Восточные практики в западном исполнении. Медитативные техники и практика медитации

Когда мы вступаем на путь созерцания, мы, естественно, ищем, на что бы нам опереться в своих усилиях. Памятуя об этом, рассмотрим вкратце восточную медитацию и западную. Существуют явные различия в метафизических устоях востока и запада. Запад вращался вокруг теистической модели, признавая существование личностного бога. Восток создавал свое духовное богатство, не взывая постоянно к олицетворенному божеству. Жизнь на западе была обращена к миру.

Жизнь на востоке была отвращена от мира. Ввиду наших политических и религиозных устоев эзотерический путь сохранялся лишь в скрытой форме. В таких условиях западное родословное древо мистики оказалось весьма скудным. Немаловажно и то, что западная мистическая традиция передавалась и записывалась на символическом языке, который должен был защитить и скрыть мистический опыт от нежелательных глаз. Исторически культурные и политические условия на востоке способствовали появлению многочисленных духовных родословных.

Запад лишь недавно разработал средства проникновения в природу бытия и становления. Психология стала нашей дорогой исследований. Восток тоже располагает своей психологией, которая, однако, соседствует в непосредственной близи с духовным методом познания. Эти два уровня опыта рассматриваются не в отриве друг от друга, а совместно, как принадлежащие друг другу. Подобно тому как методы психологии заняты внутренним, персональным миром человека, полезно было бы рассматривать доступные упражнения, особенно восточную медитацию, как нечто надличностное и трансперсональное.

Западная медитация — это терапия

В отличие от восточной медитации на западе очень малое значение придавали субъективной жизни, переживаемой во сне или в напряжении. В XX веке лишь трудам Карла Юнга получилось перенацелить наше внимание на внутренний мир психики. Подробно исследуя свою внутреннюю жизнь в снах, видениях и созерцаниях, Юнг открыл новый континент. Это было большим потрясением для западного мышления. Но для Востока внутренний мир не был чем-то неведомым. Западные разработки по медитации всецело опираются на труды Юнга. Много полезного удалось извлечь из творческого или деятельного воображения, и здесь пролегает основополагающее различие между двумя подходами.

Восточная медитация не стремится эксплуатировать или вторгаться в жизнь разума, а, напротив, стремится подняться над ним и достичь уровня трансцендентного. К такой цели, пожалуй, не готов западный ум, который все еще мучается открытием внутренней жизни. Когда мы вступаем на путь медитации, необходимо помнить различие в основополагающих культурных устоях. Как индивиды мы не можем столь просто, как бы того ни хотелось, отринуть от себя обусловленное нашей культурой воспитание.

В своем исследовании Браун и Энглер поинтересовались у одного азиатского буддийского учителя, почему западные ученики медленнее достигают более продвинутых этапов медитации. Он ответил: «Многие западные ученики не медитируют, они занимаются врачеванием. Они не заняты глубоко обретением внимательности». Возможно, западным ученикам следует проводить больше времени, погружаясь в содержимое медитации, чем в сам ее процесс, поскольку мы так долго отрицали и то и другое. Как говорят авторы, комментируя ситуацию в США: «В этой стране медитация является лишь формой терапии для многих». Возможно, это то, в чем мы нуждаемся.

Основные различия

Некоторые исследования показали, что восточные и западные ученики по-разному реагируют на классические методы. Столь долго пренебрегая миром субъективного, западные ученики, похоже, поглощены содержимым внутреннего мира. Начальное медитативное обучение приводит к росту фантазий, грез, мечтаний, воображения и некоторому спонтанному возврату прошлых воспоминаний, вызывающих гнетущие или противоречивые чувства.

Второе исследование Энглера и Брауна показало, что западных учеников занимают, даже захватывают образы, воспоминания и внутренние ощущения. Подобное проявление, возможно, отражает наше глубокое потрясение, вызываемое открытием внутреннего мира. В данном случае удовлетворение имеющимся является правомерным, но временным этапом. Когда восточный ученик готов двигаться дальше, минуя содержимое умственных переживаний, его западный коллега менее заинтересован в этом. Следует отметить, что в большинстве восточных медитативных практик веки опускаются, но не закрываются. Это мешает разыграться воображению. И напротив, на западе глаза чаще всего закрыты, что содействует возникновению мысленных образов. Хотя некоторые восточные практики используют творческое воображение, на западе редко пытаются в процессе медитации опустошать свой ум.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Просмотры 263

Существует два основных вида медитации: аналитическая и однонаправленная. Однонаправленная медитация характеризуется концентрацией сознания на одном объекте и называется Шаматхой. Если вы будете на протяжении трех лет медитировать с полной отдачей, то за это время возможно достигнуть безмятежности. Без этого попытки практиковать высшую Йога-тантру, Дзогчен и Махамудру вряд ли приведут к успеху. Можно сказать, что Шаматха - это ключ ко всем медитативным практикам.

Для успеха в занятиях медитацией необходимо, с одной стороны, хорошо знать цель медитации, с другой стороны - знать как медитировать. Сначала рассмотрим цель медитации. Первичная цель медитации - это успокоить, привести в порядок свой ум. Наш ум имеет огромный потенциал, высвободить который можно лишь посредством тренировки. Поскольку наш ум не тренирован, то находится в хаотическом состоянии, постоянно занят различными концепциями. В качестве примера рассмотрим небольшой пруд. Если взбаламутить воду, то ил смешается с водой, и вода в пруду станет грязной, непрозрачной. Вот примерно в таком же состоянии находится наш нетренированный ум. Он загрязнен различными ложными взглядами, негативными эмоциями и т.п.

Хотя вода в пруду изначально чиста, но, смешавшись с илом, она стала грязной. Если воду оставить в покое и дать илу осесть на дно, то она снова станет прозрачной. Подобным образом можно очистить и ум. Если дать ему успокоиться, то все концепции, негативные эмоции “осядут” и ум станет чистым, ясным и прозрачным. Средством для успокоения и очистки ума является медитация.

Благодаря медитации ваш ум станет умиротворенным. Замечательные свойства состояния Шаматха таковы, что когда оно достигается, сознание и тело проникаются радостью и блаженством, безгранично превосходящими радость от любых мирских удовольствий. Все феномены будут понятны вам подобно тому, как в прозрачной воде хорошо просматривается все дно пруда. Когда ум успокоится, и вы достигнете состояния Шаматха, вы даже сможете вспомнить свои предыдущие жизни.

