Шаманское видение. Как научиться шаманским сновидениям

«Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

(свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

«Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился».

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

«Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

«Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если - не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев.

Так или иначе, смысл шаманской болезни - смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение - результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

«В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева)

«Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.

Что такое сны? Необъяснимая активность мозга? Фильм, который показывают в голове? А могут ли сны быть дверью в другое измерение – реальность, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, открывая путь к неограниченным возможностям? Шаманизм считается древней племенной практикой, и он придает большое значение снам. Шаманы отправляются в мистические путешествия (благодаря снам, галлюциногенным препаратам и трансовым состояниям) – это позволяет им получить доступ к целительной мудрости, разговаривать с мертвыми и узнавать души живых людей. Практика шаманских сновидений сегодня позволяет получить доступ к знаниям через наши сны.


Внимание: информация в данной статье носит исключительно ознакомительный характер.

Шаги

Открытие двери к шаманским сообщениям

    Посетите местный книжный магазин. Найдите книги о шаманских практиках и верованиях. В древние времена шаманы отправлялись в мир духов, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Оказавшись в магазине, откройте свое сердце. Вы уже начали свое шаманское путешествие и это ваша первая задача. Какие знания вы получите?

    • Узнали ли вы что-то неожиданное?
    • Говорили ли вы с кем-то интересным?
    • Заметили ли вы что-то необычное?
    • Если вы увидите этот книжный магазин во сне, то войдите в него во сне.
  1. Ищите доказательства. Шаманы верят в то, что вселенная живая, обладает собственным сознанием, и мы связаны с ней, а все предметы, даже создания и объекты, даже неживые, обладают собственной душой. Начинайте обращать внимание на доказательства всех шаманских верований в реальной жизни. Вам кажется, что у кофемолки есть душа? Или бабочка, залетевшая в дом, напоминает кого-то? Вы чувствуете связь с растением, которое растет у вас в офисе? Обращайте внимание на свои ощущения и чувства связи. Это может стать началом шаманских сновидений.

    • Начинайте день с приветствия окружающих вас предметов и животных.
    • Говорите (мысленно или вслух): "Здравствуй, кофемолка! Спасибо, что сделала мое утро приятнее".
    • По мере того, как вы находите доказательства и начинаете верить в то, что все предметы обладают сознанием, вам будет проще продолжить практики осознанных сновидений.
  2. Научитесь распознавать синхроничность. Почти ничего в этой жизни не является случайностью. Если вы будете уделять внимание синхроничности в реальной жизни, то научитесь понимать сообщения от Вселенной. Если вы часто сталкиваетесь с проявлениями синхроничности, то это значит, вы на верном пути. Синхроничность часто является подсказкой о том, на что следует обращать внимание, или куда следует идти в сне. Вот лишь несколько примеров синхроничности:

    • Видеть человека в разных несвязанных между друг другом местах.
    • Говорить вслух то же самое одновременно с другим человеком.
    • Когда вы испытываете синхроничность, не игнорируйте это ощущение. Остановитесь и уделите этому моменту все свое внимание. Запишите.
    • Обращайте особое внимание на синхроничность на границе между бодрствованием и сном. Например, если вы видели человека в реальной жизни, а затем видите его во сне, постарайтесь поговорить с ним во сне!
  3. Поиграйте в "сумеречной зоне". Начните свое путешествие в практику шаманских сновидений с игры: играйте с состоянием, когда вы находитесь на границе сна и бодрствования. Это состояние называют "сумеречной зоной". Лежа в кровати и приготовившись ко сну, направьте свой ум и воображение на места, подходящие для шаманской деятельности. Вы уже заложили основы для этого!

