Служба божией матери призри на смирение. Икона призри на смирение в чем помогает

Среди многообразия икон Пресвятой Богородицы есть одна, история которой необычна тем, что заключает в себе два её чудесных явления. Они отстоят друг от друга почти на шесть столетий, но сопровождались чудесами, засвидетельствовавшими Её готовность творить помощь всем, кто обращается к Ней с верой и любовью. Божьей Матери «Призри на смирение».

Явление псковичам спасительного образа

Впервые этот чудотворный образ был обретён в 1420 году. Обстоятельства происшедшего скрыты от нас, но сохранилось летописное свидетельство тех лет, повествующее о том, как во времена благочестивого князя Московского Василия I обрушились на псковскую землю неисчислимые бедствия. За грехи псковичей попустил Господь случиться в их краях уносившему ежедневно десятки жизней. А в довершение бед вторгся в их землю литовский князь Витовт со своей дружиной.

В это-то тяжёлое время и была обретена псковичами икона «Призри на смирение». Летописец рассказывает, что явилась она людям недалеко от Пскова, на берегу озера Каменного. Нашедших её поразило то, что из правого ока Богородицы текли капли крови на всём протяжении пути до города, куда икону перенесли с большими почестями. Чудесный образ был помещён в Троицком храме. День обретения иконы - 29 сентября - стал отмечаться как праздник, напоминающий о столь важном событии.

Помощь, ниспосланная через икону

Кровавые слёзы Царицы Небесной были истолкованы как указание на то, что Богородица всецело сопереживает жителям попавшего в беду Пскова и готова прийти к ним на помощь. Икона «Призри на смирение» стала предметом всеобщего почитания, и вскоре Богородица явила через неё свою милость, благополучно избавив город и от моровой язвы, и от нашествия иноплеменников.

Троицкий собор, где был помещён чудотворный образ, претерпел в своей истории много несчастий, причинивших вред его убранству и хранившимся в нём святыням. Это и стихийные бедствия, и пожары, и злая воля людей. Многое из наследия прошлых веков не дошло до нас. Утраченной оказалась и икона Божьей Матери «Призри на смирение» ― та самая, что явилась псковичам в XV веке. Последнее упоминание о ней датируется XVIII столетием, и с этих пор её след теряется.

Сегодня, посещая Троицкий кафедральный собор можно увидеть справа от алтаря лишь список с того образа. Известно, что икона «Призри на смирение» является довольно редкой. Одна из копий, выполненная в конце XVII века, хранится в храме Флоровского женского монастыря в Киеве, а другая находится там же, но в Свято-Введенском мужском монастыре. Стену собора, где она помещена, украшает аналогичный образ, выполненный в мозаичной технике.

Создание списка с древнего оригинала

С иконой, хранящейся в мужском монастыре, связано чудо, сопровождавшее её обретение уже в наши дни. Известно, что этот список был выполнен со старинного оригинала некоей княгиней, принявшей монашество под именем Марии. Эта благочестивая женщина была наделена свыше художественным даром.

Сохранились свидетельства, что образ, о котором идёт речь, она писала не обычной кистью, как это делают все живописцы, а особой ― сделанной из святых мощей. Краски же для своей работы она замешивала на святой воде, и в период письма непрестанно творила Иисусову молитву. В результате икона, созданная ею, была исполнена Благодати Божьей и обрела способность к чудотворению.

Когда произошёл большевистский переворот, а затем последовали десятилетия гонений на церковь, то чудотворная икона «Призри на смирение» из Свято-Введенского монастыря хранилась долгие годы в доме монахини Феодоры. Когда же настали времена демократических перемен, и государственное богоборчество отошло в прошлое, благочестивая инокиня вернула образ на его прежнее место.

Чудо, происшедшее в наши дни

Именно с этим вторым обретением и связано чудо, повергшее в благоговейный трепет как насельников монастыря, так и многочисленных паломников. Дело в том, что в 1993 году было принято решение произвести так как краски поблекли, и изображения сделалось тусклым. Когда же стекло, покрывавшее киот, сняли, то обнаружили, что живопись не утратила своего яркого колорита, а замутилось само стекло. Рассмотрев повнимательнее, обнаружили, что на нём проступил образ Богородицы с Её Предвечным Младенцем.

Изображение напоминало рисунок, выполненный лёгкими меловыми штрихами, причём оно являлось как бы негативом с оригинала. Светлые участки иконы сделались на стекле тёмными, тёмные ― светлыми. Разумеется, подобным феноменом заинтересовались киевские учёные. Они произвели тщательное изучение и заключили, что нерукотворен, и его природа не может получить объяснение на основании современных научных методик.

Новое чудо и всеобщее поклонение святыне

Высшее руководство Православной Церкви Украины вынесло постановление, на основании которого икону «Призри на смирение» следовало отнести к разряду чудотворных. После этого её вновь поместили под стекло, на этот раз отстоящее от неё на значительном расстоянии. Однако в 2001 году на нём вновь необъяснимым образом проступили черты Богородицы.

Это новое чудо стало причиной паломничества в монастырь многих тысяч людей, страдающих недугами и обременённых житейскими невзгодами, для которых последней надеждой была икона «Призри на смирение». В чем помогает она, и какие молитвы принято возносить перед ней? Об этом красноречиво говорят многочисленные свидетельства тех, кто обрёл через неё исцеление от болезней и помощь в решении жизненных проблем.

Икона «Призри на смирение»: значение её для верующих

Как и любому другому образу Пречистой Девы, этой иконе можно поверять все свои самые сокровенные мысли и переживания. Царица Небесная щедра на милость и неизменно приходит на помощь каждому, кто с истинной верой обращается к Её чудотворному образу. Для Неё, как и для Её Предвечного Сына, нет ничего невозможного, поэтому любая просьба будет исполнена, лишь бы это было во благо просящему и не во вред другим людям. В этом её великое значение для всех, кто исповедует христианскую веру.

Но, кроме этого, есть одна важная особенность, которой обладает икона «Призри на смирение». В чем помогает она живым людям ― уже сказано, но дело в том, что возносимые перед ней молитвы также несут помощь и мёртвым, не пожелавшим, покидая этот мир, раскаяться в содеянных грехах. Считается, что просьбы о даровании им прощения и Вечной Жизни необычайно благодатны и действенны.

Характерные особенности иконы

В заключение несколько слов об иконографии этого образа. Икона Богородицы «Призри на смирение» принадлежит к типу «Одигитрия», что значит «Путеводительница». На ней изображена Пречистая Дева, увенчанная короной и держащая в правой руке скипетр. Левой рукой Она придерживает Младенца, стоящего на её коленях и держащего в левой руке державу ― символ власти над миром.

Правая Его рука вознесена вверх. Это свидетельствует о латинском происхождении первообраза иконы, так как именно на Западе Младенцу зачастую придавали облик оратора (трибуна), выступающего в защиту всех несчастных и обездоленных.

Эта икона ХІХ века является списком чудотворного образа 1420 года, который явился на Каменном озере в Псковской области. В Свято-Введенский монастырь икона Божьей Матери «Призри на смирение» была передана схимонахиней Феодорой, которая хранила ее у себя на протяжении 55 лет.

В августе 1993 года образ Богородицы с младенцем странным образом отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Киевские ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что изображение является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду.

Приказом Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года святой образ Божьей Матери «Призри на смирение» был признан чудотворным.

