Богословские труды.

Из Милана - в итальянскую часть Швейцарии, до города Лугано, на машине час езды. Потом еще восемь километров наверх, до деревеньки Роверэдо. А дальше – только пешком, по крутому горному склону, мимо одиноких домиков и через лес. Так православные паломники добираются в скит к монаху-отшельнику Гавриилу Бунге, который живет здесь уединенно и почти неотлучно уже больше тридцати лет. Я никогда не встречала человека, который до такой бы меры вместил в себя Христа. Вот это действительно так. В нём живёт Христос, в нём уже нет того человеческого нутра, к которому мы все привыкли, которое мы встречаем в других людях, в нём живёт Христос. И общаясь с ним, ты это чувствуешь, Этот дух, который в нём живёт. Когда я его первый раз увидела, у меня была мысль: что этот русский православный старец делает здесь, даже если он был в другой одежде, неважно. Этот дух меня удивил: что он здесь делает в этих горах Частые гости из Милана здесь не только паломники, но и помощники. Недалеко от скита упало дерево и перегородило дорогу – они его распилят и уберут. Раньше отец Гавриил все делал сам, но теперь ему уже 75 лет, и самую тяжелую работу он поручает молодым и сильным. Когда я был моложе, я все это делал сам: пилил деревья, рубил дрова, а теперь могу только ухаживать за садом и огородом. Раньше я и хлеб сам выпекал, но теперь я мало хлеба ем и поэтому больше не пеку. Три десятилетия в скиту отец Гавриил провел в молитве и изучении трудов святых отцов древней Церкви в оригинале. Несколько лет назад, окончательно убедившись в том, что его родная, Католическая, церковь от святоотеческих и даже апостольских традиций отдалилась, отец Гавриил Бунге принял православие. И теперь с каждым годом паломников к нему приходит все больше – как к человеку огромного духовного опыта, автору толкований святых отцов, монаху-подвижнику и мудрому старцу. Эти домики кажутся довольно большими, но внутри они совсем маленькие - здесь стены очень толстые, из камня. Горный скит – всего четыре домика и церковь. Для уроженца Кельна, Габриэля Бунге, раз и навсегда установленный порядок жизни – это закон. Утром – келейная молитва, чтение книг и писательские труды, днем – обед: единственная горячая еда за весь день, вечером – работа: и физическая, и духовная. Старец принимает паломников - исповедует и на немецком, и на французском, и на итальянском, и на английском. В этой комнате я принимаю людей, они приходят на исповедь или для "духовная беседа" (по-русски). Люди здесь открывают всю свою жизнь – как книгу, и нужно много времени, чтобы вникнуть и осознать, какие духовные проблемы у человека и объяснить ему что-то. Все, кто хоть раз побывал в этом скиту, ощущают здесь ни с чем не сравнимую безмятежность и покой: сюда не долетает ни единого постороннего звука. Абсолютная тишина. Спокойно, мирно. Тут, конечно, и природа играет свою роль – горы, Швейцария, тишина. Людей очень мало. Ночью очень тяжело было привыкнуть к тишине, к абсолютной тишине. То есть, здесь в Милане, это не Москва или какой ещё крупный город, но и в Милане ночью, когда спишь, шумы, а там тишина. Абсолютная. Там настолько спокойно, что... Я когда первый раз лег, лежал и слушал себя. Этого и искал отец Гавриил в Швейцарских Альпах – полного уединения: чтобы ничто не отвлекало от молитвы. В монастыре шум никогда не прекращается – это похоже на механизм, который постоянно работает. Мой друг, монах одного большого монастыря в России, говорит: у меня работа 24 часа в сутки, как я могу сохранять молитвенный дух, когда моя жизнь – сплошная работа? Он хотел стать монахом с самых юных лет. Старец любит вспоминать, как студентом Боннского университета он приехал на два месяца в Грецию, где познакомился с православными верующими. Тогда, в 21 год, он впервые всерьез задумался о том, какая церковь полнее сохранила традицию Я сказал тогда грекам: "Мне очень нравится у вас в Церкви, но жаль, что вы в расколе с нами". И тогда Янис Галанис, который потом стал известным богословом, сказал: "Ты не прав, это вы в расколе с нами!" Представьте, какой это был шок для меня! С этого для меня и начался поиск Истины. В 22 года Габриель Бунге ушел из мира и долгих 18 лет провел в бенедектинском монастыре Шеветонь в Бельгии. Но ему показалось мало быть только монахом – он стремился к подвигу отшельничества. И в 1980-м году, по благословению духовенства, он поселился здесь, на высоте 800 метров. В то время это был заброшенный участок земли, на котором стояло несколько полуразрушенных построек для скота. Он рассказывал, что первую зиму, когда он жил там в Швейцарии, в горах, в его домике, где он жил, не было изоляции. Ему было холодно, голодал. Были, конечно, друзья, которые ему помогли. Но там была очень суровая погода, холодно, снег и т.д. Брата Габриэля вдохновлял подвиг первых отшельников, отцов древней церкви. Моя идея была вернуться к образу жизни первых монахов во всем – в том, как молиться, как пребывать в своей келье. Это очень сконцентрированный образ жизни. Ты монах и днем, и ночью, круглые сутки, и ты сосредоточен на сущности этой жизни. Первые несколько лет он провел в совершенном одиночестве. Читал и переводил святых отцов и стремился только к одному - к постоянному общению с Богом. Невозможно по-настоящему рассказать о монашеской внутренней жизни. Монах и не должен об этом говорить. Это все равно что держать дверь бани открытой: очень скоро станет холодно. Баня должна быть закрыта. Однажды скит начал посещать молодой человек, который вскоре принял монашество и остался здесь навсегда. Его звали отец Рафаил. Для него как для единственного ученика отец Габриэль и составил те практические руководства для духовной жизни, которые позже станут книгами и выйдут в свет на многих языках. Отец Гавриил сказал, что в монастыре можно бывать в службах, все молятся, даже если ты не молишься, служба всё равно происходит. Если ты отшельник, если ты сам не молишься, ничего не происходит. И это действительно так. И очень быстро тогда ты падаешь в уныние. Это не случайно, что первая книга, одна из первых книг, которые Отец Гавриил написал, это именно об этом, по трудам Евагрия Понтийского. Потому что это была для него не теоретическая проблема. Это действительно для каждого отшельника, я думаю, жизненный, такой момент. И все остальные книги, которые он потом написал, это именно проблемы духовой жизни, с которыми он сам боролся. О гневе. Я думаю потому что действительно эти духовные проблемы всех христиан. Отшельник, он это чувствует в одиночестве, может быть, сильнее. Вдвоем монахи жили в скиту целых 18 лет, абсолютно автономно: сами рубили деревья и кололи дрова, сами мололи муку и выпекали хлеб, сами выращивали виноград и овощи. Долгая болезнь и кончина единственного собрата стала для отца Габриэля тяжелым испытанием. Это было очень трудно. Отец Рафаил шесть лет тяжело болел, и сколько раз мне приходилось бежать в больницу, вызывать врачей… Я и не представлял, что монашеский образ жизни подразумевает и это тоже. С тех пор он живет один. Помощники надолго не задерживаются: кто-то приезжает на несколько часов, кто-то - на несколько дней. Юрий Софоклов, юрист из Германии, специально взял отпуск, чтобы провести две недели в скиту у старца Гавриила. Человек этот, действительно, стоит на основах православия, стоит на фундаменте святых отцов. Причём, самых древних святых отцов, которых он изучал в оригинале. Он знает эти языки, он знает греческий, он знает латынь, конечно. Но, мало того, он знает, я даже не смогу всё перечислить, арабский, курдский, сирийский. И все эти творенья святых отцов, он изучал их. И ими он щедро со мной делился. И за это я, конечно, безмерно благодарен. Потому что ничто не заменит живого общения с таким человеком. Я так думаю, что простота жизни – это то, зачем сюда люди и едут. То есть, именно для того, чтобы отрешиться от мирских своих проблем, именно для того, чтобы, может быть, не столько времени тратить на раздумья о еде, о том, что сегодня будет на столе, о всяких своих других делах, а вот именно для тог, чтобы вот эти дни, похожие один на другой, чтобы они как раз и дали возможность вот именно жить. То есть, не думать, а жить этой вечностью, которая собственно такая она и есть - размеренная, спокойная как прямая линия. И вот по ней ты в этой вечности ты идёшь. Здесь нет ни Интернета, ни телевидения, ни радио. Телефон с автоответчиком стоит в трапезной, и отец Гавриил изредка его