Что грозит убийце за этот грех. О шестой заповеди закона божия

Война страшна не только внешними разрушениями, но и теми, которые происходят в человеческих душах. Ненависть, злость, отчаяние, отвращение, страх, уныние ломают, коверкают изнутри. Какими мы будем после войны? Как будем строить отношения с людьми?

Война научила нас молиться о мире и об усопших. Но как молиться о тех, кто убивал наших близких, соседей, друзей? Как быть, если относиться к ним по-христиански не получается? В преддверии Димитриевской поминальной субботы мы обратились с этим вопросом к священникам, которые не понаслышке знают, что такое война.

Мы должны стараться быть выше зла

Протоиерей Александр Подшивалов, клирик храма в честь св. Иоанна Воина, г. Дружковка:

— Православный христианин в такой ситуации, конечно же, должен опираться на заповеди Христа. Убийство — это самый ужасный и тяжкий грех, неприемлемый для нормального человека даже в мыслях. Лишить человека жизни — это лишить его того, чего ты ему не давал. Человек в этом случае превышает свои полномочия и присваивает себе Божьи.

Духовных причин совершения убийства очень много. По словам апостола, если люди не будут иметь Бога в разуме, то Господь предаёт их превратному уму (Рим. 1:28). То есть они будут делать разные непотребства. Человек становится сосудом самых разнообразных грехов, которые с особой силой в нём проявляются. Но не нужно думать, что это относится только к каким-то преступникам, недостойным людям. Вообще, каждый из нас имеет отношение к смерти, убийству. Ведь сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:5).

В Церкви убийство определяется как противоположность любви. Но разделяют убийство как результат превратного ума и убийство на войне, которое в определённой степени оправдывается. Но только в определённой, поскольку заповедь однозначна: «Не убий!»

Оправдывается, когда солдаты защищают свою землю, свою веру и убивают не по ненависти или жажде крови. У нас есть примеры святых, ставших образцом воинов: Георгий Победоносец, Александр Невский и многие другие, которые исполнили заповедь «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 13:15). В этом случае Церковь благословляет воинов — как это было с преподобным Сергием Радонежским и Дмитрием Донским.

Как относиться к врагам своим? — Я думаю, так, как сказано в Писании: «…во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Господь возводит человека ещё выше естественных для него сценариев поведения, когда на добро отвечают добром, — Он говорит нам любить врагов наших. Как это возможно? — Сохранять незлобие, чтобы ненависти не было в наших сердцах.

Если человек не может стать другом, простить совершённое против него преступление, — то пусть хотя бы не желает отомстить, чтобы ненависть не переходила из рода в род. Ведь в таком случае целые поколения вырываются из истории, как это было в Средние века на Руси: она не успела креститься, как сразу же начались междоусобные войны, длившиеся столетиями. Так что есть два пути: христианство, созидающий путь — и путь разрушения.

Ещё раз повторю: главное — не озлобляться. По крайней мере, стараться, стремиться к этому. Сложно давать такой совет людям, которые побывали непосредственно под бомбёжкой, выжили каким-то чудом, или даже видели, как гибли их близкие, соседи, друзья. Но православный человек должен помнить и держать в своём сердце следующее: да, совершается беззаконие, никаких оправданий ему нет. Зло есть зло, это факт. И то, что идёт война — это тоже факт. Но Господь возводит нас выше, и мы должны стараться быть выше.

Как лечиться? — обращаться к нашей истории, к истории нашей земли, нашего государства, где много примеров тому, как поступали святые, когда убивали их близких или их самих. Второе — воспитывать в себе незлобие. Защищать близких надо, стоять за веру надо, но и преступать грань нельзя. Когда человек убивает ради убийства, когда преследуют, пытают — это недопустимо. Казалось бы, куда страшнее — идёт война, убивают с обеих сторон. Но оказывается, можно и на этом фоне быть хуже: убивать с удовольствием, издеваться…

Третье — это вспомнить о жизни Христа. Его с рождения хотели убить. За что? — Да ни за что, за то, что Он родился, что Он пришёл в этот мир. Он не занимался политикой, Он духовно просвещал людей, научал Божественной премудрости. И когда Его распинали, Он просил помиловать Своих убийц. Христос даёт нам высшее понятие о человеке — нам, может быть, пока недоступное ввиду нашей приземлённости. Это высшая степень христианства, высшая степень незлобия.

Чтобы человек не вышел за рамки и не стал рабом своих чувств, можно вспоминать о том, что христианин служит Богу. А воинство служит людям… Междоусобицы — это как драка: зачинщики есть, но чем дольше она длится, тем меньше помнят, кто они. Страдают обе стороны, и чем дальше, тем больше.

А в плане ненависти — что бы ни произошло, нужно удержать её в себе. В случае столкновения со смертью чувства обостряются, это стресс для любого человека — православного ли, нет. И в этом случае нужно попытаться удержать свои чувства в тех рамках, которые показывает христианство. Нужно остаться человеком. Ведь ненависть порождает ненависть, убийство порождает убийство. Это искушение. Человек подвергается искушению, но он должен управлять чувствами, раз уж он не может любить людей так, как то заповедал Господь.