Итак, Шаматха делает наш ум умиротворенным и чистым. Но лишь одна однонаправленная концентрация не может обеспечить такое состояние сознания, при котором вы в принципе свободны от омрачений.

Однонаправленную медитацию следует сочетать с аналитической. С ее помощью мы обучаемся быть терпимыми, негативные жизненные ситуации превращать в тренировку ума.

Аналитическая медитация не требует каких-то особых условий, вы можете ею заниматься, даже когда смотрите телевизор, размышляете перед сном и т.д.

Теперь перейдем к рассмотрению однонаправленной концентрации.

Как развить однонаправленную концентрацию

Немного подробнее расскажу о пользе развития однонаправленной концентрации. Эта польза многообразна. Например, когда медитирующий разовьет в себе Шаматху, то он достигнет совершенной податливости тела и ума, т.е. безмятежности , которая не может сравниться ни с каким мирским счастьем. Его умственные способности приходят в состояние, при котором он способен читать мысли других, а ум медитирующего обретает при этом особое свойство проникать в суть самых туманных вещей и явлений с необыкновенной легкостью. В философии буддизма говорится, что когда мы анализируем причину страдания, то мы прослеживаем ее до эмоций, причиняющих страдание, которые в свою очередь приводят нас к своему источнику - неведению. Таким образом, неведение является корнем любого страдания. Для того чтобы вообще прекратить страдание, мы должны убрать причину страдания, каковой является неведение. Для того чтобы это осуществить, нам необходима хорошая концентрация, ясный ум и мудрость, без которых невозможно достичь освобождения или прекращения страдания. Таким образом, можно сделать вывод, что Шаматха играет ключевую роль в практике буддизма.

А теперь о технике развития однонаправленной концентрации. Сначала я расскажу о шести условиях , способствующих развитию этого состояния.

1. Благоприятное место , в котором следует пребывать тем, кто хочет развить Шаматху. На начальном этапе это не столь важно, но в будущем, когда вы будете интенсивно медитировать, выбор хорошего места для медитации будет очень важен. Лама Цонкапа специально разработал учение о выборе места для тех, кто хочет достичь серьезных реализаций. Оно должно обладать пятью характеристиками:

можно легко добыть пищу;
рядом должен быть источник воды;
окружающая среда не должна нести угрозу для жизни;
близость к месту, где находится Духовный Наставник или друзья и единомышленники;
тихая, чистая и мирная местность.

2. Малые желания (отсутствие привязанности к доброкачественной или обильной пище и прочему).

3. Довольствование тем, что имеется .

4. Оставление всяких видов деятельности .

5. Соблюдение чистой нравственности (ненарушение обетов и т.п.)

6. Отказ от мыслей об удовлетворении желаний (созерцание пагубности желаний).

Медитация на дыхании

В целях успокоения ума следует предварительно заняться медитацией на дыхании. В состоянии возбуждения или гнева вам весьма трудно будет сконцентрироваться на одном объекте, поэтому даже не пытайтесь заниматься однонаправленной концентрацией, кроме отвращения вы ничего в себе не разовьете.

Приняв правильную позу, прежде всего выдохните. Затем медленно вдыхайте, концентрируясь на кончике носа. Когда вы почувствуете, что вдох превращается в выдох, сконцентрируйтесь на движении воздуха на выдохе. При этом ваш ум как бы движется вместе с воздухом.

В целях поддержания концентрации следует считать количество вдохов и выдохов. Выдыхая в первый раз, вы мысленно произносите: один. Потом вдох-выдох - два и т.д. При этом следите за дыханием сознательно, и автоматически ум начнет успокаиваться. Если вы сумеете при полной концентрации вдохнуть и выдохнуть 21 раз, то вы непременно успокоите свой ум.

Вы должны полностью осознавать вдох и выдох, не отвлекаясь на различные мысли. Это противоядие от гнева, а также и от депрессии, в которую легко впасть в наше время.

Медитацией следует заниматься не слишком долго, чтобы она не стала для вас наказанием. По утрам свои занятия начните с медитации на дыхании. Вдох и выдох должны быть непрерывными, плавными, спокойными, без прерывистых толчков воздуха. Дыхание должно быть практически незаметным. В случае насморка дышите ртом.

Во время медитации не давайте волю своему воображению. Время от времени открывайте глаза и смотрите на реальный мир. Когда вы закрыли глаза и начали медитировать, не старайтесь силой исправить то, что происходит в вашем воображении. Если визуализация вышла из-под контроля, надо на некоторое время открыть глаза.

Для развития состояния Шаматха нам потребуется правильное соблюдение следующих пунктов:

I. Поза;
II. Объект медитации;
III. Техника развития концентрации.
I. Семичленная поза будды Вайрочаны

Здесь требуется соблюдение семи аспектов:

1. Сесть на слегка приподнятую мягкую подушку. Ноги скрещены в позе лотоса, или полулотоса. Те, для кого это не очень неудобно, могут просто сидеть на стуле. Важно, чтобы неудобство тела не отвлекало вас от медитации.

2. Спину следует держать прямо для того, чтобы каналы (нади) также располагались прямо, и ветры, циркулирующие по ним, могли перемещаться беспрепятственно.

3. Плечи держать ровно и расслабленно, голова должна быть слегка наклонена вперед. Слишком сильный наклон головы вперед приводит к сонливости, тогда как чрезмерное отклонение головы назад действует возбуждающе.

4. Кисти рук должны быть расположены ладонями вверх на уровне пупка, причем правая ладонь располагается поверх левой, большие пальцы рук должны соприкасаться, поскольку это препятствует потере энергии в теле.

5. Глаза следует держать слегка прикрытыми и расслабленными, взгляд направлен на кончик носа. При открытых глазах в вашем поле зрения будет много объектов, что станет сильным отвлекающим фактором для вас. При закрытых глазах может возникнуть опасность засыпания.

6. Рот, подбородок и язык должны быть расслаблены и находиться в естественном положении. Рот - слегка приоткрыт, кончик языка – касается верхнего неба, что обеспечивает контроль за слюноотделением.

7. Локти не должны касаться тела, поскольку это нарушает циркуляцию воздуха и приводит к сонливости.

Эту позу для медитации впервые описал Будда в тексте, посвященном Йога-тантре, который называется “Просветление Вайрочаны”.

