Православная Библиотека (читать, скачать fb2 epub)- Григорий Богослов. Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове

Святитель Григорий Богослов родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем . Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя а.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Священническое и епископское служение

В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению он был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, Григорий отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.

К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении.

Борьба с ересью. Литературная деятельность

После смерти Валента, покровительствовавшего арианским «священнослужителям», на царский трон взошёл Феодосий, который поддерживал православных.

В 379 году верующие граждане Константинополя обратились к святителю Григорию с призывом о помощи. Внявший советам друзей и чувству пастырского долга, он оставил уединение и поспешил в столицу.

Увиденное там привело его в состояние праведного негодования: храмы были захвачены арианами, внутри православных отсутствовало единство, нравы жителей отличались распущенностью и развращенностью. Святитель Григорий вынужден был искать себе более или менее безопасное пристанище и обрёл его в частном доме.

Ревность о Господе, преданность Православию, трезвомыслие, образованность и, конечно же, красноречие Григория Богослова не могли не вызвать надлежащего отклика в сердцах горожан. Под действием его увещеваний и проповедей люди преображались. Многие пламенели желанием увидеть и послушать ревностного защитника веры. Очень быстро слава святителя достигла такого размаха, что стала привлекать в Константинополь даже и жителей отдаленных селений.

Всё это вкупе возбуждало у последователей Ария недружелюбные, агресивные чувства. Еретики были готовы не только интриговать против святителя, но даже и покушались на его жизнь.

Прибывший в 380 году в Константинополь государь, Феодосий, прибегнул к возможностям своей, царской, власти и передал захваченные еретиками храмы в руки Православных. Святитель Григорий, понимая необходимость личного присутствия, согласился остаться в столице, пока не соберется намеченный Собор.

Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе

Именно этому Собору, состоявшемуся в 381 году, получившему статус Второго Вселенского, надлежало поставить заключительную точку в догматических спорах ариан с Православными, что и было исполнено.

На Соборе присутствовали такие выдающиеся отцы Церкви как Мелетий Антиохийский, и др. Учитывая желания императора, большинства духовенства и простых верующих, святитель Григорий был избран на Константинопольскую Патриаршую кафедру, а после смерти Мелетия Антиохийского его провозгласили председателем Собора.

Но здесь в дело вмешались прибывшие на Собор египетские архиереи, желавшие видеть на Патриаршем престоле своего ставленника. Возбудили полемику, нашёлся и подходящий мотив: ссылаясь на каноническое правило Никейского Собора, запрещающее переход епископа с одной кафедры на другую, объявили поставление святителя Григория в епископа Константинопольского незаконным.

Несмотря на то, что действие канона, принятого отцами Первого Вселенского Собора, было перекрыто самим избранием святителя Григория отцами Второго Вселенского Собора, за этот формальный предлог уцепились. Как только сформировалась удобная почва для развития интриги, против Григория стали высказываться как те, кто питали к нему недовольство за снисходительность в отношении ариан (как заблудших людей), так и те, кто не желали мириться с его строгостью в деле борьбы за чистоту веры.

Святитель Григорий, чуждый почестей, а тем более гнусных интриг, счёл за лучшее отказаться от полномочий предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Перед отбытием он произнёс пред собравшимися прощальную речь, в рамках которой изложил свою христианскую позицию и раскрыл свою пастырскую правоту.

Последний период земной жизни

Некоторое время спустя Григорий Богослов прибыл в Назианз, возглавил там местную паству и руководил ею вплоть до момента, когда на кафедру Назианза взошёл епископ Евлавий. Произошло это в 383 году.

После сего святитель переселился на малую родину, в Арианз, где предался молитвенному созерцанию и писательской деятельности.

В 389 году он мирно почил о Господе.

За святость и праведность жизни, яркое, безукоризненное изложение в своих сочинениях учения о Пресвятой Троице и Лице Господа Иисуса Христа Вселенская Православная Церковь почтила его исключительным по значению именем — Богослов. С этим именем в Историю Церкви вошли всего три святых; помимо свт. Григория - апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов.

Творческое наследие

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1

Пастырская свирель Богословия твоего / риторов победи трубы, / якоже бо глубины духа изыскавшу, / и доброты вещания приложишася тебе. / Но моли Христа Бога, отче Григорие, // спастися душам нашим.

Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, / православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, / юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче, // Богословия уме крайнейший.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (Γρηγόριος ό Θεο-λόγος), Назианзин (греческий Nαζιανζηνός) [между 326-330, местечко Арианз, близ города Назианз, Каппадокия (современная Турция) - 389 или 390, там же], святитель, архиепископ Константинопольский (около 380-381), один из крупнейших богословов древней Церкви, один из каппадокийских отцов, разработавших в контексте арианских споров 4 века основы богословия Святой Троицы, отец и учитель Церкви, христианский святой.

