Русская философия - голицын дмитрий алексеевич. Значение «голицын дмитрий алексеевич Князь дмитрий алексеевич голицын посол екатерины 2

– рус. ученый и дипломат (посол во Франции и Нидерландах), князь; почетный член Петербургской АН и ряда иностр. академий и науч. об-в. Друг Вольтера и Дидро, Г. по своим филос. взглядам примыкал к материалистам 18 в. Впервые (в 1773) издал кн. Гельвеция "О человеке". Написал работу в защиту Бюффона – "Защита г. Бюффона от несправедливых и непристойных нападок гг. Делюка и Сажа" ("D?fence de Mr de Buffon contre les attaques injustes et ind?centes de M. Deluc et Sage", 1793). Не поняв бурж. сущности учения франц. экономистов-физиократов, Г. считал его наилучшей защитой устоев феодализма ("О духе экономистов или экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу французской революции" – "De l´?sprit des ?conomistes ou les ?conomistes justifi?s d´avoir pos? par leurs principes les bases de la R?volution Fran?aise", 1796). Для сохранения дворянского господства Г. предлагал отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. Нек-рые из многочисл. писем Г. (хранящихся в ЦГАДА, фонд Голицыных, дела 1111–1125) опубликованы в кн: "Избр. произв. русских мыслителей второй пол. XVIII века", т. 2, 1952 (с. 33–45). Лит.: Бак И. С., Дмитрий Алексеевич Голицын (философские, общественно-политические и экономические воззрения), "Исторические записки", 1948, т. 26. И. Бак. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОЛИЦЫН Дмитрий Алексеевич

15(26). 05.1734 - 23.02(6.03). 1803, Брауншвейг) - дипломат, ученый, публицист. В 1762-1768 гг. - посол во Франции, в 1768-1798 гг. - в Нидерландах; член Петербургской Академии наук и ряда иностранных академий, член Вольного экономического об-ва. Социально-политические взгляды Г. развивались в рамках дворянско-аристократического мировоззрения, испытывая влияние западноевропейской идеологии, гл. обр. идей физиократов и фр. просветителей. Находясь за границей, Г. поддерживал контакты с такими мыслителями, как О. Мирабо, Вольтер, Д. Дидро; в 1773 г. он издал в Гааге посмертно соч. К. А. Гельвеция "О человеке". Призывая "насадить" в России науки и искусства с целью преодоления "невежества", Г. наиболее важным и полезным знанием в этом плане считал философию, к-рая учит, как быть высоконравственным, как смягчать страсти и владеть собой, прививает человеку гуманность и доброту. "Якобинцы, революционеры, пропагандисты и демократы", с его т. зр., "незаконно" "узурпировали" почетный титул философов. Настоящими философами он считал фр. "экономистов", в защиту к-рых написал на фр. языке большую работу "О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы являются основой французской революции" (1796). Согласно натурфилософским представлениям Г., осн. естественные законы являются делом божественной мудрости; они образуют первичный порядок природы; но природа не остается в состоянии неизменного покоя. Г. разделял мысли Ж. Бюффона о возникновении нового порядка вещей в природе путем соединений, разложений, новых сочетаний ее элементов, отдавая тем самым дань деизму и механицизму XVIII в. В своих представлениях о человеке Г. существенно расходился с ортодоксальными христианскими воззрениями и ориентировался на достижения естественно-научной антропологии XVIII в. По его мнению, человек - это двуногое животное, отличающееся от др. животных способностью говорить, сообщать свои идеи себе подобным с помощью языка, желанием все видеть и все знать из любознательности; уникальное качество человека - иметь собственность. Социальный порядок, по Г., - отрасль общего физического порядка; его законы не должны быть произвольными; собственность, безопасность, свобода - принципы социального порядка, согласующиеся с физическим порядком природы. Противное свободе состояние - рабство - последняя, согласно Г., степень деградации человеческого существа, унижения разума, развращения нравов. На этом основании он выступал за освобождение крестьянина от крепостного права, без земли, но с правом на движимую и недвижимую собственность. Состояние об-ва в целом, его нравов, характер нации, развитие науки и искусств Г. ставит в зависимость от "хороших" законов (или беззакония), от "хороших" (или "плохих") политических учреждений. Он разделял мысль Д. Юма о следствиях, вытекающих из "хороших" законов: законы обеспечивают собственность, собственность рождает уверенность и спокойствие духа, из к-рых развивается любопытство, а из любопытства рождается знание. Разделяя принцип "Свобода - в монархии, рабство - в республике", он проповедовал идеал монархии, покоящейся на "справедливых" законах. Опираясь на принципы физиократов, из всех классов об-ва осн. производящим и "составляющим в нации все" Г. считал класс земельных собственников, к-рый и должен быть самым привилегированным классом. Полезным для России он полагал наличие третьего сословия, хотя и непроизводительного по своему характеру. Свободомыслие, выступления в защиту философии как самостоятельной науки, натуралистические представления с элементами деизма и механицизма, антропология объективно ставили Г. в оппозицию к господствующему православно-религиозному мировоззрению, упрочивали ренессансные и просветительские тенденции в рус. философской мысли 2-й пол. XVIII в.

