Стадии углубления медитации. Добро пожаловать в великий путь от блаженства к пустоте

– основная духовная практика, ведущая к состоянию Будды. В этой статье я кратко изложу основы буддийского учения «Вишуддхи магга» – о восьми стадиях медитации . Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена – «Многообразие медитативного опыта».

Путь очищения

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие-сознание-блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке – как символ высшей исконной реальности чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами используют духовные имена в связке с термином «ананда». Например, Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой», Муктананда - освобождением, Брахмананда - Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. у него нет привязанностей и соответственно - нет цепляний за конкретные состояния. Умалчивают, как я полагаю, чтобы искатели двигались хотя бы ради попутных временных целей. Ведь настоящая цель - это избавление от страданий.

Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации – в нирване присутствует тончайшее блаженство. Вряд ли это так, потому что мастера о нирване говорят, как о явлении за пределами всех возможных переживаний и характеристик. Даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно – есть оно или нет, потому что как только начинаешь им увлекаться, медитация обращается в блуждания ума, и блаженство уходит.

«Вишуддхи Мага» можно перевести как «путь очищения». Это учение – один из главных буддийских текстов по медитации. Практика в нем разделяется на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, которые сопутствуют медитации практикующих в той последовательности, в какой они перечислены ниже.

Стадии медитации

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации. Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне». Практика становится устойчивой.

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны - это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Восьмая стадия медитации - состояние «ниродхи» - ни существования, ни отсутствия существования.

Разночтения

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, т.к. полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, т.к. на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

Одно можно сказать наверняка - теоретическая сторона не столь важна, как практическая - она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. . Путаница в терминологии не должна вызывать волнений. В практике разных людей в зависимости от данных подсознания могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой.

Говорят, что высший пилотаж осознанности и медитации – это «сахаджа самадхи» - пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации – даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к простым смертным.

Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства - все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.

Вопрос: Какие существуют стадии медитации?

Шри Чинмой: Есть три стадии: концентрация, медитация и созерцание. Они как три ступени лестницы, лестницы устремления.

Мы начинаем с концентрации. Концентрируясь, мы фокусируем свое внимание на конкретном предмете и становимся полностью одним с этим предметом. Если концентрация очень глубокая, тогда не может быть ни мысли, ни йоты мысли внутри и вокруг. Человек и объект его концентрации - одно.

Концентрация - это динамичная воля ума, которая действует в нас для немедленного принятия света и отвержения тьмы. Она также пробуждает внутри нас планы сознания, которые еще не пробуждены. То, что способна сделать концентрация в жизни устремления, - невообразимо. Она может легко отделить Небеса от ада, чтобы мы могли жить в бесконечном восторге Небес, а не в постоянных волнениях, беспокойствах и муках ада, пока мы здесь, на земле. Если есть способность хорошо концентрироваться, мы совершим быстрый прогресс. Если фокусировать все свое внимание на определенном объекте, если войти в него умом, можно раскрыть и проявить скрытую, конечную Истину внутри этого объекта. Сейчас мы жертвы темных, мрачных, разрушительных и злых мыслей, но придет день, когда в силу своей концентрации мы почувствуем, что беспокоящие мысли боятся нас. В концентрации мы работаем ради немедленного результата, но медитация не заботится об успехе в этом смысле. Медитация лишь хочет войти в Простор и плавать в безбрежном море Покоя, Света и Блаженства. Медитируя, нужно чувствовать, что входишь в нечто безбрежное и бесконечное: безбрежный океан или бесконечное, голубое небо. Мы стараемся погрузиться в безграничное и безмерное. Все вокруг нас - бесконечное голубое небо, где царствует всевышний Покой. Сначала нужно почувствовать это, а затем стать полностью одним с самим Простором. Концентрируясь, мы до определенной степени используем ментальную силу воли. Но в медитации мы пользуемся психической силой воли, силой воли души. В медитации мы идем за пределы царства ума, потому что ментальная способность очень ограничена. В высшей, глубокой медитации деятельность ума приостанавливается.

