Почему за чертой оседлости запрещалась жить евреям в Российской империи. Что такое реституция в гражданском праве

И бухарские евреи . Площадь территории - около 1 224 008 км² .

Территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины II 1791 года как территория России, где дозволялось селиться и торговать евреям. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой , когда её восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли к Российской империи. Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки , поскольку в сельской местности проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского , Литвы , Белоруссии , Бессарабии , Латгалии , которая была частью Витебской губернии , а сейчас - Латвии , а также части территории современной Украины , соответствующей южным губерниям Российской империи .

История

Фактическое начало черте еврейской оседлости было положено указом императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 года (3 января ), который формально был итоговой реакцией правительства империи на письмо витебского еврейского купца Цалки Файбишовича; указ разрешал евреям постоянно жительствовать в Белоруссии и Новороссии , тогда недавно присоединённом к России регионе, и воспрещал запись в купечество , в частности, в Москве (чего и требовали местные купцы, опасавшиеся конкуренции). Исследователь истории еврейства в России Генрих Слиозберг отмечал, что указ Екатерины 1791 года был свидетельством того лишь, «что не сочли нужным сделать исключение для евреев: ограничение в праве передвижения и свободного избрания жительства существовало для всех, в значительной степени даже для дворян » .

Сам термин (первоначально «черта постоянного жительства евреев») впервые появился в «Положении о евреях» 1835 года .

География черты оседлости

В черту оседлости входили специально отведённые местечки в следующих губерниях:

Кроме того, в черте оседлости оказались все десять губерний Царства Польского . Из черты оседлости в разное время были исключены Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях города), Николаев , Ялта и Севастополь .

Евреи также составляли больше 1% населения во всех уездах Курляндской губернии , в Рижском, Валкском, Новгородском, Торопецком, Смоленском, Рославльском, Брянском, Харьковском уездах и Ростовском округе Области Войска Донского, а также во многих уездах Сибири.

Практика применения ограничений по черте оседлости в разное время

К концу XIX века в Российской империи проживало 5 млн евреев (пятый по численности народ России) . Лишь около 200 тысяч из них имели право проживания в городах, не входивших в черту оседлости .

Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговорённых городах и местечках , но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе занятия, явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках в пределах черты. Историк Вальтер Лакер отмечал, что в начале 1880-х годов большинство российских евреев жили гораздо хуже, чем самые бедные русские крестьяне и рабочие, а основная масса была обречена на медленное вымирание от голода .

До царствования императора Александра II никто из евреев в России не имел права на постоянное жительство вне черты оседлости .

16 марта 1859 года был издан высочайший указ, благодаря которому запрет не распространялся на купцов первой гильдии (если они были купцами первой гильдии в пределах черты оседлости до издания указа в течение двух лет; если они были купцами первой гильдии в пределах черты оседлости после издания указа в течение пяти лет). Дарованное указом 1859 года право на причисление к купечеству первой гильдии не распространялось на города пятидесятивёрстной пограничной полосы западных губерний и губернии Бессарабской, на города казачьих областей, на некоторые другие города и на Финляндию. Евреи-купцы первой гильдии могли взять с собой для проживания вне черты оседлости приказчиков в количестве одного человека и домашнюю прислугу в количестве четырёх человек.

Поступление в первую гильдию было возможным при выполнении двух условий: получения промыслового свидетельства определённого разряда (на начало XX века стоило от 500 рублей до 1500 рублей в год) и получения гильдейского свидетельства (на начало XX века - 75 рублей в год); ни фактическое занятие какой-либо промышленной или коммерческой деятельностью, ни согласие самой гильдии на вступление не требовались. Таким образом, вступление в купечество первой гильдии по существу представляло возможность снять с себя ограничения в проживании при условии уплаты налога и пятилетнего ожидания, что было неприемлемо дорого для большинства евреев.

С 27 ноября 1861 года запрет не распространялся на лиц с высшим образованием , имеющих дипломы на учёные степени доктора медицины и хирургии; кроме того, запрет был снят с лиц, имеющих дипломы доктора, магистра или кандидата по другим факультетам университета.

Законы 1865, 1866, 1867 года сняли запрет с евреев врачей, не имеющих учёной степени доктора.

С 1872 года запрет был снят с евреев, окончивших курс учения в .

С 19 января 1879 года право повсеместного жительства было предоставлено евреям: 1) окончившим курс высших учебных заведений, в том числе и медицинских, 2) аптекарским помощникам, дантистам, фельдшерам и повивальным бабкам, 3) изучающим фармацию, фельдшерское и повивальное искусство.

Запрет на проживание вне черты оседлости не распространялся на цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи - архаичные сословные учреждения) и отставных нижних чинов, поступивших на воинскую службу по рекрутскому набору. Лицам, записанных в ремесленные цехи, выдавалось временное разрешение на проживание в определённых населенных пунктах, чаще всего по контрактам и под надзором местной полиции.

Следующие способы вырваться из черты оседлости - получение образования и приписка к ремесленному цеху - были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880-х годов действовала процентная норма - допустимый максимум студентов-евреев (3 % в столицах, 5 % в прочих городах, 10 % в черте оседлости). Ремесленные цеха во всех городах черты оседлости, кроме Одессы, в 1880-х годах были распущены.