II. Объект медитации

Для развития состояния Шаматха требуется некий конкретный объект. Во многих священных текстах говорится, что Будда Шакьямуни является наилучшим объектом медитации. Для начала нужно визуально рассмотреть объект медитации и хорошо его запомнить. Это должно быть изображение Будды либо на картинке, либо в виде статуэтки, при этом желательно не менять в дальнейшем выбранный вами образ. Этот объект следует визуализировать размером с большой палец руки на уровне бровей, на расстоянии вытянутой руки. При этом стремитесь создать в уме живой образ Будды. Следует ощущать данный образ светящимся и устойчивым, т.к. в противном случае он будет качаться как на ветру. От изображения исходит вибрирующий свет, Будда светится как бы сам по себе. Создать такой образ на начальном этапе занятий довольно трудно.

Итак, как начать медитацию? Сначала следует заняться простейшими упражнениями для тренировки ума: посмотреть на изображение Будды, затем закрыть глаза и представить его себе.

Ваш ум осуществляет следующие действия: ищет изображение, находит, четко его видит, затем закрепляется в этом видении. Т.е. мы имеем четыре этапа медитации : поиск, реальное видение, удержание и собственно состояние медитации (т.е. удержание объекта в расслабленном состоянии).

Итак, необходимо представить, что перед вами живой светящийся Будда небольшого размера. Не надо концентрироваться на усилении света, иначе начнутся картинки-галюцинации с радужными вспышками света. Это все очень красиво, но не то. Изображение просто должно быть ярко видимым. Представьте, что Будда находится как бы на сцене и на него направили свет, чтобы он был четко виден. Это живой Будда, он не столько источает свет, сколько вы ощущаете исходящие от него любовь и сострадание. Это очень важно: ощущать любовь, которая на вас нисходит. Представьте, что вы пришли к человеку, который к вам хорошо относится, и ту атмосферу дружелюбия, которая при этом возникает. Такое же примерно состояние должно быть при вашей медитации.

Важно помнить, что вы концентрируетесь на ментальном, а не чувственном образе. Зрение здесь внутреннее. Глаза расслаблены. Попытка визуализировать Будду подобна очищению воды от частиц грязи. Когда омрачения ума уйдут, вы сможете рассмотреть Будду. Помните, что при визуализации Будды он на самом деле присутствует рядом, это не просто абстрактное видение!

Заниматься медитацией лучше при включенном свете. Вначале можно медитировать с закрытыми глазами, но в дальнейшем следует переходить к медитации при полуприкрытых глазах. Откройте глаза, посмотрите на изображение, затем уберите его и восстановите в памяти, не закрывая глаз. Теперь с этим ментальным изображением начинайте прикрывать глаза. Медленно, спокойно. Сразу увидеть ясное ментальное изображение трудно, это нормально, со временем ваш ум успокоится и вы сможете видеть более четко.

Занятия не должны превышать 3–5 минут. Если даже медитация хорошо получается, надо ее завершить. Потом расслабьтесь, подвигайте плечами (голову втянуть, плечи поднять). Важно время от времени восстанавливать циркуляцию крови.

При медитации следует не допускать, чтобы вместо образа Будды появлялось нечто другое. Фантазии недопустимы. Нельзя допускать также различных трансформаций образа Будды. Так, в Санкт-Петербурге один человек рассказал мне, что во время его медитации изображение Будды стало расти, дотронулось до него и он физически ощутил это прикосновение. Это - галлюцинации, наличие которых говорит, что медитация проходит неправильно.

Перед медитацией желательно успокоить свой ум. Зажгите благовония, проведите дыхательную медитацию, как я вам уже объяснял ранее, затем посмотрите на изображение Будды и почитайте мантры (например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ).

Для накопления заслуг делайте простирания. Сначала соединенными ладонями нужно прикоснуться к телу в четырех местах: над головой, у лба, у горла и у сердца. Затем вы протягиваете руки вперед и вниз, становитесь на колени, опираясь на руки, все тело простирается на земле. Когда вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вместе, большие пальцы соприкасаются, потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю.После чего вы встаете. Каждый жест здесь имеет определенный смысл.

Над головой находится корона Будды. Когда вы соединяете над ней ладони, то тем самым получаете благословение на достижение состояния просветления.
У лба - это символ тела Будды.
У горла - это символ речи Будды.
У сердца - это символ ума Будды.

Делая простирания, вы создаете причины для обретения тела, речи и ума Будды. Такая символика связана с практикой тантры и позднее будет объяснена подробнее. Телу, речи и уму Будды соответствуют мантры: ОМ - телу, А - речи, ХУМ - уму.

Простирания являются символом уважения к Будде, они помогают справиться с высокомерием и гордостью.

III. Техника развития концентрации

1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий от них.
2. Девять этапов развития концентрации.
3. Использование шести сил.

1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий к ним

Для медитативной практики жизненно важным является знание ошибок медитации и того, как применять противоядия для их устранения, чтобы наши усилия не прошли даром. Вот эти пять ошибок :

1) Лень.

Это препятствие часто возникает в начальный период практики Шаматха. Оно удерживает нас от занятий практикой концентрации, и на начальном этапе лень является одним из крупнейших препятствий.

2) Забывчивость .

В данном контексте под забывчивостью мы понимаем забывание объекта медитации во время процесса медитации. Эта ошибка очень часто возникает, когда наше памятование (осознавание) слабое. Поэтому развитие памятования является важным противоядием от этой ошибки.

3) Ментальное отупение и отвлечение .

Эти два момента являются самыми главными ошибками при однонаправленной концентрации. На них следует остановиться подробнее, чтобы иметь о них ясное представление.

В их грубой форме, мы довольно легко можем идентифицировать ментальное отупение и отвлечение, но в их тонкой форме это сделать гораздо труднее. Здесь требуются четкие определения, как ментального отупения (сонного состояния сознания), так и отвлечения (возбужденного, блуждающего состояния сознания). Грубое ментальное отупение - это состояние ума, которому не хватает ясности. Тонкое ментальное отупение - это состояние ума, сохраняющее ясность, но интенсивность этой ясности недостаточна. Четкое представление тонкого ментального отупения приходит во время медитативного опыта.

Грубое ментальное отвлечение - это состояние ума, при котором полностью теряется объект медитации. Тонкое состояние отвлечения - это состояние ума, при котором объект медитации не утерян, но интенсивность отсутствует из-за того, что ум слегка уходит в сторону какого-то объекта привязанности.

Для обнаружения состояний ментального отупения и отвлечения во время медитации следует развить бдительность (внимательность), которая является верным противоядием от этих ошибок.

4) Неприменение противоядий, когда в них есть необходимость.

