Киево-Печерская лавра приготовилась к обороне: «Сами не уйдем. Бдения в Киево-Печерской Лавре – рассказы очевидцев

Олег Гавриш, спецкорреспондент издания «Коммерсантъ-Украина»:

Ночь с субботы на воскресенье оказалось довольно неспокойной для Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) прихожане и духовенство которой всю ночь дежурили у входа в Киево-Печерскую Лавру, ожидая ее возможного штурма.

Все началось около шести вечера в субботу 22 февраля, когда на странице Автомайдана (объединяет протестующих на автомобилях) в Facebook написали, что с территории Лавры якобы вывозятся мощи святых и другие православные святыни, рассказал религиовед, доктор философских наук Юрий Черноморец. По его словам, представители Автомайдана говорили, что якобы их убедили в этом монахи Федосеевского монастыря УПЦ КП. «Послышались призывы приехать в Киево-Печерскую Лавру и остановить вывоз святынь, а также провести проверки на территории монастыря», - рассказал Юрий Черноморец.

Впрочем, как рассказал секретарь священного синода Украинской православной церкви Киевского патриархата архиепископ Евстратий (Зоря), УПЦ КП тут же дезавуировала слухи и заявила о том, что никакие мощи из Лавры не вывозятся, а их монахи ничего подобного не заявляли. В свою очередь советник народного депутата Арсения Яценюка Виктор Еленский заверил Автомайдан, что информация ложна, вывоз мощей невозможен по многим причинам. Когда об опровержениях узнали представители Автомайдана, большинство из них передумали ехать в Лавру, но все же к воротам монастыря ближе к 21:30 явилось 200–300 человек.

В свою очередь, ко входу в монастырь вышел управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич), секретарь предстоятеля УПЦ МП Александр (Драбинко), викарий Киевской епархии, наместник влиятельного Ионинского монастыря епископ Иона (Черепанов), которые стали успокаивать людей. К духовенству присоединились депутаты Петр Порошенко и Андрей Деркач, священники УПЦ КП, убеждавшие людей разойтись, и бойцы самообороны Майдана в камуфляже, бронежилетах и балаклавах. Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел (Лебедь) так и не вышел к протестующим, сославшись на плохое самочувствие.

Петр Порошенко стал убеждать сторонников Автомайдана разойтись:

Я уверяю вас, что никто и никогда не позволит вывезти из Лавры святыни. Монастырь находится в ведении Украинской Православной Церкви, многие верные которой были на Евромайдане с первого дня. Это наша Церковь, которая молится за благо нашей страны, Украины, и мы не позволим, чтобы мощи либо другие святыни покинули стены святой обители.

Сторонники УПЦ МП стали убеждать собравшихся в том, что Церковь сегодня молилась за убитых в ходе протестов в Киеве, некоторые погибшие были ее прихожанами. Из толпы послышались возражения, что-де люди не против УПЦ (МП) как таковой, но настоятель Лавры чересчур близко дружил с бывшим президентом Виктором Януковичем и премьер-министром Николаем Азаровым, ругал Майдан и вообще должен как можно скорее сложить с себя управление монастырем.

В результате протестующие все же были переубеждены господами Порошенко и Деркачем и стали расходиться. Особенно вескими оказались аргументы о том, что юго-восток Украины вряд ли сейчас поднимется против смены власти, но в случае религиозного обострения в стране серьезных проблем и столкновений уже не избежать. Петр Порошенко, убедив нескольких самых ярых протестующих, отдал распоряжение бойцам самообороны охранять вход в монастырь и никого не впускать, кроме братии и священноначалия. Для того чтобы успокоить автомайдановцев, было принято решение позволить им проводить досмотр всех автомобилей, въезжавших и выезжавших из Лавры, что они начали делать со всей тщательностью. Досматривали в том числе и чемоданы с личными вещами гостей лаврской гостиницы.

Тем временем среди пришедших защищать Лавру прихожан УПЦ МП пошел слух, что монастырь хочет захватить «Правый сектор». Однако пресс-служба организации тут же распространила заявление, в котором категорически опровергла возможный захват. «Это провокация, которая, вполне возможно, имеет под собой российские корни и появилась в аккурат к начавшимся переговорам между УПЦ МП и УПЦ КП», - сказал пресс-секретарь «Правого сектора» Артем Скоропадский. Он напомнил, что ранее постоянно ходили раскручиваемые слухи о том, что «бандеровцы» пытаются захватить Почаевскую Лавру.

Примечательно, что первыми на территории Лавры оказались представители российских телеканалов. «Удивительно, как российские коллеги узнали о том, что тут происходит, намного раньше нас», - недоумевал подъехавший в полночь корреспондент ICTV. Приехавший раньше всех корреспондент РТР объяснил, что его якобы вызвал настоятель Лавры митрополит Павел (Лебедь), заявивший о захвате монастыря.

После отъезда депутатов ситуация стала разряжаться, люди начали пить кофе, общаться. Представители УПЦ МП стали угощать протестующих ватрушками. Вышедшие к людям монахи и священники начали вместе молиться, вести беседы о вере и истории Киево-Печерской Лавры.

