Нужно ли доказывать существование аллаха атеистам? الوجُود аль-Вуджуд - Существование.

Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, – начал свой рассказ опечаленный факих. – К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

«В каком году родился твой Господь?» – задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил ». «В таком случае, – продолжали безбожники, – с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца ». «Чтобы мы поняли твои ответы, приведи убедительные доводы», – не унимались спорщики. Тогда Нуман спросил: «Какая арифметическая цифра есть перед цифрой четыре?» Они ответили: «Три». «А перед цифрой три?» – снова спросил будущий имам Абу Ханифа. Они ответили, что перед цифрой три есть два, а перед двойкой – единица. «А какая цифра есть перед единицей?» – задал свой последний вопрос Нуман. Безбожники ответили, что перед единицей нет никакой арифметической цифры. «Если перед единицей не существует ничего, то что же может быть до единого Аллаха, сотворившего весь этот мир и все творения? Поистине, наш Аллах предвечный, истинно существующий ». Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли? » Неопровержимые ответы Нумана привели группу атеистов в изумление.

Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, - начал свой рассказ, опечаленный факих. - К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

«В каком году родился твой Господь?» - задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил». «В таком случае, - продолжали безбожники, - с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца». «Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли?».

Визит хариджитов

В 745 году хариджиты восстали против халифа, Ирак охватила война, в результате которой города Куфа, Васит и Мосул оказались во власти смутьянов. Они утверждали, что мусульманина, совершившего тяжкий грех, а значит, впавшего в неверие, дозволено убивать. Они не щадили никого, кто был не согласен с их мнением. В то время имам Абу Ханифа был известным в Ираке учёным-законоведом. В городах, захваченных хариджитами, имам вступал с ними в диспуты.

Однажды к имаму в мечеть пришла группа хариджитов. «О Абу Ханифа, - обратились они к имаму. - Мы зададим тебе два вопроса. Если ты ответишь на них правильно, мы оставим тебя в покое, в противном случае - тебя ждет смерть». «Спрашивайте», - ответил имам. Хариджиты продолжили: «На пороге находится два трупа: один принадлежит пьянице, другой - женщине, которая умерла при рождении ребёнка, зачатого от прелюбодеяния, так и не покаявшись. Они мусульмане или неверные?» Хариджиты были готовы тут же прикончить имама, если он ответит, что они - мусульмане.

Имам задал хариджитам встречный вопрос: «Были ли эти умершие иудеями?» Нет. «Были ли они христианами?» — снова спросил Абу Ханифа. Услышав отрицательный ответ, имам снова спросил: «Они огнепоклонники?» Нет. «Они были язычниками?» Снова нет. Тогда имам спросил хариджитов, кем же они в таком случае являлись, какой общине принадлежали? Хариджиты ответили, что они были мусульманами. Тогда имам продолжил: «Вы сами ответили на свой вопрос и признали, что они были из числа мусульман».

Хариджиты спросили у имама: «Эти покойные отправятся в рай или же в ад?» «Я скажу про них то, что пророк Ибрахим (мир ему) сказал про ещё худших людей, - и имам прочитал аят Корана. - А также я скажу про них то, что пророк Иса (мир ему) сказал про ещё худших из людей: «Если Ты подвергнешь их наказанию, о мой Аллах, то, поистине, они рабы Твои. Если Ты простишь им грехи, то, поистине, Ты над всякой вещью мощен и во всём исходящем от Тебя заключена мудрость». Смущённые хариджиты раскаялись и попросили прощения у имама Абу Ханифы.

Магомед Гамзаев

17:32 2014

Для верующего человека доказательства существования Бога не имеют принципиального значения, поскольку для него сам факт существования Вселенной и человека указывает на неизбежность существования Творца. Однако далеко не каждый, особенно в наше время, согласен принять на веру положения, пусть даже вполне логичные, если они не подкрепляются материальными аргументами. Научное мышление вытесняет мышление религиозное, и всё больше людей отказывается от формулы «не испытывай, но веруй». Открытие Н.Коперником (1473-1543) вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, разработка И.Ньютоном (1643-1727) системы физических законов, в основе которых лежали понятия массы и силы, скорости и ускорения, подорвали авторитет религии в Европе. Открытие теории эволюции Ч.Дарвина (1809-1882), теории относительности А.Эйнштейна (1879-1955), квантовой теории и, наконец, теории «Большого взрыва» было расценено как окончательное торжество материализма. Пропасть между наукой и религией стала сокращаться после того, как Европа глубже познакомилась с исламом и Кораном.

Писание Аллаха, не претерпевшее на протяжении свыше четырнадцати веков никаких изменений и содержащее удивительные естественнонаучные или обществоведческие знания, ничуть не противоречащие подтверждённым наукой фактам, разрушает материалистическую идеологию и доказывает истинность религии Аллаха. Сокрушая любые сомнения относительно своего небесного происхождения, Коран выступает в качестве доказательства, которое можно услышать и ощутить, над которым можно задуматься и поразмыслить. Более того, Коран призывает мусульман быть рациональными даже в вопросах веры: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (ан-Намл, 64). Аналогичное веление ниспослано в 24-ом аяте суры «ал-Анбийа».

