Сочинение - эссе по истории "не в силе бог, а в правде". Святой Александр Невский: Не в силе Бог, а в правде

Александр Невский, великий князь Новгородский, Переяславль-Залесский, Киевский и Владимирский.

Полководец, не проигравший в своей жизни ни одной битвы. Неизвестный автор «Повести о житии Александра Невского» сказал, что он побеждал непобедимых. Русская православная церковь канонизировала славного радетеля земли Русской в 1547 году. А 12 сентября 1724 года его мощи перенесли из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь, ставший позднее лаврой. Именно эта дата считается Днём памяти святого благоверного князя Александра Невского.

На Руси князя считали защитником от супостатов и покровителем военных. Накануне битвы воины молились пред его образом, чтобы в бою не оставило мужество, чтобы святой благоверный князь уберёг от тяжёлой раны и внезапной смерти. В день поминовения Александра Невского в храмах и монастырях читается акафист и поётся тропарь: «... И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися».

*
Родословная Александра Невского по мужской линии восходит к Владимиру Мономаху, последнему значительному князю Древней Руси. Основатель Москвы Юрий Долгорукий приходился ему прадедом, а великий владимирский князь Всеволод Большое Гнездо был дедом.

Родился Александр Ярославич в 1221 году (дата рождения 13 мая под сомнением) в Переяславле-Залесском (ныне город Ярославской области). Основал его Юрий Долгорукий, рассчитывая, что новый град переймёт славу Киева и станет столицей Северо-Восточной Руси. Потому и назвал в честь старого южнорусского Переяславля (нынче Переяславль-Хмельницкий Киевской области Украины). Однако со смертью Юрия Долгорукого город утратил значение стольного града Залесской Руси, стал центром Переяславль-Залесского княжества.

Отцом Александра Невского был воинственный князь Ярослав Всеволодович (1190-1246), всю свою сознательную жизнь враждовавший со своими влиятельными родственниками. Борьба за власть постоянно толкала его на междоусобицу с Михаилом Всеволодовичем Черниговским. Князья не смогли утихомириться даже тогда, когда Русь горела и рушилась под ударами монгольских завоевателей. Только смерть помирила непримиримых при жизни князей, оба погибли в сентябре 1246 года от рук монголов. Михаила Черниговского убили в Золотой Орде за отказ пройти языческие обряды, а Ярослава Всеволодовича отравили в столице монгольской империи Каракоруме (на территории современной Монголии).

Мать Александра Невского Ростислава Мстиславовна приходилась дочерью князю Новгородскому и Галицкому Мстиславу Удатному (1176-1228). Князь был удачлив в своих военных походах, а когда умер, похоронили его в киевской церкви Святого Креста, построенной на его средства (не сохранилась).

Все предки Александра Невского по отцовской и материнской линии были видными военачальниками. Гены родственников сказались на его характере, напористость и решительность в схватках с врагами рано принесли ему славу выдающегося полководца. Умело защищал молодой князь своё новгородское княжество от европейских завоевателей! В войне с литовцами отстоял Смоленск и укрепил юго-западную границу Новгородской республики по реке Шелони (1239).

И в личной жизни князя произошло в это время событие важное. Он женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне, а через год родился у княжеской четы мальчик. Однако вряд ли можно назвать его семейную жизнь счастливой. События в Северо-Восточной и Южной Руси наложили на неё свой мрачный отпечаток.

Орды хана Бату уже сожгли Рязань, Москву, Владимир, пошли на Новгород. Однако застряли на две недели под Торжком. Город они взяли, но понесли большие потери. Да и время было утеряно, началась весенняя распутица. Монголы увязали в грязи. Решив прекратить наступление, от урочища Игнач Крест они повернули обратно. До Новгорода оставалось километров двести.

А на следующий год монголы ринулись в Южную Русь. Осенью 1239 года пал Чернигов, а через год монголы взяли Киев. Русь как самостоятельное государство исчезла с политической карты Европы. Русские князья, усмирив свою гордыню, вынуждены были раболепствовать перед завоевателями. Первым отправился в Золотую Орду засвидетельствовать свою покорность хану Бату владимирский князь Ярослав Всеволодович. За ним потянулся Даниил Галицкий, другие русские князья.

Католическая Европа в первой половине XIII века жёстко пыталась противостоять влиянию православного Господина Великого Новгорода на побережье Балтийского моря. Недаром папа римский Григорий IX объявил два крестовых похода в Финляндию. Они были направлены против усиливающего русского влияния в Прибалтике. Дания, Швеция и Ливонский орден, захвативший земли современной Латвии и Эстонии, решили совместно противостоять русской «агрессии».

Шведы «в силе великой» снарядили к границам новгородской земли своё войско. Войдя на кораблях в устье Невы, «пыхая духом ратным», сошли на берег и стали лагерем. Они надеялись на внезапность, но 19-летний новгородский князь Александр Ярославич действовал решительно и напористо. Считая дело правым, укрепляя свою малочисленную дружину в мужестве, произнёс он знаменитые слова, что «Бог не в силе, но в правде».

Не ожидая помощи от отца из Владимира, князь со своей малой дружиной и небольшим отрядом новгородцев неожиданно напал на шведских рыцарей (15 июля 1240 года). Сеча была короткой, но яростной. Александр Ярославич, прорвавшись к предводителю шведов, ранил его копьём в лицо. Видя мужество князя, крепко рубилась его дружина, не отставали новгородцы. В «Житии Александра Невского» упоминаются имена шестерых воинов, проявивших отвагу при нападении на шведский лагерь.