Это разновидность лени, которая часто возникает на пятой и шестой ступенях концентрации. Во время медитации посредством силы бдительности медитирующий замечает препятствия по мере их возникновения, но не предпринимает попыток к применению противоядий. Эта лень может оказаться мощным тормозящим фактором. Поэтому нам следует быть очень осторожными и избавляться от препятствий, как только мы их обнаруживаем.

5) Применение противоядий, когда в них нет необходимости .

Это может произойти, когда мы уже достигли восьмой и девятой ступеней практики. Наш ум уже привык к применению противоядий на предыдущих, более низких ступенях. Следовательно, у нас появляется тенденция применять противоядия часто, когда уже нет необходимости. На данной ступени уже не следует беспокоиться и выискивать противоядия, мы просто должны продолжать медитацию в расслабленном состоянии, без контроля. Это расслабление называется равновесием, которое и является противоядием к описываемой ошибке.

Восемь противоядий от пяти ошибок:

1) вера;
2) усердие;
3) энтузиазм;
4) спокойствие;
5) осознавание;
6) бдительность;
7) применение противоядий;
8) равновесие.

Первые четыре противоядия являются главными противоядиями от лени. Здесь вера рассматривается в контексте развития веры в особые свойства Шаматхи. Посредством этой веры развивается усердие, сильное стремление к достижению Шаматхи. Затем чтобы достичь этого состояния, возникает естественным образом энтузиазм. Медитирующий достигает состояния Шаматха и спокойствия, которое является четвертым и последним противоядием от лени.

Осознавание

Осознавание является противоядием ко второй ошибке и является одной из жизненно-важных практик развития Шаматхи. Если мы не обладаем осознаванием, то невозможно развить концентрацию. В Ламриме говорится, что осознавание должно иметь три свойства:

Свойство объекта. Это объект медитации, с которым знаком ум.
Свойство аспекта. Это ум, который ясно удерживает объект медитации.
Свойство функции. Это ум, пребывающий на объекте медитации.

Вкратце, осознавание означает “знакомство с объектом, удержание его и не отвлечение”.

Бдительность

Бдительность является противоядием к третьей ошибке. Она - как шпион, который дает нам информацию, когда ментальное отупение или отвлечение появляются во время нашей медитации. Однако нам требуется особое противоядие для устранения ментального отвлечения и отупения. Для устранения ментального отупения лучшим противоядием является радостное состояние ума, которое достигается путем размышления о положительных свойствах Шаматхи, драгоценности человеческой жизни, непостоянстве и смерти и т.п. Если в результате применения этих противоядий наше ментальное отупение еще не устранилось, тогда мы используем силовой метод, предложенный в свое время Асангой: визуализируйте в межбровье точку белого цвета размером с булавочную головку, испускающую свет в десяти направлениях. Это поможет прояснить ум.

Иногда чтобы избавиться от ментального отупения, достаточно умыть лицо или поместить объект медитации немного выше. Что касается ментального отвлечения, то чтобы избавиться от него, следует размышлять об ущербности объекта привязанности, раздумывать о страданиях сансары и т.д. Если в результате применения указанных противоядий ментальное отвлечение еще не ушло из нашей медитации, тогда нам следует перестать медитировать, сделать небольшой перерыв и заняться дыхательной медитацией. Многие опытные йоги рекомендуют дыхательную медитацию, как очень эффективный метод для контроля над скачущими мыслями.

В одном из текстов Абхидхармы упоминается шесть шагов в дыхательной медитации. Первый шаг - это просто считать вдох-выдох, например, до 21 раза. Как только ум становится более спокойным, следует перейти к следующему шагу. На этой стадии мы уже не считаем, а просто наблюдаем дыхание. Третий шаг заключается в том, чтобы наблюдать не только за дыханием, но и за его ритмичностью. На четвертом шаге мы исследуем наши чувства и ощущения, возникающие в различных частях тела в процессе дыхания. На пятом шаге следует анализировать, как меняется дыхание от движения к движению, какие оно вызывает ощущения, и как эти ощущения меняются. Последняя стадия называется стадией сдвига. Здесь мы перемещаемся с медитации на дыхании к медитации на более глубоких объектах, таких как великое сострадание или пустота присущего существования. Эта дыхательная медитация непременно успокоит наш ум и сделает его более ясным и проникающим, способным к дальнейшей однонаправленной концентрации.

При блуждании ума попробуйте применить такой способ. Обычно объект медитации находится на уровне бровей. Надо его опустить ниже и ослабить напряженность удержания. Другой вариант - прекратить медитацию и выключить свет. Блуждание ума возникает от привязанности. Поэтому в темноте следует поразмышлять о непостоянстве, что ослабит привязанность к мирским удовольствиям и объектам.

Последние два пункта: Применение противоядия и Равновесие - являются противоядием от двух последних ошибок медитации, которые я уже объяснил.

2. Девять этапов развития концентрации

В Ламриме Чже Цонкапа объясняет, как развить концентрацию в девять этапов. Он дает особое название каждому этапу концентрации, за которыми кроется глубокий смысл. Вот они:

1) Закрепление мысли на объекте.
2) Продолженное закрепление.
3) Поправляемое закрепление.
4) Прочное закрепление.
5) Обуздание ума.
6) Успокоение.
7) Полное успокоение.
8) Однонаправленное сосредоточение.
9) Ровное сосредоточение (равновесие).

1) Закрепление мысли на объекте

На первом этапе трудно с самого начала получить ясное изображение, и вам кажется, что ум вам не подчиняется и медитация идет вяло. Но на самом деле это хороший знак, говорящий, что вы прогрессируете. Просто вы проходите стадию узнавания недостатков ума, понимаете, насколько он был занят всякой чепухой. Поэтому, если у вас получилась грубая картинка, вы должны быть ею удовлетворены и стараться ее удержать.

Когда мы легко можем направить свой ум к выбранному объекту и способны некоторое время концентрироваться на нем, это означает, что мы достигли первого этапа. На этом этапе наша концентрация длится одну минуту.

2) Продолженное закрепление

Здесь мы убираем ошибку забывания объекта медитации. Когда вы уже нашли, удержали и сохраняете объект медитации, то старайтесь сделать его ясным и четким. Не следует увеличивать его яркость резко, старайтесь добиваться ее увеличения небольшими шажками, постепенно.

Находясь на 2-й ступени, вы время от времени будете скатываться в сторону первой. То вы способны удерживать объект в течение 4 минут, то - лишь в течение одной. Это нормальное явление, пусть оно вас не огорчает. По мере того, как наша концентрация слегка улучшается, и мы способны без отвлечений концентрироваться на объекте более двух минут, - это означает, что достигли второго этапа концентрации и можно переходить к третьей.

