Идти ли к старцам за чудесами.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. Как в по­э­зии М. Ю. Лер­мон­то­ва рас­кры­ва­ют­ся вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и природы?

Образы при­ро­ды в ли­ри­ке Лер­мон­то­ва чаще всего пе­ре­да­ют раз­лад между внут­рен­ним миром че­ло­ве­ка и миром внешним. Мотив оди­но­че­ства героя - уни­вер­саль­ный мотив в лер­мон­тов­ском твор­че­стве - под­чер­ки­ва­ет­ся в об­ра­зах его стихотворений: ду­бо­вый листок, ото­рвав­ший­ся «от ветки родимой», ста­но­вит­ся сим­во­лом бес­цель­но­го и бес­при­ют­но­го ски­таль­че­ства оди­но­ко­го лер­мон­тов­ско­го героя; сосна толь­ко в гре­зах может уви­деть «прекрасную пальму», до­тя­нув­шись взгля­дом до «пустыни далекой», «тучки небесные» - такие же странники, как и сам поэт.

В от­но­ше­нии к при­ро­де ярко рас­кры­ва­ют­ся ха­рак­те­ры ге­ро­ев поэмы М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри». Вот, например, мо­на­хи монастыря, за­те­рян­но­го среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Араг­вы и Куры». За­пер­тые в сте­нах монастыря, мо­на­хи от­де­ли­ли себя от природы. Они не за­ме­ча­ют кра­со­ты окру­жа­ю­ще­го мира, бо­ят­ся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме ко­ло­коль­но­го звона, «келий душ­ных и молитв», эти люди ка­жут­ся мне сле­пы­ми и глухими, хотя у них есть глаза и уши. Мцыри со­всем другой. За­ды­ха­ясь в удуш­ли­вой ат­мо­сфе­ре монастыря, он меч­та­ет лишь об одном - по­быст­рее вы­рвать­ся отсюда, хоть раз уви­деть леса, горы, услы­шать жур­ча­ние ручья и рев реки. Плен­ник с детства, Мцыри бре­дит свободой. И од­на­ж­ды ночью, в «ужасный час» грозы, юный по­слуш­ник убе­га­ет из сво­е­го заточения. Три дня, ко­то­рые он про­вел на воле, Мцыри счи­та­ет луч­ши­ми в своей жизни. Ски­та­ясь по горам, всту­пая в же­сто­кую схват­ку с лес­ным барсом, Мцыри не чув­ство­вал себя одиноким. Рас­тво­рив­шись в природе, бег­лец из­бе­гал встреч с человеком. Имен­но в кон­так­те с окру­жа­ю­щим миром про­яви­лись такие его за­ме­ча­тель­ные ка­че­ства как смелость, мужество, решительность, спо­соб­ность го­ря­чо и са­мо­заб­вен­но любить.

Лермонтов тонко чув­ство­вал кра­со­ту рус­ской природы, ему была близ­ка и до­ро­га по­э­тич­ность на­род­ной жизни. Об этом он пишет в сти­хо­тво­ре­нии «Родина». Его серд­це на­пол­ня­лось неж­но­стью и теплотой, когда он видел по­кры­тые со­ло­мой кре­стьян­ские избы, окна «с рез­ны­ми ставнями», когда на­блю­дал за ве­се­лы­ми на­род­ны­ми гуляньями. В окру­же­нии род­ной природы, ис­кон­но рус­ско­го кре­стьян­ско­го пей­за­жа серд­це поэта на­пол­ня­лось спо­кой­стви­ем и гармонией. Толь­ко на ро­ди­не он мог, хотя бы ненадолго, по­чув­ство­вать себя по-настоящему счастливым.

17.2. Какую роль сыг­ра­ла Ка­ба­ни­ха в тра­ги­че­ской раз­вяз­ке пьесы А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза»?

В ста­тье Н. А. Доб­ро­лю­бо­ва «Луч света в тем­ном царстве», на­пи­сан­ной в 1860 году, рас­кры­ва­ет­ся ху­до­же­ствен­ный смысл и об­ще­ствен­ное зна­че­ние драмы Ост­ров­ско­го «Гроза». Про­ти­во­сто­я­ние между пред­ста­ви­те­ля­ми «темного царства» и его жерт­ва­ми - ос­но­ва кон­флик­та драмы. Пред­ста­ви­те­лем «темного царства», его оли­це­тво­ре­ни­ем яв­ля­ет­ся Кабаниха. Она - оплот ханжества, лицемерия, самодурства. Такая кого хо­чешь сживёт со свету, в этом ее сво­е­го рода предназначение. Про­ти­во­сто­ит Ка­ба­ни­хе Катерина. В драме не­од­но­крат­но по­яв­ля­ет­ся образ птицы, по­мо­га­ю­щий по­нять глав­ное в ха­рак­те­ре этой героини: образ птицы - сим­вол воли. Ка­те­ри­на не спо­соб­на на обман, не может жить во лжи, сми­рять­ся с хан­жен­ством и самодурством, по­это­му смерть Катерины, по­лю­бив­шей так, как могут лю­бить толь­ко очень силь­ные натуры, в конце драмы за­ко­но­мер­на - для нее нет иного выхода. Ка­ба­ни­ха все равно житья ей не даст. Жизнь по за­ко­нам «темного царства» для Ка­те­ри­ны хуже смерти, смер­ти души, страш­нее ги­бе­ли телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она пред­по­чи­та­ет с ней расстаться.

17.3. В чём при­чи­на ду­хов­но­го уга­са­ния Дмит­рия Старцева? (По рас­ска­зу А. П. Че­хо­ва «Ионыч».)

