Памятник Святому Вацлаву в Праге – доминанта Вацлавской площади. Памятники в России и в мире

Георгий Победоносец - почитаемый святой в христианстве. Его изображения встречаются на монетах и печатях начиная с IV века, на Руси уже в XI веке стали появляться храмы и монастыри, освященные в честь него. Он изображен на и Российской Федерации. На территории России установлено огромное количество памятников Георгию Победоносцу. О них и пойдет речь в статье.

История жизни Святого Георгия

Георгий Победоносец - особо почитаемый святой в христианской религии. Самое известное сказание о нем - «Чудо о змие». Существует много версий и вариантов его жития, но самые распространенные - греческий и латинский.

Согласно греческому сказанию, родился он в III веке, в достаточно обеспеченной семье. В юном возрасте поступил на военную службу. Вскоре благодаря своему уму, мужеству и физической подготовке он стал военным начальником и любимцем императора. После смерти матери получил огромное наследство. Но когда начались гонения на христиан, он раздал все свое имущество беднякам и перед императором провозгласил себя верующим христианином. Его арестовали и пытали. Он мужественно перенес все мучения и не отрекся от своей веры. Разгневанный император приказал казнить Георгия. Позже он был причислен к лику святых.

Святой стал очень популярным еще во времена раннего христианства. Так, в Римской империи уже с IV века стали появляться храмы, названные в честь него. Он считается покровителем доблестных воинов и земледельцев. На Руси праздновали день Святого Георгия (Юрьев день) - 23 апреля и 26 ноября, в Новгороде и Киеве в XI веке были основаны монастыри. Изображения Святого стали изображать на монетах и печатях.

Со времен Дмитрия Донского он становится покровителем Москвы. С именем святого связано имя основателя столицы - Долгорукого Юрия. Юрий, Егорий, Гурий, Рюрик - все это варианты имени Георгий. В настоящее время Георгий Победоносец изображен на гербе и гербе Российской Федерации.

В России восстановлены Георгиевский крест и Орден Святого Георгия. Символом Дня Победы уже много лет является Георгиевская лента.

Георгию Победоносцу установлено огромное количество памятников на территории России.

Описание памятников Георгию Победоносцу в Москве

Святой великомученик Георгий Победоносец является покровителем столицы и изображен на гербе Москвы. В городе ему установлено 5 памятников:

  • установлен в самом центре столицы - на Манежной площади. В 1997 году закончилось строительство Торгового комплекса «Охотный ряд», на поверхности купола которого был установлен памятник Георгию Победоносцу. Вокруг сооружен фонтанный комплекс. Скульптура является творением Церетели Зураба. Изображает она Георгия Победоносца, который поражает змея.
  • Второй памятник установлен на Поклонной горе у Обелиска Победы. Открытие его было приурочено к 50-летию годовщины Великой Победы. Автор скульптуры - Церетели Зураб. Скульптурная композиция изображает фигуру святого, который своим копьем пытается разрезать змея. Памятник символизирует борьбу добра и зла.

  • Третий памятник Георгию Победоносцу в Москве установлен во дворе Студии военных художников имени Грекова. Автор - Таратынов Александр. Скульптурная композиция изображает фигуру совсем юного Георгия Победоносца, который, сидя на коне, поражает копьем злого змия.
  • Четвертый памятник установлен на Комсомольской площади в 2012 году, между Ярославским и Ленинградским вокзалами. Это, по сути своей, памятник-фонтан, который представляет собой бассейн из гранита, в центре которого скульптура святого. Автор работы - Щербаков Сергей. Скульптуру Георгия с четырех сторон украшают фонтаны, которые бьют вертикально вверх. Плиты с названиями всех московских вокзалов и городов-пунктов прибытия выложены вокруг фонтана.
  • Пятый памятник Георгию Победоносцу в Москве, самый малоизвестный, расположен в Кремле. Установлен он на Малом куполе Монумент с очень интересной историей и судьбой.

В 1995 году скульпторами была воссоздана ранее утраченная скульптура святого, который поражает дракона. Вес ее - около 2 тонн, отлита она из бронзы. Это копия древнего творения скульптора Казакова, чье произведение было утрачено для России навсегда. Вот эта трагическая история.

В 1787 году Екатерина Великая праздновала свое 25-летие царствования. Было завершено к этой торжественной дате строительство здания Сената в Москве. Купол его венчала статуя Георгия Победоносца. Весил монумент около 6 тонн, был отлит из цинка и покрыт золотом. Ежегодно 6 мая, в день памяти святого, на его голову возлагали лавровый венок.

Во время захвата войсками Наполеона Москвы в 1812 году статую сняли, распилили и отправили во Францию. Так первоначальная скульптура была утрачена для государства навсегда.

Во Владикавказе есть уникальный памятник, расположенный на высоте более 20 метров и прикрепленный к скале частью плаща святого. Вес монумента - около 28 тонн, высота его - 6 метров. Памятник называется «Георгий Победоносец, который выскакивает из скалы». Визуально он как будто парит в воздухе. Автор скульптуры - Ходов Николай.

Святой Георгий изображен гордо смотрящим вдаль, он не сомневается, что одержит победу. Скульптура изображена в динамике, плащ развивается на ветру. Монумент выполнен из бронзы и покрыт серебристой краской.

