«Ловцы человеков» (Александр Долженко).

Евангелист Иоанн иначе описывает их призвание. Из его слов видно, что это призвание было уже второе, - о чем можно заключить из многих признаков. Именно, у Иоанна говорится, что они пришли к Иисусу, когда Иоанн еще не был посажен в темницу; а здесь - что они пришли после его заточения. Там Андрей призывает Петра (Ин. 1:41-42) , а здесь обоих сам Христос. Притом Иоанн говорит, что Иисус, увидев Симона, идущего к Нему, сказал: «ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» (Ин. 1:42) . А Матфей утверждает, что Симон уже назывался этим именем; именно он говорит: «видел Симона называемого Петром» (Мф. 4:18) . То же показывает и самое место, откуда они были призваны, и многие другие обстоятельства, - например, и то, что они легко послушались Его, и то, что оставили все: значит, они еще прежде были хорошо приготовлены к этому. И действительно, из Иоаннова повествования видно, что Андрей приходил в дом к Иисусу и слышал от Него многое (Ин. 1:39) ; здесь же видим, что они, услышав одно только слово, тотчас за Ним последовали. Вероятно, что они, сначала последовав за Иисусом, потом оставили Его, и увидев, что Иоанн посажен в темницу, удалились и опять возвратились к своему занятию; потому Иисус и находит их ловящими рыбу. Он и не воспрепятствовал им сначала удалиться от Него, когда они того желали, и не оставил их совершенно, когда удалились; но, дав свободу отойти от Себя, опять идет возвратить их к Себе. Вот самый лучший образ ловли.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

Здесь они показали себя истинными сыновьями Авраама, потому что подобным образом, услышав глас Божий, последовали за Спасителем. В самом деле, они тут же оставили земной промысел, чтобы собирать вечную прибыль, оставили земного отца, чтобы обрести Отца Небесного, поэтому не без основания удостоились стать избранными. Итак, Господь избрал рыбаков, которые, сменив рыбацкий труд на лучший, от земной рыбной ловли обратились к небесной, чтобы из глубокой пучины заблуждения уловить для спасения человеческий род, подобно рыбам, как Сам Господь говорит им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков . Это же Он и раньше обещал, говоря через пророка Иеремию: Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и будут охотиться на них . Поэтому апостолов, как мы знаем, называли не только рыбаками, но и охотниками: рыбаками потому, что сетями евангельской проповеди они уловляют из мира всех верующих, а охотниками потому, что людей, бродящих в заблуждении этого мира, словно в лесу, и живущих по обычаю зверей, они ловят небесной охотой для спасения.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-20 Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним

Смотри, какими послушными людьми были они,- тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Анонимный комментарий

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков . То есть сделаю вас учителями, чтобы сетью слова Божьего вы уловляли людей в этом лживом мире, полном бурь и волнений, неустойчивом и неверном, всегда исполненном опасностей и ни для кого не надежном, где люди не ходят, а принуждены носиться, словно против воли. Ведь дьявол в своей ярости, изобретая для людей множество страстей, обманывает их, будто исполнит все, что они пожелают, и с радостью подталкивает к дурным поступкам, чтобы люди поедали друг друга, как бывает у рыб, когда более сильные пожирают более слабых; чтобы люди, придя в плодоносную землю Тела Христова и став членами Его Тела, не жили на [той] плодоносной земле, на земле сладостной и всегда покойной, где нет сокрушительных бурь, разве что для испытания веры и приумножения терпения. Чтобы люди ходили, а не носились, чтобы не поедали друг друга, живя вместе, а поддерживали друг друга. Вот, [говорит Господь], Я даю вам в руки новое Евангелие и необычную сеть из различных речений и связных притч, дивных чудес и многообразных поучений, - сеть, сплетенную из многочисленных, будто проходящих по ней волнами туда и сюда повествований, связанную, словно крепчайшими узлами, угрозами суда и обетованиями блаженств и сверх того надежно скрепленную Божественным провидением и знанием скрытых помыслов, исповеданиями демонов и воскрешениями мертвых. Так [даю], чтобы, захватив разумных человеков, она могла в своих складках бережно сохранять этот улов в полной безопасности, чтобы уловленные ею никоим образом не могли случайно выскользнуть, словно бы сквозь некую лазейку, не замеченную Святым Духом, Который сплел эту сеть.

