Изображение ники богини победы. Ника: история персонажа

Греческий пантеон богов обширен, и для каждой деятельности в нем найдется свой покровитель. Приходя в храмы, люди отчаянно молили богов об удовлетворении их просьб и желаний, лучшей судьбе, благополучии, талантах и победах в сражениях. О последних приходили просить к могущественной Нике. Она внимала рассказам воинов и одаривала их своим благословением.

История создания

Греческая мифология гласит, что Нику также называли Нике. Значение имени богини расшифровывается как «победа». Необычное происхождение представительницы высшей расы наделило ее возможностью приносить победу той стороне, на которой она выступает.

На многочисленных изображениях Ники ее размещают на ладони или , указывая тем самым на потребность богини в поддержке, как среди бессмертных, так и среди простых людей. Ника молода. Ее образ описывается в произведениях и Гесиода, датированных 7 веком до нашей эры. Родословная героини преподносится мельком, без дополнительных деталей.

Стал первым, кто беспрекословно поклонялся Нике. В честь нее император возводил храмы и делал щедрые пожертвования. Возможно, это обеспечило его воинскую славу и многочисленные победы в битвах. Александру Македонскому принадлежала идея украшать голову триумфатора венком из лавра, который был атрибутом, сопутствующим Нике.


Образ богини символизировал успешное завершение войны, победу в любых состязаниях и триумфальный финал любой деятельности. Ника покровительствовала военным, спортивным, музыкальным событиям и даже религиозным мероприятиям, устраиваемым во имя успеха дела.

Нику изображали с крыльями, позволяющими ей быстро перемещаться. Повязка и венок сопутствовали ей в любом мероприятии. Позднее арсенал пополнили пальма и оружие. Предвестница победы, на изваяниях и художественных изображениях героиня парит над триумфатором или ласково кивает ему головой. Иногда ее описывают как женщину, правящую колесницей, или жрицу, совершающую жертвоприношение.

В древнегреческой мифологии


Исходя из мифов и сказаний, принадлежавших перу древнегреческих авторов, Нику считали дочерью титана Палланта и чудовища по имени Стикс. У нее были сестры – Сила, Зависть и Мощь. Афина, дочь Зевса, взяла на себя воспитание девушки, и та сопровождала ее повсюду. Они были неразлучны. Этим объясняется тот факт, что на Акрополе в Афинах есть небольшой храм, посвященный Нике, – Аптерос.

Мать богини и ее сестры, узнав о борьбе титанов и гигантов, переметнулись к врагам. Ника приняла сторону Зевса. Она вела колесницу Громовержца, привлекая удачу. Покровительница помогала музыкантам, актерам, спортсменам – всем, кто хотел узнать вкус победы. Крылатая девушка запросто перелетала от одного войска к другому, не отличаясь постоянством.

Существует много произведений искусства, посвященных небезызвестному персонажу мифов. Ее популярность поражала, поэтому в Риме появилась аналогичная богиня. Ее назвали Викторией. Поводом для появления веры в эту богиню стал перевоз золотой статуи Ники в Рим. Украденная у греческого правителя Пирра, она была установлена в Сенате по велению . Девушка стояла на шаре, олицетворявшем Землю, и держала в руках пальмовую ветвь и лавровый венок, которыми награждала своих избранников. Четыреста лет сенаторы, посещая место службы, совершали жертвоприношения около изваяния, оставляя кубок с вином или масла.


Мореплаватели, желавшие успешного завершения путешествия, украшали носы своих судов изображением богини. Скульптор Фидий был в числе первых ваятелей, изобразивших Нику миниатюрной крылатой девой, умещавшейся на ладони Зевса. Первая скульптура, посвященная богине победы и получившая всемирную популярность, – статуя внутри храма Аптерос. Изображенная девушка держит в руках шлем и гранат, символизирующий достаток и плодородие. У изваяния не было крыльев, что претило традиции изображения богини. Афиняне верили, что, лишив ее крыла, они одержат триумф навечно.

Еще одной любопытной работой древнего скульптора стала Ника Самофракийская. Статую привезли после раскопок в Париж. Археологи нашли 200 осколков скульптуры, которые стараниями реставраторов собраны воедино. Шарль Шампуазо нашел их в 1863 году. Мастерам не удалось восстановить скульптуру: изваяние осталось без головы, рук и крыла, которые позднее повторили из гипса специалисты 19 века. Статуя хранится в Лувре, главном музее Парижа, и продолжает восхищать искусствоведов эстетичностью и утонченностью.

Ника (мифология) Ника (мифология)

Являясь приспешницей победы, она сопровождает Афину Парфенос , представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. В римской мифологии ей соответствует богиня Виктория .

Как символ успешного результата, счастливого исхода, Ника участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха. Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землёй; атрибуты её - повязка и венок , позднее также пальма ; далее - оружие и трофей . У скульпторов Ника или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы, с атрибутом Гермеса - посохом . Она то ласково кивает головой победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведёт его колесницу , то закалывает жертвенное животное, то складывает из неприятельского оружия трофей (на балюстраде храма Афины Ники в Афинах). Изваяние Ники сопровождало статуи Зевса Олимпийского и Афины Парфенос .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ника (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.

