Завоевание Египта. Амр ибн ал-Ас

В 639 году один из командующих войсками халифа, Амр ибн ал-Ас, пересек египетскую границу. По мере продвижения в глубь страны штурмом был взят укрепленный город Билбейс, затем последовал захват Умм Дунайн и других крепостей дельты Нила. В июле 640 года византийцы потерпели поражение у Вавилона, но сама крепость устояла. Осада Александрии продолжалась четырнадцать месяцев, прежде чем ее гарнизон сдался в декабре 641 года.

В Вавилоне патриарх Кир заключил с арабами соглашение, по которому Александрию, ключевой пункт Византии в Египте, могли бы спокойно покинуть те из ее жителей, которых не устраивали арабские порядки. Византийцы, как правило, покидали территории, завоеванные мусульманами, а персы оставались на месте.

22 сентября 642 года Амр ибн ал-Ас вступил в город. Легенда о том, что знаменитая Александрийская библиотека, насчитывающая 428 тысяч томов, была сожжена арабами при завоевании Египта, не соответствует действительности. Библиотеку разгромили фанатики-христиане гораздо раньше. Под предводительством патриарха Феофила, объявившего ее рассадницей ереси, поскольку в ней сосредоточилась вся эллинская книжная мудрость, они полностью уничтожили эту сокровищницу человеческого знания. В 389 году здание библиотеки было передано христианскому храму.

Амр ибн ал-Ас сначала был одним из непримиримейших врагов Мухаммеда и его сподвижников, но затем принял ислам. Имя этого выдающегося полководца Халифата неразрывно связано с историей первых лет мусульманского государства. В 634 году при халифе Абу Бекре Амр ибн ал-Ас завоевал Сирию. При халифе Умаре - Египет и пограничные с ним территории до Триполиса. Во всех покоренных странах он с большим искусством организовывал управление провинциями, приводил в порядок правительственные учреждения, чем немало способствовал процветанию жителей. Но слишком большие полномочия испортили характер Амра. В дальнейшем, после того как был убит третий халиф - Усман ибн Аффан, Амр перешел на сторону Муавийи, сирийского наместника, который выступал против законного халифа Али. Когда в 661 году Муавийя стал халифом, он сразу же назначил Амра наместником Египта, кем тот и оставался до своей смерти в 664 году.

Завоевание Египта открывало арабам путь на запад, вдоль побережья Средиземного моря, но на этом пути оказалось много преград в виде укрепленных гарнизонов Византии. Много хлопот причиняли и местные племена. Амр ибн ал-Ас послал своего военачальника на завоевание берберов, обитателей Центральной Сахары.

В 643 году Амр дошел до Нибары (совр. Триполи). После длительной осады крепость была взята со стороны моря - по единственному пути, открывавшемуся во время отлива. Неприступная со стороны суши, крепость была почти не укреплена со стороны моря. Вскоре после этой победы блестящим броском была захвачена крепость Сабрат. Лукавство Амра ибн ал-Аса уже тогда проявилось в том, что он увеличил сумму налога с египтян, объявив Египет завоеванным силой оружия. В случае мирного договора такое было невозможно. Даже при проведении экстраординарных поборов налогоплательщику выдавалась государственная расписка, удостоверявшая, что внесенные сверх налога деньги считаются уплатой его вперед. Амр собирал с египтян по два динара, оправдывая произвол плодородием дельты Нила и богатством населения. Но вскоре он получил предупреждение от халифа Умара: "Я послал тебя в Египет не для того, чтобы он стал кормушкой тебе и твоему роду!" В конце концов, чтобы остановить Амра, халиф назначил в Верхний Египет второго наместника - Файйуму Абдаллаха ибн Саада, который должен был наблюдать за соблюдением законов в Египте.


Основание военных городов:
Басры, Куфы и Фустата

После победы при Кадисии под властью арабов оказалась Бактрия - Иранская провинция, расположенная к северу от Гиндукуша и по среднему течению Аму-Дарьи. Заняв Хульван, арабы двинулись в глубь Иранского нагорья. Судьбоносное сражение 642 года при Нехавенде, что к югу от Хамадана, принесло арабам вторую решающую победу. Персидский полководец Фирузан пал в бою. После этого окончательное завоевание Ирана было лишь вопросом времени.

