Преподобный силуан афонский о чем ему молятся. Силуан Афонский житие

(1866–1938)

Детские и юношеские годы

Святой Силуан Афонский (мирское имя — Симеон) родился в Тамбовской губернии, в селе Шовском, в семье крестьянина Иоанна Антонова, в 1866 году.

Его родители были неграмотными, однако благочестивыми, мудрыми, чуткими и отзывчивыми людьми. Несмотря на бедность, они отличались гостеприимством, помогали нуждавшимся. Иногда им приходилось делиться даже из скудного запаса, даже последним. Сам Симеон (отец Силуан) всегда отзывался о матери и отце с любовью и теплотой

Будучи трудолюбивыми и хозяйственными людьми, они всегда находили время для посещения храма. Симеон любил присутствовать за богослужением вместе с родителями. Здесь он знакомился со словом Божьим, с историей жизни святых.

В рабочее время Симеон трудился вместе со взрослыми: помогал отцу в поле, а иногда старшие братья брали его с собой на строительство.

Будущий старец с детства воспитывался в Православных традициях, и христианское воспитание было ему по душе. С юности он расположил себя к мысли о монашеском восхождении к Богу и Царству Небесному. Он даже выбрал обитель, где хотел бы дать Господу обеты и предаться аскетическим подвигам: желал поступить в Киево-Печерскую Лавру.

Между тем, отец, предостерегая сына от поспешности принятия столь важного решения, заботливо настаивал, чтобы тот, для начала, испытал себя на воинской службе, а затем определился, как поступить.

Подчиняясь воле родителя, Симеон отложил свои планы. Постепенно мирские соблазны и удовольствия стали затягивать его всё сильней и сильней, а вскоре и вовсе перевесили желание отложиться от мира. Мысль о монашестве отошла (до времени) на второй план.

Вразумление свыше

Но вскоре Благость Божия напомнила о себе. Однажды, когда Симеон возвратился с очередного гулянья и заснул, не то в полудрёме, не то в тонком сонном видении он вдруг увидел себя словно бы извне. При этом он воочию созерцал, как в него проникал отвратительный змий.

Ощутив омерзение и ужаснувшись, Симеон пробудился и тут же услышал таинственный голос. Это был голос Пречистой Матери Божьей. Богородица разъяснила, что как ему было противно глядеть на глотание змея, так и Ей тяжко смотреть на его греховную жизнь.

В результате такого необычайного вразумления Симеон осознал свою неправоту, сердечно раскаялся, возблагодарил Небесную Царицу за внимание и доброту. После этого случая он вновь воспламенился ревностью о Господе, загорелся желанием жить по закону Божьему, в согласии с совестью.

Воинская служба

Тяготы воинских обязанностей не пугали Симеона. Армейская служба, которую он проходил в Санкт-Петербурге, способствовала укреплению характера, приучала к ответственности и исполнительности. Всё больше и решительнее думал он о монашеской жизни, далёкой от мирских соблазнов и бессмысленной суеты.

Несколько раз Симеон жертвовал накопленные деньги на нужды Афонских монахов. По этому поводу между его сослуживцами сложилась поговорка, что он пребывает умом на Святой Горе и на Страшном Суде.

Когда срок воинской службы близился к концу, Симеон решил посетить , испросить у него благословения на монашество и получить пастырское напутствие. Не застав отца Иоанна на месте, он написал и оставил ему записку, в которой просил о молитвах. А уже на следующий день, пребывая в расположении части, Симеон почувствовал, будто находится в средоточии гудящего адского пламени. Это чувство помогло ему утвердиться в желании оставить мир и предаться служению Богу.

Святая Гора

Возвратившись после прохождения службы домой, Симеон пробыл там несколько дней, а затем, собравшись в дорогу и приготовив подарки, простился с близкими и отправился на Афон. Шёл 1892-й год.

Прибыв на Святую Гору, он поступил в Русскую Пантелеймонову обитель. Первое время трудился на мельнице. Затем ему стали назначать другие послушания.

Физический труд был ему по плечу, ведь он вырос в крестьянской семье, прошёл армию. Гораздо сложнее было противостоять искушениям.

В какое-то время Симеон настолько пал духом, что предполагал оставить обитель. И лишь мысль о том, что он вновь огорчит Божью Матерь, отрезвила смутившийся дух.

