Монастыри основанные учениками преподобного сергия радонежского. Бобренев монастырь

Прп. Сергий Радонежский и его ближайшие ученики

Одной из самых значительных фигур истории Русской церкви и монашества является преподобный Сергий Радонежский. Преп. Сергий заступник, молитвенник и печальник земли Русской (так его звали ещё при жизни). С его именем связана целая эпоха. Основатель Троице-Сергиева монастыря, он возрождает традиции православного монашества: непрестанной умной молитвы, совершенного самоотречения и нестяжания (отречения от любой собственности), послушания. Он упорядочивает монашескую жизнь вводом общежительного устава - совместного жительства монахов в полном отречении от мира и собственности в абсолютном послушании игумену (начальнику монастыря).

Преподобный Сергий вырастил много учеников подвижников. Один писатель: «Сергий открыл не только свой монастырь и не только из него одного действовал. Если Сергиеву Лавру возвёл собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленные обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками, пропитанные духом его. Куда бы из Москвы не двинулся - везде Сергий». Ближайшими учениками его были преп. Михей и преп. Никон, которые были погребены в обители. Ученики преподобного Сергия основали множество монастырей недалеко от Москвы: прп. Савва Сторожевский основал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы возле Звенигорода, прп. Мефодий основал под Дмитровом Николо-Пешношский монастырь, прп. Афанасий Высоцкий - За чатьевский Серпуховский монастырь, и другие примеры.

Каждый монастырь был рассадником духа, веры, духовного просвещения. Впервые за всю историю русской святости, когда мы говорим о преп. Сергии, применимо такое понятие как ученики преп. Сергия и ученики учеников преп. Сергия, как бы духовные внуки и правнуки.

Ученики и современники преподобного Сергия (собеседники): прп. Дмитрий Прилуцкий, прп. Кирилл Белозерский и прп. Ферапонт, прп. Евфимий Суздальский, прп. Стефан Махрищский (постригший в монашество прп. Кирилла Белоезерского), свт. Алексий Московский, свт. Стефан Пермский.

Павло-Обнорский монастырь

Один из ближайших учеников прп. Сергия - прп. Павел основал Обнорскую обитель в Вологодской области, откуда традиции монашеского делания распространялись далее на Север.

Постриженник Павло-Обнорского монастыря прп. Лонгин Коряжемский основал в 1539 году общежительный Коряжемский монастырь, после обустройства которого, он переселился в вечные обители 10 февраля 1540 года.

Ученик и постриженник прп. Лонгина - прп. Христофор Коряжемский, Сольвычегодский основал Богородицкую пустынь в 20 верстах к югу от Коряжемского монастыря.

Прп. Симон Сойгинский, постриженник прп. Корнилия Комельского с прп. Лонгином отправился к Сольвычегодску, где в устье Коряжмы помог устроить келью и часовню прп. Лонгину, уже находящемуся в преклонных летах. Затем, преподобный отправился вверх по Вычегде, и в 60 верстах от Коряжмы построил келью и храм во имя Преображения Господня, освященный 17 мая 1541 года, куда привлек многих учеников и основал Спасо-Преображенскую Сойгинскую пустынь.

Итак, мы можем сказать, что выходцы Павло-Обнорского монастыря Вологодской области, связанные монашеской традицией с прп. Сергием Радонежским. основывали монастыри на юге ныне Архангельской области,


Ошевенский и Антониево-Сийский монастыри

Ученики прп. Сергия прпп. Кирилл и Ферапонт Белоезерские вышли из Симоновской обители, где пользовались наставлениями прп. Сергия. Они основали самые значительные обители Вологодской области - Кирилло-Белоезерский и Ферапонтов монастыри.

Одним из учеников прп. Кирилла Белоезерского был прп. Александр Ошевенский - основатель Ошевенской обители на территории ныне Каргопольского района Архангельской области. Александро-Ошевенский монастырь имел громадное значение для местного края и воспитал другие шесть обителей. Из него вышел прп. Пахомий Кенский, воспитавший прп. Антония Сийского; прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие свои давно уже не существующие обители. Ошевенская обитель находилась в тесной духовной связи с обителью прп. Дамиана (в схиме Диодора Юрьегорского).

Прп. Антоний Сийский стал основателем одной из самых замечательных северных обителей. Антониево-
Сийский мужской монастырь расположен в 160км от Архангельска на полуострове Большого Михайловского озера, из которого берет начало река Сия. Основанный прп. Антонием в 1520 году, монастырь очень быстро начинает развиваться. Известна челобитная прп. Антония Сийского 1540 года, где он описывает свою обитель: «60 монахов, «опричь детей», церкви во имя Троицы, Благовещенья и Сергия Радонежского».

Таким образом, мы видим, что прп. Антоний, духовный правнук учеников прп. Сергия Радонежского, прямо соотносил себя с опытом прп. Сергия, старался устроить свой общежительный монастырь по образцу общежительной Троицкой обители преподобного, и каждодневно обращался к нему с молитвами. Как и обитель прп. Сергия вблизи Москвы, Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь стал впоследствии духовно-просветительским центром на Русском Севере.

Соловецкий монастырь

Воспитанником прп. Кирилла Белоезерского был и прп. Савватий Соловецкий чудотворец. Совместно с прпп. Зосимой и Германом, он стал основателем общежительного монастыря на далеком северном Соловецком острове. Заветы преподобного Сергия, переданные им прп. Кириллом, и здесь усердно исполнялись иноками. Соловецкий монастырь отличался особенно строгим подвижничеством, что было обусловлено суровыми условиями пустынного острова. В каноне преподобному Савватию на утрене поется:

«Избегая шума многомятежного мира, мудрый Савватие, ты поселился на пустынном острове, и в ладье
телесной, при кротком дыхании всеоживляющего Духа, легко переплыл пучину житейскую, в которой мы теперь подвергаемся бурям и напастям; молись о душах наших». Соловецкий монастырь воспитал многих иноков и святителей, прославленных Церковью: свт. Филипп Московский, Вассиан и Иона Пертоминские, Елеазар Анзерский, Иринарх, Иоанн, Василий, Онуфрий другие Соловецкие преподобные.

Основание новых монастырей на Русском Севере также было связано с подвижниками Соловецкой обители. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские - ученики святого митрополита Филиппа, когда тот был игуменом на Соловках. В 1561 году они за послушание игумену отправились за известью на твердую землю, и на обратном пути в устье Двины буря разбила их суда, а тела подвижников были выброшены на берег Унской губы, где были обретены нетленными их мощи. Над мощами была построена часовня, затем стали приходить подвижники и образовалась Пертоминская обитель в 120 верстах от Архангельска.

Схожа история основания Яренского монастыря, находившегося в 143 верстах к северо-западу от Архангельска. Прпп. Иоанн и Лонгин Яренские также были учениками святителя Филиппа в Соловецком монастыре, и в том же 1561 году они потонули в буре, возвращаясь с материка. Тела их были обретены нетленными на Карельском берегу и положены в часовне у приходской церкви села Яренги. Слава чудес от святых мощей привлекла к ним иноков, которые основали Яренский общежительный мужской монастырь.


