Сомнения после намаза. Как поступить, если засомневался в намазе о тахарате

В нашей жизни в самых неожиданных моментах нас одолевают сомнения. Мы не знаем как правильно поступить, что выбрать, а порой сомневаемся в своих поступках: правильно ли мы их совершили, не допустили ли ошибки. Чаще всего этот недуг сомнения исходит от вечного врага человечества коварного и проклятого Иблиса. Недавно к нам пришло письмо с такого рода сомнениями, где автор просит помочь ему. Откликаясь на эту просьбу, мы даём ответ канонического редактора по этому важному вопросу и, надеемся, это пойдёт на пользу и другим нашим читателям.

Вопрос: У меня такая проблема. Возникают сомнения, когда совершаю омовение после малой нужды: не могу очиститься полностью от мочи, я совершаю омовение и опять чувствую то же самое, и так по нескольку раз, бывало, что почти час бегал из туалета для омовения и обратно. Все братья выходят из туалета и сразу совершают омовение - неужели у них всё так легко и просто? Я же постоянно чувствую дискомфорт, мне надо несколько раз всё проверить и только потом я совершаю омовение. На это уходит куча времени - чтобы сходить по малой нужде и совершить омовение, мне нужно как минимум полчаса! Я не знаю, болезнь это физическая или сомнения, может, наущает шайтан? Надеюсь, вы мне поможете решить эту проблему».
Ответ: К сожалению, эта болезнь в последнее время охватывает всё большее количество людей, особенно молодёжь. Если это всего лишь ваши сомнения, перестаньте обращать на это внимание. Чем больше вы будете обращать на это внимания, тем больше сомнений. В конечном итоге эти сомнения вас приведут к такому состоянию, когда вы просто не сможете совершить намаз. Вы будете думать, что соблюдаете чистоту, а на самом деле попадете под грех, и будете тратить время зря.
Вам нужно просто отбросить все сомнения и должны знать, что все это от шайтана. Также рекомендуется побрызгать воду на нижнее бельё ещё до выхода из туалета.
Во избежание подобного, при посещении уборной следуйте нижеследующим рекомендациям:
1) Заходите в туалет с левой ноги.
2) При входе читайте специальное дуа: Аллахумма инни а‘узу бика миналь-хубуси валь-хабаиси.
3) Справляйте нужду сидя, чуть упираясь на левую ногу.
4) После того как помочились, возьмите двумя пальцами (большим и указательным) половой орган от основания и выжмите его, вытягивая к концу, т.е. в сторону головки, чтобы очистить мочевой канал. Проделайте это три раза.
5) После выхода из туалета читайте дуа: Гъуфранака аль-хамду лиллягьи аллязи азгьаба ‘анниль- аза ва‘афани.
6) Просите Аллаха избавить вас от этой болезни.
Но если даже после принятия всех мер, моча по-прежнему будет выходить, надо будет совершать омовение непосредственно перед совершением намаза. Перед каждым намазом справлять нужду, тщательно промыть половой орган, приложить к нему материю, вату или что-либо впитывающее, дабы не запачкать нижнее бельё и одежду.
Конечно, не помешало бы обследоваться у врача, так как это может быть просто физической болезнью.

Я думаю, что сама много всего накручиваю, делаю сложности, и не знаю, что с этим делать. Стараюсь сейчас не обращать внимание на всякие мысли , которые идут от шайтана . Не получается начать сделать омовение и читать намаз .

Но у меня есть желание читать намаз и я понимаю, что это нужно обязательно. Но вот уже некоторое время, а я никак не могу сделать даже полное омовение (гусль). Я начинаю думать, что не сделала правильно намерение и т.д. Начинаю делать и почему-то останавливаюсь. Хотя стремление к религии у меня есть. Ответьте, ради Аллаха . Заранее спасибо.

С точки зрения религии:

Относительно же того момента, когда у Вас возникают сомнения омыли ли Вы ту или иную часть тела, отвечу словами имама аль-Газали , который в книге «Ихьяу-улюми-д-дин» пишет, что в подобных случаях надо просто-напросто не обращать внимания на подобные сомнения . Чем больше Вы будете поддаваться таким сомнениям , тем сильнее и чаще они у Вас будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по- другому и не назовёшь, просто не придавать ей значения. Например, во время омовения Вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у Вас возникли сомнения всю ли правую руку Вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение , помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!

Аналогично поступайте и в отношении намаза . Если Вы будете следовать этим советам, Вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!

