Возрождение креста господня праздник когда празднуется. История праздника воздвижение креста господня

Православный праздник Воздвижения Креста Господня отмечается Православной Церковью 27 сентября по новому стилю (по старому стилю - 14 сентября). Ему предшествует предпразднство (26 сентября). После него идут 7 дней попразднства - до 4 октября. Это значит, что в эти дни в богослужения вносятся соответствующему этому празднику элементы - читаются особые молитвы. В сам праздник совершается чин Воздвижения Креста, но только если службу ведет архиерей.

Чему посвящен праздник

Праздник Воздвижения посвящен важному событию - обнаружению римской императрицей Еленой в ходе раскопок Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

Затем патриарх Макарий, став на возвышении, поднимал (воздвигал) Крест, чтобы предоставить возможность как можно большему числу народа хотя бы увидеть святыню. От этого действия произошло название - Воздвижение.

Обратите внимание: В православном церковном календаре самыми главными праздниками являются двунадесятые (они названы так потому, что их двенадцать).

Двунадесятые праздники делятся на господские и богородичные, соответственно тому, посвящены они Господу Иисусу Христу или Пресвятой Богородице.

Читайте о Господских двунадесятых праздниках:

Воздвижение - Господский праздник. В отличие от некоторых других двунадесятых праздников, он непереходящий, то есть каждый год отмечается в одно и то же число - 27 сентября.

Часть Креста Господня в Иерусалиме

История праздника

А начиналось все так. Император Константин Первый, сын Елены, был подчиненным соправителем в Римской Империи. В государстве сложилось сложное положение с властью - было сразу несколько правителей. В Риме властвовал нечестивый Максенций, сын Максимиана. Максенций путем восстания в 306 году пришел к власти. Он угнетал народ большими налогами, а собранные средства расходовал на пышные развлечения и праздники. Христиан он гнал и убивал. Но его армия была велика, и Константин колебался в решении пойти войной на него.

Интересно: Максенций был язычником и искал помощи у ложных богов и идолов.

Константин же вспомнил, как его отец, Констанций, поклонялся Единому Богу, и решил молиться Ему. После нескольких часов усердной молитвы Константина посетило видение - ярко сияющий Крест на небе с надписью, которую можно перевести как «сим победиши». Знамение видели и многие приближенные воины. Затем на императора нашел глубокий сон, в котором он увидел Самого Спасителя, пообещавшему ему успехи в военных действиях, если он будет прибегать к помощи Креста и Его изображения. Проснувшись, император отдал приказ о повсеместном распространении изображения Креста - на доспехах, щитах и мечах воинов, на знаменах и т.п.

С того момента Константин молился перед битвами с войсками Максенция и стал одерживать победу за победой. Решающее сражение произошло в окрестностях Рима, у Мильвийского моста. Войска Максенция не выдержали и побежали с поля боя, сам он утонул в реке Тибр.

Императрица Елена отправляется на поиски святыни

Придя к власти, Константин объявил свободу вероисповедания и прекратил гонения на христиан. Позднее он принял решение найти одну из главных святынь христианской религии - Животворящий Крест, то есть Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Также было принято решение построить храм на священном месте Воскресения Христова.

Реализацией этих намерений занялась императрица Елена - мать Константина, с которой он состоял в тесных отношениях. Под влиянием сына она тоже приняла христианство.

Главная дата: В 326 году Елена начала путешествие в Иерусалим.

К тому времени облик Иерусалима претерпел значительные изменения по сравнению с периодом земной жизни Спасителя. В ответ на восстания против Римской власти 66 года полководец Тит захватил и разрушил Иерусалим. Великий храм был сожжен. Позднее пришел император Адриан, придерживавшийся древнеримской религии. Им был на священном месте установлен храм римской богини сексуальных наслаждений Венеры (Афродиты).

Все священные реликвии оказались под землей. Поэтому Елене пришлось предпринять трудные поиски.

Поначалу евреи лукавили и не хотели показывать местонахождение Креста Господня. Но под угрозой применения силы они указали на старика по имени Иуда, который обладал нужными сведениями. Иуда тоже долго сопротивлялся, но под пытками из него удалось выбить нужные сведения. Он указал место, на котором стоял храм Венеры и прочие языческие капища. Языческий храм был разрушен, и в этих местах были произведены тщательные раскопки.

Интересно: Вскоре появилось благоухание, указывающее, что поиски идут в правильном направлении.

Места Распятия и Воскресения Христова были обретены. Три креста и дощечка с надписями были найдены вблизи Голгофы.

Распятие Иисуса на Голгофе

Сведения из Евангелия

Согласно Евангелию, Иисус Христос был казнен вместе с двумя разбойниками, чьи кресты стояли слева и справа. Один из разбойников покаялся перед Господом и был прощен.

Древнееврейские обычаи предписывали орудие казни погребать вместе с казненным преступником. Но Господь был предан на казнь в соответствии с римским правом. Кроме того, погребение Его совершали ученики - ранние христиане. Они, конечно, не положили Крест в пещеру - Гроб Господень.

Испытание Креста

Теперь трудно было определить, на каком из крестов был распят Спаситель. Вопрос был решен путем испытания, предложенного патриархом Макарием.