В переносном смысле понятие «черта оседлости» стало синонимом политики государственного антисемитизма , в особенности во второй половине XIX века . Антисемитизм этот основывался на религиозной нетерпимости и в большинстве случаев не распространялся на крещёных евреев . Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приёме в гимназии и университеты , полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам, погромы - всё это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США , сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины , с другой, - к радикализации людей, подпитывавших революционные организации и партии . Многие деятели культуры критиковали политику запрета. Владимир Короленко в повести «Братья Мендель» писал: «Черта оседлости существовала, как данный факт, незыблемый и не подвергавшийся критике. Я не помню даже, чтобы самое слово „черта оседлости“ когда-нибудь употреблялось в то время». Давид Бенарье (Маневич) в пьесе «Пасынки жизни» (1907) критиковал черту оседлости и назвал евреев «пасынками России». В период с 1881 по 1914 год в США из России эмигрировало 1,5 млн евреев .

Фактически черта оседлости прекратила существование 19 августа 1915 года, когда управляющий Министерством внутренних дел разрешил в виду чрезвычайных обстоятельств военного времени проживание евреев в городских поселениях вне черты оседлости, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министров императорского двора и военного (то есть, дворцовых пригородов Санкт-Петербурга и всей прифронтовой полосы) . Отмена черты оседлости не представляла собой смягчение политики по отношению к евреям; наоборот, значительная часть черты оседлости попала в прифронтовую зону, и правительство считало, что евреи, рассматриваемые им как неблагонадежный элемент, будут представлять меньшую опасность в других местностях.

Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции , хотя фактически после начала Первой мировой войны, в 1914-1916 годах, по данным историка Павла Поляна , 250-350 тысяч евреев было выселено из прифронтовых западных губерний (территории Царства Польского , Ковенской , Курляндской , частично из Гродненской , Волынской и Подольской губерний) и переселено в Полтавскую , Екатеринославскую и Таврическую губернии России. Большинство выселенных евреев Царства Польского (до 80 тысяч человек) бежали в Варшаву .

См. также

  • Семь-сорок - песня предположительно о евреях, которые ездят на работу за черту оседлости

Комментарии

Примечания

  1. Черта оседлости - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Российские правовые акты XIX века обычно использовали термин «еврей», который первоначально подразумевал лицо, состоящее членом кагала ; в юридической литературе начала XX века нередко также использовался термин «лицо иудейского вероисповедания» (см., например: Иоффе М. С. Важнейшие законодательные акты (1908-1912 гг.). - СПб. , 1913. - С. 792.).
  3. Караимы в отличии от иудаизма в царской России выделялись как отдельная религия.
  4. John Klier . Pale of Settlement // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe. (англ.) (Проверено 20 февраля 2017)
  5. Геллер М. Я. Гл. 9. Реальность и мечты Александра I // История Российской империи. В 3 тт. - Т. 2. - М. : Издательство «МИК», 1997. - ISBN 5-87902-073-8 ISBN 5-87902-074-6 .
  6. Слиозберг Г. Б. Политический характер еврейского вопроса. - СПб. , 1907. - С. IX.
  7. Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение. О устройстве Евреев . (Проверено 20 февраля 2017)
  8. // Национальная политика в императорской России / Сост. и ред. Ю. И. Семёнов. - М. : Центр по изучению межнац. отношений РАН, Коорд.-методич. центр Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1997. - С. 130-137 .
  9. «Об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев» (1800).
  10. Бершадский С. Положение о евреях 1804 года. Опыт исторического исследования и мотивов этого законодательного памятника. // «Восход», издаваемый А. Е. Ландау . - 1895, кн. I (январь). - С. 83 и далее.
  11. См.: Высочайше утвержденное 13 апреля 1835 года Положение о евреях (извлечение) . (см. § 7 и далее) (Проверено 7 июля 2018)
  12. См.: Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев. / Сост. В. О. Леванда. - СПб. , 1874. - С. 359-376 (см. § 7 и далее).
  13. Полян П. . Сто лет без черты оседлости , Ведомости (24 марта 2017). Архивировано 3 мая 2017 года. Проверено 3 мая 2017.
  14. Лакер В. История сионизма = A History of Zionism / пер. с англ. А. Блейз, О. Блейз. - М. : Крон-пресс, 2000. - С. 85. - 848 с. - (Экспресс). - 5000 экз. - ISBN 5-232-01104-9 .
  15. Лакер В. История сионизма = A History of Zionism / пер. с англ. А. Блейз, О. Блейз. - М. : Крон-пресс, 2000. - С. 85-87. - 848 с. - (Экспресс). - 5000 экз. - ISBN 5-232-01104-9 .

Черта оседлости — это граница территории, за пределами которой в Российской империи запрещалось проживать иудеям. В стране данные правила официально действовали с 1791 по 1917 год, хотя фактически закон перестал применяться в 1915-м. Исключения составляли только некоторые категории евреев, в которые в разное время могли входить лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, рекруты, отслужившие в армии, караимы, ремесленники, которые были приписаны к конкретным ремесленным цехам, а также бухарские и горские евреи. Общая площадь территории составляла более 1 миллиона 200 тысяч квадратных километров.