Отрывок, характеризующий Ника (мифология)

– Отдай это графине… ежели ты увидишь ее.
– Она очень больна, – сказал Пьер.
– Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро.
– Он давно уехал. Она была при смерти…
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.
– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.
– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.
Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.
– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.
– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…
– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.

Виктория, римская богиня победы и олицетворение победы

Виктория, лат., греч. Нике - римская богиня победы и олицетворение победы. На фото: Позолоченная фигура Виктории - Богини Победы на вершине Колонны Победы, именуемой в народе Золотая Эльза (Goldelse).

В древнейшие времена римляне считали ее божественной силой, способствующей победе (особенно в войне). Позже ее возвели в сан богини и дарительницы победы - по образцу греческой Нике. Храм в ее честь был сооружен лишь в начале 3 в. до н. э. на Палатине. Особый размах культ Виктории приобрел при Империи, когда богиня была провозглашена неразлучной спутницей императоров. Кроме нее римляне почитали еще двух древних богинь победы: одна из них называлась Пеллония (Обращающая в бегство [врага]), другая - Вика Пота (Могучая Победительница).

Картина Рубенса «Триумф Виктории».

До нас дошло меньше статуй Виктории, чем сообщений о римских победах. За немногими исключениями это посредственные работы без особых художественных притязаний. К редким исключениям относятся ее статуи в музее Брешии и в парижском Лувре, а также рельеф арки императора Диоклетиана во Флоренции. Одна из ее статуй стояла в римском сенате со времен Августа до 394 г. (была ненадолго удалена оттуда только при императоре Грациане). В 394 г. она была публично разбита как языческий идол. Случайное, но глубоко символичное совпадение: спустя год Римская империя разделилась, и до самого конца истории Древнего Рима в нем уже не праздновали военных побед.

На фотографиях: Бранденбургские ворота в Берлине в колесницей богини Виктории.

Триумфальная колонна (Siegessäule) или колонна Победы - памятник истории Германии и достопримечательность Берлина в центре парка Тиргартен на площади Большая Звезда. Фото 1900 года.

женское имя: (греческое) имя богини победы

Альтернативные описания

Женское имя (греч. победительница)

В древнегреческой мифологии богиня победы

В греческой мифологии богиня, персонификация победы, дочь океаниды Стикс и Палланта

Народное восстание в Константинополе в 532 г.

Наника, наничье, изнанка, тыл, испод, исподинка, выворот, выворотная сторона [Даль]

Самофракийская

Турбина

Аптерос

Богиня на Поклонной горе

Богиня нашего кино

Богиня победы

Богиня российского кино

Богиня с крыльями

Бунт в истории Византии

В Древнем Риме - Виктория, а в Древней Греции

В греческой мифологии богиня победы в сражениях и состязаниях

В честь какой богини названа столица Кипра

Виктория

Высшая кинопремия Россия

Высшея кинопремия России

Героиня Людмилы Гурченко в фильме "Двадцать дней без войны"

Греческая Виктория

Греческая богиня победы

Детский вариант имени Вероника

Детское имя Вероники

Древнегреческая богиня победы

Дружеская форма имени Вероника

Дружеское произношение имени Вероника

Женское имя

Заветный российский киноприз

Известная статуя... Пеония

Имя поэтессы Турбиной

Имя телеведущей Ганич

Какую богиню изваял Архерм

Кинопремия

Кинопремия России

Кинопремия в России

Киноприз в России

Крылатая богиня

Крылатая богиня победы

Крылатая кинопремия

Крылатая сестра "Оскара"

Летящая богиня

Награда "9 роте"

Награда кинематографистов

Награда российского кино

Наш приз "9 роте"

Ничка ж. ничей, ничек м. ничье ср. наника, наничье, изнанка, тыл, испод, исподинка, выворот, выворотная сторона; противопол. лицо, лицевая, личная сторона. Обернуть ткань никой, ничкою, ничком, ничьем, нанику, наничь, взничь, исподом кверху, изнанкою наружу, лицом вниз, навыворот. игре в бабки, хребтик ее жох, испод ничка, бок плоцка, бока. орлянке, ника, решето, изнанка монеты; лицо, копье, орел. бабк. и орл. говорят и никон. Ниц, ничком, ником нареч., о человеке, лицом к земле, затылком кверху, противопол. вник, взничь, навзник, навзничь. Ты на нику, наникою, ничкою пришила, изнанкою; он пал ниц перед иконою, пал на лицо свое: он поскользнулся и упал ничком, вперед, носом в землю. Он подошел, подкрался ничком, симб. пенз. согнувшись, опустив голову, тихо, робко; украдкою, втихомолку, нечаянно. Это знач. ничком может быть нишком, от нишнуть, и одно я то же с малорусским. нищечком, тайком, втихомолку. Ползком перед ним да ничком. Не то пьяный, что ничком падает, а то пьяный, что навзничь. Ник м. (общее с немецк. Genick) затылок, загривок, задняя сторона шеи. Ударить по нику, по шее. От этого никать, употребл. с предлогом и никнуть, нагибаться, склоняться долу; хилеть, упадать, вянуть, блекнуть, погибать; изводиться. засуху все прозябенье никнет. Цветы от недогляда никнуть. Дух никнет, упадает. На меня возникло подозренье. Побитый хлеб взник опять. Надо вникать в смысл дела. Новые острова выникают из моря. Доникли ветви до земли. Лед изник весь. Вербы наникли на пруд. Колос поник. Весь хлеб переник. Приник ко мне головою. Дождь проникает насквозь. Никлый, пониклый; вялый, блеклый. Ниций зап. низкий, низменный, преклонный. Ницая скула, нарыв на скуле. Ницые лозы, или ницелоз, Salix repens, сочиненное, ерник, стланец таловатый, ветловый, ракитовый,