Гаврила Алексич пытался въехать на коне на шведский корабль, но был сбит и упал в воду, выбравшись невредимым, дрался со шведами на берегу. Дружинник Яков врезался в самую гущу неприятеля и положил многих рыцарей, за что удостоился похвалы самого князя. Молодой воин Сава подрубил шатёр шведского предводителя, это воодушевило воинов Александра. Новгородец Миша со своими людьми сумел потопить три корабля. Ополченец Збыслав Якунович рубил шведов боевым топором. Отчаянно дрался в пешем строю слуга князя Ратимир, но пал, окружённый врагами.

Крепко и славно сражалась княжеская дружина и новгородцы! Потеряв много убитых и раненых, оставшиеся в живых рыцари второпях отплыли на уцелевших кораблях. За быструю и яркую победу над шведами прозвали князя Александром Невским. С этим именем навсегда вошёл он в русскую историю.
Однако первая неудачная попытка не охладила пыл крестоносцев. Они всё так же мечтали захватить русские земли, тем более, что нашли поддержку среди русских бояр. Изменники открыли им ворота Пскова.

А в это время в Новгороде не без помощи таких вот «прозападных» доброхотов зрело недовольство Александром Невским. Сумев смутить народ, они его выгнали. Но когда рыцари Ливонского ордена, воюя новгородские земли, подошли близко к Новгороду, горожане опомнились и слезно просили князя вернуться. Вернувшись в Новгород, Александр Невский подтвердил свою репутацию талантливого полководца. Он быстро очистил новгородскую землю от захватчиков, а дождавшись из Владимира своего брата Андрея, вместе с ним отбил у немцев Псков. Однако немецкие рыцари оставались всё ещё сильны и, «шатаясь безумием», готовились к генеральному сражению с войском Александра Невского.

Битва на Чудском озере (Ледовое побоище) произошла 5/ 18 апреля 1242 года. Зимы тогда стояли суровые, и лёд на озере ещё держался, хотя был уже довольно рыхлый местами. Церковная традиция говорит, что русскому войску пришёл на помощь по воздуху «полк Божий». Хорошо, когда помогает Бог, но ведь и самому не нужно плошать!

Александр Невский проявил в битве недюжинный военный талант. Немцы (с союзниками из прибалтийских племён их было до 10 тысяч против 15 тысяч русских) выстроили свои ряды «свиней». Но строй этот оказался неуклюжим и малоподвижным. Как ни щетинился копьями и мечами, был уязвлён русскими лучниками и сжат с боков русской конницей. Рыцари отступили на озеро. Сеча была злая, лёд трещал и покрылся кровью. Противник дрогнул и побежал. Русские гнали рыцарей 7 вёрст, многие в своих тяжёлых доспехах провалились под лёд и утонули. Как всё это происходило, хорошо показано в замечательном фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).

На льду Чудского озера Тевтонский орден (Ливонский входил в его состав) надолго похоронил свои надежды на завоевание прибалтийских территорий Новгородской Руси и вынужден был заключить с Александром Невским мирный договор. Пришлось немецким рыцарям отказаться от всех своих завоеваний в Прибалтике и даже уступить часть Латгалии (северо-восток современной Латвии). Агрессия Запада на Русь была остановлена.

А князь Александр Невский продолжал полную лишений ратную жизнь. Когда в 1245 году «литовцы стали капостить владениям Александра», князь с новгородским войском наголову разбил их у озера Жизца. В битве погибло много литовских князей. После этого литовцы стали бояться одного имени Александра Невского.

На Западе оценили силу и авторитет русского князя. Папа римский Иннокентия IV пытался склонить Александра Невского к католической вере и в 1251 году направил в Новгород двух кардиналов со специальным посланием. Но Александр Невский напомнил им, что его предок великий киевский князь Владимир принял православие от Византии, а он верен традициям дедов и прадедов, потому менять свою веру не намерен. И римские послы уехали от князя несолоно хлебавши.

А южнорусский князь Даниил Галицкий (1201-1264), надеясь на помощь западных стран в борьбе с монголами, внял уговорам папы римского и принял догматы католической веры. В январе 1254 года короновался и стал именоваться королём Руси. Он смог нанести несколько чувствительных ударов монголам, но через несколько лет вынужден был им подчиниться. Все обещания Запада помочь в борьбе с Ордой оказались лишь пустым звуком.

«Дранг нах остен» западных стран Александр Невский сумел сдержать и крепко потрепал Ливонский орден. Но приходилось считаться с сильными и жестокими монголами. С ними нужно было искать компромисс, даже вопреки своей воле и совести. В Золотой Орде уже побывал его отец Ярослав Всеволодович и получил от хана Бату ярлык на Владимирское и Киевское княжества. После смерти отца ему тоже пришлось отправиться в Орду, а потом вслед за своим братом князем Андреем поехать в Каракорум. Принудительная, по указке монголов, «командировка» в столицу Монгольской империи длилась два года (1247-1249).

