Туристический потенциал - Мстиславль.

Карта достопримечательностей Мстиславля

Находится на реке Вихре, притоке Сожа. Расположен в 95-и км и в 13-ти км от границы с Россией .

Учёные-историки и археологи выяснили: древняя летопись, указывающая на то, что белорусский город Мстиславль основан в 1156 году, ошибается.

Один из самых древних городов Беларуси оказался старше, по крайней мере, лет на шестьдесят. Это удалось определить благодаря дендрохронологическому методу. То есть исследованиям подверглись фрагменты дубовой мостовой, а также деревянных строений. На основании анализа годичных колец древесины был сделан вывод, что весь город построен в промежутке времени с 1098-го по 1101-й год. В данный момент минские специалисты разрабатывают дендрохронологическую шкалу Мстиславля. Такие таблицы имеют многие древние города, например, . Для каждого региона характерен свой уникальный рисунок годовых колец, обусловленный климатом, поэтому нельзя ранее разработанную таблицу применить для другой местности. Для упомянутого выше фрагмента дубовой мостовой характерно то, что под пластом, на котором он лежал, находился другой культурный слой, относящийся к первой половине Х века и к XI веку. В этом же раннем горизонте были найдены ключи и замки, а это отнюдь не деревенская атрибутика. Мстиславль уже тогда был городом!

Впервые в Ипатьевской летописи Мстиславль упоминался как крепость на западной границе Смоленского княжества.


Мстиславль — (районный центр области) впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1156 г. как крепость на западной границе Смоленского княжества. У историков есть мнение, что поселение возникло на полвека раньше и его название связано с князем Мстиславом Владимировичем — сыном Владимира Мономаха, правившим Смоленском в начале XII в. (Л. Алексеев).


Экономическому и культурному развитию Мстиславля способствовало его расположение на реке Вихре (бассейн Сожа и Днепра) и перекрестке сухопутных дорог с западных земель на Смоленск и Москву. В 1569 г. Мстиславль стал центром обширного Мстиславского воеводства, в состав которого вошли города Могилев, Орша, Кричев.


Являясь пограничным городом Литвы и Руси, Мстиславль часто подвергался осадам. В 1648 г. в воеводстве началось восстание, которое было поддержано русскими войсками. В 1654 г. Мстиславль был взят князем Трубецким и его укрепления сравнены с землей.


В Мстиславле сохранилось два историко-археологических памятника: Девичья гора и Замковая гора. Обе горы находятся сейчас под охраной государства как памятники археологии.


Представление о старой планировке Мстиславля, разросшегося у древнего замка, дает схематическая подоснова на проектном плане города 1778 г. По ней видно, что два основных уличных направления брали свое начало от детинца и переходили в дороги на Могилев и Чериков. Эти улицы не отличались четкой трассировкой, имели изломы. Арегулярность прослеживается во всей сети улиц, переулков и тупиков города, что объяснимо пересеченным рельефом, с одной стороны, нормами и укладом жизни средневекового города — с другой. Насыщенность территории уличной сетью отмечается близ детинца.


Проект города Мстиславля 1778 г. был выполнен без учета исторически сложившейся планировки. По существу был разработан совершенно новый, строго регулярный (геометрически "правильный") проектный план, в котором, однако, были сохранены все памятники архитектуры и археологии. Прямоугольная планировка конца XVIII в. с осевой композицией, на которую нанизывались площади, сохранилась с небольшими изменениями до нашего времени и больше отражает градостроительную политику периода переустройства городов Российской империи, чем планировку старого Мстиславля (до XVIII в.).


Монументальные архитектурные памятники Мстиславля представляются бывшим иезуитским костелом с монастырем — теперь Николаевский кафедральный собор, кармелитским костелом и церковью Александра Невского, построенной в 1877 г. на базе бернардинского костела.


Другие культовые постройки Мстиславля, как, например, деревянные церкви православного братства или доминиканский костел, сгорели или были разобраны в XVIII—XIX вв. Сборная церковь Александра Невского, возвышающаяся над всей застройкой города (о ней было сказано выше), имеет ценность больше историческую, чем художественную.

Мстиславль, архитектура, земская управа, храм св. Александра Невского, "Париж" - земское собрание и госитиница, коллегиум иезуитов, монастырь кармелитов, казначейство, памятник учителю, Замковая гора.