Определение понятия

Черта оседлости — это понятие, которое еще называли чертой постоянной еврейской оседлости. Данный закон был сформирован во времена царствования императрицы Екатерины II. Она подписала соответствующий указ, который строго определял, где имеют право селиться и работать евреи.

Черта оседлости — это, по сути, территория, которая охватывала заранее оговоренные населенные пункты, относящиеся к городскому типу. Под ними понимались и местечки, так как в сельской местности проживать иудеям также запрещалось. В результате в нее вошли значительные территории современных Беларуси, Литвы, а также Царства Польского, Латгалии, Бессарабии, некоторые области современной Украины, которые в то время соответствовали южным губерниям Российской империи.

В результате считается, что черта оседлости — это одна из самых позорных страниц в отечественной истории до Октябрьской революции, когда фактически ущемлялись в правах граждане определенной национальности и вероисповедания.

История появления

Фактическое начало черте оседлости евреев в Российской империи положил указ Екатерины II. Он был подписан в декабре 1791 года. Это стала формальная реакция правительства на обращение еврейского купца из Витебска Цалки Файбишовича.

Согласно этому указу, иудеям разрешалось постоянно жить на территориях Белоруссии и Новороссии, в то время совсем недавно присоединенной к России. При этом им запрещалось записываться в купечество, например, в Москве. В частности, этого требовали купцы, которые опасались того, что конкуренция значительно вырастет.

Специалист по истории еврейства Генрих Слиозберг подчеркивал, что указ императрицы стал свидетельством того, что для евреев решено было не делать никакого исключения. Дело в том, что ограничения в праве свободного выбора места своего жительства и в праве на свободное передвижение существовали для всех. В некоторой степени это касалось даже дворян.

Фактически черта еврейской оседлости возникла после Второго раздела территории Речи Посполитой. В результате ее территории на востоке отошли к Российской империи вместе со всеми местными еврейскими жителями.

Когда в 1795 году произошел третий раздел Польши, в составе черты оседлости евреев вошли Гродненская и Виленская губернии, в которых проживало большое количество евреев.

Юридическое оформление

Хоть все началось с указа Екатерины II, формально данная ситуация была оформлена только в 1804 году, когда было принято "Положение об устройстве евреев". В нем подробно перечислялись все территории и губернии, в которых им дозволялось жить и торговать. До 1835 года к таким губерниям причислялись Кавказская и Астраханская.

В частности, данный документ четко определял, что значит черта оседлости. В нем строго предписывалось всем евреям записываться в одно из сословий. Они могли становиться фабрикантами, землевладельцами, купцами, ремесленниками или мещанами.

Примечательно, что данное "Положение" было основано на "Мнении" сенатора Гавриила Державина, который сформулировал причины продовольственного дефицита на территории Белоруссии, а также на существовавших польских законопроектах еще XVIII века.

Сам термин впервые был употреблен в новой редакции "Положения о евреях", которая увидела свет в 1835 году.

Причины

Считается, что было несколько факторов, которые привели к появлению черты оседлости евреев в царской России. Один из них заключается в нежелании конкурировать с ними русских купцов, так как они подозревали, что потерпят неминуемое поражение. Евреи всегда славились своим умением успешно торговать.

В результате основными причинам черты оседлости стали экономические аспекты и вероисповедание. Екатерина II считала их опасными противниками для действующей церкви, к тому же людьми, которые представляют непроизводительную нацию, она мечтала обратить их к полезному труду для общества и всего государства.

Более того, некоторые историки уверены, что Екатерина боялась, будто с евреями по стране распространятся масонские идеи и настроения Французской революции.

География

В результате в черту оседлости в царской России входили конкретные местечки, существовавшие в ряде губерний. Это Виленская, Бессарабская, Волынская, Витебская, Гродненская, Киевская, Екатеринославская, Минская, Ковенская, Подольская, Могилевская, Полтавская, Херсонская, Таврическая и Черниговская губернии.

К тому же в черту оседлости в Российской империи попадали все десять губерний Царства Польского. В разное время исключался Киев (тогда евреям разрешали селиться только в нескольких частях города), а также Ялта, Николаев и Севастополь.

Также евреи составляли более одного процента от местного населения в Рижском, Новгородском, Смоленском, Брянском, Харьковском, Валкском, Торопецком, Рославльском, Харьковском уездах, Курляндской губернии, во многих районах Сибири и в Ростовском округе Области Войска Донского.

Практика применения

Конечно, за годы существования такого закона о черте оседлости в России практика его применения менялась. Например, к концу XIX столетия в России было около пяти миллионов евреев, они были пятой по численности нацией в стране. При этом только около 200 тысяч из них могли проживать в городах, которые не попадали в черту оседлости.

Осложнен был даже временный выезд, к тому же им запрещалось проживать в сельской местности. В результате данных ограничений, а также при небольшом выборе специальностей, которыми они могли заниматься, в этих местах отмечалась сильная нищета и скученность. Еще в 1880-х годах большинство евреев жили гораздо хуже, чем даже самые бедные русские рабочие и крестьяне. При этом основная масса была фактически обречена на медленную смерть от голода.