Концентрация подобна стреле, поражающей цель. Концентрируясь, мы нацеливаемся на что-то с динамичным отношением. Но медитация - спокойная, божественная, одухотворенная и возвышенная. Медитируя, мы достигаем тихого, спокойного и безмятежного ума - без мыслей. В это время нужно полностью контролировать появление мыслей и не позволять ни единой нездоровой мысли входить в ум. Ум свободен и спокоен, ни хороших, ни плохих мыслей, совсем ничего. Все существование человека становится пустым сосудом. Когда этот сосуд абсолютно пуст, всем своим внутренним существом призываешь бесконечный Покой, Свет и Блаженство, чтобы они вошли в этот сосуд и наполнили его. Это медитация.

Затем следует созерцание - последняя стадия перед осознанием Бога. С созерцанием входишь в самадхи и трансцендентальное Сознание. Созерцание - нечто чрезвычайно трудное для начинающих в духовной жизни, но в конечном счете начинающий становится опытным и тоже знает, как созерцать, поскольку без созерцания никто не может осознать Высшее. В созерцании находишься одновременно в глубокой концентрации и высокой медитации. Мы утрачиваем так называемое внешнее существование, которое связывает. В это время здесь нет ума, как будто физический ум и не существовал. В созерцании становишься всецело единым с универсальной Волей Бога, трансцендентальной Волей, которая играет роль и действующего, и действия. Когда находишься в созерцании, действующий и действие становятся всецело одним. Познающий, знание и познанное становятся одним.

В созерцании сливаешься с внутренним потоком, все - один поток сознания. Сознание струится от основания стоп до макушки головы. Ты чувствуешь поток сознания всем телом, чувствуешь себя самим сознанием. Ты становишься неотъемлемой частью бесконечного Сознания, вечного Сознания, бессмертного Сознания. В высшей стадии созерцания ты становишься всецело одним с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием.

Есть два типа сознания. Одно - связанное землей сознание, другое - безграничное сознание, бесконечное Сознание. Когда мы ограничены, мы остаемся едиными со связанным землей сознанием. Здесь мы видим «мы» и «мое». Но безграничное Сознание, которое струится внутри твоего существа, - одно с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием. Созерцая, ты чувствуешь, что имеешь дело не с той Бесконечностью, что вокруг тебя, а с той, что внутри тебя.

Вы скажете: «Мое тело - всего лишь пять футов восемь дюймов высотой, как же я могу вместить в себя Бесконечность? Это полный абсурд». Но нет, вы не должны чувствовать себя телом, вы - душа. Наши индийские священные писания говорят, что душа не имеет ни рождения ни смерти, ни начала ни конца. Это то, что постоянно движется - движется, струится, проявляет бесконечную Истину. В созерцании мы всецело отождествляемся со своей душой и идем к высшему, и простираем свои крылья. Из конечного мы входим в бесконечное, мы входим в мир Покоя, Света и Блаженства, где есть прямое единство с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием.

Бесконечность. Слово, казалось бы, приходит из вашего воображения. Что такое Бесконечность? Постарайтесь почувствовать то, что собирается освободить вас от невежества. Сейчас мы барахтаемся в удовольствиях невежества, но Бесконечность это нечто, что освобождает нас из сетей невежества.

Вечность, что это? У нас есть две жизни - обычная человеческая жизнь, где мы остаемся на земле пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет, и вечная Жизнь. Вечная Жизнь существовала до нашего рождения; она существует в этот короткий отрезок нашей жизни; она проходит через черный тоннель смерти. Затем она снова входит в свой собственный Источник. Когда вы думаете о Вечности, чувствуйте, что это то, что предшествует всему и в то же время будет сменять все.