Но является ли рациональной сама вера в Аллаха? Нужно ли доказывать существование Творца? Как следует из Священного Корана, среди неверующих народов, к которым приходили посланники Аллаха, были такие, которые признавали Его существование, и такие, которые не признавали этого. Одним из величайших неверующих, отрицавших существование Всевышнего Творца, был египетский владыка - Фараон, возразивший пророку Мусе: «А что такое Господь миров?» (аш-Шу‘ара, 23). Приходя к таким неверующим, посланники доказывали правдивость своей миссии не только чудесными знамениями, но и рациональными доводами. Они сокрушали сомнения неверующих неопровержимыми логическими аргументами, и поэтому в Коране сказано: «Посланники говорили им: “Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?”» (Ибрахим, 10).

Следует признать, что доказать отсутствие Аллаха невозможно. Материалисты пытаются сделать это, раскрыв природу происходящих во Вселенной явлений, однако открытие природных законов нисколько не противоречит идее о сотворении мира Аллахом. Напротив, это лишь доказывает безграничную мудрость и совершенную власть Творца. Фактически, чтобы доказать отсутствие Творца, материалистам следовало бы исследовать все уголки Вселенной и даже выйти за её пределы. Не случайно Фараон, чтобы опровергнуть пророка Мусу, приказал своему визирю построить для него высокую башню: «О Хаман! Разожги [огонь] над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он один из лжецов» (ал-Касас, 38). Между тем существование Аллаха подтверждается множеством аргументов, которым уделялось внимание уже на раннем этапе развития исламской религиозной мысли.

Ибн Абу ал-‘Изз в комментариях к трактату имама ат-Тахави по вероучению (С. 84-85) сообщил, что некоторые последователи калама решили обсудить с Абу Ханифой вопрос признания Аллаха единственным Господом. Он сказал: «Прежде чем начать беседу по этому вопросу, скажите, что вы думаете о корабле в реке Тигр, который сам плывёт и нагружается продуктами, товарами и прочими вещами, потом сам возвращается, швартуется и разгружается, а потом уходит обратно? Он никем не управляется и всё это делает сам!» Люди сказали: «Такое невозможно!!» На это он сказал: «Если такое невозможно в отношении корабля, то как такое возможно в отношении этой Вселенной с её высшим и низшими мирами?!»

Классифицируя аргументы, указывающие на существование Творца, их можно разделить на онтологический, космологический, телеологический, практический, психологический и основанный на авторитете откровения.

Онтологический аргумент опирается на разум: никто из тех, кто понимает, что такое Аллах и какими качествами Он обладает, не может даже представить себе, что Его не существует. Аллах самодостаточен и совершенен, и Его существование есть фактическая необходимость. Человек может предположить, что Аллаха нет, но тот несуществующий объект не может обладать совершенными качествами Аллаха.

Мухаммад ибн ‘Абдаллах ас-Сухайм пишет: «Разум не может не признать того, что у этой Вселенной есть Великий Творец, потому что разум воспринимает Вселенную как творение, имеющее начало и не существующее само по себе, а у творения непременно должен быть создатель. Человек также знает, что, когда он попадает в трудное, критическое положение, когда он не способен отвратить беду человеческими усилиями, он всей душой обращается к небу и молит своего Господа об облегчении, если даже в остальные дни он отрицает Его и поклоняется идолам. Это непреложная истина, которую нельзя отвергнуть и с которой нужно согласиться. Более того, даже животные, когда с ними приключается несчастье, поднимают голову и устремляют взор к небу» [ас-Сухайм, Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Ал-Ислам усулух ва мабадиух. С. 178].

Космологический аргумент опирается на факт существования мира: всё, что имеет начало, имеет причину своего существования, и если Вселенная имеет начало, то она должна иметь причину. Эта причина и есть Аллах, ибо Вселенная не могла возникнуть из небытия. В Коране сказано: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами - творцы?» (сура 52 «Гора», аят 35). Когда же мы задаёмся вопросом, откуда возник Аллах, то приходим к пониманию Его извечности и самодостаточности.

Телеологический аргумент опирается на конкретные качества, присущие сотворённому миру: целесообразный замысел и порядок, существующий во Вселенной, доказывают существование у неё Творца. Всё сущее в природе подчиняется определённым законам и ведёт себя сообразно некоему замыслу, даже если оно лишено сознания. Тот, кто направляет всё сущее к определённой, заранее намеченной цели, и есть Аллах [Подробнее см.: Томпсон М. Философия религии].

Задумайтесь над взаимосвязью, существующей между процессами во Вселенной. Переваривание пищи зависит от работы желудка, а работа желудочно-кишечного тракта - от поступления крови. Кровообращение зависит от наличия кислорода в воздухе, что, в свою очередь, зависит от жизнедеятельности растений. Жизнь растений невозможна без тепла и света, излучаемого Солнцем, а существование Солнца зависит от других окружающих его звёзд. Всё вокруг нас находится в тесной взаимосвязи, что указывает на существование у Вселенной единого Творца.

