Софийский собор был заложен на месте. Софийский собор в Новгороде – тысячелетний шедевр

Я уже писала про Новгородский кремль, но захотелось еще раз вернуться в те места. центре Новгородского Детинца возвышается древнейший храм России — Софийский собор. Возведенный, согласно летописи, в 1045-1050 годах «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и епископа Луки» во славу божественной премудрости — Святой Софии, этот грандиозный собор воплотил в себе идею торжества христианства на Новгородской земле, ознаменовав вхождение ее народов в Церковь Христову.

История строительства Святой Софии

Софийский собор был построен на одном из самых возвышенных участков города. По преданию, каменному храму предшествовал деревянный (дубовый) «о тринадцати верхах», основанный первым новгородским владыкой — епископом Иоакимом Корсунянином в 989 году вскоре после крещения новгородцев. Место, где стоял этот храм, сгоревший, по одним источникам, в год, когда был заложен новый собор, по другим — в год его завершения, не установлено.

В продолжение традиции, сложившейся в Киеве, главный престол собора был освящен в 1052 году во имя Святой Софии Премудрости Божией,предположительно к празднованию Воздвижения Креста (14/27 сентября), а точнее — накануне этого дня, когда вспоминается Обновление храма Гроба Господня в Иерусалиме. С этого времени собор становится кафедральным храмом Новгородской епархии, и его судьба теснейшим образом переплетается с историей Новгорода. При Софийском кафедре велось летописание, на хорах собора существовала библиотека, основанная еще Ярославом Мудрым, работали мастерские иконописцев и златокузнецов, переписывались рукописи.

Возле стен Софии собиралось городское вече, на котором решали вопросы республиканского самоуправления, выбирали нового архиепископа. Отсюда уходили на ратные подвиги княжеские дружины, здесь коленопреклоненно молился о Божией помощи и получал благословение на битву с врагами Земли русской Александр Невский. На протяжении веков имя Софии Новгородской гордо звучало как синоним незыблемости и богохранимости самого города:»Умрем за Святую Софию!», «Где Святая София — тут и Новгород».

Возведение собора огромных размеров велось со скоростью, удивительной дл+—я города еще не знавшего каменного строительства. Несомненно, ведущие мастера были приезжими. Вероятнее всего они прибыли из Киева, где незадолго до этого завершилось сооружение одноименного храма. Однако вкусы новгородцев придали собору настолько очевидную оригинальность, что его архитектура стала краеугольным камнем новгородского зодчества, послужив для него бесконечным источником форм в последующие столетия.

Монолитное пятиглавие сразу стало архитектурной доминантой города.

Архитектура и убранство собора

Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные в продольном сечении столбы, поддерживающие своды и обширные княжеские полати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи между четырьмя приделами, которые должны были располагаться по углам его основного объема. Однако в процессе строительства замысел был изменен: из приделов выстроили лишь три — Апостола Иоанна Богослова,Рождества Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, галереи же были преобразованы в закрытые боковые «крылья» собора. От устройства четвертого придела отказались, чтобы увеличить пространство южной паперти, которая служила основным входом в храм и вскоре стала местом погребения владык, членов княжеской семьи и видных горожан.

Высокое общественное положение новгородского князя предполагало для него особое место в храме во время богослужения. Таким местом стали обширные полати (хоры), откуда князь мог видеть священнодействие, происходящее в алтаре. Сейчас здесь располагается церковный хор.

Древние строители Софии владели тонким искусством акустики: ее совершенству и сегодня поражаются мастера этого дела. Система вмонтированных в стены и своды полых глиняных горшков-голосников имела двойное назначение: они облегчали верхние части архитектурных конструкций и, одновременно, поглощали эхо, не позволяя при этом угаснуть силе звука на большом расстоянии.

На протяжении более полувека собор оставался практически нерасписанным. Лишь золоченные карнизы шиферных плит и основания арок и сводовперерезали его гладко обмазанные розоватой цемянкой стены. Одна их немногочисленных живописных композиций, появившихся, вероятно, вскоре после окончания строительства, — образ святых равноапостольных Константина и Елены — сохранилась на лопатке одного из столбов южной Мартириевской паперти, почти на против входа в собор с центральной площади Детинца.