Бессмертие. Ничто не постоянно на земле. Сегодня кто-то очень красив, завтра его красота поблекнет до незначительности. Сегодня кто-то очень известен в мире, завтра его известность будет забыта. Неважно, как велики мы или возвышенны, пасть смерти рано или поздно поглотит нас. Что же делать? Мы должны чувствовать Бессмертие Сознания. Когда конечное сознание становится единым с бесконечным, оно становится бессмертным. Когда конечное сознание становится бессмертным, тогда здесь, на земле, может происходить божественная игра Бога, и Бог может быть реально исполнен.

Когда вы созерцаете, вы чувствуете, что имеете дело с тремя возвышенными, значительными истинами: Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием. В созерцании ваше тело, витал, ум и сердце не действуют раздельно. Они становятся одним целым. Они полностью едины и, как послушные дети, прислушиваются к велениям души. Когда они прислушиваются к душе, вы становитесь самой душой, и это истинное созерцание.

Описание последовательных стадий, наблюдаемых при медитация

Описание стадий

Желающему испытать все то, что может дать человеку медитация, с самого начала следует уяснить: это не решение математической задачи и не отжимание от пола. Не столько важен результата, сколько попытка его достижения. Уже в древнейших индийских источниках прямо говорится о том, что каждое осуществление попытки достижения сатори гораздо важнее, чем действительное переживание этого состояния.

Отсюда должна быть ясна вся значимость первой стадии – то есть самого факта начала медитативной практики. Человек, выделяя время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. Уже сама такая позиция по определению является антиподом столь распространенной среди нас «душевной лености», апатии, безразличия и, как. результат, неумолимого духовного регресса.

Второй вехой на пути является возникновение более чем обычно выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя стабильное состояние углубленной релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, в котором метаболические процессы обмена несколько замедляются – тому есть экспериментальные подтверждения, описанные в соответствующей литературе.

Третья стадия характеризуется достижением способности совершенно отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом «покоящимся в себе зрителем». Это состояние пассивное, и характеризуется оно, прежде всего, безличностью наблюдения, при котором медитирующий «сосуществует» с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому что аналитический компонент сознания выключен.

В какой-то степени сродни этому ощущению явление так называемого дорожного гипноза. Ему подвержены водители на монотонных скоростных автомагистралях. Если дорожные столбы стоят на определенном расстоянии друг от друга, то при какой-то постоянной скорости этот периодический раздражитель зрительного анализатора входит в резонанс с биоритмами головного мозга. Человек может заснуть, видеть сны наяву, а в отдельных случаях резонанс даже вызывает внезапный судорожный припадок по типу эпилептического.

Данный феномен многократно и подробно описан и приводится здесь лишь как пример, в самых общих словах. Важно только заметить, что в подавляющем большинстве случаев водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; т. е. это состояние не является сном как таковым: при возникновении критической ситуации водитель реагирует на нее адекватно.

Наконец высшей ступенью медитативного опыта является достижение «просветления», или «состояния сверхсознания».


Можно привести массу характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени – суть внешние, не главные проявления. Интенсивность переживаний просто не поддается словесным формулировкам – об этом говорили еще за тысячелетия до нашей эры и продолжают говорить по сей день все, кто испытал «сатори».

И тем не менее определенные моменты являются достаточно общими, что дает возможность представить их в виде схемы.


Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность); ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части всей Вселенной (в философии это называют союзом микрокосма (человек) с макрокосмом (вселенная); непередаваемость ощущений словами; G изменение пространственно-временных соотношений; обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности; легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью, очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений. Что небезынтересно - очень часто случается так, что скука и обилие отвлекающих мыслей в начале сеанса предшествуют более глубоким переживаниям в процессе медитирования. Потому и нельзя позволять себе раздражаться из-за навязчивых мыслей – они неизбежны, и следует лишь научиться мягко отодвигать их в сторону, вновь и вновь возвращаясь к выбранному для концентрации объекту.

Медитация и оценочный подход вообще практически несовместимы между собой. Любая оценка немедленно активизирует парадигму «успех – неуспех», что не имеет никакого смысла с позиций медитативной практики, как это было уже показано выше.

