Успенский пост что есть по дням. Освящение урожая в Успенский пост




Хотя Успенский пост не так известен и почитаем, как Великий, среди людей, которые не строго следуют канонам православной церкви, но достаточно уважительно относятся к религии, он также является строгим. Это подразумевает, что во время поста запрещается есть продукты животного происхождения, то есть мясо, молоко и яйца. А вот рыбу и морепродукты разрешается употреблять в пищу, но всего лишь раз за весь двухнедельный период, пока идет пост – на праздник Преображения Господня, 19 августа.

Успенский пост – это самый короткий многодневный пост у православных христиан, он длится всего две недели. Начинается он на Медовый (Маковый) Спас, который каждый год отмечается 14 августа по новому стилю. Также за время поста православный народ отметит еще один Спас – Яблочный (19 августа), а Хлебный Спас будет праздноваться сразу после окончания поста (29 августа). Именно поэтому Успенски пост в народе называют Спасовкой. Заканчивается Успенский пост на Успение Пресвятой Богородицы, 27 августа по новому стилю.

Как и любой православный пост, Спасовка подразумевает как духовное, так и физическое воздержание. Это время для очищения тела и души человека, поэтому существует ряд запретов на употребление в пищу различных продуктов. Поэтому и начинающие, и опытные озяйки начинают хвататься за голову, думая, что можно кушать в Успенский пост 2017, и чего бы такого приготовить, чтобы разнообразить меню своей семьи. Сразу хотим отметить, что паниковать не стоит. Ведь, не смотря на строгость Успенского поста, в пищу позволяется использовать много сладостей, именно поэтому Спасовку также называют Лакомкой. Издавна в эти дни хозяйки готовили различную постную выпечку с медом, маком и яблоками (после Второго Спаса), грушами, виноградом и прочими вкусными дарами лета. Кроме того постящиеся абсолютно не ограничены в употреблении всевозможных овощей и зелени, которых в конце лета обычно в изобилии. Поэтому нужно всего лишь подключить свою фантазию, и вы поймете, что можно кушать в Успенский пост огромное количество вкусных и полезных блюд. Однако каждый день поста отличается некоторыми ограничениями, которые не стоит сбрасывать со счетов во время составления своего меню.

Кстати, также о питании в этот период вы можете прочесть еще в одной нашей .




Успенский пост 2017: питание по дням

Разобраться в том, как составить свое меню в Успенский пост 2017, что можно есть, а что запрещено, вам поможет этот календарь питания.

Понедельник (14, 21 августа) – разрешается употреблять постную горячую пищу без добавления масла – различные супы, тушеные или отварные овощи, каши.

Вторник (15, 22 августа) – запрещается есть вареные, жареные или печеные продукты, то есть это день сухоядения. В пищу можно употреблять сыры овощи и фрукты, хлеб, орехи и сухофрукты.

Среда (16, 23 августа) – можно есть блюда с добавлением растительного масла, а также пить вино.

Пятница (18, 25 августа) – день сухоядения, можно употреблять хлеб, фрукты, овощи, орехи и сухофрукты.

Суббота (19, 26 августа) – можно кушать постные горячие блюда, приготовленные с использованием растительным маслом, в том числе и рыбные блюда. Также разрешается пить вино. С 19 августа разрешается есть яблоки и виноград нового урожая.

Воскресенье (20, 27 августа) - день сухоядения. Запрещено есть все, кроме сырых овощей и фруктов, хлеба, сухофруктов и орехов.

В успенский пост 2017 питание можно организовать таким образом, что ваши родные и вы сами не будете замечать абсолютно никаких ограничений. Ведь огромный плюс в успенский пост 2017, что можно есть такие питательные продукты как картофель, ароматные грибы, сочные ягоды, фрукты и свежие овощи.

Меню во время Успенского поста

Предлагаем вам несколько универсальных рецептов блюд, которые можно есть в любой день Успенского поста, кроме дней сухоядения, то есть понедельников, сред и пятниц.

Для приготовления этого густого, сытного и наваристого супа потребуется: полстакана перловой крупы и красной чечевицы, 1 средняя морковка, 3 зубка чеснока, 1 репчатая луковица небольшого размера, кабачок – половинка среднего овоща, а также соль, перец и свежая зелень. Перловую крупу промыть под проточной водой, залить кипятком, поставить на слабый огонь и варить в течение получаса. Лук мелко порубить ножом, а морковь нарезать мелким кубиком. Промытую чечевицу и нарезанные овощи добавить к перловке. Туда же отправить и пропущенный через пресс чеснок. Кабачок нарезать кубиком. Варить суп примерно 10-15 минут, после чего добавить кабачок. Когда все ингредиенты будут в кастрюле, добавить по вкусу соль и перец. Готовить блюдо еще около 20 минут. При подаче посыпать измельченной зеленью.




