Религия и народ. Какая религия самая древняя в мире? Одна из трёх мировых религий

УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ

Народы и религии мира

Этнография - наука о народах. «Этнос» (греч.) – народ.


ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

ЭТНОС - это исторически сформировавшаяся группа людей, обладающая общностью территории, языка, культуры и национальным самосознанием.

Всего в мире

около 4000

народов или

этносов

В АЖНЕЙШИМ ПРИЗНАКОМ ЭТНОСА ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫК .

По родству языка народы объединяются в языковые семьи

Языковые семьи,

всего в мире около 20

Афразийская

Индоевропейская

Арабские народы, 270 млн. чел, 6%

150 народов, 2,7 млрд. чел – 43%

Сино-тибетская

Нигеро-кордофанская

Более 1 млрд. чел, 22%



Самые распространённые языки мира

Крупнейшие народы мира

  • Китайский
  • Английский
  • Испанский
  • Арабский
  • Хинди
  • Бенгали
  • Португальский
  • Русский
  • Японский
  • Немецкий
  • Китайцы
  • Хиндустанцы
  • Бенгальцы
  • Американцы США
  • Бразильцы
  • Русские
  • Японцы
  • Пенджабцы
  • Бихарцы
  • Мексиканцы
  • Яванцы

ПО ОСОБЕННОСТЯМ НАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА

ВСЕ СТРАНЫ МИРА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ:

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ

ОДНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ

ДВУНАЦИОНАЛЬНЫЕ

Польша

Канада

Португалия

Бельгия

Венгрия

Ирак

Саудовская Аравия

Турция

Сирия

Япония

Швеция

Бангладеш

Индонезия

Индия

Россия

Китай

Пакистан


Религия - это одна из форм культуры, особое мировоззрение,

основанное на поклонении высшим силам .

РЕЛИГИИ

МИРОВЫЕ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ

христианство

Индуизм

Синтоизм

Конфуцианство

Иудаизм

буддизм

ислам

(Индия)

(Япония)

(Китай)

(Израиль)

католицизм

православие

протестантизм



География мировых религий

христианство

католицизм

Западная Европа, Латинская Америка

Восточная Европа, Россия, Армения, Грузия, Эфиопия

православие

протестантизм

Северная Европа, Северная Америка, Австралия, Южная Африка

ислам

Северная Африка, Юго-Западная Азия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш

буддизм

Юго-Восточная Азия, Восточная Азия


Христианство

Одна из трёх мировых религий

Исповедуют 2,4 млрд. человек

Возникло в начале 1 тыс. н. э. на востоке Римской империи, в Юго – Западной Азии.

В 1054 г. эта религия раскололась на три ветви

Католическую Протестантскую Православную


Ислам значит - “покорность Богу”, Возник в 7 в. среди населения Аравийского полуострова (Юго-Западная Азия).

Священная книга ислама - Коран (по-арабски - “то, что читают”). Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т.д.

Исповедуют 1,3 млрд. человек


Буддизм - древнейшая из трех мировых религий.

Как мировоззрение буддизм возник в Индии, где родился и учил Будда. Это произошло в середине первого тысячелетия до нашей эры - в период подлинного расцвета культуры Индии.

Высшая цель - состояние просветления, полное развитие всех качеств ума. Исповедуют 500 млн. человек.


Религия – форма общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы.

Толерантность – (лат.) терпение. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Секта – религиозная организация, характеризующаяся противостоянием действующей в обществе церкви.


ПОМНИ!

На карте мира более 200 стран, несколько тысяч народов, и каждый интересен по своему.

Но важно помнить, что нравственные, интеллектуальные черты личности не зависят от того какой ты религии или национальности, а зависят от того насколько человек воспитан, образован, какой обладает волей и усердием, а также от целеустремленности.


Что мы узнали на уроке?

Что нового узнал?

Что не понял?