Однако в полночь на Майдане выступил священник Павел Добрянский, которого, по словам архиепископа Евстратия (Зори), месяц назад УПЦ КП запретило в служении за непослушание и постоянные провокации. Он повторил тезис о вывозе из Лавры святынь, якобы находящихся там «титушках» (протестующие, поддерживавшие Виктора Януковича и бывшую власть) и призвал с трибуны к ее захвату в пользу УПЦ КП «ради восстановления исторической справедливости». И хотя уже через 20 минут ведущий Майдана, получив оперативно точную информацию от религиозных экспертов и народных депутатов, дезавуировал это сообщение и призвал всех не поддаваться на провокации, к монастырю прибыло еще человек 200 новых протестующих, которые стали громко возмущаться.

В самый разгар ссоры к воротам подошел семинарский хор Киевской духовной академии и начал громко петь Пасхальный канон: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Протестующие притихли и стали слушать песнопения. Спустя пятнадцать минут самооборона Майдана, охранявшая ворота в Лавру, попросила всех отойти за шлагбаум, причем пришедшие люди требование выполнили. Да и количество прихожан УПЦ МП, которые подтянулись на место, почти сравнялось с протестующими.

Местами перепалки продолжались еще около часа. «Я считаю, что в Украине или должна быть одна поместная церковь, или УПЦ должна убираться из Лавры», - кричал один из протестующих. «А ты вообще православный? Если да, то покажи крест!», - потребовал от него кто-то из прихожан УПЦ МП. «У меня крест сорвала милиция во время протестов», - возражал тот. В результате церковный историк, прихожанин УПЦ МП Владислав Дятлов подарил стороннику поместной церкви свой крест, что понравилось собравшимся, и ссора стихла.

Ближе к утру представители Автомайдана и другие протестующие стали расходиться. К Лавре подтянулись прихожане УПЦ МП, и возле входа в монастырь начался непрекращающийся молебен. «Религия остается единственной серьезной силой, способной поднять людей с обеих сторон не на протесты, а на глобальное противостояние, как это было, например, в Югославии. Этой ночью, мы смогли избежать серьезных проблем, провокации не возымели успеха, и это очень важный опыт для всех. Сегодня все политики и другие церкви с уважением относятся к позиции УПЦ, какой она во время майдана выражалась в официальных документах УПЦ и в комментариях митрополита Антония», - заключил господин Черноморец.

Глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) протоиерей Георгий Коваленко заявил, что ситуация все еще остается неопределенной. «Есть и внешние, и внутренние силы, которые заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать ситуацию, и от которых мы можем ожидать провокаций. Поэтому хорошо, если верующие будут молитвенно поддерживать нас, в том числе приходя на службы, которые все эти дни проходят в Киево-Печерской Лавре», - сказал протоиерей Георгий Коваленко.

Дмитрий Марченко, блогер:

Итак. Вернулся из Лавры. Подробности.

Не думаю, что напишу что-то новое.

На Литургии управделами Киевской Митрополии владыка Антоний зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с событиями в Украине. Затем подтвердил, что действительно ночью было две попытки проникнуть на территорию Лавры со стороны активистов Майдана. С помощью переговоров с лидерами других активистов в этот раз удалось избежать столкновений.

После в Лавре было тихо и пусто. Но к 15-ти часам к воротам стали стягиваться верующие, чтобы отслужить молебен преподобным Киево-Печерским. Одновременно поступила информация о возможном штурме обители. Эту возможность не отрицал и владыка Антоний, он просил верующих по возможности днем находиться в Лавре, не оставлять ее пустой.

В этот раз атаки не было. Предвижу иронию тех, кто не верит в саму возможность такого развития событий. Но факт есть факт - вряд ли даже самые оголтелые националисты рискнули бы средь бела дня напасть на сотни молящихся священников и мирян, среди которых были и женщины.

Вокруг были светлые, добрые лица. Люди не выглядели паникёрами. Просто стояли и молились. Среди знакомых лиц увидел и Василия Горбаля.

Отдельные «активисты» небольшими группами время от времени подтягивались на «посмотреть», но не более. Дай Бог, чтоб так было и этой ночью.

Да, нашему духовенству отдельные политики, ныне фактически находящиеся при власти, гарантировали спокойствие. Но цену их определенных гарантий мы уже знаем. Не факт, что какой-то отдельной группировке майдана, опьяневшей от эйфории и вседозволенности, не стукнет в голову «поставить на место московских попов». Ситуация всё так же тревожна.

Иеромонах Мелхиседек (Гордиенко), насельник киевского Десятинного монастыря:

– Как вы знаете, ветераны спецподразделения “Каскад” совместно с УПЦ создали отряды по охране духовного наследия церквей Украины. Этот отряд принимал участие в наведении порядка в ту ночь, когда разворачивались события возле Киево–Печерской Лавры.

Началось все с провокации. Кто-то распространил на майдане информацию, что из Лавры якобы вывозят мощи. Люди взбудоражились, устремились к монастырю, окружили и стали проверять все выезжающие машины. Досматривали, открывали багажники, внутри все проверяли. Люди боялись, что будут вывозиться святыни.

В это время на территории Лавры находилась машина с российскими дипломатическими номерами. За рулем был обычный паломник, сотрудник дипведомства, приезжавший в Лавру помолиться. Когда он после службы выезжал из монастыря, его, как и всех остановили, чтобы досмотреть. Он воспротивился, ссылаясь на международную Венскую конвенцию о дипломатических отношениях, предполагающую неприкосновенность дипломатов. Это еще больше подогрело конфликт.

