День Ашура: традиции и значение. День ашура, пост в который стирает грехи День ашуры что надо делать

Вопрос.

В какие дни нужно держать пост в месяц Мухаррам?

Ответ.

Пост в месяц Мухаррам не является обязательным, но тот, кто постится в этот месяц, обретает награду Аллаха. Согласно хадису, пост в Мухаррам является самым значимым среди добровольных постов: «После поста в месяц Рамадан, самым достойным и лучшим постом считается пост в месяц Мухаррам» . (Рийазу"с-Салихин, II, 504)

Самым благословенным днем месяца Мухаррам является его 10-й день – День Ашура, который в этом году приходится 9 сентября. Наш Пророк (мир ему) советовал держать пост на 9-й, 10-й и на 11-й дни месяца. Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что иудеи постятся только в День Ашура и чтобы различить мусульман от них, советовал держать пост 2 дня подряд.

В одном из хадисов говорится: «Пост в день Ашура, станет причиной для прощения всех ошибок и грехов, совершенных за этот год». (Рийазу"с-Салихин, II, 509).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда Пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это Пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Мать всех праведных Айша (мир ей) говорила:

«Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого» . (Бухари, «Саум», 69).

Другой риваят относительно этого гласит следующее: "Кайс ибни Са’д ибни Убаба (мир ему) передает, что в день Ашура мы держали пост и выплачивали милостыню. Но с тех пор, как пост в месяц Рамадан и выплата закята стали фардом, эти деяния не стали для нас запрещенными, мы продолжали выполнять и их" (Несаи, «Закят», 35).

О достоинстве поста в день Ашура говорится во многих хадисах:

Однажды один человек пришёл к Пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: «В какое время Вы посоветуете мне держать пост кроме как в месяц Рамадан?». Наш Пророк (мир ему) сказал: «Держи пост в месяц Мухаррам. Потому что это месяц Аллаха. В нём есть такой день, в который Аллах принял покаяние одного из племён, и может простит остальных». (Тирмизи, «Савм», 40).

В другом хадисе сказано: «Лучший пост, продержанный после месяца Рамадан – пост в месяц Мухаррам» (Ибн Маджа, «Сыйам», 43).

В хадисе переданный от Тирмизи говорится, что Посланник Аллаха (мир ему) сообщал: (Тирмизи, «Савм», 47)

Растолковывая данный хадис, Имам Газали говорил: «Месяц Мухаррам – это начало года Хиджры. Очень хорошо начинать это время соблюдением поста. Есть надежда, что баракат, благословение будет с вами продолжительно».

Следовательно, пост в День Ашура является сунной Посланника Аллаха (мир ему). Поэтому не упускайте возможность получить награду от Всевышнего и заслужить Его довольство!

5 913

Примечание : Данный материал является переводом пятничной проповеди шейха Сулеймана Рухайли на тему достоинства месяца мухаррам и дня Ашура, произнесенной им в Кувейте в пятницу 6 мухаррама 1438 г.х. (7 октября 2016 г.г.). Следует отметить, что была переведена только сама тема пятничной проповеди без традиционного вступления и мольбы в конце хутбы.

Затронутые темы в проповеди:

Поистине, Пречистый Аллах создал все творения и избрал из них, что пожелал:

﴿وَرَبُّكَ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ وَيَخْتَارُ﴾

«Твой Господь создает, что пожелает и избирает [что пожелает]» (Коран, 28:68).

  • Так, Он создал всех ангелов и избрал из них Джибриля (мир ему);
  • Он создал человечество и избрал из них посланников, а из посланников избрал ули аль-азм (непоколебимых волей). А из непоколебимых волей избрал Мухаммада ﷺ, и он является господином всех потомков Адама;
  • После пророков Аллах избрал из всех людей сподвижников пророка Мухаммада ﷺ. Как сказал Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах): «Аллах посмотрел на сердца рабов и выявил, что сердце Мухаммада лучше всех других и избрал его для Себя. Он послал его с миссией на Землю. Затем Аллах посмотрел на сердца и выявил, что лучшие сердца (после сердца Мухаммада) — это сердца его сподвижников, и Он избрал их в качестве помощников для Своего пророка, которые боролись за Его религию”;
  • Он избрал среди сподвижников четверых:

1) Абу Бакра Правдивейшего (да будет доволен им Аллах), которого Пророк ﷺ очень сильно любил и даже сказал о нём в конце своей жизни: “Если бы я выбирал кого-либо в качестве избранного друга (хал и́ ля), то мой выбор непременно бы пал на Абу Бакра” ;

2) Затем Аллах избрал повелителя верующих Умара Различающего (да будет доволен им Аллах), из качеств которого, что шайтан, когда видел его идущим по широкой тропе, то сразу выбирал другую [чтобы не пересекаться с Умаром на одном пути];

3) Избрал повелителя верующих Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), которого стеснялись ангелы и Пророк ﷺ;

4) Избрал повелителя верующих Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), за которого свидетельствовал Пророк ﷺ, что он любит Аллаха и Его посланника, и что Аллах и Его посланник ﷺ любят его.

  • Он избрал среди женщин четверых: Марьям, дочь Имрана, Асию, жену Фараона, мать верующих Аишу и Фáтыму, дочь Мухаммада. Пророк ﷺ сказал:

    «Многие мужчины достигли совершенства, а среди женщин достигли совершенства только четыре: Марьям, дочь Имрана, Асия, жена Фараона, а преимущество Аиши над другими женщинами подобно преимуществу сарида над остальной пищей».

    Пророк ﷺ сказал Фáтыме: «Разве ты не довольна тем, что являешься госпожой женщин в Раю?» ;

  • Аллах избрал из молодёжи Хасана и Хусайна [внуки Пророка ﷺ от его дочери Фáтымы]. Они являются господами молодёжи в Раю;
  • Аллах создал места и избрал из них мечети (места поклонений), а из мечетей избрал три: Заповедную мечеть, Мечеть Пророка и Отдаленную мечеть (Акса);
  • Аллах сотворил времена [дни, недели, месяцы и года] и избрал среди дней недели джуму (пятницу), которая является венцом всех дней. Среди дней года избрал десять первых дней зуль-хиджы. Из ночей года избрал последние десять ночей рамадана. А из месяцев Аллах избрал четыре, которые называются заповедными месяцами.

﴿إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ﴾

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Книге Аллаха в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — заповедные. Такова истинная религия, и поэтому не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, 9:36).

Пророк ﷺ разъяснил какие именно четыре заповедных месяца, сказав:

«В году двенадцать месяцев, из которых четыре — заповедные. Три месяца следуют друг за другом: зуль-када, зуль-хиджа и мухаррам. А [четвертый, отдельно от них] месяц раджаб племени мудар, который выпадает между месяцами джумада и шабан» .