    • Вспомните книжный магазин. С кем вы разговаривали? Мысленно позовите этих людей и представьте, как эти люди дают вам совет. Представьте себя возле магазина и то, как вы заходите в магазин. Этот книжный магазин может быть входом на верхний уровень.
    • Вспомните все "доказательства", с которыми вы недавно столкнулись. Помните о кофемолке, кажущейся вам живой. Слушайте, как она работает. Можете ли вы услышать какие-то сообщения в этом шуме? Что кофемолка хотела бы сказать вам?
    • Вспомните о синхроничности, обо всех подобных ситуациях, которые случились с вами. Вспомните все в мельчайших подробностях. Вспомните все обстоятельства и свои чувства. Сможете ли вы пережить этот же опыт во сне?
    • Классический подход – представить лестницу. Представьте ее как можно подробнее. Постепенно, по мере погружения в сон, представьте, что вы поднимаетесь по этой лестнице. Так, погружаясь в сон, вы сможете перейти на верхний уровень.
    • Наконец, подумайте, что именно вы хотите узнать. Находясь на границе между сном и бодрствованием и переходя в мир снов, задайте себе вопрос о себе, своем будущем или о своих предках.
  4. Обращайте внимание на символы. Чтобы получить всю мудрость шаманского сновидения, научитесь понимать язык снов. Начните с отслеживания символов: для начала просто записывайте эти символы и обращайте внимание на шаблоны. Существует два типа символов в шаманских сновидениях.

    • Архетипические символы – это изображения, преодолевшие поколения и культуры. Например, это могут быть элементы (вода, воздух, земля и огонь), небесные тела (солнце, луна, звезды) или животные (тигры, медведи, рептилии).
    • Личные символы – это символы, которые чем-то особенны для вас, вашей семьи или вашего жизненного опыта. Вы видели, как вашего деда во сне ударило молнией? Молния является символом силы для вас.
    • Иногда символы могут быть личными и архетипическими одновременно. Божественные силы будут общаться с вами при помощи системы символов, которую вы уже знаете. Вы являетесь последователем какой-то религии? Тогда в ваших снах будут появляться символы этой религии.
  5. Отслеживайте свои сны на трех уровнях. Различают три уровня сновидений или три мира сновидений. Начните отслеживать, на каком уровне сновидений вы находитесь. Вам нравится какой-то определенный уровень? Замечаете ли вы переход с одного уровня на другой?

    • Верхний уровень сновидений связан с интеллектуальными и духовными знаниями. На верхних уровнях сновидений вы можете видеть библиотеки, солнечный свет и ясное небо.
    • Средний уровень сновидений – это тот уровень, на котором проходит большинство снов. Средний уровень крепко связан с миром бодрствования. Этот уровень наименее интересен для шаманов.
    • Нижний уровень (также известный как уровень путешествий) связан с древними знаниями. Нижний уровень сновидений полон природы и животных.
    • Если вы уже знаете, что ваши сновидения чаще всего проходят на определенном уровне, то вы можете поставить себе целью получить определенные знания.

    Практикуйте "пробуждение" во снах

    1. Практикуйте ежедневные проверки реальности. Чтобы использовать шаманскую мудрость из своих сновидений, вы должны "проснуться" (или осознать то, что спите) во время сна. Другими словами, вы должны знать, что спите, но при этом продолжать спать. Одним из самых простых способов добиться этого, будет регулярно спрашивать себя, спите ли вы.

      • Постоянно спрашивая себя, спите вы или нет, вы будете автоматически делать это и во сне.
      • Когда вы будете спрашивать себя об этом во сне, вы поймете, что спите, и тогда вы добьетесь пробуждения во сне, то есть осознанности.
      • Осознанные сновидения являются необходимым шагом на пути к шаманскому сновидению.
    2. Научитесь распознавать знаки в своих снах. Есть несколько признаков того, что вы спите, и некоторые из них свойственны большинству людей. Со временем вы сможете понять, какие именно знаки относятся к вам. Именно эти знаки помогут вам добиться осознанности в сновидениях.

      • Часы, телефоны или другие устройства во снах часто неисправны.
      • Руки во снах часто выглядят странно.
      • Отражение в зеркале может выглядеть странно или иначе, если это сон.
      • В любой момент, сталкиваясь с подобными вещами, спрашивайте себя: "Я сплю или бодрствую?"
    3. Используйте аудио-стимуляцию. Традиционно шаманы использовали игру на барабанах, чтобы перейти в измененное состояние сознания. Вы можете использовать это и слушать бинауральные ритмы во время сна.

    4. Научитесь интерпретировать шаманские символы. Когда вы научитесь "просыпаться" во сне, настанет пора для более глубоких сообщений. Ранее вы уже искали и учились распознавать личные и архетипические символы в своих снах. Пришло время учиться интерпретировать их значение.