Обрусевший "Оскар"

Один из высших российских призов в области кинематографии

Победоносная богиня греков

Поэтесса Тубрина

Поэтесса Турбина

Премия Рязанова в 1991 году

Премия актеру кино

Премия российского кино

Престижная кинопремия

Приз актерам в России

Приз российского кино

Российск. аналог америк. "Оскара"

Российская кинопремия

Российская киностатуэтка

Российская поп-певица

Российская телепремия

Российский "Оскар"

Российский аналог "Оскара"

Символ победы

Сокращенная Вероника

Союзница Зевса в борьбе с титанами

Телеведущая Ганич

Телекомпания в городе Петрозаводске

Укороченная Вероника

Уменьшенная Вероника

Уменьшенное от имени Вероника

Упрощенная Вероника

Эстрадная певица

Юная тезка Вероники

В Древней Греции персонификация победы

Высшая отечественная кинопремия

Греческая богиня

Богиня победы в древнегреческой мифологии

Востание в Константинополе в 532 году

Футбольный клуб из Москвы

Премия российских кинематографистов

Профессиональная награда российских кинематографистов

Рос. киностатуэтка

Киноприз и богиня

Кинобогиня

Приз "9 роте"

Богиня, умевшая летать

Российский киноприз

. "оскар" по-российски

Киноприз

Спутница Афины Паллады

Богиня победы у греков

Крылатая богиня победы у греков

Российс. аналог америк. "Оскара"

Др. Рим - Виктория, а в Древ. Греции

Анаграмма к слову "инка"

Анаграмма к слову "каин"

Ника, Нике — в греческой мифологии персонификация победы, дочь океаниды Стикс и Палланта, сына титана Крия (Гесиод, Теогония, 383). Во времена титаномахии она покинула своего отца и вместе с матерью примкнула к олимпийским богам. Как крылатая богиня победы, Ника сопровождала Зевса в его борьбе с титанами и гигантами; она же сопровождает Палладу Афину, представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. Как символ успешного результата, счастливого исхода, Нике участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха.

Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землей; атрибуты ее - повязка и венок, позднее также пальма; далее - оружие и трофей. У скульпторов Нике или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы, с атрибутом Гермеса - посохом. Она то ласково кивает головой победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведет его колесницу, то закалывает жертвенное животное, то складывает из неприятельского оружия трофей (на балюстраде храма Афины Ники в Афинах).

Скульптура, изображающая Нику, была вывезена в Рим и получила латинское имя Виктория. Золотая статуя, захваченная римлянами, принадлежала ранее греческому царю Пирру. По приказу императора Октавиана Августа она поставлена в здании Сената. Нику изобразили стоящей на шаре, что символизировал Землю. В правой руке, которую девушка держит вытянутой, находится венок, левая рук занята пальмовой ветвью.

На протяжении 4 столетий сенаторы перед заседанием подходили к алтарю, стоявшему у статуи, и приносили жертвоприношения вином и пахучими маслами. Скульптура чудесным образом сохранилась от пожара, устроенного императором Нероном. Римляне считали ее хранительницей империи, она воплощала могущество с судьбу римской империи. По приказу христианских императоров статуя языческой богини была вынесена из сената. Верные традициям, римляне жалели об этом и увидели знамение неизбежной погибели Рима.

В античные времена была традиция украшения носа кораблей изображением Ники. Эта традиция сохранилась и позже.

Выдающийся античный скульптор Фидий вложил громовержцу в правую руку статуэтку богини. В качестве материала для ее изготовления использовали золото и слоновую кость. Ножки трона украшены изображением Ники. Не вызывает удивления, что даже главные божества Олимпа в определенной степени были зависимы от Ники и старались заручиться ее поддержкой.

Особым почитанием пользовалась богиня у Александра Македонского, полководец сооружал ей жертвенники, совершая свои победоносные походы на разных этапах. Позднейшим царям также пришлось по душе украшать свои памятники этой чудесной крылатой девушкой.

Святилище Ники Аптерос было сооружено в Афинах. Богиню изобразили бескрылой. В соответствии с историческим повествованием Павсания, афиняне намеренно сделали изменчивую победу без крыльев, чтобы она поселилась в их городе на постоянное жительство. Храм, посвященный Нике, создал архитектор Калликрат после победы в греко-персидских войнах. Она изображалась в руке Зевса или Афины.

Loading...Loading...