Святой лазарь покровитель чего. Святой лазарь

Ларнака, древний Китион, исторически связана с тремя важными личностями древности: философом стоической школы Зеноном (который был здесь рожден (1) , афинским генералом Кимоном (который умер, сражаясь за свободу Кипра против персидских захватчиков), и святым Лазарем, Другом Христовым, который прибыл на Кипр, преследуемый в Иудее, и жил здесь до своей кончины в качестве первого епископа Китийского. Прибытие Святого Лазаря на Кипр нашло отражение в местных традициях, но главным свидетельством об этом является великолепный Византийский храм, построенный на могиле Святого.Храм является не только значительным памятником Ларнаки, но и важнейшим местом паломничества на Кипр.
Для наших многочисленных посетителей и паломников, мы публикуем эту небольшую книгу, которая является кратким, но содержательным путеводителем по Храму Святого Лазаря.

Епископ Китийский Хрисостомос

(1) Зенон Китионский (336-264 г.г. до н.э.) сын торговца, отправился в Афины изучать философию. Впоследствии основал свою собственную философскую школу, которая оказала большое влияние на Римскую философию.

Святой Лазарь.

История Храма в его честь в Ларнаке

Ларнака, древний Китион, родина стоика Зинона, обладает одним из наиболее прекрасных и стариннейших храмов на Кипре: церковью Святого Лазаря, друга Христова. Церковь была построена на самой гробнице Святого, который согласно традиции, был первым Епископом Китайским.

Давайте обратимся к истории. Святой Лазарь (Елеазарий из Хеврона) был жителем городка Вифании в 3 км к востоку от Иерусалима. Он известен как "друг Христов", который на четвертый день после своей кончины был воскрешен Иисусом (Иоанн 11,11). Библия отмечает дружеские отношения Господа нашего с семьей Лазаря, говорит: "Иисус любил Марфу и ее сестру [Марию] и [их брата] Лазаря" (Иоанн 11, 5).

Несколько раз Христос пользовался их гостеприимством. Однажды, когда Иисус возвращался из Галилеи в Иерусалим (где вскоре он был осуждён к распятию, "за жизнь мира" - Иоанн 6,51) две сестры Лазаря; Марфа и Мария, встретили его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: "Господи! Вот, кого Ты любишь, болен". И наш Господь, который провозгласил, что "эта болезнь не к смерти", но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий (Иоанн 11, 4), отложил на два дня свое отбытие и направился в Вифанию. Христос прибыл в Вифанию на четвертый день после погребения Лазаря. "Восскорбленный духом "Он стоял перед гробом и, будучи Повелителем жизни и смерти - воскресил Лазаря, хотя «Лазарь лежал мертвым во гробе уже четыре дня и уже смердел» (Иоанн. 11, 1-44)

Позже Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта в Китионе так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились убить его. "Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса." (Иоанн 12, 10-11).

Наиболее вероятным временем, когда Лазарь покинул Родину считается 33 год н.э. и, точнее период преследований, которые вспыхнули после побивания Стефана (2) камнями, когда христиане-Иудеи которые «рассеялись от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии". (Деяния 11, 19).

Согласно христианской традиции, Лазарю было в тридцать третьем году 30 лет. И после воскрешения еще 30 лет он прожил в Китионе на Кипре и умер примерно в 63 г. н.э., в возрасте 60 лет. Апостолы Павел и Варнава (3) встретили его здесь во время своего прибытия в 45 году и рукоположили его в сан епископа Китийского, 18 лет Святой Лазарь был пастырем христианской общины города (45 - 63 г.г. н.э.). После своей второй кончины он был погребен на месте, где ныне возвышается Византийский храм в его честь, (см. "Против ересей" Святого Епифания Констанцийского стр. 4)

Мы не знаем подробностей его жизни и деятельности в качестве епископа Китионского, так как письменные документы от той эпохи не дошли до наших дней. Но имеем все основания предположить, что его пастырское дело, как и дело других пастырей не могло быть легким из-за силы двух соперников, с одной стороны язычества и особенно культа Афродиты, который был распространен на Кипре в то время и с другой фанатизма многочисленной еврейской общины Кипра. Кипрская церковь была вынуждена вести длительную и тяжелую борьбу, чтобы одержать победу.

Пребывание Святого Лазаря в Ларнаке связано с различными преданиями. В соответствии с одним из них, в течении тридцати лет после воскрешения Святой Лазарь никогда не улыбался и только однажды нарушил свой обычай. Кто-то захотел украсть горшок; увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: "Глина крадет глину". Святой Лазарь был расстроен видом, который ему открылся в аду, где он провел четыре дня после своей смерти. Души умерших, которые еще не были спасены жертвой Господа нашего на Кресте, потрясли Святого Лазаря. (Еще не принесена была искупительная жертва Христа на Кресте, еще не было Воскресения Христова, которое спасло человека от греха и вечного осуждения).

