Практическое применение истин евангелии иоанна 12 главы. Евангелие от Иоанна

12:1-11 Помазание Иисуса, совершенное грешной женщиной, о котором рассказывается у Луки (7,36-50), - эпизод, отличный от помазания Иисуса Марией, описанный также Матфеем (26,6-13) и Марком (14,3-9).

12:3 драгоценного мира. См. ст. 5, где Иуда оценивает стоимость этого мира в сумму, равную годовой заработной плате наемного работника и почти в три раза большую, чем та, которая была получена самим Иудой за предательство Иисуса.

ноги Иисуса. Матфей и Марк указывают, что Мария возлила благовония на Его голову.

12:7 оставьте ее. В этих словах Иисуса, скорее, забота о чувствах Марии, чем упрек Иуде.

12:8 всегда... не всегда. Иисус Христос, Сын Божий, - вечен; Иисус из Назарета жил на земле неполных тридцать три года (см. 2 Кор. 5,16).

12:11 ради него... веровали. Многие из иудеев уверовали в Иисуса, потому что видели воскрешенного Им Лазаря. Они, в сущности, не столько поверили, сколько констатировали факт. Вера же есть "уверенность в невидимом" (Евр. 11,1).

12:13 осанна! См. Пс. 117,25. "Помоги" или "дай счастья".

12:14-15 Все обстоятельства этого события были предсказаны Захарией (9,9).

12:20 некоторые Еллины. Это, по всей видимости, были не иудеи рассеяния (грекоязычные евреи называются в Деян. 6,1 иначе). Скорее, речь идет о прозелитах или "боящихся Бога" язычниках, которые посещали синагогальную службу, но не принимали обрезания (Деян. 8,27; 13,26).

нам хочется видеть Иисуса. Приход греков к Иисусу предзнаменовал собой приход язычников к вере в Иисуса (10,16; 12,32).

12:23 пришел час. В противоположность более ранним заявлениям Иисуса о том, что Его час еще не пришел (2,4; 7,6.8.30; 8,20), данное утверждение является первым из целого ряда тех, в которых говорится о приближении часа Его смерти и воскресения (12,27; 13,1; 16,32; 17,1). О смерти Иисуса говорится как о Его прославлении (хотя в других местах Писания крест и погребение явно рассматриваются как Его уничижение, Флп. 2,8). См. ком. к 13,31.

12:24 пшеничное зерно. Брошенное в землю зерно, прорастая, умирает, но из него вырастает колос.

12:25 Любящий душу свою. В Писании слово "душа" часто используется в значении "жизнь". Возможна такая интерпретация этого стиха: любящий эту, мирскую жизнь, погубит душу, а не любящий мира, "ни того, что в мире", сохранит свою душу для жизни вечной.

12:27 Душа Моя теперь возмутилась. Иисус чрезвычайно взволнован ожиданием того, что на Него падет гнев Его Отца, предназначенный для грешников. Тем не менее, Он принимает миссию первосвященника, возносящего молитву о грехах всех людей, и в очередной раз выражает Свою решимость исполнить ее до конца.

12:28 пришел с неба глас. За время земного служения Иисуса было три случая, когда Отец говорил с неба: во время Его крещения (Мф. 3,17), во время преображения (Мф. 17,5) и сейчас. Здесь, ради учеников (ст. 30), Отец запечатлевает посреднический труд Иисуса печатью Своего одобрения.

12:29 Народ... слышавший то. Описываемая ситуация аналогична той, которая сложилась в момент обращения Павла, когда сопровождавшие его люди слышали какой-то звук, но не могли различить отдельных слов (Деян. 9,7; 22,9).

12:31 Ныне суд миру сему. Т.е. наступил решающий момент в истории человечества. В зависимости от поведения, людей ждет либо приговор осуждения, либо прощение.

князь мира сего. Имеется в виду сатана (ср. 14,30; 16,11; 1 Ин. 4,4; 5,19; 2 Кор. 4,4; Еф. 2,2).

12:32 вознесен. Это намек на казнь через распятие (ст. 33), но одновременно и утверждение того, что Христос, как Примиритель, будет возвышен и займет место одесную Отца (см. ком. к 3,14).

всех привлеку. Эти слова не свидетельствуют о том, что спасение будет всеобщим, но подчеркивают, что крест Христа притягивает к себе всех и что через крест будут спасены люди всех национальностей, язычники и иудеи, которые позволят Иисусу привлечь их.

12:34 из закона. Слово "закон", в его широком смысле, относилось ко всему ВЗ (10,34; 15,25).

Сыну Человеческому. Иудеи воспринимали этот титул как притязание на мессианство.

вознесену быть. Иудеи понимали это как намек на повешение или распятие и, исходя из Писания (Пс. 88,36.37), не могли примирить смерть Христа со своими представлениями о Мессии.

12:35 свет. Иисус отождествляет со светом Себя (1,4-9; 8,12; 9,5; 12,46). Его предстоящая смерть заключала в себе и идею наступления тьмы, однако Он поручает просвещение человеческих душ Своим ученикам, которых называет "сынами света" (ст. 36).

12:38 Да сбудется слово Исаии пророка. Земное служение Иисуса и Его смерть были предсказаны пророком Исаией. См. Ис., гл. 53.

12:41 видел славу Его. См. ком. к 12,38.

12:42 многие уверовали в Него. Несмотря на строгость суждения, произнесенного Исаией, в Иисуса верили даже некоторые религиозные лидеры. Они не решались заявлять открыто об этом, опасаясь фарисеев. Возможно, одним из тех, кто имеется здесь в виду, был Никодим, обладающий достаточным мужеством, чтобы пойти против течения (7,50-52; 19,39.40).

12:44 Иисус же возгласил. Особое внимание уделяется здесь оценке Иисусом Своего служения. Связь Иисуса с Его Отцом рассмотрена в трех аспектах: 1) веровать во Христа значит веровать в Отца (ст. 44); 2) видеть Христа значит видеть Отца (ст. 45); 3) слышать Христа значит слышать Отца (ст. 50).

Единство Иисуса Христа с Отцом будет особо рассматриваться в гл. 17. Исходя из вышесказанного, отвержение Христа является отвержением Отца, а также отвержением предложенного Им спасения и Его святого Слова. Следствием этого будет суд, хотя непосредственной целью воплощения Христа и Его служения было спасение тех, кто принадлежит Ему, а не осуждение тех, кто не верит. Это осуждение естественно вытекает из отвержения Евангелия (2 Кор. 2,15.16).

Ж. Окончание общественного служения Иисуса (12:1-36)

1. МИРОПОМАЗАНИЕ (12:1-8)

В 12 главе Иоанн описывает последние события, связанные со служением Иисуса Христа. Это: а) миропомазание Его, совершенное Марией, сестрой Лазаря (которое стало прелюдией к принесению Им Себя в жертву); б) торжественный вход Его в Иерусалим, и в) предсказание Иисусом Своей смерти.

Иоан. 12:1-2 . Отсчет времени становится более определенным: За шесть дней до Пасхи… Иисус оставил Ефраим и пришел… в Вифанию, где жил Лазарь умерший. Там, в честь Него, был дан ужин. Евангелист Марк пишет, что Иисуса принимали в доме Симона прокаженного (Мар. 14:1-11). Надо думать, событие это было особенно радостным для Марфы, Марии и Лазаря, бывших в числе приглашенных. Неизвестно, какого рода узы связывали этих троих с Симоном, но, видимо, узы эти были достаточно близкими, судя по тому, что гостям на ужине прислуживала Марфа.

Иоан. 12:3 . Речь тут идет о благовонном масле, которое получали из корней и стеблей ароматной травы, растущей в северной Индии. Это было очень дорогое благовоние ("драгоценное миро"), и привозили его на Ближний Восток в запечатанных алебастровых сосудах, которые открывали только в особых случаях. Щедрым своим даром (фунт… мира) Мария выразила свою любовь к Иисусу и благодарность Ему за воскрешение Лазаря. И дом наполнился благоуханием от мира - одно из "побочных" замечаний Иоанна, которое, как и другие подобные замечания, говорит о том, что он был свидетелем происходившего.

Иоан. 12:4-5 . Иуда Симонов Искариот "заявил протест" против ненужной, по его мнению, траты столь ценного благовония. Мол, лучше было бы это миро продать, а деньги раздать нищим. Едва ли он действительно заботился о нищих! (стих 6). Согласно Марку (Мар. 14:4-5), другие ученики поддержали Иуду и тоже стали упрекать Марию. Злое влияние распространяется быстро, и даже те, кому доверено руководить другими, могут стать орудием в руках сатаны.

Стоимость "мира" действительно была огромной - триста динариев (средне-годичный заработок труженика); возможно, эту сумму Мария копила всю жизнь.

Иоан. 12:6 . Иоанн, зная, что произошло потом, объясняет побуждения, руководившие Иудою. Иуда был, так сказать, казначеем группы (13:29), и часть денег, которые им жертвовали, присваивал. Мария пожертвовала драгоценное миро открыто и бескорыстно, Иуда же присваивал деньги тайно. Они настолько привлекали его, что он согласился предать за 30 серебренников ("цену раба" - Исх. 21:32; Зах. 11:12-13) Иисуса.

