Патриарх сергий страгородский биография. Патриарх сергий страгородский будет канонизирован

Митрополит Сергий(Страгородский) в годы войны

Великая Отечественная война началась в День всех святых в земле российских просиявших 22 июня 1941 года. Бог хотел показать подвиг верных чад Церкви в эти тяжелые времена. И мы увидели множество примеров самоотверженного служения людей, ведь Господь сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [Мф 16:24]. Эту заповедь принял в свое сердце и патриарх Сергий (Страгородский) для служения во благо Церкви на протяжении всей своей жизни.

На момент начала войны патриарх Сергий имел титул митрополита Московского и Коломенского и с декабря 1936 года Местоблюстителя Патриаршего престола. Отслужив Воскресную Литургию, митр. Сергий узнал о случившейся трагедии и не замедлил исполнить свой пастырский долг. Он пишет послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».

«…Не первый раз приходиться русскому народу выдерживать такие испытания, ˗ писал митр. Сергий, ˗ с Божией помощью… наши предки не пали духом… Не посрамим же их славного имени и мы – православные… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставить она народа своего и теперь… Положим же души своя вместе с нашей паствой…Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу».

Это были не пустые слова. Церковь наша от Местоблюстителя до простого прихожанина приложила все усилия, чтобы исполнить эти слова. Несмотря на преклонный возраст, а владыке тогда шел 75-й год, он был энергичным и деятельным пастырем. Митрополит Сергий постоянно ободрял в своих посланиях и проповедях всех ищущих утешения в Русской Православной Церкви в эти тяжелые времена.

«Надвигающаяся гроза приносит не только одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы… У нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Разве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве собрались в наш храм и начало нашего всенародного подвига в защиту родной земли освещаем церковным богослужением?» ˗ сказал Владыка в проповеди на молебне о победе русского воинства 26 июня 1941 года.

Сам молебен проходил в Богоявленском соборе при большом стечении народа и это при том, что Церкви запрещена была любая пропаганда.

Конституция 1936 г. не допускала свободу религиозной пропаганды, а только свободу «отправления религиозных культов». И напротив – давалась свобода антирелигиозной пропаганде. (ст.124). Еще более показателен тот факт, что деятельность Церкви сужалась до «отправления культа» и за любую общественно — правовую деятельность штрафовали или отправляли на принудительные работы. Присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично — правовых функций и прав юридических лиц — принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей.(ст. 125 УК РСФСР 1926 г.).

Советские власти не препятствовали распространению посланий архипастырей, возможно потому, что с начала войны была ясна необходимость отмены антирелигиозного курса, но, каким образом и в каких масштабах, еще было не продумано правительством, поэтому ограничились лишь молчанием и попущением активной деятельности Церкви.

В своих посланиях митр. Сергий призывал также помогать партизанам. Вот как он писал в январском послании 1942 года, обращаясь к жителям оккупированных территориях:

«Есть же и в ваших областях люди, готовые жертвовать своим покоем или достатком, а то и всею жизнию во имя верности Церкви и родине. Слухи о подвигах партизан доходят и до нас, немало и нас одушевляя на всенародное дело. Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга пред родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена».

В партизанском движении активно участвовали и священнослужители. На оккупированных землях они часто являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали красноармейцев, отставших при отступлении от своих частей, военнопленных, сбежавших из лагерей, также вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Десятки награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

Священник Федор Пузанов (1888-1965):

«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, - писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. - Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».

Митрополит Сергий не ограничивается только распространением своих посланий во все уголки страны, но и решает материально выразить помощь православных людей в общем деле Победы. В частности призывает собирать пожертвования на танковую колонну. В обращении к верующим 30 декабря 1942 г. он пишет:

«Благословив Димитрия Донского на Куликовскую битву с мамаевыми полчищами, Преподобный Сергий Радонежский послал в ряды русских войск двоих сподвижников из числа братьев Троицкой лавры.

Два воина немного могли прибавить силы русскому оружию. Но они были посланцы от Преподобного Сергия и его лавры. Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе, с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского.

Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения родины».

Но у Церкви даже не было своего счета в банке. Митр. Сергий пишет телеграмму Сталину об открытии счета в банке для Церкви.

г. Ульяновск

Москва, Кремль Иосифу Виссарионовичу Сталину

Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. Для начала Патриархия вносит 100 тысяч рублей, Елоховский кафедральный собор в Москве - 300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович - 100 тысяч. Просим в Госбанке открыть специальный счет.

Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский.

На что последовал ответ:

г. Москва

Прошу передать православному русскому духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной Армии за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Указание об открытии специального счета в Госбанке дано.

И. Сталин

Свидетельством глубокого патриотизма наполнены воспоминания протоиерея церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлева:

«В церковной кассе денег не было, а их надо было достать… Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход — деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5-20 километрах от села и в результате — 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная».

На строительство 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей.

7 февраля 1944 г. армии была передана армии танковая колонна «Димитрий Донской». На этом мероприятии по поручению патриарха Сергия выступил митрополит Крутицкий Николай. За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны имени Димитрия Донского из 38-го полка были награждены орденами и медалями СССР.

Верующие нашей страны также внесли средства на эскадрилью самолетов имени другого русского святого князя – Александра Невского. 23 марта 1944 г. духовенство и верующие церквей только Москвы внесли на постройку самолетов 1 млн. руб.

Всего РПЦ за годы войны внесла на нужды фронта более 300 млн рублей, не считая драгоценностей.

К 1943 году сложился ряд факторов, который обусловил кардинальные перемены в характере отношений между Советским правительством и Церковью. В этом ряду нужно упомянуть активную патриотическую деятельность Церкви и в частности самоотверженная деятельность митрополита Сергия; также требования европейских и американского правительств об улучшении положения Церкви в СССР (посол Рузвельта передал ноту такого характера Сталину); и в заключении стремления Советского правительства создать положительный имидж политики СССР. Вот эти факторы и послужили стимулом к «повороту» религиозной политики Кремля.