До воцарения на престоле императора Александра II никто из них не мог постоянно жить за пределами черты оседлости в России. Евреи из-за этого сильно страдали.

Политика послаблений

Первые послабления были приняты в 1859 году. Правительство решило, что данный запрет не будет распространяться на купцов первой гильдии. Чтобы получить разрешения жить за пределами данной черты, следовало стать купцом первой гильдии в ее границах, как минимум, за два года до издания указа. Либо прожить пять лет в этом статусе после подписания документа.

Данное послабление при этом не распространялось на города, расположенные в 50 верстах от границ Бессарабской и западной губерний, а также на города в казачьих областях, в Финляндии и некоторых других населенных пунктах. Для проживания за пределами черты оседлости евреи-купцы первой гильдии имели право взять с собой одного приказчика, а также четырех домашних слуг.

При этом вступить в первую гильдию было непросто. Необходимо было выполнить два условия. Во-первых, получить промысловое свидетельство конкретного разряда - его стоимость вначале XX столетия составляла от 500 до 1500 тысяч рублей в год. Во-вторых, стать обладателем гильдейского свидетельства за 75 рублей в год. При этом фактическое получение согласие самой гильдии на вступление или занятие определенное коммерческой или промышленной деятельностью не требовалось.

Фактически вступление евреев в позволяло им снять с себя ограничения в проживании, заплатив достаточно высокий налог и выждав в течение пяти лет. Для большинства представителей этого народа это было нереально, так что послабления сказались на незначительной части еврейства.

Образованные люди

В дальнейшем постепенно вводить отмену черты оседлости начали для образованных евреев. В 1861 году запрет перестал распространяться на лица с высшим образованием, у которых были дипломы докторов хирургии и медицины, а также на всех с дипломами магистров, докторов или кандидатов по другим факультетам университетов.

С 1865 года в течение трех лет принимаются законы, которые окончательно снимают запрет с врачей, которые никакой ученой степени не имеют вовсе.

В 1872 году данный запрет официально был снят с евреев, которые сумели окончить Петербургский технологический институт.

К 1879 году право на свободу перемещения и выбор места жительства получили евреи, которые стали выпускниками высших учебных заведений, в том числе медицинских, а также дантистов, аптекарей, повивальных бабок, фельдшеров.

Вскоре данный запрет перестал распространяться на цеховых ремесленников, а также отставных нижних чинов, которые поступили на военную службу по рекрутскому набору. Ремесленникам выдавалось временное разрешение на проживание в конкретных населенных пунктах. В большинстве случаев они находились под пристальным надзором местной полиции.

Получение образования или приписка к ремесленному цеху для евреев были связаны с определенными трудностями. С 1880-х годов в университетах действовала процентная норма, которая разрешала принимать не более трех процентов евреев в столицах, не более 5 % в других городах и не более 10 % в самой черте. А ремесленные цеха практически везде были распущены. В черте оседлости они оставались только в Одессе.

Отечественный государственный деятель того времени граф Иван Толстой отмечал, что власти при сохранении данного закона всегда имели в виду, что евреи остаются опасным, преступным и практически неисправимым народом.

Во второй половине XIX столетия данное понятие фактически превратилось в синоним антисемитизма, утвержденного на государственном уровне. Он основывался на религиозной нетерпимости, в основном не распространяясь на крещеных евреев.

Последствия

Данная государственная политика, по сути, включала в себя ограничения при приеме в гимназии и университеты, запрет на занятие сельским хозяйством, отношение к евреям как к людям, ограниченным в правах, одобренные властями погромы.

Все это приводило к росту миграции представителей этой нации в США, последующей колонизации им Палестины и Аргентины. С другой стороны, провоцировало какую-то их часть к радикализации, участию в революционных партиях и организациях.

Политика запрета критиковалась многими деятелями культуры того времени. Например, писателем и публицистом Владимиром Короленко, который в повести "Братья Мендель" писал, что данная черта воспринималась окружающими уже как данность. Некоторые даже сравнивали ее с чертой оседлости зверей, то есть их ареалом, областью распространения, за пределы которой они, как правило, не выходили.

В результате с 1881 по 1914 год только в Америку из России уехали около полутора миллионов евреев.

Погромы

Фактически санкционированные властью еврейские погромы (по крайней мере, правоохранительные органы не вмешивались, когда представители радикальных политических организаций их устраивали), стали ярким последствием существовавшей черты оседлости вначале XX века.

Все началось в Кишиневе еще в апреле 1903 года. Со временем они стали предметом не только внешней, но и внутренней политики Российской империи. На переговорах с иностранными державами о просьбах выдать стране очередные заемные средства именно погромы становились одной из основных причин, по которой с данными кредитами возникали регулярные проблемы.

Уже в 1904 году американский президент Рузвельт выдвигал жесткие требования внести изменения в еврейский вопрос, а также строго соблюдать соглашение о навигации и торговле, заключенное между странами в 1832 году. Но в сознании Николая II, как отмечает большинство историков, жила сюрреалистическая схема. Он считал, что раз договор предполагает подчинение американцев на территории России отечественному законодательству, то к американским евреям режим черты оседлости становится применим. После продолжительных споров и пререканий Америка денонсировала соглашение 1832 года в 1911-м.

