Богослужебные указания на 5 августа. Б

Традиция красить яйца на Пасху уходит глубоко в историю. Но остается одно, большая часть пасхальных яиц съедается. По своему опыты могу сказать, что вкус яиц бывает совершенно разный. Не хочется критиковать ситуацию, но в процессе окрашивания совершенно нарушается технология приготовления яиц. Давайте вспомним как готовить вкусные яйца, а потом рассмотрим вопрос как красить яйца сохранив их вкус.

Как варить яйца на Пасху

1. Прежде чем варить яйца их следует выдержать при комнатной температуре несколько часов, яйца вынутые из холодильника не прогреются ни за несколько минут ни за пол часа до начала варки. А холодные яйца из холодильника с высокой вероятностью лопнут или получат трещины.

2. Если ваша варочная панель не автоматизирована, то при варке используйте сотовый телефон. В телефоне есть таймер. Ориентируйтесь на рекомендуемые промежутки времени варки яиц, но смело вносите поправки на время готовки, время готовности зависит от вашей варочной панели, посуды и даже яиц.

3. Не варите яйца долго, иначе (вспоминаем пасхальные яйца) белок станет похож на резину, а желтки почернеют.
4. Время готовки зависит от свежести яиц, если по маркировке видно, что яйца свежие (меньше 3-4 дней) или прямо из курятника, то варить их надо на 2-3 минуты дольше.

5. При варке в воду добавить щепотку соли. Это позволит легче чистить яйца.

6. Варить яйца надо на среднем огне, бурное кипение нам не нужно.

7. Не используйте большие кастрюли при приготовлении небольшого количества яиц, яйца в кастрюле должны лежать плотно и не сталкиваться от свободы движения, иначе появятся досадные трещины.

8. Если при соблюдении всех рекомендация скорлупа все-таки трескается, значит яйца не соответствуют ГОСТу или вашим несушкам не хватает кальция, выход из этой ситуации только оперативный — необходимо будет проколоть каждое яйцо иголкой с тупого конца, это снизит давление внутри яиц при варке.

Рецепты приведены для яиц, которые готовятся для еды

Яйца в смятку

Переваренное

Как видно из приведенных выше способов приготовления по времени готовки результат реально получить только при окраске яиц пищевыми красителями продаваемыми в магазинах, а вот при использовании натуральных красителей надо заранее готовить отдельные для определенных цветов концентрированные растворы с предварительной варкой из луковой шелухи, свеклы, шпината, листьев березы, корок апельсинов и т.д. Вода с красителями сцеживается в отдельные емкости и используется при приготовлении яиц в неразбавленном виде. Не забывайте добавлять при варке 1-2 чайных ложки уксуса для лучшей окраски яиц.

Чтобы яйца блестели после варки, протрите их тряпочкой смоченной в растительном масле, кроме блеска и цвет скорлупы станет более насыщенным.

Готовясь к Пасхе, каждая хозяйка обязательно красит яйца. Откуда же пошла эта традиция и почему на Пасху красят яйца?

Легенда гласит, что впервые крашеное яйцо Мария Магдалина подарила на Пасху императору Рима. Но это яйцо было не простое, оно было покрашено в красный цвет, символизирующий кровь, которую пролил Христос во имя человечества. На алом яйце было начертано всего два символа Х.В., что означало Христос Воскрес! Именно с того самого яйца и пошел обычай красить яйца на Пасху.

Чем покрасить яйца на пасху? Мифы и реальность.

Наиболее распространенным способом покраски яиц является покраска при помощи пищевых красителей. Быстро, удобно, но не всегда безопасно для здоровья, особенно если краситель приобретается с рук. Наиболее безопасным методом является покраска яиц при помощи природных красителей. В Интернете описано много разных способов, но не все они эффективны.

Ниже я опишу о своих экспериментах, чем действительно можно покрасить яйца и какие способы являются пустой тратой времени.

Как красить яйца луковой шелухой


Еще наши бабушки и прабабушки красили яйца луковой шелухой, современные женщины тоже отдают предпочтение этому способу.

Покраска яиц луковой шелухой:
- Заранее собираем луковую шелуху. Чем больше у нас будет луковой шелухи, тем лучше.
- Заливаем шелуху водой и ставим на огонь. Варим под крышкой на медленном огне не менее получаса. Для интенсивности цвета можно проварить дольше.
- Остужаем отвар, процеживаем. Приготовить луковый отвар можно заранее.
- Берем сырые яйца, заливаем их отваром из луковой шелухи так, чтобы они были полностью покрыты натуральной краской.
- Варим яйца как обычно 7-10 минут. Варить дольше не желательно, поскольку при длительной термической обработке яйца теряют свои полезные питательные свойства.
- Вареные яйца красивого оранжевого цвета выкладываем на тарелку. Когда яйца остынут, для блеска натираем их растительным маслом.