      • Например, если вы увидели, как вашего дедушку ударило молнией, то молния может быть важным символом. Если ваш дед вдохновляет вас, то молния может означать вдохновение. Если вас напугала гроза или случившееся, то молния может означать страх или осторожность.
      • Также молния может быть архетипическим символом, ведь она связана с греческими, скандинавскими и индуистскими богами. Молния может символизировать божественное наказание или потерю невинности.
      • Что вы чувствовали, когда увидели во сне молнию? Именно эти чувства помогут вам понять значение этого символа.
      • Обязательно старайтесь интерпретировать символы сразу после пробуждения. Со временем вы научитесь анализировать эти символы даже во время сна.
    5. Определяйте уровень своего сновидения. Помните о трех уровнях сновидений? Когда вы научитесь быть осознанным во сне, учитесь определять, на котором из трех уровней происходит это сновидение.

      • Если вы находитесь на среднем уровне, ищите дверь, какой-то проход или ступени. Если вы найдете какой-то портал, то идите к нему – вероятнее всего вы так попадете на верхний или нижний уровень.
      • Если вы находитесь на верхнем уровне, ищите сообщения о вашей связи с божественным, о вашем стремлении к знаниям или о жизни после смерти. На этом уровне вы часто можете видеть своих предков.
      • Если вы находитесь на нижнем уровне, ищите сообщения о первобытном существовании. На этом уровне вы сможете узнать о своих потребностях и желаниях. На этом уровне вы можете разговаривать с животными или со своими нерожденными детьми.

Первыми, кто сознательно работал со сновидениями, были шаманы в доисторических сообществах охотников и собирателей. Это были женщины и мужчины, верившие в то, что могут по собственной воле управлять своим вниманием для ообщения с “миром духов”. Из этого мира, они приносили силу и знания, чтобы исцелять и оказывать иную помощь своим соплеменникам. Юнг подчеркивал, что сновидения стали оказывать гораздо меньшее влияние на общественное сознание, когда политическая власть была отнята у племенных вождей и шаманов западными колонизаторами (Hall, 1982). Однако у некоторых народов шаманы еще сохранились, и они продолжают работать с метафорами сновидений.

Слово “шаман” пришло из Сибири, где местные практики до сих пор лечат, работают со сновидениями, хранят предания и занимаются прочими делами, необходимыми для блага их сообществ. Изменяя уровень своего сознания с помощью психоактивных грибов, игры на бубне и ритуальных плясок, сибирские шаманы утверждают, что общаются с “духами”, “предками”, “животными силы” и с другими существами, встречающимися во время шаманских экстатических путешествий (Ripinsky-Naxon,1963).y каждого народа существует собственное название для занятых подобной деятельностью людей. Индейцы навахо используют слово “атали”, эскимосы - “агакок”, индейцы яно-мами - “шабори”, лопари-саами - “нойай-ди”. Примечательно сходство как в их практике, так и в выполняемой ими социальной функции, и все они постоянно занимаются толкованием сновидений.

Например, один из наших друзей посетил межплеменного индейского колдуна по имени Роллинг Сандер (раскат грома), живущего в Неваде. Наш друг рассказал ему о своем сновидении, где произошла схватка между белым и черным бизонами. Он был чрезвычайно удивлен, когда Роллинг Сандер спросил у него: “Как ты думаешь, какую часть тебя представляет белый бизон, и какую - черный?”. Обратив внимание на метафору, нарисованную этим сновидением, наш друг смог выявить происходящий в нем внутренний конфликт, о котором ранее имел лишь смутные предположения. Опыт работы с метафорами сновидений, которым располагал Роллинг Сандер, позволил ему со-сосредоточиться на значении сна и задавать именно те вопросы, которые должны были привести сновидца к наиболее полезному для него истолкованию.

Калифорнийские индейцы племен уикту и шаста считают сновидения об умерших родственниках признаком, который определяет призвание стать шаманом. У двух других индейских племен, живущих в Калифорнии, - диегунос и луизианос, - будущих шаманов, предположительно, выявляют еще в девятилетнем возрасте по содержанию их сновидений. Среди нескольких племен североамериканских индейцев считается, что инициирующие сновидения содержат образы таких существ, как медведи, орлы и совы, наставляющие сновидящего в том, как обрести их силу и приступить к шаманскому обучению.