Страшное зло омерт­ве­ния че­ло­ве­че­ских душ, по­гру­жен­ных в тину обывательщины, об­на­жа­ет­ся Че­хо­вым в рассказах: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».

Семья Туркиных, слы­ву­щая в го­ро­де С. «самой об­ра­зо­ван­ной и талантливой», оли­це­тво­ря­ет мир, об­ре­чен­ный на бес­ко­неч­ное по­вто­ре­ние од­но­го и того же, как за­иг­ран­ная грам­мо­фон­ная пластинка. Бу­ду­ще­го у этих людей нет. Их за­тя­ну­ла рутина, они про­из­во­дят жал­кое впечатление. И если эта семья дей­стви­тель­но вы­де­ля­ет­ся на фоне го­ро­да С., но если они - вершина, то как же низко пала эта не­склад­ная жизнь! В этот город по­па­да­ет док­тор Старцев. Ду­хов­ная ни­ще­та окру­жа­ю­щих и его соб­ствен­ная ду­шев­ная лень де­ла­ют свое дело: когда не к чему стремиться, ин­те­ре­сы мель­ча­ют и в конце кон­цов схо­дят на нет. Док­тор пре­вра­ща­ет­ся в та­ко­го же мещанина, как все в городе. Ис­то­рия де­гра­да­ции док­то­ра Стар­це­ва в Ионыча, за­ско­руз­ло­го собственника, пе­ре­счи­ты­ва­ю­ще­го жел­тые и зе­ле­ные бумажки, кла­ду­ще­го их на те­ку­щий счет, страш­на и поучительна.

17.4. Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века.

Мотив путешествия характерен и для произведений XIX века. Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого.

Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда «молодой повеса» летит «в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде. «Забав и роскоши дитя» бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…

Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин не только путешествует, но и умирает в дороге, «возвращаясь из Персии».

«Гений копейки» Павел Иванович Чичиков (Н. В. Гоголь. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено «в дорожную сторону» - «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

И, наконец, символический образ дороги предстаёт перед нами в лирических отступлениях в поэме «Мёртвые души». Дорога - символ великого будущего, движения вперёд.

Вопросы и ответы о духовниках и старцах — отвечает прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Как быть, если при большом уважении и благодарности к духовнику, нет взаимопонимания с ним, и есть желание перейти к другому духовнику, к которому чувствуешь большую близость. Это неправильно?

Что значит, нет взаимопонимания с духовником? Это ведь может быть по-разному. Бывает, что у людей настолько разный темперамент,настроения, что они друг друга просто не понимают. Так в жизни бывает довольно часто. Духовники - это, по большей части, не святые люди, очень хорошие люди, но не святые, поэтому может быть не достигается такое взаимопонимание, какое хотелось бы достигнуть. Со святыми людьми это всегда легче, потому что у святых людей темперамент, характер уходят на второй план, сильнее действует благодать. Так что, такое может быть и может быть, что с другим священником легче возникает контакт, взаимопонимание.

Я думаю, что в ряде случаев можно откровенно сказать об этом духовнику и, по благословению, можно перейти к тому священнику, с которым есть контакт. Ведь отношения с духовником имеют очень большое значение для духовной жизни человека. Если не получается с этим духовником, а может получиться с другим, то из каких-то формальных запретов, что нельзя менять духовника (а такое мнение у нас распространено), из таких запретов исходить нельзя, мне так кажется.

Но дело в том, что духовник тебя обличает в каких-то недостатках, в каких-то страстях. Бывает, что духовник очень занят, у него не хватает времени, сил. А ты это воспринимаешь на свой счет: духовник относится ко мне плохо. И если человек по таким соображениям идет к другому духовнику, то это большая ошибка.

Если спросить своего духовника: «Батюшка, я не нахожу с вами взаимопонимания, а с другим батюшкой у меня полный контакт. Благословите уйти», и он скажет: «Конечно, иди и поскорее!» - это способ решения вопроса не очень подходящий. В таких случаях обычно ищут какого-то третейского совета. Если удастся найти духовного человека, старца (сейчас уже очень мало таких старцев), но надо найти третьего человека, который может понять, и с ним посоветоваться, как быть. Чтобы не полагаться на свои пристрастия, свои страстные душевные движения, чтобы основываться не на них, иначе может быть большая ошибка. Связь с духовником очень важна. Если ты ему очень благодарен, если он очень уважаем тобой, если тебя Господь к нему привел когда-то, то это не просто так. И рвать эту связь просто так, потому что что-то стало трудно, - нельзя. Трудности не значат, что надо сразу перебегать к другому, с которым может быть будет легче, а может быть и не будет. Так что торопиться в таких вещах не следует, а надо быть очень осторожным.
Но в принципе, я думаю, что такие случаи бывают, и это вполне естественно. И можно их решать.

Батюшка, а почему Вы ездили по разным старцам? Может быть Вас что-то не устраивало? Были ли у старцев друзья?