С точки зрения психологии:

Проблема, касающаяся навязчивых мыслей, носящих характер сомнений , довольно-таки распространённая и нередко имеет под собой серьёзную психологическую основу. Важен сам факт того, что они вообще появились, какова их цель и внутренняя природа. Скорее всего, эти наущения появились в Вашей жизни не просто так, вдруг. Обязательно должен быть некий случай, прецедент, с которого всё и началось. Это могло быть некое событие в жизни , разговор с человеком, способным хорошо убеждать или ещё что-либо, оставившее эмоциональный след.

То же самое касается и оставления Вами обязательной молитвы . Вероятнее всего, что Вы не оставили её в один день, а постепенно свели на нет, либо не стали продолжать совершать после тех дней, в которые женщине совершать намаз запрещено.

Однако всё это вовсе не означает, что проблему решить невозможно. На самом деле, всё находится в Ваших руках и силой собственной воли Вы сумеете сами себе помочь.

Самое главное, так это принять мысль о том, что все эти сомнения нужно попросту игнорировать, то есть относиться к ним так, будто они не несут в себе никакой рациональной информации. Вот, к примеру, совершая омовение , Вы начинаете задаваться вопросом: «А не напутала ли я чего-нибудь, может, лучше всё сделать сначала, для полной уверенности?», то не надо ничего переделывать, считайте, что всё сделано правильно и продолжайте продвигаться дальше. Дело в том, что как только Вы поддадитесь одному сомнению, то следом пойдут ещё и другие. Это цепная реакция, которую нужно просто обрывать. В современной психологии подобное явление известно под названием , с которым можно и нужно бороться.

Поймите одно, что только игнорируя эти сомнения , Вы сможете в короткие сроки полностью сот них избавиться. Это на самом деле намного легче, чем может показаться. Главное, правильно ориентировать себя. То же самое касательно намерения : зачем устраивать из этого сложный ритуал, ведь достаточно просто в сердце решить для себя, что именно Вы собираетесь делать, и следовать за этим.

Вообще, довольно часто навязчивые сомнения можно обнаружить у той категории лиц, которые страдают повышенной тревожностью в сочетании с неглубокими познаниями в религиозных вопросах.

Не осложняйте себе жизнь , относитесь чуть проще и всё у Вас обязательно наладится. С сегодняшнего же дня начните совершать молитвы и уже завтра Вы приблизите себя к полному избавлению от этих наущений.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Вопрос: В намазе у меня были сомнения относительно того, что я пропустил аят из суры «аль-Фатиха». Нужно ли в этом случае возместить намаз, совершить его заново?

Ответ: Для того чтобы намаз был действительным читать суру «аль-Фатиха» нужно обязательно. Если в намазе появились сомнения относительно чтения этой суры, то здесь необходимо соблюсти следующие условия, в зависимости от случая.

1. Если есть сомнения, что вообще суру «аль-Фатиха» не читали, то в этом случае нужно вернуться и прочитать от начала до конца.

Имам Хатиб аш-Ширбини сказал: «Если есть сомнения относительно того прочитали ли вообще суру или нет, то нужно заново прочитать её, а если появились сомнения, что пропустили какой-то аят после завершения чтения суры, то это не вредит. Если же появились сомнения ещё до завершения чтения суры «аль-Фатиха», тогда нужно возобновить её чтение (то есть тот аят который думаете, что пропустили)» (см. в книге «Мугни аль-Мухтаж», 356/1).

Мольба о мирском в намазе

Вопрос: Могу ли я в намазе в земном поклоне или после аттахияту просить у Аллаха что-либо из мирского? Мне говорили, что нельзя.

Ответ : Имам ан-Навави сказал: «Имамы Абу Ханифа и Ахмад говорят, что нельзя в намазе читать дуа, кроме как тех, которые пришли от Пророка (мир ему и благословение) и соответствуют Корану. В шафиитском мазхабе дозволено во время намаза читать любое дуа: просить как о мирских благах, так и о благах в Вечной жизни. Главное, чтобы то, о чём просят, не противоречило Шариату» (см. в книге «аль-Мажму», 454/3).
Мольба, читаемая в намазе, должна быть только на арабском языке.

Зачем просить Аллаха?

Вопрос: Иногда думаю, зачем настойчиво просить у Аллаха что-то, если всё уже предопределено?

