мекки. Здесь располагается крупнейший в мире палаточный городок. Все 100 тысяч палаток оборудованы кондиционерами, в городке есть туалеты и душевые кабины, медицинские центры и пожарные части. Это место начала основного хаджа. За пару дней до Курбан-байрама хаджии переезжают сюда жить в палаточный городок и проводят здесь обряды бросания камней в шайтана и жертвоприношения в Курбан-байрам.


Долина Арафат. Место кульминации хаджа. Паломники приезжают сюда в день перед Курбан-байрамом – день стояния у горы Арафат, в месте, где прощаются все грехи. Они проводят этот день в молитвах и после захода солнца покидают долину. Долина находится в 20 километрах от Мекки. Здесь свою последнюю проповедь провел пророк Мухаммед. В мусульманской мифологии здесь встретились после изгнания из рая Адам и Ева.

Муздалифа. Долина между Миной и горой Арафат, где паломники проводят ночь перед Курбан-байрамом. Здесь собирают 70 камней для бросания в шайтана.

Джамарат. Три столба в долине Мина, которые олицетворяют шайтана. В день Курбан-байрама, после обряда жертвоприношения, паломники проводят в долине Мина ритуал бросания камней в Джамараты. После трагедий с давкой паломников здесь соорудили многоэтажные эстакады, посредине которых вместо столбов построены три стены. В них паломники три дня подряд бросают камни. Бросить надо семь камней. Главное, не попасть в людей и не забыть произносить молитву.


Тоннели. В целях безопасности и удобства паломников от палаточного городка в Мине до Джамаратов через горы построена сеть тоннелей. После несчастных случаев с давкой они оборудованы вентиляторами и эскалаторами.

Прощальный таваф. После проведения обряда жертвоприношения хадж подходит к финалу: мужчины постригаются, а женщинам разрешается только укорачивать волосы. Последний эпизод – паломники возвращаются в Мекку и совершают завершающий обряд Таваф.


Медина. Второй по значимости и святости город для мусульман. Находится в западной части королевства. В 622 году н. э. пророк Мухаммед со своей семьей и общиной совершил хиджру, переселение в этот город из Мекки. И с этого момента началось мусульманское летоисчисление. Пророк провел здесь заключительную часть своей мирской жизни. Здесь находится мечеть Пророка, второй после запретной мечети по важности культовый объект мусульман. Внутри комплекса находится могила пророка. Одно из самых почитаемых и посещаемых мест. В стандартные хадж-туры в заключительной части всегда привозят паломников на религиозные экскурсии в Медину.


Климат. В Саудовской Аравии летом температура превышает 50 градусов жары. Зимой температура может колебаться в районе 25 градусов тепла. Дожди – редкое явление, но может дойти до потопов и наводнений. Снег бывает очень редко и только в горах.

Календарь. Летоисчисление идет по хиджре. Сейчас 1439 год. Саудийцы живут по лунному календарю, каждый год он двигается вперед на две недели. Выходные дни – пятница и суббота, рабочая неделя начинается в воскресенье.

Новый год не отмечают. Каникулы в Рамадан и Курбан-байрам по 9 дней.


Реал – денежная единица Саудовской Аравии. На банкнотах портреты саудовских королей. Курс к доллару – в среднем 3,75 и к рублю – 17. Лучше сразу покупать реалы в специальных обменниках, долларами расплачиваться запрещено.

Финики. Самые вкусные и качественные финики в мире растут в Саудовской Аравии. Даже в Коране финики упоминаются 15 раз как подарок Всевышнего. В Мекке и Медине даже есть специализированные магазины по продаже фиников, где можно найти до ста сортов и видов. Самые популярные и вкусные – сухари и аджва. Цены очень доступные, в России они дороже в десятки раз.

Язык. Знание татарского языка очень помогает. В королевстве очень распространен турецкий, сходный с татарским. Поэтому практически везде можно обращаться к продавцам на татарском и узнавать информацию и цены. Цифры, размеры, наименование на турецком будут понятны и нашему паломнику.


Вода Замзам. Хаджии везут на родину два главных подарка – финики и воду Замзам. Священный источник находится в запретной мечети. Каждому паломнику турфирмы при выезде из страны дарят канистру воды Замзам. Но лучше набирать святую воду в самом Хараме. Она отличается по вкусу – гораздо вкуснее и не разбавлена обычной водой.

Бензин. Литр бензина стоит дешевле литра бутилированной воды. Даже после подорожания в этом году на 80 процентов он более чем в два раза дешевле нашего.


Транспорт. Недавно открыли железную дорогу между Меккой и Мединой. В Мину и Арафат паломников перевозят на автобусах. В Мекке общественного транспорта нет, только такси. В дни хаджа могут возникать гигантские пробки и заторы. Дорожной полиции практически нет. Если происходит ДТП, его участники могут разъехаться и без оформления. На дорогах очень много побитых и поцарапанных машин.