Здесь братьев приветливо встретил глава Монгольской империи хан Гуюк. Длительное пребывание в Каракоруме закончилось для них благополучно. Они нашли общий язык с монголами, брат Андрей получил ярлык на Владимирское княжество, но правил там недолго. Женившись на дочери Даниила Галицкого, он стал его сторонником в борьбе с монголами. Между братьями пролегла тропа непонимания. Поражение в битве с ордынцами под Переяславлем-Залесским заставило его бежать в Швецию. Через несколько лет он вернулся, братья помирились. Андрей Ярославович получил от брата Суздальское княжество, но прежних добросердечных отношений между ними уже не было.

Монголы хорошо понимали, что русские князья - союзники ненадёжные. Однако уважали Александра Невского за ум и дар полководца. Они любили бесстрашных людей, недаром князь побратался с сыном хана Бату Сартаком. Бату так доверял своему приёмному сыну, что даже позволил открыть в Орде православную епархию. А это многое значит, даже не глядя на то, что монголы отличались веротерпимостью. Потому, когда князь Андрей пошёл против них, они поставили на Владимирское княжество Александра Невского и дали ему в управление Киев. Хотя древняя столица Руси давно уже потеряла значение главного русского города. Так Александр Невский стал князем всей Руси.

Хорошее к себе отношение ордынцев Александр Невский использовал не в своих личных целях (есть мнение, что это было нужно лично ему), а для укрепления русских земель, ослабленных монгольским гнётом.

Умер Александр Невский на обратном пути из Золотой Орды (14 ноября 1263 года), где находился почти год, пытаясь отговорить хана Берке от рекрутского набора на Руси. Русские воины нужны были для ведения войны с Ираном. Князь сумел отговорить хана от своей затеи, но это стоило ему здоровья. Домой он уехал больным. Поговаривали, что коварные монголы его отравили. Владимирский митрополит Кирилл, когда узнал о смерти князя, воскликнул в храме: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». И народ с плачем ответил, что «уже погибаем». Так в тяжких неустанных заботах о Русской земле ушёл из жизни князь Александр Невский.
*
Некоторые историки говорят о жестокости Александра Невского, что с помощью монголов он жестоко расправлялся с непокорными в своём княжестве. Но разве можно обвинять государственного мужа в стремлении сохранить свою землю, когда она стонет под гнётом завоевателей? Любая власть замешана на насилии, так было всегда во все времена, к сожалению, такова природа нашего земного бытия. В наши якобы демократические времена крови льётся не меньше, чем в средневековье. Даже больше, и насилие над непокорными стало ещё изощрённей. Примеров этому вполне предостаточно, каждый сам может их вспомнить.

Иисус Христос в притче о блуднице сказал, что «кто из вас без греха, киньте в неё камень». Не нашлось таких. Это о том, что нет по своим душевным качествам людей идеально светлых. Даже на Солнце есть пятна. Тогда что уж говорить о смертном человеке? Александр Невский обладал высокой властью и распоряжался ей довольно жестоко. Но судить о нём нужно по тому, что сделал он для своей родины. А для неё совершил он немало. Сумел сохранить Новгородское и Владимирское княжество и заложил истоки новой русской (российской) государственности.

В царской России золотой с серебром орден Святого Александра Невского был учреждён императрицей Екатериной I, его девизом стали слова «За труды и Отечество». В Великую Отечественную войну вспомнили о русском князе, 29 июля 1942 года появился указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Александра Невского. Неизвестно, как выглядел в действительности князь, на ордене его изображение схоже с актёром Черкасовым, сыгравшим Александра Невского в одноимённом фильме Эйзенштейна.

Орденом награждали командный состав (не только высший), а также воинские части, полки, соединения за выдающиеся операции против вермахта. Существовала авиационная эскадрилья имени Александра Невского, на самолётах было написано имя прославленного русского полководца. На таком самолёте лётчик А.Д. Билюкин сбил 23 гитлеровских аса и стал Героем Советского Союза.

В современной России орденом Александра Невского награждают не только военных. Изменился и его внешний вид, по дизайну он стал схож с орденом Российской империи. По решению Русской православной церкви святой благоверный князь Александр Невский с 2016 года считается небесным покровителем Сухопутных войск страны.

Образ Александра Невского воплощён в литературе и кинематографе. Не счесть, сколько памятников стоит ему по всей России! Его именем названы улицы, площади и православные храмы. В столице Болгарии Софии есть храм Александра Невского, в нём находится частица мощей святого благоверного князя.

Поистине князь всенародный герой! Недаром победителем телевизионного конкурса «Имя России», прошедшего в 2008 году, россияне посчитали Александра Невского. А день, когда произошло Ледовое побоище, стал ныне в России Днём славы русского оружия. Отмечается 18 апреля по новому стилю.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ

удк 808.51 В. Е. Семенков*

«НЕ В СИЛЕ БОГ, НО В ПРАВДЕ......

КОММЕНТАРИЙ К ИЗВЕСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В работе комментируется известное высказывание из жития Александра Невского. Анализируя текстуальный, риторический и богословский контекст высказывания, автор подчеркивает, что в данном высказывании нет явно выраженной ненависти к врагу. Речь в нем идет не о том, чтобы уничтожить врага, а о том, чтобы быть уверенным в себе. Развивая эту мысль, можно сказать, что здесь имеет место апелляция к тому, что в людях есть, но чего они не осознают. Автор обращается к сути того, чем люди являются, к их бессознательной добродетели, к силе их веры. Исходя из анализа контекста высказывания, можно заключить, что правда в высказывании князя Александра понимается как правильная (истинная) вера.