Ответ: Имам Газали сказал: «Если скажут, какая польза от дуа, если всё предопределено и неизбежно, знай, что дуа отвергает беду, мольба – причина для отведения беды и нахождения милости подобно тому, как щит уберегает от оружия. Вода – причина для того, чтобы из земли росли растения. Аллах предопределил какое-то дело, а также предопределил и причину. В мольбе есть польза, о которой мы упомянули, и сердце молящегося бывает смиренным, нуждающимся в Аллахе, а Аллах лучше знает» (см. в книге «Ихья», 327/1).

Речь во время купания

Вопрос: Можно ли разговаривать во время купания?

Ответ: Во время купания разговаривать нежелательно, а у ханафитов даже дуа читать во время купания не желательно (см. в книге «Фикхуль Ислямия в Адилятуху», 524/1). В наше время в некоторых квартирах баня и туалет бывают совмещёнными, в этом случае читать дуа запрещено.

В сторону Каабы во время купания

Вопрос: Разрешено ли во время купания поворачиваться в сторону Каабы?

Ответ: Адабы купания такие же, как во время омовения, однаково время купания в сторону Каабы поворачиваться не желательно, поскольку аврат бывает открытым (см. в книге «Фикхуль Ислямия в Адилятуху», 526/1).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Ибн аль Каййим в аль-Уабиль ас-Сайиб писал:

Два человека совершают один и тот же намаз, но получают за него разную награду, потому что один из них всем сердцем предается Великому и Могущему Аллаху, а другой совершает намаз небрежно и невнимательно. Если человек пожелает приблизиться к другому такому же творению Аллаха, как он сам, и между ними окажется завеса, то он не сможет ни подойти, ни приблизиться к нему. Тогда что говорить о Великом и Могущем Создателе? Если человек пожелает приблизиться к Великому и Могущему Создателю, и между ними окажется завеса – человеческие страсти и искушения, переполняющие его душу, – то как же он сможет подойти к Аллаху, тогда когда им овладевают искушения и мысли, которые уводят его в сторону?
Когда раб Аллаха встает на намаз, шайтан завидует ему, потому что в это время человек занимает самое почетное место, вызывая у шайтана гнев и ненависть. Шайтан прилагает все свои усилия, чтобы не дать человеку возможности занять это высокое положение, он искушает его лживыми обещаниями, прельщает пустыми надеждами и заставляет его забыть о намазе. Он пускает в ход против него всю свою конницу и пехоту, чтобы принизить значение намаза в его глазах и убедить его перестать молиться.

Если же шайтану это не удается, и человек вопреки его наущениям встает на намаз, враг Аллаха подбирается к нему, встает между ним и его сердцем и заставляет его думать о том, о чем он даже не помышлял до намаза. Со временем человек забывает о своих нуждах и проблемах, но во время намаза шайтан напоминает ему о них, желая занять ими его сердце и отвлечь его от мыслей о Великом и Могущем Аллахе, чтобы он не смог вложить в намаз всю свою душу и получить такую же награду, как тот, кто всем сердцем предается своему Господу, стоя на молитвенном коврике. Так, после намаза человек остается с тем же грузом грехов, что и до него, ибо намаз снимает это тяжкое бремя только с тех людей, которые совершают его должным образом, предаваясь Всевышнему Аллаху и телом, и душой.

После намаза преданный раб Аллаха ощущает легкость души, чувствует, что с его плеч упало что-то тяжелое, обретает душевный покой и радость. Он не желает, чтобы намаз заканчивался, потому что намаз – это услада его глаз, радость его души, рай в его сердце и его отдохновение в этой жизни. Он чувствует себя словно в темнице, пока не встанет на намаз. Он отдыхает во время намаза и никогда не отдыхает от него. Любящие Аллаха люди говорят: «Давайте совершим намаз, дабы обрести в это время покой». Точно также говорил их имам и пророк, мир ему и благословения Аллаха, примеру которого они всегда следуют: «О Билял, возвести о начале намаза и дай нам обрести в нем покой!». Ведь он не сказал: «Дай нам отдохнуть от него». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Свое отдохновение я нахожу в намазе».

Так, если единственным отдохновением посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был намаз, то как бы он обходился без него?

Как вложить душу в намаз?

Человек может вложить в намаз всю свою душу и предаться мыслям о Великом и Могущем Аллахе только тогда, когда одолеет в себе свою страсть и низменные желания, иначе страсть охватит его сердце, и шайтан займет в нем свое место, и как ему тогда освободиться от соблазнов и посторонних мыслей?