Арабы [до прихода пророка Мухаммада ﷺ] считали эти четыре месяца заповедными. Однако в джахилии (доисламский период политеизма) они проводили недобросовестные манипуляции с этими месяцами. То передвигали их вперед, то назад, то меняли их ротацию [в угоду своим личным интересам]. Такая махинация с заповедными месяцами именуется [в Коране] «наси» (отсрочивание).

Эти месяцы были сделаны заповедными для обеспечения дорожной безопасности к Заповедному дому Аллаха [Мечети Каабы]. Месяц зуль-када стал заповедным, чтобы люди могли [заблаговременно] отправиться на хадж [не боясь, что начнётся война на их родине или что на них самих нападут в пути]. Зуль-хиджа стала заповедной, чтобы в ней безопасно прошли обряды самого хаджа. Мухаррам стал заповедным, чтобы люди спокойно вернулись на свои родины после завершения хаджа. А месяц раджаб [который отделён от остальных трёх месяцев] стал заповедным, дабы люди могли совершить в нём умру (малый хадж) и посетить Дом Аллаха [мечеть Каабы].

Как мы упомянули, арабы жульничали с этими месяцами. Однако, время вернулось на свое место, и месяцы правильно встали на свои законные места именно в тот год, когда Пророк ﷺ совершил хадж. С тех пор все месяцы остались упорядоченными, как и положено [и уже больше никто не смел играть с их отсрочиванием] по милости Аллаха. Пророк ﷺ сказал в прощальном хадже:

“Поистине, время вернулось на свое изначальное место и в свой вид, в котором оно было, когда Аллах создал небеса и землю”.

Месяц, в котором вы сейчас находитесь – это и есть месяц мухаррам,

который является одним из четырёх заповедных месяцев.

О рабы Аллаха, остерегайтесь совершать несправедливость [грехи] в этот месяц. Остерегайтесь ширка (политеизма, многобожия). Поистине, ширк — великая несправедливость. Также остерегайтесь несправедливости в отношении друг друга. Не поступайте несправедливо ни с близкими, ни с чужими.

«Поистине, Аллах запретил Себе несправедливость и сделал её запретной меж вами. Поэтому не поступайте несправедливо между собой!» [хадис]

Остерегайтесь несправедливости по отношению к себе, таких как неисполнение обязанностей перед Аллахом или нарушение Его запретов.

Поистине, несправедливость запретна для всех людей, во всех делах и во все времена. Однако в заповедные месяцы несправедливость еще запретнее, сквернее и греховнее.

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха, придерживайтесь справедливости и больше поститесь в этом вашем месяце. Поистине, дни мухаррама являются лучшими для дополнительного поста. Пророк ﷺ сказал:

“Месяц Аллаха мухаррам является лучшим для поста после рамадана”.

О рабы Аллаха, в этом хадисе указание на то, что дополнительный пост в мухарраме лучше, чем в любые другие дни года.

Некоторые ученые считали, что держать пост весь месяц – от начала и до конца – в мухарраме является желательным, потому что все его дни лучшие для поста.

Другие ученые считали, что лучше разговляться в некоторые дни мухаррама, пускай даже один день. Так как, судя по религиозной практике Пророка ﷺ, очевидно, что он никогда не постился полный месяц, кроме рамадана. А что касается хадисов о месяце шабан [в которых сообщается, что Пророк ﷺ постился весь шабан], то в этом есть разногласие среди ученых.

О рабы Аллаха! Мнение, что нам желательно побольше поститься в мухарраме, ближе к истине. Однако, нам также желательно не поститься в нём малое количество дней [т.е. не держать пост полный месяц].

О рабы Аллаха! Благодарите Аллаха за то, что Он наделил вас здоровьем, благоденствием и силой, а также позволил вам дожить до этих уникальных дней. Так насладитесь приближением к Аллаху через пост! Поистине, награда за пост велика у Аллаха, и никто не знает размер этой награды, кроме самого Аллаха. Пророк ﷺ сказал:

“Награда за каждое благодеяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз, но Всевышний Аллах сказал: «Кроме поста, потому что он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него. Он отказывается от своих страстных желаний и от еды ради Меня”.

Когда сказал Абу Умама (да будет доволен им Аллах) посланнику Аллаха ﷺ “Укажи мне на благо, которое я перениму от тебя” или же сказал “Укажи мне на дело, через которое я стану ближе к Аллаху” , Пророк ﷺ ответил ему:

“Тебе следует держать пост. Поистине, нет ничего подобного посту [из благих дел]!

О Аллах, Господь миров! Наставь нас и облегчи путь ко всему благому!

О верующие! Знайте, что крайне желательно (истихбаб муаккад) поститься в день Ашура. Ашура является десятым (áшир, العاشر) днём месяца Аллаха мухаррам. Курайшиты постились в день Ашура в джахилии (доисламском периоде политеизма), и Пророк ﷺ, будучи еще в Мекке, тоже держал пост в этот день. Затем, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, что иудеи тоже соблюдают пост в этот день. Тогда Пророк ﷺ спросил их, почему они постятся в этот день, на что они ответили: “Это великий день. В этот день Аллах спас Мусу (Моисея) и его народ, а также потопил Фараона и его народ [армию]. Затем Муса постился в этот день из благодарности Аллаху, и мы тоже постимся” . Тогда Пророк ﷺ сказал:

“Мы [мусульмане] ближе к Мусе и больше имеем прав на него, чем вы” .

Пророк ﷺ постился в этот день и обязал этим всех мусульман. Таким образом, он сделал пост в день Ашура фардом (обязательным). Пророк ﷺ брал со сподвижников договор, что они будут соблюдать пост в этот день. Однако, после того, как пост в месяц рамадан стал фардом (обязательным), Пророк ﷺ сказал своим сподвижникам:

“Сегодня день Ашура. Аллах не обязал вас постом в этот день. Кто желает, пусть постится, а кто нет, то нет. Я держу пост” .

Пророк ﷺ разъяснил, что поститься в день Ашура лучше из-за того, что он постился. И он продолжал поститься десятого мухаррама до самой смерти. Однако, на последнем году своей жизни после того, как он пропостился день Ашура, ему сказали некоторые сподвижники: “Иудеи возвеличивают этот день”, на что Пророк ﷺ ответил:

“Если я доживу до следующего года, то я непременно буду поститься девятого мухаррама” . То есть вместе с десятым мухаррама.

Также Пророк ﷺ сказал:

“Поступайте вопреки иудеям – поститесь девятого и десятого числа”.