В другой раз он испытал искушение самомнением. Терзавшие его помыслы разрушали зачатки смирения, способствовали формированию гордости и тщеславия. В конце концов посредством молитв, послушания и советов священников Симеон преодолел и это искушение.

Но здесь его подстерегала другая опасность: чрезмерное, вплоть до отчаяния, осознание личной ничтожности, разуверение в возможности спасения. Тогда милосердный Господь вознёс Его духом в Горнее Царство. Почувствовав присутствие Вседержителя, Симеон ощутил, что он словно наполнился благодатью «мученичества». Этот благотворный опыт переживания встречи с Небесным Царём запомнился ему на всю жизнь.

Однажды познав сладость Рая, он всеми силами стремился к стяжанию благодати, усилил подвиги, борьбу с лукавыми помыслами. Позднее он сравнивал человека, утратившего через грех благодать, с малым дитятей, лишившегося радости общения с матерью.

Какого-то определенного старца-наставника Симеон не имел. В качестве ближайшего примера для подражания он всегда держал в памяти деятельность , великого молитвенника и светильника Русской земли.

В 1896 году Симеон принял монашеский постриг и новое имя — Силуан, а в 1911 году был возведён в схиму.

Возрастая возрастом духовным, он увеличивал подвиги. Стремясь подчинить себя Богу, усиливал воздержание и смирял себя едва ли не во всём: ел мало, содержал строгий пост; часто ограничивал сон двумя часами в сутки, при этом спал урывками, не ложась, а сидя на небольшом табурете.

Как-то раз, когда несмотря на прилагаемые отцом Силуаном усилия, моление не складывалось (лукавые духи препятствовали молитвенному порыву, не получалось сосредоточиться и отстраниться от посторонних движений в душе), он обратился за помощью к Богу. Господь внял обращению и ответил, что гордые страдают от демонов. Кроме того, Бог повелел ему не отчаиваться и помнить об адском огне.

Со временем в молитвах старца всё чаще стали звучать прошения о мире, грешащем и забывающим Творца. Эти прошения сопровождались скорбью и любовью.

Молитвам за ближних отец Силуан предавал огромное значение и в некотором отношении сопоставлял их с пролитием крови за людей. Он считал, что благодаря молитвам сохраняется мир, а когда молитва ослабнет, мир не устоит.

Прожив долгие годы по правилам общежительного устава, старец не стремился к уединённой жизни затворника, как это делали другие подвижники. Он считал, что на это требуется особое Божье благоволение, которое даётся не всем.

24 сентября 1938 года отец Силуан оставил земную храмину, предстал перед Судом Божьей Правды и переселился в Царство святых.

От его поучений до нас дошли некоторые, в том числе записанные и составленные воедино в виде пособий другими людьми, как то: . Писания Старца Силуана , . Силуана Афонского.

Тропарь преподобному Силуану Афонскому, глас 2

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю / и Иеремии, о народе плачущему, / усердный подражателю, / всеблаженне отче Силуане, / ты, зову Матере Господа Сил внемляй, / змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси / и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси, / идеже в трудех и молитвах со слезами / благодать Святаго Духа обильно стяжа. / Ею же сердца наша воспламени / и с тобою умильно взывати укрепи: / Господи мой, Жизнь моя и Радосте Святая, // спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобному Силуану Афонскому, глас тойже

Смиренномудрия исповедниче предивный / и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто, / Богу возлюбленне Силуане, / о подвизе твоем Церковь Российская радуется, / иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие, / веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются. / Егоже моли о нас, равноангельне боговедче, // во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Сегодня, 31 августа, мощи преподобного Силуана Афонского, которые , отправятся в Брянск. О богословском учении преподобного Силуана Афонского и о том, чем его труды могут быть полезны христианам, живущим в миру, рассказал доктор богословия, профессор Минской духовной академии протоиерей Владимир Башкиров.

Отец Владимир, давайте рассмотрим подробнее личность преподобного Силуана Афонского. Что из жития преподобного может почерпнуть для себя современный человек?

