Когда рядом нет христа. Идеи и теории философа: разговоры о космологии

Статья была размещена мною в Википедии
9 января 2006. Впоследствии текст многократно
редактировался неизвестными мне людьми, и его
нынешний вид меня печалит.

(1924-1979), выдающийся советский философ, сын писателя, лауреата Сталинской премии В.П. Ильенкова. Родился в Смоленске, вскоре семья Ильенковых переехала в Москву. Во время войны командовал артиллерийским взводом на Западном фронте, дошел до Берлина. В 1950 году окончил философский факультет МГУ и остался в аспирантуре на кафедре истории марксистско-ленинской философии. В 1953 Ильенков защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса «К критике политической экономии», давшую начало целому направлению в марксистской философии (диалектическая логика).

Около двух лет затем Ильенков преподавал в МГУ, а в 1955 году, вместе со своим другом В.И. Коровиковым, был изгнан из университета. Поводом послужили их совместные тезисы о предмете философии. Молодые преподаватели утверждали, что философия - это наука о мышлении, о его законах и категориях. Реальный мир философия изучает лишь в той мере, в какой он разумно понят, т.е. уже нашел свое идеальное выражение в истории человеческой мысли. Философия осуществляет рефлексию мышления в самое себя, позволяя ему понять логику собственных действий.

В этом классическом (восходящем к Канту и Гегелю) понимании предмета философии власти усмотрели угрозу для марксистско-ленинской идеологии, в ее тогдашнем, сталинском толковании. После проверки состояния дел на философском факультете МГУ комиссией ЦК партии взгляды Ильенкова были осуждены, как «извращение» марксизма, однако уже начавшаяся в стране «оттепель» позволила философу уцелеть. Он перешел на работу в Институт философии Академии наук СССР, где и работал до конца своих дней.

В философии открытия крайне редко совершаются людьми молодыми – «сова Минервы вылетает в сумерки». Ильенкову не было и тридцати, когда он закончил рукопись «Космологии духа», гениальной работы, в которой был дан ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии и осуществлять возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию.

Большая книга Ильенкова о методе восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении была закончена в середине 50-х. Как и «Космология духа», на русском языке книга увидела свет лишь много лет спустя после смерти автора. Правда, урезанная более чем наполовину и с иным заглавием - «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса», - она была напечатана в 1960 году, годом позже в полном объеме издана на итальянском, а затем и еще многих языках мира.

Суть развиваемого Ильенковым логического метода заключалась в том, как теоретическое мышление прослеживает процесс формирования предмета, начиная с простейшей, самой абстрактной формы его бытия и заканчивая наиболее развитыми и конкретными его формами. Энергию этому историческому процессу всегда сообщает особое противоречие, кроющееся в субстанции данного предмета. И всякая новая конкретная форма, принимаемая предметом, возникает в качестве средства разрешения этого противоречия, непосредственно в точке столкновения противоположных сторон, или «моментов» его субстанции. Истина есть не что иное, как разрешенное (не только в уме, но и в реальности - самой вещью в ходе ее истории) противоречие, а диалектическая логика - это учение о методе конкретного разрешения реальных противоречий.

С конца 50-х годов Ильенков принимал участие в проекте издания «Философской энциклопедии». Во время работы над вторым томом он курировал раздел диалектического материализма. В этом томе появились сразу семь его статей; в их числе была и знаменитая статья «Идеальное», которая вызвала оживленную полемику, длящуюся уже без малого полвека. Категорию идеального - в разных ее ипостасях: формы стоимости, личности и таланта, общественных идеалов и, конечно, в ее собственно логической форме - Ильенков исследовал в течение всей своей жизни.

Термином «идеальное» у Ильенкова обозначается отношение между по меньшей мере двумя разными вещами, одна из которых адекватно представляет сущность другой. Чтобы выражение сущности вещи было идеально чистым, материалом для него должно стать природное тело какой-либо другой вещи. Вещь как бы вручает свою «душу» другой вещи, и та делается ее символом. Так дипломат символически представляет свою страну, деньги представляют стоимость всех товаров, а слова - значение разных вещей в культуре. Идеальное есть представление в ином и через иное, притом это всегда адекватное представление, и представление именно сущности вещей, а не каких-либо внешних черт.

Идеальное не скрывается в черепной коробке, доказывал Ильенков. Его телом является не только мозг, но и любая созданная человеком для человека вещь. Мозг отдельного человека генерирует нечто идеальное лишь тогда, когда он начинает обслуживать потребности «неорганического тела» человечества - культуры. Сознание и воля возникают тут как формы ориентации в вещественном мире культуры; так же, как простая чувственность (пространственные образы, звуки, запахи и вкусы) служит для ориентации живого существа во внешнем природном мире.

Итог своим исследованиям Ильенков подвел в объемистой рукописи «Диалектика идеального». Быть может, то было лучшее достижение отечественной философской мысли за всю ее двухсотлетнюю историю. Однако и эту рукопись автору не довелось увидеть напечатанной на родном языке (незадолго до смерти Ильенкова вышла сокращенная почти вдвое и «исправленная» редактором англоязычная версия работы). В 1979 году Ильенков, после очередной кампании травли и затяжной депрессии, добровольно ушел из жизни.

С 1991 года его учениками проводятся ежегодные Ильенковские чтения. Тексты работ Ильенкова, его фотографии, а также материалы о жизни и творчестве философа вы можете найти на

Эвальд Васильевич Ильенков (18 февраля 1924, Смоленск — 21 марта 1979, Москва) — советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики.

Его работы посвящены различным вопросам марксистской теории познания, природы идеального, личности, творческой деятельности, а также педагогики, этики и эстетики. В области истории философии был исследователем наследия Б. Спинозы и Гегеля, уделял много внимания критике позитивизма. Идеи Ильенкова оказали большое влияние не только на собственно философские исследования, но и на такие научные дисциплины, как психология, в которой выдающийся советский и российский учёный В. В. Давыдов создал оригинальную концепцию видов обобщения в обучении, соединив идеи Э. В. Ильенкова с традицией Л. С. Выготского. Идеи Ильенкова вызвали интерес у ряда современных философов США, Канады, Финляндии и других стран. Его работы издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и других странах.

Эвальд Ильенков родился в семье писателя, лауреата Сталинской премии В.П. Ильенкова и учительницы Елизаветы Ильиничны (Ильенковой). В 1928 году семья переехала в Москву и с 1933 года Ильенковы поселились в доме Первого писательского кооператива.