Иоан. 12:7-8 . Обычно миропомазание ассоциировалось с радостными событиями. Но тут оно совершалось в преддверии погребения. Живший по слову Божиему, Иисус вполне отдавал Себе отчет в том, что как страждущий Слуга Он должен будет претерпеть боль и смерть, и что очень скоро Ему предстоит погребение (Ис. 53:9). В свете этого знания Он вступился за Марию, явившую Ему любовь и преданность. Его слова: Ибо нищих всегда имеете с собою - не следует понимать как одобрение Богом нищеты или нежелание Его, чтобы нищим помогали.

Иисус имел лишь в виду, что в мире много причин нищеты, и возможность помогать бедным будет представляться людям постоянно (сравните Мар. 14:7). А вот возможность явить свою любовь Ему, пока Он на земле, - весьма ограничена. А Меня будете иметь не всегда (здесь, на земле; Иоан. 12:35; 13:33; 14:3-4).

2. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВХОД В ИЕРУСАЛИМ (12:9-19)

Иоан. 12:9-11 . Иисус был Личностью, вызывавшей столько споров, что не мог находиться близ Иерусалима "инкогнито". На праздник Пасхи люди сходились в столицу со всех концов страны. И многие хотели видеть Иисуса (сравните 11:56), а также Лазаря. Узнав о воскрешении Им Лазаря, многие из Иудеев уверовали в Иисуса. Потому и решили первосвященники убить обоих - Его и Лазаря.

Иоан. 12:12-13 . Между тем, толпы народа охвачены были стихийным энтузиазмом. Ведь на Пасху пришли и тысячи паломников из Галилеи, которые уже прежде были свидетелями многих чудес, совершенных Иисусом. Пусть тогда Он отказывался от роли политического "Мессии" (6:15), но, может быть, теперь, думали они, подходящее время для этого наступило.

Иерусалим был городом великого Царя, и вот Он вступает в него. Размахивая пальмовыми ветвями, символизировавшими победу, народ восклицал: Осанна! (что по-еврейски означает: "Господи, спаси же!" - Пс. 117:25; слово это стало выражением хвалы Богу). Цитируя далее Пс. 117:26, люди наделяли Иисуса мессианскими "титулами": грядущий во имя Господне (11:27) и Царь Израилев.

Иоан. 12:14-15 . Вьезд Иисуса в город на молодом осле был знаком мира и миролюбия (комментарий на Матф. 21:2, где говорится о том, что Иисус ехал на ослице и на осленке). Так или иначе, Он не въехал в Иерусалим на боевом коне, с мечом в руке или короной на голове. Не воспользовался Он и колесницею, как это часто делали цари. В том, как въезжал в Иерусалим Он, исполнилось пророчество Захарии (Зах. 9:9).

Дщерь Сионова - поэтический образ обитателей Иерусалима, города, построенного на горе Сион. Здесь Иоанн, опять-таки цитируя из Зах. 9:9, называет Иисуса Царем Израиля.

Иоан. 12:16 . Несмотря на то, что ученики были близки к Иисусу, и сами были соучастниками происходившего события, значение его (в свете ветхозаветного пророчества) они не поняли. Им не хватало виденья через призму Креста и Воскресения (которыми прославился Иисус). Не осознали они того, что у пророка Захарии было о Нем написано, и что сами они тоже послужили осуществлению его пророчества, приведя к Господу осла, на котором Он въехал в Иерусалим (и это сделали Ему). Позднее, после сошествия на них Святого Духа, они вспомнили и сопоставили, и тогда осознали все.

Иоан. 12:17-18 . Толпа, встречавшая Иисуса, все возрастала в числе, потому что весть о великом чуде воскрешении Лазаря быстро распространялась по городу. Это был день великого народного признания Иисуса, но, к сожалению, признание это лишено было духовного подхода и осмысления.

Иоан. 12:19 . Народный энтузиазм мешал фарисеям осуществить их планы ("мы не успеваем ничего", - говорили они друг другу). "И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущение в народе" (Мар. 14:1-2). Весь мир идет за Ним, сетовали они, хотя на самом деле большинство народа - увы! - не поверило в Иисуса истинной верою.

3. ПОЯВЛЕНИЕ ЕЛЛИНОВ (12:20-36)

Иоан. 12:20 . Упоминание о "еллинах" знаменательно. В древнем мире они (т. е. греки) были известны неустанными поисками истины. Вероятно, Еллины, пришедшие в Иерусалим, были людьми богобоязненными, а потому посещали иудейские синагоги и праздники. Их появление тут знаменует открывающийся язычникам доступ к Богу для поклонения Ему через Иисуса Христа (10:16).

Иоан. 12:21-22 . Почему "еллины" обратились именно к Филиппу? Возможно, потому, что он носил греческое имя. А, может быть, он так или иначе общался с греками на территории Десятиградия. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Поскольку многие из народа стремились поговорить с Иисусом, ученикам, вероятно, приходилось как-то ограничивать доступ к Нему (Лук. 18:15-16).

Иоан. 12:23-24 . Решительный момент в земной жизни Иисуса быстро приближался (2:4; 4:21,23; 7:6,8,30; 8:20). На это указывал и приход еллинов: наступал час прославиться Сыну Человеческому (сравните с 12:23; 13:1; 17:1).

Для большинства людей смерть - событие "унижающее", ибо оно выявляет беспомощность человека. Но для Христа смерть была средством вхождения в славу (Ис. 53:10,12 сравните с Иоан. 12:16; 17:1,5).

Истинно, истинно говорю вам… - эта фраза, как всегда, звучит вступлением к важному заявлению. Образ пшеничного зерна, которое "умирает", будучи брошено в землю, чтобы принести много плода, свидетельствует о том, что смерть необходима для воспроизведения жизни "с избытком".

Иоан. 12:25-26 . Упомянутый образ (стих 24) иллюстрирует парадоксальный, казалось бы, принцип: смерть есть путь к жизни. В случае Иисуса смерть несла славу и жизнь не только Ему Самому, но и многим другим. Схожий принцип действует и в случае последователей Иисуса. Ученик Христа должен возненавидеть свою жизнь (душу) в мире сем.

То есть проникнуться такой преданностью Христу, которая не оставляла бы места для эгоцентризма и ублажения себя. Ибо любящий душу (т. е. жизнь свою) погубит ее. Мысль здесь та, что в жизни человека все, что угодно, может сделаться его идолом, включая цели его, интересы и любовь (Лук. 12:16-21; 18:18-30). Итак, для самого себя (для любви к себе) верующий должен умереть (Рим. 6:1-14; 2-Кор. 5:14-15; Гал. 6:14).

Чтобы быть слугою Христа, нужно последовать за Ним. И многие первоначальные последователи Его шли за Ним, не останавливаясь перед страданиями и смертью. Согласно преданию, немало их умерло мученической смертью. Таким образом, слова Иисуса, приведенные в стихах 25-26, явились пророчеством и одновременно обещанием. Истинные Его ученики следуют за Ним путем унижения, а затем прославления (того почтит Отец Мой; Рим. 8:17,36-39; 2-Тим. 2:11-13).

Иоан. 12:27-28а . Наставляя учеников относительно того, какой ценой дается покорность воле Отца Небесного, Иисус не скрывает собственного волнения. Душа Его возмутилась (сравните 11:33; 14:1) при мысли о тяжести греха, которая ляжет на Него в смерти Его (2-Кор. 5:21). Но мучительно переживавший из-за этого, мог ли Он отступить назад, попросив Отца Небесного избавить Его от часа сего?

Конечно, нет, поскольку Его воплощение и совершилось ради "этого часа" (Иоан. 12:23; 13:1; 17:1). Свое неизменное отношение к предстоявшему Ему Иисус выразил в словах: Отче! прославь имя Твое. Так и христианам - сколь бы ни были трудны их обстоятельства - необходимо принимать волю Божию и твердо стоять в ней, желая только одного - чтобы прославилось имя Его.

Иоан. 12:28б-29 . И тогда заговорил Отец с неба - громоподобным голосом, подтверждая, что действовал в Иисусе в прошлом и будет действовать через Него в будущем. Глас слышали все - именно как членораздельные звуки, но не все разобрали значение их (сравните стих 30; Деян. 9:7; 22:9).

Иоан. 12:30-31 . В духовно восприимчивых людях голос с неба несомненно укрепил веру, но для "душевных" (1-Кор. 2:14) он прозвучал лишь как непонятный шум.

Мир сей, осудивший Христа на крестную смерть, тем самым осудил себя. Однако крест явился и орудием поражения сатаны (князя мира сего; Откр. 12:10). Он изгнан будет вон, - говорит Иисус. Его власть над людьми, осуществляемая посредством греха и страха смерти, потеряет (и уже теряет) силу; люди получат возможность вырваться из царства духовного мрака, освободиться от рабства греху (Кол. 1:13-14; Евр. 2:14-15).

