Словарь основных терминов. Основной вопрос и основные направления философии

Основные сферы общественной жизни.

Философские концепции общества.

План

ЛЕКЦИЯ 7. Общество как предмет философского анализа

Общество – универсальная форма человеческой жизнедеятельности, выступающая объектом изучения целого комплекса научных дисциплин: философии, социологии, истории, философии истории, культурологии, социальной психологии, кибернетики, семиотики и других. Существует несколько уровней исследования общества: изучение всеобщих свойств организации человеческих взаимоотношений; изучение конкретных типов общества; изучение отдельных социальных организмов.

В рамках философского исследования общества решаются наиболее общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира; определяются особенности его познавательной активности. В отличие от частнонаучных дисциплин, философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте, рассматривая не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничного общественного устройства, адекватных и неадекватных действий людей в истории и т.д.

Несмотря на то, что такие термины, как «общество», «социальный», «общность», достаточно прочно закрепились в обыденной жизни и имеют широкий диапазон интерпретаций, научное содержание понятия «общество» достаточно сложно. Латинский глагол «socio» дословно означает соединять, объединять совместно, а существительное «socialitas» – общество, ближайшее окружение. Таким образом, первоначальное значение понятия «социальный» означает связанный с общностью, союзом, сотрудничеством.

В современной науке существует большое количество определений общества. В широком смысле общество трактуется как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в то время как в узком – под обществом понимается и тип социальной системы, и определенный социальный организм, и определенная форма социальных отношений. Общество также можно охарактеризовать как обособившуюся от природы часть материального мира, характеризующуюся целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью больших групп людей, объединенных на основе современных интересов.

За длительный период существования философии как системы теоретического знания сформировалось множество подходов к пониманию общества и его интерпретаций в рамках различных школ и направлений. Попытки философов ответить на вопросы о том, что такое общество, какова его природа, как люди связаны в обществе, что определяет общественное развитие, привели к формированию в истории философской мысли основных философских концепций общества.



Представления об обществе в эпоху античности формируются на основе космоцентрического типа мировоззрения, согласно которому Космос понимался как некое воодушевленное начало, порождающее все многообразие вещей материального мира. Древние философы пытались разгадать и определить природу общественных отношений, уяснить сущность исторического развития и его закономерности. Демокрит (ок.470 или 460 до н.э.), развивая представления об обществе, считал, что борьба за существование привела к возникновению труда, первоначально представляющего подражание природным процессам; важнейшим условием общественного развития является разделение труда.

Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона . Платон (427-347 до н.э.) – основоположник объективного идеализма – строил свои представления об обществе на основе теории идей, объясняя общество как воплощение идей справедливости. Он утверждал, что общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Идеальное государство состоит из трех сословий: философов, которые должны управлять государством, воинов, призванных защищать государство, и ремесленников и земледельцев, обеспечивающих всех необходимыми материальными благами. Государство будет только тогда, когда каждое сословие будет добросовестно выполнять свои функции.

Аристотель (384-322 до н.э.) в своих представлениях об обществе также исходил из необходимости построения справедливого общества. Человек, по Аристотелю, это существо политическое, несущее в себе инстинктивное стремление к совместной жизни, а общество – это объединение людей в целях всестороннего обеспечения жизни.

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) видел причину выделения человека из животного состояния в развитии материальной культуры: использование шкур убитых животных, постройка жилищ и главным образом добывание огня.

Греческие философы рассматривали время Космоса как циклическое, следовательно, развитие истории мыслилось ими в рамках замкнутого космического цикла, который должен был неизбежно смениться новым, соответственно, и история должна начаться вновь. Таким образом, в античное время утверждается концепция цикличного развития истории человечества .

В средневековье философское понимание общества основывалось на идеях теоцентризма, утверждавшего Бога причиной всего сущего. На основе провиденциализма история рассматривалась как результат осуществления предусмотренного Богом плана, то есть божественного провидения. «Избранные» народы осуществляют божественную миссию, а затем уступают место другим народам; все пороки – результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться. Постепенно формируется линейная концепция исторического процесса , согласно которой история начинается грехопадением первых людей, а заканчивается вторым пришествием Христа, страшным судом и наступлением царства Божия на земле.

Ярким представителем средневековой философии является Августин Блаженный (354-430), который уже в IV веке представляет философскую интерпретацию общества, различая «град небесный» и «град земной». Августин критиковал все, что в граде земном противоречит граду небесному, а смысл истории видел в движении града земного к совершенству града небесного. Собственно жизнь общества – это борьба добра со злом, длительный и мучительный процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом.

Эпоха Возрождения ознаменовалась процессами секуляризации, то есть разделения философии и религии. Происходит «оживление» социально-философской мысли, ведется борьба против теологии. Н. Макиавелли (1469-1527), Т. Кампанелла (1568-1639) др. стали рассматривать общество «человеческими» глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии.

Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе является принципиально новый подход к пониманию общества и государства Н. Макиавелли (1469-1527). По мнению философа, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. Философ настаивает на том, что цель оправдывает средства, то есть для удержания власти правитель может использовать любые средства, наиболее эффективными из которых являются любовь и страх, причем страх – лучшая гарантия власти, чем любовь. Люди по своей природе злы, поэтому правитель с помощью страха наказания должен удерживать их от неблаговидных поступков. Концепция Н. Макиавелли ознаменовала собой радикальный поворот в философских представлениях об обществе, поскольку предметом ее внимания стала реальная политика, а не идеальные, умозрительные конструкции.

В Новое время представления об обществе строятся на основе концепции естественного права и общественного договора , в то время как в христианстве постулировался договор народа с Богом (завет собственно и означает договор). Новоевропейские мыслителиподвергли резкой критике богословские концепции средневековья и рассматривали развитие общества как продолжение истории природы, пытаясь выявить «естественные» законы общественной жизни.

По мнению Т. Гоббса (1588-1679) , природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние – это война всех против всех. Но такое состояние губительно для человечества, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора. Общественный договор – это договор каждого с каждым о передаче права управлять собой общей власти. Факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому, главный признак которого – наличие государства, то есть публично организованной принудительной силы.

Общественный договор – это главный признак гражданского общества, а общественный договор, гражданское общество – это все творения человека разумного, а значит и философии о нем, утверждал Дж. Локк (1632-1704) . Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность.

Дж. Вико (1668-1744), основоположник концепции исторического круговорота, утверждал, что развитие всех народов циклично и включает) три эпохи: божественную (безгосударственность, подчинение жрецам, героическую (аристократическое государство) и человеческую (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл завершается общим кризисом, ведущим к распаду данного общества. Анализируя общественную жизнь, Дж. Вико отвергал идею фатализма в истории, критиковал тех, кто считал историю цепью случайностей.

Ш. Монтескье (1689-1755), основоположник концепции географического детерминизма, отмечал, что географические факторы такие, как климат, почва, рельеф, обусловливают нравы и склонности людей, от которых в свою очередь зависят общественный строй, образ жизни и законы. Большое внимание в творчестве Ш. Монтескье уделено государственному устройству общества и сформулировано важное положение о том, что общество прогрессирует в своем развитии, а различные стороны и ступени исторического процесса причинно связаны между собой, составляя единое целое.

Философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) предлагал собственную версию концепции общественного договора, утверждая, что в общественном договоре заключен суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было. Люди по своей природе добры, считал он, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. В основе перехода от естественного состояния к гражданскому лежит частная собственность и порождаемое ею неравенство. Гражданское, цивилизационное состояние искажает природу человека, делая его злым. Общественный договор, сознательно заключаемый людьми, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, то есть создать и сохранить справедливое гражданское состояние. Этот договор делает человека, с одной стороны, подданным, с другой – сувереном, а единство этих двух состояний и создает, по мнению Ж.-Ж. Руссо, гражданина.

Ж. Кондорсе (1743-1794) полагал, что в основе истории лежит безграничное совершенствование знаний, указывая на важное значение материальных и политических факторов в развитии общества. Так, основным источником существования первобытных людей были охота и рыболовство; частная собственность отсутствовала. Переход к скотоводству и земледелию вызвал к жизни имущественное неравенство; возникают обмен, торговля, деньги. Так как труд создает больше ценностей, чем стоит пища, необходимая для восстановления сил, некоторые люди освобождаются от труда, создается неравенство в политических правах, что в определенных ситуациях может привести к революции. Ж. Кондорсе считал, что человеческий прогресс подчинен определенным общим законам, знание которых помогает предвидеть его направленность и ускорять дальнейшее развитие.

И. Гердер (1744-1803) усматривал природу человека в его неотделимости от общества, понимая последнее как органическое целое. Вне этого целого индивид ничто: «Человек рожден для общества». Развитие общества, согласно И. Гердеру, это естественноисторический процесс, а главным стимулом развития общества является деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, а его высшим критерием выступает гуманность.

Мыслитель-гуманист К. Сен-Симон (1760-1825) , анализируя общественные явления, утверждал, что они происходят закономерно, являются причинно обусловленными и совершаются в силу потребности общественного развития.

Значительный вклад в понимание общественных процессов внес немецкий философ Г. Гегель (1770-1831), обосновавший идею всеобщего объективного развития и распространивший это положение на саму общественную жизнь. Поскольку общество объективно подвержено изменению, развитию, то в нем неизбежно происходит смена исторических эпох. Г. Гегель обратил внимание на то, что параллельно с ростом общественного богатства наблюдается и рост бедности и нищеты. Определенную ценность имеет вывод философа о том, что гражданское общество содержит в себе противоречия, которые надо разрешать, «снимать». Противоречия в обществе нейтрализуются, противоположности примиряются, и борьба противоречий прекращается.