Другое предание связывает имя Святого Лазаря с Соленым озером, которое расположено в пригороде Ларнаки. Согласно этому преданию, во времена Лазаря это соленое озеро было огромным виноградником. Случилось однажды Святому Лазарю проходить по этому краю. Испытывая жажду, он попросил хозяина дать ему винограда, чтобы утолить её. Хозяин отказал ему в просьбе. Лазарь указал на корзину, которая была наполнена, видимо, виноградом. Когда хозяин сказал, что в корзине соль, Святой Лазарь в наказание за жадность и лицемерие превратил виноградник в соленое озеро.

Наконец, о еще одном предании безусловно стоит упомянуть. Оно касается посещения Кипра Владычицей Пресвятой Марией.

В соответствии с этим преданием (4) , Святой Лазарь был очень опечален, так как он больше не мог видеть Пресвятую Деву, Матерь Господа нашего и своего друга. Поэтому, послал он в Святую землю корабль, чтобы привезти её на Кипр вместе со Святым Иоанном и другими учениками.

Но когда корабль, на борту которого находились Богоматерь и её спутники подплывал к Китиону, разразился шторм, который унес корабль очень далеко, в Эгейское море, в Грецию к берегам святой Горы Афонской (Греция), где обращала она язычников в христиан. И умоляла Своего Сына о благославлении и предстательстве всех тех, кто в будущем будут «подвизаться добрым подвигом веры» (I Тим 6, 12) - как монахи и аскеты - на Афонской Горе. Наконец, доплыла она до Китиона, где встретилась со Святым Лазарем и подарила ему архиепископский паллиум, связанный ее руками. Благословив Храм Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю.

Предание о прибытии Лазаря на Кипр и хиротонии его в сан епископа Китайского широко распространилась по всему миру, достигла в том числе и далекой России. В Псковском монастыре в России есть церковь, посвященная "Святому Лазарю, епископу Китайскому".

В древности в Ларнаке существовал такой обычай: в день святого Лазаря, который отмечается в Субботу накануне Вербного Воскресенья, процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей прихода. Во главе процессии шел мальчик представляющий Святого Лазаря. Он был украшен красными маками и желтыми дикорастущими маргаритками, известными на Кипре под именем "лазарос". Во время процессии дети пели популярную песню Лазореву.

В этот же день, во дворе храма в присутствии всех прихожан Воскресение Лазаря изображалось в церемонии. И священники и дети участвовали в представлении, где священники пели церковные тропара о воскрешении Святого. В настоящее время этих двух обычаев больше нет.

Церковь в честь Святого Лазаря известна в Христианском мире с древних времен. До первых лет двадцатого столетия Храм является неизменным местом паломничества пилигримов в Святую землю. Кроме того множество исцелений и других чудес совершалось здесь благодаря благодати Святого Лазаря. Как рассказывает Пьетро Делла Балле, римский дворянин и путешественник, посетивший Ларнаку в 1614 - 1626 г.г., когда он усомнился в факте прибытия на Кипр Святого Лазаря, жители города ему ответили, что это доказано чудесами, которые Святой совершает каждый день в этом храме.

Важность этого места паломничества была подтверждена в ноябре 1972г., когда во время работ, предпринятых для реставрации храма, были найдены частицы из мощей Святого.

Как известно, мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. в его могиле в той маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись "Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа". Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый, узнав об этом, приказал доставить Святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на строительство нового храма и мастеров. Мы не можем представить себе, что жители Китиона подали все мощи, не оставляя себе хоть и небольшую частичку святых мощей. И тот факт, что в 1972 г. обнаружена только маленькая часть мощей, а не все является свидетельством их достоверности. На восточной стороне саркофага, который сегодня хранится под алтарем и в котором были найдены некоторые остатки мощей, можно разобрать надпись выполненную греческими заглавными буквами ФГЛЮУ - что означает "Друг" в родительном падеже. Вполне вероятно, что данный саркофаг был поставлен взамен первоначального, который, возможно, был вывезен в Константинополь с главной частью мощей.

Событие перевозки святых мощей из Китиона в Константинополь было увековечено Аретасом, епископом Кесарийским, в его двух известных речах, произнесенных по этому случаю. В первой речи он хвалит прибытие святых мощей из Китиона в Константинополь, а во второй речи он описывает процессию организованную императором для перенесения мощей из Крисополиса в великий Кафедральный Собор Святой Софии. Император Лев VI кроме храма, посвященного Святому Лазарю в Китионе, построил в Константинополе еще один храм, в честь того же святого. После захвата Константинополя франками в 1204 г. (5) , крестоносцы среди других сокровищ, которые они увели на Запад, похитили и мощи святого Лазаря и доставили их в Марсель, где их следы теряются. До сегодняшнего дня их судьба неизвестна. Как уже было сказано, знаменитый старинный древний храм святого Лазаря был воздвигнут на гробнице Святого и им гордится город Ларнака. Кто может войти в храм и остаться равнодушным?! Храм излучает пышность и великолепие раннего христианства. Его знаменитый иконостас - отличный пример резьбы по дереву - выглядит огромной вышивкой, шитой золотыми нитями. Бесчисленные фигуры святых украшающие его мистические, полные "мира Божия, который превыше всякого ума". Прекрасный иконостас действительно выглядит твердью небесной и иконы его "сияющими звездами", истинной картиной "собора... первенцев, написанных на небесах" (Евр. 12. 23), картиной, напоминающей живым образом о потустороннем мире.