3) Поправляемое закрепление

На третьем этапе в результате того, что наше осознавание стало сильным, мы можем не только концентрироваться более десяти минут, но также в состоянии вернуть ум обратно к объекту медитации сразу после того, как он покинул его.

Основная разница между первым и вторым этапами - во времени медитации (одна и две минуты соответственно). А разница между вторым и третьим этапами состоит в том, что промежуток времени, когда не осознается потеря объекта медитации, становится все меньше и меньше. Т.е. как только вы почувствуете, что внимание ослабляется, вы сразу же усиливаете его. На втором этапе объект может на какое-то время вообще пропасть, вы можете даже забыть, где находитесь и что делаете. Вы как бы улетаете куда-то и можете заметить это лишь через некоторое время. На третьем этапе, как только вы собираетесь куда-то улететь, то сразу замечаете это и возвращаетесь обратно.

4) Прочное закрепление

На четвертом этапе - это улучшенное закрепление мысли вследствие многократного сосредоточения. Мы можем концентрироваться уже в течение двух часов. Полностью преодолено грубое ментальное отвлечение, однако ментальное отупение и тонкое ментальное отвлечение могут еще часто возникать во время медитации, поэтому еще приходится периодически смотреть на объект. Усилив внимательность, отвлечения уже не должны допускаться.

5) Обуздание ума

На пятом этапе наш ум хорошо дисциплинирован, и мы практически можем концентрироваться, когда хотим и сколько хотим. Однако тонкое ментальное отупение все еще может возникать. Поэтому наша бдительность должна проявляться еще сильнее, чем на ранних стадиях, для того, чтобы выявить эти препятствия.

6) Успокоение

На шестом этапе наша концентрация становится очень ясной, и тонкое ментальное отупение больше не присутствует во время нашей медитации, однако тонкое ментальное отвлечение все еще возникает. Следовательно, на этом этапе мы должны основной упор делать на устранение этой тонкой ошибки. Еще нет должной интенсивности, которая и вырабатывается на этом уровне.

7) Полное успокоение

На седьмом этапе мы можем преодолеть даже тонкое ментальное отвлечение. Однако наша концентрация еще не очень стабильна и нам приходится все время быть бдительными, отбрасывая возникшие по неосмотрительности изъяны сосредоточения.

8) Однонаправленное сосредоточение

На восьмом этапе нам еще приходится делать небольшое усилие, чтобы достичь естественного сосредоточения. Во время медитации наша концентрация полностью свободна от всех ошибок и становится более стабильной, чем прежде. Поэтому нам не следует применять каких-либо противоядий, не следует даже проверять, не возникают ли ошибки. Этот этап называется поглощенностью .

9) Ровное сосредоточение (равновесие)

На девятом этапе у нас уже нет необходимости применять какие бы то ни было усилия, чтобы начать или продолжить нашу концентрацию. Сосредоточение становится ровным, естественным и самоподдерживающимся.

Посредством силы равновесия наша концентрация продолжается спонтанно, следовательно, это приведет к ментальному и физическому покою. Медитация становится очень мощной. Вы можете удерживать объект столько времени, сколько хотите. Когда мы достигаем подобного покоя, который был вызван нашей спонтанной концентрацией, то это состояние называется Шаматха. На этом этапе наш ум становится таким ясным и проникающим, что мы чувствуем себя в состоянии сосчитать каждый атом на земле.

Можно сказать, что на этом этапе достигается состояние “естественного парения”. Здесь можно провести аналогию с полетом птицы. Сначала птица набирает высоту и машет крыльями, поддержание полета требует усилий. Когда же птица достигает достаточной высоты, то она свободно парит в воздухе практически без усилий. Этому “парению” и соответствует 9-я стадия медитации.

3. Использование шести сил

Для того, чтобы улучшить нашу концентрацию для осуществления девяти этапов, у нас есть необходимость полагаться на специальные методы шести сил и четырех видов внимания.

Шесть сил таковы:

1) сила слушания;
2) сила вникания;
3) сила внимательности (осознавания);
4) сила бдительности;
5) сила усердия;
6) сила навыка (узнавания).

Давайте посмотрим, как эти силы связаны с девятью этапами концентрации.

1) На первом этапе очень важна сила слушания . Посредством этой силы мы узнаем как медитировать, как закрепить мысль на объекте.

2) Сила вникания помогает нам освоить второй этап концентрации. Вы должны думать об объекте не только во время самой медитации, но и в любое свободное время среди повседневных дел. Так, когда вы хотите выучить поэму, вы вдумываетесь в нее все больше и больше, а затем уже начинаете запоминать. Чем больше вы обдумываете объект медитации, тем быстрее освоите его.

3) Сила внимательности является одной из самых необходимых и осуществляющих прочное закрепление на объекте медитации. Она помогает овладеть третьим и четвертым этапами концентрации. Эта сила имеет три характеристики: ясность, удержание объекта, неотвлечение. После того, как мы разовьем в себе внимательность, мы сможем возвращать наш ум обратно к объекту медитации, как только отвлечемся, что также значительно улучшит наше сосредоточение.

4) Сила бдительности помогает в осуществлении обуздания и успокоения ума, т.е. она помогает преодолеть пятую и шестую ступени и перейти к седьмой. Преодоление этих трех ступеней напоминает починку телевизора, его настройку, когда мы стремимся к четкости и ясности изображения.

5) Сила усердия помогает нам в освоении седьмой и восьмой стадий концентрации. На этих двух этапах наша концентрация очень четкая и чистая, но требует небольшого усилия вначале, чтобы дать старт медитации и продолжить ее без перерывов.

6) Благодаря силе навыка на девятом этапе, мы достигаем завершенной способности концентрироваться без усилий и перерывов, т.е. достигаем ровного сосредоточения, без какого-либо беспокойства.

Существует четыре вида внимания , о которых не следует забывать:

Напряженное
Прерывающееся
Непрерывное
Естественное

Первые два этапа являются этапами, требующими больших усилий. Поэтому первый вид внимания называется напряженным. На третьем, четвертом, пятом, шестом и седьмом этапах концентрации, когда мы занимаемся медитацией, наше сосредоточение прерывается из-за ментального отупения и отвлечения. Следовательно, эти пять этапов концентрации являются этапами прерывающегося внимания.