Именно погромы спровоцировали многих представителей еврейской молодежи массово примыкать к революционным организациям и движениям, которых в то время в стране было чрезвычайно много. Власть привыкла воспринимать евреев как трусливых и покорных граждан, поэтому оказалась не готова к такой самоотверженности и борьбе, подобному самопожертвованию, презрению к собственной смерти.

Призывы к ее отмене раздавались постоянно. Причем уравнять евреев в правах требовали не только представители самого еврейства, но и выдающиеся гуманисты того времени, высокопоставленные отечественные чиновники. Началось это еще вначале XIX столетия, когда о необходимости отмены черты оседлости говорил Сперанский. За ним с подобными инициативами выступали Витте, Строганов, Милюков, Столыпин, Лев Николаевич Толстой. На стыке XIX и XX веков пункт об отмене черты оседлости вошел в программы большинства политических партий, за исключением черносотенцев.

Отмена

Фактически черта оседлости прекратила свое существование в августе 1915 года. Именно тогда в Министерстве внутренних дел было принято решение разрешить проживание евреев в городах вне пресловутой черты в связи с чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Под запретом по-прежнему оставались столицы, а также местности, находившиеся в ведении министерств военного или императорского двора. К ним относились дворцовые пригороды Санкт-Петербурга, а также прифронтовая зона.

Отмена черты оседлости никак не повлияла на смягчение государственной политики в отношении этой нации. Более того, значительная часть евреев оказалась в прифронтовой зоне, правительством они стали рассматриваться как неблагонадежные элементы, считалось, что в других местностях они будут представлять меньшую опасность.

Окончательно связана отмена черты оседлости с русской революцией. Это было сделано Временным правительством после событий февраля 1917 года. При этом, по оценкам историков, с начала Первой мировой войны, из западных прифронтовых губерний были высланы от 250 до 350 тысяч евреев. Их переселили в Екатеринославскую, Полтавскую и Таврическую губернии. До 80 тысяч представителей этой нации были высланы из Царства Польского, большинство из них сразу бежали в Варшаву.

Вместе с самой чертой оседлости Временной правительство отменило запрет евреев на офицерскую службу в армии. Это также было вызвано условиями военного положения, в котором находилась страна.

Словосочетание «черта оседлости» знакомо многим. Мы связываем это понятие с притеснениями в Российской империи, с ограничениями мест проживания и с другими законодательно установленными ограничениями в правах. Временной отрезок, отделяющий нас от этого периода, позволяет рассмотреть явление в исторической перспективе, не только глазами жителя местечка. Мы открываем целый пласт особого уклада жизни в небольших городках-местечках, известных в еврейской среде под названием «штетл». Сегодня мы можем осмыслить события в их взаимосвязанности с политическими процессами, с выживаемостью народа в диаспоре, с его исторической памятью о родине предков, с преданностью их заветам и, наоборот, отказом от них.

Предыстория

В 1569 году образовалось объединённое государство Польши и Литвы, получившее название Речи Посполитой. Оно управлялось королём, который избирался шляхетским (дворянским) сеймом, заседать в котором имело право дворянское сословие. Для управления большими дворянскими поместьями требовались грамотные финансисты, умельцы-мастеровые, ремесленники, торговцы. Поэтому на должности управляющих охотно брали славившихся грамотностью и ремёслами евреев. В молодое многообещающее государство хлынули потоки , страдавших от преследований в Западной Европе.

Еврейской общине была дана широкая автономия в обустройстве общинной жизни. Евреи выбирали раввинов и активистов, собирали налоги для своих нужд и отчисления в государственную казну. Таким образом, общины разрастались, каждая формально подчинялась какому-то землевладельцу, земли которого они брали в аренду, и фактически становились управляющими с большими полномочиями. Можно было арендовать некоторые отрасли сельского хозяйства, гостиницы и много более мелких заведений. Арендаторам такая предприимчивость евреев была выгодна – никаких забот, а денежки исправно поступали. В таких условиях формировались еврейские «штетлы».

Предоставленной евреям властью и привилегиями были недовольны остававшиеся «не у дел» городское сословие, духовенство и казачество. Нараставшее недовольство привело к восстанию Богдана Хмельницкого и большому погрому, унесшему более 13 тысяч еврейских жизней.

«И восстал новый царь…»

Тора, глава Шмот

В середине 17 века, раздираемая внутренними политическими и экономическими проблемами, Речь Посполитая стала ослабевать и к середине 18 века стала неуправляемой. Этой слабостью не замедлили воспользоваться соседние государства: Россия, Пруссия и Австрия. Как голодные хищники они набросились на обессиленную жертву, и кусок за куском стали разрывать её на части. Раздел бывшего могущественного государства произошёл в 3 приёма в 1772, 1791 и 1793 годах. В результате России отошла огромная территория с многочисленным еврейским населением.

Указ, изданный Екатериной второй в 1791 году, был обращён к сведению всего проживавшего населения на включённой в состав России территории и ограничивал поселение за чертой, отделявшей новые территории от существовавшей до раздела Польши. Впоследствии, в 1804г. этот запрет был установлен только для евреев «Положением об устройстве евреев», в котором были перечислены 15 губерний Российской империи, где евреям разрешалось жить.