Ключевые слова: текстуальный контекст высказывания, позиции по вопросу авторства жития, риторический контекст высказывания, богословский контекст высказывания, истина, правда

V. Е. Semenkov «God is not in force, but in truth ......

Comment to one well-known saying of Alexander Nevsky

This paper commented on the lives of the famous saying of Alexander Nevsky. The author comments on the statement by analyzing the textual, rhetorical and theological context of the utterance. The author emphasizes that in this saying no express hatred for the enemy. In this statement we are not talking about how to destroy the enemy, and about how to be confident. Developing this idea, we can say that here we have an appeal to that in humans, but they do not realize it. The author refers to the essence of what people are unconscious of their virtues, to the strength of their faith. Based on the analysis of textual, rhetorical and theological context statements, we can conclude that the truth in saying Prince Alexander understood as correct (true) faith.

Keywords: textual context statements, position on the authorship lives rhetorical context statements, theological context statements, the truth.

* Семенков Вадим Евгеньевич - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, [email protected]

В первой версии жития Александра Невского (далее - Житие) есть высказывание, получившее ныне очень большую степень распространения: «Не в силе Бог, но в правде....»1. Замечательный русский философ Николай Бердяев полагал, что эти слова св. Александра Невского можно считать характерными для России и русского народа . (В том же абзаце Николай Бердяев добавляет, что «трагедия русского народа в том, что русская власть не была верна этим словам».)

Комментарий к этому высказыванию предполагает учет его текстуального, риторического и богословского контекстов.

Текстуальный контекст высказывания

Данное высказывание было адресовано воинам княжеской дружины

перед выходом из Новгорода на битву со шведами. В Житии сказано, что битве предшествовало широкое распространение славы князя Александра.

Прослышав же о таком мужестве князя Александра, король римской веры из Полуночной страны подумал: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал войско великое и... пришел к Неве... и послал послов своих, к князю Александру, говоря: «Если можешь, то сопротивляйся мне,- я уже здесь и беру в плен землю твою».

Александр же, услышав слова эти, распалился сердцем, и вошел в церковь Святой Софии и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы!» <Второзакон. 32: 8; 4 Царств. 19: 15.> И, вспомнив псаломскую песнь, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, восстань на помощь мне» < 11с. 34: 1-2.>.

И окончив молитву, встал, <и>, выйдя из церкви, вытер слезы, начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, а в правде. Помянем Песнетворца, который сказал: "Иные - с оружием, а иные - на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем, они поколебались и пали, мы же восстали и стоим прямо"». И, сказав это, пошел это, пошел на них с небольшой дружиной, не дожидаясь многих войск своих, но уповая на Святую Троицу .

В Словаре книжников и книжности Древней Руси указывается, что имя автора Первоначальной редакции Жития неизвестно, хотя в тексте есть некоторые сведения о нем.

1 Для автора данной статьи остается открытым вопрос: во всех ли редакциях жития князя Александра имеется это высказывание? В работе петербургского историка Ю. К. Бегун ова «Александр Невский» из четырех приведенных редакций жития, это высказывание имеется только в двух . В работе В. П. Мансикка о житии Александра Невского из пяти приведенных редакций жития святого оно также содержится только в двух. Стоит иметь в виду, что только с XIII по XVII век было написано не менее 15 редакций жития князя Александра . Автор использует текст Жития, представленный в работе Ю. К. Бегунова «Александр Невский» .

Автор говорит, что многое об Александре он знает по рассказам «отець своих» («своих отець домочадец»), а сам «самовидець есмь възраста его», т. е. зрелых лет Александра. Автор не был участником Невского боя, о нем ему рассказали князь и другие участники битвы. ...Еще первые исследователи отмечали, что автор Первоначальной редакции не мог быть новгородцем: в его рассказе нет многих подробностей и фактов, которые можно было бы почерпнуть из новгородских и псковских источников, а иногда его рассказ противоречит этим источникам. ...Включение в текст нелестных для псковичей упреков в неблагодарности... исключает возможность псковского происхождения Первоначальной редакции. Многое указывает на то, что автор был жителем северо-восточных земель, Суздаля или Владимира. Александр изображается, прежде всего, как Вла-димиро-Суздальский князь, его называют «солнцем земли Суздальской», и т. д.

Говоря об авторе Первоначальной редакции Жития, все ученые отмечают его большую начитанность. Среди установленных источников Первоначальной редакции, помимо библейских текстов: «История иудейской войны» Иосифа Флавия, Александрия хронографическая, «Летописец вскоре» патриарха Никифора, Девгениево деяние и др. Еще В. О. Ключевский заметил «литературное веяние старого киевского или волынского юга под этим северным суздальским пером». Сопоставив Первоначальную редакцию с Галицкой летописью, Д. С. Лихачев установил сходство между ними, причем в той части Галицкой летописи, где излагается биография Даниила Галицкого. Литературные связи Галича и северовосточной Руси могли осуществляться, как предположил Д. С. Лихачев, через митрополита Кирилла, который в 1250 г. переехал с юга от Даниила Галицкого к Александру Невскому. «Вне всякого сомнения,- пишет Д. С. Лихачев,- Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но прежде всего он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников .

Ю. К. Бегунов связывает составление Первоначальной редакции Жития с монастырем Рождества Богородицы во Владимире.

