Философия XX века. Философия хх века

1. Общая характеристика XX века

2. Немарксистская философия

3. Философия прагматизма, неопозитивизма, экзистенциализма

4. Философия Л. Шестова

5. Философия Н.А.Бердяева

6. В.И.Ленин, представитель марксизма

1. Общая характеристика XX века

Философия XX в. - это различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. «Восстание масс», «потеря Бога», наступление «нового средневековья» - являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно-технической революции, современных проблем человеческой цивилизации. Наконец, большое значение приобретает социальная философия, философские аспекты политики, культуры.

Перед нами стоит задача большой сложности – дать целостное представление о философии XX в., разобраться в калейдоскопе ее систем и учений, выделить в них некоторые инварианты (устойчивые моменты), показать позитивное решение реальных проблем, возникающих в ходе развития науки и общественной жизни.

Наступление XX в. ознаменовалось огромными переменами во всех сферах жизни общества: значительно усилилось влияние науки и возросла ее роль в жизни всего мирового сообщества. В первом десятилетии специальная теория относительности А. Эйнштейн перевернула все устоявшиеся представления о пространстве, времени и движения. М.Планк открыл дискретное излучение энергии. Во втором десятилетии А.Эйнштейн предложил общую теорию относительности, предполагающую взаимодействие всех масс во Вселенной и связанное с этим искривление пространства. В третьем десятилетии была открыта двойственная природа электрона, соединяющего в себе свойства частицы и волны, создана квантовая механика, установлен принцип неопределенности В.Гейзенберга и принцип дополнительности Н.Бора. Начались непрекращающиеся открытия все новых и новых микрочастиц, а затем и предполагаемых их составных частиц – кварков. В 30-е годы обнаружено “красное смещение” в спектрах далеких галактик, истолкованное как их “разбегание”. Вскоре встал до сих пор не решенный вопрос о характере Вселенной: то ли она беспредельно расширяющаяся, то ли “пульсирующая”. В биологии был выяснен механизм наследственности, открыты носители и передатчики ее – гены.

Усиливается связь развития науки с развитием и совершенствованием техники. Создание электронных микроскопов, дающих увеличение в сотни тысячи раз, сделало возможным исследование микроструктур. Летательные аппараты, автомобили, беспроволочный телеграф необычайно сблизили самые отдаленные точки земного шара. Радио, телевидение, кино стали основными средствами информации и самыми массовыми из искусств. В 40-х годах создается атомное оружие, а чуть позже его антипод - атомная энергетика. Первые успехи делает реактивная техника. Благодаря открытиям в области здравоохранения (антибиотики, профилактические прививки и многое другое) возросли, хотя и неравномерно, уровень, и продолжительность жизни.

Однако в области общественной жизни и политики происходит обострение межгосударственных и социальных противоречий внутри отдельных стран, которые выливаются в мировые и гражданские войны, революции и различного рода кризисы.

Все эти процессы оказали сильнейшее влияние на развитие, проблематику, специфические черты, тенденции и даже на оппозиционность философии XX вв.

В XX в. философия отражает, как и прежде, процессы, связанные с потрясениями общества и личности, изменением статуса науки. Как и прежде перед ней были поставлены вопросы: что может и что должна философия, каков ее предмет и статус, есть ли будущее в развитии человека и культуры. Ответы давались многообразные по форме и по содержанию, потому что философия XX в. - это не целостна система, а большое разнообразие многочисленных школ, направлений, течений, концепций, которые несут в себе новые подходы, идеи, точки зрения, методы.

Особенностью современной западной философии является не кризис, не измельчание, а возникновение нового типа философствования, в недрах которого воссоздается наиболее актуальная проблематика, осуществляется как прорыв в самые перспективные области философской мысли, так и обращение с новых позиций к традиционной тематике. Не снимается, например, вопрос о том, что мы сейчас понимаем под философией. Современные мыслители дают разнообразные и неординарные представления о ее развитии, основаниях, функциях, детерминантах. Это связано с кризисом рациональности, культуры, крахом тоталитарной мысли и идеологии, исчерпанностью ряда естественнонаучных установок, которые теряют популярность и постепенно пересматриваются.

Остро встает проблема смены и разработки научной парадигмы. Новая философская парадигма вводит в анализ и рефлексию традицию и ритуал, жест и артефакт, власть и культуру, игру со смертью и топологию тела, одиночество и смысл, которые замещают собой логос, рациональность, разум. Актуализируя примат человека и его сознание в системе саморазвития общества, она переключается на индивида и освоение им мира, культуры, мифа, утопий, тела, повседневности, практики коммунилогического бытия, воли и ненасилия, справедливости и свободы.