Иное дело, что вполне можно перечислить компоненты, однозначно способствующие медитации: спокойное окружение; удобная поза; все, что может облегчить для вас лично концентрацию на избранном для этого объекте (музыка, свет, цвет, запах); наконец уверенная изначально пассивная установка.

Спокойное окружение при медитации

Это отсутствие внешних стимулов, которые могут помешать вхождению в состояние медитации. Место для упражнений, отвечающее данному требованию, порой бывает нелегко найти, но вы должны проявить определенную изобретательность. Очень важно учитывать такую возможность для нивелирования отвлекающих моментов, как звук – лучше всего для одних подходит музыка, для других – постоянный монотонный шум (гудение вентилятора или кондиционера). Ровный шум низкой или умеренной силы уже сам по себе нередко оказывает релаксирующее воздействие. Кроме того, можно закрыть глаза повязкой и (или) использовать "затычки для ушей с целью блокировки внешних раздражителей. Но все это, как показывает опыт, может потребоваться лишь на самых первых (и самых трудных) шагах к. овладению медитативной техникой.

Удобная поза во время медитации

Удобная поза – второе из перечисленных условий для физически пассивной медитации. Мышечное напряжение и скованность однозначно препятствуют процессу медитации. В самом начале обучения необходимо искать такое положение, которое максимально комфортно для вас и при котором, вместе с тем, большая часть веса тела имеет под собой прочную опору. Исключением являются лишь голова и шея. Однако какое-то физиологичное мышечное напряжение должно сохраняться, в противном случае возможно засыпание. Но если держать спину выпрямленной, а голову и шею – без опоры, то это поддержит достаточное мышечное напряжение, которое одновременно не является заметным и обременительным. Недаром классическая поза для медитации в индийской традиции – это широко известная поза «лотос».

Объект концентрации

Наличие объекта концентрации – это не просто условие, без него медитация вообще невозможна как таковая. Именно этот компонент является связующим звеном для всех форм медитации, в том числе и методик с использованием какого-то рода физической активности – как, скажем, в йоге. Только концентрация на чем-либо дает возможность изменить свой привычный способ мышления.

Ее еще нередко называют по-другому – «пассивной волей», или «пассивным вниманием». Очень многие приверженцы медитации утверждают, что это один из наиважнейших элементов. Что же означают данные термины? Суть в том, что, имея такую установку, вы должны как бы «позволить» медитативному процессу возникнуть – в противоположность тому, чтобы стремиться его хотя бы отчасти контролировать. Вы можете достичь успеха лишь после того, как прекратите активное воздействие на свой внутренний мир и откажетесь от всякого вмешательства в происходящие там изменения.


Правильность пассивной установки можно попытаться определить самостоятельно. Ниже перечислены типичные вопросы, которые задает себе новичок, пытающийся медитировать прежде, чем необходимая установка была достигнута.

«Все ли я делаю правильно?»

«Сколько времени это займет?»

«Как определить – получается хоть что-то или нет?»

Озабоченность этими и подобного рода вопросами говорит о том, что вы пока целиком сосредоточены не на самом процессе, а на внешних результатах – пассивная установка отсутствует. Это указывает на ваш чрезмерно аналитический подход, что недопустимо. Чем больше вы станете размышлять над такими вопросами, тем меньше вероятность успеха.

Необходимо усвоить, что любого рода отвлекающие мысли являются совершенно нормальным компонентом вхождения в медитацию, и появление их неизбежно. Но при пассивной установке вы учитесь, распознавая отвлекающие мысли, безо всякого раздражения возвращать свое внимание к объекту концентрации.

Очень многие люди, недостаточно знакомые с природой и происхождением медитации, часто путают медитацию с конкретными формами ее использования.

Способы медитации представляют собой лишь набор приемов, заимствованных из древневосточной философии, иногда – в сочетании с современными релаксационными методиками.