Преимущества покраски яиц луковой шелухой: абсолютно безвредно для организма. Этим способом можно красить яйца от светло-желтого цвета до интенсивного красно-коричневого. Насыщенность цвета зависит от концентрации отвара. Сам отвар из луковой шелухи готовится очень просто.

Недостатки: не известны.

Вывод: способ работает, он дешевый и надежный.

P.S. Я люблю экспериментировать, проверять все на собственном опыте. Вот и решила покрасить яйца синим луком, его еще называют крымским, он имеет сине-фиолетовую шелуху. Ожидала, что яйца окрасятся в синий или фиолетовый цвет, но, как показал эксперимент, яйца приобрели коричневый цвет с легким фиолетовым оттенком. Так что, я думаю, лучше красить яйца на Пасху обычным луком, хотя... для разнообразия можно и синим))))


Как красить яйца при помощи кофе


Честно говоря, сомневалась, можно ли покрасить яйца кофе. Как оказалось, да, можно, причем получается очень даже неплохо. Итак, рассказываю как красить яйца этим способом.

Покраска яиц натуральным кофе:
- Натуральный молотый кофе насыпаем в кастрюльку, заливаем водой. На стакан воды я взяла 4 чайные ложки кофе с горкой. Для более интенсивного цвета можно взять больше.
- Доводим кофе до кипения, уменьшаем огонь, чтобы не выкипал и варим 10 минут на слабом огне.
- Процеживаем кофе и даем ему остыть.
- Заливаем яйца остывшим кофе. Кофе должен полностью покрывать яйца. Ставим на огонь.
- Варим яйца на медленном огне 7-10 минут.
- Аккуратно извлекаем, выкладываем на тарелку с салфеткой. Благодаря салфетке, которая быстро абсорбирует влагу, снизу яиц не образовываются темные пятна.

Преимущества покраски яиц кофе: натуральный, совершенно безвредный краситель. Покрасить яйца можно от светло-кофейного до темно-кофейного цвета в зависимости от насыщенности раствора.

Недостатки: намного дороже, чем луковая шелуха.

Вывод: способ работает, кофейная вытяжка ложится довольно ровно. Экспериментировала с растворимым кофе. Тоже работает, но не такой красивый и ровный цвет.

Как красить яйца соком черноплодной рябины


О том, что яйца на Пасху можно красить соком ягод, я прочитала на просторах Интернета, и сразу же захотелось проверить этот способ, действительно ли он работает. И начала я с черноплодной рябины.

Покраска яиц соком:
- Достаем из морозилки замороженные ягоды черноплодной рябины. Размораживаем.
- Рябину давим вилкой, чтобы выпустить сок из ягод.
- Сырые яйца заливаем водой, добавляем давленые плоды черноплодной рябины. Жидкость должна полностью покрывать яйца.
- Варим яйца вкрутую. При этом ягоды рябины окрашивают воду в темно-сиреневый цвет. Яйца берут краску слабо.
- Вареные яйца выкладываем на тарелку. Как видно на фото, яйца получаются сине-сиреневого цвета.

Преимущества: натуральный способ, совершенно безвредный.

Недостатки: слабая и неравномерная окраска. Если во время варки появляются трещины, то белок тоже красится в синий цвет, получается не очень аппетитно. Лучше из ягод приготовить полезнейшую настойку из черноплодной рябины .

Вывод: красить яйца соком черноплодной рябины можно. Правда, сине-фиолетовые яйца с устрашающими прожилками больше подходят для Хеллоуина , чем на Пасху.


Несмотря на не очень хороший результат покраски яиц соком черноплодной рябины, я все же не упала духом и решила поэкспериментировать с ежевикой . И, о чудо, все получилось!

Покраска яиц соком ежевики:
- С лета замораживаем ежевику. Накануне Пасхи достаем ежевику из морозильной камеры. Размораживаем.
- Ежевику давим вилкой, затем заливаем водой и варим 15-20 минут. На каждые 200 мл. воды я брала сто грамм ежевики.
- Процеживаем отвар, остужаем.
- Перед покраской яйца обезжириваем. Варим яйца в соке ежевики.
- Готовые яйца аккуратно извлекаем. Следим, чтобы на яйцах не оставались подтеки, поскольку сок ежевики продолжает красить яйца и после варки.
- Чтобы получить полосочки на яйце, наливаем немного сока в подставку для яиц, аккуратно ставим само яйцо и оставляем его на несколько минут. Затем уменьшаем уровень жидкости и снова повторяем операцию.