Ибн ал-Каййим в книге «Мадаридж ас-саликин» (1/74) пишет: «Задумайся над высшим и низшим мирами со всеми их частями, и ты увидишь, что они свидетельствуют о существовании Творца, Создателя и Правителя. Для человеческого разума и естества отрицание Творца равносильно отрицанию существующего мира. Между этими отрицаниями нет никакой разницы. Более того, для людей с чистым, просветлённым и возвышенным разумом и здоровым естеством указание Творца на творения, совершающего действие на само действие и изготовителя на изделие очевиднее, чем обратное. Мудрые и проницательные люди познают деяния и творения Аллаха через Него, в то время как остальные люди познают Аллаха через Его творения и деяния. Несомненно, оба пути правильные, оба они истинные, и Коран охватывает их обоих».

Практический аргумент опирается на религиозный опыт: определённые вещи и явления вызывают переживания, которые указывают на существование и всемогущество Аллаха. Современники пророков были свидетелями чудес, на которые способен только Творец. Обычные люди ежедневно являются свидетелями того, как Аллах внимает их мольбам, удовлетворяя порой самые невероятные желания. Конечно, религиозный опыт может быть оценён неправильно. Однако следует признать, что познание Аллаха через опыт, по меньшей мере, возможно.

Психологический аргумент основан на том, что здоровое естество каждого человека признаёт существование Аллаха, пока он не попадает под влияние материалистических философий и учений. Но какими бы сильными ни были предрассудки и заблуждения, здоровое естество периодически высвобождается из их оков. Шейх ‘Умар Сулайман ал-Ашкар пишет: «Очень часто покрывало, окутывающее естество человека, приподнимается и исчезает, когда его постигают болезненные несчастья, когда он попадает в трудное положение, из которого ему не выйти с помощью людей, когда он не находит путей к спасению. Сколько безбожников познали своего Господа и вернулись к Нему, оказавшись в безвыходном положении! Сколько язычников искренне взывали к Аллаху, когда их постигали несчастья!» [ал-Ашкар, ‘Умар Сулайман. Ал-‘Акида фи-Ллах. С. 71].

Но самое убедительное доказательство существования Аллаха - Священный Коран. Его неподражаемость свидетельствует о том, что это не творение человека, а несотворённое Слово Аллаха. Ниспосланные в нём предписания учитывают интересы личности и общества, преисполнены милости и сострадания к людям. Ниспосланные в нём сведения правдивы, а глубина заложенного в них смысла изумляет разум. Размышляя над его аятами, человек постигает истины бытия и убеждается в совершенстве и могуществе своего Создателя.

С именем Аллаха Всемилостивого и Всемилостивейшего .
Хвала Всемогущему Аллаху и мир и благословение Пророку Его.

Вера в существование и единосущность Аллаха была и остается основой Ислама — религии, явленной Аллахом пророками Его и посланниками. Как же Коран, последняя Книга Аллаха, доказывает и подтверждает факт существования и единосущности Аллаха? Это и является темой брошюры. За доказательствами этого факта авторы обращаются к мусульманской методологии.

Доказательства эти могут быть найдены как во вселенной, так и в человеке, так и в законе причинной связи.

Фактически существует несколько путей сознания Аллаха и Его единосущности. Вся вселенная с ее величайшими чудесами — открытая книга, повествующая нам о Аллахе, Кроме того, сам Аллах помогает нам осознать Его существование и единосущность. Читая и размышляя над Его откровением мы познаем Аллаха и находим прямую дорогу к Нему.

СУЩЕСТВОВАНИЕ АЛЛАХА.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.

Человек по природе своей был создан честным, прямым и непорочным. Он принимал Аллаха и осознавал Его существование и единосущность, всем своим существом. В Коране говорится:

Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого ! (30:30)

Развращение непорочности человеческой натуры и уход его от пути истинного могут произойти по одной из следующих причин:

1) Влияние окружающей среды или условий жизни, как например, влияние родителей, семьи, школы, пропаганда различных идей и философий. Пророк (да благословит и приветствует Его Аллах) сказал:

Каждый новорожденный — рождается с присущим ему качеством быть мусульманином, и только потом его родители обращают его в Иудаизм или Христианство или Язычество…

На самом деле, мы видим сейчас, что существуют целые государства, отрицающие существование Аллаха и открыто призывают к атеизму и с помощью угроз и оружия принуждают людей верить им. Как говорится в Коране:

Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» — они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не знает. (31:25)

А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». ( 39:3)

2) Коварство и вероломство Сатаны и Джиннов. Вот что сказал Сатана:

Он сказал: «Клянусь же Твоим величием, я соблазню их всех, кроме рабов твоих среди них чистых. (38:82,83)

Пророк (да благословит и приветствует Его Аллах) сказал от имени Всемогущего Аллаха в своей священной притче:

Я создал всех моих слуг (рабов, поклонников) единобожниками. Затем дьявол (Сатана) явился к ним и сбил их с пути истинного — их религии и запретил им законы, данные мной, и приказал творить дела, запрещенные мной.