В июне 1941 года Ильенков окончил московскую среднюю школу № 170, в сентябре поступил на философский факультет МИФЛИ им. Н.Г. Чернышевского. Вместе с институтом в октябре-ноябре 1941 года эвакуировался в Ашхабад, где продолжил учёбу. В декабре 1941 года все факультеты МИФЛИ вошли в состав в МГУ, который также был эвакуирован в Ашхабад; в июле 1942 года МГУ переезжает в Свердловск.

В августе 1942 года Ильенков был призван в Красную Армию и направлен в Одесское артиллерийское училище им. М.В. Фрунзе в городе Сухой Лог Свердловской области. По окончании училища в октябре 1943 года в звании младшего лейтенанта направлен на Западный фронт, затем в состав 2‑го и 1‑го Белорусских фронтов. Командовал артиллерийским взводом, принимал участие в боевых действиях на Сандомирском плацдарме, с боями дошёл до Берлина, где встретил День Победы. За боевую доблесть награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями. После окончания войны до августа 1945 года служил в составе контингента советских войск в Германии.

В августе 1945 года Ильенков получил командировку в артиллерийский отдел газеты «Красная звезда» в Москве, где работал литературным сотрудником до февраля 1946 года, когда, демобилизовавшись, закончил службу в советской армии. После этого продолжил обучение на философском факультете МГУ, в апреле 1950 года принят в члены КПСС.

В аспирантуре его научным руководителем стал профессор Теодор Ильич Ойзерман, в 1953 году Ильенков защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса „К критике политической экономии“», повлиявшую на выделение диалектической логики как направления марксистско-ленинской философии. В ноябре того же года Эвальд Васильевич был принят в сектор диалектического материализма Института философии АН СССР на должность младшего научного сотрудника, там он проработал вплоть до конца жизни. В 1953 году Ильенков начал вести на философском факультете МГУ спецсеминар, посвящённый логике «Капитала» Карла Маркса.

Книги (17)

Сборник статей

Ильенков Э.В. (вместе с Зиновьевым А.А.) во многом определил ту тематику, в рамках которой осуществлялись интенсивные поиски в советской философской литературе 60— 80-х гг. 20 в.

Он не просто основал влиятельную школу, а задал новый круг проблем и способов философствования. Многие отечественные философы этого времени были либо ею непосредственными учениками, либо испытали серьезнейшее влияние его идей, которое не прекращалось и тогда, когда они разрабатывали собственные концепции и по каким-то вопросам вступали с ним в полемику.

Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии

Вопрос о тождестве мышления и бытия занимает важное место в истории философии.

Диалектика и логика не одно и то же; ведь диалектика — это учение о бытии, а логика — учение о мышлении, а поскольку мышление и бытие — вещи разные, постольку нельзя говорить об их тождестве. Здесь сказывается именно боязнь принципа «тождества мышления и бытия» как проявления якобы «гегельянщины».

Рождена же эта боязнь простой неосведомленностью. Развеять эту боязнь необходимо, и для этого целесообразно обратиться, в частности, к истории домарксистской философии.

Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале Маркса

Книга известного отечественного философа Э.В.Ильенкова, в которой исследуется философское значение «Капитала», выдающегося труда Карла Маркса.

Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении

Главный философский труд Эвальда Васильевича Ильенкова, принесший автору международную известность.

В книге исследуются закономерности теоретического мышления в контексте логики развития политической экономии как науки. Предмет исследования - конкретный историзм категориальных характеристик мышления. В монографии показано, что критика политэкономии у К.Маркса содержательным образом связана с выявлением историко-философских предпосылок формирования научной теории вообще. Важнейшие особенности научного метода исследования непосредственно обнаруживаются в анализе понятий абстрактного, конкретного, противоречия, исторического и логического.

Диалектическая логика. Очерки истории и теории

В книге излагаются результаты многолетних исследований автора в области истории формирования диалектической логики, рассматриваются существенные стороны марксистско-ленинской теории диалектики. Как и другие работы автора, книгу отличает содержательный анализ и доступное изложение самых сложных проблем философии.

Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (Книга - диалог)

Известные философы и представители других гуманитарных наук ведут диалог о феномене «советская философия», ее идейной, духовной драме, обратившись к личности и творческому наследию одного из выдающихся ее создателей — Э.В.Ильенкова.

Такой подход и контекст позволили по достоинству оценить сложную, противоречивую природу и историю советской философии, ее обретения и потери, преодолеть упрощенчество и излишнюю идеологизацию в трактовке интеллектуального процесса в условиях тоталитарного режима.

Теоретический вклад Э.В.Ильенкова рассматривается в книге во всех его наиболее значимых аспектах и результатах (проблемы диалектической логики, идеального, личности, вопросы этики и эстетики).

Искусство и коммунистический идеал

В книге собраны работы по эстетике известного советского философа Э.В. Ильенкова, чьи книги и выступления были с большим интересом встречены философской общественностью и широкими кругами читателей.

Глубокая научная эрудиция, органическая связь проблем философских с общественными проблемами, вопросов теории и практики, публицистическая острота — важнейшие черты всего научного наследия Э.В. Ильенкова, сохраняющего свое значение и сегодня.

Ленинская диалектика и метафизика позитивизма

Книга доктора философских наук, лауреата премии имени Чернышевского Э. В. Ильенкова — итог многолетних раздумий ее автора в области диалектики, диалектической логики, теории познания.

Это живой рассказ об обстоятельствах написания работы В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», о том понимании диалектики, которое отстаивал Ленин в этой работе и развил далее в «Философских тетрадях», о его страстной борьбе против позитивизма и позитивистского способа мышления.

Об идолах и идеалах

Книга выдающегося советского философа-марксиста Э.В.Ильенкова «Об идолах и идеалах» впервые была опубликована в 1968 г. и давно стала раритетом. С тех пор ее основные идеи нисколько не устарели. Более того, они стали еще актуальнее в эпоху бурного развития информационных технологий и технологий манипулирования общественным сознанием.

В обществе, которое столкнулось с новыми капиталистическими реалиями, вновь возник спрос на литературу, которая бы популярно, и вместе с тем на высоком теоретическом уровне, раскрыла вдумчивому читателю сущность того, что такое идеология, и что такое идеальное; в чем заключается сущность человека и сущность мышления; бог ли создал человека, или человек - своих идолов и богов; почему не может мыслить машина, и что превращает человека в машину; в чем заключается тайна развития человека и его творческих способностей.

На эти и многие другие сложные вопросы даны ответы в этой книге.

Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье?

Книга содержит избранные статьи выдающегося советского философа Ильенкова Э.В., посвященные вопросам искусства и эстетики.

Автор рассуждает о природе художественной фантазии, той таинственной способности, которая отличает художника, творца от человека с математическим умом; о важнейших проблемах эстетики как науки и о специфической функции искусства, в которой его не может заменить никакая другая форма общественного сознания; о том, можно ли в искусстве, литературе говорить о серьезных вещах несерьезным тоном, а также об отношениях красоты, добра и истины, в частности в свете концепции Г. В. Ф. Гегеля об отношении истины к красоте.

От абстрактного к конкретному. Крутой маршрут. 1950-1960

В настоящее издание вошли ранние работы Э. Ильенкова, написанные в 50-е годы и прежде не публиковавшиеся.

Фоном для текстов философа служит драматическая история издания его первой книги «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении». Научно-теоретическая мысль рождалась в обстановке мракобесия, в атмосфере антинаучной фантастики, и эту атмосферу постепенно очищала. Исторические аналогии напрашиваются сами собой: философия (начиная с Сократа), теология (которая, конечно, не наука) — Лютер, астрономия — созвездие имен борцов за гелиоцентризм, биология, клеточная теория, генетика...

Актуализация памяти о тех событиях весьма своевременна именно сейчас — в условиях наступления агрессивного иррационализма разных сортов, широкого распространения примитивных, превратных представлений об истории отечественной философии.Данное издание продолжает серию, начатую книгой «Страсти по тезисам о предмете философии. 1954-1955» (2016 г.). Серию продолжит публикация не издававшихся работ Эвальда Ильенкова 60-70-х гг.

Страсти по тезисам о предмете философии. 1954-1955

Жанр этой книги — философский детектив — сложился сам собой.

Потому что история отечественной философии в ее наиболее драматических, переломных моментах оказывается, при ее внимательном рассмотрении, вполне детективной. В центре описываемых событий — знаменитые Тезисы о предмете философии Э.В. Ильенкова и В.И. Коровикова 1954-1955-х годов.

Здесь представлены как оригинальные, ранее не публиковавшиеся тексты авторов нашумевших тезисов, так и многочисленные архивные материалы — протоколы, стенограммы заседаний и обсуждений в различных коллективах и инстанциях — университетских, академических, партийных. Можно убедиться в том, какие нешуточные страсти бушевали за тем, что потом отражалось в невыразительных формулировках учебников.


В сборнике `Школа должна учить мыслить` представлены изданные и в основном неизданные прежде работы выдающегося философа Эвальда Ильенкова (1924-1979), посвященные педагогическим проблемам. Эти работы были написаны автором в 60-70-х годах.

Как научить ребенка мыслить? Какова роль школы и учителя в этом процессе? Как формируются интеллектуальные, эстетические и иные способности человека? На эти и иные вопросы, которые и сегодня со всей остротой встают перед российской школой и учителями, отвечает философ.

Ильенков Эвальд Васильевич (1924-1979) - выдающийся русский философ, крупный специалист по теории диалектики и истории философии. Высказал ряд оригинальных идей в области педагогики, психологии, эстетики, теории культуры. После участия в Великой Отечественной войне - студент, аспирант философского факультета МГУ. С 1953 г. и до конца жизни работал в Институте философии Академии наук СССР сначала младшим, а затем старшим научным сотрудником. Лауреат Академической премии им. Н. Г. Чернышевского. В течение всей своей творческой жизни подвергался систематической, необоснованной критике и травле за «гносеологизм», «гегельянство» и т.п.

Основные работы: «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса». М., 1960, «Об идолах и идеалах». М., 1968; «Диалектическая логика». М., 1974; «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма». М., 1979; «Искусство и коммунистический идеал». М., 1983; «Философия и культура». М., 1991; «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении». М., 1997.

В центре научных интересов Э. В. Ильенкова была разработка проблем диалектики как Логики и теории познания. Он внес большой вклад в создание диалектико-логической концепции мышления, связанной прежде всего с выявлением таких всеобщих характеристик научного знания, как принцип противоречия в мышлении, восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение исторического и логического, истины и заблуждения и др.

Э. В. Ильенков сформулировал оригинальные идеи, касающиеся категорий «идеал» и «идеальное». Последнее он понимал как отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. При этом Э. В. Ильенков подчеркивал, что идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический акт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства.

Философ обосновал фундаментальную роль идеального в процессе личностного становления индивида. Он считал, что основанием этого процесса является способность человека действовать в идеальном плане, т.е. осваивать всеобщую меру бытия вещей. Как всякий основательный мыслитель, Ильенков тайну творческой способности человека связывает с природой идеи, идеального. Идеи, по его мнению, это не предельные абстракции нашего рассудка, а своего рода «образцы», нормы бытия. Идеи выводят нас в реальность, сообщающую, генерирующую, инициирующую через нас смысл нашей же активности - как внутренней, так и внешней.

Ильенков считал, что творчество только в той мере есть открытие вечности и свободы, в какой оно есть обретение идеальности и объективного смысла. Бессмысленная деятельность суживает человеческие возможности и, тем самым, непосредственно несет в себе фальшь и несправедливость. Предметы, создаваемые человеком в акте творчества, должны внутренне соответствовать своему предназначению. Только в этом случае они получают эстетическую и этическую значимость. Ильенков был убежден в том, что науку и искусство мы именно потому относим к высоким сферам творчества, что выявляемые ими ценности - истина и красота, - суть всеобщие характеристики, атрибуты вечной и единой реальности.

В последние годы жизни Э. В. Ильенков много внимания уделял анализу теоретических и методологических проблем формирования высших психических способностей человека, особенно в связи с выдающимися исследованиями А. И. Мещерякова по становлению и развитию психики слепоглухонемых детей. В решении этих вопросов особенно ярко обнаружились возможности тонкой историко-философской реконструкции проблемы личности, выявленные Ильенковым.

Проблема психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка не содержит, в понимании Ильенкова, ни грана дефектологической специфики, скорее, наоборот, она высвечивает всеобщие нормы индивидуального развития человека в «чистом виде».

Важнейшей задачей педагогики Ильенков считал такое построение процесса обучения и воспитания, чтобы это был не тренаж памяти, не простое накопление информации и тому подобные упражнения, но с самого начала и до конца был процессом формирования самой способности мыслить, процессом воспитания. «Школа должна учить мыслить», - неоднократно подчеркивал Ильенков, а важнейшей «школой мышления» считал историю философии. Разумеется, он был далек от того, чтобы рассматривать суть педагогического процесса как механическое приложение готовых философских категорий и принципов. Это в равной мере и процесс уточнения последних, выявление их гибкости, изменчивости и взаимосвязи.

