Влиятельный современный исламский мыслитель юсуф ал-кардави. Членство в научных сообществах

Юсуф ал-Кардави (р. 1926) - достаточно сложная и противоречивая фигура. Один из наиболее влиятельных современных мыслителей в исламском мире, книги которого помогли многим людям вернуться к религии. «Умеренный исламист», интеллектуальный и духовный лидер «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ), отказывающийся от поста официального главы этой группы. Популярный египетский проповедник, учёный, автор более 120 книг и сотен статей, посвящённых широкому спектру исламских вопросов, общественный деятель, глава Международного союза мусульманских учёных (учреждён в Дублине в 2004 г.), включающий суннитских, шиитских и ибадитских религиозных авторитетов. Один из основателей «Европейского совета по фетвам и исследованиям». Его передача «Ал-шари’а ва ал-хайа» («Шариат и жизнь») транслируется каналом «ал-Джазира», аудитория которого насчитывает 40–60 млн человек по всему миру. Помимо этого, он является одним из основателей и главным автором двух интернет-порталов: Islamonline.net и Qaradawi.net. Основные произведения, принадлежащие перу ал-Кардави: «Фикх аз-закят», «Фикх ал-джихад», «Дозволенное и запретное в Исламе», «Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола» и т. д. Среди важных для него тем можно выделить такие, как обновление фикха, роль женщин в обществе, образование, исламская экономика, искусство и индустрия развлечений, колониальная система, неоимпериализм, демократия, секуляризм, сионизм, мусульманские меньшинства на Западе и проблема Палестины. В данной статье мы сосредоточимся в первую очередь на теоретическом вкладе Юсуфа ал-Кардави, а не на его, несомненно, богатой событиями долгой жизни. Юсуф ал-Кардави родился 9 сентября 1926 г. в египетской деревне Сафт ат-Тураб, в районе дельты Нила. Поскольку в два года он лишился отца, то ответственность за его воспитание взяли на себя члены семьи матери. Будущий учёный получил начальное образование в местном куттабе, а в девять-десять лет он уже знал наизусть весь Коран.

В 1939 г. он поступает в школу города Танта, административного центра провинции Эль-Гарбийя. В Танте семнадцатилетний Юсуф читает свои первые проповеди в мечети и впервые встречает Хасана ал-Банну, оказавшего на молодого человека сильнейшее влияние. С 1949 по 1953 г. он проходит обучение в ал-Азхаре, где с отличием оканчивает факультет арабского языка. Уже в начале 1940-х гг., т. е. еще до своего переезда в столицу, ал-Кардави присоединился к «Братьям-мусульманам». С этим событием связан поворотный момент его биографии. В годы своего студенчества он объездил весь Ближний Восток, выступая в роли эмиссара организации, а также принимал участие в забастовках против протектората Великобритании над Египтом. В ходе правительственных репрессий 1940–1950-х гг., направленных на «Братьев-мусульман», молодой активист несколько раз попадал в тюрьму. В 1956 г., освободившись из заключения в очередной раз, он решает на время отойти от политического активизма и продолжить своё образование. В 1957 г. Юсуф ал-Кардави сдал квалификационный экзамен на факультете усул ад-дин университета ал-Азхар. 1960 г. связан с двумя событиями в судьбе ал-Кардави: во-первых, в этом году была опубликована его наиболее известная на сегодняшний день работа «Дозволенное и запретное в исламе», а во-вторых, тогда же он получил магистерскую степень по коранистике. Через год он был включён в состав научной делегации в столицу Катара Доху, где в 1962 г. возглавил отделение ал-Азхара - Катарский институт религиозных исследований. В его стенах в 1973 г. (уже после смерти Насера, т. е. когда ал-Кардави начал вновь посещать Египет) он с отличием защитил докторскую диссертацию «Закят и его влияние на решение социальных проблем» и получил ученую степень от ал-Азхара. Эта диссертация послужила основой для второй наиболее читаемой и влиятельной работы ал-Кардави, а именно «Фикх аз-закят». По мнению ряда исследователей, она до сих пор остаётся одним из самых глубоких и всесторонних анализов в соответствующей сфере. В ней ал-Кардави рассмотрел закят как способ поддержать благосостояние достойного человека и в то же время очистить дающего милостыню, а также как всеобъемлющую систему борьбы с бедностью. Во время своего пребывания в Дохе ал-Кардави сблизился с правящей катарской династией и даже обучал будущего эмира (1972– 1995 гг.) - Хамада ибн Халифа ат-Тани. Благодаря этим связям он получил гражданство и смог остаться в стране после того, как египетские власти, возобновившие преследование «Братьев-мусульман», отказались продлевать пребывание ал-Кардави в Катаре. Две трети своей жизни египетский шейх провёл именно в Катаре: здесь родились его дети, здесь он, по сути, создал новую систему религиозного образования, независимую от Саудовской Аравии.