В рамках решения онтологического аспекта основного вопроса философии – «Что первично: сознание или материя?» – применительно к социальной действительности сформировались две основные концепции общества: идеалистическая и материалистическая.

Идеалистическая концепция общества господствовала вплоть до середины XIX вв. в виде исторического субъективизма и исторического объективизма. Исторический субъективиз м объяснял развитие общества действиями великих людей: королей, императоров, крупных политиков, религиозных и военных деятелей, замыслы которых приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории.

Согласно историческому объективизму , решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил.

Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался формированием большого числа школ и направлений в рамках неоклассической и неклассической философии, которые по-разному интерпретировали как само общество и общественные отношения, так и его историю. Особу популярность приобрела иррациональная философия, объясняющая все явления общественной жизни проявлением нерационального начала. Иррационалисты, игнорируя веру в человеческий разум, созидательную деятельность человека, утверждали, что в окружающей людей действительности, в самом обществе, его истории все хаотично, лишено закономерностей управления, ибо все подчинено так называемой «слепой воле» (А. Шопенгауэр (1788-1860) ).

Сторонники экзистенциализма А. Камю (1913-1960), М. Хайдеггер (1880-1976), Ж.П. Сартр (1905-1980) и др. противопоставляли «самосуществующую» личность социальной среде, в которой она живет. В частности Ж.П. Сартр полагал, что кризисы в обществе как катастрофические события происходят по причинам неустойчивости, уязвимости индивидуального бытия, существования человека, а также в силу хрупкости, неустойчивости бытия общественного. За все, что происходит в обществе, его истории несет ответственность «свободный человек», свободный от морали, нравственных норм поведения, которые он сам определяет.

Материалистическое объяснение истории общества впервые было предложено в конце XIX вв. К. Марксом (1818-1883) в видеформационной концепции исторического развития, согласно которой история общества рассматривалась как последовательная смена общественно-экономических формаций. Ключевым понятием данной концепции является общественно-экономическая формация как конкретный тип общества, находящийся на определенной ступени исторического развития. Основой общественно-экономической формации выступает определенный способ производства, обусловленный, с одной стороны, уровнем и характером развития производительных сил, с другой – уровнем и характером производственных отношений. Производственные отношения в свою очередь зависят от господствующих форм собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым возвышается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: религия, мораль, право, искусство, философия, наука и т.д. Исторический процесс – это смена общественно-экономических формаций в результате социальной революции, главной причиной которой является углубляющийся конфликт между развитыми производственными силами и устаревшими, консервативными производственными отношениями. Экономическое противоречие приводит к конфликту в политической сфере, что отражается на всех уровнях надстройки общества. Движущей силой истории является классовая борьба.

Односторонность формационной концепции заключается в преувеличении значения экономической сферы в жизни общества, в сведении до минимума значения субъективных факторов, связанных с деятельностью отдельных людей и их сознанием, а также отрицание вариативности общественного развития.

В конце XIX – начале XX вв. произошло еще одно изменение в философских взглядах на общество и его историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества стала рассматриваться как процесс сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационной концепции общества связано с именами Ф. Ницше (1844-1900), О. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (1884-1975). Согласно данной концепции, цивилизация определяется как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религии, культуры, экономики, политики и биосоциальной организации. Смена цивилизации приводит к смене характера ее основных элементов. Цивилизационная концепция предполагает взгляд на историю как на нелинейный, многовариантный процесс, что дает возможность более глубоко осмыслить происходящие изменения и зафиксировать их специфику. Кроме того, понятие цивилизации позволяет синтезировать объективный взгляд на исторический процесс и при этом не игнорирует субъективный фактор. Основным недостатком данной концепции является неясность критериев выделения цивилизации, а также неоднозначность трактовок понятия «цивилизация», что порождает путаницу в подходах. В настоящее время цивилизационная парадигма выступает универсальной методологией философии истории.

Ф. Ницше для объяснения характера исторического процесса предложил идею вечного возвращения. О. Шпенглер утверждал, что история человеческого общества не развивается линейно, а представляет собой ряд независимых, неповторимых и замкнутых культур, каждая из которых – организм, обладающий индивидуальной душой и судьбой, переживающий периоды возникновения, расцвета и умирания. По мнению О. Шпенглера, существовало восемь независимых и несравнимых друг с другом культур: арабская, майя, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайская и западноевропейская. А. Тойнби (1884-1975) в своей концепции исторического круговорота выделял уже не восемь, а двадцать одну культурно-историческую единицу. Каждая цивилизация, по его мнению, представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой, и которая проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, уступая место другой цивилизации.