Иоан. 12:32-33 . Слова Иисуса: И когда Я вознесен буду от земли - относятся не к вознесению Его, а к распятию (сравните 3:14; 8:28). Иисус говорил тут о предстоявшей Ему смерти.

Будучи на кресте, Он всех привлечет к Себе, заявляет Христос. Это не означает, что все будут спасены - ведь Он ясно дал понять, что какая-то часть людей погибнет (к примеру, Иоан. 5:28-29). Но если "привлечение" людей Сыном - то же самое, что "привлечение" их Отцом (6:44), то "дискриминационного" характера оно носить не может. Среди спасенных будут не только иудеи, но представители всех "племен, народов и языков" (Откр. 5:9 сравните с Иоан. 10:16; 11:52).

Иоан. 12:34 . Народ был в недоумении. Если Мессия (Христос) есть Сын Человеческий, то Он должен пребывать на земле вечно, рассуждали они. Вот и пророк Даниил (Дан. 7:13-14) ясно говорил о том, что власть Сына Человеческого будет вечной. Возможно, люди думали, что Иисус не считает Сына Человеческого и Мессию одной и той же Личностью. Уж не понимает ли Он этот "термин" - "Сын Человеческий" в ином смысле, чем Даниил? Вероятно, они поняли, что Иисус говорил о Своей смерти, но не могли понять, как Он мог умереть, если действительно был Мессией.

Иоан. 12:35-36 . Тогда как люди размышляли над трудностями, лежавшими в сфере мудрости, знания и разумения, Иисус старался донести до них, что подразумевает вещи нравственного порядка. Время счастливой для них возможности истекает. Он свет для мира (1:4,9; 8:12; 12:46), однако, "день" Его общественного служения подходит к концу (стих 23). Грядет "ночная тьма", в условиях которой зло подчинит себе многих. Ходящий во тьме - это неверующий человек, плывущий по морю жизни без должных ориентиров, не зная ни смысла жизни, ни назначения ее не знает, куда идет).

Между тем, "современникам" Иисуса Христа дана была уникальная привилегия поверить в свет (т. е. в Него) и стать сынами света (т. е. Его учениками; Рим. 13:12; Еф. 5:8,14; Кол. 1:13-14; 1-Фес. 5:5; 1-Иоан. 1:7; 2:10). Сказав это, Иисус вновь сверхъестественным образом скрылся от них (сравните с Иоан. 5:13; 8:59; 10:39).

3. Неверие иудеев (12:37-50)

I. ОБЪЯСНЕНИЕ ИОАННА (12:37-43)

Иоан. 12:37 . Уже с самого начала (1:11) звучит в Евангелии от Иоанна тема неверия иудеев как народа. Вот и теперь он пишет: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него. Их неверие было иррациональным, как иррационален, т. е. не имеет разумного объяснения, грех.

Иоан. 12:38 . Это неверие еврейского народа, неверие, вопреки здравому смыслу, было предсказано еще пророком Исаией. Те стихи в Ветхом Завете, в которых яснее всего говорится о страдающем Рабе Божием (Ис. 53:1-12), начинаются именно с предсказания о неприятии Израилем откровения свыше, которое дано будет ему через этого Раба. Из слов: "Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?" - следует, что лишь немногие поверят в Него (Ис. 53:1).

Иоан. 12:39-40 . Иоанн продолжает цитировать из книги пророка Исаии (6:10) с целью показать, что Израиль в целом был неспособен уверовать - по той причине, что постоянно отвергал Божии откровения, и в результате Бог покарал свой народ духовною слепотой и "окаменением сердца". Люди в дни Христа так же, как во дни пророка Исаии, отказывались верить. И поскольку они верить не хотели, то утратили и самую способность к этому (стих 39). Это, повторяем, было карой Божией; о наказании Им людей (выражающемся в ожесточении сердца) за упорство во грехе, мы нередко читаем в Библии (Исх. 9:12; Рим. 1:24,26,28; 2-Фес. 2:8-12).

Иоан. 12:41 . Иоанн относит все пророчество Исаии, как и видение его, описанное в Ис. 6:2-3, ко Христу. Евангелист подразумевает, что Исаия, видевший сидящего на престоле Господа Саваофа (что значит "Господа небесных воинств"), в окружении серафимов, видел славу Иисуса. Сказанное тут им потрясает: Иисус и есть Иегова! (сравните Иоан. 1:18; 10:30; 20:28; Кол. 2:9.) По словам Иоанна, Исаия говорил о Нем; в самом деле, многие пророчества Исаии указывали на грядущего Мессию, на Иисуса из Назарета (например, Ис. 4:2; 7:14; 9:6-7; 11:1-5,10; 32:1; 42:1-4; 49:1-7; 52:13 - 53:12; 61:1-3). Ранее Иисус сказал, что и Моисей писал о Нем (Иоан. 5:46).

Иоан. 12:42-43 . Несмотря на неверие большинства, положение не было вовсе безнадежным. Бог всегда имел и имеет остаток в народе израильском. Здесь читаем, что и из начальников многие уверовали в Него, но, боясь фарисеев и отлучения от синагоги, открыто Его не исповедовали. Человеческого мнения они боялись больше и человеческую похвалу - увы! - возлюбили более, нежели славу Божию.

2 ПОУЧЕНИЕ ИИСУСА (12:44-50)

Когда и где произнес Иисус эти слова, не уточняется. По-видимому, это некое обобщение всего, что Он говорил народу о Себе.

Иоан. 12:44-46 . Иисус во всем совершенстве являет в Себе и Собою Бога, Пославшего Его (1:18; Кол. 1:15; Евр. 1:3), и потому верить в Иисуса значит верить в Бога. Перед людьми не стоит альтернатива: верить в Бога и (или) в Иисуса Христа. "Видящий" Иисуса "видит" Небесного Отца, Который послал Его (сравните Иоан. 12:41; 14:9). Сын приходил на землю, чтобы вывести людей из сатанинского царства тьмы и ввести их в Божие царство любви и света (1:4,9; 8:12; 12:35; Кол. 1:13-14).

Иоан. 12:47-50 . Поскольку Иисус есть Слово Божие, обращенное к людям (Логос), Бог решительно и в последний раз говорил в Нем (Евр. 1:1-3). Сказанное Иисусом было заповедью Отца. Повинующийся Отцу имеет жизнь вечную (Иоан. 12:30). Отвергающий же слово Отца, слово, которое Иисус говорил (стих 48 и сравните со стихом 50б; 7:16; 14:10,24) обрекает себя смерти.

Моисей предсказал пришествие великого Пророка (Который станет говорить от имени Бога). "Слушайте Его" (Втор. 18:15), - предупреждал он.

Под осуждением в последний день понимается наказание за отвержение Посланного Отцом (Втор. 18:18-19; Иоан. 3:18,36; 5:24). Самое слово Его является свидетелем против "отвергающих".

Цель Божественного откровения в Иисусе была направлена на благо людей: Я пришел не судить мир, но спасти мир (12:47; сравните 3:17; толкование на 9:39). Но отвержение Божественного откровения неизбежно ведет к ожесточению сердца и в конечном счете - к Божиему осуждению.

В этом разделе о неверии иудеев Иоанн дополняет богословский анализ проблемы серьезным предупреждением Иисуса (обращенного к народу) относительно необходимости покаяния. Моисей в свое время выразил это в словах; "Ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша" (Втор. 32:47).

