Почитание девяти мучеников Кизических в наши дни. Тропарь девяти мученикам Кизическим

12 мая – день памяти 9 мучеников Кизических. Чем прославили свою земную жизнь эти святые? В Малой Азии, на берегу Дарданельского пролива, отделяющего Азию от Европы, существовал древний город Кизик. Христианство в нем начало распространяться после проповедей святого апостола Павла, и он был уже освящен светом христианства. Но многие, опасаясь гонений, держали свою веру в тайне. Игемоны, посланные для того, чтобы принуждать всех к язычеству, подвергали непокорных пыткам и мучениям. В III веке христианство в этом городе попиралось и преследовалось, потому что в городе процветало язычество. Многие христиане бежали и скитались по горам и пустыням.

Житие 9 мучеников Кизических

Истинные, глубоко верующие христиане не желали отказываться от своей веры во Христа. Под страхом смерти они проповедовали Слово Божие, чтобы утвердить христианство в этом языческом регионе. Были такими проповедниками и будущие мученики Кизические. Они были молодыми и пожилыми, исходили из разных городов, занимались разными ремеслами, среди них были воины и клирики, они занимали разное положение в обществе, но всех их объединила горячая вера во Христа. Они громко славили Господа и без страха обличали язычество и идолов, за что были схвачены, долго и жестоко мучимы, но даже за обещание свободы они не отреклись от своей веры. Своим мучителям они продолжали говорить о суетности идолопоклонства и укоряли их в нечестии. 9 мучеников Кизических смиренно склонили головы пред мечом своих мучителей. Их погребли недалеко от города. Они остались тверды в своей вере, как гора Сион.

Когда христианство все же победило язычество, во время правления Константина Великого, в 324 году, христиане обрели нетленные мощи 9 мучеников Кизических, чтобы упокоить их во храме. Этот храм был построен в память об их подвиге за веру во Христа. Мощи 9 мучеников Кизических излучали удивительную благодатную силу, благодаря которой исцелялись тяжелобольные, душевнобольные обретали разум, а последние язычники – веру. Один известный в городе муж, страдавший водянкой, исцелился от всех болезней, прикоснувшись к раке святых 9 мучеников Кизических. Благочестие процветало в Кизике.

9 мучеников Кизических покровительствуют всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Они заботились не только о том, чтобы спастись самим, но и явили великую любовь к ближнему, пытаясь рассказать, что Господь создал человека для вечной радости, для наследия Царствия Небесного. Поэтому обращаться к 9 мученикам Кизическим в молитве можно каждому, ведь они заботились и при жизни о знакомых и незнакомых людях, пытаясь донести до них Свет Христов.

Спустя некоторое время воцарился нечестивый Юлиан Отступник, некоторые из оставшихся язычников отправились к нему, чтобы сказать, будто христиане разорили их храмы и разбили жертвенники. Юлиан повелел восстановить языческие храмы и идолы и заключить христианского епископа Елевсия . Он боялся трогать христианские храмы, потому что христианское население в те дни было уже многочисленным. Когда же император Юлиан погиб, епископа Елевсия освободили и в Кизике снова воссиял свет веры Христовой.

Молитва 9 мученикам Кизическим

О всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте;

принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею,

Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся.

Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся.

Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона 9 мучеников Кизических

Храм Святых 9 мучеников Кизических

Храм 9 мучеников Кизических в Москве относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Большой Девятинский переулок, где расположена церковь, получил от нее свое название. Первый, еще деревянный храм, возвели по обету Патриарха Адриана. В годы богоборчества храм передали женской тюрьме и на его территории совершались смертные казни через расстрел, поэтому его стали называть “расстрельным” храмом.

В 1992 году храм 9 мучеников Кизических вновь передали Русской Православной Церкви.