Тем не менее, полного отрицания концепция линейности исторического развития не получила. Так, К. Ясперс (1883-1969), сторонник линейной концепции истории, акцентировал внимание на единстве человечества и вытекающей из этого общности его исторического пути. Философ утверждал, что каждая историческая эпоха уникальна, благодаря своей специфической ситуации, но, тем не менее, в разных культурах возможно формирование близких по духу ситуаций, которые выступают в качестве предпосылок сходных исторических процессов.

Таким историческим моментом, по мнению философа, является «осевое время» – период одновременного (примерно 800-е гг. до н.э.) зарождения духовных движений в Индии, Китае, Греции и Персии, определивших облик современного человечества; это момент возникновения философии, а вместе с ней и феномена философской веры. После осевой эпохи история человечества обретает единство, а локальные культуры вливаются в единый исторический процесс.

На основе натуралистического подхода к пониманию общества в XX в. формируется ряд натуралистических концепций общества, согласно которым общество и человек – это естественное продолжение природы и космических закономерностей. Так, А. Чижевский (1897-1964) и Л. Гумилев (1912-1992) считали, что ход истории и судьбы народов детерминируются космическими ритмами и солнечной активностью. Л. Мечников (1838–1888) фактором общественных преобразований видел природно-климатические особенности территории.

Сторонники психологического направления объясняли социальные процессы особенностями психологии общественных классов, социальных групп, наций. Так, Л. Уорд (1841-1913) утверждал, что причиной, обуславливающей человеческую деятельность, являются желания, которые он рассматривал как первичное в удовлетворении потребностей людей в пище, одежде, тепле и т.д. Человек, хотя и осознает свои желания, влечения, почти бессилен перед ними, не может ими управлять, по сути, слепо им следует. Вместе с тем, человек должен уметь управлять своими поступками, действиями так, как этого требует цивилизация. Г. Тард (1843-1904) в качестве движущей силы общественных преобразований определял индивидуальную и групповую психику людей, их психологический настрой. В процессе взаимодействия человека и социальной группы они подражают друг другу, и это есть способ их существования и развития. История общества, по утверждению Г. Тарда, представляет собой непрерывную цепь подражания, а в едином процессе подражания действуют соответствующие законы, главный из которых выражает «стремление к бесконечному распространению».

На основе структурно-функционального подхода Э. Дюркгейм (1858-1917) определял общество как реальность особого рода, не сводимую к другим и воздействующую на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. Другой сторонник структурно-функционального подхода К. Поппер (1902-1994) ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию; обосновывает концепцию «открытого общества» и указывает на опасности тоталитаризма.

Концепции социальной стратификации общества разрабатывались М. Вебером (1864-1920), Т. Парсонсом (1902-1979), П. Сорокиным (1895-1968) и др. Сущность данных концепций заключается в понимании общества как целого, состоящего из структурно упорядоченных элементов, находящихся во взаимосвязи. Деление общества на элементы, типы их взаимосвязи определяются не одним главным признаком, а многими критериями такими, например, как доход, образование, занятость и др.

На рубеже XX – XXI вв. особую популярность приобрела концепция постиндустриального общества , разработанная Д. Беллом (1919), У. Ростоу (1916-2003), Дж. Гелбрейтом (1908-2006) и др., которые в качестве движущего фактора общественного развития выделяли не экономику, а информационность, стремление к прибыли, сферу обслуживания.

В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Многообразие взглядов является выражением реального многообразия исторической жизни людей, которое не может быть адекватно представлено в какой-то одной философской теории. Методология современного подхода к анализу структуры общества зачастую носит характер взаимодополнительности, когда материалистические и идеалистические подходы не взаимоотрицаются, а отражают разные стороны такой сложной реальности, как общество.

Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию. При этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее.

Таким образом, при любом подходе для философской интерпретации общества необходимо решение двуединой задачи, во-первых, необходимости осмысления места общества как системы в общем устройстве мира, во-вторых, уяснения общих инвариант социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Основоположниками марксизма стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их труды легли в основу этого мировоззрения. Основная идея теории состоит в необходимости создания такой политической и экономической системы, которая упразднила бы частую собственность и всеми материальными лагами люди пользовались сообща. Это, конечно, очень грубое пояснение теории, но отражает ее весьма полно. Марксизм затрагивает не только политику и экономику, но и этику, историю и религию. Это целостное мировоззрение.

После Маркса и Энгельса Ленин внес самый большой вклад в развитие марксизма. Несмотря на то, что Ленин, как никто другой был последовательным сторонником марксизма, он расходился с Марксом в некоторых вопросах. Прежде всего, Ленин был убежден, что не надо ждать, пока рабочий класс совершит революцию своими силами. Он считал, что коммунистическая партия должна взять на себя руководства революцией. Более того, после ее победы, именно коммунистическая партия должна руководить обществом.