Арабы переселялись в Иран племенами, и поэтому в городах многие кварталы стали называться по имени того или иного живущего в нем племени. Крупные города управлялись наместниками халифа. Почти везде арабы не отделялись от местных жителей, которые также не проявляли к ним враждебности.

Необходимость иметь постоянные базы для армии, все более и более удалявшейся от Медины в своих завоевательных походах, привела к закладке новых городов. Так, в Ираке в 635-636 годах была построена Басра - при впадении речки Шатт ал-Араба в Персидский залив. Основателем города считается военачальник Утба ибн Газван. Басра стала форпостом Халифата. Отсюда арабы отправлялись на завоевание Азербайджана, Армении и Северо-Восточного Кавказа до Дербента в 642-643 годах.

Таким же городом стала и построенная в 638 году Куфа - военная база в Шуристане. Город основал Саад ибн Абу Ваккас. Басра застраивалась хаотично, без плана. Строительство же Куфы осуществлялось по плану халифа Умара. Главные улицы закладывались шириной в сорок локтей, второстепенные - в тридцать и двадцать, участки под строительство домов нарезались по три тысячи шестьсот квадратных локтей каждый. Такие нормы градостроительства были обычными для того времени. Через несколько лет после Куфы арабы заложили еще один военный город на севере Ирака, который стал базой для завоевания Армении и Азербайджана, - Мосул. Он расположился на правом берегу Тигра, напротив древней ассирийской столицы Ниневии.

В 642 году в завоеванном Египте был заложен город Фустат ("Лагерь"), в котором участки были поделены между арабскими племенами. В Фустате построили Резиденцию для халифа, но Умар, презирая роскошь, приказал превратить ее в базар, о чем свидетельствует египетский историк Ибн Абдалхакам. Выполнить это распоряжение было несложно, поскольку первые дворцы и административные здания представляли собой квадратные постройки с внутренним двором, куда выходили все помещения здания. Глухой внешний фасад, похожий на крепость, прорезал один монументальный проезд.

В Фустате были построены и другие дворцы, а также торговые ряды, жилые кварталы, бани. Первые мечети этих военных городов были, по существу, большими площадями в центре города. В 642 году Амр ибн ал-Ас построил в Фустате знаменитую пятничную мечеть. Лишь в 665 году наместник восточной части Халифата построил в Басре мечеть, ставшую образцом для последующих. Через пять лет такую же мечеть построили в Куфе. Это были квадратные в плане здания с квадратным же внутренним двором, окруженным со всех сторон галереями на колоннах. С южной стороны галерея была глубиной в пять рядов колонн. Мечеть являлась центральным зданием города или квартала и служила местом сбора для пятничной молитвы всех взрослых мусульман. Имамами выбирались те, кто лучше всех знал Коран и молитвы. Обычно эту обязанность выполняли наместники или начальники гарнизонов. Сакрального значения должности имама не придавалось. Мечеть одновременно служила и школой. В Дамаске в середине XII века было более двухсот сорока мечетей, а в его пригородах - сто сорок восемь. Главные мечети городов стали называться ал-масджид ал-джами.

Рядом с главной мечетью обычно находилась резиденция наместника. Дальше начинались базары - торговые ряды, расположение которых было строго регламентировано. Сначала шли лавки ювелиров, торговцев тканями, пряностями, другими ценными товарами, а затем остальные. За базарами наступала очередь жилых кварталов и ближе к окраинам - ремесленных мастерских, у дверей которых выставлялся на продажу произведенный товар.

