Собор предтечи и крестителя господня иоанна. Что известно об Иоанне? Когда цветет папоротник

Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Описание праздника

  • Митрополит Симон (Новиков)
  • - Из "Жития святых святителя Димитрия Ростовского"

Когда Незаходимое Солнце правды - Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его - святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: "идет за мною Сильнейший меня" ().

И вот, когда исполнилось святой Елизавете время родить, она родила сына в старости своей, от заматоревшей утробы, как в древнейшие времена родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет другое: прежде чем Дева рождает Христа, заматоревшая во днях своих рождает Предтечу Христова, чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состарившейся, поверили и преестественному рождению от небрачной девицы и сказали себе: "всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и нетленную Деву соделать чистою Матерью". Потому-то чудесному рождению Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало быть для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого чуда: увидев матерь, заматорелую во днях своих, люди становились более способными к лицезрению Приснодевы, родившей Сына; сделавшись свидетелями дивного рождения от престарелой Елисаветы, они приуготовлялись к вести о "странном" рождении Христа от Девы. Ибо в том и другом событии, по воле Всемогущего Бога, Коему повинуется всякое естество, «чин рождения препобедил естества уставы» .

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость - отнял у нее "поношение бесчадства". Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: "жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются" (). Тогда радовались как сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения Сына Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого самым событием рождения Предтечи, таинственно подвигнут был на радость, и они увидели в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии.

В 8 день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца - Захариею. Но мать младенца не соглашалась на то; имея мужа-пророка и родивши пророка-сына, святая Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому предведению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым повелел наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, - ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн. Итак, наставляемая Духом Святым, святая матерь называет младенца Иоанном - пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней Матери Божией, когда говорила: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (). Тогда священники и родственники стали знаками вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал: "Иоанн имя ему" (). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога. Все дивились столь многим чудесам, которых свидетелями они были, - изумлялись и тому, что состарившаяся родила младенца, и тому, что немотствовавший отец мыслил о имени сына одинаково с матерью, и тому, что немой, по написании имени, стал говорить и написанное рукой произнес языком, - как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога. Слушая речи Захарии, все дивились и ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона , в котором был дом Захарии.

Город этот с его пределами, еще во дни Иисуса Навина, отделен был священническому племени Аарона. От Иерусалима он отстоял на расстоянии 8-ми часов пути и был расположен немного дальше Вифлеема на возвышенном месте. "Горним градом" он назывался из-за высоких гор, на которых он был расположен; при этом пределы его носили название "горней страны", как о том написано в Евангельском повествовании о путешествии Пресвятой Богородицы к ее родственнице Елисавете: "Встав же Мария во дни сии (из Назарета Галилейского), с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, т.е. в Хеврон, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету" ().

Таким образом, здесь-то в Хевроне, в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны, и происходили все те изумительные и чудесные события, о которых было говорено выше. И все слышавшие об этих событиях много дивились и с недоумением думали: "что будет младенец сей?" ().

И рука Господня была с новорожденным отроком, умножающая в нем действие благодати Божией и соблюдающая его от меча Ирода. Ибо о чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он много дивился ему, говоря в себе "что будет младенец сей!" Когда же родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока пришли волхвы и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском, тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, с повелением избить там всех детей мужского пола, - вспомнил и о Иоанне, сыне Захарии, о котором он слышал много чудесного, и стал размышлять: "не он ли будущий царь иудейский". Поэтому, терзаясь злобою, он задумал убить и его, и с этою целью нарочито послал убийц в Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли святого Иоанна.

Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, то глас и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона, отстоявшего от города Давидова в недалеком расстоянии; при этом здесь узнали и о причине бывшего в Вифлееме плача. Святая Елисавета, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения своего). Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить ее с отроком. И когда, с высоты гор, она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале:

Гора Божия! приими матерь с чадом!

И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с отроком Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками. Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему "отдай мне сына твоего".

Святой Захария ответил:

Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, - того не знаю.

Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя, и с яростью говорили священнику Божию:

Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего.

Захария на это мужественно ответил:

Вы убьете тело мое, Господь же примет мою душу.

И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (). Пролитая кровь его впитавшись осталась на мраморе и сделалась как камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.

Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них пещера; вблизи нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, - когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось. По прошествии 40 дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего Израильскому народу. Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна, да предъидет он пред лицом Господним, духом и силою Илииною, и уготовит путь Ему, грядущему спасти род человеческий. За всё сие да славится Христос, Бог и Спас наш, со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

О, странное и таинственное чудо! Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения, и получил другое; молился за народ, и назван был отцом сына: искал прощения грехов, и получил обещание разрешения бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился и устрашился и как только увидел ангела, сказал в душе своей: странен приход этого человека, странно его обещание! Кто сей, что смело вступает в священный храм? Кто сей, что стоит справа алтаря кадильного? Кто сей, что блестит образом чуждого вида? Кто сей? Я не видел человека с крыльями, ни птицы в образе человека; кто же это, что наполняет мою душу страхом? Кто се - светоносец по устам, говорящий великое, при закрытых устах? Кто этот - наблюдатель за моею чредою? Кто он, что препятствует моему ходатайству? Народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного, а этот задерживает меня внутри; чрез меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды; итак, перестань, кто бы ты ни был, устрашающий меня! Если ты ангел, посланный Богом, то содействуй в моем деле, сострадай вне плачущим, сокрушайся с сокрушающимися. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что за польза, если Елизавета станет кормить грудью дитя? Что за выгода, если я оставлю наследника? Отойди, устрашитель мой, кто бы ты ни был, отойди от меня! Мы стары; миновало время зачатия; погасла страсть брака; время охладило жар; мы оба мертвы для смешения; юность не цвела, - как старость произрастит?

Так думал Захария. Ангел же говорит ему, как ты сейчас слышал: не бойся, Захария , не смущайся помыслами; я ангел света, а не тьмы; я Гавриил, один из начальников у Царя небесного; исполняю повеление, - не по своей власти приказываю; я послан объявить тебе, а не сделать над тобою насилие; облечен я видом, а не в обнаженном существе являюсь пред тобою; пославший меня щадит твою жизнь; не бойся, я послан благовестить тебе, а не изумлять тебя; ты превзойдешь старость, и седое бесчадство и бесплодную утробу; и кто рождает по желанию? Это дар Божий, не изобретение человеческое; разве ты не слышал слов Господа: Я есмь творец человека, "и образовавший дух человека внутри него" (). Не веришь, Захария? А как был создан Адам, как Ева была сотворена, как Исаак был рожден? Авраам в послушании не ошибся; а ты, иерей, не веришь! Неужели бессильно у Бога всякое слово, Захария? По своей старости ты возражаешь, старец, - телесное омертвение полагаешь сильнее Бога. Если бы ты не видел примера Авраамова, то основательно сомневался бы; ссылаешься на помощь природы, и не веришь настоящему божественному обещанию, но сомневаешься и споришь? О малом ты просишь, и много получаешь. Ты молишься только об иудейском народе, а я благовествую тебе о том, кто все племена приготовит к спасению.

