Основные виды религий. Мировые религии

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.

Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.

Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь - это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство - истинный критерий вечной жизни.

Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.

Религия - особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...

Религия - это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии - это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.

(А.И. Кравченко)

Чем отличаются по форме научные теор ии от религиозных?

На резонные замечания о том, что сколько мист ических теор ий - столько и различных представлений о реальности, во многом непримиримо противоречивых, - мист ики, не задумываясь отвечают: Все религии говорят об одном и том же по-сути, а различия - видимые, - в меру понимания и готовности к пониманию. Что вроде того, что все религии проповедуют одни и те же ценности. Упор - именно на моральные ценности.
Можно бы сделать такую отмазку (попытку выкрутиться от неприятного вопроса) более общей и основательной: ну, буквально все, если только не сошли с ума, хотят "как лучше" :) даже сатанисты и т.п. хотят как лучше в их понимании, что такое "лучше". И тогда нет вообще никаких различий в любых взглядах:) И это - очень обоснованно механизмами организации психи ки : у всех высших животных есть внутренние рецептор ы того, что для них (именно для них лично) хорошо и что - плохо. Центры рая и ада. Поэтому все животные и люди в том числе стремятся к тому, что для них хорошо, стремятся "как лучше" и избегают того, что для них плохо. Вот в чем основа морали и ее личного понимания.
Но это приводит к разнопониманию реальности. И все теор ии, основывающиеся на личном отношении, все религии, оказываются не описывающими реальность, а проповедующими некую мораль основателей и последователей. В том числе, и это - превалирует , - личные представления о значим ости власти.
Христианство разделилось на несколько течений не потому, что стали непримиримо большими различия в оценке "как лучше", а потому, что произошел дележ власти. И теперь православные благодатно не зависят от Рима, а правят своей паствой сами.
Наука, в отличие от мист ики, занимается описанием реальности, а не отношения к ней личности и поэтому вообще ее сравнивать с мист икой некорректно. И все же, здесь будут рассмотрены те различия, которые следуют из главного.. :)

Внизу приведены таблицы конкретных различий религий и мист ических теор ий по самым основным вопросам. А вот откуда проистекают эти различия.
Во-первых , научные теор ии специализированы по научным дисциплинам (нет ни одной, берущейся описывать весь мир во всем многообразии и во всем объеме) и это отражает то, что человек не может охватить описанием сразу все, создать единую формулу мира, а, в силу свойств восприятия, вынужден выделять некие отдельные свойства, создавая абстракции. Поэтому каждая научная дисциплина описывает только свою часть картины мира (в определенных границах абстракции, составляющую частный случай более общих представлений), из которых состоит общая структура взаимнонепротиворечивых составляющих теор ий. Для религии характерно, с одной стороны, смешение абстракций, когда присущее более частному кругу явлений переносится на включающие их более общие. Например, разум, волю - на вселенную. Отсюда - то самое утверждение мист иков, что по сути нет различий между религиями, а они говорят об одном и том же разными словами.
С другой стороны, характерно выделение абстракций, не существующих в реальности как самостоятельные сущности: энерги я, истина, добро, зло, пространство, время, числа, меридианы и параллели и т.п.
Если какая-либо концепция не "разменивается по мелочам" и силится описывать мир глобально, то это - верный признак мист ической теор ии.

Во-вторых , все научные концепции, в конечном итоге, направлены на некое практическое использование. Это происходит потому, что ими рассматриваются реальные явления и объекты, каждое из известных свойств которых может так или иначе оказывать свое воздействие. Религиозные и мист ические теор ии невозможно использовать практически (если бы маги я существовала как объективное, но пока непознанное явление, ею с успехом могла бы заняться наука). Выделенные мист ические абстракции невозможно использовать именно потому, что они не существуют. Хотя самими этими абстракциями легко можно оперировать в философствованиях.
Поэтому, если невозможно сказать, в чем же польза (или значим ость) той или иной концепции, то это - верный признак того, что она оперирует несуществующими сущностями. Так, можно утверждать, что вся вселенная образована из материализованных чисел, но от этого ничего не вытекает в практическом плане.
Часто в мист ические теор ии включаются эмпирическ ие данные, найденные опытным путем методики, к примеру, изменения состояния организма. От этого эти методики не становятся, конечно же, мист ическими.
Религиозные, мист ические и философские концепции, не имеющие понятий, характеризующих объективно существующее явление, использующие не конкретно определенные понятия, а некие "виртуальные шаблоны" понятий (астрал, чистая энерги я, бог), которые не описывают определенные свойства явления, качественно отличаются от понятий, характерных для научного метода. Виртуальные понятия позволяют наделять описываемые явления свойствами, понимаемыми в зависимости от конкретной личности, а не в зависимости от действительно существующих свойств. Вот почему все эти понятия у разных людей даже одной религии существенно отличаются.

В-третьих , каждая из научных дисциплин опирается на открытые и многократно во всех случаях подтверждаемые законы природы (аксиом ы). Предположительная часть картины мира описывается гипотез ами, которые, в отличие от теор ий, могут описывать несколько вариантов предположений об одном и том же явлении.
Гипотеза - это предположительное обобщение фактических данных, требующее, однако, еще экспериментального подтверждения своей правомерности до того как стать теор ией - вполне достоверно доказанным обобщением, которое входит в соответствующий раздел науки.
Теории, строго основанные на аксиом ах, не могут быть вдруг отменены, объявлены заблуждениями потому, что они всего лишь описывают, формализ уют то, что реально наблюдается. Они могут лишь расширяться в область более общих условий. Так, механика Ньютона вовсе не отменяется теор ией относительности.