Ризы таких икон по давней традиции украшали ценным металлом и драгоценными камнями. Поэтому в 1996 году святой лик Богородицы был оправлен в драгоценную ризу, которая, по мнению специалистов, имеет высокую художественную ценность.

В разные времена со многих почитаемых икон делались списки (копии). Что же касается иконы «Призри на смирение», то таких списков известно немного. Один список конца XVII ст. находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, и второй - икона Божией Матери «Призри на смирение» - украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.

Поскольку в литературе и в архивных документах дореволюционного периода не встречаются какие-либо упоминания о ней, почти невозможно с точностью определить время ее написания и установить имя, несомненно талантливого иконописца, создавшего этот образ. Предположительно, киевская икона была написана в конце XIX ст.

Икона «Призри на смирение» (XIX в.) была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. В то время при храме еще существовала община, которую возглавлял игумен Дамиан. Икона явилась в эту святую обитель, в которой едва затеплилась монашеская жизнь, и благословение в лице чудотворной иконы, пришедшей в нее Промыслом Божиим и освятившей храм, послужило знамением к возрождению обители и ее дальнейшему процветанию.

Схимонахиня Феодора (в миру Тоцкая Феодосия Дмитриевна) родилась в 1906 году в селе Хрещатое Черниговской губернии. С раннего детства она имела желание поступить в Киевский Введенский монастырь, где несла свое послушание ее родная тетя монахиня Фотиния. В Великий пост вместе с мона-хиней этого же монастыря, девочка в возрасте 12 лет пришла в обитель и поступила послушницей с именем Феодосия. Обладая хорошим слухом, несла послушание регента, управляла хором, во многом помогала игумений Еливферии, которая заботилась об обучении и воспитании девочки. С ранних лет Феодосия пользовалась уважением сестер. Со временем она приняла монашеский постриг с именем Феофания.

В 20-х годах священником Введенского женского монастыря был отец Борис Квасницкий, который вместе со своей семьей проживал при обители. Этому священнику и принадлежала икона «Призри на смирение». В 30-е годы, уже после закрытия монастыря, отец Борис был репрессирован. Незадолго до аре-ста, как бы предвидя свою трагическую судьбу, он обратился к монахине Феофании с просьбой позаботиться о его семье и сохранить икону. Просил также вернуть эту икону сыну Михаилу при благоприятных обстоятельствах. Выполняя наказ своего духовного отца, матушка Феофания помогла отправить сына священника к родственникам в Москву, а икону бережно хранила у себя.

После закрытия Введенского монастыря, матушка Феофания вынуждена была оставаться в миру и работала домработни-цей, а, когда после оккупации Киева немцами, в 1941 году мона-стырь возобновил свое существование, вернулась в обитель, принеся с собой икону Божией Матери.

В 1960 году монастырь был вторично закрыт, матушка Феофания, став насельницей Флоровского Вознесенского монастыря, разместила икону в своей келье. Все это время монахиня поддерживала связи с сыном священника - Михаилом, который вернулся в Киев через много лет уже со своей семьей. Он был настолько напуган расстрелом отца, что, стремясь оградить от возможных неприятностей свою семью, никогда и никому, кроме дочери, не рассказывал о трагедии. Михаил часто наведывался во Флоровский монастырь к матушке Феофании и радовался, что удалось сохранить икону. В течение всех этих лет икона «Призри на смирение» находилась в келье у монахини, которая со временем приняла схиму с именем Феодора. Каждый год, 16/29 сентября, в день памяти иконы, в келье у матушки вечером читался акафист «Благовещения Пресвятой Бо-городице», а утром, с благословения игумений монастыря, служился молебен с водосвятием, в котором принимали участие насельницы обители. По воспоминаниям матушки Магдалины, в последний год пребывания иконы в этом монастыре, произошло событие, запомнившееся многим. Схимонахиня Феодора, в то время уже немощная и слепая, практически не выходила из своей кельи. Ее келейница, монахиня Магдалина, приводила в порядок келью, готовясь к утреннему молебну. Время было позднее, она прилегла отдохнуть и не заметила, как уснула. Проснулась внезапно, как будто кто-то толкнул ее в бок, и с ужасом увидела, что келья заполнена дымом. От свечи, стоявшей перед образом в массивном подсвечнике, воспламенилась бумага на столике, рядом обгорела стена. Пламя уже готово было перекинуться на занавеси, и тогда могло произойти непоправимое. Но Божия Матерь отвела несчастье, пожар был вовремя замечен и потушен.

По рассказам старицы схимонахини Феодоры, у иконы Божией Матери «Призри на смирение» исцелилась глухонемая отроковица, которая молилась вместе со своей бабушкой. Однажды девочка вдруг позвала: «Бабушка». Удивленная бабушка стала расспрашивать внучку, как это произошло? - «Эта тетя на меня подула» - проговорила девочка, указывая на чудесный образ Богоматери.

Незадолго до своей кончины, схимонахиня Феодора пригласила к себе Михаила с тем, чтобы решить, как в дальнейшем поступить с иконой. Матушка предложила оставить икону во Флоровском монастыря, поскольку много лет она хранилась и почиталась здесь. Но Михаил отказался. В память об убитом отце, он пожелал, чтобы образ обрел себе достойное место в том храме, где мог бы стать действительно почитаемой святыней, доступной многим верующим. Он знал, что Введенская церковь вновь была открыта, в ней возобновились богослужения, и передал икону возрожденной обители. Таким образом, икона «Призри на смирение» оказалась в храме, где она пребывала прежде, и где отсутствовала долгих и трудных 30 лет.

Для иконы, размером 110×72 см, изготовили специальный киот, и она была установлена в храме, слева от иконостаса.

Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к так называемому типу изображения Богородицы - «Одигитрия» (Путеводительница), о котором упоминалось выше. Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

Традиционно на иконах этого типа Богоматерь держит Младенца на левой руке, причем Иисус изображается фронтально, взирая на молящихся и благословляя их правой рукой. В этом величественном единстве, благородной гармонии особенно подчеркивается Божественность Христа, Его неземная власть и сила. Киевская икона «Призри на смирение» соответствует этому типу изображения Богородицы с Младенцем. Образ Богородицы, наделенный Божественной силой, высокой духовностью, торжественен и строг. Все в Ее облике овеяно какой-то удивительной тонкой красотой и изысканностью. В лице, почти классическом по правильности пропорций, особое внимание привлекают ее огромные, внимательные глаза, которые смотрят на тебя, в какой бы части храма ты не находился. Столько в них глубины и понимания, от этого проницательного взора ничего невозможно скрыть. Причем, выражение глаз бывает разным: иногда Богородица строга и серьезна, а в другой раз Ее глаза светятся добротой и участием, и едва заметная улыбка просветляет Лик. Это трогательный образ материнской любви, хрупкости и призрачности материнского счастья в жестоком мире. Нежность сочетается с задумчивостью, тревогой и печалью Матери, предчувствующей гибель Сына. Такой представляли образ Матери, разделившей с Сыном тернистый жизненный путь, наши предки, такой Она предстает перед верующими и ныне, через тысячелетие после принятия христианства.

Идеальный образ Богоматери, вместе с чертами человеческой скорби, обретает просветленное неземное величие, что пе-редается в композиционном решении чудотворного образа. Икона строится по принципу текста - каждый элемент прочитывается как знак, символ, имеющий определенное значение. Толкование чудотворных икон раскрывает духовную значимость Богородицы, способствует пониманию христианских добродетелей.