прослушивает. За почтой в ближайшую деревню просит сходить помощника. Во время постов двери скита и вовсе закрыты для всех. Даже газет у меня здесь нет. Долгое время я выписывал еженедельные издания, но я был так расстроен систематической дезинформацией, это так утомительно! И теперь я читаю только книги. Живя в изоляции, вдали от новостей, отшельник все надеялся на воссоединение церквей – Православной и Католической. Но несколько лет назад понял, что ему этого не дождаться. И решил сам сделать шаг навстречу. Если сегодня Иоанн Златоуст оказался бы на Литургии своего имени, он не был бы сильно шокирован, потому что изменения произошли незначительные. Но думаю, что если бы Григорий Великий попал бы на мессу, носящую его имя, он бы ничего совершенно не узнал, потому что в ней ничего не осталось от того чинопоследования, которое он установил. Очень скоро я вынужден был признаться самому себе, что воссоединение Католической и Православной церкви невозможно. Это две разных системы - как Майкрософт и Эппл – которые очень трудно совместить. И я подумал: то, что невозможно для Церкви, возможно для человека. Я сделал этот шаг лично для себя, я стал православным. Но я не поменял веру, а просто вернулся в древнюю Церковь, которая всегда была моей матерью. Чин присоединения отца Габриэля к православию совершил митрополит Иларион Алфеев. Владыка Иларион как бы не сразу согласился на это, поскольку для нас это было достаточно неожиданно, всё-таки Отец Гавриил не мальчик, и всю свою жизнь сознательную, и священническую и монашескую, он провёл в лоне Католической церкви. И его все знают как известного духовника, известного богослова. Поэтому, конечно, это было такое событие достаточно громкое как бы в межхристианском мире. И для православных, и для католиков. Владыка Иларион несколько раз вопрошал отца Гавриила, действительно ли это его какое-то осознанное решение. И не провоцировано ли оно просто какими-то эмоциями. Или чьими-то поступками. 27 августа 2010-го года монах-бенедиктинец Габриэль был наречен иеромонахом Гавриилом, еще через год он принял великую схиму. В Православной церкви отец Гавриил чувствует себя так, как будто вернулся домой. Время от времени он бывает в Москве, встречается со своими новыми братьями во Христе и служит вместе с ними у престола. Сейчас единственная причина, которая может заставить меня покинуть мой скит, – это поездка в Россию. Для меня это важно - сохранять живой контакт с моей Церковью и с русским монашеством. Отец Гавриил предполагал, что после его перехода в православие он останется совсем один в своем скиту, и его духовные чада-католики от него отвернутся. Но этого не произошло. Они продолжают приходить, а некоторые, вслед за пастырем, даже сменили конфессию. Я был католиком, но, к сожалению, все больше замечал, что наша церковь удалилась от основ. Меня это разочаровало, и я даже хотел стать мусульманином, ходил в мечеть, но имам сказал, что я не готов, и не принял меня. Потом я узнал про монаха-отшельника, чудом его разыскал, не зная ни адреса, ничего. Так больше двадцати лет назад отец Габриэль стал моим духовником. Вскоре после этого у меня обнаружили рак кожи, меланому, я был очень испуган. Жена была беременна вторым ребенком, и мы уже приняли, было, решение, что ребенок не должен родиться в такой неподходящий момент. Но отец Гавриил очень помог мне тогда преодолеть страх смерти и вселил в нас мужество и решимость сохранить этого ребенка. Родился мальчик, теперь он уже взрослый, а сам я полностью исцелился. Когда мой духовник стал православным, я тоже решил перейти в православие. Паломников и духовных чад у старца Гавриила теперь, наоборот, стало гораздо больше. Православные быстро протоптали дорожку в горный скит, и иногда их приезжает даже слишком много. Я не ожидал такого наплыва людей. Этот скит даже трудно найти, случайно попасть сюда невозможно, но кого Бог посылает – тот находит. И теперь, в свои 75 лет, я работаю гораздо больше, чем 10-15 лет назад. Но на все воля Божия! Однажды ко мне приехали двести украинцев! Сто человек с утра и сто - вечером. Для них это был прекрасный опыт, а для меня это было ужасно, я тогда очень сильно заболел. Верующие, которые живут в благополучных европейских странах – Швейцарии и Италии – говорят, что здесь особенно не хватает таких людей, как отец Гавриил. Людей, которые напоминают об истинных ценностях, - и не столько словами, сколько своей жизнью. Швейцария, вообще, такая страна, духовная пустыня, здесь мало духовности. Страна благополучная, и, соответственно, все цели и устроения человеческое, оно, такое, очень материальное. А душа-то должна питаться. Душу невозможно напитать ни магазинами, ни тряпками, ни деньгами. Душа питается особой пищей, духовной. И её здесь очень-очень мало. И Отец Гавриил вот это та духовная пища, которая… Почему мы наверное все стремимся туда. Потому что душа голодает наша. И попав к нему, она питается. Европа живет совершенно другой жизнью - комфорта, - и этот подвиг отца Гавриила сияет над всей этой жизнью, которая привязана к земле, к удобствам жизни... Он всегда искал аскезы и жил, действительно, как ангел во плоти; и это очень ценно. А мне кажется, это не удивительно, это нормально, то есть, это закономерно. Потому что чем больше мир будет жить вот так, как он сейчас живёт и бежать к тому, к чему он сейчас бежит, тем больше будет становиться таких вот, если можно так сказать, Отцов Гавриилов, потому что чем больше таких вот старцев, которые живут в уединении, живут в горах, которые молятся. То же, что я слышал от других людей, то что эти старцы, они молятся за весь мир, за всю землю. И вот чем больше мир будет бежать, за чем он сейчас бежит, тем больше людей будут вынуждены или скажем так, будет так нужно, чтобы они молились вот так в уединении. Церкви в Европе пустуют и закрываются. А православный приход города Лугано недавно, наоборот, открыл новый храм – в бывшей немецкой кирхе. Одна прихожанка наша увидела объявление в газете, что продаётся евангелисткая церковь. Мы сразу поехали посмотреть, она была закрыта, мы вокруг неё походили. Наша! Позвонили батюшке Гавриилу: батюшка, вот, есть такое предложение – продаётся церковь. Благословите! Он благословил. И вот по этому благословению наш настоятель, отец Святослав, и мы все объединились в ассоциацию, чтобы могли купить этот храм. И за год мы собрали все деньги и её выкупили. Она теперь наша. В декабре 2014-го года схиархимандрит Гавриил Бунге в очередной раз надолго – на несколько дней – покидал свой горный скит. В Москве он представлял читателям свои книги, которые впервые вышли в свет на русском языке в издательстве Сретенского монастыря. Они посвящены борьбе со страстями и называются "Объядение, лакомство, чревоугодие", "Тоска, печаль, депрессия" и "Гнев, злоба, раздражение". В них отец Гавриил разъясняет труды Евагрия Понтийского - богослова четвертого века, ученика святителя Григория Богослова. Я переводил и комментировал эти труды, чтобы сделать их доступными людям, которые живут сегодня, в современном мире. Ведь нас разделяют 1700 лет и, разумеется, многое непонятно. Эти книги - инструкции по духовной жизни. Их нельзя прочитать как какой-то роман, за один раз, - они построены, как учебник. За больше чем полвека монашества отец Гавриил приобрел полезное умение: даже прерывая уединение и окунаясь в суету большого мира, он, словно, остается внутри своей кельи – где бы он ни находился. Вокруг меня всегда как будто такая невидимая келья, и я ее переношу с собой везде. Так что мне не так важно, где я нахожусь. Но я счастлив, когда я здесь, потому что здесь тишина и ничто не отвлекает от молитвы. Именно здесь, в безмолвии и первозданности Швейцарских Альп, архимандрит Гавриил Бунге смог приблизиться к тому идеалу, к которому стремился с юности и шел всю свою монашескую жизнь – непрерывному и безраздельному общению с Богом. Цель монашеской жизни – сохранять свой ум в постоянной молитве, все древние отцы говорили так. Это не означает, что ты все время повторяешь какую-то формулу - длинную или короткую – нет, но твой ум обретает состояние молитвы. И ты постоянно пребываешь перед лицом Бога, как ангелы и архангелы. Это происходит понемногу, и ты этого вроде не замечаешь. Но внезапно, вдруг осознаешь, что ты никогда, ни на минуту не можешь забыть Бога, твой ум постоянно перед Ним, что бы ты ни делал. И это именно то, чего я искал здесь, в своем горном скиту.

