Философия любви. Что такое любовь с философской точки зрения

Менялись люди и эпохи, и в каждый век по-разному понималась любовь. Философия и по сей день пытается ответить на непростой вопрос: откуда берется это прекрасное чувство?

Эрот

Любовь, с точки зрения философии Платона, бывает разная. Он делит Эрот на 2 ипостаси: высокую и низменную. Эрот земной олицетворяет собой низшее проявление человеческих чувств. Это страсть и похоть, желание обладать вещами и судьбами людей любой ценой. Такую любовь рассматривает как фактор, тормозящий развитие человеческой личности, как нечто мерзкое и пошлое.

Эрот небесный, в противоположность деструктивному земному, олицетворяет собой развитие. Он является творящим началом, германизирующим жизнь, в нем проявляется единство противоположностей. Эрот небесный не отрицает возможный физический контакт между людьми, но на первое место все же выдвигает духовное начало. Отсюда и пошло понятие Чувства ради развития, а не ради обладания.

Андрогины

В своей философии любви Платон не последнее место отводит мифу об андрогинах. Когда-то давно человек был совсем иным. У него было по 4 руки и ноги, а голова смотрела двумя совершенно одинаковыми лицами в разные стороны. Эти древние люди были очень сильны и решили поспорить с богами за первенство. Но боги страшно покарали дерзких андрогинов, разделив каждого на 2 половинки. С тех пор несчастные скитаются в поисках части себя. И лишь те счастливчики, что находят вторую часть себя, наконец получают умиротворение и живут в гармонии с собой и миром.

Миф об андрогинах является важной частью учения о гармонии. Любовь человека философия Платона возводит в ряд возвышенных чувств. Но это касается только любви настоящей и взаимной, ведь не может одна из частей целого не любить другую.

Средневековье

Понятие любви в философии средневековья приобретает религиозный окрас. Сам бог ради любви ко всему человечеству пожертвовал собой ради искупления вселенского греха. И с тех пор в стала ассоциироваться с самопожертвованием и самоотречением. Только так она могла считаться истинной. была призвана заменить все другие предпочтения человека.

Христианская пропаганда совершенно исказила любовь человека к человеку, она полностью свела ее к пороку и похоти. Здесь можно наблюдать своеобразный конфликт. С одной стороны, любовь между людьми считается греховной, а половой акт - чуть ли не бесовским действом. Но в то же время церковь поощряет институт брака и семьи. Само по себе зачатие и появление человека на свет является греховным.

Розанов

Любви зарождается благодаря В. Розанову. Он первый обращается к этой теме среди отечественных философов. Для него это чувство является самым чистым и возвышенным. Он отождествляет любовь с понятием красоты и истины. Розанов идет дальше и прямо заявляет, что без любви невозможна истина.

Розанов критикует монополизацию любви христианской церковью. Он отмечает, что это способствует нарушению морали. Отношения с противоположным полом есть неотъемлемой частью жизни, которую нельзя так грубо отсекать или формализовать продолжением рода. Христианство чрезмерное внимание уделяет непосредственно половым сношениям, не замечая их духовной подоплеки. Розанов воспринимает любовь мужчины и женщины как единое, родовое начало. Именно она движет миром и развитием человечества.

Соловьев

В. Соловьев является последователем Розанова, но вносит в его учение свое видение. Он возвращается к платоновскому понятию андрогина. Любовь с точки зрения философии Соловьева - двусторонний акт мужчины и женщины. Но он дает понятию андрогина новое осмысление. Наличие 2 полов, так сильно отличающихся друг от друга, говорит о несовершенстве человека.

Такая сильная тяга полов друг к другу, к физической близости в том числе, - это не что иное, как желание вновь объединиться. Только вместе оба пола смогут вновь стать единым целым и гармонизировать себя и пространство вокруг. Именно поэтому так много в мире несчастных людей, потому что очень трудно найти вторую часть себя.

Бердяев

Согласно его учению, пол создает конфликт, разъединяя людей. Части, как магниты, стремятся соединиться и обрести любовь. вслед за платоновской говорит о двойственности любви. Она бывает звериная, это простая похоть. Но она же может вознести на вершины совершенства духа. Он говорит о том, что после массовой христианизации нужно реабилитировать отношение к половой любви.

Преодоление пола и половых различий - это не соединение, а, напротив, четкое осознание функций каждого пола. Только это может открыть творческое начало и развить индивидуальность каждой личности в полной мере. Именно в любви к противоположному полу и интимной близости четче всего проявляются мужское и женское начало. Именно любовь связывает тело и дух и в то же время возвышает и поднимает человека на новый уровень духовного развития.

Все же разделение любви на плотскую и духовную не случайно. Чрезвычайное потворство похоти и плоти уже сгубили Древний Рим. Бесконечные случайные сексуальные связи надоели всем. Возможно, именно это и стало причиной столь жесткого отношения к интимным связям в христианской религии. Понятие "любовь" философия во все времена возвышала и считала основой жизни и развития. Не важно, по отношению к кому эта любовь - к человеку или к высшему существу. Главное, чтобы любовь не подменялась похотью, именно об этом говорят и греческие философы, и наши отечественные мыслители.

(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

«Единственное дело, на кото рое стоит положить жизнь, это любовное общение с людьми».

«Любить значит жить жизнью того, кого любишь».

Л.Толстой

Философы и поэты, художники и писатели-романтики возвели любовь до уровня всемогущей движущей силы, управляющей всем ходом развития человечества. С этим мнением, конечно, можно и не соглашаться, но любовь, несомненно, является самым существенным моментом в жизни каждого индивида. Это возвышенное чувство наполняет людей особой духовной энергией. Философия любви является сферой раздумий, которые позволяют, с одной стороны, осмыслить природу любовного чувства, а с другой — понять и оценить его роль и назначение в жизни и творчестве человека.

Любовь как способ существования человека.

Любовь как особый способ межличностного общения -фундаментальная категория философии и психологии, отражающая смысловую сторону человеческой жизни. Именно она одухотворяет жизнедеятельность индивида, его идеалы и т.д. Любовь можно мыслить только как начало тонкой сферы чисто человеческого общения. Она имеет субъективно-объективную основу. Это значит, что субъективные ощущения любви в принципе всегда объективно обусловлены. Любовь — это субъективное отношение человека к миру бытия, предполагающее стремление к счастью. Благодаря любви человечество существует и постоянно самосовершенствуется. В этом чувстве раскрывается естественная потребность (желание) каждого человека стать лучше. Только в любви преодолевается межличностное отчуждение, достигается духовное единение, люди перестают испытывать горечь одиночества, чувство душевной опустошенности.

Любовь не поддается управлению и разумному объяснению. О ней можно сказать только то, что она есть, и не более. Невозможно словами объяснить механизм ее возникновения и многочисленные проявления. В античной мифологии, к примеру, ее считали особой космической силой, способной творить чудеса. Сохранилась красивая легенда о том, как жена бога Осириса Изида воскресила усопшего мужа слезами любви.

