Румыния и вампиры.

Румыния известна своими поверьями в вампиров и других потусторонних существ. Однако для большинства из нас знания о румынских вампирах ограничиваются культовым персонажем книг и фильмов — Дракулой. Стоит отметить, что Дракула вовсе не является персонажем народной мифологии Румынии, а всего лишь плод вымысла талантливого писателя Брэма Стокера, который одемонизировал князя Валахии Влада III Цепеша. Настоящие вампиры Румынии — это стригои и морои.

Стригои — вампиры в румынской мифологии. Стригоями также называли и , ставших вампирами ещё при жизни. Стригой — вампир, в которого превращаются повешенные люди, а также те, кто умер не своей смертью. Стоит здесь отметить, что во многих древних культурах сохранилось поверие в так называемых заложных покойников, которые умерли не своей смертью и вынуждены доживать свой век на земле в виде тех или иных существ — русалок, привидений, вампиров-стригоев и так далее. Стригои также присутствуют и в молдавской мифологии, где их называют — стриги.

В некоторых областях Румынии стригоев называют мороями . Женщина стригой называется стригоайка. Женщина морой — мороайка. Разницы между стригоями и мороями практически нет, за исключением некоторых особенностей, которыми их наделили в той или иной местности Румынии. Стригоев представляют рыжеволосыми и голубоглазыми. Также по поверьям у них сразу два сердца. Стригоев и мороев часто сопоставляют с оборотнями (волколаками), которых в румынской мифологии называют — приколич. Согласно поверьям, стригои способны превращаться в любого зверя или даже в любого человека.

Этимология слова «стригой» происходит от румынского слова «striga». Этимология слова «морой» до конца не выяснена, но некоторые исследователи связывают его со словом «mor» (мор), которое есть во многих культурах и всегда обозначает что-то негативное, смертельное: mare (инкуб, англ.), nightmare (кошмар, англ.), morbus (болезнь, лат.), mors (смерть, лат), мор (эпидемия, болезнь, рус.), кошмар, мрак, марево, смерть, Мара (богиня смерти, слав.). По всей вероятности, изначальное название этих существ именно «морои», потому что «стригой» произошло от латинского слова «strix», которое обозначает сову-сипуху, по поверьям римлян выпивающую кровь у детей.

Образ стригоя очень похож на образы вампиров других стран. Стригои — это заложные покойники, злые люди, либо одержимые нечистой силой, которые после смерти встают из могил, насылают кошмары, пьют кровь людей. Стригои не разлагаются в могилах, поэтому считается, что вампир, даже спустя много лет, лежит в гробу словно живой. Чтобы убить стригоя-вампира, ему втыкали деревянный кол в сердце, а также отрезали голову и клали её лицом вниз (иногда в ногах). Ещё одним верным способом является сжигание покойника. В гроб тем покойникам, которые вызывали подозрение, могли класть чеснок, или ветки розы, которые губительны для вампиров. Также могли положить горсть проса, которое, по поверьям, вампир обязательно должен пересчитать, прежде чем покинуть могилу, на что у него уйдёт вся ночь. Ещё одним интересным обычаем является серп, который устанавливали прямо над шеей покойника. Таким образом, если умерший окажется стригоем и попытается встать, он обезглавит сам себя. Чтобы найти могилу стригоя на кладбище, древние жители Румынии и Молдавии приводили лошадь и заставляли её перешагивать через могилы. Если лошадь начинала сопротивляться, упираться, вставать на дыбы, не желая перешагнуть через могилу, то это указывало на тот факт, что под землёй живёт стригой.

Особенно опасны стригои для его родных. Поднявшись из могилы, вампир в первую очередь идёт домой, где и начинает вредить, насылать кошмары, пугать, мучить людей, а также нападать на живых, чтобы выпить кровь.

Стригои под похожими именами существуют в мифологиях и других стран. В Словакии, Польше, Словении, Хорватии и Албании — это Штрига — ведьма, которая отбирает молоко у коров, насылает болезни и пьёт кровь у спящих детей. На Западной Украине и в Словакии штрига — душа ведьмы в виде ночной бабочки, которая является вампиром. На Русском Севере и Поволжье сохранилось поверие в «стриг» — колдуньи, которые состригают колосья в чужом поле в ночь на Ивана Купалу.

Конечно же, стригои, морои, штриги, стриги — это лишь позднейшая демонизация духов предков. В языческих культурах духи предков в определённые дни или по необходимости могли приходить к людям. Для них устраивались праздники и даже ставились отдельные блюда на обеденном или праздничном столе. Тоже самое произошло и в Древней Руси. Современный термин «вампир» произошёл от древнерусского слова «упырь», который в глубокой древности означал дух предка и никак не был связан с кровопийцами и злобными сущностями.

Образы румынских стригоев были использованы в литературе и кинематографе. Стригой или Стрыга присутствует в культовом романе Анджея Сапковского «Ведьмак». Ольга Громыко задействовала стригоев в цикле романов «Ведьма». Румынский писатель Мирча Элиаде сделал стригоем главного героя книги «Девица Кристина».

Самыми известными фильмами, которые основаны на легендах о мифологических стригоях, являются: Фильм 2009 года «Стригой», а также сериал «Штамм» Гильермо дель Торо, который стал настолько популярным, что в 2016 году выйдет уже третий сезон.

Сериал « Штамм» трейлер

Холодными зимами сюда едут покататься на лыжах и насладиться красотой заснеженных Карпат, а летом понежиться на берегу Черного моря. Но и в другие сезоны многочисленных туристов сюда затягивает неисчислимое количество мистических, скрывающих множество тайн и загадок, памятников истории и культуры, гордости человечества.

Достопримечательности Румынии

Первый век до нашей эры. до нашей эры – здесь образовался крупный союз фракийских племен — даков. Название их переводиться с фракийского, как волк. Говорят, что древние шаманы этих племен умели превращаться в волков, да и сами даки считали серого неким божеством, а молодые юноши должны были прожить год, скрываясь в горах, уподобляясь священным животным, чтобы стать истинными воинами. Спустя столетие страна была покорена римлянами и превратилась в провинцию Дакию. Лишь величественные крепости в горах Орэштие напоминают о отваге защищавших племя от захватчиков.

В 1541 году на севере образовалось княжество Трансильвания, уже известное нам всем благодаря литературному персонажу - Дракуле. Его историческим предком считается князь Валахии Влад Цепеш, который прославился особо жестокими методами наказания - сажал на кол, сдирал кожу, хоронил заживо, ослеплял. За это и получил свое прозвище Цепеш - колосажатель. Теперь же на территории Трансильвании можно найти множество кафе, ресторанов, гостиниц и т.д. посвященных известному вампиру всех времен. Самым популярным является замок Бран, построенный местными жителями для обороны, где останавливался Влад Цепеш во время своих походов.

Те, кто увлечены вампирами и разгадыванием загадок кровопийц, могут посетить город Сигишоара, который считают домом Дракулы. Это один из лучших сохранившихся городов с средневековой архитектурой. Город окружен могучей крепостью с 14-ю башнями и нескольким бастионами, крепость в свое время служила защитой от турков.

Внутри цитадели образовался верхний город, где лучше всего сохранилась атмосфера тех времен. Самый известный памятник здесь - Часовая башня, но и походить по улицам между раскрашенных в разные цвета домов - сплошное удовольствие. А приезжая сюда в августе, вы сможете насладиться фестивалем средневекового искусства.

Глава девятая

Вампир в Румынии

Официально вампиры появились в румынском обществе в середине XVII века, почти в то же время в Молдавии (1644) и в Валахии (1652). В Трансильвании, которая хотя и была автономным княжеством, тем не менее платила дань туркам с XVI века, первый случай вампиризма был зарегистрирован в 1521 году в Брашове. Правда, этот факт подвергается сомнениям. Речь шла о женщине, считавшейся strigoaie и поэтому сожжённой. Таким образом, вампиризм не был доказан, поскольку термин этот применялся и к ведьмам, striga, ещё с самых первых сводов закона королевства Венгрии (XI век). Положения этих законов применялись к «вурдалакам» и «проституткам» (куртизанкам, а затем к сводницам), классической паре средневековых текстов.

Важно отметить, что в Молдавии этим вопросом занималась православная церковь. В 1645 году митрополит Варлаам Молдавский опубликовал труд под названием «Семь церковных таинств» (Sapte taine ale Bisericii), в котором упоминал об одной смерти:

о нём говорили, что он был varcolac . Так говорили простые (несведущие), ведь невозможно, чтобы мёртвый превратился в varcolac . Люди шли к могиле, раскапывали останки, чтобы посмотреть, как они выглядели. Если же у трупа были кровь, ногти и волосы (которые отрастали к тому же), то, как только все это видели, собирали дрова, делали костёр и сжигали останки, пока от них ничего не оставалось.

Обращение молдавских крестьян с вампирами ничем не отличалось от метода, использованного английскими и шотландскими крестьянами в Бервике, аббатстве Мелроуза в Роксбургшире и его окрестностях с 1196 года. Летописец Вильгельм из Ньюбурга подробно описал это. В одном из четырёх описанных им случаев жители просили, чтобы вмешалась церковь, и обращались к епископу Линкольнскому. Тот посоветовался с учёными, священниками и знаменитыми теологами, которые сообщили ему, что этот случай был не единственным, и привели ему другие факты, произошедшие в Англии. Все ему советовали кремировать вампира (sanguisuga на латыни). Епископ, будущий святой Хьюго Линкольнский (1135–1200), не одобрил такое решение, расценив его как «неподобающее и неуважительное», и приказал, чтобы на грудь умершего нанесли надпись об отпущении всех грехов, чтобы умерший больше не беспокоил живых. Этот факт очень важен, потому что православная церковь будет поступать так и с другими.

