Национальная монотеистическая религия с культом бога яхве. Национальные религии

Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия, одна из немногих религий Древнего мира, сохранившаяся до наших дней с небольшими изменениями. Формирование иудаизма начинается во втором тысячелетии до н.э. и определяется развитием принципиально новой религиозной концепции - идеи единого Бога-творца и властителя Вселенной. В качестве вождя и пророка Моисей предстает посланцем Бога Яхве.

Иудаизм формировался постепенно, перерабатывая культурно-духовные традиции не только евреев, но и других народов Передней Азии. В истории становления иудаизма выделяют четыре этапа. Древний период (примерно в ХV-ХIV вв. До н.э. с образованием Израильского царства) - становление монотеизма, связанного с культом Яхве. Второй этап - палестинский период. Он включает эпоху независимого существования иудейско-израильского государства. В это время происходит формирование иудаистськои религиозной традиции. Палестинский период завершается вавилонской агрессией против Иудейского царства, завоеванием Иерусалима, разрушением в 586 г. до н. храма и взятием в пленением большого количества евреев. Третий период - эпоха "другогохраму". Он начинается с возвращения иудеев из вавилонского плена в 538 г. до н. и восстановление Иерусалимского храма. В новой еврейскому государству канонизируется Пятикнижия (Торы), тем самым укрепляются основы вероучения. Эпоха "второго храма" завершается римским завоеванием Палестины, вторым разрушением Иерусалимского храма в 70 г. н. Э и насильственным выселением евреев с исторической родины. Четвертый период - так называемый "период диаспоры" (рассеяние) - Ьу ст. н.э., когда евреи, лишенные государственности и расселены на значительной территории Римской империи, создают в местах своего поселения синагоги. В диаспоре завершается формирование и канонизация Талмуда.

Священными книгами иудаизма является Тора и Талмуд. Тора - сводная название пяти первых книг Ветхого Завета - Пятикнижия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Содержание книг Торы включает мифы о сотворении мира и человека, историю взаимоотношений людей с Богом после изгнания Адама и Евы из рая, в периоды до и после потопа (книга Бытие), учение о культе и тому подобное. Кульминационным моментом Торы рассказ о деяниях пророка Моисея (Моше).

Талмуд (от древнееврейского - "ламейд" - изучение, учение) - многотомный сборник иудейских догматических правовых, религиозно-философских, нравственных и бытовых предписаний, сложившихся в течение восьми веков - от IV в. до н.э. по IV в. н.э.

В основе иудаистського вероучения лежат идеи монотеизма, потому-гообраности еврейского народа и мессианства. Идея единобожия является главным догматом иудаизма. Она воплощается через культ Яхве (в христианских изданиях Ветхого Завета - Иеговы). Согласно преданию, Яхве заключил с избранным народом Израиля союз (завет). Это своего рода договор, согласно которому народ Израиля пользуется покровительством всемогущего Бога при условии, что не отречется от единобожия и будет верен заповедям божьим. Яхве выразил свою волю в виде Закона, суть которого в десяти заповедях, переданных Моисею на Синайской горе.

Учение о мессию (др.. - Маши, давньогр. - Христос) возникло как своеобразный ответ на постоянные социальные и политические потрясения еврейского общества и государства. Приход мессии в мир означает конец света. Ожиданиям конца света и царства справедливости пронизан мировоззрение верующего еврея. Оно символизирует надежду на лучшие времена и одновременно является одним из важнейших стимулов праведной жизни.

Также в Торе и Талмуде изложены положения о сотворении мира и человека (по образу и подобию Бога), об ангелах и демонах, первородный грех, праведность, потусторонний мир, возмездие, будущее воскресение мертвых.

Важнейшие религиозные праздники иудаизма связанные с фактами священной истории евреев и эсхатологическими представлениями. Особое значение придается субботы - Шаббат (евр. Покой), дню, который, согласно заповедям Моисея, должен быть посвящен Богу и следует отдыхать от всякой работы. Песах (Пасха) - праздник освобождения, память об исходе евреев из египетского рабства отмечается по лунно-солнечному календарю в весенний месяц нисан. На 50-й день от второго дня Пасхи наступает праздник Шебуот (Седмица) - день, когда, согласно преданию, Моисею на горе Синай была дана Тора. Рош Ашана (Новый год) отмечается первого числа месяца Тишрей (сентябрь-октябрь), Ханука (обновления) отмечается в письмах-топада-декабре, Йом Кипур - праздник Судного дня, когда Бог выносит каждому человеку приговор "согласно ее заслугами".