Захария, услышав это, и, немного отвратив свой взор, в ответ говорил Ангелу: что ты говоришь, Ангел? Родит жена моя? Что же - об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы пред народом высказать свою плодородность? Я прошу о прещении грехов, и ужели сверх этого пожелаю разрешения неплодства? Желаю для народа облегчения, неужели для Елизаветы обременения? Я призываю израненные души к уврачеванию, и неужели, чтобы иссохшие сосцы стали млекоточными? Что ты говоришь, Ангел? Жена моя родит? И что за выгода в этом для вне молящихся? Ужели, услышав, не побьют меня камнями, со словами, что я становлюсь главным иереем не за них и не для общеполезного спасения, но только за себя, что не благословение, а сына я принял? Я теперь уже не думаю о деторождении; отойди! Я этого уже не желаю; о чем я молился, того не получил; и теперь ты мне объясняешь одно вместо другого; неужели же от времени не прекратилась старость? Мы не можем ходить без посоха, и как теперь нам повелевают начать свое деторождение? Старость отвергает природу; это дело вне веры; в гроб мы глядим, и будем нанимать кормилицу? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления; я нисколько не думаю об этом. Как я окажусь отцом природного сына? Старость отталкивает от себя веру; вне природы это дело; я иду с посохом, как с конем, и ты побуждаешь меня к брачному делу, когда всё тело моё стало гробом? Чем мне убедиться в этом, скажи мне, великий Гавриил? Скажи, чем мне убедиться в этом? Вот мои члены трясутся, вот по старости мы оба в землю смотрим. Если бы один был молод, а другой состарился, была бы некоторая надежда на сказанное; теперь тело нас обоих дряхло; ничего другого мы не ожидаем, кроме серпа смерти, как зрелые колосья во время жатвы; если ты во всём истинен, что говоришь, владыка Гавриил, то дай наперед какое бы то ни было знамение, вручи мне залог обещанного чуда. Чем мне убедиться в этом? Аарон не поверил бы, если бы не расцвел жезл; Моисей не был бы удостоверен, если бы его рука не побелела; Гедеон не понял бы, если бы не было росы на руне; Езекия не признал бы, если бы солнце не отступило назад; чем мне убедиться в этом? Ты дай знамение, и я буду рад, как юноша; дай знамение, чтобы Елизавета не посмеялась легкомысленно, как Сарра; чем убедиться в этом, вестник Архангел? Откуда для меня очевидны твои слова ко мне? Если я являюсь вторым Авраамом, если будет и для меня свойственное Аврааму, то войди в мой дом, и я омою твои ноги, после совершенного путешествия, и предложу тебе трапезу, исполненную тайны; Елизавета замесит три саты муки, предизображая церковь; спрашивай тельца, чтобы тебе одарить сыном. Чем мне убедиться в этом, о то, приносящий нам на землю прекрасное благовестие свыше? Зачем, Ангел, преднарекаешь мне имя сына, и исчисляешь добродетели еще не существующего? Покажи мне то, что свыше природы, чтобы мне поверить тому, что против природы. Если небо станет шатром, и я обновлюсь; если море изменится, и жена моя Елизавета станет матерью; если солнце будет задержано, и иссохшие сосцы источат молоко; если луна низвергнется, и иссохшая утроба увлажнится. Чем мне убедиться в этом, "по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных" ().

Ангел тогда сказал Захарии: ты требуешь от Бога ручательства. Считаешь немощь сильнее Владычнего обещания? Не боишься наперед расспрашивать приносящего тебе благовестие? Чем мне убедиться в этом, - говоришь ты. Разве тебя посылают в Египет, чтобы устрашить фараона? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Разве ничего сверхъестественного Бог не делает? Ты спрашиваешь последовательности у природы, и не видишь изумительного дела Божества. Скажи мне, Захария, на чем укреплены столпы земли? Чем поддерживается свод неба? Где изобретаются вместилища облаков? Где образуются капли дождя? Где создаются хлопья снега? Кто руководит течением солнца? Кто полагает предел умалениям луны? Кто исчислит множество звезд? Море во время бури как удерживается песком? Как смешиваются теплые потоки? Как создается мрак тумана? Как образуется человек во утробе? И как женский пол оказывается слабее мужеского? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Ты ищешь последовательности природы, где дело Божие? Не веришь, что может родить бесплодная? Что же - если услышишь, что Дева сверх ожидания рождает? И может ли быть прежнее неверие верою? И за то теперь наказывается неверие в виду бесплодности, чтобы ты не усомнился в чуде в виду Девы: "ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить" ().

О, человеколюбивое наказание, производящее скорее исправление! Ангел вразумляет поколебавшийся голос, обуздывает дерзкий язык: "он объяснялся с ними знаками, и оставался нем" . Хорошо у Евангелиста записано и это - оставался ; молчание ожидает рождаемого голоса, Захария - Иоанна, старец - сына, иерей - пророка. Этим ангел говорит: так как ты, как неверующий, ищешь знамения от Бога, то прими биченосное знамение в собственном своем теле: "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется" . Где орудие противоречия, там и мщение; где необдуманная смелость, там и воспитательная вожжа; где была дерзость, на том и наказание. Бог желал, Захария, чтобы ты сделался проповедником такого чуда: рождается начальник воинства Царя небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. Так как ты сделал для себя немощь тела сильнее Владычнего обещания, то за это "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время" . Видишь ли, что без веры ничто из должного не совершается.