У старцев друзья, я думаю, могут быть. Почему бы нет. У святых бывали друзья, даже у Христа были друзья. Почему я ездил к старцам? Вы знаете, я мало ездил. Я вполне мог побывать еще у многих старцев-современников. Я мог побывать у владыки Афанасия (Сахарова). Я себе не могу простить до сих пор, что я к нему не поехал. Мог бы побывать еще у многих замечательных старцев. Но мне всегда было стыдно, я думал: «У меня есть духовный отец, он мне все говорит, у меня нет вопросов, которые я мог бы задать еще и старцу, что я буду старца отвлекать и собой нагружать?» Я поэтому не ехал. А теперь я очень жалею, потому что, если есть возможность увидеть святого человека, то никогда не упускайте эту возможность. Это самое дорогое в жизни. Даже хотя бы увидеть его, взглянуть на него, рядом постоять - это самый драгоценный опыт, который поставит все остальное на место в вашей душе и жизни. Поэтому я и ездил к старцам, когда можно было. Но я спрашивал отца Всеволода: «Можно ли мне поехать к отцу Тавриону?». Он благословлял: «Да-да, поезжай». Он никогда никакой ревности не проявлял и не думал, что я от него хочу уйти. Я еще не сказал про отца Тихона Пелиха, которого мы с отцом Аркадием тоже знали близко. Он тоже был замечательным старцем. Мне с ним пришлось долго тесно общаться еще при жизни отца Всеволода. Я думаю, если есть такая возможность, то нужно ездить к старцам, только это должны быть настоящие старцы. Не нужно подчиняться легкомысленному любопытству и действовать по принципу: куда народ идет, туда и я пойду. Так не нужно. Но если известно, что есть такой святой человек, то хорошо бы его увидеть.

Как Вам удалось познакомиться с теми людьми, о которых Вы сейчас рассказываете. Вы их как-то искали? А где сейчас найти старцев?

Я, например, видел прославленного недавно старца схиархимандрита Серафима (Романцова). Это Глинский старец, последние годы он провел в Сухуми. Это был великий старец, сейчас его на Украине причислили к лику святых. Как я его увидел? Очень просто. Мы летом поехали на Кавказ в путешествие, в конце перешли перевал и спустились в Сухуми, и естественно пришли в храм, а отец Серафим стоял в храме и исповедовал. Вот так я его увидел. К отцу Тихону я попал, когда учился в семинарии и к отцу Всеволоду попасть не мог. А отец Тихон тогда служил в Сергиевом Посаде и к нему можно было попасть. И я к нему стал ходить. К отцу Серафиму (Тяпочкину) я даже не помню как мы попали, специально или проездом. Но я о нем слышал от своих близких друзей и решил к нему поехать. У меня вопросов к нему никаких не было. Приехал, и там случайно оказались мои друзья – его духовные дети. Тогда еще молоденькая Наташа, теперь матушка Наталья Бояринцева, подвела меня к отцу Серафиму и говорит: «Батюшка, вот Володя. Мы давно знакомы». Он на меня смотрит и говорит: «Он священником будет, священником». Она говорит: «Володя мне книжки давал читать духовные». «Ну тем более». Конечно, для меня это запомнилось и много значило. А вопросов у меня не было, я ничего не спрашивал. Но, конечно, такое общение запоминается на всю жизнь.

А сегодня к кому Вы посоветуете обратиться из старцев? Очень нужно.

А сегодня я не знаю к кому обращаться. Вот к отцу Илию многие обращаются. Отец Илий – замечательный батюшка. Но он очень болеет и теперь трудно стало к нему попасть. Многие называют сейчас каких-то других старцев. Но я их не знаю. Так получилось, что я теперь никого не знаю. Поэтому посылать к кому-то не могу.

Надо ли относиться к духовнику, как к старцу? Нужно ли искать совета старцев, если есть духовник? И в каких случаях?

Нет, не нужно относиться к духовнику, как к старцу, если он не старец. Нужно относится к нему как к духовнику. Это очень непросто и важно научиться это делать. Духовник, хотя он не старец, но он дается человеку от Бога. И в наше время найти настоящего духовника это тоже совсем не просто. Если Господь приведет вас к настоящему духовнику, если сможете стать настоящим духовным чадом, то это величайший Божий дар. Если у вас правильное отношение к духовнику то, тогда Господь будет указывать вам через него духовный путь и может быть будет открывать через него волю Божию, хотя у него и нет дара прозорливости. А вот для вас будет открываться, по вашей вере, так бывает очень часто. Зависит это именно от того как вы к нему относитесь. К духовнику надо относиться с любовью ради Христа, а не с пристрастием. Относиться к духовнику с пристрастием - это грех. Это не только бесперспективно, но и очень опасно. Некоторые выбирают себе в качестве духовников тех батюшек, которые им почему-то больше нравятся. Иногда выбирают молодого и красивого, или еще почему-нибудь. Это неправильно. Отношения с духовником должны быть духовными, а не душевными. К духовнику нужно относиться с доверием, бескорыстно, т.е. не надеяться получить от него что-то. Я имею ввиду не деньги и не подарки. Часто мы хотим оказаться в церкви на особом положении: если я буду ближе к батюшке, я приду и буду главным или главной. Это тоже корысть. Отношения должны быть бескорыстными. К духовнику нужно относиться со смирением. Задача духовника прежде всего указывать нам наши грехи, недостатки. Это значит делать нам больно. Это можно сделать только тогда, когда человек приходит с доверием и со смирением. Вот вы приходите к врачу, врач говорит: «Вам нужно укол сделать или операцию». И вы ему верите, и начинаете по послушанию мучиться и страдать – вас колят, режут, процедуры неприятные делают, потому что вы верите врачу и верите, что он делает это для вашего здоровья. Так же и к духовнику нужно относиться. Вот врач говорит: «Вы знаете, у вас серьезная болезнь». Теперь даже говорят больному о том, что у него рак. Кому это приятно? Вдруг тебе сообщают, что у тебя рак. Но также духовник говорит: «Ты знаешь, у тебя гордыня. Ты не умеешь себя вести, ты ведешь себя по-хамски». Это неприятно слышать. Но духовник должен нам такое говорить. А мы должны принимать это с благодарностью, с доверием, с желанием исправиться. Вот тогда это будут настоящие отношения.