Заключение

Однажды преподобному Сергию было видение множества птиц - будущих иноков его Свято-Троицкой обители и связанных с нею других монастырей: «Сергие! Молишися о своих чадехь, и Господь моление твое приятъ; смотри опасно и виждь множьство инокь, въ имя святыя и Живоначалныя Троица съшедшихся въ твою паству. Святый възревъ, и видит множьство птиць зело красныхъ, прилетевшихъ не токмо въ монастырь, но и округъ монастыря; и гласъ убо слышашеся, глаголющь: имъ же образомь виделъ если птица сиа, тако умножится стадо ученикъ твоихъ и по тебе не оскудеютъ, аще въсхотят стопамъ твоимъ последовати». Исполнение сего дивного видения мы ясно видим в дальнейшей истории нашего русского северного монашества. Ученики преподобного Сергия умножились в Свято-Троицком монастыре и многие из них в поисках совершенного монашеского безмолвия уходили на север, распространяя идеалы служения Богу через Вологодскую область и до самых северных пределов Архангельского края, они сохранили духовные заветы своего отца и наставника и прославили Святую Троицу в многочисленных созданных ими обителях.

Основано 40 монастырей. Из них, в свою очередь, вышли основатели еще 50 обителей. Последователи преподобного стремились к уединению, но в любую глушь к ним стекались люди. Монахи снова бежали в глухие леса, но каждый раз, как следы на снегу, оставались позади них монастыри. Корреспондент «НС» отправилась по этим следам.

Несмотря на разветвленную сеть железных дорог, Россия - страна, где царствуют рейсовые автобусы. Жители какого-нибудь Судиславля говорят о Рыбинске, Тотьме или Ярославле, как москвичи говорят между собой о Новокосине, ВДНХ или Лефортове. И в какие только закоулки не забираются эти дребезжащие допотопные машины по песчаным и глинистым дорогам! Я следовала на них от села к селу, толкалась в очередях к окошечкам автовокзальных касс, движимая неодолимым стремлением хоть разочек увидеть настоящего отшельника.

Авраамий

В XIV веке ученики Сергия Радонежского разошлись от него пешком, чтобы вдали от своего учителя распространить по всей русской земле дух особого, сергиевого монашества, дух пустынножительства, соединенный с любовью к людям. Авраамий Галицкий одним из первых принял от преподобного. Сергия Радонежского монашеский постриг. По свидетельству жития, скончался Авраамий в 1375 году в «глубокой старости», значит, он был намного старше Сергия, которому в то время было около 56 лет.

Уйдя по благословению на поиск уединенной жизни, преподобный Авраамий пришел в Галич. Обойдя большое озеро, на котором стоял городок, он нашел место под высокой горой, где решил отдохнуть и помолиться. Несколько дней Авраамий просил Божию Матерь, чтобы она указала место его отшельничества. И вот, наконец, он услышал голос, который звал его на гору. Взойдя на нее, Авраамий увидел на дереве икону Божией Матери «Умиление». Он еще усердней начал молиться и… «икона подвижеся на древе и сниде на руце преподобнаго, никим же носима». На этом месте Авраамий выкопал себе землянку и остался жить.

Недолго Авраамий оставался в безвестности. Князь галичский Дмитрий Федорович скоро узнал о нем и прислал Авраамию приглашение к себе в город. Естественно, с иконой. От иконы в Галиче совершались многие чудеса, и князь расщедрился на землю и деньги для монастыря. Этот первый Авраамиев монастырь, в честь Успения Божией Матери, практически занимался тем, что просвещал местный народ - чудь. Когда обитель стала многолюдной, Авраамий опять ушел, но ученики снова его нашли. Так Авраамий был вынужден основать второй монастырь в семидесяти километрах от Галича, в честь положения Ризы Богородицы. Вскоре история повторилась, и Авраамию пришлось основать третий монастырь на реке Вига во имя Собора Богоматери. Наконец, в последний раз преподобный совершил попытку жить в уединении, но и тут к нему пришли ученики. В двадцати километрах от третьего монастыря на высоком берегу Чухломского озера близ городка Чухлома возник четвертый Авраамиев монастырь в честь Покрова Богородицы. Он и остался до сего дня.

Над мощами преподобного Авраамия, почивающими в подклете Покровского храма, проносились годы, менялись учреждения: монастырь, детский дом, машинно-тракторная станция, школа и вот опять монастырь. В двадцатые годы чудотворная икона «Умиление», сопровождавшая Авраамия в его трудах и путешествиях, исчезла. Осталась особо почитаемая современной братией монастыря поясная икона преподобного Авраамия, с чудотворной иконой «Умиление» в руках. Еще сохранились крест с вериг преподобного, древний вышитый покров с его раки и икона Божией Матери «Казанская», которая, по наблюдениям монахов и прихожан, сама собой обновляется. Вид у нее действительно необычный. Как будто кто-то старательно оттирал копоть с лика, но пока еще не смог оттереть до конца.

Прибыв в Галич, пересаживаюсь на рейсовый автобус до Чухломы. Ехать недалеко, но долго. Разбитые дороги и заброшенные храмы в лесу сопровождают северный пейзаж за окном.

Солнечная весна 2012-го. Озеро разлилось широко. Далеко на водной глади видны заросли ивняка. Исполняющий обязанности настоятеля архимандрит Михаил идет на службу в Успенский храм и по дороге благословляет паломников: «Вы за водичкой? Должен вас предупредить: вода весной грязная, так что умываться можно, но пить не советую». Особый подвиг монахов Авраамиего монастыря - носить воду из колодезя преподобного в гору в монастырскую поварню. Гора очень крутая. Зимой это особенно тяжело. В девяностые годы XX века этот подвиг выглядел так же, как и при преподобном Авраамии. Сейчас над колодезем стоит часовня, по склону устроена лестница со скамейкой для отдыха, но дух монашеского подвига никуда из монастыря не делся. Встречают путешественников строго, но с любовью. Женщинам придется смиряться, в трапезной их накормят только после мужчин.

Сейчас в обители около 30 насельников. Огромные желтые кресты с пятиглавого Покровского храма, построенного в1607 году «по вере и обещанию» царя Василия Шуйского над мощами преподобного, стоят в земле за алтарем, как богатыри на заставе. «Когда нашли их, не знали, куда приспособить, вот и поставили на монастырском кладбище», - рассказывает монах-экскурсовод. Среди погребенных в обители - княжна Елена Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Федоровича), основатель дворянского рода Лермонтовых Джордж Лермонт и все его потомки.

Сумрак маленького, бесстолпного Успенского храма с узенькими окошками-бойницами. Два монаха поют «Величит душа моя Господа». Поют в унисон, гулкими строгими голосами. На «Честнейшую херувим…» голоса вдруг, как два крыла, раскидываются в разные стороны, и песня кружит прекрасной птицей под куполом древнего храма.

Из обителей, основанных Авраамием Галицким, сохранился только Покровский монастырь близ городка Чухлома. Здесь в подклете монастырского собора покоятся мощи преподобного. На фото: Покровский собор, надгробие над местом захоронения святого Авраамия

Казанская икона Божией Матери в Покровском соборе. По наблюдениям монахов и прихожан, образ сам собой обновляется

Кирилл

Племянник окольничего Димитрия Донского Косьма очень хотел стать монахом. Москвич, образован, впереди карьера, и вдруг такое. Все боялись его постригать: окольничий разгневается. Решился только игумен Махрищского монастыря Стефан. И вот Косьма стал иноком Московского Симонова монастыря Кириллом. Часто в монастырь наведывался игумен Радонежский Сергий. Он приходил в гости к своему племяннику, настоятелю Симонова монастыря архимандриту Феодору. Но часто, минуя келью настоятеля, игумен Сергий сперва направлялся в хлебню к Кириллу и подолгу там с ним беседовал.

Однажды Кирилл услышал голос Божией Матери: «Кирилле, иди на Бело езеро. Там уготовано место тебе». Он вышел из монастыря и направился в леса Белозерской стороны, чтобы найти уединенное место для молитвы. С ним пошел уроженец тех мест будущий преподобный Ферапонт. Кириллу тогда было 60 лет. Место, которое они нашли, оказалось труднодоступно и почти со всех сторон окружено водой озера Сиверского. Это и было нужно. Они поставили крест, выкопали землянку и срубили себе часовню, а когда начали к ним стекаться люди, монахи решили построить первый каменный храм в обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. Шел 1397 год.