Оцени свою работу на уроке

Я внимательно слушал сообщения учителя и учащихся

Я понял все задания и могу ответить

Я оформил результаты своей работы на уроке в тетради


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Учить записи.

Наиболее распространенной в России религией является православие. 73,6% ,4% привержены к исламу, менее двух процентов относятся к другим религиозным конфессиям. Атеисты 18,5%.

Рассмотрение социально-демографических характеристик выявляет следующие особенности: среди православных заметно некоторое преобладание женщин (60,4% против 39,6%), а среди атеистов - мужчин (66,5% против 33,5%). Также среди атеистов несколько больше с высшим и неполным высшим образованием, чем в среднем по выборке.

Однако, религиозная карта современного российского общества не так однозначна и определенна как представляется на первый взгляд. Дальнейшее исследование религиозной сферы жизни граждан России указывает на нечеткость и размытость в массовом сознании религиозных дефиниций. Так только 51,3% верят в существование бога, еще 26,1% православных верят в существование высшей силы, духа, разума. 5,2% не верят в существование бога. С другой стороны, 27% атеистов, верят в существование бога, высшей силы, высшего духа, разума и т.д.; только 43,5% атеистов твердо уверены, что бога не существует. Несколько по-другому обстоит ситуация у мусульман: 75,6% верят в бога. В высшую силу, духа и т.д. верят 16,7%.

Таким образом, по главному вопросу религии - отношению к предмету веры нет четкого понимания даже основных положений своей религиозной доктрины.

Это подтверждается также и ответами на вопрос "Как Вы считаете, существует ли только одна истинная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины?" Только 29,6 православных, уверены в том, что истина содержится лишь в одной религии, большинство же (43,9%) считает, что истина есть во многих религиях, 5,4 считают, что ни в одной религии нет истины.

С другой стороны, 7,6% атеистов считают, что истина содержится в одной религии. 19,2% данной группы полагают, что истина есть во многих религиях, и лишь 38,1% полагают, что ни в одной религии истины нет.

Таким образом, следует отметить, что процесс формирования религиозного сознания граждан России далек от завершения. Налицо интерес граждан к религии, стремление самоидентифицировать себя с определенной конфессией, но в тоже время объем религиозных знаний у большинства пока еще мал.

Нельзя также сказать, что россияне живут активной религиозной жизнью: так 3,6% посещают храм раз в неделю и чаще, несколько большее число (5,8%) посещает богослужения раз в месяц. По большим религиозным праздникам ходит в храм пятая часть (20,3%), почти столько же (23,3%) делают это раз в год и реже. А большинство (46,3%) признали, что практически никогда не посещают храм.

Женщины проявляют большую склонность к регулярному посещению богослужений, чем мужчины. Среди тех, кто посещает храмы один раз в месяц и чаще, женщин почти в два раза больше, чем мужчин. Чаще посещают храмы и люди преклонного возраста. Так среди тех, кто посещает богослужения несколько раз в неделю старшей возрастной группы (от 60 и выше) составляют 62,5%. Из православных практически никогда не посещают храмы 35,2%, большинство же тех, кто посещает, делает это в основном по большим церковным праздникам (25,3% данной группы).

Среди исповедующих ислам, число тех, кто чаще посещает храмы, выше, чем среди представителей прочих конфессий, - так чаще одного раза в неделю на богослужении присутствуют 10,3% этой группы. С другой стороны, среди мусульман выше число тех, кто практически никогда в храм не ходит (43,6%). Таким образом, число, не просто заявляющих о своей принадлежности к определенной конфессии, а действительно живущих религиозной жизнью, что подразумевает регулярное посещение храма и богослужений, относительно невелико, и составляет 9,4% (считая тех, кто ходит в храм раз в месяц и чаще). Это говорит о том, что, хотя религия играет все большую роль в жизни граждан России, реальное число верующих пока относительно не велико. Однако, стремление подавляющего большинства граждан России соотнести себя с какой-либо религиозной конфессией позволяет говорить о возможном увеличении числа реально верующих в будущем, что, помимо прочего, приведет к усилению роли в социально-политической жизни страны религиозных организаций и прежде всего - Русской Православной Церкви Палитра нетрадиционных религий в современной России поражает. Большинство из этих религиозных направлений находятся в зародыше, однако многие из них уже известны своей деятельностью. Особенностью для России можно считать, что многие религиозные направления пришли через посредников, не с Родины религии, а через западных учеников.