У местных жителей сложилось поверье, что если загадать желание, находясь под памятником, оно обязательно сбудется.

Георгий Победоносец - почитаемый святой в Северной Осетии. Он считается покровителем мужчин, воинов, путников. В Осетии его называют Уастырджи.

У местных жителей в эпосе есть герой, который является победителем и покровителем воинов, во время христианизации территории его имя стали ассоциировать с именем Георгия Победоносца, и эта ассоциация прижилась.

Памятник в Георгиевске

Интересным памятником Георгию Победоносцу является монумент, установленный в центре Георгиевска. Автор скульптуры - Алиев Камиль. Монумент создан из цемента и покрыт бронзовой краской. Вес его - около 15 тонн. Всадник на коне поражает копьем змея. Высота всадника - 4 метра, установлен монумент на постаменте высотой 1 метр.

Памятники в России и в мире

Памятники Георгию Победоносцу установлены во многих городах России: Иваново, Краснодар, Нижний Новгород, Рязань, Севастополь, Якутск и многие другие города.

Георгия Победоносца почитают в Грузии, Турции, Греции, Германии, Франции.

На изображен щит с Георгием Победоносцем, который поражает змея. Георгиевский крест (красный прямой крест на белом фоне) представлен на флагах Грузии, Великобритании и гербе Милана.

За рубежом памятник Святому Георгию установлен в Мельбурне (Австралия), в Софии (Болгария), в Бобруйске (Беларусь), в Берлине (Германия), в Тбилиси (Грузия), в Нью-Йорке (США), в Донецке и Львове (Украина), в Загребе (Хорватия), в Стокгольме (Швеция).

Вместо заключения

Во многих городах России и зарубежных стран мира увековечен Святой Георгий Победоносец в виде памятников, памятных знаков и барельефов. Самый распространённый его образ, всадник, который поражает копьем змия - это символ победы добра над злом. Именно этот символ очень близок России, которой приходилось не раз в своей истории сталкиваться со злом и побеждать его.

1. Старейшим памятником святому на территории России был монумент Владимиру Великому , установленный в Киеве на Владимирской горке в 1853 году.

Над этим памятником работала целая группа скульпторов и архитекторов – Пётр Клодт изготовил саму статую, Александр Тон работал над пьедесталом, а Василий Демут-Малиновский работал над барельефами к нему.

На установку памятника, идея которого была одобрена императором Николаем Первым, было получено особое благословение митрополита Филарета (Амфитеатрова).

Памятник открыли в 1853 году.

2. Вторым по времени в Российской империи был памятник княгине Ольге, апостолу Андрею, святым Кириллу и Мефодию в Киеве. Изначально он был открыт в 1911 году. Авторами сложной скульптурной композиции были Иван Кавалеридзе, Петр Сниткин и Валериан Рыков.
Однако в 1919 году скульптура святой Ольги была сброшена. Позже на её месте установили бюст Тарасу Шевченко, а боковые фигуры зоколотили досками. В 1923 году остатки композиции демонтировали. Однако в 1996 году памятник был возведён вновь.
3. Памятник Александру Невскому был установлен в Великом Новгороде ещё в 1985 году. Автор памятника Юрий Чернов.
Памятники Александру Невскому есть также в Городце (1993), Санкт-Петербурге (2002), Москве (2005) и других городах.

4. В 1993 году был открыт памятник Ярославу Мудрому в Ярославле (скульптор Олег Комов).

Есть сведения, что в начале XIX века в Ярославле уже существовал памятник основателю города. Но был разобран «как не соответствующий своему назначению».

5. В 1999 году в Муроме был установлен памятник Илье Муромцу работы Вячеслава Клыкова.
Есть такой памятник и в Екатеринбурге и даже во Владивостоке. Планировалось открыть памятник этому герою в Брянске.

6. В 2003 году по случаю 1100-летия упоминания Пскова в летописях там было установлено сразу два памятника княгине Ольге .

Второй монумент – у гостиницы «Рижская» выполнен по проекту Зураба Церетели.

7. Существует несколько памятников святому Сергию Радонежскому .

Еще в 1988 году памятник работы Вячеслава Клыкова был установлен в Радонеже.

Памятник работы Валентина Чухаркина появился в 2000 в Сергиевом Посаде.
И, наконец, памятник «Чудо о птицах» был установлен в 2014 перед Троице-Сергиевой Лаврой.

В 2014 году был открыт также памятник Сергию Радонежскому в Черкесске. Есть такие монументы ещё в нескольких городах. Кроме того, в Сергиевом Посаде существует также памятник святым Кириллу и Марии Радонежским.

8. Существует в нашей стране и множество памятников святым Кириллу и Мефодию . В 1992 был открыт, вероятно, самый известный из них – монумент работы Вячеслава Клыкова на Славянской площади в Москве.

Однако теперь эти святые увековечены также в Дмитрове, Владивостоке, Коломне, Мурманске, Самаре, Саратове, Севастополе и Ханты-Мансийске. И это, разумеется, не считая памятников в болгарской Софии и украинском Киеве.

9. В связи с установлением Дня семьи, любви и верности в российских городах появилась цела серия памятников святым Петру и Февронии.