В начале было Слово. Свет во тьме. Свидетельство Иоанна, крещение Иисуса, пост в пустыне. Иисус набирает апостолов, учит в синагогах и исцеляет с властью: одержимого, тёщу Петра, прокажённого, других. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 2 Поступивший с крыши в параличе пошёл, ему прощены грехи Иисусом. Иисус учит всех, и Левия за обедом с грешниками. Ученикам пока рано поститься. Как чинить одежду, сохранить вино. Суббота для человека. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 3 Переродиться свыше от воды и Духа. Вознесение змеи Моисеем, как Иисуса. Честные любят дела при свете, а злые - тёмные. Иисус и Иоанн крестят. Иисусу возрастать. Бог даёт Духа без меры. Вечная жизнь. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 4 У колодца Иисус просил у Самарянки простой воды взамен живой. Бог есть дух. Иисус - Мессия. Пища - творить волю Бога. Приняли, помня чудеса в Иерусалиме. Исцеление сына царедворца, поверившего Иисусу. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 5 Иисус исцелил в субботу при купальне, велел не грешить, иудеи негодуют. Иисус сказал про Себя, что Отец Его любит и отдал суд Сыну. Кто верит, не судится, и воскреснет. Моисей вас обвинит за неверие. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 6 5 хлебами и 2 рыбами Иисус кормит 5000, идёт по воде. Иисус - живой хлеб жизни, сошедший с небес, творит волю Отца. Ешьте Плоть, пейте Кровь. Верящие Богу приходят к Иисусу, воскреснут. 12 апостолов. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 7 Иисус учит от Бога в Иерусалиме, а славы искать рано - убить хотят. В субботу и обрезать по Моисею, и исцелять. Не знаете Бога, пославшего Христа. Ухожу - не найдёте. Пейте живую воду. Споры в народе. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 8 Прощение прелюбодейки, т.к. совестно бросить камень. Свет миру, истинный суд. В грехе умрёте, Иисуса не найдёте. Иисус не от мира сего вместе с Отцом, потому, земным странно. Иисус до и после Авраама. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 9 Грязелечение безгрешного слепого. Признающих Христа отлучать от синагоги. Прогнали прозревшего, чтобы не учил учёных. Грешников Бог не слушает. Исцеление от Бога, хоть и в субботу, а без Бога ничего. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 10 Свой пастух отличается от наёмного готовностью отдать жизнь за овец. Иисусу овец вручил Отец, послушное стадо не погибнет. Иисус - Сын Бога, т.к. общее дело с Отцом, и вы - боги, что не богохульство. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 11 Лазарь умер к славе Божьей, Иисус идёт разбудить его. Сёстры Марфа и Мария скорбят с иудеями. Иисус велит веровать в воскресение. Лазарь воскрес, а фарисеи советуются, как арестовать и убить Иисуса. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 12 Мария помазала дорогим маслом Иисуса, Иуда возражал. Осанна при въезде в Иерусалим, т.к. воскресил Лазаря. Час прославиться у Еллинов ценой жизни. Христос пребывает вечно со считающими ученье светом. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 13 Омывайте ноги друг другу, как вам Иисус на Вечере. Принимайте посланников Иисуса. Иуда ушёл ночью предавать. Любите друг друга, как Иисус вас. Пётр хочет идти за Иисусом, но ему предсказано отречение. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 14 У Бога вакансий много. Идите за Иисусом, творите дела, соблюдайте заповеди. Другой вечный Утешитель, Дух истины научит всему. Вместе будем у Отца, любите и соблюдайте слово. От князя мира сего уходим. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 15 Бог - Виноградарь, Иисус - Лоза, а вы - избранные ветви лозы. Приносите плод, или обрежут. Иисус любит друзей, соблюдающих заповеди. Любите друг друга. Иисуса возненавидели зря, Божьих дел не оценив. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 16 Вас будут гнать. О правде, грехе, суде от Утешителя. Он наставит, возвестит будущее, прославит Иисуса. Ваши скорби как у роженицы, и будет радость. Просите обо всём. Иисус как челнок от Отца до Земли. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 17 Иисус на пути к Отцу. Просит прославить Его, передал слова ученикам и молится сохранить, освятить истиной и соблюсти их в единстве, остающихся в мире. И, их учеников. Пусть видят славу Иисуса от Бога. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 18 Иуда навёл воинов схватить Иисуса. Пётр атаковал раба ножом в ухо. Иисуса отвели на суд к первосященнику и Пилату. Пётр отрёкся. Царство Иисуса не земное. Пилат вины не видит, спросил что есть истина. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 19 Пилат велел бить и хотел отпустить. Священники требуют распять. Он - Царь ваш! Но, Иудеи присягнули кесарю. Иисуса распяли, одежду разделили по жребию. Забота о Матери. Иисус умер, похоронен в пещере. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 20 В воскресение Мария и Пётр с другом видят пустой гроб. Садовник оказался Иисусом, просит Марию не прикасаться. Иисус явился запертым ученикам. Примите Духа Святого. Фома им не верил, пока не потрогал. Евангелие от Иоанна. Ин. Глава 21 Пётр не сразу узнал Иисуса, указавшего, где выловить косяк рыбы утром. Иисус приготовил на костре рыбу и хлеб. Если Петр любит Иисуса, то пусть пасёт Его агнцев и овец. Иисус, Пётр и евангелист Иоанн.

(† 14.05.964, Рим; до избрания папой - Октавиан), папа Римский (с 16 дек. 955). Происходил из рим. аристократического рода. Сын Альбериха II, герц. Сполето, рим. сенатора и консула, с 932 г. и до своей смерти в 954 г. единолично правившего городом. Сведения о матери Октавиана противоречивы: скорее всего это была Альда, дочь кор. Италии Гуго Арльского и законная супруга гр. Альбериха II, однако в «Хронике» Бенедикта Сорактского утверждается, что Октавиан был сыном сожительницы Альбериха II (впрочем, эта характеристика может относиться и к Альде - Mann. 1910. P. 243-244). Октавиан род. в Риме, скорее всего в резиденции гр. Альбериха II близ ц. св. Апостолов. Согласно одной из редакций Liber Pontificalis , до избрания папой Октавиан был кардиналом-диаконом рим. диаконии Девы Марии (S. Mariae in Domnica), что, однако, не подтверждается др. источниками. Избран на Римскую кафедру во исполнение последней воли гр. Альбериха II. Если гипотеза о законном рождении Октавиана верна, то на момент избрания папой ему было 18 лет. Октавиан принял христ. имя Иоанн, став, т. о., 1-м папой Римским, сменившим имя при избрании (нек-рые исследователи полагают, что впервые сменил имя папа Иоанн II).

О первых годах понтификата И. известно мало. Согласно «Салернской хронике», папа предпринял попытку расширить подчинявшиеся Риму территории на юге, организовав поход против Пандульфа Беневентского и Ландульфа II Капуанского, однако был вынужден вернуться в Рим из-за опасений, что объявивший ему войну гр. Гизульф Салернский захватит город. В Террачине И. заключил с Гизульфом мирный договор, главным условием к-рого, как полагают исследователи, был отказ папы Римского от претензий на светскую власть в Салерно (Fedele. 1905).

К нач. 60-х гг. X в. ситуация в Италии обострилась из-за попыток обосновавшихся в Равенне кор. Италии Беренгара II и его сына и соправителя Адальберта усилить свои позиции в Ломбардии и Центр. Италии. В 960 г. И., будучи не в силах противостоять им, обратился за помощью к герм. кор. Оттону I (936-973, император с 962). Также с просьбой прийти в Италию и покарать Беренгара обратились к Оттону изгнанный Миланский архиеп. Вальперт и маркгр. Эсте Отберт. Осенью 961 г. Оттон возглавил поход в Италию. Не встретив серьезного сопротивления (Беренгар II, избегая сражения, укрепился в крепости Сан-Лео (Монтефельтро), а Адальберт бежал в Ла-Гард-Френе (совр. деп. Вар, Франция) или на Корсику), в кон. янв. 962 г. Оттон прибыл в Рим, где был торжественно встречен папой. В воскресенье 2 февр. 962 г., в праздник Сретения Господня, после принесения Оттоном клятвы соблюдать и защищать интересы римлян и Римской Церкви (текст клятвы сохр. у Бонизона Сутрийского - Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum. 4 // MGH. Lib. T. 1. P. 581) папа возложил на герм. короля и его супругу Адельгейду имп. короны. После коронации состоялся Собор под председательством папы и императора, где обсуждались, вероятно, вопрос о создании архиеп-ства в Магдебурге и принципы взаимоотношений папы и императора (Papstregesten. 1998. N 298, 304). На Соборе было утверждено создание архиеп-ства Магдебургского (окончательное решение по этому вопросу принято на Соборе в Равенне в 967) и еп-ства Мерзебургского (Jaffé. RPR. N 2832); также по его итогам 13 февр. 962 г. имп. Оттон I подписал грамоту с привилегией Римской Церкви («Privilegium Ottonianum»; сохр. копия Х в.). Текст привилегии делится на 2 логические части: перечисление светских владений, закрепленных за Римским папой (§ 1-14), и положения, регулировавшие права папы и императора в Риме (§ 15-19); вслед за В. Улльманном (Ullmann. 1953) большинство совр. исследователей полагают, что 2-я ч. привилегии отсутствовала в первоначальном тексте документа и была включена в него после избрания папы Римского Льва VIII в дек. 963 г. «Privilegium Ottonianum» содержит мало новшеств по сравнению с предшествующими грамотами подобного рода: грамотой Людовика Благочестивого «Ludovicianum» (817) и Римским уложением папы Римского Евгения II и имп. Лотаря («Constitutio romana», также «Lotharianum», 824). Оттоновской привилегией были подтверждены границы Папской области, установленные Людовиком Благочестивым (без герц-ства Салерно), а также сохранены все права папы и императора в Риме, оговоренные в Римском уложении 824 г. Римской Церкви гарантировалось свободное избрание епископа, однако перед посвящением он в присутствии имперских легатов должен был принести клятву о соблюдении условий соглашения с императором. И. и римляне клятвенно пообещали не вступать в союз с противниками императора, прежде всего с Беренгаром II и Адальбертом.