  • Наилучшее для верующего – это поститься девятого и десятого числа;
  • Ниже по степени идёт пост десятого и одиннадцатого числа, потому что Пророк ﷺ сказал: “Поститесь Ашуру, однако отличайтесь от иудеев и поститесь еще день до или после Ашуры”;
  • Также дозволено мусульманину поститься только десятого числа [Ашуру], потому что Пророк ﷺ постился только десятого числа до самой кончины. Однако, самый предпочтительный и лучший пост – это объединять десятое число с девятым [т.е. поститься девятого и десятого мухаррама]. Если не получилось поступить так, то пусть верующий постится десятого и одиннадцатого числа;
  • Если верующий предпочитает поститься девятого, десятого и одиннадцатого числа [три дня подряд], то это хорошо, т.к. тем самым он точно постится день Ашура и плюс увеличивает количество постов в месяце мухаррам.

Что касается хадиса “Поститесь еще день до и день после” , то этот хадис не установлен от Пророка и не является достоверным.

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха и оказывайте себе почёт посредством того, что узаконил для вас Аллах. Становитесь ближе к Нему посредством дополнительных поклонений, и тогда ваш Господь полюбит вас.

Автор : Д октор богословия и права, профессор Мединского исламского университета, шейх Сулейман ибн Сал и́ му-Ллах ар-Рухайли (да хранит его Аллах)

Подготовил : Магжан Тобыкты

Корректура :

9/1/1439 г.х. = 29/9/2017 г.г.

Примечания переводчика

Ули аль-азм (أولو العزم), непоколебимые волей — это титул морально стойких посланников Аллаха. Аллах сказал Мухаммаду:

﴿فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُو الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ﴾


«Терпи, как терпели непоколебимые волей из числа посланников» (Коран, 46:35).

Аллах сказал в аяте «мин ар-русуль» (из числа посланников). Частица «мин» («из») в аяте указывает на то, что не все посланники удостоились звания «ули аль-азм». Согласно наиболее распространенному мнению толкователей Корана, непоколебимые волей – это пять посланников: Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса, Иса. Именно они выделились невероятной стойкостью среди других великих пророков и посланников и, тем самым, заслужили такое звание от Аллаха (см. “Тафсир Муяссар”, сура 46, аят 35).

Всевышний Аллах сначала упомянул всех пророков, а затем выделил именно этих пятерых:

﴿وَإِذْ أَخَذْنَا مِنَ النَّبِيِّينَ مِيثَاقَهُمْ وَمِنكَ وَمِن نُّوحٍ وَإِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ وَأَخَذْنَا مِنْهُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا﴾


«Помни [о, Мухаммад!], что Мы заключили договор со всеми пророками и [в частности] с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям. Мы заключили с ними строжайший договор» (Коран, 33:7). – Примеч. пер.

Сарид – это вид вкусного, питательного и полезного блюда, состоящего из хлеба и мяса (см. “Комментарии на Сахих Муслима” Хафиза ан-Науауи). – Примеч. пер.

Шейх Сулейман Рухайли произнёс эту речь в пятницу 6/1/1438 г.х. = 7/10/2016 г.г. в Кувейте – Примеч. пер.

То есть, несмотря на то, как было установлено начало месяца — Примеч. пер.

‘Ашура’ – десятый день месяца аль-Мухаррам . В этот день Ноев ковчег подплыл к суше, и посланник Господа Ной всю оставшуюся жизнь постился в этот день в благодарность Господу . Также именно на этот день пришлось спасение Моисея и его народа от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском . Моисей тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Аллаху за спасение. Пророк Мухаммад (да благословит Господь и приветствует) постился в этот день до своего переселения в Медину . После прибытия посланника Божьего в Медину, на десятый день месяца аль-Мухаррам, он увидел, что иудеи также постятся. Узнав причину, он подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада и меняли покрывало Каабы именно в этот день .

Хадисы про день ‘Ашура’

Пророк Мухаммад сказал: «Лучший пост после [поста в месяц] Рамадан – в месяц Божий аль-Мухаррам. Лучшая молитва[-намаз] после обязательных [пяти] – молитва[-намаз] ночью [до начала зари]» .

‘Аиша передала: «День ‘Ашура’ был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии [Мухаммада] . Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал этот пост. Когда же он [заключительный Божий посланник] прибыл в Медину, то как сам постился в этот день, так и приказал другим поститься. После установления месяца Рамадана месяцем обязательного поста он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто желает, тот может поститься [в ‘Ашура’], а кто не желает, тот может не поститься» .

«Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к ‘Абдулле Ибн Мас‘уду в день ‘Ашура’. Увидев, что тот трапезничает, он воскликнул: «Сегодня же ‘Ашура’?!» ‘Абдулла ответил: «В этот день [строго] постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. После [обязательность] отпала. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе» .

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара передается: «До пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) арабы постились в день ‘Ашура’. Пророк постился в этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, посланник Божий сказал: «Воистину, ‘Ашура’ является одним из дней Аллаха (Бога, Господа). Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься» . Ибн ‘Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов .

Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Иудеи возвеличивали и считали священным день ‘Ашура’. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поститесь в этот день [и] вы [о мусульмане]» .

Ибн ‘Аббас рассказал: «По прибытии в Медину [через некоторое время, когда наступил месяц аль-Мухаррам] Пророк застал иудеев постящимися в день ‘Ашура’. Он спросил у них: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост? [В чем причина вашего поста именно в этот день?]». Ему ответили: «Это – великий день! Аллах (Бог, Господь) спас Мусу (Моисея) и народ его [от зла их врага] именно в этот день, утопив фараона вместе с войском. Поэтому Муса (Моисей) постился в этот день в благодарность [Творцу]. И мы соблюдаем пост в этот день». Посланник Господа воскликнул: «Мы [мусульмане] более первостепененны относительно [оставленного] Мусой (Моисеем) [являясь представителями заключительного этапа религиозного развития человечества]». Пророк Мухаммад постился сам и приказал другим» .

Му‘авия ибн Абу Суфьян передал: «Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот день – ‘Ашура’, поститься не обязательно (не фард). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию (как хотите)» , .

Есть хадис, в котором оговаривается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) незадолго до смерти сказал: «Если наступит следующий год, тогда, с Божественного на то благословения (ин ша’ал-ла), будем соблюдать пост на девятый день [месяца аль-Мухаррам]». Но до ‘Ашура’ следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил .

В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, где пророк Мухаммад говорит: «Поститесь в день ‘Ашура’ и не будьте [излишне] похожи на иудеев. Поститесь [также] день до него и день после» .

Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый . В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным , но воздаяние за него велико: «Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ – искупления грехов прошедшего» , . Имам ан-Навави, комментируя хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь компенсируются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом» .