Константин Чернявский создал 9 таких монументов – однотипных, но различающихся небольшими деталями – для разных городов России. (На фото – памятник его работы, установленный в 2009 году в Ярославле).

Общее же число памятников этим святым в разных городах приближается к пятидесяти. Ещё в 2004 году для их установки была объявлена специальная патриаршая программа.

10. В мае 2013 года в Александровском саду в Москве состоялось торжественное открытие памятника святителю Ермогену, патриарху Московскому.

11. Немало в России и памятников святому Георгию. Самые известные - в Москве: на Манежной площади, на Поклонной горе и на Трубной площади.

Кроме того, памятники покровителю православного воинства установлены в Иваново, Рязани, Моздоке, городе Большеречье Омской области и других городах.

12. 14 октября 2006 года под Омском был освящен памятник святому Николаю Чудотворцу. Шестиметровая бронзовая скульптура установлена на Соборной площади Ачаирского Крестового женского монастыря. Это был третий подобный памятник в России - после Анадыря и Майкопа. Памятники св. Николаю есть также в Москве, Московской области - Голицыно, Дзержинском, Ивантеевке, Можайске, Сергиевом Посаде, Тверской области, Рязанской области, Тамбовской области, Калининграде, Перми, Самаре, Петропавловске-Камчатском, Ейске, Тихорецке, Тольятти, Колывани, на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Малой Курильской гряде. Планируется установить памятник святому в Новороссийске.

13. Памятников святому апостолу Андрею Первозванному только в Севастополе - два. А еще - в Феодосии, Москве, Батайске, Абинске, Курильске…
14. Памятник святой Татьяне стоит в Томске на Новособорной площади.
15. В Екатеринбурге есть памятник св. Царственным мученикам.

Кроме того, известны «Ангелы» Ганиной Ямы - памятник «Царские дети», памятник святой чете императора Николая II и императрицы Александры Рядом с петербургским храмом Воскресения Христова у Варшавского вокзала, скульптурная композиция «Ипатьевская Ночь», посвященная трагической гибели семьи императора Николая Второго, в Москве, в галерее искусств Зураба Церетели, а также несколько памятников Государю Императору Николаю II.

Таков далеко не полный список памятников святым, которые есть сегодня в разных городах.

Памятник
Памятник князю Даниилу Московскому

Памятник князю Даниилу Московскому
14 марта 2014 года
55°42′46″ с. ш. 37°37′23″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Москва , площадь Серпуховская Застава
Скульптор А. Коровин, В. Мокроусов
Архитектор Д. Соколов
Дата постройки год
Высота 10 метров
Материал бронза, гранит
Памятник князю Даниилу Московскому на Викискладе

Па́мятник кня́зю Дании́лу Моско́вскому - памятник в сквере Даниловской площади Москвы . Установлен в ознаменование 850-летия основания Москвы и в честь святого благоверного великого князя Даниила Александровича , основателя расположенного неподалёку Данилова ставропигиального мужского монастыря , монахом-схимником которого был сам великий князь. Установлен в 1997 году. Авторы - скульпторы А. Коровин, В. Мокроусов, архитектор Д. Соколов. Памятник располагается у развилки Люсиновской и Большой Серпуховской улиц близ станции метро «Тульская» .

Во времена кровопролитных междоусобиц князь проявил себя великим миролюбцем и миротворцем. Его исключительными стараниями в 1282 году под Дмитровом войска соперничающих между собой князей вместо жестокого кровопролития заключили мир.

Описание памятника

Памятник представляет собой 10-метровую бронзовую скульптуру князя Даниила в полный рост, установленную на высоком гранитном цилиндрическом постаменте, украшенном орнаментами.

На памятнике Даниил Александрович изображён в богатых княжеских одеждах, держащий в левой руке храм, а в правой руке - меч. Храм в левой руке символизирует религиозность князя и его приверженность делам благотворения, благочестия и милосердия. Меч находится в ножнах, что символизирует княжеское миролюбие и миротворчество, использование князем силы оружия исключительно как метода политического давления на противников, а не кровопролитных междоусобных войн.

На постаменте находится барельеф с памятной надписью:

Святой Благоверный великий князь Даниил Московский 1261-1303 .

Напротив монумента расположена вновь воссозданная часовня святого благоверного князя Даниила Московского с памятным Крестом, которая была снесена в советское время (1920). Часовня была освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II 17 марта 1998 года.

Торжественное открытие

17 марта 1997 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень на месте будущего памятника святому благоверному князю Даниилу Московскому на площади Серпуховской Заставы .

4 сентября 1997 года, в канун 850-летия основания Москвы, памятник был открыт мэром столицы Юрием Лужковым . Освятил памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

9 сентября 2013 года был освящён и запущен возведённый вблизи памятника небольшой, но изящный фонтан, имеющий в плане крестообразную форму. Фонтан изготовлен из редкой породы красного гранита. Работой струек воды фонтана управляет электронная система.

19 ноября 2013 года рядом с храмом, возведенным во имя преподобной Евфросинии, как назвалась после пострига в монахини великая княгиня Евдокия, жена князя Дмитрия Донского, дочь князя Суздальского, при большом стечении народа после торжественного молебна состоялось открытие памятника этим святым.

