Что завтра за праздник 21 сентября. Тропарь Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы открывает новый церковный год (индикт), который начинается 14 сентября . С рождением Марии, которую назовут Престолом Бога, Дверью, через которую в мир явится Спаситель, начинается и история Нового Завета.

История человеческого искупления от власти греха и смерти началась не с момента Рождества Господа Иисуса Христа, а гораздо раньше. Эта история началась еще в саду Эдема, продолжилась в ветхозаветный период и окончательно осуществилась уже в Новом Завете. Одним из таких важных моментов в истории человеческого спасения стало, в частности, рождение Матери Господа Иисуса Христа - Пресвятой Богородицы.

Земная жизнь Пресвятой Богородицы

Земная жизнь Матери Божией, казалось бы, хорошо известна каждому верующему. Однако даже здесь, если посмотреть внимательнее, можно выделить несколько интересных моментов. Дело в том, что мы не имеем единого и полного древнего повествования о жизни Пречистой Богородицы. Евангельские сюжеты, в которых упоминается Матерь Божия, разбросаны по всему Новому Завету, а многое и вовсе сохранилось лишь в Предании Церкви. Что же мы можем узнать о земной жизни Богородицы, если соединим вместе Священное Писание и Предание Церкви?

Собственно с Предания Церкви и начинается рассказ о жизни Матери Божией. В Евангелиях мы не находим сведений о Рождестве Пресвятой Богородицы, однако предание нам сообщает следующую историю. На стыке двух эпох - Ветхого и Нового Заветов - в городе Назарете жила одна благочестивая, праведная, но, к сожалению, бездетная семья - Иоаким и Анна. К сожалению, потому что в древнем Израиле семья, которая не имела детей, считалась проклятой, наказанной Богом за тяжкие грехи. В такой ситуации бездетная семья вообще оказывалась в положении изоляции от остального общества. Достаточно сказать, что из-за отсутствия детей Иоаким даже не мог приносить жертвы в храме. Все это показывает нам, какую веру было необходимо иметь людям, чтобы продолжать верить в Бога и молить Его о милости. Именно это и делали родители Пресвятой Богородицы. И наконец праведные Иоаким и Анна дали обет, что если у них родится ребенок, они посвятят его Богу. И вот, когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Господь даровал им ребенка - у них родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского - «госпожа», «надежда»). Впоследствии Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию.

Важно сказать и о родословной Марии - по отцу Она происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери - из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающихся будущего рождения Мессии, - ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно. После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали обет, что дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.

Здесь мы встречаемся с еще одним моментом из Предания Церкви - рассказом о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это произошло, когда Марии исполнилось 3 года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Как сообщает нам Предание Церкви, Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Мария была введена в Святая Святых - это было сделано по особому Божиему повелению, так как по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. После этого события Мария остается жить и служить в храме - здесь Она училась с другими девами, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступать в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались.

В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили с престарелым плотником Иосифом, который также происходил из рода царя Давида. Дева Мария поселилась в доме Иосифа в Назарете. В своей обычной жизни Она вела хозяйство, пряла, шила, а также постоянно молилась. Здесь важно отметить, что Дева Мария не была женой Иосифа, как это иногда некоторые себе представляют. Форма обручения мужчине ради сохранения обета девства - это совершено иная форма совместной жизни, нежели брак. Такая форма иногда и применялась в древнем Израиле.

Первым евангельским событием, связанным с Матерью Божией, является Благовещение о рождении Спасителя. Посланный Богом архангел Гавриил известил Марию о том, что Она станет Матерью ожидаемого Израилем Спасителя, Мессии. Конечно, Мария удивилась этому известию, так как дала обет хранить девство. Однако архангел Гавриил дал ей ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Дальнейшие убеждения уже были не нужны. Будучи полностью покорной Богу, Мария отвечала лишь одно: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Следующий момент, описываемый в Евангелии, - это встреча Богородицы со своей родственницей, праведной Елисаветой, будущей матерью пророка Иоанна Предтечи. Божия Матерь приходит в левитский (то есть особо выделенный для поселения священнослужителей) город Иута, где жили праведные Захария и Елисавета. Здесь Она встречается с Елисаветой, у которой в момент встречи во чреве взыграл младенец (будущий Иоанн Предтеча), а сама она произнесла пророчество о Матери Божией. В ответ Богородица произнесла известный теперь гимн «Величит душа Моя Господа». Спустя три месяца Пресвятая Богородица возвратилась в Назарет.