Богословские труды - научно-богословский журнал (сборник, альманах) публикуемый Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви
  • Официальный сайт: http://www.btrudy.ru/
  • Архив: http://www.btrudy.ru/archive/archive.html

Разрешение на выпуск сборника было получено у советской власти под предлогом развивавшихся международных контактов Русской Церкви , которая должна была обладать своим периодическим богословским изданием. Подготовка сборника велась с года. Сборник "Богословские труды" начал выпускаться с июня года как центральное научно-богословское рецензируемое издание Русской Православной Церкви. Долгие годы сборник (помимо "Журнала Московской Патриархии ", где издавались небольшие статьи, обычно популярного характера) был единственным изданием в СССР, публиковавшим серьезные работы по основным научно-богословским дисциплинам. Кроме очередных номеров (выходивших не вполне регулярно, в среднем - ежегодно), выпускались также тематические ненумерованные тома сборника.

Председатели редколлегии

  • Никодим (Ротов) (6 октября 1960 - 7 октября 1967) митр. Ленинградский
  • Антоний (Мельников) (7 октября 1967 - 29 мая 1986) митр. Ленинградский
  • Питирим (Нечаев) (1987 - 27 декабря 1994) митр. Волоколамский

Тридцать восьмой выпуск сборника “Богословские труды” представляет собой “первенца” реализации новой программы, составленной редакционной коллегией во главе с Высокопреосвященным Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, Председателем Богословской комиссии Русской Православной Церкви . Сразу следует сказать, что труды редколлегии не остались втуне: сборник разительно отличается от предыдущих выпусков и позволяет вспомнить времена своего славного прошлого.

Совершенно оправданным представляется то, что сборник начинается публикацией текста выступления Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на заседании редколлегии сборника 14 марта 2002 г., когда Владыка обнародовал новую программу издания “Богословских трудов”. Это позволяет вдумчивому читателю более четко понять логику составления сборника и представить себе его дальнейшие перспективы.

Разумеется, нереально было бы ожидать, что в первом же выпуске сборника новая программа будет реализована во всей своей полноте, тем более что она включает в себя не только определившиеся темы и направления, но и проблемы, которые еще предстоит решать. Но многое из программы уже нашло в выпуске свое отражение. По собственному опыту мы знаем, что периодические издания живут своей жизнью и подчас подсказывают редакции те или иные решения; это - признак их жизнеспособности. Будем надеяться, что в последующих выпусках “Богословских трудов” опубликованная программа не только будет находить свое все более полное воплощение, но и будет обогащаться в процессе издательской практики; это тем более вероятно, что она к этому явно предназначена, так как, как уже было сказано, содержит в себе проблемные установки, которые и будут разрабатываться в дальнейшем.

Собственно говоря, уже данный выпуск показывает, что сборник уверенно претендует на высокий статус основного богословского издания Русской Православной Церкви. Так, рубрика “Из святоотеческого наследия” включает такие значимые публикации, как “Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящим­ся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы” святителя Григория Паламы, Архиепископа Фессалоникийского (перевод, предисловие и при­мечания А. И. Сидорова; в данном выпуске опубликованы глл. 1–63), а также очередной фрагмент “Вопросоответов к Фалассию” преподобного Максима Исповедника (вопрос LXI, перевод и примечания того же автора, много лет работающего над этим творением преподобного Максима). Далее в той же рубрике опубликованы “Рассуждения на Евангелие от Иоанна” Блаженного Августина, Епископа Гиппонского (Рассуждение I, на Ин 1:1–5) в переводе и с предисловием С. А. Степанцова и “Комментарии на Евангелие от Иоанна” Оригена (т. I, глл. I–XX) в переводе и с предисловием А. Г. Дунаева. Нельзя не считать удачной находкой редакции то, что в одном выпуске соположены экзегетические творения Оригена и Августина с толкованием одного и того же текста; это не только придает сборнику некоторую академическую многомерность, поскольку демонстрирует сопоставительную святоотеческую экзегетику, но и несомненно очень полезно для читателя.

Наконец, рубрика завершается “Тахвитой о сынах Завета” малоизвестного у нас (мягко говоря) сироязычного церковного писателя Афраата по прозванию Персидский Мудрец, жившего в Иране в III–IV вв., в переводе протоиерея Леонида Грилихеса и Г. М. Кесселя. Последнему принадлежит статья «Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по “Тахвите о сынах Завета”», помещенная в рубрике “Нравственное богословие”. Такое разнесение единой темы по разным рубрикам может вызывать двоякое к себе отношение, но поскольку в “Альфе и Омеге” это принято, нам остается только поддерживать это решение, исходя из собственной традиции, строящейся на чисто формальных соображениях: так, в данном случае такой ряд авторов рубрики “Из святоотеческого наследия”, как святитель Григорий Палама, преподобный Максим Исповедник, блаженный Августин, Ориген и Г. М. Кессель выглядел бы скорее экзотическим, нежели внутренне оправданным и завершенным.

Рубрика “Догматическое богословие” разделена на две части, первая из которых посвящена столетнему юбилею выдающегося православного богослова В. Н. Лосского, - событию, которое невозможно было не отметить самым серьезным и вдумчивым образом. В этой части публикуются два труда Лосского: первая половина фундаментальной работы Владимира Николаевича “От­ри­цательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта”, подготовленной к печати С. С. Хоружим, которому принадлежат предисловие и примечания, и статья “Догмат Церк­ви и экклезиологические ереси” в переводе и с примечаниями В. В. Тюшагина. Будем надеяться, что сможем увидеть на страницах “Богословских трудов” и другие труды В. Н. Лосского, кроме окончания “Отрицательного богословия…”, но сделаем попутно небольшое замечание: в выпуске никак не отмечено, что публикация “Отрицательного богословия…” будет продолжена; это же относится и к творению святителя Григория Паламы, хотя в обоих этих случаях читатель увидит окончание данных работ в следующем выпуске.

Во второй части рубрики помещены две статьи: “Учение об апокатастисе до его осуждения на Вселенских Соборах” протоиерея Владимира Башкирова (статья представляет значительный интерес хотя бы потому, что в современном богословии учение об апокатастисе вновь и вновь оказывается в центре внимания) и полемическая работа священника д-ра Петра Планка “Явля­ется ли христианство монотеистической религией?”, содержащая критический взгляд на католическое тринитарное богословие (перевод Б. Б. Вика).

Рубрика “Литургика” содержит весьма ценные для изучения православной богослужебной традиции материалы: “Древние александрийские анафоры” М. С. Желтова (системное исследование с историческим очерком и текстами) и “Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы” А. М. Пентковского - классическое историко-текстологическое исследование, автор которого демонстрирует не только владение обширным материалом по истории Церкви, но и высокую степень умения его интерпретировать.

За рубрикой “Нравственное богословие”, которая уже была упомянута, следует заключительная рубрика “Библиография”, содержащая предысторию, историю и обзор содержания сборника “Богословские труды” (составил Е. С. Полищук), которую нельзя не признать крайне уместной и полезной на данном этапе существования сборника.

Даже такой вынужденно краткий обзор показывает, что 38-й выпуск сборника “Богословские труды” - серьезное богословское издание, отличающееся широтой тематики и академическим уровнем ее рассмотрения. А между тем этот выпуск следует рассматривать как начало, как своего рода заявку на бытование издания в богословской среде. Очевидно, к уже имеющимся рубрикам будут добавляться другие; некоторые рубрики приобретут характер “скользящих”, или, скорее, “мерцающих”, то есть будут появляться не в каждом номере. Этого не нужно опасаться, поскольку обычно такое положение дел диктуется как имеющимися в портфеле редакции работами, так и соображениями объема издания. В частности, можно выразить пожелание, чтобы сборник публиковал рецензии на наиболее богословски значимые книги. При том общем уровне, который заявлен в 38-м выпуске, мнение рецензентов “Богословских трудов”, как представляется, будет достаточно весомым.

Особо следует сказать о том, что “Богословские труды” призваны стать средообразующим изданием, то есть формировать круг православных богословов. С высокой степенью очевидности из этого следует, что должен быть сформирован и круг авторов (никоим образом не замкнутый и не определенный заранее; здесь редколлегия вынуждена ограничиваться пожеланиями). В этот круг с неизбежностью должны входить и молодые авторы, дабы обеспечивалась преемственность издательской традиции. Вышесказанное отнюдь не означает полной открытости сборника для публикаций; напротив, на редколлегию ложится тяжкое бремя отбора рукописей, что требует не только времени, но и, так сказать, особой издательской чуткости, потому что подчас нелегко (и по смыслу, и просто по-человечески) определить, какая рукопись безнадежна и исправлению не подлежит, с какой можно предложить поработать автору, а какая достойна редакторской обработки, пусть и самой кропотливой.