Важно отметить, что философский дискурс XX в. обращен ко всем людям планеты, а не только к профессионалам, и при этом опирается на признание истины, человеческие моральные нормы, апеллирует к долгу каждого разумного существа.

Во второй половине 19 века наметился постепенный отход от классики и плавный переход к неклассической философии, начался период смены образцов и принципов философского мышления. Философия XX века характеризовала классическое направление как некую суммарную тенденцию или стилистику мышления, которая свойственна примерно трехсотлетней эпохе развития западной мысли. В это время мыслительная структура классического направления была насквозь пронизана чувством естественного порядка вещей и рационально постижимого в Приверженцы классического течения полагали, что разум - это основной и наиболее совершенный инструмент преобразования в жизни человека. Решающими силами, которые позволяют надеяться на решение насущных проблем человечества, провозглашались знание как таковое и

В XX в. из-за ряда социокультурных изменений, таких как прогресс в и технические достижения, классовое противостояние стало не таким ожесточенным, каким было в 19 веке. Западноевропейская философия 20 века пережила всплеск теоретического естествознания, который привел к тому, что материалистические и идеалистические системы обнаружили свою несостоятельность в вопросах объяснения произошедших в науке и обществе изменений. В философских школах 20 века противостояние идеалистической и уже не занимало прежнего главенствующего места, уступая дорогу новым течениям.

Философия 20 века определялась, прежде всего, тем, что классические построения уже не удовлетворяли многих представителей ввиду того, что в них было утеряно понятие человека как такового. Многообразие и специфичность субъективных проявлений человека, как считали некоторые мыслители того времени, не могут "схватываться" методами науки. В противоположность рационализму философы начали ставить где первичной реальностью представлялась жизнь и существование человека.

Западная философия 20 века подвергала сомнению стремление представить общество объективным образованием, которое аналогично природным объектам. 20 век прошел под знаменами некого "антропологического бума", произошедшего в философии. Характерный для философии того времени образ так называемой социальной реальности был напрямую связан с таким понятием как "интерсубъективность". Как полагали философы того времени, это направление было призвано преодолеть то деление на субъект и объект, которое было так характерно для социальной классической философии. Интерсубъективное направление в философии было основано на представлении о реальности особого рода, которая складывается при взаимоотношениях людей.

Методы, которые разрабатывала и применяла философия 20 века, являются более сложными и даже в некоторой степени утонченными, по сравнению с классической философией 19 века. В частности это проявилось в повышении роли философской работы над формой и структурой человеческой культуры (знаково-символическими образованиями, смыслами, текстами). Философия 20 века характеризуется также своей многопредметностью. Это выражается в многообразии ее направлений и школ. Все новые сферы, которые ранее оставались неизвестными, в 20 веке включились в орбиту философского и научного осмысления.

С началом новой эпохи изменилась тональность и общее настроение философских произведений, они утратили тот уверенный оптимизм, который свойственен классической философии. Философия 20 века практически вплотную подошла к созданию абсолютно новой парадигмы мировосприятия, мироразмерности и мирооценки, человека, что напрямую связано со все увеличивающимися потребностями в кардинально новом типе рациональности.

Вторая половина XIX-XX вв. – новый этап в развитии мировой философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Итак, если классическая философия характеризовалась культом разума, знаний, науки, благодаря которым может быть преобразован мир, то опыт XX века показал, что сами по себе знания не делают человека счастливым, более того, могут быть использованы в антигуманных целях. Поэтому современная философия, часто называемая неклассической, обратилась к проблеме пределов разума, иррациональных (неразумных, бессознательных) факторов человеческой жизни. Для этой философии характерен поиск новой рациональности и утверждение возможности существования не одной, а нескольких вполне равноправных и конкурирующих рациональностей.

Современная философия развивается в форме множества направлений и школ. Вот некоторые из них.

Философия жизни как направление сложилось в последней трети XIX века главным образом в Германии и Франции. Основатели – известные мыслители Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер и др. Переосмысливая классическое рационалистическое наследие в поисках сущностных оснований человеческого бытия, представители «философии жизни» сконцентрировали внимание на проблеме человеческого существования , заново решая вопросы о времени, свободе, смысле жизни, ответственности, выборе, о способах жизненной ориентации. Подлинные основания бытия, его полнота и неповторимость открываются человеку через «переживания жизни».

Неопозитивизм (логический позитивизм ) – современная форма позитивизма, корни которого уходят в XIX столетие, когда были сформулированы основные положения классического позитивизма: признания достоверным только физического опытного знания и отказ научного исследователя от «ненаучного», «метафизического» объяснения (то есть мировоззренческих и философских проблем) как теоретически и практически невозможного. Логические позитивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, в возможности математизации знания и пр.