Публикации Э. В. Ильенкова и его выступления отличались широкой эрудицией, глубокой содержательностью и бескомпромиссной страстностью изложения, ясностью, доступностью и образностью языка, блестящим литературным стилем. Для него были характерны смелость мысли, нестандартность подходов и оригинальность в решении сложнейших философско-методологических и смысложизненных проблем.

Влияние Ильенкова в той или иной степени испытали многие гуманитарии, особенно того поколения, которое принято называть «шестидесятниками». До последних дней жизни он был окружен молодежью, которая вдохновлялась его идеями. Работы Ильенкова издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и в других странах.

Оказавшие влияние Платон , Спиноза , Кант , Гегель , Маркс , Энгельс, Ленин, Выготский Испытавшие влияние Генрих Батищев , Василий Давыдов , Юрий Давыдов , Валерий Коваленко , Сергей Мареев , Вадим Межуев , Феликс Михайлов , Лев Науменко , Т. И. Ойзерман

Э́вальд Васи́льевич Илье́нков (18 февраля , Смоленск - 21 марта , Москва) - советский философ , исследователь марксистско-ленинской диалектики . Его работы посвящены различным вопросам марксистской теории познания , природы идеального , личности, творческой деятельности, а также педагогики , этики и эстетики. В области истории философии был исследователем наследия Б. Спинозы и Гегеля , уделял много внимания критике позитивизма . Идеи Ильенкова оказали большое влияние не только на собственно философские исследования, но и на такие научные дисциплины, как психология, в которой выдающийся советский и российский ученый В. В. Давыдов создал оригинальную концепцию видов обобщения в обучении, соединив идеи Э. В. Ильенкова с традицией Л. С. Выготского . Идеи Ильенкова вызвали интерес у ряда современных философов США, Канады, Финляндии и других стран. Его работы издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и других странах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Великое в малом. Истина и заблуждения в науке.

Субтитры

Биография

Детство и юность

Эвальд Ильенков родился в семье писателя, лауреата Сталинской премии В. П. Ильенкова и и учительницы Елизаветы Ильиничны (Ильенковой). В 1928 году семья переехала в Москву и с 1933 года Ильенковы поселились в доме Первого писательского кооператива

В июне 1941 года Ильенков окончил московскую среднюю школу № 170 , в сентябре поступил на философский факультет . Вместе с институтом в октябре-ноябре 1941 года эвакуировался в Ашхабад , где продолжил учёбу. В декабре 1941 года все факультеты МИФЛИ вошли в состав в МГУ , который также был эвакуирован в Ашхабад; в июле 1942 года МГУ переезжает в Свердловск .

В августе 1945 года Ильенков получил командировку в артиллерийский отдел газеты «Красная звезда » в Москве, где работал литературным сотрудником до февраля 1946 года, когда, демобилизовавшись , закончил службу в советской армии . После этого продолжил обучение на философском факультете МГУ , в апреле 1950 года принят в члены КПСС . На выбор направления научного творчества Ильенкова большое влияние оказал декан философского факультета МГУ профессор Борис Степанович Чернышёв . Позже Эвальд Ильенков близко общался с академиком Бонифатием Михайловичем Кедровым , член-корреспондентом АН СССР, директором Института философии Павлом Васильевичем Копниным , с деканом факультета психологии МГУ Алексеем Николаевичем Леонтьевым , Петром Яковлевичем Гальпериным , Василием Васильевичем Давыдовым , Феликсом Трофимовичем Михайловым , Владиславом Александровичем Лекторским . В июне 1950 года Ильенков окончил обучение с отличием и с рекомендацией в аспирантуру МГУ по кафедре истории зарубежной философии.

В аспирантуре его научным руководителем стал профессор Теодор Ильич Ойзерман , в 1953 году Ильенков защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса „К критике политической экономии“» , повлиявшую на выделение диалектической логики как направления марксистско-ленинской философии. В ноябре того же года Эвальд Васильевич был принят в сектор диалектического материализма на должность младшего научного сотрудника , там он проработал вплоть до конца жизни . В 1953 году Ильенков начал вести на философском факультете МГУ спецсеминар, посвящённый логике «Капитала» Карла Маркса . В начале 1950-х годов Э. В. Ильенков женился на Ольге (Кадрии) Салимовой.

Конфликт в МГУ

В апреле 1954 года появились тезисы «К вопросу о взаимосвязи философии и знаний о природе и обществе в процессе их исторического развития», авторами которых были Ильенков и Валентин Иванович Коровиков. В этих тезисах они доказывали, что философия не может решать проблемы специальных наук и может быть только теорией познания, изучая характер и природу научного знания. По их мнению, «философия есть наука о научном мышлении, о его законах и формах» . Реальный мир философия изучает в той мере, в какой он находит своё идеальное выражение в человеческой мысли. Философия представляет собой рефлексию мышления, выражающую логику его собственных действий. Эти заявления оказали большое влияние на некоторых студентов философского факультета, в частности, на ученика Ильенкова В. А. Лекторского . Бывший в то время заведующим Отделом науки ЦК КПСС Алексей Матвеевич Румянцев критически оценил это понимание предмета философии. В феврале - марте 1955 года на философском факультете МГУ проходила проверка «преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы» комиссии отдела науки и культуры ЦК КПСС, отчёт комиссии содержал оценку тезисов Ильенкова и Коровикова «рецидив давно разгромленного и осужденного партией меньшевиствующего идеализма» , было выяснено, что «у части студентов и аспирантов имеется стремление уйти от насущных практических задач в область „чистой науки“, „чистого мышления“, оторванного от практики, от политики нашей партии. Некоторые студенты признались, что давно не читают газет » . После проверки состояния дел на философском факультете МГУ комиссией ЦК КПСС взгляды Ильенкова были определены как «извращение философии марксизма ». 25 и 29 марта состоялся Ученый совет философского факультета МГУ, на котором обсуждались тезисы Ильенкова и Коровикова, в итоге их обвинили в гегельянстве и лишили права преподавания в МГУ . Коровиков получил партийный выговор и был уволен из университета, Ильенков был отстранен от преподавания . По существу, критиковалось сведение предмета философии к гносеологии , в противовес онтологизации диалектического материализма. Эта позиция впоследствии критиковалась противниками Ильенкова как «гносеологизм». Вместе с тем в защиту Ильенкова высказался лидер итальянских коммунистов П. Тольятти . Первая же статья Ильенкова, посвящённая диалектике абстрактного и конкретного, была переведена и опубликована на итальянском языке в 1955 году .