Когда на горячую линию нашего штаба поступил звонок, я выехал на место, чтобы выяснить ситуацию. Разобравшись в ситуации, я вызвал руководителей нашего штаба – полковника Сергея Разумовского и лейтенанта Владимира Фатеева, которые оперативно прибыли к въезду в Лавру. Тут же подъехал народный депутат от партии “Удар”, предъявил удостоверение. Вместе с ним мы попросили водителя, чтобы тот разрешил нам досмотреть его машину. Уговорили, досмотрели и, конечно же, ничего не нашли, машина была чиста. Дипломат уехал.

Мы тоже уехали, когда позвонил владыка Ирпенский Климент и попросил проверить информацию о том, что к Лавре снова движется какой-то отряд, но уже радикально настроенный.

Я выехал обратно в сторону Лавры и по дороге действительно увидел движущийся отряд во главе с каким-то неизвестным священником или похожим на священника человеком. Пришлось действовать по ситуации. Мы обогнали их, подъехали ко входу в Лавру, возле которого уже стояли люди из нашего отряда самообороны. Я сообщил, что сюда движутся какие-то непонятные люди, возможно провокаторы, которых в Киеве сейчас много. И попросил выслать к этому отряду разведку. Выяснилось, что люди без приказа своих командиров, услышав клич этого священника о том, что «грабят Лавру», решили идти разбираться. Слава Богу, и в этот раз конфликт удалось уладить. Правда, отряды самообороны майдана попросили, чтобы в Лавру впустили двадцать человек, которые проверили, что там внутри никто не прячется из так называемых “титушек”. Проверили, никого не нашли и ушли.

Многие верующие утром приехали ко входу в Лавру, совершали молебны, пения. Все понимали, какую опасность удалось пережить. Священноначалие и братия монастыря были очень взволнованы, взбудоражены. Могла пролиться кровь. Это было дьявольское искушение – специально людей друг с другом лбом столкнуть, чтобы осквернить кровью священников Лавры, совершить необратимое. Ужас от осознания того, что могла пролиться кровь духовенства, ошарашил и вразумил всех. Люди сделали выводы.

Хочу поблагодарить всех, кто приезжал на помощь. Духовенству, депутатам, верующим, всем, кто принимал участие в наведении порядка. Все молодцы, всем большое спасибо! А особенно – Сергею Розумовскому и всем ребятам из «Каскада». Низкий поклон. Вы вошли в историю как всегда тихо. Вы настоящие профессионалы.

Я сегодня прочитал перевод с небольшой редакцией с сайта Credo.press беседы Патриарха Константинопольского Варфоломея и Патриарха Московского Кирилла, и меня многое обеспокоило и привело в замешательство. Если такой разговор действительно имел место, то я удивляюсь тому, как Патриарх Варфоломей в настоящее время спекулирует определенными церковными вопросами. Как православный архиерей Украинской Православной Церкви, которая находится в единстве с Русской Православной Церковью, а через нее со всем Вселенским Православием; как человек, который более тридцати лет пребывает в священном сане, как человек, знающий историю, я не могу не обратить внимание на те процессы, которые сейчас происходят во Вселенском Православии и конкретно на данную беседу двух Патриархов.

Сразу вспоминается один пример из жизни. Когда мы с покойным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром ехали на Афон, то некоторые представители Фанара написали, будто мы едем для того, чтобы украсть мощи святого апостола Андрея Первозванного. Это откровенная клевета и неправда, которая была подписана рукой Патриарха Варфоломея. Я никогда не помышлял о таком злодеянии, но если бы Вы только видели, в каком непотребном виде содержалась эта величайшая святыня всего христианского мира в Андреевском скиту! Мы с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, вместе с его секретарем владыкой Александром (Драбинко) и другими священнослужителями вытерли мощи и совершили у них молитву. Такой случай клеветы в наш адрес действительно произошел.

Судя по тем событиям, которые сейчас развернулись в нашей стране, автокефалию для Украинской Православной Церкви просят власти, минуя мнения единственной канонической и самой большой Православной Церкви в нашей стране. Исходя из этого, у меня возникает вопрос: а, может, отменить автокефалию самого Константинопольского Патриархата, центр которого находится в сугубо мусульманском государстве, правительству которого не нужна ни его автокефалия, ни его присутствие в этой стране? Если взять по большому счету, то и в нашей стране практически ни один власть имущий человек не является человеком церковным, но они пытаются решить вопросы нашей веры вместо нас. Это сродни тому, как безбожная власть практически 70 лет просто-напросто запрещала Церковь. Что же происходит сейчас? Далекие от Церкви люди пытаются повлиять на мою свободу выбора веры для того, чтобы мы шли путем, который противоречит моей совести. Прошение об автокефалии - это предвыборные вздохи тех людей, которые умирают. Я не буду говорить, кто и как пришел к власти. Все это в руках Божиих. Вся правда в руках Бога, эта правда была распята, а то, что сейчас происходит в Украине в отношении Церкви, действительно является вопиющим беззаконием.