Как поступать с вампирами

Митрополит Варлаам был эрудированным теологом и хорошим проповедником, автором многочисленных трудов. Начиная со второй половины XVI века князья-кальвинисты Трансильвании склоняли румынское православное население к Реформации. Православие оставалось, но священники должны были совершать богослужения на румынском, а не на славянском языке. Православного румынского митрополита контролировал интендант-кальвинист, запрещал поклоняться святой Деве Марии и святым иконам, картинам, соблюдать пост и различные народные румынские праздники и обычаи, которые расценивались как суеверные и распутные. В 1640 году интендант Этьен Катона де Гелей предложил на рассмотрение князю Трансильвании Георгу Ракоши I целый ряд «условий», чтобы изменить традиции валахов. Среди них были такие: православный епископ должен был запретить суеверные обряды, сопровождающие похороны, например: «окунать в пиво деньги, пищу и другое», сжигать свечи на кладбище и в особенности «просить души умерших появиться». Особенный интерес Варлаама вызвало это последнее условие кальвинистов, именно поэтому он осудил веру в вампиров в «Семи церковных таинствах» и включил это в сборник молдавских законов 1646 года. Таким образом, вероятно, этот запрет и перешёл в кодекс Валахии 1652 года. Вот он:

Некоторые несведущие люди часто говорят, что, когда люди умирают, большинство из них восстают (из могилы), становятся вампирами и убивают живых. Но смерть приходит внезапно, никто не знает когда, кроме Господа нашего Иисуса Христа, хранителя жизни нашей […] О! Какое великое чудо, все знают и дивятся: смерть живых убивает! О! Невежественны и слепы те несчастные, кто не видит, что это дел рук дьявола, который их искушает, для него они сжигают тела себе подобных, отправляя их в ад! Другие глупцы злословят и утверждают, что большинство умерших и зарытых в землю не разлагаются, а остаются нетронутыми, полными крови. Это дьявольская иллюзия, как мы уже сказали, так как дьявол принимает любые обличья и может появиться как в виде ангела, монаха, так и в виде мирянина, мужчины, женщины, ребёнка, леса, палки, воды, крови, круга, куртки, трупа и превращается во всё, что существует, но это только иллюзия. Не следует верить тому, что вы видите на теле умершего, потому что у однажды умершего человека не может быть крови в теле. И ещё более удивительно то, что некоторые полагают, что давно зарытый труп полон крови. Знайте же, что труп, в жилах которого течёт кровь,- это дьявольская иллюзия.

Эти тексты, по всей видимости, доказывают, что в те времена вера в существование вампиров была очень распространена в трёх румынских странах. Законы не объясняли, каким образом вампиры убивали живых, но в 1709 году Трансильванию поразила эпидемия чумы. Жертвы исчислялись тысячами людей. Один венгерский врач, Самуэл Колесери, опубликовал «Исследование и лечение чумы, поразившей Дакию в 1709 году». Прежде всего он отметил, что румыны связывали эпидемию с сатанинской порчей (ope Diaboli) и привидениями. Считалось, что привидения - это умершие люди, которые превратились в вампиров (слово не употреблялось, но подразумевалось). Известно, что после того, как мэр и старейшины румынской деревни в Бростени, в центре страны, оплакали тридцать четыре человека, погибших от чумы, то откопали одного мужчину, двух женщин и девушку, считавшихся вампирами. Их перевернули лицом к земле и проткнули кольями. Тем не менее эпидемия не прекратилась. Но в соседней деревне Паука после такого же обряда, совершённого со старухой и её внучкой, чума закончилась. Похожие случаи были зарегистрированы врачом в деревнях Бобална (Боболна) и Кистели (Ксестре), где выкопали православного священника и также проткнули. Подобное произошло ещё в четырёх румынских деревнях Трансильвании, где восемь человек, подозреваемых в вампиризме, были выкопаны, пронзены и заново похоронены. Кстати, нет ни одного упоминания про сжигание трупов. В XVII веке во время эпидемий чумы считалось, что умершие становились вампирами, и упоминания о случаях вампиризма часто пересекаются с упоминаниями об эпидемии чумы в основном в 1660–1664, 1717–1718, 1738–1740, 1742–1743,1769–1772,1784–1786, 1792, 1812–1813, 1828–1830 годах.

Начиная с 1831 года чума сменилась холерой. В этом году женщина, считавшаяся вампиршей, была откопана в деревне Жозени, графстве Хунедоара. После этого случая священник деревни, который присутствовал во время откапывания, был лишён духовного сана по приказанию православного румынского епископа Сибиу. Он направил циркуляр протоиереям своей епархии, приказав зайти в «каждую церковь и отчитать людей, чтобы они не верили в вампиров, не откапывали мёртвых, так как иначе холера распространится и дальше, как это уже случилось в деревне Тырдашу».

Подобные случаи были зарегистрированы в Трансильвании и во времена других эпидемий холеры в 1840 и 1866 годах.

Отметим, что ночью с 18 на 19 сентября 1846 года в деревне Метеш в центральной Трансильвании был откопан труп вампира. Деревенские жители были убеждены, что выделения из его сердца провоцировали болезни и падёж скота. Когда тело достали, саван, в который он был завёрнут, сожгли, а коровы должны были пройти сквозь этот дым.

Чума, холера, падёж скота… Считалось, что вампиры провоцировали засуху. Летом 1841 года, когда стояла сильная жара, могила недавно умершего крестьянина Илии Нини из деревни Порымбакул в регионе Фагараш стала местом проведения странного обряда. Собравшиеся жители деревни вколачивали колья в землю, а затем двенадцать девушек налили воду в отверстия, чтобы напоить вампира. Затем в присутствии священника мужчины откопали труп и расчленили его.

Таким же образом ещё один труп откопали и расчленили в 1872 году, чтобы избавиться от града; а в 1885 году в деревне на юге Трансильвании выкопали одного повешенного и бросили его в речку для того, чтобы пошёл дождь!

Вампир: удостоверение личности

Даже если это всего лишь эпизоды, они, тем не менее, весьма красноречивы. Можно сказать без преувеличения, что на территории современной Румынии собрана самая полная документация, которую только можно найти про этот феномен на северо-западе или северо-востоке Европы. У этих документов разные авторы - венгры, немцы из Трансильвании, католики, кальвинисты, лютеране, считавшие веру в вампиров ересью и грехом народа. Позже австрийские власти, захватившие Трансильванию в 1686 году, пытались перевоспитать своих румынских подданных. Наконец, многочисленные путешественники привезли в Валахию свои интерес и неприязнь. Некоторые честно пытались записать то, что они увидели или услышали во время пребывания в Валахии, а другие, их было меньшинство, пытались сами понять и объяснить эту тайну. Именно этим иноземным свидетелям мы и обязаны лучшими описаниями случаев вампиризма и объяснениями, почему люди в это верили. При каких условиях можно было стать вампиром и почему? Кто они такие? Единичные ли это случаи или была тенденция? Упомянутые выше свидетели не дают ответов на эти вопросы. Каждый раз они ссылались на решение деревенской общины, которая решала, мог ли тот или иной человек быть вампиром, принёсшим эпидемию, засуху или град. Но по каким критериям выносили они свой вердикт? Каковы были внешние признаки и доказательства, на которых они основывали своё решение?

Самое распространённое объяснение давали румыны, оно имело религиозную подоплёку. Его хорошо изложил Стефан Игнас Райцевич. (1739 - после 1792), который одиннадцать лет прожил в Валахии и Молдавии. Он родился оттоманским подданным, был доктором медицины, торговцем, секретарём князя Валахии, затем неофициальным представителем Австрии в румынских княжествах. Райцевич прекрасно знал людей и страну. Его труд «Исторические, природные и политические заметки о Валахии и Молдавии» - одна из лучших работ на эту тему. Глава 27 этой книги представляет особый интерес:

Одно из самых нелепых, но полезных для священников явлений - это вампиры. Считается, что неразложившийся труп содержит ещё жизнь; что душа не до конца отделилась от тела или не может от него отделиться, если при жизни человек был отлучён от церкви, изгнан. Тогда ночью душа выходит из могилы и пытается причинить живым как можно больше зла. Первым доказательством такого служит двигающаяся земля, которая покрывает труп. Священник, его жена, соседи начинают распускать слухи, призывать родственников умершего, которые обязаны заплатить священнику за эксгумацию трупа и снятия отлучения от церкви. Если при вскрытии тело оказывается нетронутым, ставят к стене, а часто происходит так, что труп распадается в пыль, пока священник изгоняет из него бесов. Если, напротив, он не падает, а стоит на ногах, то помощники священника стенают и кричат сильнее и дольше: они уверены, что проклятие, наложенное на него, слишком сильно. Тогда они зовут другого священника, даже епископа, который обычно совершает обряд. Когда хоронят вельмож, они обычно не превращаются в вампиров, чаще всего эта участь постигает военных, торговцев, людей, неприятных другим, творящих зло, для которых будет лучше, если зло снимут с них после смерти.