Как мы уже говорили, первым шагом правительства было не препятствие патриотической деятельности Церкви. Новым шагом была необходимость юридически закрепить новый статус Церкви в СССР. Ярким выражением этого нового курса была возможность встречи руководства СССР с первоиерархами, которая состоялась 4 сентября 1943 года. В Кремль приглашены были: Местоблюститель Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский), Алексей (Симанский) – митр. Ленинградский и Николай (Ярушевич) – митр. Киевский и Галицкий, экзарх Украины. Итоги встречи очень удивили митрополитов. На все вопросы Сталин давал свое согласие. Обсуждались такие вопросы, как: открытие семинарий и библейских курсов (Сергий положил много трудов для их открытия, но не дожил до этого момента всего месяц), возобновление издания ЖМП (закрытого в 1935 г.), открытие заводов свечных и церковной утвари, Сергий представил список заключенных епископов. Сталин выделил как резиденцию дом в Чистом переулке. Но главное – это вопрос о патриаршестве. Разрешено было созвать Собор и избрать патриарха, причем в кратчайшие сроки, 3-4 дня (как выразился Сталин – «надо применить большевистские темпы») .

8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор. На нем присутствовали 19 архиереев. Митрополит Алексей (Симанский) в речи сказал: «у нас уже имеется определенный, единственный кандидат на Патриаршее место». В ответ раздались возгласы «Аксиос, аксиос, аксиос». Так был избран патриархом Сергий Страгородский спустя 18 лет со смерти патриарха Тихона Беллавина. При патриархе был создан Синод. По выражению митрополита Николая (Ярушевича), «наша Церковь вновь засияла во всей полноте своего иерархического чина» .

Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась 12 сентября в Богоявленском соборе в Москве. Поздравительные послания по случаю своего избрания Сергий получил от Константинопольского, Александрийского и Антиохийского патриархов, что означало установление связей РПЦ МП с восточными поместными церквами.

Особое внимание в современной историографии уделяется причинам такой резкой смене курса в религиозной политике Кремля. Традиция с начала 90-х годов, когда стали общедоступны множество раннее засекреченных документов, предлагает такую систему взглядов на проблему. (Шкаровский М.В., Васильева О.Ю., Алексеев В.И., Якунин В.Н., Одинцов М.И.). Сталин давал свободу Церкви строго в ограниченном количестве, исходя из задач, которые ставились перед Церковью. Чтобы легче понять – нужно задать вопрос «Что нужно было Сталину от РПЦ?». Самое главное – это использование института Церкви для создания положительной оценки политики СССР среди европейской и американской общественности. Можно привести пример: визит английской делегации во главе с архиепископом Йоркским Гарбетом 16 сентября 1943 г. Поэтому Сталин так торопил созыв Собора (3-4 дня на сборы). Вернувшись в Англию архиеп. Гарбет с удовольствием рассказывал прессе о теплом приеме и что Церковь в СССР имеет не просто свободу, но и привилегированное положение. Спустя некоторое время 27 ноября состоялась Тегеранская международная конференция на котором ставился вопрос об открытии второго фронта, в этот момент как никой другой необходима была поддержка Сталину.

Еще один момент вызывает интерес: Секретное постановление Государственного комитета обороны 5 июня 1943 г. «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР», в котором религиозные организации впервые были отнесены к категории советской внешней разведки . Так, например, обращение Собора епископов 1943 г. «Ко всем христианам мира». В нем был призыв «к направлению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества… удесятерить свои силы для помощи фронту, для полной победы над гитлеровскими полчищами». В дальнейшем с подобного рода патриотическими обращениями неоднократно выступали патриарх Сергий и митрополиты Алексий и Николай. Их антифашистские обращения имели большой политический резонанс.

Несмотря на такое пренебрежительное отношение Советского правительства к РПЦ Патриарх Сергий всегда старался следовать заветам Христа. Все мероприятия он связывал с вопросом полезности для церковной организации, для каждого православного христианина, какими бы тяжелыми и неоднозначными эти мероприятия (восхваление Сталина, книга «Правда и религии в России») ни были. Думается, патриарх все прекрасно понимал, что все подчинено интересам политики Кремля, и в любой момент эта дарованная свобода может отняться (а так и происходило, начиная с 1948 года). Но это нисколько не мешало, а наоборот помогало бодрствовать, и исполнять главную задачу Церкви – доносить слово Евангелия до каждого сердца, погрязшего в болоте атеизма. В 1943 году патриарх Сергий писал, что когда началась война, то у него не было никаких сомнений – какую позицию должна занять Русская Православная Церковь, она всегда была с народом.

В заключение доклада хочется разобраться с вопросом, который невольно возникает при знакомстве с деятельностью патриарха Сергия: почему же патриарх Сергий и дальше продолжал идти по предначертанному пути, видя такое отношение со стороны государства, что долгожданного облегчения для Церкви и духовенства не наступает?

В 1927 году вышла статья Николая Бердяева «Вопль Русской Церкви». В ней автор, рассуждая о деятельности тогда еще митрополита Сергия, дает такой ответ на этот вопрос: “Героическая непримиримость отдельного человека, готового идти под расстрел, прекрасна, полновесна и вызывает чувство нашего восхищения. Но там, в России, есть еще другой героизм, другая жертвенность, которые люди не так легко оценивают. Патриарх Тихон, митрополит Сергий - не отдельные, частные лица, которые могут думать только о себе. Перед ними всегда стоит не их личная судьба, а судьба Церкви и церковного народа как целого. Они могут и должны забывать о себе, о своей чистоте и красоте и говорить лишь то, что спасительно для Церкви. Это есть огромная личная жертва. Ее принес Патриарх Тихон, ее приносит митрополит Сергий. Некогда эту жертву принес святой Александр Невский, когда ездил в Ханскую Орду. Отдельный человек может предпочесть личное мученичество. Но не таково положение иерарха, возглавляющего Церковь, он должен идти на иное мученичество и принести иную жертву”.