А когда вы любите чтобы вас по головке гладили, это не духовное отношение, это корысть. Мы хотим, чтобы батюшка только утешал, ободрял и никогда никаких замечаний не делал, а как только он скажет что-то неприятное, значит батюшка плохой. «Батюшка испортился», - это очень часто приходится слышать. Раньше батюшка был хороший, а теперь он испортился.

Если есть духовник, так и слава Богу. Но если есть возможность попасть к святому человеку, к старцу, то я думаю, настоящий духовник не будет против, он обязательно вас к нему пошлет.

Бывает так, что даже очень хороший духовник затрудняется ответить на какой-то вопрос, дать какой-то совет. Действительно трудно бывает сказать, выходить замуж за этого или не выходить. Подходят очень часто: «Батюшка, благословите замуж». «За кого?» «Вот за этого». Думаешь: «Ой, Господи помилуй! Что же будет-то из такого брака!». А у них уже все налажено, они уже о свадьбе договорились. И у священника очень трудное положение. И бывает так, что священник не выдерживает характера и идет на поводу у своих духовных чад. Он говорит не то, что он должен сказать, он просто не может отказать. Это плохо. Священником быть, к вашему сведению, очень трудно. Трудно делать человеку больно, трудно говорить людям не то, что они хотят услышать.

Что делать духовному чаду в случае смерти духовника? Моя подруга говорит, что несколько настоящих духовников быть не может. И теперь у нее нет духовника, она ходит в разные храмы. Мысль что духовник больше не нужен, мне кажется странной и неправильной. Правильно ли это?

Думаю, что вы совершенно правы. У человека в течение жизни может быть несколько духовников. У меня было несколько очень хороших духовников.

Когда нужно идти к старцу, а когда к своему приходскому священнику?

Приходской священник - это уже третья категория священников. Они бывают совсем разные. Одно дело – духовник, другое - приходской священник. Не всякий приходской священник может быть духовником. Духовник - это духовный отец, тот человек, которому открыто ваше сердце, который вас знает, который постоянно за вас молится и страдает вашими болезнями. Он за вас перед Богом предстоит. Он берет на себя ответственность за вас, он не просто так вам говорит: «Так нельзя поступать», он мучительно ищет правильный путь для вас. А приходской священник может быть совсем и не интересуется вами. Это разные вещи. Поэтому, к кому лучше идти? Лучше к тому, кто вами серьезней занимается. Если есть возможность поехать к старцу, к настоящему старцу, то это хорошо.

Если нет духовного отца, а нужно решить серьезный вопрос, к кому можно обратиться за духовным советом?

К духовному человеку, к духовному священнику. Нужно искать такого, наиболее опытного. Нужно помолиться, нужно поспрашивать, чтобы вам указали рассудительного, опытного духовника, который может посоветовать, и к нему можно пойти. Если вдруг никого не будет около вас… Я помню, спрашивал своего старца, а как быть, если совсем не к кому пойти, как, например, во время гонений. Он сказал так: «Помолись получше и потом начинай делать то, что тебе подскажет совесть, постарайся от всех страстей отрешиться и подумай, как по совести поступить. И начинай делать. И молись. Если будет что-то получаться, значит, есть воля Божья. А если молишься, начинаешь что-то делать и ничего не получается, значит воли Божьей нет». Мысль очень простая – если ты искренне от души, от всего сердца с сокрушением, с покаянием, со смирением молишься, просишь и стараешься, то Господь обязательно тебе укажет. Укажет просто в обстоятельствах жизни. Не оставит тебя в гибельном состоянии. Мы думаем, что вот все умерли, я один остался и погибну. Нет, Господь не оставит.

Как попасть к старцу, который принимает в настоящее время. И как не ошибиться. Обычно рассказывают об уже умерших. Это очень интересно, но нужен совет сейчас. Обратиться не к кому. Уже были скорби от неправильных советов.

Эта проблема была всегда и всегда будет. Могу вам сказать только по своему опыту одно. Я тоже в молодости много слышал о разных старцах и святых. Это были годы советской власти. И вокруг меня никого не было. Долгие годы у меня не было никакого духовника и я не знал, куда пойти. Я был верующим, но я даже не знал, в какой храм пойти. В те времена мы были очень запуганы. И родители нас пугали, говорили: «Будешь сейчас ходить в храм, выгонят из школы, из университета, а может и посадят». Так что мы боялись, священникам не доверялись, потому что среди них бывали осведомители. Смолоду я стал молиться: Господи: «Дай мне духовного отца». И потом еще просил, как я теперь понимаю, очень дерзновенно: «Покажи мне старца, у которого я могу узнать Твою волю. Я хочу поступать по Твоей воле. У кого мне спросить?» И я разделял духовного отца и старца. И молился я так много лет, и только потом, через десятки лет, я понял, что Господь буквально исполнил мою просьбу. У меня был и духовный отец, и был старец, который мне писал: «Такова воля Божия». И не какого-нибудь старца мне Господь дал, а именно такого, какого я просил, который мне волю Божию открывал. Бог милостив. Если мы будем искать и просить от всего сердца, если мы просим доброго, если мы хотим по-настоящему хорошо поступить, устроить свою жизнь духовно, то Господь обязательно ответит. Может быть не сразу. Может быть, нужно помолиться, потрудиться. Но не надо в этом сомневаться ни одной минуты. Но если у вас будет такое желание, я глубоко убежден, в том что Господь не оставит без ответа. Это нелегко, и это правильно, что нелегко. Если бы было легко, то мы бы это не ценили. Есть такая поговорка: «Что легко дается, то мало ценится».