И, кроме того, Ленин полагал, что капитализм вовсе не распался, а успешно развивается, поэтому революция скорее произойдет в аграрной стране, как Россия, чем в развитых промышленных странах.

Но эти расхождения вполне объясняются тем, что Ленин жил гораздо позже в исторических аспектах, поэтому он видел, как развивается общество, начало формирования которого было описано основоположникам марксизма. И, более того, еще Энгельс писал, что философия марксизма « дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования».

Материалистическое восприятие действительности

В природе нет ничего сверхъестественного или нематериального. Реальность изначально материальна. При этом признается существование разума, который не просто физиологический процесс. Это продукт деятельности мозга, который прекращается после смерти человека. Ф.Энгельс: «Не если возникает вопрос, что же такое мысль и сознание и откуда они берутся, то становится очевидным, что они являются продуктом человеческого мозга и что сам человек есть продукт самой природы».

Таким образом, отрицается существование Творца и поддерживается дарвиновская теория эволюции. Марксизм подчеркивает особое значение науки в познании окружающего мира и что все идеи должны проверяться практикой.

Диалектика

Это представление о том, что действительность находится в непрерывном изменении и движении. Развитие происходит в результате взаимодействия противоборствующих сил: тезиса и антитезиса. В результате их столкновения возникает «синтез». Примером синтеза» является эволюция биологических видов, например. Этот же принцип действует и в процессе экономического и социального развития человечества. Процесс неизбежных изменений идет в соответствии научно-обоснованными законами развития общества.

Экономический детерминизм

Это идея о том, что все в жизни и развитии общества определяется экономикой. Все: религия, форма правления, доминирующие мировоззрения и взгляды, законы, - все определяют не «идеи», а экономическая система. Даже «человеческую природу».

Классовая борьба

«Вся история человечества была историей борьбы классов» писал Ф.Энгельс. В результате диалектического взаимодействия классов (тезис и антитезис) возникает новый социально-экономический строй (синтез). Потом новый строй проходит цикл развития и после эпохи своей зрелости, снова возникает противостояние классов, которое приносит изменения и наступает новый экономический строй.

Маркс и Энгельс утверждали, что наступление социализма и коммунизма неизбежно. Потому что в соответствии с открытыми ими законами Маркс диалектика гарантирует неизбежный приход социализма. Однако он наступит тогда, когда капиталистическое общество до конца израсходует свой потенциал в развитии средств производства и эксплуатации пролетариата. Когда же это произойдет, рабочий класс непременно восстанет. Причем именно в развитых странах.

Маркс, опускал мирный переход от капитализма к социализму. Но при этом понимал, что капиталисты не отдадут власть без борьбы, поэтому революции неизбежны.

Марксистская этика

Как любые атеисты, марксисты отрицают любую мораль, основанную на заповедях образе бога. Основной этики является экономика. Мораль - просто служит отражением классовых интересов буржуазии. Для марксиста нравственным является то, что приближает коммунизм. Следовательно, ложь, террор, убийства являются нравственными, если они служат делу коммунизма.

Основной недостаток марксизма - это то, что он считает, что в человеческой природе нет ничего неизменного, за исключением нескольких биологических инстинктов. То есть природа человека зависит от того, какая экономическая ситуация в стране, какая экономическая система господствует. Из этого следует тот вывод, что со сменой экономической системы меняется и природ человека.

Мы видим, что еще с самого начала возникновения, марксизм позиционировал себя как развивающееся учение. Так и Ленин рассматривал его не только как систему принципов и положений, но и как инструмент развивающегося познания, методом анализа и обобщения нового исторического опыта.

Структурно марксизм состоит из трех частей: философии, политэкономии и научного коммунизма. Рассматриваемый нами аспект, философский, на примере основной философской работы В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Жизни современного общества опирается на то или иное решение, появившееся благодаря умозаключениям философов, которые экстраполировали свои философские концепции в реальный мир. С течением времени и изменением уклада общества эти теории пересматривались, дополнялись и расширялись, выкристаллизовавшись в то, что мы имеем на данный момент. Современная наука выделяет две основные философские концепции общества: идеалистическую и материалистическую.

Идеалистическая теория

Идеалистическая теория состоит в том, что основу общества, его стержень образует духовное начало, просветление и высота моральных качеств единиц, составляющих данное общество. Часто под стрежнем понимался Бог, Мировой интеллект или человеческое сознание. Основная мысль заключена в тезисе, что миром управляют идеи. И что, «вложив» в головы людей мысли с определенным вектором (добрые, злые, альтруистические и т. д.), можно было реорганизовать все человечество.

Несомненно, определенные основания такая теория имеет. Например, факт того, что все совершаемые человеком поступки происходят с участием разума и сознания. До разделения труда такая теория могла быть воспринята как само собой разумеющаяся. Но в тот момент, когда умственная сфера жизни отделилась от физической, появилась иллюзия, что сознание и идея стоят выше материального. Постепенно сложилась монополия на занятия умственным трудом, а тяжелую работу выполняли те, кто не попал в кружок избранных.

