Презентация - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности. Смотри: - говорит Святитель, мир состоит из городов. «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1 Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности (любовь, преданность, верность главных героев)

«Повесть о Петре и Февронии» возникла в своей основе не позднее второй четверти XV века, но получила окончательное оформление в начале XVI века под пером Ермолая Еразма и тесно связана с фольклором.

Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии - любви сильной и непобедимой, «до гроба».

Первое появление в повести девушки Февронии запе­чатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, за­болевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом - ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с приро­дой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведу­щая в целебных снадобьях, она излечивает князя.

Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает- мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказы­ваемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа - князя Петра.

Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях.

2 М. Горький. Повесть «Детство» - автобиографический характер повести

Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство». повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий. Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести.


"Повесть о Петре и Февронии Муромских". Гимн любви и верности
Из древнерусской литературы

8 июля (25 июня по стар. ст.) все православные христиане отмечают народный праздник День Петра и Февронии. Эти святые стали покровителями семьи, поскольку их супружеский союз считается образцом христианского брака. История этой любви - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - прозвучит на этом уроке.


Тема: Из древнерусской литературы

Урок: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности

Считается, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана в ХVІ веке священником псковского монастыря Ермалаем-Еразмом. Чуть позже он стал настоятелем Дворцового собора в Москве.

Эта повесть не единственное его сочинение. Но именно она стала более всех популярна.

Сохранилось около 150 списков повести во множестве вариантов. До сих пор многие задаются вопросом: кто же является реальными прототипами главных героев? Есть предположения, что это действительно реальные исторические люди, которые жили в ХІІІ веке, а точнее в 1228 году.

В то же время, одним из источников данного произведения стала легенда о простой крестьянской девушке, которая впоследствии стала княгиней.

Сюжет

1.Экспозиция:

«В граде этом [Муроме], как рассказывают, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастии, и стали оба думать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча»».

2. Завязка - страшная болезнь Петра. Появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Феврония - мудрая дева сказочных сюжетов.

Вместе с тем ее мудрость - не только свойство ее ума, но в такой же мере - ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа.

3. Развязка :

Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра.

4.Эпилог:

После смерти Петра и Февронии (рис. 1) люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.

Сказочные элементы в повести

Во-первых, конечно, сказочный зачин. И первая часть повести очень похожа на волшебную сказку, а вторая часть повести похожа на бытовую сказку.

Во-вторых, есть сказочный герой. Это змей-искуситель.

В-третьих, добро побеждает зло, как в любой волшебной сказке.

В-четвертых, есть волшебные помощники - это Агриков меч.

Агрик - это сказочный богатырь, который, как рассказывали, побеждал исполинов и чудовищ. И он собрал несметную сокровищницу оружия, в которую и входил меч-кладенец.

Отличие от сказки

Указано конкретное место действия повести город Муром (Рязанская область). В сказках же пространство всегда не определено, не конкретно.

Действующие герои в повести - реальные люди, что тоже противоречит фольклорному жанру сказки. Все нам указывает на то, что это историческая повесть.

Отличие от канонического жития

Сюжет, традиционный для волшебных сказок разных народов, приобретает черты жития русских святых. Финал повести - образец житийной литературы.

Рис. 1. Икона. Святые Петр и Феврония. ()

Каноническое житие

Житие святого - повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию)

Жития пишутся по особым правилам (канонам). Считалось, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей. Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь. В жизни святой набирается мудрости, проходит ряд испытаний. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.

В повести прослеживаются черты святости у обоих героев. Но все-таки это не каноническое житие. Дело все в том, что нет рассказа в сюжете повести об их благочестивых родителях, о том, как зародилась в Петре и Февронии вера в Бога; нет рассказа о том, какие страдания им пришлось претерпевать во имя Бога. Повесть пронизана лиризмом, авторским сочувствием героя, восхищением их красотой и душевной силой.

С 2008 года (8 июля) в России отмечается праздник День семьи, любви и верности в честь князя Петра и благочестивой супруги его Февронии.

Характеристика главных героев

«Повести о Петре и Февронии Муромских»

Рис. 2. Памятник Петру и Февронии. Ярославль ()

Феврония - главная героиня повести. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно-отчетливом образе.

Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом - ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя, как Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью убитого им дракона.

Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Как и любовь Тристана и Изольды, любовь Петра и Февронии преодолевает иерархические преграды феодального общества и не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания...

Мудрая жена — всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа Петра.

Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробу.

Князь Петр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, обвенчавшись, живёт с нею в согласии. Их любовь переступает и за порог смерти. Петр не потакал Февронии, как бояре, которые предложили ей оставить их город, потакали своим женам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал.

Т. о., «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сочетает в себе элементы сказочного и бытового, создает яркие характеры и является образцом не только благочестивого жития святых, но и народной мудрости, добрых семейных отношений и идеалом русского народа.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().

Бинарный урок литературы, истории, ОПКК

« Повесть о Петре и Февронии» как источник духовно-нравственного воспитания современной молодёжи»



«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Образец нравственных идеалов Древней Руси и современности. Прославление любви и верности.

Цели урока: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику;

Раскрыть темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;

показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.

Оборудование: презентация, иллюстрации, выставка книг

Опережающее задание:

3. Выявить проблему и идею произведения.