Только что услышал Захария эти слова, тотчас вышел из храма, с молчанием, наградою за неверие. О, чудо! Он вошел для освобождения других, и сам вышел осужденным; принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания. Народ ждал услышать что-нибудь благое от него, а он выражал знаками: "никто пусть меня не спрашивает; я устрашаюсь Владычнего негодования". О, изумительные дела! Захария обуздывается, и Елизавета благоденствует; язык немотствует, и утроба беременеет; болезнь утробы переселяется на язык; речь обуздывается, и рождаемое освобождается; Захария молчит, и Иоанн играет.

Лишь только бесплодная увидела Деву, утренняя звезда заметила солнце, и сильно взыграл Иоанн в материнской утробе, обвиняя медлительность природы: я, говорит, проповедник Владыки, и зачем связан узами, подобно сорабам своим? Предварю время рождения, не буду ждать родов, чтобы не потерять своего течения, чтобы Владыка не опередил заключенного раба, чтобы последовательность природы не сделалась нарушением порядка; я узнал Присутствующего, и не переношу молчания; я узнал Предпославшего меня в путь пред лицом Своим, чтобы приготовить путь Его пред Ним; я поколеблю узы природы, потому что спешу проповедовать. О, изумительные дела и чудеса! О чем не ведали на небесах ангелы, узнал Иоанн, во утробе носимый, и говорил матери своей. Для Престолов Он был не заметен, и, носимого во утробе приходящий Бог не опередил; от Господств Он скрыл тайну домостроительства, но открыл ее носимому во чреве; и с каким благовестием пришел Архангел к Богородице, это внушил внутри играющий младенец. Пришедший Освободитель нашего рода, будучи во чреве, прибыл к своему другу, Иоанну; и видно было, что Создатель приветствует создание, что Царь пребывает в шатре воина, что Владыка входит в дом раба. Иоанн, увидев из утробы находящегося во утробе, старался превзойти границы природы, говоря: я не знаю ограниченного природою Господа, и не буду ждать времени рождения; мне не нужны для рождения девять утробных месяцев; не нуждаюсь в этом теперешнем заключении; и почему не выйти из уз, удерживающих меня? Я выйду, кратко объявлю значение дивного дела; я печать божественного пришествия; я утроба воплотившегося Бога Слова; вострублю, и отцовский язык сделаю красноречивым; вострублю, и материнскую омертвелую утробу оживлю. Выйду, предтеку с проповедью, возглашу всем присутствующим: "вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (). Таково играние Иоанна, или лучше, слова.

"Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, …и радовались с нею" (). Ибо чудом было то, что в старости и с заматоревшею утробою родила Елизавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: вот "жена твоя родит тебе сына; …и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" ().

О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно, так как обычно тот, кто рождает, при содействии страсти рождает, - и та, которая рождает, в болезнях рождает. В чем же скорбь Елизаветы, когда присутствует Святой Дух, а не неопытная восприемница, когда это дело благодати, а не тягость природы? Слушай! Этот труд был ничтожным в сравнении с радостью. - Не после своего рождения Иоанн получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем, как сказал Ангел: "Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (). Кто кому будет предшествовать? Иоанн Владыке Христу; поэтому он называется Предтечею, как можно слышать из слов самого Иоанна о Спасителе: "за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня" (). За мною - по времени; прежде меня - по престолу.

Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина? Слушай внимательно! Илия значит - Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, - он исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, - то о нем говорил Господь чрез пророка за много времени раньше: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" ( ср. ) и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии, так как у Иоанна много было сходства с Илиею.

Конечно, сын рождается, и речь возвращается к отцу. Захария, когда его спрашивали, как бы он желал назвать дитя, - потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. Не поверивший словам Ангела теперь вынужден писать о явлении, проповедовать письмом; тогда по слуху не принявший сказанного теперь законодательствует рукою, пишет о бывшем. И, дав имя ему, получил речь: отсюда "все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога" ().

О изумительное и странное чудо! Пишется имя сына, и немые уста отца открываются; Иоанном называется, и язык называющего устрояется. Видишь ли, как он не погрешил, и мы не погрешили, сказав приличное объяснение? Вот имя самого праведного открывает немые уста, и побуждает неподвижный язык. Так вопиющий Иоанн обнаруживается, что даже самое его имя вызывает голос: я "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (). О, чудо! Слово пребывает, и голос предвозвещает; Владыка идет, и раб предпосылается. Итак, возрадуемся и возвеселимся, что Елизавета родила и Захария возговорил; что неплодная произвела, и старец воскликнул; что восковая дощечка была спрошена, и язык иерейский разрешился и голос возвратился; что Предтеча явился и весь мир возрадовался.