Сейчас Кирилло-Белозерский монастырь представляет собой два монастыря. Как матрешка в матрешке, внутри Успенского находится маленький Иоанновский монастырь. В годы опричнины ссыльные бояре щедро жертвовали на обитель, и территория вокруг первого каменного Успенского храма стала обрастать зданиями и церквями, а Святая горка, место первых трудов преподобного, на которой было только два храма - в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Сергия, - так и осталась за своей оградой.

«Вот по этой тропе братия приходила к Кириллу в келью. Сначала надо было заглянуть в часовенку, может быть, отец там молится, - мы с монахом Даниилом поднимаемся на Святую горку - так теперь называется самая древняя часть обители, где начинал свое жительство Кирилл. Отец Даниил отпирает замок каменного футляра-часовни, под которым уже шесть столетий стоит деревянный неказистый сруб. - Это та самая часовенка, которую преподобный срубил для себя собственными руками». В часовню нельзя войти, можно только нырнуть под низкий косяк маленькой дверки, сделав таким образом поклон почти до земли. В полумраке перед вошедшим предстает крест, сильно потесанный и потерявший форму по краям. «Это паломники. Знаете… Ну, погрызли они его, вот решили его тоже в футляр поставить. Правда, не очень помогает», - как бы извиняясь за почитателей преподобного, говорит отец Даниил. Крест стоит посередине часовенки, занимая почти все пространство. Отец Даниил так и не входит внутрь. Он стоит на коленях в проеме двери и, повинуясь какому-то внутреннему приказу, запевает торжественную мелодию тропаря: «Кресту твоему поклоняемся Владыко…»

За 30 лет управления Кирилла в монастыре собралось 60 человек братии. Скончался Кирилл в 1427 году, оставив обитель процветающей. Братия скорбела и просила Кирилла взять их с собой в мир иной. В течение следующего года по разным причинам 30 человек из братии скончались. Над мощами святого построили храм в честь Кирилла Белозерского, как раз рядом с первым Успенским собором обители, а внутри храма поставили тяжелое и богатое серебряное надгробие. К началу XVIII века при монастыре образовалась целая слобода, из которой вырос впоследствии город Кириллов.

15 сентября 1918 года, Кириллов. Несколько человек идут по старой Горицкой дороге. Впереди епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев), с посохом и в клобуке, за ним монахиня и еще четверо мирян. Их сопровождают человек двадцать красноармейцев, толкают прикладами. Вот поворот на учебное стрельбище, к горке Золотухе. Больше сомнений быть не может. «Нас ведут на нашу голгофу», - спокойно говорит епископ. Выстроили всех в ряд. Воздев руки к небу, владыка молится. Вокруг звучат выстрелы и падают люди, епископ читает над их телами молитву на исход души от тела. Его самого пули пока не достают. «Да опусти ты свои руки!» - подбегает раздраженный красноармеец. Владыка поворачивается к нему лицом, опускает руки: «Аминь. Я закончил. Теперь заканчивайте вы». Красноармеец расстреливает епископа в упор.

Тело владыки Варсонофия верующим не отдали, похоронили его в общей могиле на стрельбище. К началу Великой Отечественной войны в Кириллове не осталось ни одного священника и монаха.

В девяностые годы началось возрождение монастыря. Первую литургию совершили в храме преподобного Сергия Радонежского. Ныне монастырь сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год). Места для приема и размещения большого количества паломников в монастыре пока нет. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела епископа Варсонофия Кирилловского, причисленного к лику святых.

Сегодня большой Успенский Кирилло-Белозерский монастырь функционирует как музей. На его территории, как матрешка в матрешке, находится действующий Иоаннов монастырь

В Кирилло-Белозерском музейном комплексе часто проходят городские гулянья. Звуки шумного веселья проникают и за стены Иоаннова монастыря, но монахи уверяют, что им это не мешает

Часовня, срубленная шесть столетий назад преподобным Кириллом Белозерским. Чтобы войти сюда, приходится сгибаться, делая поклон почти до земли

Посередине часовенки, занимая почти все ее пространство, стоит крест, сильно обломанный по краям слишком ревностными паломниками

Сувенирная торговля перед стенами музея - резные странники, схимники, расписные яйца...

Судиславль. Для паломника, направляющегося по следам учеников преподобного Сергия, этот провинциальный городок - узловая станция. Через него проходят дороги и в Галич, и в Чухлому

Павел

Значительно удалившись от указателя со стрелочкой на Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь, автобус Вологда-Рыбинск останавливается на трассе, в часе езды от городка Грязовец. Стрелочка указывает в лес, но туда ведут два поворота. Попробуй выбрать, куда сворачивать, если проверить свой выбор можно будет, только пройдя километров пять. Собственно, на этом расстоянии от трассы и находится древний монастырь, основанный преподобным Павлом Обнорским в 1414 году.

Дождливый промозглый вечер. На трассе - никого, только девушки на обочине. Время не ждет: надо успеть пройти пешком пять километров, все посмотреть в монастыре, вернуться пешком на трассу и перехватить автобус в обратную сторону. Иначе на московский поезд я не попадаю. «Девчонки! Не подскажете, как до монастыря дойти?» - обращаюсь я к ним. «Ой, да вы не туда поворачиваете! Вам вот на Косиково надо. Так прямо пойдете и в монастырь упретесь!» - орут мне девицы сквозь шум автострады.

Лесная дорога делает плавный изгиб, теряется под горой и выныривает из глубокого оврага, открывая стройный сосновый бор на противоположной стороне и небольшой поселок с несколькими каменными строениями. Эти строения и есть Павло-Обнорский монастырь, в прошлом один из самых больших монастырей Русского Севера. В 1924 году основной Троицкий храм монастыря был уничтожен, а его иконы, некоторые из которых написаны самим Дионисием, конфискованы в Третьяковскую галерею, Русский музей и Вологодский музей-заповедник.

Преподобный Павел был родом из Москвы. Он тоже один из первых учеников игумена Радонежского, как и Авраамий, даже одно время нес послушание у него в келье. 15 лет Павел жил отшельником недалеко от Троицкой обители, но к нему стали стекаться люди, и он испросил у преподобного Сергия благословение удалиться еще дальше в непроходимые леса. Согласно житию, три года Павел прожил в Комельских лесах в дупле огромной липы, прежде чем, «Богом водимый», отправился по реке Нурме и нашел на ее берегах пустынное место для нового жительства.

В XIV веке северные леса были наполнены отшельниками. Еще один ученик преподобного Сергия, Сергий Нуромский, нашел Павла, безмятежно кормящим лесных птиц. Некоторые из пташек запросто сидели у Павла на голове. С тех пор началась у Павла с Сергием дружба, в память которой в Павло-Обнорском монастыре впоследствии поставили часовню. Вскоре в лесное уединение Павла опять пришли любители безмолвия. Делать нечего, не хотел сначала Павел их пускать к себе, но вспомнил, что Сергий, его учитель, наставлял всех любить и никому не отказывать в помощи, и решил основать монастырь в честь Святой Троицы. Поставив во главе обители другого монаха, он продолжал жить в своей келье. В январе 1429 года преподобный Павел скончался.