Преимущества: натуральный способ покраски яиц, совершенно безвредный.

Недостатки: довольно сложно добиться однородного покрытия.

Вывод: ежевика прекрасно красит яйца, позволяет создавать интересные эффекты.

Как красить яйца соком свеклы


Из личного опыта все знают, что свекла красит в борще и мясо, и картошку, и яйцо. Поэтому вполне логично предположить, что сок свеклы подойдет для покраски яиц на Пасху. Так ли это? Судите сами.

Покраска яиц соком свеклы:
- Берем одну большую свеклу или несколько небольших. Выбираем темные корнеплоды.
- Очищаем от кожуры. Режем на пластины или соломкой.
- Варим свеклу в небольшом количестве воды, чтобы получить насыщенный свекольный навар.
- Процеживаем навар, остужаем.
- Сырые яйца тщательно моем, можно использовать мыло для посуды.
- Варим яйца в свекольном наваре 10 минут, затем яйца выкладываем на тарелку.

Преимущества: сравнительно дешево. Покрасить яйца можно в борще)))

Недостатки: яйца получаются бледненькие.

Вывод: результат не оправдывает ожидания.

Можно ли покрасить яйца вишневым соком?


Об этом способе покраски яиц на Пасху я слышала давно, все хотела попробовать, но не было свежей вишни. В этом году я специально заморозила вишню, чтобы провести эксперимент.

Покраска яиц соком вишни:
- Достаем из морозилки замороженную вишню. Размораживаем. Я взяла по 12 вишенок для каждого яйца.
- Размороженную вишню давим вилкой, удаляем косточки.
- Берем сырые яйца, заливаем их водой, добавляем сок и мякоть вишни. Следим, чтобы уровень жидкости был выше уровня яиц.
- Яйца варим вкрутую. Несмотря на яркий цвет компота, яйца красятся очень слабо.
- Готовые яйца извлекаем из горячей воды, остужаем.

Преимущества: натуральные ингредиенты.

Недостатки: яйца практически не красятся.

Вывод: результат нестабильный, зависит от сорта и спелости вишен. Лучше из вишни сварить вишневое варенье или вкусный компот , а яйца покрасить луковой шелухой.

  • Согласно церковным традициям, яйца на Пасху красят только в «Чистый четверг», это последний четверг перед великим праздником.
  • Чтобы при варке яйца не полопались, надо сделать следующее. На час или более выкладываем яйца из холодильника, чтобы они приобрели комнатную температуру. В воду добавляем одну столовую ложку соли. Яйца кладем в воду комнатной температуры, а затем ставим на огонь.
  • Чтобы краска на яйца ложилась ровнее, перед покраской обезжириваем поверхность яиц водкой либо моем яйца мыльным раствором. Чтобы яйца блестели, а цвета были более интенсивными, на следующий день после покраски натираем яйца подсолнечным маслом.
  • Как сделать на яйцах узор

    Бытует мнение, что если яйца обмотать толстыми нитками для вязания, тесьмой или просто приложить цветочек или листик петрушки, затем завернуть яйцо в марлю и так его сварить в красителе, то получится красивое расписное яйцо.

    Честно скажу, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Краска быстро пропитывает нитки и ткань, окрашивая яйцо. Листики и цветочки тоже отходят, пропуская краску. Возможно, сто двадцать пятая попытка окажется удачной, но обычно перед Пасхой нет времени для экспериментов. Поэтому, чтобы сделать принт на яйце, используем крепкую изоленту, которая хорошо липнет.

    Как сделать принт:
    - Обезжириваем поверхность яиц.
    - Для получения рисунка лепим на яйцо кусочки изоленты. Тщательно прижимаем изоленту, чтобы края как следует приклеились.
    - Варим яйца в красителе. Луковая шелуха или кофе дают хороший результат.
    - Яйца, сваренные вкрутую, извлекаем из горячей воды, выкладываем на тарелку.
    - Когда яйца остынут, убираем наклейки.