На иконе Богородица облачена в красный мафории - это верхняя одежда в виде четырехугольного плата, покрывавшего голову, окутывавшего грудь и спадавшего на спине мантией. Мафорий был частью одежды замужней женщины. Пурпурный цвет мафория Богородицы означает Ее материнство, а голубой цвет туники, длинного платья с расшитыми узкими рукавами, - символ целомудрия, девства и небесной чистоты. Пурпурный цвет, (по-русски - багряный), был выражением красоты, драгоценности и принадлежности к царскому роду. Пурпурные одежды и обувь носили только императоры.

Орнаментальная кайма на одежде Богородицы - это знак Ее прославления, а три золотых звездочки на мафорий символизируют Ее Приснодевство. Поверх мафория изображена ко-рона, которая является символом Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа. Святой Кирилл, архиепископ Александрийский (V век) называл Богородицу «досточтимым сокровищем всего мира, неугасимым светильником, венцом девства, скипетром православия, храмом неразрушимым». В правой руке Богородица держит жезл, скипетр православия, который является также атрибутом царской власти и свидетельством происхождения из царского рода. Левой рукой Она нежно поддерживает Младенца, стоящего у нее на коленях. Спаситель облачен в белый хитон. Белый цвет - соединение всех цветов, символ чистоты, непорочности, причастности Божественному миру. В руках у Иисуса мы видим державу, которая символизировала царственную власть над миром. Золотые нимбы, из-лучающие Божественный свет, служат выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.

Редкое и не понятное, на первый взгляд, название иконы, которое можно истолковать по-разному. В хвалебной песне Богу сама Пресвятая Дева рекла так: "…яко призре на смирение рабы своея «(Еванг. от Луки, гл. 1, ст. 48). Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость - воплотить слово Бо-жие, и чрез это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту Богоматерь, как бы говоря ей: „Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их“. И те, кто поклоняется несравненной и лучезарной святыне Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, те, над которыми сияющий в смирении Ее образ имеет великую силу, пусть почтут Ее тем самым смирением, каким была Она полна. Будем смиренны перед Богом, чтобы чувствовать все Его благодеяния и испытывать благодарность к Нему.

Икона своей необычайной красотой привлекала к себе вни-мание верующих, которые часами могли молитвенно простаивать перед образом. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе. Но вскоре произошло событие, которое стало выдающимся в истории этой обители и взволновало не только прихожан, но и всю общественность Киева.

Летом 1993 года, настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя.

Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Многие иконы в храме находятся под стеклом, это древняя традиция, имевшая своей целью предохранение от повреждений и сохранение святых икон, которые зачастую были украшены драгоценными окладами. Но подобного явления с остальными иконами в Введенском храме не произошло, хотя все канонические иконы священны, благодаря своему духов-ному содержанию и смыслу. Киевское чудо можно было сравнить со знаменитой Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток тела Христа. Весть о произошедшем чуде быстро распространилась по городу, в храм стали приходить не только паломники, чтобы принести молитву Небесной Заступнице, но и люди, имеющие к церкви весьма отдаленное отношение, которых сюда привело простое человеческое любопытство.

Свято-Введенский монастырь в Киеве

Отношение к произошедшему событию с самого начала было неоднозначным. С одной стороны, верующие люди с огромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы Божией Матери, и само явление не вызывало никакого сомнения. В то время, как некоторые киевские ученые были убеждены, что это - очередная фальсификация. Они потребовали проведения всестороннего исследования отпечатка на стекле, а также и чудотворной иконы, с тем, чтобы разоблачить обман. Его Блаженство Владимир (Сабодан) Митрополит Киевский и всея Украины дал свое благословение на проведение исследовательских работ. При этом было поставлено одно условие, чтобы икона и стекло с отпечатком не выносились из храма, ибо подобное деяние явилось бы явным непочтением к образу Божией Матери.

В течение года проводились тщательные исследования сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. С этой целью в храм была привезена специальная аппаратура. Учеными высказывалось много научных гипотез, однако, было установлено, что произошедший процесс наука пока что не может ни объяснить, ни воспроизвести, поскольку подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что светлосерого цвета отпечаток изображения на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом - позитивом. Таково заключение украинских ученых, которые имеют в своем распоряжении современную аппаратуру и новейшие методы научных исследований. Ответы на многие вопросы так и не найдены, но все были единодушны во мнении, что речь идет об одном из чудес XX века. Все эти волнующие события были запечатлены в видеофильме режиссера А. Лесового „Киевское чудо“, который можно и сейчас приобрести в обители.

Тайна подобных знамений смущает многих скептиков. Почему мы всегда хотим докопаться до сути, всему дать объяснение? Чудо - это сверхъестественное событие, прямое действие Промысла Божиего в нашем земном мире, совершаемое Господом по Его благой воле, по заступничеству Своей Пречистой Матери или молитвам святых угодников для нашей душевной и телесной пользы. Чудо, произошедшее в Введенском храме, это достоверный факт, который случился в окружающем нас реальном мире. Однако, это событие нельзя объяснить никакими известными нам законами природы. Чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить наше воображение, а имеют конечной целью укрепить веру и помочь нам исправить нашу жизнь. Святитель московский Филарет писал: „Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие - нет? На сие могу отвечать просто - не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы, то как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, несомненно, выше и сокровеннее действий и тайн природы. Объясните, каким образом силы природы у одного и того же растения, - лилии, дают листку зеленость, а цветку, возникающему из зеленого стебля, белизну? Как же можно объяснить, каким образом сила благодати простирает свое действие через один избранный предмет и дает ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия… Если бы не было сокровенного и неизъяснимого, к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим, открытое и объясненное просто знаем.“

Из истории церкви мы знаем, что наибольшие чудеса происходят во времена потрясений, как это было, например, в период первых гонений на христиан. В то время Апостолы и мученики творили неисчислимые благодатные чудеса. В истории Православной церкви еще не было периода, когда чудесные явления от икон были бы столь многочисленны и следовали одно за другим, как это наблюдается в наше время. Так например, обновилась Барская икона Божией Матери, которая находится сейчас в Киево-Печерской Лавре, а Боянская икона (с. Бояны, Черновицкой обл.) начала источать слезы. Отпечатались на стекле лик святителя Спиридона в Иерусалимском храме и образ Спасителя во весь рост в церкви в Симферополе. Можно привести еще множество примеров, поскольку чудеса, таинственным и непостижимым образом посылаемые Господом через иконы, безчисленны и многообразны, и рождают в человеке радость и трепет от близости Господа, Его участия в нашей жизни.

День явления чуда в Введенской обители стал началом непрекращающегося праздника, непреходящей радости оттого, что отныне мы, как недавно наши предки, имеем возможность припадать еще к одному чудесному образу Божией Матери, этому великому и неисчерпаемому источнику милостей и щедрот роду человеческому. Милость Божия, даже явленная в одном месте, принадлежит всем. Храм, точно осиянный ее светом, преобразился. Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.

22 ноября 1995 года в Киево-Печерской Лавре состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана). Священный Синод заслушал сообщение Митрополита Никодима о чудесном явлении от иконы Божией Матери „Призри на смирение“ в Киевском Свято-Введенском монастыре и последующих исцелений, произошедших как от самого образа, так и от отпечатка на стекле. Священный Синод постановил считать Киевскую икону Божией Матери „Призри на смирение“ - чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год, 19 июля/1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, в обители так же торжественно отмечается день явления чуда.