Евангелие от Матфея рассказывает нам, что когда Мария зачала, Иосиф пришел в сильное смущение. Чтобы не навести гнев людей на Марию - ведь ей грозило бы побиение камнями, - Иосиф решает отпустить Ее. Однако ему является ангел Божий, который запрещает отпускать Марию и свидетельствует о рождении у Нее ожидаемого Мессии. Иосиф слушается воли Божией и оставляет Марию у себя.

Далее Пресвятую Богородицу на страницах Евангелия мы встречаем в рассказе о рождестве Господа Иисуса Христа. Рождение Богомладенца совпало со временем общей переписи, которая была устроена в Иудее по решению императора Августа. Всем евреям было необходимо записаться именно в том городе, из которого происходил их род. Именно поэтому Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем - в свой родной город. Прибыв в город, они, как известно, не нашли свободного дома и поэтому заночевали в одном из вертепов (так называли загон для скота, который представляла собой пещеру). Здесь и произошло чудо - рождение Богомладенца Иисуса Христа.

На 40-й день после рождения Младенца Христа приносят в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Это событие вошло в историю Церкви как праздник Сретения Господня . Богородица приносит за первенца в жертву Богу двух горлиц и двух голубей. Принимавший Младенца Христа старец Симеон сказал пророчество и о Божией Матери, Которой он предвозвестил будущие материнские страдания за Сына. Однако вскоре святому семейству приходиться бежать из Иудеи, так как Богомладенца хотел убить царь Ирод. Правитель Иудеи, неправильно поняв смысл пророчеств, боялся, что родившийся Мессия будет претендовать на царский трон, чего Ирод, конечно же, не желал. Скрываясь от гнева царя Ирода, Иосиф, Пресвятая Богородица и Богомладенец Христос бегут в Египет, где и пребывают до смерти иудейского царя. Узнав о том, что опасность миновала (об этом Иосифу во сне сообщил ангел Божий), семья снова возвращается в Иудею.

По возвращении в Назарет Матерь Божия занималась воспитанием Младенца Христа, а также продолжала рукодельничать. Однажды, когда семья посетила Иерусалим (а это происходило каждый год на Пасху), отрок Иисус (ему было уже 12 лет) потерялся. Вернувшись в город, Богородица и Иосиф долго не могли найти Его, а когда нашли, то изумились. 12-летний мальчик, находясь в храме Иерусалима, беседовал с иудейскими учителями, открывая им тайны Своей мудрости. Пресвятая Богородица, как и любая мать, высказала Свою скорбь о потере Сына, на что Иисус ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». В тот момент Матерь Божия не до конца поняла смысл этих слов, однако позднее Она стала свидетельницей их исполнения. Как свидетельствует Евангелие, Матерь Божия «сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем».

Одним из первых евангельских свидетельств, в которых Матерь Божия выступает заступницей и просительницей за людей пред Своим Сыном, является рассказ о браке в Кане Галилейской. В этом сюжете Богородица просит Господа претворить воду в вино, так как у пирующих на свадьбе оно закончилось. Хотя время Господа еще не настало - Он еще не явил Себя людям как Мессию, - тем не менее Своей Матери Он не отказывает и совершает чудо претворения воды в вино.

Есть в Евангелиях еще один эпизод с упоминанием Матери Божией. Пришедшие к дому, где проповедовал Господь, и пожелавшие Его увидеть Богородица и Его братья (сводные - дети Иосифа от первого брака) просят Его выйти к ним. Христос же отвечает, что для Него матерью, братом и сестрой являются те, кто исполняет волю и заповеди Божии. Этими словами Господь вовсе не отрекается от Своей семьи, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, показывает каждому человеку, что он также может стать частью семьи Божией.

В целом, стоит отметить, что рассказов о Матери Божией в Евангелиях не так много, ведь главная задача всех четырех Евангелий - рассказать о Спасителе, Его проповеди и о том, что в первую очередь важно для нашего спасения. Именно поэтому, все остальное упоминается только в связи со служением Господа Иисуса Христа.

