Царица хатшепсут и ее заупокойный храм. Восхитительный Луксор: храм царицы Хатшепсут

Институт экономики, управления и права (г.Казань)

Набережночелнинский филиал



По дисциплине: Культорология


Тема: Храм царицы Хатшепсут


Усанова Елена Сергеевна группа 891У


Набережные Челны-2009

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатхор. Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. Ей воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Царица на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки.15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. Во время своего царствования Хатшепсут не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. В годы правления царицы в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут тем самым стремилась обессмертить свое имя. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в далекую страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния.

Храм Хатшепсут построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Царица Хатшепсут тем самым хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Строительство заупокойного храма началось еще при жизни царицы Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков храма свой портрет.

Сегодня место, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и выделяется из всех храмов Древнего Египта. Это одно из самых замечательных произведений древнеегипетской архитектуры. Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с и ярпортретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Эти сфинксы былко раскрашены - тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая: красная и зеленая. Пьедесталы сфинксов украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая двором перед храмом, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Ранее ее обрамляли монументальные фигуры львов. По сторонам портика некогда возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут в образе сфинкса, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амона. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ. От ворот до подножия лестницы вела аллея сфинксов. Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Некогда в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. В западной части террасы также возвышается портик, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. Четырехгранные колонны портика целиком высечены из монолитного камня. На стенах портика высечены рельефные композиции с изображением сцен из жизни царицы Хатшепсут: брака ее матери, царицы Яхмос, с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом царицы Хатшепсут был фараон Тутмос I), рождение Хатшепсут от этого "божественного" брака, ее коронация, получение царицей благословения от богини Хатор, и т. д. На противоположном конце террасы представлены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт для вывоза оттуда драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично африканские сюжеты. Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это - геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита. Верхняя терраса предназначалась для самых главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открываются вырубленные в скалах подземные залы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а главные двери были изготовлены из "черной меди" с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром). Высеченные в скалах залы украшены прямоугольными и многогранными колоннами. Полы были выложены золотыми и серебряными плитами, а кедровые двери инкрустированы бронзой. Стены и своды залов были покрыты ярко раскрашенными рельефами.

Всего в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. В главном зале находилось огромное мраморное изваяние царицы (от него сохранились только обломки). Скульптуры из храма Хатшепсут являются самым выдающимся образцом древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам. На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 метров), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство, и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из центрального святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э. Поскольку ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии, как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Однако проведённый в анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент её смерти, было приблизительно 50 лет и скончалась она исключительно от болезней ( костей и , усиленный ) Нам не известно, была ли сама царица когда-либо погребена в великолепном кварцитовом саркофаге, который был найден в этой гробнице пустым. Тутмос III вернул мумию деда в её первоначальное место погребения, и считается, что он мог перенести и мумию мачехи. Фрагменты деревянного позолоченного , возможно, принадлежавшего Хатшепсут, были обнаружены в среди обрывков пелён и остатков погребального инвентаря в незавершённой гробнице последнего фараона XX династии (KV4). В результате проведённого каирскими учёными анализа мумий 2007 года мумия из гробницы Сат-Ра была официально идентифицирована как тело Хатшепсут. После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.

Многие рельефы и надписи на стенах храма были навсегда потеряны, однако сам «священнейший из священных» уцелел. В период раннего христианства в храме устроили коптскую церковь, а в средние века он почти превратился в развалины. Позднее реставраторам удалось во многом восстановить его первоначальный облик.

Знаменитый археолог Эдуард Навилль, исследовавший этот район в 1891 году, даже не мог предположить, что храм царицы Хатшепсут удастся когда-нибудь восстановить. Ведь многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление комплекса. Их работа продолжается до сих пор. Год за годом ученые по крупицам собирают и воссоздают рельефы, статуи и архитектурные элементы. Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз на современных туристов смотрят пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: "Как похоже это на нее [ее величество Хатшепсут], как достойно отца ее [бога Амона]!"»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Как уже говорилось, заупокойный храм царицы был выстроен у скального основания по соседству с храмом основателя фиванской династии Ментухотепа I. Однако связывало эти два бесспорно выдающиеся сооружения не только общее место расположения: храм Хатшепсут по своему архитектурному решению весьма походил на более раннюю постройку. Создавший храм архитектор Сенмут достаточно похоже повторил облик храма Ментухотепа, однако его детище выделялось значительно большими размерами, множеством колоннад и полным отсутствием пирамиды. Кроме того, заупокойный храм царицы очень обильно декорирован.