Амр ибн аль-Ас

(ум. в 43/664)
видный политический деятель Халифата, полководец, один из сподвижников пророка Мухаммада. Амр был одним из влиятельных курайшитских лидеров и на протяжении длительного времени действовал против мусульман. Именно он был послан курайшитами к эфиопскому негусу Наджаши, чтобы добиться пленения и выдачи эмигрировавших в эту страну мусульман. Однако эта миссия провалилась. После переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Медину, Амр сражался против них в битвах при Бадре, Ухуде и Хандаке. После битвы "у рва" (Хандак) он понял, что дальнейшее противостояние с мусульманами не имеет никакого смысла и обречено на поражение. После подписания Худайбийского мирного договора (8/629 г.), Амр, вместе с Халидом ибн Валидом, прибыл к пророку Мухаммаду в Медину и объявил о принятии Ислама. Незадолго до завоевания Мекки мусульманами, пророк Мухаммад узнал о том, что против них намереваются выступить племена Джузам, Лахм, Кудаа, Амила и Узра. В ответ на это, он распорядился собрать против них добровольцев из числа мухаджиров и ансаров. Во главе этого отряда он поставил Амра ибн аль-Аса. Увидев приближение мусульманских войск, вооруженные силы этих племен не решились вступить с ними в сражение и рассеялись. А Амр, вместе со своим отрядом, вернулся в Медину. После завоевания Мекки мусульманами, Амр ибн аль-Ас был послан пророком Мухаммадом для разрушения идола Сува, который почитался арабами-язычниками. Затем, по поручению пророка Мухаммада, он был послан в Оман, где передал его письмо правителю этой области. Там он оставался вплоть до смерти пророка Мухаммада. В период правления первого Праведного халифа Абу Бакра, Амр успешно воевал с вероотступниками, а затем пошел на войну с Византией. Там он участвовал в сражениях на сирийском направлении и отличился в битвах при Ярмуке, взятии Дамаска и Аджнадейна, принял участие в завоевании Палестины. Здесь проявился полководческий талант Амра, который полностью реализовался при завоевании мусульманами Египта. Инициатором этого военного похода на Египет был именно Амр ибн аль-Ас, который попросил об этом халифа Омара. Халиф, после некоторого колебания, согласился дать разрешение на этот поход. Он отправил к нему на помощь войска под командованием Зубайра ибн Аввама. Получив подкрепление, Амр перешел в наступление и сумел сломить сопротивление византийского наместника Египта Мукавкаса. В скором времени весь Египет, и даже часть Северной Африки, оказалась под контролем армии Халифата. После этих успехов, халиф Омар назначил Амра наместником Египта. Однако в период правления халифа Османа, об Амре стали поступать жалобы и он был смещен с этой должности в связи с нарушениями в налоговой сфере. После этого он временно отдалился от политики. Несмотря на свою обиду, он не выступил против Османа когда в Халифате начался период потрясений (фитна). В этот момент он находился в Палестине. После прихода к власти халифа Али, Амр снова занялся политической деятельностью. Он поддержал правителя Сирии Муавию ибн Абу Суфьяна и стал командовать его армией. Имеются сообщения о том, что он это сделал потому, что ему было обещана власть над Египтом. Когда Али послал своего представителя в Сирию, Муавия и Амр отказались признать власть халифа, обвинив его в укрывательстве убийц Османа. Пытаясь сломить сопротивление сирийцев, халиф Али выступил против них, и сумел добиться успеха в битве при Сиффине. Оказавшись в безвыходном положении, командующий войсками наместника Сирии Амр ибн аль-Ас, приказал своим солдатам нанизать на кончики копий листки Корана и призвал к Божьему суду. Но халиф Али понял, что это всего лишь хитрый маневр, сделанный для того, чтобы уйти от полного поражения и выиграть время. Он не хотел пойти на перемирие. Однако был вынужден сделать это под давлением своего окружения. Было решено решить конфликт на третейском суде, в ходе которого, представители обоих противоборствующих сторон должны были засвидетельствовать об отречении от власти как халифа Али, так и Муавии. Затем должны были быть проведены выборы нового халифа. Представители обоих сторон собрались в Думмат аль-Джандале. Первым выступил Абу Муса аль-Ашари - представитель халифа Али. Как и было ранее обговорено, он объявил о низложении как Али, так и Муавии. Однако, выступивший после него Амр ибн аль-Ас, неожиданно отказался объявлять о низложении Муавии. Таким образом, третейский суд не привел ни к каким результатам и гражданская война в Халифате продолжилась, но на этот раз события развивались с преимуществом сирийцев. Дело в том, что после третейского суда положение Али резко осложнилось и его покинули некоторые бывшие сторонники, которые и вынудили его пойти на перемирие в Сиффине. Они стали называться хариджитами и воевали, как против Али, так и против Муавии. Благодаря хитрым маневрам Амра ибн аль-Аса сирийцы получили необходимую им передышку. За это время они окрепли и перешли в наступление. В 38 г. х., войска под командованием Амра ибн аль-Аса вошли в Египет и в ходе ожесточенных и кровопролитных сражений с силами наместника провинции Мухаммада ибн Абу Бакра, установили над ней контроль. Наместник Египта Мухаммад, который был назначен туда халифом Али был убит. Он был сыном первого праведного халифа Абу Бакра. В 40 году хиджры, хариджиты, обвинив во всех потрясениях в Халифате Али, Муавию и Амра, отправили к ним убиц. В результате покушения Али был убит. Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа, которого хариджитский убийца принял за него. После убийства Али, халифом стал Муавия ибн Абу Суфьян, который закрепил за Амром ибн аль-Асом должность наместника Египта. Он оставался на этой должности до 43 или 51 года. Затем он тяжело заболел и умер. Сообщается, что перед сметью он признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошелся с халифом Али ибн Абу Талибом.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Амр ибн аль-Ас" в других словарях:

    - عمرو بن العاص Род деятельности: военачальник, дипломат и государственный деятель Дата рождения: 583 или ок. 573 Дата смерти … Википедия

    АМР ИБН АЛЬ-МУНЗИР - [араб. , в южноаравийской эпиграфике ‘ mr m/ bn/mdr n, греч. ̀ρδβλθυοτεΑμβρος τοῦ ̓Αλαμουνδάρου], царь из араб. династии Лахмидов (554 569 или 570), сын аль Мунзира III. Его мать Хинд из знатного рода христ. племени кинд, хотя и была… … Православная энциклопедия

    Мечеть Амр ибн аль Ас, её вход. Надпись на крыше гласит: «Аллах акбар». Мечеть Амр ибн аль Ас (араб. جامع عمرو بن العاص‎‎‎) или Мечеть Амр, была первоначально выстроена в 642 году как культовый центр первой арабской столицы Египта города Фустат… … Википедия

    - (ум. в 65/684) один из известных сподвижников пророка Мухаммада, мусульманский правовед. Родился в Мекке. Был сыном Амра ибн аль Аса. Отличался своей набожностью. Много времени уделял молитвам и постам. После принятия Ислама принял участие во… …

    2 й Малик Систана 879 900 Предшественник … Википедия

    Один из влиятельных курайшитов. Позднее принял Ислам и был в числе сподвижников пророка Мухаммада. На протяжении длительного времени Абан был противником мусульман. В его семье вспыхнули конфликты в связи с тем, что его братья Амр и Халид приняли … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Джахиз, аль Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (около 767, Басра, ‒ 868, там же), арабский писатель. Представитель литературы адаба и мутазилизма ‒ рационалистического течения в исламе. Служил при дворе Аббасидов. Известен как один из образованнейших… … Большая советская энциклопедия

    ДЖАХИЗ, аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр - (ок. 767 868) араб. писатель и философ, идеолог мутазилитов. Пытался применить доводы разума к религ. догматам ислама, признавал свободной волю человека, считал материю вечной, постоянно меняющейся … Атеистический словарь

Амр ибн аль-Ас Амр ибн аль-Ас

Абу ’Абдуллах ’Амр ибн аль-’А́с аль-Кураши (араб. عمرو بن العاص ‎; ок. 573, Мекка , совр. Саудовская Аравия - 6 января 664 , Фустат , совр. Египет) - арабский полководец и политический деятель VII века. Первоначально один из непримиримейших врагов пророка Мухаммеда и его учения, но затем один из самых ревностных его последователей .

Биография

Его полное имя: Абу ’Абдуллах ’Амр ибн аль-’Ас ибн Ваиль ибн Хашим ибн Са’ид ибн Сахм аль-Кураши.Родился около 573 или 583 году в Мекке. Амр был одним из влиятельных курайшитских лидеров Мекки и долгое время он действовал против мусульман. Именно он был послан в Эфиопию, чтобы добиться пле­нения и выдачи эмигрировавших в эту страну мухаджиров . После переселения мусульман из Мекки в Медину он сражался против них в битвах при Бадре , Ухуде и битве у рва . После подписания в 629 году Худайбийского мирного договора Амр ибн аль-Ас принял ислам .

После завоевания Мекки пророк Мухаммад послал Амра ибн аль-Аса для разрушения идола Сува . После этого Амр поехал в Оман для передачи пись­ма пророка Мухаммада правителю этой области, и оставался там вплоть до смерти Пророка в 632 году .

В период правления халифа Али Амр поддержал правителя Сирии Муавию и стал командовать его армией . Когда халиф Али послал своего представителя в Сирию, Муавия и Амр отказались при­сяг­нуть новому халифу, обвинив его в укрывательстве убийц халифа Усмана .