Дмитрий Алексеевич Голицын

Голицын Дмитрий Алексеевич (1734-1803) - князь, дипломат. С 1754 года на службе в Коллегии иностранных дел, с 1760 году - в русском посольстве в Париже, где установил дружеские связи с выдающимися просветителями - Вольтером, Дидро, Монтескье , Д"Алембером и другими. Являлся переводчиком ряда их произведений на русский язык. В своих донесениях в Петербург предлагал освободить крестьян от крепостной зависимости , продать им часть государственных земель и др. В 1769 - 1782 годы - посланник в Гааге. Один из авторов принятой Екатериной II Декларации о вооруженном нейтралитете (1780). Выступал за признание Россией Соединенных Штатов Америки , встречался с будущим президентом США Д. Адамсом . После ухода в отставку жил за границей и занимался наукой (минералогией, физикой, химией, биологией и др.).

Данилов А.А. История России IX - XIX веков. Справочные материалы., М, 1997.

Голицын Дмитрий Алексеевич (1734- 1803), русский философ, экономист и дипломат, член Петербургской АН (1790), ряда иностранных академий и научных обществ. В своих экономических сочинениях уделял значительное внимание вопросам развития народонаселения России. Будучи сторонником физиократов, Голицын полагал, что земледельческий труд обеспечивает существование и развитие государства. Выступал за смягчение крепостного права, предлагая отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. Голицын осуждал запрещение перехода крестьян в городское сословия, считал, что причиной слабого развития промышленности в России является малочисленность населения, занятого в промышленности и торговле. Экономические идеи Голицына были фактически направлены против крепостничества и содействовали развитию, хотя и ограниченному, буржуазными отношениями.

С. Д. Валентей.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Голицын Дмитрий Алексеевич (15(26). 05.1734 - 23.02(7.03). 1803, Брауншвейг) - дипломат, ученый, публицист. В 1762-1768 годы - посол во Франции, в 1768- 1798 годы - в Нидерландах; член Петербургской Академии наук и ряда иностранных академий, член Вольного экономического общества. Социально-политические взгляды Голицына развивались в рамках дворянско-аристократического мировоззрения, испытывая влияние западноевропейской идеологии, главным образом идей физиократов и французских просветителей. Находясь за границей, Голицын поддерживал контакты с такими мыслителями, как О. Мирабо, Вольтер , Д. Дидро ; в 1773 году он издал в Гааге посмертно сочинение К. А. Гельвеция «О человеке ». Призывая «насадить» в России науки и искусства с целью преодоления «невежества», Голицын наиболее важным и полезным знанием в этом плане считал философию, которая учит, как быть высоконравственным, как смягчать страсти и владеть собой, прививает человеку гуманность и доброту. «Якобинцы, революционеры, пропагандисты и демократы», с его точки зрения, «незаконно» «узурпировали» почетный титул философов. Настоящими философами он считал французских «экономистов», в защиту которых написал на французском языке большую работу «О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы являются основой французской революции» (1796). Согласно натурфилософским представлениям Голицына, основные естественные законы являются делом божественной мудрости; они образуют первичный порядок природы; но природа не остается в состоянии неизменного покоя. Голицын разделял мысли Ж. Бюффона о возникновении нового порядка вещей в природе путем соединений, разложений, новых сочетаний ее элементов, отдавая тем самым дань деизму и механицизму XVIII века. В своих представлениях о человеке Голицын существенно расходился с ортодоксальными христианскими воззрениями и ориентировался на достижения естественнонаучной антропологии XVIII века. По его мнению, человек - это двуногое животное, отличающееся от других животных способностью говорить, сообщать свои идеи себе подобным с помощью языка, желанием все видеть и все знать из любознательности; уникальное качество человека - иметь собственность. Социальный порядок, по Голицыну, - отрасль общего физического порядка; его законы не должны быть произвольными; собственность, безопасность, свобода - принципы социального порядка, согласующиеся с физическим порядком природы. Противное свободе состояние - рабство - последняя, согласно Голицыну, степень деградации человеческого существа, унижения разума, развращения нравов. На этом основании он выступал за освобождение крестьянина от крепостного права, без земли, но с правом на движимую и недвижимую собственность. Состояние общества в целом, его нравов, характер нации, развитие науки и искусств Голицын ставит в зависимость от «хороших» законов (или беззакония), от «хороших» (или «плохих») политических учреждений. Он разделял мысль Д. Юма о следствиях, вытекающих из «хороших» законов: законы обеспечивают собственность, собственность рождает уверенность и спокойствие духа, из которых развивается любопытство, а из любопытства рождается знание. Разделяя принцип «Свобода - в монархии, рабство - в республике», он проповедовал идеал монархии, покоящейся на «справедливых» законах.