Лето клонилось к осени, на полях паслись коровы и аисты. Автобусные остановки повсюду расписаны цветами - здесь зимой и летом цветут тюльпаны, ирисы, лилии, кувшинки, сирень, краснеют маки, склоняют головки на ветру хрупкие ромашки.
Рулон новенькой дороги Орша-Горки будто бережно расстелен к приезду самой Екатерины II по живописнейшим местам, да ещё по краю оторочен кокетливо примеряющими золотые пряди берёзками. Кое-где вьётся серая лента асфальта среди сказочных сосновых боров с редкими, словно заблудившимися елями.
Вёрсты, вёрсты... Вёрсты плавного покачивания в автомобиле, да настолько плавного, что так и хочется радостно воскликнуть: "А дорога-то настоящая, не Потёмкинская!"
Одна деревня сменяет другую, не давая заскучать, привыкнув в пути к красоте лета, что балансирует на лезвии бритвы, переходя от июльского зноя к августовской зрелой сдержанности. Многие деревенские дома сменили старые добрые деревянные окна на пластиковые стеклопакеты и смущённо смотрят на дорогу днём, старательно пряча взгляд. И лишь немного оживают к ночи, ловя отражения чиркающих чего-то своё на прописях августовского ночного неба звёзд. А может это письма далёких родственников, живущих в соседних галактиках? Даже если б окна и знали, разве могут они открыть чужую тайну?
Так и древний Мстиславль несёт через века тайны минувших столетий, не теряя надежды, что однажды чей-то более внимательный и чуткий взгляд приоткроет завесу прошлого, стряхнув седую паутину полузабытых преданий. И нестройная череда легенд, нашедшая свой путь через века, выстроится в ровную, цветную и яркую, до сих пор недописанную волшебную сказку, в которой мы с вами добавим свою главу.

История Мстиславля

Впервые Мстиславль упоминается в летописных источниках в 1156 году, в Ипатьевской летописи, а основан город был в 1135 году смоленским князем Романом Ростиславичем. Подобно Риму расположен он на холмах, ещё точнее на 6 холмах - Девичья гора, Замковая, Панивойская, Троицкая, Тупичевская и Кладбищенская. История каждой из них состоит из преданий, одно заманчивей другого, но истинное полодение вещей надёжно скрыто туманом столетий. Изначально, ещё лет за 50-100 до начала нашей эры, первое поселение существовало на Девичьей горе, ныне она памятник археологии. Мимо несёт свои воды одна из самых чистых на сегодняшний день в Белоруссии рек, река Вихра. Городище это небольшое 130*140 м, но высокое. Сколь высоким бы оно ни было, но приходит время и, как обычно, остро встаёт квартирный вопрос:) "Королевство маловато, разгуляться негде". И пришедшие на эти земли в начале прошлого тысячелетия славяне облюбовали Замковую гору, максимальная высота которой около 20 метров. Гору окружают естественные овраги, которые вскоре для пущей защищённости были обнесены валами.
Как и многие города Беларуси, имел Мстиславль немалое стратегическое значение - располагался на сухопутном пути из западных земель в Смоленск, через него открывался путь к укреплённым замкам Посожья. Конечно же и доставалась Мстиславлю при первой же заварушке. Неоднократно замок уничтожался полностью, как, например, в 1654 году, когда город был взят войсками князя А Н. Трубецкого, Г. С. Куракина, Ю. А. Долгорукого, С.Р. Пожарского. Об этих событиях помнят фрески костёле св. Девы Марии. Вскоре город обезлюдел.
К приезду Екатерины II в 1787 от замка уже ничего не осталось, ведь в ходе Северной войны любил Пётр I взрывать укрепления, чтоб не достались врагу.

Архитектура Мстиславля

Рельеф местности холмистый, улочки кривые, непараллельные. Одним словом, тихий уголок провинции ко 2й половине XVIII века, от которого веяло не стариной, а самой древностью, ведь время замедляет свой бег, сохраняя иезуитский коллегиум, кармелитский костёл, и Замковые горы...
Но при Екатерине II утвердили генеральный план застройки города, его слободы были поделены на четырёхугольные участки, ограниченные пересекающимися перпендикулярными улицами, которые соходились к площадям и имели названия от существовавших некогда церквей - Афанасьевская, Спасская, Крестовая, Михайловская, Соборная. Не забыли в топонимике улиц Мстиславля упомянуть и монастыри - Кармелитский и Бернардинский. Традиционно и по сей день называть улицы, выводящие на трассу, соединяющие соседние города, созвучно этим же самым городам - Могилёвская, Шкловская.
Все достопримечательности старательно разместились неподалёку друг от друга, словно стремясь и на карте путеводителя попасть на одну страницу, чтобы даже на бумажном листе быть рядом, либо так уж исторически сложилось. А впрочем, и теперь спустя столетия, нам, туристам, даже приятно идти по лабиринту красот прошлого, не прибегая к помощи нити, подобно Тесею... Будто спираль раковины улитки раскрутим лабиринт, оставив самое интересное напоследок.