Преподобный Силуан Афонский - это святой 20 века. Он скончался в 1938 году и почти всю свою сознательную жизнь провёл на Афоне. Это даже не житие в классическом смысле, это жизнеописание, которое оставил архимандрит Софроний (Сахаров). Он приблизительно 13 лет был учеником преподобного Силуана, слышал его, видел его и старательно записывал его слова. Из этих записей и состоит жизнеописание. В нём архимандрит Софроний, как человек действительно одарённый писательским талантом, выделил ряд элементов, поучительных для всех. Он описывал некоторые эпизоды, простые сами по себе, но в которых проявлялась мудрость преподобного Силуана Афонского. Он писал, что преподобный Силуан был человеком малограмотным, из крестьян, но обладающим красивым и проницательным умом.

Всё, что говорил Силуан, похоже на афоризмы, например, молиться за людей - кровь проливать. Или, например, у христианина не может быть врагов, для него есть только люди, познавшие Бога и Бога не познавшие. Или вот ещё эпизод, который приводит Софроний (Сахаров) в жизнеописании Силуана Афонского, который говорил о жертве, которую принёс Христос, и приводил в пример рассказ одного монаха, который однажды вспоминал, что в детстве заболел и сквозь бред слышал разговор матери с отцом. Мать говорила: "Мне так жалко нашего мальчика, у меня сердце разрывается, я готова за него отдать жизнь, только бы наш мальчик выздоровел". Силуан Афонский говорил, что так и Господь отдал Свою жизнь, с такой же жалостью, с таким состраданием, глубиной проникновения в человеческую скорбь для того, чтобы мы с вами через приобщение к Его страданиям наследовали спасение.

Или, например, эпизод про курение. Преподобный Силуан ехал как-то в поезде, рядом с ним сидел купец, он вынул портсигар, серебряный, красивый, открыл его и предложил преподобному Силуану закурить. Преподобный ответил: "Я не курю". Купец рассуждал: "Ну что вы, батюшка, это же очень хорошо - курить, это помогает сосредоточиться, помогает человеку расслабиться. Это полезно для человека". Преподобный Силуан ответил: "А вы попробуйте прочитать "Отче Наш", например, перед тем как будете курить. Купец говорит: "Ну что вы, батюшка, как можно читать молитву перед курением?". Преподобный Силуан ему говорит: "Видите как, значит всякое дело, при котором не идёт молитва, не следует и начинать". Такие вот эпизоды, связанные с его жизнью. Они помогают человеку по-другому посмотреть на свою жизнь. Если прочитать его жизнеописание, а оно написано простым языком, то человек будет понимать, как себя вести в разных ситуациях. У преподобного Силуана было много посетителей, которые попали в беду, в нищету и не знали, что делать. Он находил для них слова, мудрые решения, оказывал духовную помощь. Они уезжали от него одухотворённые.

Не всем известно жизнеописание преподобного Силуана Афонского. Что вы можете сказать о личности преподобного?

Преподобный Силуан Афонский - один из самых известных святых 20 века. Мощи его хранятся в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, он там подвизался всю жизнь, работал на мельнице, до сих пор там осталась его келья. Прославился этот человек своим удивительным аскетическим подвигом, который он совершал в простоте и без всякого апломба. Он просто делал своё дело, трудился на мельнице, носил мешки, молол муку и пребывал в состоянии непрерывной молитвы. Этот его подвиг привёл к тому, что он просветился Божественным светом, обрёл некоторое внутреннее духовное видение Божественных истин. Отсюда мудрость, которой он обладал. Будучи человеком малограмотным, он говорил такие удивительные слова, такие мысли высказывал, что, иногда, захватывает дух. Это удивительное явление - феномен святости. Когда человек только и делает, что исполняет заповеди Божие. Он живёт по совести, и эта жизнь приводит к тому, что человек вступает в ближайшее общение с Богом, познаёт Божественную реальность, она становится для него реальностью. У человека открывается внутреннее зрение.

Причисление Силуана Афонского к лику святых произошло через 50 лет после его смерти, в 80-е годы. Он был прославлен Греческой Церковью. Силуан Афонский является святым, который почитается во всём православном мире.

Отец Владимир, прокомментируйте, пожалуйста, слова преподобного Силуана Афонского: "Держи ум свой в аде и не отчаивайся". Как следует понимать эту фразу?