В России на сегодняшний день представлены почти все формы нетрадиционной религии. Среди новых религиозных течений - неохристианство. Эти религиозные течения, которые возникают в рамках традиционного христианства с учетом требований времени. Основным веропроповедническим источником неохристианских церквей выступает Библия, центральной фигурой религиозных доктрин - Иисус Христос. Неохристианство от исторического христианства отличается своим пониманием природы Иисуса Христа, Троицы, сущности Святого Духа, ада и рая. В Украине к неохристианским движениям относятся принесенные из-за границы миссии и новые церкви (Христианская миссия “Эммануил”, “Армия спасения”, Церковь Христа Святих Последних Дней (мормоны), Церковь полного Евангелия, Международная Церковь Христа, Киевский христианский центр “Новая жизнь”, Христианская церковь “Хвала и поклонение”, российское неохристианское образование Церковь Воскресающейся Богородицы и другие).

Религии ориенталистского направления представлены в России неоиндуизмом, течениями буддистского направления, движениями синтоистской ориентации. Характерным для неоиндуистских течений является опора на древнюю ведическую традицию с использованием достижений других культур, ценностей многих религий. Во всех неоиндуистских течениях популярны идеи универсализма, равности всех религий, как разных путей к Богу. В России неоиндуизм представлен общинами и центрами Международного Сообщества Сознания Кришны, Ошо Раджниша, Шри-Чинмоя, Миссии “Свет души”, Международного сообщества “Мировая чистая религия” (сахаджи), Саи-Бабы, последователями Трансцендентальной медитации и другими.

Буддистские течения представлены в России преимущественно их модернистскими отраслями, которые в своей совокупности получили название необуддизм. Необуддистские течения претендуют на ортодоксальное толкование учения Будды, объединяя в своих религиозных системах идеи различных похожих традиций, включая христианство. Буддизм в России представлен такими направлениями как, дзен-буддизм, нитерен, различными школами тибетского буддизма (карма, кагъю, дзогчен, гелугпа,).

Нетрадиционными являются также искусственные религии, которые хотят объединить элементы восточных и западных традиций древних и современных культур, философских, экзотерических и религиозных учений и вывести некую общую формулу. Синтетические религии рознятся вероучением, философией, социальными установками, однако все они пропагандируют сотворение системы этического оздоровления государства. Объединение элементов христианства и буддизма, христианства и ислама, ведических учений наблюдаются в религиозных новообразованиях, которые действуют сейчас в России, как Вера Бахаи, Общество ведической культуры, Церковь Унификации (Объединение) Муна, Великое Белое братство.

Большой разнообразностью отличаются теософские и изотерические группировки, которые развивают учения Рерихов, О.Блаватской, А.Безант, Д.Андреева, О.Бердника. Все теософские учения придают огромное значение мистическому опыту. Достигнуть непосредственного контакта с духовной реальностью можно с помощью интуиции, медитации, откровения или других измененных состояний сознания. Теософия питает большой интерес к оккультным явлениям. Она признает только одно начало дух или разум.