При посвящении у индейцев уошо сила приходит к будущему шаману во сне, в котором сновидящий пробуждается, услышав свист. Будущий шаман следует за этим свистом, который постепенно переходит в отдающий распоряжения шепот. Например, посвящаемому могло быть приказано каждое утро омывать и в последующую ночь лечить кого-нибудь из больных в течение четырех дней подряд. Если больной выздоравливал, то инициируемый подтверждал таким образом свой шаманский дар (Rogers, 1982).

У северных индейцев-алгонкинов матери расспрашивают детей о том, что им снилось накануне. Этот обычай поощряет детей обращать больше внимания на свои сновидения. Предполагается, что в ответ на это сновидения, подобно другу, которого принимают с почтением и выслушивают, будут чаще, и точнее информировать сновидящего. Однако не все сновидения считаются одинаково важными: всерьез принимаются лишь те, что насыщены особенно яркой образностью(Krippner,& Welch, 1992). В верованиях многих племен американских индейцев присутствуют создания, напоминающие юнги-анский архетип трикстера. Трикстеры нередко пытаются оставить сновидящих в дураках, подсовывая им ложную информацию.

У перуанских индейцев племени кашинатуа охотники требуют у лекарей-травников давать им снадобье от сновидений, поскольку считают, что сновидения отражаются (и далеко не лучшим образом) на их охотничьем искусстве. Но сами шаманы индейцев кашинатуа уверены, что чем больше у них бывает сновидений, тем значительнее становится их сила. Поэтому они разработали методы “преследования сновидений”. У индейцев марикопа считается, что неблагоприятные сновидения могут причинить болезни, такие, как простуда, поносы и различные боли. Индейцы павьотсо верят, что дети могут заболеть, если у их родителей либо у поселившихся в доме гостей были дурные сновидения. В обоих случаях для предотвращения беды требуется вмешательство шамана.

На островах Карибского моря индейцы племени таулипан для толкования своих сновидений приглашают шамана. Когда панам-ские индейцы племени куна видят во сне угрожающие им бедствия или болезни, то шаман предписывает им различные средства для того, чтобы отвести несчастье. У различных племен шаманы используют как свои сны, так и сновидения других членов сообщества для диагностики и лечения заболеваний, для создания песен и танцев, открытия новых средств и методов лечения, для поисков пропавших вещей, в расследовании преступлений и при выборе имен для новорожденных детей.

Сообщалось, что шаманы племени сенои, живущего в Малайзии, оказывают своим соплеменникам повседневную помощь в работе со сновидениями. Однако более поздние исследования показали, что эти сообщения были в лучшем случае преувеличением, а в худшем - прямой мистификацией (Domhoff,1985; Faraday, & Wren-Lewis, 1984). Тем не менее работа со сновидениями по этой, якобы “сенойской”, технике принесла пользу множеству людей. В то же время существует достаточно сообщений о различных племенах, живущих по всему свету, в чьей среде сновидения играют весьма важную роль. Живущие в Чили индейцы мапуче ежедневно обсуждают свои сны в кругу семьи, особенно в то время, когда испытывают физический или эмоциональный стресс. Подобное коллективное обсуждение дает человеку возможность выработать иные способы решения проблем там, где привычные для него способы не срабатывают. Шаманы у мапуче занимаются работой со сновидениями лишь в тех случаях, когда члены семейства сами не могут разобраться в увиденном.

В жизни мапуче групповое толкование снов выполняет несколько функций.

Оно помогает человеку, испытывающему какое-либо недомогание, избавиться от страха, поскольку придает ему уверенность в том, что нависшую угрозу можно предотвратить с помощью подобающих обрядов. То, что люди могут делиться содержанием своих сновидений с членами семьи и получать их истолкование от других, само по себе сплачивает семью. Анализ сновидений, к которому прибегают мапуче, удивительно тонок: он сосредоточен не только на специфике их образов, но и на эмоциональной реакции самого сновидящего, а кроме того - на взаимосвязи конкретного сновидения с ранее снившимися человеку. Сновидящий изучает также те события, которые последовали за увиденными снами, что позволяет ему уточнить их смысл.