Можно ли ездить к старцам и иметь желание исповедоваться у старца. Потому что они великие молитвенники.

Этот вопрос поставлен на мой взгляд немного легкомысленно. Такое доброе желание может быть и хорошо, но вы уже не понимаете что такое старец. Старец, в том смысле, в котором мы говорили сегодня, это прежде всего очень замученный человек. Мы как-то сказали отцу Иоанну Крестьянкину: «Батюшка, молиться совсем некогда». А он отвечает: «Какая уж тут молитва – весь день разговариваешь, разговариваешь, а потом только один поклон на завтра можешь сделать. Никакой молитвы». Не остается сил и времени. Старцы измучены до последней крайности, старцы не исповедуют, им исповедовать некогда. Они отвечают покороче и побыстрее, если вы к ним попадете. А исповедоваться – у своих духовников.

Как узнать волю Божью. Я не могу выйти замуж?

Нужно молиться. Поискать нужно волю Божью, поспрашивать.

Есть ли сейчас в России старцы, подобные Серафиму Саровскому или Оптинским старцам?

На этот вопрос, я думаю, никто вам ответить не сможет. Потому что, кто такой преподобный Серафим Саровский, люди поняли через много лет после его кончины. Его канонизировали только через 70 лет. И то по прямой воле Государя Николая II, а Cинод был против канонизации. Вот сейчас, когда весь мир чтит преподобного Серафима, когда столько чудес произошло, теперь мы знаем кто это такой.
Есть такой образ: чтобы гору увидеть, нужно отойти достаточно далеко, а вблизи она не видна. Находясь вблизи старца, очень часто ты не понимаешь, кто перед тобой. Известно, что у старцев бывают очень тяжелые келейники или келейницы, которые не понимают, кто перед ними находится. И своих старцев буквально мучают. А потом проходит время и оказывается, вот какой святой был. Бог открывает святость и величие таких подвижников не сразу. Может быть, пройдет время, и мы узнаем, что жили рядом с великим святым – отцом Иоанном Крестьянкиным, например. Или кем-то еще. Но сейчас ответить на этот вопрос невозможно.

Любому ли христианину нужен духовный руководитель?

Я думаю, чтобы у каждого был духовный руководитель. Другое дело, что не каждый человек этого хочет. Если человек не хочет, то насильно такое руководство ему навязать невозможно. Он просто не будет слушаться, не захочет, чтобы кто-то им управлял, командовал. Он же свободный гражданин свободной страны! А если человек искренне ищет духовной жизни, то руководитель нужен.

Что говорили или советовали старцы, когда у человека скорби: бедность, трудности в личной жизни, проблемы с окружающими людьми. Когда скорби давят со всех сторон. По человечески ждать улучшений не приходится.

Говорили всегда: терпи, смиряйся и молись.

Бывает ли у старцев иерархия?

Иерархия это когда ты - директор, ты - заместитель директора, а ты - начальник отдела.
Такой иерархии у старцев не бывает. Но, конечно, бывают более великие и менее великие старцы.

Если не можешь выполнить благословение, насколько это страшный грех.

Бывает по-разному, смотря какое благословение. Вообще-то настоящее благословение дается такое, которое можно выполнить.

Можно ли к духовному отцу относиться как к старцу или это ошибка?

Испытание любовью. «А хорошо, что я тогда не женился». По традиции, сложившейся в русской классической литературе (и в творчестве самого Чехова), испытание героя любовью убедительнее всего помогает раскрыть его истинную суть. Дмитрий Старцев оказывается неспособным к сильной любви. Его восхищает в Котике ее начитанность, она кажется ему умной, интеллигентной. Однако любовь, едва возникнув, уже пугает его. «К чему поведет этот роман? — размышляет он, получив записку от Котика. — Что скажут товарищи, когда узнают?» И далее важное для характеристики героя размышление: «А приданого они дадут, должно быть, немало», — думает влюбленный молодой человек. Предложив «руку и сердце» и получив отказ, Старцев страдал... ровно три дня. «Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или как ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!» Не случайно сопровождает эту вялую любовь и мотив увядания природы: «Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось». Его любовь (на фоне такого пейзажа) безнадежная, мелкая, робко-практичная. Но, какая бы она ни была, она одна могла быть для героя рассказа спасительной.

И вот через несколько лет Дмитрий Ионыч Старцев вновь встречает Екатерину Ивановну, приехавшую в родной город из Москвы, где она училась в консерватории. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои рассказа. Герой утратил полное имя, а вместе с ним и полноту жизни, свою человеческую индивидуальность: ужин в клубе, деньги, которые его раньше не интересовали, являются теперь смыслом жизни. Героиня стала более зрелой, серьезной, реально оценивающей жизнь и свои возможности: «Я такая же пианистка, как моя мама писательница...». У нее осталась лишь одна иллюзия, с которой ей тоже приходится расставаться, — это любовь Старцева. Пейзажный фон их последнего свидания тяжел, мрачен: «Они пошли в сад и сели там на скамью под старым кленом, как четыре года назад. Было темно». «Было темно», — очевидно, красота ночной природы для героя стала закрытой. Это он ее такой темной видит. Во время первого, несостоявшегося, свидания на кладбище, когда в душе его было светло, светлой, таинственной, загадочной и поэтичной была и природа. Слово «темно», «темный», кстати, повторяется во второй половине рассказа несколько раз: «темный дом и сад» Туркиных.