Хотя медитация чрезвычайно широко используется в рамках отдельных специфических религий, утверждение, что медитации представляют собой религиозный обычай, равносильно тому, что вино является религиозным средством только из-за того, что во многих религиях оно используется для церемоний. Потому что медитация – это, прежде всего, эффективный способ успокоения разума, позволяющий как минимум уменьшить тревогу и снять стрессовое напряжение.

Неправильно могут быть поняты как теоретические, так и чисто практические аспекты медитации – это понятно, поскольку само понятие медитации, как видим, определить довольно нелегко. Однако всегда следует помнить о том, что медитация не есть физиологическое состояние. Она не является также каким-то особым психологическим состоянием, и мало отношения имеет к религии.

Если меня спросят, что важнее всего для достижения долгосрочных результатов, я без раздумий отвечу – внутренний контроль. Он не позволит эмоциям взять над вами верх, вы будете чувствовать себя гораздо увереннее и сможете продвигаться к намеченным целям, делая регулярные усилия.

Важнейший инструмент для развития внутреннего контроля – это медитация . Это слово может ассоциироваться у вас с эзотерическими практиками, однако это далеко не так. Медитация – это просто сосредоточение или концентрация на чем-либо. Чтобы овладеть этим инструментом необходимо знать, как медитировать.

Я занимаюсь медитацией уже больше двух лет, поэтому не понаслышке знаю о том, какой эффект она способна принести. Это действительно отличный способ поддержания внутреннего равновесия и развития чувства уверенности. Она помогает , лучше понимать собственные мотивы, а также заметно улучшает способность концентрироваться. Все это приводит к повышению продуктивности и способности не останавливаться на пути к целям.

7 этапов, как научиться медитировать новичку в домашних условиях

Когда вы начнете практиковаться, может сложиться ощущение, что медитация – это очень сложный процесс, который может получиться только у шаолиньских монахов. На самом деле, достичь совершенство в данном упражнении можно, как мне кажется, только через несколько десятков лет занятий, однако и неправильное выполнение несет много пользы.

Поэтому просто поймите, как правильно медитировать, и стремитесь к этому состоянию. А честно признаюсь, что мне самому далеко до идеала , однако я ощущаю огромный положительный эффект. Вы и сами его заметите, если будете сравнивать состояние в те дни, когда медитировали и когда пропускали занятия.

1 этап – примите решение

Психология человека устроена таким образом, что наилучший результат он будет получать только в тех случаях, когда полностью осознает свои действия, то есть понимает, к чему он стремиться и как именно это сделать. Поэтому постановка очень важна для достижения результата, ей не зря уделяют столько внимания.

Что касается медитации, то тут никаких целей ставить не нужно, вы просто должны принять решение о том, что будете ею заниматься. Можете сказать это вслух или просто мысленно представить, что данный инструмент позволит вам решить множество проблем и стать лучше. Важно осознать, зачем вы это делаете – только тогда будет получен действительно хороший результат.

2 этап – выберите место и время

После того, как вы сделаете осознанный выбор, необходимо задать критерии. В большинстве статей про то, как научиться медитировать, говориться о тихих и спокойных помещениях. Я согласен с данной точкой зрения, так как сосредоточиться в обстановке, когда вас ничего не отвлекает, действительно проще.

Однако далеко не у всех есть возможность находиться в таком помещении. Допустим, если вы мама в декрете, которую постоянно отвлекает ребенок или очень многое работаете, поэтому нет свободного времени, чтобы заглянуть в пустынное место. Что делать в таких случаях? Все просто: медитируйте, где будет максимально удобно.

В случае с мамой, это может быть место возле кроватки ребенка, после того, как он уложен спать и необходимо немного подождать. Если это работающий человек, то место медитации может служить общественный транспорт или даже душевая.

Это заметно усложняет задачу, поэтому я рекомендую первую неделю пробовать все-таки классические варианты с отдельной комнатой, где вас никто не отвлекает. Это необходимо, чтобы вы лучше поняли процесс и смогли сосредоточиться в обстановках, где присутствует множество отвлекающих факторов.