В православии точек невозврата нет

Протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма, г. Артёмово, Дзержинский округ:

— Конечно, тяжело перенести боль, а тем более смерть близких. Но если мы не будем относиться по-христиански друг к другу, то это приведёт к умножению ненависти, умножению вражды. Нынешняя братоубийственная война — следствие нехристианских отношений между людьми, когда мы не можем прощать, относиться по-доброму к окружающим, и эта ненависть, злоба дошли до какой-то черты. Сейчас часто говорят о «точке невозврата». Но в православии точек невозврата нет, скорее всего, это отдалённость от Бога, когда человек сознательно отходит от Него и не хочет возвращаться.

Человек задаётся вопросом: «Как я могу простить?» А как бы ты хотел, чтобы тебя простили? Мы столько совершаем грехов, столько проступков, что за это давно нужно было бы наказать, но мы хотим, чтобы лично нас Господь помиловал. Это как в детстве. Как бы ребёнок ни нашкодил, он всегда думает: всё, я так больше никогда не буду! Никогда не буду обманывать маму, баловаться. Прошло время, успокоился — и опять началось. Студент не подготовился к экзамену — просит: «Господи, хоть бы пронесло!» Экзамен прошёл успешно — снова всё по-прежнему. Ведь пронесло же! А поблагодарить Бога мы забываем.

И навредить другому мы можем запросто, а вот прощать не хотим. Примеров тому множество. Например, в жизни семейной. Ведь когда Господь говорит: «Возлюби ближнего своего как самого себя», — Он не говорит о голодающих Нигерии или вымирающих уссурийских тиграх, а имеет в виду семью каждого из нас. Ближний — это жена, отец, мать, дети, брат, сестра. Но любовь к ближнему и дальше должна пойти. А если ты даже родного человека не можешь прощать? Естественно, что это неумение выливается и на чужих.

Господь сказал: простите, и Я вас прощу. Когда мы прощаем обидчиков наших близких, наших друзей, не мстим, мы этим убиваем месть, убираем её из своей жизни. И тогда будет мир. Пока мы не сможем в себе месть и ненависть убить, они никуда от нас не уйдут. Мы их зовём к себе своими поступками.

Как быть, если простить не получается?..

Здесь можно провести параллель со спортом. Спортсмен говорит: как я добегу до финиша первым? Если он не будет заниматься, тренироваться, соблюдать диету, он не добежит. Так и христианин должен молиться, поститься в меру своих сил и просить Бога о помощи. Когда мы сами не можем справиться, нужно обратиться к Нему. Святое Писание учит нас: что невозможно человеку, возможно Богу. Мы должны просить Его об этой помощи! Как ребёнок, который бегает за матерью — сто раз просит, двести, и мама уже не может отказать ему. Так и Господь. Мы должны быть наивными как дети и просить Его о помощи неустанно. А Господь даст нам силу перебороть ненависть, отвращение и боль.

А мера человеческих сил у каждого разная. Мы, например, находимся на границе между Артёмово и Гагарина. Здесь стоят боевые позиции. У нас сегодня танки разгулялись не на шутку. Бахало страшно. Если бы не вера и не надежда на Бога — очень тяжело было бы психологически. Один осколок долетел до нас… Это повод постоянно помнить, что есть временное, а что — вечное. Дай Бог всем нам пережить это — и остаться людьми, не озлобиться!

Священник Роман Бондаренко, клирик Богоявленского кафедрального собора, г. Горловка:

— Ещё в прошлом году мы и представить себе не могли, что выражение «мирное небо над головой» станет для нас таким важным — чуть ли не одной мечтой на всех. Многое пришлось нам увидеть и пережить за время братоубийственной смуты на Донбассе: и погибших ни в чём не повинных детей, и стариков, и разбитые дома, и сгоревшие храмы. Скольким пришлось уехать? А надо жить дальше, общаться с теми, кто пострадал в дни бомбёжек — и с теми, кто стрелял. Господь говорит нам, что нет особой заслуги в том, чтобы любить любящих нас, потому что так живёт большинство. Надо любить обижающих нас, молиться о безумцах, творящих всё окружающее нас беззаконие.

Сказать проще, чем сделать, особенно в этом случае. Как мать, похоронившая своего ребёнка, или ребёнок, оставшийся сиротой, простит убийцу? Или строитель храма, вложивший всю свою душу в строительство, будет любить тех, кто его сжёг? Сложно больной бабушке не обидеться на тех, кто одним выстрелом оставил её без крова.

Человеку это невозможно, но всё возможно Богу. Господь лечит тех больных, которых оставили врачи, и исцеляет раны, которые кажутся неизлечимыми. Нам нужно благодарить Бога за всё, надеяться на Него больше, чем мы это делаем, любить Его и молиться Ему, и тогда научимся любить и ближних, и своих обидчиков.