Темно и в душе Ионыча. Лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья, и, словно при свете этого огонька, вдруг раскрылась пошлость его бессмысленной жизни. «Стареем, полнеем, опускаемся... жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» — жалуется он. Но тут же «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», — думает он.

На первых страницах романа голос Старцева звучал иначе: «О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство...» Но теперь для Ионыча умерло все, даже его единственное поэтическое воспоминание. «И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”» Наверное, ничто так не характеризует героя, как предательство самого себя, опошление и забвение самой светлой страницы его жизни — любви. Дмитрий Ионыч стал уже частью того самого мира, который он на словах отвергает. Герой страшится любой перемены, он принял правила игры и внутренне доволен своим нынешним положением.

В рассказе важную роль играет пейзаж . На первый взгляд, может показаться лишним, не связанным с основными событиями эпизод на кладбище, где Старцев напрасно ожидает свидания: «На первых порах Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится увидеть: мир, не похожий ни на что другое, — мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощанием, печалью и покоем». Но это описание является поворотным, кульминационным.

В первой и второй главах мы уже видим пустоту, механистичность жизни Туркиных, но пока это все было прикрыто легким покровом поэзии. Поэтическое веяние достигло апогея в эпизоде на кладбище. После него следует сплошная проза жизни, рисующая нам постепенное, но неуклонное очерствление души героя рассказа, превращение его в грубого, страшного Ионыча (языческого бога). Сцена на кладбище — это как бы лебединая песнь той поэзии, которая робко и несмело звучала в сухой и прозаической душе Старцева. По контрасту с ней особенно печально все то, что мы узнаем о Старцеве в дальнейшем.

Наставления молодым старца Даниила Катунакского

Старец Даниил Катунакский (Димитриос Димитриадис; 1846–1929) – один из замечательных представителей афонского монашества конца XIX – начала XX века, основатель монашеской общины в Катунаках, великий исихаст и неукротимый воитель духа. Старец Даниил был и духовным писателем, оставившим весьма обширный свод сочинений, посвященных самым разным вопросам (на русском языке в 2005 году вышел сборник его сочинений о монашестве – «Ангельское житие»). В своих письмах многочисленным духовным чадам старец не уставал направлять их на путь истинный, давая советы и о том, чего надлежит остерегаться православным молодым людям, желающим достичь той цели, которая стоит перед всяким сознательным христианином.
Помещенное ниже письмо афонский подвижник написал более ста лет назад – в 1902 году – двум греческим юношам. Высказанные отцом Даниилом краткие и ясные рекомендации были выражены столь удачно, что это письмо получило широкое распространение и было переведено с греческого на другие языки. За минувшие сто лет эти советы принесли пользу многим православным юношам и девушкам.

За любимых братьев Константина и Иоанна молюсь всей душой.

С огромной радостью я получил недавно два ваших письма, которые прочитал с большим вниманием. Долг мой – ответить вам, направив вас верной дорогой. Я, однако, адресую мой ответ вам обоим, так как вы равно любите Господа и одинаково нуждаетесь в духовном руководстве и образовании. А вам должно, спросив, внимательно выслушать то, что говорят отцы.

Я был очень расстроен, прочитав в письме о вашем небрежении к своим обязанностям и впадении во многие детские глупости. Но в то же время я радовался тому, что вы пришли к покаянию и пожелали, чтобы я научил вас, какой путь покаяния избрать, чтобы получить милость нашего великодушного Бога, Которого вы серьезно опечалили детским проступком.

В том, что вы погрешили против Бога и сбились с прямого пути Его заповедей, нет ничего необычного: человеческая природа легко соскальзывает с него и нередко впадает в грех. Однако было бы ошибкой считать, что можно и далее оставаться во грехе, и мы должны быть очень осторожными, чтобы, на горе нам, не умереть нераскаявшимися.

Среди многих способов, которыми диавол – враг и разрушитель наших душ – пользуется, чтобы обмануть православных, в частности молодежь, есть одна ловушка, с помощью которой он смог ввести в заблуждение многих молодых людей и полностью привести их к погибели.

Лукавый сначала представляет эту ловушку, притворяясь добрым и отзывчивым, в качестве приманки для молодежи, призывает их к свободе, смешливости, шутливой жестикуляции, распущенности, и, наконец, употреблению и злоупотреблению алкоголем; все это, конечно, не имеет катастрофических последствий для мира, но подразумевает «свободу» с политически умной подачи. Таким образом, усваивая плохие привычки, молодежь заполняет свою жизнь страстями и затем оказывается обманута демонами и подобными им людьми. Эта ловушка скрыта тяжелой тенью и абстрактными обоснованиями, создающими впечатление того, что все это очень маленькие грехи и с возрастом будут устранены, и, наконец, что этих вещей следует избегать только отшельникам и монахам в горах.

Если бы только они могли понять, как далеко сворачивают с верного пути под влиянием подобных требований, они бы убежали от этих предлогов и оправданий, как от смертоносных змей. Цель псов сатаны – сначала толкнуть молодого человека в малые грехи, парализовать чувства, подстрекая его к шутке, непристойной картинке, смешливости и пьянству, которые порождают все страсти.

Уверяю вас, если вы расспросите подробно вашего друга, подверженного страстям, бесстыдного и нераскаявшегося, попросите его рассказать вам о том, как он попал во власть таких отвратительных страстей, то окажется, что основной причиной и началом послужили следствия его первых шагов к небрежности и безразличию к вышеуказанным явлениям. Как плотские похоти появляются от небрежности в мелочах, так и духовно – от детской глупости человек приходит к нераскаянию и отчаянию.