Мы можем доказать, что человек чистотой и непорочностью своей осознает существование Аллаха. Например,

1) Когда человек сталкивается с неожиданной трудностью или испытанием, и он не находит поддержки в других людях, он обращается к Аллаху; он знает, что Единственный, кто может помочь ему, — это Аллах. Коран говорит:

А когда коснется человека вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему; потом, когда Он обратит это в милость от себя, он забывает то, к чему он взывал раньше. (38:9)

И когда их покроет волна, как сень, они взывают к Аллаху, очищая пред ним веру; Когда же Он спасает их и выводит на сушу, то среди них находится тот, кто уклоняется от должной благодарности. (31:32)

2) Все народы, независимо от национальности и цвета кожи людей в той или иной форме покорялись богам. Даже последователи коммунистической идеологии, отрицающей существование Аллаха, практически поклоняются основателю этой идеологии. Когда в годовщину его смерти они проходят мимо его могилы, они смиренно кланяются и тем самым выражают ему свое почтение. Они никому не позволяют критиковать его, а если кто-либо и осмелится, то его сурово наказывают. Таким образом, вместо поклонения настоящему Аллаху — Создателю человека, — они поклоняются мертвому человеку.

ЗАКОН ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ.

Нам известно без всякого сомнения, что любая вещь произведена кем-то или чем-то. Ничто во вселенной не существует само по себе. Вот что Коран говорит о людях, отрицающих существование Аллаха-Создателя:

Или они сотворены из ничего, или они сами — творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, они не знают верно. (58:35,36)

Конечно, они не сами сотворили себя, ибо вещь, не существовавшая ранее, не может создать или сотворить. Как кто-либо может дать то, чем сам не обладает? Кто создал вселенную, существовавшую до человека, вселенную, более сложную и запутанную, чем сам человек: В Коране говорится:

Творение небес и земли более велико, чем творение людей, но большая часть не знает. (40:57)

Единственным объяснением существования вселенной является существование чего-то на самом деле Изначального, давшего жизнь всему остальному. Так что «Изначальное» и есть Аллах, как сказано в Коране:

Он первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающий . (57:3)

ЗНАМЕНИЕ АЛЛАХА ВО ВСЕЛЕННОЙ.

В нашей вселенной мы можем увидеть великое множество знамений, доказывающих без всякого сомнения, существование, способности и силу Аллаха. Коран призывает человека заметить и понять эти знамения Аллаха. Вот например из Корана:

Скажи: Посмотрите, что на небесах и на земле (10:101).

Пусть же посмотрит человек на свою пищу (80:24)

Пусть же посмотрит человек, из чего он создан (86:5)

Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день. (14:32,33)

И даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность! (32:9)

И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, — все, исходящее от него. (45:13)

Поистине, Аллах — дающий жизнь зерну и косточке; изводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого! Это вам — Аллах! До чего же вы обольщены! (6:95)

Мы покажем им Наши знамения по странам и в них самих, пока не станет им ясно, что это — Истина. (41:59).

РУКОВОДСТВО И СОВЕРШЕНСТВО.

Если кто-нибудь скажет вам, что существует такой магазин, где нет ни продавцов, ни управляющих, магазин работает безупречно, то поверите ли вы этому?

Или, если вам скажут, что компьютер обрел свою нынешнюю форму и внешний вид сам по себе, принимает и выполняет программы, решает задачи и выдает результаты самостоятельно, без помощи программиста или оператора, поверите ли вы этому?

И теперь, если вы не верите этому, можете ли вы поверить в то, что целая вселенная с неисчерпаемым количеством живых существ, с солнцем, луной, звездами, планетами, горами и реками действует с определенной четкостью без создателя или хозяина?

Мы знаем, что во вселенной царит порядок и определенные законы и правила, которые никогда не изменятся. Все, начиная с мельчайшей невидимой клетки до огромной планеты, действует в определенном порядке и полнейшей гармонии, и это постоянство и стабильность гарантированы.

Например, все планеты постоянно движутся по своим орбитам в соответствии с законами притяжения и отталкивания и закона гравитации; иначе же может произойти полное крушение всей вселенной и нарушение порядка в ней.

Мы замечаем, что нет места беспорядку во вселенной. Например, человек никогда не может родить животное, животное никогда не родит птицу, у слона никогда не родится лисица и т.д. А теперь обратимся к человеческому организму. Мы видим, что сердце никогда не выполняет работу печени, а печень не выполняет работу легких, хотя эти части тела не обладают разумом или мозгами, чтобы думать о своей работе.

Кто же следит за тем, чтобы все создания вселенной действовали в определенном порядке, в совершенстве и гармонии с другими созданиями и существами? Коран говорит о Аллахе:

Мы одарили их из Нашей милости и оставили о них правдивую молву . (19:50)

Хвали же имя Господа твоего высочайшего, который сотворил и соразмерил, который распределил и направил . (87:1, 2, 3)

Итак, мусульмане верите, что Аллах создал всех существ и людей, предписал им определенный способ действий во вселенной и следит и руководит этими действиями. Животные и птицы живут в соответствии со своими инстинктами. Они ищут пищу, воспитывают детенышей, заботятся о них, хотя у них отсутствует разум или мозги. Например, муравей — это маленькое создание — ищет пищу, приносит ее, минуя препятствия, прячет ее до определенного срока, а если пища отсырела, муравей выносит ее на солнце, чтобы обсушить. Кто же научил муравья делать это?!

ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДО.