Однажды появившись на Земле, любовь прочно заняла свое место в жизни человечества. Но отношение к ней всегда было противоречивым. Ее обожествляли и проклинали. В ее честь создавали великие произведения живописи и музыки, писали стихи, возводили дворцы и храмы. Из-за любви сажали в тюрьмы, отправляли в монастыри, даже сжигали на кострах. И сегодня любовь считается одной из самых таинственных сил, которая притягивает к себе множество закрепившихся в философских и культурологических учениях смыслов духовного восхождения личности. Но главное заключено в понимании любви как возвышенного чувства, направленного на разрешение сакральных проблем человеческого бытия, на достижение межличностного единства, слитности с другим индивидом. «Это страстное стремление к единству с другим человеком сильнее всех других человеческих стремлений, — писал философ и психолог Эрих Фромм. — Это самая главная страсть, это сила, которая скрепляет в единое целое семью, клан, общество, весь человеческий род. Без любви человечество не смогло бы просуществовать ни дня» . Именно любовь как качество культурно развитой личности, по Фромму, позволяет понять и объяснить сущность человеческого бытия.

Любовь — это необычайно сложное духовное явление в жизни человека. Поэтому она внимательно и всесторонне осмысляется философами. Философский анализ любви — это прежде всего стремление познать любовь посредством мысли, сделать самые общие умозаключения о данном феномене. Считается, что философия любви есть ее рациональное осмысление как главного источника истинно человеческого бытия. Любовь предстает в философии как первоначало, сущность бытийного существования человека: индивидуального и общественного. Иначе говоря, любовь в философии рассматривается в виде чистого человеческого бытия, когда человек любит весь мир, жизнь как таковую. Не случайно наиболее фундаментальным типом любви, лежащим в основе всех ее видов, является любовь к роду человеческому (братская любовь), которая предполагает осознание ответственности за жизнь и здоровье другого человека, желание помочь ему.

Общеизвестно, что философия имеет дело не только с интеллектом, но и с эмоциями, социальными чувствами, всем спектром духовных проявлений человека. В силу этого совершенно правомерно метафизически осмысливать такую ипостась человеческой способности, как любовь — феноменальное социопсихологическое состояние личности, возникающее в процессе развития особых связей и отношений между людьми.

Издревле любовь считалась источником (началом) истинно человеческого бытия, ибо именно она предопределяла смысл жизни каждого человека, да и судьбу всего человечества. Вспомним прославленного древнегреческого врача, философа Эмпедокла, создавшего учение об основах бытия, представленных землей, водой, воздухом и огнем, которые он называл «корнями всех вещей». Они, по Эмпедоклу, не сводимы друг к другу, но могут смешиваться и разделяться, то есть спонтанно приходить в движение, источниками (первоначалами) которого являются антиподы — Любовь и Вражда. Когда первенствует Любовь, все материальные элементы перемешиваются и образуют «шару подобный, окруженный покоем гордящийся Сферос» . Таким образом, Эмпедокл рассматривал любовь как космическую энергию, стремящуюся усмирять и объединять во Вселенной все, что имеет тенденцию к распаду.

Основы философского познания любви, как многие сегодня считают, сформировались в Древней Греции. А Рим успешно продолжил греческую традицию осмысления любви как сугубо индивидуального и социально-психологического явления. Не упрощая ситуацию того времени, можно смело утверждать, что в античности уже различали два принципиально разных вида любви. Это любовь-страсть и платоническая любовь. Первая предполагает чувственно-эмоциональное состояние личности, которое противостоит разуму, самопознанию. А следовательно, данный вид любви — это не путь к собственному благополучию. Платонический же вид любви выражает чувственный идеал заботы индивида о самом себе в лучшем смысле этого слова. Такая любовь возвышает личность, ибо она, не подверженная слепым страстям, направляется умом, обусловливается нравственным воспитанием.

Несмотря на зримые различия в понимании и оценке разных видов любви, в античности особо подчеркивали, что она возникает только при очень сильном внешнем воздействии на человека. В Греции, к примеру, считалось, что Эрот (бог любви) поражает человека стрелой своего лука и делает его пленником любви. А главное, любовь не есть усилие самой личности, ее ума, то есть не человек достигает состояния влюбленности, а сама любовь захватывает его, зажигая возвышенным чувством, силой страсти. Платон считал, что только любовь открывает людям глаза на истину, добро и красоту. В своем познании мира человек как бы вступает в брак с любовью, и от этого брака появляется прекраснейшее потомство, которое именуется духовностью и включает в себя философию, мораль, науку и искусство. Только посредством любви индивид открывает смысл своей жизни и становится собственно человеком.

Западноевропейские, но особенно русские философы XVIII-XIX веков состояние любви понимали и толковали несколько иначе, чем античные мыслители. Так, француз маркиз де Сад (1740-1814) называл любовь формой душевного безумия. Именно поэтому, считал он, ей бессмысленно сопротивляться. Наоборот, нужно безропотно следовать ее природе. Примерно к тому же призывает и великий немецкий философ И. Кант. «Порой мужчины, чтобы понравиться, — уверен философ, — усваивают женские слабости, а женщины иногда (хотя и гораздо реже) подражают мужским манерам, дабы внушить к себе глубокое уважение, но то, что делают против природы, делают всегда неплохо» . А на вопрос о том, как же надо относиться к любви-страсти или любви-наслаждению, И. Кант отвечает следующим образом: все это недопустимо, поскольку не соответствует целям человеческой природы и ведет к ее искажению, унижает личность.

Русский мыслитель В.В. Розанов (1856-1919) восторгается любовью-страстью, но только в лоно семьи. Он превозносит ее до небес, включая то телесное наслаждение, которое такая любовь приносит людям. Более того, В.В. Розанов сам акт любовного совокупления рассматривал как естественное и необходимое слияние душ. А вот другой русский философ Н.А. Бердяев видит в половом акте разрушающий личность момент, фактор бездуховности, ибо он отвлекает от лица любимого. По мнению Н.А. Бердяева, не только в личной жизни, но и в науке, искусстве, общественно-политической деятельности всегда есть место искренней любви. Только у любящего возникают светлые идеалы, проявляются благородные чувства, рождаются прекрасные идеи, которые он способен воплотить в действительность.

Большая истинная любовь, наполняя человека духовной энергией, добротой помыслов, дает ему внутренние силы жить осмысленно, всегда и во всем действовать гуманно. Тема истинной любви и нравственного идеала пронизывает творчество великого русского писателя и мыслителя Льва Толстого. Его проповедь «всеобщей любви» нашла понимание у самых разных слоев населения. Однажды он резонно заметил: «Как тело человека требует пищи и страдает без нее, так и душа человека требует любви и без нее страдает» . Эту мысль продолжил философ Д.А. Андреев (1906-1959), страстно убеждая в том, что любовь человеческая, как и творчество, не есть исключительный дар, ведомый лишь избранным: «Пучины любви, неиссякаемые родники творчества кипят за порогом сознания каждого из нас» .