Проблемы многонационального государства

На месте Российской империи, в которой при определенных условиях вызревали предпосылки для формирования единой российской нации, было создано фактически наднациональное государство, где, с одной стороны, ни один народ по существу не был застрахован от репрессий и насильственного переселения, от подрыва вековых устоев национального образа жизни, национальной истории, а с другой - в рамках союзных республик различные нации и народности пользовались значительной культурной и политической автономией. К началу перестройки они управлялись влиятельными национальными номенклатурными кланами, группировками и даже мафиями, что способствовало подъему в них местного национализма и формированию теневой экономики. При этом этнические меньшинства в ряде республик, особенно Закавказских, подвергались ассимиляции, все возрастающей маргинализации и дискриминации со стороны титульных наций. Показательно, что наиболее жесткая дискриминация в политике по отношению к языкам малочисленных народов проводилась не в пользу русского языка, а в пользу языков титульной нации (например, в Грузии не практиковалась письменность на мегрельском и сванском языках, в Азербайджане - на талышском, курдском, лезгинском, в Таджикистане - на ягнобском и большинстве памирских языков и т. д.).

Данное обстоятельство помогает понять тот факт, что во многих республиках национальные движения нетитульных народов не имели антирусской направленности, а начались как конфликты национальных меньшинств против титульных наций: армян против азербайджанцев в Нагорном Карабахе, абхазцев, осетин против грузин и т. д.

Разумеется, нельзя отрицать наличия антирусских настроений среди отдельных категорий населения северокавказских республик. Нельзя исключить и попытки силовых решений проблем национального самоопределения тех или иных народов. Более того, кое-кто может выступить с оружием в руках против российского присутствия в регионе. Тем не менее, если исходить из кавказских реальностей во всей их совокупности, а не руководствоваться абстрактными схемами, то оказывается, что, например, южные осетины, как и абхазы, могут видеть врага в Грузии и стремиться в Россию, армяне Нагорного Карабаха могут видеть врага в Азербайджане и не возражать против того, чтобы Россия выступала, по крайней мере, в качестве посредника в решении их проблемы.

Аналогичные противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т. и. делают иллюзорным в обозримой перспективе формирование сколько-нибудь единого жизнеспособного политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность этого довода воочию подтверди. бы неожиданно разгоревшийся осетино-ингушский конфликт, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем конфликтов (между северокавказскими народами в том числе), если их сумеют склонить на путь перекройки по своему усмотрению национально-государственных границ.

При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и не столько против «общего врага» в лице «Российской империи», сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Если вообще теоретически допустить возможность «ухода» России с Северного Кавказа, то нетрудно предположить непредсказуемые и кровавые последствия такого акта для всего региона: когда народы в полной мере осознают, что каждому из них суждено жить в собственном, самостоятельном во всех отношениях государстве, тогда территориальный вопрос выдвинется на передний план уже на качественно новом уровне, в иных координатах измерения и конфликты едва ли удержатся в локальных рамках.

Именно сильная и процветающая Россия может послужить реальным гарантом политической и экономической стабильности и безопасности этих народов и республик.

Рассуждения о сепаратизме, «России регионов» и т. д. строятся, по сути дела, на упрощенном понимании государства (особенно российского) как якобы механического или лоскутного образования, которое можно как угодно перелатывать и перекраивать, разбирать по частям или просто аннулировать по воле тех или иных лиц и организаций. Касаясь вопроса о возможностях и перспективах сепаратизма и формирования новых государственных структур вне и вопреки воле России, нужно учитывать следующее, исторически сложившееся обстоятельство: каждый отдельно взятый народ и каждая отдельно взятая республика наитеснейшими и неразрывными узами связаны с Россией - именно каждая в отдельности, но не все вместе, не в качестве единого экономического, политического, культурного или иного комплекса. Не случайно получилось и так, что каждая отдельно взятая республика в несравненно большей степени заинтересована в своих связях с Россией в целом, чем в сепаратных связях с входящими в ее состав республиками на индивидуальной или коллективной основе.