Антрополог Лидия Дегаррод, изучавшая индейцев мапуче с 1985 по 1987 год, была принята как “член семьи”, разделяя наряду с прочими семейными заботами еще и сновидения. Как-то раз пожилая индианка поделилась с Дегаррод встревожившим ее сном: “Молоденькая девушка вошла в соседнюю хижину, чтобы погреться, но в очаге не было огня. Она ушла оттуда. Ей было очень холодно. Тогда она вошла к нам, присела к огню и согрелась”. Старуха была очень расстроена, поскольку увидеть во сне огонь считалось дурным предзнаменованием. Неделю спустя женщина заболела и слегла в полной уверенности, что смерть не за горами. Но тут ее сын припомнил, что огонь, который снился, был “небольшим огнем”, поэтому он предвещал не смерть, а всего лишь болезнь. Это истолкование успокоило больную, и она вскоре выздоровела. Дегаррод была поражена этим уникальным явлением, когда рассказы о сновидениях увеличивают взаимопонимание в семьях и делают людей ближе друг другу (Krippner,1995).

Интересна еще одна связанная со сновидениями традиция. У североамериканских индейцев-ирокезов существовала замысловатая теория о том, что сновидения выражают сокровенные желания человека. Она давала шаману возможность знать, что надлежит сделать, какое желание должно быть исполнено, чтобы человек мог исцелиться. Разумеется, желания исполнялись в манере, предусмотренной для данной общественной структуры. Случалось, что удовлетворялись и сексуальные пожелания, выраженные через сновидения. Ежегодно устраивалось празднество сновидений, на котором у любого члена сообщества была возможность рассказать значимый для него сон. Иногда в сновидениях фигурировал подарок, но, согласно традиции, о нем нельзя было говорить прямо. Вместо этого человек, увидевший подобный сон, должен был с помощью жестов и иносказаний донести до предполагаемого дарителя суть своего пожелания. Этот праздник продолжался до трех дней, и его высоко ценили за то, что он освобождал людей от бремени скрытых желаний (Roheim,1952).

Подобно Фрейду, различавшему “фасад” сна (то, что рассказал сам сновидящий) и его “скрытое значение” (то, что в действительности означают его метафоры), ирокезы считали, что значение сновидения спрятано в его образах. И так же, как Фрейд, ирокезы использовали технику свободных ассоциаций для расшифровки его послания. Однако совсем не по-фрейдистски ирокезы пытались самостоятельно истолковывать свои сновидения, приглашая шамана лишь в крайних случаях, когда метафоры оказывались чересчур загадочными.

Психоаналитик Эрих Фромм (1951) отмечал, что в примитивных сообществах сновидения зачастую рассматриваются не как психологическое явление, но как голоса теней или духов. Ирокезы считали, что сновидения могут быть равно и божественными посланиями, и тайными желаниями сновидящего. И в том, и в другом случае они оказывали своим снам должное внимание; их наследие представляет собой утонченный подход к работе со сновидениями.

Как видим, если душа умершего шамана играет существенную роль в проявлении шаманского призвания, то эта роль сводится к подготовке кандидата к последующим откровениям. Души умерших шаманов сводят его с духами или заносят его на Небо (Сибирь, Алтай, Австралия и др.). Наконец после этого первого экстатического опыта происходит обучение у старых шаманов. У селькнамов спонтанное призвание проявляется в странном состоянии юноши, который поет во сне и т. п. Но подобное состояние можно также вызвать произвольно: речь идет только о том, чтобы увидеть духов. "Видение духов" во сне или наяву является решающим признаком спонтанного или добровольного шаманского призвания, поскольку поддержание отношений с душами умерших означает в некотором смысле самому быть умершим. Именно поэтому в Южной Америке шаман должен умереть, чтобы обрести возможность встретить души шаманов и получить от них уроки, поскольку умершие знают все.

