Смотреть что такое "халиф" в других словарях. Разница между суннитами и шиитами

ХАЛИФ
(араб. "халифа" - "преемник", "заместитель"), титул исламского правителя как руководителя верующих и преемника Мухаммеда, верховного главы исламской общины, осуществлявшего духовное и светское руководство в исламском мире. Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммед был пророком, призванным по божественному повелению, а потому не мог завещать или передать это свое священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммеда наследовали лишь земную власть. Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть - имамат. Шииты признают потомков Али, двоюродного брата Мухаммеда и мужа его дочери Фатимы, законными имамами ислама, исключая таким образом всех суннитских халифов. Фатимидский халифат (909-1171) был наиболее известным шиитским халифатом в истории ислама. Другие династии, такие как Идрисиды в Марокко (789-921) и Сефевиды в Иране (1502-1736), также претендовали на титул халифа. Конец Османского халифата после Первой мировой войны означал гибель самой системы исламского халифата. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить будущее этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.
Период праведных халифов (632-661). Первых четырех халифов называют праведными. Они руководили халифатом из Медины, а их правление было выборным. Этими халифами были Абу Бакр (632-634), тесть Мухаммеда, Омар (634-644), Осман (644-656) и Али (656-661), муж Фатимы, любимой дочери Мухаммеда. В этот период арабские войска завоевали Сирию, Палестину, Армению, Персию и Египет; в их руках оказались также Кипр, Крит и Родос.
Омейядский халифат (661-750). Омейядский халифат возглавляли сторонники Османа, называемые Омейядами. Их столицей был Дамаск. Власть Омейядов распространялась до Пиренеев на западе и до реки Инд на востоке. В этот период должность халифа стала наследственной. Была создана особая бюрократическая система, необходимая для управления обширной мусульманской империей.
Аббасидский халифат (750-1258). Аббасидский халифат получил свое название от имени Аббаса, дяди Мухаммеда. Его центром был Багдад, преобладающее положение в этот период заняла Персия. Халиф Харун ар-Рашид (786-809), содержавший роскошный двор, хорошо известен по сказкам Тысячи и одной ночи. Его преемник аль-Мамун (813-833) также покровительствовал культуре, особо поощряя переводы древнегреческой литературы. Аббасидский халифат и город Багдад были разрушены монголами в 1258.
Омейядский халифат в Испании (756-1031). Этот халифат был основан единственным уцелевшим членом династии Омейядов после резни, последовавшей за их падением в 750. Его столицей была Кордова, однако культурными центрами стали города Толедо, Гранада и Севилья.
Фатимидский халифат (909-1171). Первоначально Фатимиды появились в Северной Африке в 909, а с 969 укрепили свою власть в Египте. Они считали себя потомками Али и Фатимы. Халифат был покорен Саладином в 1171 и номинально подчинен Аббасидам.
Османский халифат (1517-1924). В период между 1258 и 1517 аббасидские халифы находились под властью египетских мамлюков. В 1517 османский султан Селим I взял в плен последнего аббасидского халифа, после чего титул халифа принадлежал только османской династии. Османский халифат был упразднен в 1924 турецким Национальным собранием.
См. также МУСУЛЬМАНЕ .

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ХАЛИФ" в других словарях:

    - (фр., от араб, chalifah наместник). То же, что калиф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХАЛИФ араб. chalifah, от chalaf, наследовать; нем. Khalfi, фр. calife. То же, что калиф. Объяснение 25000 … Словарь иностранных слов русского языка

    Тот, кто приходит после кого то и представляет его. Во множественном числе хулафа. Это официальный титул руководителя исламского государства (См. Халифат). Халиф являлся представителем пророка Мухаммада, имамом всех мусульман, хранителем и… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    - (калиф) титул верховного главы мусульманской общины; глава мусульманского теократического государства (халифата). Первым халифом после смерти Мухаммеда в 632 г. стал Абу Бекр. Халифами были также Омар, Осман, Али, правители государств Омейядов,… … Исторический словарь