Земская управа

Первым на улицах Мстиславля нас встретил Мстиславльский Государственный строительный техникум, занявший стариный дом постройки конца XIX - начала XX столетия, в котором прежде размещалась земская управа. Красуется он витиеватой решёткой балкона, наблюдая одновременно за городским парком да храмом святого Александра Невского, с одной из сторон окруженный забором, живописно отображающим важнейшие вехи в истории города. Даже припаркованная возле него лошадь с телегой, кажется, не прочь узнать побольше о древней истории своего древнего города.

Храм Александра Невского

Взгляните на реставрирующийся храм святого Александра Невского. Словно стараясь успеть к золотой осени, посреди которой его наряд будет наиболее выигрышным, принарядился он в приятный для глаза оптимистичный зелёный цвет да перекрыл часть куполов в сверкающее на солнце золото.

Городской парк


Мстиславль, городской парк - памятник защитникам Отечества, братская могила.

Заглянем и в городской парк, где в сени деревьев отдыхает от полуденного зноя памятник павшим воинам в годы Великой Отечественной. Мстиславль был освобождён от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году.

В 2011 году во время проведения земляных работ неподалеку от здания нынешнего молокозавода были найдены останки 185 красноармейцев. Старожилы вспоминали, что именно на этом месте немцы в 1941 году расстреляли пленных красноармейцев. Останки с почестями перезахоронили в братской могиле.

Школа

В грустном запустении стоит бывшая средняя школа города Мстиславль прямо напротив коллегиума иезуитов. Стоит и без огонька, без искорки задора смотрит на город из под сени лип. Сперва казалось, что старинный особняк, отслужив своё, взял под своё крыло детишек, обучая грамоте и далее по общеобразовательной программе:). Ан-нет, и сто лет назад, начиная с 1908 года, в этом небольшом особняке была гимназия. Образование не изменило адреса уж более ста лет.


"Париж" - земское собрание и госитиница

Мстиславль, "Париж" - земское собрание и госитиница.


Коллегиум иезуитов


Монастырь кармелитов

Казначейство

Памятник учителю

Замковая гора, детинец



Во многих белорусских городах есть Замковая улица. Значит, рядом непременно или сам замок, или городище - "Замковая гора" - укреплённое место, окружённое рвами и валами, где прежде защищал мирных жителей от набегов неприятеля старинный замок. Замки были разные - целиком каменные, как сохранившиеся до наших дней Мир и Несвиж, Лидский замок, а могли быть и деревянными на каменном фундаменте, как, например, . А бывали и деревянные замки, которые ещё не успели "переодеть" в камень и кирпич, как они уже потеряли своё оборонное значение. Мстиславльский замок стоял на высокой горе с XII по XVIII век и как раз был деревянным, с юга и юго-запада окружённый деревянным посадом. Конечно в замке проживал князь со своей дружиной, которая и защищала замок в случае опасности, окружал замок своими стенами и дома простых жителей. Были в замке и свои улицы. Невозможно себе представить княжеский замок без храма - и такой отстроили в южной части укрепления. В центре замка в XV-XVI веках была выстроена башня донжон, на первом этаже которой располагалась церковь. В башне во время осады укрывалось мирное население, донжон обычно брали последним... Сейчас на территории Белоруссии сохранился подобный лишь в Каменце. А в прошлом донжон был ещё в и ряде других городов. Сейчас на городище живут люди в частных домиках каменных да деревянных. Можно только догадываться о том, что именно находят они по весне, вспахивая свой огород:).

А ведь прежде, во времена археологических раскопок, здесь была найдена вторая в Белоруссии берестяная грамота, относящаяся к XIII столетию, нательный крест с надпиью "Богородица, помогай", кожаные ажурные башмаки, модные в XII веке, более поздние стрелы для арбалетов и осколки чугунных ядер, нидерландский дукат 1652 года, настолько редкий, что хранится банке города.

Поскольку Мстиславль с XIII века находился на границе двух государств россии и ВКЛ, битвы за город разворачивались нешуточные, а значит, и содержать укрепления замка да городской колодец на случай длительной осады надлежало в должном порядке!!! Для ремонта колодца приезжали специальные мастера из самого .

Часто Мстиславль называют «Белорусским Суздалем» - и не зря: по количеству достопримечательных мест город находится в плеяде лидеров не только Могилёвской области, но и республики.