Безопасность. Главная угроза для паломника в хадже – солнце и инфекции. Жара для нашего человека – главное испытание. Летом даже вечером на улице будете чувствовать себя как в бане. Главное – иметь зонт и всегда носить с собой питьевую бутилированную воду. Кишечные инфекции везде, поэтому надо дезинфицировать руки мылом или спецсредствами.

В общественных местах желательно надевать маску. Многие паломники болеют ротавирусными инфекциями. В период хаджа несколько миллионов людей приезжают со всех уголков мира. Подхватить ангину, ОРВИ, бронхит очень легко.

И главное – на дорогах, на перекрестках и светофорах надо быть предельно внимательным. Правила ПДД здесь мало кто соблюдает.


Давка. Скопление людей – еще один источник опасности. В последний год в хадже количество паломников превысило 3 миллиона. Главное, не потеряться в этом океане людей. Важно иметь удобную обувь – придется много ходить пешком. В основные дни хаджа нужно пройти несколько десятков километров под палящим солнцем. Если травмировать ноги, то можно стать обузой для всей группы, а то и отстать от нее или потеряться. У каждой страны и хадж-операторов свое строго установленное время посещения культовых мест. Нужно их придерживаться.

Как не потеряться. Всегда надо иметь с собой заряженный телефон и номер руководителя группы. Возьмите визитку отеля, чтобы вернутся в него на такси в случае потери группы. Во время религиозных обрядов не отставать от своей группы, запомнить отличительные цветовые знаки своего хадж-оператора. Если потерялись – не паниковать. К примеру, «ДУМ РТ Хадж» оснащает всех паломников и руководителей сумками с ярко-оранжевыми ремнями: в толпе они очень заметны.


Кражи. Документы и деньги лучше хранить в нательных барсетках или поясах. Бывают, к сожалению, и случаи воровства в хадже. При большом скоплении людей вырезают сумки даже при посещении священных мест.

Болезни. Хадж – большое испытание для организма, особенно для пожилых людей. Физически нужно заранее готовиться к паломничеству, врачи рекомендуют за несколько месяцев начать тренироваться и много ходить пешком. Нагрузка в хадже на ноги колоссальная. Укреплять надо также и иммунитет. Практически все паломники переболевают за хадж респираторными вирусными инфекциями. Очень часто это ангина и бронхит. Основная причина – в жару люди не удерживаются и пьют в запретной мечети ледяную воду из источника Замзам. Пищеварительная система также в опасности: непривычная для нас кухня, острая пища, грязная вода, испорченные продукты, как итог – несварение желудка, кишечные инфекции. Аптечку с лекарствами после консультации с врачом обязательно надо с собой брать. Аптеки в королевстве есть везде, но не факт, что вас поймут местные фармацевты.

Прививки обязательны, без справок и через границу могут не пустить. Татарстанских паломников сопровождает группа из 12 врачей: терапевты, кардиологи, травматологи. Когда нужна госпитализация, медики могут сопроводить в клинику. Операции и сложные процедуры для паломников в королевстве в дни хаджа проводят бесплатно. В прошлом году одному из паломников арабские врачи удалили аппендицит.

Летальные случаи тоже бывают, но не каждый год. Паломники считают смерть и похороны на святой земле удачей.


Отдых и развлечения. В Саудовской Аравии из развлечений есть только шопинг. Кинотеатров и концертных залов нет, лишь торговые центры, куда местные жители ходят за покупками и водят детей в игровые зоны. Есть обширная сеть ресторанов и кафе, где в основном и проходит общение.

Цензура. Телевидение в первую очередь выполняет информационную роль, контролируется государством. Основные каналы новостные, либо посвящены религиозным обрядам и Корану. Фильмы цензурируются, вырезаются непристойные с точки зрения ислама места и кадры. Книги – только религиозного содержания. В стране есть только мечети, церкви и синагоги под запретом. Отмечать христианские и светские праздники в королевстве нельзя.


Женщины ограничены в правах . Без сопровождения мужа или родственников одной нельзя выходить на улицу, отправляться за покупками в магазины. Водить машины женщинам разрешили лишь в прошлом году. В основном они сидят дома и занимаются воспитанием детей. Встречается многоженство.

Гастарбайтеры. Саудиты-мужчины в основном работают в госорганах и силовых структурах. Все остальное – сервис, торговля, строительство – в руках мигрантов, которые в большинстве своем приезжают из Пакистана и Юго-Восточной Азии.

Кухня. Традиционная еда – рис с курицей. Еду ставят на полиэтиленовые скатерти и, перемешивая с соусами, едят руками с общих тарелок. Европейцам могут предложить приборы.


Правило правой руки. Есть можно только правой рукой. Здороваться, передавать вещи также. Левая считается нечистой. В общественных туалетах нет туалетной бумаги, везде краны с теплой водой для гигиенических процедур. Здесь нужно использовать левую руку.