Мы говорим о равенстве епископата и равенстве всех епископов. Но кто дает право Стамбулу и их архипастырям приписывать себе те функции, которые они пытаются себе присвоить? Меня удивляет, что некогда уклонившись в ересь и раскол, приняв унию с Римом, Константинопольский Патриархат пытается другому - глубоко православному государству навязать свое первенство.

Не могу согласиться с тем, что Патриарх Варфоломей обвинил митрополита Илариона (Алфеева) в том, что тот говорит неправду. Сказанное о владыке Иларионе граничит с банальными сплетнями, поэтому я не стану комментировать эту информацию. Но если говорить о конкретных нарушениях, то хотелось бы напомнить Вселенскому Патриарху, что в 2001 году действительно творил бесчинства его архиерей епископ Мелитон, и о том, как (не иначе как по бесовскому наваждению) его архиереи служили с членами других церковных структур, не пребывающих в единстве с Православной Церковью.

В каждой Православной Церкви есть свои особенности, но есть и те правила, которые нельзя нарушать: на Гробе Господнем никто не имеет права возглавлять службы, кроме члена братства, которое там живет, никто не сможет возглавлять богослужение в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре или самочинно служить, и такое невозможно ни в одном монастыре Афона. И потому Стамбул не имеет никакого права указывать сейчас нам, кто прав, а кто виноват.

Наш Предстоятель обращался к Патриарху Варфоломею с просьбой повлиять на архиерея Константинопольского Патриархата митрополита Эммануила, который ведет диалог с раскольниками на канонической территории Украинской Православной Церкви. Разве Патриарх Варфоломей не знает, что общение с раскольниками несет за собой отлучение от Церкви? И то молчание некоторых других Церквей по этому вопросу, которые, наверное, боятся последствий конфликта со Стамбулом больше, нежели Самого Христа, меня, как православного епископа, очень волнует.

Мы не должны спекулировать такими вопросами. Так же, как мы не должны рассуждать о Евангелии, но исполнять его! И все эти правила Вселенских и Поместных Соборов, правила святых отцов мы должны беспрекословно утверждать в своей церковной жизни, так как они не несут никакого разногласия. И обратите свое внимание, дорогие братья и сестры, что святитель Иоанн Златоуст именовал себя «архиепископом», а не «святейшим патриархом», тем самым проявляя свое смирение и послушание, которое он воплотил своим личным примером, приняв даже несправедливую ссылку.

Все президенты нашей страны хотели тем или иным образом повлиять на судьбу Православной Церкви в Украине. Но сами они хоть раз искренне принесли покаяние в Церкви, принесли ли они достойную исповедь? Они хоть раз прочитали вместе со всем народом Символ веры и тем самым засвидетельствовали бы, что они веруют в Бога и являются людьми церковными? Нанеся урон нашей стране, они взялись и за Церковь.

Что касается взяток, о которых говорится в данном опубликованном диалоге Патриархов: если мы обратимся к истории, то каждый раз, когда греческие Патриархи приезжали на Русь, то уезжали не с пустыми руками. И все мы понимаем, что Патриарх Варфоломей, который ныне занимает Константинопольский престол, совершает свои заграничные поездки, совершает свое служение далеко не благодаря содержанию его паствы в Стамбуле, которая насчитывает в настоящее время около трех тысяч человек. Но и об этом сейчас пытаются просто молчать.

Потому я как архиерей Церкви Христовой прошу всех архипастырей, патриархов окончить разногласия и прекратить споры, в которые втягиваются не только священнослужители, но и верующие люди. Верующий народ по сути ничего не требует, люди молятся и искренне пытаются изменить свою жизнь. Архипастырям же стоит взять с них пример и не становиться той верхушкой Синедриона, который распял Христа и сейчас распинает Церковь Христову. Христос вопрошал о том, что когда Он придет, то обрящет ли веру? Многим сегодня не нужен Христос и вера в Его спасительную силу, но нужны власть и управление.

Соборы созывались для того, чтобы искоренить ереси и секты, прекратить разделения между людьми. Церковь боролась во все времена с этими нестроениями, но некоторые иерархи своей небогоугодной жизнью привносят сегодня в мир разделения людей и их уход в иные сектантские течения. Горе вам! Горе вам, что надеваете прекрасные рясы, дорогие панагии, носите в руках посохи, а людей отгоняете от Церкви своей мнимой властью и нерадением о спасении душ человеческих. Можно попытаться найти что угодно: и оправдание древних анафем, и оправдание унии, и попытаться оправдать «патриарха» Филарета за его раскол, но будет ли это правдой и будет ли это делом Божиим и найдут ли такие люди оправдание себе перед Богом?

Я еще раз обращаюсь ко всем православным христианам Украины, ко всем читателям нашего сайта с просьбой не обращать внимания на все эти статьи, в которых говорятся откровенно новоявленные еретические вещи, в которых говорится об одностороннем видении всех проблем и их «решении». А ко всем, кто сегодня стоит у власти, обращаюсь с призывом заниматься теми делами, которые вам делегировал народ Украины. Перестаньте дела Церкви делать делами государственными, начните богоугодную жизнь, потому что вам все равно придется отвечать если не перед людьми, то перед Богом! И пусть хранит нас всех Господь в вере и единомыслии!

митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел

Post Views: 1 696

Что происходит в обители на фоне конфликта церквей

Конфликт поддержанных Константинопольским патриархатом украинских церквей и РПЦ входит в самую острую фазу. Радикалы грозят после получения автокефалии, а то и раньше, штурмовать храмы и обители, подчиняющиеся УПЦ Московского патриархата. Самая известная святыня из подобных - Киево-Печерская лавра. Наш корреспондент отправился туда, чтобы выяснить, как в Лавре готовятся к предстоящим событиям.

Решение Вселенского Патриархата о скором предоставлении автокефалии Украине не только обрадовало политиков «незалежной» и патриархов церквей-раскольников - УПЦ Киевского Патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, но и внесло сомнения в ряды УПЦ МП. 16 октября викарный епископ митрополита Киевского и Всея Украины, наместник киевского Свято-Преображенского собора Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского Патриархата.

41-летний митрополит, считавшийся «правой рукой» предыдущего главы УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), слывет одним из лидеров проукраинского крыла в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Последует ли «цепная реакция» в среде духовенства Украины и насколько готова самая знаменитая обитель русского православия на Украине - Киево-Печерская лавра - к штурму украинскими националистами? Корреспондент «МК» разбирался во мнениях людей воцерковленных и простых обывателей непосредственно на территории мужского монастыря.

Территория Лавры в последние месяцы усиленно контролируется как внутри, так и снаружи. Автомобили после нахождения на территории монастыря подвергаются выборочному досмотру. В особенности грузовые, где имеется простор для всевозможных «ящиков для детского питания» и «стройматериалов».

Еще в начале сентября член парламентской фракции Радикальной партии Украины в Верховной Раде Юрий Шухевич зарегистрировал в Секретариате ВР депутатское обращение. Сын бывшего главнокомандующего Украинской повстанческой армии Романа Шухевича (УПА запрещена в России - «МК») потребовал немедленно провести инвентаризацию всех имеющихся историко-культурных ценностей, хранящихся в Почаевской и в Киево-Печерской Лаврах. Украинский националист высказал убежденность в намерении РПЦ тайно вывезти в Россию имущество из обоих мужских монастырей. Министр культуры Украины тут же приказал подчиненным «произвести учет и регистрацию» ценностей в храмах УПЦ Московского Патриархата.

МВД же Украины принялось круглосуточно контролировать чуть ли не каждую тропинку, по которой из монастырей можно вынести даже небольшую икону.

Клирики нескольких лаврских храмов, к которым «МК» обратился за комментарием, дружно отвергли наличие якобы полученного из Москвы приказа «эвакуировать из Киева» все самое дорогостоящее и исторически ценное.

И сами мы отсюда никуда не уйдем! Так и напишите: мы украинцы, мы на своей земле, которую любим и ради которой молим Господа о ниспослании благости для населяющих ее людей.

Все надписи и вывески на территории Лавры сделаны на украинском, однако в действительности – как бы по умолчанию – в этих намоленных местах «ходит» исключительно русский язык.

Разумеется, для туристических групп из других стран делаются исключения.

Корреспондент «МК» наблюдал за работой англоязычных и немецкоязычных гидов. А также их китайских коллег. Украинскую речь я услышал лишь однажды...

«Представь себе: в самом центре Киева – «осиное гнездо», москальская церковь, враждебная к украинской державе», - двое мужчин в стильной одежде, скорее всего, не рассчитывали на то, что корреспондент «МК» услышит вполголоса произнесенные оценочные суждения на буковинском диалекте.

Возможно, эти «туристы» каким-то образом включены в схему «перелицовки» высших чинов УПЦ МП в еще не созданную единую поместную украинскую церковь.

Как известно, митрополит Онуфрий (в миру Орест Березовский), стоящий во главе УПЦ Московского патриархата – уроженец Черновицкой области. В его теперешнем окружении – уроженцы не просто Буковины, а села Корытного, «малой родины» предстоятеля Украинской православной церкви. Как любит напоминать пресс-секретарь Онуфрия, игумен Пафнутий, из Корытного вышли более 40 священников и полтора десятка монахов, которые служат и несут монашеское послушание в различных епархиях страны. Поэтому «проводить работу в правильном направлении» с этой категорией духовных лиц неверняка будут их земляки...

Еще одним «рычагом давления» могут стать крупные региональные олигархи. В Винницкой области, к примеру, митрополит Винницкий и Барский Симеон (в миру Владимир Шостацкий) формально остается иерархом «московской церкви», при этом фактически активно проводит в регионе ползучую мягкую украинизацию. О бизнес-интересах в Виннице теперешнего главы государства Петра Порошенко и преданного ему премьер-министра Владимира Гройсмана (в прошлом мэра Винницы) знают все.

Как в этом отношении настроен митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний? – спрашиваю у слушателя одного из учебных заведений на территории Печерской Лавры. – Симеон-то родом из Хмельницкой области, наверняка поддерживает контакт с её иереями?

Мой собеседник после небольшой паузы пытается дать максимально дипломатичный ответ, поскольку по завершении учебы намерен вернуться в родной Хмельницкий и посвятить дальнейшую жизнь служению Господу.