Нет ничего более необычного, но столь часто повторяющегося, как публичные клятвы. Когда двое судятся и невозможно найти факты и доказательства, суд и стороны требуют торжественной клятвы. Стороны в архиепископской церкви приносят клятву в присутствии священника, целуя икону Девы Марии. Клятвопреступление карается немедленным отлучением от церкви, и, вероятнее всего, такое случалось неоднократно с некоторыми людьми, тогда священники объявляли их вампирами. Чтобы избавить несчастных валахов и молдаван от этого несчастья, греческие патриархи использовали свою апостольскую власть и отпустили все грехи своим прихожанам, а также сняли с них отлучения от церкви.

В конце столетия в Валахию и Молдавию приехал патриарх, посетивший многочисленные монастыри с целью присоединить их к своим владениям. Во время поездки, чтобы утешить людей, он им раздавал вместе с отпущением грехов отпечатанный листок, который должен был быть как у живых, так и у мёртвых (умерших следовало хоронить с этим листком). Счастлив был тот, кто мог добиться от патриарха проведения торжественной мессы об упокоении душ их предков! Поскольку месса стоила десять цехинов, этой милостью мало кто мог пользоваться, тем не менее патриарх постоянно читал мессы в течение тех двух лет, когда почтил своим визитом две страны.

Чтобы не лишать бедных такой великой милости, секретарь патриарха раздавал отпечатанные листки за милостыню для Гроба Господня в Иерусалиме, которая поступала в руки прелата. Наименьшая сумма составляла полфлорина (1 франк 30 сантимов). Я читал письмо, написанное секретарём епископу Бухареста. В нём он писал, что с Божьей милостью его преосвященство был очень доволен, обнаружив столько рвения у верующих людей Молдавии, которые наперегонки сами печатали индульгенции; и тем не менее он просит напечатать их ещё несколько тысяч в типографии архиепископства, но по более скромной цене.

Прелату целуют не только руку, но и выказывают, в каком-то смысле, своё обожание, когда преклоняются перед ним. И я видел самых изысканных дам, которые выполняли этот обычай. За это они получали статус святых, святейших, чистейших и т. д. Их грехи и распутства были известны всем, но люди их так почитали теперь, что не осмеливались даже шёпотом говорить об этом, опасаясь быть отлучёнными от церкви. Мне кажется, что здесь будет весьма кстати рассказать об одной авантюре, о которой мне наивно рассказал очевидец. Один богатый человек, грек из Жанина, работавший в Константинополе по делам двух княжеств, был заточён по приказу султана Мустафы в тюрьму, под названием Печь. Несмотря на ужас его положения и тяготы, все его мысли и желания были о любимой лошади, не переставал заботиться и волноваться о ней, даже находясь в тюрьме, и именно её он приласкал первой, выбравшись из заточения. Некоторое время спустя, когда он готовился вернуться на родину, епископ из Азии, собиравшийся в то же время посетить свою епархию, послал к нему дьякона, чтобы спросить о лошади. Эта просьба показалась молодому человеку весьма странной, он извинился и отказал, сославшись на свою привязанность к этой лошади и на то, что она ему срочно нужна. Немного погодя появился сам епископ, который поставил его перед фактом: либо он сейчас будет проклят, либо отдаст лошадь. Греку пришлось отдать животное, хотя он прекрасно понимал несправедливость ситуации; он заверил меня, что у него не хватило смелости навлечь на себя его гнев.

Такова была история нравов. Она описывает ситуации, возникавшие с XV по XVIII век, период, когда православная церковь пыталась в некоторой степени отвести от себя целый ряд архаических верований, относящихся к жизни после смерти. Сразу стоит уточнить, что этот феномен существовал только в Валахии и Молдавии, поскольку в Трансильвании случаи вампиризма никогда не были связаны с отлучением от церкви, которым мог пригрозить священнослужитель.

Христианизация вампиризма

Каким образом произошла христианизация вампиризма? Приведём пример: в Константинополе после оттоманской победы султан Мехмед II наделил греческого патриарха Геннадиуса Сколариуса властью над всеми христианами империи. Мусульмане рассматривали меньшинство своей империи только с точки зрения конфессии, так что они фактически находились под властью своего собственного религиозного наставника. Патриарх и Синод епископов получили от султана юридическое право на совершение свадебных обрядов, разводов, дел по опеке малолетних, завещания и наследования. Духовные суды, которые были при каждой епархии, могли рассматривать коммерческие сделки, если обе стороны были христианского вероисповедания. Патриарх даже мог увеличивать налоги в пользу церкви. При этом он нёс ответственность перед империей за верность христиан. Так, единственным оружием, которым обладали константинопольский патриарх и греческие православные епископы для послушания или наказания, была анафема, по-гречески aforismos, то есть отлучение от церкви.

Мехмед II, не понимавший этого, однажды попросил теологов продемонстрировать этот обряд. Константинопольский патриарх Максим III Кристонимус (1476–1482) рассказал про одну женщину, которая оклеветала его предшественника Геннадиуса Сколариуса. Тогда он спровоцировал её отлучение от церкви, а тем временем женщина умерла от дизентерии. Когда её труп откопали, он был нетронутым, но чёрным и надутым, «как барабан». Её перенесли в часовню при церкви в Константинополе, затем патриарх провёл церемонию снятия отлучения от церкви, и «чудо» - тело начало разлагаться: да так, что присутствующие могли слышать, как хрустели кости. Этот простой закон физики был использован сознательно для подтверждения мощи ортодоксальной церкви, способной как прощать грешников, так и делать из них вампиров.

Теологическое подтверждение силы отлучения от церкви мы находим в отрывке из Евангелия от Матфея (18, 15-18), в котором Иисус наделяет апостолов властью всё связывать и разрешать, в том числе грехи:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Иерусалимская Библия).

То, как это толкует православная церковь, весьма удивительно: отлучение от церкви связывает грешную душу с телом и считает их нераздельными после смерти. Следовательно, пока не снята анафема, тело не может разложиться, а заключённая душа приговорена к тому, чтобы блуждать по ночам и искать прощения. Так и появляется вампир. Так как православная церковь не приемлет существования чистилища, нет другого способа получить прощение. чтобы душа отделилась от тела. Это «абсолютное оружие» впервые было использовано в Валахии патриархом Константинополя Иеремией II в 1592 году. Предмет спора может показаться банальным - разделение собственности монастыря, захваченного соседями, однако простое желание напугать врагов произвело неожиданный эффект.

После многочисленных приездов патриархов, митрополитов и греческих епископов в румынские страны пошла «мода» на отлучение от церкви за лжесвидетельство, что было вполне принято православной иерархией Валахии и Молдавии. Очень важная деталь: общество считало, что для снятия этого тяжкого духовного греха достаточно было молитв священника. Отныне, в том случае, если отлучение от церкви было совершено клириком высшего ранга, только он сам или другой клирик такого же ранга мог снять анафему. Таким образом, анафему патриарха мог снять только другой патриарх, анафему митрополита - другой митрополит и т. д. Теперь становится понятна причина бурной деятельности иерусалимского патриарха Дозите Нотара во время его пребывания в румынских странах: об этом очень подробно написал Райцевич. Патриарх ездил в Брашов собирать милостыню и продавать индульгенции. Румынский историк Георгий Шинкай рассказывает, что его собственный отец (или дед) купил одну индульгенцию в 1701 году и потребовал, чтобы её положили ему на грудь, когда он умрёт. Семья отказалась сделать это, объяснив своё решение тем, что «Божья милость не может быть продана и куплена за деньги».

В любом случае, в Валахии и Молдавии практика отлучения от церкви за лжесвидетельства перед гражданским или духовным судом стала очень популярной в XVII и XVIII веках. Такая угроза заставила задуматься даже скептиков. Например, вот что говорил митрополит Грегуар из Валахии (1629–1636):

«Если вы будете лжесвидетельствовать, то будете прокляты и отвержены, отлучены от церкви Господом нашим Иисусом Христом и 318 папами Никийскими, и место ваше будет [в аду] рядом с Иудой и Арием; горы, железо, камни, дерево будут плавиться и рассыпаться, но ваше тело останется целым и бесформенным на веки вечные».

Как справедливо отметил Райцевич, основой системы доказательств в румынском правосудии - в основном гражданском - было свидетельство под присягой, поэтому в середине XVIII века образованный князь Молдавии Матвей Жика (1753–1756) выпустил следующую официальную хартию:

Мы, Матвей Жика, воевода, милостью нашего Господа, повелитель молдавской страны, уведомляю свою милость, узнав от его Величества священнейшего митрополита страны, господина Якова, нашего досточтимого духовного отца, и от всех знатных бояр, что в этой стране был обычай, как у обычных людей, так и у клириков: во всех договорах одних с другими, даже слуг, людей на продажу, пастухов, когда их брали в залог, и в других похожих случаях, всё это делалось без письменного заверения и без свидетелей. А если между ними случался суд, то у них не было возможности свидетельствовать против друг друга, даже сами судьи не знали, что нужно разбирать, так как не было ни записи, ни свидетелей. Поэтому большинство судебных дел проходило только под присягой или при угрозе анафемы, и, таким образом, каждый день пропадало много душ, как это можно увидеть на кладбищах, где полно отлучённых, так как одни по бедности, а другие по глупости, от незнания осмеливались давать клятвы, так, один за другим, совершали грех и были отлучены от Бога. Так, наше Величество, узнав об этом, отныне не будет терпеть использование таких клятв. Пусть отныне прекратятся присяги и анафемы, потери душ. Нашим решением, договор действителен только в письменном виде.