ТЯЖЁЛАЯ ЗЕМЛЯ.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

По сословному положению население России распределялось таким образом: 99,8 млн (81%) составляли крестьяне, 13,4 млн (10,7%) - мещане, 1,7 млн (1,5%) - потомственные и личные дворяне, 624 тыс. (0,5%) - купцы и почетные граждане, 589 тыс. (около 0,5%) - духовенство, около 10 млн (8%) - "прочие" ("инородцы", деклассированные элементы, не указавшие своей сословной принадлежности). По своим занятиям население разделялось на сельскохозяйственное - 97 млн (77,3%), торгово-промышленное - 21,7 млн (17,2%) и "непроизводительное" - 6,9 млн (5,5%).

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА:

Мой собеседник, вдруг, оглянулся назад, словно хотел разглядеть что-то, чего он ждал. Я подумал, а чего он ждать может, если он вымышленный? Дед развернулся и улыбнувшись, хитро подмигнул мне. Мол, знай своё место, да слушай, когда старшие говорят.

Мы жили обществом. Миром. Всё между собой делили поровну. Ну, землю, конечно. Вот выделил барин в 1861 году нам землю, понятно самую ненужную ему. Но были там участки и получше, и похуже. Так вот, чтобы никому не обидно было, всю землю, и хорошую, и плохую, мы разделили на полосы так, чтобы каждому досталась и хорошая земля, и плохая. Землемеру деньги платили. Уважаемый человек был, землемер. От него многое зависело. Если захочет, так намеряет, что никому в радость не будет. Вот и уважали. А как же? Всем жить надо. Полосы разделяли межами. По-честному. Но бывали случаи, когда кто-нибудь межу перепахивал так, чтобы полосу свою расширить. Скандал тогда случался небывалый. Человек не соседа обижал, а всю деревню. Поэтому избегали люди жульничать. Потому что своих обманывали. А это делать нельзя. Из одного колодца воду пьём, на одном лугу коров пасём.

В каждой деревне были крестьянские земли окромя пашни. Это были и луга для выпаса скота, и прудик, или речка для водопоя скота. А ещё обязательно лесок. И всё это было общинным. То есть, неизвестно когда, каждый помещик выделил эти земли обществу для водопоя, выпаса и чтоб было где брёвна брать, да избы рубить. Эту землю никто в расчёт не брал. Каждый помещик хотел получать с крестьян оброк продуктами. Это и молоко, и яйца, и мясо, да мало ли чего ещё. Должны же где-то крестьяне всё это выращивать? Да и дома строить из чего-то нужно. Не бариново это дело о крестьянских нуждах думать. Да и не надо было. Крестьяне всё сами могли совместно делать. Так ведь и дома строили сообща. Если кто погорелец, или для молодой семьи, строить собирались всей деревней. За два, три дня избу рубили. Потом с каждого двора приносили кто курочку, кто уточку, а там и на стол, кто во что горазд. Новоселье праздновали, как и строили. Всей деревней. И барин этому не мешал, потому как и недоимки заставлял всем миром отдавать. Невыгодно было барину лишать нас общей земли. Да правильный барин и сам чувствовал себя частью нашей общины. Может и брезговал, но чувствовал. Наш-то хитрый был, но общество не унижал. И на том спасибо.

