Продолжая дело преподобномученицы Елисаветы….

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

И конография великой княгини Елизаветы Федоровны представлена большим количеством прижизненных портретов, скульптур, современных икон, свидетельствующих о ее широком почитании не только в России, но и во всем христианском мире. Многие из них основаны на ее фотографиях.

В 1880 г. в Лондоне Александр Бассано выполнил фотопортрет Елизаветы Федоровны.

В Германии семья герцога снималась в ателье Карла Бакхофена в Дармштадте.

В 1884 г. там выполнены первые совместные фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича - на скамье на фоне леса. Тогда же, накануне отъезда в Россию, снималась вся семья герцога.


В России искусством светописи занимались поставщики двора Елизаветы Федоровны фотограф Д. М. Асикритов (с 1900) и германский подданный К. А. Фишер (с 1910, см.: Скурлов В. В., Иванов А. И. Поставщики Высочайшего Двора. СПб., 2002. С. 49).

Фотограф дирекции императорских театров Карл Иванович Бергамаско в своем ателье на Невском проспекте, д. 12, в 1884 г. сделал три снимка Елизаветы Федоровны и фо тографию ее с супругом.

В 1890 г. Елизавета Федоровна и цесаревич Николай Александрович участвовали в домашнем спектакле «Евгений Онегин», в дневнике наследника отмечено, что все закончилось съемкой у Бергамаско.

Известны две фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Николая Александровича в сцене объяснения между Татьяной и Евгением Онегиным и фото великой княгини в роли Татьяны в профиль.

Фотопортрет с подписью Елизаветы Федоровны 1898 г. (ГАРФ), судя по деталям костюма - лилия из алмазов на голове, ветка лилии в руках, связан с любительским спектаклем, поставленным в доме московского генерал-губернатора 11 февраля 1898 г. (пьесы «Лилия» А. Доде, «Романтики» Э. Ростана и др.).
Образ напоминает работу Ф. И. Рерберга 1898 г. (Государственный исторический музей, см.: Моск. немцы: четыре века с Россией / Сост.: Л. Дементьева, Ю. Петров. М., 1999. С. 17), хранившуюся у З. Н. Юсуповой, которая принимала участие в спектакле. Елизавета Федоровна присутствовала на спектакле в костюме Марии Антуанетты, которой посвящена пьеса «Лилия».

В 80-х гг. XIX в. Юсупова приобрела для своей коллекции фотографию Елизаветы Федоровны английского мастера Х. Мендельсона.


Сохранились фототипии Фишера, которые Елизавета Федоровна дарила на рождественскую елку 1905 г.


Один из ранних портретов Елизаветы Федоровны хранится в собрании Александровского подворья в Иерусалиме.

Подборка иллюстраций - редакция сайта « ».

В понедельник в храме Христа Спасителя патриарх Алексий II встречал мощи святой мученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Десница Елизаветы Федоровны (то есть ее правая рука по локоть) вернулась из семимесячного путешествия по России и странам ближнего зарубежья. Примечательно, что это первая совместная акция Русской православной церкви и Русской православной церкви за границей.

Рука отправилась в путь из Иерусалима 25 июля 2004 года. В золоченом ковчеге. Сперва самолетом - на Чукотку, Камчатку и Дальний Восток. Потом поездом. В храме-вагоне. Через всю Россию. С заездами в Казахстан, Киргизию, Азербайджан, Литву, Латвию, Белоруссию.

Как сказал патриарх Алексий во время церемонии встречи руки святой мученицы, "мощи посетили 61 епархию, побывали в 140 городах". По подсчетам организаторов путешествия, мощам поклонились 10 миллионов человек.

Из российских газет. "Жители Уссурийска не забудут день, когда мощи Елизаветы Федоровны проездом посетили их город". "В Тобольск мощи прибыли из Ишима на автомобиле, поскольку железной дороги тут нет". "Рождество Христово мощи Елизаветы Федоровны встретили в Калининграде".

По ходу следования мощи посещали тюрьмы, колонии для несовершеннолетних, детские дома, воинские части, больницы, дома престарелых, монастыри и дальние приходы.