Катар предоставил ал-Кардави юридическую и финансовую возможность посетить множество регионов по всему миру (США, Канаду, страны Европы, Австралию, Японию и т. д.), дал площадку для ведения проповеди, ресурсы для организации международных конференций, посвящённых исламскому активизму и сближению различных ветвей ислама. Хотя ал-Кардави и считается относительно независимым мыслителем, у его критиков часто возникают (вполне понятные в свете вышесказанного) вопросы по поводу его тесных связей с катарским режимом и их возможного влияния на его объективность. 18 февраля 2011 г. ал-Кардави наконец вернулся в Египет и произнёс пятничную проповедь на площади Тахрир в Каире, в которой призывал мусульман сохранить достижения «арабской весны» и захватить мечеть ал-Акса в Иерусалиме. 16 мая 2015 г., после совершённого в 2013 г. в Египте военного переворота, ал-Кардави (вместе со свергнутым президентом, Мухаммедом Мурси, и сотней других египтян, связанных с «Братьями-мусульманами») был заочно приговорён египетским судом к смертной казни. Он до сих пор официально «разыскивается» египетскими властями.

Дамир Мухетдинов
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, ректор Московского исламского института

С таким резким заявлением выступил известный шейх Юсуф Аль-Кардави. Причиной этого заявления стала поддержка Россией и Ираном режима Башара Асада.

«Москва, сейчас является врагом Ислама и мусульман номер один, потому что она противостоит сирийскому народу. Более тридцати тысяч сирийцев было убито. Каким оружием? Российским оружием!» - заявляет шейх Юсуф Кардави. «Арабские и мусульманские страны должны противостоять России, нужно объявить ей бойкот!», - добавляет Кардави.
Ниже мы приводит оригинал видеозаписи с этим заявлением.

Шейх Юсуф Аль-Кардави (Yusuf al-Qaradawi) является очень известной личностью в мусульманском и особенно в арабском мире. Он родился и получил образование в Египте. Является доктором шариатских наук. Так как являлся сторонником движения «Братья мусульмане», которое долгие годы подвергалось репрессиям со стороны египетских властей, перебрался жить в Катар.

В Катаре он стал вести собственную программу под названием «Шариат и жизнь» на известном спутниковом канале «Аль-Джазира». В этой программе он отвечает на вопросы зрителей, о том как ислам рассматривает те или иные жизненные или общественные ситуации.

С тех пор Кардави стал не только сугубо религиозным лицом, но и своего рода политическим деятелем. Неоднократно многие его заявления вызывали большой резонанс в арабском мире.

Кроме того Юсуф Аль-Кардави является председателем «Всемирного совета мусульманских ученых», является сопредседателем «Всемирной организации по сближению мазхабов» (исламских школ права), является своеобразным идеологом движения по призыву к умеренному ислама и центру «Аль-Васатыя».

Нужно отметить, что в отношении России Кардави неоднократно менял свою точку зрения и несколько раз выступал с противоречивыми заявлениями. Хотя насколько нам известно, сам Кардави никогда не посещал России, несмотря на неоднократные приглашения единоверцев.