Четырнадцать веков назад Аллах бросил вызов человечеству и джинам, явив миру свою Книгу. Коран говорит:

Скажи: «Если бы собрались люди и джины, чтобы сделать нечто, подобное этому Корану, они бы не создали подобного, даже если бы одни из них были другим помощниками. (17:88)

Никто не может создать такую книгу, даже несколько строф или маленьких глав ее. Уже само по себе это является доказательством существования Всемогущего Аллаха.

Разве не довольно им, что Мы ниспослали тебе писание, которое читается им; поистине — в этом милость и напоминание для народа, который верует. (2951)

Коран на самом деле является чудесной Книгой, чудесной по своему стилю, содержанию, красноречию, упоминаемым фактам и призыву на праведный путь. В этой Книге упоминаются некоторые научные факты, которые стали известны только недавно. Там же упоминаются некоторые исторические события, предсказываются будущие события; и все эти предсказанные события происходят именно так, как описывается в Коране. Кoран указывает нам истинный и праведный путь жизни не только человека, но и общества в целом.

…..Всякий , кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым (20:123, 124).

СОМНЕВАЮЩИЙСЯ .

А про тех кто сомневается Всевышний в Коране говорит:

Неужели тот, кто творит, таков же, как тот, кто не творит ? (16:17)

и бросает вызов:

Это творение Аллаха. Покажите же мне, что создали те, которые помимо Него . (31:11)

и обращается к тем, кто поклоняется богам, помимо Аллаха:

Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались вместе для этого. А если у них похитит что-нибудь муха, они не могут отнять у нее (22:73).

Пророк использует следующие аргументы, доказывая сомневающимся и отрицающим существование Аллаха, Его создание Вселенной и Его знамения. Вот что говорит Коран о Пророке Ибрагиме и короле:

Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом) относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим (Авраам) сказал ему: «Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». Ибрахим (Авраам) сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. (2:258).

ЕДИНОСУЩНОСТЬ АЛЛАХА.

Издревле человек удивлялся природе «высшего существа» или Аллаха, который правит вселенной. Логически, это высшее существо должно быть совершенно во всех отношениях и не должно походить ни на одно из своих созданий. Человек, со своим ограниченным разумом, приписал этому существу многие качества, признаки и силы, которые подходят его целям на земле и его пониманию жизни. Однако логика человека часто ошибочна. Далее следуют возможности существования следующих богов, основанное на предположении, что Аллах или «высшее существо» является силой, правящей во вселенной и, будучи совершенным во всех отношениях, не может потерпеть поражение или быть разрушен. Мы увидим, что в каждом случае различных видов многочисленности богов мы столкнемся с противоречием предположенному совершенству Аллаха, и, следовательно, мы придем к выводу, что существует только один Аллах.

Давайте предположим существование не одного, а нескольких богов. Они будут либо одинаковыми, либо разными, и они будут действовать либо в согласии либо нет.

1. Если они одинаковы во всем, делают одно и то же согласованно, каждый имеет совершенные знания и силу, тo мы имеем совершенно одинаковых богов. В таком случае, каждый из них не является нужным и необходимым, так как другой выполняет его работу. Следовательно, ни один из этих богов не будет являться истинным. Соответственно совершенный Бог может быть только один!

2. Если они не одинаковы или они не действуют в согласии, то:

а) они (Боги) могут спорить и бороться друг с другом, пытаясь нанести поражение и победить друг-друга, для того, чтобы выполнить свою волю. Любой, кто терпит поражение или не может нанести поражение другим и не может выполнить свою волю, никогда не будет истинным Божеством. Следовательно, существовать может только ОДИН знающий, могучий, не терпящий поражения — АЛЛАХ.

Также, если несколько богов борются, пытаясь возвыситься друг над другом, борьба эта обязательно приведет к разрушению, злу, разложению и беспорядку во Вселенной. Однако в нашей Вселенной царит полный порядок и гармония, согласно законам постоянства.

Священный Коран говорит:

Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Хвала Аллаху, превыше Он того, что они Ему приписывают. (23:91)

Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы . (21:22)

б) они (Боги) могут распределять между собой различные обязанности. Каждый из них может быть ответственен за какую-то определенную часть человеческого существования, например, бог солнца, бог дождя, бог жатвы и т.д. Это значит, что вера в существование нескольких богов основана на предположении, что один бог невежественен в области других богов или неспособен нести обязанности других богов. Но совершенный Аллах не может быть неспособным или невежественным.

3. Другое предположение — существование только одного Аллаха, но воплощенного с другими существами для исполнения его воли, например, бог в образе деревьев, животных, скал и т.д. Такой бог не способен исполнять свои желания без помощи других созданий. Другими словами, этот бог — зависим. Так как истинный Аллах не может быть зависимым, такая возможность тоже нелогична.

4. Следующее предположение — существование только одного «величайшего Аллаха», но имеющего подчиненных богов. «Подчинение», однако, противоречит совершенству Аллаха, так что эти подчиненные боги не могут быть истинными. Также, если «величайший бог» нуждается в подчиненных, он тоже не может быть истинным.

5. Следующее предположение: существование только одного Аллаха, но состоящего из нескольких составных частей или элементов, такой бог, однако, похож на свои создания, состоящие из частей или элементов, и, будучи зависимым от этих частей, он никогда не будет богом при отсутствии одной из них. Это противоречит предположению, что Аллах совершенен и не подобен ни одному из Его созданий.