Украшая Софию фресками, художники написали в зените купола огромное погрудное изображение Христа Вседержителя с Евангелием и благословляющей десницей. Предание, включенное в одну из новгородских летописей, говорит о том, что наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата, и приказал переписать образ. Дважды пытались живописцы исполнить приказ владыки, а на третий услышали глас:» Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукой сжатою, потому что в этой руке я держу великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание». Во время войны снаряд пробил главу храма и уничтожил древнее изображение и одновременно с этим древний город был разрушен почти до основания.

Древний собор включает целый ряд замечательных произведений декоративно-прикладного искусства. Среди них — бронзовые Корсунские врата византийской работы, привезенные в собор сразу после завершения строительства.

Пережив длительный период реставрации, Софийский собор, превращенный в музей, возродил свое древнее убранство. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Нынешняя жизнь Софии, кафедрального собора Новгорода — это возрождение старых традиций. И как в давние времена, когда появление этого грандиозного храма — праматери новгородских церквей, подобно чуду, переменило жизнь древнего города, так преображающее человеческие души воздействие Софии Новгородской являет свою силу в наши дни.

Читайте о моей предыдущей поездке в .

Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына - Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду.

И решили новгородцы возвести у себя каменный собор- не хуже Софии Киевской. По повелению князя Владимира был возведен Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Сооружен он был под явным воздействием знаменитого киевского собора: крестчатые своды, хоры для князя. Но проявились здесь и местные вкусы: конструкция новгородского храма более массивна, внутреннее пространство более статично и замкнуто, а галереи в Софии Новгородской вдвое шире, чем в Киеве, так как здесь размещались небольшие придельные храмы.

До возведения этого собора в Новгороде были две церкви, построенные еще первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином. При первом своем прибытии в Новгород епископ крестил множество новгородцев, которые были язычниками, новгородского идола Перуна он сбросил в Волхов, а все его храмы и капища разрушил. Для новообращенных новгородцев он построил в 989 году две церкви: первую во имя Софии - из дубового леса с тринадцатью главами, знаменовавшими собою Спасителя и 12 апостолов. Но эта церковь в 1052 году сгорела.

Другая церковь была сооружена в честь Иоакима и Анны, она была каменная, в ней и совершались богослужения до постройки Софии Новгородской.

Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен был в церкви Святой Софии.

Собор Святой Софии

Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. На нем шесть глав, из которых пять находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 году была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом.

Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Наверху креста средней главы находится металлический голубь, который служит символом осенения Духа Святого над храмом и всеми молящимися.

Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов.

По внешнему виду собор представляет собой правильный четырехугольник, возвышающийся без уступов от основания до кровли. С восточной части он выдается тремя полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола), жертвенника и диаконника.

До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход - для духовенства.

Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти. За этот срок София Новгородская утратила в сознании горожан неразрывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности, хранили казну. Поэтому в течение 58 лет собор оставался не расписанным. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. Известно только, что для росписи главного купола специально были вызваны греческие иконописцы.

Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками. И после смерти святителя Никиты роспись собора продолжалась на средства, которые остались после него. Об изображении Христа Пантократора в куполе собора сохранилась древняя легенда, записанная в Новгородской летописи. Предание рассказывает, что мастера, расписавшие фреску, изобразили Спасителя с благословляющей рукой. Однако на другое утро рука

оказалась сжатой. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари! О, писари! Не пишите мя благословляющею рукою [напишите мя со сжатою рукою]. Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу; когда сия [рука] моя распространится, тогда будет граду сему скончание». К сожалению, изображение это в годы Великой Отечественой войны было утрачено.