Пост в день ‘Ашура’ в очередной раз подтверждает единство корней монотеистических религий, в том числе и в религиозной практике.

Ответ на вопрос про день ‘Ашура’

Известно, что день ‘Ашура’ у мусульман-шиитов сопровождается глубоким трауром. Имеет ли это обоснование в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)?

В соответствии с Сунной Пророка день ‘Ашура’ является исторически примечательным днем, как было сказано ранее, и днем, в который дополнительный пост значительно вознаграждаем. Ничего другого в достоверной Сунне относительно этого дня не оговаривается .

Что касается траура у мусульман-шиитов, то это результат исторического совпадения гибели Хусейна, внука пророка Мухаммада, и дня ‘Ашура’. Убит он был именно в десятый день месяца аль-Мухаррам. Сторонники Хусейна сделали этот день траурным, выдумав в оправдание своего новшества некоторое количество хадисов. Те же, кто способствовал гибели внука Пророка, сделали этот день праздником, также внедрив в практику выдуманные хадисы, якобы оправдывающие каноническую обоснованность этого. Такого рода фанатизм и нововведения строго отвергаемы Исламом и неприемлемы. Ученые-мухаддисы исключили все эти недостоверные хадисы из религиозного обихода, однако на уровне народных обычаев это встречается и сегодня.

Слепой и глухой фанатизм делит людей на противоборствующие стороны, делает их врагами, когда они должны бы быть пред Богом родными душами. В Коране сказано: «И воистину, это - мой путь, являющийся прямым, следуйте же ему. Не следуйте путям, которые удаляют вас от стези Господа [удаляют вас от веры]. Завещает Он [Господь миров] вам это, возможно, вы будете богобоязненны [оживете душою, прозреете и начнете отличать добро от зла, стремясь делать первое и не искать оправданий последнему]» (Св. Коран, 6:153).

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 219; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 307.

Св. х. Ахмада. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309, 310 и 311.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130).

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 311.

Св. х. ат-Табарани. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, хадис № 202–(1163) и похожий по смыслу хадис № 203–(1163); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 54 и 55, хадис № 202–(1163) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 276, хадис № 2429, «сахих».

Также см., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 243, хадисы № 739 и 740.

У ‘Икримы однажды спросили об этом. Он ответил: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отяготило их сердца. Им сказали: «Поститесь в день ‘Ашура’. Это поспособствует искуплению греха». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 399.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 113–(1125); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2442, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2001; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 115–(1125).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 437, хадис № 124–(1127).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1362, хадис № 4503.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 117–(1126); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2443, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 563, хадис № 1892; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 119–(1126).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 129–(1131); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2005.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 9, хадис № 128–(1130).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2004; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2444, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2003; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 126–(1129).

Также хадисы по теме см., например: См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 256, 257, хадисы № 1706, 1707, 1709-1713; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, 233, хадисы № 665, 666, 667; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 439–440; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 339, хадисы № 2442–2444; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 2. С. 470–473; ас-Сан‘ани А. Аль-мусаннаф [Свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1983. Т. 4. С. 285–291, хадисы № 7831–7852.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 439, хадис № 133–(1134); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2445, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714 (последний риваят); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309.

Человек верующий понимает, что такого рода хадисы не допускают совершения грехов на протяжении лет, будто грехи могут быть быстро искуплены одним-двумя днями поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать (баракят) и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее примечательно, и, если хотите, – выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

Хадис от Абу Катады; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312, хадис № 5055, 5057, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701.

См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 51, хадис № 197–(1162); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари [Опора гостя]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 1. С. 267, 268; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 398.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 221.

Существуют такие недостоверные хадисы: «Кто будет щедр в этот день к своей семье, к тому будет щедр Аллах (Бог, Господь) на протяжении последующего года» и «Кто помажет сурьмой глаза в день ‘Ашура’, у того они никогда не будут болеть». Имеется несколько хадисов такого рода, но все они, по мнению ученых-хадисоведов, являются недостоверными или выдуманными (мавду‘). См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 253, хадис № 2641 и пояснение к нему; аль-Албани М. Сильсиля аль-ахадис ад-да‘ифа и аль-мавду‘а [Серия недостоверных и выдуманных хадисов]. В 4 т. Ар-Рияд: аль-Ма‘ариф, 1992. Т. 2. С. 89.

В число наиболее значимых для мусульман дней в году входит День Ашура (10 число месяца Мухаррам, в 2019 году приходится на 9 сентября - прим. сайт) . На его особенность указывает тот факт, что немало важных событий в истории ислама приходятся именно на эту дату в календаре.

Заметим, что День Ашура является одним из тех дней, которые особо почитаются не только мусульманами, но и приверженцами других религий, в частности, иудеями. Дело в том, что именно этот день ознаменовался спасением Посланника Всевышнего Мусы (Моисея, а.с.) и его народа от армии египетского фараона.

Кроме того, с особым почтением к данному дню относились и мекканские многобожники. Курайшиты в День Ашура соблюдали пост и меняли ткань, покрывавшую Каабу, которая в те времена была крупнейшим языческим центром и местом паломничества для арабских язычников со всей Аравии.

Супруга Милости миров Мухаммада (с.г.в.) - Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала о том, что курайшиты соблюдали пост в Ашура в эпоху джахилии, т.е. доисламского периода» (Бухари).

После начала пророческой миссии Посланник Всевышнего (с.г.в.) велел в Ашура еще до того момента, как Создатель вменил в обязанность верующим поститься в Рамазан. Причём такой пост изначально был для мусульман обязательным, и в то же время у верующих было право выбора - поститься или же накормить взамен нуждающихся. Однако как только пост в Рамазан стал обязательным, ураза в День Ашура обрела добровольный (но всё же желательный) характер.

Что делать в День Ашура

Как уже было сказано, в первую очередь мусульманам желательно поститься. В жизнеописании Посланника Господа миров (с.г.в.) приводится история, как тот по прибытию в Медину узнал, что иудеи постятся. Мухаммада (с.г.в.) поинтересовался у них, почему они это делают и, узнав, что те постятся в знак благодарности Создателю за спасение сынов Израиля, как это делал Пророк Муса (а.с.), воскликнул: «Мы, мусульмане, ближе к Пророку Мусе, чем вы, и мы более достойны поститься в этот день» (Муслим).

С этого момента мусульмане стали держать уразу в День Ашура, но Заключительный Божий посланник (с.г.в.) велел делать это на протяжении двух дней. Дело в том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал верующих по возможности избегать уподобления людям Писания, и Ашура в данном отношении не стала исключением. Таким образом, правоверным рекомендуется провести в состоянии поста либо 9 и 10 числа месяца Мухаррам, либо 10 и 11. Если же раб Аллаха станет соблюдать уразу только в День Ашура, то в этом нет ничего греховного, и мусульманин может прибегнуть к этому.