Чтобы приготовить этот аппетитный постный гарнир, понадобится 5-6 средних клубней картофеля, 1-2 зубчика чеснока и 2-3 соленых огурчика. Картошку помыть, завернуть в фольгу и запечь в духовке до мягкости. А пока картофель готовится, подготовить соус: измельчить огурцы и чеснок, перемешать. готовый картофель очистить от кожуры и посыпать смесью чеснока и огурцов. Можно дополнить блюдо свежей зеленью.

Также отличным гарниром могут стать с сытным соусом из авокадо.




Этот удивительно вкусный салатик можно готовить не только во время поста. Мы уверены, что вы его будете готовить регулярно, если однажды попробуете. Итак, чтобы порадовать родных этим аппетитным и полезным блюдом, потребуется: большой апельсин, 3 средних моркови, 4 ст. л. соевого соуса и 1 ст. л. лимонного сока. Морковку натереть на крупной терке или на терке для корейских салатов, сбрызнуть соком лимона. Цитрусы очистить от кожуры и нарезать дольками. Все ингредиенты смешать в одной емкости и заправить соевым соусом.




Фруктовый салат

А на десерт предлагаем приготовить вкусный витаминный фруктовый салат. Для его приготовления вы можете взять любимые фрукты и ягоды: груши, яблоки, виноград, абрикосы и т.д. Для заправки потребуется 1 спелый банан и фруктовый сок (100 мл). Банан почистить и перемолоть в блендере вместе с соком в пюре. Заправка для салата готова. Все остальные ингредиенты помыть, при необходимости вытащить косточки и нарезать кубиком. Перемешать с соусом и можно подавать.

А еще на десерт можно приготовить

Начинается Успенский пост в 2019 году 14-27 августа янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

Какого числа Успенский пост в 2019 году?

14 августа начинается Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Заканчивается он 27 августа .

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Дни Успенского поста уже считаются осенними, и, действительно – они открывают врата нового времени года, а завершают церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или : это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, .

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Летние посты

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет - проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

– Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек - и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко - они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого - не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в Успенский пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

– Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом - в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

– Мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех - когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое - чревобесие, второе - гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

– Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно - не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» - и на этом останавливался.

Как вести себя в Успенский пост в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:

– В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

– Самый строгий пост - сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно - млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, - они тоже часть плоти млекопитающих.

– В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

– В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи - лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

– Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание - не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Освящение урожая в Успенский пост

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Здравствуйте!

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года.

И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий Карпенко

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил Воробьев

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

Иерей Александр Рябков

С иереем Димитрием Туркиным беседовала Анна Данилова

– Пресвятая Богородица – почему мы почитаем Ее?

Мы почитаем Пресвятую Богородицу за то, что Она для нас сделала. Она совершила великий подвиг, который не мог совершить ни один человек. Она – Одна из живших людей и, вместе с тем, Она выше всех людей.

Поэтому мы почитаем Ее особым образом. Мы почитаем святых угодников, почитаем власть: мы почитаем все, что выше нас, все, что выше, достойно почитания. Но каждому уровню соответствует особенное почитание. Мы почитаем Пресвятую Богородицу как лучшую из всех живущих и живших людей, но и честнейшую и славнейшую Сил небесных – херувимов и серафимов. Это очень важно – Она была избранная Божия, Та, Которая была избрана Самим Творцом на Свое служение. Любой искренне верующий не может не почитать Пресвятую Богородицу.

Как прекрасно говорил об этом свт. Филарет Московский: «Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, – слово Творца производило в мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное “буди”, – едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, – слово твари низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: «Зачнеши во чреве и родиши Сына… Сей будет велий… Воцарится в дому Иаковли во веки.» Но – что опять дивно и непостижимо – самое Слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: Како будет сие? Потребно было Ее смиренное: буди, чтобы воздействовало Божие величественное: да будет. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему,» и производит столь необычайное действие? – Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею, мыслию, душою, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием» (Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 1822 г.).