Опираясь на принципы физиократов, из всех классов общества основным производящим и «составляющим в нации все» Голицын считал класс земельных собственников, который и должен быть самым привилегированным классом. Полезным для России он полагал наличие третьего сословия, хотя и не производительного по своему характеру. Свободомыслие, выступления в защиту философии как самостоятельной науки, натуралистические представления с элементами деизма и механицизма, антропология объективно ставили Голицына в оппозицию к господствующему православно-религиозному мировоззрению, упрочивали ренессансные и просветительские тенденции в русской философской мысли 2-й половины XVIII века.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 137.

Сочинения: Письма // Избр. произв. русской мысли второй половины XVIII в. М„ 1952. Т. 2. С. 33-45.

Литература: Бак И. С. Дмитрий Алексеевич Голицын (Философские, общественно-политические и экономические воззрения) // Исторические записки. 1948. Т. 26.

Голицын Дмитрий Алексеевич (15.V.1734 - 23.II.1803), князь, - русский ученый и дипломат. Автор книг и статей по естествознанию, философии и политической экономии. Почетный член Петербургской АН и ряда иностранных академий и научных обществ; член Вольного экономического общества в Петербурге. В 1762-1768 годы - посол во Франции, в 1768-1798 годы - в Нидерландах. Друг Вольтера, Дидро и других французских просветителей. По своим философским взглядам примыкал к материалистам 18 века. В политэкономии объявил себя сторонником сложившейся во Франции в середине 18 века школы физиократов, имевшей при феодальной форме буржуазную сущность. Не поняв этого, Голицын после французской буржуазной революции конца 18 века оправдывал физиократизм от обвинения в том, что он лег в основу экономической политики французской революции. Главный труд: «О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу французской революции...» ("De l"esprit des économistes ou les économistes justifiés d"avoir posé par leurs principes les bases de la Révolution Française. Par le prince D... de G...", Brunsvick, 1796). Полагая, что земля должна быть в неприкосновенной собственности дворян-помещиков, Голицын предлагал отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. При этом арендаторами помещичьей земли явились бы богатые крестьяне, эксплуатирующие своих безземельных односельчан. Такое предложение объективно открывало некоторый простор развитию буржуазных отношений в условиях крепостного строя. Некоторые из многочисленных писем Голицына (хранящихся в ЦГАДА, фонд Голицыных, дела 1111-1125 ) опубликованы в книге: Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века (т. 2, 1952, с. 33-45).

И. С. Бак. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература: Бак И. С., Дмитрий Алексеевич Голицын. (Философские, общественно-политические и экономические воззрения), в сборнике: ИЗ, т. 26, (М.), 1948; История русской экономической мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Письма // Избр. произв. русской мысли второй половины XVIII в. М„ 1952. Т. 2. С. 33-45.