Это один из его афоризмов. Этими словами он просто подтверждает известную старую истину о том, что надо помнить о смерти. Есть два момента, которые зависят друг от друга и в духовной жизни важны - память о смерти и память о Боге. Этим Силуан Афонский говорит о греховности, о том, что человека может ожидать после смерти, если он не попытается освободиться от грехов, что будет способствовать его приближению к Богу, общению с Богом, которое есть молитва. Хотя эта фраза "держи ум свой в аде и не отчаивайся" звучит парадоксально. Потому что основное качество, которым будут отличаться те, кто будет в аду, это отчаяние, а отчаяние - это отсутствие надежды. Когда у человека нет надежды, это и есть состояние духовного отчаяния. В данном случае преподобный Силуан Афонский совершенно другое имеет в виду. То, что если ты будешь держать ум в аду, ты будешь помнить всегда о смерти и ты обретёшь надежду о Боге, у тебя появится память о Боге. Это то же самое, что сказано в притчах: "Помни день последний и ты никогда не согрешишь".

На Афоне есть традиция, когда после смерти монаха опускают в могилу, и он там находится 3 года, после останки извлекают. Если они освободились от плоти, значит всё с человеком благополучно, он принят в Небесные обители. Если плоть остаётся ещё на останках, тогда их ещё раз закапывают. Глава преподобного Силуана Афонского находится в специальной часовне на Афоне, где находятся мощи других святых. Главное, что при обращении к святому, прикосновении к его главе происходят чудеса, люди получают утешение, духовную пищу, люди чувствуют, что прикасаются не к мёртвым костям, а через это прикосновение происходит встреча со святым, который общается с ними через оставшуюся после него часть его тела.

- На ваш взгляд, зачем идти поклоняться мощам святого, если можно призывать его имя в молитве?

Вы можете и молиться святому, это ваша воля. Нельзя человека заставить идти к мощам. Если он идёт, значит у него есть внутреннее тяготение к этому. Он, может, не понимает, зачем это делает, но интуитивно идёт, понимая, что произойдёт встреча со святым. Я расскажу вам эпизод из своей жизни. Когда я был в Иерусалиме, это было давно, нас привезли в монастырь Саввы Освящённого, там должна была состояться встреча с игуменом. Игумен задерживался и нам предложили пойти в собор помолиться у мощей. Я был тогда самый молодой в составе этой делегации. Подошла моя очередь. Я подошёл к мощам, нам открыли их. У меня были свои проблемы, которые я стал высказывать перед мощами. У меня было ощущение, что меня внимательно слушают. Что не только выслушивает меня святой, но и понимает, что я говорю и что хочу. Я вышел в изумлении. У меня было впечатление, как будто я разговаривал с живым человеком. Это то, что, наверное, движет людьми, когда они приходят к мощам и пытаются прикоснуться к святыне.

В этом году православные верующие отмечают знаменательную дату – тысячелетие русского монашества на Святой горе Афон. Чем этот юбилей для нас так важен?

1000-летнее присутствие русского монашества на Афоне органически вписывается в монашеский подвиг, монашескую традицию Афона. Но, с другой стороны, через русских монахов, которые бывали на Святой Горе, распространялся по Руси опыт афонского монашества. Первым из русских, кто попал на Афон, по историческим сведениям, был преподобный Антоний Киево-Печёрский, основатель русского монашества. Он получил на Афоне благословение установить на Руси монашеские традиции.

Русские монахи приносили с Афона книги, литературные труды, которые на Руси ещё тогда не были известны. Такие книги как, например, творения отцов Русской Церкви, творения аскетических писателей, которые переводили на славянский язык. Эти книги распространялись по всей Руси, таким образом, русская грамотность связана непосредственно с Афоном и с афонской книжной традицией. Кроме того, русские монахи, которые бывали на Афоне, обретали там умение жить по-христиански и становились примером не только для монахов, но и для всех людей. С Афона пребывали и греческие монахи, например, Максим Грек, он закончил университет в Венеции, знал несколько языков, древние языки, итальянский, французский. Его пригласили для правки книг, но те труды, которые оставил он на Руси, претерпев мучительную и бедственную жизнь, поскольку его здесь не понимали, до сих пор поражают своей глубиной, полнотой. Эти труды были недавно переизданы.