Работа в Институте философии АН СССР

Ильенков продолжил работу в , в 1956 году им была написана книга «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении». При подготовке к публикации руководство Института философии настояло на ряде исправлений, в результате итоговый вариант был сокращён более чем на треть. Книга была выпущена в 1960 году под названием «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ Маркса» в издательстве Академии наук , а в 1961 году Эвальд Ильенков получил должность старшего научного сотрудника .

В первой половине 1960-х годов Ильенков участвовал в создании «Философской энциклопедии » в качестве автора, в процессе работы над вторым томом стал редактором раздела «диалектический материализм». В этом томе вышло сразу семь его статей. Во этом же томе этого издания осенью 1962 года вышла известная статья Ильенкова «Идеальное». В августе-сентябре 1964 года Ильенков принимал участие в работе Международного Гегелевского конгресса в австрийском Зальцбурге .

Участник VI Международного Гегелевского философского конгресса в Праге . В 1968 году в издательстве Политиздат вышла его книга «Об идолах и идеалах», 26 ноября защитил докторскую диссертацию «К вопросу о природе мышления (на материалах анализа немецкой классической диалектики)» . В сентябре 1970 года был в составе Международного философского конгресса в Берлине (ГДР) .

В 1974 году выпущена монография «Диалектическая логика. Очерки истории и теории», которая считается исследователями главным историко-философским трудом Ильенкова, весной 1976 года была написана книга «Диалектика идеального». С 1975 года и до конца жизни Ильенков руководил научным семинаром на психологическом факультете МГУ по приглашению декана А. Н. Леонтьева .

Последние годы

В последние годы жизни Э. В. Ильенков много внимания уделял вопросам продуктивной силы воображения, творческой фантазии (в том числе в связи с вопросами эстетической деятельности, искусства). Умер Ильенков 21 марта 1979 года после очередной кампании травли и сопутствовавшей ей затяжной депрессии. Считается, что он покончил жизнь самоубийством , перерезав себе сонную артерию . Похоронен рядом с отцом на Новодевичьем кладбище (участок № 8) .

Основные идеи

«Космология духа»

Простое отождествление «идеального» с «психическим вообще», обычное для XVII‑XVIII веков, не давало возможности даже просто четко сформулировать специально философскую проблему, нащупанную уже Платоном, - проблему объективности всеобщего, объективности всеобщих (теоретических) определений действительности, то есть природу факта их абсолютной независимости от человека и человечества, от специального устройства человеческого организма, его мозга и его психики с ее индивидуально-мимолетными состояниями, - иначе говоря, проблему истинности всеобщего, понимаемого как закон, остающийся инвариантным во всех многообразных изменениях «психических состояний» и не только «отдельной личности», а и целых духовных формаций, эпох и народов.

Ильенков Э.В. Проблема идеального

По мысли Ильенкова, противостояние домарксистского материализма и объективного метафизического идеализма, достигшего своей кульминации в творчестве Гегеля, было снято появлением диалектического материализма. Представление объективных идеалистов о существовании некоего метафизического Абсолюта отражало, пусть и в мистифицированной форме, существование надперсональной идеальной реальности; недиалектический материализм (равно как и вульгарный материализм XIX-XX вв., с которым Ильенков активно боролся), в свою очередь, не мог решить психофизиологическую проблему иначе как методом Декарта - путем отказа от монизма в пользу дуализма (а значит, и отказа от материализма как такового).

Идеальное понимается Ильенковым как «… субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли » . В качестве ориентира Ильенкову служили известные слова Маркса об идеальном как о «пересаженном в человеческую голову» и «преобразованном ею» материальном . Ис­хо­дя из ме­то­до­ло­гии, при­ме­няе­мой Мар­ксом при ана­ли­зе то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний (день­ги как «иде­аль­ная ре­аль­ность» то­вар­но­го ми­ра) Ильенков раз­вил кон­цеп­цию «иде­аль­но­го» как фор­ми­рую­щей­ся в про­цес­се пред­мет­но-прак­тической дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка ре­пре­зен­та­ции («объ­ек­тив­но­го пред­став­ле­ния») - та­ко­го свое­об­раз­но­го от­но­ше­ния ме­ж­ду ма­те­ри­аль­ны­ми объ­ек­та­ми (ве­ща­ми, про­цес­са­ми, со­бы­тия­ми, со­стоя­ния­ми), ко­гда один из них, ос­та­ва­ясь са­мим со­бой, вы­сту­па­ет в ро­ли пред­ста­ви­те­ля другого объ­ек­та - его «все­об­щей при­ро­ды», ин­ва­ри­ант­ной за­ко­но­мер­но­сти. Термином «идеальное» у Ильенкова обозначается отношение между, по крайней мере, двумя разными вещами, одна из которых представляет сущность другой как форма человеческой деятельности. Чтобы выражение сущности вещи было идеальным, материалом для него должно стать общественно значимое тело другой вещи. Вещь как бы вручает свою «душу» этой другой вещи, чтобы та сделала её своим символом . Так, дипломат не только реально, но и символически представляет свою страну, деньги представляют стоимость всех товаров, а слова - значение разных вещей в культуре. таким образом, следуя логике Ильенкова, «… идеальное осуществляется в символе и через символ, то есть через внешнее, чувственно воспринимаемое, видимое или слышимое тело слова ». Телом идеального является, таким образом, любая созданная человеком вещь, опосредствующая отношения между людьми, а тем самым берущая на себя необходимые для этого, в том числе символические, функции.