Здесь следовало бы закончить слово, но Захария не позволяет восклицанием: "благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему" (). Изумительные дела! Что говорит Захария? После своего исцеления от немоты Захария первый раз воскликнул: Благословен Господь . Что это значит? Захария был мертвым, и воскрес. Он не был мертвым по природе, но перенес подобие смерти. Он удерживался молчанием, как гробом, и как пеленами, был связан узами языка; он возвратился к жизни, не дыша священством, и принес оплакивание, горесть народа. Когда упраздняется иерей, скорбят все, за кого он ходатайствовал. После этого образного воскресения Захария первый раз воскликнул "благословен Господь Бог израилев" . О, Захария! Если бы ты не увидел духовного колоса, не узнал духовного земледельца, не получил дара, то не благословил бы дателя. Но Захария восхвалил Бога пророческою песнею, достойною дара. Воскликнем и мы: благословен Господь Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему . Ему слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Рождества Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. День Рождества св. Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Александра Глебова. Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне.

Книги, статьи, стихи

Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни.

7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий.Это о нем Христос сказал: «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11, ср.: Лк. 7:28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей...

Цитата дня Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.

1989 год. Была изобретена Всемирная паутина (World Wide Web, WWW), более известная как Интернет.

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем - Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

О святом Иоанне Крестителе, см.: Мф. 3, 1 - 16; Мф. 11, 1 - 19; Мф.14, 1 - 12; Мк. 1, 2 - 8; Мк. 6, 14 - 29: Лк. 1, 5 - 25, Лк.1, 39 - 80; Лк.3, 1 - 20; Лк. 7, 18 - 35; Лк. 9, 7 - 9; Ин. 1, 19 - 34; Ин. 3, 22 - 26.

Тропарь, глас 2

Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 6

Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.

Иоанн Предтеча, именуемый также Крестителем, - один из самый почитаемых в христианстве святых. Именно поэтому его Рождество отмечается наравне с Рождеством Христовым и Рождеством Пресвятой Богородицы.

В этот день принято дарить подарки своим близким. Желательно, чтобы эти подарки были как-то связаны с верой. Это может быть крестик или, например, икона. Икона «усекновение главы Иоанна Предтечи» станет хорошим подарком, так как она помогает избежать клеветы, сохранить здоровье и удачу в делах.

Смысл и история праздника

Чтобы понять, почему Иоанн Креститель так важен для христиан, необходимо обратиться за помощью к библейской истории Иисуса Христа. Когда Мессии было примерно 30 лет, он отправился за принятием таинства крещения к Иоанну. Сначала отец Иоанн был искренне удивлен и обескуражен тем, что древнее пророчество сбывается, поэтому он отказался, сказав, что он недостоин крестить самого Сына Божьего, но Иисус возразил ему, что таково предначертание, которое следует исполнить.

После этого разговора Иоанн понял, что он должен сделать то, для чего он жил все свои годы. Когда Иисус вошел в священную реку Иордан, с небес спустился Святой Дух. Тому чуду сопутствовал глас Божий, нарекающий Иисуса спасителем мира и частью божественного начала.

Иоанн Предтеча не просто самым первым из всех людей увидел Христа как Бога и человека одновременно. Он видел сам процесс становления Христа Богом. После этого Христос отправился молиться в пустыню, а путь Иоанна лежал в другом направлении. Он стал распространять веру в Господа, за что поплатился жизнью. Разгневанный царь заточил его в темницу за проповеди, а его супруга попросила в день рождения царя голову святого Иоанна. Царь не хотел этого делать, но воля царицы должна была быть исполнена. Крестителю отрубили голову и принесли правительнице, как та и просила.

Праздник в честь рождения Иоанна Крестителя был установлен его матерью Елисаветой после смерти пророка. Дата менялась, но в православии это происходило лишь единожды. Сейчас праздник отмечается каждый год 7 июля. Это торжественный и очень важный день для каждого православного христианина. Празднество относится к числу великих. В честь святого установлено целых семь праздников, но этот является самым важным.