6. Итак, остается один последний вариант — существование только одного Аллаха, истинного Аллаха, без партнеров и союзников. Он — абсолютен в своей силе и знании, независимости и самостоятельности, вечности и совершенстве со всех сторон, Священный Коран говорит:

Скажи: Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему . (Сура 112)

Итак, мусульмане верят, что Аллах — единственный Создатель, Господин небес и земли, только Он один следит и руководит всем, происходящим там. Отсюда логически ясно, что Он и только Он достоин поклонения. Не следует поклоняться никому иному, кроме Всемогущего Аллаха. Мы должны поклоняться Ему тем образом, как Он предписал нам. Мы должны подчиняться Ему и следовать Его указаниям во всем. Его законы, описанные в Его Книге, должны править нашими жизнями как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Мы также должны воздерживаться от того, что Он нам запретил. Если мы подчиняемся другим и соответственно не подчиняемся Аллаху, мы уподобляем людей Ему. А если мы следуем своим желаниям, не подчиняемся Аллаху, то мы — рабы своих желаний. Для мусульманина недостаточно только теоретически верить в существование и единосущность Аллаха, но его обязанностью также является воплощение этой теоретической веры в действие и практику, отбрасывая все, противоречащее его вере. Ни словом, ни делом он не должен поклоняться кому-либо, кроме Аллаха. Он должен искать истину и найдя ее руководствоваться ею.

Вера, поклонение и совершение праведных дел являются основой человеческого спасения и успеха в обеих Мирах.

Доктор Абу-Бакр Ахмад Эль-Саид
Кувейтский Университет

Одно из важнейших расхождений между последователями акыды танзих (абсолютное неподобие Аллаха творениям), то есть ашаритами и матуридитами, и последователями Ибн Таймийи заключается в том, что они по-разному понимают Божественное бытие и Его существование.

Акыда Ахлю-Сунна заключается в том, что Аллах не нуждается в своих творениях, и сам акт творения и его результат никак не влияют ни на Его Сущность, ни на Его сифаты (качества, атрибуты) и никак не изменяют их. Иначе это означало бы, что в предвечном совершенстве Аллаха и Его сифатах есть изъян.

Здесь нужно подчеркнуть связь между нуждой и изменением, а именно: если что-то Его изменяет, то это означает, что Он в этом нуждается. Например, таймиты (последователи Ибн Таймийи) приписывают Аллаху «улюв», то есть пространственную возвышенность. Но был ли у Аллаха этот сифат до создания мироздания, до создания пространства и материи? Ведь, если понимать «улюв» пространственно (Ахлю-с-Сунна в отличие от таймитов понимают «улюв» как ранг, то есть Аллах Своей Сущностью превыше всех творений), получается, что до создания пространства у Аллаха не было этого сифата, поскольку не было того, по отношению к чему можно было быть возвышенным. Это означает, что он (этот сифат) появился после создания материи и пространства, то есть получается, что Аллах для наличия какого-то своего сифата нуждается в творении - и в данном случае это пространство. По этой причине таймиты, когда слышат, что ашариты отрицают телесное бытие Аллаха и то, что Он занимает пространство, то есть что Он свободен от того, чтобы характеризоваться категориями «верх», «низ», «справа», «слева», «внутри (чего-либо), «вне (чего-либо или над чем-то)», всегда спрашивают, как же тогда Он существует. Что это, как не утверждение того, что Аллах в Своем Существовании нуждается в [месте и] направлении?

И, как следствие своего заблуждения, они (таймиты) полагают, что акыда ашаритов и матуридитов - это вера в небытие Аллаха, так как она отрицает, что Аллах буквально находится вверху или над миром.

В книге «Метод Ахлю-Сунна в акыде и добрых деяниях», составленной из текстов Ибн Усеймина и Насыра Албани, есть вопрос, обращённый к последнему: «Ваше мнение о тех, кто заявляет, что вопрос «Где Аллах?» - ошибочный и что нельзя задавать такой вопрос, поскольку Аллах свободен от того, чтобы к Нему были применены категории «над», «под», «справа», «слева», «внутри» (мира) или «вне» (мира).

Албани ответил на это:

«Где же тогда Аллах!? Ведь в таком случае (при такой акыде) они отрицают Его бытие, потому что Всевышний Аллах был до сотворения мира, и с Ним не существовало ничего. Разве может кто-либо сказать, что до акта сотворения с Ним находилось что-либо? Конечно, не может. Затем создал Аллах мир. Можно ли говорить теперь, что Он стал внутри мира? Безусловно, они дадут отрицательный ответ. Отсюда следует, что и после сотворения с Ним нет ничего. На это с необходимостью указывает разум, не говоря уже, что такого представления требует Шариат: если нельзя сказать, что Всевышний Аллах внутри мира (дахилюль-алям), и это несомненная истина, то, следовательно, Он находится вне мира (хариджуль-алям) (то есть Всевышний Аллах вынесен за бытие сотворенного мира, находясь Своей Сущностью над миром. (Хочется спросить: это что за философия такая? Где далили из Корана и Сунны для таких утверждений - прим. автора) . И если скажут, что нельзя говорить, что Аллах внутри мира или вне мира, то это означает совершенное отрицание Его бытия…»

Эти слова Албани - классический пример таймитского понимания бытия Аллаха: если что-то не может быть описано пространственными категориями, то это означает, что оно не существует.