Человеческие сердца можно разделить на три вида:

1. Сердце, в котором нет веры и ничего хорошего. Это черное сердце, которое не искушает даже шайтан, потому что он уже поселился в нем и делает с ним, что пожелает.

2. Сердце, в котором вера зажгла свою лампу и осветила его своим светом. Однако в нем еще присутствует тьма страстей и бушуют ураганы низменных желаний. Шайтан то подступается к нему, то убегает, временами искушая его, и война между ними ведется с переменным успехом. Такого рода сердца сильно отличаются друг от друга. Одни из них чаще побеждают своего врага, другие – проигрывают ему, у третьих за каждым поражением следует победа.

3. Сердце, наполненное верой и озаренное его светом. С него спало покрывало страстей, рассеялась тьма, свет озарил его грудь, и все искушения сгорают от этого яркого света, не успев приблизиться к нему. Такое сердце подобно небу, охраняемому звездами: как только шайтаны приближаются к нему, на них обрушиваются пылающие звезды и сжигают их. Но ведь небо запретно для шайтанов не больше, чем сердце верующего, и Всевышний Аллах оберегает человека больше, чем небеса. Небо – это место поклонения ангелов и место нахождения откровения, на небесах хранится свет покорности и смирения. Сердце верующего – это вместилище единобожия и любви, познания и веры, и поэтому оно заслуживает, чтобы его оберегали и защищали от козней врага, дабы шайтан ничего не забрал из него, кроме как украдкой. Эти сердца подобны трем домам:

1. Дом царя, в котором он хранит свои сокровища, сбережения и драгоценности;

2. Дом раба, в котором он хранит свои сбережения, но это не царские сокровища и драгоценности;

3. Пустой дом, в котором нет ничего.

В какой из этих трех домов зайдет вор?

Абсурдно полагать, что он зайдет в пустой дом, потому что в нем нечего воровать. Как-то раз Ибн Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказали: «Иудеи утверждают, что шайтаны не искушают их во время молитвы». Ибн Аббас сказал: «А что делать шайтану с опустошенным сердцем?».
Трудно представить, что он зайдет в царский дом, потому что он хорошо охраняем и в нем много замков, – ни один вор не подойдет к этому дому. Да и как он может подойти к нему, если его охраняет сам царь, окруженный стражниками и войсками? И вору ничего не остается, как войти в дом раба, и именно на его дом он совершает налеты.

Пусть каждый благоразумный человек поразмышляет над этим примером и сохранит его в своем сердце, ибо это не так уж и сложно.
Сердце, в котором нет ничего хорошего, – это сердце неверующего человека и лицемера, это – дом шайтана, ибо он взял его себе, поселился в нем, сделал его своим жилищем и местом обитания. Что же ему воровать в собственном доме, в котором он хранит все свои сокровища и сбережения – сомнения, фантазии и искушения?

Какой шайтан осмелится приблизиться к сердцу, полному благоговения перед Великим и Могущим Аллахом, исполненному любви к Нему, стыда и страха перед Ним? Даже если шайтан и пожелает что-нибудь похитить из этого сердца, что ему брать? Его цель – похитить или отобрать что-нибудь, воспользовавшись невнимательностью раба Аллаха, которая обязательно присутствует в нем, ибо он – человек, а людям свойственна небрежность, забывчивость, растерянность и своенравность.

В сердце человека присутствует стремление к единобожию, желание познать Всевышнего Аллаха, любовь к Нему, вера в Него и в Его обещания. Но в нем также присутствуют страсть и низменные желания. Сердце человека постоянно подвергается то хорошему, то дурному влиянию. Иногда оно слушает голос веры, познания и любви к Всевышнему Аллаху, а иногда оно внемлет призывам шайтана и низменных желаний. Шайтан искушает такие сердца и сражается с ними, Аллах же помогает тем, кому пожелает:

«…победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха» (Семейство Имрана, аят 126).

Шайтан может одолеть раба Аллаха только с помощью своего оружия. Он проникает в сердце человека, находит там свое оружие, берет его в руки и начинает бой. Его оружие – это страсти, сомнения, несбыточные мечты и желания. Все это есть в сердце человека, и шайтан, проникая в него, находит там свое оружие в боевой готовности, берется за него и атакует. Если раб Аллаха обладает другим оружием – верой, с помощью которой он противостоит врагу и превосходит его, то он потребует от шайтана справедливости, а если нет, то победа будет за его врагом. Ля хауля, ва ля куввата илля би-Ллях! (Нет мощи и нет силы ни у кого, кроме Аллаха!). Тот раб Аллаха достоин порицания, который подпустит к себе своего врага и, распахнув перед ним двери своего дома, позволит ему войти, чтобы взять оружие, которое он затем направит против него самого.