К весне 1906 года собрали в нашей деревне сход и объяснили, что земли на всех не хватает. Предложили общинную землю разделить. Понятно. что кто туда уйдёт, жить будет уже не в деревне, а отдельно. Своим хутором. Жить-то можно, но весёлого мало. В деревне каждый вечер гулянка у молодых, все свадьбы, похороны. Всё сообща. А на хуторе всё в одиночку, да и опасливо. Не каждый решится, но решились. Кто помоложе, да по смышлёней сразу отозвались и не пожалели. Потому как и на хуторах земли всем не хватило.Вот тем, кому не хватило и предложили уехать на чужбину. Та земля, что в чересполосице была, так и осталась за старыми хозяевами из числа первых крестьянских наследников. Эту землю стали отрубами называть. Выселки стали называть хуторами. А тех, кто остался без земли - переселенцами. Переселенцам денег пообещали и предложили выбрать себе место и послать туда ходоков. В нашей деревне 22 семьи попали в переселенцы. Своим миром и порешили они ехать в Енисейскую губернию. Отец мой пошутил тогда: надо было пол века назад туда уезжать. В нашей семье в число переселенцев попал мой отец и я с семьёй. Дядька Сидор на хутор подался, но потом поменялся с соседом на отруб. Заплатил мал мал, да зато рядом с братом. Дядья мне и отцу тогда сказали, что негоже нам ехать куда ни попадя, когда дед никого никуда не отпустил. А вся наша земля будет общей. И так и было. Отец свой пай в Енисейской губернии нашим переселенцам отдал. Пусть пользуются. И собралось нас на 12 десятинах аж восемь семей, считая три родительских. Только я из города не собирался возвращаться. Свою долю братьям уступил в пользование. Знал, что они-то меня в обиде не оставят. И так и было после. Они мне из деревни помогали, а я им из города. Первая веялка в нашей деревне от меня появилась. Да только ли веялка?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Когда Столыпин распорядился раздать общинную землю крестьянам, на этой земле разместилось 15 миллионов крестьян.

В 1906 году было распахано:
- помещиками 10 млн. десятин.
- крестьянами 13 млн. десятин.
После осуществления столыпинской аграрной реформы переселенцами было распахано ещё 10 млн. десятин. Всего переселенцев было 3,5 млн. человек из которых до 500 тысяч вернулись назад.

Те крестьяне, которые успели выделиться из общины и получить земли на хуторах и на отрубах были спокойны, а те, кто не спешил выделяться из общины, которая была им как мать родная, остались перед фактом, что нужно уезжать. Очень по-нашему, кто не успел, тот опоздал. Вот и стали собираться опоздавшие в путь дорогу дальнюю. Засылали ходоков, которые выбирали себе места. Зачастую просто выслушивали чиновников. На удачу шли немногие. До сих пор никто точно не знает сколько людей было переселено по программе аграрной реформы. Но если раньше «самоходы» шли сами, то теперь появился транспорт. Железная дорога и вагоны господина Пульмана, которые в те годы получили название Столыпинских вагонов. Это были теплушки, в которых было отделение в конце вагона, где можно было разместить сельхоз инвентарь и даже животных. Был смысл.

Плуг железный стоил 37 рублей, а деревянный 10. Корова стоила от 17 до 30 рублей, а лошадь от 80 до 100. Пренебрегать чем-то было неразумно. Брали всё что могли. Это «самоходы» вынуждены были всё зарабатывать на месте, но "самоходы" опередили остальных переселенцев почти на 50 лет. Теперь крестьянам даже выделялись ссуды для освоения земли. Сколько было переселенцев в те годы сказать трудно. Официальная статистика говорит о 3 миллионах 500 тысячах человек, из которых до 500 тысяч вернулись назад. По той же железной дороге.

Кстати, построена была транссибирская железная дорога ещё по указу отца Николая 2 Александра 3. Серьёзный был царь. Подписывая соглашение со странами Антанты о сотрудничестве, Александр 3 посетовал, что в случае войны Россия будет не меньше 6 месяцев проводить мобилизацию из-за отсутствия железных дорог. В этой связи он попросил правительства союзных государств, Англии и Франции дать России на эти цели кредит. Англичане сразу отказали, а французы заявили, что дать кредит не смогут, но разрешают продать гражданам Франции акции русского займа. Акции были проданы в договорённые сроки. К чести Александра 3, нужно сказать, что как он сказал, так и сделал. Акции были проданы и исправно обслуживались, а железная дорога построена. Да ещё и заводы по производству паровозов и вагонов. Именно наличие качественных железных дорог позволило так быстро переместить переселенцев в Сибирь и на Дальний восток. Впоследствии, Ленин отказался от царских долгов и обязательств, в том числе и по обеспечению акций русского займа. Акции обесценились и их держатели выбрасывали их в мусор, поскольку никто их не покупал. Когда был подписан Брестский мир с немцами, по его условиям, Россия отправила победителям в качестве репараций вагон с золотом. Но он прибыл в Берлин, в тот момент, когда там его уже ждали победители в 1 мировой войне, французы. 80 лет, до 1998 года этот вагон с золотом не только хранился у них. На это золото даже какие-то проценты начислялись. Долг по акциям русского займа так и оставался неоплаченным, пока, наконец, во Францию не съездил В. С. Черномырдин с поручением оплатить этот долг имеющимися в наличие средствами. Что поделать? Вот так складывались события. И ведь денег на всё хватило. Да, перед этим, акции русского займа держатели продавали за бесценок и даже выкидывали, кто-то их активно скупал. Что ж, не прогадал. Пусть даже спустя 80 лет.