«Макдоналдс» и ИКЕА. В королевстве представлены все самые известные западные торговые бренды. «Зара», ИКЕА, «Макдоналдс», «Кока-Кола» и т. д. Большой популярностью пользуется западный фастфуд. Напротив запретной мечети есть популярные у паломников халяльные «Макдоналдс» и «Бургер Кинг».


Интернет цензурируется . Заблокированы все соцсети и мессенджеры. «Телеграм», «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте» недоступны. Пользоваться ими можно только через VPN-сервисы.

Все хаджии используют WhatsApp. При выезде в хадж руководители создают группы в этом мессенджере. Все новости, распорядок дня, время выезда и сбора, срочные объявления и новости публикуются в них. В них же руководители могут дать ответ на вопросы и решить проблемы. Все вплоть до бабушек «сидят» в этих группах. Незаменимая вещь!


Сотовая связь дороже, чем в России. Роуминг очень дорогой. Лучше купить местную сим-карту, куда входят пакет интернет-услуг и минуты разговоров. Во время хаджа бывают очень выгодные льготные тарифы для паломников.

Туризм. В Мекке сохранилось мало исторических объектов. Большинство из них снесли при расширении запретной мечети, а также в целях борьбы с идолопоклонничеством. Для паломников проводят обзорные экскурсии, в маршруте не более пяти-шести объектов и исторических мест. В Медине интереснее и достопримечательностей больше.

Гора Джабаль ан-Нур, гора Света. Высота – 621 метр. Священная гора в Мекке – место, где пророку Мухаммеду в пещере Хира пришло первое божественное откровение и был сниспослан Коран. Это второе после Запретной мечети популярное место для паломников. С ее вершины открывается фантастически красивый вид на весь город. Подниматься нужно пешком, желательно на рассвете или закате. Наверху живут обезьяны и в хибарах – отшельники. Путь наверх займет до часу времени. Тем, у кого скачет давление и слабые ноги, лучше не рисковать.


Мечеть Джинов. Находится недалеко от запретной мечети, на полпути от кладбища Джаннат аль-Муалля. По преданию, здесь пророк Мухаммед встречался с джиннами, призвал их к исламу и, прочертив круг, совершил с ними намаз.

Кладбище Джаннат аль-Муалля. Ему более тысячи лет. Здесь похоронена первая и самая любимая жена пророка Хадиджа. Единственное дерево, которое здесь растет, как раз находится над ее могилой.

В Саудии кладбища сильно отличаются от наших. Здесь нет могильных камней, табличек с именами. Есть только номера аллей. Всех хоронят в безымянных местах. Это касается и состоятельных персон. Так же поступили и с последним королем.

Арабы против превращения кладбищ в места поклонений. И смерть они не считают трагедией. Умереть во время хаджа считается божьей милостью. Быть похороненным на святой земле – счастье. Отношение и к смерти, и к процессам захоронения, и к самим местам упокоения иное. Хоронят в земле в несколько ярусов в обложенных кирпичами ямах. Их не закапывают и закрывают сверху плитами.


Комплекс высотных зданий Абрадж аль-Бейт. Это самое большое в мире сооружение по массе и третье по высоте в мире. Высота – 601 метр. Площадь – 1,5 миллиона квадратных метров. Гостиница на 100 тыс. мест. Здание построила компания «Сауди бен Ладен групп». Расположена напротив Запретной мечети. В нижних этажах магазины и ресторанный комплекс. Любимое место шопинга паломников. Является ночью маяком и ориентиром для паломников, его видно практически со всех концов города.

Татарская земля. До революции богатые татары приобрели земли у Запретной мечети в Мекке и в Медине. Здесь были организованы гостиницы и медресе. Имущество было оформлено как вакуфное – неотчуждаемое, переданное в религиозные цели. В процессе расширения и строительства Запретной мечети здания были снесены, они попали под территорию храмового комплекса.

Участок сохранился только в Медине. Местные потомки татар сейчас оформляют их в соответствии с законом и собираются построить здесь гостиницу. Диаспора малочисленна – несколько сотен человек. Язык потеряли, но продолжают общаться и поддерживают контакты.


Мухаммад Казанлы, п отомок татар, переехавших в Медину, с сыновьями


Обсудить ()

Паломничество (хадж) является одним из столпов ислама. Это совокупность специальных религиозных обрядов, совершаемых мусульманами в определённом месте.

Местом проведения паломничества служит Мекка, а также окрестные её территории, на которых расположены некоторые исламские святыни. Временем совершения, как правило, служат месяцы Шавваль, Зуль-Кайда и Зуль-Хиджа, при этом касательно последнего в среде мусульманских богословов имеются некоторые разногласия. Одни учёные утверждают, что весь месяц Зуль-Хиджа входит в число месяцев, в которые дозволено совершать паломничество. Иные же полагают, что хадж дозволен только в первые десять дней данного месяца.