В словах Албани заложено противоречие. Он сам пишет, что до создания всего сущего Аллах существовал сам по себе, то есть вне времени и пространства. Почему он тогда не говорит, что такое бытие невозможно? Однако когда ашариты утверждают, что нельзя утверждать ни то, что Он в мире, ни то, что Он вне этого мира (а суть этих слов - в том, что Аллах не изменился после творения), то почему-то говорят, что это атеизм! Суть в том, что ашариты говорят об онтологической и трансцендентной форме бытия Аллаха, и это означает, что его бытие и бытие творений совершенно никак не соотносятся. И поэтому нельзя описать Его ни как находящегося в мире творений, ни как не находящегося в нем, ведь это означало бы то, что Аллах соотносится со своими творениями пространственными категориями.

Таким образом, выходит, что [у таймитов] Аллах описывается теми качествами, которыми Он не описывался до творения всего сущего, то есть акт творения повлиял на сифаты Аллаха.

Или вот как еще говорят таймиты: у ашаритов Бог находится внутри мира, поскольку они отрицают, что Он буквально находится вверху над миром. Конечно, это клевета и невежество (джахль), так как мазхаб имама Абуль-Хасана аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах, относит доктрину «хулюль» (соединение Аллаха со своими творениями) к чистейшему куфру.

Однако для того чтобы тема стала еще ясней, приведу еще одно высказывание Абдуллы Касыми из главы «Ансарус Суннатиль-Мухаммадия». Этот человек, нападая на вероубеждение Ахлю-Сунна, говорит:

«Это чистый атеизм! (Касыми употребил арабский термин «ильхад», который на русский переводится как «атеизм». Он, как и Албани, обвиняет в атеизме тех, кто отрицает, что Аллах буквально находится вверху, - прим. автора). После этого скажем вам: «Знайте, что то, к чему вы призываете, - отрицание „истива“ (однако Ахлю-с-Сунна не отрицают „истива“, но отказываются толковать это как буквальное утверждение на Троне (истикрар)) или „улюв“ (повторимся, Ахлю-с-Сунна не отрицают „улюв“, понимая под этим словом не высший предел вверху, а „улюв макяна“, то есть качество, указывающее на достоинство, ранг, степень превосходства) - это без сомнения чистой воды атеизм, отрицание того, что Бог существует! Однако вы не говорите об этом открыто, используя лживые, лицемерные обороты. А так между вашими словами: „Поистине, у этого мира есть Господь, Творец, характеризующийся Бытием (аль-Вуджуд), Жизнью (аль-Хаят), Могуществом (аль-Кудра), способностью к сотворению (аль-Хальк), и, вместе с тем, нельзя говорить, что Он близок к миру (то есть буквально близок Своей Сущностью), далек от мира, соединен с миром, отделен от мира, внутри мира, вне мира (или над миром), что Он вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади и так далее“ - между этими словами и словами атеистов (мульхидов), открыто заявляющих, что у этого мира нет Создателя, нет никакой разницы. Если разница и есть, то только в словах, смысл же слов один. Пожалуйста, если вы видите разницу между вашей акыдой и убеждениями атеистов - расскажите нам о ней».

(цитируется по книге «Аль-Мушаббиха валь-муджассима» шейха Абдуррахмана Халифы)

Из вышесказанного становится ясным, что эти люди не могут принять положения, что Всевышний Аллах не нуждается для Своего Существования в пространстве. И они хотят приписать такую акыду «саляфу-с-салих», то есть нашим праведным предшественникам, мол, и имам Ахмад, и имам Малик, и имам аш-Шафии, да будет доволен ими всеми Аллах, так считали.

Возникает и другой вопрос: откуда они взяли эту формулировку (что Аллах Своей Сущностью вне этого мира)? Говорили ли так саляфы?

Одна из главных претензий таймитов к ашаритам заключается в том, что, якобы, ашариты вводят новшество в акыду и используют в отношении Аллаха термины, которых не знали саляфы. Но есть ли у них самих довод на это? Для ответа обратимся к их собственным книгам.

Албани говорит:

«…после этого стало ясно, что эти два выражения: „Аллах над миром Сущностью“, - и: „Аллах - „баин“ („отделен от мира“)“, - не были известны во время сподвижников, да будет доволен Аллах ими всеми. Однако, когда появилось нововведение Джахма ибн Сафвана и его последователей, заключавшееся в убеждении, что Аллах находится Сущностью во всех местах, появилась необходимость говорить, что Всевышний Аллах над миром или отделен от мира. Это для того чтобы разъяснить, что утверждение „Всевышний Аллах находится во всех местах“ является заблуждением. Поэтому имамы Ахлю-Сунна не считали зазорным так говорить и не порицали говоривших так». («Метод Ахлю-с-Сунна в акыде и добрых деяниях», с. 138)

Следовательно, исходя из вышеприведенных слов Албани можно заключить, что оборот «Аллах над миром Своей Сущностью (или вверху)» - это нововведение в акыде, поскольку ни сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, так не говорили. Другими словами, ни в Коране, ни в Сунне нет слов, что Всевышний Аллах буквально находится вверху, над миром или что Он отделен от мира.