Постпозитивизм возник и сложился в середине XX в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного представители постпозитивизма видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Психоанализ – направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру З. Фрейду. В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного.

Феноменология – направление, современный вид которому придал философ Гуссерль. Феноменология, по его мнению, – дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания. Выполнить это феноменология может, только будучи строгой наукой. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности получил у феноменологов наименование «феноменологической редукции», т.е. переориентировки внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считает феноменология, открывается возможность исследования многообразия видов человеческого опыта.

Экзистенциализм – направление, наиболее ярко воплотившее особенности философии XX века. Ведущие представители: немецкие философы М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские – Ж.. П. Сартр, А. Камю, испанец Х. Ортега-и-Гассет, русские – Н. Бердяев, Л. Шестов. Основной проблемой философии, считает экзистенциализм, является индивидуальное человеческое существование, которое уникально, единственно. В человеке существование предшествует сущности, поэтому он свободен в выборе своего способа быть в мире. Выбирая себя, человек одновременно конституирует мир в конкретную ситуацию. Следствием его свободы является его тотальная личная ответственность не только за себя, но и за все происходящее в мире.

Русская религиозная философия – сравнительно позднее образование, занимающее особое место в неклассической философии. Наиболее видные представители: П. Чаадаев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, А. Лосев. Русские мыслители, опираясь на православие, стремились к созданию синтетической философии, которая должна показать, как человек совместно с Богом может гуманистически преобразовать мир, прийти к Богочеловечеству. Данное состояние мира характеризуется категорией всеединства, обозначающей такой путь восстановления связи действительности с Абсолютом, при этом целое не подавляет части, дает простор для развития каждой индивидуальности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Вопросы по философии

Для комплексной контрольной работы.. мировоззрение его исторические формы структура мировоззрения.. философия в системе культуры предмет и функции философии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения
Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на ми

Исторические формы мировоззрения
Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф –это специф

Философия в системе культуры. Предмет и функции философии
Слово «культура» восходит к латинскому«culture», что означает возделывание, обработку почвы; первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах

Специфика философских проблем и структура философского знания
В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?

Философия древнего китая и древней индии
Др. Индия. В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и

Основные этапы развития античной философии. Учение платона об идеях и идеальном государстве
Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь, родилось философское знание. Основные этапы: 1).Досократический период (VII-V

Римский период (I в. до н.э. – V в. н.э.)
Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане. Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – а

Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
Европейская христианская философия занимает большой период времени – II – XV вв. Главное отличие средневековой европейской философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Формируется новый

Взаимосвязь философии и науки в эпоху нового времени. Эмпиризм и рационализм
Идеи мыслителей Возрождения были развиты и всесторонне обоснованы в философии Нового времени, которая охватывала период к. XVI-XVII вв. Основная проблема философии Нового времени – поиск п

Социально-политические идеи эпохи просвещения
XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толланда, во Франции – в ра­ботах

Философия марксизма
Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс и Ф.Энгельс. Социально-экономические предпосылки формирования диале

Русская религиозная философия
19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Бул­гаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. С

Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли беларуси
В истории социально-философской мысли Беларуси явно прослеживаются такие гуманистические тенденции, как: признание ценности личности, стремление к осознанию блага человека и обществ

Философское понимание бытия. Метафизика и онтология
Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего.

Материя и её основные атрибуты (движение. Пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии
Диалектико-материалистическая концепция мироздания продолжает традицию материалистического монизма: признаёт в качестве основы бытия материю. В домарксовском материализме

Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики
Диалектика – это общая теория развития, учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Она выступает в единстве двух сторон: объек

Диалектика как система включает в себя принципы, законы и категории
Принцип – (от лат.principium основа, начало) – 1)основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убежд


Диалектическая концепция развития: любой конкретный процесс развития рассматривается как средоточие и единство множества своеобразных и несводимых друг к другу, но в

Смерть и бессмертие
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития филосо­фии. В разные времена разные философы отвечали на этот во­прос по-разному.