Для преодоления ненависти нужно время

Священник Олег Сухов, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи, г. Краматорск:

— С одной стороны — мы все люди, состоящие из тела и души. Душа нам одно говорит, тело — другое. Что главное для человека? Он должен выбрать. Если для него главное Царствие Небесное — он должен стать на путь христианства, если же главное отмщение — он станет на этот путь. В столь сложном вопросе, как прощение убивающих, нужно найти некий компромисс в отношении их, главная цель которого — не навредить себе и не навредить другому человеку, тому, кого мы пытаемся простить.

Как прийти к прощению? — Путём долгого времени. Как не сразу строится город, как не приносит сразу свой плод дерево, так и человеку нужно время для преодоления ненависти, боли, обиды.

Чтобы дерево принесло плод, нужно сначала вскопать землю, посадить саженец, поливать его, и тогда лет через пять оно начнёт плодоносить. Так и с человеческим сердцем.

Время всё врачует, и душевные раны тоже. Сразу простить очень сложно, и редко у кого это получается. Человек после исповеди говорит: «я всех прощаю!», но такого не может быть. Все мы люди, у каждого свои чувства, и у каждого своя дорога в Царствие Небесное. Бог каждому определил свой путь, и мы идём по нему — но в одном направлении. Мы идём ко Христу. Но на всё нужно время. Святые отцы совершали подвиг в течение всей своей жизни, а не одним днём. Так и мы: нужно время, спустя которое духовная рана залечится.

Для того чтобы получить любой плод, нужно приложить труд. Труд христианина в чём заключается? В том, чтобы мы меньше согрешали и больше исповедовали свои грехи. Чтобы причащались Тела и Крови Христовых. Когда мы всё это сделаем, Господь откроет нам тот путь, который для каждого человека полезен и спасителен. Чем больше мы исповедуемся, чем больше времени посвящаем Христу через молитву и покаяние, тем ближе приближаемся к Нему, тем ближе мы к той высоте, которая неподвластна людям, живущим другими интересами.

Справка

Димитриевская родительская суббота — ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Влияние греха убийства на судьбу человека его семьи и всего рода.

Господь создал человека, дал ему тело, душу, вдохнул в него жизнь и только он имеет права лишить человека этой жизни и никто другой.
Если серийные маньяки и насильники пришли в этот мир чтобы стать кармическими палачами для каких то душ и выполняют своё кармическое предназначение, то они всё равно на себя, на свою душу вешают грехи убиенного, а тот отправляется в хорошее место поближе к Богу.

  • И если же один человек убивает другого в результате пьяной драки или просто в гневе, ревности то он тоже является великим грешником и на его душу вешаются все грехи убитого человека.
  • Все убийцы обрекают не только себя но и весь свой род, включая своих детей, родителей, братьев сестёр на эту тяжкую ношу грехов убиенного, а так же обрекают свой род на вечное проклятье.
  • Убийцами считаются так же люди заказавшие, а так же делающие смертную порчу на определённого человека, семью, коллектив, фирму в результате которой кто то умер.
  • Убийцами являются люди чьи действия, оговороры, доносы, клевета, угрозы вынудили человека совершить самоубийство, или в результате их действий человек скопостижно скончался от сердечного приступа или инсульта. К числу великих грешников и убийц причисляются в наше время директора коммерческих банков и служба коллекторов которые всеми правдами и неправдами издеваются над людьми обирая, угрожая и наживаясь на незаконных процентах. Ещё в старину считалось великим смертным грехом отбирать у нищего человека последние средства и это ни кто не делал, ни один купец, ни один князь и даже царь это знал и соблюдал это условие.
  • Доведение государства и народа до нищеты это влечёт за собой многочисленные смерти людей что является так же великим грехом для руководителей этой страны, и не один самый высокий высокий церковный чин не сможет отмолить грех этого чиновника — убийцы. Чем выше пост занимаемый чиновником убийцей, тем больше грехов вешается на его душу и на весь его род.
  • Тяжкий грех убийства не ложится лишь на тех людей которые обрекли другого человека на смерть в результате самозащиты — защищаясь от агрессии которая реально угрожала их жизни (если не нападали первыми), или в результае неосторожности (Господь рассудит была ли это неосторожность преднамеренной, его обмануть не получится).
  • Все убийцы заблуждаются в том что за большие деньги пожертвованные на церковь, или вложенные в строительство храма Господь простит им их грехи, но это не так. Сколько бы храмов не возводил убийца, сколько бы не молился, сколько бы денег не раздавал это не поможет освободиться от смертного греха. После смерти человека, его душу судят по делам его, а не по деньгам.
  • Поэтому на Суде Божьем душу человека не спасёт то что он был президентом или депутатом или священником — этот суд идёт по законам совести.

Не даром Господь сказал:"Возлюби ближнего как самого себя. Поэтому убивая ", предавая, доводя до самоубийства, обирая последние деньги с человека эти люди убивают так же, доводят до самоубийства,обирают и свои души и лишают их Царствия Небесного.

Один из постулатов веры заключается в том, что пагубные страсти побеждаются добродетелями. Это относится ко всем религиям без исключений. Идет ли речь о том, как искупить грехи в исламе или же в христианстве, в буддизме, либо в иной вере, руководствоваться нужно этим постулатом.