    Значения символов на пасхальных яйцах

    Сосна символизирует здоровье
    Дубовый лист или дерево дуб символизирует силу
    Любые ягоды символизируют плодородие
    Слива символизирует любовь
    Шишечки хмеля символизирует плодородие
    Цветочки - символ девичества
    Сеточка на пасхальном яйце – это символ судьбы
    Сеточка желтого цвета - символ солнца
    Точки – плодородие. И чем больше точек, тем больше плодородия

    Расписывая яйца, можно придумывать свои рисунки и узоры, при этом важно это делать с радостью и открытой душой, ведь пасхальные яйца это не просто традиция, это символ, передающий наши эмоции, энергетику и пожелания.

    Оригинальные Пасхальные яйца

    Яйца можно расписать вручную. Когда мой сынишка был еще маленьким, мы расписывали яйца медовыми акварельными красками. Да, при таком способе рисунок держится недолго и при намокании теряет свои очертания, зато сколько радости у ребенка)))
    Также для росписи яиц можно использовать школьную гуашь, которая проверена на безопасность для детей.

    Яйца можно не только покрасить, их можно обернуть в цветную фольгу или сделать аппликацию при помощи обычной цветной бумаги. Для этого отлично подходят цветные конфетти.

    Событие Воскресения Христова - самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, это самый древний и важный праздник богослужебного года. В 2016 году приходится на 1 мая.

    Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье. Она вся исполнена духовной радости и ликования, этоторжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

    В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста, и главными атрибутами праздничного стола являются крашенные яйца, кулич и пасха (сладкое блюдо из творога с изюмом). Крашенное яйцо (раньше — это были только красные яйца) — символ мира, обагренного кровью Иисуса Христа и через это возрождающегося к новой жизни. Кулич (высокий хлеб из сдобного теста) — символ тела Господнего, к которому должны причащаться верующие. Кстати, вся эта пасхальная еда освящается в церкви накануне — в Страстную субботу.

    Откуда взялся обычай красить яйца на Пасху

    Согласно преданию, после воскресения Христа его ученики разошлись по разным странам, проповедуя его учение среди разных народов. Одна из последовательниц Христа – Мария Магдалина — пришла со словом божьим к римскому императору Тиверию. Мария протянула Тиверию яйцо – символ жизни и совершенства мира – и воскликнула: «Христос воскрес!».

    Тиверий и Мария Магдалина

    В ответ Тиверий посмеялся над святой, ответив: «Никто не может воскреснуть после смерти, как это яйцо никогда не станет красным». По легенде яйцо немедленно покраснело, а император уверовал в воскресение Христа и воскликнул: «Воистину воскрес!».

    Традиции и приметы

    На Страстной неделе особо важными считаются четверг, пятница, суббота и воскресенье. Великий Четверг можно назвать днем духовного очищения и покаяния, Страстная Пятница - день распятия Иисуса Христа, Великая Суббота - день скорби, а Светлое Воскресение - это непосредственно праздничный день.

    В Великий Четверг (его еще называют «Чистый четверг») люди причащаются, также это день, когда красят яйца. Считается, что в Четверг нужно омываться в проруби или обливаться водой в бане. Хозяйки наводят чистоту в доме, полагая, что тогда весь год он будет блестеть. Хозяин же в этот день считал деньги, осматривал сельскохозяйственные орудия, кормил и поил лошадей, делал проруби, а если он занимался охотой, то стрелял три раза в воздух. Такие действия обеспечивали успех в охоте, рыбалке, полевых работах и обещали финансовое благополучие.

    Как правильно красить яйца

    Самый простой и известный способ – добавить при варке луковую шелуху, которая придаст яйцам красивый цвет: от светло-золотистого, до глубокого красно-коричневого. Можно даже добиться так называемого — мраморного эффекта.

    Впрочем, тут нет строгих канонов – красят и при помощи цветных ниток, обматывая ими яйца перед варкой, и специальными пищевыми красителями. Заранее сваренные яйца можно также украсить специальными наклейками с пасхальными сюжетами. Вот, например, несколько простых способов.

    Полезные советы

    Чтобы яйца нарядно блестели, их нужно смазать растительным маслом. Смочите бумажную салфетку, аккуратно натрите яйца и снова разложите на полотенце на пару часов. За это время масло должно впитаться.

    Какими ингридиентами пользоваться, чтобы получить безвредные красители

    • Красная капуста: треть большого кочана, мелко нарезать - синий, голубой
    • Куркума: две чайные ложки с горкой на 2/3 стакана воды - желтый
      синий + желтый = зеленый
    • Репчатый лук: шелуха от желтого и красного лука, 6-7 луковиц - кроваво-красный
    • Кофе: цвет кофе с молоком
    • Свекла: свеклу порезать кубиками, сварить в течение 15 минут в небольшом количестве воды - бордовый

    Вот и все! Главное, такие яйца можно давать детям.