Если мы испытываем сомнения на этот счет или слышим протесты против почитания Пресвятой Девы, то мы видим в этом не столько неверное рассуждение, сколько глубокое непонимание сути того, что сотворил Ее Сын и того, что сотворила Она.

Она склонила главу под святое иго Господне, приняла высочайшую святыню, самого Сына Божия в Себя и этого достаточно, чтобы объяснить почитание Пресвятой Богородицы.

– Иногда от прихожан слышишь: «Я верую в Господа, Богородицу и свт. Николая» или «св. Николай – он как второй Бог». Такое отношение близко язычеству? Каким должно быть правильное почитание Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих?

Да, конечно, это в своем роде, язычество, но мало так просто сказать, надо объяснить, почему такое отношение неверно.

В силу многих причин в человеческом обществе суждение человека о мире, об обществе, о горнем мире утратило понятие об иерархии. Это глубочайший корневой ответ. Весь мир построен иерархически. Он устроен так Богом? Высшее главенствует над низшим. Это устроено с нисходящими ступенями – едва ли человеку возможно в полной мере осмыслить эту Божественно установленную иерархию. Она имеет место. Любой ученый, всматриваясь в устроение мира, видит эту иерархию, описывает ее научными терминами, но если его философия и миропонимание неверны, он не увидит истинной иерархии, того, что вся картина мира, со всей соподчиненностью исходит от Бога. Так происходит и здесь. Человек, почитая то, что ему понятно, он престает возносить свою молитву туда, куда она и может быть направлена.

Через святых, через Божию Матерь, через царя мы возносим молитву Всевышнему. Конечно, это не получится через мирскую власть – через президента или муниципалитет.

Мы видим наш мир – повседневный, устроенный неправильно и это неправильное построение мира мы переносим и на мир Божий.

Нужно смотреть на наш мир через иерархию Божественную.

Как помочь людям правильно увидеть мир? Нужно сначала помочь им разглядеть, что неправильно устроено в их жизни, их душах, тогда и мир Божий они будут видеть по–другому. Тогда они и увидят, что только Ты, Господи, и можешь все поправить, только Ты – моя надежда и мое упование на Твою Матерь Пречистую Богородицу и Твоих святых.

– Часто приходится слышать, что почитание святых в Православной Церкви ничем не отличается от язычества? В чем разница?

Конечно, так думать неправильно.

Во–первых, мы верим, что святые молятся о нас – не сами, своей силой, помогают нам. Святые не являются богами, но ходатайствуют за нас перед Богом. Можно привести аналоги: когда нам нужно что–то от большого начальника мы будем надеяться не столько на силу нашего убеждения, но будем просить тех, кто стоит выше нас и ближе к нему, замолвить о нас слово, попросить за нас. Все чудеса, которые они совершают, происходят не некой личной их силой, но благодатью Божией: Господь действует через святых.

Языческое сознание исходит из принципа предопределенности: некая сумма действий и ритуалов или жертвоприношений должна привести к определенному результату. Задача же христиан не обязать Бога сделать то, что нам хочется, а мы хотим, чтобы он сделал нас такими, как Он замыслил о нас, чтобы мы изменились под лучами Его света и благодати. В язычестве мы воздействуем на бога, а в христианстве Бог воздействует на нас.

– В католичестве есть догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Почему Православная Церковь считает его неверным, считает его ересью?

– Догмат о непорочном зачатии говорит о том, что Пресвятая Богородица, с точки зрения католической догматики, с момента зачатия была свободна от греха, была искуплена изначально. И поскольку Она была искуплена и не нуждалась в искуплении, получается, что если это было возможно для одного человека, то смерть Христова была уже не нужна. А мы знаем, что ни один человек не был свободен от первородного греха, все нуждались в искуплении кровью Сына Божиего и пока кровь не была принесена на Кресте, все, в том числе и Пресвятая Богородица, нуждались в этом искуплении.

– Батюшка, расскажите о самых первых иконах Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Первая икона – была икона Спасителя, которая сейчас нам известна как Нерукотворный Образ.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

Первые иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, были написаны евангелистом Лукой – он был среди первых апостолов. Были и нерукотворенные образы Божией Матери.

– Какие основные типы икон Пресвятой Богородицы?

1. «Молящаяся»

(»Оранта», «Панагия», «Знамение») Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил. Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки… В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

2. «Путеводительница» (»Одигитрия»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке. На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.