Опыт показывает, что о направленности и содержательных особенностях периодического издания можно выносить суждение только тогда, когда увидят свет пять-шесть его выпусков; примерно к тому же времени складываются и формальные характеристики издания. Пока что можно указать на ряд мелких недостатков, которые вполне могут быть устранены. Так, в оглавлении не указывается, что переводчикам принадлежат не только предисловия, но и примечания, хотя обычно принято это делать, и к тому же в большинстве работ (не только переводных) примечания настолько важны и содержательны, что, право же, достойны отдельного упоминания.

В дальнейшем было бы хорошо, если бы особо объемные публикации располагались в нескольких номерах; это позволило бы увеличить количество печатаемых работ и разнообразить содержание отдельных выпусков. Не нужно опасаться того, что выпуски сборника разделены значительными временными промежутками, потому что читательская аудитория “Богословских трудов” всегда характеризовалась - и тем более будет характеризоваться - высокой степенью постоянства.

Наконец, хотелось бы заметить, что во всех без исключения авторитетных библиологических изданиях мира принята некоторая система пунктуации, которую было бы хорошо принять и в “Богословских трудах”, так как отсутствие точки после условного , а не сокращенного обозначения книг Писания (напр., Ин, Мк, Лк) соответствует элементарным правилам пунктуации, в то время как наличие этой точки этим правилам противоречит, а двоеточие, следующее после номера главы, помогает избежать возможных затруднений, когда лишь с усилием можно определить, не идет ли речь о нескольких стихах.

Внешний вид сборника отмечен удачной стилизацией “под старину”; будет ли он меняться - вопрос времени, причем достаточно продолжительного.

…Часто повторяемые поговорки не становятся от повторения менее справедливыми. Действительно, новое - это хорошо забытое старое. Новый облик “Богословских трудов” возвращает нас на новом этапе и на новом уровне к тому состоянию, когда этот сборник был уникальным и ценным явлением в жизни Русской Православной Церкви.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин). Как жить в Боге в наше странное время?
Москва, 2003. 32 с.

Иеромонах Нектарий (Морозов). На пути к Богу.
Опыт воцерковления в современном мире.
Москва-Саратов, 2004. 45 с.

Начало свою деятельность новое православное издательство - Издательство Саратовской епархии. Первая из этих его брошюр была издательством только подготовлена, а вторая - уже и издана. Мы с радостью приветствуем просветительскую инициативу Преосвященного Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, который с 1998 г. входит в Редакционный совет “Альфы и Омеги” и не оставляет своего попечения о журнале в высоком сане архиерея.

Обе книги посвящены современности, которую владыка Лонгин называет “странным временем”. Обе в высшей степени актуальны, поскольку говорят о Церкви, которая плывет в вечность, рассекая это время, и зовет к себе всех, кто рискует захлебнуться в мутных волнах житейского моря. Обе они - книги в первую очередь миссионерские.Нуждается ли народ страны с тысячелетней христианской историей в миссионерстве? - Да, нуждается, и еще в большей степени, нежели в начале века, когда о необходимости его пеклись наиболее прозорливые духовные лица . Косвенное, но убедительное доказательство тому - то, что эти книги чрезвычайно быстро раскупаются.

Первая из них посвящена проблемам современного монашества; это запись беседы с владыкой Лонгином вскоре после того, как стало известно, что он назначается на Саратовскую кафедру. В первой части беседы Владыка размышляет о том, что восстановление монастырской жизни в России отнюдь не должно ориентироваться на жизнь дореволюционных монастырей: “идеализация здесь неуместна: и революция семнадцатого года, и смена общественного строя, и изменение отношения к Церкви были бы невозможны, если бы в течение десятилетий, даже столетий, в русской церковной жизни не накапливались ошибки”. Следует изучать опыт афонского монашества, но не воспроизводить его буквально, а перенимать дух. Возрождение монашества у нас возможно невзирая на то, что в сравнении с временами древних подвижников возникли бытовые удобства. Но “терпение скорбей, гонений, испытаний, искушений Господь дает каждому человеку, желающему идти монашеским путем”.

Далее Владыка рассказывает, как он шел к вере - сам, в сознательном возрасте, но и благодаря тому, что в детстве бабушка тайно причащала его в храме, и он, уже будучи подростком, знал, что вопросы “о смысле жизни, о смерти и о Боге” решаются в Церкви. После университета он решил стать священником, а для поступления в семинарию нужно было отслужить в армии. И молодой человек, имея законную отсрочку, пошел на солдатскую службу.

Поступив после армии в семинарию, будущий архиерей был настолько глубоко потрясен Лаврой (“Лавра всегда будет для меня самым дорогим местом на земле”), что через год подал прошение о постриге; был пострижен в 1986 г. После семинарии поступил в академию, был направлен на учебу в Болгарию, а через несколько месяцев после возвращения - в Москву, настоятелем Лаврского подворья, которое пришлось восстанавливать с нуля. В ответах Владыки на вопросы о современной монашеской жизни нашего времени отметим лишь, что к числу иноческих добродетелей он относит ответственность (“не хочется идти, но надо - и идешь”), что самопожертвованное горение новоначальных он советует преобразовывать в постоянный ровный огонек, которого хватило бы на всю жизнь, чтобы не было, как у сектантов: “выжимается” человек - и отпадает, что главной проблемой нашего времени Владыка считает “лень трудиться над собой”, с которой сталкивается как духовник (именно с ней связана “потеря чувства живого слова”). Подробно рассказывается о жизни монастыря, где он был настоятелем - Московского подворья Лавры. Отметим, что Владыка специально предостерегает, чтобы покаянные мысли не переходили в самокопание и считает, что монастыри должны расти “снизу”, из общины, и обязательно - вокруг духовника; в наибольшей степени это касается женских монастырей. Мысли Владыки о духовничестве своими словами пересказать невозможно, но ознакомиться с ними было бы чрезвычайно поучительно для всех. Говоря о недостатках современных монастырей, Владыка заметил, что “Бог добрее, чем мы, а потому не может быть, чтобы Он не помогал тем, кто ради Него все оставил и пришел в обитель”, так что и в монастырях с недостаточно продуманным устроением люди спасаются. Избрание епископом владыка Лонгин назвал самым смиряющим обстоятельством в своей жизни, и много добрых слов посвятил духовенству, с которым общался.

Вся книга производит впечатление внутренней гармоничности, искренности и простоты, - и ее хочется перечитывать.

Книга иеромонаха Нектария написана человеком, который обладает иным жизненным опытом и кругозором, задумана гораздо более прицельно и построена не как свободная беседа, а скорее как пособие. Это в некотором роде и есть пособие; с ней очень полезно было бы ознакомиться катехизаторам и тем, кто в силу тех или иных причин должен без помощи катехизатора работать над приведением себя “к христианскому виду”, то есть готовиться к воцерковлению и проходить первые шаги. Полезна она будет и для родителей детей-подростков. Книга лишена внешнего пафоса, написана ясным языком, фразы просты и продуманны, - и при отсутствии лексических красот и риторических фигур очень выразительна. Эта книга - добрый спутник для того, кто движется к Богу, кто входит во врата Церкви и только-только начинает смутно догадываться, что попал домой. Но она способна приободрить и того, кто почему-либо застыл на пороге и не решается не только перешагнуть его, но даже и заглянуть внутрь.

Замечательным представляется то, что иеромонах Нектарий в таком скромном печатном объеме смог перечислить множество типичных искушений, соблазнов и просто ошибок воцерковляющихся. Описаны они без тени осуждения; напротив, автор каждый раз разъясняет, откуда они возникают, в очень дружелюбном, спокойном, доброжелательном тоне. Книгу составляют главы о самом понятии воцерковления и о том, что бывает, когда человек пришел в храм, о закономерностях духовного развития, о тех аскетических принципах, которым необходимо следовать, о соблазнах, встречающихся в церковной жизни, о самом богослужении и о человеческих отношениях в Церкви. Эта маленькая книжка, на наш взгляд, может многое сделать для уврачевания души, преткнувшейся на своем пути к Богу.

P. S. Кроме того, новое издательство выпустило брошюру священника Алексия Тимакова “Один на один с Богом”, текст которой представляет собой статью этого автора, опубликованную в “Альфе и Омеге” под заглавием “Таинство второй благодати” (см. №3(29) за 2001 г.) , так что для наших читателей рецензия на это издание была бы излишней. Скажем одно - “Один на один с Богом” человек предстает в таинствах покаяния и причащения, так что данная брошюра развивает общую тему воцерковленности в современном мире.