Различные формы иудаизма. В VIII в. н. е. возникло течение караимов, что отвергают почитание Талмуда, а также некоторые традиционные обряды, которые не упомянуты в Торе. В настоящее время большинство караимов проживает в Израиле. Каббала - мистическое течение в иудаизме, ее главные тексты - "Се-фер Иецира" ("Книга Творения") и "Зогар" ("Сияние") посвящены способам открытия скрытого смысла Торы, в которой, по утверждению каббалистов, записано прошлое и будущее мира и судьбу каждого человека. Хасидизм (от др.. хасид - "благочестивый", "набожный", "святой") возникает в XVIII в. в среде еврейских общин Правобережной Украины и Польши и, опираясь на каббалу, также утверждает, что Тора имеет тайный смысл, но обнаружить его могут только цадика (праведники), которые сами "стали Торой". Родоначальником и первым цадика хасидизма был Израэль бен Ели-Эзер (1700-1769). Хасиды - сторонники религиозного фундамента-лизма, они особенно стремятся сохранять чистоту веры. Особенно влиятельной является община хасидов в Израиле.

Главные идеи иудаизма были восприняты и адаптированы христианством, в котором Иисуса Христа было провозглашено ожидаемым мессией. Но иудаизм не соглашается с тем, что появление мессии уже состоялась, и продолжает ждать его прихода. Иудаизм придает особое значение не столько самой вере, сколько поступка, поведении по вере. В плане монотеизма иудаизм более строгий, чем христианство, отстаивает догмат о троичности Бога. Христианство, в отличие от иудаизма, решительно отрицает богоизбранность любого народа. Ислам также во многом базируется на иудейской традиции: в Коране значительное место занимают сюжеты и персонажи, заимствованные из нее.

Вообще, иудаизм, христианство и ислам являются разными вариантами монотеизма, их называют авраамических религий. Авраам (Ибра-хим) был первым человеком, приняла веру в единого Бога. Эти религии составляют генетически и внутренне связанные системы, которые возникли на почве религии древнего еврейства.

Среди национальных религий, в значительной степени повлияли на развитие мирового религиозного процесса, следует прежде всего назвать иудаизм - национальную религию евреев. Многие мировоззренческих представлений, догм и ритуалов иудаизма можно увидеть в мировых религиях - христианстве и исламе. Кроме того, в условиях потери евреями государственности и территории иудаизм играл роль главного фактора сохранения евреев как нации. Иудаизм в узком смысле - это сугубо национальная религия, поскольку иудеями могут быть только этнические евреи. В широком смысле он представляет собой комплекс правовых, моральных, философских и религиозных представлений, которые на протяжении тысячелетий определяли уклад жизни еврейского населения Земли.

Иудаизм - первая в мире монотеистическая религия

Истории известны три религиозные монотеистические системы: иудаизм, христианство и ислам. Религиоведение установило их преемственность, взаимное влияние и закономерность возникновения в одном регионе Земли - ближневосточном. Здесь, на Ближнем Востоке, раньше, чем в других регионах нашей планеты, зародились первые древнейшие очаги цивилизации, сформировались первые цивилизованные деспотии, государства с абсолютной властью фараонов, императоров, царей. Монотеизм - отражение деспотического абсолютизма. Единственный деспот, режим абсолютной власти в то далекое от нас время не могли функционировать без своей духовной опоры - религии с одним-единственным богом.

Иудаизм - первая в истории монотеистическая религия. С небольшими изменениями в догматике, культе и организации он существует со II-I тыс. До н. е. Процесс его возникновения и формирования известен нашим современникам, главным образом, из текстов Библии, точнее, древнейшей ее части - Ветхого Завета.