Одно из последних упоминаний о Пресвятой Богородице в Евангелиях - это рассказ о крестных страданиях Господа. Как мы узнаем из Евангелия от Иоанна, когда Господь Иисус Христос претерпевал крестные муки, Матерь Божия вместе с апостолом Иоанном Богословом и другими женщинами пребывала рядом с крестом. Господь, не желая оставлять Свою Матерь одинокой, указывая на апостола Иоанна, произнес: «Жено! се, сын Твой», - а затем сказал апостолу: «Се, Матерь твоя». С этого дня апостол Иоанн стал заботиться о Пресвятой Богородице.

Православная Церковь верит, что по Своем Воскресении Господь сразу явился именно Матери Божией, что именно Она была среди жен-мироносиц («другая Мария»), которые встретили ангела, возвестившего о воскресении Господа. Также, по Преданию Церкви, Пресвятая Богородица присутствовала и при вознесении Господа на горе Елеон. Изображение Богородицы всегда присутствует на иконах этого праздника. Одно из последних свидетельств Нового Завета о Пресвятой Богородице - это рассказ о сошествии на Нее и апостолов Святого Духа, которое произошло по обещанию Самого Христа. Дух Святой сошел на них в виде огненных языков - таким образом произошло чудо Пятидесятницы. Именно после этого события у апостолов появились сила исцелять больных, изгонять бесов, говорить на разных языках и т. д.

В дальнейшем о жизни Пресвятой Богородицы Церковь знает только из своего предания, так как Новый Завет больше об этом ничего не говорит. Предание же гласит, что весть о Своей скорой кончине Матерь Божия услышала от архангела Гавриила. В момент кончины Божией Матери рядом с Ней присутствовали все апостолы, кроме Фомы. Опять же, по Преданию Церкви, Господь лично принял душу Пресвятой Богородицы в момент Ее успения. Тело Ее апостолы положили в гробнице-пещере, а вход завалили камнем. Когда на третий день пришедший апостол Фома, попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Богородицей, случилось чудо. В открытой гробнице тела Богородицы уже не было: здесь остались только Ее одеяния, от которых исходило благоухание. Православная Церковь исповедует, что Матерь Божия была воскрешена силой Господа на третий день после Своего Успения и взошла на Небо. Так завершился земной путь Пресвятой Богородице, которая ныне пребывает со Своим Сыном и молится за нас перед Ним.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Характерной чертой написания образа Пречистой Богородицы является изображение Ее с нимбом (хотя на иконе Она еще младенец). Здесь нимб символизирует ту степень святости и богоугодной жизни, которую Матерь Божия сохранила от Своего Рождества и до Успения.

Иконография праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится к многосюжетному типу - это значит, что на иконе изображено сразу несколько сюжетов, посвященных одному событию.

Примерно с XIV века на иконах Рождества Пресвятой Богородицы появляется еще один сюжет: это изображение отца Марии - праведного Иоакима. Он изображается либо один, либо (что гораздо чаще) со всей своей семьей - праведной Анной и младенцем Марией.

По иконописной традиции вокруг праведной Анны изображают от двух до шести женщин - это служанки, помогавшие при родах и в первое время после рождения ребенка.

Центральным на иконах, посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы, является изображение полулежащей на ложе праведной Анны - матери Пречистой Богородицы. Здесь красный цвет - символ праздника, каковым впоследствии для христиан и стало это знаменательное событие.

В нижней части иконы, как правило, изображается сцена купания младенца Марии. В этой сцене Марию купает либо одна Ее мать - праведная Анна, либо ей в этом помогает одна из служанок.

Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы

Молитва в праздник Рождества Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тьме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва Рождеству Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобившаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Тем же смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия восстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Рождество Пресвятой Богородицы - тропарь, кондак, величание

Каждый год христиане отмечают один из величайших церковных праздников - Рождество Пресвятой Богородицы. Православный мир неизменно соблюдает традиции этого дня, потому даже в современном сознании праздник Рождества Матери Божьей предстает знаковым и символичным.

Предание о рождении Девы Марии

Как гласит Предание, рождение Богородицы произошло в небольшом городе, который находился чуть севернее Иерусалима, — в Назарете. Назарет располагался на откосе одной из гор и был столь незначителен и незаметен, что никто и подумать не мог о грядущем великом чуде, которое возвысит это место. Между тем, именно в этом городе родилась женщина, которая подарила человечеству Спасителя.