Однако вернёмся к реалиям. Если 15 миллионов крестьян разместилось на хуторах, а переселилось 3млн 500тысяч, то сколько разместилось на отрубах? На отрубах разместились все остальные. Итого, порядка 80 миллионов. Это приблизительно столько крестьян, сколько было в 1861 году. Если тогда на семью давали по 4 десятины в чернозёмных районах и по 6 десятин в нечернозёмных, то столько же пришлось на семью в 1907-14 годах? Значит, проблема малоземелья решена была? Если бы? Общинной земли, на которой были выпасы, уже не было в крестьянском обороте. Теперь, крестьянину нужно было все вопросы решать на своём участке.

(16,5 миллионов десятин земли принадлежали 155 крупным владельцам. Всего в помещичьем владении было более 100 миллионов десятин земли из которых под посевами была пятая часть.
В крестьянском пользовании было более 130 миллионов десятин, считая и казачьи земли.)

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА:

Наши ходоки уехали ещё в феврале. Назад их ждали только к концу лета. Семьи будущих переселенцев так и жили с роднёй в ожидании ходоков. А когда те вернулись, то сильно удивились всему, что случилось в деревне. Главное, что произошло, так это то, что мира больше не стало. Миром ничего не решали. Стали выделяться некоторые хозяева. Мои дядья с отцом выкупили земельный надел у одного мужика. Тот решил в город переехать. Кредит для этого взяли. Да ещё у помещика землицы арендовали. Взялись за дело всеми силами. А и то сказать, более 25 душ не считая детей малых. И нанимать никого не надо. А сосед не только у двоих односельчан землю выкупил, но и четверых работников нанял. А чего их не нанять. Вон, переселенцы без работы сидят, ходоков домой ждут. И поняли тогда ходоки, что целый год времени они потеряли. Что на своей родине не нужны они уже никому, потому как нет им там места. Собрали они пожитки и уехали своим миром в дорогу дальнюю.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Появилась категория богатых крестьян, которые любой ценой стремились найти деньги, чтобы скупить земельные паи у соседей. Брали кредиты и укрупнялись. Причём 20 % таких крестьян разорились и стали нищими. Были те, кто просто продавал свой земельный пай и уходил в поисках счастья. А были те, кто остался на своём земельном пае, не рискнув взять кредит. И таких крестьян было большинство. Некоторые переселились целыми общинами, но их было не так много. Всего 3, 5% от всего населения. Значит тем, кто остался в деревне, на своём пае пришлось или попутно батрачить на крепкого крестьянина, или брать землю в аренду у помещика. Вот основная часть крестьян так и жила. По сути ничего в их жизни не изменилось, если не считать, что у них появилось право продать свой земельный пай, или его часть.

Вы спросите, какое значение имеет аграрная реформа, проведённая Столыпиным П.А.? И я отвечу. Для страны, огромное. Распахано было на 10 миллионов десятин земли больше, чем раньше. Россия засыпала Европу зерном и другими продуктами. Раньше Россия торговала по принципу- «сами не доедим, а за границу продадим». Теперь положение круто поменялось. Россия стала производить зерна больше, чем Канада, США и Бразилия вместе взятые. Свободные крестьяне, через трудности и лишения уверенно строили своё будущее. Это было очень не просто. Многие, поначалу, попадали со своими наделами в зависимость от местных старожилов, но эта зависимость исчезала очень скоро. Даже батрак получал в день от пуда, до полутора пудов зерна. На таком заработке, ещё «самоходы», за несколько лет приобретали себе дома, землю и выплачивали взнос (от 30 до 40 рублей) для вступления в местную общину, чтобы стать старожилами. Работать было нелегко, но кто трудился, видел результаты своего труда. Да, деньги у переселенцев часто разворовывались чиновниками. Россия понимаете ли. Но, тем не менее, люди упорно поднимали своё хозяйство и воспитывали свободное поколение наследников. Но как всё было не просто.