В отличие от науки, в религиях нет такого понятия как гипотез а. Там всё - непререкаемые теор ии, неоспоримые истины. Эти истины не доказываются и не опровергаются, а принимаются на безусловную веру. Любая противоречащая истина - ересь, с которой нет возможности мириться без ущерба для веры.
Советская наука была во многом фанатична, со многими признаками религиозности. Ее многие гипотез ы назывались априори теор иями, что всячески поощрялось академическими авторитетами.
Главное и качественное различие науки от религии в том, что религии основываются на безусловной вере, а науки - на достоверно и многократно проверенных фактах - аксиом ах, которые образуют фундамент концепции (абстракции) для ограниченных условий применения.
При этом вера - важнее даже самого объекта религии, такого как Бог. Во многих системах фанатичной веры нет понятия Бог или он, по типу деистических, не является главным в этой системе. Например, коммунистическая идеология обладает всеми атрибутами системы, основанной на фанатичной вере, но вместо веры в Бога в нем - вера в несуществование Бога.
Система фанатических взглядов начинает развиваться как в отдельной личности (в форме навязчивой идеи, которая может быть внешне неотличима от научных идей), и расходится в обществе, завладевая другими личностями. Вот тогда это и называется религией.
Религия способна подчинять себе множество личностей, безусловно поверивших в нее. И тогда, чаще всего, такую религию организуют ее лидеры, превращая в политическую силу воздействия на людей.

Как правило, каждая из мист ических теор ий описывает мир полностью "от и до", обособленно, не ссылаясь на другие мист ические теор ии. Ни одна из них по охвату различных сторон мира (дисциплин) не может и близко сравниться с научной картиной, даваемой всей совокупностью научных дисциплин, которая описывает ВСЕ известные человеку явления природы, человека и общества, в то время как мист ические вообще не упоминают некоторых из этих сторон и направлены, акцентированы, в основном на поведенческие аспекты человеческого бытия. Характерно для религии наличие в них таких понятий, которые отсутствуют в других (карма, космический разум, многие эзотерические представления, личности божеств и их представителей,)
Если научные термины - строгие понятия (не включают в себя неопределенные элементы), то мист ические (чистая энерги я, чистые знания, чистая информация, чистое сознание и т.п.) - это вообще неформализ уемые понятия.
Все мист ические учения и религии характеризуются своими, специфическими представлениями буквально по всем вопросам, включая этические. Часто их представления взаимоисключающи.
Каждая религия утверждает, что именно она - источник истины, только она правильно описывает Мир и Бога, т.е. непримиримо отрицает положения других религий. Те, кто пытается доказать, что, по сути, все религии говорят об одном и том же, противоречат утверждениям самих религий об этом. Да и одно дело разными словами описывать некую одну и ту же суть и совсем другое - придавать этой сути совершенно различные, взаимоисключающие свойства и качества.
Вот как различные учения, теор ии и религии отвечают на определенные вопросы.

Полная таблица
Про мист ические теор ии часто говорят, что
1) они наравне с наукой исследуют реальность: наука физическую часть мира, мист ика - божественную (а не просто духовную, т.к. таковую исследуют огромное количество научных дисциплин в контекст е изучения этносов, истории, культур ы, социумов, психи ки, этики, искусства и т.п.).
2) в религиях и мист ических теор иях есть много общего, что доказывает не выдуманность, а некую объективность мист ических представлений.

Если мист ика действительно эффективно исследует непознанное наукой, то должна давать некоторые общие представления об этом непознанном, общие для любого, кто пожелал бы ими воспользоваться. Действительно, начав изучать любую религию или мист ическую теор ию по ее текстам, находишь вполне определенные понятия, которые невозможно трактовать в своей основе произвольно, личностно. Хотя такие понятия как Бог, душа, энерги я и не раскрывают в действительности своей природы, сути (так и оставляя не только непознанным, но и предоставляя широкие возможности индивидуальных толкований), но их отдельные черты и свойства часто описываются вполне однозначно. Именно по ним, казалось бы, и можно почерпнуть то, в чем все эти теор ии дополняют науку.
Я постарался выделить это, не отдавая предпочтения ни одной из религий, т.к. нет никакого критерия считать, что одна из них более "правильно", чем другая описывает непознанное. В том числе рассмотрел и несколько характерных, известных и не очень, мист ических теор ий, авторы которых утверждают свою несомненную причастность к Знаниям.

Некоторые религии и теор ии демонстрируют некоторую преемственность по отдельным вопросам, но резко расходятся в других вопросах.
Как на религии неизгладимый отпечаток наносит время их создания и специфика культур ы, так и на теор ии отдельных авторов - особенности их личности и занятий.
У Кастанеды - контекст ом всему - понятие о Воине, явно проистекающее из шаманских индейских традиций.
Иринушка - выраженный интроверт и, соответственно, ее представления как бы обосабливаются вокруг ее собственной личности и внутри своей личности.
Блаватская - переколбасившись всеми буддистскими теор иями, обобщила их в меру собственного понимания и в силу развития науки и культур ы того времени (то, о чем мечтают многие современные мист ики, она, в принципе, уже сделала попытку осуществить, но эта попытка слишком быстро морально устарела).
Гроф и Монро - к мист ике пришли через психоделические личностные переживания и все их представления носят отпечаток субъективных переживаний личности во всем фантасмагорическом разнообразии.
Сан-Саныч поразившись открывшейся ему идеей, что всему причиной Истина, упоенно сгенерировал целое учение на основе этой мысли.
Христианство стоически и, несмотря ни на что, пытается натянуть расползающиеся формы и мораль староватой религии к новым реалиям.
В этом направлении Ислам решительно осовременил религию.
Книга Урантии вообще радикально подошла к осовремениванию, но психологично дает возможность перейти от христианства к более современной религии.
Вот как по отдельным вопросам конфликтуют различные религии и мист ические теор ии.