«Евреи смеются, чтобы не плакать»

Шолом-Алейхем

Своеобразный юмор, острота ума свойственны еврею из местечка, потому что представляют смесь талмудической мудрости носителей духовного гена предков с драматизмом изоляции. Еврейский анекдот лучше всяких научных исследований повествует обо всех событиях жизни и быта «штетла», о , о взаимоотношениях с раввинами, о взаимоотношениях с властями, о предпринимаемых способах обойти ограничения, о тоске по обетованной земле и ещё о многом.

Юмор этот специфичен, по меткому выражению одного собирателя еврейских анекдотов: «Еврейский анекдот с еврейским акцентом – это то, что не еврей не поймет, а еврей уже слышал». Еврей уже слышал, потому что быт, его общение с другими евреями являются этим анекдотом. Когда один еврей встречает другого и спрашивает: «Как дела?» ему отвечают: «крутимся» (на идиш – мен дрейт зих).

В этом ответе вся особенность еврейской выживаемости. Для еврея это выражение, не имеющее точного перевода, значит некую адаптацию к условиям преследования, ограничения и ущемления в правах, и естественное желание выбраться из бедности. Для не еврея – это символизирует изворотливость, хитрость, жадность.

В любом случае, еврей остаётся непонятым. Сначала его «загоняют в угол», не дают возможности работать на земле, ограничивают сферу деятельности, оставляя ему, фактически, торговлю и некоторые ремёсла, а затем упрекают в торгашестве и в нежелании трудиться физически.

«ЗЕМЛЯ, ТЕКУЩАЯ МЛЕКОМ И МЕДОМ», — ГОВОРИТСЯ У НАС В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ. БЕДА ТОЛЬКО, ЧТО ПАЛЕСТИНА — В ПАЛЕСТИНЕ, А Я, КАК ВИДИТЕ, ВСЕ ЕЩЕ ЗДЕСЬ…»

Шолом-Алейхем «Тевье-молочник»

Внутри еврейского местечка, говорящего на языке «идиш», была создана особая замкнутая «идишская» культура. Андрей Кончаловский, честный и тонко чувствующий, кинорежиссёр и сценарист, в своей книге « Возвышающий обман» так описал это явление: «В этих местечках и гетто родились Шолом-Алейхем, Шагал, Михоэлс. И в Италии, и в Америке, и во Франции есть прекрасные писатели-евреи, но нет еврейской культуры».

Он, как и многие, понял, что эта культура родилась, «благодаря остракизму, которому подвергались российские евреи, их вынужденной изоляции».

«Во всём есть хорошее и дурное» — резюмирует А. Кончаловский, и это — аксиома, потому что определяет основной принцип эволюции, который в книге «Зоар» выражен фразой: «преимущество света познаётся из тьмы».

«КОГДА МЫ РАЗРУШИЛИСЬ, ТО И МИР РАЗРУШИЛСЯ С НАМИ ИЗ-ЗА БЕСПРИЧИННОЙ НЕНАВИСТИ, А КОГДА ВЕРНЕМСЯ К СТРОИТЕЛЬСТВУ, И ВЕСЬ МИР БУДЕТ ПОСТРОЕН С НАМИ БЛАГОДАРЯ БЕСПРИЧИННОЙ ЛЮБВИ»

От мудрецов мы узнаём, что должны приступить к исправлению мира (со времени Ари – с 16 века, мы уже находимся в эпохе исправления), но начать мы должны с себя, потому что только мы, обладающие знанием о «возвращении», можем передать его всем.

В наше время «последнего поколения» мы обязаны понять причину страданий. После очередного удара, мы, как бы, отряхиваемся и продолжаем искать место, где мы сможем лучше устроиться. Мы не ищем корень бед, а ждём, что человечество поймёт, какие мы хорошие, талантливые и перестанет нас преследовать. Мы видим результат такой наивной пассивности, когда не отдельная страна с несколькими сателлитами, а весь мир преисполнен Израиля и евреев.

«Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве»

У евреев есть , обязанность. Ради неё мы должны объединиться на «земле обетованной» и выстроить систему государственных и общественных отношений на основе высших законов, чтобы показать пример единства всему миру. Этого ждут народы мира, которые неосознанно предполагают наличие «секретного оружия» у народа Израиля.

Платон Беседин

Пётр Толстой сделал странное заявление, от которого, похоже, возбудилось всё информпространство России. Ведь тема антисемитизма для нашей страны всегда была особо болезненной. Последние годы, правда, она ушла из наиболее актуальной повестки. Во многом это объясняется здравым отношением к данному вопросу Владимира Владимировича Путина .

От подобного и, правда, нельзя не возмутиться, независимо от национальности. И уверен, вопрос с Толстым не будет замят, потому что те, кого он имел ввиду, умеют держаться вместе и максимально защищать свои интересы. Этому научила вся их многострадальная история

Однако в ситуации с Толстым есть два весомых момента, на которые из-за морока антисемитизма толком не обратили внимания. А они, меж тем, заслуживают весьма детального рассмотрения, так как являются характерными и системообразующими для нашей страны.