3. «Умиление» (»Елеуса»)

На иконе «Умиление» мы.видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов. Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери . Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар… Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление» находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

4. «Всемилостивая» («Панахранта»)

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны - «Державная» и «Всецарица».

5. «Заступница» (»Агиосортисса»)

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.

– Что означают звезды на одеянии Богоматери?

– Звезды на челе и на раменах (на плечах) Божией Матери означают ее непорочность: Дева до Рождества, Дева в Рождестве и Дева по Рождестве.

– Батюшка, поясните, пожалуйста, если Пресвятая Богородица пребыла Девой и по Рождестве, а в Священном Писании говорится о братьях Христовых, о ком идет речь?

– Речь идет о детях праведного Иосифа, которые и называются братьями и сестрами Христа. Мать сынов Зеведеевых была одной из дочерей прав. Иосифа. По традиции тех времен, так могли называть и троюродных братьев и сестер.

– Почему икон Пресвятой Богородицы так много?

Много становится того, что достойно поклонения и почитании, то, что дорого, то Богом умножается. Достойно так чтить Божию Матерь, чтобы каждое чудо, которое случилось, было запечатлено в иконописном образе. Иконы Божией Матери часто являются чудесным образом, как, например, Тихвинская икона.

– Как относиться к современным иконам, например, к иконе «Воскрешая Русь»?

Икона как таковая – неотъемлемая часть жизни Церкви, которая есть «столп и утверждение истины». Поэтому всякая икона как старая, так и новая должна быть отражением истины, и, значит, отвечать определенным требованиям: 1) иметь известный источник происхождения по преданию Церкви: образец или «извод», историческое событие, иногда – благословение авторитетного духовного лица; 2) иметь богословское содержание; 3) быть принята полнотой Церкви; 4) если икона новая и отображает новое явление церковной жизни, то для ее написания необходимо архиерейское благословение. Создание новых икон явление крайне редкое, обычно новым является только название, а происхождение идет от более древнего образа (например, образ иконы Божией Матери Казанская происходит от более древнего образа Одигитрия). Так называемая икона «Воскрешающая Русь» – очевидно совершенно новая и по сюжету и по времени ее появления. За ней не стоит Церковное предание, у нее нет прообраза, отсутствует глубокий богословский смысл, она придумана неизвестно кем и не принята Церковью. Распространением этой иконы занимается люди, цели которых по-видимому, очень далеки от сохранения единства Русской Православной Церкви. Категорически рекомендую воздержаться от почитания этой иконы.

– Отец Димитрий, начинается Успенский пост. Для чего он был установлен?

– Святой Симеон Солунский пишет, что «пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас». Хочется еще сказать, чтобы православные не унывали: я читал, что на самом деле Успенский пост был продолжением поста апостольского – он начинался со второй неделе по Пятидесятницы и заканчивался на Успение. А потом, по немощи человеческой он был разбит на две части. Желаю всем пройти этот краткий пост во спасение души!

Вы прочитали статью Всё об Успенском посте в 2019 году . О питании в Успенский пост Вы можете узнать из этой статьи.

Успенский пост 2018. Начало Успенского поста: вторник, 14 августа. Пост длится всего лишь две недели. Заканчивается в понедельник, 27-го числа.

Этот пост - единственный из всех, который посвящается Божьей Матери. Вот почему он начинается за четырнадцать дней до Успения Пресвятой Богородицы.

В 2018 году этот православный праздник отмечается во вторник. Если другие посты и их даты непостоянны, то Успенский отличается тем, что начинается и заканчивается исключительно в эти числа.

Люди придерживались его с давних времен христианства. Наиболее первые упоминания, которые появились о нем, датируются четыреста пятидесятым годом. Оказывается, Дева Мария во время жизни на земле постоянно придерживалась строгой умеренности в еде.

За три дня до своего Успения и вовсе прекратила употреблять какую-либо еду. Пила только воду. И если ты станешь поститься, возлагать на себя ограничения этого поста, то будешь подражать самой Святой Богородице.

В Успенский пост рыба разрешается только в праздничные дни церковных праздников: Преображения Господня и Успения Богородицы. Но при одном условии: они приходятся на среду или пятницу. В 2018 году Преображение Господня - девятнадцатое августа, воскресенье. А церковный праздник Успения - двадцать восьмое августа, вторник. Так что в этом году в Успенский пост кушать рыбу не придется.