Термин "иудаизм" (в переводе с иврита - "Яаадут") происходит от имени Иегуды - мифического основателя древнего племени евреев. Согласно библейской легенде, это племя было самым многочисленным и сильным среди двенадцати еврейских кочевых племен. В Библии о них упоминается как о "двенадцать колен Израилевых", основоположниками которых якобы были двенадцать сыновей Иакова, одного из патриархов (вождей) предков израильтян: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулан, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Вениамин, Иосиф (колено Иосифа иногда разделяют на колени Эфраима и Манассии). Они кочевали берегами Средиземного моря. Во главе племен стояли военачальники (в Библии они называются "судьями"). В XIII в. до н. е. эти племена пришли в Ханаан - ближневосточного региона, позже стал называться Палестиной по имени племени филистимлян (от др.. "пелиштим" - народ моря), которое завоевало узкую прибрежную полосу Средиземного моря примерно в то же время, когда евреи захватили равнину региона. В Библии часто упоминаются и другие его названия: "земля Израиля", "земля евреев", "земля Яхве", "наследство Израиля", "Священная земля", "Земля обетованная". Древние иудеи Палестиной называли только западную часть территории, которую заселяли филистимляне ("Палестина" - "Филистии" - земля филистимлян). "Отец истории" Геродот называл эту землю "Сирия Палестина", а с начала V в. до н. е. греки распространили название "Палестина" на всю территорию региона. Несмотря на такой плюрализм названий, нельзя считать, что употребление слова "Палестина", в применении к древнему миру, хоть как-то бросает тень или, наоборот, добавляет аргументов к сегодняшней политико-национально-религиозной территориального спора между евреями и арабами-палестинцами. Более 50 лет продолжается эта конфронтация с частыми кровавыми конфликтами и разрушительными войнами.

Потребность в защите неустойчивого объединения еврейских племен от многочисленных врагов-кочевников стала причиной появления сильной централизованной власти. По инициативе судьи Самуила в Ханаане был создан монархию - Израильско-иудейское царство. Первым ее царем в 1030-1010рр. н. е. был Саул. Он происходил из маленького еврейского племени вениамитян, потомков Вениамина, и был специально предложен на царство, чтобы свести к минимуму межплеменные распри, а то и вовсе покончить с ними. В одном из боев с филистимлянами Саул погиб. Его сменил царь Давид из рода Иуды. Он правил в 1010-970 гг. До н. е. В Библии Давида назван величайшим из царей. Он превратил Израильско-иудейскую государство из коалиции разрозненных племен в единую империю, а Иерусалим - на ее столицу (с тех пор Иерусалим называют "городом Давида"). Будучи талантливым музыкантом, он написал книгу Псалмов. Его успешное правление обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин "иудей" стал часто использоваться как эквивалент термина «еврей».

В 970-930 гг. До н. е. царем Израильско-Иудейского царства был сын Давида Соломон по прозвищу "Мудрый". Он прославился гибким умом и необычностью суждений. Нашему современнику трудно поверить в то, что этот человек действительно жил и был царем, имела поразительное количество жен и наложниц, построила странный храм, которому суждено неоднократно быть разрушенным, отстроенным и снова превращенным в руины. Но больше всего Соломон заслужил уважение потомков своим умом. Он был едва ли не единственным персонажем в истории цивилизации, о котором и иудеи, и христиане, и мусульмане утверждают: "Устами библейского царя говорит сама Мудрость". За последние три тысячи лет эту истину никто так и не решился опровергнуть.

Соломон стал царем в шестнадцатилетнем возрасте. О начале его царствования известный историк еврейского народа Иосиф Флавий (I в. Н. Э.) Гласит: "Юные годы его не мешали ему быть справедливым, строго соблюдать законы и помнить предсмертные наставления своего отца. Он решал все дела с большой осторожностью, что был намного старше и обладал значительно большим опытом... "1.

Первое же судебное решение, его принял Соломон, раскрыло народу всю глубину мудрости молодого царя. К нему пришли две женщины, которые жили по соседству и одновременно родили детей.

Ребенок одной из женщин умерла, и она тайно подложила ее соседке, а себе забрала живу. Вторая мать лишь утром заметила подмену. По ее мольбы вернуть сына, соседка ответила: "Нет, твой сын мертвый, а мой - живой". Обе женщины обратились к царю Соломону с просьбой их рассудить. Он выслушал обоих и сказал, что немедленно прикажет разрубить ребенка пополам, чтобы поровну разделить ее между претендентками. Услышав такое, настоящая мать согласилась отдать сына своей соседке чтобы только сохранить ему жизнь. Другая упорно твердила: "Пусть он не достанется ни тебе, ни мне. Рубите!". Тогда царь объявил, что он точно определил, кто является настоящей матерью младенца. Такой мудрый подход к решению проблем получил название "Соломоново решение".