Настоятель игумен Амфилохий, инок и четыре трудника стоят на половичках перед скромным надгробием преподобного Павла в деревянной часовне на месте взорванного в 1930 году храма преподобных Павла Обнорского и Сергия Радонежского. Молебен у мощей после вечерней службы длится недолго, потом все прикладываются к надгробию, под которым лежат мощи преподобного. На пути от часовни к трапезной настоятель распутывает поручи, складывает их в карман, внимательно слушает рассказ о цели позднего визита. «Фотографировать - пожалуйста. А ночевать мы женщин не оставляем», - решение настоятеля сурово, но справедливо. Не для того живут в лесу четыре монаха, чтобы женщинам приют давать.

Выхожу за ворота монастыря. Надо скорее на трассу. Дождь уже промочил куртку насквозь и темной завесой окутывает лес. С приближением ночи растет вероятность ночевки в лесу. Одна надежда на преподобного, авось как-нибудь все устроит. Из-за горы выезжает машина.

Не подкинете до трассы?

Может, вас сразу в Грязовец отвезти? Вам там куда, к вокзалу или на автобус?

…Вечерний грязовецкий вокзал. До поезда на Москву два часа. Сижу на вокзале, поедаю вкуснейшие плюшки, полученные в дар от добрых людей, подобравших меня на дороге. Про себя молюсь - благодарю преподобных за благополучное завершение моего экстремального путешествия. Главное - не сомневаться и положиться на наших святых. Они уж точно не подведут!

Ирина СЕЧИНА

Труды святых учеников Преподобного Сергия Радонежского на землях Московской области (Преподобный Мефодий и Преподобный Савва)

Потапова Наталия Дмитриевна МБОУ Калиновская СОШ

Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года - 25 сентября 1392 года) - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси, один из выдающихся святых Русской православной церкви, оставивший после себя множество учеников, которые продолжали святые подвиги на земле русской. Их труды принесли нашей земле много чудес и благодати. В данной работе рассмотрено две личности - Преподобный Мефодий и Преподобный Савва.

Одним из первых учеников Сергия Радонежского был преподобный Мефодий. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно.

Преподобный Мефодий еще будучи совсем молодым, в числе первых, пришел к Преподобному Сергию и под руководством великого наставника провел несколько лет иноческой жизни. Желая жить в уединении, он по благословению Преподобного Сергия выбрал место для строительства кельи в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах (26 км.670 м) от Дмитрова. В строгом посте и постоянных молитвах текла жизнь Преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира земного, стремясь в страны горные, небесные. Но, подвижническое житие святого Мефодия не укрыли болота и леса от желающих жить в уединении и молитвах, которые собрались, чтобы под его руководством стать достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время Преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое место, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, пешком носил деревья через реку, которую из-за этого назвали Пешношею, а обитель получила имя Пешношской.

С 1391 года Преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе, добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем - труд, молитвы, пост и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, Преподобный. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

Но, не смотря на, ответственность, возложенную на Мефодия временами он, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и в уединении молился. Сюда же приходил к нему для духовных бесед Преподобный Сергий. Поэтому эта местность названа была «Беседа». Скончался Преподобный Мефодий 14 июня 1392 года. В день его смерти, собралось много людей - старцев, сирот и вдов - оплакивать кончину своего духовного отца. Нетленное тело святого Мефодия погребено в сооруженной им обители, где находится по сегодняшний день.

К лику святых Преподобный Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Слава о святой жизни Преподобного Мефодия даже после его смерти привлекала в основанный им монастырь верующих людей, бояр и великих князей.

Несмотря на многие невзгоды, благосостояние Пешношской обители неуклонно росло до начала XVIII века. 1700 год для истории монастыря стал переломным: в этом году царь Петр I совершал плавание по рекам Яхроме и Дубне к Волге и посетил Пешношу. Во время своего пребывания в обители, царь услышал жалобу от игумена Феофана с братией на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», он своим именным указом повелел Пешношскому монастырю быть в ведении Троице-Сергиевой Лавры.

В 1766 году обитель включена в состав Переславской епархии. Отсюда начался период подлинного расцвета Николо-Пешношского монастыря, продолжившийся вплоть до смутных дней XX века. Пешношский монастырь был закрыт в 1927 году, а официальное открытие Николо-Пешношского мужского монастыря, в соответствии с решением Священного Синода от 21 августа 2007 года, состоялось 2 сентября 2008 года.

Еще одним учеников Сергия Радонежского был Преподобный Савва. Преподобный Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. В иноческом образе, когда идет подготовка к тому, что будет принят монашеский постриг, Савва все силы души направил на совершенствование - соблюдал чистоту, много времени проводил в молитвах, уединяясь и пребывая в молчании, никогда ни с кем не беседовал, боролся со страстями (жадностью, завистью, объедением, злостью, гордынею) и упражнялся в добродетелях.

Инок Савва для окружающих казался простым человеком, не обладающий никакими знаниями. На самом деле, он обладал великой мудростью, которая проявлялась в том, что он раньше всех входил в церковь и позже всех выходил из нее, правильно проводил божественное пение , так как испытывал там особое чувство умиления, что не мог удержаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы. Это считалось высокой духовной опытностью и божьей благодатью, за что не только пользовался уважением среди монахов, живущих рядом с ним в одной общине, но и впоследствии исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Ведя монашеский образ жизни, Преподобный Савва обрел добрую славу и уважение князей. Однажды Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель к преподобному Сергия и блаженному Савве и попросил его создать в его вотчине обитель (монастырь). После этого Савва покинул обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, в 50 верстах (53 км 340 м.) в Москвы; это место он выбрал для будущей обители – деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Здесь святой Савва жил в совершенном уединении ни с кем, не общаясь, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами стать их наставником в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью и наставлял, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности - мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения каменного храма, и Савва воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков. И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения.

В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход он пришел в обитель преподобного Саввы попросить у него благословения. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески сказал: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».

Став во главе великокняжеского войска, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в течение трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. После возвращения, Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и отблагодарил его за благословение, которое принесло ему победу.

Достигнув преклонных лет, святой Савва заболел, и, созвав братию, обратился к ним с наставлением: хранить телесную чистоту, молиться и соблюдать посты. После этого Преподобный, назначил игуменом одного из своих учеников и завещал всем монахам быть у игумена в послушании и повиновении.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое - это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе - явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

После Октябрьской революции 17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты VIII-ым (ликвидационным) Отделом Народного Комиссариата Юстиции и изъяты. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Даниловский монастырь, в августе 1998 года их торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.


Виктор Иванович Балдин

В середине XIV в. истерзанная и униженная земля русская уже более ста лет изнывала под гнетом татаро-монгольских завоевателей. В 1237 г. татаро-монгольская конница кровавым вихрем пронеслась по землям Рязанского, Владимирского, Киевского и других русских княжеств, "посекая людей как траву" или тысячами угоняя их в "полон". Путь завоевателей отмечали развалины городов и пепел сожженных деревень. Неподдельным ужасом дышат страницы русских летописей, запечатлевших это нашествие . Жестоко подавляя отчаянное сопротивление, волна завоевателей покатилась и далее на запад; но силы их были так подорваны борьбой на территории Руси, что они вынуждены были вернуть свои войска назад от берегов Вислы и Дуная. Израненная Русь заслонила собой Западную Европу от жестокого порабощения.

"России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией", - писал Пушкин . Заслонив Европу, русские княжества на два с половиной века стали вассалами эолотоордынских ханов. Население вынуждено было платить огромную дань и терпеть унизительное насилие варварского ига.