    ХАЛИФ, а, муж. В мусульманских странах в феодальную эпоху: верховный правитель и религиозный глава, а также титул египетского и турецкого султанов; лицо, имеющее этот титул. Халиф на час (книжн.) то же, что калиф на час. | прил. халифский, ая,… … Толковый словарь Ожегова

    Калиф, правитель Словарь русских синонимов. халиф сущ., кол во синонимов: 3 калиф (2) правитель … Словарь синонимов

    халиф - а, м., КАЛИФ а, м. calif m. <араб. halifa наместник. Титул феодального верховного правителя мусульман, совмещавшего духовную и светскую власть в ряде стран Ближнего и Среднего востока; лицо, носящее этот титул; калиф. БАС 1. То же написано и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (араб.) (устаревшее калиф) в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 г … Юридический словарь

    - (арабское) (устаревшее калиф), мусульманский титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть … Современная энциклопедия

    - (араб.) (устар. калиф) в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 … Большой Энциклопедический словарь

    И калиф, халифа, муж. (араб. halifa наместник) (ист.). Титул верховного главы мусульман, совмещавшего светскую и духовную власть, как преемник Магомета, в государствах арабов до 13 века. || Титул египетского, а затем турецкого султана, как… … Толковый словарь Ушакова

    Продолжатель чьего либо дела, наследник, спутник, заместитель. У арабов: титул государя, являвшегося также духовным главой мусульман и почитавшегося в качестве преемника пророка Мухаммета. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь … Словарь личных имен

Книги

  • Халиф и правитель. "Кабус-наме и Синдбад-наме" . Хорошие сказки для хороших детей , . Эта книга - результат стараний Мехди Азарйазди, известного детского писателя из Исламской Республики Иран. Литературной деятельностью он начал заниматься около пятидесяти лет назад, когда…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Халифа Белкасим Хафтар
Халифа Хафтар, командующий НОА
с 3 марта 2015 года
Глава правительства: Абдалла Абдуррахман ат-Тани
Предшественник: Агила Салах Иса
Вероисповедание: ислам
Рождение: (1943 )
Адждабия , Ливия
Профессия: военный
Военная служба
Принадлежность: ВСНЛАД (до гражданской войны 2011)
Ливия Ливия (с 2011 года)
Род войск: Национальная Освободительная армия
Вооружённые силы Ливии
Звание: Генерал-лейтенант
Сражения: Гражданская война в Ливии (2011)
Вооружённые столкновения в Ливии после свержения Муаммара Каддафи
Вооружённый конфликт в Ливии (с 2014)

Халифа Белкасим Хафтар (араб. خليفة بالقاسم حفتر ‎) - офицер высшего командного состава Ливии . В апреле 2011 года, как сообщалось, он имел звание генерал-лейтенанта .

Биография

Военная служба

Будучи одним из командующих Муамара Каддафи в чадско-ливийском конфликте , он порвал с режимом, когда Ливия проиграла в войне, затем выехал в США . Отдельные источники сообщают о его связях с Центральным разведывательным управлением США . После прекращения связей с режимом Каддафи, Хафтар, как пишет издание Manipulations africaines , опубликованное Le Monde diplomatique , мог иметь собственные вооружённые силы, созданные на средства ЦРУ . После въезда в США в 1990-х, Хафтар поселился в Виенне , штат Вирджиния .

На гражданской войне

Операция «Достоинство Ливии»

Напишите отзыв о статье "Хафтар, Халифа"