Ашура у шиитов

Несколько иначе этот день проводят мусульмане-шииты (cм. фото) . Дело в том, что на 10 число месяца Мухаррам помимо спасения сынов Израиля пришлась и дата мученической гибели в сражении при Кербеле внука Посланника Аллаха (с.г.в.) - Хусейна ибн Али, особо почитаемого у и считающегося одним из праведных имамов.

После смерти четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба к власти в Арабском халифате пришёл Муавия ибн Абу Суфьян, который стал родоначальником династии Омейядов. С политикой новой династии были согласны далеко не все, так как, по утверждению шиитских источников, их действия расходились с предписаниями ислама. Оппозиция того времени консолидировалась вокруг внука Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Хусейна, который пользовался в то время большим авторитетом. Данные разногласия привели к гражданской войне, в которой схлестнулись правительственные войска халифа Язида - сына Муавии с оппозицией, которую возглавил Хусейн ибн Али. В 680 году по григорианскому летоисчислению состоялась битва при Кербеле, в которой войско имама Хусейна было разбито, а сам он убит.

В память о драматичных событиях тех лет шииты проводят в первую декаду Мухаррама траурные мероприятия, кульминация которых приходится именно на День Ашура. В шиитских мечетях читаются тематические проповеди, посвящённые Ашуре, люди облачаются в чёрные одежды и бьют себя кулаком по груди, а иногда и истязают себя ножами либо ударами цепей до крови, символизируя тем самым готовность умереть за идеалы ислама. (Отметим, что всё же большинство шиитских богословов называют практику самоистязания запретной).

Достоинства Дня Ашура

1. Ураза в этот день способствует прощению грехов

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Тому, кто соблюдает пост в Ашура, прощаются грехи, совершённые за прошлый год» (Муслим).

2. Поститься в этот день = выполнять сунну Пророка (с.г.в.)

Из хадисов известно, что Божий Посланник (с.г.в.) в День Ашура держал уразу с особым усердием, подобным посту в Рамазан.

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

Дорогие братья и сёстры, в связи с приближением знаменательного для мусульман дня - «Ашура» (20 сентября 2018г ), хотелось бы сделать небольшое напоминание о его достоинствах, истории, и некоторых ошибках, которые совершаются в этот день.

Мухаррам

День «Ашура» – это десятый день месяца мухаррам. В своё время праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сделал именно мухаррам первым месяцем исламского календаря. Мусульмане не празднуют новый год, и с религиозной точки зрения наступление следующего года ничего не значит. Но, так или иначе, наступление нового года, люди рассматривают как вступление в какую-то новую фазу их жизни, строят планы, питают надежды, готовятся к новым свершениям, принимают бюджеты. Возможно, именно поэтому Умар решил, что мухаррам должен быть первым месяцем, так как он следует за месяцем зу-ль-хиджа, в котором мусульмане совершают паломничество (хадж) к дому Аллаха в Мекке. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ حَجَّ هَذَا الْبَيْتَ فَلَمْ يَرْفُثْ وَلَمْ يَفْسُقْ رَجَعَ كَمَا وَلَدَتْهُ أُمُّهُ

«Кто совершил хадж к этому Дому, не сквернословя и не творя нечестия, тот вернётся таким, каким его родила мать». (Аль-Бухари:1819)

Совершив хадж, человек возвращается свободным от груза своих грехов, как новорожденный младенец. В таком очищенном состоянии человек начинает следующий год, и это даёт ему возможность с оптимизмом и воодушевлением смотреть в будущее, а также это побуждает его сохранять духовную чистоту на протяжении всего года и не возвращаться к былым ошибкам и грехам.

Надо сказать, что месяц мухаррам благословенен не только тем, что в нем присутствует такой день как «Ашура», но так же и весь месяц мухаррам благословенен постом, совершаемым на протяжении всех его дней. П отому что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

((أَفْضَلُ الصِّيَامِ بَعْدَ رَمَضَانَ شَهْرُ اللَّهِ الْمُحَرَّمُ))

«Лучший пост после рамадана – это пост в месяце Аллаха, мухарраме» (Муслим:1163)

Все дни мухаррама обладают достоинством, и мусульманину разрешается держать пост на протяжении всего этого месяца, или же поститься в нём больше чем в другие месяца. Но день Ашура, помимо того, что имеет особое положение и высокую награду от Аллаха, так же имеет и ряд полезных моментов, связанных с убеждениями и историей Ислама.

Пост Ашура у других народов

Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был послан с пророческой миссией, то застал человечество в язычестве и идолопоклонстве. Но не всё знание, и не всё наследие пророков было утеряно окончательно. Арабы передавали из уст в уста, от отца к сыну законы пророка Исмаиля ибн Ибрахима (Измаила сына Авраама). Иудеи и христиане имели книги, которые достались им в наследие от их отцов, священников и раввинов, в этих книгах была записана их история, традиции, обряды, законы, и считалось, что эти книги были ниспосланы Аллахом Мусе (Моисею), Исе (Исусу) и другим пророкам. С течением времени многое в этих традициях и писаниях было изменено и забыто, были внесены искажения, и стало невозможно определить, где наставление от Аллаха, а где наущение от шайтана.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не опирался на чьи-то мнения и книги, потому что был, руководим самим Аллахом и получал откровения с небес. Он указал людям на их ошибки и заблуждения, а также указал на всё благое и полезное. Многие виды поклонения, которые совершали многобожники, были запрещены, так как не соответствовали закону Аллаха, а те виды поклонения, которые дошли до времён Ислама в неизменном виде были утверждены пророком (мир ему и благословение Аллаха), а если что-то было испорчено и искажено, то утверждалось после исправления и возвращения к первоначальному виду. К таким сохранившимся видам поклонения относится: хадж (большое ежегодное паломничество), умра (малое паломничество), тальбия во время хаджа (в неё были внесены элементы многобожия, но пророк исправил эти вкрапления и узаконил форму, которая соответствует единобожию), полное омовение после близости с женой, надрезание на спинах жертвенных животных (верблюдов), а также пост в день Ашура.