В Назарете жила семья Иоакима и Анны, отличающаяся благочестивым поведением, праведностью и милосердием к людям. Прародителем Иоакима был царь Давид, Анна же происходила из рода священника. Семья считалась зажиточной — у Иоакима было большое поголовье скота — но материальные блага не повлияли на чистоту душ супругов. Жители города очень любили и уважали пожилую чету за богобоязненное поведение и готовность помочь ближнему. Единственная боль омрачала существование Иоакима и Анны: седина уже коснулась их волос, но Господь так и не послал им ребенка, невзирая на праведную жизнь и беспрестанные молитвы супругов. А ведь бездетность в то время считалась наказанием Божьим. Переломным моментом для Иоакима послужило событие, произошедшее во время обряда приношения Богу даров. Священник, увидев, что Иоаким желает поднести дар, отказал ему в этом праве, жестоко упрекнув его в том, что он бесплоден, а значит, недостоин участвовать в обряде. После этого скорбящий Иоаким удалился в пустыню, где претерпевал жестокие лишения, постился и возносил молитвы Господу. Анна осталась одна в великой печали. День и ночь она усердно молилась о том, чтобы Бог послал им дитя.

Господь услышал просьбы супругов. Когда они находились порознь, обоим было видение Ангела, который возвестил о том, что Бог подарит чете потомство, слава о котором разойдется по всему миру. Дочь велено было наречь Марией, что переводится как «надежда».
В доказательство верности этих слов Ангел обещал, что супруги увидятся возле Золотых ворот Иерусалима. И действительно — супруги встретились, и радость воцарилась в их сердцах. Анна зачала, и спустя 9 месяцев на свет появилась та, которой суждено было стать матерью Иисуса Христа.

Традиции празднования Рождества Пресвятой Богородицы

На Руси Богородица является одной из самых почитаемых святых, ведь она выступает заступницей рода человеческого перед Богом. Небесная Царица покровительствует матерям и младенцам, семейному очагу и плодородию. Не зря с празднованием Рождества Богородицы совпадает празднование Осенин , посвященное урожаю и семейному благополучию.

В день Рождества Девы Марии принято возносить ей благодарность за дары, которые принесла земля. Утром 21 сентября женщины по традиции выходили на берега водоемов с овсяным хлебом и киселем. Старшая из них обращалась к Богородице с благодарностью за ее милость и просьбой уберечь семьи от несчастья и болезней, наполнить дома гармонией, теплом и любовью.

Матери в этот день молились Небесной Царице, прося у нее покровительства и защиты для детей . Они молили Богоматерь уберечь младенцев от дурного глаза, болезни и житейских невзгод. Бездетные обращались к Богородице с мольбой о послании им ребенка. По древнему обычаю женщины, которые не могут зачать, в этот день должны накрыть стол и накормить обедом столько нищих, сколько способно за этот стол уместиться, попросив у них молиться за ее ребенка. Милосердие к ближнему и молитвы Пречистой Деве в этот день поспособствуют тому, что женщина станет матерью.

В этот светлый день принято устраивать семейные застолья, навещать близких и дорогих людей. Особая традиция — посещение молодоженов. Родственники приходят в гости с целью посмотреть на то, как новобрачные обустроили семейное гнездо. Невеста непременно должна накормить гостей сытным обедом и показать убранство дома, а хозяин — провести родственников по двору, показывая каждый закуток. Гости обязаны похвалить молодых и дать им полезные советы исходя из того, что увидели.

Богородица обязательно помогает тем, кто обращает к ней свои молитвы в этот день. Чтите традиции, заботьтесь о дорогих вам людях и не забывайте нажимать на кнопки и

21.09.2015 00:40

В православии есть множество важных праздников, одним из которых является Сретение Господне. Этот день наполнен...

Cегодня 21 сентября (8 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Иконы Софии Премудрости Божией (Киевской). Икон Рождества Пресвятой Богородицы: Изяславской; Сямской (1524); Глинской (XVI); Лукиановской (XVI); Исааковской (1659). Икон Божий Матери: Холмской, Курской-Коренной "Знамение" (1295); Почаевской (1559); Леснинской; Домницкой (1696).