Князь не преувеличивал, когда говорил про кладбища Молдавии, где было очень много отлучённых от церкви, то есть действительных или потенциальных вампиров. Его указ не получил, к сожалению, дальнейшего развития, и вампиры продолжали преследовать воображение людей, в основном тех, кто жил недалеко от кладбищ. Об этом сообщает один врач, саксонец, Андреас Волф, который провёл более пятнадцати лет в стране в конце XVIII века:

Здесь существует ещё более вредный обычай, которому необходимо положить конец во имя человечества. Речь идёт о преждевременных захоронениях, их обычно находят у молдаван, греков и евреев, здесь живущих. С того момента, как им начинает казаться, что один из их друзей, муж, жена, дети или другие родственники умерли, они наспех готовятся к похоронам, не ждут 8, 10 или 12 часов, так как считают его мёртвым и уже преданным земле. Этот обычай противоречит человечности и чужд святости! Не проводится никакого медицинского исследования: не зовут ни врача, ни хирурга, чтобы осмотреть умершего. Умершего зарывают без какого-либо другого осмотра, кроме того что кто-то констатировал его смерть. Никто не хочет знать что бы то ни было о клинической смерти (асфиксия), и я даже осмелюсь сказать, не бездоказательно, что очень многие ипохондрики и истеричные женщины, которых полным-полно в Молдавии, были зарыты ещё живыми. Некоторые жители Иази открыто говорили, что ночью после предания умершего земле они слышали сдавленные крики и шумы на кладбище у церкви. Эти люди считались сумасшедшими, хотя над ними не смеялись, но делали из них героев сказок, не забывая и про привидений.

Доктор Вольф затронул очень важный вопрос, который позволит углубиться в объяснение вампирского феномена. Речь идёт о поспешных похоронах людей, находившихся в состоянии эпилепсии или обморока, которые могли потом очнуться, «ожить», но было уже слишком поздно! Их крики из-под земли и пугали соседей, считавших их вампирами.

В Молдавии же всё было совсем по-другому. В одном интересном труде, опубликованном в 1992 году, Клаудио Миланези попытался пролить свет на страх перед клинической смертью и на одержимость быстрыми похоронами. Книга Миланези ссылается на работы Жак-Бенина Винслоу (1669–1740) и в особенности Жан-Жака Брюйера (1685–1756), его «Диссертацию по поводу неопределённости признаков смерти и злоупотребления быстрыми похоронами и бальзамированием». В приложении Брюйер описывает не менее 268 случаев клинической смерти. В конце концов он опубликовал доклад о необходимости общего регламента по поводу похорон и бальзамирования (1745), за которым последовал проект регламента, рекомендовавший провести реформу погребения, иметь свидетельства о смерти и т. д. Однако его призывы остались без ответа, но после 1770 года споры по поводу слишком быстрого погребения, в основном при асфиксии во время потопа, приняли небывалый оборот. И в 1791 году Кристофер Вильгельм Гьюфланж построил в Веймаре первый «Azylium dubiae vitae». Другие подобные заведения открылись в Берлине в 1797 году, затем в Майенсе в 1803 году и далее на всей немецкой территории.

Во Франции события развивались не так стремительно. Но начиная с 1780 года стали закрывать кладбища внутри города и стремиться к чёткому и ясному отделению мира живых от мира мёртвых. Споры вокруг работ Брюйера подпитывали истории о вампирах, собранные господином Августином Кальметом, аббатом из Сенонеса, в «Диссертации о появлениях ангелов, демонов и духов, а также о привидениях и вампирах Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии». Этот труд стал в один ряд с другими работами по вампиризму XVII и XVIII веков.

Витамин C, оружие против вампиров

Доктор Вольф совершенно верно связывал проблему вампиризма в Молдавии с быстрыми погребениями. Однако он не смог исследовать умерших клинической смертью, и, что показательно, церковь запретила ему проводить вскрытия. Это было привилегией австрийских врачей и военных хирургов, которые сколько угодно могли исследовать случаи вампиризма в Трансильвании и в Банате между 1717 и 1739 годами в Сербии и Олтении при Габсбургах. Все отчёты об исследовании и вскрытиях военные врачи посылали властям в Вену, особенно выделялся один доктор - Жорж Таллар.

Таллар изучал науку в Высшей школе Майенса, а потом в колледже Зальцмана в Страсбурге. Восемнадцать лет он был хирургом в австрийских армиях во время кампаний против Франции и Оттоманской империи. Между 1724 и 1756 годами он смог наблюдать и исследовать, два раза в качестве свидетеля и три раза в качестве официального обследователя, пять случаев нападения вампиров на людей в Банате, Южной Трансильвании и Олтении. В 1756 году в Тимошоаре было проведено тщательное исследование вампиров на востоке империи.

Таллар составил отчёт, названный «Visum repertum anatomico-chyrurgicum» и разделённый на четыре основные части и вывод.

В первой части говорилось об образе жизни и питании валахов, в основном во время долгих постов, которые обязаны были соблюдать верующие православной церкви. Эти посты случались четыре раза в год: Пасха (шесть недель, седьмая неделя менее суровая), Святые Пётр и Павел (от двух до четырёх недель), Успение (две или три недели) и Рождество (пять-шесть недель). В итоге, считая среду и пятницу, в году было более двухсот дней поста. Скрупулёзное следование посту было священно для всех. Даже преступники уважали эти периоды ограничения в питании, сообщает Таллар. Его слова подтверждает и американский врач Джеймс О. Нойес, побывавший в румынских странах в XIX веке:

Воздержание во время поста настолько сурово, что даже за золото невозможно купить стакан молока. Русский или валашский крестьянин не может заставить себя подсластить свой чай рафинадом, сделанным на основе бычьей крови. Знаменитый разбойник Василий (Василь), который в пятницу убил всю семью и сжёг их дом, был в ужасе, когда увидел, что кто-то из его банды облизывает тарелку, на которой было масло. «Язычник! - вскричал он и наградил нарушителя поста тяжёлым ударом.- Ты что ж, не боишься Бога?»

Во время поста румыны питались сырым луком, чесноком, редисом, кислой или варёной капустой, тыквой в рассоле, пресной савойской капустой, приготовленной без жира. Вместо хлеба они ели кашу из кукурузной муки (мамалыга, polenta, meliga ) и фасоль без жира. Также они ели суп с отрубями, пили пивной уксус, сок диких яблок или капустный рассол. Конечно, такое странное питание подрывало силы маленьких детей и беременных женщин, стариков, делая их уязвимыми к болезням. Зато во время Рождества люди ели безудержно, день и ночь напролёт тяжёлую пищу, например жареную свинину…

Во второй части отчета Таллара рассказывалось про то, когда именно нападали вампиры. Обычно это были две последние недели Рождественского поста. Болезнь охватывала жертвы и заканчивалась только на День святого Георгия. Через несколько недель после этой даты больные вылезали из своих «берлог» (выражение Таллара) и возвращались к работе. Свежий воздух останавливал развитие болезни, а с помощью лекарств симптомы исчезали максимум через месяц.

Затем Таллар описал симптомы болезни и привёл содержание типичной врачебной консультации, которую он повторял сотни раз:

Больным, на которых, как нам сказали, напал moroi, мы задали следующие вопросы:

Сколько времени вы болеете?

Два-три дня.

На что жалуетесь?

У них болело сердце. На вопрос «где находится сердце?» они показывали область живота и кишок. Все жаловались на боли в этом мнимом сердце.

Затем задавали необходимые вопросы про сон. Да, они достаточно спали, однако некоторые, в основном в Калачеа (Kallamca, в Банате), говорили, что когда они хотели уснуть, то тут же появлялся moroi.

У них спрашивали, на что был похож этот moroi, кто он был такой? Некоторые говорили, что это был умерший недавно мужчина, другие - женщина.

Что делал этот moroi? Он оставался возле них или в каждом углу комнаты.

Присутствовал ли он во время нашей беседы? Нет. И наконец, они его иногда видели, когда спали, а иногда когда бодрствовали.

И все они, здоровые и больные, просили открыть могилы, найти moroi, а иначе они все умрут.

Таллар также приводил мнения румынов по поводу вампиров; говорили, что «вампиры сосут кровь живых и убивают их». Также рассказывалось про методы, которыми сами крестьяне лечили болезни. Среди них было несколько забавных: порча, выстрел из пистолета над головой больного, добавление молока в вино или раки, святое масло, удаление миндалин кухонным ножом, смазывание тела кровью откопанных вампиров и т. д. Автор описывает выкапывание вампиров и то, какими действиями всё это сопровождалось: трупы расчленялись, им отрубали голову, а затем сжигали. Именно в Валахии труп проносили по деревне, разрезая на куски, обрызгивали горячим вином, а затем его останки бросали бродячим собакам и птицам. И конечно, не забывали воткнуть кол в его сердце.

Описание откопанных трупов очень важно. Умершие, похороненные зимой, разлагались медленнее, чем остальные, считает Таллар. Из-за образования гнилостного брожения и метеоризма в трупах казалось, что они так раздулись потому, что пили кровь своих жертв. Однако когда вскрывали их животы, то там не находили никакого следа магической травы, с помощью которой, считалось, их питает дьявол. И вопреки всем ожиданиям проба крови, взятой у больных, укушенных вампиром, была чистой и оказывала наилучшее воздействие на здоровье пациентов. И что же?