Перед иконой возжигают свечи, преклоняют колени, к ней благоговейно прикладываются, испрашивая благодатной помощи во всех житейских невзгодах. С древнейших времен существует обычай украшать Святые иконы окладами - ризами». Красота окладов именно Богородичных икон говорит о богатстве, чистоте и святости души Богородицы, украшенной множеством духовных дарований. Это свидетельство особой любви и почитании Ее в православном народе, за постоянные молитвы к Господу о спасении, просвещении и очищении душ человеческих. Оклад чудотворной иконы отличается особым мастерством и красотой исполнения. Тончайший сканный орнамент покрывает поле иконы, оставляя открытыми фигуры Христа и Богоматери.

Присутствие в храме чудотворной иконы распространяет особую благодать. Главным основанием для почитания образа чудотворным всегда было удостоверенное дарование конкретной помощи, будь то исцеление, спасение и т. д. Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.

Но самое главное, икона несет душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к исповеди и причастию. Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась не только по нашему городу, но и по всей стране. К ней стали стекаться паломники со всех концов земли. Приходят сюда и гости из-за рубежа, католики и протестанты, чтобы почтить православную святыню, и остаются глубоко взволнованы встречей с чудотворной иконой.

Многие прихожане имеют возможность приобрести святый елей от чудотворной иконы. Помазание елеем от иконы накладывает на нас обязательства быть милосердными в своих поступках. Святой елей обладает еще и даром телесного врачевания. И наглядным подтверждением этому явился случай исцеления мальчика из Борисполя, получившего 60 процентов ожога тела.

Ежедневно в церкви за богослужением произносятся песнопения, воспевающие величие и славу Богородицы. В конце литургии, по заамвонной молитве, перед иконой Божией Матери читается канон «параклисис». «Богородицу и Матерь Света» возглашают перед чудотворной иконой. В пятницу, по 6-ой песне канона на утрени читается акафист «Невеста Неневестная», а на Похвалу Пресвятой Богородицы перед чудотворной иконой читается часть акафиста. Стало традицией, по воскресеньям, после литургии, совершать молебное пение с чтением акафиста, посвященного иконе «Призри на смирение».

Богородичных акафистов существует более 20, одни из них касаются событий из благодатной жизни Богородицы, другие написаны в честь некоторых Ее чудотворных икон. Первыми были составлены в Константинополе акафисты ко Благовещению и Успению Божией Матери. Дальнейшее развитие этого вида православной церковной гимнографии связано с историческим бытием Русской церкви. Киевской чудотворной иконе «Призри на смирение» тоже был посвящен акафист, составленный Архимандритом Дамианом и иереем Анатолием Шереметьевым. Молитвами и пением акафиста славится Пречистая Божия Матерь, и в чудных словах слышится не только преклонение пред Ней, но и радость оттого, что город наш не забыт Царицей Небесной и что у него опять появилась благая Заступница, надежно оберегающая его покой.

За последние годы чудотворная икона пребывала по приглашению во многих местах Украины и России. И где бы она не была, сила благодати Божией от этой святой иконы проявлялась в исцелении недужных, которую Божия Матерь подавала от многоцелебного своего образа. Самое первое свое путешествие икона совершила в Запорожье, где состоялась первая не только в нашей стране, но и в мире, церковно-светская конференция, посвященная 2000-летию Рождества Христова, которая называлась «Аще возможно, будьте в мире со всеми». Для делегации из Киева, которую возглавлял Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, авиакомпанией «Моторсіч» был предоставлен специальный самолет, вылет которого в назначенное время не состоялся из-за неблагоприятного прогноза погоды. Не принимал самолет из-за метели и аэропорт Запорожья. Участникам конференции, в числе которых был губернатор Запорожья Головко А. С. и видные бизнесмены, предложили совершить свое путешествие на поезде, но в таком случае делегация не успела бы к началу форума. "Полетим, с нами Пречистая"- произнес Блаженнейший Владыка. И вечером, в 18 часов, самолет все-таки поднялся в воздух. Полет прошел успешно, несмотря на непогоду. Сама Пречистая сопровождала свою икону, и самолет благополучно приземлился в Запорожье, где святыню торжественно встретили Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий, епископат и многочисленные верующие. Утром перед иконой был совершен молебен, и торжественно открылась конференция, на которой сама чудотворная икона была символом мира и любви.

В тот же день работники аэропорта рассказали о том, что они явились свидетелями явления, с которым им не приходилось сталкиваться до сегодняшнего дня. Радары, следившие за полетом самолета, в котором находилась чудотворная икона, показали, что авиалайнер летел в воздушном коридоре, вокруг которого бушевала стихия. Участники события полностью подтвердили этот рассказ.

В Запорожье Чудотворная икона посетила все храмы города и многие церкви области, где она даровала особое общение с собой и совершила множество чудес. Так, от иконы получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом. Затем, в Вольнянске, исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, женщина повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!»

Поездка по Киевской и Черниговской областям была отмечена радостным ожиданием встречи с чтимым образом Божией Матери, который ожидали паломники во многих храмах, скитах и монастырях.

Памятным было путешествие чудотворной иконы по Елисаветградской епархии по приглашению Архиепископа Елисаветградского и Александрийского Василия. Посещение иконой этой епархии было отмечено также многочисленными исцелениями, особую благодать получили люди, страдавшие заболеваниями рук.

Сердечную благодарность выразил Наместнику Свято-Введенского мужского монастыря Архимандриту Дамиану Епископ Херсонский и Таврический Иов за предоставленную возможность посещения иконой Херсонской епархии, что способствовало духовному благосостоянию епархии и ограждению от раскольников. Почти целый месяц чудотворный образ пребывал на Волынской земле, которая занимает огромную территорию и включает в себя несколько епархий. Были получены приглашения от Епископа Владимире-Волынского и Ковельского Симеона, Архиепископа Луцкого и Волынского Нифонта и Архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея. За это время икона посетила свыше 300 храмов в различных районах области.

В октябре 1998 года верующие Днепропетровской епархии имели великую радость лицезреть образ Божией Матери на прославленной чудотворной иконе. Здесь она находилась по приглашению Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Икона посетила все основные храмы, в которых в этот период собралось огромное множество православных христиан, с одним единственным желанием, хотя бы увидеть святыню.

«К концу пребывания святого образа в нашем городе действительно люди поняли, какая это великая милость Матери Божией. Это не только то, что над собором очень ярко светила многоцветная радуга, было и другое сияние - в сердцах, человеческих душах» - сказал Архиепископ Ириней. Пребывание Иконы в Днепропетровской епархии широко освещалось в печати, как и те чудеса и исцеления, которые были ниспосланы Милостью Божией. Так, отец Георгий, настоятель храма в честь Св. Равноапостольного князя Владимира, рассказывал, что в тот день, когда икону привезли в храм, была очень плохая погода, шел дождь с мокрым снегом, и только над храмом не было ни облачка.

Все притекающие к Иконе люди, измучившись от невзгод, потерявшие веру в свои силы, пришли к последнему упованию и получали Божию Милость. Прошло воспаление после прививки на руке у девочки. Родители приложили к чудотворной иконе копию с изображением Богородицы и затем этой копией обернули руку.