Момент первый – это апелляция Толстого к прошлому в попытке объяснить настоящее . Ситуация насколько пагубная, настолько и распространённая для нашего времени. Любой спор – будь то кухонный или публичный – зачастую сводится к тому, что было до. Нас всё время сталкивают с прошлым, вытаскивают из него факты и события, которые, как правило, разъединяют настоящее.

Так в прошлом году уже было с памятниками Сталину и Ивану Грозному или памятной доской Маннергейму, или «Бессмертным полком». Люди часто приходили в неистовство не из-за того, что случилось сейчас, а из-за того, что произошло раньше. Да, Да, Историческая Память – краеугольный камень бытия любого общества, любой страны, однако это весьма амбивалентная субстанция. Она может использоваться как на благо, объединяя страну, так и, наоборот, способствовать её разъединению, когда прошлое в определённой интерпретации становится точкой раздора.

А у нас, к сожалению, определённые силы используют именно такую – негативную – интерпретацию. И не просто заставляют вспомнить прошлое под определённым углом, а покаяться в нём. За все грехи, за все преступления, совершённые и при Красной, и при Белой власти

Причём, одни в таком случае выступают палачами, а другие – жертвами. И это разделение автоматически, инфернальным шлейфом, протягивается в настоящее, проецируясь на участников событий нынешних.

Но слишком велика наша страна, слишком сложна она, сотканная из тысяч кусков и полотен, чтобы иметь однозначный подход к её прошлому. Россия объединила не только сотни национальностей, десятки религий, но и миллионы очень разных судеб. Судеб, которые ковались в труднейшие и неоднозначные времена. Судеб, которых разделить легко – достаточно указать на несчастья, – а вот примирить трудно. Потому что мы, как никто другой в мире, жили и живём в невероятном многообразии: историческом, социальном, политическом.

У нас действительности с поразительной скоростью сменяют одна другую, и каждая новая декларирует себя как единственно верную

И абсолютно прав Владимир Владимирович, в конце прошлого года, цитировавший философа Алексея Лосева , потому что, действительно, у нашей страны был крайне тернистый путь с томительными годами борьбы, недостатка, страданий, но для нас всё это, так или иначе, есть неотъемлемое, родное. Судьба каждого человека – фрагмент судьбы всего народа, вынь его – и разрушится, посыплется целое.

И все эти подчас резкие, громкие апелляции к прошлому, к чужим поступкам и судьбам, сводящиеся к обвинениям или к призывам покаяться, не могут идти на пользу нашему Отечеству, если сами по себе имеют деструктивный характер. Они не в силах примирить мертвецов, но вполне способны в очередной раз поссорить живых. И это не самый правильный путь для страны со столь сложносочинённой историей, как Россия.

Второй момент в истории с высказыванием Петра Толстого – сугубо профессиональный. Уверен, что большинство населения России помнит его, прежде всего, как ведущего яркого политического ток-шоу. А там – свои правила, свои коды. И Толстой, высказываясь о людях, выскочивших из-за черты осёдлости, сыграл именно по этим, телевизионным, правилам. Он повёл себя не как политик, смягчающий удар, задающий созидательную повестку, а как своего рода шоумен, делающий дискуссию погорячее, провоцирующий на реакцию. Проще говоря, Толстой профессионально не перестроился.

И это не только его проблема. Беда в том, что политиками – и зачастую видными политиками – у нас становятся люди, не к тому подготовленные, а просто известные: музыканты, режиссёры, спортсмены, иногда писатели. Да, безусловно, это достойные сыны и дочери своего времени: у них есть таланты, у них есть общественный вес. Однако мы чётко должны понимать, что люди власти, люди политики – это особый, если угодно, сорт людей со своей спецификой, со своим мироощущением и миросозиданием. Они не могут отбираться по принципу: «Этот известный – за ним народ пойдёт».

Народ ведь, может, и пойдёт, но куда он сам, этот новоиспечённый политик, приведёт народ?

Я вспоминаю слова футболиста Романа Павлюченко , избранного депутатом, о том, что он никогда не появлялся на своей новой работе. И ведь не он один, правда? Одно время у нас был спрос на спортсменов – и они шли в Думу. Теперь задан новый тренд – люди слова, и в Думу баллотировались телеведущие, публицисты, писатели

Но депутатство – это не приятная добавка к популярности, не кастинг на то, кого любят больше, а тяжелейший повседневный труд на благо своей страны, своего народа. Труд, требующий определённых профессиональных качеств, часть из которых может быть от рождения, а часть должна быть приобретена. Для этого необходим серьёзный институт подготовки кадров, ведущий как профессиональную, так и патриотическую подготовку. И это вопрос, который должен решаться на самом высшем уровне.

Те, кто сегодня – знаю, так как не раз имел удовольствие общаться – проходит все эти школы молодых политиков, скорее представляют орду жадных до денег и власти менеджеров, толком не понимающих, для чего они идут во власть, кроме самой это власти. Эти будущие депутаты и чиновники готовятся без учёта нашей специфики, а сугубо по западным, когда-то модным в США, а теперь устаревшим, но переданным нам, лекалам. Они зачастую не знают ни нашей истории, ни философии, ни литературы. Это неизбежно приведёт к тому, что Митрофанушки, но очень бойкие, наглые Митрофанушки, придут во власть и устроят знатный бардак. Их заявления будут ещё более безответственными и резкими, нежели у Петра Толстого.