Даже если не удавалось установить точный диагноз болезней, которые приписывались вампирам, всё равно Таллар достоин уважения за то, что очень разумно объяснил их: из-за неразборчивого питания больных, слишком скудного во время поста и слишком обильного после. Румыны страдали то от голода, когда у них появлялись галлюцинации и боли в животе, то от несварения желудка.

Современные врачи подтвердили правильность этих наблюдений и определили эти «знаменитые болезни, спровоцированные вампирами»: цинга, пеллагра, никталопия и, возможно, порфирия, болезнь, вызванная недостатком витаминов. Таллар хорошо подметил: немцы и венгры, которые слабо постились или вообще не постились, не были подвержены этим болезням; так же как сербы, православные румыны, которые потребляли значительное количество перца, овощи, богатые противоцинготным витамином C. Богатые румыны и иностранцы находились в той же ситуации. Вампиризм - это была болезнь бедняков и невежд.

Однако объяснение, что феномен вампиризма оказался всего лишь последствием неправильного питания, не понравилось этнологам, которые после наблюдений Таллара заявили, что начало сезона вампиров совпадает с ночью святого Андрея (30 ноября и заканчивался на святого Георгия (23 апреля), что было, как нам рассказал Джонатан Харкер, эквивалентом ночи ведьм, выпадающей на Западе в ночь на 1 мая.

Марианн Меснил обратила внимание на ночь перед Днём святого Андрея: именно в этот момент вампиры группами возвращаются в деревни и участвуют в ночных сражениях, поэтому нужно законопатить двери и окна, натереть петельные крюки и края чесноком, закрыть трубы, так как вампиры-мужчины могут попытаться пробраться в дом, чтобы испить крови живых. А в ночь святого Георгия ведьмы пытаются пить молоко коров, оставшихся на улице.

Защитные обряды в ночь святого Георгия обратно симметричны с обрядом, совершаемым в ночь святого Андрея, а это означает, что речь идёт об особенных моментах перехода между этим и тем миром.

Сабина Испас, директор Института этнографии и фольклора Бухареста, представляет себе вампиров людьми размером с животных. Их истребление нужно было для того, чтобы защитить человечество от вторжения животного мира.

Наш рассказ о вампиризме в Румынии и Трансильвании второй половины XIX века подошёл к концу. С этого момента феномен, казалось, был на гране исчезновения из-за действий императорской власти в Трансильвании (указы Марии Терезии 1775 года и Джозефа II 1784 года), в Валахии и Молдавии (кодексы 1646 и 1652 годов, призывы с 1738 по 1801 год) и церковных властей.

Начиная с 1774 года кампания против «пустых верований» была подхвачена начальной школой, которую австрийское государство реформировало после отмены ордена иезуитов согласно принципам силезского педагога Иоганна фон Фелбигера. Учебник для учителей, написанный Фелбигером и переведённый на сербский и румынский языки (1781), содержал рассказы, осуждающие «национальные предрассудки». С 1840 года ученики Валахии получили доступ к текстам о верованиях в вампиров.

Новым витком борьбы против вампиров стали сенсационные, в той или иной степени, случаи вампиризма с 1839 года в Трансильвании и с 1859 года в Валахии, широко описанные в прессе.

Параллельно с этим вампиры стали литературными героями в произведении Иона Элиада Радулеску «Летающий инкуб» (1843) и водевиле «Двое умерших заживо» Василя Александри (1851) и др. Большинство этих литературных произведений были среднего качества, за исключением новелл Василя Войкулеску (1884–1963) и романа «Мадемуазель Кристина» Мирчи Элиаде.

Исследования фольклора и этнографии, которые получили небывалый размах в Румынии с 1880 года, заметили ещё одну странную вещь: из всей Румынии именно в Олтении, деревенской области, сохранилось больше всего верований в вампиров. Благодаря работам священника Киазану, Н. И. Димитраску и Иоанна Андрееско мы в некоторой степени знаем о традициях, связанных со смертью и жизнью после смерти. Жители этого региона до сих пор живут этими традициями. Исследование похоронных обрядов, описанных у Фл. Мариана, С. Брайлоу и И. Андрееско и М. Баку, позволяют констатировать, что население этого региона до сих пор учитывает мельчайшие детали правильной подготовки покойника к путешествию в загробный мир. И до сих пор существует вера в то, что мёртвый может вернуться к живым. У этого поверья глубинная архаическая дохристианская основа, так что традиции существуют, возможно, и в других областях Румынии, ещё не тронутых массовым переселением из деревень в города и индустриализацией последних пятидесяти лет, которые сократили число деревенских жителей с 78% до 45% от всего населения.

В настоящее время только газеты всё ещё пишут о вампирах. К примеру, четыре случая зарегистрированы в округе Долже (главный город Крайовы), о которых писали в 1927-м (Universul, 13 февраля), в 1938-м (Universul, 14 мая), в 1995-м (Le Figaro, 7 июня) и в 2002 году (National, 2 декабря). В трёх случаях у вампира сердце было проткнуто колом, расчленено и предано земле! Наконец, во время семинара, посвящённого Дракуле, проходившего в Бухаресте в мае 2004 года, один из участников рассказал о недавнем случае (февраль 2004 года) с умершим мужчиной 76 лет, чей труп раскопала его семья, которая подозревала, что он был вампиром (Маротинул де Сюс, округ Долж). Шесть членов семьи вырвали сердце из трупа, сожгли его и съели его останки с водой.

Ну что ж, похоже, вампирам ещё хорошо живётся (точнее, спится) в Румынии.

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

4. Вампир с Библией в руке Джон Браун родился в Коннектикуте – то есть был пуританином в квадрате. Все его отрицательные черты родом прямехонько из пуританства: фанатизм, убежденность в «богоизбранности», лютая нетерпимость к чужим убеждениям и лютая вера в святую

Из книги Повседневная жизнь Берлина при Гитлере автора Марабини Жан

Der Blutsauger, «вампир» Гражданское население столицы, измученное «битвой за Берлин», которая длится непрерывно с конца 1943 года, весьма скептически относится к возможности победы рейха. Берлинцам уже грезятся Invasion und Vergeltung, «вторжение и возмездие» (союзных армий). Их

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

7. Верденские и соммские бои. Наступление Брусилова. Присоединение Румынии к Антанте. Разгром Румынии Так обстояло дело в Германии. Германские власти (и военные, и гражданские) не могли не учесть, что Циммервальд и Кинталь больше всего имели успех именно в Германии; что

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Средневековый вампир В 2006 году в Венеции, на острове Лаззаретто-Нуово, итальянские археологи проводили раскопки огромной могилы, в которой находилось более полутора тысяч останков горожан, погибших от эпидемии бубонной чумы 1576 года. Ученые обратили внимание на хорошо

Из книги Великий антракт автора Широкорад Александр Борисович

Глава 11. На пути к Великой Румынии В декабре 1917 г., пользуясь деморализацией и бегством русской армии, румынские войска начали наступление на Бессарабию под видом выполнения приказа командующего румынским фронтом генерала Щербачева об охране складов и дорог и

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Наказание Румынии 20 августа 1944 г. советские войска начали Яссо-Кишиневскую операцию на фронте немецкой группы армий «Южная Украина». Вскоре фронт, особенно там, где стояли румынские дивизии, практически развалился, и противник устремился в глубь территории Румынии. А

Из книги Мировая холодная война автора Уткин Анатолий Иванович

Так в Италии. А в Румынии? Стремление СССР участвовать в обсуждении капитуляции Италии, сколь ни здравым оно выглядело в дальнейшем, тогда было воспринято Рузвельтом как ясное указание на то, что Советский Союз, увидя «свет в конце туннеля» после битвы на Орловско-Курской

автора Згурская Мария Павловна

Дракула: герой или вампир? Граф Дракула… Уже само имя героя нашего повествования должно внушать ужас. Практически каждый знает, что Дракула – это вампир, жуткий персонаж известной книги Брема Стокера, кочующий по театральным подмосткам и голливудским фильмам. Вспомните,

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Дракула – вампир? Вот умер человек. Кладем его в могилу - И вместе с ним добро, что сделать он успел. И помним только то, что было в нем дурного. Уильям Шекспир Сказания, хроники, летописи, легенды… Во всех этих источниках Влад Дракула предстает как жестокий правитель,

Из книги Дракула автора Казаку Матей

Заключение Влад Дракула, вампир? В финале этого исследования встаёт последний вопрос: так был ли Дракула вампиром или нет?Первым доказательством можно считать его прозвище, Дракула, смысл которого в словах drac, дьявол. Дьявол был главарём всех вампиров в полном смысле

автора Kuhl Hans

Из книги Дипломатия в годы войны (1941–1945) автора Исраэлян Виктор Левонович

Глава X РАЗРЫВ БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ, РУМЫНИИ И ФИНЛЯНДИИ С ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ Советско-финские контакты в начале 1944 года Выход советских войск на государственную границу СССР со всей остротой поставил вопрос о дальнейшей судьбе союзников Германии, всего фашистского

Из книги Германский генеральный штаб автора Куль Ганс

Против Румынии: Бессарабская армия, состоящая из войск Одесского военного округа.Войска Петербургского, Московского и Казанского военных округов могли быть использованы, смотря по надобности, для усиления прочих армий и сообразно такой задаче распределены по

Материаил с Википедии.