Что касается времени, то тут можно ориентироваться на:

  • Свободное время;
  • Время, когда вы только проснулись или ложитесь спать;
  • Время, когда вам нечем заняться (общественный транспорт, ненужные пары и т.д.);
  • Перед началом основной работы (отлично помогает сосредоточиться);
  • Временем между помодоро и т.д.

То есть, тут конкретных рекомендаций нет, но если придерживаться классическим правилам, то лучше всего медитировать с утра и в дневное время. Перед сном многие не рекомендуют это делать из-за прилива сил, связанного с концентрацией и ясностью ума. Однако у меня отлично получается засыпать и в этом случае. Если вы хотели понять, как медитировать дома, то начните с этого варианта, а затем подстройте график.

3 этап – определитесь с частотой занятий

Начинающие часто задают вопрос о том, как часто нужно заниматься. Нужно понимать, что медитация – это не спорт и тут нет периода суперкомпенсации, чтобы говорить о каких-то более или менее точных прогнозах. Опять-таки, в классическом варианте рекомендуется медитировать два раза в день по 10-20 минут. Обязательно ли соблюдать это правило? Конечно, нет.

Я рекомендуют вам начать с 5-10 минут один раз в день. Поверьте мне, даже такой частоты на начальном этапе хватит, чтобы вы прочувствовали результат. Позанимайтесь хотя бы неделю и сами все увидите. Затем попробуйте медитировать дважды в день, а также увеличивать время нахождения в медитативном состоянии. Вы сможете принять окончательное решение только после практики.

Лично я стараюсь медитировать каждый день, но делаю это не по расписанию, а когда мне необходимо сосредоточиться на каком-либо деле или принять решение. Также я стараюсь погружаться в это состояние с утра, чтобы настроить на весь день. Но, стоит отметить, что даже если я медитирую днем, разницы особой нет. А вот прекращение занятий сказывает практически моментально: 1-3 дня. Сразу наступает какая-то апатия, ничего не хочется делать, я больше откладываю дела на потом и т.д. Кстати, я заметил это только после 2 лет практики, так что данный опыт очень важен.

Также многие рекомендуют заниматься в одно и то же время. Якобы мозг будет настраиваться на занятие в выбранный временной промежуток. Я бы оспорил это утверждение, но оно не лишено смысла с другой точки зрения – вы выработаете привычку и вам будет гораздо легче заставлять себя медитировать. Если бы я писал книгу о том, как медитировать для начинающих, я бы тоже включил данный совет. Опять-таки, если у вас нет проблем с самодисциплиной, то можете проигнорировать его.

4 этап – окончательно подготовьтесь

Теперь более подробно рассмотрим процесс подготовки. Это важно, чтобы понять, как медитировать дома для начинающих. Вам необходимо поставить таймер. Это рекомендуется делать для того, чтобы самостоятельно отслеживать результаты и выявлять оптимальную продолжительность. Во время медитации время летит по-другому, поэтому позанимавшись полчаса вы с удивлением можете обнаружить, что прошло всего 10-15 минут (так было со мной вначале).

Конечно, можно обойтись и без таймера. Однако я рекомендую это делать хотя бы через месяц после начала занятий. Когда вы уже точно сможете понять, что достигли того эффекта, какого желали. Лучше все-таки фиксировать и анализировать продолжительность и результаты. Так у вас будет больше мотивации, и вы действительно сможете прочувствовать эффект.

Кстати, скоро выйдет просто очумительная статья о том, как сделать очень много дел и при этом не испытывать чувства лени. Если вы не хотите пропустить ее — подпишитесь на обновления .

Я рекомендую заниматься в тишине, однако подходящая музыка также может вам помочь. Что значит «подходящая музыка» — это классические композиции, обязательно без слов и желательно со спокойным мотивом. В интернете можно найти специальные треки, а также можно просто найти традиционные азиатские мотивы. Музыка очень важна, если вы, например, медитируете, пока едите в общественном транспорте на работу или учебу.