Напомним, что в начале 2000-х годов он официально заявлял в своей фетве, что война в Чечне является джихадом, и мусульмане должны соответственно относиться к этой ситуации, то есть помогать моджахедам Чечни.

Затем, в 2010 году он поменял свою точку зрения. Это произошло после переговоров и встреч с представителями чеченского духовенства. После этого Кардави обвинил боевиков Чечни, что они являются невеждами в религии, и их методы борьбы (теракты, самоподрывы и т.п.) запрещены в исламе. Одним словом Кардави призывал боевиков на Кавказе отказаться от вооруженной борьбы, последовав примеру подобных группировок в других исламских странах.

В это время Кардави дал эксклюзивное интервью для телеканала

Данная статья представляет собой умеренное, срединное мнение по поводу планирования семьи с исламских позиций. В статье не рассматривается с исламских позиций такое актаульное для современного общества явление, как "чайлдфри" - семьи, бездетные по свободному выбору, и не рассматривается проблема перенаселения планеты и необходимость сокращения прироста населения. Тем не менее, эта позиция более обоснованна, чем запретительные "фатвы" многих "алимов", не обоснованные Кораном и сунной, и заимствующие в христианском богословии далеко не лучшее.

Известный богослов Юсуф аль-Кардави вынес весьма примечательную и важную фетву, в которой не приветствуется бесконтрольное размножение, о благости которого существуют представления в массовом сознании мусульман. Кардави настаивает на планировании и контроле за рождаемостью и обосновывает это с точки зрения Шариата.
http://www.islam.ru/pressclub/analitika/ramite/

Планирование семьи с точки зрения Ислама

Планирование семьи, то есть определение интервала между рождаемостью детей, не возбраняется с точки зрения религии. Решение этой проблемы было известно в исламском праве и Шариате под названием азль («прерванный половой акт»).

Азль заключался в том, что в прошлом мужчина по какой-либо причине, например, связанной с сохранением здоровья женщины или детей, эякулировал вне влагалища, тем самым предотвращая беременность.В этой связи планирование семьи разрешается с тем, чтобы произвести здоровое потомство, которое мы способны правильно воспитать.

Сегодня воспитание не считается легким делом, как это было в прошлом, когда люди жили одной большой семьей: мать рожала детей, бабушка их воспитывала. Сейчас семьи живут раздельно.

Многие женщины выходят на работу. Детям требуется уход, чистота, забота о здоровье, социальное и образовательное попечение. На все это требуются время и силы.

Цель планирования семьи – не произвести огромное и бесполезное множество детей, а вырастить потомство, сильное во всех отношениях, получившее полноценное воспитание во всех его направлениях: умственном, физическом, нравственном, духовном, социальном.

Подобное воспитание мы можем дать только в том случае, когда действительно обладаем соответствующими возможностями. На это должны обратить свое внимание семьи, отцы, матери. Таким образом, с подобной точки зрения планирование рождаемости не имеет каких-либо преград.

Вместе с тем вопрос пропитания не должен быть единственным поводом, побудившим планировать семью. Всевышний Аллах распределил блага на земле для всех людей до их сотворения. Правильное воспитание и ориентация, здоровье матери и возможность отца дать воспитание – вот то, что должно быть причиной планирования семьи.

Однако есть противники такой концепции планирования. В доказательство они приводят следующий хадис: «Умножайтесь, воистину, я буду гордиться вами пред другими общинами». «Умножайтесь» понимается ими, как абсолютное, неограниченное увеличение потомства. Как к этому относиться?

Слово «умножайтесь», упомянутое в хадисе, не означает, что мы должны открывать врата настежь, безмерно умножая потомство и не давая ему должного воспитания. Нет, вовсе не в этом заключается смысл хадиса.