Бог
В Беседах с Богом Бог - это чистая энерги я. У Сан-Саныча - сначала была истина, а потом - Бог. По Блаватской, Книге Урантии и Грофу - Бог - все сущее в природе, сама природа. По Кастанеде Бог для Видящего выглядит как неизмеримый иссиня-черный Орел - Намерение, которое соединено со всем существующим во Вселенной. Христианство и ислам подразумевают некий Дух, который творит все сущее.
Все эти определения резко различаются в самой своей сути.
Личность Бога
Блаватская подчеркивает отсутствие личности у всех, кроме человека, в Беседах с Богом, - несомненная личность, которая общается вполне по-человечески, а в книге Урантии это утверждается прямо. По Кастанеде, Орел - сила, правящая судьбой живых существ, т.е. фактически царь, личность, хотя все сущее - его часть. Т.е. он правит своими частями.
Дьявол или нечто, противопоставляемое Богу
В Беседах с Богом существовование дьявола отрицается - это всего лишь изобретение мужчин. Кастанеда и Блаватская упоминают его часто, подразумевая его существование.
В христианстве - падший ангел и враг человека, в некоторых религиях и теор иях (Книга Урантии, Сан-Саныч, Иринушка) не упоминается.
Всемогущество Бога обычно признается неограниченным (несмотря на известные противоречия к которым это приводит), но вот Сан-Саныч ставит Истину и ее законы выше и Бог не может их изменить. Блаватская же заявляет, что " Чудес нет. Все, что происходит есть результат закона - вечного, нерушимого, всегда действующего.", т.е. раз нет личности, нет смысл а говорить о могуществе.
Существует ли Бог как объект - обычно трактуется очень туманно. В христианстве и Книге Урантии - это несомненно. А вот У Сан-Саныча, как у субъективистов, материя - мысль Бога.
Иисус Христос
Есть религии, где он - ключевая фигура, а есть, где он не упоминается или даже упоминается пренебрежительно (у Кастанеды, например).
Понятие ангелов довольно сильно различаются: у Блаватской - это бывшие люди. В Христианстве - порождения Бога.
О законах природы разнобой не меньший: христианство утверждает, что ничто не делается без воли божьей (а, значит, и все горести и пакости), Кастанеда - что все - итог мысленных усилий всех живых существ, Иринушка, что универсальный механизм вселенной - Глобальная Сила Познания, Гроф и Монро - что эти законы иллюзорны, в Беседах с Богом - что Бог установил эти законы, Блаватская - вполне согласна с представлениями о них науки вплоть до эволюционной теор ии.
По поводу материи Кастанеда и Иринушка говорит, что мы - пузыри энерги и, Сан-Саныч, что материя - этап трансформации Истины, у Грофа - наиболее примитивные представления, вплоть до отождествления с "твердым" веществом, но схож с Блаватской в том, что все - есть жизнь, даже отдельные атомы, которые притягиваются только благодаря своему желанию (оно у них удивительно монотонно и постоянно:)).
Понятие причины и следствия у всех разительно непохожи. Психологи, начиная с Юнга, кончая Грофом, Монро, Уилсоном вообще отрицают такую связь, допуская возможность влияния будущего на прошлое и разных ничем не связанных событий настоящего друг на друга. У Блаватской такая связь строга и доводится до абсурда в теор ии кармы. Кастанеда будто и не слыхал о таком.
Сны для Монро- это полеты души вне тела. Для Блаватской - связь мозга с высшим Эго. У Кастанеды - обычная физиология с возможностью владеть своим обычным сном, переводя его в контролируемое состояние сознания.
Даже тема бессмертия души , как ни странно, трактуется совершенно по-разному. Так Иринушка ее вообще отрицает. Блаватская различает бессмертную индивидуальность человека и его смертную личность. Для Кастанеды это - всего лишь сохранение осознания. Для Христианства - сохранение личности. У Сан-Саныча: Если ты не достиг состояния, когда душа обрела определённость в существовании, при материальной смерти, умирает всё, и ничего не остаётся, то есть абсолютно ничего.".
Реальность у Кастанеды - существует лишь постольку, поскольку такой его делает наше осознание. У Блаватской - единая реальность - первопричина всего, что было, есть и будет. В книге Урантии реальность "в понимании конечных существ - частична, относительна и призрачна".
Знаменитая библейская фраза, что Бог- есть Любовь, у самого христианства - лишь на словах, поддерживается в Книге Урантии. В Беседах с Богом это расширяется до равноценного признания "не любви". Интроверт-Иринушка даже не упоминает любовь. А у Кастанеды, который тоже не упоминает любовь, главной силой утверждается Страх и стремление к смерти.
Понятие Кармы - только в религиях и учениях, производных от буддизма.
Представление о задачах Земного воплощения - различается кардинально. Для христианства жизнь тела - испытания души. В буддизме, для Иринушки - школа самосовершенствования. В Беседах с Богом живут только затем, чтобы "вспомнить и создать заново то, Кем Вы Являетесь".
Мораль и заповеди - разительные расхождения. У Кастанеды Воин не испытывает угрызений совести за что-либо содеянное. В христианстве и исламе есть четкие правила, заповеди, причем в христианстве они остаются на словах. В Беседах с Богом тот заявляет, что никогда не устанавливал, что является правильным, а что не правильным. У Блаватской мораль и этика - основа кармической причинно-следственной связи.
По поводу свободы воли , как ни странно, почти все теор ии и религии предполагают свободы воли, даже христианство где утверждается, что все происходит по воле божьей. Но обычно по этому поводу везде встречается много противоречий.
По поводу творчества - самые разные взгляды. У Кастанеды - все, что делают люди - бесконечная глупость. У Иринушки - заслуга Космического разума. Блаватская говорит, что "Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей судьбы, как в области умственной."
О желаниях и их осуществлении многие современные мист ики говорят, что они "материализуются", выполняются. Однако, Кастанеда считает, что это то, что делает нас несчастными. Блаватская утверждает, что это - могучая сила, разлитая во всей Вселенной, без которой не было бы и движения (т.к. все - живое, то и движется благодаря своему желанию).
Понятие Рая в христианстве сначала земной сад, потом царство небестное. У Кастстанеды путь у воина - только в ад. В Книге Урантии рай некое местечко во Вселенной с совершенно фантастическими свойствами. В Беседах с Богом тот утверждает, что рай и ад существуют лишь в нашей голове.
Смерть в христианстве - наказание за первогрех и душа воплощается лишь один раз. У Кастанеды - неизбежность. В буддизме, у Блаватской и у Иринушки - всего лишь конец очередного этапа развития. У Сан-Саныча - после смерти возникает новая Истина и новый Бог в своей персональной вселенной.
Истина воспринимается по-разному. У Кастанеды истина бывает ровно настолько, насколько ты понимаешь. У Иринушки сколько людей столько и истин. В Разговоре с Богом - внутренний голос. У Грофа и Монро истин может быть сколько угодно и каждая является истиной. У Сан-Саныча истина - первооснова всего, то есть фундаментальна и одна на всю вселенную.
Призвание человека в христианстве - любовь и верность к Богу и его заповедям. В буддизме - преодоление страдания, кармическое самосовершенствование. У Кастанеды "ничто не имеет особого значения, поэтому воин просто выбирает какой-то поступок и совершает его". У Сан-Саныча - изучить Бога. У Иринушки - сближение с Космическим разумом. В беседе с Богом - познание себя как Бога. У Блаватской - стать Адептами, новой расой.
Альтруизм - у Блаватской - задача самосовершенствования в абсолютное бескорыстие. У Кастанеды - воля воина делать его глупости. У Иринушки - резко отрицательное отношение к альтруизму.
Отношение к богатству у христианства резко отрицательное но только на словах. У Кастанеды - воин не должен ничего иметь. У Иринушки - всегда пожалуйста. По Блаватской материальное богатство задерживает развитие.
К науке все религии относятся скептически, враждебно, даже если на словах ратуют за нее, за слияние с наукой и т.п. При этом практически все современные религии и теор ии прикрываются наукообразными терминами и фразами, а понятие опыт становится чуть ли не неотъемлемым атрибутом.
Наркотики в равной мере или приветствуются или категорически порицаются. Кастанеда, Гроф, Монро - приветствуют их. В Буддизме вместо наркотиков, но с той же целью используются медитации и дыхательные упражнения.