О посте в день Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот день курайшиты (1) постились и меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

كَانُوا يَصُومُونَ عَاشُورَاءَ قَبْلَ أَنْ يُفْرَضَ رَمَضَانُ وَكَانَ يَوْمًا تُسْتَرُ فِيهِ الْكَعْبَةُ

«Они постились в день Ашура, до того как Рамадан стал обязательным. Это был день, когда покрывали Каабу» (Аль-Бухари: 1592)

Также передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах):

أَنَّ قُرَيْشًا كَانَتْ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ ثُمَّ أَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِصِيَامِهِ حَتَّى فُرِضَ رَمَضَانُ

«Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества» (2), затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Аль-Бухари: 1893)

Иудеи также считали этот день большим праздником. Передаётся от Абу Мусы аль-Ашари:

كان أهل خيبر يصومون يوم عاشوراء يتخذونه عيدا ويلبسون نساءهم فيه حليهم وشارتهم

فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم: فصوموه أنتم

«Жители Хайбара (иудеи) постились в день Ашура, считали его праздником и одевали на своих женщин украшения и красивые одежды, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь и вы в этот день». (Муслим: 1131)

В других хадисах сообщается, что пост в день Ашура соблюдался также и христианами. Этот пост является наглядным примером, одного из тех божественных законов и пророческих обрядов, которые прошли через века и сохранились в памяти людей.

Поэтапность

Как известно, пост в месяц рамадан не сразу был вменён мусульманам в обязанность, этому предшествовало два этапа. Сообщается, что Муаз ибн Джабаль сказал: «Намаз (молитва) прошёл три этапа, и пост прошёл три этапа……, вначале он постился три дня в каждом месяце и в день Ашура, потом Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка» , и тогда кто хотел поститься постился, а кто не хотел поститься кормил за каждый день одного бедняка, и ему засчитывалось. Это продолжалось на протяжении года, затем Всевышний Аллах ниспослал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». Тогда пост стал обязательным для тех, кто застал месяц, путники должны были восполнять, а старые мужчины и женщины, которые не могут поститься, должны были кормить бедняков» . (Абу Дауд: 507)

Вкратце можно сказать, что поэтапность была следующей:

1) Вначале был добровольный пост, в день Ашура и три дня в каждом месяце. (Этот этап начался ещё в Мекке и закончился с наступлением второго этапа в Медине)

2) Затем этот же пост стал уже обязательным, но постящийся мог делать выбор между постом и кормлением бедняков. Таким образом, мусульманин должен был поститься тридцать семь дней на протяжении года или накормить такое же количество бедняков. (Этот период начался после переселения из Мекки в Медину, и продлился один год)

3) После этого Аллах ниспослал веление, что мусульмане должны держать пост в месяц рамадан от начала до конца, в обязательном порядке. В месяце Рамадан уже не было выбора между постом и кормлением, но при этом оставались облегчения относительно путников, больных и немощных.

После этого пост в день Ашура, и по три дня в каждом месяце, остался как добровольное поклонение.

Достоинства поста в день Ашура

1) В первые годы Ислама пост в день Ашура был обязательным постом, и даже после перенесения обязательного поста на рамадан, у него осталось почётное положение в Исламе. Ар-Рубайа бинт Муаза (да будет доволен ею Аллах) сказала:

أَرْسَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ غَدَاةَ عَاشُورَاءَ إِلَى قُرَى الْأَنْصَارِ مَنْ أَصْبَحَ مُفْطِرًا فَلْيُتِمَّ بَقِيَّةَ يَوْمِهِ وَمَنْ أَصْبَحَ صَائِمًا فَليَصُمْ قَالَتْ فَكُنَّا نَصُومُهُ بَعْدُ وَنُصَوِّمُ صِبْيَانَنَا وَنَجْعَلُ لَهُمْ اللُّعْبَةَ مِنْ الْعِهْنِ فَإِذَا بَكَى أَحَدُهُمْ عَلَى الطَّعَامِ أَعْطَيْنَاهُ ذَاكَ حَتَّى يَكُونَ عِنْدَ الْإِفْطَارِ

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека, в полдень Ашура, к селениям ансаров, со словами: «Кто не постился с утра, тот пусть постится остаток дня, а кто постился с утра, тот пусть продолжает поститься» . После этого мы постились, и велели поститься нашим детям (3). Мы делали им игрушки из крашеной шерсти и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку, до разговения». (Аль-Бухари: 1960)

Сообщается также, что Саляма ибн аль-Аква, сказал:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعَثَ رَجُلًا يُنَادِي فِي النَّاسِ يَوْمَ عَاشُورَاءَ إِنَّ مَنْ أَكَلَ فَلْيُتِمَّ أَوْ فَلْيَصُمْ وَمَنْ لَمْ يَأْكُلْ فَلَا يَأْكُلْ

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день Ашура отправил человека, что бы он сказал людям: «Кто поел, тот пусть поститься, а кто не ел, тот пусть и не ест». (Аль-Бухари: 1924)

2) В этот день, десятого мухаррама, много веков тому назад произошло великое событие, чудо Аллаха. Муса со своим народом уходил от погони настигающих их египетских войск во главе с фараоном. Всевышний развез перед сынами Исраиля морские воды, так что образовался коридор, а вода подобно горам стояла по бокам, земля при этом была абсолютно сухой. Несмотря на всю чудесность происходящего, фараон и его солдаты были так ослеплены своим неверием и надменностью, что осмелились броситься вдогонку и войти в образовавшийся тоннель. Когда сыны Исраиля вышли на берег, то воды сомкнулись, и все враги Аллаха утонули на глазах у Мусы и его сподвижников. В благодарность за чудесное спасение Муса постился в этот день, и он стал праздником для его последователей. Это, несомненно, было великим знамением Господа миров и большой милостью, за которую сыны Исраиля должны были бы благодарить Аллаха, но сердца переменчивы, и стало так, что этот же народ превратился в злейшего врага Истины и посланников. Но Аллах заменяет народы другими народами, если те начинают гневить Его и ослушаться Его велений, и приводит на их место тех, кто будет покорен Ему и богобоязнен. Аллах послал к нам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), сделал нас его последователями и указал нам на этот великий день, чтобы мы вспоминали о милости Аллаха и ценили эту дату, вместо иудеев, которые отступили от пути их Господа.