Мы предоставили Издательству Саратовской епархии право на перепечатку материалов “Альфы и Омеги” и рады предоставлять такое право всем православным изданиям, которые обратятся к нам с аналогичной просьбой.

  • ОРИГЕН. Восемь гомилий на Исаию (пер. с лат. М. Г. Калинина под ред. А. Г. Дунаева )
    ИССЛЕДОВАНИЯ
  • В. Н. ЛОССКИЙ. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта (окончание, гл. 5-6) (пер. с франц. Г. В. Вдовиной )
  • А. Ю. ВИНОГРАДОВ. Еще раз к вопросу о месте ссылки, смерти и погребения прп. Максима Исповедника
  • Д. Е. АФИНОГЕНОВ. «Многосложный свиток» — славянский перевод послания трех восточных патриархов императору Феофилу
  • СИМЕОН ФРЁЙСХОВ. Часослов без последований Больших Часов (вечерни и утрени): Исследование недавно изданного Часослова Sin. gr. 864 (IX в.) (окончание) (пер. с франц. А. В. Пономарева )
  • М. А. ЮДАКОВ. Порядок употребления в Русской Церкви архиерейского омофора за Божественной литургией (исторический анализ)
  • М. М. БЕРНАЦКИЙ. Канонизация патриарха Кирилла I Лукариса и Иерусалимский Собор 1672 года
  • А. В. ШЕК. Об актуальных задачах изучения мелодических формул знаменного распева

ПУБЛИКАЦИИ

  • Переписка мученика Михаила Новоселова с Ф. Д. Самариным, 1905-1913 гг. (публикация и коммент. Е. С. Полиущка )

РЕЦЕНЗИИ И БИБЛИОГРАФИЯ

  • Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Vol. 1 (600-900) / Ed. D. Thomas, B. Roggema. Leiden: Brill, 2009. (The History of Christian-Muslim Relations, 11) (Г. М. КЕССЕЛЬ)
  • Mémorial Monseigneur Joseph Nasrallah / Éd. par P. Canivet (†), J.-P. Rey-Coquais. Damas: Institut Français du Proche Orient, 2006. (Publications de l’Institut Français de Damas; 221) (Г. М. КЕССЕЛЬ)
  • Кнежевић М. Максим Исповjедник (580-662): Библиографиjа. Београд: Институт за теолошка истраживања ПБФ, 2012. (Биб ли ографиjа српске теологиjе. Кн. 6); Idem . Григориjе Палама (1296-1357): Библиографиjа. Београд: Институт за теолошка ис тра живања ПБФ, 2012. (Библиографиjа српске теологиjе. Кн. 7) (А. Г. ДУНАЕВ)
  • Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире: [сб. ст.] / [Сост. и общ. ред. А. В. Бугаевского]. М.: Скиния, 2011 (А. В. ПОНОМАРЕВ)
  • Сокращения
  • Сведения об авторах и переводчиках
  • Предисловие

Из выступления митрополита Волоколамского Илариона, председателя Редакционной коллегии сборника «Богословские труды», на заседании Редакционной коллегии 8 ноября 2012 года

«Богословские труды» на протяжении более чем 50 лет были и остаются главным и наиболее авторитетным научно-богословским периодическим изданием Русской Православной Церкви. В советское время, начиная с 1960 года, это был, по сути дела, единственный богословский орган, выходивший под эгидой Русской Православной Церкви. Пусть он расходился небольшими тиражами, но каждый новый выпуск сборника становился настоящим событием для церковной общественности и, конечно, для церковных академических кругов.

Хотел бы вспомнить добрым словом тех, кто стоял у истоков этого издания, — в первую очередь митрополита Питирима, который сделал очень много для того, чтобы «Богословские труды» издавались регулярно и на том уровне, который был доступен для нашей науки того времени, учитывая её изолированность от мировой науки и те трудные условия, в которых существовала Русская Церковь.

Ситуация изменилась после того, как произошли благие перемены в жизни нашей Церкви. «Богословские труды» не прекратили своего существования — они продолжали издаваться примерно с той же периодичностью, что и раньше. Значительно возросла конкуренция (в советское время у сборника конкурентов не было вообще, он был единственным богословским альманахом Русской Православной Церкви). В 1990-е и в 2000-е годы открылось немало новых богословских изданий, которые составляют сейчас достойную конкуренцию «Богословским трудам», и это можно только приветствовать. Чем больше будет изданий такого рода, тем лучше для нашей Церкви, для церковной науки. Но задача нашей редколлегии заключается в том, чтобы подумать о дальнейших путях развития «Богословских трудов».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не случайно принял решение обновить состав редколлегии, чтобы, во-первых, более тесно увязать работу «Богословских трудов» с деятельностью Синодальной библейско-богословской комиссии — теперь оба органа возглавляет одно и то же лицо (как это, впрочем, было в последние годы, когда редколлегию возглавлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет).

Во-вторых, наша задача заключается в том, что называется модным словом «перезагрузка», означающим не перемены, а некое обновление, вливание свежей крови в то дело, которое уже делается, причём делается на высоком уровне.

Сборник должен развивать и углублять сотрудничество с нашими ведущими духовными школами, академиями, вузами, Общецерковной аспирантурой и докторантурой, а также с Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», под крышей которого собраны наши лучшие научные силы. Очень важно привлекать к работе светские учебные заведения и тех представителей отечественной гуманитарной науки, которые готовы работать на общем поле с нашими церковными учёными. Их участие, безусловно, обогатит содержание альманаха и расширит его читательскую аудиторию.

Важно, чтобы в издании продолжали печататься источники: тексты святых отцов, церковные документы как в переводе, так и на оригинальных языках, а также в двуязычном варианте с изданием соответствующего текста и переводом на параллельной странице.

Ещё одна задача — это добиться увеличения тиража и общественного интереса к этому изданию. Понятно, что по самой своей природе «Богословские труды» не могут стать и, по-видимому, никогда не станут бестселлерами — это специальное научное издание высокого уровня, которое рассчитано на довольно узкую аудиторию. Тем не менее таковой аудиторией могут быть священнослужители Русской Церкви, многие миряне, которые интересуются богословскими, церковно-историческими, духовно-общественными, литургическими вопросами, студенты и преподаватели духовных школ — в общем и целом наберётся не одна тысяча. Если сборник будет развиваться в этом направлении, то мы сможем общими усилиями повысить его востребованность и продолжим повышать его научный уровень.

  • Персоны

Председатель редколлегии — Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Члены редколлегии

  • Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
  • Управляющий делами Украинской Православной Церкви Архиепископ Верейский Евгений
  • Председатель Учебного комитета, ректор МДАиС Архиепископ Петергофский Амвросий
  • Ректор СПДАиС Епископ Бобруйский и Быховский Серафим
  • Первый проректор Института теологии им. святых Мефодия и Кирилла протоиерей Валентин Асмус
  • Протоиерей Владимир Воробьев
  • Протоиерей Леонид Грилихес
  • Протоиерей Максим Козлов
  • Протоиерей Владимир Силовьев
  • Протоиерей Валентин Тимаков
  • Протоиерей Владислав Цыпин
  • Протоиерей Владимир Шмалий
  • Священник Михаил Желтов
  • Д. Е. Афиногенов
  • А. Ю. Виноградов
  • С. Л. Кравец
  • П. В. Кузенков
  • А. И. Кырлежев
  • А. М. Пентковский
  • Е. С. Полищук
  • С. С. Хоружий
  • Ю. А. Шичалин

Ответственный редактор — Е. С. Полищук.

Научные редакторы — М. М. Бернацкий, А. Г. Дунаев.

Вёрстка — И. А. Пичугин.

издание Московской Патриархии, выходящее с 1960 г. К 2003 г. вышло 39 сборников (37 номерных и 2 специальных, посвященных юбилеям ЛДА и МДА). Периодичность выпусков - примерно 1 сборник в год (промежуток между выходом № 3 и 4 - более 4 лет; в 1986 вышло 3 сб.).

Задача издания, заявленная в 1-м сборнике,- публиковать труды рус. правосл. богословов; «раскрывать для религиозного сознания духовные сокровища Православия... способствовать расширению богословского кругозора питомцев... духовных школ и духовенства Русской Православной Церкви... содействовать богословскому творчеству в Русской Церкви».