Лопухин А.П.

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

(Почти буквально Мк. 1:17) . Нескольких слов было теперь достаточно, чтобы ученики пошли за Спасителем. Идите за Мною - выражение это вполне соответствует еврейскому (леху ахара), которое по употреблению у евреев означало ученичество. Спаситель говорил: идите за Мною, т.е. будьте Моими спутниками и учениками.

И сделаю вас ловцами человеков: Симон и Андрей были рыбаками в прямом смысле. Спаситель говорит им, что Он хочет сделать их рыбаками в духовном смысле; вместо обыкновенной рыбы апостолы будут уловлять людей в сеть евангельскую.

Троицкие листки

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков . Мир со всей его суетой то же, что бурное море; души человеческие то же, что рыбы в этом море житейском. Мрежа или невод, коим апостолы уловляют людей, это - Святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия, в благодатный корабль Христов, т. е. в Церковь Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовой и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия, диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, т. е. не уйдет из Православной Церкви в расколы и ереси.

Троицкие листки. №801-1050.

Другие проповеди этого проповедника
  • Условия исполнения Духом Святым
  • Грех в двух одеяниях
  • В начале было слово...
  • Женщины - мироносицы
  • 8-я Заповедь - Не кради
  • Проповедь о Духе Святом. "Он прославит Меня" - слова Христа
  • Что говорит Христос и Апостолы о Духе Святом
  • Христос - Агнец Божий
В вашем браузере отключен JavaScript

От Иоанна, 21 глава

1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.
8 А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою.
9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.
13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

"Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. "Марк 1:16-18


Когда наша христианская жизнь начинается с неудержимого желания привести людей к Богу, то мы должны знать, что этим процессом всегда должен руководить Господь, а не лидеры,которые в большинстве своём очень слабо подготовлены. Они не знают Его голос,а потому не могут этому научить.

Иисус говорит ученикам "Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете..." Как мы можем идти за Христом? И далее Он продолжает:"Я сделаю, что вы будете ловцами человеков".

В наших церквях мы чаще слышим о том, что надо идти и спасать людей. Но! Без Бога это невозможно!Люди ставят акцент на "делании" для Бога, а не на "слышании Его Голоса". Если мы хотим идти за Христом, то надо взять свой крест.Другого пути нет! Вертикаль креста это воля Бога, которая всегда пересекает горизонталь креста,то есть нашу волю. В месте пересечения Его и нашей воли происходит "смерть" моего "я".(То есть всего, что мне дорого и что отвлекает меня от Бога)

"Да будет воля Твоя,и на земле, как на небе" Матфея 6:10

Так мы молимся, а потом бежим на "поля", потому что наставники говорят, что нивы созрели....

"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают." Иоанн 15:5-6

Если мы не прошли подготовку у Господа, то вся наша беготня по созревшим полям-это детские игры в евангелизацию.

"Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали."Матфея 11:16-17


В 21 главе Евангелия от Иоанна, Господь обращается к взрослым,состоявшимся рыбакам:

"Дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет" Ин.21:5

Господь называет детьми тех, кто имеет потенциал и станет когда-нибудь "взрослым", но сейчас они должны пройти подготовку,чтобы научиться слышать Его голос, ходить в послушании и полной зависимости от Него.

"Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;" Матфея 18:3


Дети всегда зависимы от своих родителей. Это качество исчезает, когда мы взрослеем. Господь желает, чтобы мы были зависимы от Него во всём! Как маленькие дети, которые не мыслят себя без родителей. Когда дети остаются сиротами, то их единственным желанием бывает найти папу и маму.