Родился в христианской семье; в 328 или 329 отец Григория был избран епископом Назианза, управлял кафедрой вплоть до своей смерти в 373 или 374. Один из образованнейших людей своего времени, Григорий Богослов учился в Кесарии Каппадокийской, затем в Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах. По возвращении в Назианз (после 357) Григорий избрал уединение, посвятив себя изучению богословских трудов, однако позднее был рукоположен отцом в пресвитеры (362); около 372, по настоянию своего друга святителя Василия Великого, стал епископом города Сасима. По смерти императора Валента Григорий Богослов - в Константинополе, где возглавил никейскую партию в арианском окружении. После восшествия на престол покровительствовавшего ей императора Феодосия I и ослабления позиций ариан Григорий Богослов был избран на Константинопольскую кафедру (380). Один из основных участников Константинопольского собора 381 (2-го Вселенского; смотри Вселенские соборы). Утверждая веру в Святого Духа, равночестного по божеству Отцу и Сыну, столкнулся с оппозицией староникейской партии, для которой преимущественно важным было утверждение единосущия Сына Отцу; вследствие конфликтов в среде высшего духовенства был вынужден покинуть столичную кафедру (381). До 383 - на Назианзской кафедре (впоследствии на неё был избран родственник Григория Богослова - Евлалий). Последние годы жизни провёл в семейном поместье в Арианзе, посвятив себя литературному труду.

Сочинения Григория Богослова можно разделить на 3 группы: 45 гомилий (слов, проповедей), более 240 писем, около 400 поэм и стихотворений. Из 45 слов Григория Богослова особенно важны Слова 27-31-е, известные под названием «Пять Слов о богословии», посвящённые учению о Святой Троице и принёсшие Григорию прозвание Богослова (впервые засвидетельствовано в документах Халкидонского собора 451). «Слово о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы», а также «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге» направлены на защиту православного учения о Святой Троице в контексте антиарианской и антимакедонианской полемики. Среди проповедей, произнесённых по случаю праздничных дней, особенно значимы следующие: на Богоявление, или Рождество Христово (Слово 38-е), а также на Святую Пасху (Слово 45-е; произнесена в Арианзе в день Пасхи, посвящена объяснению искупительной жертвы Христа). Как исторический источник интерес представляют надгробные речи, в частности похвала Василию Великому (Слово 43-е), речи против римского императора Юлиана Отступника, составленные уже после его смерти, и «Слово по поводу бегства в Понт» (Слово 3-е), переработанное позднее в трактат о пастырском служении.

Большая часть писем Григория Богослова датируется последними годами его жизни и носит преимущественно частный характер (собраны Григорием Богословом по просьбе родственника Никовула). Исторический интерес представляют письма Григория Богослова к святителю Василию Великому, вероучительный - два письма к Кледонию и одно к патриарху Нектарию Константинопольскому (381-397), в которых представлены рассуждения о природе Христа и критика учения Аполлинария Лаодикийского (около 310-390) (смотри Аполлинарианство). В своих письмах Григорий Богослов следовал принципам эпистолярного стиля, изложенным в 51-м письме.

Поэмы Григория Богослова, традиционно подразделяемые на богословские и исторические, также датируются последними годами его жизни, их большая часть ближе к риторическим упражнениям, чем к собственно поэзии. Особый интерес представляет поэтическая автобиография Григория Богослова. Его творения замечательны по богословской глубине и красоте языка, поэтому некоторые из них стали частью церковного богослужения.

Труды Григория Богослова оказали огромное влияние на христианское богословие последующих веков, затронув такие его важнейшие аспекты, как богопознание, триадология, христология, пневматология, сотериология.

Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским Григорий Богослов утверждал абсолютную недоступность для человеческого разума познания Божественной сущности. Предполагавшим возможность этого познания учениям евномиан, оригенистов и др. каппадокийские отцы противопоставили апофатическое богословие и учение о Триедином Боге. В богословской полемике Григорий Богослов использует образ восходящего на гору Моисея в качестве аллегории стремящейся к Богу души. Человек не может видеть Бога телесными очами: воплощённый Бог, Христос - Слово, ставшее плотью, - не только являет нам Бога, но и, подобно скале в эпизоде явления Славы Господней Моисею (Исх. 33:18-23), укрывает человека от всепоглощающего огня Его присутствия. Тело Христа - словно тёмное стекло, сквозь которое мы можем созерцать Бога. Таким образом, апофатическое богословие каппадокийцев допускает лишь отрицательные утверждения о Боге, фактически описывая то, чем Бог не является; однако это не устраняет возможности существования положительного опыта: познание Божества возможно через Его величие, явленное и видимое в тварях.