1. Кто эти имамы? Являются ли они действительно великими учеными и, следовательно, пользуются авторитетом у Ахлю-Сунна? К примеру, такие люди, как Ибн Хузейма, Усман ибн Саид ад-Дарими, Кади Абу Я’ля или Абдуллах аль-Ансари аль-Харари, которые являются авторитетными учеными для салафитов и на слова которых ссылается Албани, не являются таковым у ашаритских ученых.

Для того чтобы прояснить, почему именно они не являются авторитетами и почему их слова в вопросах акыды не берутся в расчет учеными Ахлю-Сунна, приведем пару цитат из ад-Дарими. В своей книге «Радд аля джахимия» он пишет: «Мы обвиняем их в куфре, потому что они не знают, где Аллах, и они не описывают Его через [вопрос] „где?“». Также этот человек утверждал в отношении Аллаха движение (харака), более того, говорил, что именно движение отличает живое от неживого. Вышеприведенные слова являются очевидным примером антопоморфизма. Фа’иязу биЛлях.

2. Насколько достоверны иснады высказываний, которые к ним относят?

3. Действительно ли эти ученые употребляли (и имели в виду) выражения типа «Аллах Сущностью находится над миром», или это уже додумали за них? Например, имам аш-Шафии и имам аль-Авзаи говорили что «Аллах над Аршем». Откуда же следует, что слова «Аллах над Аршем» нужно понимать как «Аллах находится над Троном буквально»? Нет сомнения, что такое толкование противоречит доктрине абсолютного неподобия Всевышнего Аллаха сотворенному. А ведь об этом сказано в аяте (смысл): «Нет абсолютно ничего подобного Ему » (сура «Аш-Шура», 11-й аят). Убеждение, что «Аллах Сущностью находится над Троном (или над миром)», означает, во-первых, ограничение Всевышнего пространством с нижней стороны (так что при таком раскладе Трон становится для Него местом), во-вторых, указывает на возможность изменения Его ничему не подобной Сущности. Ведь до сотворения мира Всевышний Аллах был, и не было с Ним ни одной вещи, потом же, когда Он сотворил мир, получается (по мнению заблудших), Он претерпел изменение, так что созданный мир оказался под Ним, а Сам Он стал находиться над миром. Аузу биЛляхи мина ш-шайтани р-раджим!

Истинное вероубеждение Ахлю-Сунна валь-Джама’а состоит в признании того, что Всевышний Аллах характеризуется качествами «аль-Алий», «аль-Аали», «аль-Мутаали» (другими словами, Он характеризуется качеством «аль-улюв» (возвышенность)). Однако ашариты настаивают на понимании этих атрибутов в значении степени, ранга и превосходства, но не в значении буквального нахождения вверху. На такое понимание указывает Откровение, а также слова выдающихся ученых, среди которых - хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да смилуется над ним Аллах. В своем фундаментальном труде «Фатхуль-Бари» (комментарий к сборнику «Сахих» имама аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах), амир верующих в хадисе (амируль-муминин филь-хадис) говорит:

«Из абсолютной неприменимости категорий „низ“ и „верх“ к Всевышнему Аллаху никак не следует, что Он не характеризуется при этом качеством „аль-улюв“ (возвышенность), поскольку этот атрибут нужно понимать исключительно в значении ранга и превосходства (но не в значении нахождения вверху, которое противоречит абсолютному неподобию Аллаха ). Отсюда следует, что все сообщения Корана и Сунны, указывающие на сифаты „аль-Али“, „аль-Аали“, „аль-Мутаали“, даны именно в этом значении (ранга и превосходства), так что нет ничего (в Откровении), что бы противоречило [такому значению] (то есть нигде не говорится, что Всевышний Аллах до сотворения Трона находился внизу, после чего возвысился над Аршем (стал находиться над ним), поскольку такое убеждение противоречит акыде извечности и неизменности Его сифатов ), хотя при этом Его Знание объемлет абсолютно всё (другими словами, факт всеохватности Знания Всевышнего Аллаха вовсе не означает, что Он находится вне мира или над миром )».

Затем, комментируя хадис о нисхождении (ан-нузуль), имам аль-Аскаляни говорит:

«Этот хадис взяли за основу те, кто ограничивает Всевышнего Аллаха снизу, что противоречит правильной акыде Ахлю-Сунна валь-Джама’а, так как подобное утверждение указывает на ограниченность Всевышнего Аллаха пространством».

После вышеприведенных слов имама Ибн Хаджара, да смилуется над ним Аллах, хочется еще раз обратить внимание на то, что понимание сифата «улюв» в значении буквального нахождения Аллаха Сущностью над миром - это нововведение в Ислам, так как ни в Коране, ни в Сунне, ни в изречениях праведных предшественников нет слов, подобных этим: «Аллах отделен от мира», - или: «Аллах Своей Сущностью над миром». Тем более, люди, употребляющие такие формулировки, сами признавали, что вводят новшества в акыду.

Loading...Loading...