    сайт

    Немного истории

    Перед светлым праздником Пасхи в чистый четверг принято красить яйца разноцветными яркими красками, связывают это с историей нашей веры. Существует предание, что ученики Иисуса Христа после его воскресения разошлись по разным странам с этой радостной вестью. Мария Магдалина отважилась прийти к Тиберию, однако приходить с пустыми руками было не принято, и она принесла простое куриное яйцо - символ жизни. На новость о воскресении Христа император рассмеялся, указав на невозможность этого, как невозможно яйцу из белого превратиться в красное. После его слов яйцо в руках Марии Магдалины стало красным. Поэтому среди цветов, в которые красят преобладает именно этот цвет.

    Как правильно красить яйца

    Как правильно Этот вопрос начинает нас волновать перед чистым четвергом, когда приходит время приниматься за окрашивание яиц перед праздником Пасхи. Второй вопрос - как красиво красить яйца? Волнует он нас, потому что хочется создать настоящее произведение искусства, радующее нас и тех, кому по старой традиции крашенные яйца дарятся. Можно ограничиться равномерным окрашиванием в натуральных или искусственных красителях, или можно нанести на яйца разнообразные узоры, подсказанные вашей фантазией.

    Начнем с первого. Как правильно красить яйца? Сырое яйцо рекомендуется перед варкой промыть в теплой мыльной воде для более равномерного последующего окрашивания и просушить. Красить уже сваренные яйца либо красить их во время варки - выбирать вам. Можно использовать натуральные или искусственные красители. Для получения красного цвета используется свекла, для оранжевого - лук, для светло желтого - апельсины, морковь, лимоны, для желтого - скорлупа грецкого ореха, березовые листья, для синего - листья красной капусты, для бежевого - кофе. Варка с помощью натуральных ингредиентов занимает 15-30 минут. Варево для окраски желательно до начала варки яиц должно настояться (30 мин.) для того, чтобы цвет получился более насыщенным.

    Большое разнообразие насыщенных ярких цветов представлено в пищевых красителях, однако стоит избегать растрескивания яиц при варке, и попадания искусственного красителя внутрь. В сваренное опускается на 10-15 минут, затем просушивается на салфетке или полотенце без обтирания. После того, как вы узнали о том, как правильно красить яйца, и сделали это, готовые изделия можно натереть растительным маслом для придания им блеска.

    Помимо сплошного однотонного окрашивания яиц существуют творческие варианты нанесения разнообразных узоров. Сделать это можно различными способами. Как правильно красить яйца - рассмотрим подробнее. Можно перед опусканием яиц в красители нанести на их поверхность любой узор расплавленным воском при помощи полой палочки. После окрашивания воск аккуратно снимается салфеткой либо расплавляется над свечей. После этого остаются светлые узоры на окрашенном яйце. Можно сделать наоборот, сначала окрасить яйцо, затем нанести узор, и окрасить еще раз, нанести следующую часть рисунка и повторить процедуру. Таким образом, можно получить разноцветные варианты. Узоры можно выбрать разные, например, с животными или растительными мотивами, геометрическими фигурами, простыми каплями. Разрисовывать яйца можно также акварельными красками. Для упрощения процедуры на поверхность яйца можно привязать разнообразные листочки, либо приклеить вырезанные из лейкопластыря или клейкой бумаги узоры, проследив за тем, чтобы они плотно прилегали к скорлупе, после этого выполнить окраску, высушить и снять временную аппликацию. Узоры получатся аккуратными и интересными.

    Рисунок на окрашенное яйцо можно также нанести острым предметом, например иглой. Для этого лучше взять яйцо с плотной кожурой, окрашенное в темный цвет.

    Украшение яиц

    Для украшения пасхальных яиц в настоящее время существует много вариантов, дающих возможность насладиться творческим процессом. Можно украшать яйца крупой, бисером, бусинками, лентами, выкладывая разнообразные узоры и закрепляя клеем ПВА. Делать из яиц фигурки при помощи аппликаций. Все зависит от вашей фантазии и вдохновения. К процессу украшения яиц можно привлечь всех членов семьи, особенно детей - получится увлекательный и веселый творческий праздник.