Первый состав редколлегии «Б. т.» из 10 чел. был утвержден решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 6 окт. 1960 г. уже после выхода в июне того же года 1-го сборника: председатель - еп. Подольский Никодим (Ротов) ; от МДА: ректор прот. Константин Ружицкий , инспектор архим. Питирим (Нечаев) и доц. В. Д. Сарычев ; от ЛДА: ректор прот. Михаил Сперанский , проф. Н. Д. Успенский и проф. А. И. Иванов ; от редакции ЖМП: ответственный ред. А. Ф. Шишкин и секретарь А. В. Ведерников ; от ОВЦС - прот. Виталий Боровой (ЖМП. 1960. № 11. C. 3).

Обложка первого сборника "Богословских трудов"


Обложка первого сборника "Богословских трудов"

С окт. 1967 г. редколлегию издания возглавляли: архиеп. Минский и Белорусский Антоний (Мельников) (1967-1986), митр. Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) (1987-1994), Председатель Издательского совета МП еп. Бронницкий Тихон (Емельянов) (1995-2000). На заседании Свящ. Синода 26 дек. 2001 г. председателем редколлегии «Б. т.» был назначен Председатель Богословской комиссии РПЦ митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) с учетом того, «что в настоящее время развитие научно-богословских исследований в... Церкви все более координируется Синодальной Богословской комиссией» (ЖМП. 2002. № 1. С. 17). 12 марта 2002 г. постановлением Свящ. Синода состав редколлегии «Б. т.» увеличился до 30 чел. (ЖМП. 2002. № 4. С. 11-13).

В «Б. т.» опубликовано свыше 500 статей 197 авторов. В течение долгих лет «Б. т.» были единственным научным церковным изданием, отсюда тематическое разнообразие его материалов: вопросы догматического и нравственного богословия, патрологии, церковной истории, литургики, церковного искусства и проблемы, связанные с жизнью правосл. Церкви. Наибольшее количество статей опубликовано по истории РПЦ (54), литургике (44), агиографии (31), а также творения отцов Церкви (30). Четко выраженной рубрикации сборники не имеют, за исключением рубрик «Библиография» и «Публикации» («Наше наследие», «Святоотеческое наследие»). Вместе с тем почти половина сборников «Б. т.» (17 выпусков) частично или полностью посвящена определенной теме. Так, № 4-7, 10-11 содержат материалы богословских собеседований между представителями РПЦ и Евангелическо-Лютеранскими Церквами Германии и Финляндии; тематика № 21 - таинство св. Евхаристии; ряд номеров посвящен выдающимся церковным деятелям: богословам В. Н. Лосскому (№ 8) и Н. Д. Успенскому (№ 13), митр. Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) (№ 20), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (№ 34); др. номера приурочены к юбилеям важнейших церковных событий: 1000-летию Крещения Руси (№ 28-29), 650-летию основания Троице-Сергиевой лавры (№ 29), 300-летию МДА и 175-летию ЛДА, 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме (№ 35-36).

Большой вклад в формирование «Б. т.» как научно-богословского издания внесли своими статьями Успенский (18 ст.), митр. Антоний (Мельников), архиепископы Михаил (Мудьюгин) и Михаил (Чуб) , архимандриты Августин (Никитин) и Макарий (Веретенников) , игум. Андроник (Трубачёв) , прот. Ливерий Воронов , проф. МДА К. Е. Скурат , В. А. Никитин и др.

Работы по Свящ. Писанию и библеистике, публиковавшиеся с 1-го выпуска, подразделяются на 2 направления. В одних статьях авторы органично сочетают академическое богословие с духовным назиданием, имеющим целью показать связь между св. Евангелием и совр. жизнью христианина: митр. Антоний (Мельников) «Из Евангельской истории» (№ 6), еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) , ст. к-рого «Евангельские образы» представляет собой дневник размышлений над Евангелиями от Марка (№ 16, 17) и от Луки (№ 21). В др. работах авторы выступают преимущественно как исследователи текста. Таковы публикации в № 14 секретаря Патриаршей и Синодальной библейской комиссии К. И. Логачёва: «Критические издания текстов Священного Писания как представители рукописного материала», «К вопросу об улучшении русского перевода Нового Завета» (предложены уточненные переводы ряда слов НЗ), «Актуальные проблемы русского перевода Священного Писания» (совместно с прот. Владимиром Сорокиным ; резюмирует основные выводы, сделанные Русской библейской комиссией 1915-1927 гг.), ст. еп. Василия (Богдашевского) «Критические этюды по Новому Завету» (№ 31), обзорная статья прот. Александра Меня «К истории русской православной библеистики» (№ 28) и др.

Экзегетические исследования, представленные в «Б. т.», касаются в основном новозаветных текстов и посвящены как книгам в целом (свящ. Василий Строганов ««Мехи новые» Четвертого Евангелия», сб. МДА), так и их отдельным главам и стихам. К этой же тематике относятся историко-экзегетический очерк прот. М. Сперанского «Святой апостол и евангелист Матфей» (№ 3) и ст. М. С. Иванова «Вера: уверенность, доверие, верность» (сб. МДА), посвященная сопоставлению значений слова «вера» в древнеевр. и греч. языках.

Большое место среди материалов «Б. т.» занимают публикации святоотеческих творений: святителей Афанасия I Великого («Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», № 11), Григория Паламы («Письмо своей Церкви», сб. МДА), блж. Августина («Об обучении оглашаемых», № 15; «Исповедь», № 19; «О Троице» (кн. 1), № 29); священномучеников Ипполита Римского («Апостольское предание», № 5), Киприана Карфагенского («Письма», № 26), Мефодия Патарского (6 сочинений, № 2-3); преподобных Романа Сладкопевца («О десяти девах (кондак)», № 4) и Аммона (Аммонаса) («Семь посланий», «Наставления», «Фрагменты», № 33), а также Тертуллиана («Апология», № 25; «О покаянии», № 26) и Минуция Феликса («Октавий», № 22). Рус. святоотеческая лит-ра представлена «Толкованием второго псалма» митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) (сб. ЛДА) и рядом изданных впервые работ свт. Игнатия (Брянчанинова) : «Слово о человеке» (№ 29), «Слово о Ангелах» (№ 30) и др. Сопровождающие публикации святоотеческих трудов предисловия и послесловия часто представляют собой патрологические исследования, напр. статья прот. Петра Бубуруза о сщмч. Ипполите Римском и его «Апостольском предании» (№ 5, 13), цикл статей архиеп. Михаила (Чуба) о сщмч. Мефодии («Святой священномученик Мефодий и его богословие», № 10, 11; «К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия», № 13; «Предание Церкви в богословии св. Мефодия» и «Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия», № 14), статья А. И. Сидорова о личности и творениях св. Аммона (№ 33) и др.

Из самостоятельных патрологических сочинений, опубликованных в «Б. т.», наибольший интерес представляют работы И. В. Попова «Святой Иларий, епископ Пиктавийский» (№ 4-7), «Святой Амфилохий, епископ Иконийский» (№ 9; статья Скурата о самом Попове представлена в № 30). Ряд статей о творчестве свт. Феофана Затворника опубликованы архим. Георгием (Тертышниковым) : «Богословское наследие епископа Феофана Затворника» (№ 16), «Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни» (№ 31), «Божественная благодать и свобода человека (по творениям святителя Феофана Затворника)» (№ 32). Автореферат магист. дис. игум. Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» опубликован в № 6.

В области догматического богословия наиболее значительные публикации связаны с именем В. Н. Лосского: ставшие классическими работы «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» и «Догматическое богословие» (№ 8); ряд глав из кн. «Видение Бога» (№ 8, 18, 24, 25), представляющей святоотеческий опыт богопознания; 3 статьи из посмертно изданного сб. «По образу и подобию Божию»: «Апофаза и троическое богословие», «Богословие образа» и «Богословское понятие человеческой личности» (№ 14), а также эсхатологический этюд «Господство и царство» (№ 8), статьи «Догмат о непорочном зачатии» (№ 14), «Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита» (№ 26) и «Августин учитель» (№ 26). О самом В. Н Лосском и его богословии писали архиеп. Василий (Кривошеин) и диак. Александр Мумриков (№ 26), прот. Иоанн Мейендорф и Ведерников (№ 8); статья Н. Д. Медведева «Антропологический этюд» (№ 16) представляет собой одну из глав его дис. «Гносеология по богословию В. Н. Лосского».