Также я рекомендую проветривать помещение. Дело в том, что во время медитации необходимо следить за дыханием. Если будет слишком душно, то результат может получиться негативным. Свежий воздух позволит вам расслабиться, охладиться и легче дышать. Конечно, данный пункт подходит только в тех случаях, когда нужно понять, как медитировать в домашних условиях.

5 этап – примите позу или как начать медитировать

Перейдем к практике. Займите максимально удобное положение. В классическом варианте предполагается поза лотоса (сидя на седалищных косточках, выпрямить спину, направить подбородок вперед, а ноги сложить таким образом, чтобы колени находились на бедрах). Однако это сложное положение, особенно для неподготовленного человека, да и не во всех местах можно позволить себе такое положение сидя, поэтому я предлагаю несколько альтернатив:

  • Сидя на ступнях (подогнуть под себя и сесть на пятки);
  • Сидя на стуле с прямой спиной;
  • Стоя, расправив плечи и выпрямив плоскость подбородка;
  • Просто удобное сидячее положение с прямой спиной;
  • Самое главное в позе в рамках статьи о том, как медитировать, это ровная спина и устойчивое положение.

Очень важно, чтобы поза было осознанной и ровной. То есть, выбрав какое-то положение, старайтесь придерживаться его в течение всего времени. Не сгибайте спину, даже если будет все болеть и ныть (со временем привыкните), не расслабляйте ноги и так далее. Это также важно и даже будет помогать вам, хоть вы и не сразу поймете это.

Йога сама по себе является медитационной техникой. Конечно, ее классическое представление, а не современные вариации для ленивых и особо ленивых. В отличие от других техник, здесь основная концентрация идет на теле и позах. Именно поэтому эффект от йоги сравнивают с эффектом от длительной медитации. Можете попробовать этот вариант, если есть возможность и желание. Скорее всего, я рассмотрю эту тему более подробно. Если не хотите пропустить – обязательно подпишитесь на обновления .

6 этап – как правильно медитировать для начинающих

Теперь подробнее поговорим о самой технике. Их существует огромное множество и при желании они все легко находятся в интернете. В рамках данной статьи я рассмотрю лишь основные и те, которые подходят для начинающих. Допустим, далеко не каждый сможет представить в уме огонь и полностью визуализировать эффект от него, однако такая техника есть.

Итак, в классическом варианте того, как медитировать в домашних условиях, необходимо следовать следующим шагам:

  1. Закрыть глаза;
  2. Глубоко вдохнуть;
  3. Очистить разум от всех мыслей;
  4. Сделать медленный выдох;
  5. Продолжить дыхательный процесс, концентрируя внимание на вдохах и выдохах;
  6. Следить за тем, чтобы разум оставался чистым;
  7. Если возникают какие-то мысли, их необходимо зафиксировать и убрать из разума;
  8. Вначале можно проговаривать про себя «вдо-о-ох» и «вы-ы-ыдох», однако лучше сосредотачиваться чисто на процессе;
  9. Внимательно отслеживайте ощущения, которые у вас возникают;
  10. Следите за тем, как поднимается живот и ребра, как очищается разум;
  11. Чтобы лучше понять, как медитировать новичкам, попробуйте вначале считать количество дыхательных цифрах – это позволит легче очищать разум;
  12. После того, как прозвенит таймер, сделайте еще несколько вдохов и выдохов и откройте глаза.

В идеале, после этого вы должны расслабиться и полностью очистить разум. Хотя так бывает далеко не всегда. Однако даже если вам кажется, что у вас ничего не получилось, ЭТО НЕ ТАК. Даже самые неудачные медитации приносят огромный эффект по сравнению с тем, если вообще не медитировать.

7 этап – постоянно улучшайте результат

Используйте технику концентрации на дыхании хотя бы неделю, перед тем, как перейти к другим варианта – концентрации на мантре, на теле или на какой-то мысли. Это позволит лучше понять и осознать процесс. Также вы можете:

  • Увеличить время нахождения в медитации;
  • Увеличить количество повторений в течение дня;
  • Постараться добиться лучшего эффекта;
  • Попробовать сменить место для медитации;
  • Отслеживать результаты для выявления лучшего варианта и т.д.