Как сказано в пресс-релизе, который вручили журналистам в храме Христа Спасителя, "программа пребывания святых мощей имела большое консолидирующее значение для сегодняшнего российского общества и стран ближнего зарубежья" и стала "одним из важнейших общественных событий 2004-2005 годов".

Из жития святой. Елизавета Федоровна (в девичестве принцесса Гессен-Дармштадтская) вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, приняла православие. После гибели мужа занялась благотворительностью и подвижничеством. Спала на голых досках, носила власяницу, вкушала растительную пищу, много молилась, мало спала. Она воздвигла Марфо-Мариинский монастырь и стала его настоятельницей. В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали большевики. 5 июля 1918 года великую княгиню вместе с другими членами императорской семьи сбросили в старую шахту в 140 километрах от Екатеринбурга. В 1921 году останки Елизаветы Федоровны были перевезены в Иерусалим в храм Марии Магдалины, который принадлежит Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). В 1981 году РПЦЗ причислила великую княгиню к лику святых. А в 1992 году то же самое сделал московский патриархат.

Обращаясь к православным в храме Христа Спасителя, патриарх Алексий II отметил, что состоявшееся путешествие святых мощей - первое совместное мероприятие, проведенное РПЦЗ и московским патриархатом после долгих лет взаимного неприятия. При этом он поблагодарил первоиерарха РПЦЗ митрополита Нью-йоркского и Восточно-американского Лавра.

МИНСК, 19 мая. Ковчег с десницей святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны и с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары прибудет в субботу в Минск из Знаменского Синодального собора Нью-Йорка. Об этом сообщает официальный портал Белорусской православной церкви.

В 2018 году исполняется 100 лет со дня смерти царской семьи и великой княгини Елизаветы. Великая княгиня - внучка королевы Великобритании Виктории, гессенская принцесса, супруга великого князя Сергея Александровича Романова, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители.

Встречу мощей возглавит Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Белоруссии. "Принесение святыни в Минск - редкая возможность поклониться святым мученицам. Как известно, мощи великой княгини Елисаветы и инокини Варвары находятся в Гефсимании, в монастыре равноапостольной Марии Магдалины. Именно туда останки великой княгини привезены в 1918 году из Алапаевска. В 1981 году десница святой была перенесена в США", - рассказали в Белорусской православной церкви.

Сначала православная святыня будет находиться в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска, затем ее переместят в столичный Свято-Елисаветинский монастырь в храм в честь иконы Божией Матери "Державная". В дни пребывая мощей в Минске к ним будет открыт круглосуточный доступ верующих, которые смогут поклониться им до 22 мая. Для паломников в Свято-Елисаветинском монастыре будет организована культурная программа: встречи с монашествующими сестрами, кинопоказы и экскурсии по обители.

Великая княгиня Елизавета

Елизавета Федоровна Романова (1864-1918), урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, приехала в Россию в 1884 году и жила в стране до своей смерти в июле 1918 года. В русском обществе она была известна своей благотворительной деятельностью, которой особенно активно занялась после гибели мужа в результате террористического акта в 1905 году.

Великая княгиня основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве, в годы Первой мировой войны помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви. Елизавета Федоровна была почетным членом и председателем Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 годы.

В 1918 году великая княгиня, бывшая тогда настоятельницей Марфо-Мариинского монастыря, была арестована и сослана на Урал, где 18 июля вместе с другими представителями императорской семьи и инокиней Варварой была сброшена в шахту в Алапаевске. Их тела были извлечены после взятия города белыми. Елизавета Федоровна была похоронена в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании (современная территория Израиля). В 1992 году великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара были прославлены Русской православной церковью в лике преподобномучениц.

04.05.2017
С 5 по 11 мая в Санкт-Петербурге будет пребывать ковчег с десницей святой преподобномученицы княгини Елизаветы Федоровны. Его доставят из Знаменского Синодального собора города Нью-Йорка. Принесение святыни приурочено к 100-летию трагических событий в России 1917 года, сообщила «Русской народной линии» Санкт-Петербургская митрополия.