Храм Святого Лазаря - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов.

Построен был храм, как уже было отмечено, в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал "укоротить" купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены.

К концу Франкского периода (1191 - 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китайского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

В 1857 г. была построена колокольня. До этого храм не имел каменной колокольни, а колокола были прикреплены к деревянным столбам. стоящим на постаментах. Как известно, с начала Турецкой оккупации Кипра в 1571 г. до середины XIX века, все колокольни были запрещены завоевателями, так же как и колокольный звон в Христианских храмах. Этот запрет был отменен в 1856 г., когда этого потребовала Православная Россия. Но даже после этого в колокола можно было звонить только после специального разрешения, полученного от визиря. В Никосии был разрешен единственный колокол - колокол храма Фанеромени. Церковь же Святого Лазаря в Ларнаке имела колокола задолго до 1856 г. и турки допускали это. Вообще жители Ларнаки имели несколько больше свободы, чем остальное население Кипра, благодаря тому, что в Ларнаке жила многочисленная европейская община и находились многочисленные иностранные консульства. Но и задолго до этого, во время Франкийской оккупации (1192-1570) церковь Святого Лазаря имела импозантную колокольню. Мы можем это видеть на старых планах Ларнаки, опубликованных в Европе путешественниками прошедших столетий, на которых церковь предстает с куполами и очень высокой колокольней, (см. например OL Dapper, "NauKeurige", Amserdam, 1866 г.).

Видимо, эта колокольня позднее была разрушена турками. А так как Византийцы не строили высоких колоколен, мы предполагаем, что первая колокольня была сооружена во время Франкской оккупации в Итальянском стиле.

Окна храма прежде были намного меньше и уже, чем сейчас. И так немного света проникало внутрь храма, что соответствовало потребностям Византийской церковной архитектуры. (См. "0 впечатлениях синьора де Вилламонта, иностранного путешественника в 1589 г." в "Excerpta Cypria".

Архитектура храма, вообще говоря, является образцом редкого старинного стиля. Она производила, по видимому, глубокое впечатление на иностранных путешественников. Александр Драмонд, английский консул в Алеппо (Сирия), который посетил Кипр в 1745 г., написал, например, следующее: "В городе Салинес (как Ларнаку называли в то время европейцы) есть церковь, посвященная Святому Лазарю; ее архитектура такова, что могу сказать: никогда я не видел ничего подобного". Упоминаемый выше Пьеро Делла Балле (1614 - 1626 г.г.) описывает церковь как" старинную, построенную в прекрасном архитектурном стиле."

Иконостас храма выполнен с исключительным мастерством, считается одним из самых тонких примеров резьбы по дереву на Кипре. Этот иконостас, так же как и иконостас Михайло-Архангельского храма "Трипетис" выполнен выдающимся резчиком по дереву Хаджи Саввасом Талиадоросом, который прибыл из Никосии. Сооружение иконостаса началось в 1773 г. и было завершено в 1782 г. Вскоре в 1793 - 1797 г.г. иконостас был покрыт золотом и иконы были написаны иконописцем Хаджи - Михаилом и его приемниками или сподвижниками. Иконостас украшен 120 иконами удивительного мастерства. Тринадцать больших икон находятся в нижнем ярусе, 60 икон меньшего размера располагаются в верхних ярусах (по 30 в каждом). 25 икон расположены у боковых дверей в Алтарь и 4 наверху у Креста (распятия), они включают и символическое изображение "пеликана" у пьедестала Креста. Остальные - маленькие циклические иконы 16 из них расположены в среднем ярусе и 2 наверху иконостаса.

Алтарь является шедевром резьбы по дереву (работа 1773 г.), также как и епископское место с иконой Святого Лазаря, которая была написана в 1734 г.

В храме хранятся некоторые драгоценные Византийские иконы. Наверное, они находились на предшествующем иконостасе.

Одна из них, изображает Святого Лазаря в ризе епископа, покрытой крестами. Другая принадлежит к народному Византийскому стилю и изображает воскрешение Святого Лазаря; 4 больших иконы расположены на стендах украшающих четыре контрофорса центрального свода:

Это русская посеребренная икона Девы Марии (6) , икона воскрешения Лазаря, икона Святого Николая и икона Святого Георгия, изображающая сцены из его жизни. Эта икона относится к 1717 г. и принадлежит кисти Яковоса Мососа, критского иконописца. Кажется, что в прошлое время стены церкви Святого Лазаря были покрыты фресками, так как до прошлого столетия некоторые фрески были видны на контрофорсах центрального свода. Вероятно эти фрески были уничтожены вследствие большой влажности, в районе Ларнаки и особенно в квартале Скала, где высота над уровнем моря очень маленькая. Окрестности церкви Святого Лазаря к югу западу от храма до Соленого озера были огромной болотистой местностью. Известной под названием "Свято Лазарево Озеро".