Итак, впереди две недели духовно-телесного очищения. Но что стоит кушать, а чего нельзя? Узнай, какие плоды составляют исключение. И что есть, чтобы правильно поститься?

Что можно и чего нельзя есть в пост?

Успенский пост, как и Великий, строгий по своему церковному уставу. Как христиане соблюдают ограничение употребления некоторых продуктов питания перед Светлым Вознесением Христовым, так и здесь, перед Успением Пресвятой Богородицы, люди должны учитывать и блюсти определенное самоограничение.

Но, в отличие от того поста, этот намного короче. И при этом летом в изобилии свежих овощей и фруктов. Вот почему этот пост называют еще и легким. Ведь природа дарит баклажаны, огурцы, перец, молодой картофель, помидоры. Можно есть грибы, полно фруктов: персики, сливы, груши. Есть дыни и арбузы.

Исключение составляют только яблоки и виноград. Их можно включать в рацион лишь после Преображения Господня, который православные празднуют в августе 19-го числа. В народе этот праздник называют еще Яблочный Спас.

Под запретом в Успенский пост мясо, яйца, молоко, спиртное. Исключи их из рациона. Узнай, каким должно быть расписание календаря питания в эти постные дни. И не забывай, что покаяние и молитвы - самый важный этап духовного очищения.


Меню на каждый день

14 августа, вторник. Разрешается горячая пища без масла. Можно варить овощные супы, каши, картофель, грибы, запекать овощи в духовке.

15 августа, среда. Предпочтение отдается сырым фруктам и овощам. В этот день должно быть сухоядение. То есть разрешается употреблять в рацион сырые продукты питания. В этот день едят сухофрукты, сухарики, мед, орехи, хлеб.

16 августа, четверг. Можешь варить и запекать овощи, в том числе грибы, но без масла. Ешь супы, каши, делай пюре, запекай в духовке. Рацион постных горячих блюд без масла разнообразный.

17 августа, пятница. Вновь сухоядение - чередуется через день. Употребляй сырые продукты питания, например, огурцы, помидоры, сливы, персики, арбузы, дыни и т.д. Салаты - без масла. Можно, к примеру, приготовить салат из свежей капусты с морковью и сбрызнуть соком лимона. Разрешаются хлеб, мед, сухарики, орехи.

18 августа, суббота. Готовь горячие блюда с маслом. Рацион может быть разнообразным: тушеные овощи, жареный картофель, кабачковые или картофельные оладьи и т.д. Разрешается красное вино в разумных количествах.

19 августа, воскресенье. Большой праздник - Преображения Господня или Яблочный Спас. Только теперь можно начинать кушать виноград и яблоки. Люди верующие говорят, что яблоки в этот день - волшебные. Если ты очистился духовно, это лакомство поможет осуществить загаданные желания. В этот день, кроме горячей пищи с маслом, допускается употребление вина в небольшом количестве.

20 августа, понедельник. В день сухоядения нельзя заваривать морсы, компоты. Можно пить только сок и воду. Их употреблять с орехами, черносливом, курагой и другими сухофруктами. Не забывай про мед, хлеб и пророщенное зерно.

21 августа, вторник. В день употребления горячей пищи без масла стоит запарить гречку. Ее можно кушать со свекольным или морковным салатом с орехами. Можно делать тыквенное пюре с рисом и яблоками. И употреблять другую вареную/тушеную горячую пищу без масла.

22 августа, среда. Трапеза сухоядения. Замени суп свежеотжатым соком. Монастырский устав предусматривает употребление в этот день в рацион невареных растительных продуктов питания.

23 августа, четверг. По дням употребления горячей пищи без масла рекомендуется запаривать овсяную кашу с мюсли и медом - сытно и полезно. Можешь приготовить перловку с морковью и грибами или постные голубцы. Отличный вариант - вареная спаржевая фасоль с кукурузой.

24 августа, пятница. В день сухоядения ешь сырую растительную пищу. Подойдут финики, инжир, грецкие орехи, арахис, изюм, барбарис и другие сухофрукты, мед, сухарики, хлеб.

25 августа, суббота. Можно приготовить жаренные, вареные, печеные блюда с маслом. Отличная альтернатива мясу и сосискам - овощные запеканки и закуски. Такие блюда малокалорийные. Но при этом насыщены витаминами и микроэлементами. Разрешается немного вина.