После того как Оттон I отправился с войском на север Италии, чтобы возглавить осаду крепости Сан-Лео, И. вступил в переговоры с Адальбертом, приглашая его вернуться в Италию и обещая оказать поддержку в конфликте с императором. Был ли И. инициатором переговоров, или он лишь ответил на просьбы Адальберта о помощи, неизвестно. Тогда же папа попытался заключить союз с Византийской империей и венграми, отправив послания с призывом напасть на герм. владения императора в его отсутствие. Послы были перехвачены императором. Папские легаты обвинили Оттона I в нарушении обещания передать папе Римскому территории, закрепленные за Папским престолом. Ответное посольство, отправленное Оттоном I для того, чтобы снять подозрения в невыполнении обещаний, было принято И. с неприязнью, тогда как Адальберта в Риме папа встретил торжественно. Оттон I, узнав о возвращении сына Беренгара II, оставил крепость Сан-Лео и с небольшим отрядом отправился в Рим, где в кон. окт. 963 г. его встретили сторонники И. и Адальберта, к-рые после кратковременного вооруженного противостояния были вынуждены бежать в Тиволи или, по свидетельству Liber Pontificalis и Бенедикта Сорактского, в Кампанию.

6 нояб. 963 г. имп. Оттон I созвал Собор, на к-ром состоялся суд над И. Папа обвинялся в святотатстве, распутстве, симонии, убийствах и клятвопреступлении. Ему отправили письмо с приглашением присутствовать на Соборе, однако И. ответил отказом, пригрозив участникам Собора отлучением от Церкви. Когда, несмотря на угрозу, Собор принял обвинительное заключение и объявил И. низложенным, папа бежал. Вместо него при поддержке императора 4 дек. 963 г. на Римскую кафедру был избран Лев VIII. Однако в Риме были сильны и антиимперские настроения, что привело к восстанию (3 янв. 964). Восставшие попытались изгнать укрепившегося близ Ватиканской базилики и замка Св. ангела императора, однако их выступление было подавлено войском Оттона I. В сер. янв. император выехал из Рима в Сполето, а в февр. в Рим в сопровождении армии вернулся И. 26 февр. 964 г. в Ватиканской базилике состоялся новый Собор, на к-ром Собор 963 г. был объявлен незаконным, И. восстановлен в сане, а папа Лев VIII низложен (MGH. Const. T. 1. P. 532-536). Лев VIII бежал в Павию, где был почтительно принят имп. Оттоном I, к-рый начал готовиться к новому походу на Рим. Однако 14 мая 964 г. И. при загадочных обстоятельствах скончался. Согласно Лиутпранду Кремонскому, папу на свидании с некой римлянкой за стенами города поразил в висок диавол, и спустя 8 дней И. умер.

Судя по обрывочным сведениям, И. поддерживал клюнийское движение и церковную реформу в Западнофранкском королевстве и в Англии. Сохранилось папское послание Бернеру, аббату мон-ря Девы Марии и св. Кунигунды в Омблиере: по просьбе западнофранк. кор. Лотаря папа освободил мон-рь от вассальной зависимости Гильберту Рибмонскому, подчеркнув, что мон-рь никогда не должен быть леном светского правителя, а также даровал обители бенедиктинский устав и право свободно избирать аббата (Jaffé. RPR. N 2822). В Англии И. утвердил на Кентерберийской кафедре свт. Дунстана , деятеля церковной реформы. Сохранились грамоты и др. документы, подтверждающие привилегии мон-рям и еп-ствам, однако их число невелико. Известно о работах, к-рые проводились при И. в Латеранской базилике. В 960 г. по приказу И. базилику отремонтировали, в ней была построена капелла, посвященная ап. Фоме (oratorium S. Thomae apostoli), впосл. долгое время служившая папской ризницей. Сохранились описания капеллы, а также копии 2 фрагментов настенной росписи. Оба фрагмента представляют собой изображения И.: на одном диаконы помогают папе облачиться в казулу, на другом И. под балдахином благословляет верующих.

В средние века и в Новое время в историографии И. был известен как один из самых распутных пап. Такая репутация была основана гл. обр. на современном понтификату И. соч. «История Оттона» Лиутпранда Кремонского. Папу обвиняли в симонии, в неканонических действиях (И. якобы рукоположил диакона в конюшне), в небрежении к плохому состоянию церквей, в превращении Латеранского дворца в прибежище распутных женщин, в блуде, в т. ч. в церквах, в совращении замужних женщин, в кровосмесительных связях и т. п. Дурная слава И. нашла отражение и в др. современных ему источниках: в Liber Pontificalis, в «Продолжении Хроники Регинона Прюмского» (Continuatio Reginonis), в «Хронике» Бенедикта Сорактского, а также в более поздних хрониках. В позднесредневек. описании перенесения мощей св. Кириака в Бамберг сообщается, что И., став папой, отправил к Прециозе, аббатисе мон-ря св. Кириака в Риме, посла с неким предложением, к-рое вызвало гневный отказ аббатисы. И. затаил злобу на аббатство, и, когда Оттон I прибыл в 962 г. в Рим, папа изъял из мон-ря мощи св. Кириака и подарил их императору в числе проч. мощей (ActaSS. Aug. T. 2. P. 338-339). Большинство исследователей склонны относиться к подобным сведениям критически, они отмечают проимп. направленность ранних источников и зависимость от них более поздних.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 246-249; Jaff é . RPR. N 2821-2844; Liudprandus Cremonensis. Historia Ottonis // MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 159-175; Benedictus S. Andreae monachus. Chronicon, an. 955-964 // MGH. SS. T. 3. P. 717-719; Continuator Reginonis, an. 961-964 // MGH. SS. T. 1. P. 624-627; Chronicon Salernitanum. 166 / Ed. U. Westerbergh. Stockholm, 1956. P. 170; Sickel T., von. Das Privilegium Otto I. für die römische Kirche. Innsbruck, 1883; MGH. Dipl. T. 1: Conradi I. Henrici I. et Ottonis I diplomata. P. 322-327; MGH. Const. T. 1. P. 532-536; Papstregesten, 911-1024 / Bearb. H. Zimmermann. W., 19982. N 254-355. (Regesta Imperii; Tl. 2. Abt. 5).

Лит.: Duchesne L. Les Premiers temps de l"État Pontifical. P., 19042. P. 328-352; Fedele P. Di alcune relazioni fra i conti del Tuscolo ed i principi di Salerno // Archivio della Società Romana di Storia Patria. R., 1905. Vol. 28. P. 5-21; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 241-272; Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 19172. Bd. 1. S. 212-213; Amann E. Jean XII // DTC. T. 8. Col. 619-626; Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell"antichità e nel medioevo. Vat., 1941. Vol. 1. P. 163-167; Ullmann W. The Origins of the Ottonianum // CHJ. 1953. Vol. 11. N 1. P. 114-128; Zimmermann H. Die Deposition der Päpste Johannes XII., Leo VIII. u. Benedikt V. // MIÖG. 1960. Bd. 68. S. 209-225; Hehl E. D. Die angeblichen Kanones der römischen Synode vom Februar 962 // DA. 1986. Bd. 42. S. 620-628; Hampe K. Die Berufung Ottos des Grossen nach Rom durch Papst Johann XII. // Historische Aufsätze: K. Zeumer z. 60. Geburtstag: FS. Fr./M., 1987r. S. 153-167; Kreuzer G. Johannes XII. // BBKL. Bd. 3. Sp. 208-210; Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века: От V до XVI ст. М., 2008. С. 459-468.

. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

В десятый день месяца выбирают агнца для заклания в праздник Пасхи () и с этого же времени начинают приготовлять все необходимое для праздника. Обыкновенно и за шесть дней до Пасхи, то есть в девятый день месяца, едят роскошное и этим днем начинают праздник. Посему и Иисус пришел в Вифанию, разделяет вечерю.

. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

Евангелист, желая показать истинность воскресения Лазаря, говорит: «а Лазарь был одним из возлежавших с Ним». Ибо он, явившись живым, не тотчас умер, но долгое время оставался на земле, ел, пил и прочее обычное совершал.

Словами же, что «Марфа служила», означил, что угощение было в ее доме. Приметь, прошу тебя, веру этой женщины. Она не поручила служение служанкам, но исполняет оное сама непосредственно. И Павел говорит о вдовице, которая «умывала ноги святым» ().

. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Итак, Марфа сама служит вообще всем, а Мария воздает честь только одному Христу, потому что она внимает Ему не как человеку, а как Богу. Ибо она пролила миро и отерла волосами головы, потому что имела понятие о Нем не такое, какое имели другие, не как о простом человеке, но как о Владыке и Господе.

Марию можно понимать и в высшем смысле – о божестве Отца и Господа всех; ибо Мария – значит «госпожа». Итак, господствующее над всем Божество Отца помазало ноги Иисуса, – воспринятую в последнее время плоть Господа-Слова, – помазало миром Духа, как и Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Твой елеем радости» (); и великий Петр говорит: «Знай, весь дом Израилев, что соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (). Ибо воспринятая Словом Плоть, помазанная нашедшим на утробу Девы божественным Духом и соделавшаяся тем же, что Слово, то есть Богом, наполняла мир благословением, как миро Марии наполнило весь дом благоуханием.