Лиература:

Избр. произведения рус. мыслителей второй половины 18 в., т. 2, М. 1952.

Бак И. С., Д. А Голицын (философские, общественно-политические и экономические воззрения), в сб.: Историч. записки, т. 26, [М.], 1948.

История русской экономической мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955;

Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955.

голицын дмитрий алексеевич

(15(26). 05.1734 23.02(6.03). 1803, Брауншвейг) дипломат, ученый, публицист. В 1762-1768 гг. посол во Франции, в 1768-1798 гг. в Нидерландах; член Петербургской Академии наук и ряда иностранных академий, член Вольного экономического об-ва. Социально-политические взгляды Г. развивались в рамках дворянско-аристократического мировоззрения, испытывая влияние западноевропейской идеологии, гл. обр. идей физиократов и фр. просветителей. Находясь за границей, Г. поддерживал контакты с такими мыслителями, как О. Мирабо, Вольтер, Д. Дидро; в 1773 г. он издал в Гааге посмертно соч. К. А. Гельвеция "О человеке". Призывая "насадить" в России науки и искусства с целью преодоления "невежества", Г. наиболее важным и полезным знанием в этом плане считал философию, к-рая учит, как быть высоконравственным, как смягчать страсти и владеть собой, прививает человеку гуманность и доброту. "Якобинцы, революционеры, пропагандисты и демократы", с его т. зр., "незаконно" "узурпировали" почетный титул философов. Настоящими философами он считал фр. "экономистов", в защиту к-рых написал на фр. языке большую работу "О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы являются основой французской революции" (1796). Согласно натурфилософским представлениям Г., осн. естественные законы являются делом божественной мудрости; они образуют первичный порядок природы; но природа не остается в состоянии неизменного покоя. Г. разделял мысли Ж. Бюффона о возникновении нового порядка вещей в природе путем соединений, разложений, новых сочетаний ее элементов, отдавая тем самым дань деизму и механицизму XVIII в. В своих представлениях о человеке Г. существенно расходился с ортодоксальными христианскими воззрениями и ориентировался на достижения естественно-научной антропологии XVIII в. По его мнению, человек это двуногое животное, отличающееся от др. животных способностью говорить, сообщать свои идеи себе подобным с помощью языка, желанием все видеть и все знать из любознательности; уникальное качество человека иметь собственность. Социальный порядок, по Г., отрасль общего физического порядка; его законы не должны быть произвольными; собственность, безопасность, свобода принципы социального порядка, согласующиеся с физическим порядком природы. Противное свободе состояние рабство последняя, согласно Г., степень деградации человеческого существа, унижения разума, развращения нравов. На этом основании он выступал за освобождение крестьянина от крепостного права, без земли, но с правом на движимую и недвижимую собственность. Состояние об-ва в целом, его нравов, характер нации, развитие науки и искусств Г. ставит в зависимость от "хороших" законов (или беззакония), от "хороших" (или "плохих") политических учреждений. Он разделял мысль Д. Юма о следствиях, вытекающих из "хороших" законов: законы обеспечивают собственность, собственность рождает уверенность и спокойствие духа, из к-рых развивается любопытство, а из любопытства рождается знание. Разделяя принцип "Свобода в монархии, рабство в республике", он проповедовал идеал монархии, покоящейся на "справедливых" законах. Опираясь на принципы физиократов, из всех классов об-ва осн. производящим и "составляющим в нации все" Г. считал класс земельных собственников, к-рый и должен быть самым привилегированным классом. Полезным для России он полагал наличие третьего сословия, хотя и непроизводительного по своему характеру. Свободомыслие, выступления в защиту философии как самостоятельной науки, натуралистические представления с элементами деизма и механицизма, антропология объективно ставили Г. в оппозицию к господствующему православно-религиозному мировоззрению, упрочивали ренессансные и просветительские тенденции в рус. философской мысли 2-й пол. XVIII в.

Энциклопедический словарь

Голицын Дмитрий Алексеевич

(1734 - 1803), князь, российский ученый и дипломат, посол во Франции и Нидерландах, друг Вольтера и других французских просветителей, почетный член Петербургской АН (1778). Автор сочинений по естествознанию, философии, политэкономии. Сторонник смягчения крепостного права.