Среди ярчайших памятников духовности Мстиславского района – Пустынский Успенский монастырь. Монастырский комплекс уютно раскинулся в 11км. от Мстиславля. Тут и до границы с братской Россией рукой подать - всего семь 7 км. Место здесь и вправду священное: умиротворение и покой витают в воздухе. Сразу хочется отключиться от повседневных забот, предаться созерцанию и размышлениям о смысле бытия…

Пустынский монастырь был основан в 1386г. князем Сименоном Лугвеном. Согласно легенде, князя настигла серьезная болезнь, и он резко потерял зрение. Однажды во сне князю привиделся старец, который велел идти в Пустынь, найти криницу и омыть ею глаза. Князь последовал совету и исцелился. А на святом месте велел построить монастырь, и над криницей воздвигнуть часовню. Вода в источнике и по сей день – чудотворная: говорят, регулярное ее использование (как наружное, так и внутреннее) восстанавливает зрение и слух. В летний период монастырь посещают до 1000 паломников – поклониться святыне, испить водицы и окунуться в монастырскую купальню.

С приходом власти Советов, в 1925г., Пустынский монастырь был закрыт, а на его месте работали детский дом (до 1966г.) и школа (до 1970г.) В 2003г. по благословению епископа Мстиславского и Могилевского Сафрония началась реставрация монастырского комплекса. В июле 2008г. был утвержден проект восстановления монастыря. Бюджет проекта составил 94млрд. белорусских рублей, в самое ближайшее время начнется освоение этих средств. На данный момент «своими силами» уже восстановлена белоснежная бойница высотой 60м. с установленными на ней шестью колоколами: одним большим и пятью маленькими. Большой колокол был передан в дар монастырю предпринимателем из Магнитогорска. К сожалению, почти вековое запустение дает о себе знать: некоторые строения монастыря уже не подлежат реставрации.

Лик Христа – это уникальное божественное знамение, которое привлекает множество паломников в Пустынь. В 2003г. монахи принялись приводить в порядок одно из строений монастыря (бывшее здание школы). На стене, где ранее располагалась школьная доска, они обнаружили проявившийся лик Спасителя. Это стало божьим знаком, призывом к восстановлению Пустынского монастыря. Изображение Христа и крест с распятьем под ним настолько четко просматриваются, что мурашки пробегают по телу. Говорят, с каждым годом очертания Спасителя становятся ярче и выразительнее, а на некоторых фотографиях можно увидеть прозрачно- голубые глаза Иисуса. По утверждению местного монаха - иеродиакона Терентия - лик Христа символизирует укрепление веры в сердцах прихожан.

В настоящее время монастырь существует за счет пожертвований и продажи церковной утвари. Плюс ко всему, ощутимую помощь в ведении монастырского хозяйства оказывают «трудники», прихожане-добровольцы, живущие за пределами монастырских стен.

Ещё одним значительным храмом, построенным по велению Симеона-Лугвена, стала Онуфриевская обитель, которая «моложе» Пустынского монастыря почти на тридцать лет.

Монастырь основан в 1407 году. Легенда гласит: княжич, сын Симеона, будучи подростком, заблудился в здешних лесах. Семь суток блудил юнец, пока не встретил старца Онуфрия, указавшего ему путь к отчему дому. Обрадованный чудесным спасением сына, Симеон-Лугвен на месте явления княжичу святого поставил церковь, которая с тех пор и называется Свято-Онуфриевской.

До XVI века история Онуфриевского монастыря скрывается за завесой тайны, документально не подтверждена. По первому разделу Речи Посполитой в 1772 году монастырь оказывается в границах Российской империи.

В 1839 году монастырь возвращается православным. На сегодняшний день, к сожалению, монастырская церковь сохранилась лишь частично.

В дальнейшем прозрение отца и спасение сына имели историческое значение. Благодаря стойкости и мужеству Мстиславского, Смоленского и Оршанского полков, ими руководимых, в битве под Грюнвальдом были разгромлены рыцари Тевтонского ордена.

Героической страницей истории Мстиславля является история его Тупичевского монастыря . Достаточно сказать, что это был единственный в городе монастырь, который до конца, даже в самое тяжелое для него время сумел не поддаться религиозной экспансии, оставался в православии, сохраняя, при этом, исконные традиции обрядов, язык и культуру.

В начале XVII в. громадное влияние на молодежь города стал оказывать иезуитский коллегиум. Желая предотвратить стремительное падение влияния своих духовников, православное братство решило основать свой центр в городе - с училищем, монастырем, церковью и домом для нищих и убогих.