    Смысл узоров

    Сосна символизирует здоровье; дуб - силу; голубь - душу; веточка - судьбу; точки, хмель и ягодки - плодородие; сливки - любовь; цветочки - девичество. Кроме того, используются надписи ХВ (Христос воскрес) и религиозные символы. Впрочем, помимо стандартных узоров можно использовать любые, радующие глаз.

    Если вы будете правильно красить пасхальные яйца, то полученный результат доставит вам и вашим близким дополнительную радость в этот светлый день.

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Приводим порядок совершения бденной службы прп. Серафима Саровского.

    Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

    На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

    На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, ве́рных собо́ри…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

    Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

    На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Ра́дуйся днесь...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси...».

    На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».

    По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды).

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

    Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

    Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 7-й: «Просия́ доброде́тельное житие́ твое́…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Днесь, ве́рнии…».

    Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8.

    По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Превзыдо́ша главу́ мою́...».



    По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

    На 9-й песни поем «Честнейшую».

    По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи: «По Бо́зе упова́ние иму́ще на Тя, Пречи́стая Богоро́дице, мо́лим Ти ся: Ро́ждшагося из Тебе́ умоли́ дарова́ти мир вселе́нней и ве́лию ми́лость» (см. службу прп. Серафима 2 января в Минее-Январь, ч. 1, с. 68).

    «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

    На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, и́ноков собо́ри…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Вели́ких дарова́ний...».

    Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

    На часах – тропарь и кондак преподобного.

    На Литургии блаженны преподобного, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

    По входе – тропари и кондаки:

    В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

    В храме святого – тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

    Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

    Апостол и Евангелие – преподобного.

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Среда. Пророка Илии́.

    Прп. Авраа́мия, игумена Городе́цкого, Чу́хломского. Обре́тение мощей прмч. Афана́сия Бре́стского (службу зри 5 сентября).

    Прав. Ааро́на первосвященника.

    Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б), но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А).



    Календарные заметки:

    На утрене величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие́, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое».

    Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк., 14 зач., IV, 22–30. Лит. – Прор.: Иак., 57 зач., V, 10–20. Лк., 14 зач., IV, 22–30.

    А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

    На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

    По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

    Б. На вечерне кафизмы нет.

    На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на «Господи, воззвах»: «На Дре́ве Живо́т...»).

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 13 июля, в службе Собора Архангела Гавриила и прп. Стефана Савваита, на «Господи, воззвах»: «Всечи́стая яко ви́де...»).

    По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Четверг. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спо́стника его. Пророка Иезеки́иля.

    Блгв. кн. А́нны Ка́шинской.

    Прпп. Ону́фрия молчали́вого и Они́сима затво́рника, Пече́рских, в Ближних пещерах.

    Кор., 154 зач., XIII, 4 – XIV, 5.

    На вечерне кафизмы нет.

    Примечание. Если под среду (20 июля) не совершалось всенощное бдение (вариант Б), то кафизма 12-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры Минеи на 6: преподобных, глас 4-й – 3, и пророка, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, душа́м просвеще́ние…».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́ну по рождестве́…».

    По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка 53 , глас 2-й: «Проро́ка Твоего́ Иезеки́иля па́мять...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Боже́ственнаго бы́хом о́бщницы…».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й: «Проро́ка Твоего́ Иезеки́иля па́мять...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Боже́ственнаго бы́хом о́бщницы…».

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Пятница. Мироносицы равноап. Марии Магдали́ны. Перенесение мощей сщмч. Фо́ки.

    Прп. Корни́лия Переясла́вского.

    На вечерне кафизма 15-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: равноапостольной, глас 8-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава» – равноапостольной, глас 6-й: «Пе́рвее ви́девши…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «А́гнца Своего́...».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – равноапостольной, глас 8-й: «Во́лею обнища́вшему…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Тя ви́дящи...».

    По Трисвятом – тропарь равноапостольной, глас 1-й. «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь равноапостольной, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Суббота. Поча́евской иконы Божией Матери. Мчч. Трофи́ма, Фео́фила и иже с ними.

    Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Почаевской иконы Божией Матери в соединении со службой мучеников (без праздничного знака).

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.

    Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля) 58 . Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского 59 .

    Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой мц. Христины (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой блгв. кнн. Бориса и Глеба (Б).

    Порядок чтений, согласно календарю:

    Вход. Прокимен дня.

    На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 4-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 8-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Престо́ли егда́ поста́вятся...».

    Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; хвалитная стихира мученицы (глас 4-й [или славник, глас 5-й] 60), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»); «Слава» – мученицы, глас 1-й: «С Вы́шними си́лами…» (см. в Минее на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се испо́лнися Иса́иино прорече́ние...» 61 .

    На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго...» 62 .

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...» 63 , «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

    Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные 64 .

    Непорочны 65 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

    Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и мученицы на 6.

    Библейские песни «Поем Господеви…».

    Катавасия «Отверзу уста моя…».

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Понедельник. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы.

    Свв. жен Олимпиа́ды диакони́сы и Евпракси́и девы, Тавеннской. Прп. Мака́рия Желтово́дского, У́нженского.

    На вечерне кафизмы нет.

    На «Господи, воззвах» стихиры святой, глас 4-й и глас 1-й – 6. «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Иже от непло́дных чресл…».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры святой, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Прииди́те, вся тварь…».

    По Трисвятом – тропарь святой, глас 4-й (единожды) 70 .

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Вторник. Сщмч. Ермола́я и и́же с ним. Прп. Моисе́я У́грина, Печерского, в Ближних пещерах.

    Прмц. Параске́вы.

    Прп. Моисе́я Печерского, в Дальних пещерах.

    Служба сщмч. Ермола́я не имеет праздничного знака 73 , совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Моисе́я У́грина в соединении со службой Октоиха (Б).

    Порядок чтений, согласно календарю:

    А. На вечерне кафизма 6-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и священномученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Спаси́ мя, Влады́чице...».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́…».

    По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

    Б. На вечерне кафизма 6-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, празднолю́бных собо́ри…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов Росси́йских собо́ри…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, Ма́ти всех Творца́...».

    По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...».

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Среда. Вмч. и целителя Пантелеи́мона.

    Прп. Ге́рмана Аля́скинского. Блж. Николая Коча́нова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефо́дия, Кирилла, Кли́мента, Нау́ма, Саввы, Гора́зда и Ангела́рия.

    Свт. Гора́зда, архиеп. Мора́вского.

    По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А).

    Б. На вечерне кафизма 9-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ору́жие, я́коже рече́ Симео́н...» 77 .

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Ма́тернее возлюби́в…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ю́ница Нескве́рная...» 78 .

    По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл си́лы...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл си́лы...».

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Четверг. Апп. от 70-ти Про́хора, Никано́ра, Ти́мона и Парме́на диаконов. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одиги́трия» (Путеводи́тельница). Свт. Питири́ма, еп. Тамбо́вского.

    Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние» или «Радость всех радостей» (службу зри 19 июля).

    Тамбо́вской иконы Божией Матери. Гре́бневской иконы Божией Матери.

    Приводим порядок совершения 83 полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А), а также порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой свт. Питирима, еп. Тамбовского (Б).

    Порядок чтений, согласно календарю:

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Пятница. Мч. Каллини́ка.

    Мц. Серафи́мы девы.

    Рождество свт. Николая, архиеп. Мир Лики́йских. Перенесение Великоре́цкой иконы свт. Николая из Вятки в Москву. Прпп. Константина и Космы́ Ко́синских, Старору́сских. Прп. Романа Киржа́чского.

    На вечерне кафизма 15-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава» – мученика, глас тот же: «Благоче́стия побо́рника…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи (на ряду), глас тот же: «Что зри́мое виде́ние...».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Ю́ница Нескве́рная…».

    По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

    Апостол и Евангелие – дня.

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Суббота. Апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на и иже с ними. Мч. Иоа́нна Во́ина.

    Прп. Ге́рмана, Соловецкого чудотворца. Прп. Ангели́ны Се́рбской.

    Приводим порядок совершения славословной службы мч. Иоанна Воина в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А), а также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна Воина (Б).

    Порядок чтений, согласно календарю:

    А. На вечерне кафизма 18-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученика, глас 2-й – 3, и апостолов, глас 4-й – 3. «Слава» – мученика, глас 6-й: «За Христа́ усе́рдно…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры мученика, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученика, глас 8-й: «Прииди́те, христолюби́вии лю́дие…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

    По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

    Кафизмы 16-я и 17-я 84 . Малые ектении. Седальны мученика (по дважды). Псалом 50-й.

    Каноны:

    Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

    Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха) 86 .

    Библейские песни «Поем Господеви…».

    Катавасия «Отверзу уста моя…».

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина. Сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна 88 . Заговенье на Успенский пост.

    Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдоки́ма Каппадокиянина (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна (Б).