Хадж, будучи одним из столпов исламской религии, входит в число прямых обязанностей мусульман перед своим Господом, и верующие хотя бы раз в жизни должны его совершить. В хадисах можно встретить следующий наказ Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Поистине, Всевышний вменил вам в обязанность совершение хаджа…» (хадис от Ахмада).

Тем не менее, отправляться в паломничество в Священную Мекку надлежит не всем людям.

Условия обязательности хаджа

1. Исповедовать ислам: хадж является обязательным только для мусульман.

2. Совершеннолетие: паломничество должны совершать только совершеннолетние (с исламской точки зрения), т.е. достигшие половозрелого возраста. Для детей оно не обязательно.

3. Умственная дееспособность: человек должен находиться в здравом рассудке.

4. Личная свобода: верующий должен обладать свободой, то есть не быть рабом.

5. Наличие возможности для совершения: в данном случае, как правило, понимается материальная возможность для совершения паломничества, так как для поездки в Мекку и проживания там на протяжении приблизительно месяца требуются немалые средства, которые для некоторых верующих являются непосильными. Однако имеются и иные ограничения, действующие в тех или иных ситуациях.

Следует отметить, что совершить паломничество верующий может не только за себя, но и за других своих родных и близких, которые по тем или иным причинам не смогли этого сделать. Но при этом сначала мусульманин должен совершить хадж за себя самого, а уже в дальнейшем – за других людей.

Ритуальные действия хаджа

Хадж состоит из десяти основных ритуальных обрядов, совершаемых верующими. Все они подразделяются на столпы, совершение которых является строго обязательным, на необходимые действия (ваджиб) и на желательные (суннат). Однако разные богословские школы рассматривают обязательность тех или иных действий по-разному.

1) Ихрам. Сначала верующий входит в состояние ихрама, то есть мусульманин облачается в специальное одеяние, произносит вслух или про себя намерение для совершения хаджа, совершает молитву в два ракаата и произносит тальбию:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Транскрипция: «Лябяйкя, Аллахумма, лябяйкя, лябяйкя ля шярикя ля-кя, лябяйкя; инняль-хямдя, уа-ннигъмята лякя уаль-мулькя, ля шярикя ля-кя!»

Перевод: «Вот я перед тобой, о Аллах , нет у Тебя сотоварища , вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»

2) Вход в Мекку с определенной стороны, а также вход в Запретную мечеть через специальные врата.

3) Совершение первого 7-кратного обхода вокруг .

4) Ритуальное перемещение между двумя холмами – Сафа и Марва (на фото).

5) Стояние на горе Арафат.

6) Пребывание в долине Мудзалифа.

7) Побивание камнями шайтана в долине Мина.

8) Сбривание либо стрижка волос на голове.

10) Заключительный обход вокруг Каабы.

Все мусульманские богословские школы относят к столпам хаджа два обряда: обход вокруг Каабы и ритуальное стояние на горе Арафат. Ряд мазхабов относит к столпам паломничества и другие из вышеперечисленных обрядов. При этом если верующий не соблюдает в процессе паломничества хотя бы один из столпов, его хадж не является действительным. Если же верующий упустил какой-либо необходимый (ваджиб) обряд, то ему следует взамен совершить жертвоприношение. В случае оставления желательных действий, мусульманин лишь теряет часть награды.

Некоторые хаджии, помимо Мекки, посещают также вторую исламскую святыню, расположенную на Аравийском полуострове – Мечеть Пророка (с.г.в.) в Медине.

Достоинства хаджа

Хадж несёт в себе немало благ для верующих как в мире земном, так и в мире вечном.

1. Хадж – путь в Рай

В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.) сказано: «Не существует иной награды за принятый хадж, помимо Рая» (Бухари).

2. Хадж стирает грехи

Посланник Аллаха (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто совершит хадж и при этом не будет сквернословить и грешить, вернётся домой чистым от грехов, как в тот день, когда мать его родила» (Бухари и Муслим).

3. Во время паломничества принимаются мольбы верующего

Имеется высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Совершающие хадж и умру есть представители перед Всевышним. Если они взывают к Нему, Он отвечает им, если они ищут Его прощения, Он прощает им» (хадис от Ибн Маджи).

4. В хадже верующий способен получить много награды

Верующий во время исполнения обрядов паломничества и иных благих деяний способен получить немалые награды от Господа. Например, совершая намаз в Запретной мечети (Месжид аль-Харам), расположенной в Мекке, где одна молитва лучше в сто тысяч раз, чем намаз в обычной мечети.

5. Хадж объединяет мусульман

Паломничество служит средством объединения верующих в одну умму, так как ежегодно в Мекке собираются миллионы братьев и сестёр по вере с разных уголков планеты. Паломничество совершают представители разных регионов, государств и континентов, имеющие различный социальный статус и уровень финансового достатка. В дни хаджа все они становятся равными, так как облачаются в одни и те же одеяния и совершают одно дело, что, в свою очередь, стирает какие-либо границы между мусульманами, которые имеют место быть в повседневной жизни.