Сознание, его происхождение и структура
Сознание – отличительная сущностная характеристика человека. Оно представляет собой целостный внутренний мир человека – его мыслей, чувств, намерений, идей, целей и др. Сознание неп

Общественное сознание, его структура и формы
Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависи

Сознание и бессознательное
Сознание принадлежит сфере психического. Но не все в психике принадлежит сознанию. Сознание – лишь небольшой островок психического. Понятие психики шире понятия сознания, т.к. в пси

Мышление и язык
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания,

Различают два вида языка: естественные и искусственные
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

Проблема познаваемости мира в философии
Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно воспроизвести сущностные характеристики мира, познаваемых им объектов. По вопросу «Познаваем ли мир?» среди

Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь
В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, х

Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
Истина– одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель по

Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания
Научное познание, по сравнению с обыденным, худо­жественным, философским и др. видами познания, имеет свои спе­цифические особенности и представляет собой особую де­ятельность по получению нового о

Формационный и цивилизационный подходы к пони­манию развития общества. Специфика законов обще­ственного развития
К проблеме периодизации истории человечества в жи­вом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода. Первый из них – линейный: взг

Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире
Философия истории отображает исторический процесс как процесс развития культуры. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её к

Глобализация современного мира. Сущность гло­бальных проблем современности
Глобализация – это коренное преобразование мирового социально-экономического и социально-культурного пространства в единую, тесно взаимосвязанную интегрированную

Экзистенциализм
В XX в. на смену универсальным системам приходят философия науки как методология познания, прагматизм как философия действия и герменевтика как истолкование текстов и т.п. Одно из основных отличий философии XX в. в том, что она больше занята человеком как конкретной индивидуальностью.
В поисках реальной связи субъекта и объекта Гегель пришел к Абсолюту, низведя личность до уровня его орудия. Серен Кьерке-гор, идя от Канта и осознав выводы, которые следуют из системы Гегеля, в противоположность последнему, представил личность как «вещь в себе» и тем утвердил ее ценность и абсолютное значение, умерив ее познавательные амбиции. Гегель претендовал на абсолютную истину, но потерял конкретного человека. Кьеркегор отказался от абсолютной истины во имя индивида и стал предтечей экзистенциализма — нового направления, которое появилось в западной философии в начале XX в. (от слова «экзистенция» — существование).
Знаменитый афоризм Декарта «Мыслю, следовательно, существую», которым он хотел подчеркнуть важность разума, экзистенциалисты перевернули, поставив на первое место существование: «Существую, следовательно, мыслю». Даже не зная, что значит быть, человек может сказать «Я есмь». Здесь-то, по Мартину Хайдеггеру (1889— 1976), и открывается доступ к бытию как таковому: к нему можно проникнуть через наше «существование».
Основные черты экзистенциализма — обращенность к отдельной личности, восстановление и возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии. Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их позиции, состояниям и чувствам человека, таким, как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т.п.
Страх
В исторических и эволюционных концепциях упор делается на объективные законы развития, которые ведут к неизбежному лучшему будущему, а человек предстает как простой исполнитель мировой необходимости. С позиции экзистенциализма, таких законов нет, и человек остается с самим собой перед лицом неизбежной смерти. По этой причине самым естественным состоянием человека, в котором он раскрывается наиболее полно, является страх — «прапереживание, лежащее в основе существования... В состоянии страха мир как бы берется в скобки и человек оказывается наедине с собой, со своим существованием». Преследуемый страхом смерти, человек ищет свое место в обществе, но социальная жизнь индивида неистинна. В глубине его личности скрыто подлинное, одинокое существование, которое доступно немногим. Страх смерти раскрывает человеку его индивидуальность и его одиночество, ибо никто не может умереть вместо другого, каждый уходит из жизни сам.
Экзистенциализм вернулся к Сократу в том аспекте, что проблема смерти стала для него основной, как и для Сократа, который говорил в «Федоне», что философствование есть умирание, но там это было, так сказать, конструктивное «умирание», связанное с выработкой позитивной жизненной программы, здесь — с острым ощущением абсурда существов"ания. Казалось бы, один и тот же вывод, но направленность в каждом случае совершенно разная и разное распределение энергии, затраченной в одном случае на решение проблемы, а в другом — на переживание ужаса от факта ее осознания.
В то время как верующий христианин считает, что страх нагоняют на человека бесы, и признает только страх Божий, экзистенциалисты полагают, что страх естествен, и даже обоготворяют его за то, что в нем проявляется подлинность человека. Несомненна связь страха с отсутствием веры в загробную жизнь. Экзистенциалисты обосновывают беспокойство человека его конечностью, как теологи этим же — необходимость Бога.
В эпоху Возрождения на смену аскетизму церковной морали пришел идеал жизнерадостности и наслаждения. Прошло несколько веков, и основатель экзистенциализма немецкий философ Хайдеггер вернулся к обычным для стоиков разговорам о смерти своим утверждением, что только в сильных переживаниях — страха, тревоги, ужаса — человек раскрывается таким, каков он есть на самом деле. При этом если стоики не видели в смерти ничего страшного, а скорее освобождение от тягот бытия, то в экзистенциализме, отказавшемся от представления о Высшем Существе и загробном существовании, смерть предстает концом данной личности.
Абсурд
В XX в. поблекли идеалы Просвещения и Прогресса. Остались идеалы материального потребления, дополняемые пессимизмом людей духовного склада. На первое место выходит понятие абсурда существования.
Альбер Камю (1906—1960) обращается к весьма характерному образу Сизифа, занятого бесполезным трудом — вкатыванием на гору камня, который затем летит вниз. В жизни нет духовной цели, а стало быть, она нелогична, абсурдна. Экзистенциалисты убедительно показали (к примеру, Камю в «Постороннем»), что, если быть последовательным, вере в Бога можно противопоставить только убеждение в абсурдности бытия.
Жизнь, кончающаяся неизбежным распадом, предстает как нонсенс. В случае если нет Бога и человек умирает насовсем, то жизнь бесаспекте нна — таков пессимистический вывод экзистенциализма. Душа без веры в Бога и без истории, предоставленная самой себе, оказывается во власти абсурда, который Жан Поль Сартр (1905— 1980) определял так: «Абсурдность изначальная — прежде всего разлад, разлад между человеческой жаждой единения с миром и непреодолимым дуализмом разума и природы, между порывом человека к вечному и конечным характером его существования, между «беспокойством», составляющим самую его суть, и тщетой всех его усилий»1.
Свобода
Сартр подчеркивает значение личного выбора, который мы можем делать только сами и для себя, потому что не существует какого-либо одного, пригодного для всех решения. Даже если и есть наилучший вариант, мы его не знаем. «Выбирать можно все, что угодно, если речь идет о свободе решать»2. По этой причине свобода — главная ценность и основание всех ценностей.
Экзистенциалисты показали такой идеал личности, что на его фоне померк обычный человек и усилились разговоры об отчужденности, одномерности, деперсонификации и т.п. Экзистенциа-