Что же такое "волосы", которыми отерты ноги? Это, конечно, святые, украшающие главу Божию и верховную власть Его. Ибо они, будучи во славу Божию, могут быть названы украшением Его. Они и сделались причастниками помазания плоти Господней, как и Давид называет их «соучастниками» (), и апостол Павел говорит коринфянам: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог» (). И везде мы узнаем, что живущие по Христе называются христами (помазанниками). Итак, под волосами, которыми отерты ноги Иисуса и которые причастны божественного помазания, можно разуметь христиан. Волосы – нечто мертвое. И христиане мертвы, ибо они «распяли плоть» () и «умертвили члены, сущие на земле» (), и умертвили для мира. Волосы украшают голову и составляют славу ее. Славу Божию составляют и святые, «так как свет их светит пред людьми, и Отец прославляется чрез них» (), и они яствие и питие творят «во славу Божию» (), и в членах своих они прославляют Его.

И ты, Поелику Иисус воскресил твой ум, как бы некоего Лазаря, прими Его в дом души своей; пусть возлежит с Ним и воскресший; помажь ноги Господа, за шесть дней до Пасхи, прежде чем наступит Пасха будущего века, доколе живешь в этом мире, сотворенном в шесть дней. Под «ногами» Христовыми можно разуметь: Апостол и Евангелие, и вообще заповеди, ибо ими Он ходит в нас. Итак, к этим заповедям присоедини миро – расположение, составленное из различных добродетелей, из которых высшая – вера, горячая, как нард. Ибо, если не покажешь горячего, усердного и добродетельного расположения к сим заповедям и не отрешь их умерщвленными членами, как бы волосами, и не восприемлешь в себя, не сможешь облагоухать дом свой. Под «ногами» Господа можно разуметь и меньших братий, в лице которых Христос приходит к дверям каждого и просит нужного: помажь их миром милостыни. Многие подают милостыню напоказ, посему и не получают себе пользы, ибо здесь получают награду (). А ты отри волосами головы и восприми пользу для души, собери плод милостыни в господственной части. И если имеешь что-нибудь мертвое и бездушное, наподобие волос, – надуши этим благим помазанием. Ибо сказано: «грехи твоя милостынями искупи» ().

. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

Как же другой евангелист () говорит, что все ученики сказали это? На это нужно сказать, что хотя все так сказали, но прочие говорили не с такой мыслью, с какой Иуда.

. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

Иуда, будучи любостяжателен, не одобряет такой образ попечения. «Почему, – как бы говорит он, – принесла ты не деньги, из коих мне бы можно было украсть, а миро?»

. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел: при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

Если же Иуда был любостяжателен и тать, то почему Господь возложил на него распоряжение деньгами? По тому самому, что он был тать, чтобы отнять у него всякое извинение. Ибо он не мог сказать, что предал Его (Иисуса) по любви к деньгам. Денежный ящик утешал его, но, и нося ящик, он не был верен. Ибо он уносил, то есть крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвояя себе подаяния на дело святое.

Пусть слышат святотатцы, какова их участь. Верх зла в том, что Иуда впоследствии предал Иисуса и Господа. Видишь ли, до чего доводит любостяжание? До предательства. Итак, апостол Павел прилично назвал «сребролюбие корнем всех зол» (), потому что оно предало Господа и всегда так делает. Некоторые же говорят, что Иуде было вверено хранение денег, как меньшему прочих. Ибо служить около денег меньше, чем учить, как и в Деяниях () апостолы говорят: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах».

. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

Господь не обличает Иуду, хотя знает, что он сказал это с намерением татя. Ибо не хотел посрамить его, научая и нас долго терпеть таковых людей. Впрочем, прикровенно Господь упрекает Иуду в предательстве и в том, что он предаст Его на по любостяжанию.

Посему упоминает и о погребении, поражая неразумное его сердце, чтобы он исправился, и прибавление имеет такой смысл: « Нищих, – говорит, – всегда имеете с собою, а Меня не всегда ; еще немного, и Я отойду, так как ты приготовил Мне смерть. Посему, если Я неприятен тебе и честь, Мне делаемая, тягостна для тебя, ты потерпи немного, и избавишься от Меня; и тогда обнаружится, из-за нищих ли ты заботишься о продаже мира».

. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

Те, кои пришли к Господу, были благонамереннее прочих, бессознательных и неистовых; ибо пришли не для одного только Иисуса, но и для того, чтобы увидеть Лазаря. Так как совершилось поистине величайшее чудо, то многие желали быть зрителями воскресшего, может быть, в надежде узнать от Лазаря что-либо о находящихся в аде.

. Первосвященники же положили убить и Лазаря,

. Потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

Фарисеи же так бесчеловечны, что хотят убить не только Иисуса, но и Лазаря, потому что он для многих послужил поводом ко спасению чрез чудо, над ним совершенное, людей бесхитростных приводя к вере. Так и благодеяние Иисуса для них стало преступлением. Особенно они досадовали на то, что, по случаю наступления праздника, все идут в Вифанию, узнают о чуде и своими глазами видят воскресшего.

. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

Господь, на малое время удалившись в пустыню для того, чтобы утишить ярость кровожадных, опять явно входит в Иудею и пред всеми показывается. Наступило, наконец, время пострадать, и Ему следовало не укрываться, но предать Самого Себя за спасение мира.

Смотри же, какова была последовательность страдания. Господь воскресил Лазаря, сохранив к концу это чудо, важнейшее всех прочих; вследствие сего многие стекались к Нему и уверовали. Оттого, что многие уверовали, увеличилась зависть врагов. За сим последовали козни против Него и Крест.

. Взяли пальмовые ветви,

Пальмы, может быть, означали то, что Он, воскресив Лазаря, стал победителем смерти; ибо пальма давалась на боях победителям. Может быть, ими выражалось и то, что прославляемый есть Существо небесное и свыше пришедшее. Ибо пальма из прочих дерев одна только достигает, так сказать, самого неба, на высоте пускает листья, в листе имеет белые ядра, в стволе же и середине, до верха, шероховата и неудобна для того, чтобы взлезть на нее, так как на ветвях имеет колючки. Так и тот, кто стремится к познанию Сына и Слова Божия, найдет оное не легким, а трудным, восходя трудами добродетели, но, достигнув высоты познания, озарится ярким светом богопознания и откровением неизреченных тайн, как бы белейшими ядрами пальмы.

вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне,

Народ, услышав, что идет Иисус, встретил Его со славой, без сомнения, ради чуда над Лазарем, воздавая Ему честь большую, нежели какая приличествовала простому человеку. Ибо принимали Его уже не за пророка, потому что кому из пророков отцы их воздавали такую честь?

Посему-то и восклицали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне!» Из этого восклицания мы уразумеваем, во-первых, что Он Бог; ибо "осанна" значит «спаси». Так это слово по-гречески перевели и LXX толковников в 117 псалме (). Ибо на еврейском языке читается "осанна", на греческом же – «о, Господи, спаси!» Спасать – свойственно одному только Богу, и к Нему сказано: «Спаси нас, Господи Боже наш!»

Из всех мест Писания всякий узнает, что спасение приписывается Писанием только одному Богу. Итак, восклицавшие Христу словами Давида этим показывают, во-первых, то, что Он Бог; потом, что Он – в собственном смысле. Ибо говорят "грядущий", а не ведомый. Последнее нечто рабское, а идти – самовластное.

Словами «во имя Господне» выражают то же самое, что Он есть истинный Бог. Ибо не говорят, что Он идет во имя раба, но во имя "Господа". Еще и то представляют, что Он не противник Богу, но пришел во имя Отца, как и Сам Господь говорит: «Я пришел во имя Отца Моего, а иной придет во имя свое» ().

Царь Израилев!

Называют Его и Царем Израилевым, может быть, в мечтах о чувственном царстве; ибо ожидали, что восстанет какой-то царь природы высшей, чем человеческая, и избавит их от владычества римлян.

. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

Прочие евангелисты говорят, что Господь сказал ученикам: «Отвязав, приведите ко Мне» (; ; ). А здесь Иоанн ни о чем этом не упоминает, а просто говорит: «Иисус, нашел молодого осла». Впрочем, разногласия между евангелистами нет. Прочие сказали пространнее, а Иоанн короче сказал: Иисус же, найдя молодого осла». Когда ученики отвязали и привели, Иисус нашел его и сел на него.

. Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

В этом обстоятельстве Он исполнял и пророчество Захарии, который сказал: «Не бойся, дочь Сионова! вот царь твой идет к тебе, сидя на молодом осле» (). Так как цари иерусалимские, по большей части, были несправедливые и корыстолюбивые, то пророк говорит: «Не бойся, дочь Сиона! Царь, о котором я предсказываю тебе, не таков, но кроток и смиренномудр, и нисколько не горд». Это видно и из того, что Он пришел, сидя на осле. Ибо Он вошел не в сопровождении войска, но приехал на одном осле.