Вопрос #100268: Лечение уас-уаса относительно очищения и молитвы.

Меня мучает очень сильный уас-уаса (наущения шайтана) относительно всех видов моего поклонения, особенно истинджы (очищение после посещения туалета). Я провожу много времени в туалете и уже ненавижу это место. Я начинаю плакать каждый раз, как вхожу туда и это все по причине сильнейшего уас-уаса. Меня мучают сомнения по поводу чистоты, например, когда я мою оскверненную часть тела, а затем этой же рукой прикасаюсь к чистому, то мне приходится мыть и чистую часть тела. Или когда вода, который я очищаюсь после туалета, попадает на мою ногу или другую часть тела, я начинаю сомневаться в своей ритуальной чистоте и поэтому мою и то место, куда попала вода.

Что делать? Многие говорят, что не нужно обращать внимание на уас-уас. Но я не знаю, как быть уверенным в чистоте. Если моча попадает на какое-либо место, то нужно ли его помыть? Если я не помою его, то меня будут мучить сомнения относительно собственной чистоты и действительности моей молитвы. С другой стороны, такое тщательное мытье очень тяжело для меня.

Еще один вопрос: Я часто думаю, что делать, если я решил преждевременно закончить молитву, малое или большое омовение? Иногда мне кажется, что подобные мысли не имеют значения и я просто завершаю начатое. Но иногда я думаю, что это портит мое поклонение и я прерываю его и начинаю заново. Этот вопрос тоже вышел из под моего контроля. Должен ли я продолжить молитву, малое или большое омовение, если в мыслях у меня есть намерение прервать их? Или я должен сделать их заново?

Эти мысли не покидают меня на протяжении всей молитвы. Что-то шепчет мне закончить ее, повторить или начать заново. Я очень устал, у меня нет сил. Будет ли моя молитва принята несмотря на эти сомнения? Как решить эту проблему? Пожалуйста, помогите мне, да благословит вас Аллах!

Ответ: Хвала Аллаху.

То, о чем вы рассказали, является уас-уасом, потому что очищение и молитва – простые действия, не требующие такого беспокойства. Религия Аллаха легка и не приносит затруднений. Аллах говорит:

«Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии.» аль-Хаджж, аят 78.

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения.» аль-Бакара, аят 185.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь, и обращайтесь к Аллаху за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи». См. аль-Бухари, 39.

Лечение уас-уаса заключается в следующем:

1. Постоянное поминание Аллаха, Свят Он и Велик;

2. Обращение к Аллаху с просьбой вылечить и избавить вас от этой проблемы;

3. Полное игнорирование уас-уаса. Если вы посетили туалет и затем очистились, то немедленно уходите и не обращайте внимание на то, коснулась ли ваша рука чистой части тела после прикосновения к нечистоте, или попали ли капли воды от истинджы на ногу или другую часть тела. Основа в том, что все считается чистым и сомнения в том, что тело или одежда прикоснулись к нечистоте, не влияют на это. Ваше тело, одежда, место молитвы и другие вещи считаются чистыми, пока нет твердой уверенности в том, что они осквернены. Что касается сомнений, вашего воображения и уас-уаса, то не следует обращать на них внимание.

Очищение и удаление нечистот делается при помощи воды и омовения интимных частей тела; необязательно мыть то, что их окружает, поэтому не обращайте внимание на капли воды, которые попали на другие части тела. Будьте уверенны, что вы находитесь в состоянии ритуальной чистоты и ваша молитва действительна и будет принята, если этого пожелает Аллах Милосердный и Добрый, Который проявляет Свою милость даже к грешникам, что же тогда говорить о Его послушных и любящих рабах?

Что касается вашего решения прекратить омовение или молитву, то оно не имеет значения и вы должны игнорировать подобные мысли, продолжая совершать омовение и молитву. Нет причины прерывать акт поклонения и наущения шайтана не влияют на поклонение, хвала Аллаху. Какие бы мысли вас не посещали, будь они связаны с прекращением или повторением акта поклонения, вам не следует обращать на них внимания. Продолжайте поклоняться и просите Аллаха принять ваше поклонение, потому что вы сделали все возможное, что требовалось от вас, и Аллах не обременяет человека сверх его возможностей.