Григорий Богослов отстаивал троичность Бога. В его описании Святой Троицы особенно важно, что изначальное единство Божества, именуемое монархией (единоначалием), - «равночестность природы, единодушие воли, тождество движения и возвращение к Единому Тех, что от Единого» (Слово 29-е, 2) - относится к Божеству в целом, а не только к Богу Отцу. Единство Божества сохраняется с признанием трёх равных, совечных и единосущных Ипостасей, или Лиц. Вне нарушения Божественного единства Лиц это означает подчинение по отношению, а не по сущности. В «Слове на святое Крещение» Григорий Богослов так говорит о Святой Троице: «Сие исповедание вверяю тебе ныне, с ним погружу в купель, с ним и изведу. Его даю тебе на всю жизнь товарищем и заступником - единое Божество и единую Силу, Которая обретается в Трёх единично и объемлет Трёх раздельно, без различия в сущностях или естествах, не возрастает и не умаляется через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба... Когда совокупляю в умосозерцании Трёх, вижу единое светило, не умея разделить или измерить соединённого света». Для Григория Богослова Дух Святой есть Бог, третье Лицо Святой Троицы, единосущное Отцу и Сыну. Три Лица Троицы определяются так называемыми характеристиками, или свойствами, по отношению друг к другу. Каждая Ипостась есть проявление одной и той же Божественной сущности, но при этом каждая обладает собственными личными характеристиками. Отец есть рождающий и изводящий, Сын - рождённый от Отца, Дух - исходящий от Отца, живущий одной жизнью с нерождённым Отцом и рождённым Сыном и обладающий с Ними одной и той же Божественной сущностью.

Григорий Богослов принимал участие в споре о личности Христа, который в полную силу разгорелся только в 5 веке. Полемизируя с христологическим учением Аполлинария Лаодикийского, Григорий Богослов утверждал, что Христос был «всецелым» Человеком, обладавшим душой и телом человека. Христологические взгляды Григория Богослова изложены в его письмах к Кледонию: «Мы не отделяем в Нём человека от Божества, но учим, что один и тот же - прежде не человек, но Бог и Сын единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а потом и человек, воспринятый для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу, один и тот же - земной и небесный, видимый и умопредставляемый, вместимый и невместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех... Если кто понадеялся на человека, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасён, ибо не воспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасётся» (Послание 1-е «К пресвитеру Кледонию против Аполлинария»). Этот аргумент Григория Богослова основан на вере в то, что Христос воспринял всего человека с душой и телом, ибо «не воспринятое не исцелено», а следовательно, мы не спасены. Богословие Халкидонского собора 451 (4-го Вселенского) уточнило христологическую терминологию, но принцип взаимообщения свойств двух природ во Христе, который отстаивал Григорий Богослов, будет положен в основу учения, принятого собором.

Древнейшее изображение Григория Богослова представлено фреской 7 века в росписи римской церкви Санта-Мария-Антиква. Образ Григория Богослова часто встречается в композиции Собора Трёх Святителей (например, мозаика середины 12 века, Палатинская капелла, Палермо; икона «Три святителя», Псков, 2-я половина 16 века, ГИМ).

День памяти в православной церкви - 25 января (7 февраля), а также в Соборе Трёх Святителей - 30 января (12 февраля); в католической церкви - 2 января. Часть мощей, пребывавшая в соборе Святого Петра в Риме (с 950 до начала 13 века мощи пребывали в церквах Константинополя), в ноябре 2004 была передана папой Римским Иоанном Павлом II (1978-2005) Константинопольскому патриархату. Глава Григория Богослова пребывает в Успенском соборе Московского Кремля (с 1653).

Соч.: Migne PG. Т. 35-38; Творения. М., 1843-1848. Т. 1-6; Творения. Сергиев Посад, 1994. Т. 1-2; Собрание творений. Минск; М., 2000. Т. 1-2.

Лит.: Агапит, архимандрит. Жизнь святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, и его пастырская деятельность. СПб., 1869; Говоров А. В. Святой Григорий Богослов как христианский поэт. Казань, 1886; Виноградов Н. П. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань, 1887; Fleury Е. Saint Grégoire de Nazianze et son temps. Р., 1930; Plagnieux J. Saint Grégoire de Nazianze théologien. Р., 1952; Ruether R. Gregory of Nazianzus, rhetor and philosopher. Oxf., 1969; Winslow D.F. The dynamics of salvation: а study in Gregory of Nazianzus. Camb., 1979; Иларион (Алфеев), игум. [епископ]. Жизнь и учение святого Григория Богослова. СПб., 2000; Мейендорф И., протоиерей Введение в святоотеческое богословие. 4-е изд. К., 2002; Георгий Флоровский, протоиерей Восточные отцы церкви. М., 2003.