Как мы уже сказали, выбор или посвящение шамана в Южной Америке иногда сохраняет совершенную схему ритуальной смерти и воскрешения. Но смерть может быть внушена и другими средствами: крайнее утомление, пытки, пост, побои и т. п. Когда молодой хиваро решает стать шаманом, он ищет учителя, платит за обучение, а затем ведет чрезвычайно аскетический образ жизни: он целыми днями не притрагивается ни к какой пище, пьет наркотические напитки, особенно табачный сок (который, как известно, играет принципиальную роль в посвящении южноамериканских шаманов). Наконец, дух Пасука появляется перед кандидатом в облике воина. Мастер сразу начинает бить неофита, пока тот не упадет на землю без сознания. Когда он просыпается, у него болит все тело: это служит доказательством того, что им овладел дух; по существу, страдания, интоксикация и побои, вызвавшие потерю сознания, некоторым образом отождествляются с ритуальной смертью.

Из этого следует, что души умерших, независимо от их роли в назначении или посвящении будущих шаманов, не определяют это назначение самим своим присутствием (с проявлениями одержимости или без них), а служат кандидату как средство завязывания контакта с божественными или полубожественными существами (путем экстатических путешествий в Небо, в преисподнюю и т. д.) или дают будущему шаману умение приспосабливаться к священным реалиям, которые доступны только покойникам. Способы получения магических умений через сверхъестественное откровение у австралийских магов были прекрасно показаны Марселем Мосом. Здесь также роль умерших часто смешивается с ролью "чистых духов". Более того, даже когда сам дух умершего непосредственно дает откровение, оно предполагает или обряд умерщвления, после которого наступает возрождение кандидата (см. предыдущую главу), или экстатические путешествия в Небо - тема в высшей степени шаманская, - где дух-предок исполняет роль проводника душ; эта тема самой своей структурой исключает «одержимость». Таким образом, кажется, что принципиальная роль, которую играют умершие в получении шаманских способностей, заключается не в том, чтобы «овладеть» человеком, а в том, чтобы помочь ему преобразиться в «умершего» - одним словом, помочь ему тоже стать «духом».

"Видеть духов"

Большое значение "видения духов" во всех вариантах шаманского посвящения объясняется тем, что «видение» духа во сне или наяву является неоспоримым признаком достижения определенного "духовного состояния", то есть признаком преодоления состояния простого смертного. Именно поэтому у ментавейцев «видение» (духов), независимо от того, достигнуто ли оно спонтанно или благодаря произвольному усилию, сразу же наделяет шамана магической силой, кереи. Андаманские маги уходят в джунгли, чтобы достичь этого видения; те, у кого были только сны, обретают магические способности более низкого уровня. Дукуны из племени минангкабау с Суматры, чтобы пройти свой курс обучения, отправляются на гору, где в уединении учатся становиться невидимыми, и ночью им удается видеть души умерших, - это значит, что они становятся духами, что они являются умершими.

Некий австралийский шаман из племени яральде (Нижний Меррей) восхитительно описывает ужасы видения духов и мертвых во время посвящения: "Когда ляжешь и будешь ждать этих видений и когда они к тебе придут, то будет очень страшно, но ты ничего не бойся. Мне трудно их описать, хотя они есть в моем разуме и в моей миви (психическая сила); и я мог бы перенести их переживание и на тебя, если бы тебя предварительно хорошо подготовить.

И вот, в некоторых видениях появляются злые духи, в других - что-то похожее на змей, иногда что-то напоминающее лошадей с человеческими головами, а в некоторых видениях - духи злых людей, подобные всепожирающему огню. Увидишь, как горит твое жилище, как текут ручьи крови; будет буря, молнии и дождь, земля будет сотрясаться, горы - шататься, воды - бурлить, а те деревья, которые еще будут стоять, согнутся от ветра. Но не пугайся. Если встанешь, то не будешь видеть этих картин; но когда ляжешь снова, увидишь их, но только если не слишком будешь их бояться; иначе оборвется ткань (или нить), к которой подвешены эти картины. Возможно, ты увидишь идущих к тебе мертвых и услышишь звон их костей. Если ты увидишь и услышишь все это без страха, то уже никогда больше не будешь бояться. Эти умершие больше не появятся, поскольку твоя миви станет слишком сильной. И ты станешь могущественным, потому что ты увидел этих умерших". Действительно, знахари могут видеть духов умерших возле их гробов и без труда ловить их. Тогда эти духи становятся их помощниками, и во время шаманского лечения знахари высылают их на большие расстояния, чтобы отыскать заблудшую душу больного, которого они лечат.