Непрерывное внимание означает занятие медитацией без каких-либо перерывов. На восьмом этапе концентрации наша медитация не будет прервана ментальным отупением или отвлечением. Поэтому внимание непрерывно. На последних этапах концентрации у нас уже нет необходимости опираться на какое-либо усилие, чтобы концентрироваться. Таким образом, девятый этап концентрации является естественным. Если мы стараемся развить Шаматху с четким знанием упомянутых методов, то мы этого добьемся через два или три года.

Одна из древнейших практик установления контактов с бессознательным, существовавшая у многих народов во многих культурных парадигмах – это, конечно же, практика медитации . Сегодня медитативные техники ассоциируется преимущественно с восточной культурой, и это неудивительно – именно там они достигли наибольшего расцвета и получили наибольшее распространение как одно из средств религиозного освобождения.

Однако, медитативные техники существовали у разных народов, живущих в самых разных областях земного шара. Медитация была известна в античном мире в «философском экстазе» платоников и неоплатоников, в еврейской Каббале и «экзерцициях» иезуитов, в суфийских и христианских практиках.

В «цивилизованном мире» медитативные техники получили распространение благодаря движению хиппи в 60-х годах, считавших медитацию способом достижения гармонии с собой и миром. И хотя сами хиппи впоследствии канули в Лету, мода на медитацию сохранилась в широких кругах населения. И не просто сохранилась, а надежно вошла в психотерапевтическую практику как средство борьбы со стрессами и тревожностью, способ глубокого расслабления и достижения внутренней гармонии.

Эффективность медитативных методик объясняется феноменологией медитативного транса – состояния, в котором отсутствует мышление, но сохраняется осознанность и присутствие здесь и сейчас. За счет этого достигается состояние покоя, умиротворенности и единения с окружающим миром. С медицинской точки зрения эффект медитативного транса достигается в головном мозге за счет взаимодействия мозжечковой миндалины и неокортекса, а также активизации височных долей мозга и зон, связанных с вниманием. При этом активность теменных зон уменьшается. Это влияет на некоторое усиление альфа- и гамма-волн, ослабление сердцебиения, понижение кровяного давления, понижение потребления кислорода, замедление обмена веществ, увеличение выработки эндорфина («гормона удовольствия») и расслабление мышц под его воздействием. При регулярной практике медитации это ведет к улучшению работы нервной и сердечно-сосудистой системы, усилению иммунитета, улучшению сна и снижению уровня стресса.

Практика медитации

Традиционно выделяют основные типы медитативных техник: медитации на пустоте, целью которых является просветление, и направленные медитации с концентрацией внимания на каком-то объекте, цвете, образе. Зачастую целью направленных медитаций является выход в медитацию на пустоте и, что не особенно оригинально, опять-таки просветление. Простейший способ медитации – концентрация на дыхании. Дыхание при этом легко и свободно, тело расслаблено (потому поза должна быть удобной), сознание пустое, а в поле внимания остается только процесс дыхания. Все посторонние мысли (а в данном случае все мысли – посторонние) мягко и легко изгоняются прочь. Как считают просветленные йоги или буддисты-практики, в идеале медитативное состояние должно присутствовать в каждый момент жизни, в любом виде деятельности.

Из этого, в частности, вытекает концепция динамических медитаций – например, китайская практика тайцзи-цюань, сочетающая медитативные техники, телесные практики и боевое искусство. За счет концентрации внимания на движении и телесных ощущениях достигается состояние медитативного транса, что ведет, наряду с другими эффектами медитативной практики, к более глубокому усвоению навыков владения телом. Другой пример динамической медитации – китайская чайная церемония, превращающая социально-культурное мероприятие в ритуал, создающий свое особое пространство с особой энергетикой.

Следующий вид медитативных техник, практикующийся у восточных мистиков – медитации о вселенной. Это может быть медитация на звезду, в которой медитирующий стремиться настроиться с ней на одну волну, а затем – стать с ней одним целым, или медитация о вселенной, в которой медитирующий стремиться расширить свое сознание, сделав его безграничным, как вселенная, охватить им все миры и процессы, которые в них протекают, и отождествиться с ними.

Другой вид практики медитации, практикующийся в восточных эзотерических системах – энергетические медитации, целью которых является контроль движения энергии в меридианах и чакрах.

Также стоит отметить психотерапевтические медитации, задача которых – решение какой-либо психологической проблемы или задачи. В соответствии с актуальной задачей подбираются процессы и образы, которые представляют объект медитации. Любой из видов медитаций способствует освоению того базового состояния, которое является основой для установления контактов с бессознательным.

Алексей Недозрелов

Отрывок из книги «Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным»

Как активизировать глубинный потенциал психики?

Скачай бесплатную книгу

Все следующие виды медитации происходят из Азии, часть из них имеет тысячелетнюю историю. Между тем они также широко распространены в Европе.

«Таичи» (Tai Chi) – форма движения, основанная на медитации

«Таичи» обозначает древнекитайское обучение искусству движения, которое базируется на традиционной китайской медицине.

Если перевести по смыслу, «Таичи» – это манипуляция жизненной энергией. Считается, что с помощью медленных и плавных дыхательных упражнений и движений, которые легко выполнять, регулируется энергетический поток в теле и вследствие этого достигается благополучие.

Проходят защемления в теле. Как и в «Цигун» (смотрите ниже), в «Таичи» достигается гармонизация - жизненной энергии (Chi), которая течет в нашем теле. В «Таичи» сила находится фактически в спокойствии. Самые медленные, грациозные движения определяют упражнения. Медитации подчеркивают весь процесс.

Устраняются преграды для циркуляции жизненной энергии, она снова может течь без помех. Вследствие этого кровяное давление понижается, функции легких и сердца улучшаются, излечиваются и такие типичные недуги мужчин-руководителей, как боли в желудке, бессонница, нервозность. Восточное учение о здоровье принесет пользу вашему телу и психике.

«Цигун» (дыхательная терапия и терапия медитации)

Под «Цигун» понимают комбинацию движений, контролируемого дыхания и медитации. Вследствие этого активизируются процессы обмена веществ и убираются помехи на пути энергии.

«Цигун» можно перевести как искусство активизации жизненной энергии. С помощью древнего лечебного учения вы принимаете из окружающей среды энергию, чтобы этим увеличить собственные энергетические резервы.

Все эти легко поддающиеся изучению упражнения тела, дыхания и визуализации возникли из состояния покоя. «Цигун» укрепляет физическое и психическое равновесие, а также иммунную систему и способность к концентрации. Эта форма медитации подходит для каждого, но, прежде всего, для тех, у кого совсем нет времени для спорта или кто не занимается им по состоянию здоровья.