Но перед тем как искупать грехи, нужно понимать, что же это такое. В понятие греха вкладывается многое, ведь само слово в первичном значении - это «промах». То есть грех - это ошибка, совершенная человеком, его «непопадание, несоответствие» божьему замыслу. Это означает, что в широком понимании слова греховными могут быть любые помыслы и действия людей, идущие вразрез с заветами и постулатами исповедуемой религии.

Как возникают грехи?

В том, как искупить грех, важную роль играет понимание причины, его породившей. Грехи подобны кругам на воде. При этом человек зачастую видит лишь расходящиеся по водной глади круги, но не замечает брошенного и опустившегося на дно камня, их вызвавшего.

Этот образ в полной мере отражает механизм появления грехов. В основе каждого из прегрешений лежит то, что подтолкнуло к нему человека, то есть, образно выражаясь, камень, брошенный в воду и опустившийся на дно. Как правило, в роли данного камня выступает один из семи смертных грехов, являющихся наиболее тяжелыми и опасными для человеческой души.

Каждый из смертных грехов неминуемо влечет за собой обильный перечень проступков, не являющихся добродетельными. Они становятся зачастую дымовой завесой, мешающей человеку увидеть причину своей греховности. Отмаливая их, человек не может перестать грешить и не чувствует облегчения. Это происходит потому, что смертный грех продолжает «тянуть на дно», разрушать душу.

Какими могут быть грехи?

Хотя каждая религия и отличается некоей витиеватостью и мягкостью, отсутствием прямолинейности, в вопросе о том, как искупить грех, все предельно просто и ясно. Ответ только один - не грешить. Не грешить изначально, а если проступка избежать не удалось, то не повторять и не усугублять его.

Грех подобен заболеванию для души. Соответственно, перед тем как раздумывать о ее излечении, то есть об искуплении, необходимо разобраться с тем, какими могут быть грехи. В вопросе о том, как искупить грехи, в православии, как и в христианстве в целом, условно церковнослужители выделяют основные, первопричинные проступки и вторичные, следующие за главными. То есть прегрешения могут быть тяжелыми или же обыденными.

Кроме этого, есть и нарушения божьих заповедей, что номинально грехом не является, однако становится дорогой к нему.

Какие есть грехи?

Смертных грехов христианство насчитывает семь. Сакральная семерка, присутствующая во многих религиозных текстах, возникла не сразу. Изначально грехов было восемь. Однако с течением времени, основываясь на практических наблюдениях за жизнью верующих в целом, руководство церкви пришло к объединению двух позиций в одну. Объединили такие понятия, как «печаль» и «уныние».

Перечень смертных прегрешений был оформлен папой Григорием I Двоесловом и стал включать в себя следующие понятия:

  • гордыня;
  • зависть;
  • гнев;
  • уныние;
  • алчность;
  • чревоугодие;
  • похоть.

Именно они и являются краеугольными камнями греховности человека в целом. Их наличие толкает к свершению греховных поступков и отравляет человеческую душу.

Является ли грехом нарушение заповедей?

Над этим вопросом задумываются все верующие без исключения хотя бы единожды в жизни. Ведь в современном мире чрезвычайно трудно не нарушать заповеди. К примеру, ту, которая гласит о подставлении другой щеки, если ударили по одной. Ведь первое, что пытается сделать человек, когда его обижают - ответить, наказать, воздать. Или же заповедь «не убий» - аборты, вошедшие в обыденные платные услуги во всех гинекологических клиниках, ее нарушают. «Не укради» - понимая ее шире, чем простое взятие чужих вещей, человек неминуемо осознает то, что заповедь нарушается повсеместно.

Номинально нарушение заповедей грехом в церковном мировоззрении не считается. Однако это вовсе не означает, что, нарушая оставленные Господом заветы, человек не совершает проступка. Совершает, и более того — этот проступок нуждается в искуплении.

Нарушение заповедей, не номинально, а фактически — одно из самых тяжких проявлений греховности, если понимать ее шире, чем список смертных проступков. Божьи заповеди - вовсе не случайный набор руководящих постулатов, призванных упорядочить жизнь человека и упростить церковникам руководство паствой.

Их соблюдение необходимо для того, чтобы избежать грехопадения, а вот нарушение - прямая и самая короткая дорога к смертным проступкам, становящимся ядом, смертельной болезнью для души. Нарушение заповедей ведет к одному из смертных грехов, который неизбежно повлияет на всю жизнь человека, отразится на его судьбе.

Таким образом, прослеживается закономерность - смертный грех становится первопричиной для обыденных проступков, а вот нарушение заповедей - тем фактором, который рождает тяжелые провинности.

Как их избежать?

Задумываясь о том, как можно искупить грех, любой мыслящий человек неизменно приходит к выводу, что самым простым вариантом является - не совершать его. Проводя аналогию с заболеванием, можно сказать, что простым способом искупления является профилактика, предупреждение развития и возникновения прегрешения.