К храму вела защищенная стенами от нильской долины дорога, вдоль которой через каждые десять метров стояли напротив друг друга по два раскрашенных сфинкса с головой царицы. Дорога проходила через обширный наружный двор и переходила (как и в храме Ментухотепа) в крутой подъем на террасу. Правда, в данном случае подъем был оформлен в виде широкой лестницы, стороны которой украшались рельефными изображениями львов. Широкая терраса ограничивалась со стороны восхода солнца длинным портиком, состоящим из двух рядов строгих колонн. Посередине портик разделялся лестницей, а по краям замыкался двумя исполинскими изваяниями Хатшепсут в облике бога Озириса. Сама терраса с одной стороны была ограничена недостроенной колоннадой, а с другой — еще одним портиком, над которым простиралась вторая терраса и стоял храм ренним двором.

На стенах нижнего храма, прикрытые от солнечных лучей карнизом и колоннами, были помещены раскрашенные рельефы, изображавшие ведущего пленников бога Нубии, перевозку обелисков, военный парад, царицу Хатшепсут в образе сфинкса и другие сцены. Стены верхнего портика также украшены рельефами очень высокого художественного качества. Здесь можно увидеть коронацию Хатшепсут, а также историю чудесного рождения царицы от бога Амона и царицы Яхмес. Кроме того, именно в южной части верхнего портика этого храма помещены знаменитые рельефы, изображающие экспедицию египтян в таинственную страну Пунт.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, былаукрашена вдоль перил изображениями огромных кобр, хвосты которых извивались вверх по перилам. Кроме того, на спине каждой кобры сидел сокол, что вместе являлось объеди-ненной царской эмблемой Верхнего и Нижнего Египта. Сама верхняя терраса задумывалась, по существу, как часть храма, предназначенная для проведения различных ритуалов. Здесь помещались огромные (5,5 м) статуи Хатшепсут и колоннада с внутренним двором, за которой уже прямо в скале, в специальных нишах располагалось еще несколько изваяний царицы. Среди них в главной молельне — чудесная мраморная статуя Хатшепсут, впоследствии найденная в обломках. Заупокойный храм Хатшепсут отличался разнообразием и пышностью оформления. Кроме обилия колонн в глаза бросалось большое количество парадной скульптуры. И не удивительно: подсчитано, что Сенмут поместил в наиболее важном из созданных комнат.

Однако на этом не заканчивались чудеса заупокойного храма. При его исследовании был обнаружен секрет, так и оставшийся нераскрытым при жизни царского советника и архитектора Сен-мута и женщины-фараона Хатшепсут. Дело в том, что под нижней террасой храма, у подножия его главных колоннад и огромных статуй Сенмут разместил тайную усыпальницу для самого себя. Великий архитектор и фаворит всесильной царицы желал и после смерти находиться подле своей госпожи в пределах самого грандиозного и прекрасного из своих творений. И его можно понять — он заслужил обе эти милости!

Однако покоиться в своей тайной гробнице архитектору было не суждено: в ней не нашли никаких признаков захоронения. Пустой оказалась и другая, официальная гробница Сенмута, обустроенная в другом месте в соответствии с обычным придворным каноном. Да и сами обстоятельства его смерти остались тайной: в какой-то момент его имя просто перестало упоминаться в официальных надписях. Не исключено, что Сенмут был казнен, и на это указывает не только отсутствие мумии, но и другое, куда более драматическое обстоятельство. Дело в том, что, воздвигнув храм и сосредоточив (о чем уже говорилось) в своих руках огромную власть, Сенмут настолько возгордился, что возомнил себя равным фараону!