    Календарные заметки:

    Вход. Прокимен дня.

    На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси...» 90 .

    Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее) 91 . В случае исполнения стихиры святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее).

    На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покро́в держа́вен…» 92 .

    По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

    Августа 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Понедельник. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста.

    Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Ду́ши пра́ведных…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Глас проро́ка…».

    Поется Трисвятое.

    Августа 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Вторник. Перенесение мощей св. первомученика и архидиакона Стефа́на. Блж. Васи́лия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

    Служба св. первомученика Стефана шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы блж. Василия Московского в соединении с шестеричной службой св. первомученика Стефана и службой Октоиха (Б).

    Порядок чтений, согласно календарю:

    А. На вечерне кафизма 6-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры первомученика, глас 8-й и глас 2-й – 6. «Слава» – первомученика, глас 6-й: «Пе́рвый в му́ченицех…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никто́же притека́яй...».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – первомученика, глас 8-й: «Ра́дуйся о Го́споде…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́...».

    По Трисвятом – тропарь первомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь первомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

    Б. На вечерне кафизма 6-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: блаженного, глас 2-й – 3, и первомученика, глас 8-й – 3. «Слава» – блаженного, глас тот же: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры блаженного, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – первомученика, глас тот же: «Ра́дуйся о Го́споде…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́...».

    По Трисвятом – тропарь блаженного, глас 8-й. «Слава» – тропарь первомученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

    Примечание. После отпуста вечерни отверзаются царские врата. Иерей в фелони и диакон в стихаре исходят ко Кресту, лежащему на аналое. Иерей в предшествии диакона со свечой совершает каждение Креста (троекратно), затем поется тропарь Креста, «Слава, и ныне» – кондак Креста. Крест вносится через царские врата в алтарь, полагается на престоле, и совершается крестообразное каждение престола. Затем Крест относится в ризницу (см. Типикон, 2 августа, «зри»).

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь блаженного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь первомученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

    Августа 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Среда. Прпп. Исаа́кия, Далма́та и Фа́вста. Прп. Анто́ния Ри́млянина, Новгородского чудотворца. Аллилуия.

    По Уставу, совершается аллилуйная служба (прпп. Исаакия, Далмата и Фавста), как в Петров пост (см. примечание 30 мая) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прпп. Исаакия, Далмата и Фавста не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Антония Римлянина в соединении со службой Октоиха (В).

    Порядок чтений, согласно календарю:

    А. На вечерне кафизма 9-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и преподобных, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ю́ница Нескве́рная...».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Воздви́жена яко ви́де…».

    По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

    Апостол и Евангелие – дня.

    Б. Порядок аллилуйной службы (прпп. Исаакия, Далмата и Фавста) см. 30 мая; особенности ее см. 31 мая.

    На вечерне кафизма 9-я.

    В. На вечерне кафизма 9-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, мона́хов мно́жества…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Влады́чице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

    По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...».

    Августа 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Четверг. Свв. семи́ отроко́в, и́же во Ефе́се. Аллилуия.

    Прмц. Евдоки́и 4 .

    Иконы Божией Матери, именуемой «Каза́нская-Пе́нзенская».

    По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба святых семи отроко́в не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А).

    Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).

    А. На вечерне кафизма 12-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и святых, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Жезло́м Твоея́ моли́твы...».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, ра́досте пра́дедов…».

    По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь святых, глас 4-й (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее...».

    Апостол и Евангелие – дня.

    На вечерне кафизма 12-я.

    Августа 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Пятница. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я.

    На вечерне кафизма 15-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 4-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «Прииди́те, взы́дем на го́ру…».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «И́же на горе́ Фаво́рстей…».

    Каноны: песни 1-я, 8-я и 9-я – канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), трипеснец на 4 и мученика на 4; песни 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я – канон предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.

    Библейские песни «Поем Господеви…».

    Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

    Августа 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Поется Трисвятое.

    Июля 2017 года ст. ст.

    Версия для печати

    Вторник. Обре́тение мощей прп. Серафи́ма, Саро́вского чудотворца.

    Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние» или «Радость всех радостей». Прп. Макри́ны, сестры свт. Василия Великого. Прп. Ди́я. Блгв. кн. Рома́на (Олеговича) Рязанского. Прав. Стефа́на Сербского.

    Свтт. Дими́трия Ростовского, Митрофа́на и Ти́хона Воронежских. Прп. Паи́сия Печерского, в Дальних пещерах.

    Loading...Loading...