Сиффинская битва

Халиф Али попытался сломить сопротивление сирийцев и выступил против них. Армия халифа сумела добиться успеха в битве при Сиффине и тогда Амр ибн аль-Ас, оказавшись в безвыходном положении, приказал своим солдатам прикрепить на кончики копий свитки Корана и призвал к Божьему суду. Халиф Али под давлением своего окружения вынужден был решить конфликт на тре­тей­ском суде . На этом суде представители обоих противоборствующих сторон должны были засвидетельствовать об отречении от власти как халифа Али, так и Муавии, а затем провести вы­бо­ры но­во­го халифа. Представитель халифа Али - Абу Муса аль-Ашари объявил о низложении как Али, так и Муавии, однако Амр ибн аль-Ас неожиданно отказался объявлять о низложении Муавии. Третейский суд не привел ни к каким результатам и гражданская война в Халифате продолжилась. После битвы при Сиффине положение Али резко осложнилось, так как его покинули не­ко­то­рые бывшие сторонники, вынудившие его пойти на перемирие в Сиффине. Их стали называть «хариджитами » .

Египет

Действия Амра ибн аль-Аса позволили армии сирийцев окрепнуть и перейти в наступление. В 659 году войска под командованием Амра вошли в Египет и установили над ним контроль. Наместник Египта Мухаммад ибн Абу Бакр , который был сыном первого Праведного халифа Абу Бакра , был убит .

В 661 году хариджиты отправили к Али, Муавии и Амру убийц, в результате чего Али был убит, Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа. Став халифом после убийства Али, Муавия назначил Амра ибн аль-Аса наместником Египта. В 664 году Амр ибн аль-Ас тяжело заболел и умер . Сообщается, что перед смертью он раскаялся в своих грехах и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али .

В Каире , на том месте, где стояла палатка командующего завоевательной армии Амра ибн аль-Аса, в 662 году была воздвигнута мечеть Амра ибн аль-Аса , которая действует по сей день.

Напишите отзыв о статье "Амр ибн аль-Ас"

Примечания

Литература

  • Али-заде, А. А. Амр ибн аль-Ас: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • / Wensinck, A. J. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
  • Bahramian A., Negahban F. // Encyclopaedia Islamica / Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary. - Brill.

Отрывок, характеризующий Амр ибн аль-Ас

– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.

«О Аллах, пошли ему знамение, способствующее
его добрым намерениям!»

Из мольбы Посланника Аллаха (мир ему и благословление).

Туфайл ибн Амр ад-Давси являлся одним из известных сподвижников Пророка (мир ему и благословление). Он принял Ислам до переселения Пророка (мир ему и благословление) в Медину, а затем и свой народ с помощью мольбы Пророка (мир ему и благословление) он призвал к Исламу.

Туфайл ибн Амр был вождём племени Давс в период невежества (джахилийа), одним из достойных арабов и одним из щедрых благородных людей. В его доме никогда не угасал очаг и никогда не закрывались двери для тех, кто желал войти. Он угощал голодных, успокаивал находящихся в страхе, покровительствовал просящим об этом. Вместе с этим, он был сообразительным человеком и прекрасным поэтом.

Туфайл, оставив жилища своего народа, проживавшего в местности Тухамат, направился в Мекку. В то время там язычники из курайшитов выступали против Пророка (мир ему и благословление). Они желала найти себе помощников. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) призывал народ к Единобожию, а язычники из курайшитов противостояли призыву и всевозможными способами отталкивали людей от истинного пути.

Когда Туфайл прибыл в Мекку, он осознал, что вступает в их спор без подготовки, не имея намерения, и что сам он прибыл в Мекку не для этой цели. Туфайл даже и не думал о Пророке (мир ему и благословление) и о курайшитах. В Мекке с Туфайлом произошёл удивительный, незабываемый случай.

Туфайл рассказывает

Когда я прибыл в Мекку, лидеры курайшитов хорошо меня встретили, возвеличили и сказали: «О Туфайл, ты прибыл в наш город, а в нашем городе Мухаммад (мир ему и благословление) ведет с нами спор и утверждает, будто он Пророк (мир ему и благословление) – так он наводит смуту среди нас и разделяет наш народ. Мы опасаемся, что до вас тоже он дойдет - и тогда среди вашего народа тоже будет делать то, что делает среди нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его: ведь его слова подобны колдовству, он - разлучающий отца с сыном, брата с братом, мужа с женой».