О том, что такое любовь, с древности размышляли, спорили, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали. Почему же человеку так трудно жить без любви? Русский философ И.А. Ильин (1882-1954) в этой связи заметил, «что главное в жизни любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа» . Данное обстоятельство, по сути, указывает на то, что любовь есть прочное связующее звено в отношениях людей и особенно в их духовном общении. Разные философские учения, а также религии стремятся понять и использовать в своих интересах уникальную способность человека любить. Однако надо признать, что и сегодня она представляет собой недостаточно осмысленную область человеческого бытия. Действительно, о любви так много сказано и написано, что философско-психологический анализ многим кажется уже лишним. Но все же это настолько феноменальная сфера в отношениях и в общении людей, в формировании их судеб, что ее всестороннее философское рассмотрение представляется нам необходимым. Это, кстати, сегодня признают все: педагоги и психологи, ученые и философы, социологи и политики, медики и писатели. Однако если мы заглянем в учебники по гуманитарным дисциплинам, то увидим, что данные проблемы в них практически не рассматриваются, а если и рассматриваются, то в самой общей декларативной форме. Так, в учебниках по психологии в главах, посвященных чувствам, эмоциям, лишь вскользь упоминается о любви, а во многих пособиях по философии эта тема вообще не затрагивается. Между тем в истории философской мысли не было ни одного оригинального автора, хоть как-то уклонившегося от рассуждений об этом удивительном и очень сложном духовном явлении. А если признать, что тема человека — действительно ведущая тема во всех мировых философских системах, то проблема человеческой любви, взятая в ее особой духовной объемности и колоритности может считаться важнейшей, определяющей. Она тесно связана с философией, наукой, искусством, моралью и религией. Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свои потенциальные возможности, а также мир, в котором он живет.

Любовь, будучи спонтанным (лат. spontaneus — самопроизвольный) чувством глубокого, интимного переживания, симпатии индивида к кому-либо или чему-либо, высвобождает огромные внутренние силы человеческой натуры. Она многими признается тем необычайно важным фактором, который формирует человеческую личность, определяя ее судьбу, награждая телесным и духовным наслаждением, страстным увлечением, которые ни под какие привычные индивидуальные и социальные стандарты и моральные стереотипы не подпадают. Это совершенно необычные ощущения в человеческой жизни, где нет места никаким расчетам, жестким правилам и предписаниям. Любовь всегда и везде отличает имманентное эмоционально-возвышенное самосозидание. Да уже самые первые ее признаки — восхищение, благоговение, милосердие — говорят сами за себя. Это, наверное, самое альтруистическое душевное состояние. Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону любви, формирующую личность. Отдавая все, что только можно отдать любимому человеку, любящий стремится к получению ответной реакции, заслуживая любовь к себе.

Любовь представляет максимальную ценность для всего рода человеческого как имманентный (внутренний) морально-нравственный генератор радости и наслаждений, источник счастья. Во многих описаниях любовных чувств указывается на особую способность человека душевно «сливаться» воедино с другим. «Истинная сущность любви, — замечает Г. Гегель, — состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой» .

В сущности, Г. Гегель рассуждает об идее «слияния» душ, когда душа любящего живет и растворяется в душе любимого и при этом обретает самое себя. Здесь, может быть, заложена сущностная основа любви. Действительно, в состоянии истинной душевной слитности есть нечто таинственное, даже мистическое. Философия обнаруживает эту сферу бытия и строго рационально описывает. Ее качественной стороной является осмысление не самого факта, а знания или мнения о нем. Именно поэтому философски любовь исследуется как феномен иррационального знания, рассматривается ее роль в реализации творческой активности субъекта, а также ее ценностная значимость.

мАВПЧШ - ЬФП ЮХЧУФЧП ЕДЙОЕОЙС. оБ УБНПН ДЕМЕ, НЩ ЕДЙОЩ УП ЧУЕН ПЛТХЦБАЭЙН НЙТПН. оП НОПЗЙЕ МАДЙ ОЕ ЮХЧУФЧХАФ, ЮФП ЙИ РТЙТПДБ ФБЛБС ЦЕ, ЛБЛ РТЙТПДБ УФПМБ ЙМЙ ЬЛТБОБ ДЙУРМЕС. оБ УБНПН ДЕМЕ НЩ ЕДЙОЩ У МАВЩН ЦЙЧЩН УХЭЕУФЧПН, У МАВЩН БФПНПН ОБЫЕК ЧУЕМЕООПК. оП, РПДПВОПЕ ЕДЙОУФЧП, РПДПВОХА МАВПЧШ РПЮХЧУФЧПЧБФШ НПЦЕФ ДБМЕЛП ОЕ ЛБЦДЩК. мАВЙФШ ЧУЕИ, ДБОП МЙЫШ УЧСФЩН. пВЩЮОПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, ЛТХФСЭЕНХУС Ч УБОУБТЕ, ИПТПЫП, ЕУМЙ ХДБУФУС РПМАВЙФШ ИПФС ВЩ ПДОПЗП ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. вПМШЫБС ЮБУФШ МАДЕК ОЕУРПУПВОБ ДБЦЕ ОБ ЬФПФ РПДЧЙЗ, Ч ЙИ МАВЧЙ УМЙЫЛПН НОПЗП ЬЗПЙЪНБ.

"мАВПЧШ - ЬФП УБНПЕ ЙОФЙНОПЕ, УБНПЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОПЕ ЮХЧУФЧП. ьФП ЧУЕ ТБЧОП, ЮФП ГЧЕФПЛ, ЛПФПТЩК Ч ЛБЛПЕ-ФП НЗОПЧЕОЙЕ НПЦОП ПФДБФШ ФПМШЛП ЛПНХ-ОЙВХДШ ПДОПНХ. лПЗДБ МАВЙЫШ, ОХЦОП ПФДБЧБФШ ЧУЕЗП УЕВС Й ЮХЧУФЧПЧБФШ, ЮФП ФЕВС РТЙОЙНБАФ, - Б Ч МАВЧЙ РТЙОСФШ ЧУЕ, НПЦЕФ ВЩФШ, ЕЭЕ ФТХДОЕЕ, ЮЕН ЧУЕ ПФДБФШ. нЩ ЪОБЕН, ЮФП ПФДБЕН, ОП ОЕ ЪОБЕН, ЮФП РПМХЮЙН" (тЙЮБТД пМДЙОЗФПО)

мАВЙФШ - ПЪОБЮБЕФ ТБУФЧПТЙФШУС Ч РТЕДНЕФЕ УЧПЕК МАВЧЙ РПМОПУФША. еУМЙ ФЩ МАВЙЫШ ЮЕМПЧЕЛБ, ФЕВС ХЦЕ ОЕФ, ФЩ РПМОПУФША ПФДБМ УЕВС ЬФПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. еУМЙ ФЩ МАВЙЫШ НХЪЩЛХ, ФЕВС ХЦЕ ОЕФ, ЕУФШ МЙЫШ НХЪЩЛБ. рПЮЕНХ ФБЛ ЗБТНПОЙЮОЩ ДЧЙЦЕОЙС НБУФЕТПЧ ХЫХ - РПФПНХ ЮФП ЙИ ДЧЙЦЕОЙС ЙУЛТЕООЙ, Ч ЙИ ДЧЙЦЕОЙЙ ОЕФ ОЙЮЕЗП ПФ ЙИ ЬЗП, ЙИ ОЕФ, ЕУФШ ПДОП ДЧЙЦЕОЙЕ, ПДОБ ЖПТНБ...

мАВПЧШ НОПЗЙИ МАДЕК - ЬФП ОЕ МАВПЧШ, ЬФП РТЙЧСЪБООПУФШ. чЩ РТПУФП ОБЫМЙ Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ ФП, Л ЮЕНХ ЧЩ РТЙЧСЪБОЩ. вХДШ ФП УЕЛУ, ДЕОШЗЙ, УФТЕНМЕОЙЕ Л НБФЕТЙОУФЧХ... ьФП ОЕ МАВПЧШ, ЬФП ЬЗПЙЪН. чЩ РТПУФП РПМХЮБЕФЕ ФП, ЮФП ЧБН ОХЦОП, ОЕ ПВТБЭБС ЧОЙНБОЙС ОБ ФП, ЮФП ОХЦОП ЧБЫЕНХ МАВЙНПНХ. лБЛБС ЬФБ МАВПЧШ?