Восседание Господа на осле было и образом будущего. Животное это, по закону нечистое, было образом нечистого народа из язычников, на котором Иисус, Слово Божие, восседает, подчиняя Себе этот непокорный и грубый, наподобие осла, новый народ, который Он и возводит в истинный Иерусалим после того, как он стал ручным и покорным Ему. Ибо ужели Господь не совозвел на небо тех язычников, которые стали Его народом и покорились проповеди евангельской?

. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

Прошу тебя, подивись евангелисту, как он не стыдится, а открыто говорит о прежнем незнании апостолов. "Ученики, – говорит, – сперва не поняли сего, но поняли тогда, как Иисус прославился». Под славой разумеет вознесение, последовавшее за страданиями и . Тогда-то, без сомнения, по сошествии Святаго Духа, они познали, что это о Нем было написано. Что было это написано, они, может быть, и знали, но что написанное относилось к Иисусу, это от них было сокрыто, и не без пользы. Иначе они соблазнились бы распятием Его, когда так страдает Тот, Кого Писание называет Царем.

. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Народ, видевший чудо над Лазарем, свидетельствовал и проповедовал о силе Иисуса.

. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Посему и встретили Его со славой те, которые слышали о совершении этого чуда, то есть уверовали; если бы не уверовали, не переменились бы так скоро.

. Фарисеи же говорили между собой: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

Фарисеи, говорящие «видите ли, что не успеваете ничего», говорят это не по лукавству, ибо были не из числа наветовавших на Спасителя, но представляются благорасположенными, только неявно, потому что не смеют явно противостать неистовствующим против Господа, пытаются утишить их последствиями дела, говоря как бы так: «Какая вам польза от того, что много строите ков над Человеком сим? Сколько вы ни злоумышляете, Он все более растет, и слава Его умножается; ибо мир, то есть весь народ, идет за Ним. Посему, не имея никакого успеха, оставьте ваши ковы и не грешите понапрасну».

. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

По причине красоты храма и чудес, передаваемых у иудеев, многие и из эллинов пришли поклониться. Они были близки к тому, чтобы стать и пришельцами, то есть принять иудейство.

. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

Когда дошла до них молва об Иисусе, они подходят к Филиппу и просят его доставить им возможность видеть Иисуса.

. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

Филипп, по смиренномудрию и благочинию, говорит Андрею, как высшему себя. Андрей не берется за доклад, не решает этого сам собой, но, взяв с собой и Филиппа, осмеливается доложить Иисусу (такой добрый порядок и взаимная любовь господствовали между ними).

. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

Что же Господь? Так как Он заповедовал ученикам «не ходить на путь к язычникам» (), а теперь видел, что язычники уже сами приходят к Нему (ибо эллины, желавшие видеть Его, без сомнения, были язычники), а иудеи строят Ему ковы, говорит: «Время, наконец, идти на страдание, ибо наступило время Креста, чтобы прославился Сын Человеческий ".

Какая польза не принимать язычников, приходящих к нам, и навязываться иудеям, ненавидящим и гонящим? Итак, Поелику язычники приходят к нам, то теперь время уже быть распятым. Итак, Я позволю иудеям докончить их козни и допущу им распять Меня, чтобы они впоследствии были без всякого извинения, так как Я благословно оставлю их как распинателей и убийц и обращусь к язычникам, которые уже начали приходить к Моему учению. Ибо очень несправедливо было бы ничего не давать язычникам, жаждущим слова и спасения, и изобильно давать иудеям, которые попирают даруемое им и умышляют зло Благодетелю.

. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останет­ся одно; а если умрет, то при­несет много плода.

Потом, чтобы ученики не соблазнились тем, что Он умирает тогда, когда начали приходить и язычники, Он говорит: «Это самое, то есть Моя, еще более увеличит веру язычников. Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников». Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет, со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня как Бога.

. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: «Вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы». Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, – погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную.

Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал «кто ненавидит». Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами, так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью.

Словами «кто ненавидит душу свою в мире сем » показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовью к жизни. Он смягчил ее прибавлением «в мире сем». «Я, – говорит, – не всегда повелеваю ненавидеть душу, но «в этом мире» неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе «творити неподобная» ().

Прибавляет и пользу: «Сохранит ее в жизнь вечную» ; возненавидишь на время, а сохранишь живой навеки для жизни божественной.

. Кто Мне служит, Мне да последует;

Желая еще более убедить их презирать настоящую жизнь и ободрить против смерти, говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует», то есть пусть будет готов к смерти так же, как Я. Ибо говорит здесь о последовании Себе на самом деле.

и где Я, там и слуга Мой будет.

Потом предлагает и утешение: «Где Я, там и слуга Мой будет». Где же Христос? На небесах. Ибо небесное и земное противоположны между собой. Кто любит быть на земле, тот не будет на небе, а кто избегает земного и мира сего, тот будет высоко и на небесах.

И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

Не сказал «Я почту его», но – "Отец". Сим показывает Свое сродство с Ним. Ибо истинный Отец удостоит его чести, как слугу Своего истинного Сына. Сим вместе показывает и то, что Он не противник Богу. Ибо и Отец не почтил бы того слугу, который противится Ему.

Итак, не будем поставлять любовь к душе своей в том, чтобы хранить ее от опасностей за истину и не желать терпеть зла за добро; но, если мы слуги Христовы, отдадим ее в опасности за истину и, без сомнения, будем в том же состоянии, в каком ныне Христос; не говорю в божеском достоинстве, ибо Он по Природе Бог, но в том, чем может украситься природа человеческая; ибо Он – по Естеству, а мы боги – по усыновлению и по благодати.

. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Что это Он говорит? Кажется, Он противоречит Сам Себе. Выше Он, кажется, приготовлял других к смерти и убеждал ненавидеть душу, а теперь Он же, вблизи смерти, возмущается. Это прилично не увещевающему к смерти, а отвращающему от нее. Но если внимательно рассмотришь, то найдешь, что самое возмущение Его есть увещание к презрению смерти. Дабы кто-нибудь не вздумал сказать, что Ему легко так любомудрствовать о смерти и других убеждать к терпению бедствий, когда Он Сам вне человеческих страданий и вне опасности, Он показывает, что и Сам Он испытал свойственное людям и причастен нашего естества, хотя и без греха.

Посему, хотя Он как Человек, по природе любящий жизнь, не желает смерти и возмущается, однако же, не отказывается от нее, поколику она нужна для спасения мира. «Для сего-то, – говорит, – на сей час Я и пришел, чтобы воспринять за всех». Сим ясно научает нас, чтобы и мы, хотя бы возмущались, хотя бы печалились, однако же, смерти за истину не избегали бы. «И Я, – говорит, – возмущаюсь, ибо Я поистине человек и попущаю природе Человеческой обнаруживать свойственное ей, однако же, не говорю Отцу, чтобы Он избавил Меня от часа сего». Но что говорю?

. Отче! прославь имя Твое.

«Отче! прославь имя Твое», то есть благоволи Мне воспринять крест и за спасение всех. Смотри: смерть за истину Он назвал славою Божией.

Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

Посему и Отец говорит: «И прославил и еще прославлю». «Прославил» теми чудесами, которые Ты до Креста совершал во имя Мое; «и еще прославлю», совершив чрез Тебя чудеса на самом Кресте; а после погребения сделаю еще более славным и Мое имя, и Тебя, воскресив Тебя и ниспослав Дух.

. Народ, стоявший и слышавший то , говорил: это гром;

Так как очень многие были грубы и невежественны, то они сочли голос за гром, хотя голос этот был членораздельный и весьма ясный. Ибо они скоро забыли слова голоса, удержавши только его отголосок.

а другие говорили: Ангел говорил Ему.

. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

Но Иисус говорит: «Голос сей был не для Меня, но для вас. Я не имел нужды в научении, что Отец прославил и еще прославит имя Свое. А вас нужно было научить, что Я не противник Богу, а действую во славу имени Божия. Ибо, если чрез Меня прославится имя Божие, как же Я противник Богу?» Итак, голос сей был для вас, чтобы вы узнали, что Я действую во славу Божию, и если не можете сами узнать, то чрез расспросы узнали бы, чего не знаете.

. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

Слова «ныне суд миру сему», по-видимому, не имеют связи с предыдущим. Ибо какое отношение их к словам «и прославил и еще прославлю»? Но связь, без сомнения, есть. Так как Отец свыше сказал «прославлю», то Господь показывает нам способ прославления.

Какой же именно? Тот, что князь мира сего будет изгнан вон и побежден, а за мир будет суд, то есть отмщение. Слова сии имеют такой смысл: «Ныне совершается суд и отмщение за мир сей. Так как диавол подверг этот мир смерти, сделав всех людей повинными греху, но напав на Меня и не нашед во Мне греха, подвел под смерть и Меня наравне с прочими, то он будет осужден Мною, и таким образом Я отмщу за мир. Пусть прочим нанес он смерть за грех; но что такое он нашел во Мне подобного прочим, чтобы умертвить и Меня? Итак, ныне Мною совершается суд мира сего, то есть отмщение за него. Ибо, умертвив умертвившего всех, потом напавшего и на Меня, невинного, Я буду отмстителем за всех умерщвленных им, и жестокий властитель (тиран), осужденный Моей , будет изгнан вон».