«Цигун» является оздоровительным средством почти от всех недугов от А до Я, от кошмарных снов до зубной боли, от легких, хронических и/или тяжелых заболеваний: диабета, истощения, проблем с суставами, паралича лицевого нерва, прострела (люмбаго), заболеваний кости, неврозов, ушного шума, избыточного веса и защемлений.

Йога

За известным методом разрядки, который нашел уже много приверженцев, скрывается, как говорят, «хорошее здоровье» с Дальнего Востока.

Йога происходит из индийской культуры и состоит из теории и основанных на ней методов совершенствования человека. Физические упражнения и техники дыхания в йоге имеют только одну цель – объединить тело, дух и душу.

Самая известная форма йоги у нас в стране – хатха - йога. Она состоит из поз для растяжения и укрепления, которые тренируют и согласовывают внутренние органы и выпускают энергию жизни, называемую «Ирана», а также из дыхательных упражнений и медитации.

Под медитацией понимается, как мы уже знаем, искусство прекращения мыслительных оценок, отключения внешних влияний. Мы не должны думать, что учимся узнавать себя через размышление в ходе медитации, находить покой и ясность. Напротив, все эти способности, согласно дальневосточному учению, всегда находятся в нас, но скрыты за пеленой повседневности и стресса.

Йога – универсальное лечебное средство, помогающее при незначительном повышении кровяного давления, головной боли или боли в спине, которые происходят от защемления нервных окончаний, чрезмерной нагрузки мышц, внутреннего напряжения, а также средство, применяемое для профилактики заболеваний и для ослабления симптомов стресса.

Основой элементов йоги являются мягкие растяжения, которые подогревают тело. Так как это последовательный конструктивный процесс, ни одна группа мышц не перенапрягается. Тремя элементами одного урока йоги являются:

    Позы йоги, мы называем их асаны; специальные техники дыхания «Пранаяма» (Ргапауаша, от Ргапа – жизненная энергия); упражнения медитации.

Урок йоги должен занимать от 30 до 120 минут, согласно индивидуальным потребностям.

Если вы только хотите начать заниматься медитацией, этот раздел для вас. Но даже если у вас есть некоторый опыт, вы найдете здесь новый источник вдохновения. Не имеет значения, новичок вы или уже медитируете время от времени; в этом разделе собран целый спектр простых и эффективных приемов медитации, которые обогатят вашу повседневную жизнь и расширят духовных опыт. Все медитативные практики снабжены четкими пояснениями с подобными инструкциями.

Что такое медитация.

Возможно, вы думаете, что медитация - это экзотическая практика, связанная с восточными религиями, либо вам кажется, что ее можно проводить только в специальных позах, когда ноги завязывают чуть ли не узлом, а руки складывают определенным образом. А может быть, вы считаете, что медитировать нужно для обретения «святости»? К счастью ни одно из этих представлений не относится к действительности.

Медитация - это простая фокусировка на чем-то вашего ума. На самом деле даже чтение книги является определенной формой медитации, как, впрочем, и просмотр фильма. Обдумывание доводов, высказанных вашим супругом этим утром, или той работы, которая ждет вас в офисе, также является медитацией. Прослушивание музыки тоже медитация. Фокусировка внимания на выборе самой лучшей грозди бананов также станет одной из форм медитации.

Человеческий ум и внешняя реальность очень текучи и подвижны. Каждую секунду своей жизни вы нечто создаете и строите собственную реальность из мыслей и восприятия окружающей среды. Со временем у вас вырабатываются определенные привычки мышления и модели восприятия. Например, вы обладаете воинственным настроем и любите смотреть по телевизору фильмы и передачи на военные или криминальные темы. С другой стороны, вы можете быть подвержены фантазиям и любите читать любовные романы. Поскольку мы медитируем постоянно, то на первый план выходит вопрос: «Что вы выбираете в качестве темы своей медитации?».

Большинство духовных традиций всегда использовали эту склонность человеческих существ к постоянному обдумыванию чего-либо, восприятию информации и накоплению опыта, и все это с целью создать себе лучшую жизнь. Ведь поскольку человек постоянно о чем-то думает, почему бы сознательно не сконцентрировать его ум на чем-то положительном и полезном? Почему бы не использовать медитацию для осознания своих мыслей и эмоций, а затем и выработки положительных привычек для ума, тела и души? Подобным образом вы сможете развить потенциал тела, ума и духа - всего, что составляет человеческое существо.

Улучшение жизни.

Медитация - очень мощный инструмент для исцеления тела, ума и души

Медитация не является чем-то мистическим, потусторонним или недостижимым. Она вовсе не предназначена только для элиты, посвятившей себя изучению восточных религий. Медитация - практическое занятие, доступное каждому вне зависимости от религиозной принадлежности. Несмотря на то, что большинство медитаций навеяно древними и современными духовными традициями, для этого не требуется определенная религиозная принадлежность. Если у вас нет духовного опыта и вы не верите в Бога, то пусть вами движет простая мотивация - улучшение собственной жизни.

Для подобных медитаций следует найти ту часть дня, во время которой вы сможете полностью сфокусировать свое внимание на позитивных сторонах жизни. После воплощения некоторых из приведенных нами техник медитации вы найдете для себя более подходящую, и с этой отправной точки можно создавать свою собственную технику медитации. Если вы хотите научиться большему, найдите специалиста, который поможет углубить и усилить вашу медитацию. Обычно учитель ведет группу учеников, следующих его технике медитации. Помимо четких практических инструкций в подобной группе можно обрести поддержку и дружеское участие.

В этом разделе приведено множество медитаций, пригодных для начала самостоятельной практики. Постарайтесь осознанно использовать каждую технику и внимательно отслеживайте ее действие. Вы почувствуете, что вам очень подходит одна практика и вызывает дискомфорт другая, либо вы предпочтете непрерывно менять темы медитаций во время практики.

Как выбрать цель медитации.

Вне зависимости от вашего подхода вначале проведите первую медитацию «Наблюдение за дыханием». Она является основой для большинства медитаций, и первой медитацией, которой обучают новичков практически во всех учебных центрах. Будда учил этой практике медитаций еще 2500 лет назад, и сегодня она обладает той же силой и эффективностью, как и в те древние времена. Проводите ее несколько дней, по возможности неделю. Всегда уделяйте несколько минут наблюдению за дыханием пред переходом к любой другой медитации, чтобы подготовить свой ум. Затем переходите к следующим медитациям.