Русская Философия. Энциклопедия

ГОЛИЦЫН Дмитрий Алексеевич

(15(26). 05.1734 -23.02(7.03). 1803, Брауншвейг)

дипломат, ученый, публицист. В 1762–1768 гг. - посол во Франции, в 1768–1798 гг. - в Нидерландах; член Петербургской Академии наук и ряда иностранных академий, член Вольного экономического об-ва. Социально-политические взгляды Г. развивались в рамках дворянско-аристократического мировоззрения, испытывая влияние западноевропейской идеологии, гл. обр. идей физиократов и фр. просветителей. Находясь за границей, Г. поддерживал контакты с такими мыслителями, как О. Мирабо, Вольтер, Д. Дидро; в 1773 г. он издал в Гааге посмертно соч. К. А. Гельвеция "О человеке". Призывая "насадить" в России науки и искусства с целью преодоления "невежества", Г. наиболее важным и полезным знанием в этом плане считал философию, к-рая учит, как быть высоконравственным, как смягчать страсти и владеть собой, прививает человеку гуманность и доброту. "Якобинцы, революционеры, пропагандисты и демократы", с его т. зр., "незаконно" "узурпировали" почетный титул философов. Настоящими философами он считал фр. "экономистов", в защиту к-рых написал на фр. языке большую работу "О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы являются основой французской революции" (1796). Согласно натурфилософским представлениям Г., осн. естественные законы являются делом божественной мудрости; они образуют первичный порядок природы; но природа не остается в состоянии неизменного покоя. Г. разделял мысли Ж. Бюффона о возникновении нового порядка вещей в природе путем соединений, разложений, новых сочетаний ее элементов, отдавая тем самым дань деизму и механицизму XVIII в. В своих представлениях о человеке Г. существенно расходился с ортодоксальными христианскими воззрениями и ориентировался на достижения естественно-научной антропологии XVIII в. По его мнению, человек - это двуногое животное, отличающееся от др. животных способностью говорить, сообщать свои идеи себе подобным с помощью языка, желанием все видеть и все знать из любознательности; уникальное качество человека - иметь собственность. Социальный порядок, по Г., - отрасль общего физического порядка; его законы не должны быть произвольными; собственность, безопасность, свобода - принципы социального порядка, согласующиеся с физическим порядком природы. Противное свободе состояние - рабство - последняя, согласно Г., степень деградации человеческого существа, унижения разума, развращения нравов. На этом основании он выступал за освобождение крестьянина от крепостного права, без земли, но с правом на движимую и недвижимую собственность. Состояние об-ва в целом, его нравов, характер нации, развитие науки искусств Г. ставит в зависимость от "хороших" закон (или беззакония), от "хороших" (или "плохих") по тических учреждений. Он разделял мысль Д. Юма о еле ствиях, вытекающих из "хороших" законов: законы обе печивают собственность, собственность рождает увере ность и спокойствие духа, из к-рых развивается любоп ство, а из любопытства рождается знание. Разде принцип "Свобода - в монархии, рабство - в респуб ке", он проповедовал идеал монархии, покоящейся на "справедливых" законах. Опираясь на принципы физиократов, из всех классов об-ва осн. производящим и "составляющим в нации все" Г. считал класс земельных собственников, к-рый и должен быть самым привилегированным классом. Полезным для России он полагал наличие третьего сословия, хотя и не производительного по своему характеру. Свободомыслие, выступления в защиту философии как самостоятельной науки, натуралистические представления с элементами деизма и механицизма, антропология объективно ставили Г. в оппозицию к господствующему православно-религиозному мировоззрению, упрочивали ренессансные и просветительские тенденции в рус. философской мысли 2-й пол. XVIII в.

фОТО - ГАГАРИНЫ

СЫН Дарьи Васильевны Гагариной (1708–1774) Дмитрий Алексеевич Голицын.
Голицыны – один из самых знатных и старинных княжеских родов России, ведущий свою родословную от сына великого князя Литовского Гедимина, Наримунда, который княжил в Новгороде XV века и при крещении получил имя Глеб. Из рода происходили 2 фельдмаршала, 22 боярина, 16 воевод, 37 высших сановников, 14 Голицыных пали на поле брани, Василий Васильевич (ум. в 1619 г.) даже был одним из претендентов на российский трон. Князья, сенаторы, ученые, военные, многочисленные представители Голицыных верой и правдой служили России в течение шести веков, заняв видное место в истории своего Отечества.