Рождество Пресвятой Богородицы и Девы Марии

Великий, двунадесятый, вселенский, сообразно важности события. Празднуя Рождество Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством.
Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православной Церковью как один из великих праздников 8 сентября (21 сентября по новому стилю).
В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).
Праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы - начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия. Это праздник всемирной радости: родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы. Родителями Пресвятой Богородицы были святые Иоаким и Анна, из еврейского народа, люди благочестивые. Жили они в маленьком городе Назарете. Иоаким происходил из царского Давидова рода, а Анна - из священнического Ааронова. Они дожили до старости, не имея детей. Не иметь детей считалось тогда у евреев немилостью Божией, и поэтому Иоаким и Анна тяжко скорбели, но не отчаивались и молились, чтобы Господь даровал им детей, как Аврааму и Сарре. Они обещали, что если Бог даст им дитя, то посвятят его Богу, то есть, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Наконец Господь услышал молитву праведных Иоакима и Анны и даровал им дочь, однако сначала еще раз испытал их терпение. Однажды Иоаким пришел в храм и принес дар. Священник не принял от него дара и сказал, что он недостоин принести дар, потому что бездетен; а бездетством наверняка наказан за какие-нибудь грехи. «Не пойду домой, - сказал Иоаким, - а пойду в пустыню и буду там молиться и поститься, пока Бог не обещает мне детей». Так же была огорчена и Анна. Служанка упрекнула ее такими словами: «Тебя Бог не любит и не дает тебе детей». В скорби вышла Анна в сад и села под деревом. На дереве она увидела птичье гнездо с детенышами. Это еще больше огорчило Анну. «Вот у птиц есть дети, а у меня их нет», - сказала она и заплакала. Тут ангел явился ей и сказал: «Не плачь, Бог даст вам дочь. Ступай и встречай мужа». В то же время явился ангел Иоакиму и сказал: «Бог услышал вашу молитву. Он даст вам Дочь, о Которой возрадуются все люди. Ступай домой». Анна пошла и встретила мужа, и они пересказали друг другу, что Бог через ангела обещал им дочь, и возблагодарили Бога. И действительно, через год, 8 сентября родилась у них дочь. Они назвали ее Марией.

Иконы Пресвятой Богородицы

Почаевская икона Пресвятой Богородицы находится в Почаевской лавре в волынской епархии на Почаевской горе. Сама гора получила свое название от села Почаева. В XIV в. в пещере Почаевской горы спасались два инока. В 1340 г. они однажды увидели Пресвятую Богородицу, стоявшую на камне на вершине горы в огненном столбе. Взойдя на гору, иноки увидели, что на камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался вдавленный оттиск Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой как будто камень растаял под стопой Богородицы и начал источать воду. Этот след сохраняется доселе, по-прежнему наполненный водой, которая никогда не убавляется и не переливается. У этого источника стали совершаться чудеса. В 1537 г. Константинопольский митрополит Неофит посетил дом некой панны Гойской и благословил ее иконой Богоматери. Скоро начали происходить чудеса от этой иконы. Тогда в 1597 г. Гойская отнесла икону на Почаевскую гору и отдала инокам, обитавшим там в пещере. На горе была выстроена церковь, число иноков стало увеличиваться, и таким образом была основана Почаевская лавра. В 1675 г. по молитве иноков перед иконой обитель была спасена от нападения турок. Почаевскую икону почитают не только православные, но и католики; на поклонение к ней приходят из отдаленных концов России. Икона богато украшена. Богородица и Богомладенец на ней в коронах, окруженные святыми, среди которых пророк Илия, первомученик Стефан, преподобная Параскева и др.

Холмская икона Богоматери находится в городе Холме, в соборе. Полагают, что она написана евангелистом Лукой и привезена из Константинополя святым князем Владимиром. Икона была и в руках татар, которые нанесли ей две видные доселе раны, и поляков. Икона сия, подобно Киево-Печерской, помещается над царскими вратами и опускается на шнурах. Она привлекает к себе бесчисленное множество богомольцев.

«Знамение» Курская «Коренная» икона Богородицы находится в Курске, в монастыре. В 1295 г. она была найдена при корне одного дерева, обращенная лицевой стороной к земле, отчего и получила название Коренной. Когда подняли икону, то на месте, где она лежала, образовался источник воды. Князь Рыльский-Шемяка соорудил в городе храм Рождества Богородицы и поставил икону. Но икона неоднократно возвращалась на место своего явления, и тогда там соорудили часовню. В 1383 г. татары хотели было сжечь часовню, но не смогли; икону же раскололи и забросили. Впоследствии икона была найдена и склеена. В 1612 г., когда поляки осаждали Курск, жители города видели особенную помощь Богородицы и дали обещание устроить среди города монастырь во имя чудотворной иконы Знамения. Монастырь был устроен, и в 1618 г. икону перенесли в него. С того времени ежегодно, в пятницу 9-й недели после Пасхи, чудотворная икона с крестным ходом переносится из Курска на место ее явления и остается там до 13 сентября. Почтить ее приходят многие паломники. Курские жители, по молитвам перед иконой, видели спасение и от голода еще при Годунове, и от французов в 1812 г.