Нетрудно догадаться, как за подобную гордыню карали в Древнем Египте... Но если о гибели мастера мы можем только строить предположения, то вот о его представлении о себелсак о бого-человеке можно сказать вполне определенно. Дело в том, что тайная гробница, которую он выстроил себе под храмом Хатшепсут, имела внутреннее устройство более сложное, чем это полагалось для обычных вельмож, и практически такое же, как у фараонов той эпохи. Нарушение канона в любом случае не могло быть случайным (уже поэтому Сенмут очень рисковал и, понимая это, сделал гробницу тайной), но это еще не все. Главная сенсация помещалась на потолке гробницы. Это было изображение Сенмута и царицы, на котором они представлены как равные друг другу. Последние сомнения исключал соответствующий иероглиф: архитектор уподоблял себя царю!

Храм царицы Хатшепсут: история и описание

После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III . С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.

Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I , являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения - его размеры, архитектура и украшения поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень - здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры - символ Верхнего Египта, Сокол - Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Хатшепсут в образе Сфинкса

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.

Вход в Святилище

За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.

Осирическая Хатшепсут

Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах - фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.

Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III , было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.

Храм Хатшепсут находится у основания скалы Дейр-эль-Бахри. Фото его легко отыскать в сети Интернет. Этот храмовый комплекс, расположенный в Луксоре, во многом разнится с храмами других властителей Древнего Египта. Гробница царицы Хатшепсут была столь же нетривиальна, как и сама личность и появление на политической и исторической арене единственной женщины-фараона Страны пирамид.

Личность царицы

Царица Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса I и его супруги Яхмес, а также сводная сестра и супруга Тутмоса II. Его царствование продлилось около 7 лет, и он успел оставить наследника – Тутмоса III, своего сына от другой женщины. После смерти правителя Тутмос III был еще совсем молод и не мог руководить страной, и Хатшепсут стала регентом при малолетнем правителе. Однако гордость и тщеславие не позволили ей стать всего лишь управляющей, и вскоре женщина провозгласила себя единственной владычицей Египетского государства. И те 15 лет, что она стояла у руля Египта, стали одной из самых впечатляющих страниц в истории правления XVIII династии. Под руководством Хатшепсут проходили успешные военные кампании и Азии и Нубии, а на 9 году ее царствования произошла знаменитая экспедиция из Египта в Пунт (точное местонахождение этой загадочной страны не известно до сих пор, возможно, что это территория современного Сомали). Во время царствования этой мудрой и деятельной правительницы возводилось множество храмов и памятников, совсем немногие из которых пощадило время.

Архитектурные особенности храма

Эта женщина была необычна во всех своих проявлениях, и настолько же оригинален ее погребальный храмовый комплекс в Луксоре. Храм находится на значительном удалении от построек других царей, возведенных в фиванском некрополе. На границе пустыни и плодородной земли был возведен огромный пилон, от которого шла тропа к храму. Сам храм царицы Хатшепсут – это настоящее чудо инженерной мысли, на которое только были способны зодчие Древнего Египта. Он был создан в известняковых скалах Дейр-эль-Бахри и включал три большие террасы, которые располагались одна над другой. На каждой из террас располагался двор, помещения с колоннами и святилища, которые уходили далеко в толщу скалы.


Такое строение храма и его расположение внутри скалы Дейр-эль-Бахри вовсе не случайны. Дело в том, что неподалеку находится похожий храм, построенный фараоном XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этого царя считают основателем фиванской династии. Таким образом Хатшепсут выражала почтение и демонстрировала преемственность поколений, доказывая те самым свое законное право на престол Египта.

На стенах храма Хатшепсут в Луксоре изображены рельефы, в полной мере отражающие мироощущение жителей Страны Пирамид. На стенах южной части нижнего портика нарисована доставка обелисков, которые предназначались для постройки храма Амона в Карнаке. На стенах северного портика изображены сюжеты, действие которых происходят в зарослях тростника, ассоциирующегося с Нижним Египтом. Идея объединения Верхних и Нижних земель Египта проскальзывает еще раз на перилах пандуса, который соединяет второй и третий ярусы храма Хатшепсут. Внизу эти лестницы украшены изображением огромной кобры, хвост которой поднимается по верхней части перил. Эта змея — олицетворение богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Над ее головой находится изображение Гора – одного из важнейших божеств Верхнего Египта.