Скончался патриарх Сергий 15 мая 1944 года в возрасте 77 лет. Погребен в Николаевском приделе Богоявленского собора.

Литература:

1. Васильева О.Ю. Митрополит Сергий (Страгородский). Штрихи к портрету // Альфа и Омега. 2002. № I. С. 136-163.

3.Страж дома Господня: Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский): Жертвенный подвиг стояния в истинном Православии / автор-сост. С. Фомин. М., 2003.

4. Шкаровский М.В . Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта, 2010.

Митрополит Сергий (Страгородский)

Высокопреосвященнейший митрополит Сергий (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), в миру Иоанн Николаевич Страгородский, явился, бесспорно, наиболее яркой и выдающейся личностью в сонме иерархов Нижегородской епархии советского периода. Именно ему, Промыслом Божиим, в труднейшие, переломные годы политической жизни в России, в период массовых репрессий, производимых новой властью в отношении духовенства, пришлось нести крест архипастырского служения как на Нижегородской (Горьковской) кафедре, так и в дальнейшем во главе Русской Православной Церкви. Это архипастырь, деятельность которого составила целую эпоху в истории российской Церкви Христовой.

Митрополит Сергий был воспитанником подлинно духовной нижегородской школы. Будущий Патриарх родился 11 января (ст. ст.) 1867 года, в городе Арзамасе Нижегородской губернии, в семье потомственного протоиерея — Николая Иоанновича Страгородского. Род Страгородских с незапамятных времен принадлежал к духовному сословию.

В небольшом уездном городке Арзамасе, с которым были связаны детские и юношеские годы святителя Сергия, в ХIХ веке насчитывалось 30 церквей, 4 мужских и 3 женских монастыря. Здесь на тот момент священствовали два представителя семьи Страгородских, отец и сын: Иоанн Дмитриевич, дед будущего святителя, священник Воскресенского собора города, и Николай Иоаннович, священник Арзамасского Алексеевского монастыря. В Никольском женском монастыре подвизалась монахиней Евгения, тетка Ивана Николаевича, позже ставшая игуменьей Алексеевской обители. В семье о. Николая Страгородского была еще и дочь, Александра, одним годом старше своего брата Ивана: она вышла замуж за священника и также была религиозным и преданным Церкви человеком.

Глубокое религиозное воспитание Ивана и его сестры было заложено уже в их детские годы, в семье: отец много внимания уделял воспитанию детей (матери они лишились очень рано). Протоиерей Николай Страгородский, как и его отец, был деятельным и талантливым священнослужителем, известным миссионером в Нижегородской епархии. Именно он в 1879 году организовал и возглавил в Арзамасе миссионерское Братство Св. Креста. За свое многолетнее и подвижническое служение, которое он осуществлял до 1914 года, протоиерей Николай был удостоен самых различных наград, как от Святейшего Синода, так и от местных епархиальных властей.

Первоначальное образование Иван Страгородский получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище, где преподавал еще его дед, а впоследствии и отец.

В 1886 году Иван Николаевич окончил Нижегородскую духовную семинарию по первому разряду и поступил в Петербургскую духовную академию, блиставшую именами крупных ученых-преподавателей (в Петербург Иван и его товарищ отправились по собственному обдуманному решению, волонтерами, так как в 1886 году вызова в духовные академии из Нижегородской семинарии не было). На четвертом курсе Петербургской академии, 30 января 1890 года, Иван принял иноческий постриг с именем Сергий (в честь преподобного Сергия, Валаамского чудотворца), а менее чем через три месяца, 21 апреля, его рукоположили в иеромонаха. Для молодого монаха началась новая жизнь, хотя по своему мировоззрению и укладу мирской жизни он уже с младых лет был иноком. И еще прежде считал и неоднократно высказывался о том, что с наибольшим успехом послужить Церкви Христовой можно только если совершенно отрешиться от мира и всецело посвятить себя Богу.

9 мая 1890 года 23-летний иеромонах Сергий блестяще завершил свое богословское образование в Петербургской духовной академии, со степенью кандидата богословия. После защиты диссертации Совет академии признал за ним первое место среди 47 кандидатов-магистрантов и предложил ему остаться при Академии в качестве стипендиата, для подготовки к профессорскому званию. Однако иеромонах Сергий пожелал заняться практической работой на ниве Христовой. 11 июня 1890 года он подал ректору Академии, епископу Антонию, заявление с просьбой отправить его на службу в состав Японской православной миссии, а 13 июня последовал указ Св. Синода о его назначении. В октябре месяце он и его товарищ уже были в Японии, где российские миссионеры немедленно принялись за работу. Довольно быстро изучив японский язык, с осени 1891 года Сергий стал преподавать догматическое богословие в Духовной семинарии, в Киото. В декабре 1891 года он был командирован служить судовым священником на корабле «Память Азова», затем вновь вернулся в Японию. В 1893 году Сергий получил указ о своем переводе в Россию.

Прибыв в Петербург, он был назначен исполняющим должность доцента на кафедре Священного Писания Ветхого Завета, в родной ему Петербургской духовной академии. В конце того же года переведен инспектором Московской духовной академии, а в следующем году определен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах с возведением в сан архимандрита. Несмотря на столь краткий срок пребывания в Московской академии, о. Сергий сумел приобрести всеобщую любовь и уважение к себе. Когда 17 октября 1894 года он выезжал из Сергиева Посада в Афины, студенты сопровождали его до самого вагона, расставаясь с ним с искренним сожалением.