Торжественным было завершение пребывания чудотворного образа «Призри на смирение» в епархии. Ни один человек не остался без утешения, верующие с честью и благодарностью смогли отправить икону в Киев.

Впереди у нее еще длинный путь, ее приглашают в Россию, в Белоруссию, и возможно, «…эта икона действительно совершит великую святую просветительскую миссию среди народов Святой Руси, которая начиналась в незыблемом единстве и пребывает духовно такой по сей день», - сказал Архиепископ Днепропетровский Ириней.

Обычно в зимний период икона пребывает дома, в храме, в котором она всем явила чудо. С самого раннего утра и до позднего вечера, пока открыт храм, постоянно приходят к иконе люди со своими бедами и радостями, подолгу стоят перед Образом, доверчиво обращаясь к Небесной заступнице, как к родной матери, поверяя ей свои тайны и надеясь на ее заступление и теплое участие. И просветленные лица многих говорят о том, что уходят они с надеждой и утешением, чтобы вскоре опять вернуться сюда, потому что уверены, - Божия Матерь готова выслушать и подать Свою помощь просящим Ее об этом. Со временем сложилась такая традиция, перед началом важного дела приходить к чудотворной иконе за благословением Божией Матери на свои труды. Безмерная благодатность Девы Марии выражена в ответ на молитву глубоко верующего человека, взывающего к ней из глубины своего сердца. И как правило, такая молитва к Божией Матери находит отклик.

Икона Божьей Матери «Призри на смирение»

Икона Божьей Матери «Призри на смирение» Введенский монастырь

Киевское чудо Призри на смирение О чудотворной иконе Божией Матери

Одним из наиболее красивых и потому примечательных чудотворных церковных образов считается Божья Матерь «Призри на смирение».

Происхождение

Ныне известная история иконы Божией Матери «Призри на смирение» начинается с её появления в 20-м году 15-го века на озере Каменном (Бежаницкий край Псковских земель). Точные обстоятельства этого события не уточняются, но многие полагают, что тогда образ был крайне необходим для утешения и ободрения людей в период «морового поветрия» (так называлось время голода и эпидемии) и вторжения литовского князя Витовита.

Новоявленное изображение Богоматери плакало кровью (жидкость струилась из правого глаза Девы). Так Богородица являла псковичам свою скорбь и желание помочь им. Летописи свидетельствуют о том, что икона была перенесена во Псков, где её поместили в соборную церковь имени Живоначальной Троицы. Позднее с ней стали проводить Крестные ходы и к ней же возносились горячие молитвы о разрешении всех напастей, обрушившихся на Псков.

Благодаря заступничеству Пресвятой Девы моровое поветрие всё же завершилось.

Описание и значение

Образ Богоматери «Призри на смирение» относится к типу «Одигитрия» (иначе, «Путеводительница»). Дева Мария на этой иконе увенчана короной, правая её рука удерживает скипетр, а левая касается младенца Иисуса, который стоит у неё на коленях. Десница (правая рука) Спасителя нежно дотрагивается до щеки Матери, а в левой его ладони покоится держава, что символизирует божественную власть над миром.

Но это описание достаточно общее. Из-за принадлежности к образу «Путеводительница» изображение может оказаться неодинаковым в различных храмах и иметь множество принципиальных отличий.

Название иконы имеет своим истоком слова Евангелия от Луки и подразумевает просьбу людей, обратить внимание на их моления и смиренное ожидание небесного заступничества.

Списки и их местонахождение

К сожалению, уже в 19-м веке не встречается упоминаний о самом древнем изначальном образе Богородицы «Призри на смирение». Существует предположение, что он пропал в одном из опустошительных псковских пожаров.

Один из списков этого богородичного лика имелся у Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Это была его келейная икона. После смерти Иоанна образ был перенесён в Сретенский храм Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. На данный момент он размещён в Троицком кафедральном соборе (псковский Кремль) по правую сторону от алтаря.

О других списках сведений мало. Один из них с конца 17-го столетия пребывает во Флоровской Вознесенской женской обители (Киев), а другой был направлен в главное храмовое здание Свято-Введенского мужского монастыря (Киев).

Появление киевского образа

Авторство того списка, что был передан в Свято-Введенский киевский монастырь принадлежит некоей княгине, которая приняла схиму и была наречена Марией. Она и в миру обладала значительными художественными талантами, а после несения различных аскетических подвигов, приобрела достаточный духовный опыт, чтобы Господь благословил её написать лик Пречистой Девы.

Обычно женщинам не дозволено прикасаться к мощам, но для Марии было сделано исключение. Она позаимствовала от них небольшую косточку, которую использовала как инструмент для написания образа. В процессе работы она обмакивала эту частичку мощей в краски, замешанные на святой воде, и непрерывно творила Иисусову молитву.

С 1917-го года, после переворота, образ хранился сначала у Бориса Квасницкого (20 лет), а после у его духовной дочери монахини Феофании (55 лет).

Последние 30 лет Феофания прожила во Фроловском монастыре, где и произошло первое, связанное с иконой чудо – исцелилась глухонемая девочка. Дитя некоторое время оставалось одно в келье. Возвратившись за ребёнком, родители обнаружили, что девочка слышит и говорит. Сама малышка, не совсем ещё понимая, как точнее описать то, что с ней произошло, сказала просто «Тётя на меня дохнула» и указала на изображение Богоматери.

В 1992 году образ был передан в дар недавно открывшемуся Введенскому монастырю. Там для образа был сооружён особый киот. К нему подходили очень многие верующие, привлечённые красотой богородичного лика.

Спустя год было принято решение отреставрировать икону Божией Матери «Призри на смирение», поскольку показалось, что изображение потускнело. Однако после того как было снято защитное стекло, стало ясно, что замутилось именно оно а не сам образ. На прозрачном изначально материале отчётливо просматривались силуэты Богородицы и Спасителя. При этом изображение приобрело вид негатива, где светлые участки стали тёмными и наоборот.

За исследование этого отпечатка брались даже учёные, которые подтвердили нерукотворное происхождение отпечатка, а также указали на его органическую природу. Впоследствии лики на стекле, как и сама икона, послужили причиной многочисленных исцелений.

Чудотворная сила образа

Указ Синода Украинской Православной церкви, принятый в ноябре 1995-го года, постановил признать чудотворную силу образа, находящегося в Свято-Введенском монастыре Киева. Это неудивительно, поскольку многие из тех, кто там побывал, стали свидетелями настоящих чудес. В подтверждение этих событий икона обрамлена несчётным количеством различных украшений, оставленных благодарными прихожанами.

О чём молиться

Особенно подходит для того, чтобы просить не только о себе (прежде всего, о научении смирению), но и о тех, кто не хочет сам раскаяться в своих деяниях, а потому страдает от болезней и духовных тягот. Кроме того, к ней можно обращаться, молясь о тех, кто уже почил, просить об облегчении их загробного пребывания.

Моление перед ликом Богоматери «Призри на смирение» также поможет не попасть в ловушку ереси и лжеучений, получить помощь в момент притеснения и гонений, оградиться от наветов и клеветы, оправдать невиновного.

Небесная заступница также способствует:

  • излечению болезней сердечно-сосудистой системы;
  • избавлению от проблем «по женской части»;
  • разрешению жилищных вопросов;
  • преодолеть отчаяние;
  • укрепить свою веру.

Икона Божией Матери Призри на смирение - в чем помогает

Интересный чудотворный образ, древний, но обновившийся в наше время благодаря чуду - икона Божьей Матери «Призри на смирение». Узнайте о помощи от иконы и дивных знамениях.