Особенно важное значение имеет то, что почти все аспекты и стороны жизни подавляющего большинства народов России к настоящему времени подверглись глубокой трансформации на путях секуляризации (т. е. освобождения от церковного влияния) и модернизации. Они глубоко затронули не только социальные, экономические и политические структуры, но и сам образ жизни, систему ценностей, ориентаций и установок. Многосторонние связи, пронизывающие экономические, культурные, образовательные, духовные, политические и иные реальности, стали утвердившимся и необходимым фактором жизни всех без исключения республик и регионов России, и его нельзя ни отменить, ни игнорировать, не задевая и не подрывая жизненные интересы любого народа. Подавляющее большинство народов бесповоротно освоили и интегрировали важнейшие аспекты и атрибуты общероссийского образа жизни.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основывающиеся на вере в реальное существование сверхъестественного . Уже на стадии родового общества появляются формы религиозных верований, многие из которых до сих пор сохранились у некоторых народов (магия, тотемизм, анимизм, шаманство, фетишизм, культы - предков, природы, племенных вождей, земледельческие и скотоводческие).

Национальные религии

Отдельные религии древнего мира стали поли- и монотеистическими. Из таких религий следует отметить возникший у евреев во II тыс. до н. э. и сохранившийся до настоящего времени иудаизм. Основой другой древней религии - зороастризма, которая возникла в начале I тыс. до н. э. у иранцев и сохранилась в трансформированном виде у этноконфессиональных групп парсов, гебров и езидов, стал дуализм, т. е. представление о противоборстве доброго и злого начал. В древности на юге и востоке Азии возникли отдельные политеистические религии (например, брахманизм у индийцев, трансформировавшийся затем в индуизм). В Китае в VI-V вв. до н. э. появляются два философско-этических учения, постепенно трансформировавшиеся в религии - конфуцианство и даосизм. В отличие от названных религий, развивавшихся из философских учений, еще одна восточноазиатская религия - синтоизм - возникла в Японии на основе господствующих в первобытности культов предков и природы. Хотя названные религиозные системы и распространились достаточно широко, они не превратились в религии мирового значения. Такими стали три возникшие в разное время религии: буддизм, христианство и ислам .

Мировые религии

Буддизм возник в северной части Южной Азии в VI-V вв. до н. э. Затем распался на два основных направления. Одно из них - хинаяна - требует от верующих обязательного прохождения монашества. Другое - махаяна - допускает, что спастись могут и миряне (при этом обожествляется основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама). Особое течение махаяны - ламаизм - большое значение придает магическим действиям .

В начале I тыс. н. э. появилась еще одна мировая религия - христианство. В середине XI в. оно раскололось на два направления - православие и католицизм. В результате Реформации в XVI в. от католицизма отделился протестантизм, распавшийся, в свою очередь, на несколько самостоятельных течений, важнейшие из которых - англиканство, лютеранство и кальвинизм. Помимо трех основных направлений христианства - православия, католицизма и протестантизма - существуют два менее влиятельных направления, сложившихся уже в V в. н. э.: монофизитство (к нему, в частности, относятся армяне-григориане) и несторианство. По обрядности несторианство, и особенно монофизитство, очень близко к православию .

Наиболее молодая мировая религия - ислам - возникла в VII в. среди арабов. Вскоре после этого ислам распался на два основных направления: суннизм и шиизм (есть еще и третье - хариджеизм). Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают еще в полном объеме "священное предание" - сунну, шииты же принимают это предание только частично, признавая лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка .

Религиозная структура населения

Согласно оценке религиозной структуры населения мира на начало 80-х годов ХХ в., христиан насчитывается более 1400 млн. чел., мусульман - более 720 млн., индуистов - 580 млн., буддистов - 275 млн., конфуцианцев и даосистов - 200 млн., иудаистов - 17 млн. чел. Из христиан наиболее многочисленны католики - 56 % общего количества христиан. Протестантов насчитывается 29 %, православных (вместе с монофизитами и несторианами) - 9 % .