В.Г.Краснянский сообщает: «Константину Ипатьевичу Москевичу (отцу) принадлежало урочище Тупичевщина около Мстиславля. Там он вначале построил бесприходную церковь во имя Сошествия Св.Духа. Здесь же он решил построить монастырь. Затем сыновья описали некоторые земли, имущество и церковь Тупичевщины созданному здесь монастырю. Таким образом, монастырь оказался огражденным частной землей, куда не простиралась королевская власть». Созданию и развитию деятельности этого монастыря содействовал также местный подкормий Богдан Стеткевич. Во всем Мстиславском воеводстве православные монастыри насильно отнимались в унию - лишь Тупичевский упрямо продолжал оставаться в православии. Многократно с толпой единоверной шляхты, чтобы запугать упрямцев, студенты-иезуиты «вторгались в обитель, бросали зажженные факелы»…

Урочище Тупичевщина представляет собой клин земли, возвышение, отрезанное от города с двух сторон глубокими оврагами ледникового происхождения. У подножия его простирается обширная, раскинувшаяся на несколько километров, пойма реки Вихры. Крутогорье служило монастырю надежным щитом обороны.

Со стороны города свою обетованную землю монахи обнесли саженной высоты стеной из кирпича. Толщина стены достигала метра. В том месте, где стену разрывали две высокие шестигранные башни, находились въездные деревянные ворота. По-видимому, царь Петр въехал именно в эти ворота, когда в 1708 г. прибыл в город, чтобы отслужить в Тупичевском монастыре молебен перед битвой со шведами на реке Черная Натопа. Впрочем, существовал и другой въезд - хозяйственный. В том месте и теперь в остатках стены торчат железные петли, давая представление о размерах некогда сидевших на них ворот. Кроме твердости характера людей, ратовавших за чистоту своей веры, кроме красивого берегового возвышения и мощной оборонительной стены Тупичевский монастырь славился своими храмами и в особенности самым первым - деревянным храмом во имя Сошествия Святого Духа. Воистину это была сокровищница белорусского искусства.

К постройке храма приступили в 1641 г., в период самых гонений православия. Откуда только все бралось: деньги, строительные материалы, украшения для интерьера. Люди приходили и работали бесплатно, «чтобы послужить вере истинной и Богу единому». В начале XX века храм еще был цел. Владимир Гаврилович Краснянский бывал в нем и сообщает, что там сохранилось много «древних икон и священных предметов, пожертвований монастырю патриархами и парями». «Но особенно выдающеюся достопримечательностью храма, - пишет он, - является его стенная живопись; стены обиты холстом, и по холсту красками изображены события ветхозаветной и новозаветной истории. Живопись высокого качества, но дышит наивным глубоким религиозным чувством». А вот названия некоторых из тех рисунков: «Сотворение мира». «Изгнание из рая», «Ноев ковчег»… Средневековый художник остался безымянным. Какова судьба тех рисунков? Какова судьба того замечательного храма? Куда девались остальные каменные храмы Тупичевского монастыря: Пресвятой Богородицы (1771), Во имя Успения Богоматери (1895)?.. То, что сделали здесь в двадцатых годах прошлого столетия, можно назвать «началом варварства». Позднее, в шестидесятые годы, городские власти учинили настоящий погром старине - подняли руку на свой золотой запас, на то, что было связано с героикой и талантом мстиславцев…

Не каждый монастырь мог гордиться таким красивым месторасположением. С Тупичевского возвышения как на ладони просматривались луга, дороги, река - целый мир. Здешние монахи именовали себя «приближенцами неба», «избранниками Божьими», «жителями рая». В сущности, это были наивные романтики, фантазеры. Жизнь, как будто, опровергала их взгляды. Тем не менее, они упрямо держались своего, до конца. Теперь горько подумать, что вместе с ними жизнь скосила какую-то хрупкую, но необходимую для всех нас ветвь, ветвь чистого духа, наивного устремления к красоте, святости. Тупичевский монастырь принадлежал не только монахам и жителям города, он принадлежал Вселенной. Он был необходим будущему и являлся ступенькой в него. Поэтому во сто крат сильнее о потерях на Тупичевщине будут сожалеть наши дети и внуки.

Не толстые стены обители сдерживали полтора столетия наскоки иноверцев, а настоящая, преданная любовь к истокам своей духовности. Преданность вере, традициям, старине закаляла характер и множила разум.

Фрагменты брамы бывшего Тупичевского монастыря

Мазоловский женский монастырь основан в 1665 году дочерью Мстиславского стольника Николая Суходольского Марианной. При захвате монастыря Базилианским орденом были уничтожены многие книги и рукописи, а игуменья и монахини изгнаны.

В 1778 году монастырь вновь стал православным.

Сохранившаяся монастырская церковь - это памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.