Как видно, даже в самых основополагающих представлениях мист ические теор ии расходятся кардинально, совершенно по-разному трактуя "не познанное". Какой из них отдать предпочтение? Какие критерии истины применить, чтобы выбрать, что же истинно?
Может быть, следует из всех выбрать самое "правильное"? Так и поступают современные мист ические теор ии. У христианства взяв окрыляющее "Бог - есть Любовь", а из буддизма - перевоплощение, но уже не растворение в нирване без остатка, а самосовершенствование до божественной мощи. А заодно, чтобы не сковывать себя обременяющей моралью, подшаманив тантру и возлюбя партнеров как бога, трахаться без оглядки самозабвенно. Большой любви на всех хватит.
Но пройдет не много времени и "правильное" уже не будет казаться таким уж желанным и правильным. Представления и культур а резко меняются. Религии и мист ические теор ии морально стареют. И нет им покоя:)
А вот несколько более глубокий взгляд на различие в религиях.

Вера — один из непререкаемых критериев религиоз-ности. Сказание мифа не требует веры как особого рода убежден-ности, оно описывает мир таким, каким видит его здесь и сейчас и не задается целью выяснить причины такого существования. Главное в мифе — воспроизвести прецедент, являющийся образцом для под-ражания, то есть мифическое повествование является руководством к действию, видом повседневного опыта, обусловленного знаниями предков. Нет необходимости каждый раз проверять достоверность этого знания, но если уж сомнения возникают, создается новая вер-сия мифа, снимающая противоречия. Для религиозного сознания сомнения недопустимы, требуется беспрекословная вера, осно-вывающаяся не на объяснениях (как в мифе), а на фанатич-ном принятии постулатов, даже если они противоречат здравому смыслу.

Два библейских персонажа наиболее отчетливо демонстрируют данное положение. Вера должна быть такой крепкой и безоснова-тельной, что преданный Богу не должен задумываться о причинах происходящего, задаваться вопросом о необходимости событий, как в ситуации с Авраамом. Испытывая его веру, Господь велит принести в жертву сына. Исаака. И Авраам принимает требование как про-мысел божий, не сомневаясь в необходимости жертвоприношения, с безропотной преданностью он готов выполнить волю господню. Ветхозаветный праведник Иов в качестве испытания веры получа-ет все новые и новые беды на свою голову. Разграблены его стада, сожжен дом, погибли дети. Пока он доискивается причин своих страданий и задается вопросом, за что ему все это, он получает очередные удары судьбы. Наконец, он понимает, что воля Господа непостижима, что ее не измерить никакими человеческими мерками, что у Бога есть какие-то свои причины наказывать своего раба. Иов не ищет более божественной справедливости, а просто принимает свою судьбу. Только тогда мучения его прекращаются. Безусловное смирение, ничем не оправдываемая вера, не допускающая рассудоч-ных умозаключений о необходимости происходящего, не требующая доказательств, — так можно охарактеризовать религиозное чувство почитания.