В последнее время фиксируется упадок русского монашества на Афоне, но, тем не менее, мы фиксируем там и присутствие удивительных людей. Таких как, например, преподобный Силуан Афонский, архимандрит Софроний (Сахаров), архиепископ Василий (Кривошеин) - это все подвижники, но подвижники разного плана. Если, скажем, преподобный Силуан Афонский - это, действительно, подвижник и аскет, то эти остальные - учёные мужи. Архимандрит Софроний (Сахаров) подвижник в области аскезы, духовной жизни, а архиепископ Василий (Кривошеин) - в области исследований. Он оставил после себя значительные сочинения по анализу наследия Григория Паламы, церковного писателя 15 века, и Семеона Богослова, причём, он глубоко проник в их методологию понимания Божественного Откровения. Это значительные сочинения. Поэтому мы говорим о том, что 1000-летняя история Афона - это не столько история русского присутствия на Афоне, сколько присутствия Афона на Русской земле. И констатируем, насколько это присутствие Афона на Русской земле и русских на Афоне взаимообогощало друг друга и насколько оно было плодотворным и благословенным для русского христианства.

Интервью с антипросопом Русского Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Афона иеромонахом Кирионом (Ольховиком), одним из двух святогорцев, сопровождающих мощи преподобного Силуана Афонского.

Отец Кирион согласился побеседовать, заметив перед этим, что интервью никогда не дает, но сейчас берет это за послушание. Вся его собранность и немногословность приоткрывают дух Святой Горы. Его передвижение по улицам в дни пребывания мощей в России затруднено многочисленными вопросами, просьбами о молитвенной помощи и обращениями за духовным советом. Отец Кирион отвечает очень тихо, опустив глаза.

— Знаменательно, что в год 100-летия присутствия русского монашества на Афоне и дни празднования 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского его мощи впервые прибыли в нашу страну. Какое значение имеет принесение мощей этого святого для России?

— Видите ли, в духовном мире ничего случайного не бывает. И в данный момент, когда русский православный человек и Россия в целом требуют духовной помощи, Господь определил, чтобы его угодник — преподобный Силуан, выходец из России, из глубинной России (Тамбовской губернии) пришел для помощи и укрепления народа, потому что обстановка сейчас, действительно, неспокойная, это чувствуется и на Афоне.

— Духовное наследие преподобного Силуана актуально в наши дни? Современному человеку понятно то, о чем он говорит?

— Очень актуально! В первую очередь, учение святого Силуана ценно для нас, насельников-святогорцев, которые пребывают на Афоне, и для монахов в целом, ведь он является покровителем монашествующих. Оно даже более актуально, чем наследие многих других старцев, потому что он — наш современник, наш соотечественник. Он очень глубоко, но одновременно просто разбирает все те вопросы, которые стоят перед современным монашеством. Однако, простым и доступным языком он отвечает на запросы современного мирского общества.

— Вы были на родине преподобного Силуана в селе Шовское…

— Да, там реконструировали его родительский дом. К этому дню вообще была проведена большая реставрационная работа, у частного лица был выкуплен и приведен в порядок земельный участок, на котором стоит дом. Этим занималась матушка Иулиания (Каледа), игумения Зачатьевского монастыря. В доме, где рос преподобный, нам показали крючок на потолке, по всей видимости, к нему крепилась детская люлька, в которой мама младенцем качала преподобного Силуана. В доме низкие потолки, русская печка. Интересно увидеть природу, в которой он воспитывался, почувствовать ту атмосферу, в которой святой возрастал телесно и духовно. Мы встречались с его родственниками. Говорят, из родни осталось еще человек двадцать, но все живут в разных местах.

— Москва — это последняя точка вашего путешествия…

— Да, это последний город. Здесь мощи будут пребывать еще несколько дней, и 24 числа, в день памяти преподобного Силуана Афонского, мы улетаем домой на Афон. В этот день братия будет ждать преподобного, чтобы поклониться ему.

— Какое у Вас сложилось впечатление от поездки? Как встречали люди? Интересно узнать, какой Вы нашли современную Россию, ведь человек, живущий много лет на Афоне, видит все иначе.

— Вот что мне бросилось в глаза: западная культура проникает и в Россию. Те веяния, которые мы видим в Греции, проникают и сюда. Это дух времени, и мало что против этого можно сделать. Я застал Россию еще в прежние времена, и нынешняя картина очень отличается от той России, из которой я уезжал.

Также произвело впечатление благочестие и благоговение верующих людей. Они приходят со своими духовными проблемами, которые всегда были и есть у каждого. И преподобный Силуан как врачеватель и помощник приведения к Богу принимает всех — у него такая миссия. Ну, а для нас, монахов, такие долгие отъезды из монастыря очень тяжелы. Но, видя, какую духовную пользу приносит преподобный Силуан приходящим к нему, мы укрепляемся, нас это воодушевляет.