В северной столице ковчег с мощами преподобномученицы будет находиться: с 5 по 9 мая в Троицком соборе Александро-Невской Лавры (наб. реки Монастырки д.1) и с 9 по 11 мая в соборе Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (ул. Миргородская д.1А). Доступ к святыне будет осуществляться в часы работы храмов.

Торжественная встреча ковчега состоится 5 мая в 12:00 в Александро-Невской Лавре. Перед мощами будет совершен молебен с участием сводного молодежного хора Санкт-Петербургской епархии, после чего откроется доступ для всех, желающих поклониться святыне.

Принесение ковчега с десницей святой преподобномученицы княгини Елизаветы Федоровны в пределы Санкт-Петербургской епархии осуществляется по благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

В эти же дни с 5 по 15 мая в Санкт-Петербурге будет гастролировать мужской молодежный хор Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Коллектив примет участие в богослужениях во время пребывания ковчега со святыней в Александро-Невской Лавре 5 мая в 19:00 и 7 мая в 10:00, в Федоровском соборе 9 мая в 10:00.

Елизавета Федоровна Романова, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская (1864 - 1918) – великая княгиня Дома Романовых, супруга великого князя Сергея Александровича, старшая сестра последней русской императрицы Александры Федоровны, почётный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 годы, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Прославлена Русской Православной Церковью в лике преподобномученицы в 1992 г.

Родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней.
Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и после нескольких лет размышлений приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб ее супруг. Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил.

В 1909 году она купила на Большой Ордынке участок земли и открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.

Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простилась со светской жизнью.

Во время Первой мировой войны великая княгиня помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал - в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. 18 июля 1918 года заключенных - Елизавету Федоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых - отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту живыми.

После того как белые заняли Алапаевск тела были извлечены из шахты, и было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника.

Елизавета Федоровна похоронена вместе с инокиней Варварой, также прославленной в лике святых, в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини быть похороненной на Святой земле.

«Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги… иду».

(Из Устава Марфо-Мариинской обители)

«Конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне дает Господь, — идти этим путем, но я буду стараться, и Он, Который есть одна любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу послужить Ему…»

«Когда любовь Божия касается человека, всё оживает. Подобно легкому облаку, она несет душу к Вечному Источнику Любви, наполняя ее неугасимым светом.

Как солнце согревает цветы, и они тянутся к нему, так и душа, возлюбившая Бога, неустанно к Нему влечется. Пребывая в свете, она сама становится носительницей света. Для такого человека уже нет чужих и своих — бытие всех становится его бытием.

Путь Христовой любви — путь крестный, но, когда благодать укрепляет душу, человек не чувствует трудности пути, он радуется, что может послужить Богу и ближнему.

Терпка дорога земная,

И нет иного пути,

Как только к двери рая

Сердце свое нести».

Появляются и исчезают облака. Каждый человек пред Богом одинок. Сияние тихой вечности освещает путь. Душа в Боге, как птица в воздухе, со всех сторон окружена Им. Господь бережно относится к каждой душе, любовно зовет, терпит, ждет, не принуждая человека, уважая его свободу. И человек сам делает выбор пути — возлюбит он свет или тьму паче света (См.: Ин. 3: 19).

Путь нашей небесной покровительницы — святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы — подобен солнечному лучу, светом добра и милосердия согревающему всех вокруг.

Детство


Родилась Элла (будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна) в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы.

Детям прививали не только чувство музыки, искусства, но и любовь к труду, простоте, сострадание к ближним. Вместе с матерью они посещали больницы, приюты — разносили по палатам цветы, беседовали с больными. Большое влияние на юную Эллу оказала жизнь родоначальницы их дома святой Елизаветы Тюрингенской, посвятившей себя делам милосердия.

С раннего детства будущая княгиня любила природу, цветы, особенно белые, красиво рисовала. Спустя годы о Великой княгине Елизавете говорили, что она всюду вносила с собою чистое благоухание лилии. Белый цвет был отблеском ее сердца.

Еще в юности она познакомилась со своим будущим мужем — российским великим князем Сергеем Александровичем.