По преданию, у царя Соломона был перстень, на котором было высечено изречение: "Все проходит". В тяжелые моменты Соломон смотрел на него и успокаивался. Но однажды случилось такое несчастье, что мудрые слова, вместо того, чтобы утешить царя, вызывали у него приступ раздражения. Разгневавшись, он снял кольцо с пальца и швырнул его на пол. Перстень покатился и Соломон вдруг увидел, что на его внутренней стороне тоже есть какая-то надпись. Заинтересовавшись, он поднял кольцо и прочитал: "И это пройдет". Таким образом, эта, казалось бы, трагическую ситуацию было предусмотрено вековой мудростью. Горько засмеявшись, Соломон надел перстень и больше с ним не расставался.

Исследователи истории евреев и иудаизма приписывают Соломоновы авторство 90% мировой афористики (обобщенных и завершенных мыслей-выражений в лаконичной форме): "Все суета сует. Все тщетно и ловля ветра»; "Не поможет богатство в день гнева, правда спасет от смерти"; "Мудрая жена обустраивает свой дом, а глупая разрушает его собственными руками"; "Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит камень вверх, до того он и вернется"; "Что золотое кольцо в носу свиньи, то же и женщина красивая, но безрассудная" и т. Д. Соломону также приписывается авторство глав Библии - "Экклезиаста" (от давньогр. - Проповедник), "Песнь песней" и "Притчи Соломоновы" (915, из других источников - 3000, небольших аллегорически назидательных рассказов, в которых содержание событий и их развитие зависят от сверхъестественного начала).

За годы правления Соломона Израильско-иудейское царство стало богатой и могущественной империей, однако люди в ней страдали от великихподаткивипримусовоитрудовоиповинности.У930 г. до н. Э. э., когда престол после Соломона унаследовал его сын Ровоам, народ поднял против него восстание, в результате чего государство разделилось на два самостоятельных царства: Иудею (на юге) и Израиль (на севере). Иудейское царство основали два колена Израиля - Иуды и Вениамина. Оно было небольшим (его площадь составляла примерно 5630 кв. Км), просуществовало до 587 г. до н. Э. э., когда его захватили вавилоняне разрушили Иерусалим и насильно переселили большую часть населения в Вавилон. Израильское царство основала остальные поколений сыновей Иакова. Его территория была в три раза больше площадь Иудеи. Просуществовало оно до 721 г. до н. Э. э., когда его завоевали ассирийцы.

Еврейские племена в Ханаане были политеистическими, с многочисленными простыми культами и первобытными ранними верованиями, как и любые другие кочевники. Только во второй половишь П тыс. До н. е. в части этих племен (в связи с процессом распада в них родового строя) возникло представление о сотворении мира единственным творцом. Конечно, им мог стать только главный бог племени Иуды по имени Яхве, поскольку это еврейское племя в Ханаане было не только мощным, но и наиболее воинственным (отсюда еще одно имя в Яхве - Саваоф, что в переводе с древнееврейского значит - воинственный). В те времена Яхве-Саваоф представлялся богом с крыльями, летает между облаками и появляется во время грозы, молнии, бури и пожара.

Постепенно Яхве был признан общим Богом всех двенадцати колен. Все другие боги были частично отвергнуты, некоторые слились с образом Яхве, а части из них много евреев поклонялись веками и в дальнейшем. Авторитет Яхве значительно вырос в еврейской общине после того, как во время правления царя Соломона в Иерусалиме его честь был воздвигнут храм (945 г. до н. Э. Е.). Яхве стал почитаться как царь, с небесного трона руководит судьбами людей земного царства - Израиля.