Клянусь Аллахом, они не переставали рассказывать мне удивительные вещи, и вселять страх за мой народ. После этого я твёрдо решил для себя, что не буду к нему приближаться, говорить с ним и слушать его. Утром, когда я пошёл на главную площадь для обхождения Каабы, чтобы получить благодать от идолов, которым мы поклонялись и возвеличивали, я заткнул уши ватой, боясь услышать что-нибудь от Мухаммада (мир ему и благословление). Но войдя на площадь, я увидел, как Мухаммад (мир ему и благословление), стоя возле Каабы, совершал намаз. А его намаз был не такой, который совершаем мы, поклонение его было совсем иным по сравнению с нашим - я не смог оторвать взгляд от него и меня впечатлило его поклонение. Сам того не осознавая, я обнаружил, что оказался рядом с ним. По воле Аллаха, я услышал речь Мухаммада (мир ему и благословление) - и вынув вату, я стал внимательно слушать. А послушав его, подумал про себя: «Я никогда в жизни не слышал речь прекраснее, чем его! О Туфайл, ты поэт и сообразительный человек, ты можешь отличить - что хорошо, а что плохо . Что же мешает тебе послушать его? Если в его словах есть благо, ты примешь их, ну а если нет - то оставишь» .

Я подождал, пока Посланник Аллаха (мир ему и благословление) отправится домой, пошёл вслед за ним, вошёл в его дом и сказал: «О Мухаммад (мир ему и благословление), народ твоего племени рассказывает мне про тебя такое и такое - клянусь Аллахом! - они не переставали вселять в меня страх по поводу твоего дела, я даже заткнул уши ватой, чтобы не услышать тебя. Но по воле Божьей я услышал твою речь: она была прекрасна! Расскажи мне о твоей религии».

Он рассказал мне о своей религии, прочитал суры «Аль-ихляс» и «Аль-фаляк». Клянусь Аллахом, я не услышал из его уст ничего, кроме хороших слов и понял, что это - истина. Затем я протянул ему руку и засвидетельствовал, что «нет Божества кроме Аллаха и Мухаммад (мир ему и благословление) Его Посланник».

После принятия Ислама, я остался в Мекке, изучал каноны Ислама, аяты Корана, а когда решил вернуться к своему народу, то обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха, мой народ подчиняется мне. Я решил вернуться к моим людям, и буду призывать их к Исламу. Попроси Аллаха сделать мне знамение, которое будет помогать мне в призыве!».

Тогда Пророк (мир ему и благословление) сделал дуа: «О Аллах, пошли ему знамение, способствующее реализации его добрых намерений!» . По пути на родину, когда я дошёл до горы, недалеко от жилищ моего народа, перед моими глазами появилось сияние, подобное светильной лампе.

Я попросил Всевышнего: «О Аллах, отведи сияние от моего лица - я боюсь, люди подумают, что это наказание мне из-за отхода от их религии» . Затем сияние перенеслось на кончик моей плети. Люди подумали, что это светильник, привязанный к плети. Я в это время спускался между двух гор и, когда спустился, навстречу вышел мой отец. Я сказал отцу:

Я принял Ислам и следую религии Мухаммада (мир ему и благословление).

О сын мой, твоя религия - это моя религия, - ответил отец.

Тогда иди, искупайся, одень чистую одежду.

Отец пошёл искупался, одел чистую одежду, пришёл ко мне и принял Ислам. Я научил его тому, чему научили меня, а потом и моя мать также приняла Ислам.

Затем пришла моя жена и я ей сказал:

Я стал мусульманином и следую Мухаммаду (мир ему и благословление).

Твоя религия - это и моя религия!

Иди искупайся из воды Зи аш-Шара (вода, которая стекала с горы и собиралась вокруг идола).

Неужели ты не боишься Зи аш-Шара?

Иди и искупайся там, я тебе обещаю, что этот каменный идол ничего плохого тебе не сделает!

Она искупалась, затем пришла ко мне, и я рассказал ей про Ислам - она его приняла.