Главный сюжет рельефов северного портика храма – история божественного появления на свет царицы Хатшепсут. По легенде, бог Солнца Амон Ра принял облик отца женщины и вошел в опочивальню ее матери Яхмес. Пока она была в положении, боги одарили Хатшепсут твердым характером, столь нужным для управления страной. Завершает композицию сцена божественного рождения правительницы.


Лишив власти своего пасынка Тутмоса III и захватив престол, фараон Египта Хатшепсут так и не сумела освободиться от сомнений по поводу законности своего восхождения на царский трон. И хотя она доказала свою мудрость и способность грамотно управлять страной, традиции велели занимать престол только мужчинам. Именно поэтому женщина изображалась на рисунках в мужских одеждах и с искусственной церемониальной бородкой. И каждая из колонн-портиков храма, возведенного ею, была дополнена статуей правительницы в образе бога Осириса, в белых одеждах, с руками, скрещенными на груди. В них находились символы власти фараона – посох и цеп. Побывав в храме, обязательно сделайте фото этих статуй на память – они словно застыли в веках.

Композиция южного портика второго яруса храма Хатшепсут – это рассказ об известном походе в Пунт. Если верить хроникам, эта затея была настолько масштабной, что жители Пунта, едва увидев войско и флот, тут же сдались без боя и признали свое государство колонией Египта. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри эта кампания изображена в мельчайших подробностях.

По сторонам от портиков были возведены святилища Анубиса – покровителя загробной жизни, и Хатхор – древнеегипетской богини любви. Само место Дейр-эль_Бахри издревле было посвящено Хатхор. Оба святилища включают 12 гипостильных залов и множество ритуальных помещений, уходящих далеко в скалу.


Верхняя часть храмового комплекса посвящена богам, подарившим жизнь и землям Египта, и его правителю. Здесь находится сердце постройки – святилище Амона Ра, главная часть храма в Дейр-эль-Бахри.

Посмертная судьба женщины-фараона

Хатшепсут не жалела ни времени, ни средств на строительство своего храма. Грандиозный замысел, по которому возведен этот погребальный дворец, принадлежит архитектору Сененмуту, фавориту царицы. Его изображения также встречаются на стенах храма.

После того как эта великая женщина умерла, трон вновь перешел к Тутмосу III, люто ненавидевшему Хатшепсут за то, что она отняла у него престол на долгих 15 лет. Он приложил все усилия, чтобы стереть из памяти людей и из истории все упоминания о ней. Мумия Хатшепсут долгое время считалась пропавшей, пока в 2007 году не была случайно обнаружена в Каирском египетском музее.

Несмотря на это, заупокойный храм царицы Хатшепсут оставался важнейших религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов, сюда приводила больных людей, желающих исцелиться, вера в святость этого места. И сегодня на стенах храма можно встретить надписи с просьбами исцелить от болезней.

Храм царицы Хатшепсут, фото которого можно найти в каждом путеводителе по Египту, не менее живописен, чем пирамиды. Да что там говорить о грудах камней - гробницах тщеславных правителей долины Нила, когда заупокойный храм первой женщины-фараона приводит в восторг своей красотой и величием. Все в нем особенное: расположение, архитектура, способ постройки, убранство. Но обо всем по порядку.

Храм царицы Хатшепсут вы найдете в удивительном месте: неподалеку от скал Дейр-эль-Бахри. Это довольно сложная конструкция, высеченная в горной породе. У входа в многоэтажное здание расположились прямоугольные колонны.