мАДЙ ЦЙЧХФ Ч УЕНШСИ РП РТЙЧЩЮЛЕ, УЧСЪБООЩЕ УЧПЙНЙ РТЙЧСЪБООПУФСНЙ, ХЦЕ Й ОБНЕЛПЧ ОЙ ОБ ЛБЛХА МАВПЧШ ОЕФ.

лПЗДБ ЧЩ МАВЙФЕ Ч ЮЕМПЧЕЛЕ ЮФП-ФП, ЬФП ЮФП-ФП ОЕ ЧЕЮОП, ПОП НПЦЕФ ЙЪНЕОЙФШУС. чЩ МАВЙФЕ, ЛБЛ ПО РПЕФ - ПО РЕТЕУФБМ РЕФШ. чЩ МАВЙФЕ, ЛБЛ ПО ФБОГХЕФ - ПО РЕТЕУФБМ ФБОГЕЧБФШ.

пВЩЮОЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ ЮХЧУФЧБ ОЕРПУФПСООЩ, ПОЙ ПВПТБЮЙЧБАФУС УЧПЕК РТПФЙЧПРПМПЦОПУФША, ЧЕТФСФУС Ч ЛПМЕУЕ. мАВПЧШ УНЕОСЕФУС ОЕОБЧЙУФША, ОЕОБЧЙУФШ РЕТЕТБУФБЕФ Ч МАВПЧШ. оЕФ ФБЛПЗП ЮХЧУФЧБ - "МАВПЧШ", ЕУФШ МАВПЧШ-ОЕОБЧЙУФШ. ьФП ЛБЛ НПОЕФЛБ У ДЧХНС УФПТПОБНЙ. еУМЙ ЧЩ ЛПЗП-ФП УЙМШОП МАВЙФЕ, ЧЩ ТБОП ЙМЙ РПЪДОП ЕЗП ЧПЪОЕОБЧЙДЙФЕ. еУМЙ ОЕОБЧЙДЙФЕ - ТБОП ЙМЙ РПЪДОП РПМАВЙФЕ.

еУМЙ ЦЕ ЧЩ ОБКДЕФЕ Ч ДТХЗПН ЮФП-ФП РПУФПСООПЕ, ЬФП РПУФПСООПЕ Й ВХДЕФ вПЗПН. рПФПНХ ЮФП вПЗ - ЬФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП РПУФПСООП. рПМАВЙФЕ Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ ЧЕУШ НЙТ. чЩ МАВЙФЕ НХЦЮЙОХ - РПМАВЙФЕ Ч ЬФПН НХЦЮЙОЕ ЧУЕИ НХЦЮЙО НЙТБ. чЩ МАВЙФЕ ЦЕОЭЙОХ - РПМАВЙФЕ Ч ЬФПК ЦЕОЭЙОЕ ЧУЕИ ЦЕОЭЙО НЙТБ. ч ЛБЦДПН ЮЕМПЧЕЛЕ ЕУФШ ПФТБЦЕОЙЕ МАВПК ЮБУФЙ НЙТБ. рПМАВЙФЕ ЧЕУШ НЙТ ЮЕТЕЪ ЬФПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

мАВПЧШ - ЬФП ОЕ УЮБУФМЙЧБС УМХЮБКОПУФШ ЙМЙ НЙНПМЕФОЩК ЬРЙЪПД, Б ЙУЛХУУФЧП, ФТЕВХАЭЕЕ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, УБНППФЧЕТЦЕООПУФЙ, ЗПФПЧОПУФЙ Л РПУФХРЛХ Й УБНПРПЦЕТФЧПЧБОЙА. йНЕООП ПВ ЬФПН ЗПЧПТЙФ Ч УЧПЕК ЛОЙЗЕ "йУЛХУУФЧП МАВЧЙ" ЙЪЧЕУФОЩК ЖЙМПУПЖ ьТЙИ жТПНН. "мАВПЧШ - ОЕ УЕОФЙНЕОФБМШОПЕ ЮХЧУФЧП, ЙУРЩФБФШ ЛПФПТПЕ НПЦЕФ ЧУСЛЙК ЮЕМПЧЕЛ ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ХТПЧОС ДПУФЙЗОХФПК ЙН ЪТЕМПУФЙ. чУЕ РПРЩФЛЙ МАВЧЙ ПВТЕЮЕОЩ ОБ ОЕХДБЮХ, ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ОЕ УФТЕНЙФУС ВПМЕЕ БЛФЙЧОП ТБЪЧЙЧБФШ УЧПА МЙЮОПУФШ Ч ГЕМПН, ЮФПВЩ ДПУФЙЮШ РТПДХЛФЙЧОПК ПТЙЕОФБГЙЙ; ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ Ч МАВЧЙ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ДПУФЙЗОХФП, ВЕЪ УРПУПВОПУФЙ МАВЙФШ УЧПЕЗП ВМЙЦОЕЗП, ВЕЪ ЙУФЙООПК ЮЕМПЧЕЮОПУФЙ, ПФЧБЗЙ, ЧЕТЩ Й ДЙУГЙРМЙОЩ".

фЕНБ МАВЧЙ ЧУЕЗДБ ЙОФЕТЕУПЧБМБ ЖЙМПУПЖЙА, ОБЮЙОБС У БОФЙЮОПУФЙ Й ДП ОБЫЙИ ДОЕК. пУОПЧОЩЕ ТБЪДЕМЩ БОФПМПЗЙЙ РПУЧСЭЕОЩ УХЭОПУФЙ МАВЧЙ Й ЕЕ ЪОБЮЕОЙА Ч ЦЙЪОЙ ЙОДЙЧЙДБ Й ПВЭЕУФЧБ, ЮЕМПЧЕЛПМАВЙА Й РПМПЧПК МАВЧЙ. бОФПМПЗЙС ПФЛТЩЧБЕФУС ПФТЩЧЛПН ЙЪ ДЙБМПЗБ рМБФПОБ "рЙТ", РПМПЦЙЧЫЕЗП ОБЮБМП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПНХ БОБМЙЪХ МАВЧЙ Ч ЕЧТПРЕКУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ. фЕНБ МАВЧЙ ВЩМБ ПДОПК ЙЪ ЧЕДХЭЙИ Ч ТХУУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ. й ИПФС БЧФПТЩ, РТСНП ОЕ ПФПЦДЕУФЧМСАФ НХЦУЛХА Й ЦЕОУЛХА МАВПЧШ, ОП ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОЙИ НХЦЮЙОЩ, НПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП ЙНЙ ЧЩТБЦБЕФУС РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП НХЦУЛПК ЧЪЗМСД ОБ МАВПЧШ.