Потом я стал призывать свой народ, но люди откладывали принятие Ислама, кроме Абу Хурайры, который сразу принял его. Я прибыл в Мекку и со мной был Абу Хурайра. Пророк (мир ему и благословление), меня спросил:

Какие новости, о Туфайл?

Сердца людей из моего народа покрыты пеленой, которая скрывает истину. Над ними преобладают распутство и неповиновение.

Пророк (мир ему и благословление) совершил омовение, затем намаз, после поднял руки к небу. В этот момент, увидев, что Пророк (мир ему и благословление) делает дуа, Абу Хурайра сказал: «Я испугался, что Пророк (мир ему и благословление) просит Аллаха ниспослать беду на мой народ - и он погибнет». Но Пророк (мир ему и благословление) попросил: «О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный!».

Затем Пророк (мир ему и благословление), повернувшись к Туфайлу, сказал: «Возвращайся к своему народу и мягко обращайся с людьми, и призывай их к Исламу!».

Я призывал свой народ к Исламу, пока Пророк (мир ему и благословление) не переселился в Медину, прошли сражения при Бадре, при Ухуде, при Хандаке. После этого я пришёл к Пророку (мир ему и благословление) с восьмьюдесятью семьями из племени Давс (в другой версии передаётся, что было девяносто семей, которые приняли Ислам), и тогда Пророк (мир ему и благословление) нам очень обрадовался - и дал нам долю из добычи, распределявшуюся среди мусульман и полученную в сражении при Хайбаре. Мы попросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), сделай нас твоим правым флангом в каждом походе!».

Разрушение идола «Зу аль-Кафайни» Туфайлом

До взятия Мекки Туфайл находился с Пророком (мир ему и благословление).Как-то он обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), дай мне разрешение сжечь идола Зу аль-Кафайни, который принадлежит Умару ибн Хамаму!». Пророк (мир ему и благословление) дал ему разрешение. Затем он отправился к идолу, взяв собой пару человек из своего народа. Когда они дошли до идола и приготовились сжечь его, вокруг идола собрались мужчины женщины и дети, ожидая беды, которая настигнет их, если они нанесут вред идолу. Туфайл подошёл к идолу на глазах поклоняющихся ему людей, поджёг идола и сказал:

О Зу аль-Кафайни, я не раб тебе!

Мы родились раньше тебя.

Я поджёг тебя.

Когда пламя охватило идола, вместе с ним сгорели и все остатки многобожия, которые были ещё у племени Давс. Они все искренне уверовали в Единого Творца.

Удивительный сон Туфайла

По пути в Йамаму он увидел сон, рассказал об этом своим друзьям и попросил, чтоб они растолковали его. Но они спросили:

А что ты видел?

Я видел, как моя голова была побрита, как птица вылетела из моего рта, и какая-то женщина положила меня в свой живот, а мой сын пытался вытащить меня, но между нами была преграда.

Надеемся, что это к добру.

Я понял этот сон так, - говорит Туфайл. - Моя бритая голова означает, что она будет отрублена.Что касается птицы, которая вылетела изо рта - то это моя душа, а женщина - это земля, которая разрыта, чтобы похоронить в ней меня. Я желаю умереть шахидом. Мой сын, который пытался вытащить меня - это значит, что он ищет смерти на поле боя, которая ждёт меня, если на то будет воля Аллаха.

Смерть Туфайла

Туфайл постоянно находился рядом с Пророком (мир ему и благословление), пока он не ушёл в мир иной. После Пророка (мир ему и благословление), когда халифом назначили Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), Туфайл своим мечом, вместе со своим сыном дал слово о подчинении халифу. Когда начались войны против вероотступников, халиф Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) отправил людей против лжепророка и Туфайл вышел в бой со своим сыном Амру - они были в первых рядах войска мусульман.

В сражении Йамамского похода Туфайл ибн Амр проявил чудеса храбрости и героизма. Также он сражался в других походах, и в одном из сражений пал смертью шахида - произошло это во время правления халифа Умара (да будет доволен ими Аллах).

Амру ибн Туфайл

Что касается его сына Амру, то он сражался в боях, пока не был тяжело ранен и потерял кисть правой руки. После этого он вернулся в Медину, оставив в земле Йамамы своего отца и руку.

Во времена правления халифа Умара ибн Хатаба (да будет доволен им Аллах) к нему пришёл Амру ибн Туфайл. В то время, когда все сидели у Умара, ему принесли пищу. Умар пригласил всех к столу, но Амру не принял приглашения.