И хотя постоянно разъезжали по городам и селам ордынские "численники", деловито пересчитывая людей, дабы никто не уклонился от грабительской дани и предельно богат был ежегодный "выход" в Орду, русский народ напрягал все силы для возрождения сельскохозяйственных угодий, создания новых центров экономической и политической жизни. И среди них уже в первой половине XIV в. заметно выдвигается Москва. Выгодное расположение в центре Северо-Восточной Руси, защищенность от набегов кочевников окраинными княжествами, удобство торговых связей по рекам, а также твердая и дальновидная политика московских князей привлекала сюда людей. Именно здесь, в Москве, зреет мысль об объединении всей Руси; в 1325 г. в Москву из Владимира переезжает митрополит, и это делает ее религиозным центром всех русских земель.


Общий вид Св.Троицкой Лавры с юго-восточной сторон. Открытка.

К этому времени и относится основание Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы. О начальном периоде его становления мы узнаем из летописных упоминаний и, главным образом, из первых жизнеописаний основателя монастыря Сергия Радонежского, составленных знаменитым агиографом - Епифанием Премудрым, расширенных и переработанных Пахомием Сербом . При всей традиционной условности этих произведений, они содержат ряд интересных сведений об облике монастыря на самой ранней стадии его развития. Сведения эти принадлежат современникам, видевшим монастырь того времени или описавшим его со слов непосредственных очевидцев ("елико слышах или видех"). Так, Епифаний долгое время жил в монастыре при Сергии Радонежском и, как он сам пишет, начал делать свои записи "запаса ради и памяти ради" в 1393 или 1394 г. ("по лете убо едином или по двое" после кончины Сергия) . Пахомий Серб работал над "Житием" позднее, в 1438-1449 гг., но, как и Епифаний, имел возможность "распытывати и вопрошати древние старци", живших еще под игуменством Сергия .

Названные авторы рассказывают, как ростовский боярин Кирилл из-за княжеских усобиц и притеснений татарских тиунов вынужден был "отъехать" на землю московского князя; с супругой Марией и тремя сыновьями (Стефаном, Варфоломеем и Петром) он поселился в небольшом городке Радонеж, у самой границы Московского и Ростовского княжеств (1339). После смерти родителей один из сыновей - Варфоломей решил посвятить себя монашеству. Но он не хотел идти в обычный "мирской" монастырь, расположенный в городе или его окрестностях; его привлекал путь отшельника, и он собрался "пустынножительствовать" в лес. Варфоломей уговорил пойти с ним старшего брата Стефана, который к этому времени овдовел и был монахом расположенного недалеко Покровского монастыря в Хотькове .

Выбрав удобное место в лесу, на небольшом холме, омываемом речкой Кончурой, вдали от.селений и дорог, братья срубили себе келью и "церковицу малу", посвятив ее Троице (по одним сведениям было это в 1337 г., по другим - в 1345 г.) . Однако Стефан не смог вынести суровой, полной тягот и лишений подвижнической жизни и вскоре ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, а Варфоломей, принявший после пострижения имя Сергий, остался жить в лесу в полном одиночестве. Два-три года спустя к нему стали присоединяться другие монашествующие; каждый ставил себе келью там, где ему хотелось, возделывал огород и жил самостоятельным хозяйством.

Когда число монахов достигло 12, образовался монастырь; Сергий стал его игуменом. (По месту расположения обители основатель именовался Радонежским.) Сергий один из первых в Северной Руси возрождает строгий устав "общинножития", подобном тому как это было сделано в Киево-Печерском монастыре (с 1688 г. - Лавра) в XI в. В отличие от тех монастырей, где каждый монах жил своим отдельным, иногда довольно обширным хозяйством, новый устав предполагал единую братию с общим хозяйством; все монахи должны были носить одинаковую одежду, жить в одинаковых кельях, питаться вместе в общей трапезной, участвовать в общих работах, выходить за ограду только с разрешения игумена. Такая строгая дисциплина не всем пришлась по душе, и некоторые монахи тайком покинули Сергия.

Для обеспечения нового уклада жизни потребовалось произвести перестройку монастыря. Сергий "монастырь больший распространив, келий убо четверообразно устроити повеле, посреде же церковь болшю воздвиже, от всюду видима яко зерцало, трапезу же и ина елика в потребу братиам" . Одновременно были поставлены и другие здания, куда игумен распределяет "братию по службам: ового келаря, и прочих в поварни, в еже хлеба пещи, ового еже немощным служити с всякым прилежанием" и т.д. .

Обитель Сергия стала походить на четко распланированный городок: кельи располагались по сторонам прямоугольной площади ("четверообразно") вокруг новой церкви и трапезной; позади келий отводилось место для огородов и хозяйственных служб - житниц и сараев. Весь монастырь окружала ограда (тын) из вертикально поставленных бревен или толстых кольев; у ворот постоянно находился сторож - "вратарь". Над воротами была устроена еще одна церковь, посвященная патрону великого княза московского - Дмитрию Солунскому. Примечательно, что этот принцип регулярного построения монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней; его планировка служила примером при строительстве других монастырей и городов .

Сергий Радонежский обладал выдающимися личными качествами. "Крепкый душею", "могуты за два человека", "мало же словесы глаголавша", "вещая же делы учаща" - говорят о нем современники. Сквозь сложную узорчатость "плетения словес" Епифаниева "Жития" выступает образ скромного и очень сильного человека, перенесшего в одиночестве полную лишений жизнь в лесу среди диких зверей и "бесовских испытаний". Его дни были наполнены неустанным трудом и самосовершенствованием. И став игуменом, он строит жизнь братии на навыках усиленного труда, на привычках к строгому порядку во всем - в чтении, в стремлении к знаниям, в помыслах и чувствах.

Сам Сергий не выделял себя среди других членов братии, вместе с ними участвовал в общих работах, подавая пример истинной кротости и трудолюбия.

В "Житии", которое состоит из отдельных сюжетно законченных глав-рассказов, приводится характерный случай, когда один крестьянин, пришедший посмотреть на прославленного игумена, не признает его во вскапывающем огород монахе, одетой в заплатанное рубище, и только земной поклон князя перед Сергием рассеивает его сомнения .

В условиях татаро-монгольского ига и опустошительного разорения защита христианского народа от гибели заслонила собой другие церковные служения. И Сергий участвует в политической жизни, поддерживая дальновидную политику великого московского князя в единении сил для освобождении Родины. Со своей стороны великий князь всячески покровительствовал Сергиеву монастырю, видя в нем духовную и моральную опору, которая была так необходима молодому центру политической жизни. Благодаря такой поддержке Троицкий монастырь приобретает фактическое первенство среди монастырей Московской Руси, а за его игуменом закрепляется слава радетеля земли Русской. Сергий становится духовником великого князя Дмитрия Ивановича, крестит его сыновей, участвует в государственных делах; константинопольский патриарх шлет ему свои грамоты и подарки, митрополит Алексий перед кончиной хотел видеть его своим преемником. "Слава и слышание пронесеся о нем повсюду", - записывают летописцы ; наряду с событиями общегосударственного значения они отмечают болезнь "чюдного старца", при жизни называя его "святым", - факт беспримерный в русской истории по отношению к какому-либо лицу. "Игуменом земли Русской" называли Сергия в народе.

Московские князья не раз призывали Сергия для решения сложных междоусобных разногласий, и игумен прославленного монастыря только силою своего морального авторитета неизменно подчинял строптивых князей "голосу Москвы". Так, например, в 1365 г. Сергий по поручению митрополита Алексия закрывает все церкви в Нижнем Новгороде, чтобы принудить непокорного князя Бориса согласиться на переговоры с союзником Москвы суздальским князем .