Таким образом, идеальное есть представление в ином и через иное, притом так или иначе это представление, соответствующее сути дела, и представление это, являясь частью общественного производства человеческой жизни, тем самым производится как таковое не мозгом , хотя и посредством мозга. Идеальное, по Ильенкову, имеет общественно-историческую природу, чем оно принципиально отличается от биологической природы явлений индивидуальной человеческой психики. Иными словами, сознание человека идеально, однако идеальное не сводится лишь к феноменам индивидуального человеческого сознания, и далеко не всякое явление человеческой психики является идеальным. Более того, идеальное никоим образом не сводится к механическому суммированию «психических состояний отдельных лиц». Позиция Ильенкова в этих вопросах противостоит узко-эмпирической трактовке идеального как собирательного названия для любого психического феномена, распространённой в островной философской традиции (Локк , Беркли , Юм и др.). Идеальное, таким образом, выражается в тех формах человеческого знания, «… которые обусловливаются и объясняются не капризами личностной психофизиологии, а чем-то гораздо более серьезным, чем-то стоящим над индивидуальной психикой и совершенно от нее не зависящим» . Таким образом, к идеальному относится комплекс явлений, обладающих объективностью (независимостью от индивидуального человеческого знания). К ним относятся нормы бытовой культуры, язык, юридические нормы, принципы мышления и т. д., иначе говоря, все те особым образом организованные явления действительности, которые человек усваивает с рождения, в готовом виде. Идеальное, иначе говоря, всецело принадлежит исторически сложившемуся общественному (коллективному) сознанию людей.

Непосредственно эта власть общественного целого над индивидом обнаруживается и выступает в виде государства, политического строя общества, в виде системы моральных, нравственных и правовых ограничений, норм общественного поведения и, далее, эстетических, логических и прочих нормативов и критериев

Ильенков Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия. Т. 2.

В процессе производства человеком в своей жизнедеятельности идеального продукта человек совершает акт идеализации действительности (процесс превращения материального в идеальное), а с возникновением идеальное становится, в свою очередь, условием материального производства (акт материализации, или опредмечивания идеального). Этот непрерывный процесс перехода материального в идеального и наоборот подчиняется особым диалектическим закономерностям, порождая всё новые и новые циклы, и свойственен только для «общественно-исторической жизнедеятельности человека». Исходя из этого идеальное и реальное являются диалектическими категориями, каждая из которых может быть понята только в диалектически противоречивом взаимодействии.

Тождество бытия и мышления

Одна из основных проблем, над которой бился мыслитель - снятие картезианской дихотомии субъективного и объективного, сознания как чего-то чисто «внутреннего» и внешней реальности. Переводя на язык науки, эта проблема определяется как отношение знания (совокупность понятий, теоретических представлений и т. д.) и предмета этого знания. Проблема в классическом виде была сформулирована Р. Декартом как несоотносимость мышления, раскрывающегося в понятиях, и бытия вещей, определяющегося через их протяжённость . В этой связи Ильенков, следуя идее Спинозы, у которого мышление и протяженность представлены не как две субстанции , а как «… два атрибута , выражающие одну и ту же субстанцию» , развивал идею о «тождестве бытия и мышления», имея в виду, что содержание мышления (и сознания вообще) характеризует не сознание, а саму реальную предметность. Эти идеи философа противоречили официальной трактовке «ленинской теории отражения », принятой в советской философии, за что он подвергался идеологической критике. В то же время можно обнаружить близость его идей к традиции «прямого реализма», влиятельной в философии XX века. Одновременно Ильенков подчеркивал, что реальность дается сознанию человека в формах его деятельности, развивая традицию Фихте , Гегеля и Маркса и давая философскую интерпретацию психологической теории деятельности, развитой отечественными учеными (С. Л. Рубинштейн , Л. С. Выготский , А. Н. Леонтьев). В этом же контексте может быть понята концепция идеального, которое истолковывается Ильенковым как способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также с перспективой изменения этого тела в ходе развития культуры. Последняя и является первоначальной формой бытия идеального, которое, таким образом, первоначально и исходно существует не в голове человека, не в его сознании, а в исторически развивающихся формах деятельности в культуре. Это дает ключ к пониманию и субъективных форм идеального, и человеческой личности. Его решение проблемы, снимающее традиционную философскую дихотомию психологизма и антипсихологизма, было также объявлено крамолой, так как не вписывалось в примитивный психологизм официального истолкования диалектического материализма. В то же время эта концепция оказала влияние на теорию и практику отечественной тифлосурдопедагогики, в частности, на исследование проблемы психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка (работы А. И. Мещерякова).

Педагогическая деятельность

Разработка проблем универсальности человека и его воображения обусловила обращение Ильенкова к вопросам личности и творчества, основанной на теоретическом обосновании К. Марксом и Ф. Энгельсом необходимости универсального, всестороннего и гармоничного развития личности. Согласно Ильенкову, личность обнаруживает себя при условии, когда индивид производит некоторый всеобщий продукт, оказывающий обновляющее влияние на судьбы других индивидов. Личность может опережать в своих устремлениях коллектив, если тот ориентируется на устаревшие образцы и нормы деятельности. Неповторимость подлинной личности, по Ильенкову, состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех. Понятия личности, свободы и таланта, согласно Ильенкову, синонимичны. Ильенков разрабатывал специальные вопросы психологии и педагогики. Он дал философское обоснование системы воспитания слепоглухонемых, созданной И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым. Ильенков опубликовал ряд работ, посвящённых умственному воспитанию учащихся, проанализировал своеобразие типов мышления в их связи с различными формами культуры. Ильенков развил представления о культурно-исторической природе психических функций и способностей человека, а также о развивающей функции образования. Широкую известность, в частности, получила статья Ильенкова «Школа должна учить мыслить!» (1964 г.) о функциях начальной школы . С конца 1960-х годов Ильенков уча­ст­во­вал в экс­пе­ри­мен­тах, про­во­див­ших­ся А. И. Ме­ще­ря­ко­вым в За­гор­ском ин­тер­на­те для сле­по­глу­хо­не­мых де­тей (ны­не г. Сер­ги­ев По­сад). Ильенков написал ряд работ, в которых обосновывал, что даже слепые и глухие от рождения могут со временем стать полноценными членами общества при надлежащем методе воспитания и обучения. С 1971 г. при участии Ильенкова осуществлялся эксперимент по обучению на психологическом факультете МГУ четырёх слепоглухонемых учеников Мещерякова

Мысли шло довольно сложным путем. Ученые должны были работать только над той проблематикой, которая не выходила бы за коммунистические рамки. Любое инакомыслие подвергалось гонениям и преследованиям, а потому редкие смельчаки решались посвятить свою жизнь тем идеалам, которые не совпадали с мнением советской верхушки. Личность философа Эвальда Ильенкова в середине прошлого века вызывала у научного сообщества подозрение и недоумение. Его идеи, которые с восторгом принимали на Западе, в родном институте старались всеми возможными способами не выпустить за его пределы. Книги Эвальда Ильенкова сегодня можно приобрести в любом реальном или интернет-магазине, но в свое время работы философа печатались неохотно, а многие из них так и не увидели свет при жизни автора. Все это вызывает огромный интерес у наших современников к ученому и его научным идеям. Из нашей статьи вы узнаете биографию Эвальда Васильевича Ильенкова, а также мы кратко опишем его основные научные теории.