Листов беспокоило, что в современных условиях, когда большинство людей живут в крупных городах и подвержены сильному влиянию средств массовой информации, они становятся все больше похожи друг на друга и теряют свою неповторимую индивидуальность и свободу, которая начинается по ту сторону социальной сферы — в духовной жизни личности. Быть свободным — значит быть самим собой, не думать и не поступать таким образом, как поступают и думают другие.
Человек, по Сартру, обречен быть свободным, если нет Бога, который руководил бы его поступками, и нет объективных законов, которым бы он подчинялся. В отличие от Ницше экзистенциалисты признают свободу не только для себя, но для всех людей. Это абсолютная свобода в том аспекте, что нет ничего над человеком, что определяло бы его поведение.
Обеспечить такую свободу нелегко. Сартр утверждает, что конфликт — изначальный смысл социальной жизни. Человек — эгоист, поэтому зло и борьба с другими людьми неизбежны. Используя военную терминологию, Сартр пишет: «Я являюсь проектом отвоевания для себя моего бытия»1. Жизнь — как бы исходный плацдарм, с которого надо начинать битву за себя. «Но это невозможно себе представить иначе, как путем присвоения мною себе свободы другого. Выходит, мой проект отвоевания самого себя есть, по существу, проект поглощения другого»2. Вывод, что «единство с другим фактически неосуществимо», Сартр обсуждает на примере любви. Для любви нужен отказ от самого себя. В действительности же «мы хотим овладеть именно свободой другого как таковой», но человек не хочет властвовать над автоматом. «Полное порабощение любимого существа убивает любовь любящего», потому что он хочет владеть свободным человеком. Выхода из этого противоречия как будто нет, но другой знаменитый экзистенциалист — Хосе Ортега-и-Гассет (1883 — 1955) — высказал идею, что влюбляемся мы в того, кто близок нам, и это способ узнать, кто мы (скажи мне, кого ты любишь, и я скажу, кто ты).
Чем больше отвоеванная свобода, тем больше ответственность. Ведь некого винить за то, что мы сделали, коль скоро мы свободны. В случае если человек создает самого себя и все его поступки — результат личного решения, на которое не влияют ни гены, ни общество, и нет никого, кто стоял бы за человеком — ни Бога, ни дьявола, — то именно он, и никто другой, ответствен за себя и мир. Как на свободу, человек осужден на ответственность и на вину за свои грехи. Камю в романе «Падение» говорит: «В конце всякой свободы нас ждет кара: вот почему свобода — тяжелая ноша»1.
К середине XX в. экзистенциализм начал распадаться на несколько течений, чему способствовала Вторая мировая война. Эссе А. Камю «Бунтующий человек» начинается с утверждения: «Мы ничего не сумеем сделать, если не будем знать, имеем ли право убивать ближнего или давать свое согласие на его убийство». И далее Камю формулирует свой разрыв с прошлым: «Во времена отрицания небесполезно поставить перед собой вопрос о самоубийстве. Во времена идеологий необходимо разобраться, каково твое отношение к убийству. В случае если для него находятся оправдания, значит, наша эпоха и мы сами вполне соответствуем друг другу»2.
Единение возможно, по Камю, только в бунте против абсурдного мира, но «революция, не знающая иных границ, кроме исторической эффективности, означает безграничное рабство»3. Сомневался Камю и в нравственных возможностях политики, которая «отнюдь не религия, а став таковой... превращается в инквизицию»4.
Сартр утверждал, что экзистенциализм исходит из тезиса героя Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено», но Камю понял, что не все дозволено, и сделал вывод: «Справедливость бессмертна». Обратившись к человеческой душе, экзистенциализм вернулся к нравственности. Начав со стремления к свободе, осознал масштаб ответственности.
Экзистенциалисты исследовали расщепление человека на социальные и технические функции, которые он выполняет. Обратившись к личности, они поняли, что души как нравственного ядра у современного человека нет. Поставленный в центр Вселенной в эпоху Возрождения, человек оказался лишенным внутренней целостности. Особенно это трагично для привыкшего поступать по велению разума. Габриэль Марсель (1889— 1978) заключает: «...для сегодняшнего человека мудрость явно может быть только трагической»5. Она была опасной для Сократа, но теперь угрозы таятся внутри. Мудрость становится трагичной к концу каждого этапа развития философии, проходя три стадии — опасную, восторженную и трагичную.
Экзистенциалистское понимание сущего как мира безгранично чуждого, «абсолютно случайного» (Сартр), в котором нет упорядоченности и законосообразности, противостоит попыткам теоретически отобразить объективную реальность. Действительность нельзя познать с помощью науки, потому что научное познание — это частное познание, имеющее дело с определенными предметами, а не с самим бытием, утверждает Карл Ясперс (1883— 1969). Это как бы противоположные полюса, но сходятся они в одном: в противопоставлении сущего и смысла бытия, с одной стороны (у экзистенциалистов), и объективного знания и человеческой деятельности — с другой (у неопозитивистов).