Верно то, что Господь Бог наш Иисус Христос, видя такие скольжения человеческой природы, принимает раскаявшегося грешника с распростертыми объятиями. В то же время, однако, Он говорит: «Бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий придет». Он таким образом побуждает нас к тому, чтобы мы всегда были готовы и чтобы в наших сосудах всегда был елей раскаяния и любой другой добродетели, чтобы не быть исключенными из небесного чертога, как неразумные девы. Но существует покаяние, и когда молодой человек чист душой, избегает плохой компании и пьянства, но лишь немного отклоняется от пути истинного, тогда покаяние быстро удаляет молодые грехи. Однако если через плохие привычки организм становится рабом греха, то исправиться сложнее, и лишь немногие могут освободиться от [вражьих] изощренных ловушек.

Зная это, мои возлюбленные Константин и Иоанн, отныне не поддавайтесь, ради Бога, слабостям, парализующим ваши чувства, ни заигрываниям, ни шуткам, ни пьянству, ни плохим товарищам, с которыми теряется страх Божий, и вы попадаете в плен демона себялюбия и распутства. Но выбирайте скорее добродетельную жизнь с Господом, во всем подражая вашему духовному отцу. Он единственный, кто будет обучать вас в соответствии с законом Божиим и представит вас в дальнейшем как небесных граждан.

Для того чтобы твердо следовать пути к Богу, вы должны:

1. Показывать большое послушание, доверие и согласие по отношению к вашему наставнику (духовному отцу), всегда говорить ему правду.

2. Прекращать разговоры и шутки, потому что, как мы уже сказали, где есть пустые разговоры, там страх Божий исчезает.

3. Выделить определенное время вечером для молитвы, которое назначит ваш наставник.

4. Когда вы находитесь в церкви, полностью сосредоточиться на слушании Божественной литургии, чтобы благодать Святого Духа вошла в ваше сердце.

5. Соблюдать в обязательном порядке все установленные Церковью посты, а не подражать губительному образу жизни сегодняшнего поколения.

6. Всякий раз, когда это возможно, избегать употребления вина и других алкогольных напитков, которые вызывают плотские желания.

7. Когда у вас есть свободное время, тратить его на чтение святоотеческих книг.

8. Быть осторожными с некоторыми духовными отцами и учителями, которые претендуют на то, чтобы научить вас добродетели и покаянию, но вносят сладострастие, прекращая посты и отговаривая молодежь от аскетизма, воздержания и чтения святоотеческих текстов, а также выступая против монашеской жизни. Какой вред этим наносится благочестивым юношам, бессмысленно и говорить; я видел многих, кого ввели этими призывами в заблуждение и кто стали невольными жертвами.

9. Иметь большое почтение особенно к Божией Матери, Которая всегда поможет на пути к спасению.

В заключение, я почтительно целую вас,

Перевела с английского Ангелина Леонова

Духовные советы старца Амфилохия (Макриса)

Старец Амфилохий (Макрис) родился в 1889 году на острове Патмос, где святой апостол и евангелист Иоанн Богослов записал книгу Откровения. Старец был великим защитником Православия, много пострадал в годы итальянской фашистской оккупации греческих Додекаденских островов. В это время он создавал тайные школы и сделал так, чтобы православная вера и греческий язык продолжали преподаваться детям этих островов, несмотря на все попытки фашистов и Римской Церкви стереть их. Многие годы он был настоятелем монастыря святого Иоанна Богослова на Патмосе. Также он в 1937 году основал женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который процветает и сегодня как душеполезное прибежище для верующих.

Старец Амфилохий был известен многими добродетелями, своей любовью, смирением и отеческим вниманием к духовным чадам. Он был весьма усерден в монашеском делании и в миссионерской работе. Он лично путешествовал как проповедник в военные годы и в другие. Кроме того, отец Амфилохий основал и другие монастыри на греческих островах, его трудами возникли детские приюты и различные благотворительные учреждения. Старец почил в 1970 году.

Время от времени старец Амфилохий давал мудрые советы своим духовным детям для их личной пользы, духовного просвещения и наставления.

Эти слова – плод опыта его святой жизни, которая была непрерывной борьбой и успешным прохождением испытаний. Его жизнь была иллюстрацией его слов. Он не просто говорил и давал советы. Прежде всего, он сам следовал тому, что проповедовал. Здесь мы представляем несколько примеров из его богатого духовного наследия, выбранных из того, что сберегли, как драгоценность, его духовные чада.

1. Если вы упражняетесь в молитве, козни искусителя не станут беспокоить вас. Молитва ослабляет его силу, и он ничего не может нам сделать.

2. Оставаться верным монашескому званию приравнивается к мученичеству.

3. Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души. Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.

4. Когда вы видите человека, который духовно устал, не нагружайте его никаким бременем, потому что его колени могут подломиться под тяжестью.

5. Люби Единого, тогда даже дикие звери полюбят тебя.

6. Истинное богатство для меня – увидеть вас в Царствии Небесном.

7. Когда горит пламя любви, оно истребляет любые подступы зла.

8. Тот, кто имеет христианскую любовь, никогда не меняется.

9. Христос сегодня такой же, как и вчера, но мы [не видим Его, потому что] закрыли глаза и смотрим в темноту. Это происходит из-за того, что мы заботимся о том, чтобы втоптать в грязь или погубить других.

10. Мы должны быть готовы к брани и мученичеству.

11. Ради благодати Божией, приходящей во время литургии, вы должны быть сосредоточенными и небеспокойными.

12. Чем больше человек любит Бога, тем больше он любит других людей. Он любит их с благоговением и уважением, как образ Божий.

13. Если человеку не хватает внутренней теплоты, он будет ледяным и холодным даже летом.