26 августа, воскресенье. В день употребления горячей пищи с маслом можешь приготовить винегрет. Как вариант - тушеная капуста с грибами, лобио из стручковой фасоли. Чтобы уж совсем не было скучно, приготовь пирожки (на дрожжевом тесте и воде) или вареники с вишней, картошкой, капустой. Найти сегодня постные рецепты онлайн легко и просто.

Если ты целенаправленно желаешь поститься, узнай, какие дела разрешено в эти дни делать, а от какие действий стоит воздержаться. Читай, кому разрешается не поститься. И какие существуют поверья, касающиеся Успенского поста.

Что нужно делать, а чего нельзя?

Есть категория людей, которым не обязательно соблюдать пост. К ним относятся: беременные, кормящие грудью. Кроме этого, тяжело больные люди, дети возрастом до 7 лет. А также те, кто занимается тяжелым физическим трудом.

Во время поста нельзя устраивать свадебное торжество, венчаться, праздновать какие-либо праздники. Воспрещается употребление спиртного. Запрещено участие в различного рода увеселительных мероприятиях.

Если кто-то все же решит нарушить эти правила и, к примеру, повенчаться, то есть поверье, что молодые никогда не будут счастливы. Две недели - не такой уж большой срок. Так что лучше подождать. И провести свадьбу после окончания поста.


Нельзя курить, завидовать, врать, сквернословить, ругаться. Необходимо искренне каяться в своих грехах, молиться, посещать церковь и церковные службы. Совершать как можно больше добрых дел и поступков.

Если ты не знаешь, что такое сплошные седмицы, тогда поскорее узнай! Ведь существуют не только церковные запреты. Есть дни, когда народ может гулять целую неделю. Познакомься с понятиями о сплошных седмицах. Возможно, в ожидании великих православных праздников, тебе будет легче пережить постное время.

Что такое сплошные седмицы?

Понятие «сплошная седмица» в церковно-славянском календаре - неделя. То есть это дни с понедельника по воскресенье, когда нет поста в среду и пятницу.

Эти специальные дни установлены Церковью. Они позволяют немного расслабиться перед многодневным постом или отдохнуть после него. Особенные дни сплошной седмицы следующие:

  • Святки с 7.01 по 18.01 (с Рождества Христова до Крещения).
  • Мытаря и Фарисея - «плавающие» даты, за две недели до Великого поста.
  • Масленица - также «плавающая» неделя по датам, перед Великим постом. Но мясо в эти дни уже под запретом. А вот яйца, рыба и молочные продукты питания еще разрешаются.
  • Пасхальная (Светлая) - «плавающая» по датам неделя после Пасхи.
  • Троицкая - семь дней перед Петровым постом после Троицы.


Как думаешь, пост - это исключительно воздержание от пищи или что-то еще? Узнай, что такое истинный пост? Что нужно соблюдать и как себя вести? Читай все самое интересное прямо сейчас!

В чем истина поста?

Пост - это не только исключение из рациона определенных продуктов питания и воздержание от привычного меню. Истинный пост - это очищение, искоренение из себя зла, агрессии, обуздание своего языка, исключение гнева, укрощение своих страстей и похотей. Очень важно в эти дни не лгать, прекратить клевету, осуждение и обсуждение.

Стань чище духовно! Помни, что в пост нельзя ругаться. Желательно ни с кем не ссориться, не ссориться, не раздражаться по поводу и без, не «есть» в пост других людей, не язвить, не огрызаться, не раздражаться и не совершать каких-либо гнусных поступков, за которые может быть стыдно. Стан чище, добрее, не разрушай мир между людьми!

Успенский пост называют еще лакомкой, потому что в эти дни очень много свежих плодов и витаминов. Изобилует огородная зелень. Несмотря на ограничения, рацион может быть питательным и насыщенным.

Раздражительность и нетерпеливость стоит исключить. Определи свою меру поведения и употребления еды. Сведи все к минимуму, необходимому для нормальной жизни. Ведь в августовские постные дни - широкий диапазон возможностей фруктово-овощного рациона. Согласись, в летнюю пору придерживаться поста намного проще, чем весной-зимой.

Поскольку Успенский пост - это время покаяния и молитвы, то воздержись от употребления спиртного. Красное вино разрешается только в субботу и воскресенье в умеренном количестве. Исключи также всевозможные развлечения, посещение развлекательных учреждений и увеселительных мероприятий.