В глубокой древности, когда район Скала (Свято Лазаревый квартал) был необитаем и город был ограничен приделами Ларнакн, храм Святого Лазаря, расположенный в удалении от города, функционировал как монастырь. Во время франкской оккупации острова франки превратили церковь в Бенедиктинский (Римско - Католический) монастырь, на короткое время монастырь находился в ведении армянских римо - католиков. Когда турки захватили Кипр в 1570 г. они захватили и храм Святого Лазаря, как и все остальные церкви, которыми владели латиняне. В 1589 г. храм был возвращен Православной церкви за 3000 серебром. В то же время Римско Католикам было позволено дважды в год совершать службы в храме (в день Святого Лазаря и день Марии Магдалины (7) в маленькой часовне, которая с севера примыкала к алтарю в северном боковом нефе храма. Однако эта привилегия была отменена в 1794 г. благодаря усилиям Архиепископа Хрисанфоса (1767 - 1810 г.г.) и Епископа Китайского Мелитиоса I (1776 - 1797 г.г.), так как Латиняне, основываясь на этой привилегии, предъявляли претензии на общее владение храмом. У северного входа в храм до сих пор существует пятикрестная эмблема латинян (известная также под названием «Иерусалимский крест»), А в маленькой часовне, примыкающей к алтарю сохраняется до сих пор маленький Латинский алтарь, как напоминание о присутствии Римско-Католиков в минувшие дни. На заре XVIII в., когда район Скала быстро рос и превратился постепенно во второй город, около старой Ларнаки. церковь Святого Лазаря стала главной приходской церковью всего нового города Скала. Однако до середины XIX века церковь называется во всех документах того времени монастырем, несмотря на то, что задолго до этого времени она перестала быть монастырской церковью. Разные жилые комнаты и кельи вокруг храма, соблюдаемый в церкви монашеский обряд, множество богослужений и многочисленный церковный штат придавали ей монастырский вид. Богослужения в этом храме всегда совершались с достоинством и великолепием. Жилые помещения, окружающие храм, (прежде около двадцати) служили в прошлом столетии гостеприимным кровом путешественникам, паломникам, купцам.

В северо - западной части двора, окружающего храм, расположено маленькое протестантское кладбище с мраморными резными надгробиями над могилами, где похоронены европейские купцы, моряки, английские консулы и американские миссионеры.

Уникальным образом связана церковь Святого Лазаря с жизнью горожан Ларнаки. Но прежде чем продолжить, давайте остановимся вкратце на истории города. Скала и Ларнака - города-близнецы были расположены приблизительно в миле друг от друга, были они в средние века построены на месте руин древнего Китиона. Первоначально, во время франко - венецианской оккупации (1192 - 1570 г.г.) городом была Ларнака, известная европейцам по имени "Салинес" -город соленого озера, тогда, как "Скала" известная европейцем под именем Марина, состояла из портовых складов и маленького поселения вокруг церкви Святого Лазаря. Жители занимались обслуживанием порта - разработкой соляного месторождения. Соль была высокого качества и успешно продавалась в Европе. В XV в. роль морского порта Фамагусты уже не так значительна, значение Ларнаки настолько возрастает, что в течении почти 5 столетий (с XV до конца XIX в.) Ларнака становится одним из ведущих портов Средиземного моря и важнейшим центром международной торговли, связующим звеном между Европой и Средним Востоком. Вот почему различные европейские страны того времени: Франция, Англия, Австрия, Венеция, Рагуза, Сицилия, Испания, Россия, Греция, Голландия и др. основали здесь свои колонии и консульства. С возрастанием значения порта возрастает численность населения приморского района Скала. Во второй половине XVIII в. незначительное приморское поселение превратилось в процветающий городок вблизи Ларнаки, в котором чувствовалось европейское присутствие из-за нахождения сотен европейцев (торговцев, консулов и др.), которые поселились в городах-близнецах. Так, в течении турецкой оккупации город Скала - Ларнака был единственным "окном" Кипра во внешний мир, местом, где возможны были контакты с европейской цивилизацией, куда мог проникнуть луч света в те трудные времена рабства.

Тогда как Никосия была административным центром страны, Ларнака - дипломатическим и коммерческим центром острова. До начала XX в. город продолжал быть главным фактором в социальной, культурной, коммерческой, образовательной жизни Кипра. Однако после перенесения консульств в Никосию и перестройки портов в Фамагусте и Лимассоле, важность Ларнаки уменьшается, город теряет свой былой блеск и славу.

Храм Святого Лазаря настолько тесно связана с жизнью города, что его история неотделима от истории Ларнаки. По крайней мере в течении двух с половиной столетий (с XVIII в. до середины XX в.в.) храм Святого Лазаря был религиозным, национальным, филантропическим и образовательным центром города, той осью, вокруг которой вращалась религиозная и социальная жизнь Ларнаки.
Историк Н. Кириазис в своей книге "Город Ларнака в свете исторических документов" говорит: "Среди нескольких церквей на Кипре, которые привлекали всеобщее внимание и участвовали в историческом процессе, церкви Святого Лазаря несомненно предоставлено особое место», и дальше: "Немногие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность какую явила церковь Святого Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся. Храм был сильным и мудрым представителем города и его интересов.