Иисус явился Своим ученикам после воскресения. Он три года ходил с ними, учил, проповедовал, исцелял и воскрешал,делил трапезу. Но после распятия они стали так разочарованы и испуганы, что вернулись в своему прежнему ремеслу.

"Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего." Ин.21: 3

Всё, что мы делаем своими силами, будет всегда безуспешно! Господь желает, чтобы мы были зависимы от Него во всём! Самостоятельная, независимая от Него "рыбалка", говорит об их пустой евангелизации.

"А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус."


" Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. "Ин.21:4,6

Успех пришел по Его слову. Теперь они с трудом тянули сеть,наполненную большими рыбами. 153 рыбы делали эту сеть неподъемной. Мы видим не просто евангелизацию,но обильный и настоящий "урожай".

В Писании рыбы всегда символизируют людей.(Библия не инструкция по рыболовству.) А число рыб составляло (7+10)х9=153. Седьмой от Адама был Енох, он ходил с Богом и был праведник.Десятый от Адама это Ной, тоже праведник, получивший от Бога откровение о строительстве ковчега для спасения своей семьи и животного мира. Седьмой плюс десятый, умноженное на девять (число духовных плодов) дает нам компанию Божьих людей,избранных Творцом для жизни вечной.

Фантастический улов лучших Божьих людей! (Ни одной случайной или плохой "рыбы") Вот, что значит:

"...идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков". Господь делает всё "хорошо весьма" (Бытие 1:31)

Все великие Божьи люди учились слышать и повиноваться голосу Творца, их успешное хождение с Богом показывает нам большой и трудный путь подготовки к тому служению,в котором Господь желает видеть людей. Наша земная жизнь должна стать Его школой. Он даёт нам Учителя Духа Святого, и мы можем научиться слышать Его голос.

"Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквям." Откровение 3:22

Если наш духовный слух не развивается и не настроен на Божью "волну",то мы бесполезны для Его дел.Без духовного уха мы превращаемся в религиозных фанатиков,способных лишь определить по закату солнца грядущий ясный или ненастный день.


"Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб."Ин.21:9

Иисус приготовил для Своих учеников лучшую пищу, разложенные на огне рыбу и хлеб.

Хлеб, огонь и рыба представляют собой Самого Бога и Его людей. Непривычная картина: хлеб, лежащий на огне. Также как Моисей увидел "горящий ",но не сгорающий терновый куст в пустыне, представляющий единение человека и Бога.(Огонь-Бог, дерево-человек)Исход 3:3-4.

Наш Бог есть огонь поядающий. Он успешно прошёл огонь испытаний,взяв на Себя наши грехи и освободив нас от вечного проклятия атеистической жизни. "Я-хлеб жизни",говорит Иисус. "Хлеб,лежащий на огне", представляет первую и основополагающую заповедь,данную людям, истинно любящим Бога:

" Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;" Матфея 22:36-37


А "рыба на огне" представляет вторую заповедь,подобную первой:


" ..... возлюби ближнего твоего, как самого себя;"Матфея 22:38


Мы становимся тем, что едим. Даже физическая пища, проходя через наш организм становится частью нас, а излишки и вредные вещества выводятся.

"Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди."Ин 14:15


Наша любовь к Богу измеряется степенью послушания Его Слову. Очень часто ученики не понимали глубины духовных откровений, которыми Господь учил их (и нас).


"Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его."

Нам дано стать Его учениками,"Если кто хочет идти за Мной, возьми свой крест", говорит Иисус.

Без этого креста для своих желаний и для нашего выбора путей-дорожек, мы бесполезны для Бога. Ученикам Бог даёт Себя, истинный Хлеб Жизни, а они будут этим Хлебом кормить голодных.

"Блаженны нищие духом,ибо их есть Царство Небесное" Матфея 5:3

Нищий постоянно испытывает нужду в Хлебе Жизни, его голод неутолим, если мы хотим быть Его учениками, то будем желать "Хлеб и рыбу, лежащие на огне" .

"Я есмь хлеб жизни. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. " Ин.6:48,57,58.

Не все поверили Спасителю.

" Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?"Ин.6:60


Среди кого окажешься ты? Сегодня твой выбор!

Настоящую тему я поставил сюда после беседы с племянником - доблестным офицером подводного Военно-морского флота в запасе Русланом из города Светлый, Калининградской области, который никогда не читал Библии, поэтому кое-где вставляю полные тексты цитат. В прошлом году мы встретились впервые, пару домашних вечеров поговорили о религии.

В условиях ограниченного времени нашей встречи он, как бы на всякий случай, обронил приглашение на рыбалку, а я ответил, что теперь у меня осталась только одна рыбалка - "быть ловцом человеков", как завещал то Господь. Это мое признание привело его в крайнее изумление с переходом в настороженность, как перед опасностью. Время не оставило нам возможности объясниться по этому поводу - делаю это сейчас. Может быть, еще кому-то пригодится.

"… Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. .." (Марк 1:16-18)

Привычный образ "ловцы человеческих душ" предполагает хитрость, своеобразную подлость... Само слово "ловец" в русском языке подразумевает ловкость, равноценную мошенничеству. Поэтому есть люди, которые сразу же внутрь себя становятся в позу противления всему, что может исходить от человека, избравшего своей участью быть исповедником христианства, как "ловца человеков". И тому есть достаточно оснований.

Религий и конфессий сейчас предостаточно. И проповедников хватает. Причем таких, что меняют мировоззрение многих людей, заставляя их "идти" за ними до конца жизни, - тех самых проповедников, которые стараются так запутать тебя словами, чтобы надежно уловить в их же сети. Разве это не ловцы человеков?! Ловцы! Причем у них есть и прообраз – тот самый искуситель, который изменил сознание Адама и Евы "сладкой" ложью. Сладкой" потому, что она была уже тайно востребована прародителями в поисках разрешения их вожделения "быть яко боги".

Если обратиться к этому времени, то невольно вспоминается начало Евангелия от Иоанна: – " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…", - сие означает, что Слово было в начале всякого творения всегда. А потому не представляет затруднения понять, почему первый человек столь доверчиво относился ко всякому слову в раю; как словом, пусть и ложным, он был уловлен на поступок, обнаживший его столь же лживую, тайную суть!

От этого поворотного события, изгнанием из обители дерева Жизни вечной, человек оказался в преддверии обители Смерти, что есть наша временная жизнь. Жизнь эта знаменуется таким обилием страстей, что именуется морем, выход из которого только один – Смерть, да и то еще не суть, что на этом власть страстей над человеком заканчивается, если судить по финалу притчи "О богатом человеке и бедном Лазаре": - "… Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.

Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем… Но Авраам сказал: чадо! ... между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лук.16:19-31).

Казалось бы, всего несколько слов в многочисленных текстах Библии, которые и заметить непросто: - "... между нами и вами утверждена великая пропасть...", - а какое великое значение имеют они для нас! Именно эти строки ясно определяют, что наша временная жизнь в "море стихии страстей" есть период бытия, который, подобно "чистилищу", окончательно определяет последующее Воздаяние после времени, которое отвел Бог человеку для исследования "дерева познания добра и зла",- Воздаяния по итогам сделанного выбора служения одному из "... двух господ..." (Матф.6:24): - Добру или Злу.

Невольно задашься вопросом – а не столь ли "праведны", как у Адама и Евы, помыслы и тех, кто впадает ныне в сети ложных "ловцов человеческих душ"? Ловцов с тем, чтобы не дать таковым вырваться из рабства греху! Есть в среде впавших в ложные сети и те, кто находится во власти духов, открыто противящихся Слову Премудрости Божией, исходящей даже от Христа – те, о ком сказал Господь: - " … не знаете какого вы духа …".

Прообразы таковых представлены миру в следующей евангельской истории: - "… И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Иисус из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их…".