Рождество Иоанна Предтечи в 2018 году

В этом году, как и в любой другой, желательно прочитать дома молитвы для успокоения души , об исцелении больных . Считается, что 7 июля многие люди получают чудесное исцеление по воли Господа. Для этого следует помогать близким и совершать благородные поступки.

Постарайтесь посетить храм в этот день, потому что служба будет торжественной и яркой. Что точно нельзя делать в этот день, так это работать в огороде, убираться дома. Это светлый праздник, в который нужно радоваться и отдыхать. Этому могут поспособствовать традиции Ивана Купала, который тоже отмечается в этот день.

Церковь с осуждением относится к тем, кто проводит в этот день языческие обряды,а накануне этого для гадает на суженого. Единственное время, когда церковь закрывает глаза на народные и языческие верования, является масленичная неделя.

Иоанн Предтеча — не просто святой. Он является дальним родственником Иисуса Христа по женской линии. Его считают самым первым учеником Христа. Почтите его память чтением молитв дома или во храме Божьем. Уделите побольше времени добрым делам в этот великий праздник, посвященный самому восхваляемому святому в христианстве. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

06.07.2018 04:49

Иоанн Предтеча — первый проповедник, предсказавший пришествие Спасителя. Прародитель молитвы и святого таинства крещения, собственноручно окрестивший Иисуса Христа, ...

Иоанн — самый чтимый святой после Богородицы. А день его мученической кончины (путем усекновения главы) считается великим православным праздником и днем строжайшего поста. За что пророку отрубили голову, а также когда и как следует вспоминать этого святого в 2019 году, расскажет «Комсомолка»

Дарья Ивашкина Усекновение главы Иоанна Предтечи является не просто церковным праздником. В православии это великое торжество, которое при всем при этом не относится к числу двунадесятых праздников (то есть к двенадцати важнейшим после Пасхи церковным торжествам). Это день мученической смерти Иоанна Предтечи, известно так же как Иоанн Креститель. Отмечается он в начале осени, а именно 11 сентября (по старому стилю это 29 августа).

Тут стоит заметить, что Усекновение главы Предтечи считается именно праздником, так как в христианстве мученическую кончину всегда отмечают торжественно, ведь по сути речь идет о переходе в вечную жизнь.

Обычно 11 сентября верующие вспоминают всех, кто когда-либо пострадал за правду, ведь Иоанн был именно таким: он умер ради истины.
История Случилось это в 32 году нашей эры, а именно во время пира в честь дня рождения царя Ирода.

Отметим, незадолго до этого события Иоанна посадили в темницы за то, что тот открыто осуждал поступок правителя Галилеи, бросившего свою жену ради Иродиады — супруги своего на тот момент здравствовавшего брата Филиппа.

Так вот во время праздничного пира дочь Иродиады — Саломея — исполнила танец, который так понравился имениннику, что тот пообещал падчерице все, что она только пожелает. Саломея же решила посоветоваться по этому вопросу со своей матерью. В результате оказалось, что девушка больше всего на свете хотела смерти Иоанна Предтечи: она попросила принести ей голову Крестителя.

Ирод не хотел убивать Иоанна, так как тот был очень любим простым иудейским народом, однако правитель не решился нарушить свое обещание и отправил палача в тюрьму, в которой содержался борец за правду. А вскоре отрубленную голову Предтечи принесли на пир, где положили на блюдо и вручили Саломее.

Такая мученическая смерть Иоанна и послужила причиной для установления праздника, который начал распространяться по миру после того, как в начале V века блаженный Августин произнес проповедь об Иоанне и его жизни.

Но кто таким был этот Иоанн Предтечи? Как утверждается в Евангелиях, Иоанн — пророк, предсказавший пришествие Спасителя и крестивший его в водах реки Иордан. Известно, что он жил в пустыне и вел там довольно аскетичное существование.
Традиции Видимо, в связи с тем, что Креститель был великим постником, а голову ему отрубили во время пира, в день его памяти принято соблюдать строжайший пост. Причем не важно, на какой день недели выпадает праздник, поститься следует даже в воскресенье. Более того, в этот день под запретом не только мясо и молоко, но и рыба с морепродуктами.