Святитель ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (†389)

Святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Арианзе, имении своих родителей близ города Назаиана в южной Каппадокии (Малая Азия). Мать его, святая Нонна происходила из знатной и благочестивой христианской семьи и доводилась двоюродной сестрой святителю Амфилохию, епископу Иконийскому. Святая Нона вышла замуж за Григория Арианзского, богатого землевладельца, который под влиянием жены оставил свои заблуждения (до женитьбы он принадлежал к одной из иудейских сект), принял святое Крещение и стал ревностным христианином. Впоследствии святой Григорий Ариазанский был посвящен в сан пресвитера, а затем - епископа Назианзинского и всецело посвятил себя служению Церкви Христовой.

По молитвам благочестивых Григория и Ноны у них родился сын Григорий, который еще до рождения был обещан матерью на служение Богу. Родители дали святому Григорию, а также и его младшему брату Кесарию блестящее образование. Когда сын выучился читать, мать подарила Григорию Священное Писание. После домашних занятий с дядей, епископом Иконийским, опытным преподавателем риторики, святой Григорий прошел курс учения в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской и Александрии. Юноша обладал выдающимися способностями, и вместе с тем отличался глубоким благочестием.

Для завершения образования будущий святитель отправился в Афины. На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что "убийственные воды лишат его вод очистительных". "Двадцать дней и ночей, - рассказывает святой Григорий, - лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся".

По окончании учения, по просьбе афинян святой Григорий остался в Афинах на короткое время преподавателем красноречия, а потом возвратился к родителям в Назианз, где, будучи 30 лет от роду, принял святое Крещение от своего отца, ставшего к тому времени епископом.

После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь, основанный Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис. Вместе с Василием они попытались создать полумонашескую интеллектуальную общину. В общину входил также и Евагрий Понтик, ставший впоследствии знаменитым аскетом в Египте.

В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположён в пресвитеры. Вскоре святому Григорию выпало трудное дело примирения епископа с паствой. Отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца, убедив того открыто признать свою ошибку. Написав «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви»,и призвав в нем всех к примирению, вскоре он достиг желаемого.

Тем временем его друг Василий сделался архиепископом Кесарии Каппадокийской и начал борьбу с арианством. Он назначил епископами в различных городах области двух своих братьев и всех друзей-единомышленников, а святого Григория поставил епископом города Сасима. Однако это было весьма непривлекательное место, особенно для такого интеллектуала, как Григорий. Он был утонченным и интеллигентным молодым человеком, сочинял стихи и даже написал свою стихотворную автобиографию. Пробыв недолго в Сасимах, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, он вернулся домой. После бегства из Сасима Григорий вновь удалился в пустынь, где проводит около трёх лет. В своих письмах он неоднократно обвинял Василия в том, что он вовлёк его в свою борьбу с арианством.

Святой Григорий удалился в Селевкию Исаврийскую, где служил при церкви святой великомученицы Феклы. Здесь он принял попечение о больницах и убежищах для престарелых. Много трудов положил святитель Григорий, добывая средства для обеспечения больниц и богаделен и организуя в них порядок.

1 января 379 года скончался Василий Великий. Это потрясло Григория, он писал: «И это выпало на мою скорбную долю — услышать о смерти Василия, об исходе святой души» . Впоследствии, будучи уже на покое, Григорий написал на смерть друга Надгробное Слово, ставшее одним из лучших его сочинений.

Исполняя предсмертную просьбу своего друга, святитель Григорий отправился в Константинополь для борьбы с ересью Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.

Почти все храмы Константинополя были во власти еретиков. В 379 году святитель Григорий начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников, которую назвал «Анастасия» («Воскресение»), веря, что именно здесь начнет воскресать Православие.

В ночь на Пасху 21 апреля 379 года, когда святитель Григорий совершал Крещение новообращенных, толпа вооруженных еретиков ворвалась в храм и обрушила на православных град камней, умертвив одного епископа и ранив святого Григория. Но терпение и кротость святого были его лучшей броней, а слово собирало православных.

С неотразимой убедительностью опровергал он все доводы еретиков, вдохновенно раскрывая истинное учение Церкви. Слушатели волновались около епископской кафедры, громко выражая знаки одобрения и записывая слова святителя. Горячая проповедь святителя Григория, его глубокое знание и истолкование Священного Писания, праведная христианская жизнь привлекали к нему все больше паствы, и ему удалось добиться значительного ослабления еретиков.

При поддержке Александрийского Патриарха Петра (373-380) и Константинопольского императора Феодосия (379-395) святитель Григорий Богослов был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане II Вселенским Собором в 381 году.


Однако возведение святителя Григория на Константинопольскую кафедру вызвало неудовольствие со стороны Египетских и Македонских епископов. Это вызвало смуту и несогласие в Церкви. Тогда святой Григорий решил удалиться из Константинополя, чтобы утишить бурю церковную. Ни уговоры императора, ни просьбы клириков не сломили воли святителя. Он удалился в родовое имение Арианз и пребывал там в иноческих подвигах.