История эта доподлинно открывает нам значение слова Священного Писания: - "… Иисус … не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке…". А потому знаем теперь и мы, что, если увлекаемся в сети неправедных "ловцов душ человеческих", либо эмоциональным неприятием удаляемся Слова Премудрости Божией, призывающего нас к покаянию, то обязательно имеем в себе духа, по имени "легион", пусть и в малой степени! И именно этими духами, в нас сущими, со страхом отвращаемся Слова Премудрости Божией - Слова Иисуса Христа, ... текста Библии... Церкви и тем - спасения от рабства греху, в котором находимся властью, которую дали в себе... этим же духам. Они дрожат от страха пред Иисусом Христом, суть Словом Премудрости Божией - а мы им повинуемся и удаляем от себя Это Слово, суть Иисуса Христа! По подобию жителей страны Гадаринской.

Свидетельством тому является и логика Разума, которая никоим образом ни только не препятствует получению новых знаний, но и увлекает нас на этот путь во все дни временной жизни. И когда на пути познания Слова Премудрости Божией внутрь нас вдруг встает некое необъяснимое препятствие эмоционального происхождения, то за объяснения возникшего недоумения смело возвращайтесь к историческому моменту искушения Евы … так же вдруг возникшей в ней греховной эмоции вожделения (сильного хотения, желания - жажды) "запретного плода"!

Первоначальный смысл слов: - "… идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков…", - сказанных галилейским рыбакам, явно иной. Не принудительный! Совсем иная метафора, чем принято понимать - это вовсе не завлекательная "приманка", на которую ловятся образом насильственной или лукавнующей ловли неправедных рыбарей. Это понятный им образ их будущего предназначения, в котором море страстей нашей временной жизни есть пучина страстей, по образу привычных нам очистных сооружений, влекущая мерзость в бездну тьмы и Слово Христа, подаваемое Его "ловцами" в мир, есть некий спасательный круг, та "соломинка", за которую в последний момент может ухватиться всякий утопающий в этой пучине.

В последующем Господь более подробно пояснил процесс "уловления человеков", в котором сам человек принимает непосредственное участие, пояснил притчей: - "… вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (во сто крат). Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: … вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. …".

Таким образом, "ловцами человеков" являются не сети и удочки ловких "рыбаков", но Слово Премудрости Божией, подаваемое всякому человеку в Духе Святе, во мраке ночи временного бытия, как Путь к Свету Истины Жизни. Принять этот Дар способен лишь тот, кого "привлечет Отец небесный", привлечет по заповеди Сына: - " … Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам … Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам … Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас … "!

Важным ориентиром для определения истинных исповедников христианства является Церковь Христова, суть Православная, в которую они влекут и в которой, под руководством ее Первосвященника - Иисуса Христа, посредством покаяния и Евхаристии, совершается Таинство преображения "ветхого человека" в "нового"!

Благовестие, спасение духовно утопающих, - самая важная, самая благородная и самая необходимая задача Церкви. «Вылавливание» людей из моря греха, избавление их из бушующих водоворотов страстей ада - это величайший труд, к которому Церковь призвана Богом.

Избавить людей от греха прежде всего хочет Сам Бог. Благовестие порой называют Божьим воплем, ведь именно мысль о заблудших заставила Иисуса плакать над погибающим Иерусалимом: - "…Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели…!".

Спасение душ грешников было главной целью новозаветной Церкви. Сразу же после Дня Пятидесятницы новообращённые целиком посвятили себя Богу и проповеди Евангелия. Пребывая в учении Апостолов, в общении и в поклонении Богу, они были "в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви". Когда под предводительством Савла началось первое серьёзное гонение на иерусалимскую церковь, то "рассеявшиеся ходили и благовествовали Слово". Они не отчаялись в трудностях, а восприняли их как испытание и возможность развивать в оном Божье дело.

Поэтому, когда наша христианская жизнь начинается с неудержимого желания привести людей к Богу, то мы должны знать, что этим процессом всегда должен руководить Господь, а не лидеры, которые в большинстве своём очень слабо подготовлены. Они не знают Его голос – Дыхание Жизни, а потому не могут Дыханию этому научить.