В 1895 году архимандрит Сергий защитил свою магистерскую диссертацию на тему «Православное учение о спасении» и был удостоен степени магистра богословия. В 1897 году он вторично был отправлен в Японию, в качестве помощника начальника Православной духовной миссии.

Вернувшись через два года в Россию, 29 июля 1899 года архимандрит Сергий был официально определен ректором Петербургской духовной семинарии, а с октября того же года назначен инспектором Петербургской духовной академии. С 25 января 1901 года — ректор этой академии, положивший немало трудов на улучшение учебной и научной работы (его деятельность здесь продолжалась в течение шести лет).

На протяжении своей просветительской и педагогической деятельности в эти годы архимандрит (и позже — епископ) Сергий постоянно занимался самообразованием и богословской наукой, опубликовав в академических журналах ряд научных статей. Он принимал весьма деятельное участие в различных научных, просветительских, благотворительных обществах, был председателем в петербургских «Религиозно-философских собраниях». (В 1906 году был удостоен звания Почетного члена Петербургской духовной академии).

25 февраля 1901 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Сергия во епископа Ямбургского. Чин хиротонии совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, митрополит Киевский и Галицкий Феогност, митрополит Московский и Коломенский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископы — Гдовский Вениамин, Нарвский Никон и Сарапульский Владимир.

Весной 1905 года, когда в обществе ожидали объявления манифеста о веротерпимости, на молебне в день основания Петербургской академии, 17 февраля, ее ректор епископ Сергий выступил с речью, где прозвучали поистине пророческие слова: «После столетий мирного пребывания под защитой закона, за крепкой стеной государственной охраны, наша Церковь выходит теперь беззащитная, не прикрытая никем, прямо на поле брани под удары врагов… В дальнейшем потребуют от нас уже не красных фраз и не заученных силлогизмов, не пестрого наряда показной учености, от нас потребуют духа и жизни, потребуют веры… настоящей православной учености, настоящего познания христианства, потребуют, чтобы мы писали не чернилами, да еще заимствованными, быть может, из чужих чернильниц, а кровью из нашей собственной груди… »

6 октября 1905 года был утвержден доклад Синода о «быти Преосвященному Ямбургскому Сергию архиепископом Финляндским и Выборгским». С целью лучшего и непосредственного ознакомления с жизнью православных приходов Преосвященный Сергий лично объехал свою новую епархию, познакомился с финляндским духовенством на местах, узнал нужды Финляндской церкви. В 1906 году он участвовал в работе сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.

Начиная с 6 мая 1911 года, Владыка Сергий являлся постоянным членом Святейшего Синода, а в марте следующего года возглавил Предсоборное совещание при Синоде. За свои многолетние просветительские труды 6 мая 1912 года, ко дню Св. Пасхи, он был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1913 году на архиепископа Сергия были возложены обязанности управления еще двумя основными Синодальными ведомствами: полномочия председателя Миссионерского Совета (через два года по личной просьбе был освобожден) и Учебного Комитета. 6 мая 1915 года награжден орденом св. блгв. Александра Невского.

10 августа 1917 года Высокопреосвященный Сергий избран на новую архиерейскую кафедру, он становится архиепископом Владимирским и Шуйским. 28 ноября следует Указ Святейшего Патриарха Тихона об утверждении его на этой кафедре с возведением в сан митрополита.

Владыка принимал активное участие в работе Всероссийского Священного Собора 1917-1918 годов в Москве. При Временном правительстве он оставался единственным архиереем, входившим в Святейший Синод из прежнего, дореволюционного состава, а когда Поместным Собором 1917-1918 гг. Синод был упразднен, митрополит Сергий стал постоянным членом вновь образованного Священного Синода, уже под руководством Святейшего Патриарха Тихона.

С 1922 года митрополит Сергий Владимирской епархией не управлял. Первоначально он примкнул к обновленческому церковному движению. Именно эта его ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол, сыграла существенную роль во всех последующих событиях в жизни митрополита, будущего Патриарха Сергия и истории Русской Православной Церкви в целом.

В 1924 году, после публичного покаяния, совершенного в старом соборе Донского монастыря, митрополит Сергий вместе с другими иерархами был принят в лоно Православной Русской Церкви Святейшим Патриархом Тихоном.

Новым местом служения Сергия (Страгородского) была определена Нижегородская епархия, его родная земля, о чем ему было сообщено в следующем послании:.

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Сергию,
Митрополиту Нижегородскому.

Определением Святейшего Патриарха и Священного при нем Синода от 31 марта 1924 года, за №109, постановили: «За уклонением в так называемый обновленческий раскол Нижегородского Архиепископа Евдокима считать Нижегородскую кафедру свободной, на каковую и переместить Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимирского Сергия».

О чем настоящим Ваше Высокопреосвященство и поставляется в известность.

Член Священного при Святейшем Патриархе Синода Серафим, Митрополит Тверской.
Марта 31 дня 1924 г.
Москва, Донской монастырь.