Особенно широкий отклик в народе получила неустанная деятельность Сергия по содействию подготовке вооруженного отпора татарским поработителям. В то время как московский князь Дмитрий Иванович развертывает строительство укреплений к югу от Москвы, готовя арену для предстоящих боев с монголами, Сергий с помощью своих учеников основывает здесь же ряд укрепленных монастырей - Высоцкий близ Серпухова, Голутвин близ Коломны (1374), Симонов под Москвой (1379).

Карательные набеги кочевников все чаще встречают вооруженный отпор, а московский князь даже прекращает выплату дани (1374). Русь явно начинает выходить из повиновения ордынским ханам.

Тогда Мурза Бегич предпринимает хорошо подготовленный поход на Москву. Но русские дружины встретили татарскую конницу на рязанской земле у реки Вожи; при попытке форсировать реку татарское войско было разгромлено и обращено в паническое бегство (1378).

Золотая Орда решила не просто наказать непослушного московского "вассала", а вновь пройти огненным смерчем по Русской земле. Два года собиралось огромное войско со всех подвластных территорий; усиленное наемниками из соседних земель, оно двинулось на Москву под водительством темника Мамая (1380), который был так уверен в победе, что даже распорядился прекратить работы на полях, обещая скоро обеспечить всех за счет грабежа русских земель. ("Ни един из вас не пашите хлеба, да будете готовы на русские хлебы".)

Московский князь Дмитрий Иванович проявил дальновидность и мужество, - он не только сумел объединить воинские силы княжеств, но и обратился с призывом к народу. Его гонцы объявляли всюду, что "призывают всякие человеки постоять за Русь". В короткий срок под его стяги собралось великое ополчение; когда русские рати прибыли на смотр под Коломной, "то сами удивились силе своей".

Перед выездом из Москвы к войскам полный раздумий и тревог князь Дмитрий Иванович вместе с ближайшими воеводами посетил Сергия Радонежского в его обители (ил. 8). Летописцы повествуют, как после молебна за успех предстоящего похода Сергий благословил князя на подвиг и по его просьбе послал к ним двух иноков своего монастыря - Пересвета и Ослябю, "зело умеющих ратному делу и полки уставляти еще же и силу имущих и удальство велие и смельство" . Он как бы подчеркивал этим, что война за независимость Родины священна и долг каждого, в том числе и монаха, принять участие в ней. Благословение на битву прославленного игумена имело огромное значение для поддержания высокого воинского духа. Такую же роль выполняли "ободряющие грамоты", которые получал от Сергия князь во время похода. Содержание писем неизменно становилось известно войскам: "Без всякого съмнениа, господине, с дръзновением пойди противу свирепьства их, никако же ужасатися, всяко поможет ти Бог" .

Дружины русских двинулись навстречу вражеским полчищам, упреждая их набег на Москву. Они переправились на другой берег Дона и вынудили Мамая принять бой на просторном Куликовом поле. 8 сентября 1380 г., когда утренние лучи солнца разогнали густой туман в пойме Дона и Непрядвы, противники увидели друг друга.

По древнему обычаю сражение началось с поединка. Могучий ордынский богатырь Темир-Мурза (Челубей), "велик и страшен зело", звеня доспехами, проскакал перед рядами русских воинов, громко вызывая смельчака помериться с ним силою. Вызов принял Александр Пересвет - он выехал навстречу в скромной схимнической мантии, расшитой крестами, крепко сжимая длинное копье. Воцарилась глубокая тишина: оба войска замерли, следя за единоборством. Привстав на стременах, противники разогнали своих коней и "ошиблись" на полном скаку; пронзив один другого копьями, оба замертво вместе с конями пали на землю, "ударившись крепко толико громко и сильно, яко земле потрястися".

Конец поединка стал началом исторической битвы. Татары обрушились всей мощью своей конницы на передовой полк русских - "и бысть сеча велика и брань крепка" (ил. 9). Уверенный в успехе, Мамай, не заботясь о резервах, гнал в бой все новые и новые силы. Не один раз его воины прорывались к великокняжескому знамени и пытались подрубить его; казалось, они были близки к победе. Но в самый критический момент в бой вступил "запасный полк" русских, скрытно стоявший в дубраве на берегу Дона. Его стремительная атака в тыл и фланг вражеского войска вызвала панику. Русские перешли в наступление, обратили врагов в беспорядочное бегство. Одним из первых скакал назад сам Мамай ("и прибежа в землю свою не во мнозе дружине"). Великого князя Дмитрия Ивановича нашли лежащим без сознания, но без серьезных ран, хотя все доспехи на нем имели следы вражеских ударов.

Восемь дней не уходило русское войско с поля сражения: оставшиеся в живых хоронили павших. А многие города и княжества увозили своих земляков в дубовых колодах в родные земли. (Тело Пересвета было перенесено в Москву, в Симонов монастырь, и захоронено в церкви Рождества Богородицы. Позднее рядом с ним положили и Родиона Ослябю.)

Весть о разгроме татар быстро разлетелась по всей земле. Звоном колоколов и всеобщим ликованием встречала Москва победителей, а своего князя народ нарек Донским. Вернувшись в Москву, Дмитрий Донской посетил Троицкий монастырь и пробыл там более трех недель (с 4 по 28 октября). Он благодарил Сергия за поддержку в трудную для Родины годину, присутствовал на заупокойной литургии и панихиде по тысячам ратников, оставшихся на Куликовом поле. Князь от себя пожаловал монастырю "место под церковь и под кельи близ своего государева двора" в Кремле и освободил от взимания "государевых пошлин" с монастырских вотчин, промыслов и "с людей годовщины" (поголовных сборов), "покамест дом живоначальные Троицы учнет стояти" .

В Троицком монастыре установилась традиция в Дмитриевскую родительскую субботу отмечать память воинов, павших на Куликовом поле; особо поминаются при этом Пересвет и Ослябя .

Велико было значение победы на Куликовом поле для судеб русского народа: он воспрянул духом, поверил в собственные силы, получил реальную надежду на полное избавление от ненавистного монгольского ига. И хотя пройдет еще целый век, прежде чем окончательно будет сброшена унизительная зависимость от Золотой Орды, но время это будет проходить под знаком роста национального самосознания русского народа, его нарастающего сопротивления поработителям. Многострадальная Русь не только выстоит и восполнит колоссальный ущерб, нанесенный завоевателями, но и создаст условия для дальнейшего развития земледелия и городов, торговли и ремесел, культуры и искусства.

Разгром на Куликовом поле вызвал взрыв усобиц в Золотой Орде - Мамая с позором свергли, и он тайно, под чужим именем, бежал в Крым, где и был убит. Его преемник -хан Тохтамыш - спешно стал собирать новое "великое войско" и уже через год выступил на Русь. Поход готовился в глубокой тайне, и татарам удалось неожиданно для русских ("изгоном") переправиться через Волгу. А князья нижегородские и рязанские поспешили навстречу Тохтамышу и выговорили обещание не трогать их земли; за это Олег Рязанский даже взялся показать удобные переправы через Оку.

Поздно получил Дмитрий Донской весть о страшном нашествии; не успел он собрать рати с других городов и княжеств для отпора. С небольшой дружиной поскакал князь на север, мимо Троицкого монастыря - сперва в Переяславль-Залесский [*] , а затем в Кострому, чтобы готовить новые полки. Братия Троицкого монастыря вместе с игуменом спешно бежала в Тверь; там же укрылся и московский митрополит Киприан.