Первый в России памятник святым Евдокии Московской (в монашестве Евфросинии, 1353-1407) и Дмитрию Донскому (1350-1389) с детьми открылся при храме Евфросинии на Нахимовском проспекте, монумент освятил викарий патриарха Московского и всея Руси епископ Егорьевский Марк.

Преподобная Евфросиния после смерти мужа, великого князя Дмитрия Донского, фактически стояла во главе Московского княжества, будучи блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Она также основала Вознесенский женский монастырь, ставший усыпальницей многих представительниц великокняжеского и царского рода и разрушенный в 1929 году. Евфросиния Московская почитается небесной покровительницей российской столицы, первопрестольного града Москвы.

При жизни Дмитрий и Евдокия очень много делали для москвичей. Княгиня была первой сестрой милосердия во время моровой язвы, раздавала щедро милостыню погорельцам, посещала вдов, сирот. В такой помощи, во времена постоянных междоусобиц и войн, нуждалась едва ли не каждая семья. И милосердие Евдокии было настолько искренним и всеобъемлющим, что москвичи еще при жизни называли ее матерью, а после смерти - покровительницей. Память о великой княгине-заступнице была так велика, а сама княгиня почитаема, что и через 500 лет после ее блаженной кончины, в 1907 году, собрались в Москве люди, чтобы почтить преподобную. Они шли в столицу крестными ходами, из разных храмов, монастырей, объединялись на Красной площади, и было их так много, что храмы кремлевские не могли всех вместить.

На наше время выпало уже 600-летие со дня кончины преподобной. Храм на многолюдном Нахимовском проспекте - первый в России, построенный в честь преподобной Ефросиньи. Храм, которому отвели место на юго-западе Москвы исключительно по градостроительным соображениям, как оказалось, еще и чудесным образом привязан к этим землям. По летописным источникам и архивным материалам, поднятым в связи со строительством храма, выходило, что здешние места в летописях значились как Верхние и Нижние Котлы и входили в усадьбу Дмитрия Донского. Здесь встречалась Евдокия с митрополитом Киприаном, покинувшим Москву после ссоры с князем, и уговаривала его вернуться.

Не было после смерти Дмитрия стабильности в российском государстве, зародившемся, по сути, стараниями великокняжеской семьи. Вот и хотела Евдокия, чтобы правление сына Василия отличалось порядком и устойчивостью, потому и заручилась поддержкой митрополита Киприана, имевшего, выражаясь современным языком, огромный авторитет среди москвичей. С возвращением митрополита Киприана, причисленного впоследствии к лику святых, Москва станет духовным центром русских земель. А Евдокия продолжит политику укрепления княжества. И построит немало церквей и монастырей, среди которых вознесется в небесную синь и будет для потомков ярким примером подвижничества Спасо-Вознесенский женский монастырь в Московском кремле у Фроловских (ныне Спасских) ворот. Где в 1407 г. упокоится сама преподобная. В почитании преподобной Евфросинии святилище столь неразрывно связано с основанным ею кремлевским монастырем, даже письма, адресованные на имя нынешнего настоятеля храма, пишут порой по-старинному: «Спасо-Вознесенский монастырь, храм Евфросинии Московской, протоиерею Алексею Ладыгину». Вознесенский собор, ставший усыпальницей для всех великих жен Руси - княгинь, цариц, в 1929 г. был уничтожен, но мощи благоверной Ефросиньи чудесным образом сохранились. Их частичка находится нынче и в храме на Нахимовском. Так же участвовала в строительстве Сретенского, Рождественского, Зачатьевского монастырей. Евдокия создает первую иконописную артель, приглашает Феофана Грека… Еще при жизни она исцелила 30 человек… первым исцелила слепого, который просил милостыню

По словам настоятеля храма преподобной Евфросинии протоиерея Алексия Ладыгина, открытие памятника Дмитрию Донскому, Евдокии Московской и их детям - "возвращение к подлинным ценностям, исконным для нашего народа ценностям семьи". "Это поразительный феномен для мировой истории. Они были образцом в отношениях друг к другу, в молитвенном правиле, в своих поступках. Это были ответственные люди".

Высота отлитого в Солнечногорске памятника с постаментом - четыре метра; это проект молодого скульптора Дмитрия Кукколоса. Памятник построен на пожертвования.

На церемонии открытия присутствовали председатель попечительского совета программы "Святость материнства" Наталья Якунина, президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, автор книги "Кремлевские жены" Лариса Васильева, заслуженная артистка России, супруга Николая Караченцова Людмила Поргина и другие известные женщины.

Именно здесь, во вновь отстроенном храме в честь святой Русской Церкви, спустя 605 лет появилось, наконец, место, где поминают преподобную Евфросинию Московскую каждый день. И сам храм стал настоящим памятником в честь беззаветного служения государству российскому.

Дудина Маргарита Игоревна, 10 лет

15.08.2016
Архиепископ Никон (Рождественский)

От редакции: Скульптор Зураб Церетели предложил властям Петербурга установить в городе созданный им памятник Иисусу Христу высотой около 80 метров, что превосходит параметры одной из самых известных в мире статуй Христа на горе Корковаду в Рио-де-Жанейро (38 метров, включая пьедестал). Более тысячи человек подписали петицию против установки в Петербурге этого памятника.