Исааковская икона Пресвятой Богородицы находится в Исааковской обители в Ярославской епархии. Икона явилась в селе Исаакове в 1659 г. Обитель устроена в 1662 г. На этой иконе стоят рядом иеромонах, архиерей, священник и диакон; священник держит в руках икону Богородицы - без Богомладенца.

Сямская икона Богородицы прославилась в XVI в. В 1524 г. Пресвятая Богородица явилась во сне вологодскому крестьянину Родионову, лежавшему два года в расслаблении, и повелела отправиться в Сямскую волость Вологодской епархии и сказать, чтобы там построили обитель во имя Ее Рождества. За исполнение повеления ему было обещано исцеление от болезни. Родионов исполнил повеление и выздоровел. Поселяне, увидев чудо исцеления, основали обитель, где храмовая икона сделалась чудотворной и стала известна под именем Сямской.

Икона Софии - Премудрости Божией существует в нескольких вариантах.
Иконы в Софийских храмах в Константинополе (который был построен императором Юстинианом и, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть) и в Киеве (который построен Ярославом) написаны так: представлен дом или храм, в котором под сенью, поддерживаемой двумя столпами, стоит Богоматерь в хитоне с покрывалом на голове. Руки и длани Пресвятой Богородицы распростерты, стопы утверждены на серповидной луне. При персях Ее на десной руке - Младенец, благословляющий правой рукой и держащий скипетр в левой. Над сенью написаны слова: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмъ. Над домом вверху в сиянии лучей - Бог Отец и Дух Святой, а подле Них - Церковь Небесная, и в облаках предстоят семь архангелов. На ступенях дома, подле Богоматери, представлена Церковь Божия земная: изображены ветхозаветные праотцы и пророки.
Икона Софии - Премудрости Божией в Софийском Ногородском храме написана так: Господь Вседержитель в далматике (царской одежде), с огненными крылами, яко Велика Совета Ангел (Ис. 9:6), на огненном престоле о семи столбах. Вокруг Него голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконой Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель - ближайшие свидетели воплощения Сына Божия. В вышине - Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия; еще выше опять голубое небо, и на золотом престоле Евангелие, перед которым стоят три коленопреклоненные ангела. Иконы Софии являют Матерь Божию, послужившую воплощением Премудрости, то есть Сына Божия, или самую воплотившуюся Премудрость. Посему празднование этой иконе совершается в Богородичные дни: в Киеве - в день Рождества Богородицы, в Новгороде, Москве и других местах - в день Успения.

Домницкая икона Пресвятой Богородицы явилась на берегу реки Домницы Черниговского уезда, в 12 верстах от города Березны, в 1696 г. Гетман Мазепа устроил тут монастырь.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
23.02.2019 -
24.02.2019 -
25.02.2019 -

Православные христиане 21 сентября 2017 года отмечают Рождество Пресвятой Богородицы - первый двунадесятый праздник после наступления новолетия, церковного нового года. Мы вам расскажем в чем суть этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день, как попросить у Божьей матери здоровья, достатка, любви и семейного благополучия.

Рождество пресвятой Богородицы: суть и история праздника

Праздник Рождество Богородицы – великое утешение для бездетных супругов. Этот день открывает новый церковный год – вся история Нового Завета начинается появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.

Праздник установлен церковью в честь чудесного события, которое описывается в Библии:

Мать Иисуса Христа, Мария, родилась в городе Назарете от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Они дожили до преклонных лет, но были бездетны, что стало источником их горя и вызывало общественное порицание. Однажды первосвященник не принял жертвоприношения у Иоакима, и тот, безутешный, удалился в пустыню, где стал истово молиться. Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима. И вскоре в семье их родилась дочь. Счастливые супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

Рождество Богородицы: есть пост или нет, что можно есть

Поститься в день Рождества Богоматери следует только в том случае, если праздник выпадает на среду или пятницу - постные дни. Но даже в таком случае церковь допускает употребление в пищу рыбы и морепродуктов.