Статьи на догматические темы принадлежат также прот. Л. Воронову («Вопрос о «Филиокве» с точки зрения русских богословов», сб. ЛДА), А. И. Георгиевскому («Догмат о Воскресении в эпоху Вселенских Соборов», № 25), Скурату («Догматические темы в русской церковной литературе XI-XVII веков», № 29), Никитину («Пасхальный догмат в русском богословии», № 30), иером. Павлу (Черёмухину) («Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский», № 1; статья посвящена истории опровержения ереси Сотириха Пантевгена , неправильно толковавшего слова литургии: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый...»), архиеп. Михаилу (Чубу) («Христологические проблемы в западном богословии», № 4), Сарычеву («Святоотеческое учение о богопознании», № 3, «О почитании Божией Матери», № 11), архиеп. Василию (Кривошеину) («Символические тексты в Православной Церкви» (доклад Комиссии РПЦ по разработке тем буд. Всеправославного Предсобора о возможности и целесообразности составления нового единого правосл. исповедания веры), № 4), прот. В. Сорокину («Догмат Римско-католической Церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения», № 10).

К публикациям по проблемам сотериологии и правильному пониманию догмата искупления относятся статья прот. Петра Гнедича «Догмат Искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (первая половина XX столетия)» (№ 37), представляющая собой заключительную главу магист. диссертации; магист. дис. архиеп. Михаила (Мудьюгина) «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям (основы православной субъективной сотериологии)» (№ 7, 10); труд еп. Гурия (Степанова) «Богозданный человек: Опыт православной теодицеи жизни» (№ 12); статьи П. А. Черёмухина «Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии» (№ 3), архим. Августина (Никитина) «Православное учение о примирении между Богом и человеком» (№ 18), Скурата о сотериологии сщмч. Иринея Лионского (№ 6) и Афанасия Великого (№ 7, 11).

Вопросам правосл. экклезиологии на страницах «Б. т.» посвящены: студенческое соч. «Экклезиологические материалы» свящ. Павла Флоренского (№ 12), где рассмотрены основные свойства Церкви и даны ее различные определения (догматико-метафизическое, символическое, аллегорическое и этимологическое); ст. архиеп. Михаила (Мудьюгина) «Церковь и Евхаристия в православном сопоставлении» (№ 25); автореферат магист. дис. митр. Владимира (Сабодана) «Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением» (№ 21). Отдельные аспекты экклезиологии рассмотрены в работах прот. Владислава Цыпина («К вопросу о границах Церкви», сб. МДА), М. С. Иванова («О времени основания Церкви», № 37) и С. С. Хоружего («Алексей Хомяков: учение о соборности и Церкви», № 37).

История богословской мысли в России в XIX - нач. XX в. представлена в обзоре Н. Н. Лисового (№ 37), где рассмотрены состояние догматического и сравнительного богословий, литургики и церковной археологии, и в статье митр. Питирима (Нечаева) «Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века» (№ 5).

Участие РПЦ в 70-х гг. XX в. в миротворческой деятельности вызвало появление в «Б. т.» большого числа работ по иринологии - богословскому учению о мире (состоянии без войны) и об ответственности христиан за мир. Авторами этих статей были как представители РПЦ, так и нем. и фин. участники соответствующих богословских собеседований. Др. тема, нашедшая отражение на страницах «Б. т.» и также бывшая предметом межхрист. собеседований,- проблемы экуменизма.

Нравственное богословие представлено циклом статей Скурата («Заповеди блаженства - лествица духовного совершенствования», № 30; «Обличение пороков в русской церковной литературе XI-XVII веков», № 32; «Христианское учение о молитве и ее значение в деле духовно-нравственного совершенствования», № 33), работой прот. Александра Ветелева «Царство Божие» (№ 14). К области аскетического богословия относится отрывок из большого труда еп. Варнавы (Беляева) «Опыт православной аскетики» (№ 32).

Работы по апологетике в «Б. т.» практически отсутствуют, поскольку в годы гос. атеизма невозможно было публиковать статьи в защиту веры, исключением является написанная в 1887 г. магист. дис. еп. Михаила (Грибановского) «Истина бытия Божия (опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью)» (№ 30).

Ряд статей по истории духовного образования и становлению рус. богословской мысли опубликован в номерах «Б. т.», посвященных 175-летию ЛДА и 300-летию МДА, а также в др. сборниках, напр. статья архим. Иоанна (Экономцева) «Московская Духовная Академия в период пребывания в Троице-Сергиевой Лавре» (№ 31).

К наиболее значительным публикациям в области гомилетики относятся избранные лекции митр. Антония (Вадковского) «Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества» (сб. ЛДА), работа А. Гребенетского «Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария» (№ 31), ст. Скурата «Внутреннее устроение христианина в искусстве церковного слова Древней Руси» (№ 31). Иногда публиковались и материалы духовно-назидательного характера, напр. беседы прот. Николая (впосл. митр. Григорий (Чуков) (сб. ЛДА) и проповеди свящ. П. Флоренского (№ 23).

В публикациях по церковному праву выделяется ряд работ выдающегося рус. канониста С. В. Троицкого : «Кто включил папистическую схолию в православную Кормчую» и «Св. Мефодий как славянский законодатель» (№ 2), «Святой Мефодий или Болгарский князь Борис составил Закон судный людем?» (№ 4), «Афон и международное право» (№ 33). Статья о самом Троицком архиеп. Иринея (Середнего) помещена в № 12. Среди др. работ по церковному праву - статьи Скурата «Единство Святой Церкви и Поместные Православные Церкви» (№ 24), в к-рой рассматриваются церковно-канонические вопросы автокефалии, прот. В. Цыпина «Проблемы канонического устроения Церкви» (№ 33), В. И. Талызина о каноническом статусе церковного Предания (№ 4).

Календарным проблемам посвящены 2 статьи Огицкого (№ 4, 7) и статья прот. Л. Воронова (№ 7); дискуссия на эту тему отражена в материалах Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. (№ 34).

Особый вклад в публикации по литургике был сделан Успенским, поместившим на страницах «Б. т.» историко-литургические очерки по основным богослужебным последованиям: «Православная вечерня» (№ 1), «Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви» (№ 18-19), «Византийская Литургия» (№ 21-24, 26), «Литургия Преждеосвященных Даров» (№ 15) и др. В цикле статей мон. Игнатии (Петровской) исследуется гимнографическое творчество преподобных Космы Маиумского (№ 22), Иоанна Дамаскина (№ 23), инокини Кассии (№ 24), свт. Андрея Критского (№ 25), а также древнерус. песнописцев (№ 28). Прот. Л. Воронов публикацией в № 6 представляет 23-ю главу 1-й книги сб. «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» (Завещание Господа нашего Иисуса Христа) - одного из древнейших памятников древнехрист. письменности, в основе своей восходящего ко II в., к-рый содержит чинопоследование сир. литургии.

Важной частью материалов по истории Церкви в «Б. т.» являются публикации источников и церковно-исторических памятников: нового перевода «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (№ 23-26); «Слова о Законе и Благодати» митр. Илариона (№ 28); поэмы Арсения Элассонского , посвященной учреждению на Руси Патриаршества (№ 4); «Бесед о суеверии» Юрия Крижанича (№ 27); соч. «Память и похвала князю русскому Владимиру мниха Иакова» (№ 29); документов Русской библейской комиссии за 1915-1921 гг. по научному изданию слав. Библии (№ 13-14); материалов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. (ст. «Общая картина отношений русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием» по докладам, подготовленным сщмч. Василием (Зеленцовым , с 1925 г. еп. Прилукским), для Подотдела об афонском движении, связанном с почитанием имени Божия,-№ 33; материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме (проблемы церковного пения и музыки, иконописания и церковного искусства, богослужебного языка, календаря, Типикона, прославления и почитания святых) - № 34) и др.

Среди наиболее важных общих исследований по истории Церкви выделяются: «Очерки из истории Церкви» свящ. Сергия Мансурова (№ 6-7), в к-рых сделана попытка синтезировать весь богословский и церковно-исторический материал в плане единого Предания Церкви; статья митр. Кирилла (Гундяева) «К вопросу происхождения диаконата» (№ 13). Анализу с т. зр. исторической критики документов I Вселенского Собора и списков его участников, не сохранившихся в подлинниках, посвящена работа прот. Л. Воронова (№ 11). В церковно-историческом исследовании архиеп. Лоллия (Юрьевского) «Александрия и Египет» (№ 18, 21, 24, 25) разбираются древние свидетельства о порядке избрания и рукоположении епископов в Александрийской Церкви. Истории взаимоотношений Рима и Византии в кон. V - нач. VI в. посвящена работа прот. В. Борового «Collectio Avellana как исторический источник» (№ 1), начальному этапу церковного разрыва между Римом и К-полем - статья Огицкого «Профессор Франциск Дворник о Патриархе Фотии I» (№ 26). Возникновение исихазма исследовал прот. Игорь (ныне архим. Иоанн) Экономцев в работе «Исихазм и восточноевропейское Возрождение» (№ 29).