В августе 1382 г. Тохтамыш подошел к Москве. Затворившиеся в Кремле жители три дня отбивали штурмы татар; они впервые применили тогда "огненный бой" - стрельбу из пушек каменными ядрами. Но с помощью изменников Тохтамыш прибегнул к хитрости: сыновья нижегородских князей от его имени клятвенно заверили осажденных, что татары готовы уйти, как только получат откуп. Москвичи поддались коварным обещаниям и сами отворили ворота крепости. И сразу же последовала страшная расплата: Кремль был разграблен и сожжен, более 24 тыс. человек полегло убитыми, многие сгорели или утонули в реке, спасаясь от смерти. Однако, опасаясь подхода Дмитрия Донского из Костромы, Тохтамыш поспешил назад; перед уходом татары пограбили города вокруг Москвы, а затем не пощадили и Рязанское княжество. Затерявшийся в лесах Троицкий монастырь не попался тогда на пути их разбойничьих отрядов и остался цел. Московским князьям пришлось снова возить дань в Орду, только теперь в еще больших размерах...

Единственным удельным княжеством, не подчинившимся Москве, в то время оставалась Рязань. Ее князь Олег вероломно нарушал договоры, не раз вступал в союз с татарами; в 1385 г. он даже напал на Коломну и разбил московское войско. И тогда по просьбе Дмитрия Донского в Рязань отправился Сергий Радонежский. Летописцы подробно описали его дипломатическую миссию: "Старец чюдный тихими и скромными словесы... беседовав с ним (Олегом Рязанским. - В.Б.) о ползе души и о мире, и о любви", и тот, "устыдебось толь свята мужа", переменил "свирепство свое на кротость". Олег заключил с Москвой "вечный мир и любовь род в род", который тут же подкрепил женитьбой своего сына на дочери Дмитрия .

Присутствовал Сергий и при кончине Дмитрия Донского: его имя стоит под духовной грамотой великого князя, и среди тех, кто отпевал великого князя, первым называется "Сергий игумен преподобный старец" (1389). Ненадолго пережил Сергий Дмитрия Донского - московский летописец записал под 1392 г.: "Toe же осени... преставился преподобный и богоносный отец наш игумен Сергеи Троецкыи, иже в Радонеже... и положен бысть в честней обители святыя Троица, иже сам созда" . За полгода до кончины Сергий передал руководство обителью своему любимому ученику Никону, с которым некоторое время даже жил в одной келье. Сергий хотел, чтобы его похоронили на территории монастыря - там, где обычно хоронили всех монахов, однако братия с согласия митрополита положила его в монастырской церкви "на правой стороне".


Успенский собор. Фото: А. Джус.

Имя Сергия и его монастыря навсегда слилось с судьбами России. Троицкий монастырь сделался как бы сердцем Московской Руси и одним из крупнейших очагов русской древности, культуры и просвещения.

Сергий Радонежский принадлежит к числу тех выдающихся людей в истории Древней Руси, деятельность которых имела благотворное значение для судеб страны и сохраняется в памяти народной. В.О. Ключевский так определил значение его для русского общества: "Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял павший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, своим силам, вдохнул веру в будущее... При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады преподобного Сергия... положенные в живую душу народа" .

К концу XIV в. Троицкий монастырь стал одним из влиятельных центров политической и культурной жизни Древней Руси; он сохранял затем это значение на протяжении столетий. "Деятельность Сергия в делах государственных была, вероятно, главнейшею причиной того, что обитель Троицкая... занимала очень важное место в составе всего Московского государства", - справедливо отмечает И. Забелин Обитель Сергия была также просветительской школой, где монахи получали определенное воспитание и подготовку для ведения миссионерской деятельности. В монастыре было собрание рукописей и налажена переписка книг ("и самые книги не на хартиях (пергаменте) писаху, но на берестех" ). Широко развито иконописание и художественные ремесла ("рукоделие").

В Троицком монастыре жили и работали известные художники, писатели, мастера прикладного искусства. Отсюда вышли основатели и других монастырей, заложившие основу северорусского общежитийного монашества и распространившие традиции обители Сергия. Это Роман Киржачский, Андроник Спасский, Мефодий Песношский, Авраамий Городецкий, Федор Симоновский, Афанасий Высоцкий, Григорий Голутвинский, Савва Звенигородский, Павел и Сильвестр Обнорские, Ферапонт Белозерский и другие. Только во второй половине XIV в. Сергием и его учениками были основаны двадцать два монастыря в различных русских княжествах. И летописец имел полное основание сделать приписку в записи о кончине Сергия: "Бе началник и учитель всем монастырем иже в Руси" .

Меняется и окружение монастыря. Епифаний Премудрый свидетельствует, что если ко времени основания обители "пусто бяше место то... с вся страны лесове, всюду пустыня", то теперь здесь селятся крестьяне, "съставиша села и дворы многы и насеяша села и сътвориша плод житен и умножися зело" . Своеобразной моделью Троицкого монастыря того времени может служить село Благовещенское, расположенное в 2 км к северо-западу от него. Упоминаемое еще в документах XV в., село это до нашего времени сохранило свои первоначальные размеры и "четверообразную" планировку: избы располагаются по сторонам прямоугольной площади, посредине которой возвышается деревянная церковь .

Игумен Павел (Григорьев),
наместник Михаило-Архангельского монастыря с. Козиха Новосибирской обл.

Монастыри, основанные Преподобным Сергием и его учениками («Школа Преподобного Сергия»)