Некоторые люди ассоциируют пост с диетой. Этого ни в коем случае нельзя делать! Ведь пост не является диетой. Это время, когда нужно читать молитвы, заботиться о душе. Не забывай, что в этот пост ты совершаешь все ограничения ради Божьей Матери. Важно приблизить свою душу к святости.

Духовное и пищевое ограничение - отличная возможность очистить свою душу и стать ближе к Богу! Истина поста - в очищении. Не нужно отягчаться перееданием и пьянством. Стань терпеливым и позаботься о душе.

Смотрите: УСПЕНСКИЙ пост. Смысл и Духовное содержание.

Каждый верующий православный знает о значении постов – они очищают одновременно и тело, и душу, так как душевное и телесное связано между собой. По словам Льва Великого, для каждого времени года имеется свой «закон воздержания»: , и Успенский.

Строго говоря, Успенский пост считается осенним не по календарю, а по своему содержанию. Потому что приходится он на последний месяц лета, а уже 14 сентября приходит церковное «новолетие ».

Успенский пост в 2018 году

Этот православный пост посвящен великому празднованию Успения Пресвятой Богородицы. Продолжается он 2 недели и отличается такой же строгостью трапезы, как и . Это значит, что полностью исключаются животные продукты – мясные и молочные, растительное масло и яйца, а рыба и вино разрешены только в исключительных случаях.

Так какого числа Успенский пост, спросите вы.

14 августа начинается воздержание, посвященное Богородице. В 1-ый день поста происходит освещение меда, поэтому имя ему Медовый Спас. Тогда же православные люди отмечают Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, а говоря проще – Крестный ход.

На 19 августа приходится празднование Преображения Господня и происходит освещение урожая яблок и винограда. Во время второго по счету Спаса Успенского поста, называемого Яблочным, разрешается подать к столу рыбу.

28 августа, в любимейший на Руси день Успения Пресвятой богородицы пост оканчивается. В этот день отмечается третий по счету Спас с названием Ореховый (или Хлебный).

Именно потому, что на 14 дней Успенского поста приходится и три больших праздника, и три Спаса, он, пожалуй, самый радостный. В просторечии он назывался Спасы , Спасовка , Спасовочный пост. Соблюдать его гораздо проще, ведь конец лета ознаменован сбором урожая. Да, этот пост строгий, но отнюдь не голодный.

Успенский пост: что подать к столу

Аскетический монастырский устав предписывает следующее:

  • понедельник – сухоедение;
  • вторник – отварная пища;
  • среда – сухоедение;
  • четверг – отварная пища;
  • пятница – сухоедение;
  • суббота и воскресенье – вместе с горячей отварной пищей допускается употребление растительного масла и вина.

Сухоедение – это употребление в пищу продуктов, не проходивших тепловую обработку, другими словами, сырые. Во время Успенского поста в такие дни кушают сырые овощи и фрукты, а также мед и орехи.

Совет. Сходите на исповедь в Церковь.

Приготовление отварной пищи подразумевает приготовление блюд следующими способами: варка в воде, тушение без масла, запекание в духовочном шкафу.

Ассортимент продуктов, разрешенных к употреблению широк и разнообразен, а приготовленные из них блюда получаются ароматными и сытными. В августе на постном столе могут оказаться отварной молодой картофель и тушеная капуста, питательные каши и овощные супы, душистые грибы и вкусные орехи, полезные ягоды и фрукты.

Разнообразить меню помогут морепродукты, которые в отличие от рыбы, разрешены к употреблению. Соевые продукты также не относятся к скоромной пище, поэтому их можно кушать.

Очень популярно среди постящихся приготовление орехового молочка и сдабривание им овощных салатов. И все-таки главным остается следующее правило: пища должна быть простой, полезной и быстрой в приготовлении.

Приводим небольшой список блюд, которые вы можете приготовить во время Успенского поста:

  • овощные и фруктовые салаты;
  • постные пироги с фруктами и ягодами;
  • салаты из овощей с добавлением морепродуктов;
  • медовые коврижки;
  • фаршированные запеченные грибы;
  • крупяные каши с овощами или без них;
  • овощные супы с добавлением грибов, круп, злаков или бобовых;
  • запеченные овощи;
  • перетертые супы-пюре из разнообразных овощей;
  • кисели, компоты, пастила без добавления сахара.

Такое меню не только разгрузит организм, но и насытит его множеством витаминов и минералов.

Поститься правильно – это не только отказ от скоромной пищи, но и упражнение в добродетели. Во время постов следует избегать шумных развлечений, воздерживаться от греховных деяний, наклонностей. Очищайте тело свое простой постной пищей, а душу свою молитвами и благими делами.