Для выбора своей темы медитации имеет смысл прочитать описание всех медитаций и отметить для себя, что понравилось. Благодаря такому подходу вы сможете прочувствовать все медитации, одновременно получив массу общей информации о том, как пользоваться медитативными практиками и в чем они вам помогут. Другими словами, вы получите общий взгляд на всю картину медитативных практик пред тем, как погрузиться в саму медитацию.

Что вам понадобится.

В этом нет абсолютной необходимости, но существуют моменты, но которые следует обратить внимание, чтобы сделать ваши медитативные сессии более удобными и продуктивными. Вам потребуется ряд предметов и одежда, которые можно приобрести в специализированных магазинах. Вы также сможете обратиться в буддийские центры или другие общественные образования, где обучают медитации. Там часто продаются предметы, необходимые для медитации, как своим членам, так и широкой публике.

Подушка или стул?

Поскольку рекомендуется медитировать в положении сидя, то имеет смысл купить специальную подушку для медитации. Выпускают подушки самых различных форм, размеров и цветов, наполненных как пенопластовыми шариками, так и гречишной шелухой. Вначале лучше опробовать несколько видов, чтобы подобрать наиболее удобную подушку.

Помимо большой подушки для медитации вам могут потребоваться несколько мелких для поддержки коленей и лодыжек, если у вас болят коленные и голеностопные суставы.

Если вам тяжело сидеть в традиционной медитативной позе на полу даже на подушке, вы можете медитировать на любом стуле или кресле, где есть возможность сидеть с прямой спиной. В последнее время ряд компаний начали выпускать специальные стулья для медитации, которые представляют собой нечто среднее между обычным стулом и подушкой. Они очень низкие и дают хорошую поддержку для спины. На них можно сидеть даже со скрещенными ногами.

Не менее популярным является специальное устройство для поддержки спины, которое позволяет прямо сидеть на полу. Компании, выпускающие оборудование для медитации, разработали множество устройств, дающих хорошую поддержку спине. Если у вас проблемы с позвоночником, но вы хотите медитировать, сидя в традиционной позе, то можете приобрести одно из этих приспособлений.

Матрасы.

После приобретения подушки для медитации имеет смысл купить большой плоский матрас, который называют «забутон». Его подкладывают под подушку, он позволяет сидеть немного выше пола и дает поддержку лодыжкам. Для релаксации можно также использовать легкий матрас или коврик.

Одеяла и шали.

Если вы планируете практиковать позы для релаксации, то вам потребуется легкое одеяло, чтобы сохранить тело в тепле. Вполне возможно, вам придется долго сидеть неподвижно или проводить медитации рано утром, когда еще прохладно, в этом случае накройтесь легким покрывалом или шалью.

Свободная одежда.

Для медитации нужна свободная одежда без тесных поясов или манжет, другими словами, любых деталей, которые могут ограничивать кровообращение или сковывать движения. Лучшей одеждой будут широкие и свободные брюки, возможно, от спортивного костюма, а также широкая длинная юбка или свободный легкий халат. Некоторые компании выпускают специальную одежду для медитации, и вы можете найти ее.

Четки.

В некоторых медитациях, приведенных в этой книге, используются четки. Четки с древности использовались в различных духовных традициях и многих культурах по всему миру. Они нужны для подсчета, сколько раз вы произнесли молитву или мантру. Четки осуществляют связь между телом и умом, когда вы мысленно ли вслух повторяете молитвы или мантры как часть медитации, а руками перебираете бусины. Буддийские четки легко найти, их изготавливают из самых различных материалов, большинство имеет 108 бусин. Если вам не нравятся традиционные четки, то купите четки в виде браслета, которые в остальное время можно носить на запястье.

Колокольчики, тингшас и поющие чаши.

Ритуал всегда нужен, чтобы настроиться на медитацию. Начинайте и заканчивайте медитацию звоном колокольчика или ударом в тонкие цимбалы, которые называются тингшас. Эти звуки помогут вам сконцентрироваться ли выйти из медитативного состояния. Поющие чаши являются особой формой колоколов, которые используются в практике тибетского буддизма. Они могут быть маленькими, от нескольких сантиметров в диаметре, до очень больших. Вы можете заставить их звучать, водя по краю пестиком, это создает удивительный резонирующий звук. Но обычный колокольчик также применим для обозначения начала и конца медитации.

Таймеры.

Некоторые люди находят таймеры очень отвлекающими. Но если вы хотите фиксировать время своей медитации, можете поставить перед собой на пол часы. Если использовать таймеры с самого начала ваших занятий, то вы быстрее определите, какая продолжительность медитативных сессий комфортна для вас, десяти или двадцатиминутная.

Посто янство и последовательность.

Для получения настоящей пользы от медитации необходима постоянная практика, по возможности ежедневная. Ежедневный ритуал принятия медитативной позы в одно и то же время и на одном месте поможет сделать медитацию частью вашей жизни, как ею стали чистка зубов или утреннее бритье.

Вначале попробуйте провести по одной медитации из каждого раздела. Вы отметите, что мы предлагает медитации во время вождения машины или выполнения других повседневных дел. На стадии обучения не сковывайте себя временными рамками и медитируйте в любое удобное время. Но все же попытайтесь заниматься хотя бы один раз в день вне зависимости от точного времени и места. После изучения различных форм медитации вы определите одну или две, которые будете практиковать постоянно. В этот момент вы сможете точно определить время и место своей ежедневной медитации.

Изменения в личности, осознание и польза медитации будут накапливаться со временем. В этой практике нет быстрых достижений в концентрации или постоянного просветления. Но это не означает, что вы сразу ничего не почувствуете. Более значительные позитивные сдвиги наступят со временем и останутся навсегда. Они будут настолько неуловимыми, что вы затруднитесь их описать.

Вначале вам будет трудно придерживаться ежедневной дисциплины. Вы можете провести несколько медитаций, а потом отвлечься на другие дела. Возможно, вы очень захотите медитировать, но суетная жизнь будет постоянно отвлекать и уводить вас в сторону. Однако, никакие дела на работе, заботы в семье и доме не являются значительными причинами, чтобы отказаться от медитаций.

Именно для преодоления отвлекающих факторов и нужен ежедневный режим медитаций. Ваше постоянство будет преодолевать любую лень, занятость или страдание и ускорит ваш прогресс. Настраивайтесь на постоянство, и ваши усилия возместятся сторицей. После того как вы поймете, насколько удобна и приятна постоянная практика, ничто в мире не сможет отвлечь вас от медитации.

Loading...Loading...