Примечания

Отрывок, характеризующий Хафтар, Халифа

– Ah! dans ce cas je bois a notre amitie! [А, в таком случае пью за вашу дружбу!] – весело крикнул он, наливая два стакана вина. Пьер взял налитой стакан и выпил его. Рамбаль выпил свой, пожал еще раз руку Пьера и в задумчиво меланхолической позе облокотился на стол.
– Oui, mon cher ami, voila les caprices de la fortune, – начал он. – Qui m"aurait dit que je serai soldat et capitaine de dragons au service de Bonaparte, comme nous l"appellions jadis. Et cependant me voila a Moscou avec lui. Il faut vous dire, mon cher, – продолжал он грустным я мерным голосом человека, который сбирается рассказывать длинную историю, – que notre nom est l"un des plus anciens de la France. [Да, мой друг, вот колесо фортуны. Кто сказал бы мне, что я буду солдатом и капитаном драгунов на службе у Бонапарта, как мы его, бывало, называли. Однако же вот я в Москве с ним. Надо вам сказать, мой милый… что имя наше одно из самых древних во Франции.]
И с легкой и наивной откровенностью француза капитан рассказал Пьеру историю своих предков, свое детство, отрочество и возмужалость, все свои родственныеимущественные, семейные отношения. «Ma pauvre mere [„Моя бедная мать“.] играла, разумеется, важную роль в этом рассказе.
– Mais tout ca ce n"est que la mise en scene de la vie, le fond c"est l"amour? L"amour! N"est ce pas, monsieur; Pierre? – сказал он, оживляясь. – Encore un verre. [Но все это есть только вступление в жизнь, сущность же ее – это любовь. Любовь! Не правда ли, мосье Пьер? Еще стаканчик.]
Пьер опять выпил и налил себе третий.
– Oh! les femmes, les femmes! [О! женщины, женщины!] – и капитан, замаслившимися глазами глядя на Пьера, начал говорить о любви и о своих любовных похождениях. Их было очень много, чему легко было поверить, глядя на самодовольное, красивое лицо офицера и на восторженное оживление, с которым он говорил о женщинах. Несмотря на то, что все любовные истории Рамбаля имели тот характер пакостности, в котором французы видят исключительную прелесть и поэзию любви, капитан рассказывал свои истории с таким искренним убеждением, что он один испытал и познал все прелести любви, и так заманчиво описывал женщин, что Пьер с любопытством слушал его.
Очевидно было, что l"amour, которую так любил француз, была ни та низшего и простого рода любовь, которую Пьер испытывал когда то к своей жене, ни та раздуваемая им самим романтическая любовь, которую он испытывал к Наташе (оба рода этой любви Рамбаль одинаково презирал – одна была l"amour des charretiers, другая l"amour des nigauds) [любовь извозчиков, другая – любовь дурней.]; l"amour, которой поклонялся француз, заключалась преимущественно в неестественности отношений к женщине и в комбинация уродливостей, которые придавали главную прелесть чувству.
Так капитан рассказал трогательную историю своей любви к одной обворожительной тридцатипятилетней маркизе и в одно и то же время к прелестному невинному, семнадцатилетнему ребенку, дочери обворожительной маркизы. Борьба великодушия между матерью и дочерью, окончившаяся тем, что мать, жертвуя собой, предложила свою дочь в жены своему любовнику, еще и теперь, хотя уж давно прошедшее воспоминание, волновала капитана. Потом он рассказал один эпизод, в котором муж играл роль любовника, а он (любовник) роль мужа, и несколько комических эпизодов из souvenirs d"Allemagne, где asile значит Unterkunft, где les maris mangent de la choux croute и где les jeunes filles sont trop blondes. [воспоминаний о Германии, где мужья едят капустный суп и где молодые девушки слишком белокуры.]
Наконец последний эпизод в Польше, еще свежий в памяти капитана, который он рассказывал с быстрыми жестами и разгоревшимся лицом, состоял в том, что он спас жизнь одному поляку (вообще в рассказах капитана эпизод спасения жизни встречался беспрестанно) и поляк этот вверил ему свою обворожительную жену (Parisienne de c?ur [парижанку сердцем]), в то время как сам поступил во французскую службу. Капитан был счастлив, обворожительная полька хотела бежать с ним; но, движимый великодушием, капитан возвратил мужу жену, при этом сказав ему: «Je vous ai sauve la vie et je sauve votre honneur!» [Я спас вашу жизнь и спасаю вашу честь!] Повторив эти слова, капитан протер глаза и встряхнулся, как бы отгоняя от себя охватившую его слабость при этом трогательном воспоминании.

Давали только избранным мусульманам, чья вера и преданность Аллаху не знали границ.

Халиф - это лидер мусульман, избираемый для того, чтобы руководить мирской и духовной жизнью страны. Но правление его не было безграничным, так как он должен был подчиняться законам, написанным в шариате. За отступление от истины правителя ждало не только презрение со стороны мусульман, но и в некоторых случаях это могла быть и смерть. Но обо всем по порядку.