У тех же ментавейцев "мужчины и женщины могут стать визионерами, если будут физически унесены духами. Согласно рассказу Ситакигагайлау, юношей он был унесен небесными духами в Небо, где получил чудесное тело, подобное их телам. Когда он вернулся на землю, он стал визионером; небесные духи помогали ему лечить… Чтобы стать визионерами, юноши и девушки должны перенести болезнь, видеть сны и пройти через период безумия. Болезнь и сны посылаются духом Неба или джунглей. Спящий представляет себе, что он восходит на Небо или идет в лес в поисках обезьян…". Затем наставник-визионер приступает к посвящению юноши: они вместе идут в лес, чтобы собирать магические растения; наставник поет: "Духи талисмана, явитесь. Очистите глаза этого юноши, чтобы он мог видеть духов". Возвращаясь домой со своим учеником, наставник-визионер призывает духов: "Пусть твои глаза станут ясными, пусть твои глаза станут ясными, да увидим мы наших отцов и матерей в нижних небесах". После этого воззвания "мастер натирает глаза ученика зельями. Три дня и ночи двое мужчин остаются друг с другом, они поют и звенят колокольчиками. Они не будут отдыхать до тех пор, пока глаза неофита не станут ясновидящими. В конце третьего дня они возвращаются в лес, чтобы поискать новые травы… Если на седьмой день юноша видит духов деревьев, церемония окончена. В противном случае следует повторить эти семь дней церемонии".

Умение видеть мир духов - сущность шаманизма. Именно этот дар видения дает возможность шаману созерцать сквозь покров повседневной реальности другие сферы сверхъестественной или духовной реальности. Шаманы могут видеть эти альтернативные реальности, изменяя свое обычное, повседневное состояние сознания. В разных регионах они используют различные приемы или сочетания методов.

Большинство этих методов используется также в других дисциплинах: от работы с магией до религиозных обрядов и различных форм психотерапии и целительства. Что делает данный особый способ видения и восприятия частью шаманизма, так это то, что его используют в сочетании с другими шаманскими приемами, имеющими своей целью исцелить.

Некоторые основные методы, которые способствуют сверхъестественному видению, включают:
  • размышления или медитацию. Это вид концентрации внимания или расслабления, во время которого человек особенно восприимчив. Он улавливает любые мысли и образы, не интерпретируя и не удерживая их;
  • галлюциногенные растения. Эти растения способны вызывать измененное состояние сознания, характеризующееся видением будущего и галлюцинациями. Некоторые примеры подобных наркотиков - айяхуаска, пейот, психоделические грибы;
  • барабанный бой или шум трещоток. Это многократное использование ударных инструментов для воспроизведения повторяющихся ритмических шумовых эффектов помогает войти в измененное состояние сознания;
  • песнопения, свист или молитвы. Шаман, а иногда кто-то другой, во время шаманского ритуала производит повторяющиеся ритмичные звуки, которые помогают войти в измененное состояние сознания. Часто эти песни и распевы демонстрируют то, что шаман надеется увидеть, и результаты, которые он или она стремится получить посредством данной церемонии;
  • табачный дым. Альтернативное состояние сознания может быть получено также глотанием или вдыханием дыма табачных листьев. Это общепринятая практика в верхнем течении Амазонки и на всем протяжении Северной, Южной и Центральной Америки

Это фундамент, на котором покоится все остальное, потому что шаман должен быть в состоянии видеть и знать другую реальность перед тем, как начнет работать с ней, чтобы получать информацию или силу. Если вы сами хотите заниматься шаманизмом, вы тоже должны научиться вызывать видения, как это делает шаман.