Выражение «изгнан вон» употреблено по сравнению с тем, как в судебных местах выталкивают осужденных из судилища. «Будет изгнан вон» можно понимать и так, что изгнан будет во тьму внешнюю. Он лишится владычества над людьми и не будет, как прежде, царствовать в них, и в душах, и в смертном теле их.

. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

Но Я всех привлеку к Самому Себе, когда вознесен буду на крест. Ибо все, и из числа язычников, будут привлечены к вере в Меня. Так как они сами не могут прийти ко Мне, удерживаемые властителем сим, то Я, победив его, выслав вон и пресекши нити владычества его над людьми, привлеку их и против его воли.

Это в ином месте Он назвал похищением. "Никто, – говорит, – не может расхитить вещей сильного, если прежде не свяжет сильного» ().

. Сие говорил Он, давая разуметь, какою Он умрет.

«Когда вознесен буду» – сказал это, давая разуметь, какой Он умрет, то есть будет распят, ибо этим означается высота Креста.

. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто этот Сын Человеческий?

Думая обличить Господа и затруднить Его, как неистинного Христа, говорят: «Если Христос бессмертен, а Ты о Самом Себе говоришь, что умрешь, как же мы будем веровать, что подлинно Ты Христос?» Говорили они так злонамеренно. Ибо и Писание, которое они называют Законом, упоминает не только о воскресении, но и о страдании. Так, Исаия указывает на то и другое – на страдание и смерть, когда говорит: «Он был веден... как овца... на заклание» (); на воскресение, когда говорит: «Господь хочет очистить Его от язвы и показать Его светом» (). Давид также упоминает вместе о смерти и о воскресении. Ибо говорит: «Не оставишь души моей в аде» (). Также патриарх, благословляя Иуду, пророчествует о Христе: «Возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит Его?» ().

Посему, отвергая страдания Христа и приписывая Ему воскресение, они делали это злонамеренно. Мы знаем из Закона, то есть из Писания (ибо Законом, как мы часто замечали, называется все Писание), что Христос пребывает вовек. Справедливо вы знаете это, ибо Он пребывает вовек и, как Бог, пребывает и по воскресении. Но как вы не узнали о страданиях, когда те же самые Писания, как мы показали, учат тому и другому вместе?

"Как же, – говорят, – Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно быть вознесену?» Видишь ли, они понимали многое и из приточных речей Господа, например, поняли, что словами «быть вознесену» Он говорит о Кресте. Да, они подлинно многое понимали, но по злой воле своей прикрывались незнанием. Примечай же, что они говорят. «Как Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно быть вознесену? Кто этот Сын Человеческий?» Речь их полна злобы. Они говорят как бы так: «Хотя мы и не знаем, о ком Ты говоришь и кто есть Сын Человеческий, однако же, ясно понимаем ту истину, что кто будет вознесен, кто бы он ни был, тот не Христос; это несовместимо; ибо Писания говорят, что Христос бессмертен».

. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

Что же Господь? Заграждая им уста и показывая, что страдания Его нисколько не препятствуют Ему пребывать вовек, Он говорит: «Еще малое время Свет в вас есть». Светом Он назвал Самого Себя. Как свет солнечный совершенно не исчезает, но сокрывается и снова воссиявает, так и Моя не есть истление, но запад и преставление, и чрез воскресение Я опять воссияю. А как страдания нисколько не препятствуют Мне быть вечным, Писания же свидетельствуют о Христе, что Он вечен, то Я подлинно Христос, хотя и претерплю страдания. Ибо Я – Свет; зайду и снова взойду.

. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света.

Итак, пока Свет с вами, ходите, то есть веруйте в Меня. О каком времени Он говорит здесь? Говорит о времени до страданий или о времени после страданий, или о том и о другом месте. Итак, говорит, ходите и веруйте в Меня и прежде Моего распятия, и после оного. На это Он указывает словами «доколе Свет с вами», то есть доколе можете веровать в Меня; веровать же в Меня, который есмь Свет, вы можете и прежде страданий, и после оных. А кто ходит в неверии, тот не знает, куда идет. Ибо чего ни делают теперь иудеи, и, однако же, не знают, что делают, но ходят как бы во тьме; думают, что идут по прямому пути, но все у них выходит напротив, когда они соблюдают субботу и обрезание. Но не так поступают те, кои уверовали. Они ходят во свете, делая все, что относится до спасения. Ибо тени закона и тьмы гаданий они избежали и пришли к свету, сокрывавшемуся в них, но теперь воссиявшему, и сделались сынами Света, то есть Христа. "Да будете, – говорит, – сынами Света», то есть Моими сынами. Хотя евангелист в начале Евангелия говорит, что некоторые рождены от Бога (), но здесь называет их сынами Света, то есть Христа. Да постыдятся Арий и Евномий. Ибо и здесь показывается, что у Отца и Сына одно действие.

Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Для чего Господь скрылся от них? Теперь не подняли на Него камней и не сказали никакой хулы, как было прежде. Зачем же Он скрылся? Хотя они и ничего не говорили, но, проникая в сердца их, Он видел, что ярость их усиливается. Чтоб укротить их ненависть, Он и скрывается.

. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,

Что они не веровали, а досадовали, на это и евангелист указал, когда сказал «столько чудес сотворил Он, и они не веровали в Него». А, конечно, дело немалой злобы – не веровать стольким чудесам. «Столько, – говорит, – чудес, о которых он умолчал».

Итак. Иисус скрылся для того, чтобы утишить их злобу, а вместе и для того, чтобы дать им время и спокойствие так, чтобы они, успокоившись, обсудили Его слова и дела. Ибо в таком случае, если бы захотели, они могли бы дойти до уразумения Его достоинства – Божества. Хотя Он и вперед знал их неверие, однако же, что зависело от Него Самого, Он делал и допускал, давая им, как сказано, время для обсуждения.

. Да сбудется слово Исаии пророка:

В словах «неверовали в Него, да сбудется слово Исаии» заключается не причина, а событие. Ибо они не веровали во Христа не потому, что Исаия предсказал об них, но пророк предсказал об них потому, что они не будут веровать.

Господи! кто поверил слышанному от нас?

Вникнем и в слова Исаии «Господи! кто верова слуху нашему?» (). Это – то же, что никто не поверил. Ибо слово «кто» во многих местах Писания употребляется вместо «никто». Пророк сказал это как бы от лица Христа. Христос как бы так говорит Отцу: «Господи! кто поверил слуху Нашему?», то есть никто не поверил Нашему слову и Моей проповеди , которую Он назвал «слухом». Ибо говорит: «Что Я слышал от Отца Моего, то и говорю» ().

и кому открылась мышца Господня?

«И мышца Господня кому открылась?» – то есть сильное действие чудес, которое назвал "мышцею", не открылось никому из неразумных иудеев, но они клевещут на Меня и тогда, как Я творю столько чудес.

. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,

Та же мысль выражается и в словах «потому не могли они веровать, что Исаия еще сказал о них». Всем этим Он хочет подтвердить то, что Писание не ложно и что пророчество Исаии сбылось не иначе, как он предсказывал.

Чтобы кто-нибудь не стал говорить и недоумевать, зачем же и пришел Христос, если знал, что иудеи не будут веровать в Него, для этого евангелист и приводит пророков, предвозвещавших об этом. Христос же, хотя знал об их неверии, однако, пришел, чтобы они не имели извинения во грехе своем и не могли сказать, что мы поверили бы, если бы Он пришел.

Слова «не могли веровать» означают то же, что «не хотели». Ибо злой и лукавый человек, доколе остается таким, то есть избирает злое, не может веровать.

. Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их ().

Видишь ли, какая возникает несообразность, если мы не будем благоразумно понимать, что говорится. Итак, знай, что Господь так смиренно выражается потому, что слушатели немощны. И что Он хочет выразить этим? То, что Он не говорит, не мудрствует ничего, отличного от Отца. «Ибо как посланные, – говорит, – не говорят ничего, кроме заповеданного, так и Я Сам не мудрствую и не учил ничему иному, кроме того, что служит к славе Отца». Итак, желая доказать это, то есть единомыслие с Отцом, напомнил об этом примере, то есть о заповеди. Посему и прибавляет: «Итак, что Я говорю, говорю так, как сказал Мне Отец. А как Я ничего не говорил от Себя, то неуверовавшие какое представят оправдание? Без всякого противоречия они будут осуждены за то, что не поверили Отцу».

Итак, православный, ничего низкого не подразумевай в смиренных словах (например, «Я заповедь получил» и подобных), но понимай их благоразумно, как и это: «Я принял заповедь, что сказать и что говорить ». Ибо Сын, будучи Словом и выражая то, что есть в Уме, то есть Отце, говорит, что от Него получил заповедь, что сказать и что говорить. Подобно как и наше слово, если захотим быть истинными, говорит то, что предлагает ему ум, и слово никогда не разнится в сущности с умом, но совершенно единосущно.

Loading...Loading...