Русский дипломат, полковник, действительный тайный советник, камергер, посол, химик, минералог, вулканолог – это все один выдающийся человек, представитель третьей ветви князей Голицыных (Алексеевичи), внук княгини Анастасии Петровны Голицыной (урожденной княжны Прозоровской, члена учрежденного Петром I Всешутейшего собора), сын поручика Бутырского полка князя Алексея Ивановича Голицына (1707–1739) и княжны Дарьи Васильевны Гагариной (1708–1774) Дмитрий Алексеевич Голицын.

Алексей Иванович Голицын р. 3 март 1707 ум. 5 июнь 1739
Запись:183789
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Голицыны
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Алексей Иванович Голицын
Родители

; Анастасия Петровна Прозоровская (Голицына) [Прозоровские] р. 22 октябрь 1665 ум. 10 март 1729
События

Титул: Князь

Войсковое звание: Поручик артиллерии

18 апрель 1728 брак: ; Дарья Васильевна Гагарина (Голицына) [Гагарины] р. 8 май 1708 ум. 1774

Имели - 5 ДЕТЕЙ

9 февраль 1729 рождение ребёнка:
; Иван Алексеевич Голицын [Голицыны] р. 9 февраль 1729 ум. 1 август 1767

6 апрель 1731 рождение ребёнка:
; Петр Алексеевич Голицын [Голицыны] р. 6 апрель 1731 ум. 4 май 1810

21 февраль 1732 рождение ребёнка:
; Федор Алексеевич Голицын [Голицыны] р. 21 февраль 1732 ум. 1782

4 апрель 1733 рождение ребёнка:
; Алексей Алексеевич Голицын [Голицыны] р. 4 апрель 1733

15 май 1734 рождение ребёнка: Москва, Россия,
; Дмитрий Алексеевич Голицын [Голицыны] р. 15 май 1734 ум. 23 февраль 1803

1735 рождение ребёнка:
; Екатерина Алексеевна Голицына (Головина) [Голицыны] р. 1735 ум. 1802

Дмитрий Алексеевич Голицын р. 15 май 1734 ум. 23 февраль 1803
Запись:183861
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Голицыны
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Дмитрий Алексеевич Голицын
Родители

Титул: Князь

3 август 1768 брак: Берлин, ; Амалия-Адельгейда фон Шметтау [?] р. 16 август 1734 ум. 15 апрель 1806

26 ноябрь 1769 рождение ребёнка: Берлин, Пруссия, ; Марианна Доротея Голицына (Зальм-Райфершайд-Краутхайм) [Голицыны] р. 26 ноябрь 1769 ум. 11 декабрь 1823

11 декабрь 1770 рождение ребёнка: Гаага, Нидерланды, ; Диметрий-Августин Голицын [Голицыны] р. 11 декабрь 1770 ум. 24 апрель 1840

Российский ученый и дипломат, посол во Франции и Нидерландах, друг Вольтера и других французских просветителей, почетный член Петербургской АН (1778). Автор сочинений по естествознанию, философии, политэкономии. Сторонник смягчения крепостного права.