Экзистенциализму свойственно внутреннее убеждение, что «чисто научный и технический прогресс не в силах сам по себе способствовать установлению между людьми согласия, без которого невозможно никакое счастье»1. Социальный прогресс, в который верили в XIX в., тоже стал иллюзорным в абсурдном мире.
Более того, Хайдеггер призывает к отказу от рационализма, как слишком схематичного и удаленного от реальной жизни. Бытие познается через интуитивный акт «переживания», «схватывания» предмета, а не посредством абстрагирования от него, и только так достигается единство человека с миром. Философии следует вернуться к досократическому взаимопроникновению мышления и ощущения. У Платона, по Хайдеггеру, истина стала пониматься как «соответствие мыслительного представления с предметом», а у досократиков была чувственно-образная трактовка истины (не-сокрытость ее в сущем).
Экзистенциализм — реакция на чересчур интеллектуальное представление о человеке, характерное для немецкой классической философии, для которой человек был прежде всего мыслящим существом. Она рассматривала мышление как демиурга, а человека, как носителя мирового духа. Экзистенциализм лишил, вслед за Ницше, мышление престижа основы, определяющей поведение человека. Акцент на немыслимость существования (Кьер-кегор: «Существование нельзя мыслить»; Ясперс: «Экзистенцию можно только прояснить») противоречит, однако, возвышению человеческой индивидуальности. Ведь человек превосходит другие существа тем, что обладает мышлением. Экзистенциалистский переворот «существую, следовательно, мыслю» — результат вторичной рефлексии. Начальный же импульс к рефлексии о существовании дает акт мысли. Экзистенциализм не может быть нерациональным, если хочет остаться философией.
По Хайдеггеру, нигилизм исчезнет с преодолением метафизики, разрывающей мир на бытие и смысл. Смысл мыслится с помощью категорий, и поэтому его можно посчитать субъективным с последующим нигилистическим отказом от него, но как же иначе мыслить смысл? Еще Платон понимал (это было основой построения им мира идей), что «чувственное воззрение ничего не показывает нам в чистом виде, таким, каково оно есть в себе». Это обоснование неизбежности метафизики. Кант, по существу, закрыл двери во внечувственный мир, а экзистенциалисты сделали попытку вернуться к досократическому мировосприятию, не выходящему за область чувственно данного. Такой подход был следствием того, что прямое игнорирование Шеллингом и Гегелем взгляда Канта на метафизику не прошло.
Хайдеггер призвал вернуться к представлению о нерасчленен-ном бытии в качестве высшего. Он отверг метафизику как учение, противопоставлявшее чувственное и сверхчувственное. Сверхчувственное и чувственно-наличное соединяются в языке, сущность которого в том, что он несет весть о мире. Хайдеггеров-ская концепция языка гласит, что язык — «дом бытия». Человек живет при данном языке, и не он говорит с помощью языка, а язык как онтологическая сущность высказывается посредством человека.
Гуманизм
Спорный вопрос философии XX в.: человек ли создает свое научно-техническое и индустриальное бытие, или бытие действует через человека? Вторая точка зрения существенно ближе к Востоку, и Хайдеггер склоняется к ней. В связи с этим очень важен в экзистенциализме спор о гуманизме. Сартр в работе «Экзистенциализм —г это гуманизм» утверждал, что экзистенциализм благодаря своей обращенности к конкретному человеку и есть наиболее последовательно выраженный гуманизм. Хайдеггер в «Письме о гуманизме» соотносит гуманизм со свойственной западной цивилизации, начиная с эпохи Возрождения, постановкой человеческой субъективности на верхнюю ступень пьедестала универсума. Отождествляя гуманизм с антропоцентризмом и отрицая последний, Хайдеггер подвергает сомнению весь европейский гуманизм. Проблема бытия снова выходит у него на первый план, затмевая проблему познания, и участью человека становится скромное «вслушивание» в бытие и вопрошание его. Точка зрения Хайдеггера близка к концепции Единого и дао и как бы возвращает нас к истокам философии.
Хайдеггер четко обозначил два предмета философии: целостное бытие и человеческое существование. С первым он вернулся к предфилософии, второй характерен для всего экзистенциализма XX в. Стержень новоевропейской философии — дилемма объективного и субъективного — был поколеблен. Хайдеггер интересен критикой основ западного подхода к реальности. Тем самым он намечает выход из него.
Экзистенциализм — философия конкретного, обособленного в себе человека, зовущая его к свободе и обращающая в конечном счете к выводу, что наилучший путь (по которому далеко не каждый может идти) — становление духа, сфера творчества.