Биографическая справка: детство и юность

Биография Эвальда Ильенкова до определенного момента вполне типична для советского человека. Родился будущий ученый в интеллигентной семье. Его мать трудилась учительницей, а отец был писателем. Его книги даже снискали признание в высших кругах, за что Василий Ильенков был выдвинут на Сталинскую премию.

В двадцать четвертом году, когда на свет появился Эвальд, семья проживала в Смоленске. Однако в четыре года в жизни будущего ученого произошли большие изменения - он вместе с родителями переехал в советскую столицу. Еще через несколько лет семья переселилась в новый район Москвы в дом, где проживала только писательская элита.

Год окончания Эвальдом Ильенковым школы совпал с началом Отечественной войны. Но юношу сразу после учебного заведения на фронт не взяли, поэтому он поступил на философский факультет московского университета. Однако буквально через несколько месяцев всех студентов и преподавательский состав эвакуировали в Ашхабад, еще через год институт был переведен в Свердловск. С ним переезжал с места на место и юный Э. В. Ильенков.

Военные годы

По достижении восемнадцатилетия Эвальда Ильенкова призвали в армию. Он был направлен на обучение в Сухой Лог. Там в военные годы базировалось Одесское артиллерийское училище. В его стенах юноша провел практически целый год.

Сдав итоговые экзамены в училище, будущий ученый получил звание младшего лейтенанта и был переброшен в зону военных действий. Стоит отметить, что Ильенков прошел всю войну до самого конца. Он воевал на Западном фронте, затем командовал взводом на Белорусском фронте, в составе которого и дошел до Берлина. Там он находился еще три с половиной месяца после окончания войны.

Однако и после этого служба Ильенкова в рядах армии не закончилась. Практически целый год молодой человек работал в столице в качества литературного сотрудника. Высшее командование направило его в редакцию газеты «Красная звезда». Именно здесь в полной мере раскрылся его литературный талант. Чуть позже этот опыт помог ученому написать свои произведения. Книги автора Эвальда Ильенкова, по мнению наших современников, и сегодня не потеряли свою актуальность. Его тексты изложены простым языком, что высоко оценили специалисты из Германии, Англии, Норвегии и других стран, где они опубликованы.

Учеба в университете и начало преподавательской деятельности

За годы войны университет, в котором учился Эвальд Васильевич, стал частью МГУ. Поэтому после службы молодой человек продолжил обучение уже в его стенах. За четыре годы учебы юноша не только штудировал книги и учебники, но и приобрел свой собственный взгляд на философскую науку. Многие даже в те годы считали, что в изложении Эвальда Васильевича Ильенкова философия предстает в виде особого творчества, которое должно быть далеко от других научных дисциплин. Его основной задачей является, по мнению ученого, изучение сути и механизма человеческого мышления. Он считал, что главное для человека - это думать.

Философские идеи Ильенкова рождались под влиянием таких советских ученых, как Б. С. Ченышев, П. В. Копнин, Б. М. Кедров и А. Н. Леонтьев. В середине прошлого века талантливый философ закончил обучение и получил диплом с отличием. По результатам дипломной работы он был рекомендован в аспирантуру. Его основным направлением стала история зарубежной философии.

Через три года учебы в аспирантуре Ильенков защитил диссертацию и был принят на должность младшего научного сотрудника. Его местом работы стал институт философии, где он и проработал всю свою жизнь. Примечательно, что несмотря на обилие у Эвальда Ильенкова научных работ, его должность оставалась неизменной. Это свидетельствует о том, что к идеям философа власти относились с большим предубеждением и подозрением.

Особо в годы учебы ученый относился к «Капиталу» Карла Маркса. Он изучал данный труд и положил его в основу некоторых философских теорий ученого. Поэтому он стал преподавать спецсеминар в своем родном учебном заведении.

Идеи и теории ученого в контексте его профессиональной деятельности

В МГУ Эвальд Ильенков проработал недолго. Через год в стенах университета разразился настоящий скандал, приведший к увольнению ученого. Темой преткновения стал один из его трудов, написанный в соавторстве с В.И. Коровиковым (фото данной книги мы привели выше). Но именно эта спорная работа получила отклик в среде итальянских коммунистов. Она была практически сразу переведена на итальянский и через год опубликована в этой стране.

Шестидесятые годы прошлого века можно назвать самым продуктивным периодом в жизни философа. Он активно писал статьи, был соавтором «Философской энциклопедии» и выпустил несколько книг. Однако большая часть из них подвергалась существенным правкам. Некоторые труды даже сокращались в процессе редактирования практически на тридцать процентов.

К семидесятым годам советский философ Ильенков Эвальд Васильевич стал широко известен зарубежным ученым. Он принимал участие в конгрессах и конференциях в Праге и Берлине, а за цикл работ по диалектике даже получил Государственную премию.

Однако несмотря на известность и популярность за границей, в Советском Союзе ученый нередко подвергался травле. При этом его работами по разным направлениям активно пользовались в научных трудах. Интересно, что особое внимание в своей деятельности Ильенков уделял педагогике. В ряде его трудов данная дисциплина выставлялась в далеком от привычного свете. Его теории были новы и свежи, а потому являлись отличной альтернативой бытующим представлениям о философии и педагогике. Многие книги Эвальда Васильевича можно было использовать в качестве учебного материала в высших учебных заведениях.

Последние годы жизни ученого

До конца семидесятых годов философ работал над темой познания в искусстве. Его живо интересовали вопросы преображения творческой фантазии в нечто осязаемое. Ученого интересовал сам процесс трансформации воображения в конечный продукт.

Однако научное сообщество отвергало данные идеи, считая их недостойными советского ученого в целом. В итоге Ильенков подвергся травле. Его работы не печатали, многие из коллег отвернулись, а в институте его занятость постепенно сводилась к минимальной. Все это привело к тому, что философ впал в депрессию. Она имела затяжной характер, и выйти из нее самостоятельно без помощи препаратов он уже не мог. В один из мартовских дней семьдесят девятого года прошлого столетия Эвальд Ильенков покончил жизнь самоубийством. Довольно странно, но в те годы о подобном исходе говорили немногие. Не все коллеги и друзья ученого знали о том, что он перерезал себе сонную артерию. Это породило ряд слухов о насильственной смерти философа.