Сообщается, что ибн Аббас сказал:

قَدِمَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمَدِينَةَ فَرَأَى الْيَهُودَ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ فَقَالَ مَا هَذَا قَالُوا هَذَا يَوْمٌ صَالِحٌ هَذَا يَوْمٌ نَجَّى اللَّهُ بَنِي إِسْرَائِيلَ مِنْ عَدُوِّهِمْ فَصَامَهُ مُوسَى قَالَ فَأَنَا أَحَقُّ بِمُوسَى مِنْكُمْ فَصَامَهُ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ

«Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» , они ответили: «Это праведный день, в этот день Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса постился этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более достоин Мусы чем вы» , затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари: 2004)

В другом риваяте говориться:

فَقَالُوا هَذَا يَوْمٌ عَظِيمٌ وَهُوَ يَوْمٌ نَجَّى اللَّهُ فِيهِ مُوسَى وَأَغْرَقَ آلَ فِرْعَوْنَ فَصَامَ مُوسَى شُكْرًا لِلَّهِ

فَقَالَ أَنَا أَوْلَى بِمُوسَى مِنْهُمْ فَصَامَهُ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ

… они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я ближе Мусе, чем вы» , затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари: 3397)

3) Посланник Аллаха особо выделял этот день года (10 мухаррама) для поста, и больше нет в году какого-то дня, который он выделил бы, точно указав на его дату. Сообщается, что ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил:

مَا عَلِمْتُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- صَامَ يَوْمًا يَطْلُبُ فَضْلَهُ عَلَى الأَيَّامِ إِلاَّ هَذَا الْيَوْمَ وَلاَ شَهْرًا إِلاَّ هَذَا الشَّهْرَ يَعْنِى رَمَضَانَ

«Мне не известно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день, из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами кроме рамадана». (Муслим:2718)

4) Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года. Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о посте в день Ашура, и он сказал:

يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ

«Он искупает грехи прошедшего года» (Муслим)

Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ثَلاَثٌ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ فَهَذَا صِيَامُ الدَّهْرِ كُلِّهِ صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِى قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِى بَعْدَهُ وَصِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِى قَبْلَهُ

«Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим:2803)

В какой день надо поститься?

День Ашура, как уже было сказано выше – это десятый день месяца мухаррам. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам соблюдать пост в этот день, а также день до Ашуры или день после Ашуры, девятое или одиннадцатое, чтобы не уподобляться иудеям и христианам, так как противоречие другим религиям есть один из принципов Ислама, а уподобление представителям других религий это один из больших грехов.

Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَئِنْ بَقِيتُ إِلَى قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ

«Если я доживу до следующего года, то непременно буду поститься девятого». (Муслим: 2723)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) также сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура, и велел другим поститься, люди сказали: «О, посланник Аллаха, этот день возвеличивают иудеи и христиане». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

فَإِذَا كَانَ الْعَامُ الْمُقْبِلُ - إِنْ شَاءَ اللَّهُ - صُمْنَا الْيَوْمَ التَّاسِعَ

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллаха, то будем поститься и девятый день», но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер. (Муслим: 2722)

Так же от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

صُومُوا يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَخَالِفُوا فِيهِ الْيَهُودَ صُومُوا قَبْلَهُ يَوْمًا أَوْ بَعْدَهُ يَوْمًا

«Поститесь в день Ашура, и противоречьте иудеям и христианам: поститесь день до него или день после него» (Ахмад: 2154)

Аль-Хакям ибн аль-Аарадж сказал: «Я пришёл к ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах) в то время как он лежал около Замзама, подложив верхнюю накидку себе под голову. Я сказал ему: «Поведай мне о посте в день Ашура». Он сказал: «Если увидишь молодой месяц мухаррама, то отсчитывай дни, и в девятый день постись». Я спросил: «Так ли постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?», он сказал: «Да». (Муслим: 2720)

Из данных хадисов следует, что вместе с Ашурой лучше держать еще один день. Как же лучше всего соблюсти пост Ашура?

1) Самым лучшим будет соблюдение поста девятого и десятого

2) Ниже по степени идёт пост десятого и одиннадцатого.

3) Затем пост только в день Ашура (десятого мухаррама) без смежных дней.

Некоторые учёные сказали, что лучше всего держать пост все три дня, но более правильным является мнение о двух днях. Потому что это больше соответствует сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «поститесь до него за день или день после него».

Какие пользы мы извлекаем из этого поста, и о чём нам говорит эта дата?

1) Пост в день Ашура – это сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) и поэтому соблюдение его желательно. Чем больше раб Аллаха следует примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем больше его любит Господь миров. Воистину каждое благое дело влечёт за собой нечто подобное ему, и каждое дурное дело влечёт за собой подобное.

2) Пост в этот день держали не только пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, но и пророк Муса (мир ему) со своими сподвижниками. Здесь надо заметить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не перенимал традицию поста у евреев, как заявляют некоторые люди. Из приведённых хадисов ясно, что он держал этот пост ещё до переселения в Медину. Пророк спросил их о посте, чтобы узнать по какой причине они держат пост, который соблюдают арабы, и какой смысл они вкладывают в эту дату. Они поведали ему, что в этот день Аллах спас Мусу и сынов Исраиля от войск фараона. Когда они сказали это, то пророк подтвердил правдивость их версии, основываясь на знании, которое он получал свыше. И сам факт веления поститься в один из смежных дней для того чтобы обособиться от иудеев, говорит нам что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ни когда ни в чём не уподоблялся представителям иных вероисповеданий.

3) Ашура - это великий день, святость которого почиталась с древних времён. Но христиане сегодня не соблюдают этот пост и даже не знают о нём, не смотря на то, что ещё при жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) они постились в этот день. Это напоминает нам о том, к чему приводит оставление праведных дел. Если люди не выполняют заветы своих пророков, то Аллах забирает у них это знание и отдаёт его другим более достойным.

4) Держание поста за день до Ашуры или же после Ашуры, напоминает мусульманам об одной из великих основ Ислама: это противоречие Иудеям и христианам, а также представителям других идеологий. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постоянно противоречил иудеям, и даже если он не нарочно поступал вопреки их желаниям, они говорили: «Он сделал это просто, чтобы противоречить нам». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

«Кто уподобляется какому-то народу, тот из них»

5) День Ашура напоминает нам о милости Аллаха, о любви к своим пророкам и о Его заботе о их чести. И даже если их собственный народ забывает о них, не почитает их должным образом и ослушается их, то Аллах создаёт другой народ, который любит пророков, помнит их, подчиняется им и не перечит их велениям.

6) Этот день напоминает нам, что истинная близость между людьми не оценивается мерками родственных связей. Настоящее братство - это братство по Вере, это узы Ислама которые объединяют верующих людей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что он ближе Мусе, несмотря на то, что иудеи являются его прямыми потомками, или потомками его сподвижников. Но сыны Исраиля изменили ему и предали веру Мусы, а мусульмане держаться его религии любят её и исповедывают её должным образом, потому что религия всех пророков - это покорность Аллаху и единобожие.

7) День Ашура напоминает нам о всемогуществе нашего Господа. Аллах показал сынам Исраиля великое знамение, Он разделил воду и проложил им путь по дну моря. Это говорит о том, что для Аллаха нет ни чего невозможного, законы физики полностью подчинены Ему, но на Него они ни как не влияют, и Он в состоянии управлять материей этого мира, так как пожелает.