Такой подход нисколько не противоречит религиозным устоям, более того, именно для предупреждения греховности и даны людям заповеди. Однако для того, чтобы грехов избежать, нужно иметь четкое представление об их сути. Нельзя понимать название прегрешения поверхностно и буквально, за каждым наименованием скрыто множество явлений, характерных для каждодневного бытия человека. С вероятностью смертного прегрешения можно столкнуться всюду и ежедневно, для этого даже не нужно выходить за пределы квартиры. К примеру, грех лени - не только нежелание выполнять какую-либо работу, но и отсутствие духовного и интеллектуального развития, ухода за собой и домом, и многое другое.

Про гордыню

Этот грех нередко путают с завышенной самооценкой и с завистью. Однако гордыня не имеет ничего общего ни с чрезмерным чувством уверенности в себе, ни с желанием превосходить в чем-либо других.

Гордыня - это образ жизни, при котором человек считает себя «пупом всей Земли», а также полагает, что его достижения - результат собственный и ничей другой. То есть, к примеру, если человек становится мировым светилом в отдельно взятой области, то он искренне считает это лишь собственной заслугой, напрочь забывая о том, сколько усилий было приложено родителями, близкими, учителями. Забывает и о том, что все в жизни дается Господом.

Про зависть

Это грех, который подстерегает всюду. Однако не стоит путать его с желанием выглядеть или жить не хуже других. Зависть в своей сути - глубокое душевное расстройство, в корне которого лежит отрицание замысла Господа.

Подверженный этому греху человек не замечает данного Богом ему самому, видит исключительно то, чем обладают другие. Фактически, зависть - повседневное отрицание своей судьбы и стремление жить чужой. Например, человеку дан талант к рисованию, но вместо того чтобы писать полотна и развиваться в этом направлении, он со вздохами смотрит на музыкантов и с упрямством стучит по клавишам фортепиано.

Про гнев

Гнев - не просто неконтролируемая вспышка эмоций. Это больное состояние души, при котором человек отрицает любое противление его волеизъявлениям или же представлениям. Гнев не просто приводит к насилию. Он и есть само насилие во всех вероятных ипостасях. Гневу подвержены многие, выражается он в диктате собственной воли и неприятии всего, что с ней расходится.

К примеру, родители, заставляющие детей воплощать их собственные, взрослые представления и пресекающие на корню всяческую самостоятельность малыша, подвержены греху гнева. Супруги, избивающие жен за неправильно с их точки зрения прожаренные котлеты, тоже подвержены греху гнева. Властители, вводящие законы, запрещающие инакомыслие - тоже проявляют гнев. Этот грех - самый распространенный. Он имеет корни в эгоизме человека, в его закрытости для всего вокруг и яростному противлению тому, что идет вразрез с собственными убеждениями.

Про уныние

Самый страшный и тяжелый из всех семи смертных прегрешений. Уныние - наиболее коварный грех, оно незаметно вкрадывается в душу человека, маскируясь под плохое настроение или же грусть. Уныние, как раковая опухоль тела, захватывает душу целиком, и избавиться от него невероятно трудно.

Депрессия, печаль, тоска или же нежелание вставать с дивана - это уныние. Нежелание жить - так нередко растолковывают понятие этого греха церковнослужители. Однако уныние не обязательно проявляется в тяжелейших депрессиях или же иных психологических расстройствах личности. Повседневная усталость, тоска, грусть и отсутствие умения увидеть что-то хорошее - уныние. Отличить же прегрешение от обычной грусти или печали просто. Уныние никогда не бывает светлым, в душе подверженного ему человека царит мрак.

Про алчность

Это не просто желание «нагрести» себе как можно больше. В желании человека жить в комфорте и сытости греха нет. Алчность - полное подчинение всех помыслов гонке за материальными благами, которые не нужны.

То есть, если у человека есть телевизор, но он идет в магазин и приобретает более современный, разрекламированный и модный, но по функциям практически не отличающийся от того, который имеется в доме, то это - алчность. Грех алчности исключает понятие ответственности. То есть человек тратит, а не зарабатывает. Алчность в современном мире приводит к бесконечному росту материальных долгов, а это, в свою очередь, влечет за собой полное невнимание к духовной стороне собственной личности, ведь все помыслы заняты лишь суетным.

Про чревоугодие

Это не только злоупотребление пищей или винами. Чревоугодие схоже с алчностью - это потребление лишнего с одной стороны, однако прегрешения различны.

Этот грех - угождение себе, ублажение себя во всех смыслах. Потакание собственным страстям и сиюминутным прихотям, независимо от того, чего они касаются. К примеру, поездка в экзотические страны с целью посещения публичных домов с мальчиками-подростками - чревоугодие. Съедание двух-трех порций жареной картошки с салом при обострившемся гастрите - тоже чревоугодие. Этот термин не имеет точных границ, он подразумевает потакание пагубным страстям во всех областях жизни.

Про похоть

Под похотью обычно понимается блуд. Однако такое восприятие излишне упрощено и заужено.

Похоть - это бездушие, как в плотских утехах, так и в чем-либо ином. Если рассматривать прегрешение на примере интимной сферы жизни, то оно означает механику действий, обеспечивающую нервный спазм, дающий секундное удовольствие. Души в таком половом акте нет. То есть все пособия, рассказывающие о том, что, где и как нужно «потереть» для получения возбуждения, являются практическими руководствами по греху похоти. В интимной связи должны участвовать души людские, должна быть эмоциональная составляющая, то есть - любовь, а не только сексуальное вожделение.