Здесь было погребено тело князя Александра, монастырь сыграл большую роль в создании культа князя. Именно здесь, в монастыре Рождества Богородицы, жил с 1250 по 1274 гг. митрополит Кирилл. Покровителем монастыря был князь Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, ему автор Первоначальной редакции уделяет особое внимание, изображая Дмитрия Александровича достойным преемником власти отца. Первоначальная редакция Повести о житии Александра Невского, вероятно, и была составлена по инициативе Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла в 80-е гг. XIII в. книжником монастыря Рождества богородицы во Владимире, галичанином по литературной школе и, возможно, происхождению .

Таким образом, в отечественной истории литературы можно выделить две позиции по вопросу авторства Жития:

В объемном исследовании о традиции почитания князя Александра современного немецкого исследователя Ф. Б. Шенка ставится вопрос о том,

за какие религиозные заслуги, за какой подвиг Александр был причислен к чину святых? Исследователь указывает, что

агиограф сообщает о благочестии Александра, о почтении, с которым он относился к православному духовенству, о его участии в закладке храмов и объясняет принятие Александром монашества на смертном одре величайшим желанием «его паче меры ангельскаго образа». Однако ни об аскетизме, ни о готовности умереть мучеником в «Повести» речи нет. Засвидетельствованные боевые заслуги Александра не были связаны с мессианской войной, которая могла бы сделать полководца святым .

Другой современный немецкий исследователь, Вернер Филипп, полагает, что автор «Повести» создал новый тип святого. По мнению Филиппа, в Житии Александра не говорится ни о страданиях от насилия, ни о мученической смерти за христианскую веру или аскетическом бегстве от мира, как в житиях других святых русских князей (например, Бориса и Глеба или Михаила Черниговского): «...здесь канонизированы само богоподобное правление князя и, таким образом, решение мирских вопросов под благочестивую ответственность» . Александр Невский становился отцом-основателем особого типа православных святых князей, заслуживших свое положение прежде всего военными заслугами, т. е. светскими деяниями, и таким образом вставший в один ряд с князьями-монахами, князьями-страстотерпцами и мучениками.

Риторический контекст высказывания

Александр Невский сказал эту фразу, отправляясь на бой со шведами-католиками, и, конечно, он знал что они католики, а не язычники. На сегодняшний день состояние вопроса о политических аспектах канонизации русских святых позволяет уверенно сказать, что Невская битва в церковной интерпретации не столько победа русского воинского духа над немецко-шведской агрессией, сколько победа православия над «латинством» . Современный историк Игорь Данилевский приходит к выводу, что описание самого прихода «короля части Римскыя» вполне созвучно в деталях библейскому рассказу о нашествии Ассирийского царя на царя Израильского Езекии. Далее наш соотечественник указывает, что

ассоциация данного текста с библейским рассказом о царе Езекии тем более правомерна, что в «Житии» есть... прямая ссылка на этого персонажа 4-й книги Царств. Такие параллели несколько проясняют мотив (написания Жития. - С. В.): Александр - последняя защита богоизбранной земли .

Поэтому Игорь Данилевский пишет, что «в Житии речь идет, скорее всего, не только собственно о кончине князя, но и связанной с ней утрате слова Божия» .

Очевидно, что традиция риторического воодушевления солдат перед боем уходит в глубь веков. Однако в этой фразе было сказано нечто новое по сравнению с тем, что было принято говорить в дохристианскую эпоху.

Достаточно указать на один широко известный пример - высказывание древнерусского князя-язычника Святослава «Мертвые сраму не имут», сказанное своим дружинникам перед боем с византийцами. (В последнем издании «Повести временных лет» написано «Мертвые бо срама не имам» .)

Николай Михайлович Карамзин, ссылаясь на нарратив Нестора-летописца, так излагает ход событий:

Император встретил Святослава мирными предложениями и хотел знать число его витязей, обещая на каждого из них заплатить ему дань. Великий Князь объявил у себя 20000 человек, едва имея и половину. Греки, искусные в коварстве, воспользовались временем и собрали 100 000 воинов, которые со всех сторон окружили Россиян. Великодушный Святослав, покойно осмотрев грозные ряды неприятелей, сказал дружине: Бегство не спасет нас; волею и неволею должны мы сразиться. Не посрамим отечества, но ляжем здесь костями: мертвым нестыдно! Станем крепко. Иду пред вами, и когда положу свою голову, тогда делайте, что хотите! Воины его, приученные не бояться смерти и любить Вождя смелого, единодушно ответствовали: наши головы лягут вместе с твоею! вступили в кровопролитный бой, и доказали, что не множество, а храбрость побеждает. Греки не устояли: обратили тыл, рассеялись - и Святослав шел к Константинополю, означая свой путь всеми ужасами опустошения» .

В этом высказывании говориться о том, что честь превыше всего; погибнем, но честь не посрамим. Показательно, что в XX веке риторику чести активно задействовали нацисты. Они осознанно противопоставили неоязыческую, арийскую честь, христианской любви.

Если у Святослава сопрягаются сила и честь, то в высказывании Александра Невского жестко противопоставляются сила и правда. Это противопоставление обусловлено новозаветным контекстом высказывания.

Высказывание «Не в силе Бог, но в правде....», безусловно, относится к новозаветной риторике, и мы можем найти перекличку этого высказывания с тем, что писал апостол Павел: «Посмотрите братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор 1: 26-27).