Механическое увеличение только количества детей не принесет исламской умме пользы. Речь идет об «умножении» потомства в тех рамках, в которых мы способны дать ему правильное воспитание. В этом заключается сила и значение «большинства», а не того большинства, о котором говорится в хадисе Абу Давуда, что оно подобно мути в водном потоке.

Основания для планирования семьи:

1) Опасение за здоровье или жизнь матери, что подтверждается опытным врачом. «Самих себя не убивайте, поистине, Господь к вам Милосерд!», – говорится в Коране (4:29).

2) Опасение оказаться в трудном материальном положении, что может подтолкнуть человека, не способного содержать и прокормить своих детей, к незаконным, преступным действиям. «Господь не хочет вас обременять» (Коран, 5:6); «Бог хочет облегчения для вас, он не желает отягчать вам жизнь» (Коран, 2:185).

3) Опасение за здоровье и воспитание детей.

4) Законным основанием для планирования семьи является опасение за грудного ребенка, который может пострадать от новой беременности матери или от рождения другого ребенка. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал совокупление во время периода кормления грудью «предательским убийством», так как вследствие новой беременности молоко матери ухудшается, и ребенок, соответственно, ослабевает. Под «предательским убийством» имеется в виду скрытое преступление против грудного ребенка.

Пророк (да благословит его Аллах) всегда старался учитывать, удовлетворять интересы своей мусульманской общины, повелевая полезное и запрещая вредное. Так и здесь: Пророк (мир ему и благословение Аллаха), стремясь принести пользу своей общине, запрещает совокупление в период кормления.

По его словам, ухудшенное, бедное витаминами молоко матери скажется впоследствии на здоровье и силе человека в зрелом возрасте: в бою он будет повержен своим противником: «Не убивайте предательски своих детей, поистине, молоко матери застигнет рыцаря и свалит его с коня».

Однако Пророк (мир ему и благословение) не ставит данный запрет в ранг харам. Это связано с тем, что он обратил внимание на две великие и сильные нации того времени: иранцев и византийцев, которые не запрещали для себя половое сношение во время кормления, но это не влияло отрицательно на их мощь и силу.

Это говорило о том, что данный вопрос неоднозначен. К тому же данный запрет, следствием которого являлось половое воздержание, наносил моральный и физический ущерб супругам. Ведь период кормления мог растянуться на два года. Именно поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я уже было решил запретить предательское убийство, но увидел, что иранцы и византийцы практикуют его, и дети их не испытывают от него никакого вреда».

В наше же время появились различные средства и методы, предотвращающие беременность. Сегодня они уже позволяют реализовать цель, к которой стремился Пророк (да благословит его Аллах): оградить грудного ребенка от вреда и страданий и одновременно избежать другой проблемы – длительного полового воздержания на период кормления и связанных с ним трудностей.

В свете сказанного мы можем определить идеальный, с точки зрения Ислама, интервал времени между рождением детей: это 30 или 33 месяца (два года кормления и шесть или девять месяцев беременности, соответственно).

Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах) и другие вынесли решение о том, что планирование семьи должно происходить с разрешения жены, так как она обладает правом на ребенка и половое соитие. Также Умар Хаттаб (да будет доволен им Аллах) запрещал мужьям прерывать половой акт с целью предотвращения беременности без разрешения жен. Это прекрасное внимание Ислама к правам женщины в то время, когда никто не признавал ее прав.

Юсуф Кардави, глава Международного союза исламских ученых
Из книги «Любовь и секс в Исламе»

В школах Российской Федерации, разгоревшегося в октябре 2012 года, до российских мусульман дошла ещё одна сенсационная новость. Как будто пытаясь подлить масла в разжигаемый некими силами огонь межнациональных и межрелигиозных разногласий в нашей стране, известный исламский учёный Юсуф Кардави объявил Россию врагом № 1 для всего мусульманского мира. В одном из своих публичных выступлений 12 октября 2012 года он призвал арабские страны объявить политический и экономический бойкот Тегерану и Москве из-за их поддержки официального Дамаска.