Доклад

Ваше Высокопреосвященство, уважа­емые отцы, братья и сестры!
Всем русским людям известна Троице-Сергиева Лавра и её великий основатель - Преподобный авва Сергий. Народное благо­честие нарекло его Игуменом всея Руси, и для этого имеются все основания.
Самим Преподобным Сергием, его учениками и духовными друзьями было основано до сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей, так что духовное потомство великого радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонёк духовной жизни и разливая свет христианского просвещения. Мы не можем представить себе полной картины распространения монашества из обители Сергиевой, поэтому ограничимся лишь краткими сведениями об учениках и собеседниках Преподобного Сергия, основавших свои обители.
Богу было угодно утешить ещё при жизни смиренного радонежского подвижника пророческим откровением о будущем многочисленном духовном его потомстве. Автор Патерика Свято-Троицкой Сергиевой Лавры граф Михаил Толстой так передаёт пророчество о последователях Преподобного Сергия: «Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет неба. „Сергий! - говорил голос. - Господь услы­шал молитву твою о чадах твоих“. Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: „Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим“. Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг неё, изображали собой достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни, наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову».
Немало монастырей было основано и самим радонежским игуменом.
В 1357 году Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия его ученика Андроника для устроения обители Всемилостивого Спаса . Место было избрано в семи верстах от Кремля, на речке Яузе, и сам Преподобный Сергий приходил благословить это место. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
В 1358 году Преподобный Сергий построил на Киржаче церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и братские кельи. Прожив в новой обители четыре года, Преподобный Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем Киржачского монастыря своего ученика Преподобного Романа.
Около 1373 года князь Владимир Андреевич, основатель Серпухова, пожелал устроить в этом городе иноческую обитель - Серпуховской монас­тырь  - как лучшее училище благочестия. Он пригласил к себе Преподобного Сергия и просил его совета. Святой старец благословил доброе намерение князя и вместе с ним осмотрел место будущей обители. Князь просил старца оставить строителем новой обители пришедшего с ним ученика, Преподобного Афанасия. При содействии благочестивого князя строительство обители вскоре было закончено, и к Афанасию собралось множество братии.
В 1377 году игумен Сергий и митрополит Алексий основали другой монастырь под Москвой - Симонов (Успенский) . Его первым игуменом стал ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор, впоследствии возглавивший ростовскую кафедру.
В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Божией Матери на реке Дубенке. Первым его игуменом и строителем стал Преподобный Леонтий, ученик Сергия Радонежского.
Спустя три года, в 1381 году, после славной победы на Куликовом поле великий князь Димитрий Иванович основал Дубенский Успенский монастырь , что «на острову», где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия.
Около 1385 года, исполняя просьбу великого князя Димитрия Ивановича, Преподобный Сергий построил Коломенский Голутвин монастырь в честь Богоявления Господня и поставил в нём игуменом своего ученика Преподобного Григория.
Назовём и ряд монастырей, устроенных учениками Преподобного Сергия.
Одним из первых учеников и постриженников Преподобного Сергия был Преподобный Авраамий Галицкий. В Радонежской обители Авраамий трудился в хлебне и поварне, носил дрова и воду для братии и был удостоен пресвитерского сана. Желая высшего подвига, он испросил у великого старца благословения и удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь, на горе близ Галицкого озера, он обрёл чудотворную икону Богоматери «Умиление сердец» и поставил себе часовню и келию. По просьбе князя Димитрия Фёдоровича Преподобный Авраамий принёс обретённую им святыню в Галич, где от святой иконы было много чудес, почему усердный князь дал средства Преподобному построить на месте явления сей иконы монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы , а самого Авраамия убедил стать игуменом этой обители. Много потрудился святой игумен над обращением дикого чудского племени к Христовой вере, и Матерь Божия видимо помогала ему в том обильными чудесами от святой Своей иконы. Когда обитель стала очень многолюдна, Преподобный удалился вёрст за семьдесят; ученики нашли его и здесь, и скоро была основана другая обитель - Положения пояса Богоматери. Затем Авраамий удалился на реку Вига и основал там монастырь во имя Собора Богоматери. Наконец он ушёл и оттуда и в двадцати верстах от Вигской обители построил четвёртую обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и почил о Гос­поде. Так переносим был сей светильник смирения с одного места на другое, и везде он возжигал светочи духовной жизни.
Преподобный Павел Обнорский, или Комельский, родом из Москвы, был также одним из первых учеников Преподобного Сергия. Он проходил в обители великого старца послушания на кухне и в трапезной, был и на келейном послушании у самого игумена Сергия. Потом он испросил у старца благо­словения жить в уединении в окрестных лесах, а через пятнадцать лет просил у Преподобного Сергия благословения идти в более отдалённую пустынь. После долгих странствий по пустынным местам Павел остановился, наконец, в Комельском лесу. Он избрал себе дупло старой липы вместо келии и три года подвизался на том месте, никому не ведомый. Потом он перешёл на реку Нурму и там поставил келию. Преподобный Сергий Нуромский, также ученик Сергия Радонежского, однажды пришёл к нему и увидел такую картину: стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на его голове и плечах, а он кормил их из рук; рядом стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы и зайцы бегали кругом, ожидая того же… Вот жизнь невинного первого человека! По совету Преподобного Сергия Радонежского Павел испросил у митрополита Фотия благословения на устроение здесь общежительного монастыря во имя Живоначальной Троицы .
В четырёх верстах от пустынного жилища Преподобного Павла подвизался его друг и духовный отец - Преподобный Сергий Нуромский. Родом грек, он пришёл в Радонежскую пустынь к Преподобному Сергию с Афонской горы и долго жил под руководством великого отца иноков. По его благословению он основал на реке Нуроме монастырь Преображения Господня .
В двадцати верстах от обители Преподобного Павла другим учеником Преподобного Сергия Радонежского, Сильвестром Обнорским, была основана обитель Воскресения Христова .
В 1361 году возникла обитель Пешношская, основанная пустыннолюбивым Мефодием. В молодые годы он пришёл к Преподобному Сергию и несколько лет жил под его духовным руководством. Потом по благословению старца он уединился в глуши дубового леса за рекою Яхромою и на небольшом возвышении среди болот поставил себе келию. Вокруг него вскоре стала собираться братия. Посетив Мефодия, Преподобный Сергий посоветовал ему построить храм в другом, более сухом месте и благословил то место, где теперь стоит Пешношская обитель .
Преподобный Афанасий-пустынник, «зовомый Железный посох», подвизался на том месте, где в дальнейшем был основан Череповецкий Воскресенский монастырь .
На берегу реки Тьмы, в тридцати верстах от Твери, где ныне расположено село Тутань, Преподобным Ксенофонтом Тутанским был основал Тутанский Вознесенский монастырь .
В десяти верстах от города Мосальска Преподобный Ферапонт Боровенский основал Успенский монастырь .
Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий, почти до самой кончины Преподобного Сергия жил в его обители, а потом поселился в глухом лесу у железных рудников, в тридцати верстах от Галича. Великий князь Василий Димитриевич дал Иакову средства построить на месте его подвигов монастырь во имя Иоанна Предтечи .
Преподобный Кирилл Белозерский некоторое время был настоятелем Симоновской обители, но потом, по любви к уединению, удалился в свою келию на Старом Симонове, а оттуда вместе со своим другом Ферапонтом ушёл в пределы Белозерские, близ Вологды. Там Кирилл положил основание обще­жительной обители Успения Пресвятой Богородицы, а Ферапонт основал дру­гой общежительный монастырь Рождества Богородицы .
В 1409 году Преподобный Ферапонт, по желанию можайского князя Андрея Димитриевича, перешёл в Можайск и там, в версте от города, основал Лужецкий монастырь .
Преподобный Савва Сторожевский, по кончине Преподобного Сергия и по удалении Преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял монастырём Преподобного Сергия. По желанию звенигородского князя Юрия Димитриевича в 1398 году близ Звенигорода на горе Стороже Савва основал монастырь во имя Рождества Богородицы .
Современные Преподобному Сергию подвижники благочестия высоко ценили его духовную опытность, дорожили его мудрыми советами и наставлениями, заимствовали от него своё иноческое образование. Как писал замечательный церковный историк и духовный писатель Андрей Николаевич Муравьёв, «не в меру излилась благодать Божия на сего избранника, и он, смиренно стараясь быть ниже других, невольно превозмогал всех обилием своих духовных дарований, которые так высоко и, можно сказать, одиноко поставили его над ликом иночествующих своего века и последующих».
Назовём наиболее известных из них.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, основатель обители Прилуцкой , близ самой Вологды.
Преподобный Стефан Махрищский, который в 1358 году на берегу реки Махрищи, в 35 верстах от обители Сергиевой, основал Свято-Троицкий монастырь .
Преподобные Павел и Феодор Ростовские, просившие Преподобного Сергия избрать им место для обители и благословить начало их святого дела. Углубившись в непроходимые тогда лесные дебри, окружавшие Ростов, Преподобный Сергий указал место на берегу реки Устья, где и был основан Борисоглебский монастырь . Феодор основал также Никольский монастырь на реке Ковже , впадающей в Белое озеро.
Преподобный Дионисий, архиепископ Суздальский, постриженец Киевский, - основатель Печерского Вознесенского монастыря на берегу Волги, в пяти верстах от Нижнего Новгорода.
Преподобный Евфимий, ученик Дионисия, во время своего пребывания в Суздале неоднократно приходивший к Преподобному Сергию для духовного собеседования с ним. Он основал две обители: Васильевскую , в пяти верстах от Гороховца, и известный Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
Святитель Стефан Пермский, основавший три обители в устьях Выми, Вычегды и Сысоли .
Святитель Михаил Смоленский, ученик Преподобного Феодора Симонов­ского, или Ростовского, чудотворца.
Великий подвижник земли Русской Преподобный Сергий Радонежский со своей обителью и своими учениками был, по словам летописца, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси». Влияние Преподобного Сергия способствовало формированию общежительства в русских монастырях, а основанная Преподобным Троицкая обитель стала основанием и корнем великого древа монашества.
Спаси Господь за внимание!

Loading...Loading...