Румынские вампиры.

Предания о вампирических существах были обнаружены еще у древних римлян и у обращённых в католичество жителей Восточной Европы, румын. Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову [вот спасибо-то], который также стал обозначать демона или ведьму.

Существуют различные типы стригоев. Живые стригои - это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей.

Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, также как и как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти.

Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома [Да-да, совершенно явный признак вампира] . Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George"s Day) (22 апреля по юлианскому, 4 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. [А на Хэллоуин они так, прикалываются просто]

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за тем кто его не ел ["Либо мы делаем что-то не так, либо здесь слишком много вампиров" (с)] . Могилы часто открывали через три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампризм.

Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы [перевязанную черной ленточкой и с приветом от Призрака Оперы] , а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея.

Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство. [Приятного аппетита]

Цыганские верования в вампиров

Даже сегодня цыганам отводится особое внимание в художественных книгах и фильмах о вампирах, без сомнения под влиянием книги Брэма Стокера Дракула, в которой цыгане обслуживали Дракулу, нося его коробки с землёй и охраняя его.

Традиционные цыганские верования включают идею о том, что душа умершего попадает в мир, похожий на наш, за исключением того, что там нет смерти. Душа остаётся неподалёку от тела и иногда хочет вернуться. Цыганские легенды о живых мертвецах обогатили легенды о вампирах в Венгрии, Румынии и славянских землях.
Родина цыган, Индия, имеет множество вампирских личностей. Бхут или Прет - это душа человека, умершего несвоевременной смертью. Ночью она бродит вокруг оживших мёртвых тел и нападает на живых, как и вампир. В Северной Индии, согласно легендам, может быть обнаружена Брахмаракшаса (BrahmarākŞhasa), вампироподобное создание с головой, увенчанной кишками и с черепом, из которого оно пило кровь. Ветала и пишака (pishacha) - немного другие существа, но в некоторой форме имеют сходство с вампирами. С тех пор как индуизм верит в переселение душ после смерти, полагается, что через ведение порочной или распутной жизни, а также через грех и самоубийство душа реинкарнируется в подобный тип злых духов. Это перевоплощение не определяется при рождении и т.д. но "зарабатывается" непосредственно в течение жизни, и судьба такого злого духа предопределена тем, что они должны достигнуть освобождения от этого yoni и войти заново в мир смертной плоти при следующем перевоплощении.
Наиболее известное индийское божество, связанное с питьём крови - это Кали, которая имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки. Её храмы находятся возле земель, где проводят кремацию. [Хорошая страна Индия, и чего я там не задержалась на подольше в 1883?]. Она и богиня Друга (Durga) сражались с демоном Рактабия (Raktabija), который мог размножаться с помощью каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так, что не пролилось ни капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабию.
Сара (Sara) [люблю вампирш по имени Сара, просто что-то родное], или Черная Богиня - это форма, в которой Кали существует у цыган. У некоторых цыган существует поверье, что три Марии из Нового Завета пришли во Францию и крестили цыганку по имени Сара. Они до сих пор проводят церемонию каждого 24 мая в той самой французской деревне, где, как предполагается, произошло это событие. Иногда к Чёрной Богине обращаются «Чёрная Кали».
Одна из форм вампира в цыганском фольклоре называется мулло (mullo) (тот, кто мёртв). Считается, что вампир возвращается и делает злобные вещи и/или пьёт чью-нибудь кровь (обычно родственников, которые стали причиной их смерти или не соблюли должную погребальную церемонию, или которые сохранили имущество покойного вместо того чтобы уничтожить его, как того требует обычай). Женщины-вампиры могут возвращаться, вести обычную жизнь и даже выходить замуж, но будут изнурять мужа. [:) Милые, милые барышни...]
Любой, кто имел отвратительную внешность, у кого отсутствовал палец или были придатки, свойственные животным и т.д. мог считаться вампиром. Если никто не видел, как человек умер, то умерший становился вампиром; также как если труп распух до того как его успели похоронить. Растения, собаки, кошки и даже инструменты для земледелия могли стать вампирами. Если тыкву или дыню держать в доме слишком долго, она начнёт двигаться, шуметь или на ней покажется кровь. [Да, в Carpe Jugulum тоже были тыквы-вампиры. Я их боюсь! А еще они иногда превращаются в кареты и возят разных служанок на великосветские балы, возмутительно!]
Чтобы избавиться от вампира люди нанимали дампира (сына вампира и его вдовы), чтобы тот нашёл вампира. Чтобы защититься от вампира, цыгане вставляли стальные иглы в сердце трупа или клали кусочки стали ему в рот, на глаза, уши и между пальцев во время похорон. Они так же клали боярышник в носок трупу, либо вбивали колья из боярышника в ноги. Дальнейшими мерами вбыли вбивание кольев в могилу, проливание над ней кипящей воды, обезглавливание трупа или его сжигание. [Развлекались, как могли!]
Согласно сербскому этнологу Татомиру Вукановичу ((Tatomir Vukanović)), цыгане из Косово верили, что вампиры невидимы для большинства людей. Однако они могли быть увидены «братом и сёстрой, которые близнецы, родились в субботу и надели свои подштанники и рубашки шиворот навыворот». Так что поселение могло быть защищено от вампиров, если найдут таких близнецов. Эта пара ночью могла увидеть вампира на улице, но сразу после того, как вампир их увидит, ему придётся убегать.

Румыния - одна из немногих стран Европы, которая еще может похвастаться «неисхоженностью» своих туристических троп и, как следствие, оригинальностью туристических маршрутов. В массовом же сознании образ этой страны неразрывно связан со всевозможными вампирскими историями, коих в румынском фольклоре великое множество.

Не последнюю роль в популяризации вампирской темы сыграл и ирландский писатель Брэм Стокер, который в конце XIX века грозным вихрем ворвался в мировую литературу с романом «Дракула», основанном на многочисленных румынских народных сюжетах о вампирах. И с тех пор, так уж повелось, говорим «Румыния» – подразумеваем вампиров, говорим «вампиры» – подразумеваем Румынию.


Конечно, можно посетить эту восточноевропейскую страну в исключительно ознакомительных целях: взять билет до Бухареста, посмотреть на наследие Чаушеску в духе соцреализма, пообедать разок-другой в каком-нибудь ресторане национальной кухни – и поехать домой в полной уверенности, что теперь вы знаете Румынию. Но если это не ваш метод, то лучшим способом почувствовать дух страны будет знакомство с ее народным творчеством. Так что забиваем в Google «вампиры Румынии», изучаем страшные истории о восстающих из могил мертвецах, читаем роман Стокера – и в путь! Чем сильнее вы проникнетесь атмосферой вампирских легенд, тем больший выброс адреналина вам обеспечен во время пребывания в Румынии. А законченным прагматикам и циникам просто напомним: Румыния – страна с красивейшей средневековой архитектурой, старинными замками и исключительной карпатской природой. Так что если уж не ради вампиров, то хотя бы для удовлетворения эстетических исканий стоит однажды побывать там. Итак, предлагаем немного отвлечься от повседневной суеты и пролистать вместе с нами страницы вампирской саги о Румынии.


Заезжаем в Румынию с запада, или Легенда о сербском крестьянине-вампире


В книге «Сто великих тайн» Николая Непомнящего и Андрея Низовского (в разделе «Правда и мифы о вампирах») упоминается некий сербский крестьянин Петар Благоевич, он же Петер Плогоевиц (серб. Петар Благојевић, нем. Peter Plogojowitz), который имел несчастье жить и умереть в начале XVIII века. Это было время, когда люди по-настоящему верили в вампиров. Так вот, за его смертью последовало несколько смертей его родственников, которые, прежде чем отойти в мир иной, свидетельствовали, что по ночам к ним являлся Благоевич и пил их кровь. В результате, с телом бедного крестьянина расправились, что называется, по полной программе: и эксгумировали, и осиновый кол воткнули, и чесноком «накормили» – в общем, как положено, в лучших традициях жанра.


Все мы знаем, как выглядят настоящие вампиры – спасибо литературе и кинематографу. Это существа с бледным цветом кожи, которые не переносят солнечный свет, у которых сильно выступают вперед клыки и которые питаются кровью. По одной из версий, прообразом вампиров стали люди с редким генетическим заболеванием – порфирией. Больным порфирией нельзя долго находиться на солнце, их кожа очень бледная, генетические изменения сказываются на форме челюсти. И, как говорят, при употреблении чеснока у таких людей начинаются сильнейшие боли в животе. Тут прослеживается явная параллель с вампирами, не правда ли?


Вот так сербы и отметились в вампирской истории. Поэтому справедливо будет начать знакомство с Румынией со стороны Сербии – с города Тимишоара, расположенного недалеко от сербско-румынской границы.

Сегодня Тимишоара – это небольшой и очень уютный городок, иногда его даже называют «маленькой Веной». Связано это, скорее всего, с тем, что Австро-Венгрия оставила в архитектуре города свой очевидный и внушительный след. В XVIII веке австро-венгры прогнали с этих территорий турок и начали активно перестраивать города, в том числе и Тимишоару: мечети разрушали, на их месте строили характерные европейские здания в стиле барокко. Кульминацией погружения в атмосферу старой Европы, щедрой на краску и узоры, станет прогулка по площади Объединения, наверное, одной из самых красивых в городе.