Вся герцогская семья сопровождала принцессу Елизавету на ее свадьбу в Россию, куда она везла не только дорогие подарки, но и то, чему нет цены — сердце, полное любви и сострадания.

Замужество


К горним устремленная Княгиня милосердная, бисер Православия в новом отечестве обретшая».

Милостивое сердце молодой княгини и на русской земле не могло оставаться равнодушным к людским страданиям. Она начала помогать больным, страждущим, обездоленным. В княжеском имении обходила дома, оказывая помощь нуждающимся. В городах посещала больницы, приюты, тюрьмы, повсюду стараясь уменьшить боль, вдохнуть надежду.

Жалость всё делает в мире белым,

С жалостью нежность идет…

Великий князь, благородный и глубоко верующий человек, понимал и поддерживал Елизавету Федоровну. Следуя за мужем, она посещала православные церковные службы, хотя и была лютеранкой. Чуткое сердце ощутило красоту и таинственную глубину богослужения, душа потянулась к Православию. Помолившись на Святой Земле, княгиня приняла твердое решение, о котором писала отцу: «Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».

Мужественное сердце и во время бури усматривает Божий Промысл. Трагически оборвалась жизнь великого князя. Но, лишившись земного жениха, Великая княгиня Елисавета обрела небесного — решила полностью посвятить себя служению Богу и ближним.

Служение


«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

В трудные минуты наиболее ясно видится помощь Божия. Великая княгиня нашла утешение и укрепление у мощей московского чудотворца святителя Алексия, он вложил в ее скорбную душу желание создать обитель милосердия.

Так родилась в Москве дивная обитель. Даже внешне она была изящна, как всё, к чему прикасалась рука Великой княгини.

Основной целью обители было возродить путь деятельного служения Христовой любви. В слове «обитель» выражалась главная мысль: каждый должен сделать свое сердце обителью, вместилищем этой любви, открыть его для принятия милосердного Христа. Сестры призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и путь Марфы — служение Богу через ближнего. Как Мария, просветившись Словом Божиим, они шли к людям с молитвой, утешением и, как Марфа, служили Христу радушием к странникам, уходом за больными.

Обитель помогала бедным, особое внимание Великая княгиня уделяла Хитрову рынку. Она обходила ночлежные дома, собирала беспризорных детей. Ее не пугали брань, нечистота, вид людей, потерявших человеческий облик. «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено», — говорила она. Милостивая матушка не думала, что совершает подвиг, основой духовной благотворительности обители была благодарность Господу за то, что Он позволяет служить Ему в лице ближних.

«Лишь бы сердце о земном не пело,

Но несло бы Богу все мгновенья,

И вокруг него всё было бело

От цветов благодаренья».

(Архиепископ Иоанн (Шаховской))

«В моей жизни было столько радости, в скорби — столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим».

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

Монастырь называют земным раем. Велико таинство послушания. В Марфо-Мариинской обители действовал устав монастырского общежития. Строй жизни по уставу научает смирению, терпению, послушанию, отнимая собственное мудрование, соединяя насельниц в одну семью. Великая матушка утешала и укрепляла сестер в работе над собой и другими, во всем показывала пример, поражая своей бодростью. В больнице она брала на себя самую ответственную работу. Говорили, что от Матушки исходит целебная сила.

Внутренней жизнью сестер руководил духовник обители протоиерей Митрофан Серебрянский, дивный пастырь. Насельниц учили, что их задача — не только медицинская помощь, но и духовное наставление опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Если хоть на мгновение заронить в душу искру Божию, дав подышать благоуханием Неба, она ободрит человека в земной жизни, утешит и даст надежду в смертный час. «Мы должны подняться от скорбной земли до рая и радоваться с ангелами об одной спасенной душе, об одной чаше холодной воды, поданной во Имя Господа».

При обители были: больница, аптека, приют для девочек-сирот, воскресная школа, библиотека, бесплатная столовая для бедных, действовали храмы — Покровский и больничный в честь жен-мироносиц Марфы и Марии. Великая княгиня надеялась, что Марфо-Мариинская обитель расцветет и станет большим плодоносным древом, ей хотелось, чтобы такие обители были и в других городах.