1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки

1.2. Классификация религий

1.3. Религия и общество

2. Религия и прогресс
1. Роль религии в жизни общества

1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки религии
Что такое религия? Если мы попытаемся найти какое-либо общепринятое определение этого понятия, то даже при поверхностном изучении вопроса увидим, что такого определения в природе не существует – определений масса. И каждое отражает тот или иной взгляд на природу религии, включает в себя ту или иную ее оценку. Рассмотрим некоторые из определений, встречающихся в литературе.

По наиболее древнему и принятому объяснению, согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю, религия есть взаимоотношение между Богом и человеком. 1

По мнению Василенко Л.И., религия - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с ним. 2

Религия – это организованное поклонение высшим силам, включающее в себя три общих элемента - веру, представления и культ. 3

Всякая религия, подчеркивает Ф.Энгельс, является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. 1

Религия - мировоззрение и мировосприятие, связанное с соответствующим поведением и своеобразными действиями, основанными на вере в существование бога или богов. Священного мирового разума, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Будучи извращенным сознанием, религия не беспочвенна: в ее основе бессилие человека перед могуществом не подвластных ему естественных и общественных сил. Ведь связанное с религией мировоззрение, миросозерцание есть не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех вполне земных, реальных внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, но отражение перевернутое, ибо в нем земные силы принимают форму сил неземных. 2

Осипов А.И. видит в религии две стороны – внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия представляет собой прежде всего мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д. С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание Бога». 3

Итак, мы привели лишь некоторые определения понятия «религия». И хотя таких определений существует огромное множество, потребность во всеохватывающем определении религии до сих пор не удовлетворена.

Для нас определение религии имеет не только теоретическое значение, поскольку от этого зависит, что мы будем квалифицировать как религиозные процессы, а что нет. Для того, чтобы считать какой-либо феномен духовным феноменом религий, он должен отвечать определенным сущностным характеристикам.

Существенные признаки религии (в отличие от несущественных, таких как: наличие сакральных атрибутов, храмов, последователей, священнослужителей):


  • наличие вероучения;

  • наличие сакральной практики;

  • наличие священного текста.
Вероучение - это система мировоззренческих установок, эксплицирующая положение индивида и его трансцендентного идеала, процесс трансцендирования индивида и результат трансцендирования.

Сакральная практика - это деятельность индивида по уподоблению объекту своей веры для успешного трансенсуса в Абсолют.

Сакральными текстами называются писания, получившие статус священных в какой-либо конфессии или религиозно-мистическом учении. Тем самым противопоставляются сакральные и профанические (обыденные) тексты. Не известен ни один текст, который признавался бы священным всегда и повсюду, поэтому сакральность текста - характеристика относительная, связанная с определенным промежутком времени существования соответствующих верований и имеющая место только в пределах определенного социума, который может состоять из сотен миллионов людей (в настоящее время к христианам, например, относят порядка одного миллиарда человек), а может быть и весьма незначительным по количеству (небольшая секта). Ряд текстов признаются сакральными и ныне живущими людьми, другие почитались священными только в давно исчезнувших цивилизациях. Но, тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать, что сакральные тексты являются важнейшей составляющей практически любой религии или мистического учения. 1
1.2. Классификация религий

История человечества знает множество разнообразных религий и систем верований. Все они так или иначе исходят из идеи неполноты и несовершенства человека и предлагают пути нашего совершенствования, восхождения к высшей целостности, к спасению.

Религия - одна из необходимых форм постижения мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида. Религия есть сфера нашего сознания, писал Гегель, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает вся боль чувства, она есть сфера вечной истины, вечного покоя, вечного мира; в ней все народы всегда видели свое достоинство и праздник своей жизни. 2

На сегодняшний день количество религий огромно. И, согласно различным данным, называются разные цифры. К примеру, архимандрит Амвросий (Юрасов), отвечая на вопрос о религиях, называет цифру в три с половиной тысячи. 3 Очень многие из них возникли недавно – в двадцатом веке, и их влияние на общество, соответственно, мало

По мнению Тимощук А.С., логическая операция классификации религий должна осуществляться по наиболее существенному признаку. Интересно отметить, что то, что берется в качестве существенного признака в то или иное время, много говорит о времени, в котором он применяется. Так, самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинную и ложную. Естественно, что подобную классификацию нельзя рассматривать как правдоподобную в силу ее субъективных оснований.

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы:


  • эволюционный;

  • морфологический;

  • по характеру происхождения, распространения и влияния;

  • по характеру отношения;

  • статистический;

  • генеалогический. 1
Эволюционный. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Примером может послужить классификация, проведенная Ф.Гегелем:

I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия (колдовство).

2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.

2.1. Религия меры (Китай).

2.2. Религия фантазии (брахманизм).

2.3. Религия «в-себе-бытия» (буддизм).

3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.

3.1. Религия добра или света (Персия).

3.2. Религия страдания (Сирия).

3.3. Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного (Греция).

3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).