Кардави заявил: «Арабский и мусульманский мир должен встать против России. Мы должны бойкотировать её. Мы должны зачислить её в наши главные враги… Россия стала врагом номер один для Ислама и мусульман, потому что она поддерживает власть Сирии », – сказал Кардави.

Также он подчеркнул, что Россия блокирует принятие резолюции ООН по Сирии, которая могла бы положить конец «режиму» Башара Асада.

Несмотря на то, что Юсуф Кардави известен как духовный руководитель исламской организации «Братья-мусульмане», стоящей в авангарде «арабской революции», всё же удивительно слышать о подобном его заявлении в отношении России.

Прежде Юсуф Кардави не раз выступал в поддержку некоторых российских инициатив в отношении борьбы с экстремизмом и терроризмом. Выступая на одном из российских телевизионных каналов, Кардави заявил: «Кадыров является хорошим мусульманином», и подчеркнул, что его надо поддерживать, что в Чечне возрождается Ислам и что Чечня является исламской республикой в составе России. Эти заявления, безусловно, оказали положительный эффект на усилия России в борьбе с экстремизмом и терроризмом на Северном Кавказе.

Юсуф Кардави также являлся одним из инициаторов проведения Московской исламской конференции « », состоявшейся 25 мая 2012 года.

Международный Союз мусульманских учёных», возглавляемый Кардави, участвовал в этой конференции в числе организаторов совместно с организацией «аль-Васатыя» (в переводе – «умеренность», «средний путь»).

Главные догматы организации «аль-Васатыя», которая выступает против экстремизма, тоже были сформулированы Юсуфом Кардави.

Одна из первых богословских работ Юсуфа Кардави была посвящена критике экстремизма. Он даже описал некоторые признаки, по которым определяется экстремизм. Первый признак экстремизма, согласно Кардави, «фанатизм и нетерпимость, которые полностью уводят человека в его собственные предрассудки, а также жестокость, которая лишает его ясного зрения на чужие интересы и проблемы, цели Шариата или обстоятельства времени. Такие люди не имеют какой-либо возможности для диалога с другими, так что они не могут сравнивать своё мнение с другими и выбирать наиболее правильные точки зрения». Второй признак экстремизма «проявляется в постоянной приверженности к избыточности, а также в попытках заставить других сделать то же самое, несмотря на то, что Аллах этого не требует».

Прежде чем говорить о метаморфозах этого, безусловно, уважаемого мусульманами исламского учёного и судить о серьёзности данного рода заявлений, обратимся к его биографии.

Начнём, пожалуй, с того, что Юсуф Кардави родился в Египте 9 сентября 1926 года. На сегодняшний день его возраст составляет 86 лет – достаточно солидный возраст для того, чтобы иметь авторитет в исламском мире.

В 27 лет (1953 г.) Кардави окончил Аль-Азхар – самый престижный университет в мире в области изучения Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Через 8 лет после этого, в 1961 году, он возглавил религиозный институт в столице Катара – Дохе.

Спустя 12 лет (1973 г.) защитил докторскую диссертацию на тему «Роль закята в разрешении социальных проблем».

И, наконец, самое интересное: в 1997 году, между первой и второй чеченскими военными кампаниями, он руководил «Европейским советом по фетвам и исследованиям», расквартированным в Дублине. Напомним, что руководствуясь в том числе и фетвами этого «Совета», в Чеченскую Республику стекалось немало добровольцев из Европы и США с целью «джихада » против России.

Добровольцы из этих же стран, где активно работал Юсуф Кардави, позднее участвовали и в знаменитых захватах самолётов 11 сентября 2001 года. Однако прямое участие Юсуфа Кардави и «Европейского совета» в этих терактах не доказано. Доподлинно известно лишь одно: Катар и его столица Доха являются форпостом влияния США и НАТО на Ближнем Востоке; там же, в Катаре, расположена вторая по величине (после Израиля) штаб-квартира ЦРУ в регионе.