Икона Божией Матери Призри на смирение - помощь Богородицы

Среди икон самого распространенного типа «Одигитрия» - «Путеводительница» интересным чудотворным образом считается икона Божьей Матери «Призри на смирение». Он имеет нетрадиционные интересные черты, находящиеся, впрочем, в рамках канона. История образа интересна: он почитался с XV века на Псковщине, однако уже через несколько веков поднялась новая волна почитания этого иконографического типа: прославился киевский список иконы, находящийся в Свято-Введенском монастыре древнего города. Так образ, имеющий древнее происхождение, получил широкую известность.


Значение иконы

Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский - Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип - это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры - то есть позировала для икон Сама Богоматерь - и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.


Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.


Образ Пресвятой Владычицы «Призри на смирение» принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия» - по-русски это греческое слово переводится как Путеводительница или Указывающая Путь. Тип - это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. Существует три основных иконографических типа, создателем первых икон которых считается святой апостол и евангелист Лука. К иконографическому типу Одигитрии относятся и многие другие чудотворные иконы, например, Тихвинская, Смоленская, Казанская.


Богословский смысл иконы «Призри на смирение» подобен иным образам Одигитрии. Богородица жестом правой руки указывает молящимся на Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь. Она являет людям Царственного Богомладенца, показывая, что только через веру в Христа можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. И земной путь нужно пройти достойно, чтобы достичь спасения.


Кроме того, Божия Матерь Сама представляет Собой дорогу к Богу. Она становится спутницей для людей по молитвам к Ней; Она же и мост, соединивший человека и Бога, ведь именно через Нее Господь принял человеческую природу.



Иконография образа

Так как тип Одигитрии, как и другие, допускает ряд дополнений, на его основе было создано множество образов, в том числе икона Богородицы «Призри на смирение». Но и ее изображение иногда несколько меняется в разных храмах.


  • Главный признак иконы - царская одежда Богоматери и Младенца, наличие короны на голове Богородицы и ее отсутствие на голове Христа.

  • Маленький Христос правой рукой обычно прикасается к щеке Матери, словно поворачивая Ее к молящимся перед иконой, призывая Ее помочь людям.

  • Младенец может быть размещен и на левой, и на правой руке Пречистой Девы, Он сидит на коленях или стоит, держа в руках сферу с буквами «ИС ХС» (Иисус Христос) или свиток, символизирующий пребывание полноты познания в руках Божиих и скрытое от людей предназначение: ведь никто, кроме Матери, не знал, что Младенец Иисус - Сын Божий, пришедший в мир спасти всех людей.

  • В правой руке у Божией Матери скипетр - символ царской власти, левой она придерживает Богомладенца.

Важно, что и Богородица, и Ее Божественный Сын держат символы власти, как бы вместе управляя мирозданием, разделяя Божественную славу. Однако короной увенчана только Дева Мария - возможно, иконописец по Божественному вдохновению подчеркнул значение личности Девы Марии для всего человеческого рода: из всех людей именно Ее добродетели и рождение от праведных, претерпевших многие скорби ради Нее родителей, были вознаграждены Богом достоинством Матери Его Сына. Пока рос Маленький Христос, именно его Мать была опорой Самому Господу: это отражено в позе Христа, который на иконе «Призри на смирение» обычно стоит на прямых ногах, а не сидит, как это обычно изображено на иконах типа Одигитрия.



Смысл названия иконы

Название содержит в себе несколько смыслов:


    Великий Господь во Святой Троице призрел (с церковнославянского - посмотрел на человека и исполнил молитву) на смирение и кротость юной Девы Марии, добродетельной и послушной заповедям Божиим.


    Смирение - добродетель, означающая принятие воли Божией о себе. Господь выражает ее в обстоятельствах жизни. Но при этом мы можем просить Господа о том, чтобы Он облегчил наши страдания и трудности, главное - не с бунтующим, а со смиренным сердцем. Поэтому мы просим Господа и Матерь Его «посмотреть на наше смирение, наши трудности» и помочь нам. Также стоит помолиться о спокойном, смиренном принятии трудностей и жизненных обстоятельств у иконы «Призри на смирение«.


    Наконец, название иконы отсылает молящегося к псалму 30, в переводе на русский: «Буду радоваться и веселиться, благодаря милости Твоей, ведь Ты, Господи посмотрел (призрел) на смирение мое, спас от бедствий меня». Это означает, что Господь спасает человека в бедах, видит его всегда. Кроме того, к этому значению отсылают символы царской власти в руках Богородицы и Христа: судьбы мира пребывают в руке Господа, и Он всегда поможет нуждающемуся и кающемуся.



История и значение иконы

По преданию икона «Призри на смирение» была явлена, то есть проявила свои чудотворные свойства во Пскове. В 1420 году во время мора, эпидемии неизвестной смертельной болезни, и голода из-за этого несчастья, псковичи во главе с духовенством много молились за богослужениями. Было замечено, что из глаз изображения Богоматери, находившейся в неком маленьком храме на Каменном озере, текли кровавые слезы. Люди поняли, что Сама Матерь Божия сопереживает им и поможет в беде. Действительно, когда образ перенесли в кафедральный Сато-Троицкий собор Псковского кремля и совершили с ним крестный ход вокруг городских стен, распространение болезни остановилось, многие больные исцелились.


После такой чудесной помощи было установлен день памяти иконы Богородицы «Призри на смирение» - 29 сентября.


В этот день образ выносится на середину каждого православного храма. Накануне, 28 сентября, совершается Всенощное бдение, в сам день праздника - Божественная литургия, за обоими богослужениями читаются краткие молитвы - тропари и кондаки иконе Богородицы «Призри на смирение». Их можно читать онлайн или наизусть в любой момент, при жизненных трудностях


Нерушимой стеной стал образ Твой и источником чудес, которые еще в древности через него заступление Твое городу Пскову Ты даровала еси, Богородица, так и сейчас нас от всех бед и скорбей милостиво избави и спаси души наши, Любящая Мать рода человеческого.
Непорочная Дева, Ты всегда принимаешь перед изображение лика Твоего почитателей благодарные молитвы, живым и мертвым помогаешь, спасаешь город и страну нашу, и к Сыну Твоему молитвы приносишь, спасая от бед всех нас.


Известно, что после XIX века сведения об оригинале образа исчезли из документов, описывающих имущество Свято-Троицкого собора во Пскове. Возможно, о чудесах иконы забыли, убрав состарившееся изображение по невниманию. Возможно, образ погиб при одном из многочисленных псковских пожаров.


До наших дней дошел ряд списков на Псковской земле - один из них пребывал в келье архимандрита Иоанна (Крестьянкина), старца святой жизни, духовника Псково-Печерского монастыря, славившегося на всю страну своими чудесами и мудрыми наставлениями. После его смерти в 2006 году это список находится в том же Троицком соборе Пскова.



Новые чудеса иконы

Другой список иконы прославился в ХХ веке в Киеве. Здесь, в одном из женских монастырей, в XIX веке жила некая княгиня, принявшая монашество с именем Мария. Она никак не подчеркивала свое высокие происхождение, напротив, жил в аскетических подвигах, выделяясь лишь талантом иконописания. Список образа «Призри на смирения» он создала, используя часть святых мощей и разводя краски святой водой, писала же икону она с непрестанной молитвой. Сама Богородица особо благословила этот образ: молящиеся перед ним получали утешение и исцеления. Трудно смотреть на эту икону без душевного трепета: глаза Богородицы словно пронизывают душу; с какой точки зрения ни смотрят на Пресвятую Деву - Ее глаза устремлены на смотрящего.