Морфологический. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические/догматические религии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:


  • монотеизм (единобожие),

  • политеизм (многобожие),

  • генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом),

  • атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология),

  • супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический космизм);
По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откровения, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалектически, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.

По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие.

Статистический. Самый позитивный подход, т.к. здесь в качестве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные - количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространенность.

Генеалогический. При этом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии т.п. Позволяет проследить происхождение религий и вывить общее культурное пространство. 1
1.3. Религия и общество

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом.

В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Итак, роль религии субъективна для восприятия, поэтому, по мнению Тимощук А.С., более целесообразно говорить о функциях религии , что она делает. Функции религии в общественном времени и пространстве многообразны, можно из них выделить основные:


  • регулирующая функция;

  • мировоззренческая;

  • экзистенциальная;

  • интегрирующая;

  • политическая. 1
Регулирующая функция. За историю человечества не было лучшей воспитательницы, чем религия. В религиях ограничения выступают как средство очищения души, однако их можно рассматривать и в этическом, и социологическом значении. К таким ограничениям относятся: пищевые запреты (посты, запреты на употребление галюценогенных веществ; в разных традициях могут запрещаться алкоголь, табак, наркотики и даже кофе и чай); гендерные ограничения (целибат); этические нормы (десять заповедей).

Оценивая воспитательную роль религии, можно привести следующее высказывание: «Религия… есть защитная реакция природы против разлагающей силы ума… Это защитная реакция природы против того, что может быть угнетающим для индивида и разлагающим для общества в деятельности ума». 2

Мировоззренческая функция заключается в передаче религией человеку миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных вопросов в нем), миросозерцания (отражения мира в ощущении и восприиятии), мирочувствования (эмоционального принятия и отторжения), мироотношения (оценки). Религиозное мировоззрение задает пределы мира, ориентиры, с позиций которых понимается мир, общество, человек, обеспечивается целеполагание личности.

Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития. Речь в данном случае идет не о формальной принадлежности к той или иной религиозной конфессии и даже не об отношении, которое описывается терминами «религиозность» - «нерелигиозность», а о повышенном интересе к религии и серьезности попыток ее осмысления. Все более или менее признанные «властители дум человеческих» - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - уделяли огромное внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни индивида и общества. Вокруг этих вопросов на протяжении столетий шла ожесточенная полемика, которая иногда перерастала в кровавые столкновения и заканчивалась для одной из конфликтующих сторон тюрьмами, изощренными пытками и казнями.

Экзистенциальная функция религии состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором. Человек - это существо с «инстинктом причинности». Он не удовлетворяется лишь удовлетворением своих физиологических запросов, его абстрактное мышление, отвлекаясь от многообразия видимого проявления, пытается понять происхождение его самого, мира, предназначение человека. Это философские вопросы и одним из источников ответа на них является религия. Она служит опорой, жизненной осью для миллионов верующих. Экзистенциальная функция заключается также в психотерапевтическом значении религии для человека, который достигается через утешение, катарсис, медитацию, духовное наслаждение.

Интегрирующая роль религии заключается в ее единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития. Немецкий социолог М.Вебер и английский историк А.Тойнби придавали религии самодовлеющее значение в историческом процессе. Интегрирующая роль религии способствует стабильности социальных институтов, устойчивости социальных ролей. Религия обеспечивает сохранение и развитие ценностей сакральной культуры и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям. Однако эта интегрирующая роль сохраняется только в обществе, где доминирует более или менее единое по своим догматам, этике и практике вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются противоречащие тенденции, если в обществе имеются противостоящие конфессии, то религия может выполнять дезинтегрирующую роль. Когда религия насаждается колонизаторами, то она также может служить источником распада прежних норм (например, разногласия между коренными индусами и англо-хинду). В гражданском обществе, обществе равных возможностей для всех законопослушных традиций дезинтегрирующая роль разных религий смягчается за счет их невмешательства в сферу законодательной власти.

Политическая роль религии в ее способности влиять на государственный строй гражданского общества. В некоторых обществах и на определенных этапах своего развития религия может служить делу освящения власти, обожествления правителя и приданию ему высшего духовного статуса. В современном российском обществе можно наблюдать активизацию «религиозности» политиков с целью повлиять на избирателей (православных или мусульман). 1
2. Религия и прогресс

На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса.

Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. И хотя иногда, как говорил Г.Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее, в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Г.В.Ф.Гегель определял всемирную историю как «прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости». 2

Вопрос о прогрессе - это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане - и всего мирового бытия.

Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь мыслью от звена к звену в глубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.

Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам, например: становится человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Развивается ли утонченность ума и чувства людей или современные люди не продвинулись в своем умственном развитии ни на йоту по сравнению с великолепием умов, скажем, в древних цивилизациях? Что принесла людям современная техника - этот «идол» человечества? Разве авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Леонардо да Винчи, а пьесы или стихи наших современников лучше творений Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и Тютчева?

Некогда Ж.-Ж.Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств принес людям неизмеримый вред. Этот тезис парадоксален только на первый взгляд. Руссо уже тогда угадал противоречивый характер развития человеческой цивилизации: одним она несет благо, другим - страдания.

Что же сейчас имеют в виду, когда говорят о прогрессе и его издержках? Что вообще такое прогресс? По смыслу - это развитие к лучшему. Мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности. 1

Высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений - человеческая личность. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали - морали высокого уважения к себе и другим. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении.