Во все века сердца искренних верующих горели желанием благовествовать. В каком-то смысле, благовествовать - значит жертвовать бóльшим ради меньшего, стóящим ради никчемного, что противоречит жестокому и безжалостному выживанию наиболее приспособленных в греховном и падшем мире. И Слово Божье ясно говорит, что, если мы хотим привести заблудших ко Христу, мы должны быть готовы пожертвовать ради них собой. Проповедь спасительного Евангелия, как и личное свидетельство о Христе, чрезвычайно важна.

Слово «благовествовать» в Новом Завете встречается в различных формах более пятидесяти раз. Именно евангелизация выступает на первый план в Великом поручении: - "Итак, идите, научите все народы". Научить - значит благовествовать и приводить людей к спасению и послушанию Иисусу Христу. Призывая учеников последовать за Ним, Иисус всегда говорил им идти звать других: - "... чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих...", - по подобию Его... Пастыря доброго..." (Иоан.10:11)!

Ибо как через Адама, СЛОВОМ искусителя, человек ниспал из обители Жизни вечной в раю и впал в преддверие Смерти - море страстей мира сего временной жизни, так же, СЛОВОМ Премудрости Божией, суть Иисуса Христа - дерева Жизни, что посреди рая, человек может быть "выловлен" из этого "моря", но только при одном условии - ДОБРОВОЛЬНО, ... через посредство покаяния в самости своей.

В заключение зададимся вопросом: - что же лежит в основе обещания Иисуса Христа сделать учеников "ловцами человеков"? Ответ здесь: - когда Иисус Христос воскрес и явился своим ученикам, то сказал им: - "… идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет…", - здесь подразумевается спасение людей Словом Премудрости Божией, через воскресение Иисуса Христа и доверительное следование за Ним взявших "крест свой" … по Слову Его!

Если совсем коротко, то должно нам так понимать это Его обещание: - "... идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" ... из сетей погибели... сатанинских!

Мф., 9 зач., 4, 18–23

Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Размышляя о призвании каждого народа и каждого человека ко Христу, невольно воспринимаешь каждое слово сегодняшнего воскресного краткого Евангелия, как связанное с этой тайной. Слово Божие – как солнце. Оно освещает все на свете и одновременно может какую-то одну подробность, одно явление, мысль высветить до конца.

И мы можем видеть много поучительного для нас в самых простых подробностях призвания первых учеников Христовых. Христос, проходя мимо моря Галилейского, призывает Симона Петра и Андрея, брата его. Господь не идет в царские палаты Ирода. Он не идет в Иерусалим, где первосвященники и богословы, потому что не много сильных, знатных и благородных призвано Господом к следованию за Ним. Но Он идет к морю Галилейскому – в землю, удаленную от столицы, где жили малообразованные, малокультурные люди, речь которых была груба и проста, так что она всякий раз выдавала с головой уровень их развития. Господь идет сюда, потому что Он видит не так, как видят все. Он хочет посрамить гордое и избрать смиренное, ничего не значащее для мира. Таким же было первоначальное призвание ко Христу Руси, многих русских людей.

Господь избирает людей бедных и неученых. Он показывает нам, что на бедность, нищету, оказывается, необходимо смотреть с размышлением, потому что в этом заключается некая тайна. Не в самой по себе нищете, а в том, что она может предрасполагать к стяжанию большей – духовной нищеты; к пониманию того, что человек ничего не может иметь сам, а все является только даром Божиим.

Оттого что эти люди были неучеными, мы не должны делать вывод, что в тайны Христовы могут смело и дерзко вторгаться люди невежественные. Нет, Христос говорит о том, что так велика истина, которую Он открывает, что всякая ученость, мудрость человеческая, всякое знание как бы ничто перед ней.

Господь избирает, как сказано в Евангелии, людей труда, и избирает их в момент труда. Как говорит преподобный Силуан Афонский, любить Бога не мешают и не могут мешать никакие дела. Никакой труд не является препятствием к тому, чтобы человек жил духовной жизнью. Наоборот, скорее праздность предает человека сатанинским искушениям и делает его глухим к зову Господню.