Вместе с мощами монастырские стены впервые покинула чудотворная икона Спасителя. Перед ней молился преподобный Силуан, и однажды, во время такой молитвы, ему явился Сам Господь наш Иисус Христос. Сейчас все желающие могут приложиться и к этой иконе.

— Много людей идет к мощам?

— На данный момент называют цифру 200-220 тысяч человек.

— Вы можете немного рассказать о технической стороне такого масштабного мероприятия как принесение мощей? Как осуществляется организация и транспортировка?

— Ну, во-первых, нужно пройти документальные процедуры. Нужно получить разрешение собора старцев монастыря, потом разрешение Священного Кинота Святой Горы Афон (центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон — ред.) и разрешение Вселенского Патриарха. Все это документально оформляется, заверяется, с российской стороны даются обязательства в том, что будет обеспечен порядок, безопасность и транспортировка.

— Сами мощи помещаются в какой-то специальный бронированный ковчег?

— Нет, ничего такого нет, мощи пребывают в своем обычном ковчеге, но его сопровождают монахи со Святой Горы и представители служб безопасности, они следят за всем происходящим возле мощей.

— Во время принесения в Россию честного Пояса Пресвятой Богородицы, находились люди, не одобрявшие это. Однако в период пребывания святыни и по прошествии продолжительного времени Господь совершал посредством ее явные чудеса, и многие меняли свои взгляды. Были ли замечены подобные случаи у мощей преподобного Силуана?

— Такими чудесами Господь показывает Торжество Православия. Но дело в том, что видимые исцеления не являются решающим и важным фактором, ведь самое главное — это исцеление человека от греха, душевное исцеление. То, что я наблюдал: это крики бесноватых. Когда духи мучают какую-то душу, у мощей это проявляется очень интенсивно. Духи боятся благодати Божией, которая присутствует у мощей, они негодуют и начинают демонстрировать это.

Я видел умиротворение людей, воодушевление, просветление. Может быть, некоторые вещи, происходящие с людьми, просто не афишируются или обнаруживаются позже. Когда в Россию привозили мощи целителя Пантелеимона, было явлено много исцелений, но о них люди писали нам уже по прошествии времени.

— Сейчас празднуется тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Почему это присутствие так важно и ценно?

— По историческим данным, наше монашество было на Горе со времен князя Владимира. В этом были заинтересованы даже византийские императоры, это можно отследить по некоторым документам, этот факт фиксируют историки, в том числе греческие. 1000-летие — это все же условная дата. За точку отсчета мы берем 1016-й год, потому что в акте Великой Лавры за февраль того года в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись «Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». Но, возможно, русское монашество зародилось на Афоне и раньше. И вот с того времени появилась целая плеяда русских святогорцев, которые внесли в общеафонскую духовную сокровищницу русский опыт. Среди русских монахов был целый сонм людей, которые прославились своей святостью, в том числе и преподобный Силуан Афонский.

Русское монашество принесло немало пользы в дело духовного возрастания.

— Расскажите немного о самом Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Каким он стал сейчас? Когда Вы приехали туда в 1987 году, он был в тяжелом положении.

— Очень многое поменялось. Во-первых, за XX столетие наш монастырь претерпел очень тяжелые испытания и в вопросе материальном, и в людском ресурсе. Монастырь, можно сказать, обезлюдел. В те годы лихолетья мы страдали от пожаров, от наводнения, от того, что пути к нам были отрезаны, власти советской России запрещали приезжать в наш монастырь, свои проблемы были и со стороны Греции. Поэтому в начале XX века наше русское монашество, которое насчитывало около пяти тысяч человек на всей Святой Горе, начало отмирать, старцы уходили, а молодых монахов почти не приходило. И когда мы приехали, там было большое запустение. Сейчас все изменилось, с середины 90-х годов началось возрождение обители, монастырь благоустроен как с внутренней, так и с внешней стороны. Конечно, все это радует глаз. Святейший Патриарх во время своего визита к нам по случаю празднования отметил перемены в лучшую сторону. Он приезжал к нам, будучи еще архимандритом, и застал монастырь в те сложные времена.