жЙМПУПЖ жТПНН Ч УЧПЕК ТБВПФЕ ЧЩДЕМСЕФ РСФШ ЬМЕНЕОФПЧ, РТЙУХЭЙИ ЛБЦДПНХ ЧЙДХ МАВЧЙ. ьФП ДБЧБОЙЕ, ЪБВПФБ, ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ, ХЧБЦЕОЙЕ Й ЪОБОЙЕ:

уРПУПВОПУФШ МАВЧЙ ДБЧБФШ РТЕДРПМБЗБЕФ ДПУФЙЦЕОЙЕ "ЧЩУПЛПЗП ХТПЧОС РТПДХЛФЙЧОПК ПТЙЕОФБГЙЙ" , Ч ЛПФПТПК ЮЕМПЧЕЛ РТЕПДПМЕЧБЕФ ОБТГЙУУЙУФУЛПЕ ЦЕМБОЙЕ ЬЛУРМХБФЙТПЧБФШ ДТХЗЙИ Й ОБЛПРМСФШ, Й РТЙПВТЕФБЕФ ЧЕТХ Ч УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УЙМЩ, ПФЧБЗХ РПМБЗБФШУС ОБ УБНПЗП УЕВС Ч ДПУФЙЦЕОЙЙ УЧПЙИ ГЕМЕК. "юЕН ВПМЕЕ ОЕДПУФБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ ЬФЙИ ЮЕТФ, ФЕН ВПМЕЕ ПО ВПЙФУС ПФДБЧБФШ УЕВС, - Й, ЪОБЮЙФ, МАВЙФШ", - УЮЙФБЕФ жТПНН.

фП, ЮФП МАВПЧШ ПЪОБЮБЕФ ЪБВПФХ, ОБЙВПМЕЕ ПЮЕЧЙДОП Ч МАВЧЙ НБФЕТЙ Л УЧПЕНХ ТЕВЕОЛХ. оЙЛБЛПЕ ЕЕ ЪБЧЕТЕОЙЕ Ч МАВЧЙ ОЕ ХВЕДЙФ ОБУ, ЕУМЙ НЩ ХЧЙДЙН ПФУХФУФЧЙЕ Х ОЕЕ ЪБВПФЩ П ТЕВЕОЛЕ, ЕУМЙ ПОБ РТЕОЕВТЕЗБЕФ ЛПТНМЕОЙЕН, ОЕ ЛХРБЕФ ЕЗП, ОЕ УФБТБЕФУС РПМОПУФША ЕЗП ПВИПДЙФШ, ОП ЛПЗДБ НЩ ЧЙДЙН ЕЈ ЪБВПФХ П ТЕВЕОЛЕ, НЩ ЧУЕГЕМП ЧЕТЙН Ч ЕЈ МАВПЧШ. "мАВПЧШ - ЬФП БЛФЙЧОБС ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФШ Ч ЦЙЪОЙ Й ТБЪЧЙФЙЙ ФПЗП, ЮФП НЩ МАВЙН".

дТХЗПК БУРЕЛФ МАВЧЙ - ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ - ЕУФШ ПФЧЕФ ОБ ЧЩТБЦЕООЩЕ ЙМЙ ОЕЧЩТБЦЕООЩЕ РПФТЕВОПУФЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП УХЭЕУФЧБ. ч МАВЧЙ НЕЦДХ ЧЪТПУМЩНЙ МАДШНЙ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЛБУБЕФУС, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН, РУЙИЙЮЕУЛЙИ РПФТЕВОПУФЕК ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. пФЧЕФУФЧЕООПУФШ НПЗМБ ВЩ МЕЗЛП ЧЩТПЦДБФШУС Ч ЦЕМБОЙЕ РТЕЧПУИПДУФЧБ Й ЗПУРПДУФЧБ, ЕУМЙ ВЩ ОЕ ВЩМП ХЧБЦЕОЙС Ч МАВЧЙ.

"хЧБЦЕОЙЕ - ЬФП ОЕ УФТБИ Й ВМБЗПЗПЧЕОЙЕ, ЬФП УРПУПВОПУФШ ЧЙДЕФШ ЮЕМПЧЕЛБ ФБЛЙН, ЛБЛПЧ ПО ЕУФШ, ПУПЪОБЧБФШ ЕЗП ХОЙЛБМШОХА ЙОДЙЧЙДХБМШОПУФШ". фБЛЙН ПВТБЪПН, ХЧБЦЕОЙЕ РТЕДРПМБЗБЕФ ПФУХФУФЧЙЕ ЬЛУРМХБФБГЙЙ. "с ИПЮХ, ЮФПВЩ МАВЙНЩК НОПА ЮЕМПЧЕЛ ТПУ Й ТБЪЧЙЧБМУС ТБДЙ ОЕЗП УБНПЗП, УЧПЙН УПВУФЧЕООЩН РХФЕН, Б ОЕ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УМХЦЙФШ НОЕ. еУМЙ С МАВМА ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, С ЮХЧУФЧХА ЕДЙОУФЧП У ОЙН, ОП У ФБЛЙН, ЛБЛПЧ ПО ЕУФШ, Б ОЕ У ФБЛЙН, ЛБЛ НОЕ ИПФЕМПУШ ВЩ, ЮФПВ ПО ВЩМ, Ч ЛБЮЕУФЧЕ УТЕДУФЧБ ДМС НПЙИ ГЕМЕК".

"хЧБЦБФШ ЮЕМПЧЕЛБ ОЕЧПЪНПЦОП, ОЕ ЪОБС ЕЗП: ЪБВПФБ Й ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ВЩМЙ ВЩ УМЕРЩ, ЕУМЙ ВЩ ЙИ ОЕ ОБРТБЧМСМП ЪОБОЙЕ". жТПНН ТБУУНБФТЙЧБМ МАВПЧШ ЛБЛ ПДЙО ЙЪ РХФЕК РПЪОБОЙС "ФБКОЩ ЮЕМПЧЕЛБ", Б ЪОБОЙЕ - ЛБЛ БУРЕЛФ МАВЧЙ, СЧМСАЭЙКУС ЙОУФТХНЕОФПН ЬФПЗП РПЪОБОЙС, РПЪЧПМСАЭЙК РТПОЙЛОХФШ Ч УБНХА УХФШ.

мАВПЧШ - ЧМЕЮЕОЙЕ ПДХЫЕЧМЕООПЗП УХЭЕУФЧБ Л ДТХЗПНХ ДМС УПЕДЙОЕОЙС У ОЙН Й ЧЪБЙНОПЗП ЧПУРПМОЕОЙС ЦЙЪОЙ. йЪ ПВПАДОПУФЙ ПФОПЫЕОЙК НПЦОП МПЗЙЮЕУЛЙ ЧЩЧЕУФЙ ФТПСЛЙК ЧЙД МАВЧЙ:

1) МАВПЧШ, ЛПФПТБС ВПМЕЕ ДБЈФ, ОЕЦЕМЙ РПМХЮБЕФ, ЙМЙ ОЙУИПДСЭБС МАВПЧШ
2) МАВПЧШ, ЛПФПТБС ВПМЕЕ РПМХЮБЕФ, ОЕЦЕМЙ ДБЕФ, ЙМЙ ЧПУИПДСЭБС МАВПЧШ
3) МАВПЧШ, Ч ЛПФПТПК Й ФП, Й ДТХЗПЕ ХТБЧОПЧЕЫЕОП