Двухбашенный, исполненный в формах раннего барокко иезуитский костел Св. Николая являлся первым каменным сооружением в Мстиславле. Он построен в 1614 г. иезуитами при содействии и фактически полной фундации мстиславльского старосты Петра Паца. Костел имел шесть алтарей.

До некоторого времени судьба этого сооружения была благополучной. Его не коснулись опустошительные пожары, порой случавшиеся в городе, его не грабили, хотя он имел богатейшую ризницу, по нему не стреляли из пушек… Вместе с жилыми корпусами и зданием коллегиума (среднего учебного заведения, готовившего иезуитов-духовников) костел занимал значительную часть территории в центре города. Это был целый городок, обнесенный длинной кирпичной оградой, удивлявшей не только высотой своей и толщиной, но и замысловатостью архитектуры и кладки. (В некоторых местах в ограду были встроены многогранные сторожевые башенки.) В самом центре городка находился обширный сквер и небольшая площадь, так называемое «место дебатов» молодых иезуитов.

Звезда костела начала меркнуть в двадцатых годах XIX столетия, когда иезуитов изгнали из России. Политические изменения повлекли за собой целый ряд прочих: в 1842 г. костел был исправлен по образцу православных храмов, в нем устроили иконостас и надстроили большой деревянный купол. И переименовали в Николаевский собор. А в зданиях бывшего коллегиума разместили духовное училище.

Но главные увечья этому величественному памятнику истории нанесли большевики в двадцатых годах XX столетия. В этот период переделки коснулись главным образом интерьера. Свод зашили плоским перекрытием, обив потолок фанерой… Масляной краской закрасили фрески и в частности уникальную роспись главного алтаря.. . В одном боковом нефе устроили ложу для музыкантов, а на месте главного алтаря установили сцену… В подвалах разместили буфет… Деревянные творения средневековых резьбарей ломали и тут же сжигали на улице перед костелом… Была сожжена и уникальная библиотека старых книг на латинском, когда-то принадлежавшая коллегиуму… О культуре, о будущем тогда не думали. Хотя говорили об этом. Ни одна война, а их за несколько столетий прокатилось через город множество, не изуродовало так это здание, как те ужасные «двадцатые годы»…

Довершило начатое разрушение время. Отстояв без ремонта сто с лишним лет, храм гибнет: обвалились его своды, треснули стены, посыпался кирпич. Однако его интерьер и сейчас впечатляет размером, массивностью опор, лепкой барочного характера.

Кармелитский костёл - памятник зодчества, который еще издали изумляет своей величественной статью. Построен в 1637 г. Реконструирован в 1746-1750 гг. И. Глаубицем (венчание башен, декор фасада, форма крыши).

Здание - трехнефная шестистолпная композиция с шириной среднего нефа около девяти метров. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов. Пятигранная апсида повторяет пролет среднего нефа и связана с двухэтажной пристройкой ("теплой каплицей"). Заслуживает особого внимания интерьер костела, украшенный лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой - расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в.

Монахи - кармелиты поселились у подножия Замковой горы Мстиславля еще в начале XVII века. Изначально костел был деревянным и неприметным, но впоследствии, в 1637 году, на его месте выросло сооружение, поражающее своим величием и строгостью убранства.

Ранее в костеле могли проводить службу до шести ксендзов, теперь же прихожанам приходится ютиться в крошечной комнатке, ранее используемой для хозяйственных нужд. На данный момент внутренняя часть собора находится в весьма плачевном состоянии, при этом фасад сохранился довольно неплохо. Главный объем костела заставлен строительными лесами, под ногами – густой слой песка вперемешку со строительным мусором. Но самое главное украшение собора – сохранившиеся волшебным образом уникальные фрески XVII века, иллюстрирующие события Трубецкой резни, когда в «мясорубку» войск князя Трубецкого попала половина населения города Мстиславля. Пока реставрационные работы приостановлены в связи с недостатком финансирования. Но в самое ближайшее время, согласно проекту формирования культурно - туристической зоны, он будет полностью восстановлен. Приблизительное время сдачи объекта – 2016, бюджет проекта – не менее $10млн. На данный момент костел существует на пожертвования прихожан и паломников.

Крестовоздвиженская церковь была построена в середине XIX века на месте деревянной униатской церкви, когда-то размещавшейся в центре бывшей Казимировской слободы.

В настоящее время в храме находится список чудотворной Тупичевской иконы Божьей Матери.

Достойным украшением центральной части Мстиславля является православный Александра Невского кафедральный собор.