Способы воздействия на наших архиереев – сугубо политического свойства, - говорит молодой человек. – Между тем алгоритм принятия судьбоносных решений внутри Церкви – совершенно иной, нежели его представляют себе политики. Разумеется, мы воздаем молитвы Господу, дабы вразумил сеятелей теперешней смуты.

14 октября, говорят, на территории Лавры поместили в полицейские автозаки почти три десятка неких «спортсменов». Знаете, кто это был?

Эти люди проникли в монастырь под видом туристов. Может, даже заплатили за билетики по 30 гривен (часть Лавры формально является территорией музея - «МК» ). Даже малейших шансов захватить Лавру у них не было. В нужный момент все мы способны мобилизоваться и надолго отвадить от нашей обители любого недруга.

- То есть, ни мешков с песком, ни гранатометов у окошек монастырских келий вы пока не расставляли?

Нет, конечно. Надеемся, Господь услышит наши молитвы.

На дороге, ведущей к дальним пещерам Лавры, замечаю коллег – корреспондента и оператора крупного телеканала из медиа-группы миллиардера Виктора Пинчука. Большинство гостей обители искусно избегают общения с журналистами.

Наконец девушке-журналистке повезло: после продолжительной «волны» китайских туристов перед съемочной группой остановилась чета молодых людей.

В обозримом будущем Лавра может перейти под юрисдикцию то ли Константинопольского патриархата, то ли Украинской поместной церкви. Если это произойдет, вы будете сюда приходить?

Да, - отвечает по-русски туристка. – Мы обязательно будем поклоняться чудотворным иконам и мощам здешних святых.

- То есть вам абсолютно все равно, на каком языке будут свершаться молитвы в храмах лавры?

Для нас никакого значения это не имеет и не будет иметь.

- Сможете все это повторить на камеру?

Нет, нет, не хотим.

Нежелание демонстрировать свои политические пристрастия выказывают и постоянные жители мужского монастыря.

А он живет привычной духовной жизнью. Из аудиоколонок, расставленных у входов в храмы и внутри трапезных (где можно откушать монастырских яств по цене вдвое дешевле, чем в киевских кафешках), звучат неповторимые печерско-лаврские напевы. Сосредоточенные монахи без устали вычищают до блеска чуть ли не каждый булыжник мостовых.

Мне кажется, что сегодня опять наступила весна, - слышу от дамы, спускающейся из иконописной мастерской.

С ней тут же соглашаются: на дворе в самом деле 25 градусов тепла.

К концу 2018 года Украинской православной церкви может быть предоставлен Томос об автокефалии, подразумевающий право церкви на независимое управление. Священный Синод Вселенского патриархата в Константинополе уже начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии , а 31 августа вселенский патриарх Варфоломей и патриарх Московский и всея Руси Кирилл обсудят этот вопрос в Стамбуле.

"Никакого насилия будет. По украинским законам, все храмы и имущество принадлежат общинам - на правах собственности, безвозмездного пользования или аренды. После предоставления Томоса ничего не изменится. В том случае, если община решит выйти из одного патриархата и перейти в другой, она сохранит за собой принадлежащее ей имущество и объекты недвижимости", - пояснил Филарет.

Из Московского патриархата - к автокефальной УПЦ

После предоставления украинской православной церкви Томоса в Украине продолжит действовать УПЦ Московского патриархата - параллельно с единственной поместной православной церковью. Подобная ситуация наблюдается и в других странах, в частности в Молдавии, где параллельно существуют румынская и российская православные церкви. Эксперты предполагают, что предоставление Томоса может повлечь за собой так называемый "парад переходов", когда церковные приходы будут выходить из управления МП и переходить в автокефальную УПЦ вместе с церквями и другим недвижимым имуществом.

"Это попросту выгодно. Не будет финансовых отчислений, которые сейчас отправляются в Москву. Все поборы отменят. Священников фактически освободят от крепостной зависимости. Когда будет создана единая поместная церковь, все эти схемы разрушатся", - говорит Ярослав Коцюба. По его словам, ожидается, что после предоставления Томоса в стране будет проведен Всеукраинский Поместный Собор, одним из решений которого, возможно, будет предоставление ​​широкой автономии для епископов.

В настоящее время в Украине насчитывается 95 епископов, подчиняющихся УПЦ МП. Около десяти из них уже подписали обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии украинской церкви. По разным оценкам, еще двадцать готовы перейти к единой Украинской православной церкви после предоставления Томоса.

Источники в религиозных кругах утверждают, что со временем переход к автокефальной УПЦ поддержит еще большее число епископов - поскольку многие из них сейчас или боятся открыто высказывать свое мнение, или ожидают решения Священного Синода Вселенского патриархата.

Смотрите также:

    Новая жизнь немецких церквей

    Океанографический музей

    Монастырь Святой Екатерины в Штральзунде, являющийся образцом северо-германской готики, - один из старейших на побережье Балтийского моря. Он был основан в XIII веке. Сегодня в его стенах на трех уровнях размещается экспозиция Океанографического музея. Это один из примеров того, как в Германии используют помещения бывших церквей, закрывшихся из-за сокращения числа прихожан.

    Новая жизнь немецких церквей

    Скалолазный центр

    Высокие потолки и наличие обширного свободного пространства, - что еще нужно для оборудования скалолазного центра! Бывшая церковь Святого Петра в западногерманском Мёнхенгладбахе подошла для этого идеально. Так что теперь преобразованный в скалодром храм божий никогда не пустует.