Статую Иисуса Христа авторства Зураба Церетели ни в коем случае не нужно устанавливать в Санкт-Петербурге, заявил РИА «Новости» председатель ОВЦО Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП протоиерей Александр Пелин. «Я хочу заметить, что установка подобного рода гигантских статуй не является частью православной традиции. … Думаю, что в епархии относятся плохо, хотя за всю епархию не могу сказать», - сказал о. Александр Пелин. Он отметил, что официального решения нет, так как с таким вопросом в епархию пока не обращались. По словам о.Александра, если подобный монумент установят в Санкт-Петербурге, это нанесет «невосполнимый урон архитектурному облику города. Как вариант - его можно, конечно, поставить за Кронштадт туда, в море, на какой-нибудь остров, форт, чтоб он служил в качестве маяка. Но в Петербурге - ни в коем случае», - подчеркнул председатель Отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.

В последнее время установка в России памятников святым стала приобретать масштабный характер: были установлены памятники-статуи многим святым Православной Церкви. А 10 июля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил открытый на острове Валаам памятник Пресвятой Богородице - скульптурный образ Валаамской Божией Матери высотой 3,4 метра.

Предлагаем читателям статью великого святителя и замечательного церковного публициста начала ХХ века архиепископа Никона (Рождественского) , в которой он убедительно показывает чуждость церковному благочестию и неприемлемость для православной традиции установки памятников-статуй угодникам Божиим, а уж тем более Господу нашему Иисусу Христу или Божией Матери.

* * *

М осковское Археологическое Общество хочет поставить памятник смиренным служителям Церкви Русской, святителю Гермогену, Патриарху Всероссийскому, и преподобному Дионисию, Радонежскому чудотворцу. Местом памятника избрана историческая Красная площадь в Москве, где уже красуется памятник Косме Минину и князю Пожарскому. Археологическое Общество желает сим памятником ознаменовать наступающее в 1912 году трехсотлетие окончания великой смуты, до основания потрясшей нашу матушку Русь в начале Х VII столетия. Памятник, очевидно, должен говорить русским людям: "Любите Русь, как мы любили, целым сердцем; будьте готовы положить за нее свои души, отдать ей беззаветно все: и ум, и сердце, не говоря уже об имуществе, отдать самую жизнь свою за ея благо. Смотрите на нас и вспоминайте наше время, наши подвиги".

Святейший Синод предоставил Археологическому Обществу произвести в текущем году во всех церквах Российской империи тарелочный сбор за всенощными бдениями и литургиями в праздники Апостолов Петра и Павла и Успения Богоматери. Так откликнулась церковная власть на начинание Археологическаго Общества.

В последнее время сборы по церквам в великие и не в великие только праздники - обычное дело. Собирают ежегодно в известные дни разныя общества: Миссионерское, Палестинское, попечения о слепых, Краснагo и других крестов, - всех таких не перечтешь: собирают и не ежегодно, а только раз или два в определенный день на то или другое доброе дело. Не могу не заметить, что святое дело христианскаго благотворения, всецело некогда принадлежавшее Церкви, ныне, большею частию, ушло из Церкви и является в нее только с кружкой или тарелкой для сборов, а все распоряжение сими сборами идет уже мимо Церкви... Не буду теперь останавливаться на этом вопросе: можно ли сие признать нормальным явлением в церковной жизни по самому существу, тем более что к настоящему случаю это едва ли может иметь и отношение. Церковь строила и строит храмы как памятники, но еще никогда не строила памятники в мирском смысле этого слова. Я хотел бы только отметить, что это даже едва ли не первый случай сбора на памятник во время богослужения в церквах наших. Собирали на построение храмов, на школы, на богадельни, на миссии, словом - на дела добрыя, но не на постройку мирского памятника. Не хочу восставать против такого сбора и теперь, ибо распоряжение церковной власти уже состоялось, никакой ереси в нем не усматривается, а потому и протестовать против него нет повода. Но при исполнении сего дела, при построении памятника, может произойти нечто такое, от чего хотелось бы предостеречь теперь же и Археологическое Общество, и тех, кто должен отвечать пред Богом и историей за возможный соблазн...

Прежде всего вспомним: когда Москва решила поставить памятник Царю-Освободителю, то покойный Государь, мудрый носитель народных идеалов, особенно был озабочен тем, чтобы этот памятник, поставленный в Кремле, этом, по его выражению «алтаре Руси православной, не нарушал своим мирским характером духовной гармонии святынь кремлевских. Он был прав: до сего времени Кремль не имел в себе ни одного памятника в западно-европейском смысле, для него ясно было, что такие памятники не вполне отвечают народному миросозерцанию. Народ знает памятники-храмы, но не памятники-статуи, и очень мудро было избрано место для памятников самому ему, великому Царю-Миротворцу, - вне всероссийскаго "алтаря" - Кремля: как-будто он смиренно вышел отсюда, чтобы в благоговении созерцать издали святыни Руси Православной с своего величественнаго трона, от храма-памятника великих событий 1812 года. А памятник своему великому отцу он закрыл дивною сенью, поучающею своими мозаиками русских людей любви к своим Царям... Пусть Императорское Археологическое Общество и те художники, которые будут обдумывать проект памятника патриарху Гермогену и преподобному Дионисию, глубоко задумаются над этим... Во всяком случае в обсуждении сего вопроса необходимо участие представителя Святейшаго Синода и окончательное его решение, прежде чем восходить на Высочайшее воззрение, должно быть предоставлено Святейшему Синоду.