Умар спросил его:

Что с тобой? Наверное, ты не хочешь есть со всеми из-за того, что стесняешься своей руки?

Да, о Повелитель правоверных.

Халиф сказал: «Клянусь Аллахом, я не прикоснусь к еде, пока ты не перемешаешь её своею рукой! Нет среди нас никого, кто бы хоть частью тела уже находился в Раю, кроме тебя!» (то есть рука Амра).

У каждого человека есть особое предназначение в этой жизни, призвание. Причём жизненный путь, по которому идёт человек, становится легче вдвойне, если он знает, в чём же заключается суть его происхождения и какова его миссия на Земле. Недаром пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в одном из своих изречений говорил: «…каждому будет облегчено (достижение) того, ради чего он был создан ». (Муслим).

Исключением из этого правила не являются и сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Каждый из них выполнял определённую роль, возложенную на него свыше, и делал это наилучшим образом. Кто-то из них прославился передачей большого количества хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как Абу Хурайра и Анас ибн Малик, кто-то был знатоком комментариев Корана, как Абдулла ибн ‘Аббас и Абдулла ибн Мас’уд, а кто-то отличался на полях сражения, как Халид ибн аль-Валид и Са’д ибн Абу Ваккас (да будет доволен ими всеми Аллах).

Именно в список славных воинов Ислама вписал свое имя и Ка’ка’ ибн ‘Амр (да будет доволен ими всеми Аллах). Ка’ка’ был гениальным стратегом войны, отличавшимся редкой храбростью и стойкостью на полях сражений. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал способностью находить общий язык со всеми. С каждым он говорил на те темы, которые могли бы заинтересовать его собеседника. Зная, что Ка’ка’ буквально влюблён в джихад, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то раз спросил его: «Что же ты подготовил для совершения джихада?» Ка’ка’ ответил: «Покорность Всевышнему, Его Посланнику и коня». На что Пророк сказал (мир ему и благословение Аллаха): «Это и есть то, что нужно».

После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ка’ка’ продолжил дело джихада под руководством Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах). Халиф мусульман знал, что Ка’ка’ обладает особой победоносной силой и посылал его для решения самых тяжёлых военных задач. Он даже говорил: «Войско, в котором есть подобный ему (Ка’ка’у), непобедимо». По просьбе Халида ибн Аль-Валида Ка’ка’ был направлен для взятия столицы арабского царства Лахмидов, Хиры. Спустя несколько лет после упомянутого события Ка’ка’ принял участие в двух важнейших по своему значению и накалу битвах – при Ярмуке и Кадисии. В битве при Ярмуке Ка’ка’ был во главе одного из ударных кавалерийских отрядов. По стратегической задумке Халида ибн Аль-Валида каждый из таких отрядов возглавлял самый отважный воин, и Ка’ка’ был одним из них.

В битве при Кадисии против персов Ка’ка’ также проявил немалую отвагу и героизм. Мусульманам в этой схватке пришлось столкнуться с боевыми слонами, которые склоняли чашу весов на сторону персов, но они, рискуя собственной жизнью, подходили к ним на расстояние полёта копья и поражали их один за другим. Неудержимый Ка’ка’ был также в авангарде этих смельчаков, и ему удалось одолеть большого слона персов, после чего персидская армия начала отступать.

Уже по завершении этой битвы халиф мусульман Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал главнокомандующему восточным иракским фронтом Са’ду ибн Абу Ваккасу (да будет доволен им Аллах) письмо, в котором среди прочего поинтересовался у него: «Кто же из кавалеристов Кадисии выделялся больше всего?» Са’д ответил: «Мне ещё не доводилось видеть такого, как Ка’ка’. В течение одного дня он совершил тридцать атак на вражеские редуты, и каждый такой рейд завершался убийством кого-то из видных полководцев персов». Предшественник халифа Умара Абу Бакр ас-Сиддик описывал мужественность и бесстрашие Ка’ка’ короткой, но ёмкой фразой: «Голос Ка’ка’а лучше, чем тысяча воинов ». (Имелось в виду, что его голос может быть более эффективным в устрашении противника, нежели тысяча солдат).

Скончался Ка’ка’ в городе Куфа в 40-м году по хиджре.
islamdag.ru

Loading...Loading...