Мученический подвиг

«Казалось, что она стояла на высокой непоколебимой скале и оттуда без страха смотрела на бушующие вокруг нее волны, устремляя свой духовный взор в вечные дали».

(Митрополит Анастасий (Грибановский))

Странники и пришельцы мы на земле. Этот видимый мир лишь место нашего печального изгнания. Лукавы земные дни. Для каждого наступает момент, когда нужно идти домой, в Небесное Отечество. Святые Божии люди ждут смерти как величайшей радости. Для них конец земной жизни — это встреча с Творцом, к Которому душа непрестанно стремилась. Человек, посвятивший себя Богу, верит, что Господь всецело о нем промышляет. Доверяя спасительному Божиему Промыслу, претерпевает он всякую боль и скорбь.

«Господь смотрит на меня; чего мне бояться?»

С мужеством и спокойствием встретила Великая княгиня начавшуюся в России смуту. Как и прежде, она помогала людям: посещала раненых, участвовала в организации помощи фронту. В ней не было и тени озлобления.

«Народ — дитя, он не повинен в происходящем, — кротко говорила она. — Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему...»

Всем сердцем полюбив русский народ, она решила до конца разделить его страдания, отказавшись покинуть Россию. Она прозорливо писала, что врата ада не одолеют Православную Церковь, что Заступница наша, Пресвятая Богородица, умолит Своего Божественного Сына, и Церковь выстоит, пройдя через все испытания.

«...Если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, тогда мы ощутим присутствие Святого Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной...»

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

Непостижим Божий Промысл. Когда душа окрепнет и станет способной идти туда, где приходится страдать, начинаются испытания. Господь ведет человека на тот крест, который его душа может понести, ведет до черты, за которой вечность. Узким и терпким путем ведет к бессмертию, святости, победе над смертью.

В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, Елизавету Федоровну арестовали и вывезли из Москвы. В тот день Святейший Патриарх Тихон служил в Марфо-Мариинской обители Божественную литургию и молебен — это было благословением и напутствием Великой княгине перед крестным путем на Голгофу.

«Господи, благослови, да утешит и укрепит всех вас Воскресение Христово... Сплотитесь и будьте как одна душа все для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст, "слава Богу за всё!"», — так напутствовала Великая матушка сестер на пути в ссылку. Мелькали в вагонном окне деревья, низко плыли облака, всё сливалось воедино...

Вот и конец пути. «Сын Мой, отдай сердце Твое Мне...»

Глубокой июльской ночью в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского Великую княгиню вместе с инокиней Варварой и другими узниками бросили в шахту. Говорят, что из глубины доносилась Херувимская песнь. Сонмы ангелов подхватывали ее на невидимых земным взорам просторах, где уже ничто не может лишить душу вечной радости.

Всё связано порукою земной —

За зверем ночь, простор за белой птицей;

Но кто укроется за белизной.

За ангела кто сможет заступиться?

Нет беззащитней в мире, чем они.

Нет утаенней их в холодном мире.

Пред ними надо зажигать огни.

Их надо петь на самой громкой лире.

Когда-то во время поездки на Святую Землю, посетив храм Святой Марии Магдалины, построенный у подножия Елеонской горы, Великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».

Удивительно, как Бог слышит каждое слово.

Мощи настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы инокини Варвары были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Когда открыли гроб с телом Великой княгини, помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина».

«...Радуйся, неисповедимыми судьбами Божиими прославленная. Радуйся, Горняго Иерусалима обитательница блаженная; радуйся, ко Иерусалиму Небесному всем нам путеводительнице».

(Из акафиста св. прмц. Елисавете)

Видео

Аудио

Книга о святой Елизавете в двух частях.

Режиссер: Анатолий Стрикунов
Звукорежиссер: Дмитрий Коршакевич
Музыкальное оформление: Людмила Латушкина
Текст читают: народный артист Республики Беларусь Виктор Манаев, Маргарита Захария, Вячеслав Галуза, Елена Сидорова

Часть первая «Дармштадский цветок» >>

Часть вторая «Великая Матушка» >>

Loading...Loading...