СЫН Дарьи Васильевны Гагариной (1708–1774)
Фото - гагарины

Дарьи Васильевны Гагариной (1708–1774) Дмитрий Алексеевич Голицын.
Как и его братья, Дмитрий Голицын обучался в Кадетском корпусе, потом продолжил образование в германских университетах, где изучал преимущественно физико-математические науки. Сначала, по обычаю того времени, князь Голицын числился на военной службе в Измайловском полку (в 1757 году в чине капитана его командировали во французскую армию), а потом он перешел на дипломатическую службу, которую начал в Париже в 1760 году при временно замещавшем место посланника князе Д. М. Голицыне (1721–1793). В 1762–1763 годах в звании советника посольства, получив назначение от Петра III, Голицын был поверенным в делах во Франции, а в октябре 1763 года уже Екатерина II назначила двадцатишестилетнего князя Голицына полномочным министром при Версальском дворе в звании камер-юнкера (возможно, назначение было связано с тем, что родной брат Д. А. Голицына Петр, капитан Измайловского полка, был активным участником переворота 1762 года, приведшего Екатерину на трон).
Во время службы в Париже Голицыну в основном приходилось заниматься польским вопросом, осложнявшим отношения между Францией и Россией. Еще одной важной стороной его деятельности было укрепление культурных связей между двумя странами. В своих частных донесениях Екатерине II Д. А. Голицын знакомил ее с различными явлениями общественной и умственной жизни Франции, в частности именно он предложил кандидатуру скульптора Этьена Фальконе для создания в Санкт-Петербурге памятника Петру I. Через князя Голицына русская императрица вела переговоры о перенесении издания "Энциклопедии" Дидро и Д’Аламбера в один из городов России, после того как французские власти запретили печатание у себя новых томов. При посредничестве молодого посланника Екатерина II приобрела собрание книг нуждавшегося в деньгах Дидро, а сам он был назначен пожизненно ее библиотекарем. Голицын был сторонником заключения торгового договора с Францией и в донесении от 13 апреля 1766 года доказывал императрице, что "договор не может не авантажен быть для империи Вашего Величества, поелику Россия беспрестанно нужду имеет во французских товарах, которые генерально почти дешевле других европейских". Екатерина ответила: "Хотя бы всех не было". Но, будучи противницей ввоза французских товаров, она была не прочь переманить к себе представителей французской промышленности и поручила Голицыну склонять французских протестантов к переселению в Россию. Это давало повод к неприятным объяснениям с французским правительством. Недоразумения вызывались и отказом Версальского двора давать русской императрице титул Votre Majeste Imperiale под предлогом того, что приложение какого бы то ни было эпитета к словам Votre Majeste ("Ваше Величество") противоречит правилам французского языка. На донесении об этом Голицына от 28 апреля 1766 года Екатерина II написала: "Противу же регулярного языка и протокола российского принимать грамоты без надлежащей титулатуры". В результате споров Голицыну в августе 1767 года было велено "выехать из Парижа без аудиенции", передав управление миссии советнику. Однако он так привык к парижской жизни, что не мог расстаться с Францией и в ноябре испросил разрешения остаться за границей для продолжения своего образования. Однако ни его прямое начальство, ни императрица, к которой Голицын обращался через Фальконе, не дали ему этой возможности (Екатерина II выразила мнение, что он найдет случай употребить с пользой свои таланты в отечестве).Во время пребывания в России Дмитрий Алексеевич получил звание действительного камергера и чин тайного советника. В августе князь 1769 года Голицын был назначен "полномочным и чрезвычайным министром при Генеральных Штатах Соединенных провинций Нижних Нидерланд", но только в марте 1770 года был принят в Гааге правительством республики. Его дипломатическая деятельность в Нидерландах большей частью была направлена на обеспечение безопасности российских торговых судов в условиях войны за независимость колоний Британии в Северной Америке. Голицын сочувствовал борьбе североамериканских колоний за независимость, некоторые историки считают, что он даже был инициатором создания и составителем черновика "Декларации о вооруженном нейтралитете" (1780), по условиям которой страны, не участвовавшие в войне, получали право силой защищать свои корабли, перевозившие товары воюющих держав, что, конечно, было не на руку Англии. Голицын же убедил примкнуть к странам, принявшим "Декларацию", штатгальтера Нидерландов Вильгельма V, который до того был сторонником Англии. Пробыв в Гааге 12 лет, в 1782 году князь Голицын был переведен в Турин, но он не пожелал туда ехать и по прошению был уволен в отставку с пенсией (вероятно, его отозвание из Гааги и последующее назначение посланником в Турин объясняется недовольством русского двора контактами Голицына с Джоном Адамсом, представителем США в Нидерландах). Дмитрий Алексеевич был награжден в течение своей дипломатической службы званием действительного камергера (1769) и орденом Святой Анны (24 ноября 1782 г.). Выехав из Гааги в 1782 году, Голицын поселился в Брауншвейге. Последние годы он тяжело болел и испытывал денежные затруднения. Умер князь Голицын от туберкулеза в Брауншвейге 16 марта 1803 года, на 69-м году жизни, и был похоронен на кладбище церкви Святого Николая. По иронии судьбы, могила не сохранилась, как и хранившийся в Брауншвейге личный архив князя, погибший во время Второй мировой войны.