Помните, что нет какого-то конечного результата, который позволит сказать, что вы полностью освоили медитацию. Нет, это просто инструмент вроде того же «помодоро», с помощью которого вы сможете добиться гораздо большего и стать более спокойным, уравновешенным и уверенным в себе человеком.

Выводы

Чтобы понять, как правильно медитировать дома, необходимо сделать осознанный выбор, найти место и время для занятий, определиться с частотой, подготовиться, принять позу, выполнить сам процесс и сделать анализ результатов. В принципе, ничего сложного, необходимо лишь применять данную технику на практике.

Помните, что отсутствие видимого результата не означает, что его нет совсем. Возможно, я сейчас говорю, как какой-нибудь эзотерик, но эффект действительно есть. Особенно его заметят те, кто никак не может сосредоточиться или взять себя в руки. Пробуйте, пытайтесь и у вас обязательно все получится.

Если у вас остались вопросы о том, как научиться медитировать в домашних условиях, задавайте их в комментарии. Возможно, я что-то упустил и написал неправильно? Также отметьте это под данным постом. И не забывайте подписываться на обновления блога . Пока!


Медитация означает быть в состоянии при отсутствии мыслей с полным осознанием.
Только с целью предварительного понимания различные последовательные стадии медитации могут быть отмечены следующим образом:
1. Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. Это известно как анапанасати. (В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости.) В том случае, когда какая-либо мысль уводит ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью.

2. На следующей стадии добавьте своё сердцебиение в своё осознанное отслеживание наряду с процессом дыхания. Это осознавание двух аспектов. Затем наступает отслеживание всего тела наряду с процессом дыхания. Это известно как кайануапассана. Здесь вы осознаёте каждое событие внутри вашего тела.

3. На следующей стадии увеличивайте своё осознавание ещё больше, добавляя к нему отслеживание всех звуков как внешнего, так и внутреннего мира. Пусть ваше осознавание становится ещё более интенсивным и обширным. Пусть оно перерастает в многоаспектное осознавание, что означает быть осознающим многие аспекты одновременно. Вы осознаёте своё дыхание, своё сердцебиение, ощущения в своём теле, различные звуки как внутри, так и вовне. Вы также осознаёте то, как воздух обдувает вашу кожу, различные ароматы в комнате и т.д. Когда вы просто укрепляетесь в этом состоянии, третий глаз открывается сам по себе, и вы начинаете видеть вещи непосредственно. Это известно как випассана, или “особое видение”. Многие медитаторы сообщают о различных переживаниях на этой стадии, известных как переживания, относящиеся к третьему глазу.

4. С отслеживанием мыслей и дальнейшим обострением этого осознавания, укоренение в состоянии при отсутствии мыслей становится лёгким. При этом выстраивается энергетический резервуар, так как отсутствует рассеивание энергии думающим умом. Когда вы всё больше и больше просто остаётесь в этом состоянии, энергия выстраивает пики, и затем она ниспадает обратно на себя. Это переживание просветления, при котором осознавание начинает осознавать само себя.
Благодаря этому становится возможным многомерное осознавание, и вы можете видеть различные вибрирующие вселенные (эфирную, астральную, каузальную (причинную) и т.д.), которые сосуществуют все одновременно, своим “множественным видением”. Это приносит понимание многообразия различных вибрирующих вселенных – грубых, тонких и наиболее утончённых. Вы понимаете все эти “согласованные реальности” как временные иллюзорные явления и отбрасываете все эти переживания прошлого, оставаясь полностью укоренившимися в нынешнем моменте. Это ниббана (на языке пали), или нирвана (на санскрите), – состояние при отсутствии желаний.

Чем выше интенсивность, тем меньше то время, которое требуется для прогресса в медитации.

Loading...Loading...