Давайте начнем

Для шаманского видения характерно то, что оно различает природу пространства вокруг предметов. Смотрите не на сами предметы, а постарайтесь обнаружить силу и энергетические поля вокруг предметов и людей. Это вид рассеянного видения, при котором вы смотрите в пространство, а не на конкретные предметы. Но, кроме того, это способ видеть «третьим глазом» то, что происходит, когда вы находитесь в расслабленном, восприимчивом или созерцательном состоянии и в ваш мозг легко проникают образы.

Обязательно попробуйте это сделать дома

Чтобы почувствовать, что вы видите самого себя, попробуйте сделать упражнения, оставляющие взгляд рассеянным. Выделите какой-либо объект или точку на стене и пристально смотрите на нее в течение 5 минут.

Вы обнаружите, что вскоре ваш взгляд начнет становиться расплывчатым, несфокусированным, и вы сможете заметить сопения в вашем объекте или точке, на которую вы смотрите. Вы сможете увидеть появление ауры вокруг объекта или даже увидеть, как он исчезает. Или, возможно, он изменит очертания или начнет вибрировать.

Чтобы провести еще более впечатляющий опыт, попробуйте посмотреть на другого человека в течение 5-10 минут. Выберите точку в центре его лба, но не смотрите ему или ей в глаза, иначе воздействие будет слишком сильным. И опять вы сможете заметить некоторые интересные изменения, когда вы переключитесь с прямого взгляда на виденье другого пространства.

Иногда вы сможете увидеть, как лицо человека превращается в маску. Или вам может показаться, что лицо исчезает. На основе этих наблюдений возможно получать внутренние знания или информацию о других людях.

Цель: знания и исцеление

В конце концов, используйте методы для работы с энергией и силой, видите в другой мир, научитесь видеть его; а цель - получить знания и исцелять. Традиционно роль шаманов заключалась в том, чтобы получать особые знания и способность исцеления, помогать членам своей общины; и многие современные шаманы, особенно в развивающихся странах, и в наше время выполняют те же функции.

Как уже отмечалось, многие наши современники используют шаманизм в других целях: от самопомощи и самоисцеления до создания мотивации для деятельности и разрешения конфликтных ситуаций. Эта способность знать и исцелять приходит из разных источников:

  • развитие интуиции;
  • толкование снов и использование их в качестве руководства к действию;
  • изменение состояния сознания;
  • конструирование своего будущего;
  • более тонкое восприятие чувств и потребностей других людей;
  • изучение природных методов исцеления, включая использование трав и лечебных растений.

Шаманы различных видов специализируются на отдельных категориях знаний и целительства; обычно они изучают те области, о которых наиболее хорошо осведомлены, как и любой профессионал.

И как это обычно бывает в других областях, они могут отсылать клиентов к другим шаманам, имеющим больше знаний в определенной сфере. Так, шаман из рода коренных американских индейцев направляет пациента с серьезным заболеванием к врачу, потому что сам не может вылечить его.

Подумайте, на чем вы бы хотели сосредоточить свои усилия, и это поможет развить свои способности в использовании шаманских методов. Спросите себя, каковы ваши главные цели и задачи при изучении этих методов и какой подход наиболее удобен для вас.


Даже если вы не ставите себе целью стать практикующим шаманом (этот путь, как правило, занимает долгие годы тренировок - к нему шаман обычно должен почувствовать особое призвание, а затем прослужить учеником у опытного шамана), тем не менее вы сможете изучить и использовать эти методы для помощи и исцеления как себя, так и других людей.

Кратко о главном
  • Шаманизм - это древняя форма мудрости и целительства, которая берет свое начало в истоках человеческой истории - каменном веке, точнее в эпохе палеолита.
  • Шаманизм - это методика целительства и разрешения личных и общественных проблем, в которой шаман обращается к духам за помощью, обычно входя в измененное состояние сознания; иногда шаман вызывает духов, а иногда сам совершает путешествие в их мир.
  • Шаманизм во все времена принимал различные формы.
  • Шаманы используют различные методы, чтобы поддерживать сверхчувственное видение, включая медитацию или размышления, галлюциногенные растения, барабанный бой или грохот трещоток, песнопения, свист или молитвы, и даже табачный дым.
  • Хотя традиционные шаманы в основном помогали другим, многие современные последователи шаманизма используют его методы для других целей, включая развитие своей личности и исцеление себя самого.
Loading...Loading...