В южной галерее храма сохранилось изображение Константина и Елены, о котором до сих пор ведутся споры исследователей. Образы византийского императора, провозгласившего христианство государственной религией, и его матери, нашедшей в 326 году в Иерусалиме крест, на котором был распят Христос, как нельзя более подходят главному собору Новгорода. Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость благочестивых царей. Необычными же были техника исполнения и стилистические особенности изображения. Ученые установили, что и техника живописи, и подбор красок были нетипичны для русских мастеров. Поэтому исследователи предположили, что изображение это писано западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около этого года). Гипотеза эта имеет основание, ведь Новгород по своему географическому положению тяготел к северным странам Европы. Да и в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры (в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы камней). Могучие стены храма, сложенные из диких камней с их неровной шероховатой поверхностью, не были оштукатурены до середины XII века. Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер.

Над западным входом на стенах красками были изображены: в верхнем отделении - беседа праотца Авраама с тремя ангелами под Мамврийским дубом, в нижнем - София-Премудрость Божия, нерукотворный образ Господа Иисуса Христа и по сторонам два архангела.

Но из древней фресковой росписи собора осталось очень немногое. Лишь в главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии взирает с небес Пантократор-Вседержитель. Сохранились еще изображения архангелов под ним и в простенках окон - пророков. Но и эта купольная роспись в течение всего существования собора постоянно подвергалась исправлениям.

В центре главной апсиды - изображение Богоматери «Нерушимой стены». Она стоит на продолговатом четырехугольном возвышении, ее голубой хитон опоясан розовым поясом с белым платом спереди. По обе стороны от нее стоят по два ангела в одеянии древнегреческих царей. В одной руке ангелы держат по жезлу, а другою указывают на Богоматерь...

Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.


Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.


В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.


Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.


Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.


«Умрем за Святую Софию!» - боевой клич новгородцев. Софийский собор был сердцем самобытный новгородской цивилизации на протяжении нескольких столетий.

Монета мудрости

София, Премудрость Божья, есть одно из имен Христа. Однако во всех известных случаях присяги новгородцы целуют икону Богородицы. Это заставляет думать, во-первых, что в Средние века не существовало известного иконографического типа св. Софии в виде огненного ангела, а, во-вторых, что в Новгороде возобладало богородничное или женственное понимание Софии. Интересно, что на новгородских монетах изображался не князь, а София (ангел, представляющий собой мудрость). На них стоит надпись „Великого Новгорода“, тогда как на монетах русских княжеств всегда стояли имена князей.

Под защитой Премудрости

Святая София имела у новгородцев осязаемый символ - Софийский собор. Значение этого собора для Новгорода было столь велико, что новгородский летописец смело утверждал: «Где Святая София, тут Новгород!» Новгород был республикой - Господином Великим Новгородом. Собор Святой Софии являлся его духовным центром, и существовало поверье, что Новгород охраняется „Божественной Премудростью“.

Ярослав Мудрый

Софийский собор заложил Ярослав Мудрый. В 1046 году в Новгороде чуть севернее сгоревшей ранее 13-главной деревянной церкви. В это время город управлялся его сыном, Владимиром Ярославичем. Стройка шла довольно быстро, и епископ Лука освятил собор уже в 1050-1052 годах. Сначала храм решено было не белить, и оставить кладку открытой. Стены внутри также остались открытыми. Полностью храм стал белым только через сто лет, в 1151 году.

Высокая честь

Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов. Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Церковь Святой Софии имела патрональное значение для Новгорода и всей его земли. Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.

Жребий брошен

Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию. После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление. Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога - кого Бог захочет и Святая София».

Святая защита

В 1170 году Новгород был осажден суздальцами во главе с Андреем Боголюбским. Во время очередного штурма одна из стрел попала в икону Знамения. Из нее как из живой, потекли слезы, и Богородица повернула свой лик к новгородцам. На осаждавших напал ужас, и они, бросив оружие и обозы, в страхе побежали кто куда. Сейчас чудотворная икона установлена в Софийском соборе справа от Царских врат. В 1570 году Иван Грозный силой захватил Новгород и отдал его на разграбление опричникам. По легенде, когда голубь увидел с высоты храма жуткое побоище, он окаменел от ужаса. Одному из чудом уцелевших монахов было видение о том, что голубь этот послан горожанам как божественное обещание защиты и от всех врагов. Пока голубь на кресте – город сохраняется.