Несмотря на свой статус уважаемого алима, Кардави также известен своими, мягко говоря, непонятными фетвами, из-за которых он подвергся серьёзной критике, особенно в среде салафитов, вплоть до того, что в интернет-пространстве выложены целые работы, посвящённые «заблуждениям шейха Кардави».

В ответ на критику Юсуф Кардави заявил о неверной интерпретации его «фетв».

Чтобы правильно понять (интерпретировать), что же имел в виду уважаемый учёный, когда объявлял Россию «врагом № 1» всего мусульманского мира, нужно вернуться к конфликту в Сирии, в контексте которой Кардави и объявил России «анафему».

В одном из интервью в ноябре 2011 года Юсуф Кардави пытается убедить россиян, что не следует бояться «исламских революций», происходящих в арабском мире: это якобы «сугубо народный протест», за которым никто не стоит, кроме обездоленного и униженного народа. Цитирую: «Революции, которые случились сейчас в арабском мире, – это стопроцентно народные революции. Для внешнего мира это стало полной неожиданностью. Даже американцы были застигнуты врасплох, уже не говоря о режимах, против которых народ выступил. Так было в Тунисе, так было и в Египте, где Хосни Мубарак не ожидал такого поворота событий. Он попытался задушить революцию, как это попробовали сделать правители Ливии, Йемена или Сирии. Однако народ нельзя остановить репрессиями. Люди уже готовы на жертвы. Тысячи раненых и убитых – и всё равно люди не захотели смириться. Меня удивляет, что Россия сегодня поддерживает тот же сирийский режим, от рук которого ежедневно гибнут люди», – говорит Кардави.

Возникает вопрос: каким же образом во главе «арабской весны», а по сути в государственном перевороте в Ливии, оказались члены «аль-Каиды», до того времени находившиеся в американских тюрьмах, если для Америки это стало неожиданностью? А французские самолёты, бомбившие правительственные войска в Ливии? А английский спецназ, участвовавший в охоте за Каддафи? Это что, «детская неожиданность»?

Далее в том же интервью Кардави принимается искать основания тому, что происходит в арабском мире, и подвести некий революционный базис: «Посмотрите на эти режимы. Некоторые из них возникли на месте свергнутых монархий. А на деле они из республиканских сами превратились едва ли не в монархии, во власть отдельных кланов. То есть боролись, боролись против монархий – и что опять получили? Разве можно было находиться у власти бессменно десятки лет? Но и этого мало – они ещё захотели передать власть по наследству своим детям…», – заявляет Кардави.

Тут же на вопрос корреспондента, а как же быть с монархией Саудовской Аравией, он отвечает: «Эта монархия появилась естественным путём, а не была создана искусственно. Как была она там, так и остаётся. А мы говорим о республиканских режимах, где уже не было монархов. Вот в этих странах получилось ни то ни сё – и не монархия, и не республика. Истинно исламский строй – республиканский. Лидер должен править страной один срок – скажем, четыре года, ну максимум два срока».

Даже мало-мальски знакомому с историей Ислама мусульманину понятно, что Кардави как минимум заблуждается в данных оценках. Во-первых, он сам себе противоречит, сначала говоря, что истинно исламской властью должна быть республиканская власть (то есть по типу американской), и тут же утверждает, что монархия приемлема, если она получилась сама собой. А как же тогда захват власти кланом саудитов путём войны против Османской Империи? Ведь в Османской Империи (последнем исламском халифате) тоже была монархия, где правили султаны, тоже состоявшиеся «естественным путём», если следовать логике Юсуфа Кардави.

А как же насчёт исламского халифата времён праведных халифов, являющихся для мусульман примерами для подражания? Что, там тоже была республиканская система государственного устройства?

Однако есть в этом интервью и положительные моменты, с которыми можно согласиться. К примеру, утверждения учёного о том, что век диктаторов закончился, ибо об этом предупреждал сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), рассказывая о периодах, через которые предстоит пройти его умме.