Большинство христиан сосредоточено в Америке и Европе. Меньшие по численности группы христиан живут в Африке, Азии, Австралии и Океании. В Европе, Америке и Австралии с Океанией христианство исповедует большинство верующего населения. В Азии доля христиан невелика. Католицизм наиболее распространен в Америке, хотя его влияние велико и в Европе. Католицизм исповедует большая часть населения Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии и Южной Европы. Католиками являются также большинство верующих Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, около половины жителей ФРГ, Нидерландов и Швейцарии, около трети населения бывшей Югославии. Основной район распространения православия - Восточная и Юго-Восточная Европа. Православия придерживаются большая часть верующих России, Украины, Белоруссии, Румынии, Болгарии, две пятых населения бывшей Югославии и большинство жителей Греции. Оплотом протестантизма являются Северная и Центральная Европа. Он доминирует в скандинавских странах и Финляндии (в форме лютеранства), а также в Великобритании (англиканство). Протестантизм исповедуют около половины жителей ФРГ (преимущественно лютеране и кальвинисты), Нидерландов и Швейцарии. В Америке больше всего протестантов в США (64 % населения) .

Большинство последователей другой мировой религии - ислама - живет в Азии. Ислам занимает положение господствующей религии во многих странах Юго-Западной Азии. Мусульмане преобладают в Индонезии, они есть в Индии и Китае, а также в государствах Средней Азии (узбеки, казахи, киргизы, таджики, туркмены и др.). Много мусульман в Африке и среди народов Кавказа. В большинстве стран ислам существует в форме суннизма; шиизм широко распространен лишь в Иране .

Распространение третьей мировой религии - буддизма - ограничено в основном восточной частью Азии (Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Монголия). Буддизм является одной из двух главных религий Японии (наряду с синтоизмом); много буддистов в Китае, Корее, Вьетнаме; есть они в Индии, Непале, Сингапуре и некоторых других странах. В большинстве стран буддизм представлен хинаянистским направлением .

Индуизм - крупнейшая по численности последователей "немировая" религия - распространен главным образом в Южной Азии (прежде всего в Индии). Конфуцианство и даосизм исповедуют на востоке Азии (в основном в Китае). Синтоизм - чисто японская религия. Последователи иудаизма (почти исключительно евреи) расселены по всем континентам: большинство из них живут в Америке (в основном в США), немало их также в Европе и Азии (главным образом в Израиле). Зороастризм распространен преимущественно в Индии (парсы), а также в Иране (гебры) и Пакистане. Кроме перечисленных религий существует еще множество местных и племенных верований, не выходящих за пределы одного небольшого этноса .

Видеоурок 2: Этнический и языковой состав населения России

Лекция: Народы и основные религии России

Народы России


Многонациональность нашей страны результат особенностей исторического развития. Некоторые народы вошли в состав Руси добровольно (украинцы, белорусы), некоторых завоевывали (Крымское ханство), другие присоединялись в процессе освоения Северных районов. Начиная с 13 века, происходило «перемешивание» народов в составе Русского государства. На сегодняшний день на территории нашей страны проживает 194 народа. Основная часть это русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры и т.д. Проживают группы народов бывших Советских Республик (литовцы, латыши, грузины). Третью группу составляют народы других государств (немцы, поляки, корейцы, греки, евреи). Народы, проживающие в нашей стране, отличаются по традициям, обычаям, культуре, укладу жизни, по языку, по трудовым навыкам и менталитету.


На территории РФ проживают народы, относящиеся к 4 языковым группам. Каждая языковая семья состоит из нескольких групп. Например, к самой многочисленной языковой семье индоевропейской относят: славян (украинцы, русские, белорусы), евреев, армян, немцев, осетин. Эти группы составляют 88% от всего населения России. Русские составляют 81% или 111 млн. человек. Численность Алтайской семьи - 8%, Кавказская и Алтайская всего по 2%. Для некоторых народов характерен процесс ассимиляции. Малочисленные народы вливаются в другие и становятся их частью, используя их язык, культуру и обычаи. Наиболее ярко это явление можно наблюдать при смешивании культуры, обычаев, традиций русского, украинского и белорусского народов. Белорусы и украинцы, проживающие на территории нашей страны, родным языком считают русский. Процесс ассимиляции может идти по пути создания межэтнических браков и других факторов. Так тюрко-язычные сойоты влились в бурятский народ. Юги слились с кетами.