Богословский контекст высказывания

Современными исследователями русской богословской традиции отмечено, что

синодальном переводе Библии слово «правда» упоминается 347 раз. Из них на Ветхий Завет приходится 298 случаев (85,9 %), а на Новый завет - всего 49 (14,1 %)... Слово же «вера» в Писании упомянуто соответственно 259 раз, в том числе в Ветхом Завете всего 13 упоминаний (5 %), в то время как в Новом - 246 (95 %). <...> Другими словами, в современной русской Библии «правда» - слово ветхозаветное, тогда как «вера» - вполне христианское, а их противопоставление для православного человека, казалось бы, должно решаться

Но этого, как указывает А. Л. Юрганов, не произошло:

словами «правда» и «кривда» в средневековой Руси можно было обозначить практически любые деяния человека. «Правду» можно было дать, т. е. отнестись справедливо, либо принять клятву. «Правду» можно было взять, например, в суде, если бросают жребий, надеясь на волю Божию. «Правду» можно было затерять, утратив представления о добре и зле. Ее можно было иметь, относясь справедливо, и погубить - собственной виной. Человек мот жить по «правде», потому что она - Божьи заповеди и церковные правила .

Что же тогда имеется в виду под силой и правдой? Можно сказать, что в традиции средневековой русской мысли силу рассматривают как нечто земное и человеческое, а правду - как то, что имеет внеземное происхождение. Тогда, следуя этой логике, в этом высказывании мы присоединяемся к правде Божией, а земное принижаем.

Филолог Александр Круглов в словаре «Психология и характерология понятий» указывает, что «в течение последних пятидесяти-ста лет "истина" и "правда" обменялись значениями. ...Раньше - истина - "то, что было на самом деле, в действительности", а правда - "то, что должно быть, правильность, справедливость (которая в идеале совпадает с подлинной действительностью) "». То есть истина - всего лишь факт, а действительность-по-истине - правда. Круглов указывает, что если по Киреевскому «правда - это истина плюс справедливость», то сейчас уже, наоборот, скорее истина - это правда плюс справедливость. Объяснение этой инверсии таково. Еще совсем недавно, в эпоху Киреевского «истина» имела значение «капитал» (то, что у тебя на самом деле есть), а слово «правда» употреблялось примерно в том смысле, в каком оно употреблено в названии древнего свода законов «Русская правда»: «что считать за правильное» .

Зададимся вопросом о типе это высказывания: это утверждение или декларация? Иначе говоря, это констатация факта (Бог - в правде) или призыв поверить, что Бог именно в правде, а не в силе?

Если это высказывание является утверждением, то от него, как от всякого утверждения, ожидается доказательство его истинности. Любые утверждения предполагают обоснование, и оцениваются в паре категорий «истинно - ложно». В свою очередь, декларация - это объявление о чем-либо, но предоставления (развернутого обоснования) она не предполагает. В данном случае никакого обоснования воинам малой дружины (и читателям Жития) не было дано. Внешне вся сцена выхода из храма и обращения к дружине очень похожа на клятву.

Возникает вопрос, если автор высказывания не берется давать ему обоснование, то за что он несет ответственность? Он берет ответственность за то, что подтвердить высказывание можно только победой (над противником). Логика этого высказывания примерно следующая: я, ваш предводитель, не могу вам доказать, что Бог на нашей стороне, но если вы в это поверите, то так оно и будет. Иными словами, если вы поверите, что Бог - в правде, то победите, а если вы верите, что Бог - в силе, то проиграете. Победа всем нам будет дана по силе вашей веры в то, что я вам сказал.

Поэтому, отвечая на вопрос о типе этого высказывания, можно заключить, что оно представляет собой декларацию в модусе призыва поверить в то, что «Бог - в правде», и вера в это и приведет нас к победе.

Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на антикатолическую направленность всего Жития, в данном высказывании нет явного выражения ненависти к врагу, тут речь идет не о том, чтобы уничтожить шведов («сколько раз увидишь - столько раз и убей!»), а о том, чтобы быть уверенным в себе («вы даже не знаете, сколько у вас силы!»). Развивая эту мысль, можно сказать, что здесь имеет место апелляция к тому, что в людях есть, но чего они не осознают. Автор обращается к сути того, чем люди являются, к их бессознательной добродетели, к силе веры.

Исходя из этого можно заключить, что правда в высказывании князя Александра понимается как правильная (истинная) вера.

ЛИТЕРАТУРА

2. Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском//Труды Отдела древнерусской литературы. - Т. 24. -

3. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века//Вопросы философии. - 1990. - № 1. - С. 94-101.

4. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVbb.): Курс лекций. - М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 т. - Т. 1. - М. Наука, 1989.

6. Круглов А. Словарь «психология и характерология понятий». URL: http:// www.alkruglov.narod.ru/glossary.html

7. Мансикка В. П. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. - СПб., 1913.

8. Повести временных лет/Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии

9. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI - первая по-

10. Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). - М.: Изд-во Московского государственного университета, 1986.

11. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000)/Авторизованный перевод с нем. Елены Зеленской и Майи Лавринович. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.

13. Юрганов А. Л., Данилевский И. Н. «Правда» и «вера» русского средневековья//Одиссей: Человек в истории. Культурная история социального. 1997. - М.: Наука, 1998.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

В "Походном журнале императора Петра Первого" за июль 1710 года придворный историограф записал: "Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям, и над Невою рекою... при устье речки Черной, усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Св. Троицы и Св. Александра Невского".