Святитель Григорий вел строгий подвижнический образ жизни: ходил босыми ногами, имел только одну обветшалую одежду, спал на голой земле или на ложе из древесных ветвей под прикрытием рубища; пищей для него служили хлеб и овощи, питием - вода, в которую он иногда примешивал немного уксуса.

В город Назианз, обуреваемый ересью, святитель Григорий поставил благочестивого епископа Евлалия. Обращаясь с многочисленным посланиями, святитель продолжал мужественно обличать еретиков и разъяснять православное вероучение. Он великодушно простил юношу, покушавшегося на его жизнь в Константинополе.

25 января (7 февраля по новому стилю) 389 года святитель Григорий Богослов преставился ко Господу. Ему было около 62 лет. Тело было погребено в Назианзе.

В 950 году святые мощи были перенесены в Константинополь в церковь Святых Апостолов .

При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя.


Пустая гробница Григория Богослова в соборе святого Петра

26 ноября 2004 года мощи, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Иоанна Златоуста. В настоящее время мощи Григория Богослова хранятся в церкви святого Георгия в Стамбуле.

Труды святителя Григория Богослова

Святитель Григорий оставил в назидание православным великое боговдохновенное наследие: 245 посланий (писем ), 507 духовных стихотворений и 45 «Слов» (проповедей ). Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.

«Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе» , - говорил святитель.

Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу Слову: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: - это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно - спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник».

«Слова»

Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория. Слова охватывают 20-летний период его жизни. В 387 году сам Григорий подготовил сборник 45 избранных бесед, стремясь, по-видимому, предоставить священству образцы различных видов проповеди.

Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова (7, 8, 18, 43), обличения императора Юлиана (4, 5) и еретиков (27, 33, 35), слова в память священномучеников (16, 24, 35, 44), беседы на Богоявление (38), Крещение (40), Пятидесятницу (41) и другие праздники. Первая и последняя (45-я) беседы были произнесены на Пасху. Во многих беседах Григорий говорит о себе и событиях своей жизни. Так, уже в самом начале 1-го Слова он упоминает о добром принуждении, подразумевая своё рукоположение по настоянию отца; в 3-м Слове оправдывает своё удаление в Понт; а в 33-м Слове говорит о своём противостоянии с арианами. Ряд Слов имеют адресатом отца Григория (9, 10, 12) или произнесены в его присутствии; среди адресатов Слов есть и Василий Великий (10) и Григорий Нисский (11). Важнейшее место в наследии Григория занимают Слова о Богословии (27-31), посвящённые догмату Троичности, они и принесли Григорию славу богослова.

Письма

Сохранилось по разным оценкам до 245 писем Григория Богослова, большая их часть была написана и собрана им самим в сборник, составленный в последние годы жизни, по просьбе родственника Никовула. Сохранилась обширная переписка Григория с Василием Великим: в письмах Григорий вспоминает их совместное проживание в монастыре, поздравляет Василия с епископской хиротонией, в поздних письмах он уже обвиняет Василия в вовлечении его в борьбу с арианами и возведении себя на Сасимскую кафедру.

Богословский интерес и значимость представляют два письма Григория к Кледонию, в которых он рассуждает о природе Христа и выступает с критикой учения Аполлинария Лаодикийского и послание к монаху Евагрию о Божестве.

Стихотворения

Большинство стихотворных сочинений были написаны Григорием в последние годы его жизни после возвращения из Константинополя. Стихи написаны не только на богословские темы, но содержат и автобиографические воспоминания, несколько стихотворений было написано Григорием на смерть друзей.

О своем поэтическом даре святитель писал так: «Я - Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним».

Влияние св. Григория на богословов последующих времен было огромным. Его произведения едва ли не приравнивались к св. Писанию. Его очень почитал преподобный Максим Исповедник. Тексты сочинений Григория использовались гимнографами, и, в частности, наши рождественский, богоявленский и пасхальный каноны — не что иное как перефразированные св. Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей св. Григория. Также и на Западе св. Григорий Богослов всегда пользовался большим уважением. Так, св. Фома Аквинский утверждал, что, в то время как у любого отца Церкви можно найти какую-нибудь ересь, у Григория Богослова нет ни одной.

Православная церковь включила Григория в число Отцов церкви, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви.

«Церковь почтила святителя Григория тем высоким именем, которым она почтила одного высокого между апостолами и евангелистами Иоанна. И это не напрасно. После первого Богослова Святитель Григорий первый постигал столько высокими и вместе точными помыслами глубины Божества, сколько постигать их можно человеку при свете откровения; особенно же вся мысль его, как и мысль первого Богослова, обращена была к предвечному Слову», - так писал о нем патролог архиепископ Филарет (Гумилевский).

Высказывания и афоризмы Григория Богослова

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 1
Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы, якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие, спастися душам нашим.