Храм строили десятки тысяч людей на протяжении семи лет. Он был построен из камня, внутренние стены были облицованы ливанским кедром и инкрустированные золотом. Храмовый комплекс включал притвор (часть храма, отделенная от средней его части глухой стеной), святилище (алтарь - часть храма, предназначенную для священнодействия духовенства) и Святую Святых - комнату размером 10 метров в длину, ширину и высоту. В Святая Святых находился Ковчег Завета - ящик для хранения священных предметов. Изнутри эта комната была обшита кедровым деревом с резными и инкрустированными золотом изображениями херувимов (в иудейской мифологии - одни из высших, следующие после серафимов, ангелы с шестью крыльями и многими глазами), плодов и цветов. По свидетельству Иосифа Флавия, вокруг храма было построено тридцать маленьких помещений, прочно скрепляли структурные элементы главного помещения. Внутри все здания были соединены между собой дверью. Наружная отделка храма была выполнена со столь тщательно обтесанных и пригнанных друг к другу камней, никто не заметил на нем даже следа от молотка или какого-то другого инструмента. Несмотря на всю эту величие, здание воспринималась как чрезвычайно легкая через соотношение своих элементов, а вся ее гармоничность казалась скорее естественной, чем результатом проявления строительного искусства. Во время освящения храма Соломон обратился к Богу с молитвой, в которой были такие слова:

Господи Боже Израилев!

Нет Бога подобного Тебе

на небе вверху и на земле внизу;

Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим,

которые ходят перед Тобой, всем сердцем своим...

Небо и небо небес не вмещают Тебя...

Услышь обращения и молитву, которую раб Твой

провозглашает Тебе сейчас.

В 587 г. до н. Э. е. Иерусалим захватила армия царя Вавилонского (ныне территория Ирака) Навуходоносора П. Храм Соломона был разрушен, значительная часть населения царства оказалась в плену, а другим удалось бежать в страны, расположенных на побережье Средиземного моря. Через 50 лет Вавилонское царство было завоевано Персией, и евреи получили возможность вернуться на родину. Однако не все они вернулись в Иерусалим. Большинство осталась жить в разных частях Персидской империи. Состоялось первое рассеяние евреев по Земле. В истории это явление называется процессом образования еврейских диаспор. Одним из его последствий стало увязывание евреями своего религиозной жизни с местными синагогами (с гр. - Собрание, собрание, молитвенный дом и сообщество верующих в иудаизме). В дальнейшем синагоги превратились в главное место религиозного поклонения и образования. Этот факт стал одной из основных причин быстрого увеличения еврейских общин в странах Средиземноморья в течение последующих веков.

В 520 г. до н. Э. е. восстановление храма Бога Яхве в Иерусалиме было завершено. Этот, по сути, второй Иерусалимский храм значительно уступал первому. В нем не было Ковчега Завета. По преданию, Соломон якобы знал, что его храм будет разрушен и поэтому подготовил подземный тайник, в котором пророк Иеремия спрятал затем Ковчег Завета. Найти этот тайник не удалось до сих пор. На место в Святая Святых, где находился Ковчег Завета, было положено камень, на него первосвященник ставил кадильницу в великий день очистки; в Святая Святых был только один золотой светильник, а жертвенник во дворе храма был составлен из камня. Но и этот храм разрушили в 70 г. н. Э. е. римские завоеватели во время подавления восстания евреев. От него сохранилась только одна западная стена. ее называют "Стеной Плача". До сих пор она остается местом паломничества иудеев всего мира.

С 520 г. до н. Э. е., то есть со времени построения второго Иерусалимского храма, иудаизм существует как монотеистическая религия. Яхве стал единственным Богом иудеев, а все беды и невзгоды евреев начали объясняться расположением определенной их части другим богам.

Тысячелетняя мечта всех иудеев - восстановить Иерусалимский храм, построить новый, третий храм бога Яхве. ее осуществления значительно приблизилось после того, как, согласно решению Организации Объединенных Наций (ООН), 14 мая 1948 было провозглашено создание независимого государства Израиль, а территорию Палестины разделена на еврейскую (20770 кв. км) и арабское государства. Но уже в 1948-1949 гг. Состоялась первая арабо-израильская война, в ней Израиль захватил значительную часть арабской территории и не допустил создания Палестинского арабского государства. У1964 г.., Во время очередной арабо-израильской войны, Израиль оккупировал и большие территории Египта, Сирии, Иордании, восточную часть Иерусалима. В 1979 г.. В Кэмп-Дэвиде (СЕЛА) было подписано мирное соглашение между Израилем и Египтом, а в 1993 г.. Израиль и Организация освобождения Палестины достигли договоренности о создании Палестинской автономии. Однако вопрос об окончательном возвращении захваченных Израилем территорий еще не решен. Противостояние на Ближнем Востоке продолжается и в начале XXI в., Что никак не способствует повышению авторитета иудаизма, его возвращению к своим религиозным традициям.