ьФПНХ УППФЧЕФУФЧХАФ ФТЙ ЗМБЧОЩИ ЧЙДБ МАВЧЙ, ЧУФТЕЮБЕНЩЕ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПН ПРЩФЕ, Б ЙНЕООП: МАВПЧШ ТПДЙФЕМШУЛБС, МАВПЧШ ДЕФЕК Л ТПДЙФЕМСН Й МАВПЧШ РПМПЧБС (ЙМЙ УХРТХЦЕУЛБС). у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ОТБЧУФЧЕООПК ЖЙМПУПЖЙЙ, МАВПЧШ ЕУФШ УМПЦОПЕ СЧМЕОЙЕ, РТПУФЩЕ ЬМЕНЕОФЩ ЛПФПТПЗП УХФШ:

1) ЦБМПУФШ, РТЕПВМБДБАЭБС Ч МАВЧЙ ТПДЙФЕМШУЛПК;
2) ВМБЗПЗПЧЕОЙЕ, РТЕПВМБДБАЭЕЕ Ч МАВЧЙ УЩОПЧОЕК Й ЧЩФЕЛБАЭЕК ЙЪ ОЕЕ ТЕМЙЗЙПЪОПК
3) ЙУЛМАЮЙФЕМШОП РТЙУХЭЕЕ ЮЕМПЧЕЛХ ЮХЧУФЧП УФЩДБ, ЛПФПТПЕ Ч УПЕДЙОЕОЙЙ У ДЧХНС РЕТЧЩНЙ ЬМЕНЕОФБНЙ - ЦБМПУФША Й ВМБЗПЗПЧЕОЙЕН - ПВТБЪХЕФ ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА ЖПТНХ РПМПЧПК ЙМЙ УХРТХЦЕУЛПК МАВЧЙ (НБФЕТЙС ЦЕ ЕК ДБЕФУС ЖЙЪЙЮЕУЛЙН ЧМЕЮЕОЙЕН, БЛФХБМШОЩН ЙМЙ РПФЕОГЙБМШОЩН). (ьОГЙЛМПРЕДЙЮЕУЛЙК УМПЧБТШ ж.вТПЛЗБХЪБ Й й.еЖТПОБ)

фТЕВПЧБОЙС МАВЧЙ: фТЕВПЧБОЙС, ЛПФПТЩЕ ОБН РТЕДЯСЧМСЕФ ФТХДОБС ТБВПФБ МАВЧЙ, РТЕЧЩЫБАФ ОБЫЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ, Й НЩ, ЛБЛ ОПЧЙЮЛЙ, ЕЭЕ ОЕ НПЦЕН ЙИ ЙУРПМОЙФШ. оП ЕУМЙ НЩ ЧЩДЕТЦЙН ЧУЈ Й РТЙНЕН ОБ УЕВС ЬФХ МАВПЧШ, ЕЈ ЗТХЪ Й ЙУРЩФБОЙЕ, ОЕ ФТБФС УЙМ ОБ МЕЗЛХА Й МЕЗЛПНЩУМЕООХА ЙЗТХ, ЛПФПТХА МАДЙ РТЙДХНБМЙ, ЮФПВЩ ХЛМПОЙФШУС ПФ УБНПЗП ЧБЦОПЗП ДЕМБ ЙИ ЦЙЪОЙ. фП, НПЦЕФ ВЩФШ, НЩ ДПВШЈНУС ДМС ФЕИ, ЛФП РТЙДЈФ РПУМЕ ОБУ, ИПФС ВЩ НБМПЗП ПВМЕЗЮЕОЙС Й ХУРЕИБ... (тЙМШЛЕ)

мАВПЧШ УФТПЙФ Й...РЕТЕУФТБЙЧБЕФ. рЕТЕУФТБЙЧБЕФ ЧУЕ, ЮФП ОХЦДБЕФУС Ч РЕТЕУФТПКЛЕ. дБ, МАВПЧШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧЕМЙЛБС УПЪЙДБФЕМШОБС, ФЧПТСЭБС, УФТПСЭБС, РЕТЕУФТБЙЧБАЭБС УЙМБ. (лБЪБЛПЧБ тЙННБ. дПУФПЙОУФЧП ДХЫЙ. - мЙФ. ЗБЪЕФБ)

мАВПЧШ ТПЦДБЕФ ОБВМАДБФЕМШОПУФШ Й ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ. (зТБОЕО дБОЙЙМ. п НЙМПУЕТДЙЙ. - мЙФ. ЗБЪЕФБ)

мАВПЧШ... уХДПТПЦОЩЕ ПВЯСФЙС, УРМЕФЕОЙЕ ТХЛ, УРМЕФЕОЙЕ ФЕМ - ОЕ ПФ ПФЮБСОЙС МЙ? оЕ РПРЩФЛБ МЙ ЬФП ХДЕТЦБФШ ОЕХДЕТЦЙНПЕ, ЧЩТБЪЙФШ ФП, РЕТЕД ЮЕН ОЕ ФПМШЛП ВЕУУЙМШОЩ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УМПЧБ, ОП Й НЩ УБНЙ, МАДЙ, ВЕУУЙМШОЩ? оЕ РТПФЕУФ МЙ ЬФП ЦЙЪОЙ, ЦБЦДЩ ЦЙФШ РЕТЕД ОЕЙЪВЕЦОПУФША ОБЫЕЗП ЙУЮЕЪОПЧЕОЙС... ...мАВПЧШ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ УЩФПК Й ВМБЗПДХЫОПК. пОБ ЧУЕЗДБ ФЕТЪБОЙЕ. чУЕЗДБ Ч ОЕК РХМШУЙТХЕФ УФТБИ РПФЕТСФШ. юЕН ВПМШЫЕ МАВЙЫШ, ФЕН УЙМШОЕЕ УФТБЫЙЫШУС ТБЪМХЛЙ.

мАВПЧШ...пЮЕОШ ЧБЦОП РПНОЙФШ. рПФПНХ ЮФП П ОЕК, ЛБЛ ОЙ ТБУУЛБЪЩЧБК, ЧУЕЗП ОЕ РЕТЕДБЫШ. еЈ ОБДП УРЕТЧБ ХЪОБФШ, РЕТЕЦЙФШ УБНПНХ. чУСЛЙК РПЪОБЧЫЙК ЕЕ ИПФС ВЩ ОЕОБДПМЗП - УЮБУФМЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ, Й ЕНХ ОЙЮЕЗП ОЕ ОХЦОП ТБУФПМЛПЧЩЧБФШ П МАВЧЙ, Б ОЕУЮБУФМЙЧЩК ЧУЕ ТБЧОП ОЙЮЕЗП ОЕ РПКНЕФ, УЛПМШЛП ВЩ НЩ ОЙ УФБТБМЙУШ... (чЙОПЗТБДПЧ й. рТЙНЙ НПА МАВПЧШ)

юЕМПЧЕЛ НПЦЕФ ОБХЮЙФШУС ЧПЪЧПДЙФШ ЧЕМЙЮЕУФЧЕООЩЕ УППТХЦЕОЙС... ...ОП, ЕУМЙ ПО ОЕ ОБХЮЙФУС МАВЙФШ РП-ОБУФПСЭЕНХ, ПО ПУФБОЕФУС ДЙЛБТЕН. пВТБЪПЧБООЩК ЦЕ ДЙЛБТШ ЧП УФП ЛТБФ ПРБУОЕЕ ДЙЛБТС ОЕПВТБЪПЧБООПЗП. (уХИПНМЙОУЛЙК ч.б.)