В 1917 году, с началом революции и гонений на Церковь, икону «Призри на смирение» спрятал у себя благочестивый киевлянин, священник Борис Квасницкий, отдавший перед арестом чудотворный образ монахине Феофании. Она оберегала его более 55 лет - образ пребывал в нескольких Киевских монастырях, в том числе женском Фроловском, где по молитве перед иконой исцелилась глухонемая девочка, - а затем по завещанию схимонахини Феофании был передан в Свято-Введенский мужской монастырь. Это произошло около 1993-1994 года.


В 1993 году настоятель этого монастыря решил, что икону нужно реставрировать: краски образа стали мутными. Призвав реставраторов, священники снят стекло с иконы. Каково же было удивление, когда оказалось, что на стекле, покрывавшем икону, но не соприкасавшемся с ней, остался отпечаток образа - словно негатив, черно-белое изображение или гравюра на стекле.


Было очевидно, что явлено чудо - однако нашлись и скептики, считавшие, что образ рукотворный. Тогда прямо в монастырь были приглашены ученые, стекло с чудотворным отпечатком отдали на экспертизу, длившуюся несколько лет. На сегодня известно следующее:


  • Отпечаток на стекле не создан людьми.

  • Изображение имеет органическое происхождение (изменена структура материала, стекла, на котором оно создано).

  • Светло-серые фигуры Богоматери и Младенца на темном фоне создают негативное изображение, а на светлом - позитивное.
    - Синод Украинской Автономной Церкви Московского Патриархата уже в 1995 году признал Киевский список иконы «Призри на смирение» чудотворным.

Образ на стекле хранится рядом с этой иконой и перевозится вместе с ней. Икону как великую святыню возят для поклонения в ближайшие страны: Беларусь, Молдавию, Грузию, во многие города России - от Петербурга и Москвы до Урала. Образу поклоняются жители всех стран, несмотря на напряженные отношения России с Украиной. Богородице молятся перед этой иконой и о мире на Украине.


Все чудеса документально фиксируются (с адресами и контактами исцеленных и получивших иную помощь от Богородицы людей), поэтому каждый может убедиться в чудотворной силе иконы.


Также образ известен принесенными к нему дарами - изображение Богородицы поперек одежды покрыто ювелирными украшениями и иными принесенными дарами, которые висят на ней и отдельно. Эти подносные вотивные украшения, которыми изобилует образ, свидетельствуют о чудесах Пресвятой Богородицы по молитвам перед Ее иконой. Вотивные дары (от латинского названия обета, посвящения богам - votivus) - это любые вещи, приносимые в дар Богу по обету, для исполнения молитвы и в благодарность за помощь. Их традиция идет от древних жертвоприношений. Но Господу Иисусу Христу не нужны жертвы кровавые, как это было в язычестве: Матерь Божия и Ее Сын помогают людям безвозмездно, прося лишь о жизни по заповедям Божиим, любви к другим людям и соединении с Богом в церковных Таинствах. Вотивные дары превратились в принесение своих вещей по движению души. Удивительно блистают они в свете свечей за богослужением. Иногда у иконы Богородицы можно видеть и детские игрушки, и ювелирные украшения, и военные ордена - люди всех возрастов и сословий благодарят Матерь Божию за помощь.



В чем помогает

Известно, что первыми исцеленными Богородицей через новый киевский список иконы «Призри на смирение» были беременная женщина и глухонемая девочка. Девочка заговорила, а женщина болела гепатитом и опасалась рождения тяжелобольного ребенка - но после молитвы перед иконой полностью исцелилась от болезни и родила здорового малыша.


    Внучка привела слепую бабушку приложиться к образу - после молитвы и целования иконы женщина прозрела.


    Маслом от лампады, горевшей перед чудотворной иконой, родители с молитвой помазали ожоги сильно пострадавшего в пожаре мальчика, раны зажили.


    Удивительный случай произошел с утопавшей маленькой девочкой: во время прогулки ребенок упал в глубокий водоем, люди бросились на помощь, но не могли поднять ее из воды. Мать, воспмнив о чудесах Богородицы через икону «Призри на смирение», горячо молилась Ей - и девочка невредимо сама поднялась из воды.


Таким образом, известно, что образ много помогает родителям и детям, а также больным и пожилым людям. Молятся Божией Матери перед иконой «Призри на смирение» также


  • При планировании беременности;

  • Об исцелении бесплодия;

  • В просьбах об определенном поле ребенка;

  • Об облегчении токсикоза и трудностях в ношении малыша;

  • О сохранении ребенка при угрозе выкидыша;

  • О преодолении психологических трудностей при беременности: страхов, депрессий, неуверенности в себе, недовольства своей внешностью;

  • Об исправлении пороков плода, исцелении ребенка в утробе, если анализы показывают отклонения в его развитии;

  • О благополучных и своевременных родах;

  • О легком перенесении малышами детских болезней - кори, краснухи;

  • Об исцелении болезней женских органов;

  • Об улучшении и исцелении болезней речи и слуха;

  • Об оправдании при несправедливости и клевете;

  • Об укреплении веры во время гонений и скорбей.

Есть величание иконе «Призри на смирение», где упоминается отраженный на стекле образ, можно читать его онлайн в благодарность за помощь:


Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Избранная Богом от юных лет, и почитаем святой иконы Твоей чудесное отображение.



Как молиться перед иконой


    Можно посетить любой православный храм или приобрести икону для домашней молитвы. Этот образ почитаем сегодня, поэтому найти икону не составит труда.


    Молясь дома или в храме, зажигайте перед образом церковную свечу, купленную в храме.


    После молитвы приложитесь к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображения на иконе, перекреститесь еще раз (целовать икону означает «прикладываться» к ней).


    Читайте молитву со вниманием, пребывайте в диалоге с Богородицей, обращайтесь к Ней, как к живой. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.



О, Пресвятая Госпожа наша, Дева Богородица, пребывающая выше Херувимов и имеющая славу больше, чем Серафимы, Избранная Самим Богом от юных лет! Посмотри с высоты небесной милостиво на нас, недостойных рабов Твоих, с умилением, старанием и слезами молящихся перед Пречистым образом Твоим; не оставь нас без Твоего заступничества и покрова в земном странствии жизни нашей, полном скорбей и трудностей.
Спаси нас среди опасностей и гибели, в горе и беде, воздвигни из пропасти греховной, просвети ум наш, помраченный страстями и пороками, исцели язвы наши физически и духовные.
О, Щедрая ко всем Мать Владыки Бога, любящего людей и все сущее! Подай нам изумительные, дивные и богатые Твои дары, укрепи немощную волю нашу, чтобы исполняли мы заповеди Христовы, смягчи очерствевшие и ожесточившиеся сердца наши любовью к Богу и ближним, подари нам покаяние истинное и сердечное раскаяние, чтобы очистившись от греховной грязи, сподобились мы мирной христианской кончины и доброго ответа на Страшном и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Которого да прославим мы вечно со Отцом Его Безначальным и Бесконечным, со Святым, Благим и Животворящим Духом Его, поклоняясь Троице Пресвятой. Аминь.


Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас милостивый Господь!


Чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение» является святым ликом, молитвы около которого помогают людям познавать Божий путь в Царство Небесное через преобразование характера.

Смирение в христианстве

Смирение - основное качество человеческой сущности, которое завоевывается временем и силой воли при постоянном пребывании в Слове Божьем и храмовых служениях. Не может человек сам, без помощи Бога, победить гордость, гордыню, тщеславие, непокорность и еще немалое количество терпимых грехов, чтобы стать смиренным.

Смирение - это ключ к Небесному раю, в Псалме ЗЗ говорится, что Господь спасет смиренных духом. Сам Иисус призывал христиан к смирению, и называл Себя кротким и смиренным (Матв. 11:29).

Икона Пресвятой Богородицы «Призри на смирение»

Апостол Петр также призывает нас смирить себя под крепкую руку Творца (1Петра 5:6). Трудно не увидеть в этих словах великого обетования, что смирение открывает двери Божьей благодати, и в этом христианам помогают молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы «Призри на смирение».

История появления святого Лика Богородицы «Призри на смирение»

По предположению знатоков иконографии стиль написания святого лика относится к 12 столетию. Икона была обнаружена в 15 веке, а свое название «Призри на смирение» получила в XVII веке.

По историческим данным первые сведения о чудодейственной иконе относятся к 1420 году, когда во время войны с княжичем Василиев Вторым, нашествия мора, вторжения литовцев в псковские земли, в ските на озере Каменном обнаружили святой лик Богородицы, плачущий кровавыми слезами.

По утверждению псковцев, Святой Лик был дан народу псковской земли, как знак утешения и защиты, призывая всех покаяться и смириться перед Спасителем.

В начале осени,16 сентября 1420 года икона Божьей Матери «Призри на смирение» была перенесена в Псковский храм Живоначальной Троицы. В этот день и поныне отмечается праздник этого образа.

В мире существует несколько списков иконы, многие из них обладают чудодейственной силой.

Интересна история появления списка, обладающего чудотворной силой и хранящегося в Свято-Введенском мужском монастыре.

Княгиня Мария приняла монашество и писала Святые образа, используя Божий дар, данный ей при рождении. При написании списка «Призри на смирение» монахиня краски замешивала на святой воде, постоянно читала молитвы «Отче Наш».

Много чудес приписывают иконе Богоматери «Призри на смирение»

В 1917 обладателем чудотворного образа стал протоиерей Борис Квасницкий, который хранил список до дня своего ареста в 1937 году. По Божьему благоволению накануне своего репрессирования Квасницкий призвал духовную дочь, монахиню Феофанию, которой поручил заботу о святыне.

В 1961 году Введенская обитель была разогнана, монахиня со святыней переселилась во Флоровский монастырь. 55 лет хранила список Божьей Матери схимонахиня Феофания, после чего в 1992 года подарила его Введенскому храму. Буквально через год на стекле, покрывающим киот, нерукотворным образом появилось изображение Богородицы и Дитяти.

Важно! Появление отпечатка не смогли объяснить ученые. После проведения годичных исследований отпечатка докторами наук, среди которых было немало заведующих кафедрами, при использовании новейших достижений науки и техники, не было найдено научного объяснения этому рисунку, и он признан чудом XX века.

Рисунок отнесен к проявлению чуда и православной церковью, на данный момент отпечаток на стекле выставлен в храме рядом с чудотворным списком.

Синод Православной церкви в 1995 году официально признал икону Богородицы «Призри на смирение» чудотворной на основе чудес, произошедших после ее посещения.

Значение святого образа

Святой лик «Призри на смирение» относится к иконам, которые получили название Путеводительниц. Такое необычное название возникло из-за того, что при написании списков есть общая идея, но нет скрупулезности в деталях.

На основной иконе Божья Матерь обнимает стоящего на Ее коленях Младенца. Основные характерные детали святого образа:

  • корона на голове Пресвятой Богородицы;
  • скипетр в Ее правой руке;
  • левая Рука Богоматери обнимает Дитя;
  • одна рука Младенца касается Богородицы;
  • маленький Иисус держит шар, прообраз вселенной.

Встречаются списки, где Младенец нарисован в сидячем положении, а в руках у Богородицы не скипетр, а свиток, однако то и другое является символом Божьей власти.

Символически изображен Иисус, который якобы старается повернуть Богоматерь к людям, призывая ответить на молитвы паломников, приходящих к Ней с просьбами.

Икона Божией Матери «Призри на смирение» признана чудотворной

Ныне совершить паломничество можно в святые, места, где хранится икона:

  • Киевская Флоровская женская обитель;
  • Троицкий кафедральный собор в псковском Кремле;
  • Свято-Введенский мужской монастырь в Киеве, в котором существует еще и мозаичный список.

Живые свидетельства об исцеляющей силе образа

  • Одним из первых чудес, официально зафиксированным после молитв у святого образа, считается исцеление глухонемой девочки, которая заговорила у иконы, приехав с бабушкой. Подойдя к лику Богородицы с Младенцем, девочка повернулась и произнесла: «Бабушка, тетя на меня подула».
  • Некая женщина, будучи беременной, узнала, что больна на гепатит, врачи настаивали на аборте. Три дня провела больная в посте и молитве около чудотворного списка, умоляя в плаче Богородицу о спасении и даровании жизни ее ребенку, после чего сдала анализы и оказалась здоровой.
  • Невероятное чудо произошло во время плавания на лодке мамы с девочкой. На одно мгновение мать залюбовалась лилиями, но этого оказалось достаточным для того, чтобы малышка выпала из лодки и пошла на дно.

О множестве исцелений свидетельствуют украшения, увешанные на образ. Ювелирные изделия приносят благодарные паломники, получившие ответы на свои молитвы.

В чем помогает святой образ «Призри со смирением»

Каждый христианин понимает, что быть смиренным - необходимое качество характера, без которого войти в Царство божье невозможно. В молитвах перед Святым ликом звучат прошения за себя и своих родных:

  • даровать смирение;
  • простить грехи;
  • открыть христианскую сущность неверующим близким;
  • избавить ото лжи и лицемерия;
  • решить бытовые проблемы.

О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном.

Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших. О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После прочтения молитвы с чистым, открытым для изменений сердцем, человек чувствует облегчение, к нему возвращается самоуважение и желание жить по-новому.

Некогда заносчивые христиане возвращаются из паломничества кроткими и вежливыми людьми. Приходят к чудотворному образу паломники, отчаявшиеся найти защиту от гонений, потерявшие веру, страдающие от клеветы и наговоров.

Как читать молитвы перед иконой

Нет специальных правил чтения молитв у икон Богородицы с Младенцем. Одним обязательным условием было и остается чистота сердца и искренность передачи сокровенных желаний. Бога обмануть нельзя, всякое манипулирование и недобрые помыслы обязательно обернутся против неправедно просящих.

Часто обращаются в Богородице родственники умерших людей, которые заблуждались в вере, прося Ее помочь им в потустороннем мире. Много ныне живущих христиан постепенно запутываются в ложных воззрениях, начинают грешить, а после посещения иконы Богородица направляет на путь истинный.

Важно! Обладание образом Божьей Матери «Призри со смирением» в доме является гарантией защиты как живущих в нем, так и самого помещения от влияния сатанинских сил.

Икона Пресвятой Богородицы Призри на смирение

Loading...Loading...