Соответственно похоть - это бездушность, преобладание плоти над эмоциями. Этот грех может проявляться не только в интимной сфере человеческой жизни, но и в любой другой.

Что понимать под раскаянием?

О том, как искупить грехи перед Богом, говорится во всех религиозных текстах. Нужно искренне раскаяться в совершенном. Нельзя прийти в церковь, купить молебен, постоять перед иконой и стать безгрешным.

Раскаяние - это первый шаг к тому, как искупить грех. Первый, но далеко не единственный, хотя и основополагающий. Нельзя принимать за раскаяние осознание греховности. Это крайне важный момент. Понимание разумом неправедности того или иного поступка с раскаянием ничего общего не имеет. Осознание приводит к показушности покаяния.

Например, женщина посещает гинекологический стационар и избавляется от нежелательной беременности. После этого она находит руководство о том, как искупить грех за абортированных детей, посещает храм или монастырь, заказывает молебны и демонстративно кается в содеянном. Это раскаяние? Нет. Более того, женщина через какое-то время вновь оказывается в гинекологическом стационаре, и ситуация повторяется. Только молебны она заказывает уже не по одному младенцу, а по двум. И так далее, круг порока не прерывается, лишь меняется количество поминаемых священниками младенцев. Подобные примеры можно найти в любой сфере жизни.

Истинное раскаяние не подразумевает истерик и «бития челом об пол». Это состояние души, при котором человек поражен как громом, оно схоже с озарением. Истинное раскаяние исключает вероятность повторного совершения того прегрешения, к которому оно относится. То есть раскаяние идет из сердца человеческого, а не из разума.

Однако это чувство нуждается в развитии и закреплении. Именно для этого и нужны специальные молитвы, процедуры отпущения грехов и прочие духовные ритуалы искупления.

Как искупить грехи?

Главное средство искупления прегрешений и очищения души - исповедь. Однако, задумавшись о том, можно ли искупить грех, нужно понять готовность своей души к этому. Нельзя просто прийти в храм, прочитать список проступков, получить прощение и стать «безгрешным созданием». В том, определяющую роль играет душевная потребность в этом действии.

Номинально же искупление включает в себя посещение исповеди. Во время беседы с церковнослужителем человек не только перечисляет свои проступки, но и рассуждает о них, анализирует. К примеру, говоря о супружеской неверности, люди начинают свою речь с вопросов о том, как искупить грехи измены и постепенно приходят к тому, что повествуют о ситуации в семье, отношении партнеров, о быте и многом другом. Это самопроизвольное развитие монолога, хотя при необходимости священник задает вопросы, нужные для того, чтобы растормошить пришедшего на исповедь, заставить задуматься о причинах проступков и исключить их, а также убедиться в искренности и глубине раскаяния.

Этот подход к отпущению грехов един. Он же актуален и в том, как искупить грех за абортированных детей, и в прочих случаях. А вот в том, что нужно сделать после исповеди, единых правил не существует. Каждый случай прегрешения - уникален, ведь все люди разные и вера их не имеет одинаковой глубины. По этой причине молитва, искупить грехи при помощи которой рекомендуют священники, в каждом случае - своя.

Кому молиться, как и сколько, то есть все то, что волнует людей с практическим складом ума, определяет церковнослужитель во время исповеди, исходя из услышанного им. Одной общей «чудесной» молитвы не существует.

Что не искупить?

Путь искупления греха - это внутренняя работа над собой. Нельзя думать, что существует грех, который никогда нельзя искупить. Таких грехов - нет. Разнятся лишь внутренние духовные усилия человека, они зависят от глубины и тяжести прегрешения. Искуплению подлежит любое преступление или же прегрешение.

Разумеется, исключением является самоубийство. Но это вовсе не грех, который «нельзя искупить», такое понимание не совсем верное. Самоубийство искупить не «нельзя», а попросту невозможно. Ведь человек, добровольно ушедший из этого мира, просто не может раскаяться в содеянном, прийти в храм и помолиться. Потому что уже не живет в этом мире. Исключительно по этой причине грех не может быть искуплен, а совершивший его подлежит отторжению от паствы, то есть захоронению за пределами освященной земли без соблюдения церковных ритуалов.