Кондак, глас 3
Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждею свыше истканною Церковь украсил еси, юже и носящи, с нами зовет твоими чады: радуйся, отче, богословия уме крайнейший.

Молитва святителю Григорию Богослову
О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами.
Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово.
Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.
Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. А минь.

ОТКРЫТЬ ДЛЯ ЧТЕНИЯ (908)

Второй том «Полного собрания творений святых отцов Церкви и церковных писателей» составили стихотворения и письма свт. Григория Богослова. Тематика 408 представленных здесь стихотворений святого отца касается как богословской догматики, христианской нравственности и истории бурных событий церковной жизни IV века, так иногда и непростых личных и церковных взаимоотношений Назианзского богослова со своими современниками. Что особенно ценно, в своих стихах свт. Григорий предстает перед нами и как страдающий человек и раскрывает нам в своих строфах мир собственных переживаний. Ряд стихотворений переводится на русский язык впервые. Эпистолярное наследие, состоящее из 244 писем, которые Святитель писал разным лицам, повторяет тематическое многообразие его стихотворного наследия. Особенно важны 101 и 102 письма к Кледонию, заложившие фундамент для православной христологии эпохи Вселенских Соборов. Впервые на русском языке приводится перевод Завещания свт. Григория Богослова. В Приложении к данному тому представлена блестящая дореволюционная монография А. В. Говорова «Св. Григорий Богослов как христианский поэт». Кроме того, читатель найдет здесь указатель цитат из Священного Писания, комментированный предметный указатель, словарь имен и понятий античной культуры. Значительным преимуществом этого издания, по сравнению с переиздававшимися дореволюционными переводами творений этого Святителя, является впервые в России исполненная работа по приведению в традиционный порядок нумерации стихов и писем в соответствии с изданием Миня, а также общепринятая нумерация строф в стихах.

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским (память 1 января).

Мать, святая Нонна (+ 374, память 5 августа), молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Как ей было открыто в сновидении, она назвала первенца Григорием. Когда сын выучился читать, мать подарила ему Священное Писание. Святой Григорий получил самое полное и разностороннее образование: после домашних занятий с дядей Амфилохием, опытным преподавателем риторики, он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии. Затем для завершения образования будущий святитель отправился в Афины. На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что "убийственные воды лишат его вод очистительных". "Двадцать дней и ночей, - рассказывает святой Григорий, - лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся".

Святитель Григорий Богослов. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)

Шесть лет провел святитель в Афинах, изучая там риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Его учителями были известные языческие риторы Гиморий и Проэресий. Вместе со святым Григорием учился святой Василий, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской (+ 379, память 1 января). Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы. Знакомство с Юлианом, будущим императором (361 - 363) - отступником от веры Христовой, обернулось скоро непримиримой враждой.

По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие. Он прекрасно знал языческую дохристианскую философию и литературу.

В 358 году святой Григорий тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он, почти в 30-летнем возрасте, принял от своего отца святое Крещение. Теперь он, для которого "более значило быть последним у Бога, чем первым у царя", колебался только в том, какой путь "предпочесть: созерцательный или деятельный".

По приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним.

По требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и принял сан пресвитера. Однако, чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг. Вскоре святому Григорию выпало трудное дело примирения епископа с паствой, которая осудила своего пастыря за подписание двусмысленного изложения догматов веры. Святой Григорий дал пастве время на изъявление первых чувств, а затем убедил отца открыто признать свою ошибку. После этого он, произнеся проповедь о необходимости примирения, достиг желаемого. Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасима, но, чтобы поддержать престарелого отца, святитель Григорий остался в Назианзе и после смерти отца некоторое время управлял паствой этого города.

По смерти Константинопольского патриарха Валента в 378 году, Антиохийский Собор пригласил святителя Григория помочь Константинопольской Церкви, которая в то время более чем какая-либо другая была опустошена еретиками. Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на Патриарший престол. В 379 году он начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников. Он назвал эту церковь Анастасия ("Воскресение"), веря, что именно в этом небольшом храме и начнет воскресать Православие. Повсюду господствовали еретики - ариане и аполлинаристы. И чем громче звучала его проповедь, тем более увеличивалось собрание храма и тем сильнее росло сопротивление еретиков.

В ночь на Пасху 21 апреля 379 года, когда святитель Григорий совершал Крещение новообращенных, толпа вооруженных еретиков ворвалась в храм и обрушила на православных град камней, умертвив одного епископа и ранив святого Григория. Но терпение и кротость святого были его лучшей броней, а слово собирало православных.

Сочинения святителя Григория - слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу - Слову: "Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: - это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно - спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник". Чтобы достойно проповедовать Слово Божие, святой тщательно готовил и обрабатывал свои творения.