Люди, которых избирает на служение Господь – это не просто люди труда. Жизнь их была исполнена трудностей и опасностей, неизбежно связанных с рыболовецким ремеслом. Труд среди холода и зноя, среди грозной водной стихии. Как говорится, кто по морю не плавал, тот Богу не маливался.

Эта Евангельская подробность напоминает нам о нашем русском народе. Так было и с нашей Россией: где жизнь как море бед, где она полна испытаний и скорбей, там скорее люди могут обратиться ко Господу. Они более предуготовлены к следованию за Христом, потому что воины Христовы должны быть закаленными людьми и не бояться никаких лишений и гонений. Вся многоскорбная история русского народа предуготовляет его к тому, чтобы он следовал за Христом.

Мы слышим в сегодняшнем кратком Евангелии еще две удивительные подробности. Кого избирает Господь Своими самыми первыми учениками на земле? Он избирает тех, кто были учениками Предтечи и Крестителя Иоанна – учителя покаяния. Те, чья жизнь направлена к покаянию, легко открываются к вере Христовой. Поэтому если главные учители покаяния – стыд и совесть – будут потеряны в нашем народе, то люди никогда не смогут следовать за Христом. И заботы Церкви о просвещении мира, о служении миру должны быть, прежде всего сосредоточены здесь.

Наконец, Господь призывает братьев: Симона Петра и Андрея, Иакова и Иоанна на служение. Две пары братьев – Петр и Андрей, Иаков и Иоанн – это самые близкие родственники. Какая удивительная радость! Посмотрите каждый на свою семью. Где мы найдем, чтобы братья следовали за Господом вместе?

К нашему великому горю мы понимаем, что чаще всего дается нам в жизни исполнение пророчества Христова, что восстанут чада на родителей, и восстанет брат на брата. Это то, что является, к сожалению, более известным для нас, и горем, понятным каждому из нас. Это было во время гонений на нашу Церковь, и назревает сейчас.

Мы должны молиться о том, чтобы нашим близким было даровано спасение заступничеством всех святых. Прежде всего – молиться о своих родных, потому что кто нерадит о своих близких, тот хуже неверующего, говорит нам слово Божие. И апостол Павел говорит, что он желал бы лучше сам быть отлученным от Господа, лишиться всей радости и вечной благодати, быть в адских муках во веки веков, чем видеть своих единоплеменных сродников отлученными от Христа.

Значит, сродниками нашими мы называем не только тех, кто в нашей семье, а всех наших единокровных, русских людей. О всех этих людях сегодня наша молитва.

Конечно, в самом глубоком смысле нашими сродниками являются только святые, в земле Российской просиявшие. Они наши самые родные люди, самые близкие, потому что мы молимся им.

Когда Господь призывает своих первых учеников, то они тотчас оставляют все свои сети, лодку и отца, и следуют за Христом. Мы видим, какою силою обладает слово Божие, и во всех наших самых скорбных обстоятельствах, среди поражений всегда будем возлагать нашу надежду на Бога, на Его благодать, которая в одно мгновение может изменить все.

Всякий, кто однажды получил милость от Бога, так что сердца коснулась Божия благодать, знает что из самых страшных беспросветных обстоятельств, в самом глубоком, как смерть, отчаянии одно лишь прикосновение Божией благодати преобразует все в одно мгновение, так что все делается иным.

Слово Божие обладает такой же удивительной силой. Господь сказал, и слово стало делом, и ученики Его тотчас последовали за Ним. Но для того, чтобы совершилось чудо, для того, чтобы исполнилось слово многих русских святых о возрождении России, нам надо научиться тому послушанию Господу, которое явили Его первые ученики, и явили все наши русские святые – чтобы мы знали, каким неисследимым богатством обладает народ, следующий за своим Господом, за своими святыми, через какие бы испытания ни вел нас Господь. Чтобы мы уподоблялись отцу веры древнему патриарху Аврааму, который шел, не зная, куда он идет, но прекрасно зная, за Кем он идет.

Loading...Loading...