Те, кто не смог ужиться по тем или иным причинам, был предоставлен сам себе. В условиях естественного отбора. Причины были разные. Лень, пьянство, разгильдяйство. Невозможность принять местные обычаи и правила. Плохие условия для земледелия. Плохое отношение местных жителей. Очень трудные, экстремальные условия для жизни. Было всё. Люди бросали всё и возвращались в родную деревню. А там их никто не ждал. Вся земля поделена и уже принадлежит кому-то. Делиться с возвращенцами смысла не было, и их гнали. Крестьянская круговая порука проявилась во всей своей красе. Тогда люди самовольно садились на помещичьи земли. Помещики вызывали солдат. Говорят, что понятие «столыпинский галстук» появилось именно тогда. Когда этих крестьян начинали учить уму разуму. С виновными не церемонились. Военно-полевыми судами, в период с 1907 по 1914 годы, было приведено в исполнение более 6000смертных приговоров. То есть без суда. Что было делать? Оставалось или идти в города на любую работу, или наниматься в батраки к своим бывшим соседям.

В крестьянское общество был вбит клин, расслоивший его на три части.
На тех, кто укрупнился и стал доволен своим положением на родине. И кто смог укрепиться на новом месте.
На тех, кто всё потерял.
И на тех, кто остался при обычном наделе, но потерял возможность пользоваться общинными угодьями.
Последних было подавляющее большинство.

Те сотни тысяч, которые обнищали и были предоставлены сами себе, пополнили ряды ярых врагов правительства. Середняки ничего в своём положении не приобрели, но потеряли бесплатные выпасы и покосы. Заниматься животноводством стало сложнее. Их ожидания не оправдались. Крепкие крестьяне, которые не разорились, стали средними землевладельцами. Их земельные наделы насчитывали уже от 20 и до 50 десятин земли. Но все получили доступ на рынок, для продажи произведённых продуктов.Началась активная капитализация сельского хозяйства. Крестьянская община, которая существовала ещё до крещения Руси, умерла за 7 лет.

Интересно, что столыпинская реформа в среде казачества не прижилась. Казачье начальство ясно выразилось на этот счёт, заявив что введение у казаков реформы может подорвать боеспособность казачьего войска. Тем не менее, переселенцы среди казаков были и в достаточно большом количестве. Что касается земли, которой пользовалось казачество, то она и так распределялась между казаками поровну. Каждые 3 или 5 лет они делили всю имеющуюся землю на участки по количеству мужчин и вновь народившихся мальчиков и распределяли её по жребию. Помещичьей земли у них поблизости не было.

Девять святых мучеников Кизических . Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон . Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению Истинной веры.

Оказавшись в городе Кизике, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить Имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом († ок. 284–292), и тела их погребли близ города.

Когда в 324 году Восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306–337; память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела 9-ти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.

От святых мощей происходили различные чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.

Когда воцарился Юлиан Отступник (361–363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы и заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

В России недалеко от города Казани был устроен монастырь в честь 9-ти мучеников Кизических иеродиаконом Стефаном, который принес с собой из Палестины часть мощей святых. Этот монастырь был основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от различных недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 году, «ибо, – пишет святитель Димитрий Ростовский († 1709; память 21 сентября), автор службы 9-ти мученикам, – этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней». Святитель Димитрий также описал страдания святых мучеников и составил слово на день их памяти.


Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 29 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

* Преподобного Давида Солунского (ок. 527-548). *** Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Преподобного Тихона Луховского, Костромского (обретение мощей, 1569; 1503).
Мучеников Петра и Павла братьев и Галликана Римских (IV). Святого Ферапонта. Преподобного Иоанна, епископа Готфского (VIII); Анфиона. Святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (1385). Священномученика Георгия (Степанюка) пресвитера, Алма-Атинского (1918). Икон Божией Матери: Лиддской (Римской, I); Нямецкой (1399); Седмиезерной (XVII).

Православные Святые угодники.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери и своем первообразе находилась в Тихвинском монастыре у г. Тихвина (Ленинградская губ.). Событие явления иконы произошло в 1383 году 26 июня, в княжение великого князя Дмитрия Донского - рыбакам на Ладожском озере, которые над водою увидели икону Божией Матери в необыкновенном свете. Предание говорит, что икона находилась раньше в Царьграде (Константинополе), куда Она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы, впоследствии названной Тихвинской, построили храм под именем Влахернского. Во время торжества иконоборчества Она была скрыта в обители Пантократора Вседержителя, а при победе православия вновь водворена во Влахернском храме. За 70 лет до падения Царьграда икона перешла в 1383 году в Новгород. Заключают это из следующего: вскоре по явлению иконы в Тихвине некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили патриарха. В беседе с ними патриарх спросил: «Нет ли в России слухов о чудо творной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась». Тогда-то купцы и передали ему, как явилась в Тихвине икона.
Патриарх из сопоставления времени, когда икона исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградская икона. Патриарх рассказал при этом, что икона несколько раз скрывалась из Царьграда и являлась опять. «Ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила» - заключил патриарх. Вблизи Тихвина икона появлялась в разных местах, и там, где Она останавливалась, от Нее были чудеса молящимся и на этих местах устраивались храмы и часовни. На месте вблизи Тихвина, где Икона являлась неоднократно, был поставлен деревянный храм, который через некоторое время сгорел, причем Икона осталась невредимою.
По повелению великого кн. Василия Иоановича (1505-1533) на этом же месте была построена каменная церковь. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой.
Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы. Особенно прибегают к этой Иконе при болезнях детей. Икона довольно значительных размеров: длиною 1 аршин 2 вершка (80,02 см), шириною 14 вершков (62,5 см). Замечательно, что одна из рук Богоматери отличается необыкновенной теплотою, ощутимой для губ при прикладывании. По России было распространено громадное количество списков с Тихвинского первообраза и многие из этих списков были прославлены чудесами.

Преподобный Давид

Преподобный Давид подвизался в Фессалии. С молодых лет он возлюбил Бога и, оставив мир, построил себе шалаш под миндальным деревом, в 3 верстах от города, и здесь прожил 79 лет, терпя холод и зной и соблюдая строгий пост. Приходивших к нему он учил благочестию и таким образом делал много добра. Бог прославил его еще при жизни: всякую ночь люди видели, что из его шалаша исходил свет. Скончался преподобный в 540 г.

Святой Дионисий

Святой Дионисий был архиепископом Суздальским. В молодых летах, по примеру киевских подвижников, он выкопал себе пещеру на берегу р. Волги, в 3 верстах от Нижнего Новгорода, и стал подвизаться здесь. К нему начали собираться любители безмолвия, и в 1335 г. он основал тут монастырь - Нижегородский-Печерский, в честь Вознесения Господня. Св. Дионисий был человек образованный. Святитель Алексий, митрополит Московский, лично знал добродетели и образованность его и поставил его епископом Суздальским и Нижегородским. Св. Дионисий боролся с ересью так называемых стригольников, последователей цирюль-ника-лжеучителя, многие из которых отвергали воскресение мертвых, писания святых апостолов и правила соборов. На пути из Константинополя в Москву, после посвящения в московские митрополиты, он был задержан в Киеве литовским князем. Здесь он был в заключении, проводил время в посте и молитве и скончался в 1385 г. Погребен в Антониевых пещерах, где открыто почивают его мощи.

Loading...Loading...