Татьяна,приветствую Вас!!
Вот вы пишите:
«Вот именно детоубийцами и начинают себя чувствовать женщины, решившиеся на аборт. И чувство вины при этом вырастает до небес».
Вот делаааааа.
Так вот: надо ПРОСТО убрать Чувство Вины у СЕБЯ ЖЕ в таких случаях.И всего-то!
Далее.Надо заняться ПРИЯТИЕМ СЕБЯ,если ты ЭТО сделала(УЖЕ ведь СДЕЛАЛА!!—что уж тут ПО-НОВОЙ мурыжиться ЗАЗРЯ?Всё,поезд УЖЕ ушёл ведь!)
Далее.Следом -не мешало бы припомнить,что мы ЗДЕСЬ,чтобы ОШИБАТЬСЯ(сами вы же,кстати,Татьяна,это же и писали).
Значит,исходя из того,что вы же и писали,делаем так:
Считаем аборт(если уже сделали)-ОШИБКОЙ,которую ИМЕЕТЕ право ЗДЕСЬ допускать,для ЧЕГО и пришли сюдя..»Да,я ошиблась,было дело.Постараюсь больше так не делать»=тем самым ГРЕХ НЕЙТРАЛИЗУЕТСЯ..
И никаких соплей.
И вообще,человек-странное существо:ну что за привычка всё ДРАМАТИЗИРОВАТЬ? Ах-ах,грех,ах-ах-УБИЛА!Ужааас! Никакого УЖАСА.
Надо же ШИРЕЕ к этому делу подходить.
Ну…

Ясно, что заповедь «не убий» запрещает человеку лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Но защита своих граждан от насильников - не личный мотив. Всякую мысль о «противоречии» в Священном Писании надо сразу же отбросить как ложную и крайне опасную: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16).

В апостольский век под Писанием понимался только корпус священных ветхозаветных книг. Канон Нового Завета еще не сформировался. Мы не должны подобно гностикам и представителям других еретических сект противопоставлять Ветхий и Новый Завет. К авторитету богодухновенных ветхозаветных книг обращался Спаситель: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39).

Шестой заповедью запрещается убийство, или отнятие…

Самоубийство является грехом против жизни, которая в нас была заложена от рождения. Не по своей воле мы пришли в этот мир, не по своей воле должны и уходить (не считая случаев героизма).Однажды мне встретились стихи, написанные человеком, которого одолевали мысли суицида, и вот, что пришло как ответ для него:Хочу тебе сказать, что за чертой,Что бренность бытия от нас скрываетЕсть Бог живой, Который любит нас,Его любовь нам души исцеляет.И неразгаданным вопросам нет конца,И сожалений нам не выразить словами,Но сердце лишь открой — впусти Христа,Он даст Свой мир, непостижимый нами.Он каждую слезу отрёт рукой,И сердце снова радостью зальётся,В Его руках найдёшь ты свой покой,И вместо боли жизнь Его вольётся.Уныния причин не перечестьИ поводов есть много хлопнуть дверью,Но путь Христа в тернистом мире есть,А значит есть любовь, надежда,…

Друзья! Разрешите и мне, рабу Божьему слово сказать.
Почему убийство-грех?
Ответ на этот вопрос не так прос,т как кажется, на первый взгляд.
Можно, конечно, ограничиться словами,мол, одна из заповедений Господних так и гласит — НЕ убий! Это запрет для каждого человека.
И можно ограничиться только таким простым пояснением.Его дают детям.
Но, эта заповедь, как и любая иная заповедь Бога, имеет глубокий смысл. Если человеку такой смысл раскрывается, то заповедь исполняется им не из страха наказания, а по внутреннему убеждению. Заповедь приобретает некий внутренний стержень, стаовится частью человека, его сутью. В таком случае, для такого человека, преступить заповедь, ставашую его естеством, равносильно убить самого себя.
А начинать, думаю, надо с того, что вначале уразуметь, что такое грех. При этом,имеется в виду не обыденое, бытовое понимание этого слова, а грех перед Богом, так как по сути другого греха и не бывает.
Сжато, грех- это…

Православные Грехи. Грех, с точки зрения Православной церкви, это деяние, недостойное христианина. Шестой Вселенский (Константинопольский) собор определяет грех, как болезнь души. Православная церковь относит деяние к греховному, основываясь на интерпретации библейских текстов. Грех считается прощённым (отпущенным) после исповеди, если совершивший греховное деяние человек искренне раскается в совершённом грехе.
Грех — это противоестественное состояние человека, «… добровольное отступление от того, что согласно с природой, … противоестественно (противоприродно)» (Иоанн Дамаскин). Совершая грехи, человек наносит раны своей душе. Поэтому человек, неся ответственность за совершенные грехи (в отличие от первородной греховности), должен бороться со своей греховностью и преодолевать её. Согласно Святому Писанию, нет человека «кто живет и не согрешает, и что никто не чист от скверны, даже если и один день проживет на…

Смертный грех

Смертный грех – это грех, убивающий душу, отлучающий её от Божией благодати. Он неизбежно влечёт за собой и другие грехи.

Святитель Димитрий Ростовский так определяет отличие смертного греха от любого другого, менее тяжкого:

«Ослепляет душевные очи всякий смертный грех, который прощается отчасти; говорю «отчасти» потому, что насколько зол грех, настолько он препятствует действию благодати Божией, которая есть свет душевный. Поскольку же всякий человек грешен, следовательно, всякий страдает душевной слепотой — полной или частичной. Частичная слепота может быть легко исцелена, полная же исцеляется очень трудно.

Если кто спросит, как отгоняется эта тьма, я отвечу: пусть этот духовный слепец сидит при пути православной, кафолической веры и усердно, прилежно взывает ко Христу Богу: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18, 38). Если же плотские похоти начнут мешать ему, пусть еще сильнее взывает: «Сын Давидов! помилуй меня». Тогда…

Просмотр полной версии: Почему убийство — грех?