6. Способствует моральному и нравственному обогащению человека

В хадже верующие усердствуют в поклонении и стремятся к воздержанию от совершения всего греховного, что позитивно сказывается на внутреннем мире человека.

7. Ведёт к культурному обогащению

Во время совершения хаджа и посещения святынь верующий может лучше ознакомиться с культурой и историей ислама непосредственно в местах зарождения религии Аллаха и воочию увидеть некоторые культовые сооружения, которые ранее он мог лицезреть лишь на рисунках, фотографиях или видео.

«хадж » - это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Что касается обозначенного Исламом отрезка времени для совершения хаджа, то это месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Действия, из которых состоит обряд паломничества, будут объяснены ниже.

Пророк Мухаммад говорил: «Кто совершит паломничество и при этом не обмолвится ни одним плохим [несущим негатив] словом [за время пребывания на священных землях] и не совершит греха, тот вернется [домой] подобно только что родившемуся [то есть простятся ему все ранее совершенные прегрешения]» . В полной мере понять смысл данного пророческого изречения на уровне разума и сердца человек сможет, лишь окунувшись в атмосферу паломничества, физически и духовно приблизившись к истокам Единобожия, веры, жизни и вечности.

То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.

Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульманам в конце 9 г. с момента переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину с ниспосланием аята: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] - долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров. [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем. Им искать пути к Нему, к Его милости и всепрощению]» (Св. Коран, 3:97). В связи с истечением периода хаджа в год ниспослания приведенного аята Пророк совершил его на следующий, десятый год по лунному календарю. И это было его единственное паломничество.

С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

Обязательность хаджа

Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни - неукоснительная обязанность каждого мусульманина в соответствии с вышеприведенными словами Всевышнего. Другим указанием на обязательность паломничества служат строки, обращенные к пророку Аврааму: «Объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на худощавых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли . Все это для того, чтобы (1) получили они с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые отношения, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом миров соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Творца в известные дни , (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих. А после пусть приведут себя в порядок [подстригут волосы и ногти, вымоются], исполнят обет [взятые на себя пред Богом обязательства, если были таковые] и совершат обход вокруг Каабы [так называемый «обход устремления» (таваф аль-ифада)]» (Св. Коран, 22:27-29).

Указанием Сунны на обязательность хаджа служит известное изречение Божьего посланника: «Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад - Его раб и посланник; выполнении молитвы-намаза ; выплате закята ; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» .

Ученые едины во мнении об обязательности совершения хаджа хотя бы раз в жизни. В качестве аргумента приводится следующий хадис. Абу Хурайра передал: «Обращаясь к нам с проповедью, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «О люди, Всевышний вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один из присутствующих спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк молчал, пока вопрошавший не повторил свой вопрос трижды, и лишь после этого произнес: «Если бы я сказал: «да», то [совершение хаджа ежегодно] стало бы обязательным, но вам это будет не под силу [да и нет такой необходимости]» . В другом повествовании от Ибн ‘Аббаса добавлено: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это - дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]» .

Условия, необходимые для действительности хаджа

1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.

Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.

Условия, при которых
совершение хаджа становится обязательным

Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:

1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.
3. Зрелость.

Посланник Аллаха произнес: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия , и умалишенного, пока не обретет здравый рассудок» . Однако если малолетний ребенок, не достигший зрелости, совершит паломничество, это записывается ему как благое деяние, но не отменяет обязательности совершения полноценного хаджа в последующем при наличии соответствующих условий.

4. Возможность совершения хаджа.

Имеется в виду материальная возможность, а также - безопасность пути. В Коране сказано: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] - долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать» (Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа

Возможна материальная протекция одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка .

Хадж женщин

Относительно женщины действуют еще два условия.

Условие 1: сопровождение их в хадже близким родственником или мужем. В достоверном хадисе сказано: «Не разрешается [неэтично] женщине отправляться в путь, который длится три дня, не иначе как в сопровождении близкого родственника» . Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа .

Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.

Условие 2: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж .

Время совершения хаджа

В Священном Коране сказано: «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы» (Св. Коран, 2:197) .

Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов едины во мнении о том, что упомянутыми в Коране месяцами совершения хаджа являются Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Вместе с тем, они имеют разные точки зрения относительно десятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть дня жертвоприношения. Абу Ханифа, опираясь на хадис «День великого хаджа - это день жертвоприношения» , считал, что весь десятый день входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.

Микат

В переводе с арабского языка слово «микат» означает «предел, край, рубеж». В канонической терминологии «микат» - это определенное время и границы территории, предназначенные для вхождения в состояние ихрама. Ихрам, помимо того что это специальное одеяние, надеваемое паломником, это также и намерение, символизирующие особое состояние ритуальной чистоты.

Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило - им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются . Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины .

В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.

Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.

Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру существует пять микатов соответственно всем ее сторонам :
– микат жителей Медины - Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);
– микат жителей Сирии, Египта и Марокко - аль-Джухфа;
– микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран - Зату ‘ирк;
– микат жителей Йемена и Индии - Ялямлям;
– микат жителей Наджда и Кувейта - Карн аль-маназиль.

Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.

Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.

Основное и малое паломничества

Основное паломничество - хадж - совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.

Малое паломничество - ‘умра - может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.

В тексте хадиса употреблено слово «мабрур», переводимое как «добрый, хороший», «благочестивый». То есть паломничество, к которому не примешались грехи, проступки, ругань или иные скверные действия.

Подробнее см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 118, 119, пояснение к хадису № 437 (1349).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 761, хадис № 1773; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 353, хадис № 5733, «сахих».

Шариат - комплекс Божьих предписаний (на основе Корана и Сунны), растолкованных богословами и касающихся положений веры и норм религиозной практики.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 119, хадис № 438 (1350).

Текст относится к тем временам, когда не было иных форм передвижения. Что касается нашего времени, то искусственное отягощение себя способом передвижения не является правильным, а, наоборот, относится к порицаемым действиям, порой и к греховным. На этот счет имеется немалое количество аятов и хадисов.

Сегодня актуально и канонически верно использовать современные достижения науки и техники в облегчение передвижения и физических нагрузок и в высвобождение сил для духовного и интеллектуального настроя на столь ответственное и раз в жизни происходящее событие. Имея возможность лететь на самолете, правильным с канонической точки зрения будет именно это, а не передвижение на вьючных животных или пешим ходом.

Под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 306.

Протекция - покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 340, 341.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 217, хадис № 1087.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339.

Как быть в ситуации, когда время хаджа совпадет с периодом регул, и женщина не может (не вправе) молиться и поститься? Такого рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такового вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 571.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 224, хадис № 1945, «сахих».

При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска полотняной ткани, до которой не дотрагивалась игла (т.е. она не была прошита). Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.

О нормах одеяния женщины см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 322-325.

Хадис от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Джабира и др.; св. х. аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 155, хадис № 831, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 296, хадис № 1524, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 461, хадис № 1181. См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 462, хадис № 1183.

Введение…………………………………………………………………………………….

Совершение хаджа………………………………………………………………………….

Паломничество в исламе. Мекка и Медина……………………………………………..

Другие паломничества в исламе. Святые места суннитов, шиитов………………..

Религиозные мусульманские памятники Средней Азии и России……………………

Средняя Азия………………………………………………………………………………..

Мечети Узбекистана………………………………………………………………………

Мечети Казахстана………………………………………………………………………

Мечети России…………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………………...

Введение.

Ислам предписывает пять основных обязанностей своим приверженцам: вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); милостыня в пользу бедных (закат); пост в месяце рамадан (саун); паломничество в Мекку и Медину, совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Хадж – это необычное явление в жизни мусульман. Целью данной работы является раскрытие того, что представляет из себя такая обязанность мусульманина как хадж, как он проходит, что такое Мекка и Медина, другие виды паломничества в исламе, а также, мусульманские религиозные памятники Средней Азии и России.

Совершение хаджа

Пятый столп ислама - хадж. Совершение хад­жа несколько отличается от исполнения осталь­ных четырех обязанностей мусульманина тем, что для этого верующему необходимо на некоторое время полностью отрешиться от личной, привыч­ной ему жизни. Хадж (по-арабски «путешествие с определенной целью») - это паломничество в Мек­ку - священный город мусульман. Каждый взрослый, матери­ально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество. Если му­сульманин не в состоянии оплатить все расходы, связанные с паломничеством, или же обременен большим семейством, то он освобождается от обя­занности совершения хаджа. Некоторые мусуль­мане совершают хадж несколько раз, однако в наши дни подобное рвение не поощряется, ибо огромное скопление паломников причиняет ощути­мые трудности.

Всем желающим еще раз совершить паломниче­ство рекомендуют сделать это в иное время. Тако­вое паломничество называется «малым», или "умра. Истинный же хадж совершается в строго опре­деленное мусульманским календарем время, в ме­сяц под названием зулъ-хиджа, четвертый после рамадана.

Совершение хаджа требует от верующего весьма значительных усилий и усердия. Некоторые люди, живущие в далеких странах, месяцами, а то и го­дами добираются до Мекки.

Иногда верующие, в надежде совершить хадж, всю свою жизнь откладывают деньги, но, накопив, в конце концов требуемую сумму, выясняют, что они слишком уже стары или больны для подобного паломничества. Любой мусульманин, не способный по тем или иным причинам совершить хадж, мо­жет послать вместо себя «заместителя», оплатив все расходы, связанные с паломничеством. Иной раз даже семья или община может предпринять со­вместные усилия по изысканию средств, необходи­мых для отправки в паломничество хотя бы одного своего представителя.