Управление храмом было в руках Комитета, который назначался до 1854 г. путем выбора из самых достойных. После 1854 г. Комитет стал избираться прихожанами. С 1734 г. есть архив о членах комитета и их деятельности. До 1734 г. письменных свидетельств о деятельности комитета нет. Во время турецкой оккупации Церковный Комитет считали комитетом все общины города Скалы, горожане его очень уважали. Турецкие власти рассматривали его как фактор, который они должны были принимать во внимание.

Уникальной была роль Храма Святого Лазаря в области просвещения народа. В начале XIX века в Скале - Ларнаке функционировали частные школы, которые могли посещать только дети богатых родителей.

Около 1850 г. церковь Святого Лазаря основала публичные школы, чье содержание Церковь взяла на себя. Одна из таких публичных школ была основана в 1857 г. во дворе за церковью, ее здание с соответствующей надписью на фасаде можно увидеть и сегодня.

В течение турецкой оккупации и первых десятилетий Британской администрации церковь играла также замечательную роль области филантропии и социального обеспечения, потому что «государство» того времени не предоставляло таких учреждений.

Наконец, надо отметить что когда Президентом Церковного Комитета в 1922 -1924 и 1927 -1928 г.г. был историк доктор Кириазис, был создан "Музей церкви Святого Лазаря", который был размещен в здании уже упомянутой публичной школы, во дворе за храмом. Этот музей содержал много византийских икон (видимо это были иконы более старинного иконостаса), другие церковные сокровища. К сожалению, эти предметы были перемещены в замок, находящийся в Турецком квартале Скалы, где находился районный музей Ларнаки. Вследствие этого во время турецкого мятежа в 1963 г. эти предметы попали туркам в руки и исчезли.

Мелодичный звон колоколов Храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Их привычный звон вплетается в каждодневную жизнь горожан.

Сколько поколений людей приходили к утренней и вечерней службам, оповещенным звоном колоколов Храма! Особенное значение имеют те торжественные службы (вечерни, заутрени, Святая Литургия, литии), когда икону Святого Лазаря выносят на улицы Ларнаки и совершают крестный ход. Это бывает в День Святого Лазаря в субботу накануне Вербного Воскресения и накануне этого дня.

В эти дни жители Ларнаки чувствуют себя ближе к святым местам, и вновь переживают «божественную драму и чудесные моменты перед воскрешением во второй реальной Вифании у могилы возлюбленного Друга Христова».

Вот, очень коротко, такова история Храма Святого Лазаря, друга Христова, первого Епископа Китайского и Святого покровителя Ларнаки, вторая и последняя могила которого бережно хранится в этой прекрасной византийской церкви, которой более тысячи лет.

Иеромонах Софрониос Р. Михаелидес


Источник. Храм св. Лазаря Четверодневного в Ларнаке на Кипре.

В средние века проказа терзала всю Европу. Несчастные больные были вынуждены доживать свой печальный век в полной изоляции - заразиться было очень легко. Не обошла эта беда и воинственных крестоносцев: уже на территории Палестины появилось множество прокаженных, лечившихся в лепрозории за стенами Иерусалима. Здесь-то и начинается странная история странного ордена прокаженных рыцарей, наводивших на противника страх одним своим видом.

В 1098 году крестоносцы в Палестине основали один из самых необычных орденов за всю историю подобных организаций. Дело в том, что Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского изначально был самой обычной больницей для прокаженных.

Странные воины

Вообще-то, та самая больница находилась под юрисдикцией Греческой патриархии, на что и указали самозванным рыцарям представители Святого Престола. В ряды Ордена Святого Лазаря принимали лишь тех рыцарей, кто заразился проказой - в самом деле, на поле боя таким воинам бояться было уже нечего.

Непризнанные под крестом

До самого 1255 года Орден, следовавший «Уставу святого Августина», Святым Престолом признан не был. Однако, европейские короли благоволили к прокаженным, но не сломленным рыцарям: капитул ордена постепенно набирал силу на Святой Земле.

Третий крестовый поход

Основную часть времени Орден проводил в мирных трудах. Только после того, как Саладин захватил Иерусалим в 1187 году, рыцари Святого Лазаря начали принимать активное участие в боевых действиях. Сохранилось множество документов, согласно которым прокаженные рыцари неоднократно вступали в бои во время Третьего крестового похода.

Бойня при Форбии

17 октября 1244 года Орден вполне мог бы закончить свое существование. Битва при Форбии больше напоминала безжалостную резню: крестоносцы потерпели сокрушительное поражение, ну а Орден Святого Лазаря оставил на поле боя вообще всех рыцарей, способных сражаться - включая самого магистра.