Помните об этих советах, продолжайте поклоняться и игнорируйте уас-уас, воистину, это козни шайтана, а козни шайтана слабы, как сказал нам Аллах. Будьте уверены, что уас-уас исчезнет, если вы не будете обращать на него внимание. Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.

Мы просим Аллаха помочь вам подчиняться Ему, сделать вас счастливым посредством поклонения Ему и избавить вас от вашей трудности.

И Аллах знает лучше.

Вопрос #116917: Следует ли повторить суру “Фатиха” в намазе, если человек не был сконцентрирован во время ее прочтения?

Одна сестра читает суру Фатиха в намазе, затем начинает читать то, что может из Корана, но иногда, если она понимает, что она не сконцентрированно прочла Фатиху, то возвращается назад и начинает читать суру заново, затем она читает, то, что может из Корана и затем продолжает свою молитву. Это допустимо?

Ответ: Вся хвала Аллаху.

Не предписано повторять прочтение суры Фатиха в одном ракате. Если эта сестра не смогла сфокусироваться должным образом при прочтении Фатихи, а затем поняла это, то она должна сконцентрироваться на оставшейся части молитвы. Если она будет поступать так, то вскоре она привыкнет совершать молитву с вниманием и правильной концентрацией, инша-Аллах.
В отношении повторения чтения Фатихи, есть опасность, что это приведет к уас-уаса, и она не сможет совершать молитву без того, чтобы повторить Фатиху несколько раз. Наущение является болезнью и злом, от которого следует остерегаться.

Сказано в “аль-Инсааф” (2:99): «Макрух повторять Фатиху. Это наше мнение, и мнение большинства наших последователей, и об этом говорилось однозначно многими из них. И было сказано, что подобное аннулирует молитву».


Итак, ситуация, когда, кажется, что тахарат испорчен бывает. Бывает она по разным причинам, какие-то ощущения в животе, кажется, что вышел воздух, что, по сути, портит омовение, но в то же самое время уверенности на сто процентов нет. Неуверенность в чем-то это и есть сомнение.

В таких ситуациях, особенно, когда они происходят во время поклонения (намаза) человек в полном смысле этого слова входит в некий ступор: сомнение относительно его чистоты, и продолжение молитвы уже под вопросом.

В таких случаях полезно знать некоторые установления в шариате, которые помогают быстро сориентироваться в сложившейся ситуации. Одно из правил установленных в исламской юриспруденции гласит: «Сомнение не устраняет уверенности». Это правило выведено исламскими учеными из следующего изречения Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: "Если кто-нибудь из вас почувствует, что в животе у него что-то есть, но ему будет трудно определить, вышло из него что-нибудь или нет, пусть не покидает мечети до тех пор, пока не услышит звука или не ощутит запаха". (Приводится в сборнике Муслима от Абу Хурайры).

Под словами «мечеть» в хадисе подразумевается молитва, о чем повествуют другие хадисы на эту же тему.

Предотвращая все сомнения или недопонимания стоит отметить, что услышать звук или ощутить запах в этом случае не является условием к порче омовения, напротив, как только есть уверенность, что тахарат испорчен даже без звука или запаха, подобно выходу капли мочи, мази или вади, то в таком случае необходимо прервать молитву и заново совершить омовение. Речь о том, чтобы услышать звук или ощутить запах относится только к моменту сомнения и только для того, чтобы от него избавиться, поскольку, если избавиться от сомнения, то наступит уверенность, которая необходима для правильного и комфортного совершения молитвы.

Все положения и установления в исламе направлены на то, чтобы освободить человека от наущений шайтана. В большинстве случаев именно шайтаном внушается сомнение относительно поклонения или относительно того, что предшествует поклонению. Посеять зерно сомнения это смысл наущений шайтана и его цель. Поэтому мусульманину не стоит следовать сомнению в поклонении или во взаимоотношении с людьми, всегда должна быть уверенность в правильности действия, и если момент сомнения настал, мусульманин должен определиться в своей большей склоняемости к уверенности. Если следовать сомнению хотя бы изредка, то со временем сомнение станет навязчивой идеей и болезнью, от которой избавиться будет очень трудно.

Главной вывод, который нужно сделать, узнав это правило:
Если появляется сомнение в чем-либо, которое противоречит уверенности, следует придерживаться того, в чем есть уверенность, и действовать исходя из уверенности, отбрасывая сомнительное.

Loading...Loading...