Материалистическая теория

Материалистическую же теорию можно разделить на две части. В первой проводится параллель между местом проживания группы людей и формированием общества. То есть географическое положение, ландшафт, полезные ископаемые, доступ к крупным водным резервуарам и т. д. определяют направленность будущего государства, его политический строй, расслоение общества.

Вторая часть отражена в теории марксизма: труд - это основа общества. Потому что для занятий литературой, искусством, наукой или философией нужно удовлетворить витальные потребности. Так выстраивается пирамида из четырех ступней: экономической - социальной - политической - духовной.

Натуралистическая и прочие теории

Менее известные философские концепции: натуралистическая, технократическая и феноменологическая теория.

Натуралистическая концепция объясняет устройство общества, обращаясь к его природе, то есть к физическим, биологическим, географическим закономерностям развития человека. Подобная модель применяется в биологии для описания повадок внутри стаи животных. Человек, по этой теории, отличается только особенностями поведения.

Технократическая концепция связана со скачкообразными этапами развития науки и техники, повсеместным внедрением результатов технического прогресса и преобразованием общества в быстро изменяющихся условиях.

Феноменологическая теория - это результат кризиса, постигшего человечество в новейшей истории. Философы пытаются вывести теорию, что общество порождается из себя самого, не опираясь на факторы извне. Но распространения она пока не получила.

Картина мира

Основные философские концепции утверждают, что существует несколько наиболее вероятных картин мира. Это чувственно-пространственная, духовно-культурная и метафизическая, упоминают о физической, биологической, философской теориях.

Если начинать с конца, то философская теория основана вокруг понятия бытия, его познания и взаимоотношения с сознанием в общем и человеком в частности. История развития философии показывает, что с каждым новым этапом понятие бытие подвергалось переосмыслению, находились новые доказательства его существования или опровержения. На данный момент теория гласит, что бытие есть, а его познание находится в постоянном динамическом равновесии с наукой и духовными институтами.

Концепция человека

Философская концепция человека сейчас сосредоточена на идеалистической проблеме человека, так называемой «синтетической» концепции. стремится познать человека во всех сферах его жизнедеятельности, привлекая к этому медицину, генетику, физику и прочие науки. На данный момент существуют только отрывочные теории: биологическая, психологическая, религиозная, культурная, но нет исследователя, который бы соединил из в целостную систему. Философская концепция человека так и осталась открытым вопросом, над которым продолжает работу современное поколение философов.

Понятие развития

Философская также дихотомична. Она представляет собой две теории: диалектика и метафизика.

Диалектика - это рассмотрение явлений и событий, происходящих в мире во всем их многообразии, динамическом развитии, изменении и взаимодействии друг с другом.

Метафизика же рассматривает вещи отдельно, без объяснения их взаимосвязи, без учета влияния их друг на друга. Впервые эту теорию выдвинул Аристотель, указав, что, пройдя череду изменений, материя воплощается в единственно возможной форме.

Философские концепции развиваются параллельно с наукой и помогают расширить наши знания об окружающем мире. Некоторые из них находят свое подтверждение, часть так и остается только умозаключениями, а единицы отвергаются как не имеющие основания.

Прежде всего, обратим внимание на то, что философы высказывали и высказывают свое философское осмысление общества с позиции своего мировоззрения, интересов определенных социальных сил, которые они выражали. Это наглядно проявилось в различных их идеях, концепциях, школах.

Иррационализм

Это философское направление наложило большой отпечаток на мышление многих философов, на концепции, школы. По высказываниям самих сторонников иррационализма, это понятие обозначает то, что находится по ту сторону человеческого разума, что непостижимо ему и не может быть понято (Шеллинг, Ницше, Шопенгауэр, Кьеркегор). Игнорируя веру в человеческий разум, созидательную деятельность человека, иррационалисты утверждают, что в окружающей людей действительности, в самом обществе, его истории все хаотично, лишено закономерностей управления, ибо все подчинено так называемой «слепой воле». В этом философском направлении игнорируется объективный ход истории, отрицается, как было сказано, деятельная роль человека, его содействие социальному прогрессу в соответствии с требованиями социальных законов.