Восставшие из пепла

Однако, орден сумели восстановить. Во время Второго крестового похода Людовик XVII наделил прокаженных храбрецов имуществом и доходами в Буаньи. Здесь, после изгнания крестоносцев из Палестины, и была основана новая резиденция Ордена.

Современные крестоносцы

Французы в 1608 году предпочли объединение с орденом Кармельской Богоматери - теперь госпитальеры величали себя Королевским орденом Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского. В таком виде орден существовал до самого 1830 года. Собственно, организация (уже вернувшая себе прежнее имя) существует и в наши дни. Орден Святого Лазаря имеет резиденции в 24 странах мира и занимается благотворительной деятельностью.

10 фактов о воскрешенном друге Христа и традициях его почитания

Лазарь — сокращенная форма древнееврейского имени Елеазар‎ (Elʿāzār), что буквально переводиться как «Бог мне помог».

2

В честь св. Лазаря назван один из самых маленьких и самых закрытых рыцарских орденов — орден Святого Лазаря. Он состоит примерно из пяти тысяч человек, проживающих на пяти континентах. Этот военно-монашеский орден был основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных и принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Сегодня орден занимается по большей части благотворительной деятельностью.

3

До сих пор точное место захоронения моще св. Лазаря достоверно не известно. В православной традиции считается, что Лазарь погребен в окрестностях Китиона, католическая традиция предполагает, что он проповедовал и был похоронен во Франции. Однако самым вероятным местом погребения праведного Лазаря на сегодняшний день является могила в Вифании - селение, упомянутое в Новом Завете как родной город Лазаря, Марии Магдалины и Марфы. Ныне это поселение - городом Аль-Азари́я, принадлежащий мусульманам.

4

При церкви св. Лазаря в Ларнаке (Кипр), где в подземной крипте расположена гробница, находится музей. Экспозиция этого музея уникальная тем, что ни один предмет не был сделан на заказ, все представленные объекты — дары прихожан храму, преподнесенные в разные века. Со временем в здании церкви для них перестало хватать места, поэтому было решено отвести для хранения целое здание, превратившееся вскоре в музей.

5

Яма Лазаря — бассейн с целительной водой, который использовал один из главных врагов Бэтмена и суперзлодей вселенной DC Comics Ра’ш Аль Гул для продления своей жизни.

6

Одна из самых необычных интерпретаций новозаветного сюжета с воскрешением Лазаря была сделана Ван Гогом, который, по мнению многих искусствоведов, на картине изобразил в роле Лазаря самого себя. Эта работа отличается весьма вольной композицией, мало напоминающей каноническое изображение «Воскрешения Лазаря». Христос, совершающий чудо, у художника заменен солнцем в зените, а главное место в картине занимает Лазарь и его сестры — Марфа и Мария.

7

В России образ Лазаря Убогого, символизирующего человека, страдающего на земле от бедности и болезней, но вознаграждаемого в своей загробной жизни, был настолько частой темой в так называемых духовных стихах, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих.

8

Одним из последних фильмов, где использован сюжет воскресения Лазаря, стал фантастический боевик «Записки Лазаря» (The Lazarus papers ), вышедший в 2010 году. Сюжет повествует об азиатском шамане-лекаре Аруне, который, после того как его и его семью убил кровожадный наемник Себастиан, воскресает и получает бессмертие. Однако, тоскуя по своей погибшей семье, он отправляется на поиски тайного способа избавления от бессмертия.

9

Сегодня, на социалистической Кубе, просить подаяние разрешено только людям, посвятившим себя Святому Лазарю. Как правило, люди из самых дальних уголков острова, направляясь к храму, ползут на коленях или даже на локтях, начиная свое путешествие задолго до 17 декабря, официального праздника, посвященного святому. Многие кубинцы верят, что Святой Лазарь отпустит их грехи, увидев, как они себя истязают. Святому Лазарю жители Кубы молятся об исцелении, поэтому у церкви всегда продают статуэтки, изображающие прокаженного в лохмотьях, которому собаки вылизывают язвы.

10

Святой Лазарь считается святым покровителем острова. Этот праздник отмечают на Кубе не только христиане, но и последователи синкретической религии Сантери́, для которых св. Лазарь также символизирует божество Бабу-Айе - повелитель всех заразных болезней и эпидемий.

Координаты : 34°54′42″ с. ш. 33°38′05″ в. д.  /  34.911546° с. ш. 33.634807° в. д.  / 34.911546; 33.634807 (G) (Я)

Церковь Святого Лазаря (греч. Ιερός Ναός Αγίου Λαζάρου , Агиос Лазарос) - православный храм IX века в городе Ларнака , Республика Кипр ; принадлежит Кипрской православной церкви .

История

По преданию, гробница Лазаря была утрачена в период арабского владычества в середине VII века . В 890 году в Ларнаке была обнаружена гробница с надписью «Лазарь Четверодневный, друг Христов» . По указу императора Льва VI мощи Лазаря были перенесены в Константинополь в 898 году , где были положены в храме Праведного Лазаря. Перенесение мощей вскоре стало православным праздником, отмечаемым 17 (30) октября .