«Эпоха правления семейных династий закончилась, – утверждает Кардави. – Мы видим это на примере семей: Зин аль-Абидина бен Али в Тунисе, Хосни Мубарака в Египте, Муаммара Каддафи в Ливии. Это, бесспорно, коснётся и семьи Али Абдаллы Салеха в Йемене. Тем же дело кончится и в отношении клана Асада в Сирии. Все эти режимы – уже достояние прошлого».

Не лишён основания и его прогноз насчёт Сирии, который отчасти уже свершился: «Будут демонстрации, забастовки. Постепенно всё больше государств будут признавать Национальный совет Сирии. И я не сомневаюсь в том, что арабские страны пересмотрят свою нынешнюю позицию и более жёстко заговорят с сирийским режимом…

Так что я и Россию призываю пересмотреть свою позицию. Иначе ваша страна потеряет своё присутствие на Ближнем Востоке. Режим Асада не устоит, поверьте».

Последние слова Юсуфа Кардави дают нам основания предполагать: а не предупреждал ли он таким образом Россию о грозящей опасности?

А спустя полгода после этого интервью Юсуфа Кардави, в июле 2012 года, во время встречи в Париже министра иностранных дел Франции Лоран Фабиус и госсекретаря США Хилари Клинтон, «леди» из Вашингтона пообещала, что Китай и Россия заплатят за то, что не поддерживают военные действия против Сирии.

Нет никаких сомнений в том, что заявления духовного лидера «Братьев-мусульман» Юсуфа Кардави есть не что иное, как осуществление угроз госсекретаря США, сделанное почти полгода назад во Франции.

А это значит, что заявления Юсуфа Кардави, несомненно, являются политически ангажированными, а значит, их следует воспринимать очень серьёзно. И я думаю, что не случайно его заявление совпало с напряжённой ситуацией на Северном Кавказе – с новым витком «антитеррористической операции» в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, к которому добавился и Татарстан.

И не случайно обострение отношений между некоторыми чиновниками и мусульманами. Как будто по чьей-то указке, чиновники начали выступать против строительства мечетей, ношения хиджабов в школах. Что это, простое совпадение или целенаправленная политика по наказанию России за поддержку Сирии, в которой участвует «пятая колонна» внутри страны?

Вопросов больше, чем ответов!

В любом случае, заявление Кардави – это серьёзный сигнал для России, который требует глубокого осмысления и принятие ответственных внутренних и внешних геополитических решений. Вплоть до рокировок во внешнеполитической «шахматной игре».

Юсуф аль-Кардави (араб. , род. 9 сентября 1926, Сафт Тураб) - современный исламский богослов из Египта, президент Международного союза мусульманских учёных. Является одним из наиболее влиятельных религиозных деятелей в суннитском исламе. Он широко известен своей передачей «Шариат и жизнь» на канале Аль-Джазира, аудитория которой составляет 60 млн человек по всему миру, а также благодаря веб сайту IslamOnline, который он помог основать в 1997 году, и главным религиозным учёным которого он сейчас является. Кардави является автором более чем 120 книг. За свой вклад в развитие исламской науки он был награждён восемью международными наградами и на сегодняшний день считается одним из самых влиятельных исламских учёных, живущих сейчас. На протяжении долгого времени он считался духовным лидером братьев-мусульман, несмотря на отказ от поста лидера данного движения, который ему предлагали возглавить.

Биография

Юсуф аль-Кардави родился в небольшой деревне на западе Египта. Когда ему было два года он потерял отца, и вырос в религиозной среде своего дяди. Его семья хотела, чтобы он освоил профессию плотника, однако он предпочел стать имамом. В четырёхлетнем возрасте он начал посещать кораническую школу, а в возрасте десяти лет он знал Коран наизусть. После получения обязательного школьного образования, аль-Кардави продолжил своё обучение в Институте религиоведения в Танта в течение девяти лет. В восемнадцать лет он поступил в Университет Аль-Азхар на факультет основ религии.