А где же готика? Где будоражащие кровь истории? В современном городе их найти довольно сложно. Но нет ничего невозможного – стоит лишь настроиться на нужный лад. Например, прогуляйтесь по площади Победы, где находится Национальный театр и опера. В солнечный день здесь весело и оживленно. Изучите чудесные узоры на сводах тимишоарского Кафедрального собора, самого большого православного храма Румынии, который в буквальном смысле нависает над центральной частью города.

А теперь включите воображение и представьте себе его очертания, скажем, в полнолуние! Разумеется, самое страшное, что угрожает туристу, оказавшемуся в одиночестве в Тимишоаре после полуночи – это какие-нибудь местные хулиганы или воришки (что тоже крайне неприятно, поэтому без надобности разгуливать по ночам по румынским, как и по любым другим улицам не стоит). И все-таки, с такой картинкой перед глазами поверить можно во что угодно, даже и в восстающих из могил вампиров. И это в наш век высоких технологий, когда человечество нашло ответы на очень многие вопросы. Так что же взять с родственников того несчастного крестьянина Благоевича? С такими пейзажами и осинового кола с чесноком будет мало…

Впрочем, не стоит топтаться на одном месте. Двигаемся дальше на восток, ближе к графу Дракуле.


Крепость Влада Цепеша в Бухаресте


Прототипом стокеровского графа Дракулы, как известно, был румынский господарь Влад III Цепеш, живший в XV веке. Прозвище Цепеш, которое можно перевести с румынского как «колосажатель», связано с жестокими расправами, которые чинил Влад III над своими противниками. А вот Дракулой Влад Цепеш стал благодаря своему отцу. Тут есть две версии: либо у Влада II было прозвище «Дракула» (что в переводе означает «дьявол») из-за его храбрости и неустрашимости, либо он просто-напросто состоял в Ордене Дракона (дракон в то время в Румынии был синонимом дьявола). Как бы то ни было, Влад Цепеш унаследовал от отца и это прозвище.

Цепеш родился в Трансильвании, в городе Сигишоара. Позднее для защиты Валахии, соседней с Трансильванией области, от турецких набегов он построил там большую крепость, которая впоследствии стала городом. Угадаете, каким? Правильно, Бухарестом! Так что, в некотором смысле, именно Цепешу Румыния должна быть благодарна за свою нынешнюю столицу.

Итак, Бухарест. Известен он, в первую очередь, своей монументальной социалистической архитектурой эпохи Николае Чаушеску. Поговаривают, что за годы его правления значительно пострадал исторический центр Бухареста. До Второй мировой войны этот город часто сравнивали с Парижем, видимо, из-за особенностей застройки и архитектуры, а также из-за расположения широких зеленых бульваров. Сходство с французской столицей стало просматриваться во второй половине XIX века, когда Бухарест восстанавливали после сильного пожара. Архитекторы сделали определенный акцент на стиле боз-ар (франц. beaux-arts – «изящные искусства»), в духе которого застроен и Париж. Но социалистический период изменил облик исторического центра Бухареста. Например, во время строительства монументального Дворца парламента в восьмидесятых годах прошлого века были разрушены многие исторические постройки и старые улицы. Более того, когда строился этот дворец, в стране случился дефицит мрамора: даже надгробные камни делали из каких-то других материалов – все шло на дворец. Количество мрамора, потраченного на его строительство, исчисляется миллионами тонн!

Но какая-то часть старого города все-таки сохранилась. Одна из его достопримечательностей, мимо которой вряд ли пройдет любой российский турист (коих тут, правда, не так уж и много) – русская православная церковь Николая Чудотворца. Ее построили в начале ХХ века на «инвестиции», поступившие из России – примерно шестьсот тысяч золотых монет.

Центральная улица старого Бухареста – Липскани. По ней можно прогуляться или посидеть с чашкой кофе в одном из многочисленных кафе. Но расслабляться не будем. Цель приезда в Бухарест совсем другая: мы направляется к Старому двору, Куртя-Веке (Curtea Veche), знакомиться с наследием Влада Цепеша.

Ради исторической справедливости стоит отметить, что застройка на этом месте появилась еще до Дракулы – в XIV веке. Однако до прихода к власти Цепеша все здесь было в глубоком упадке. Влад III привел это место в порядок, основал на руинах упомянутую выше крепость. В XVI крепость значительно увеличивается в размерах, на ее территории появляется храм, который сегодня считается самым старым зданием в Бухаресте. Однако в XVIII веке землю крепости стали распродавать под строительство домов. Лишь в середине ХХ века археологи провели раскопки на этой территории и обнаружили остатки старой крепости и дворца. Так что сегодня Куртя-Веке – это исключительно яркий и живописный исторический памятник.

Давайте вновь включим воображение: вспомним сюжеты Стокера, придем сюда глубокой ночью и посмотрим Цепешу в глаза. Конечно, ничего страшного не случится. Но что-то подсказывает, что доза адреналина такому смельчаку обеспечена совершенно точно!

А встречает нас бюст Влада Цепеша. Подобно хранителю территорий, он внимательно следит за всеми проходящими мимо туристами. В свете дня все выглядит весьма невинно: старые развалины, симпатичные керамические вазы, аккуратный бюст одной из самых ярких фигур румынской истории. А теперь давайте вновь включим воображение: вспомним сюжеты Стокера, придем сюда глубокой ночью и посмотрим Цепешу в глаза. Конечно, ничего страшного не случится. Но что-то подсказывает, что доза адреналина такому смельчаку обеспечена совершенно точно!

Перед отъездом из Бухареста обязательно посетите парк Херестреу. Бухарест вообще славится обилием зеленых территорий и всевозможных парков. В жаркий летний день любой желающий найдет здесь маленький кусочек тени. Но Херестреу интересен еще и тем, что на его территории находится Музей села под открытым небом. На огромной площади представлены румынские деревенские домики с полным внутренним убранством, все они настоящие. И кто знает, может именно их, лет эдак триста назад, посещали вампиры, попивая кровушку своих несчастных родственников. Ради интереса стоит обратить внимание, во всех ли домиках висит на дверях засушенный чеснок?..

Историческая область Румынии, Трансильвания, пользуется большой популярностью у туристов. И не мудрено: здесь очень много замечательных образцов средневековой европейской архитектуры – и Сибиу, и Сигишоара, и Клуж-Напока, и Алба Юлия, и, разумеется, Брашов. В каком бы из этих городов вы ни оказались – всюду вас ждет непередаваемая атмосфера старой, таинственной Европы: узкие улицы, шпили соборов, черепичные крыши домов. Сразу понимаешь, почему именно в Трансильванию поместил Стокер своих героев. Пожалуй, это одно из самых готичных мест Старого Света.

Здесь, кстати, в пору немного отвлечься и сказать несколько слов о реальной, жизненной подоплеке вампирской истории, объяснить, так сказать, на пальцах, откуда что берется. Все мы знаем, как выглядят настоящие вампиры – спасибо литературе и кинематографу. Это существа с бледным цветом кожи, которые не переносят солнечный свет, у которых сильно выступают вперед клыки и которые питаются кровью. По одной из версий, прообразом вампиров стали люди с редким генетическим заболеванием – порфирией. Больным порфирией нельзя долго находиться на солнце, их кожа очень бледная, генетические изменения сказываются на форме челюсти. И, как говорят, при употреблении чеснока у таких людей начинаются сильнейшие боли в животе. Тут прослеживается явная параллель с вампирами, не правда ли?

Трансильвания в средние века была одной из европейских территорий, где были очень распространены кровосмесительные браки. Порфирия как раз и является одним из следствий этого кровосмешения. Отсюда и стали появляться мифы о вампирах. О живых вампирах. Но ведь были еще и мертвые, как мы помним, которые восставали из могил и нападали на своих родственников по ночам. И при вскрытии могил действительно обнаруживалось, что тела лежали не в том положении, в котором их хоронили. Естественное объяснение нашлось и этому, правда, довольно жуткое. В те времена уровень развития медицины был достаточно невысоким, и многие симптомы, такие как глубокие комы, летаргические сны и тому подобное диагностировать не умели. В результате нередко людей хоронили заживо. Почему при эксгумации положения тела менялось – рассказывать не надо, визуализировать тоже не стоит. Тем не менее, факт остается фактом: истории про вампиров появлялись в Трансильвании не на пустом месте.

Правда, Трансильвания известна не только мифами о кровососущих оборотнях, но и более мирными вещами: горнолыжными курортами, здравницами, упомянутыми выше прекрасными образцами средневековой архитектуры. Для желающих проникнуться аутентичной атмосферой вампирской саги и одновременно насладиться чистым горным воздухом и радующими глаз пейзажами – лучшего место отдыха, чем Брашов, наверное, не найти.

Добраться до Брашова можно на поезде или на автобусе из Бухареста. Первые несколько глотков воздуха в этом городе опьяняют ощущением сказочности и необычности. Каждую минуту кажется, что вот сейчас вы повернете за угол – а там море. Брашов – очень пестрый, почти пряничный городок. На его центральной площади Советов возвышается башня Дома Советов, возле которой ежедневно проводится смена караула, собирающая толпу зевак. Военные в традиционной одежде сменяются у стен башни и степенно отправляются восвояси, по центральной пешеходной улице старого Брашова – улице Республики. Именно на ней мог бы быть променад, если бы в Брашове было море. Улица тонет в разнообразии столиков всевозможных кафе, магазинах, сувенирных лавках, витринах с мороженным и калачами. Ведет улица Республики к площади Революции с барочным зданием местной префектуры.