«Философия жизни»

Представителем этой концепции был немецкий философ Ф.Ницше (1844-1900 гг.). Ницше сделал попытку внести в историю так называемый «поток жизни» «естественный, ничего реально не содержащий». Он подвергает критике демократизацию, христианство, идеологию. Философия Ницше складывается в период усиления иррационалистических направлений в буржуазной философии. Основными понятиями в его философии были «мир», «жизнь», «вещь», «становление», «человек». Ницше считал, что в основе мира лежит воля - движущая сила «становления» как стремления к власти и расширению своего «Я». В философии Ницше «жизнь» подменяет понятие «бытие», которым оперирует материалистическая философия. У Ницше эти понятия противопоставляются, отрываются друг от друга. Ницше утверждал, что жизнь есть становление бытия. Он пишет: «Нет бытия, есть только становление - жизнь», понятие «жизнь» - это первооснова всего, в том числе самого общества. Он считал, что «жизнь» есть такое творческое созидание, в котором человек познает самого себя, свои силы, возможности, находит путь к душе, космосу, абсолюту.

Но это не все и, пожалуй, не главное в его философии. Главное в том, что, как пишет Ницше, «жизнь есть стремление к чувству власти», а это стремление, но Ницше, требует переоценки морали общества. По его учению, человек должен быть свободен от норм морали и моральных обязательств перед другими, ибо это не сочетается с «волей власти», ибо стремлению человека к власти должно быть подчинено сознание человека, его чувства, мораль. По учению этого философа, стремление к власти должно быть жизненным девизом человека, власть должна проявляться, - писал Ницше, - даже тогда, когда вы идете к женщине и берете с собой плетку. Однако, по мнению Ницше, на это способен не каждый человек, не каждый удовлетворяет этим требованиям; на это способен лишь так называемый сверхчеловек, причем человек арийской расы, способный подчинить себе другого.

Концепция «Мировой воли»

Выступая против историзма, автор этой концепции немецкий философ А. Шопенгауэр считал, что началом всего является мировая воля. Сущность мира, общественная жизнь проявляются как мировая воля на разных ступенях ее объективности. В своем труде «Мир как воля и представление» он выступал против диалектики Гегеля и против гегелевского историзма. Шопенгауэр считал, что жизнь человека обречена на вечное страдание и оно неотвратимо. То, что считается счастьем, - лишь временное освобождение от страдания, за которым неизбежно следует новое страдание, поэтому и напрасны борьба, стремление людей к счастью, благополучию. Он утверждал, что человек изолирован от окружающей его среды, в том числе и социальной. Он сам создает свой мир, свое суеверие, богов, демонов, святых. С растворением индивидуальной воли, считал Шопенгауэр, в воле мировой человек переходит в ничто, в небытие, а за ним в небытие переходит весь окружающий мир, так как без субъекта нет объекта.

Экзистенциализм. (Философия существования)

Из этой концепции мы выделим те ее положения, которые относятся к обществу и его жизни. Одним из видных представителей этой концепции является Ж. П.Сартр. Касаясь социальных проблем, он считал, что кризисы в обществе как катастрофические события происходят по причинам неустойчивости, уязвимости индивидуального бытия, существования человека, а также в силу хрупкости, неустойчивости бытия общественного. Сартр утверждал, что за все, что происходит в обществе, его истории несет ответственность «свободный человек» свободный от морали, нравственных норм поведения, которые он сам определяет. Свободно существующий человек существует независимо от общественных обязательств, потому что он есть сам по себе и ничто, кроме него самого, не определяет ни его мораль, ни мотивы его поступков, желаний. Во всем этом «самосуществующая» личность противопоставлена социальной среде, в которой она живет, - это во-первых. Во-вторых, суть экзистенциализма - индивидуализм, переоценка себя, своих возможностей, своей роли в обществе.

Философия истории А.Тойнби (1889-1975 гг.)

В философии истории английского философа Тойнби очевидно влияние Шопенгауэра. В свою очередь идеи, воззрения Тойнби оказали влияние на многих западных философов и получили широкое распространение. По утверждению Тойнби, каждая цивилизация проходит ряд этапов: стадию возникновения, стадию роста, стадию надлома и гибели, уступая место другой цивилизации. Движущей силой развития цивилизаций он называл «творческое меньшинство» как носитель жизненною порыва - это социальная верхушка, элита, стоящая во главе общества и увлекающая за собой остальную массу людей.

Рассматривая цивилизации в их движении, изменении, Тойнби отрицал единую цивилизацию, по его же мнению, не существует и единой истории человечества, а есть, как уже сказано, лишь история замкнутых отдельных цивилизаций. В качестве критерия развития он считал Божественный Логос, а ответ людей на Логос и есть содержание общественного прогресса, самоопределения и движения цивилизаций, в том числе развития и самоопределения личности.

Взгляды Тойнби на общественную жизнь нашли свое конкретное проявление в том, что, как уже было сказано, не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных, замкнутых цивилизаций, которых, по его мнению, было много (более 20), а затем он свел их к пяти цивилизациям: китайской, индийской, исламской, русской и западной.

Психологическое направление

Представители этого направления американский социолог Л.Уорд (1841-1913 гг.) и его последователь француз Г.

Тард (1843-1904 гг.) искали объяснение социальных процессов, событий в психологии общественных классов, социальных групп, наций.