В 2017 году Рождество пресвятой Богородицы отмечается в четверг, это не постный день , а значит хозяйки могут готовить как постные угощения, так и блюда из мяса.

В каждой семье в честь этого праздника принято накрывать большой стол. Считается, что чем богаче хозяйка подготовится к Рождеству Пресвятой Богородицы, тем щедрее будет урожай на следующий год. Поэтому не забудьте отдать дань природе, положив на стол корзинку с яблоками, грушами, сливами и виноградом.

Что можно и что нельзя делать в праздник Рождества Богородицы

Каких либо особых или специальных запретов 21 сентября не существует, но, как у в любой другой церковный праздник верующим следует придерживаться некоторых правил.

По традиции в день Рождества пресвятой Богородицы стараются:

  • не заниматься физическим трудом без крайней необходимости.
  • Нельзя в этот день заниматься «черной» домашней работой – мыть полы, убирать в доме, сжигать мусор во дворе и т.п.
  • Не следует в праздник затевать уборку в доме;
  • большим грехом считается сметать на пол крошки с праздничного стола;
  • В этот день женщины не брали в руки иголку и ножницы, не резали хлеб, не шили и не вышивали.
  • В праздник нельзя ссориться и скандалить.

А вот что необходимо сделать в этот день:

О чем молиться в Рождество Богородицы

В этот день молятся о даровании ребенка. Если в семье долго нет детей, то обращаются и к Божией Матери, и к Ее родителям Иоакиму и Анне, которые, как известно, долго не имели детей.

В праздник Рождества Богородицы также молятся при неурядицах и сложностях семейной жизни. Праведные Иоаким и Анна являются христианским примером семейной жизни.

Молитва Божьей Матери в день ее Рождества не останется без ответа: попросите Богородицу о том, чего вы искренне желаете всем сердцем и ваше желание обязательно сбудется.

Молитва Богородице об исцелении от бесплодия и зачатии ребенка

"О Пресвятая Владычице моя Богородице, надежда моя не-сокрушимая, прими молитвы сии с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие возносимые, смилуйся над ра-бой Божьей (имя) и даруй мне исцеление от неплодства моего и возможность зачать ребенка от мужа моего."

"О, Пречистая и Преблагословенная Дева, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная, Богом возлюбленная, и чистоты ради души и тела Твоего Матерью Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа избранная. Кто Тебя не ублажит или кто не воспоет Твоего преславного рождества ибо Рождение Твое это начало спасения нашего.

Прими от нас, недостойных, хвалу тебе и не отринь мольбу нашу. Твое величие исповедуем, к Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь просим: испроси Сына Твоего и Бога нашего дать нам грешным, искреннее покаяние и благочестивую жизнь, да возможность жить Богу угодно и душам нашим полезно.

О Преблагословенная Дева Мария, Царице небес и земли, призри милостиво на рабов Твоих которые не смогли еще разродиться потомством и Твоим всесильным ходатайством ниспосли им исцеление от неплодства. О Богородица и Питательница жизни нашей, буди нам в помощь и верные чада Святой Церкви спаси, мольбы наши услышь, болящих уврачуй, скорбь утоли, мужество ко благу направи.

Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: испроси нам у Всемилостивого Господа Бога прощение всех грехов наших вольных и невольных, страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия. И все, что жизни и спасению нашему так необходимо, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего.

Ты надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, и наследие вечных и неизреченных благ Царства Небесного. Со всеми святыми неустанно просим тебя о заступничество и славим единого Истинного Бога, во Святой Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы . Это событие - рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и - описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из . Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы - Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно - Протоевангелие Иакова - было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что можно есть на Рождество Богородицы

В 2018 году праздник выпадает на пятницу, постный день, в честь праздника верующим разрешается есть рыбу.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна - дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну - мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) - сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника - тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V-VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

Глас 4:

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод:

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы

Глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией - это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля - наша простая, родная, обычная земля - может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость - ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это - ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма - не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая - а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили - и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она - наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны - одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей - праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны - место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители - церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря - древняя пещерка. Считается, что эта пещерка - часть дома Иоакима и Анны.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино - духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.

Владыкино - одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название - Вельяминово.

Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).

После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название - Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм - в честь Иверской иконы Божией Матери.

Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

В советские годы храм не закрывался, даже во времена самых жестоких гонений на Церковь. Во время Великой Отечественной войны в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожане смогли отстоять его.

Loading...Loading...