Итак, освобождение иудеев из Вавилонского плена и построение в 620 г. до н. Э. е. в Иерусалиме второго храма в честь бога Яхве дали начало новому, монотеистической этапа в эволюции иудаизма. Вавилонский плен стал причиной расселения евреев в других странах и возникновения там еврейских колоний (диаспор). Под влиянием окружающих религиозных течений и включение в зороастрийскую культуру в иудаизм были привнесет вера в мифы об ангелах и сатану, в загробное царство и бессмертие души. Тогда же, во время Вавилонского плена, среди евреев усилилось движение за освобождение, и иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной независимости в форме их возвращения на землю предков с целью восстановления Иерусалимского храма. Во главе объединения евреев вокруг Иерусалимской святыни стали жрецы.

Иудаизм - первая в истории человеческого сообщества монотеистическая религия. Она является результатом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока - Месопотамии, Египта и Ханаана. На протяжении веков иудаизм сохраняет свою самобытность и оригинальность.

«Революционная сущность яхвизма состояла в предложенной им концепции социальной религии (social religion) как противоположности повсеместно распространённым в ту пору религиям природы (natural religions), космотеистическим учениям, обожествлявшим силы природы и материализующим эти силы в различных фигурах и образах.

Яхвизм провозглашал веру в абстрактную духовную силу, управляющую природными процессами и деятельностью людей, в силу, которая возвышается над всеми смертными правителями и стоит на страже законных интересов простого народа, охраняя основы справедливости и мира в человеческом обществе.

Не приходится удивляться, что яхвизм как религия в своей первоначальной форме зародился в пустыне, где природа не слишком щедра к человеку: именно здесь с большей вероятностью могло сформироваться представление об абстрактном божестве, символизирующем господство над человеком и природой, о божестве как источнике мирового закона и социальной взаимозависимости людей.

Эта сущность Яхве выражалась и раскрывалась не наглядно в картинах или статуях, не на алтарях на поросших травой холмах, - а в глубокой тишине пустыни. Пламенеющая накидка на одном из первых изображений Яхве (вспомним видение горящего куста и пылающей горы Синай) позднее претерпела ряд изменений. Яхвистско-монотеистическая концепция была усовершенствована в общественном отношении и постепенно очищена от чувственной образности пантеизма.

Не культ, требовавший жертвоприношений, не огонь на алтаре иерусалимского Храма и даже не предписанные ритуалом молитвы верующего теперь свидетельствуют о наличии настоящей религии, но чистое сердце, доброе дело, достойная жизнь (индивида и общества), социальный строй, в котором нет ни угнетателей, ни их жертв, ни голодных и нуждающихся, - общество, в котором равенство и человеческое взаимопонимание бесконечны, «как воды, наполняющие море».

Неслучаен и тот факт, что яхвистское монотеистическое учение, так же как и борьба за принятие его в качестве основы построения человеческого общества возникли в культурной жизни малого народа, землю которого окружали великие державы древности, малого народа, который на собственном трагическом опыте прочувствовал весь ужас и всю отсталость политики силы. Древние империи - Ассирийская, Вавилонская, Египетская, а позднее Персидская, Греческая и Римская возникали, завоевывали, правили и в битвах за господство терпели крах и рассыпались на части.

Как символ своей земной борьбы правители этих держав возводили пантеоны, где изображали своих богов сверхъестественными гигантами, побеждавшими соперников в кровавых битвах и делившими между собой власть над миром так же, как их человеческие подобия делили власть над странами на земле.

В противовес подобному реакционному взгляду на религию как культ тирании и грубой силы у передовых народных мыслителей и духовных лидеров Древнего Израиля - страны, которая не могла строить свою жизнь на основе насилия, - возникла и шаг за шагом развивалась новая идея.

Это была идея одного Бога, единого для слабых и сильных, для ближних и дальних стран, всемирного Бога, сотворившего землю для всех детей человеческих и управлявшего миром не как кровавый деспот, а как отец, справедливо и милосердно.

Надо признать, что изначально Яхве виделся пророкам исключительно как национальный Бог израильского народа. До поры до времени Он был снисходителен к существованию космотеистических религий в других странах. Он, если можно так выразиться, признает их временное независимое владычество на других территориях и над другими народами. Однако очень скоро идея пророков выходит на новый, более высокий уровень.