Паломничество в Исламе. Мекка и Медина

Среди пяти “столпов” ислама паломничество - единственный о6ряд, который не является строго обязательным. Однако любой взрослый мусульманин (мужчина или женщина), не страдающий психическими и заразными болезнями, должен хотя бы раз в жизни совершить его, если у него есть средства.

Арабское название паломничества - хадж, а тот, кто совершил паломничество, носит почетное звание “хаджи”. Паломничество включает посещение святых мест в Мекке и Медине мусульманам строго воспрещается доступ в эти города. Это единственные города в мире, доступ в которые разрешен верующим одной религии.

В Медине паломник посещает могилы Магомета и его сподвижников: Абу Бакра, Омара и Отмана. Медина (на арабском -“город”) была убежищем для пророка после его бегства из Мекки 622г. От даты этого бегства (по-арабски - “хиджра”) мусульмане введут свое летоисчисление. Посещение Медины может осуществляться до или после основного паломничества в Мекку.

Мекка, место рождения пророка, самый святой город в исламе. Это столица Царства Божьего, мать городов. Здесь находится храм Кааба. Это кубическое здание черного цвета. Оно находится в центре двора главной мечети. Согласно преданию, храм воздвиг на этом месте Адам, а Авраам отстроил его. Таким образом, речь идет, несомненно, о самом древнем в мире культовом месте. Что не вызывает сомнений, так это то, что Кааба был местом языческого культа до ислама, и туда отправлялись на большие празднества. Там состязались борцы, поэты и ораторы. Магомет принимал участие в работах по реконструкции Каабы до того как стал пророком.

В Каабе находится знаменитый черный камень, символизирующий руку Бога, к которому паломники прикасаются рукой в знак верности. Тем не менее камень не является предметом поклонения: это противоречило бы исламу, который особенно строг по отношению к идолам. Впрочем, камень был снят в Х в. арабами Омана, и в течении 21 года его отсутствия ничего не изменилось в привычках паломников. На практике камень служит, главным образом, для обозначения отправного пункта процессий, совершаемых верующими вокруг Кaaбы.

Паломничество совершается в соответсвии с правилами предписанными пророком. Иначе говоря, ритуалы и порядок следования незыблемы.

В первую очередь паломник должен подготовиться и освятиться. Существуют пять мест для этой цели, они расположены далеко от священного храма. Самое близкое место - Яламлам, в 50 км в” юг от Мекки, предназначенное для паломников из Йемена и южных стран. Самое дальнее - Зу эль Хилайфа, близко от Медины, в 450 км на север от Мекки. В зависимости от географического происхождения паломники начинают хадж в точно обозначенном месте, совершают омовение. Мужчины с непокрытой головой надевают сандалии и облачаются в одежды, состоящие из двух кусков белой ткани без швов. Эта одежда, стирающая классовые различия, символизирует равенство людей перед Богом. Своей белизной она напоминает пеленки новорожденного и саван умершего. Женщины не обязаны менять одежду, они остаются в обычной одежде.

Приготовившись таким образом, паломник может совершать ритуальное паломничество в экзальтирующей атмосфере общий, объединенной верой. Он направляется к святой мечети Масджед эль Харам, неустанно повторяя молитву - так называемую “лаббайка”.

Часть этого маршрута преодолевается бегом. При каждом переходе к Марваху надо оглянуться на Каабу, трижды повторяя: “Аллах акбар” - и читая другие ритуальные молитвы. Этот “челночный” маршрут символизирует блуждание Адама и Евы,изгнанных из рая, а также бег Агари, египтянки, жены Авраама, в поисках воды для своего ребенка Исмаила.

Паломничество обязательно предусматривает, кроме того, вечер размышления на горе Арафат, в пригороде Мекки, где пророк произнес знаменитую проповедь-завещание за три месяца до смерти. После захода солнца паломник отправляется в святое место - Муздалифа. Он собирает по дороге семь маленьких камней, чтобы бpocить их в стеллу, символизирующую дьявола.

После нескольких дней пребывания в Мине приближается конец паломничества, и паломник притупает к “десакрализации”: он приносит в жертву, как правило, барана, бреет голову или подстригает волосы, принимает душ и надевает свою повседневную одежду. Затем возвращается в Meкку и семь раз обходит Каабу в нормальном темпе.

Паломничество дополняется посещением мечети пророка в Медине, в 450 км на север от Мекки, где находятся могилы Магомета и eгo сподвижников - халифов Абу Бакра и Омара. Это посещение может осуществляться также перед паломничеством.

Есть более короткая форма паломничества (“умра”), которая не предусматривает мест, расположенных вне Мекки. Однако “освящение” необходимо совершать за пределами города.

Обязательный характер хаджа для любого мусульманина, имеющего на это средства, делает паломничество одним из наиболее впечатляющих массовых религиозных праздников человечества. Наибольшее количество паломников собирается преимущественно в последнем месяце лунного года - месяце хаджа.

Ежегодно насчитывается более 2 млн паломников, из них 200 тыс. из Саудовской Аравии и около 800 тыс. из Йемена.