За восемь дней до Пасхи , в Лазареву субботу , икону святого носят по улицам Ларнаки во время праздничного шествия.

Напишите отзыв о статье "Церковь Святого Лазаря"

Примечания

Литература

  • Софрониос Р. Михаелидес // «Святой Лазарь, Друг Христов и первый Епископ Китийский (История Его Храма в Ларнаке)», г. Ларнака, Кипр, 1999 г. (рус.)

Отрывок, характеризующий Церковь Святого Лазаря

Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.

Церковь.

На Кипре есть два трехкупольных храма: Святого Лазаря в городе Ларнака, о котором пойдет речь в данной статье и храм монастыря Святой Варвары близ города Фамагуста. Строительство храма Святого Лазаря началось в 890 году на месте уже существующей в то время церкви, где был захоронен друг Иисуса Христа Лазарь. Средства на строительство были предоставлены городу Китион (тогда так назывался город Ларнака) императором Византии Львом VI Мудрым, взамен части мощей Святого Лазаря. Храм сделан из камня, состоит из трех неф - центрального и боковыми помещений и тремя куполами, расположенными на среднем нефе. В ранней истории храма, когда район, где он находится, был необитаем, вокруг были болота (Свято Лазаревские болота), это сооружение имело статус монастыря.

В период Венецианской оккупации Кипра храм был назван Бенедиктинским монастырем и принадлежал Римской Католической Церкви. После того, как турки захватили Кипр, храм был выкуплен Православной церковью (1589 г.) Туркам было выгодно присутствие православия, так как они пытались уменьшить влияние европейского католицизма в регионе. Однако католикам было разрешено дважды в год совершать службы в храме в пределах маленькой часовни, которая примыкала с севера к алтарю, вплоть до 1794 года, когда Архиепископ Хрисанфос и епископ Мелитиос I , возмущенные претензиями католиков на единоличное владение храмом, не отменили разрешение для католических служб.

О католическом присутствии говорит «Иерусалимский крест», который и ныне можно наблюдать у северного входа в храм и Латинский алтарь, расположенный в небольшой часовне, примыкающей к алтарной части храма. С развитием города, храм фактически перестает быть монастырем, только числится им по документам, вплоть до XIX века.
Три купола впоследствии были разрушены, то ли от землетрясения, то ли, их приказали снести турецкие захватчики (к 1571 г. весь остров был оккупирован Османской Империей).

Аркада у храма была построена в ходе реставрационных работ позднее.

В период власти османов на Кипре колокольный звон и сами колокольни были запрещены - колокола в храме Святого Лазаря располагались на деревянных конструкциях в виде столбов - в Ларнаке турецкое влияние было установлено не в таких жестких рамках как в других городах Кипра, колокола никто не снимал. В 1856 г. Россия потребовала отмены этого запрета. Через несколько лет закончилось строительство каменной колокольни, которая в последующем тоже разрушалась и снова восстанавливалась.


Иконостас храма - воплощение высокого мастерства резьбы по дереву. Его создание началось в 1770-х годах и продолжалось несколько десятков лет. Покрыт он золотом, украшен 120 иконами. Алтарь сделан в 1773 г. и также является эталоном мастерства резьбы по дереву. Икона с изображением Святого Лазаря в облачении, покрытом крестами - риза епископа, икона, повествующая о воскрешении Лазаря и много других икон украшают стены храма.





Воскрешение Лазаря.

Данное событие, как и почти любой другой религиозный сюжет можно назвать легендой, сказкой и т.д. В упрощенном виде её можно пересказать так:

Л азарь и две его сестры - Марфа и Мария были друзьями Иисуса Христа, который часто бывал в их доме в селе Вифания на Западном Берегу Реки Иордан в 3 км. от восточных окраин Иерусалима. Е сть несколько вариантов «как Иисус узнал, что Лазарь болен». П о одним данным, во время болезни и последующей смерти Лазаря, Иисус находился на другом берегу Иордана и предчувствовал болезнь и смерть друга «провидел Иисус Христос Своим Божеством», сказал апостолам про это и они все вместе пошли в Вифанию к Лазарю. П о другим - когда Лазарь тяжело заболел, Иисус уже находился на пути в Вифанию вместе с Апостолами, но не предчувствовал крайне болезненного состояния своего друга (по крайней мере, ничего не рассказывал про это своим попутчикам). Сестры Лазаря узнали, что к ним направляется Иисус в компании Апостолов, послали навстречу гонцов, чтобы те поторопили их. Марфа и Мария верили, что Иисус может вылечить Лазаря, который находился уже в присмерти. Отправленные сестрами Лазаря люди встретили путников и рассказали им всю ситуацию. Несмотря на это, Иисус приказал Апостолам остановиться на пару дней отдохнуть. На вопросительные взгляды Апостолов относительно такой медлительности в столь экстренном деле как излечение Лазаря, Иисус, якобы, сказал: «Болезнь Лазаря не к смерти, но к славе Божией. Да прославится через нее Сын Божий…» Т.е. , через чудо воскрешения Лазаря, Иисус в очередной раз прославит Бога и самого себя. В итоге, по первому или второму вышеописанному сценарию, а может быть, еще по какому-нибудь, Иисус оказался в Вифании, когда Лазарь уже умер, мало того, он уже начал разлагаться. По разным описаниям, от погребальной пещеры с прикрытым камнем входом исходил зловонный запах: «Господи, Господи, брат наш Лазарь, четыре дня уже как в гробу лежит и смердит!» - говорила Иисусу Марфа, он а не верила уже, что в данной ситуации можно как-то вернуть в тело ее брата жизнь. В жарком климате Палестины гниение трупов начинается быстро, по - этому похороны проводят сразу - в день смерти человека. На четвертые сутки, в таком климате признаки разложения становятся настолько явными, что ни у какого здравомыслящего человека, при виде такого гниющего тела, даже не возникнет мысли о каком - либо воскрешении. Скептическое отношение к этому сестры Лазаря Марфы понятно. В ответ Иисус сказал: «Воскреснет твой брат, ибо Я есть Воскресение и жизнь. Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию ? » После этого Иисус подошел к погребальной пещере и сказал убрать камень, закрывающий вход в нее. Сестры Лазаря согласились, и камень был убран. Вокруг столпился народ, все пристально наблюдали за происходящим. Иудеи , стоящие в толпе, выкрикивали в адрес Иисуса оскорбления, кто-то демонстративно плевался, показывая свое отвращение к происходящему, а остальные просто остановились посмотреть. Иисус смотрел на небо и читал молитву, по его щекам текли слезы. Через некоторое время Иисус несколько приблизился к открытой погребальной пещере и громко сказал: «Лазарь, иди вон!» На глазах у многочисленных людей из пещеры вышел обмотанный погребальными пеленами, с платком на голове Лазарь. По одним источникам, он вышел медленно, по другим - выбежал, как будто испуганный чем то, человек. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет!» Люди были настолько удивлены произошедшим, что никто не мог проронить ни слова. Некоторые иудеи, затаили после увиденного еще большую злобу на Иисуса, поспешили в Иерусалим. Там они рассказали членам синедриона (высший судебный орган в городах Древней Иудеи) о случившемся, вскоре было принято решение убить Иисуса. Следующие два дня Иисус гостил у воскрешенного Лазаря дома. Там Он сказал Лазарю отправляться на Кипр, во избежание гонений со стороны иудеев. Лазарь прибыл на Кипр в 33 г. н.э. в возрасте 30 лет, где впоследствии имел титул первого Епископа Китийского. Прожил Лазарь после воскрешения еще 30 лет в г. Китион (на месте Китиона образовался г. Ларнака, некогда состоящий из двух городов: собственно Ларнака и портовая часть Скала, где находилась церковь Святого Лазаря). Согласно легендам, после прибытия на Кипр, Лазарь никогда не улыбался, лишь один раз на его лице появилась улыбка, когда он увидел, как кто-то крадет горшок - «Глина крадет глину!» - сказал он с улыбкой. Так же он всю пищу принимал с медом (или со слабоалкогольным напитком на его основе), якобы, «подсластить свою тоску по своему другу Иисусу». Еще есть легенда, что на месте Соленого озера в Китионе (Ларнаке) в то время был большой виноградник. Лазарь прогуливался там и захотел выпить виноградного сока, подошел к хозяину и попросил разрешения. В ответ хозяин сказал, что у него нет винограда. Когда Лазарь показал на стоящую рядом корзину полную винограда, хозяин сказал, что это соль. Вскоре виноградник завял, а на его месте образовалось болото, а потом - большое соленое озеро, которое так сейчас и называется «Соленое озеро».


Мощи Святого Лазаря.

Впервые мощи Святого Лазаря были обнаружены в 890 г. в церкви, которая находилась на месте нынешней церкви Святого Лазаря. На склепе была надпись «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа». В то время Императором Византии был Лев VI Мудрый. Он узнал об этой находке и приказал доставить Святые мощи в столицу Империи Константинополь. Взамен выделил средства и силы на строительство нового храма на месте уже существующего. В 1972 году в саркофаге под алтарем церкви Святого Лазаря была обнаружена часть останков Святого. Это говорит о том, что жители Китиона не отдали все мощи целиком. Саркофаг и по сей день находится на своем месте. На одной из его сторон надпись означающая слово «Друг». Он сделан взамен саркофага, который был увезен в Константинополь по распоряжению Льва VI Мудрого вместе с частью мощей Святого Лазаря. Из Китиона Святые мощи были доставлены в Крисополис, потом перемещены в Кафедральный Собор Святой Софии. В дальнейшем Лев VI кроме храма в Китионе, построил еще один, названный именем того же Святого - в Константинополе, где и находилась часть мощей до того времени, когда их не захватили крестоносцы, которые завоевали город. Они увезли останки Святого Лазаря в Марсель, где их дальнейшая судьба не известна.

Фотографии и текст: Анатолий Сидоров

Loading...Loading...