Странствия Креста

Во время немецкой оккупации в Новгороде был расквартирован инженерный корпус испанской «Голубой дивизии”. При отступлении крест с купола Софийского собора вывезли в Испанию как трофей. В 2002 году новгородскому архиепископу стало известно, что святыня находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. В результате переговоров с испанским королем было принято решение о возвращении креста. И в 2004 году крест Софии вернулся в Великий Новгород.

Достопримечательности под стать городу: кремль красно-кирпичный башенный, стены с бойницами вдвое старше Московского Кремля. Музей Витославлицы под открытым небом, где собраны деревянные избы и дома из прошлых столетий, Ярославово дворище на другом берегу реки Волхва, Церковь Спасо-Преображения с бессмертными фресками иконописца Феофана Грека - в этих достопримечательностях сосредоточено искусство Великого Новгорода.

Главная достопримечательность - это в Новгороде, белокаменный шедевр церковного зодчества. Стоит храм в середине Новгородского Кремля с 1050 года, без малого тысячу лет, с тех пор, как построен был мастерами киевскими по приказу Новгородского князя Владимира, сына История создания Софийского собора связана со сгоревшим в огне деревянным храмом о 13 куполах, выстроенным из дуба в 989 году. Позвал Владимир отца и княгиню Ирину сразу после пожара, дождался их приезда и с родительского благословения заложил будущий храм, Софийский собор в Великом Новгороде.

Строили собор пять долгих лет и освятили храм сразу, не откладывая, хоть и не было внутреннего убранства - ни икон, ни иконостаса. Росписи были сделаны в 1109 году, а иконы собирались в разное время. В основном это были иконы XIV-XVI веков. В настоящее время в Софийском соборе три полноценных иконостаса, главная икона - «Знамение Божьей Матери». Затем три иконы праздничного ряда: Великий Антоний, Освященный Савва и Великий Евфимий. Особое место занимают София - Божья Премудрость, датируемая XV веком, и Ти

хвинская XVI века.

Софийский собор в Новгороде - пятикупольный с одной башней лестничной, которая также несет купол. Центральный купол золоченный, остальные свинцованные. Их форма традиционна для русских церквей: она точно повторяет контур богатырского шлема. Собор окружают галереи со всех сторон, кроме восточной, алтарной стороны. На восточной стороне расположены три апсиды: пятигранная по центру и две боковые полукруглые. Галереи несут в себе приделы: южный - Рождества Богородицы, северный - Иоанна Богослова. В западном крыле северной галереи находится еще один придел - Усекновения головы Иоанна Предтечи.

Верняя часть собора комбинированная, кровля делится на полукруглые навершия - закомары и двускатные, так называемые «щипцы». Что касается церковного интерьера, то из-за массивных столбов внутри довольно тесно, хотя теснота в храме - понятие относительное. Собор производит впечатление монолитного сооружения, и это вполне понятно, поскольку все стены Софии имеют толщину 1,3 метра, чего не встретишь ни в одном русском храме. Софийский собор в Новгороде уникален по многим показателям, но главное - он самый древний из сохранившихся церквей, построенных славянами.

На самой высокой точке храма находится голубь, отлитый из свинца. Он «сидит» на верхушке центрального креста, на высоте 38 метров, и символизирует собой хранителя Софийского собора. По преданию, голубь не должен покидать креста, ибо тогда закончится благополучие города. Софийский собор в Новгороде является самым высоким из всех подобных храмов.

В соборе нет звонницы. Все колокола расположены в колокольне, которая стоит чуть поодаль. Главный колокол весит двести пудов, а набатный - вдвое меньше, сто пудов. Кроме больших колоколов, в звоннице находятся несколько малых колоколов, задача которых - звонить по праздникам.

Loading...Loading...