Социальная религия яхвизма теперь осознаётся как универсальная, мировая религия, а все космотеистические течения, что бы они собой ни представляли и где бы ни существовали, признаются ложными и отвергаются. Искусно и последовательно развивается идея о том, что человек способен осознать Бога, но не может сотворить себе Его или Его материальное воплощение. […]

Нелегко было и внедрить в сознание сельских жителей представление о высшей абсолютной мировой силе, управляющей природными процессами и человеческим обществом, воздающей праведникам и поддерживающей добродетельных; о том, что благодать Божью невозможно купить, как милости земных правителей; что Божья милость снисходит как награда за праведное и достойное поведение человека. Выступая как орудие Бога и справедливости, пророк становился выразителем мощи человеческого сознания и глубокой убежденности, возникшей в нем как результат религиозного вдохновения.

Данный религиозно-психологический аспект придавал огромную силу социальным высказываниям пророков - силу, которую не могли уменьшить или уничтожить ни безразличие невежественных масс, ни террор деспотичных правителей. Для пророков Бог оставался вечно неизменным, источником социальной истины и справедливости, силой, карающей тиранов и угнетателей, служение которой великая честь. Таково было веление времени. Хотя посланнику Божьему не избежать боли и мук, оскорблений и гонений - принесение им в жертву собственного благосостояния и даже жизни ради народа, ради торжества правды и справедливости в обществе вполне оправданно».

Шмуэль Айзенштадт, Пророки. Их эпоха и социальное учение, М., «Параллели», 2004 г., с. 36-39.

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тысячелетия до н.э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т.е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств – покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа. Детальное описание .

Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых, как стало считаться позже, иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: Богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого поступали, стал считаться один и тот же – Яхве. Почему же Яхве удалось стать единственным Богом древних иудеев?

Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т.е. в Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. С помощью различных чудес (мановением руки он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т.п.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

Многие серьезные исследователи отмечают, что в исторических документах, в частности древнеегипетских, нет прямых данных, подтверждающих эту легендарную традицию, и что вся версия о египетском плене и исходе евреев из Египта в Палестину сомнительна. Сомнения эти небезосновательны. Но следует учесть скудость древних источников и принять во внимание, что масштабы и значение всей этой тщательно описанной в библейских сказаниях истории могли быть значительно преувеличены. Не исключено, что небольшое семитское племя действительно оказалось в Египте либо близко от него, прожило там ряд веков, затем покинуло эту страну (может быть, даже вследствие конфликта), унеся с собой немало из культурного наследия долины Нила. К числу элементов такого культурного наследия в первую очередь следовало бы отнести тенденцию к формированию монотеизма.

Не имея прямых доказательств, специалисты обращают внимание на косвенные свидетельства того большого влияния, которое оказала египетская культура на идейно-доктринальные принципы иудеев, зафиксированные в Библии. Так, например, библейская космогония (первоначальная водная бездна и хаос; витающий в небе дух; сотворение духом из бездны и хаоса света и тверди) едва ли не буквально повторяет основные позиции египетской космогонии из Гермополя (в Древнем Египте было несколько вариантов космогонии). Еще более наглядные и убедительные параллели ученые зафиксировали между знаменитым гимном богу Атону времен Эхнатона и 103-м псалмом Библии: оба текста – как на то, в частности, обратил внимание академик М. А. Коростовцев – почти в одинаковых выражениях и в идентичных контекстах славят великого единого Бога и его премудрые деяния. Эти свидетельства выглядят весьма убедительно. Как знать, может быть, реформы Эхнатона действительно оказали воздействие на идейно-концептуальные представления небольшого народа, находившегося где-то рядом с Египтом (если даже не под его властью) в середине II тысячелетия до н.э.?

Культ Яхве

Эти важнейшие изменения в общественной жизни людей не могли не найти своего отражения в религии: из многочисленного сонма духов и богов, в которых верили различные еврейские племена и роды, выделился бог, который стал считаться покровителем всего еврейского народа. Понятно, что это могло иметь место только тогда, когда стали объединяться племена. Богом еврейского народа стали считать Яхве, или, как его раньше неправильно именовали в литературе, Иегову.