В Нижнем Новгороде митрополит Сергий поселился на квартире, которая размещалась в одном из корпусов на территории Крестовоздвиженского женского монастыря. После закрытия монастыря в 1919 году монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были называться «трудовой артелью» и взять здания своей обители в аренду. В 1923 году им пришлось соединиться с приходской общиной, срочно созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения под детсад. 347 монахинь подали заявления о вхождении в «общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при б. Крестовоздвиженском монастыре и кладбище Нижнего Новгорода, объединяющего жителей улиц Б. Покровской, Б. Ямской, Крестовоздвиженской и улицы Белинского. При этой приходской общине и состоял «служителем культа» митрополит Сергий (Страгородский) с 1924 года по 1 октября 1926 года. К этому времени Нижегородский кафедральный Спасо-Преображенский собор в Кремле был уже закрыт (а в 1929 году взорван). Владыка Сергий, зарегистрированный местными Советами как «представитель культового сословия» в приходе Спасского храма Ждановского района Нижнего Новгорода, чаще всего совершал архиерейские богослужения именно в этом храме. (Судьба же Крестовоздвиженской обители и общины сложилась трагически, как и нижегородской Церкви и ее духовенства в целом. Уже к январю 1928 года все монахини с территории монастыря были выселены, собор пустовал. Община перешла поначалу в Казанский кладбищенский храм, но просуществовала лишь до 1935 года: в том злополучном году были арестованы члены клира Казанской церкви и сам правящий тогда архиерей Горьковский, митрополит Евгений (Зернов), только за то, что Пасхальной литургией в соборе «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Обвиненные как «участники контрреволюционной организации» они были приговорены к заключению и исправтрудлагерям. Горсовет закрыл и кладбищенскую церковь «ввиду ее вредного влияния на подрастающую молодежь». 19 августа 1935 года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского Крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать на снос. — Прим. Ред.).

10 декабря 1925 года митрополит Сергий был назначен Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и далее уже фактически постоянно проживал в Москве, однако продолжал носить титул митрополита Нижегородского (с 1932 года — Горьковского), вплоть до 1934 года. Обязанности управляющего Нижегородской епархией в этот период возлагались поочередно на одного из викариев Нижегородских.

С 30 ноября 1926 года до марта 1927 года Преосвященный Сергий находился в тюремном заключении в Москве, в Бутырской тюрьме. (Следователь ОГПУ называет его в своем донесении «одним из активнейших членов церковно-антисоветской группировки»). И все же митрополит Сергий был освобожден из-под стражи, под подписку о невыезде из Москвы. С 27 марта 1927 года он вновь вступил в управление Русской Церковью как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя (на тот момент Высокопреосвященнейшего Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, который был расстрелян в 1937 году).

Первые годы руководства митрополита Сергия Русской Православной Церковью стали периодом больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и новых расколов. Церковь в России практически встала перед тяжким трагическим выбором: искать компромисс с советской властью или погибнуть под беспощадным натиском этой власти. Еще ранее, под предлогом помощи голодающим (а в 1921-1922 гг. в России действительно началось это ужасающее бедствие — голод) развернулась кампания ограбления православных храмов, в которых усердием и жертвой народа веками сосредотачивались ценности. Причем, как стало известно много позже, уже в наше время, лишь незначительная часть этого «экспроприированного» богатства была использована действительно для того, чтобы спасти людей от голодной смерти. В строго секретном письме В. И. Ленина В. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 года было сказано, что церковные ценности следует употребить для государственной работы, хозяйственного строительства и укрепления международного положения (о помощи голодающим — ни слова). И главное: расстрелять как можно «большее число представителей духовенства и реакционной буржуазии», воспользовавшись событиями в Шуе, где верующие попытались защитить свои храмы. Наступление на Церковь, по большевистскому плану, реализовывалось сразу по двум направлениям: террор и одновременно разложение Церкви с помощью обновленцев. В этой драматической обстановке высшая церковная власть страны оказалась заложницей новой гражданской богоборческой власти, основным принципом которой была абсолютная безнравственность… Святейший Патриарх Тихон (Беллавин), первый встав перед лицом практически неразрешимой на тот момент ситуации, не мог и не успел водворить церковный мир, скончавшись в 1925 году.

В такой сложнейшей обстановке первоочередной задачей митрополита Сергия, возглавившего РПЦ, стало определить место Православной Церкви в Советском государстве. Далеко не весь епископат признал его законным главой Церкви, а многие в последующие годы и вовсе отделились от него, особенно после появления Декларации об отношении Церкви к Советской власти, опубликованной в газете «Известия» 29 июля 1927 года («Мы, церковные деятели… с нашим народом и с нашим правительством»).

И по сей день, уже в современных публикациях, посвященных истории РПЦ, нет единого мнения в оценке этого исторического документа. Однако открывшиеся достоверные данные о масштабах уничтожения духовенства, разграбления церквей и монастырей, и в том числе личные документы Святейшего Патриарха Тихона, дают возможность сегодня сделать вывод, что принятие митрополитом Сергием этой декларации позволило всей Российской Православной Церкви законно существовать в стране в этих страшных условиях, а не погибнуть. Время показало мудрость митрополита Сергия, который одним из первых понял, что государственный террор против Церкви не может длиться бесконечно, что рано или поздно Советская империя и Православная Церковь будут вынуждены искать возможности для сосуществования (особенно яркое подтверждение правильности этой позиции произошло в годы Великой Отечественной войны, перед лицом общего для страны и Русской Церкви вероломного врага).

27 апреля 1934 года Высокопреосвященнейшему Сергию был присвоен титул Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский, с правом ношения двух панагий.

22 декабря 1936 года был принят «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Русской Православной Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему Митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому) (к этому времени уже 11 лет реально возглавлявшему Русскую Церковь).

Когда в 1937 году была развернута массовая компания по уничтожению духовенства, в Горьковской епархии погибла его родная сестра. Выйдя замуж за священника, она носила фамилию Архангельская; овдовела накануне революционных событий. 8 октября 1937 года была арестована со стандартным обвинением в «антисоветской деятельности». В «вину» матушке Александре была поставлена ее связь с духовенством (была замужем за священником), а также родство с Владыкой Сергием (братом), от которого она якобы и получала различные задания и инструкции по проведению антисоветской деятельности. Несмотря на полнейшую нелепость всех обвинений, решением «тройки НКВД» от 23 октября 1937 года Александра Николаевна Архангельская была приговорена к высшей мере наказания (будучи в возрасте 71 года!). 1 ноября ее расстреляли. Знал ли о гибели сестры Преосвященнейший Сергий, неизвестно…

В годы Великой Отечественной войны в большой степени благодаря именно личной гражданской позиции Блаженнейшего Митрополита Сергия произошел великий перелом во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Советской власти.