Бердяев Николай Александрович (1874–1948). «Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека».

Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. Позднее он отошел от него и занялся разработкой философско-экзистенциального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской России. С 1926 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философского журнала «Путь». Скончался за рабочим столом.

В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль.


Витгенштейн Людвиг (1889–1951). «Философская проблематика имеет форму: "Я попал в тупик"». «Какова твоя цель в философии? - показать мухе выход из мухоловки…».

Витгенштейн - одна из ключевых фигур всей философии XX в. Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экстравагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, отказывается от огромного наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает детишкам в школе арифметику.

В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.


Гадамер Ханс Георг (род. 1900). «Кто хочет мыслить, должен спрашивать». «Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий затронут преданием и слышит его зов».

Гадамер - ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском университете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу «Истина и метод», которая принесла ему славу.

Гадамер считается главой современной герменевтической школы.


Гуссерль Эдмунд (1859–1938). «Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию - архонта (высшего должностного лица. - В.К.) всего человечества».

Работал во Фрейбургском университете (Германия). После прихода к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского происхождения был лишен возможности принимать участие в официальной философской жизни Европы. В уединении, покинутый всеми своими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случайно посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летний бельгиец ван Бреда, к своему огромному удивлению обнаружил рукописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левен. По сей день этот архив служит документальной основой многотомной гуссерлианы.

Гуссерль - основатель феноменологии. Он мечтал сделать философию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества.


Деррида Жак (род. 1930). «…Что же происходит сегодня в нашем мире и нашей «современности»… Все мои усилия - это усилия разобраться с этим необъятным вопросом».

Деррида - лидер современной французской философии. Он популярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря разработанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее.


Карнап Рудольф (1891–1970). «…Объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов».

Карнап - австрийский философ, участник знаменитого Венского кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы если не все, то как можно больше эмпирических фактов.


Куайн Уиллард ван Орман (род. 1908). «Быть - значит быть значением связанной переменной».

Куайн - старейшина американских философов-аналитиков, прекрасный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно популяризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную логическую форму. Что и как существует, человек может понять только на основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравнений с переменными. Отсюда его знаменитое определение, приведенное нами в качестве эпиграфа.


Ленк Ганс (род. 1935). «Никогда ранее западно-западноевропейский человек не должен был быть столь ответственным, как сегодня».