14. Когда в твоем сердце нет Христа, в нем будет вместо Него деньги, имущество или люди.

15. Пожалуйста, испытай эту заповедь на практике: взращивай любовь ко Христу до такой степени, что, если произнести Его имя, слезы потекут из твоих глаз. Твое сердце должно быть действительно пылающим. Тогда Он станет твоим Учителем. Он будет твоим Путеводителем, твоим Братом, твоим Отцом и твоим Старцем.

16. Возлюби твоего Жениха-Христа всем сердцем твоим, и тогда каждый будет любить тебя и заботиться о тебе.

17. Я очень желанию возрождения монашества, потому что, на мой взгляд, монашество является «спецназом» церковного воинства.

18. Божий покров уменьшает искушение.

19. Из-за широкого распространения развращенности люди не могут понять, что духовная любовь существует.

20. Давайте будем смотреть на каждого [из наших ближних] как на того, кто лучше нас, какими бы слабыми они ни казались. Давайте не будем суровыми, но всегда станем иметь в виду, что другой человек имеет тот же пункт назначения, что и мы. У нас должна быть любовь, так что даже если они причинили нам величайший вред, мы должны любить их. Мы сможем войти в рай только с любовью.

21. Упражняйтесь в Иисусовой молитве, и настанет время, когда ваше сердце будет скакать от радости, как бывает, когда вы собираетесь увидеть человека, которого очень любите.

22. Не пренебрегай вечерней молитвой. Молись с рвением, как те, кто собирается на пир. Они просыпаются и чувствуют только радость.

23. Человек может вознестись над землей на двух крыльях: одно – это простота, а другое – чистота сердца. Вы должны быть просты в делах и чисты в мыслях и чувствах. С чистым сердцем вы будете искать Бога и с простотой найдете Его и возрадуетесь.

24. Чистое сердце с легкостью проходит через врата небесные.

25. В нашем жизненном море иногда случаются бури, а в другое время спокойно. [Но] милость Божия [никогда] не оставляет нас. В противном случае мы бы утонули, если бы Он не поддерживал нас.

26. Святые всегда взирают на жизнь будущего века. Это – благодать памятования о смерти.

27. Бог хранит нас от искушения. Он не позволяет нам искушаться сверх сил и попускает все для нашего же блага.

28. Молитва это дар. Бог дает его, когда есть усердие и смирение.

29. Надейся на Господа, и Он всегда прокормит тебя во время голода.

30. Покаяние должно происходить не от страха перед наказанием, а от [чувства] того, что мы согрешили перед Богом.

31. Люби уделять гостеприимство, чадо, ибо оно открывает врата Рая. «Принимайте чужих ради того, чтобы вам не оказаться чужими для Бога».

32. Святые с детской простотой принимали все, что Бог посылал им: «Это так, как Ты желаешь. Да будет воля Твоя».

33. Гостеприимство – величайшая из добродетелей. Она привлекает благодать к нам Святого Духа. В каждом незнакомом лице, чадо мое, я вижу Самого Христа.

34. Скорбь угодна Богу лишь тогда, когда она не отнимает у нас мужество бороться.

35. Для общего самопознания необходимо и полезно время от времени вспоминать все совершенные прежде грехи.

36. Предайте все ваши заботы в руки Божии [и тогда] просите чего хотите, как ребенок просит своего отца… Просите всегда с надеждой.

37. Дорогие сестры, нас спасут не наши дела, а бесконечное милосердие Божие.

38. Без Христа для человека все кажется темным и трудным.

39. Вопрос: Как вам удается иметь такое терпение во всем? Ответ: Благодать Божия помогает. Я всегда, чадо мое, верю в силу Бога, Который изменяет и направляет все для пользы наших душ.

40. Когда я вижу человека, который раздражен, я не слушаю, что он говорит, но молюсь, чтобы Бог умиротворил его… Когда они успокаиваются, тогда как раз хорошее время [для разговора], и я разговариваю с ними, поскольку тогда они в состоянии понять свое безрассудство.

41. Благодать Божия и духовный союз с Ним изменяют человека так, что страхи и подозрения уходят прочь, он не боится смерти и смотрит на эту жизнь, какой бы хорошей она ни была, как на рабство.

42. Когда слезы приходят во время молитвы, это Бог посещает вас.

43. Никогда не придавайте важного значения ничему земному и преходящему. Вместо этого заботьтесь о вашем духовном союзе с Богом.

44. Когда вы слышите, что ваше имя критикуют, поступайте [в отношении критикующих] так, как если бы вы не слышали. Это рай, это совершенство.

45. Наша религия убивает страсти, а не тело.

46. Христианин является истинным человеком. Он учтив и вежлив. Он не хочет никого огорчать.

47. Духовная жизнь – это огромное наслаждение. Вы летите, вы оставляете мир, вы ничего не обдумываете. Вы становитесь детьми, и Бог пребывает в вашем сердце.

48. Наш взор всегда должен быть устремлен в небо. Тогда ничто не сможет поколебать нас.

49. Регулярно принимайте причастие, искренне молитесь, будьте терпеливы, и вы увидите сильную руку [Господа], держащую вас.

50. Христос рядом с нами, даже если мы не видим Его. Иногда от Своей великой любви Он дает нам шлепок. Вы должны быть рады. Иисус держит резец скульптора в Своих руках. Он хочет сделать из вас статую для небесного дворца.

Старец Амфилохий (Макрис)

Перевод с английского Юрия и Елены Максимовых


* Старец употребил слово «evzone», которое обозначает элитные военные подразделения.

Loading...Loading...