В первый же день войны, 22 июня 1941 года, Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием было написано и немедленно разослано по всей Земле Русской «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»: «…Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она Небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией… Положим же души свои вместе с нашей паствой… Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу!»

В эти трагические дни воззвание главы государства И. В. Сталина к народу последовало лишь через 10 дней от начала войны, 3-го июля (и начиналось оно вполне по-церковному: «Братья и сестры!..»).

4 сентября 1943 года произошло знаменательное событие: состоялась встреча И. В. Сталина и трех иерархов Русской Церкви — митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). На встрече были оговорены необходимые условия сосуществования Церкви с действующей властью. Это был исторический момент — начало возрождения Русской Православной Церкви в ее родном отечестве. Напомним, что к 1941 году в стране были закрыты и разрушены тысячи православных храмов и монастырей, разграблено церковное имущество, погибли сотни тысяч представителей духовенства.

В оставшихся и во вновь открывавшихся в годы войны церквях ежедневно возносились горячие молитвы о спасении России и ее народа. Своими проповедями духовенство укрепляло патриотический настрой населения страны, поддерживало моральное состояние общества. Церковнослужители были и в рядах действующей армии, участвовали в партизанском движении, в создании оборонительных укреплений. Церковь шествовала над госпиталями, оказывала значительную материальную помощь фронту, по всем храмам был организован сбор пожертвований денежными средствами и ценными предметами. Трудно перечислить все виды разнообразной деятельности русского духовенства на благо страны в тяжелые годы Великой Отечественной…

8 сентября 1943 года в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви избрал Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября, в день памяти св. блгв. Александра Невского, Небесного покровителя Русской Земли, состоялась интронизация Святейшего Патриарха в Московском кафедральном Богоявленском соборе. По окончании литургии Патриарх Сергий обратился к архиереям и пастве, молившейся в соборе: «…Церковь, как багряницею, украшается кровью мучеников, подвигами преподобных, великими трудами святителей и других угодников Божиих, поэтому я призываю всех верных чад Церкви к подвигам христианской жизни, чтобы наша Православная Церковь облеклась в красоту христианских добродетелей… В моем положении по внешности как будто ничего не изменилось с получением патриаршего сана. Фактически я уже 17 лет несу обязанности Патриарха. Это так кажется только по внешности, а на самом деле это далеко не так. В звании Патриаршего Местоблюстителя я чувствовал себя временным, и не так сильно опасался за возможные ошибки… Теперь же, когда облечен высоким званием Патриарха, уже нельзя говорить о том, что кто-то другой исправит ошибки и сделает недоделанное, а нужно самому поступить безошибочно, по Божией правде и вести людей к вечному спасению» .

12 сентября 1943 года вышел первый номер вновь возобновленного «Журнала Московской Патриархии», ответственным редактором которого стал сам Патриарх Сергий.

Сохранение строго православного догматико-канонического строя Русской Православной Церкви — историческая заслуга Местоблюстителя Патриаршего престола, впоследствии Святейшего Патриарха Сергия. Важнейшей заботой его было назначение архиереев на пустующие кафедры. В изменившихся условиях необходимо было пополнять кадры духовенства, решать насущные церковные проблемы.

Бессменно, подвижнически, до самой своей кончины руководил Святейший Патриарх Сергий жизнью Церкви. Неожиданная кончина его последовала 15 мая 1944 года, прервав многолетнее и плодотворное служение этого выдающегося православного русского иерарха.

18 мая отпевание происходило в Московском Патриаршем Богоявленском соборе, при участии митрополитов Алексия, Николая и Иоанна, одиннадцати епископов и свыше ста представителей московского духовенства. Большая траурная церковная процессия с гробом и хоругвями обошла вокруг собора, после чего тут же, в Никольском приделе собора, было совершено погребение скончавшегося на 78-м году жизни Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия.

После кончины Патриарха Сергия его почитатель профессор В. Н. Лосский напишет о нем такие слова: «До конца времен Церковь сохранит память великого святителя наряду с другими именами, которые знает каждый христианин… Все было велико в жизни великого Сергия, который всего лишь несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан Патриарха Московского и всея Руси. Но как Патриарший Местоблюститель он почти 18 лет управлял Русской Церковью… Чтобы руководить церковной жизнью в столь исключительных условиях, в Москве — столице нового государства, в центре строящегося нового мира, надо было обладать непоколебимой верой в Богоустановленность Церкви» .

Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.

». Составитель Ольга Рожнева.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский; 1867-1944) всего несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан патриарха. Но как Патриарший Местоблюститель он почти восемнадцать лет управлял Русской Церковью. Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, выдающаяся личность, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов. Книга знакомит читателя с его жизнью и трудами.

Род Страгородских славился потомственными священнослужителями-подвижниками. Один из них, владыка Сильвестр Страгородский (1725-1802), епископ Крутицкий и Можайский, настоятель Московского Спасо-Андроникова монастыря, был погребен в этом же монастыре.

30 января 1890 года, в день памяти трех святителей, двадцатитрехлетний Иван (имя патриарха Сергия при крещении) и его друг Яков были пострижены в монашество с именами Сергия и Германа, валаамских святых подвижников. В этом же, 1890 году, отец Сергий был рукоположен в иеродиакона, затем во иеромонаха.

Он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию первым из лучших, заняв первое место среди сорока семи выпускников, которые удостоились при выпуске звания кандидатов богословия. Согласно уставу духовной академии иеромонах Сергий должен был продолжить научную карьеру, оставшись в академии для защиты диссертации и подготовки к профессорскому званию. Но отец Сергий подает прошение на имя ректора с просьбой отправить его как миссионера в Японию. Впоследствии святитель Николай Японский говорил, что из всех присланных ему из России помощников иеромонах Сергий (Страгородский) был единственным, кого он желал бы видеть своим преемником. Но у Господа были свои планы на молодого иеромонаха: через несколько десятилетий он должен был стать предстоятелем Русской Православной Церкви.