— В монастыре сохранено преемство, традиции, хотя во многих монастырях эта нить была оборвана по причине гонений и расстрелов духовенства. Не так давно отошел ко Господу ваш игумен схиархимандрит Иеремия…

— Да, мы осиротели. Наш батюшка отошел в преклонном возрасте, на 101-м году жизни, отошел неожиданно, мы надеялись, что он преодолеет все свои немощи человеческие и побудет с нами еще, но он нас оставил. Сейчас грядут выборы нового настоятеля, и мы просим всех святых помочь нам в этом. Настоятель должен быть не просто управляющим, а наставником своей духовной семьи.

— Конечно! Он всегда призывал, чтобы был мир, взаимодействие и любовь друг между другом. Только в атмосфере мира и любви может духовно возрастать молодое поколение. Ведь Господь сказал, там, где двое или трое собраны во имя Мое, Я посреди вас.

— И напоследок, расскажите, о чем молятся преподобному Силуану Афонскому. Это будет полезно для тех, кто собирается прийти и поклониться его мощам.

— То, о чем будет просить человек, зависит от его духовного уровня. Если человек в младенческом духовном возрасте, он испросит что-то житейское, и Господь снисходит к этому. Человек более окрепший духовно, будет просить помощи в духовной жизни. А преподобный Силуан услышит просьбы каждого, кто с искренней верой в Бога будет просить его заступничества.

Память преподобного Силуана Афонского совершается в Православной Церкви 24 сентября по новому стилю.

Жизнеописание старца Силуана Афонского
Старец Силуан Афонский именовался в миру Семеном Ивановичем Антоновым и был родом из Тамбовской губернии. Хотя он и прожил достаточно продолжительную жизнь и умер в преклонном возрасте, но его биография не была богата внешними событиями. Он родился в 1866 году в крестьянской семье в Лебедянском уезде. Большое влияние на его духовное развитие оказал проживавший неподалеку затворник Иоанн Сезеневский, позже прославленный как местночтимый святой.
Семен Антонов, с юности отличаясь большой религиозностью, желал отправиться в Киево-Печерскую Лавру, чтобы там принять монашеский постриг, однако его отец настоял на том, чтобы он вначале прошел военную службу. В 1892 году молодой человек приехал на Афон в русский монастырь святого Пантелеимона и на Святой Горе провел всю оставшуюся жизнь. Скончался преподобный Силуан в 1938 году и спустя полвека был канонизирован в Константинопольском патриархате, а вскоре почитание святого началось и в Русской Православной Церкви.

Духовный путь преподобного Силуана Афонского
О духовном пути преподобного Силуана нам известно благодаря его ученику, архимандриту Софронию Сахарову, написавшему о своем духовном отце книгу, в которой он рассказал не только о биографии старца, но также о тех подвигах и искушениях, с которыми преподобный столкнулся за время своей монашеской жизни. По рассказу архимандрита Софрония, будущий преподобный еще во время своего послушничества стяжал непрестанную молитву. Однако, не имея духовного опыта, он впал в искушение. Молодого послушника стали посещать различные помыслы, которые то говорили ему о том, что он уже достиг святости, то наводили на мысль о невозможности спасения. Силуану стали являться бесы, и он беседовал с ними и спрашивал, почему они внушают ему различные мысли. В результате этих искушений послушник дошел до крайней степени отчаяния, и ему было дано испытать полное состояние богооставленности, которое хотя и продлилось не больше часа, но глубоко потрясло его и оставило память об этом страшном опыте на всю оставшуюся жизнь. Однако в тот же день Силуан удостоился видения Христа во время богослужения. Рассказывая об этом позже своим ученикам, старец говорил, что невозможно описать то состояние блаженства, которое он испытал в те мгновения. Полученный в тот день духовный опыт и прикосновение к адской муке и блаженству Царствия Небесного круто изменили жизнь юного послушника. С того времени он всю свою жизнь посвятил борьбе за сохранение данной ему благодати.

Поучения старца Силуана
Литературное наследие, оставленное Силуаном Афонским, невелико: за время своей монашеской жизни он написал лишь небольшое количество писем, и кроме того остались маленькие заметки, сделанные им на полях книг. Основная часть его богатого духовного опыта была передана им близким ученикам устно и позже собрана и записана в книге архимандрита Софрония Сахарова «Старец Силуан». Преподобный, прошедший через страшные искушения, часто повторял данное ему от Господа откровение: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Старец также много говорил о покаянии и о необходимости помнить о своих грехах, даже уже исповеданных. Исходя из своего опыта, он подчеркивал, что только такая память и покаяние сможет сохранить человека от тщеславия и не позволит уклониться от верного духовного пути. Старец учил также, что причиной неверия в человеке является гордость, и познать Бога сможет лишь смиренный человек, которому Духом Святым открывается любовь Божия.