Между тем подобные ограничения в еде не мешали нашим предкам устраивать застолья. Как правило, на стол ставились такие блюда, как грибная похлебка, овсяный кисель, постные пироги (но не круглые, так как все круглое ассоциировалось у людей либо с отрубленной головой Иоанна, либо с блюдом, на котором ее принесли Саломее). А вот все красное напоминало прародителям кровь пророка, поэтому употреблять запрещалось и красные плоды (помидоры, красные яблоки), и красные напитки, в том числе и вино.

Вообще, хозяйки предпочитали готовиться к торжеству заранее. Ведь в сам праздник не разрешалось брать в руки острые предметы, в том числе и ножи. Даже хлеб всегда было принято ломать руками.

Кроме того, не допускалось варить что-либо: считалось, что это чревато «вареными», то есть вялыми, мыслями. Шитье и вязание также не приветствовались в день памяти Крестителя.

Более того, 11 сентября нельзя петь и танцевать: иначе, по заверениям наших предков, можно взять на себя грех Саломеи. Также в этот день не рекомендуется стричься и начинать новые дела.

А вот мальчиков, рожденных в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, всегда было принято называть Иванами или Иоаннами. Наши прародители верили, что таким образом можно уберечь ребенка от негативной энергетики дня казни Крестителя.

Один из главных христианских праздников — Рождество Иоанна Предтечи — ежегодно отмечается 7 июля. Этот день знаменует собой появление на свет христианского мученика, которому было предназначено судьбой окрестить Спасителя Иисуса Христа. После Богородицы Иоанн Креститель является самым почитаемым христианским святым. Его память принято чтить семь раз в году.

Пророка Иоанна Предтечу уважают и почитают во всем мире. С давних времен праведник является заступником верующих людей. Православные христиане верят, что молитва к святому помогает исцелиться от душевных болезней и познать собственное предназначение. К Иоанну Крестителю обращаются с самыми разными житейскими проблемами, веря в его помощь и защиту.

В Евангелии об Иоанне говорится, как о предвестнике рождения Иисуса Христа, именно поэтому его стали называть Предтечей. Праведник жил в святости, просвещал людей, а также совершал ритуал омовения, чем помогал верующим покаяться и избавиться от грехов. Сейчас это таинство называется Крещением.

История праздника Рождество Иоанна Предтечи

Каждый год 7 июля православные христиане вспоминают рождение пророка, который предвидел пришествие Иисуса Христа.

Родителями Иоанна были пожилой иудейский священник Захария и его жена Елизавета. Супружеская пара долго жила без детей, но однажды Господь смилостивился над верующими и послал к ним архангела Гавриила с доброй вестью.

Во время служения в храме Захария узнал от ангела, что в их семье скоро появится сын, который станет важной частью судьбы Спасителя. Сначала священнослужитель не поверил в это, так как был уже стариком. Чтобы доказать правдивость своей новости, ангел сделал Захарию немым. После рождения сына голос к священнику вернулся, и он назвал наследника Иоанном.

Традиции и приметы Рождества Иоанна Крестителя

Рождество Иоанна Крестителя является особым праздником, поэтому в этот день все храмы совершают специальную службу в честь святого. 7 июля можно обращаться к пророку с любыми просьбами и молитвами, они будут услышаны. Перед иконой проповедника следует поставить свечу и прочитать молитву.

В этот день запрещается работать. Тем не менее верующие могут собирать урожай, проговаривая при этом молитвы, чтобы не разгневать Бога. Несмотря на то, что Рождество Иоанна Предтечи является церковным праздником, с ним связано много примет и суеверий.

Если в этот день за человеком на дороге увяжется белая собака, прогонять ее нельзя. Более того, следует впустить животное в жилище, если оно провело человека до самого дома. Предание гласит, что в образе собаки святой Иоанн посылает семье удачу и благополучие.

Тем, кто соблюдает Петров пост, следует исключить из пищи жирные и молочные блюда. Конечно, этот пост не такой строгий, как Великий, но рыбные блюда запрещается есть, если праздник выпадает на среду или пятницу.

В Иоаннов день запрещается пользоваться ножом, особенно если нарезать нужно круглую еду. Не рекомендуется шить, вязать и заниматься домашним хозяйством.

Loading...Loading...