В эволюции теории прогресса можно выделить следующие этапы, каждый из которых характеризовался той или иной - негативной или позитивной, неосознанной или осознанной - соотнесенностью с христианской религиозностью. Сложившись в рамках просветительского сознания, теория прогресса изначально утверждалась как альтернатива ортодоксально христианского понимания истории, если не религиозного понимания вообще. С начала XIX века, по мере того как в западноевропейской культуре углубляется идея универсальной науки, включающей научное понимание общества, теория прогресса проникает в ее основание; этот процесс достигает своей заключительной фазы уже у Гегеля.

Рассмотрим точку зрения на проблему религии и прогресса Соловьева С.М. Он задается вопросом о том, что, если религия предполагает неизменяемость, а прогресс предполагает изменение, условливает ли это различие их взаимное исключение? И приходит к выводу, что нисколько, если не смешивать насильственно области религии и прогресса. Это будет очевидно из разбора мнений писателей, виновных в таком насильственном смешении, - из разбора их мнений относительно прогресса и христианства, которое они хотят упразднить как не удовлетворяющее более потребностям времени.

«Философия и религия, - говорят они, - могут жить в согласии только под одним условием, чтобы религия не происходила путем чудесного откровения и не провозглашала догматов, которых разум принять не может. Если же, напротив, религия считает за собою божественное происхождение; если как основание для своего учения устанавливает таинства, которые разум человеческий не понимает или отвергает, то согласие между философией и религией невозможно».

Христианство не есть ли прогресс относительно язычества? Как этот прогресс совершился? Философы говорят, что переворот совершился работою человечества; верующие утверждают, что христианская религия есть чудесное откровение Божества. История за философов: она учит нас, что прогресс совершался в области религии, как во всех сферах человеческой деятельности. Если был религиозный прогресс в прошедшем, то почему он невозможен в будущем?

Христианство, постановив такое высокое нравственное требование, которому человечество, по слабости своих средств, удовлетворить не может - а если бы удовлетворило, то упразднились бы изменения форм и прогресс,- христианство, по тому самому, есть религия вечная. Известная религия тогда только может уступить место другой, высшей, когда человечество в своем развитии переступит ее требования, которые окажутся ниже его нравственных стремлений, как и действительно случилось с религиями наиболее развитых народов древности перед пришествием Спасителя. Но когда требования, выставленные религией, так высоки, что пребудут для человечества недосягаемым идеалом, то какое основание мечтать о какой-то новой высшей религии? Позволительна ли такая мечта на основании прогресса, когда прогресс именно условливается недосягаемостью идеала?

Давыдов Ю.А. отмечает, что единственной «научной теорией прогресса», не допускавшей «никаких компромиссов» с религией, и в этом смысле последней цитаделью социологической антирелигиозности, оставалась к концу прошлого века лишь марксистская теория, именно потому и продолжавшая привлекать к себе всех воинствующих атеистов, в том числе и из числа как позитивистов, так и приверженцев ницшеанской («брутально»-антихристианской») философии жизни. Однако на рубеже XIX-XX веков и в этой цитадели была проломана крупная брешь; причем характерно, что пробита она была именно бывшими марксистами, и именно в России, где антимарксизм, сочетавшись с антипозитивизмом Соловьева В.С., от него же получил и христиански-религиозную окраску. 1

Таким образом, прогресс нисколько не противоречит христианству, ибо он есть произведение слабости человеческих средств и высоты религиозных требований, поставленных христианством; христианство поднимает человечество на высоту, и это-то стремление человечества к идеалу, выставленному христианством, есть прогресс в мире нравственном и общественном. 2

Итак, удар, направленный против христианства во имя прогресса, не достигает цели: оказывается, что христианство требует бесконечного прогресса.

Прогресс освящается христианством и противоречить ему не может. Но в то же время христианство, ставя наивысший идеал, не может иметь дела непосредственно ни с какими обществами и политическими формами, потому что если бы христианство остановилось на каких-нибудь формах и освятило их, то этим самым оно прекратило бы прогресс.

Список использованной литературы:


  1. Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. – Иваново, 2001

  2. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994

  3. Бутенко А.П., Миронов А.В. Вера и религия// Социально-политический журнал. – 1997. – №6

  4. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. – М., 1998

  5. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. – Т.1. – М., 1976

  6. Давыдов Ю.А. Христианство и судьбы теории прогресса// Общественные науки и современность. – 2003. - № 4

  7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.20

  8. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2003

  9. Соловьев С.М. Прогресс и религия// Общественные науки и современность. – 2003. - № 2

  10. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003

  11. Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999

  12. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997

  13. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Т.26-а. – СПб, 1899

Жившие тысячелетия назад, имели свои верования, божества и религию. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, появлялись новые верования и течения, и нельзя однозначно сделать вывод, зависела ли религия от уровня развития цивилизации или наоборот, именно верования людей и были одним из залогов прогресса. В современном мире существуют тысячи верований и религий, одни из которых имеют миллионы адептов, а другие - всего несколько тысяч или даже сотен верующих.

Религия являет собой одну из форм осознания мира, которая обусловлена на вере в высшие силы. Как правило, каждая религия включает в себя ряд морально-этических норм и правил поведения, культовых ритуалов и обрядов, а также объединяет группу верующих в организацию. Все религии опираются на веру человека во сверхъестественные силы, а также на взаимоотношения верующих с их божеством (божествами). Несмотря на кажущуюся разность религий, многие постулаты и догмы различных верований очень схожи, и особенно это заметно в сравнении основных мировых религий.