    Новая жизнь немецких церквей

    Старинную церковь Мартиникирхе в Билефельде сегодня не узнать. После ремонта ее преобразовали в ресторан и коктейль-бар класса "люкс". От посетителей тут просто нет отбоя. Столик необходимо бронировать за несколько дней до посещения.

    Новая жизнь немецких церквей

    Концертный зал

    Около 17 лет прошло с тех пор, как церковь Мариенкирхе в Нойбранденбурге (федеральная земля Мекленбург - Передняя Померания) превратилась в роскошный концертный зал. Он рассчитан на 850 человек. Без малого 16 миллионов евро инвестировано в переоборудование бывшего храма божьего.

    Новая жизнь немецких церквей

    Жилой дом

    А вот новоапостольская церковь в Офтердингине неподалеку от Тюбингена превратилась в жилой дом. Принадлежит он одной супружеской паре. В Германии такой случай - не редкость. Здания многих бывших храмов сегодня используют для жилья, тем более что цены на такую недвижимость не кусаются. Бывает, что опустевшие сакральные строения даже выставляются на аукционы.

    Новая жизнь немецких церквей

    Библиотека и музей музыкальных инструментов

    Хорошо сохранившийся монастырь Святого Магнуса, возведенный в баварском Фюссене в период с IX по XVIII века, является примером различных архитектурных стилей, в том числе и итальянского барокко. Это одна из главных местных достопримечательностей. Сегодня в нем располагаются библиотека и музей, где выставлена коллекция лютен и скрипок, изготовленных мастерами Фюссена.

    Новая жизнь немецких церквей

    Музей монастырской культуры

    Пять с половиной веков насчитывает история Дальхаймского монастыря под Падерборном (Северный Рейн - Вестфалия). За это время он претерпел немало бед и преобразований, но всегда влиял на жизнь города. В 2007 году здесь открылся уникальный Музей монастырской культуры. В числе прочего, посетители могут ознакомиться со старинными рецептами пива и осмотреть хорошо сохранившуюся монастырскую пивоварню.

    Новая жизнь немецких церквей

    Рафаэль Яблонка - один из самых влиятельных галеристов Германии, Австрии и Швейцарии. В его арт-галереях можно увидеть шедевры мирового изобразительного искусства. Несколько лет назад Яблонка открыл новый филиал, купив для этого "Часовню Бёма". Так называют бывшую церковь Святой Урсулы, возведенную в 1950-е годы по проекту выдающегося немецкого архитектора Готфрида Бёма в городке Хюрт под Кельном.

    Новая жизнь немецких церквей

    Музейная экспозиция

    У бывшей монастырской церкви в саксонском Циттау появилась новая перспектива. После реконструкции в здании расположилась экспозиция городского музея, где представлены произведения живописи и старинные надгробные памятники.


Конфликт поддержанных Константинопольским патриархатом украинских церквей и РПЦ входит в самую острую фазу. Радикалы грозят после получения автокефалии, а то и раньше, штурмовать храмы и обители, подчиняющиеся УПЦ Московского патриархата. Самая известная святыня из подобных - Киево-Печерская лавра. Наш корреспондент отправился туда, чтобы выяснить, как в Лавре готовятся к предстоящим событиям.

Решение Вселенского Патриархата о скором предоставлении автокефалии Украине не только обрадовало политиков «незалежной» и патриархов церквей-раскольников - УПЦ Киевского Патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, но и внесло сомнения в ряды УПЦ МП. 16 октября викарный епископ митрополита Киевского и Всея Украины, наместник киевского Свято-Преображенского собора Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского Патриархата.

41-летний митрополит, считавшийся «правой рукой» предыдущего главы УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), слывет одним из лидеров проукраинского крыла в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Последует ли «цепная реакция» в среде духовенства Украины и насколько готова самая знаменитая обитель русского православия на Украине - Киево-Печерская лавра — к штурму украинскими националистами? Корреспондент «МК» разбирался во мнениях людей воцерковленных и простых обывателей непосредственно на территории мужского монастыря.

Территория Лавры в последние месяцы усиленно контролируется как внутри, так и снаружи. Автомобили после нахождения на территории монастыря подвергаются выборочному досмотру. В особенности грузовые, где имеется простор для всевозможных «ящиков для детского питания» и «стройматериалов».

Еще в начале сентября член парламентской фракции Радикальной партии Украины в Верховной Раде Юрий Шухевич зарегистрировал в Секретариате ВР депутатское обращение. Сын бывшего главнокомандующего Украинской повстанческой армии Романа Шухевича (УПА запрещена в России — «МК») потребовал немедленно провести инвентаризацию всех имеющихся историко-культурных ценностей, хранящихся в Почаевской и в Киево-Печерской Лаврах. Украинский националист высказал убежденность в намерении РПЦ тайно вывезти в Россию имущество из обоих мужских монастырей. Министр культуры Украины тут же приказал подчиненным «произвести учет и регистрацию» ценностей в храмах УПЦ Московского Патриархата.

МВД же Украины принялось круглосуточно контролировать чуть ли не каждую тропинку, по которой из монастырей можно вынести даже небольшую икону.