Ряд статей «Б. т.» посвящен Афону: его статус с т. зр. международного права рассмотрен в работе Троицкого (№ 33); особенности афонского богослужения - в статье М. М. Клименко (№ 33); значение Афона в истории Русской Церкви исследовалось митр. Леонидом (Поляковым) (№ 5), архим. Августином (Никитиным) (№ 33, 37), в истории Грузинской Церкви - В. А. Никитиным (№ 23); русскоязычная лит-ра по Афону представлена в обзоре прот. Анатолия Просвирнина (впосл. архим. Иннокентий (Просвирнин)) (№ 15).

Многообразие работ по истории РПЦ на страницах «Б. т.» было обусловлено подготовкой к празднованию в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси. Особенно много статей по этой теме опубликовано в сб. № 28, бо́льшая часть к-рого состоит из материалов посвященной юбилею Международной церковно-исторической конференции (Киев, 21-28 июля 1986). Тематика статей этого сборника включает предысторию Крещения Руси от проповеди ап. Андрея Первозванного в Ср. Приднепровье до распространения христианства в Киевской Руси св. равноап. кнг. Ольгой (митр. Филарет (Вахромеев)), проблему места и времени крещения кн. Владимира (митр. Филарет (Вахромеев) и прот. Лев Лебедев), историю становления Русской Церкви от возникновения в IX в. христ. общины в Киеве до провозглашения автокефалии (1448) и учреждения Патриаршества (1589) (прот. Иоанн Белевцев), влияние Церкви на характер и направленность внешней политики древнерус. гос-ва (свящ. Игорь Экономцев), участие Церкви в освобождении Руси от монголо-татар. ига (архим. Макарий (Веретенников)), а также балканских народов от ига Османской империи (Скурат), историю миссионерской деятельности РПЦ (игум. Иннокентий (Павлов)) и др. вопросы.

Жизнь Русской Церкви представлена в «Б. т.» в широком историко-географическом контексте, включающем историю Православия в Литве (Огицкий, № 24), Галиции (В. С. Вертоградов , № 30), церковные связи со Скандинавией (архим. Августин (Никитин), № 28, 30), отражение униональных попыток лат. Запада в первые столетия христианства на Руси (И. Ф. Оксиюк, № 28). Нек-рые статьи посвящены формам древнерус. церковного благочестия, напр. работа схиархим. Иоанна (Маслова) о постах («Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси», № 31), в этом же номере представлена большая работа по истории рус. старчества И. К. Смолича . Цикл статей о рус. церковных иерархах XVI в. принадлежит архим. Макарию (Веретенникову) (№ 25, 33), в т. ч. о свт. Макарии Московском (№ 29, 31, сб. МДА; см. также статью Ф. Воронина в № 32). Среди др. исследований об иерархах РПЦ - статьи о Патриархе Алексии I А. Л. Казем-Бека (№ 34), о митр. Григории (Чукове) прот. В. Сорокина (сб. ЛДА, 29), о митр. Никодиме (Ротове) (ряд статей в № 20), об архиеп. Иннокентии (Борисове) (№ 31) и др.

По истории зап. Церквей писали архиеп. Михаил (Мудьюгин) («Реформация XVI в. как церковно-историческое явление», № 6), прот. Л. Воронов («Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной богословской науки», № 3), прот. Андрей Сергеенко («Очерки из истории старокатолического движения», № 1).

Большая часть статей по церковной археологии касается исследований на Св. земле: таковы работы архим. Антонина (Капустина) «Древняя христианская могила в Палестине», архим. Августина (Никитина) «Русская библейская археология в Палестине», диак. Александра Мусина «Археология древнерусского паломничества в Святую Землю в XII-XV веках» (все в № 35). Вопросы церковной археологии рассмотрены также в статьях митр. Антония (Мельникова) «О христианстве в Помпеях и Геркулануме» (№ 10), архим. Макария (Веретенникова) «Берестяные грамоты как источник русской церковной истории» (№ 24), прот. Владимира Мошина «Новгородские листки - остаток кодекса царя Самуила и их экфонетическая нотация» (№ 26) и архим. Августина (Никитина) «Русский археологический институт в Константинополе» (№ 27). Ряд статей посвящен жизни и деятельности выдающихся церковных археографов: еп. Порфирия (Успенского) в № 26, 27 помещена ранее не издававшаяся работа Е. Е. (№ 11) и др. Публиковались жизнеописания новопрославляемых рус. святых: прп. Амвросия Оптинского (схиархим. Иоанн (Маслов), № 30), Патриарха Иова (игум. Феофилакт (Моисеев), № 30), свт. Феофана Затворника (архим. Георгий (Тертышников), № 30), равноап. Николая Японского (митр. Антоний (Мельников), № 14). Зап. святым неразделенной Церкви, прп. Венедикту Нурсийскому (№ 21) и норвеж. кор. Олафу (№ 28), посвящены работы архим. Августина (Никитина).

Значительное место «Б. т.» уделяет наследию свящ. П. Флоренского, на страницах сборников были опубликованы: «Иконостас» (№ 9), цикл работ по философии культа под общим названием «Из богословского наследия» («Страх Божий», «Культ, религия и культура», «Культ и философия», «Таинства и обряды», «Дедукция семи таинств», «Освящение реальности», «Свидетели», «Словесное служение. Молитва», «Философия культа» - № 17), статьи «Макрокосм и микрокосм» (№ 24), «Эмпирея и Эмпирия» (№ 27). Публикации о самом о. Павле и его творчестве принадлежат игум. Андронику (Трубачёву) (№ 23, 28, сб. МДА),иерею Иоанну Свиридову (сб. МДА). О творчестве др. рус. религ. философов на страницах «Б. т.» писали диак. А. Мумриков («Воскрешение чаемое или восхищаемое? (О религиозных воззрениях Н. Ф. Фёдорова)», № 24), С. С. Хоружий (о Вл. С. Соловьёве , № 33; о А. С. Хомякове , № 37). Проблематика влияния античной философии на святоотеческую мысль представлена в статьях М. А. Старокадомского («Неоплатонизм и христианство», № 12) и свящ. Георгия Зяблицева («Плотин и святоотеческая литература», № 31; «Платон и святоотеческое богословие», № 32).

Статьи по иконописанию посвящены преимущественно рус. традиции: «Из истории новгородской иконографии» митр. Антония (Мельникова) (№ 27), «Куликовская битва и сказания об иконах Пресвятой Богородицы» Ю. К. Бегунова (№ 31). Предметом отдельных публикаций стали жизнь и творчество прп. Андрея Рублёва : архиеп. Сергий (Голубцов) «Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублёва» (№ 22), прот. Л. Воронов «Андрей Рублёв - великий художник древней Руси» (№ 14), архим. Аристарх (Станкевич) «Троице-Сергиева Лавра и русская культура» (№ 29). Внимание исследователей Е. Н. Мещерской («Нерукотворенный образ Иисуса Христа в восточнохристианской апокрифической литературе», № 35), О. Г. Ульянова ««Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ», там же) привлекает лит. и историко-археологическая основа отдельных иконографических сюжетов.

Значительное место на страницах «Б. т.» отводится библиографии. Опубликованы, напр., списки трудов А. А. Дмитриевского (№ 4), В. Н. Лосского (№ 8), Попова (№ 9), Успенского (№ 13), свт. Феофана Затворника (№ 16), митр. Никодима (Ротова) (№ 20), Тертуллиана (№ 25), архим. Антонина (Капустина) (№ 36). Во мн. статьях библиография специально не выделяется, но входит в состав примечаний. Особенно большую библиографию содержат работы Н. А. Моисеева о Куликовской битве (№ 22, 1537 названий), А. Гребенетского о Великих Четиих-Минеях (№ 31, 1010 названий), прот. Анатолия Просвирнина об Афоне (№ 15, 912 названий) и др. В № 31 опубликован обзор архивных материалов Н. М. Рогожина: «Документы Центрального государственного архива древних актов по истории Русской Церкви».

В 1986-1993 гг. была предпринята попытка публикации на страницах «Б. т.» статей словарно-энциклопедического характера: под рубрикой «Материалы к Богословско-церковному словарю» в № 27-31 помещены 64 статьи, в большей части к-рых (46) содержатся биографии выдающихся церковных деятелей. Однако в последующих номерах этот жанр был оставлен, чтобы вновь возродиться в реализуемом проекте «Православная энциклопедия».

«Б. т.» способствуют консолидации творчески активных сил РПЦ в новейший период ее истории и стимулируют развитие богословских наук в России.

Е. С. Полищук

Loading...Loading...