Я сказал, что памятники-статуи не отвечают нашему русскому народному миросозерцанию, нашим народным идеалам. Православная Церковь не приняла ваяние в качестве церковнаго искусства: она только терпит его как исключение из общаго правила. Ваяние слишком напоминало христианину первых времен культ языческий, языческих идолов, которых так ненавидели христиане; оно, воплощая идею, недостаточно способно было одухотворить ее, слишком, так сказать, оплотеняло ее ... Вот почему оно несродно духу чистаго православия. Западная Церковь постепенно ввела в свой культ ваяние потому, что сама, хотя и безсознательно, постоянно находилась под влиянием воспринятых от язычества идей. Все римское богословие со времени разделения Церквей построено на человеческом, юридическом начале. Вся культура, искусство, наука - все имело корни в язычестве. Римская церковь не задумывалась и языческаго Зевса переделывать в Апостола Петра, вручая ему ключи Царства небеснаго. Православие взяло из языческой культуры только то, что было чисто по природе своей, что не отвлекало мысль верующаго в сторону язычества. Церковь взяла для своих храмов, например, план театра, но самый театр отвергла. Для удовлетворения потребности эстетическаго чувства она создала нечто, отдаленно напоминающее первобытный театр времен Софокла, Еврипида и др. великих трагиков (ибо театр того времени был для язычника почти богослужением), но и то очистила, возвысила, одухотворила до того, что всякое напоминание о театре исчезло. Я говорю об обрядах богослужебных, о пении и т. п. Ваяние же отвергла, заменив его живописью, вернее - иконописью. Наш народ всю свою культуру воспринял от Православной Церкви: понятно, что и на всякия статуи он смотрит с церковной точки зрения. Мне приходилось, например, слышать от простых поселян наименование памятника Пушкина "идолом". И думается мне, что уже по одному этому не следует ставить памятника святым печальникам родной земли в виде статуй: зачем насильственно навязывать народу доселе чуждое ему воззрение на памятники святым людям? Зачем вводить его в искушение мыслию о том: место ли угодникам Божиим стоять среди площади? Не будет ли это профанацией, особенно при нашей русской неряшливости, когда нередкость, например, видеть голубиный помет на памятнике Пожарскому и Минину, когда слышится не редко непечатная брань извозчиков около заветных святынь наших храмов, когда подножия памятников не защищены от возмутительных надписей?..

Пусть так, пусть ставят у нас памятники великим людям, прославившим нашу родную Русь, пусть эти памятники, как памятник Минину и Пожарскому, и говорят, и даже перстом показуют русским людям на те святыни, за которыя они грудью стояли: "не на нас смотрите - смотрите вот на эти святыни, любите их, умирайте за них: в почитании их - залог для вас Божия благословения"... Пусть даже красуется памятник славному нашему святому князю-просветителю Владимиру, высоко поднимающему св.крест над купелию Руси святой - старым Днепром: все это тени нашего славнаго прошлаго, все это - поучение современных поколений "в лицах", но все это так отзывается земным, что не следовало бы прилагать к угодникам Божиим, прославленным от Бога славою нетленною. Правда, и Владимир - Божий угодник, но он не монах, не святитель, а святителям и монахам мы еще не ставили памятников. Правда, в разных украшениях памятников, в виде деталей, как на памятнике тысячелетия Руси в Новгороде, и они есть, но ведь это - детали, а не главное, это подробности, а не целое... Во всех мирских памятниках сказывается как бы опасение: а ну - забудут люди этого человека?.. Отольем же ему возможно вечный памятник из металла: это надежнее будет... Но сердце русскаго человека не может и мысли допустить, чтобы оно забыло своих родных молитвенников пред Богом, угодников Божиих. Русский человек пойдет к их святым мощам, поклонится им в их нетленных останках, приобретет себе в дом их святую икону и станет с ними молитвенно беседовать. А есть возможность, - и храм в честь их построит, имя сыну или дочери даст. Видеть же их статуи среди площади, хотя бы и той площади, которая видела их подвиги на пользу земли родной, едва ли он пожелает...

Скажут: тогда вы совсем не желаете памятников святым людям? Да, кстати: патриарх Гермоген еще и не прославлен...