С 1917 года владыка Сергий — архиепископ Владимирский и Шуйский, в том же году он возведен в сан митрополита.

В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и несколько месяцев находился в Бутырской тюрьме. На свободу он вышел только весной, на Пасху.

С 1924 года владыка Сергий — митрополит Нижегородский. В декабре 1925 года был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Предчувствуя свой арест, митрополит Петр сделал завещательное распоряжение, в котором говорилось: «в случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручаю исполнение таковых обязанностей высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому. <…> Возношение за богослужением моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остается обязательным».

В ноябре 1926 года митрополит Сергий был вновь арестован по обвинению в связях с эмиграцией и в подготовке проведения нелегальных выборов патриарха. Арест использовался ОГПУ как средство оказания давления на митрополита Сергия, дабы понудить его к публикации обращения к Церкви в нужной для властей редакции. 29 июля 1927 года была опубликована Декларация митрополита Сергия. В ней говорилось об ожесточенной вредительской и диверсионной деятельности «наших зарубежных врагов». Говорилось также о необходимости «показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством». После обнародования Декларации появился термин «сергианство», под которым понималась политика безусловной лояльности советской власти в СССР.

В интервью газете «Известия» 10 июня 1991 года на вопрос о его отношении к Декларации митрополита Сергия патриарх Алексий II ответил: «Митрополит Сергий хотел спасти этой Декларацией Церковь. Знаю, что многие, слыша эти слова, возражают, что Церковь спасает Христос, а не люди. Это верно. Но верно и то, что без человеческих усилий помощь Божия не спасает. Неуничтожима Вселенская Церковь. Но где знаменитая Карфагенская Церковь? Есть ли православные верующие сегодня в Каппадокии, в Малой Азии, где прославились Григорий Богослов и Василий Великий? На наших глазах была уничтожена Церковь в Албании. И в России были силы, желавшие того же…»

8 сентября 1943 года в новом здании Московской Патриархии (Чистый переулок, 5) состоялся Архиерейский Собор, в котором участвовали девятнадцать иерархов. Главным вопросом было избрание Патриарха Московского и всея Руси. Митрополит Алексий (Симанский) предложил в качестве кандидата на патриарший престол митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского). В ответ раздались возгласы: «Аксиос, аксиос, аксиос». Голосование было единодушным. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) был избран собором русских иерархов Патриархом Московским и всея Руси через восемнадцать лет после смерти патриарха Тихона (Беллавина).

Митрополит Питирим (Нечаев) отзывался о патриархе Сергии: «Это был мудрый иерарх и глубокий богослов, автор классической работы “Православное учение о спасении”. Он знал несколько языков — в том числе древние: еврейский, греческий, латинский, — и, несмотря на свою административную загруженность и преклонный возраст, ежедневно читал Библию на каждом из этих языков. Кроме того, это был подвижник строгой жизни. Его день, по старому монастырскому обычаю, начинался в четыре часа утра, и в его ежедневное правило обязательно входил “Чин двенадцати псалмов”, который оказывает необыкновенно умиротворяющее воздействие на душу. Церковный народ очень любил его и за глаза ласково называл “дедушкой”».

Митрополит Иоанн (Снычев) писал: «Русская Православная Церковь, управляемая митрополитом Сергием, сохранила свою жизнеспособность, в то время как все отколовшиеся от нее группировки потерпели крушение и погибли в волнах житейского моря. В этом и заключается величайшая заслуга митрополита, который, как опытный кормчий, обошел все подводные камни, грозившие гибелью церковному кораблю, и сильной рукой провел его сквозь штормы и ветры к надежному причалу».

15 мая 1944 года, в шесть часов пятьдесят минут, Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) скончался от кровоизлияния в мозг в возрасте семидесяти семи лет.

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, оценивая личность Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), сказал: «Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, что переживал патриарх Сергий. Но я глубоко убежден в том, что он будет канонизирован. Рано или поздно, не сегодня, так через пять, десять, пятьдесят лет неизбежно произойдет осознание подлинных масштабов его личности и той колоссальной роли, которую он сыграл в истории Русской Церкви».

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Году назначен исполняющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета в СПбДА . В том же году – исполняющий должность инспектора МДА .

обновленчество

В ходе большевистской кампании по изъятию церковных ценностей года митр. Сергий (Страгородский) призывал духовенство и мирян своей епархии к поиску компромисса с властями и осуждал насильственные меры по защите церковной святыни. Перекладывая ответственность за "эксцессы" на верующих, митр. Сергий (Страгородский) писал по этому поводу: «Всякое действие, совершаемое со враждою, с раздражением, - вызывает и против себя раздражение. А где обе стороны раздражены, там трудно от них ожидать взаимной уступчивости и умеренности в требованиях. Не случилось бы и с нами, что и те церковные вещи, которые, при ином нашем поведении, можно было бы сохранить для нашего храма, теперь, при взаимном раздражении, будут от нас взяты».

16 июня 1922 года вместе с архиеп. Евдокимом (Мещерским) и архиеп. Серафимом (Мещеряковым) признает обновленческое ВЦУ и становится его членом. Пребывал в обновленческом расколе до 27 августа года.

После ложного известия о кончине сщмч. Петра (Полянского) в году издан «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола Православной Российской Церкви к Заместителю патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)».

экуменизм

В качестве председателя Синодальной комиссии по старокатолическому и англиканскому вопросам и «Общества ревнителей сближения англиканской Церкви с православной» митр. Сергий (Страгородский) являлся одним из родоначальников православного экуменизма .