х РЕТЧПК МАВЧЙ, МЕЗЛПЧЕТОПК Й НОЙФЕМШОПК, ЧУЕЗДБ УЧПЙ РТЙЮХДЩ. (л.уЕДЩИ)

мАВПЧШ - ЬФП ФБЛПЕ ЮХЧУФЧП, П ЛПФПТПН НПЦОП ЗПЧПТЙФШ ФПМШЛП У ФЕН, ЛПЗП МАВЙЫШ. (р.уЩЮЕЧ)

мАВПЧШ УБНПЕ ДПТПЗПЕ, ЮФП ДБЕФУС ЮЕМПЧЕЛХ Ч ЦЙЪОЙ. мАВПЧШ - ЬФП РЕУОС УЕТДГБ. ьФП - ЗПТДПУФШ. ьФП УЙМБ, ДЕМБАЭБС МАДЕК ВПЗБФЩТСНЙ Й ЗЕОЙСНЙ. мАВПЧШ - ЬФП МЕРЕУФЛЙ ЮЕТЕНХИЙ, ОП ЧНЕУФЕ У ФЕН Й ЛМЙОПЛ, ПВЕТЕЗБАЭЙК ЙИ ОЕЦОПУФШ Й ЮЙУФПФХ! (рПРПЧ в.о.)

мАВПЧШ - УБНПЕ ХФТЕООЕЕ ЙЪ ОБЫЙИ ЮХЧУФЧ. (в. жПОФЕОЕМШ)

мАВПЧШ, ВЕЪ УПНОЕОЙС, - ЬФП ВХЫХАЭЕЕ НПТЕ; ТБЪХН - УЧЕФСЭБСУС РЕУЮЙОЛБ; УФТБУФШ - РПИЙЭБАЭЙК НЙТ ХТБЗБО; ТБУУХДПЛ - НЕТГБАЭЙК УЧЕФЙМШОЙЛ. тБОХ, ОБОЕУЕООХА ЛПРШЕН ВЕЪХНОПК МАВЧЙ, ОЕ ЙУГЕМЙФШ ЧБФПК, УНПЮЕООПК ВБМШЪБНПН ТБЪХНБ. тПЪБ ОБ МХЦБКЛЕ УЕТДГБ, ПТПЫЕООБС ЧПДПК МАВЧЙ, ОЕ ЪБЧСОЕФ. (й.лБОВХ лОЙЗБ П ЧЕТОЩИ Й ОЕЧЕТОЩИ ЦЕОБИ)

мАВПЧШ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩТБЭЕОБ РТПУФП ЙЪ ОЕДТ РТПУФПЗП ЪППМПЗЙЮЕУЛПЗП РПМПЧПЗП ЧМЕЮЕОЙС. уЙМЩ "МАВПЧОПК" МАВЧЙ НПЗХФ ВЩФШ ОБКДЕОЩ ФПМШЛП Ч ПРЩФЕ ОЕРПМПЧПК ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК УЙНРБФЙЙ. нПМПДПК ЮЕМПЧЕЛ ОЙЛПЗДБ ОЕ ВХДЕФ МАВЙФШ УЧПА ОЕЧЕУФХ Й ЦЕОХ, ЕУМЙ ПО ОЕ МАВЙМ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК, ФПЧБТЙЭЕК, ДТХЪЕК. й ЮЕН ЫЙТЕ ПВМБУФШ ЬФПК ОЕРПМПЧПК МАВЧЙ, ФЕН ВМБЗПТПДОЕЕ ВХДЕФ Й МАВПЧШ РПМПЧБС. (б.у. нБЛБТЕОЛП)

рМБФПОЙЮЕУЛБС МАВПЧШ, ЛБЛПК ВЩ ЧЩУПЛПК ПОБ ОЙ ВЩМБ, - ЧУЕЗДБ РЩЫОЩК РХУФПГЧЕФ, ЛПФПТЩК ГЧЕФЕФ Й РБИОЕФ, ДБ ЧПФ ВЕДБ - ОЕ ДБЕФ РМПДПЧ. (а. лХЪОЕГПЧ)

чМАВМЕООПУФШ - ЬФП УРПУПВОПУФШ ЪБНЕФЙФШ Й ХЧЙДЕФШ ЛПЗП-ФП ЛТПНЕ УЕВС УБНПЗП, ЙУЛТЕООЕ ЧПУИЙФЙФШУС ДТХЗЙН ЮЕМПЧЕЛПН, ЬФП ЧУЕЗДБ ЦЗХЮЙК ЙОФЕТЕУ Л НЙТХ УЧПЕЗП ЙЪВТБООЙЛБ, РТЕДБООПУФШ ЕНХ. йОБЮЕ ЗПЧПТС, ЧМАВМЕООПУФШ Ч ПРТЕДЕМЕООПК УФЕРЕОЙ РТЕДРПМБЗБЕФ БМШФТХЙЪН, ВЕУЛПТЩУФОХА МАВПЧШ Л ЮЕМПЧЕЛХ. уРПУПВОПУФШ ЧМАВМСФШУС - РТЙЪОБЛ ЧЩУПЛПЗП УФТПС ДХЫЙ. (б.чБТЗБ)

мАВПЧШ ЧЕДШ ЗПТОБС РФЙГБ. пОБ ТБЧОЙО ОЕ РЕТЕОПУЙФ. оБ ТБЧОЙОХ РТЙМЕФБЕФ МЙЫШ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ХНЕТЕФШ. (б. нЙФТПЖБОПЧ)

мАВПЧШ НПЦЕФ РПВЕДЙФШ ЧУЕ ОБ УЧЕФЕ, ОП ПДОПК МАВПЧША ЕЭЕ ОЕ НПЦЕФ ЦЙФШ ЮЕМПЧЕЛ. (чБУЙМШЕЧ н.)

мАВПЧШ Й РХУФСЛЙ. оЕ ФП ПНТБЮБЕФ НПЙ ДОЙ, ЮФП ХИПДЙФ МАВПЧШ, Б ФП, ЮФП ПОБ ХИПДЙФ ЙЪ-ЪБ РХУФСЛПЧ. (ьДОБ уЕО чЙОУЕОФ нЙММЕ)

уБНБС ЮЙУФЕКЫБС МАВПЧШ ОБРПМПЧЙОХ РЕТЕНЕЫБОБ У УБНПМАВЙЕН. (н. мЕТНПОФПЧ лОСЗЙОС мЙЗПЧУЛБС

чЕТОПУФШ - ЬФП ПДОБ ЙЪ ЪБДБЮ МАВЧЙ; ОП ЬФП ЧУЕЗДБ ЪБДБЮБ ФПМШЛП ДМС ФПЗП, ЛФП МАВЙФ, Й ОЙЛПЗДБ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ФТЕВПЧБОЙЕН, ОБРТБЧМЕООЩН ОБ РБТФОЕТБ. (ч. жТБОЛ юЕМПЧЕЛ Ч РПЙУЛБИ УНЩУМБ)

"мАВПЧШ - ЕДЙОУФЧЕООБС УФТБУФШ, ОЕ РТЙЪОБАЭБС ОЙ РТПЫМПЗП, ОЙ ВХДХЭЕЗП" (п. вБМШЪБЛ)

"уМПЧБ МАВЧЙ ЧУЕЗДБ ПДЙОБЛПЧЩ, - ЧУЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, ЙЪ ЮШЙИ ХУФ ПОЙ ЙУИПДСФ" (нПРБУУБО)

"мАВПЧШ - ЬФП УЖПЛХУЙТПЧБООПЕ УФТЕНМЕОЙЕ Л УЮБУФША" (лЙТРЙЮЕЧ ч.)