Во-первых, не пора ли прославить нетленно и открыто почивающаго в московском Успенском соборе святителя - священномученика за отечество Гермогена? Ведь в некоторых святцах XVIII века он называется уже святым. Во-вторых, я желал бы видеть памятник-храм, по меньшей мере - памятник-часовню в честь сих угодников Божиих. И представляется мне она в стиле древнерусских церквей, по внутренним стенам вся украшенная мозаиками из жизни и подвигов святителя Гермогена, преп. Дионисия Радонежскаго и - почему к ним не присоединить и подвиги Авраамия келаря Троицкаго? Против входа - икона Гермогена и Дионисия с горящею пред нею лампадою. Наружные стены можно украсить также мозаикой, если русскому стилю претят барельефы. Все должно говорить сердцу русскому о подвигах их. Какая благодарная задача для наших родных художников, каковы В.М. Васнецов и А.Н. Померанцев! Если епархиальная власть найдет полезным в часовне поставить свечной ящик, то доход от свеч должен идти на распространение изданий строго православнаго и патриотическаго содержания, дабы самый памятник великих патриотов продолжал их святую деятельность среди народа Русскаго. В известные дни, в дни памяти угодников Божиих, из ближайшаго Покровскаго собора должен быть к памятнику крестный ход для служения молебнов печальникам родной земли. Следует установить и панихиды о всех, за Веру Православную, за Царя и Отечество душу свою положивших во дни смут, как Х VII, так и нашего века, за всех, подвигом добрым подвизавшихся в то время. Такой памятник будет по сердцу народу православному. К нему будут приходить не любоваться только, не ради празднаго любопытства, но и молиться, входить в общение с теми, о ком памятник сей говорит нашему сердцу. Пора нам перестать идти в хвосте за западными народами, пора быть самобытными хотя бы в том, что завещала нам родная старина. Тем, западным, позволительно ставить статуи и святым, и не святым людям: для них старый, отживший языческий греко-римский мир был не чужой; о нас, русских, сказать этого нельзя. Мы не знали греко-римской цивилизации: мы, можно сказать, как только появились на свет во всемирной истории, так и окрещены в святую нашу веру православную. Западные народы приняли христианство уже взрослыми, мы - младенцами... Взрослый уже становится неспособен так глубоко воспринимать новые идеалы духовных воззрений, как тот, кто воспринимает их с молоком матери. Я не говорю об избранниках Божиих, о тех гигантах духа, которые прославили историю Церкви от первых времен христианства: я разумею народныя массы, народы Запада, как историческия личности. В отношении к памятникам именно так и было. Укажите хотя один пример во всей истории Церкви, когда бы Церковь в лице своих святых мужей благословила, одобрила, признала благоприятным постановку мирских памятников, кому бы то ни было из исторических деятелей? Римская Церковь, уклонившись в сторону мира, многое и усвоила заимствованное от мира.

Не лишним считаю кратко повторить здесь то, что писал я в "Душеполезном Чтении" 14 лет тому назад.

Великий знаток нашей русской народной жизни и ея идеалов, Ф.М. Достоевский, говорит, что "наш народ живет идеей православия в полноте, хотя и не разумеет ее отчетливо и научно. В сущности, в народе нашем все из нея одной, из этой идеи и исходит, по крайней мере, народ наш так хочет, всем сердцем хочет, чтобы все, что есть у него и что дают ему, из этой одной лишь идеи и исходило"... К сожалению, когда мы, в течение последних двух веков, из своего "окна" любовались на Европу и жадно учились у ней "цивилизации", мы задом стояли к родной России и ея святому православию. Оттого и набрались оттуда привозных, часто самых дешевых понятий и воззрений без всякой их оценки, и спешили, как можно скорее, применить их к своей жизни, чтобы похвалиться пред "ученою" Европою: вот-де мы какие умники!.. Но удивительное дело: старыя, древнерусския воззрения, несмотря на все усилия их забыть, затереть, несмотря на старания наших "интеллигентов" подменить их привозными, крепко живут в нашей народной массе; При всей своей духовной красоте и возвышенности, по-видимому, для этой темной массы недоступных, они каким-то инстинктом передаются из рода в род, из поколения в поколение, и когда "интеллигент", уверенный в высоте и истинности своих понятий, принятых им с Запада от "просвещенных" европейцев, развязно предлагает их русскому исконно православному простецу, то этот русский простец спокойно отвечает ему: "поди ты к Богу с своими затеями! Совсем не по душе оне нам, русским людям". Пусть наши "интеллигенты" говорят, что русское невежество не додумалось до таких прекрасных вещей, как художественные памятники великим людям: мы думаем совершенно напротив. Русский народ как великая историческая личность внутренним духовным своим инстинктом понимает вещи гораздо глубже, чем ученики Европы, от него отщепнувшиеся. Русский мужичок говорит: "Памятник ставят для того, чтобы не забыли, что жил на свете такой-то". В самом деле: в слове "памятник", как я сказал, уже не звучит ли опасение этого забвения?.. Угодникам Божиим, например, Преподобному Сергию, не ставили памятника-статуи, а попробуйте поставьте ему такой памятник, знаете ли, что скажет народ? Он скажет, что это - кощунство, профанация... Если он, по скромности своей, не говорит этого о памятнике князю Владимиру, то лишь потому, что в руках у князя крест, а поверьте: на памятник его никто не станет молиться, его удел - праздное, холодное любопытство толпы. Хорошо знал это русским православным сердцем святитель Киевский Филарет и потому в свое время протестовал против постановки памятника-статуи князю Владимиру и не постеснялся даже назвать этот памятник "идолом".