Чтобы период Успенского поста стал временем духовного очищения, очень важно соблюдать все установленные правила. Одно из самых важных - постный рацион питания, ведь воздержание от физических излишеств не только оздоравливает организм, но и укрепляет дух.

Успенский пост имеет фиксированную протяженность: он каждый год начинается 14 августа и завершается 27 числа, накануне Успения Пресвятой Богородицы , либо, если праздник отмечается в среду или пятницу, 28 августа. В 2017 году Успение не входит в число постных дней, так как выпадает на понедельник.

Августовский пост был учрежден в качестве компенсации за сокращение Петрова поста. Изначально последний захватывал и июль, но немногие люди могли выдержать настолько длительный период аскезы, потому и было решено разделить пост на две части. По прошествии многих лет вторая часть Петрова поста трансформировалась в самостоятельный пост, получивший название по завершающему его великому православному торжеству.

Успенский пост является одним из самых строгих. Однако то, что он выпадает на период сбора урожая, является облегчающим его фактором: появляется возможность разнообразить постный рацион. Более того — в это время празднуется сразу два Спаса, Медовый и Яблочный , что дает еще больше возможностей придумать интересные блюда с традиционными для этих праздников лакомствами.

Календарь питания на Успенский пост

Во все дни Успенского поста запрещаются яйца, мясная и молочная продукция, а также любые блюда, где есть хотя бы один из таких ингредиентов. Три дня в неделю положено сухоядение, то есть церковный устав запрещает пищу, прошедшую термическую обработку. По великим церковным торжествам дозволяются блюда из рыбы и минимальное количество вина.

14 августа, понедельник: праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста и Медовый Спас . Так как на этот день выпадает начало поста, блюда из рыбы, дозволяющиеся в церковные праздники, запрещаются. Положено сухоядение, однако можно разнообразить меню медом или медовой и маковой выпечкой из постного теста.

21 августа, понедельник: согласно церковному уставу, в эти день необходимо соблюдать сухоядение. Дозволяется употребление сухофруктов, свежих фруктовых плодов и овощей, орехов. Можно делать холодные овощные супы и салаты, но нельзя заправлять их маслом.

15 и 22 августа, вторник: дозволяется употреблять вареную пищу, но нельзя добавлять в блюда растительное масло.

16 и 23 августа, среда: строгие дни. По средам необходимо придерживаться сухоядения. Заменить горячие блюда можно цукатами, орехами, квашеными или свежими овощами, холодными супами или пюре из овощей.

17 и 24 августа, четверг: монастырский устав позволяет вкушать горячую пищу, приготовленную без добавления растительного масла.

18 и 25 августа, пятница: нельзя подвергать пищу термической обработке. Можно есть хлеб, овощи, фрукты, домашние заготовки. Заправлять салаты растительным маслом категорически запрещено.

19 августа, суббота: великий праздник Преображения Господня . Разрешаются рыбные блюда и немного красного или белого вина. В эту дату празднуется Яблочный Спас , поэтому можно приготовить различные блюда с добавлением этих фруктов: запечь яблоки с медом, сделать яблочный пирог из постного теста, приготовить яблочный мусс или, смешав с другими плодами, сделать фруктовый салат.

26 августа, суббота: позволяется жарить на растительном масле, добавлять его в вареные блюда и салаты.

20 августа и 27 августа, воскресенье: дозволяется приготовленная на растительном масле пища. Также его можно использовать в качестве заправки к салатам.

28 августа , праздник Успения Пресвятой Богородицы — не постный день в 2017 году. В эту дату нужно разговляться, то есть плавно переходить на обычный режим питания, понемногу вводя в рацион мясную и молочную пищу.

Послабление поста дозволяется всем, кто в силу разных обстоятельств не может соблюдать всех ограничений: детям, пожилым людям, беременным женщинам, людям, испытывающим проблемы со здоровьем. Не следует также забывать о том, что пост — это не диета, а период духовной работы. Ежедневные молитвы , помощь ближним, благие поступки — все это куда более важно, чем поддержание постного меню.

Соблюдая традиции и правила Успенского поста , вы поспособствуете своему духовному росту и сможете изменить свою жизнь к лучшему. Мы желаем вам здоровья, благополучия и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

12.08.2017 05:10

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...

Loading...Loading...