Сегодня многие считают, что философия Эвальда Васильевича Ильенкова опередила свое время. И в наши дни этот талантливый человек мог бы сделать себе головокружительную карьеру.

Идеи и теории философа: разговоры о космологии

Многие современники Ильенкова утверждали, что он был очень разносторонним человеком. Его интересовала не только философия, но и искусство, музыка и литература. Его вдохновителями были Гегель, Вагнер и Спиноза. Под влиянием трудов этих известных деятелей у юного на тот момент ученого рождались новые теории, базирующиеся на уже известных догмах, идеях и цитатах. Эвальд Ильенков особо был увлечен Спинозой. Его раскрытие сути, механизма и смысла мышления как такового были для советского ученого настоящим открытием. В дальнейшем он использовал эти теории в своих научных трудах.

Первую серьезную работу философ опубликовал приблизительно в середине прошлого века. Она называлась «Космология духа» и самим автором воспринималась в качестве творческого эксперимента. В своей работе ученый попытался определить смысл наличия и существования разума во Вселенной. Он рассуждал о таких понятиях, как «мыслящий дух», «зарождение новых миров» и «возрождение Вселенной». По мнению Эвальда Васильевича, только мыслящее и разумное существо способно жертвовать собой ради того, чтобы на пепелище старого мира возник новый. Причем тот же самый мыслящий дух останется его частью и самой главной составляющей.

В дальнейшем он еще раз обратится к данной теме, но возьмет за основу учение Спинозы. В нем мыслительные процессы рассматриваются как одно из свойств природы. При этом оно является незаменимой ее частью.

Диалектическая логика в работах философа

Вся биография и книги Эвальда Ильенкова так или иначе обращаются к теме диалектической логики. Она представлялась ученому своеобразным ключом к пониманию сути научного познания. Данная тема волновала многих философов, но никому из них не удалось создать теорию и доказать ее жизнеспособность. Единственным, кто использовал схожую методологию, был Карл Маркс. В процессе написания своего главного труда - «Капитал» - он работает над переходом от абстрактного к конкретному. Однако Маркс дает некие обобщенные понятия, в его книге теория не доведена до совершенства. Она является всего лишь одним из методов для познания. Однако Ильенков довел ее практически до идеала, тем самым перевернув все традиционные представления по данному вопросу.

В своем труде советский философ использовал не только теории Карла Маркса, но и некоторые идеи столь уважаемого им Гегеля. В итоге ему удалось обобщить и систематизировать их, что позволило сформировать абсолютно новый и не применяемый ранее метод познания. Да и само отношение к мышлению в целом в нем представлялось чуть ли не ведущей деятельностью.

Теория диалектики абстрактного к конкретному оказалась революционной для умов советских ученых. До Ильенкова этой проблематикой никто не занимался. Даже западный научный мир счел ее настолько новой, что только спустя несколько десятилетий, ею стали заниматься ведущие иностранные ученые.

Именно работа философа на тему диалектики и лишила его работы в МГУ. Несмотря на то что в печать она попала в сокращенном варианте, этот труд был не принят научным советским сообществом. Однако в семидесятые годы прошлого века он был переведен на несколько языков мира и переиздан.

Проблема идеального глазами ученого

Во все времена философия обращалась к данной теме. Причем многие считали ее даже ключевой проблемой науки. Свои размышления на эту тему философ изложил в нескольких трудах:

  • «Проблема идеала в философии».
  • «Проблема идеального».
  • «Диалектика идеального».

Последняя книга Эвальда Васильевича Ильенкова так и не увидела свет при жизни автора. За некоторое время до самоубийства ученого его заключительный труд на тему идеального был переведен на английский язык. При этом текст значительно сократили и только в таком виде выпустили в печать.

Работа над данной проблематикой очень увлекла Ильенкова. Он вел ее на протяжении многих лет, с каждым разом все более углубляясь в понятия идеального. Ему удалось доказать, что Гегель и Платон, придававшие большое значение идеализму, не ошибались в своих теориях.

Педагогические идеи

В своих педагогических теориях автор обращался в первую очередь к личности. Философ считал, что школа должна заботиться о всестороннем развитии индивида. Однако он поддерживает идею о некой универсальности воспитательного процесса. Согласно работам Ильенкова, личность проявляет себя на все сто процентов только в тех ситуациях, когда она поставлена в условия принятия решений в коллективе. С одной стороны, личность даже может высказывать мысли и идеи отличные от большинства. При этом для коллектива открывается новый путь, отметающий уже устаревшие догмы. Всего этого возможно добиться только при гармоничном воспитании. Причем философ не представлял личность без таких понятий как «свобода» «творчество» и «талант».

Талантливый ученый считал, что при разных начальных составляющих при должном воспитании и умственном развитии индивиды могут достичь одинакового уровня развития. Ильенков много лет работал со слепыми и глухими детьми. При этом его подопечные показывали очень высокие результаты, а один из них даже закончил

М. Лифшиц, «Диалог с Эвальдом Ильенковым»

Данная книга стоит особняком, так как была написана соратником и другом Михаилом Лифшицем. К сожалению, свой труд он не успел закончить до смерти и в печать он вышел в недоработанном варианте. Однако и в таком виде книга произвела фурор в определенных кругах.

Специалисты связывают это с актуальной проблематикой и необычной подачей своих идей. Лифшиц, как и Ильенков, много внимания уделял идеальному и имел массу наработок по этому вопросу. Поэтому в своей книге он рассматривал реальность идеального. Для полной проработке вопроса он прибегал к теории тождеств и другим методикам.

Для того чтобы материал был изложен свежо и интересно, Лившиц построил его в виде диалога. В книге он вступает в разговор с Ильенковым и многими другими представителями современной философской мысли.

Основной мыслью в данной работе является возвращение к переосмыслению традиционных основ философии. Обработка их на новом уровне, но не отвергая, а встраивая в современную реальность, вот то, что, по мнению Лившица, доступно свободной личности. Только она может взойти на новую ступень развития благодаря своим мыслительным способностям.

Несколько слов в заключение

В советские времена большая часть работ Эвальда Ильенкова была недоступна общей массе заинтересованных. Сегодня их может прочитать абсолютно любой человек. Студенты философских факультетов считают труды этого ученого максимально простыми для понимания. Поэтому постигают науку посредством его книг.

Более того, многие ученые считают, что только сейчас общество подошло к пониманию тех проблем, которые в свое время поднял Ильенков. Возможно, наши современники посмотрят на него немного иным взглядом, и он займет достойное место в плеяде талантливых и признанных ученых советского периода.

Loading...Loading...