Ленк - типичный западный философ конца XX в., причем философ новой формации. Став в 25 лет олимпийским чемпионом по гребле (в составе восьмерки гребцов), он затем всецело посвятил себя философии. Объездил весь мир, написал около сотни монографий, внес существенный вклад, может быть, больший, чем кто-либо другой, в дело объединения усилий философов различных континентов и стран. Он много сделал для взаимообогащения немецкой и американской философии. Очень доброжелателен по отношению ко многом российским философам.

Философию Ленка отличает ее практическая направленность, ориентация на самые злободневные вопросы науки, техники, социологии, обостренное, совестливое отношение к жизни.


Поппер Карл Раймунд (1902–1994). «…Свобода важнее равенства».

Поппер родился в Вене, спасаясь от нацизма переехал в Новую Зеландию, а знаменитым философом стал в Англии. В 17 лет переселился в ветхое студенческое общежитие, многие годы проработал в социальной службе, помогая нуждающимся детям. Стал учителем и лишь в 35-летнем возрасте занялся философией профессионально. Длительное время считал себя социалистом, но критически оценивая социализм в России, подвергал теорию Маркса критике

Поппер считается основателем постпозитивизма. Он показал как, каким образом происходит рост научного знания.


Рассел Бертран (1872–1970). «Ты не должен следовать толпе в ее злых делах». Запись, которую сделала в подаренной Расселу библии его бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю свою жизнь.

Рассел - выдающийся британский философ, математик, политический деятель, лауреат Нобелевской премии (по литературе). Всю свою жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму. Уже будучи стариком, вместе с молодежью выступал против проявлений милитаризма.

Рассел - основатель аналитической философии.


Сартр Жан-Поль (1905–1980). «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем».

Сартр для Франции - это то же самое, что Рассел для Англии, а именно, философская совесть нации. Сартр не только философ, но и писатель (в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, которую он отказался принять), политический деятель. Он был участником французского сопротивления фашизму, активно поддерживал в мае 1968 года бунт парижской молодежи.

В философии Сартр сторонник максимальной жизненной непосредственности. Рассказывают, что серьезная философская деятельность Сартра началась с эпизода в кафе, где он проводил вечер с женой, писательницей Симоной де Бовуар, и другом, социологом Ароном. Арон рассказывал о своей поездке в Германию, философии Гуссерля. Указав на стакан с коктейлем, Арон сказал Сартру: «Если ты феноменолог, то ты можешь судить об этом коктейле, а это настоящая философия». Сартр побледнел от волнения. Да, он хотел постичь философию не космических, а земных дел. Сартр стал усердно штудировать философию, посетил Германию, написал свои первые философские шедевры.

В философии Сартр известен как один из основателей экзистенциализма. Исключительное внимание он уделил теме свободы, о чем, кстати, свидетельствует и эпиграф к данной статье.


Хайдеггер Мартин (1889–1976). «Все же, возможно, что человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил».

Хайдеггер - один из оригинальнейших философов XX века. Большую часть своей жизни провел во Фрейбурге (Германия). В нем видели философа, который сумеет противопоставить научно-техническому натиску глубокую мысль. Так и случилось.

В 1933 г. Хайдеггер был избран ученым советом Фрейбургского университета на пост ректора. Хайдеггер вступает в ряды нацистской партии, поставив при этом условие, что он не будет выполнять каких-либо партийных функций. Хайдеггеру, по его собственным подсчетам, понадобилось 10 месяцев, чтобы полностью разувериться в нацизме. Он не порвал своих связей с философами еврейского происхождения, несмотря на непрекращающиеся требования нацистов размежеваться с ними продолжал открыто использовать их труды, а когда министерство культуры стало настаивать на увольнении по политическим мотивам одного социал-демократически настроенного профессора, отказался от ректорского поста. Тем не менее немецкие демократы не простили Хайдеггеру его нацистское прошлое.

Философию Хайдеггер понимал как радикальное вопрошание, лекарство против легкомыслия, которое нельзя купить за деньги, а можно достичь лишь в результате глубоких раздумий. Хайдеггер - основатель герменевтики.


Хабермас Юрген (род. 1929). «Модерн - незавершенный проект». Хабермас на сегодняшний день - самый известный философ Германии. Известность Хабермаса объясняется не только содержанием многостраничных философских работ, но и его публицистической деятельностью, откликами на важнейшие события в стране и мире. Хабермас пользуется в ФРГ огромным уважением, с ним советуются самые известные политические деятели, он неоднократно награждался престижными премиями.

В философии Хабермас известен более всего благодаря разрабатываемой им теории коммуникативного общества. Он считает, что современность, модерн всегда требует работы по наращиванию открытости общества, налаживанию продуктивного рационального диалога, критике различного рода не оправдывающих свое назначение идеологий и бюрократий.

Loading...Loading...