Возведен в 1870 году на фундаменте восьмиалтарного Бернардинского костела на месте старинной Афанасьевской церкви.

29 июня 1870 года был освящен в честь 650-летия со дня рождения князя благоверного Александра Невского.

6 декабря 1989 года храм был освящен как кафедральный собор. В настоящее время при соборе работает воскресноприходская школа. В храме находится две особо почитаемые святыни: икона Александра Невского с частицей мощей, Иверская икона Божьей Матери, освященная в Москве во время коронации императора Николая II.

Отголосками древних времен Мстиславля являются названия его городищ. Одно из них - Замковая Гора. Когда-то на ее вершине стоял княжеский замок, а глубокий ров вокруг нее был заполнен водой. Известно, что Девичьей Горой в древние времена называлось место, где устраивали большой костер в купальскую ночь. В Мстиславле есть возвышение и с таким названием. Кроме того, здесь есть гора именуемая Троицкой. Искони, еще с языческих времен, она считалась святой. Сюда приходили, чтобы попросить то, в чем крайне нуждались - урожая, дождя, здоровья…

Памятник природы республиканского значения урочище «Лютня - Дубрава» находится вблизи населенного пункта Лютня Мстиславского района. Лесной массив площадью 784000 м2. Старый лес. Преобладает сосна. С северо-восточной стороны по границе леса протекает река Вихра.

Маленький Вильнюс, белорусский Суздаль, датский Линнхольм-Хойе — как только не называют 880-летний Мстиславль. Небольшой райцентр практически на границе Могилевской и Смоленской областей впору превращать в музей под открытым небом.

TUT.BY нашел для вас 5 причин побывать в Мстиславле.

На древних улочках Мстиславля сохранились величественные вековые постройки. Однако немало богатств города скрыто под землей — их ищут археологи, соревнуясь в скорости с черными копателями: мстиславская земля буквально усыпана костями воинов, доспехами, останками предметов быта. То, что находят, отдают в музеи: местный, могилевский или минский.

Причина первая. Лик Христа, целебный источник и храм-развалины

О Свято-Успенском мужском монастыре не знает редкий белорус. Святое место пользуется популярностью и у россиян: мы еще не видели, чтобы на парковке перед территорией монастыря не было машин с триколором на номере. Верующие утверждают, что практически физически ощущают здесь благодать. Люди внушаемые заявляют, что чувствуют чье-то незримое присутствие.

Пустынский монастырь находится в 10 км от центра Мстиславля, но посетить его стоит. Он считается старейшей православной обителью Могилевской области и моложе Мстиславля всего на 2,5 века.

Основал его один из родоначальников князей мстиславских Лугвен или Лугвень, десятый сын великого князя литовского Ольгерда. По легенде, после тяжелой болезни князь начал терять зрение. Он практически ослеп, когда ему однажды приснился сон, в котором явился старец и сказал: «Иди в пустынь [монашеское поселение], умойся из источника и получишь исцеление».

Князь начал искать ту пустынь и пришел к кринице недалеко от Мстиславля. Лугвен умылся криничной водой и исцелился — зрение вернулось к нему. В ветвях липы, которая росла у источника, он якобы увидел образ богоматери. Принимая свое исцеление как ее милость, благодарный князь решил построить на месте чудотворной криницы монастырь.

В 1801—1808 годах построили каменный Успенский собор. В 1864 году прямо на источнике построили и освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Многоярусной шатровой колокольне высотой 58,67 м уже полтора века, как и Покровской церкви.

В дореволюционные годы здесь были православное братство, церковное крестьянское училище, библиотека из 656 книг, которые бесплатно раздавали и рассылали. После Октябрьской революции, в 1925 году, монахов из обители выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не разрушили ни одного здания, здесь не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Во многом благодаря этому монастырские постройки сохранились до наших дней.

В советское время монастырский комплекс серьезно пострадал. Из строений вынули окна, разобрали крыши, взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, ограду вокруг обители разворовали. На территории монастыря стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. К 2000 году территория монастыря заросла сорняками.

Работы по восстановлению монастыря начались в 2003 году. Во время ремонта одного из строений, где раньше была школа, на стене обнаружили лик, который, утверждают верующие, удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. Говорят, что раньше на этом месте висела школьная доска. С 2005 года в монастыре снова поселились монахи.

Причина вторая. Замковая гора

Пожалуй, одно из главных мест, где можно ощутить течение времени, — Замковая гора. Когда-то ее окружали глубокие рвы, а за ними — высокий вал. За укреплениями на верхней площадке горы размещался детинец средневекового Мстиславля. С юга к нему примыкал так называемый Окольный город, также окруженный валами и рвом.