Почему убийство считается грехом?

Разве не Бог отмеряет срок жизни человека, даёт и берёт назад? Если да, то, когда у человека, заканчивается срок жизни на Земле, но он полон сил, то как, по-другому, если не убийством, закончить его существование? Будь-то убийство человеком, животным, камнем с крыши, смертельной болезнью, авто-, авиа-, или другой катастрофой. Способов окончания жизни много, разве они не есть лишь орудие Бога, порой выступающие и, как наказание, за те или иные грехи?

Поправьте меня, если я не прав.

Смотря кого
Да все равно кого,пусть даже отпетого преступника,или маньяка.

21.08.2010, 22:29

Если, допустим, это убийство маньяка, гея или педофила — то да — грехом не считаеца, одобряю.

21.08.2010, 22:52

Разве не Бог отмеряет срок жизни человека, даёт и берёт назад?
Думаю, что многое, если не сказать все — зависит от самого…

Просмотр полной версии: Почему христианская религия считает убийство смертным грехом и при этом …

Почему христианская религия считает убийство смертным грехом и при этом благословляет воинов на убийство?

Церковь не перестаёт удивлять. Не так давно у ракетных войск стратегического назначения появилась святая покровительница — великомученица Варвара. Вот интересно, как она восприняла свою новую должность? И кто ей объяснил, что такое ракетные войска?

Это всё понятно. Это из разряда бизнеса, про бизнес я хорошо понимаю. А вот как соотносится заповедь «не убий»? Или эта заповедь уточняет, кого «не убий»?

04.09.2008, 11:11

Убийство — грех, однозначно!

Теперь представляете, какая должна быть сила духа у православного воина, который знает, что за убийство врага он может попасть в АД.

То есть священники благословляют воинов на нарушение заповеди? Где же логика? И что это за вера, в которой заповеди не являются превыше…

На очень простой и актуальный вопрос, практически все ответили своим субьективным мнением.И основано это ваше мнение на личном опыте, мировозрении, знании по психологии, кулинарии, вопросо про РЕЛИГИЮ(упомянули неоднократно).Словом все что угодно, но не по теме вопроса.

Насколько я поняла вопрос заключался в следующем: Почему утопить котенка или щенка-это не преступление, а подобное с человеком-преступление.

Вот мой ответ.Во первых те мнения, которые апелируют на ВЕГИТАРИАНСТВО, Библию и т.д- это уклонение от вопроса.Поэтому давайте без амбиций эту ситуацию и разберем.Все что окружает человека-животные, растения, вода- это для его блага.Что же это такое благо?Поесть(Богом задуманных животных-коровы, бараны, свиньи, куры), поспать(из шерсти животных всевозможные подушки, одеяла и т.д).Все вроде верно.

На счет отсутсвия ДУШ У КОШЕК, СОБАК И ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ, ВЫ, господа авторы немного наврали.

Все трактуют БИБЛИЮ как кому…

Грех ли убивать на войне или по приказу и нужно ли каяться человеку в этом? Если нет, то почему тогда убивавшим на войне нельзя становиться священниками?

Дело в том, что на войне грех не убивать. И если тот солдат, который возьмет и положит автоматик свой и всё — ручки сложит, – он предатель, преступник и совершает тяжкий грех. В данном случае идёт речь не об убийстве людей. Вы слышите — идёт борьба не с людьми, а с носителями того зла, которое идёт на наш народ. Понятно? Что, вы думаете, Ослябя и Пересвет убивали людей, когда их преподобный Сергий послал? Да нет — носителей зла, они друг друга никогда и не знали. И на войне – что они, друг друга знают? Кто-то кого-то оскорбил, обидел, что ли? Убийство когда? Убийство – когда зло против ближнего, против человека. Вот в чем состоит зло, а не в пролитии крови, не в смерти как таковой. Совсем нет.

На войне идёт борьба с чем? Со злом, которое движется на мой народ. И я поставлен промыслом Божьим защищать свой народ, может…

Некоторые убеждены, что все беды Руси оттого, что кто-то кается в грехе цареубийства. Но скажите на милость, разве Господь когда-либо наказывал за покаяние?

Когда говорят, что кто-то берет на себя чужой грех, не забывают ли слова Евангелия о том, что «не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с Неба» (Ин. 3, 27)?

Но будем объективны: вопрос есть - можно ли каяться в грехе цареубийства. Отложим эмоциональные оценки. Иначе они в равной степени будут приложимы к святым и авторитетам Церкви, к святому Иоанну Шанхайскому, Серафиму Роузу, Архиеп. Аверкию (Таушеву), Еп. Нектарию (Концевичу), к свт. Иоанну Снычеву, подписавшему призыв Священного Синода к покаянию в грехе цареубийства вместе со всеми членами Синода: Патриархом Алексием, Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, тогдашним Митрополитом Кириллом и прочими. Таких посланий было два: в 1993 и в 1998 гг. Не спеша вчитаемся в выдержки из этих официальных Посланий Священного Синода Русской…

Loading...Loading...