В 1953 окончил университет ал-Азхар. В 1958 он получил диплом по арабскому языку и литературе в Современном институте изучения арабского языка. Он был зачислен в программу выпускников вуза на Отделение изучения Корана и Сунны факультета основ религии (Usul al-Din), и в 1960 году окончил его, получив степень магистра по корановедению. В 1961 возглавил религиозный институт в столице Катара Дохе. В 1973 защитил докторскую диссертацию на тему: «Роль закята в разрешении социальных проблем». В 1977 способствовал созданию факультета «Шариат и исламоведение» в Катарском университете, деканом которого он в последующем стал. В том же году он учредил Центр исследований сиры (биография пророка Мухаммада) и сунны. Он также работал в комитете контроля по делам религии в Египте при Министерстве вакуфов. Затем он переехал в Доха, где вплоть до 1990 года занимал должность декана исламского отделения на факультете «Шариат и образование» в Катаре. В 1990-1991 гг., он был назначен на должность председателя научного совета Исламского университета и высшего образования в Алжире, после чего он вернулся в Катар в качестве руководителя Центра сунны в университете Катара - должность, которую он занимает до сих пор. C 1997 руководит Европейским советом по фетвам и исследованиям, расквартированным в Дублине. Критикуется с позиций консервативного салафизма.

Он был заключен в тюрьму при правлении короля Фарука в 1949, затем ещё три раза во время правления бывшего президента Гамаля Абделя Насера, после чего в 1961 году он покинул Египет и жил в Катаре.

Взгляды и убеждения

В мае 2013 года Кардави прибыл в Газу из Катара, где он проживает в изгнании. 9 мая 2013 года Юсуф Аль-Кардави заявил:

Израиль не имеет права на существование. Эта земля никогда не была еврейской. Палестина предназначена для арабской исламской нации.

Премьер-министр ХАМАСа Исмаил Хания поцеловал правую руку Кардави и назвав его «великим имамом современного ислама и великим имамом арабской весны».

В то же время руководство ФАТХа, управляющего палестинскими территориями на Западном берегу Иордана, осудило посещение Юсуфом Карадави сектора Газы. По их мнению, его приезд лишь «цементирует раскол» между двумя палестинскими фракциями. «Любой визит, который несет в себе политическое значение, который признает легитимность ХАМАСа в Газе, вредит интересам палестинского народа», - сказал Махмуд аль-Хабаш, министр по делам религии в ПА.

Кардави неоднократно оказывался в эпицентре многих споров. Он призывал иракцев бороться против всех американцев на своей земле, заявив, что «нет никакой разницы между гражданскими лицами и солдатами». В апреле 2013 года он отказался участвовать в межрелигиозной конференции в Дохе из-за присутствия на ней евреев. Также Кардави призывал к уничтожению евреев и утверждал, что они заслужили нацистский геноцид.

О Сирии, России и Иране.

Религиозные взгляды

Мусульманские секты

Аль-Кардави в своей диссертации писал об опасности мусульманских экстремистских групп, особенно если они основаны на слепом повиновении. Он перечислил следующие признаки экстремизма:

  1. Первые признаки экстремизма - это фанатизм и нетерпимость, которые полностью уводят человека в его собственные предрассудки, а также жестокость, которая лишает его ясного зрения на чужие интересы и проблемы, цели шариата или обстоятельства времени. Такие люди не имеют какой-либо возможности для диалога с другими, так что они не могут сравнивать своё мнение с другими и выбирать наиболее правильные точки зрения.
  2. Второй признак экстремизма проявляется в постоянной приверженности к избыточности, а также в попытках заставить других сделать то же самое, несмотря на то, что Аллах этого не требует.

Книги

  • Время в жизни мусульманина (2012).
  • Дозволенное и запретное в Исламе (1960).
  • Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола (2011).
  • Положение женщины в исламе.

Ссылки

  • Шваниц В. Г. Всемирный муфтий Кардави (Global Mufti al-Qaradawi, Webversion 12-2010 (англ.))
Loading...Loading...