Однако Д. А. Голицын отметился не только на дипломатическом поприще. Он был настоящим сыном века Просвещения, дружил с Вольтером Дидро и другими французскими просветителями, интересовался естественными науками, философией, политэкономией.
Еще в пору работы в Париже Голицын интересовался научными и техническими новинками, следил за естественно-научной литературой и поддерживал переписку с учеными. Письма Голицына, которые он посылал в Петербургскую Академию наук по дипломатическим каналам, были ценны тем, что в последнее десятилетие XVIII века и первые годы XIX века в Россию почти не поступала литература из-за границы.
Как и многих естествоиспытателей XVIII века Голицына интересовали различные области науки. Став российским посланником в Голландии, он наладил связи с нидерландскими учеными из разных городов. Около 1776 года Голицын создал свою домашнюю лабораторию в Гааге, однако он экспериментировал и в чужих лабораториях, а также ассистировал другим ученым. Судя по письму от 28 февраля 1778 года нидерландскому математику и физику Свиндену, Голицын обладал самой большой на тот момент электростатической машиной собственной конструкции (диаметр двух дисков составлял 800 мм). Выйдя в 1783 году в отставку, князь смог вплотную заняться научными исследованиями.
В 1777 году он направил в Петербургскую Академию наук свое "Письмо о некоторых предметах электричества", позднее изданное отдельной брошюрой. За этот труд его избрали членом-корреспондентом Академии, а также иностранным членом Императорско-королевской Академии наук и изящной словесности в Брюсселе. Кроме того, Голицын собрал богатую коллекцию минералов и опубликовал более десятка работ в этой области.
Он приобрел широкую известность в научных кругах, стал иностранным членом Шведской и Берлинской Академий наук, президентом Йенского минералогического общества.
Социально-политические взгляды Голицына развивались в рамках дворянско-аристократического мировоззрения, под влиянием западноевропейской идеологии, главным образом идей физиократов и французских просветителей. В 1773 году он издал в Гааге посмертно сочинение К. А. Гельвеция "О человеке". Призывая "насадить" в России науки и искусства с целью преодоления "невежества", Голицын наиболее важным и полезным знанием в этом плане считал философию, которая учит, как быть высоконравственным, как смягчать страсти и владеть собой, прививает человеку гуманность и доброту. При этом настоящими философами он считал французских экономистов, в защиту которых написал на французском языке большую работу "О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы являются основой французской революции" (1796). В своих представлениях о человеке Голицын существенно расходился с ортодоксальными христианскими воззрениями и ориентировался на достижения естественно-научной антропологии XVIII века. Социальный порядок, по Голицыну, это отрасль общего физического порядка; его законы не должны быть произвольными; собственность, безопасность, свобода – принципы социального порядка, согласующиеся с физическим порядком природы. Рабство же, как противное свободе состояние, это последняя, согласно Голицыну, степень деградации человеческого существа, унижения разума, развращения нравов. На этом основании он выступал за освобождение крестьянина от крепостного права, без земли, но с правом на движимую и недвижимую собственность. Полагая, что земля должна быть в неприкосновенной собственности дворян-помещиков, Голицын предлагал отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи без наделения землей. Он призывал императрицу Екатерину II подать пример освобождения крестьян. Впрочем, Голицын полагал, что, "перейдя так быстро от рабства к свободе, они [крестьяне] не воспользуются ею для упрочения своего благосостояния и большая часть из них предастся праздности". Разделяя принцип "Свобода – в монархии, рабство – в республике", он проповедовал идеал монархии, покоящейся на "справедливых" законах. Свободомыслие, выступления в защиту философии как самостоятельной науки, натуралистические представления с элементами деизма и механицизма, антропология объективно ставили Д. А. Голицына в оппозицию к господствующему православно-религиозному мировоззрению, упрочивали ренессансные и просветительские тенденции в русской философской мысли второй половины XVIII века.

Loading...Loading...