Вход в замок проходил через деревянный подъемный мост, переброшенный через ров. В центре крепости возвышалась восьмиугольная башня-донжон, построенная в конце XV — XVI веке. В замке находились князь и княжеская дружина. Вдоль тесным кругом стояли дома жителей, на южной стороне была построена деревянная церковь, в центре стоял княжеский дом.

Замковая гора и ее окрестности — Мекка археологов. Здесь при раскопках обнаружены остатки укреплений, хоромы с изразцовыми печками и др. Ниже детинца (замка) обнаружен посад Мстиславля с остатками деревянных построек, улицами, мощенными бревнами, многочисленными предметами быта XII—XIII вв.

Сейчас на горе находится раскоп, который удалось превратить в небольшой музей благодаря стараниям студентов МГУ им. А. Кулешова во главе с доктором исторических наук, профессором Игорем Марзалюком . По словам Игоря Александровича, ради этого буквально руками перебрали 600 куб. м земли. В раскопе нашли каменные жернова XVIII века, именное пряслице XII века — имя девушки, оставившей на нем надпись, расшифровать пока не удалось. Найденные тут материалы, в том числе образцы древесины, из которой была сделана мостовая, дают основания говорить о том, что Мстиславль старше как минимум на 80 лет.

Большую часть года Замковая гора пуста. И лишь в ее заполняют сотни рыцарей в доспехах и зрителей.

К слову, рядом с горой открыли памятник тому самому Лугвену, родоначальнику князей Мстиславских, герою Грюнвальдской битвы.

Причина третья. Мстиславский «Париж» и архитектура XIX − XX веков

Недалеко от Центральной площади стоит прекрасно сохранившееся трехэтажное здание из красного кирпича. Ранее здесь размещались дворянское собрание и гостиница «Париж». Название осталось — его носит парикмахерская, которая находится на первом этаже. Сейчас здесь размещается учебный корпус Мстиславского строительного колледжа. К слову, в Мстиславле были еще гостиницы с названиями «Берлин» и «Орел», но они не сохранились.

Здание земской управы также прекрасно сохранилось, как и уездное училище, 20-метровая пожарная башня, здания мужской гимназии, казначейства.

Торговые ряды в Мстиславле являются памятником архитектуры и истории. Они были построены в начале XX века на месте древнего рынка, который существовал там со Средних веков и вплоть до XIX столетия.






Мстиславль всегда был торговым городом. Слава о его купеческих традициях расходилась далеко за пределы белорусских земель: купцы в Мстиславль съезжались со всех концов земли, и на рынке можно было найти почти все что угодно — ряды стояли в центре Мстиславля, справа от здания местного райисполкома и памятника Петру Мстиславцу.

В этих приземистых домиках в настоящее время располагаются современные магазины.

Причина четвертая. Костел кармелитов и иезуитский коллегиум

Костел кармелитов — наиболее ценный архитектурный памятник Мстиславля. Его начали строить в 1637 году. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов.

Интерьер костела украшен лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой — расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в. Правда, внутри храма уже лет 20 стоят леса, но кое-что рассмотреть можно и сквозь них.





Каменный иезуитский костел Св. Михаила Архангела — одна из доминант Мстиславля, памятник барокко. Ансамбль коллегиума внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Строительство иезуитского костела началось в 1730 году при поддержке короля Сигизмунда III. Работы шли медленно: только в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел окончательно достроили.

После подавления шляхетского восстания 1830−1831 гг. здания бывшего монастыря передали православным, костел закрыли. В 1842 году иезуитский костел реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор.

В настоящий момент из ансамбля иезуитского коллегиума сохранились: костел Святого Михаила Архангела, здание коллегиума, аптеки, служебные корпуса, а также ограда и часовни. В коллегиуме есть своеобразный хостел, а на его территории в дни рыцарского фестиваля разбивают палаточный городок.

Причина пятая. Селфи с рыцарем и Петром Мстиславцем

В городе установлены два памятника Петру Мстиславцу — книгопечатнику, сподвижнику Ивана Федорова. Вместе с ним Мстиславец напечатал в Москве первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564 г.), а в 1565 году — два издания «Часовника».

Первый памятник Петру Мстиславцу стоит около иезуитского коллегиума. Второй — на Центральной площади напротив здания райисполкома: его установили 2 сентября 2001 года.

Около бистро «Старый город» — также в центре Мстиславля — стоят два рыцаря, на их щитах — герб Мстиславля. По словам местных, рыцарей сделали учащиеся колледжа.

Туристам

Несмотря на небольшие размеры города, в нем есть где

Loading...Loading...