Святитель Григорий Богослов

В пяти проповедях - "Словах о Богословии", обличая склонных к многословным рассуждениям последователей Евномия, святитель Григорий, прежде всего, дает точные определения, кто с кем и когда может богословствовать. О Боге могут рассуждать только опытные, преуспевшие в созерцании и, прежде всего, чистые душой и телом, или по крайней мере очищающие себя. Рассуждать о Боге можно только с тем, кто приступает к этому с усердием и благоговением. Объяснив, почему Бог скрыл от человека Свою сущность, святой Григорий указывает, что "облеченным плотию нельзя увидеть умственных предметов без примеси телесного". Богословствовать позволительно лишь тогда, когда мы бываем свободны от внешних впечатлений вещества и от возмущения, когда вождь наш - ум не прирастает к нечистым преходящим образам. Отвечая евномианам, полагавшим с помощью логических умозаключений постичь Божественную сущность, святитель объяснял, что человек познает Бога, когда его богообразное и божественное начало, т. е. ум, соединяется с родственной Сущностью. Далее на примерах патриархов, пророков, апостолов показано, что для земного человека сущность Божия непостижима. Приводил святой Григорий и пример суетного лжемудрствования Евномия: "Бог родил Сына или по Своей воле, или против воли. Если Он родил против воли, то Он потерпел принуждение. Если по Своей воле, то Сын есть Сын хотения".

Опровергая такое рассуждение, святитель показывает вред, наносимый им человеку: "Сам ты, который говоришь так необдуманно, по желанию или не по желанию своего отца произошел? Если не по желанию, то и отец твой потерпел насилие. От кого же это? На природу указать ты не можешь: она чтит целомудрие. А если по желанию, то из-за нескольких слогов ты сам себя лишаешь отца; ибо становишься уже сыном хотения, а не отца". Затем святой Григорий обращается к Священному Писанию, с особым вниманием разбирая места, где указывается на Божественную природу Сына Божия. Многократные толкования святого Григория на Священное Писание посвящены раскрытию мысли, что Божественная сила Спасителя действовала даже и тогда, когда ради спасения человека Он принял на себя немощное естество. Особое место в проповедях святителя Григория занимает полемика против евномиан, хуливших Святого Духа.

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Вселенские учители. Икона, XIV век. Византия. Византийский музей. Афины

Внимательно исследуя всё, что говорится в Евангелии о Третьем Лице Пресвятой Троицы, святитель опровергает ересь евномиан, отвергавших Божество Святого Духа. Он приходит к двум основополагающим выводам. Во-первых, читая Священное Писание, надо отказаться от слепого буквализма и научиться понимать его духовный смысл. Во-вторых, в Ветхом Завете Дух Святой действовал прикровенно. В Новом Завете "Дух Святой обитает с нами и яснейшим образом обнаруживает Себя пред нами. Пока не признавали Отца Богом, не безопасно было проповедовать о Сыне, и пока не приняли Сына, не безопасно было, выражусь несколько смело, обременять нас Духом Святым. Божество Духа Святого - предмет высокий. Вот пред тобою множество свидетельств. Христос рождается - Дух Святой предшествует; крещается Христос - Дух свидетельствует; Христос совершает чудеса - Дух сопутствует; Христос возносится - Дух приходит вместо Него. И что же есть великого и Божественного, чего Он не мог бы? Какое Имя, принадлежащее Божеству, не принадлежит Ему, кроме нерожденности и рожденности?.. Я изумляюсь, когда вижу такое богатство названий, - трепещу, когда подумаю, какие Имена хулят те, которые восстают на Духа!"

Содержание проповедей святителя Григория этим не исчерпывается. Им написаны: пять похвальных слов, девять толкований на праздники, два обличительных слова на Юлиана Отступника - "два столба, на которых неизгладимо записано нечестие Юлиана для потомства" и проповеди на другие темы. Всего сохранилось 45 проповедей святого Григория. Письма святителя принадлежат к лучшим богословским творениям. Все они мастерски обработаны и в большинстве своем кратки. В своих гимнах святитель Григорий, как и во всем, жил для Христа. "Если у еретиков длинные слова, - новые псалтыри, разногласятся с Давидом, и - приятные стихи почитаются третьим Заветом: то и мы будем петь псалмы, и мы станем писать много, и мы будем составлять метры", - говорил святитель. О своем поэтическом даре святитель писал так: "Я - Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним". Слава о православном проповеднике распространялась по Востоку и Западу. А святитель жил в столице империи как если бы он жил в пустыне - "пища его была пища пустыни; одежда - одежда нужды; обхождение простое, близ двора - ничего не искал он у двора". Во время болезни святителю был нанесен удар. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим, был тайно посвящен на место святителя Григория в самом Константинополе. Пораженный неблагодарностью Максима, святитель решил оставить кафедру, но верная паства удержала его. Народ изгнал самозванца из города. 24 ноября 380 года в столицу прибыл святой царь Феодосий Великий и, подтвердив свой указ против еретиков, вернул православным главный храм, куда торжественно ввел святителя Григория. Вскоре на жизнь святителя было подготовлено покушение, но тот, кто должен был стать убийцей, сам явился к святому со слезами раскаяния. В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского Патриарха. По кончине Антиохийского Патриарха Мелетия святитель председательствовал на Соборе. Надеясь примирить Запад с Востоком, он предлагал признать Антиохийским Патриархом Павлина. Когда же прибыли те, кто и ранее действовал против святителя Григория в пользу Максима, многие, особенно египетский и македонский епископат, не захотели считать святого Патриархом Константинопольским. Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви: "Пусть буду я пророком Ионою! Не виновен я в буре, но жертвую собою для спасения корабля. Возьмите и бросьте меня... Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него". Объявив императору о своем желании оставить столицу, святитель Григорий еще раз явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить его с миром. По возвращении на родину, заботясь о порабощенной аполлинаристами назианзской пастве, он назначил епископом благочестивого Евлалия и удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз. Не оставляя пустыни, святитель с ревностью к истине Христовой утверждал Православие своими письмами и стихами. В 389 году, 25 января, преставился тот, кого Церковь почтила именем, усвоенным любимому ученику Христову - святому евангелисту Иоанну.

"Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе", - говорил святитель Григорий Богослов.

В своих творениях святитель Григорий, как и первый Богослов, весь обращен к Предвечному Слову. Преподобный Иоанн Дамаскин в первую очередь руководствуется святителем Григорием Богословом в своем "Изложении веры".

Тело святителя Григория было погребено в Назианзе. В 950 году святые мощи были перенесены в Константинополь в церковь Святых Апостолов. Позже часть мощей была перенесена в Рим. Предание сохранило черты святого: "лице смиренно, бледно, брови возвышенныя и густыя, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая". Уже современники называли своего архипастыря святым. Православная церковь, называя святителя Григория вторым Богословом и таинником, светлым прописателем Святой Троицы, в Богослужебных песнопениях так обращается к нему: "Богословским языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждою свыше истканною Церковь украсил еси: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший".

***

На русском языке издано следующие творения святителя Григория Богослова:

1. Полное собрание творений / Неполн. пер. // Христианское чтение. 1822–1841. То же. / 2-й пер. МДА. Т. 1–6. М., 1843–1848; Изд. 2-е. М., 1889; Изд. 3-е. Т. 1–2. 1910.

2. Проповеди. 13 слов Григория Богослова / Пер. еп. Иринея Клементьевского. М., 1798. То же. (По р/п Имп. Публ. Библ. ХIХ в.) // Критич. изд. А. С. Будиловича. СПб., 1875. ХII-285 с.

3. Слова и беседы // Христианское чтение. 1822. ХV; 1829. ХХХIII, ХХXVI; 1831. ХLI, XLIV; 1832. ХLVI, XLVII; 1833. I, II; 1835. II; 1838. IV; 1840. IV; II; 1841. I, II, III.

4. Письма // Там же. 1833. I; 1838. II, IV.

5. Стихотворения // Там же. 1829. ХХХVI; 1832. ХLVI; 1833. IV; 1834. IV; 1835. II, IV; 1840. III.

***

Молитва святителю Григорию Богослову:

  • Молитва святителю Григорию Богослову . Святитель Григорий Богослов - один из величайших христианских богословов, апологетов и гимнографов. Небесный покровитель ученых, богословов, апологетов и миссионеров. Ему молятся об укреплении веры, ниспослания проповеднического дара, молитвенности, разумения основ вероучения, об обращении иноверцев, сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в народе молятся при начале строительства дома и вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите в гонениях и искушениях от злых людей и начальства

Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:

  • Святитель Григорий Богослов - Православие.Ru

Труды святителя Григория Богослова:

  • "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
  • "Слово о догмате Святой Троицы" - святитель Григорий Богослов
  • "Песнопения таинственные" - святитель Григорий Богослов
  • "Молитва шествующего в путь" - святитель Григорий Богослов
  • "Мысли, писанные одностишиями" - святитель Григорий Богослов
  • "Мысли, писанные четверостишиями" - святитель Григорий Богослов
  • "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета" - святитель Григорий Богослов
  • "Плач Григория о себе самом" - святитель Григорий Богослов
  • "Плач и моление ко Христу" - святитель Григорий Богослов
  • "Послания" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово на Пасху и о своем промедлении" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером" - святитель Григорий Богослов
  • - святитель Григорий Богослов
  • "Слово Первое обличительное на царя Юлиана" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово Второе обличительное на царя Юлиана" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово о любви к бедным" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово в память святых мучеников маккавеев" - святитель Григорий Богослов
  • "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику" - святитель Григорий Богослов
Loading...Loading...