Л.Уорд утверждал, что причиной, обуславливающей человеческую деятельность, являются желания, которые он рассматривал как первичное в удовлетворении потребностей людей в пище, одежде, тепле и т.д. Он писал, что в таких областях, как социальные свободы, творческая деятельность, эстетические потребности, действуют особо сложные желания. Эти желания, как пишет Уорд, порождают волю, а желание и воля - та сила, что определяет развитие общества. Далее он пишет о том, что человек, хотя и осознает свои желания, влечения, почти бессилен перед ними, не может ими управлять, по сути, слепо им следует. Но тут же пишет, что человек должен уметь управлять своими поступками, действиями, так как этого требует цивилизация. Л.Уорд выдвинул проблему законов и принципов социальных действий людей, осуществление которых происходит под влиянием все тех же желаний, влечений, воли.

Другой представитель психологического направления Г.Тард писал, что движущей силой социальных групп, общества в целом является индивидуальная и групповая психика людей, их психологический настрой. Он также считал, что в процессе взаимодействия человека и социальной группы они подражают друг другу, и это есть способ их существования и развития. Он пишет: «Подражание - таков основной элементарный общественный процесс» (Тард Г. Законы подражания. СПб, 1892. С. 141). История общества, по его утверждению, ° представляет собой непрерывную цепь подражания, а в едином процессе подражания действуют соответствующие законы, главный из которых выражает «стремление к бесконечному распространению».

Свое видение мы наблюдаем у сторонников теории «постиндустриального общества» (Д.Белл, У.Ростоу, Дж.Гелбрейт и др.). Вкратце содержание этой концепции в том, что на первое место ставятся не материальные основы, не движущие силы современного общественного процесса, а сфера обслуживания, информационность, стремление к прибыли, и как бы за скобки выносятся негативные явления такого общества, его духовное состояние и многое другое. В этой связи уместно сослаться на вредные и для общества в целом, и для конкретных людей те формирующиеся уродливые рыночные отношения начального этапа, которые можно наблюдать в России, складывающиеся вопреки ее национальным интересам, когда погоня за прибылью является самоцелью. Расширяется сфера криминального капитала, наступает кризис экономики, финансовой сферы, обвал духовности, надвигается угроза развала государства и т.д.

Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не может быть сведен только к предметно-вещественному миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как исторически развивающаяся и изменяющаяся. Природа, человек, общество – суть основные формы бытия. И, если природа является исторически первой предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности, она существовала до, существует вне и независимо от сознания, общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ и теми отношениями, в которые люди вступают в процессе этого производства. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Общественное бытие возникает вместе со становлением человеческого общества и существует независимо от индивидуального или общественного сознания. В свою очередь, индивид застает его как «сумму условий и обстоятельств» своего конкретно-исторического существования. Общественное бытие – это объективная общественная реальность, первичная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения. Одной из важнейших категорий, характеризующих общественное бытие, является труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов для удовлетворения своих потребностей. Испокон веков труд, его организация, осуществление и последствия находятся в центре человеческого существования. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.

Само общественное бытие рассматривается в неразрывной связи с другими формами бытия: неорганической и органической. Развитие общества невозможно без непрерывного взаимодействия со сферой неорганики (косной материей) и органической формой бытия. В наличном бытии, бытии «здесь» и «теперь» три формы бытия (неорганическая материя, живая и социальная) существуют одновременно, воздействуя друг на друга. Конечность жизни отдельного человека сопряжена в рамках социального бытия с бесконечностью существования человечества в целом. В свою очередь, становление и развитие общественного бытия, в частности «мира искусственного», предполагает непрерывное «оттеснение природных границ».

Общественное бытие имеет конкретно-исторический характер и пронизано актуальными проблемами современности. Общественное бытие как онтология социальной жизни, отражает необратимый исторический процесс. Особенностью общественного бытия является его осознанное развертывание в социальном пространстве и историческом времени той или иной эпохи. Именно поэтому общество должно быть понято в единстве его предметности и процессуальности, т.е. не только как результат жизнедеятельности индивидов, но и как конкретно-исторический цивилизационный процесс развития.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

Объективный идеализм;

Субъективный идеализм;

Материализм;

Вульгарный материализм;

Дуализм;

Гносеологической (познавательной) стороны:

Гностицизм;

Агностицизм;

Эмпиризм (сенсуализм);

Рационализм.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм;

Идеализм;

Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

Все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

Идеи существуют в разуме человека;

Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

Вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом . Суть дуализма заключается в том, что:

Существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9) материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной);

В человеке соединяются одновременно две субстанции - и материальная, и духовная;

Материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

Основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм - направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога , который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Эмпиризмом (сенсуализмом);

Рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бекон . Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio - разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

Мир познаваем;

Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

Мир непознаваем;

Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - «вещи в себе».

4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Loading...Loading...