Народы других стран также подвержены процессам ассимиляции, в результате их рассеянного проживания. Немцы, проживающие на территории нашей страны, говорят на русском языке, но родным считают свой язык, соблюдают традиции и обычаи своего народа. То же относится и к корейцам. Их обособленность связана с антропологическими особенностями и уникальностью культуры.


Расселение народов по территории страны неравномерно. Русские занимают европейскую часть страны, Урал, южную Сибирь и Дальний Восток. То есть это, то направление, по которому происходило первоначальное заселение нашей страны. Остальная территория очень пестрая по национальному составу.


Религии России

Наша страна многонациональная и многоконфессиональная. В нашей стране есть представители четырех мировых религий. Есть также и атеисты. Исторический период существования Советского Союза с атеистической идеологией наложил отпечаток на менталитет людей. Наибольшее количество жителей страны исповедует православие. В Кабардино-Балкарии, Дагестане, Чечне исповедуют ислам. Буддисты проживают в Калмыкии и Бурятии. Есть представители и других вероисповеданий: мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты, иудеи, католики, староверы, протестанты и даже язычники.

Около 100 тыс. лет назад у древних предков современного человека начала формироваться речь. Примерно 12 тыс. лет назад, когда большие группы людей оказались отрезанными друг от друга из-за повышения уровня , началось формирование разных языков и народов.

Сколько народов и языков на Земле

Народ - совокупность людей, проживающих на определённой территории и говорящих на одном языке. Каждый народ имеет свою культуру и традиции. Единство языка - главный признак, отличающий один народ от другого. Число народов и языков в ходе человеческой истории постоянно изменяется. Учёные считают, что сейчас на Земле около 5 тыс. народов и языков. В большинстве случаев названия народа и языка совпадают. Однако число людей, говорящих на данном языке, и народов, для которых он является родным, различно.

Языки по своему сходству и происхождению объединяются в языковые семьи. Таких семей около 20. Самая крупная из них - индоевропейская, на её языках говорит почти половина всего человечества. К ним относится и русский язык.

Несмотря на то что количество языков огромно, 2/3 населения мира говорит на 12 языках.

Кроме различий по языку, народы различаются по численности. Численность большинства народов Земли невелика - менее 1 млн человек. При этом выделяются наиболее многочисленные народы: китайцы, хиндустанцы, американцы , бенгальцы, бразильцы, русские, японцы. Численность каждого из них более 100 млн человек.

Религии

С давних времён люди объясняли происходящее вокруг них действиями сверхъестественных существ - духов, демонов, богов. Так появились религиозные верования. С помощью религии люди пытались понять окружающий их мир, постичь смысл жизни. Роль религии огромна и по сей день. Людей, верующих в какое-либо божество, больше, чем неверующих (атеистов). Религия влияет на обычаи, культуру и быт людей, их хозяйственную и политическую деятельность.

В мире существуют сотни религий. Некоторые из них овладели душами и умами большого количества людей в разных частях Земли.

Около 95 % всех верующих приходится на долю 12 наиболее распространённых религий. Среди них - христианство, ислам и буддизм.

Наряду с мировыми существуют национальные религии. Среди них по числу верующих выделяется индуизм, распространённый в . Он возник примерно за 1500 лет до наступления нашей эры. Основатель неизвестен. Индуисты поклоняются многим богам (Брахме, Вишну, Шиве) и верят, как и буддисты, в перевоплощение душ.

Loading...Loading...