Нас немного, а враг силен

ОСНОВАНИЕМ святой обители на отвоеванной у шведов дедовской отчине, и именно в честь князя Александра, Петр Первый возблагодарил Господа за дарованные русскому оружию победы в Северной войне. С младых ногтей питал он благоговейную любовь к заступнику земли русской, причисленному еще в 1547 году (примечательно, что на 40-й день правления Ивана Грозного) к лику святых.

Невский был одним из немногих русских князей, о котором еще при жизни в народе говорили как о святом. Во всех преданиях, что дошли до нас, он предстает не просто мудрым провидцем, но Мессией, исполняющим волю Бога и находящимся под его покровительством. В "Повести о житии и храбрости Благоверного и Великого князя Александра", которая включена во Вторую псковскую летопись, составленную около 1486 года, есть эпизод, раскрывающий потаенный смысл знаменитого изречения победителя шведов, сказанного им, как утверждает летописец, своей немногочисленной дружине, которой предстояло встретиться с войском ярла Биргера: "Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде!"

И повел он свою небольшую дружину в землю Ижорскую, не дожидаясь подкреплений, но уповая на Святую Троицу... А рано утром 15 июля 1240 года объезжавший передовые посты Александр на берегу Невы встретил старейшину ижорян Пелгусия, возглавлявшего морской дозор. Всю ночь тот провел на берегу Финского залива, где христианскую молитву чередовал с наблюдением за шведскими судами. Перед восходом солнца Пелгусию было видение. Разыгрался вдруг страшный шум, и в лучах яркого света увидел ижорянин плывущую по водной глади ладью, в ней - святых мучеников Бориса и Глеба, стоящих в одеждах багряных и держащих руки на плечах друг у друга. А гребцы сидели, как будто окутанные облаком... Услышал Пелгусий, как сказал Борис: "Брате Глебе, да поможем мы сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу!" (этот эпизод отражен в картине художника Уткина "Видение Пелгуя", что украшала южную стену Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры).

Александр внимательно выслушал Пелгусия и спустя несколько часов повел свою дружину в решительную атаку на шведов. В поединке с ярлом Биргером Ярославич "возложил ему печать на лицо острым своим копием", повергнув врагов в неописуемый ужас и надолго отбив охоту приходить к нам с мечом...

А ранним утром в субботу, 5 апреля 1242 года, у Вороньего камня, глядя на приближающиеся полчища крестоносных рыцарей, 20-летний князь, уже нареченный Невским, воздел руки к небу и воскликнул: "Суди меня, Боже, и рассуди спор мой с этим велеречивым народом!" Чем закончился кровавый спор, мы знаем.

Жизнь после смерти

МЕЖДУ прочим, крестоносцы звали себя воинами Христа, и на Русь они пришли по благословению Папы Римского, дабы обратить "язычников и еретиков" в латинскую, как тогда говорили, веру. От исхода Ледового побоища зависела судьба православия на Руси. Выходит, если бы Богу был угоден переход русских в католичество, Вороний камень стал бы для Ярославича и его соратников надгробным...

Благоверный Александр, защитник православия и всея Руси, не оставил свой путь служения Отечеству и после физической смерти. "Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов-хранителей, - пишет Н. М. Карамзин, - и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику, разные благоприятные для России случаи..." Имя его стало символом небесного предстательства в борьбе против иноземных захватчиков, столетие за столетием зарившихся на русские пределы.

Не случайно орден Александра Невского в 1942 году был учрежден и в Советском государстве, как двумя столетиями ранее, в 1725 году, его ввела в России Екатерина Первая, исполняя замысел умершего своего супруга Петра. А девизом этого императорского ордена было: "За труды и Отечество".

Почитают св. Александра Невского и далеко за пределами России. Храмы в его честь стоят в Париже и Потсдаме, Софии и Таллине...

На закате своей жизни, 29 мая 1723 года, Петр Первый, в очередной раз посетив отстроенный вчерне Александро-Невский монастырь, распорядился перенести туда из Владимира мощи покровителя русских воинов. На всем пути следования, во всех селах и городах их встречали с крестами и иконами, пением молебнов и перезвоном колоколов.

30 августа 1724 года, в третью годовщину завершившего Северную войну Ништадтского мира, раку с мощами под колокольный звон и пушечный салют перенесли в освященную к этому событию монастырскую церковь во имя святого князя, что встала на берегу речки Черной...

"Духом от небес на град сей призирает..."

В 1752 ГОДУ из первого серебра, добытого на Колыванских рудниках, по указу императрицы Елизаветы Петровны для мощей св. Александра была отлита новая великолепная рака длиной около 3 метров. Ее украшает надпись, сочиненная Михайлом Ломоносовым:

"Святой и храбрый князь здесь телом почивает, но духом от небес на град сей призирает..." На двух щитах серебряной пирамиды позади саркофага выбита и прозаическая эпитафия, тоже ломоносовская: "Богу Всемогущему и Его угоднику Благоверному и Великому Князю Александру Невскому, россов усердному защитнику... укротившему варварство на востоке, низложившему зависть на западе..."

30 августа 1790 года из Благовещенского собора, возведенного в 1717 - 1724 гг. в формах итальянского и немецкого барокко по проектам Д. Трезини и Т. Швертфегера, раку с мощами Александра перенесли в только что отстроенный за 16 лет архитектором И. Е. Старовым в стиле раннего классицизма более величественный Свято-Троицкий собор.