Чтобы тьма не закрыла солнце

Чтобы не множилось беззаконие

За нас усердно молятся святые Пётр и Феврония





Житие – жанр христианской литературы, повествующий о жизни святого

Пётр и Феврония Муромские

Сергий Радонежский





  • Рассказ о жизни святых, но это не биография, а путь к святости.
  • Житие – это повествование о подвижниках, которые жили по христианским заповедям.
  • Прославляются святые.
  • Любовь героев к Богу, жизнь по «заповедям Божьим»
  • Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных).
  • Необычная смерть и посмертные чудеса.


Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Сказочный зачин: « Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

По́весть - прозаический жанр, тяготеющий

Жития имели определенную структуру.

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

Несколько сюжетных линий.

«на следующее утро».

Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.

Есть волшебные вещи: агриков меч.

Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

Загадки и хитроумные испытания.

Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

  • Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева);
  • повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ

С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА





Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе .

Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.



В чем основное значение «Повести…»?

Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

Жизнь по заповедям Божьим,

осознанное желание человека творить добро, любовь и верность –

ценности, над которыми не властно время.



Всероссийский день семьи, любви и верности





Памятники Петру и Февронии

Муром

Ульяновск

Сочи

Ярославль

Архангельск

Абакан





И.Злотоуст

« Жене муж да будет дороже всех, Мужу жена да будет любезней всех.

Жена должна быть единомышленна со своим мужем;

на этом утверждается благосостояние всего мира.

Смотри: - говорит Святитель, мир состоит из городов,

города - из семей, семейства – из мужей и жён. Итак, когда возникнут ссоры между мужьями и жёнами, низвратятся города,

а затем и весь мир должен наполниться смутами и войнами»



Семья – это соборное бытие, т.е. общность духовной и нравственной жизни.

Семья… такое важное, родное слово,

Которое знакомо всем…

Семья… Нет более у нас родного,

И обращаюсь я сейчас ко всем!

Любите, уважайте и цените,

Ведь- это счастье данное судьбой…

И всеми силами родных вы берегите,

Они всегда помогут, ведь душой они с тобой!

Возможно в семьях и бывают разногласья,

Но как без этого?

Борись, крепись и трудности все побеждай!

Найдите компромисс,

дойдите вы до обоюдного согласия,

Но никогда из-за решаемых проблем

семью не разрушай!

А.Петрова выпускница школы



Подведение итогов урока.

Семья

Любовь Верность

Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

- О каких вечных ценностях

заставил вас задуматься сегодняшний урок?



Слайд 1

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Гимн любви и верности»
Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы, памятником агиографической литературы. Создана в середине 16 века

Слайд 2


Оригинальное название:
«Повесть от жития святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии.»

Слайд 3


«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.» Д.С.Лихачёв
Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.

Слайд 4


муромо-рязанский цикл Ермолай –Еразм выдающийся писатель и публицист 1547 год
Князь Пётр убивает змея. Рукопись 17 века

Слайд 5


Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых - Петре и Февронии, которые действительно правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Слайд 6


Словарь урока
Митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху). «Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви. Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди. Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах. Канонизация – причисление к лику святых.

Слайд 7


Проверь себя Тест-контроль

(+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла. (–) 2. Петр убил лукавого змия топором. (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы. (–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.) (–) 5. Брат Февронии был скалолазом. (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один струп, чтобы проверить его. (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены. (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию. (+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб. (+) 10. Их причислили к лику святых. (+) 11. У них не было детей. (+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. (–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время. (+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы. (+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.

Слайд 8


Слайд 9


В своём произведении автор показывает, что зло в мир приходит от дьявола - носителя зла, но также и от корысти, глупости, властолюбия людей. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно.

Слайд 10


Слайд 11


СКАЗКА? ЖИТИЕ? ПОВЕСТЬ?

Слайд 12


Вывод:
Сказка Житие Повесть

Слайд 13


Мы выявили следующие черты сказки:
1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея

Слайд 14


5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок 6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч) 8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Слайд 15


«Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 16


образец поведения человека
Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса Заключение – похвала святому
«Житие» - жизнеописание святых
Композиция
Христос

Слайд 17


«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии

Слайд 18


Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Слайд 19


В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности: 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2.Герои повести – реальные люди
Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть»

Слайд 20


«…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»
3.Детали

Слайд 21


4.На первый план выдвигается личность крестьянки 5.Тема социального неравенства 6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице

Слайд 22


Житийная повесть с элементами народно- сказочного характера

Слайд 23


СКАЗКА ЖИТИЕ ПОВЕСТЬ
Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру. По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- Есть волшебные вещи: агриков меч. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- Добро побеждает зло (Пётр победил змия). - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Слайд 24


К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

Слайд 25


Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас осуждения?
- Так почему же автор делает Петра главным героем?
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

Слайд 26


Слайд 27


Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм? любовь – самоотречение; любовь – самопожертвование; любовь – труд; любовь требует мудрости; если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды; любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей; настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности; истинная любовь продолжается и на небесах; «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

Слайд 28


«…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

Слайд 29


Слайд 30


Слайд 31


Андрей Рублёв. «Троица».

Слайд 32


Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «…это повесть о любви – сильной, непобедимой, «до гроба». Буря страстей. . . сменяется в «Повести…» тишиной умиротворённого самоуглубления, эмоциональностью. Феврония подобна «тихим ангелам» Андрея Рублёва. Она мудрая дева. Она готова на подвиг самоотречения. Между её чувством ума и волей нет конфликта: отсюда та необыкновенная «тишина» её образа…»

Loading...Loading...