организации

пресса

мыслеформы

Нет ничего случайного

приемы патологической речи

приемы цитирования

цитаты

Святая Русь и для меня дорога не менее, чем всем Вам. Но я помню совет премудрого, нельзя плакать без конца об умершем и думать только нем, наши силы и способности принадлежат жизни, и мы должны к ней обратиться. Страница со Святой Русью уже перевернута, и будет безумием и с нашей стороны отрицать это… теперь это было бы отрицанием факта, то есть нежеланием подчиниться свершившейся воле Божией.

Пора уже убедиться, что возврата к старому не может быть. Сетования и заботы о бывшем государстве, которого уже нет, предоставим тем, кто имеет к тому досуг; нас же, обязанных служением Церкви, воля Божия призывает думать прежде всего и более всего о Церкви, всецело отдаться ее устроению.

современные оценки личности патриарха Сергия

открытие памятника в Арзамасе

Открытие памятника патриарху Сергию Страгородскому.

13 августа 2017 года (в год 150-летия со дня рождения патриарха Сергия) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) близ Спасо-Преображенского монастыря г. Арзамаса.

В церемонии приняли участие: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, все иерархи, прибывшие в Арзамас на памятные торжества, посвященные 150-летию Патриарха Сергия, духовенство Нижегородской митрополии, родственники Патриарха Сергия.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам церемонии:

Наверное, многим из вас известно, что труды свои Святейший Сергий осуществлял в самое тяжелое за всю историю Русской Православной Церкви время. Как Предстоятель Церкви он столкнулся с такими трудностями, с которыми не сталкивался никто иной, потому что речь шла о самом существовании православной веры на Руси.

Святейший Сергий достойно прошел свой крестный Патриарший путь. И потому мы, благодарные потомки, вспоминая юбилейную дату со дня его рождения, обращаемся к Богу с молитвой о том, чтобы Он упокоил в Своих небесных обителях душу Святейшего Патриарха Сергия и сохранил вечную благодарную память о нем в наших сердцах

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

Иллюстрации Современный видСвято-Введенской Оптиной пустынисо стороны реки ЖиздрыВведенский соборПаломники к Оптинским святыням. Фото конца XIX века Оптина пустынь в конце XIX века Монастырская звонница Новомученики Оптинские, убиенные на Пасху 1993

Из книги Рассказы о великом Сталине. Книга 2 автора Автор неизвестен

Иллюстрации «И. В. Сталин и М. И. Калинин» - репродукция с картины художника Ф. Модорова. Тбилисская геофизическая обсерватория. Флигель и рабочая комната наблюдателей-вычислителей, где в 1899–1901 гг. работал И. В. Сталин. Брошюра И. В. Сталина «Две схватки», изданная

Из книги Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие автора

Из книги Как я пришел в Сознание Кришны... автора

Иллюстрации Калькутта приветствует первых русских преданных Сладкое пение Харе Кришна Знакомство с Бхагавад-гитой Есть самое сокровенное знание! Программа “Пища жизни” бесплатная раздача прасада Знание о душе - царь всего знания Харинама - воспевание

Из книги Уровни сознания. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

ИЛЛЮСТРАЦИИ Если рассмотреть схему развития сознания современного общества, то мы увидим, что вся деятельность человека основана на потребностях чувств, и лишь незначительное место отводится разуму, где он пытается предупредить о том, что чрезмерное употребление

Из книги Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие автора Госвами Сатсварупа дас

Иллюстрации Аллахабад, 1930 год, после смерти отца, Гоура Мохана Де (его портрет расположен в центре). Слева направо: Абхай, Кришна Чаран; на полу сидят: Праяг Радж, Бриндабан, Сулакшмана. 17 сентября 1959 года. День принятия санньясы. Слева направо:Муни Махараджа,

Из книги Господь Нрисимхадева автора Автор неизвестен

Иллюстрации

Из книги Учение Шри Чайтаньи автора

Иллюстрации Его Божественная МилостьА.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупадаачарья-основатель Международного общества сознания Кришны Панча-таттва, проявление Абсолютной Истины в пяти ипостасях: Шри Кришна Чайтанья, Нитьянанда, Адвайта Ачарья, Гададхара и

Из книги Бхагавад-гита как она есть автора

Иллюстрации «Бхагавад-гита» (букв. «Песнь Бога») - это квинтэссенция духовной мудрости Индии, одно из величайших философско-поэтических произведений и в то же время одна из основных священных книг мира.В ней Сам Господь, Шри Кришна, давая наставления Своему близкому

Из книги Екклесиаст (рус. и англ.) Илл.Эрнста Неизвестного автора

Иллюстрации Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме. Еккл 1:12 ...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. Еккл 1:18 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот,

Из книги Луч Вишну автора

Иллюстрации Семья Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Шри Бимала Прасад - крайний слева (вверху). Шри Бимала Прасад в 1881 г. в возрасте 7 лет. Студенческие годы Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи - духовный учитель Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Сарасвати Тхакур,

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Иллюстрации Александр Дмитриевич Самарин. 1928 г. Якутск Мученик Иоанн (профессор Иван Васильевич Попов) Aрхиепископ Феодор (Поздеевский) Фрагмент листа газеты «Церковные ведомости» (1926. № 23–24) со списками репрессированных епископов Лист из следственного дела Н. Б.

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Иллюстрации Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Икона Божией Матери «Взыскание погибших» Икона Божией Матери «Жировицкая» Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» Святой Праведный Филарет Милостивый Икона Серафимо-Дивеевская «Умиление» Святая

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Из книги Церковная старина в современной России автора Мусин Александр Евгеньевич

Иллюстрации Одно Преображение – две культуры – так это евангельское событие видели в XVI и XIX вв. Трудная судьба Владимирского образа Божией Матери. XI–XX вв. Сбережение «благородных руин» некогда было православной традицией. Крест XIX в. на месте фундамента Спасской

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий
Loading...Loading...