Церемония перенесения была приурочена Екатериной Второй к заключению Верельского мирного договора, удачно завершившего развязанную Швецией войну 1788 - 1790 гг. В той войне, задуманной как реванш за поражение в Северной, шведский флот входил в Финский залив и готовился к бомбардировке и захвату Петербурга... Этим планам не позволили сбыться мужественно сражавшиеся моряки эскадр адмиралов Василия Чичагова и Самуила Грейга.

На торжественном приеме в Зимнем дворце в честь победы над шведами государыня в знак признательности церкви за помощь в ободрении войск и флота пожаловала митрополиту Петербургскому Гавриилу розовую панагию с изумрудами, а скульптор Федот Шубин по заказу Екатерины выполнил его беломраморный поясной бюст, поставленный в нише Свято-Троицкого собора против мощей св. Александра (ныне бюст - в Русском музее).

С той поры полукруглая ротонда-ниша со священной реликвией в Свято-Троицком соборе помнит всех без исключения российских государей, часто здесь бывавших, и всех кавалеров ордена св. Александра Невского (а среди них практически все известные полководцы и флотоводцы), ибо это был их орденский храм.

Здесь служили благодарственные молебны во славу русского оружия, отпевали упокоившихся вождей армии и флота. В Благовещенской нижней церкви лавры похоронены генералиссимус А. В. Суворов и трое генерал-фельдмаршалов (В. В. Долгоруков, А. Г. Разумовский, А. М. Голицын), в церкви Воскрешения Лазаря - генерал-фельдмаршалы С. Ф. Апраксин и И. Ю. Трубецкой. Всего же на территории монастыря (с учетом Лазаревского и Тихвинского кладбищ) нашли вечный покой сотни прославленных воинов. По Александро-Невскому некрополю можно ходить часами, встречая знакомые с детства имена не только военных, но и государственных, политических деятелей, ученых, художников, композиторов...

С петровских времен в монастырь (с 1797 года по указу императора Павла Первого именовавшийся лаврой) передавали реликвии воинской славы и другие исторические ценности. В открытом в 1910 году древнехранилище и ризнице паломники могли увидеть крест, найденный на Куликовом поле, кровать Петра, на которой он отдыхал, приезжая в монастырь говеть на Страстной седмице, трости Петра и Екатерины I, маршальский жезл Петра...

А возле раки с мощами святого Александра хранился переданный Николаем Первым ключ от ворот Адрианополя, взятием которого была завершена русско-турецкая война 1828 - 1829 годов...

Конец гонения на веру

ПОЧЕМУ о принадлежавших лавре святынях речь идет в прошедшем времени? Дело в том, что Советская власть почти все их изъяла. Многие утрачены безвозвратно. Драгоценные для православных мощи св. Александра Невского в 1922 году перекочевали в Казанский собор, где был устроен музей религии и атеизма, а знаменитую серебряную раку, разобрав на части, отвезли в Эрмитаж... Алтарные образа, украшавшие Свято-Троицкий собор, - шедевры кисти Ван Дейка, Рубенса, Бассано, иконы и картины русских художников Воинова, Уткина, Мошкова и др. - частью тоже перекочевали в эрмитажную коллекцию, а частью были проданы на Запад.

Большевистская власть подвергала лавру разгрому несколько раз. Последний из действовавших храмов во имя Св. Духа был закрыт в ноябре 1935-го.

Но сбылось пророчество священномученика митрополита Вениамина, расстрелянного в августе 1922 года: гонениям на веру наступил конец. В июне 1989 года мощи св. Александра были возвращены церкви, и впервые за много десятилетий по Невскому проспекту из Казанского собора в Свято-Троицкий прошел крестный ход. С 1996 года в лавре возрождается монашеская жизнь. И ангельское пение, которым так славилась лавра в дореволюционные годы (хор митрополичьих певчих, регентом которого в начале XIX века был протоиерей и композитор П. И. Турчанинов, считался лучшим в Петербурге), вновь зазвучало под сводами ее церквей...

Ежегодно 6 декабря, когда церковь отмечает память св. Александра Невского, в Свято-Троицком соборе вновь собираются кавалеры ордена его имени, а 30 августа в честь торжества перенесения его мощей в Свято-Троицкий собор иерархи петербургского духовенства на площади перед лаврой принимают парад курсантов военных училищ. И как века назад, нынешнее поколение защитников Отечества воздает честь православным святыням, осенявшим дружинников Александра Невского, ополченцев Минина и Пожарского, гренадеров Петра Великого...

6 декабря (23 ноября) день памяти святого благоверного князя Александра Невского.

“Царей благочестивых держава,и князей православных похвала”

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было “посажение на стол”. Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению “вокняжился” обычно прибавляется: “и сел на столе”.

“Вокняжение” молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!” Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он “из Своего жилища” благословил верного раба Своего Александра, укрепил его “силою свыше”, утвердил его на “престоле правды”, показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его “небесного царства”.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: “Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю”.

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.

Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: “Братья! Не в силе Бог, а в правде!”

Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней . И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру”.

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – “возложил ему печать на лицо”. Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.

В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: “Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка”. По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, “кротость голубя и мудрость змеи”. Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. “Смерть, смерть ему”, – закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: “Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!” Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: “Правду говорили мне, нет князя, равного этому”.

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а “от вас учения не принимаем”.

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что “татар бити”. Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: “Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле”.

При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. “И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время”.

Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.

Loading...Loading...