Прогулявшись по расслабленному туристическому Брашову, возвращаемся к площади Советов, располагаемся поудобнее в одном из здешних кафе, обязательно пробуем местный десерт – пончики «папанаши» с мороженым и вареньем – и замечаем внушительный готичный штрих на разноцветной праздничной панораме города: лютеранскую Черную церковь. На румынском ее название звучит как «Бисэрика Нэгра» (Biserica Neagră). Высоченные кирпичные стены церкви, построенной, предположительно, еще в XIV веке, увенчаны остроконечными башнями. Кстати, это самое большое готическое здание на территории Румынии. «Почернела» церковь в XVII веке, во время Великой турецкой войны. Тогда в город вошли австрийцы и произошел сильнейший пожар, значительно «закоптивший» стены церкви. Несмотря на последующие реконструкции, она сохранила свое случайное название, хотя на самом деле это церковь Святой Марии.

Какими бы циниками все мы ни были, где-то на уровне подсознания у каждого живут все те же средневековые страхи: вот зайдешь ты в темные покои замка с подсвечником, а на дубовой кровати лежит он, убийца-кровосос Дракула.

С историей Черной церкви связана одна кровавая легенда, не совсем вампирская, конечно, но тоже леденящая кровь. В книге про жизнь трансильванских болгар («Трансилванските (седмиградските) българи. Етнос. Език. Етнонимия. Ономастика. Просопографии») автор, Тодор Балкански, рассказывает о том, что церковь в конце XIV века строили болгарские рабочие. Около них постоянно крутился какой-то немецкий мальчик, которому казалось, что стена церкви неровная. В конце концов, одному из строителей это надоело – и он скинул бедолагу с башни, а труп замуровал в стене церкви, дабы скрыть преступление. Достоверно неизвестно, правда это или очередная байка в духе времени и места – но определенный «шарм» Бисэрике Нэгре она явно придает. Брашов как центр Трансильвании в буквальном смысле слова завален всевозможными сувенирами с вампирской тематикой: магнитами, футболками, открытками, масками. В какой-то момент этой навязчивой вампирской истории становится настолько много, что от нее хочется сбежать куда-нибудь. Лучший способ – подняться на гору Тампа, у подножия который стоит Брашов, и полюбоваться на город с высоты. Кстати, на этой горе красуется огромная надпись с названием города – BRAŞOV. Аналогичная «фишка» есть и в соседнем с Брашовом Рышнове. Амбициозные ассоциации с Голливудом напрашиваются сами собой. Так вот, именно возле надписи BRAŞOV и находится смотровая площадка над городом. Оттуда, к счастью, никаких вампиров не видно – зато видны узкие улочки, черепичные крыши, причудливые архитектурные узоры. С такой высоты город кажется почти игрушечным.

На гору Тампа туристов везет фуникулер. Помимо праздного созерцания окрестностей с высоты птичьего полета, на горе можно просто погулять в тени деревьев, подышать свежим горным воздухом, пообедать в кафе или поискать тишины и одиночества (если получится, конечно, потому как на горе полным-полно любопытных туристов).

Однако через пару часов прогулки по горе есть шанс снова заскучать по румынской мистике и сказочности. Поэтому, спустившись вниз, стоит полюбоваться еще раз на готическую Черную церковь и постараться найти на карте там же, поблизости, знаменитую Страду Сфории (Strada sforii), в переводе – улицу Нити. Некогда, веке в XVI-XVII, ее построили как проход для пожарных. Но выглядит она как настоящая улица – на нее выходят окна, она освещена. Ее характерная особенность (и главная причина того, что она стала по-настоящему знаменитым туристическим объектом) заключается в том, что она очень узкая – примерно около метра. Многие говорят, что это самая узкая улица в Европе, что не известно доподлинно, но что это самая узкая улица Брашова – факт. Вечером улица Нити выглядит более чем колоритно: как не вспомнить о наших пресловутых вампирах, прогуливаясь тут в одиночестве в темное время суток!

И, несмотря на все вышесказанное и вышеописанное, сердце вампирской саги о Румынии бьется не совсем в Брашове, а в соседнем с ним местечке Бран. Ведь именно там поселили народные легенды кровососущего героя Дракулу, так удачно «раскрученного» впоследствии Брэмом Стокером.

К графу Дракуле на огонек

Эффект от посещения замка Бран может оказаться двояким: либо человек окончательно проникается верой в то, что вампиры существовали и существуют, причем Трансильвания – это чуть ли не единственное место на земле, где они могли появиться; либо он окончательно уверяется в «попсовости» всей этой вампирской истории. Ибо если Брашов, как мы помним, был завален вампирской атрибутикой, то Бран в ней просто утопает. Хотя местных жителей, так активно эксплуатирующих эту тему, тоже можно понять: вампирский туристический бренд приносит неплохой доход, количество индивидуальных путешественников и экскурсионных автобусов у входа в замок не дает в этом усомниться ни на минуту. Здесь есть кинотеатр ужасов, куда нельзя заходить беременным и людям со слабым сердцем. Не оставляет равнодушным и огромный рынок сувениров с Дракулой в самых разных ипостасях: на рюмках и кружках, полотенцах и зажигалках, в виде резиновых масок, деревянных и керамических статуэток, на магнитах, марках, открытках, футболках, календарях, флажках, салфетках, тетрадках, карандашах и ручках, чехлах для телефонов, сумках, зонтах…

Но долой эти ехидные наблюдения прожженных циников! Ведь мы добрались до самой кульминации нашей вампирской саги – стоим на пороге владений самого главного вампира всех времен и народов.

Замок был построен в XIV веке, им владели и румынский господарь Мирче Старый, и Габсбурги, и уроженцы Брашова. В ХХ веке замок Бран принадлежал румынской королеве Марии Эдинбургской. Сегодня внутри замка находится Музей истории и средневекового искусства. Здесь хранится огромная коллекция средневековой румынской мебели, оружия, представлено убранство румынского средневекового замка.

Так какое же отношение имеет замок Бран к Владу Цепешу? По одной из версий, Влад Цепеш останавливался здесь во время своих походов, по другой – он был пленен турками и заточен в подземелье замка. Видимо, все это и дало благодатную почву для зарождения легенды о том, что именно тут и жил кровавый мучитель граф Дракула.

Изнутри замок выглядит мрачновато, местами даже немного аскетично, особенно на узких лестничных переходах из одной башни в другую. Средневековая деревянная мебель, тяжелые кровати и столы, которые делали, что называется, «на века», персидские ковры и шкуры на полу, чугунная посуда, причудливые узоры туалетных столиков – все это создает необычную атмосферу и, разумеется, настраивает на определенный лад. Правда, настрой то и дело нарушается какой-нибудь шумной группой туристов из Китая или пожилой немецкой парой с видеокамерой. Остаться наедине со всей этой средневековой стариной не получится, посетителей тут все-таки слишком много в любое время года. Вполне возможно, что если бы получилось там оказаться вечером (в идеале – ночью), после закрытия музея, в полном одиночестве – настрой бы продержался намного дольше. Наверное, при желании можно было бы договориться с руководством музея и за определенную сумму попасть туда в какую-нибудь полночь, в пятницу, тринадцатого. Но толпы желающих сделать это не обнаружилось. Какими бы циниками все мы ни были, где-то на уровне подсознания у каждого живут все те же средневековые страхи: вот зайдешь ты в темные покои замка с подсвечником, а на дубовой кровати лежит он, убийца-кровосос Дракула.

Вместо заключения: там, где вампиров уже нет

После насыщенной впечатлениями поездки по следам румынских вампиров стоит немного расслабиться, вернуться в реальный мир и просто отдохнуть, побыть не охотником за вурдалаками, а простым смертным. Поэтому в завершении путешествия мы отправляемся на восток Румынии, к ее черноморскому побережью, в Констанцу.

Румыния не была бы Румынией, если бы и здесь в сувенирных лавках вам не улыбался кровавой улыбкой уже набивший оскомину Влад Цепеш Дракула! Но в приморской тишине, под лучами черноморского солнца, все это выглядит как отголоски популярной туристической шумихи, просто как слабое напоминание о том, что ты все еще в этой стране, на родине вампиров – и не более того. В Констанце и соседнем курорте Мамая сохранились уютные дикие и оборудованные пляжи, старые церкви (по большей части православные), есть даже мечеть и здание казино. Если повезет оказаться в Констанце не в самый сезон, ты вы сможете прогуляться по ее тихим улочкам или насладиться плеском морской воды, а еще вкусно покушать в каком-нибудь недорогом полупустом ресторанчике недалеко от моря или съездить на дегустацию румынского вина в соседний Мурфатлар.

Через пару дней пребывания на румынском море совсем забываешь и о готичных очертаниях тимишоарского собора в полнолуние, и о грозном взгляде бюста Влада Цепеша в Бухаресте, и о мрачной легенде Черной церкви в Брашове, и о колоритном «вампирском» замке Бран. Именно здесь, на полупустом берегу Черного моря, почему-то очень легко отделяется правда от вымысла, реальность от легенды, настоящее от прошлого. Под плеск весеннего моря и заканчивается наша вампирская сага о Румынии, которую лучше один раз «прожить», чем сто раз перечитать.

Loading...Loading...