Клирики нескольких лаврских храмов, к которым «МК» обратился за комментарием, дружно отвергли наличие якобы полученного из Москвы приказа «эвакуировать из Киева» все самое дорогостоящее и исторически ценное.

— И сами мы отсюда никуда не уйдем! Так и напишите: мы украинцы, мы на своей земле, которую любим и ради которой молим Господа о ниспослании благости для населяющих ее людей.

Все надписи и вывески на территории Лавры сделаны на украинском, однако в действительности – как бы по умолчанию – в этих намоленных местах «ходит» исключительно русский язык.

Разумеется, для туристических групп из других стран делаются исключения.

Корреспондент «МК» наблюдал за работой англоязычных и немецкоязычных гидов. А также их китайских коллег. Украинскую речь я услышал лишь однажды…

«Представь себе: в самом центре Киева – «осиное гнездо», москальская церковь, враждебная к украинской державе», — двое мужчин в стильной одежде, скорее всего, не рассчитывали на то, что корреспондент «МК» услышит вполголоса произнесенные оценочные суждения на буковинском диалекте.

Возможно, эти «туристы» каким-то образом включены в схему «перелицовки» высших чинов УПЦ МП в еще не созданную единую поместную украинскую церковь.

Как известно, митрополит Онуфрий (в миру Орест Березовский), стоящий во главе УПЦ Московского патриархата – уроженец Черновицкой области. В его теперешнем окружении – уроженцы не просто Буковины, а села Корытного, «малой родины» предстоятеля Украинской православной церкви. Как любит напоминать пресс-секретарь Онуфрия, игумен Пафнутий, из Корытного вышли более 40 священников и полтора десятка монахов, которые служат и несут монашеское послушание в различных епархиях страны. Поэтому «проводить работу в правильном направлении» с этой категорией духовных лиц неверняка будут их земляки…

Еще одним «рычагом давления» могут стать крупные региональные олигархи. В Винницкой области, к примеру, митрополит Винницкий и Барский Симеон (в миру Владимир Шостацкий) формально остается иерархом «московской церкви», при этом фактически активно проводит в регионе ползучую мягкую украинизацию. О бизнес-интересах в Виннице теперешнего главы государства Петра Порошенко и преданного ему премьер-министра Владимира Гройсмана (в прошлом мэра Винницы) знают все.

— Как в этом отношении настроен митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний? – спрашиваю у слушателя одного из учебных заведений на территории Печерской Лавры. – Симеон-то родом из Хмельницкой области, наверняка поддерживает контакт с её иереями?

Мой собеседник после небольшой паузы пытается дать максимально дипломатичный ответ, поскольку по завершении учебы намерен вернуться в родной Хмельницкий и посвятить дальнейшую жизнь служению Господу.

— Способы воздействия на наших архиереев – сугубо политического свойства, — говорит молодой человек. – Между тем алгоритм принятия судьбоносных решений внутри Церкви – совершенно иной, нежели его представляют себе политики. Разумеется, мы воздаем молитвы Господу, дабы вразумил сеятелей теперешней смуты.

— 14 октября, говорят, на территории Лавры поместили в полицейские автозаки почти три десятка неких «спортсменов». Знаете, кто это был?

— Эти люди проникли в монастырь под видом туристов. Может, даже заплатили за билетики по 30 гривен (часть Лавры формально является территорией музея — «МК» ). Даже малейших шансов захватить Лавру у них не было. В нужный момент все мы способны мобилизоваться и надолго отвадить от нашей обители любого недруга.

— То есть, ни мешков с песком, ни гранатометов у окошек монастырских келий вы пока не расставляли?

— Нет, конечно. Надеемся, Господь услышит наши молитвы.

На дороге, ведущей к дальним пещерам Лавры, замечаю коллег – корреспондента и оператора крупного телеканала из медиа-группы миллиардера Виктора Пинчука. Большинство гостей обители искусно избегают общения с журналистами.

Наконец девушке-журналистке повезло: после продолжительной «волны» китайских туристов перед съемочной группой остановилась чета молодых людей.

— В обозримом будущем Лавра может перейти под юрисдикцию то ли Константинопольского патриархата, то ли Украинской поместной церкви. Если это произойдет, вы будете сюда приходить?

— Да, — отвечает по-русски туристка. – Мы обязательно будем поклоняться чудотворным иконам и мощам здешних святых.

— То есть вам абсолютно все равно, на каком языке будут свершаться молитвы в храмах лавры?

— Для нас никакого значения это не имеет и не будет иметь.

— Сможете все это повторить на камеру?

— Нет, нет, не хотим.

Нежелание демонстрировать свои политические пристрастия выказывают и постоянные жители мужского монастыря.

А он живет привычной духовной жизнью. Из аудиоколонок, расставленных у входов в храмы и внутри трапезных (где можно откушать монастырских яств по цене вдвое дешевле, чем в киевских кафешках), звучат неповторимые печерско-лаврские напевы. Сосредоточенные монахи без устали вычищают до блеска чуть ли не каждый булыжник мостовых.

— Мне кажется, что сегодня опять наступила весна, — слышу от дамы, спускающейся из иконописной мастерской.

С ней тут же соглашаются: на дворе в самом деле 25 градусов тепла.

Loading...Loading...