Паломничество является также крупным коммерческим делом, которое приносит значительные доходы жителям Мекки. Еще одна деталь: считается престижным поставить золотые коронки на зубы по случаю хаджа.

Другие паломничества в исламе. Святые места суннитов, шиитов

Хотя паломничество в Мекку - единственное, которое предписывается Кораном, мусульмане совершают паломничества и в другие святые места. В частности, в Иерусалим (эль Код - “святыня” по-арабски) - третий святой город ислама после Мекки и Медины. Там есть мечеть эль Акса, а поблизости - скала, откуда Магомет вознесся на небо во время своего видения “ночи судьбы”.

В суннитcкoм исламе, наиболее распространенном, другие паломничества считаются второстепенными. Разумеется, по случаю посещения благочестивый мусульманин не преминет помолиться в таких престижных мечетях, как мечеть Омейядов в Дамаске, в Кайруане в Тунисе, голубая мечеть в Стамбуле, однако ее почитание проявляется прежде всего в культе марабу - гробниц святых людей, которым приписываются чудотворные свойства. В Северной Африке, например, почти в каждой деревне Рабу, которому суеверие приписывает такие свойства, как способность излечить половые расстройства, благоприятствовать и деторождению. Иногда марабу играет и политическую роль: Идрис - основатель первой арабской династии и праздник в его честь приобретает официальную окраску.

В шиитском исламе официальные места паломничества многочисленны. Кроме паломничества в Мекку (столп ислама, общий для всех мусульман), шииты выражают свое благочестие посещением гробниц великих людей своей религии.

Теоретически самыми священными местами считаются: Над-жаф в Ираке, где похоронен Али, зять пророка, четвертый калиф и первый шиитский имам, убитый в 661 г. в мечети Куфы; Кербела. тоже в Ираке, где находится гробница Хуссейна, сына Али и второго имама, и, наконец, Самарра в Ираке, где 12-й имам покинул мир, но снова появится.

Однако вековое соперничество между арабами и персами всегда приводило к тому, что персы предпочитали паломничество на иранской земле. Отсюда значимость, придаваемая гробнице 8-го имама Али Реза, умершего в 817 г. и погребенного в Машхаде, на юге страны. Этот город соперничает с другим святым городом - Комом; Ком расположен в 150 км к югу от Тегерана, в нем находятся мавзолей Фатимы - сестры 8-го имама. Привлечение внимания к Кому объясняется в значительной степени стремлением Ирана привлечь в страну студентов-шиитов, обосновавшихся в Наджафе, которые из-за соперничества школ не хотели находиться в Машхаде. По оценочным данным, в Коме ежегодно бываю более миллиона паломников. Кроме того, несколько тысяч человек хоронят там. Наибольшее количество паломников наблюдается в месяце мохарраме.

Хадж ‑ паломничество мусульман в Мекку к мечети

Масджид аль‑Харам, считающееся в исламе пятым "столпом веры". Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу‑ль‑хиджжа" ‑ "обладающий паломничеством". Корень "хаджжа", имеющий древнесемитское происхождение и означающий "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом, и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества", которое он совершил в 632 году - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа. Человек должен:

1. Достичь совершеннолетия.

2. Пребывать в ясном уме.

3. Быть свободным.

4. Иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома.

5. Обладать достаточным физическим здоровьем.

6. Суметь обеспечить свою безопасность в пути.

7. Выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа).

Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние ‑ ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы ‑ таваф ат‑тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат ‑ вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль‑вада) по возвращении из долины Арафат.

Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль) женщины надевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.

При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого‑либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

Прибыв в Мекку к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра. Согласно мусульманскому преданию, "черный камень" Кааба ‑ это белый яхонт из рая, который был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Глыба стала черной из за грехов и порочности людей.

Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай - бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала ее пьют, а затем обливают тело с головы до ног.

На следующий день (восьмой день зу‑ль‑хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат‑тарвийа ‑ "день напоения".

Ночь с восьмого на девятое зу‑ль‑хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на девятый день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.

После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят всю ночь ‑ она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

Рано утром 10‑го зу‑ль‑хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль‑акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Далее следует обряд жертвоприношения. 10‑е зу‑ль‑хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама ‑ Ид аль‑адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены:верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль‑вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой).

В течение трех дней, с 11‑го по 13‑е зу‑ль‑хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль‑ула, джамрат аль‑вуста и джамрат аль‑акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14‑го зу‑ль‑хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников ‑ праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа.

Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно .

В последние годы в каждый сезон паломничества Мекку, Медину и обрядовые маршруты в предместьях святой исламской столицы посещают более двух миллионов человек.

В 2009 году обряды хаджа совершили, по сведениям саудовской печати, более 2,3 млн мусульман.

Ежегодные доходы Саудовской Аравии от организации паломничества к святыням ислама превышают 30 млрд долларов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Loading...Loading...