Примирение с прошлым и воспитание будущего – вот две главных доминанты, которые необходимы России сегодня

Из них складывается наше настоящее, в котором любое заявление вроде того, что сделал Пётр Толстой, часто приводит к конфронтации общества, сидящего на пороховой бочке старых обид и не слышащего своих пастухов, которые пока что ещё сами где-то ходят, бродят.

Самое время – всерьёз поработать над этим, в 100-летний юбилей того, что разрезало страну по-живому, обещая сладкое будущее и пороча горькое прошлое. Время не возводить в культ ошибки прошлого, бросая их как обвинения, а преобразовывать их в материал для конструктивных выводов, дабы не оставить сейчас наше настоящее за чертой осёдлости.

Фото: коллаж из фото мужчины айну и Л.Н. Толстого

Еще в 1930-е годы чернокожий американец, очутившийся в нацистской Германии, чувствовал больше бытовой свободы, чем у себя на родине. В Берлине он мог заходить в любой ресторан и ездить на транспорте наравне с представителями «высшей арийской расы», чего в своей родной Алабаме он делать не мог, а если бы и осмелился, то вмиг оказался бы повешенным на ближайшем дереве.

До 1948 года чернокожему человеку можно было совершенно легально отказать в покупке дома или проживании в нем. «Никакой из указанных участков земли не должен быть передан неграм, находиться у них во владении или использоваться ими для жилья либо в иных целях», — говорится в одном контракте, составленном в "свободной стране, победившей нацизм". Другие документы такого рода содержили ограничения на права других меньшинств, в том числе евреев.

Официально сегрегация в США прекратила свое существование более 50 лет назад. Однако во многих частях страны принадлежащие к разным расам американцы — не соседи: они ходят в разные школы, делают покупки в разных магазинах и не всегда имеют доступ к одним и тем же услугам.

Согласно свежим данным переписи, которые проанализировал Брукингский институт, черно-белая сегрегация понемногу сокращается в крупных городах, но все еще остается высокой. Если ноль — это мера идеальной интеграции, а 100 — полная сегрегация, анализ Брукингского института показывает, что большая часть агломераций страны имеет уровень сегрегации от 50 до 70.

Расовая и социоэкономическая сегрегация тесно связаны: если вы чернокожий в Америке, то с большей вероятностью нежели белый человек вы живете в преимущественно бедном районе.

Это не просто вопрос выбора или случая. Что-то задумывалось преднамеренно — например, принятая десятилетия назад жилищная политика, напрямую запрещавшая афроамериканцам жить в некоторых районах.

Руку к этому приложило американское правительство, создав эту сегрегацию в соответствии с практикой, введенной в 1930-х годах. Она запрещала многим чернокожим приобретать недвижимость в некоторых районах.

Когда федеральное правительство начало гарантировать ипотеки на приобретение недвижимости, чтобы подстегнуть экономику в рамках Нового курса, были введены строгие правила относительно того, где могут выдаваться ипотечные кредиты.

Районы, где жили меньшинства, считались рискованными инвестициями, и чернокожим людям регулярно отказывали в ипотеке, закрывая для них рынок недвижимости.

Это стало называться практикой «красной черты», так как красными чернилами помечались районы, где проживали меньшинства.

В теории сегодня практика «красной черты» в США вне закона — и была таковой с 1970-х, но на самом деле сохраняется и по сей день.

«Банки продолжают предоставлять ипотеки таким образом, что расовые меньшинства в основном остаются без доступа к этим услугам на основании финансовых рисков», — говорила в сентябре прошлого года Ванита Гупта, один из ведущих юристов по защите прав человека в министерстве юстиции. Она призывала к более активным мерам, призванным прекратить дискриминацию в кредитовании.

Еще один фактор, закрывавший доступ к жилью, — ограничительные условия, вписанные в жилищные контракты.

До 1948 года чернокожему человеку можно было совершенно легально отказать в покупке дома или проживании в нем.

Вот пример такого документа, составленного в Канзас-Сити одним из наиболее известных в городе застройщиков того времени Джесси Клайдом Николсом:

«Никакой из указанных участков земли не должен быть передан неграм, находиться у них во владении или использоваться ими для жилья либо в иных целях», — говорится в контракте. Другие документы такого рода содержили ограничения на права других меньшинств, в том числе евреев.

Закон о справедливом решении жилищных вопросов был принят более 40 лет назад, чтобы покончить с дискриминацией в вопросе недвижимости, однако в полную силу документ так и не заработал.

В прошлом году президент Обама пообещал ужесточить законодательство, введя новые правила. Сейчас бюджетные средства могут выделяться под проекты недвижимости только если они способствуют дальнейшей интеграции, и для нарушителей предусмотрено наказание. Однако это правило применимо лишь к государственному жилищному строительству. Частные застройщики могут продолжать строить, не соблюдая эти условия.

Loading...Loading...