"мАВПЧШ - ЬФП ПВЭЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ, ОП Й ДХИПЧОПЕ" (уЬМЙОДЦЕТ)

нПЦОП ЕЭЕ ДПМЗП РТПДПМЦБФШ ЬФПФ УРЙУПЛ ПРТЕДЕМЕОЙК Й ФТБЛФПЧПЛ МАВЧЙ, ОП ЧУЕ ПОЙ ЗПЧПТСФ ПВ ПДОПН: "мАВПЧША УДЕМХЕФ ДПТПЦЙФШ, ПОБ ЕУФШ ЙУФЙООПЕ УЮБУФШЕ Ч ОБЫЕК ЦЙЪОЙ, ПОБ - ФП УБНПЕ ЮЙУФПЕ, ЮФП ЕУФШ ОБ УЧЕФЕ, ФП ОЕЦОПЕ Й УПЛТБЧЕООПЕ. тБУФПЮБКФЕ МАВПЧШ ПВЕЙНЙ ТХЛБНЙ Й ЧУЕН УЕТДГЕН!!! мавпчш - ЬФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ УПЛТПЧЙЭЕ, ЛПФПТПЕ ХНОПЦБЕФУС, ТБЪДЕМССУШ! ьФП ЕДЙОУФЧЕООЩК ДБТ, ЛПФПТЩК ОБУФПМШЛП ЧЩТБУФБЕФ, УЛПМШЛП ПФ ОЕЗП ПФОЙНЕЫШ! ьФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ ОБЮЙОБОЙЕ, Ч ЛПФПТПН ЮЕН ВПМШЫЕ ФТБФЙЫШ, ФЕН ВПМШЫЕ РПМХЮБЕЫШ! дбтйфе ее, тбуфпюбкфе ее, Й ЪБЧФТБ Х ЧБУ ВХДЕФ ВПМШЫЕ РТЕЦОЕЗП!!!

С точки зрения философии то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а способностью любить. Начиная с Сократа, любовь рассматривается как особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В своих диалогах, таких, как «Федр», «Пир», Платон разрабатывает свою теорию любви. У Платона любовь - это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе, стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих. Итак, следуя Платону, можно сделать вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется свыше, с помощью бога Эрота. Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях. У Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности. Августин говорит о любви как о мистической способности познания: «мы познаём в той мере, в какой любим». Вслед за Августином Б.Паскаль рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Любовь к Богу должна сопровождаться ненавистью к себе. Христос искупил грех человека. Для Р.Декарта и Б. Спинозы место любви - в сфере страстей. И.Кант и Г.Ф.Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания. Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга. По В.С. Соловьёву, любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом. Смысл любви - в преодолении эгоизма.

Идеи философии любви получили развитие также в работах В.Розанова, Н.Бердяева. По Шелеру в любой своей разновидности любовь есть незавершённая любовь к Богу. Наиболее фундаментальное в 20в. произведение на тему любви - «Метафизика любви» Д. фон Гильдебранда. У Э.Фромма любовь как способ преодоления одиночества, как созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему.

Исключительная роль в понимании и утверждении смысла любви принадлежит христианской религии. Согласно ей, Бог есть любовь, любовь вообще, чистая любовь, поднимаясь к которой человек начинает жить в атмосфере любви и становится способным к любому конкретному её проявлению - может полюбить человека, животное, природу. В Новом Завете говорится: «..всякий любящий рождён от Бога и знает бога; Кто не любит, тот не познал Бога…» Понимание того, что человек без любви - жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в словах апостола Павла: « Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто… Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше.» (1-е послание Коринфянам Апостол Павел 13,1-2). Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. К тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика.


Во все времена поэты и писатели, композиторы и художники воспевали всеобъемлющее чувство любви, а ученые и исследователи пытались найти ей рациональное объяснение. Однако, несмотря на то что душевный трепет, вызываемый ею, невозможно спутать ни с чем другим, однозначного определения этого чувства до сих пор нет. Объясняется это тем, что у каждого своя философия любви . Даже один и тот же человек, встречаясь с этим чувством во второй, третий или десятый раз, будет трактовать это понятие по-разному, опираясь на пережитой опыт и преобладающие переживания.

Эмоции

Все это связано с тем, что любовь - материя крайне многогранная и сложная. Она включает в себя огромное количество эмоций и переживаний. Однако не стоит заменять эти понятия. Любовь является производным от эмоций, именно они рождают и поддерживают ее. Только на сильные ощущения человеческое сердце способно откликнуться неподдельным чувством. Они же являются ее проявлениями и неотъемлемыми составляющими. Но не стоит забывать, что радость, восхищение, умиротворение могут существовать и самостоятельно.

Любовь может вызывать и негативные эмоции: гнев, печаль, . Как правило, они бывают связаны с невозможностью отдать свою нежность и заботу предмету своих чувств. Это может быть продиктовано жизненными обстоятельствами, вынуждающими расставаться, безответностью любви, разочарованием.

Переживания любящего человека всегда видны окружающим и легко поддаются описанию. Именно это чувство часто руководит его поступками и действиями. Любовь способна рождать любые другие проявления деятельности психики: фантазию, эмоции, ассоциации. Она же может открыть в человеке новые черты характера, изменить его до неузнаваемости.

Виды любви

Это огромное чувство настольно разносторонне, что философия любви включает в себя множество ее разновидностей. Здесь можно говорить об отношениях между супругами, взаимной заботе родителей и детей, симпатии к друзьям, нежности, испытываемая к меньшим братьям человека, привязанности к родной стране и своему дому. Все эти чувства можно объединить понятием «любовь».

Также можно говорить и о любви к окружающему миру. Такое чувство всегда взаимно, нужно только суметь разглядеть его в лучике солнца, капельке росы на траве, стуке ночного дождя по крыше, белых облаках, бегущих по небу, порыве ласкового ветерка. Рождаясь, люди попадают в мир, наполненный любовью. Наверное, именно поэтому в каждом так велика потребность любить самому.

Любовь в психологии

Психология, как наука, стремящаяся разгадать все тайны человеческой души, не могла пройти мимо такого интересного понятия. Однако все ее попытки изучить феномен любви, дать ему четкое научное определение и объяснить принцип его действия оказались безуспешными.

Очень многое зависит от того, о каком из видов любви идет речь. Любовь материнская - это скорее воплощенная нежность, братская любовь - готовность помочь и защитить, романтические чувства невообразимы без плотской составляющей. Каждое из проявлений требует своего определения, так как обладает своими характерными чертами и особенностями.

Впрочем, есть и общие моменты. Любовь всегда окрыляет человека, делает его лучше, добрее. Она дарит радость бытия, заставляет сердце петь, а душу - делиться положительными зарядами со всеми, кто оказывается рядом.

Встреча с этим чувством чаще всего происходит неожиданно. Есть только один безотказный способ понять, что такое философия любви - почувствовать ее. Лишь прислушавшись к своему внутреннему голосу, заглянув в собственную душу, можно найти совершенно индивидуальный ответ на вопрос, терзающий человечество уже не одно тысячелетие: «Что же такое любовь?»

Loading...Loading...