Тропарь, глас 2:
Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю / и Иеремии, о народе плачущему, / усердный подражателю, / всеблаженне отче Силуане, / ты, зову Матере Господа Сил внемляй, / змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси / и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси, / идеже в трудех и молитвах со слезами / благодать Святаго Духа обильно стяжа. / Ею же сердца наша воспламени / и с тобою умильно взывати укрепи: / Господи мой, Жизнь моя и Радосте Святая, / спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак, глас 2:
Смиренномудрия исповедниче предивный / и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто, / Богу возлюбленне Силуане, / о подвизе твоем Церковь Российская радуется, / иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие, / веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются. / Егоже моли о нас, равноангельне боговедче, / во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Силуане, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва:
О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней, мертвых, живых и грядущих, не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира - Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией. Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребите любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему - земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Силуан Афонский - человек, который познал на своем опыте, что молитвы и просьбы, обращенные Богу, не бывают не услышанными. Помолившись перед ликом святого, каждый сможет избавиться от грехов и познать могущество и силу Всевышнего.

Преподобный Силуан Афонский известен как монах с необычайной верой в Бога и силу молитвы. Отказавшись от всех удовольствий жизни, в 30 лет он поступил в Пантелеймонов монастырь, где решил стать монахом и навсегда посвятить себя православной религии. До последних дней жизни к Силуану Афонскому обращались за советами и благословением, а после смерти канонизировали и стали почитать как святого.

История иконы Силуана Афонского

Еще будучи в молодом возрасте, преподобный Силуан Афонский решил, что станет вести аскетичный образ жизни в соответствии с церковными правилами, и решил покинуть дом родной и уйти в монахи. Однако отец настоял, чтобы сын хорошо обдумал такое решение, после чего будущий монах на время отдалился от религии, и на смену пришли соблазны и удовольствия земного мира. Тем не менее, вскоре он вернулся на праведный путь, с которого больше не сходил.

В чем помогает образ Силуана Афонского

Перед иконой Силуана Афонского молятся об избавлении от грехов , о здоровье и счастье ближних, о сохранении семьи, чтобы безбожники смогли обрести веру, о прекращении войн и бунтов, о спокойствии и равенстве в мире.

Молитвы, произнесенные перед иконой преподобного монаха, обладают особой силой, так как при жизни сам Силуан Афонский придавал молитвам особое значение. Он считал, что пока жива молитва — мир в безопасности, но стоит ей ослабнуть, и мир рухнет.

Молитва перед иконой

«О преподобный и предивный Отец Силуан! По Божией благодати дано тебе молиться за спасение мертвых и живых, грешных и безгрешных, здоровых и больных. Помоги же нам, Пресвятой Силуан, веру такую же обрести, быть Богом спасенными и защищенными. Поблагодари Святую Деву Марию за просвещение и защиту нас, рабов Божьих. Всем народом искреннее просим тебя: обратись от нас к Всевышнему нашему, пусть Он услышит молитвы наши, пусть увидит веру нашу, пусть благословит нас, грешных, и защитит нас от болезней страшных, от людей злых и от войн смертельных. Услышь нас, Отец Силуан, и передай Богу молебны наши. Аминь!»

Дни празднования иконы

Ежегодно 24 сентября православная церковь отдает дань памяти святому монаху. В этот день, согласно религиозным традициям, не только в России, но и в других странах проходят торжественные богослужения. Люди с молитвами припадают к образу Силуана Афонского и просят его о желаемом .

Личность Силуана Афонского стала ярким примером того, что искренняя молитва и неколебимая вера помогут Богу услышать вас. Если такая икона оберегает ваш дом , то в нем будет царить покой, а ваши близкие всегда будут здоровы. Берегите себя и свою семью и не забывайте нажимать на кнопки и

24.09.2017 05:32

Святая Мелания почитается женщинами всего православного мира. Икона этой святой способна уберечь девушек от беды, ...

Loading...Loading...