Культ Яхве очень древнего происхождения. Он существовал задолго до объединения еврейских племен в израильское государство. Но тогда он был одним из многих культов, а сам Яхве считался одним из многих богов, которым поклонялись различные еврейские племена. Известны, например, имена богини Анат, богов Бетэль, Эльон, Шаддай. Сказывалось и влияние народов?соседей, в частности финикиян, ассирян, вавилонян: евреи заимствовали у них богов Таммуза, Молоха, Астарту.

В истории известна форма религии, которой в конце XIX века учеными было дано название {генотеизма}. Она заключается в том, что данный народ или данное племя поклоняются определенному богу, считая его своим верховным покровителем и руководителем: но при этом он не отрицает существования и других богов, чужих, покровительствующих другим народам и племенам. Поклонение Яхве было на протяжении многих столетий не монотеистическим, не единобожеским, а геотеистическим: оно не исключало, а, наоборот, предполагало признание того, что у других народов существуют другие боги.

Вначале Яхве почитался некоторыми родами и племенами скотоводов-кочевников как дух или демон пустыни. В дальнейшем он превратился в бога племени Иуды. Когда еврейские племена соединились в Израильское государство, причем главную роль в этом соединении сыграло племя Иуды, бог-покровитель этого племени стал богом-покровителем всего еврейского народа и Израильского царства. Изменилась и его основная функция. Так как главной его задачей, как покровителя, стало руководство военными операциями против филистимлян, моавитян и прочих внешних врагов, он стал богом войны. Постепенно менялся в воображении верующих и внешний вид бога Яхве. Первоначально он изображался, вероятно, в виде льва, потом? в виде быка (тельца). В дальнейшем Яхве приобретает человеческий образ, хотя в очень многих случаях и позднейшие его изображения сохраняют черты животного.

В представлении верующих Яхве отнюдь не был вездесущим: он обитал в определенном месте. Известно, что гора Синай долго считалась обиталищем Яхве. Высоты ее служили предметом культа и других богов Палестины. Когда культ Яхве стал приобретать преобладающий характер, на тех же высотах стало совершаться служение Яхве, так же до сих пор на них совершалось служение прочим ваалам (хозяевам, богам). Переадресовать богослужение с любого ваала на Яхве было очень легко, так как характер этого богослужения был один и тот же: как правило, это было кровавое жертвоприношение, сопровождаемое весьма кратким словесным обращением к богу. Вопрос о месте богослужения считался весьма важным. Он был связан с вопросом о том, где живет бог, ибо молиться ему надо было именно там, где он находился. С течением времени возникло представление о том, что Яхве обитает в одном определенном месте? в ковчеге. По библейскому описанию, ковчег представлял собой ящик на носилках, на крышке которого стояли два золотых литых керуба (херувимы)[См. Исход, гл. XXXVII.]. Некоторые исследователи древнееврейской религии считают, что первоначально ковчег изображал собой трон Яхве, другие полагают, что в нем находились статуи Яхве в виде тельца и его жены Анат-Яху. Существует еще мнение, что в ковчеге находились камни-метеориты. Во всяком случае, примечательно, что бог Яхве, по библейским представлениям, жил в переносном ящике.

По мере того как культ Яхве все больше вытеснял культы других племенных и родовых богов, выделялись и с течением времени приобретали все большее значение жрецы этого бога. Главной их обязанностью в этот период являлось не жертвоприношение? этим, по старой традиции родового общества, занимаются еще сами верующие, преимущественно главы родов и семей, ? а вопрошание божества, испрашивание у него предсказаний и совета. Жрец гадал при помощи камешков или палочек, называющихся урим и тумим, а также другими способами; Яхве ему безотказно отвечал, а верующий, обратившийся к помощи Яхве через посредство жреца, получал «точный» ответ на вопрос о том, как ему поступить в данном конкретном случае. В случае если с вопросом обращался сам царь, ответ приобретал особенно важное значение: в зависимости от него царь мог, например, начать или не начинать войну. В руках жрецов имелось, таким образом, важное средство воздействия на государственную политику.

Нет сомнений в том, что богу Яхве приносились человеческие жертвы. Библия сохранила много следов этого варварства. Хотя соответствующие места ее написаны в более позднее время, обычай человеческих жертвоприношений, безусловно, имеет более древнее происхождение и, конечно, относиться и к тому периоду, о котором мы сейчас говорим.

В этот период современных библейских книг еще не было. Были устные предания, сказания, песни, притчи и другие произведения народного творчества, конечно религиозно окрашенного.

Loading...Loading...