8) События, которые стали причиной появления этой даты, говорят нам, что сила рабов Аллаха заключается не столько в вооружении и подготовке, сколько в богобоязненности и следовании велениям пророков. Армия фараона в то время была одной из самых сильных армий мира, если не сказать, самой сильной, а народ Мусы не имел ни какого вооружения, и не мог дать ни какого отпора коннице египетского правителя. В глазах стороннего наблюдателя племя исраилитян казалось обречённым на уничтожение, и у них не было ни каких шансов на спасение. Но Аллах дает победу кому пожелает, и поражает, кого пожелает, вне зависимости от их могущества или слабости. Всевышний Аллах, Велик Он и Славен, спас своего пророка и верующих, и погубил надменных преступников, после чего возвысил покорных и укрепил их положение на земле, а воинство нечестивых исчезло в морских пучинах, что не составило для Аллаха, ни какого труда. Поэтому важно помнить, что мусульмане вернут своё могущество только тогда, когда вернуться к истинным истокам шариата, к Корану и сунне, и будут практиковать их в своей жизни, подчинив все свои помыслы закону Аллаха.

9) Каждая памятная дата возвращает нас к мусульманскому календарю, основанном на лунном летоисчислении. Из приведённых выше хадисав становится ясно, что пророки и прежние народы пользовались лунным календарём. Солнечный календарь тоже существовал параллельно с лунным и использовался для сельского хозяйства, однако Господь выбрал для своих рабов лунный календарь и мусульмане должны помнить, что истинным отсчётом времени является только такой вид календаря. Аллах Всевышний сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - заповедные. Такова правая религия». (Ат-Тауба: 36)

Этот аят говорит нам, что вопрос календаря это не нейтральная проблема, и мы должны понимать, что использование лунного календаря это религиозная обязанность мусульман. В данное время, редко кто из мусульман, сможет ответит на вопрос «какое сегодня число по хиджре?», Поэтому тот, кто хотя бы держится в курсе мусульманского календаря будет –дай Аллах- вознагражден Всевышним, как человек, заботящийся о сохранности сунны Аллаха и Его посланника.

Навязанный всему миру григорианский календарь не отвечает потребностям людей во все времена, и во всех условиях, так как нуждается в постоянной корректировке и определённых навыках, а лунным календарём может пользоваться любой человек, просто наблюдая за луной. Лунный календарь не нуждается в составлении, и подходит всем людям на земле, во все времена и во всех условиях.

Заблуждения шиитов в вопросе Ашуры

Вопреки тому, что для всех мусульман день Ашуры является днём радости, днём памяти о победе Пророка Мусы и верующих над их неверными врагами, шииты сделали этот день днём горя и траура. Вэтот день они поминают гибель праведного Хусейна, внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который был убит несправедливым наместником омейядского халифа.

Почему же они так скорбят по его гибели? Почему так не скорбят они даже по Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах), который является для них чуть ли, не богом воплоти, ведь он тоже был подло и несправедливо убит? Что особенного было в смерти Хусейна? Дело в том, что в убийстве Хусейна самое прямое участие приняли сами же шииты. В те времена они еще не успели чётко сформироваться в обособленную религиозную общину, но признаки чрезмерного почитания некоторых членов семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха) уже начали проявляться. Такое положение дел позволяло им позиционировать себя как защитников интересов семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха), они могли использовать свои лозунги для привлечения политических сторонников, не опасаясь обвинений в отходе от пути чистого Ислама. Когда несправедливость правителей рода Умайя, стала вызывать всеобщее раздражение, шииты из Куфы воспользовались этим, и начали писать письма Хусейну, приглашая его к себе и обещая поддержку. Они заверили его, что присягнут ему, помогут ему и будут сражаться на его стороне против несправедливости и гнёта омейядов. Хусейн (да будет доволен им Аллах) поддался на их уговоры и не смотря на предостережения сподвижников (в том числе и его брата Хасана) он вышел в путь. Узнав о приближении Хусейна к Куфе, омейяды быстро взяли под свой контроль всех неблагонадёжных граждан этого города и мятеж был подавлен на корню. Остальные куфийцы решили не испытывать судьбу и оставили мысль о присяге Хусейну, в то время как он со своими соратниками уже был на подходе к Куфе. Хусейн продолжал свой путь в сторону Ирака и не смотря на приходящие вести о предательстве куфийцев, отказывался верить в измену. Один из его добрых друзей сказал ему: «Не иди к ним, сердца их с тобой, а мечи их с омейядами». Но Хусейн слишком сильно им доверял. Впоследствии лагерь Хусейна был окружен халифскими войсками, он и его сторонники были убиты в день Ашура 10-го мухаррама, в 61-ом году по хиджре.

Шииты осознали свою вину и решили искупить её проведением ежегодных трауров. Они поняли, что поступили очень подло в отношении внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) - они подставили его, а потом бросили на погибель. Чтобы хоть как-то оправдать свой поступок они должны были принести какое-то радикальное и показное покаяние и они сделали день Ашуры траурным днём, в котором они каются за своё предательство. Проводя ежегодные трауры, больше похожие на сатанинские мистерии, они режут себя ножами, мечами и топорами, бьют свои спины верёвками и цепями, поют жалобные песни и плачут крокодильими слезами. Всю ту кошмарную атмосферу, которая царит на их шабашах, невозможно описать словами, это кучи людей залитых кровью, бьющих себя по спине, голове и лицу, скулящих и беснующихся. Ислам далёк от всего этого и они далеки от Ислама. Своим поведением они порочат Ислам, так как, смотря на них, люди полагают, что смотрят на мусульман, и следственно получают искаженное представление об этой священной и пречистой религии. Информационное британское агентство Би-Би-Си сняло фильм под названием «Возвращение стрелы Ислама, для того, чтобы выстрелить вновь», этот фильм длиться три часа и содержит кадры, на которых запечатлены шиитские шабаши, проводимые ими в день Ашура. Нет сомнений, что такая пропаганда портит представление об Исламе в умах многих людей, а шииты охотно дают почву для такого рода сомнений.

Ислам чист от всего, что измышляют шииты и другие заблудшие сектанты. Ислам открыл человечеству истинную мораль и благородство, не совместимое с поступками нечестивцев.

Пусть Аллах наставит всех нас на прямой путь, облегчит нам этот путь, и не даст нам отклониться от него ни на мгновение.

Руслан Маликов

  • 1 Мекканские арабы, род, из которого происходит пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)
  • 2 Времена невежества (джахилия) – доисламская эпоха.
  • 3 Имеются ввиду дети доподросткового возраста, которые способны выдержать пост без вреда для здоровья и страданий, а не совсем маленькие.
Loading...Loading...