В чем же дело? Почему Русский народ так холодно-безучастно смотрит на памятники-статуи? Ответ на это находим в книге Премудрости Соломоновой, гл. 14, ст. 14, - там сказано, что "памятники вошли в мир по человеческому тщеславию" . А это чувство - нехорошее, не христианское, нехорошо оно, когда живет в сердце человека, нехорошо, когда и другие питают его чем бы то ни было. Когда достоинства, заслуги, подвиги признаются другими как проявление в человеке даров Божиих, когда все это обращается во славу Божию, когда в человеке гениальном признается величие дара Божия, тогда тщеславию нет места, и прославляемый приемлет похвалы с глубоким смирением, относя их всецело к Божией благодати. А когда о Боге забывают, когда все приписывают человеку, по крайней мере молчат о Боге, хвалят только человека и его "гений" и этому гению, как природному свойству личности человеческой, ставят памятник, тогда уже является служение страсти человеческой, служение тщеславию, а это, по народному воззрению, да и по правде Божией, есть уже тонкое идолопоклонство... Мы, православные, в отношении к нашим ближним, как живым, так и почившим, должны неизменно руководиться златым правилом нашего Спасителя: еже аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде. Примените это правило к памятникам, и ваша совесть скажет вам, что мирские памятники усопшим вовсе не нужны. Мы себе таких памятников по совести не пожелали бы, и усопшие, если бы их спросить, то же нам сказали бы. Но, может быть, памятники нам нужны? Да, нужны, но не памятники-статуи. И благочестие народное создает такие, в духе народном, и памятники. Это - памятники, дающие возможность входить с усопшими в непосредственное, живое общение в молитве, это - храмы Божии, часовни, обители... Понятно, почему покойный Государь-Праведник Александр III не пожелал на месте убиения своего родителя поставить простую часовню, а непременно - xpaм Божий: его добрая православная душа понимала все значение молитвы церковной и молитвы народной за душу Царя-Мученика в храме Божием. Пусть будут созидаемы памятники не столько лиц, сколько событий: это то же, что книги или повести о минувших судьбах родной земли. Волей-неволею приходится сделать уступку: пусть, если уж завелись они на Руси, будут памятники и лицам историческим, не-святым людям, и пусть они говорят не столько о лицах, сколько о тех великих идеях, носителями коих они были. Таков, например, и есть памятник Пожарскаго и Минина: как я уже сказал выше, он отводит мысль зрителя на заветныя святыни Кремля, на которыя и указывает нам Минин с своего пьедестала. (*) А святым Божиим, каковы суть патриарх Гермоген и преподобный Радонежский чудотворец Дионисий, ставить статуи не подобает. И без таких памятников память их в род и род , потому что в память вечную будет праведник...

1910 год.

(*) Надо сказать, что рука отлитого в бронзе Минина уже давно не указывает на святыни Кремля. Это произошло потому, что поставленный в 1818 году в центре Красной площади памятник Минину и Пожарскому был перенесён в 1930-е годы к Покровскому собору и повёрнут на 90 градусов. (Прим. ред .).

Послесловие редакции БО. Эту статью архиепископа Никона (Рождественского) мы хотим сопроводить фотографией памятника, нет, не Божьему угоднику («святыми статуями» православных уже не удивишь: они во множестве стоят уже по всей русской земле), но памятника самому Божеству (!). И если митрополит Филарет (Амфитеатров), протестуя против постановки статуи князю Владимиру, не постеснялся назвать этот памятник «идолом», то каким словом следует назвать это стоящее за алтарём ярославского Успенского собора изваяние?


Когда мы воочию увидели это безобразие, то первым нашим желанием было снять на видеокамеру те кощунства, что совершались на наших глазах. Например, бросание в евхаристическую чашу монеток, пожимание рук ангелов (на фотографии можно видеть, что они блестят от частых прикосновений)… Мы хотели снять всё это и показать другим, чтобы хоть как-то воспротивиться богохульству, но вовремя остановились по следующей причине. Бросавшие монеты в чашу прохожие (едва не наступая при этом на надпись, которая гласит, что этот памятник изображает собой Святую Троицу), наверняка, имели самые простые мысли. Вроде того, что если я попаду в чашу или прикоснусь к руке, то загаданное мною желание исполнится. Они-то думали просто, зато находящиеся рядом с ними и понимающие, что происходит недопустимое, становились соучастниками действий, которые нужно назвать не одним только кощунством, но самым настоящим идолослужением.

То же и в нашем случае. Имея доброе желание через показ непотребства прекратить непотребство, мы сами того не зная, приобщили бы к богохульству тысячи читателей сайта «Благодатный Огонь». Мы невольно стали участниками идолослужения в Ярославле, и сделали бы таковыми всех читателей БО, если бы показали то, чему были свидетелями. Неужели это не очевидно?

Что скажем в итоге? Если в 1918 году прекрасный город Ярославль постигло праведное прещение Божие за отступление от Православной веры, и он был расстрелян из пушек, то расстрел из каких огненных орудий может ожидать его за такие «памятники»? Впрочем, это вопрос не к простодушным ярославцам, которые не ведят бо что творят (Лк. 23,34), но к духовным отцам и правителям города, собирающим подобным «богопочитанием» на свои головы и головы своих сограждан праведный гнев Божий.

Благодатный Огонь

Loading...Loading...