Хатшепсут - не только первая царица древней страны, она одна из семи правительниц, о которых знает история. Все остальные фараоны были мужчинами, поэтому ей было особенно трудно не только получить власть, но и удержать ее в своих руках. Дочь Тутмоса I, жена Тутмоса II и тётя Тутмоса III, она отличилась тем, что мирно руководила огромным царством, отстраивала его и поднимала. Вот почему ее так любит весь царицы Хатшепсут по достоинству представляет величие ума и дальновидность фараона. Он рассказывает о безупречном вкусе одной из самых прекрасных женщин (так она сама себя называла).

Джесер Джесеру (священнейший из священных), или же, по-простому, храм царицы Хатшепсут, можно найти на широкой аллее, которая охраняется бараноголовыми сфинксами. Ранее весь комплекс имел яркое оформление, а перед зданием был разбит огромный сад. В нем росли редкие растения, а два голубых озера (также почитавшиеся как священные) радовали глаз.

Сам храм царицы Хатшепсут состоит из трех открытых площадок (или террас), увенчанных колоннами и соединенных между собой наклонными дорогами (пандусами). Стены декорированы традиционным рельефом, который символизировал Верхний и Нижний Египет, их единство (первый этаж). На втором этаже можно увидеть композицию, рассказывающую о рождении царицы, ее божественном происхождении. Сама Хатшепсут часто изображается в мужском образе: в соответствующей одежде, с накладной бородой. Этим она желала подчеркнуть законность своей власти, свое право на престол. Стены храма также увековечили деяния царицы: ее экспедицию в сказочно богатую страну Пунт, военную кампанию.

Имеет храм царицы Хатшепсут святилища Анубиса и Хатхор, а верхняя его часть полностью посвящена богам. Святилище Амона-Ра каждый год принимало важный праздник, поскольку сюда привозили статую Амона из Карнака. Прекрасный Праздник долины запечатлен на стенах здания. Он символизировал циклическое возрождение новой жизни.

Создателем восхитительного заупокойного храма первой египетской царицы принято считать архитектора Сенмута. Он был фаворитом фараона и воспитателем ее дочери, а его изображение можно также найти на стенах. После смерти Хатшепсут на территории комплекса хоронили важных жрецов, появлялись новые рельефы, статуи. Сюда приезжали люди с чаяньями о выздоровлении, осуществлении заветной мечты. И хотя многие детали декора были вывезены из Египта, понемногу роскошный храм возрождается благодаря усилиям реставраторов.

В пустынной долине Дейр Эль-Бахри, неподалёку от Фив, расположен один из самых замечательных памятников древнеегипетской архитектуры – погребальный храм царицы Хатшепсут. Храм является главной частью целого комплекса, включающего также храмы Ментухотепа II и Тутмоса III.

Царица Хатшепсут

Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Египта за всю его историю. Она принадлежала к XVIII династии и царствовала в начале XV в. до н. э.

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой своего родного брата, фараона Тутмоса II. Она пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа.

Новый фараон правил менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей. Однако уже через 18 месяцев при поддержке жречества она отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования.

Забегая вперёд, отметим, что это невольное заключение и обучение в храме будущего великого фараона впоследствии обернулись для Египта немалыми благами.

Постройка храма

Царице пришлось немало потрудиться, чтобы убедить всех в легитимности её правления. Жрецы распространили легенду о том, что её отцом был Амон, приходивший к её матери Яхмес в облике Тутмоса I. В благодарность за поддержку жречества Хатшепсут восстановила множество храмов, разрушенных завоевателями-гиксосами, и даровала жреческим общинам немалые привилегии.

Внешняя политика Хатшепсут не отличалась значительной активностью. Ей приходилось направлять войска для подавления восстаний в египетских азиатских владениях, но масштабных походов Хатшепсут не проводила.

Значительным достижением стало восстановление разрушенных торговых связей со страной Пунт (вероятно, в нынешнем Сомали). Хатшепсут организовала масштабную морскую экспедицию в Пунт, которая вернулась с большим количеством ценных товаров – золота, благовоний, слоновой кости, ценных пород дерева, рабов и шкур экзотических животных.