Основные мировые религии

Современные исследователи религий выделяют три основные религии мира, приверженцами которых является подавляющее большинство всех верующих людей на планете. Этими религиями являются буддизм, христианство и ислам, а также многочисленные течения, ответвления и , основанные на этих верованиях. Каждая из мировых религий имеет более чем тысячелетнюю историю, священное писание и ряд культов и традиций, которые следует соблюдать верующим. Что касается географии распространения данных верований, то если еще менее 100 лет назад можно было провести более-менее четкие границы и признать Европу, Америку, южную Африку и Австралию - "христианскими" частями света, северную Африку и ближний восток - мусульманскими, а государства, находящиеся в юго-восточной части Евразии - буддистскими, то сейчас с каждым годом это деление становится все более условным, так как на улицах европейских городов все чаще можно встретить буддистов и мусульман, а в светских государствах средней Азии на одной улице могут находиться христианский храм и мечеть.

Основатели мировых религий известны каждому человеку: основателем христианства считается Иисус Христос, ислама - пророк Магомед, буддизма - Сиддхартха Гаутама, позже получивший имя Будда (просветленный). Однако следует отметить, что христианство и ислам имеют общие корни в иудаизме, так как в веровании ислама также есть пророк Иса ибн Мариям (Иисус) и другие апостолы и пророки, чьи учения записаны в Библии, но исламисты уверены, что основополагающими учениями являются все же учения пророка Магомеда, который был послан на землю позже Иисуса.

Буддизм

Буддизм является самой старой из основных мировых религий, его история насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Эта религия возникла на юго-востоке Индии, ее основоположником считается принц Сиддхартха Гаутама, который путем созерцания, и медитации достиг просветления и стал делиться открывшейся ему истиной с другими людьми. На основании учений Будды его последователями был написан Палийский Канон (Трипитака), который считается священной книгой у последователей большинства течений буддизма. Основными течениями буддизма на сегодня являются Хинаяма (Тхеравада буддизм - "Узкий путь к освобождению"), Махаяна ("Широкий путь к освобождению") и Ваджраяна ("Алмазный путь").

Несмотря на некоторые различия между ортодоксальными и новыми течениями буддизма, в основе этой религии лежит вера в реинкарнацию, карму и поиск пути просветления, пройдя который, можно освободиться от бесконечной цепочки перерождений и достичь просветления (нирваны). Отличием буддизма от других основных религий мира является вера буддистов в то, что карма человека зависит от его поступков, и каждый сам проходит свой путь просветления и ответствен за собственное спасение, а боги, существование которых буддизм признает, не играют ключевой роли в судьбе человека, так как они также подвержены законам кармы.

Христианство

Зарождением христианства принято считать первый век нашей эры; первые христиане появились в Палестине. Однако с учетом того, что Ветхий завет Библии, священной книги христиан, был написан гораздо раньше рождения Иисуса Христа, можно с уверенностью сказать, что корни этой религии - в иудаизме, который возник почти на тысячелетие раньше христианства. На сегодня существует три основных направления христианства - католицизм, протестантизм и православие, ответвления этих направлений, а также , также причисляющих себя к христианам.

В основе верования христиан лежит вера в Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа, в искупительную жертву Иисуса Христа, в ангелов и демонов и в загробную жизнь. Разница между тремя основными направлениями христианства состоит в том, что православные христиане, в отличии от католиков и протестантов, не верят в наличие чистилища, а протестанты считают залогом спасения души внутреннюю веру, а не соблюдение множества таинств и обрядов, поэтому церкви христиан-протестантов более скромны, чем храмы католиков и православных, а также количество церковных таинств у протестантов меньше, чем у христиан, придерживающихся других течений этой религии.

Ислам

Ислам - это самая молодая из основных религий мира, она зародилась в VII веке в Аравии. Священной книгой мусульман является Коран, в котором записаны учения и наставления пророка Магомеда. На данный момент существует три основных течения ислама - Сунниты, Шииты и Хариджиты. Основная разница между первым и другим ответвлением ислама заключается в том, что Сунниты считают правоприемниками Магомеда первых четырех халифов, а также, помимо Корана, признают священными книгами сунны, повествующие о пророке Магомеде, а Шииты считают, что приемниками Пророка могут быть только его прямые кровные потомки. Хариджиты - это наиболее радикальное ответвление ислама, верования сторонников этого течения схожи с верованием суннитов, однако хариджиты признают приемниками Пророка только первых двух халифов.

Мусульмане веруют в единого Бога Аллаха и его пророка Магомеда, в существование души и в загробную жизнь. В исламе очень большое внимание отводится соблюдению традиций и религиозных обрядов - каждый мусульманин должен совершать салят (ежедневную пятикратную молитву), соблюдать пост в Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

Общее в трех основных мировых религиях

Несмотря на разность в обрядах, верованиях и определенных догмах буддизма, христианства и ислама, всем этим верованиям присущи некоторые общие черты, причем особо заметна схожесть ислама и христианства. Вера в единого Бога, в существование души, в загробную жизнь, в судьбу и в возможность помощи высших сил - это те догмы, что присущи и исламу, и христианству. Верование буддистов существенно отличается от религии христиан и мусульман, однако схожесть между всеми мировыми религиями явно просматривается в моральных и поведенческих нормах, которые должны соблюдать верующие.

10 библейских Заповедей, которые обязаны соблюдать христиане, законы, прописанные в Коране, и Благородный Восьмеричный Путь содержат в себе моральные нормы и правила поведения, предписанные для верующих. И эти правила везде одинаковы - все основные религии мира запрещают верующим делать злодеяния, причинять вред другим живым существам, лгать, вести себя распущенно, грубо или неуважительно по отношению к другим людям и призывают относиться к другим людям с уважением, заботой и и развивать в характере положительные качества.

Loading...Loading...