Появление первого халифа

Для того чтобы понять, что такое халиф, следует обратить свой взор к истокам мусульманского мира.

Все началось с пророка Мухаммеда, который сумел объединить враждующие племена под единым знаменем веры. За это его стали почитать, словно святого, чья сила и знания были дарованы самим Аллахом. Но, как и любого смертного, Мухаммеда ожидала смерть. После гибели пророка нужно было найти нового лидера, дабы его труды не пропали даром.

Так, в 632 году путь Мухаммеда продолжил его верный ученик - Абу Бакр. Вот только его власть продержалась всего два года, так как в 634 г. он скоропостижно умер в связи с неизлечимой болезнью.

Но все же семя было посажено. И с тех пор халиф - это титул, дающийся человеку, которого считают наместником пророка на земле. Его слова и деяния должны служить во благо всем мусульманским народам и тем самым прославлять Аллаха.

История развития халифата

Сразу после смерти Абу титул лидера мусульман перешел к Умару ибн аль-Хаттабу. Первым делом он начал военные походы, целью которых стало покорение земель неверных. И у него это очень хорошо получилось, так как он сумел разбить византийскую и персидскую армии, чьи силы в те времена были непоколебимыми. Также Умар сумел взять Иерусалим. Но все же смерть безжалостна и не побоялась забрать столь сильного воина. Его жизнь оборвалась в 644 году.

Что такое халиф, плохо понимал третий лидер мусульман, по крайней мере так думают многие историки. Усман ибн-Аффан не отличался сильным духом, в отличие от его предшественников. В ряды своих приближенных он набирал родственников и друзей, что вызвало сомнение касательно его мудрости и праведности у других мусульман. И хотя он и захватил такую великую страну, как Согдиан, недовольные мусульмане все же устроили переворот и закололи его.

Четвертым халифом стал Али ибн Абу Талиб. Он был родственником пророка Мухаммеда, а точнее его двоюродным братом. Именно он стал тем что окончательно разделило мусульманский мир на суннитов и шиитов. За время его правления страну постоянно донимали гражданские войны и битвы за трон, поэтому неудивительно, что умер он от отравленного клинка. После этого вражда за трон халифа продолжалась постоянно.

В истории первых четырех халифов называют праведными, так как они стояли у истоков ислама. Именно благодаря их деяниям мусульманская вера смогла разойтись так широко по миру, собрав воедино миллионы верующих.

Разница между суннитами и шиитами

Во всех течениях мусульманской веры халиф - это свидетель пророка Мухаммеда на Земле. Но проблема в том, что по-разному смотрят на то, кто может стать им.

Так, согласно традициям суннитов, лидером общины может стать любой мусульманин, чья кандидатура подходит под требования шариата (свод законов в Исламе). Большинство халифов в истории были суннитами, так как именно эта ветвь мусульманства насчитывает наибольшее количество приверженцев.

Шииты имеют свое мнение на этот счет, а точнее - властью халифа можно наделять лишь прямых родственников Мухаммеда. Именно поэтому из всех праведных халифов они признают только Али ибн Абу Талиба. За всю историю халифата немногие правители со стороны шиитов восседали на троне.

Халиф: определение претендентов на титул

Дабы стать правителем, нужно было соответствовать строгим правилам шариата. Согласно ему, халиф - это человек, на которого ложится обязанность охранять границы мусульманского мира, следить за качеством жизни своих подданных, пресекать преступления и прославлять ислам пред другими верами.

Так, согласно суннитским законам, халиф должен соответствовать следующим критериям.

  1. Это может быть только мужчина.
  2. Кандидат должен быть праведным мусульманином и знать все законы шариата.
  3. Иметь здравый рассудок и не иметь врожденных болезней.
  4. Обладать чувством справедливости и не бояться опасностей.

Что касается расы, то преимущество было у курайшитов, но и представители других арабских племен могли стать халифами. Более того, если среди кандидатов не было арабов, то титулом могли наградить и белого человека, лишь бы он искренне верил в Аллаха.

Loading...Loading...