Эпоха правления Хатшепсут стала временем небывалого подъёма Египта, роста экономической и торговой деятельности. Но главное, чем прославилась женщина-фараон, стала грандиозная по масштабам строительная деятельность. Больше неё строил разве что Рамзес II Великий, но многие учёные оспаривают это, поскольку Рамзес II нередко стёсывал с построек имена предшественников и высекал своё имя.

По приказу Хатшепсут по всей стране возводились новые святилища и восстанавливались старые, они украшались новыми росписями и замечательными рельефами. Гигантские гранитные обелиски, установленные в этот период, превосходили своей высотой все аналогичные сооружения предшественников царицы. Но самым выдающимся памятником эпохи Хатшепсут стал Джесер-Джесеру, Священнейший из священных, поминальный храм царицы, возведённый невдалеке от окраины Фив.

«Парфенон» Древнего Египта

Храм Хатшепсут, являющийся главной частью комплекса Дейр-эль-Бахри, строился 9 лет. Храм частично высечен в скале¸ ширина его по фасаду составляет около 40 метров.

Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.

Сенмуту удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт. Монументальное строение включает три последовательно возвышающиеся террасы, прорезанные пандусом, ведущим к главному святилищу. Террасы украшают колоннады из белого песчаника. Своей монументальностью и вместе с тем стройностью колонны напоминают гораздо более поздние дорические. На каждой террасе некогда были сооружены пруды и высажены деревья.

К началу пандуса вела аллея, вдоль которой были установлены сфинксы, изображавшие Осириса с лицом Хатшепсут, и росли мирровые деревья, вывезенные из Пунта. Аллея тянулась от границы обрабатываемых полей и пустыни, начало её было отмечено величественным пилоном.

Портики всех ярусов украшены замечательными стенными росписями и рельефами. Росписи портика нижнего яруса рассказывают о доставке каменных блоков по Нилу, походах, строительных работах. Нередко встречаются изображения сокола и змеи. Это Гор и Уаджет, покровители Верхнего и Нижнего Египта. Тем самым зрителям внушалась мысль о неразрывном единстве страны. На террасе стояли многочисленные статуи Хатшепсут как в парадном одеянии, так и в обычном женском облегающем платье.

Рельефы второго яруса рассказывали об экспедиции в Пунт и других деяниях царицы. Вдоль лестницы находились изваяния кобр с соколами на спине, напоминающие о единстве Египта. По сторонам террасы расположены святилища Анубиса, одного из судей царства мёртвых, и Хатхор, олицетворявшей красоту, женственность, материнство и плодородие. Портики обоих святилищ насчитывают по 12 колонн, за которыми начинаются подземные залы.

На верхней террасе проводились главные религиозные церемонии. По сторонам её находятся святилища родителей царицы, Тутмоса I и Яхмес, в центре яруса располагается главный храм всего комплекса, посвящённый Амону-Ра.

Центральный храм ансамбля состоит из множества вырубленных в скале помещений, в которых находились многочисленные изваяния царицы, изображавшие её в виде сфинксов и в антропоморфном стиле. Огромные статуи Хатшепсут, установленные у входа, были видны от самого Нила. Стенные росписи изображали религиозные обряды и сцены встреч царицы с богами-покровителями. Подземные залы были богато украшены ценными материалами, а главный вход затворяла дверь из чёрной меди с инкрустациями из золота и серебра.

Всего, по подсчётам археологов, в храме было установлено около 200 статуй. Однако храм недолго радовал прихожан своей красотой. После смерти Хатшепсут Тутмос III, желая отомстить за своё отстранение от власти, приложил немало усилий, чтобы уничтожить память о царице. Её изображения были частично стёрты, статуи сброшены с пьедесталов и закопаны неподалёку. Лишь много веков спустя археологам удалось частично восстановить первоначальный облик храма.

Тем не менее, Тутмос III велел соорудить свой погребальный храм здесь же, рядом с творением Сенмута.

Храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира. За уникальность архитекторского решения и совершенство линий храм Хатшепсут иногда ставят в один ряд с шедевром древней архитектуры – афинским Парфеноном.

Loading...Loading...