В окрестностях жила одна женщина, уже долгое время страдавшая от неизлечимой болезни и находящаяся при смерти. Ее принесли, и сначала к ней приложили первые два креста, но ей не стало лучше. После приложения третьего Креста она мгновенно исцелилась (по другим данным, исцеление произошло, как только ее осенила тень от Креста).

Существует также версия, что при прикосновении к Святому Кресту воскрес умерший человек, уже приготовленный к погребению.

Столь убедительные доказательства не оставляли сомнений. Интересно, что старик Иуда, указавший место, сам принял христианство и впоследствии даже стал Иерусалимским патриархом, преданным на мучение при императоре Юлиане Отступнике.

Традиции поклонения

С того момента началось поклонение Животворящему Кресту. Вначале патриарх поднимал Его, чтобы как можно большее число людей смогло Его увидеть. При этом люди произносили одну из основных христианских молитв: «Господи, помилуй». На этой основе впоследствии был разработан чин поклонения Кресту в соборах, когда святыню поднимает над головой архиерей.

Из истории: Елена начала строить храмы в Иерусалиме и по всей святой земле.

Первой была построена церковь Воскресения на месте обретения Животворящего Креста. Всего было построено восемнадцать храмов в разных священных для христиан местах.

Точных сведений о последующей судьбе святыни нет. Известно, что она была разделена на частицы и разошлась по храмам во всем христианском мире. Первоначальное разделение на две части было осуществлено Еленой, которая часть отослала к Константину, а часть оставила заключенной в драгоценный ковчег на поклонение для народа в Иерусалиме. Толпы народа приходили в храм и прикладывались ко Древу. Возглавлял поклонение епископ. Но, несмотря на принятые строгие меры, разделение Древа на частицы продолжалось.

Из истории войны с Персией

В 7 веке, при императоре Фоке, святыня была похищена в ходе персидского нашествия и перевезена в Персию. Но преемник Фоки, император Ираклий, восстановил порядок. Вначале его военные действия против персидского царя Хозроя не увенчались успехом. Тогда он прибегнул к молитвам, постам и богослужениям.

Важно: Господь помог благочестивому правителю, и победа над персами состоялась.

В 628 году Святой Крест был возвращен в Иерусалим.

Тогда совершилось очередное чудо . Древо в храм понес на плечах сам Ираклий. Он был одет в царское облачение. Но при подходе к Лобному Месту почему-то царь не смог идти дальше. Тогда к патриарху Захарии пришло откровение, что мученический Крест надлежит нести в простой одежде и с босыми ногами. Ираклий переоделся в простую одежду и смог продолжить движение.

Крест был возложен на свое прежнее место в храме.

Дальнейшая судьба святыни

Можно утверждать, что Он пребывал там до времен крестоносцев (до 13 века). Дальнейшую Его судьбу проследить трудно.

На сегодняшний день только сохранились сведения, что многочисленные частицы Креста хранятся в различных христианских храмах и монастырях по всему миру. Точная достоверность каждой из частиц сегодня полностью доказана быть не может. Остается только принимать их как объект для поклонения.

Вот список храмов и монастырей, в которых хранятся частицы, в России:

  1. Благовещенский монастырь (Нижний Новгород);
  2. Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород);
  3. Воскресенско-Фёдоровский монастырь;
  4. Крестовоздвиженский монастырь (Екатеринбург);
  5. Покровский Александро-Невский монастырь;
  6. Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков);
  7. Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь;
  8. Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Самая большая по размерам из частиц хранится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме . Ее размеры составляют: 635 мм в длину, 393 мм в ширину, 40 мм в толщину. Частицы, пребывающие в России, имеют гораздо меньшие размеры.

Храм Гроба Господня, Иерусалим

Воздвижение - постный день

В простонародной речи название праздника на протяжении веков подвергалось разным искажениям - крестьяне называют его Вдвижением, Сдвижением и т.п. Смешавшись с народной памятью о языческих традициях, праздник оброс в среде крестьян многочисленными поверьями, не имеющими богословской ценности.

Важно: По церковному уставу, Воздвижение - это постный день, запрещены к употреблению продукты животного происхождения - мясо, птица, рыба, яйца, молочное.

Но, в отличие от некоторых других постов, растительное масло разрешено. На Руси особенно популярна в этот день квашеная капуста, приправленная растительным маслом.

О постах:

Смысл и традиции богослужения в этот день

Смысл этого праздника для православного христианина отличается от смысла Страстной Седмицы. В седмицу Страстей Христовых православные строго постятся и со страхом вспоминают о страданиях Спасителя. А на Воздвижение надлежит пребывать в духовной радости по поводу своего искупления и спасения Господом.

Важно! В день Крестовоздвижения служатся Всенощное Бдение и Литургия. Соединение этого господского праздника с памятью какого-то другого святого недопустимо, поэтому память святителя Иоанна Златоуста совершается в другой день.

Во время Утрени Евангелие читается в алтаре. В определенный момент священник или епископ выносит Крест. Это, конечно, не сам Животворящий Крест, а его символ. Но в этот день от него исходит особая благодать. Прихожане по очереди прикладываются к нему, а священник помазывает их святым елеем.

Посмотрите видео о празднике воздвижения Креста Господня

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона Воздвижение Креста описывает обретение царицей Еленой Креста Святого, на котором был распят Иисус Христос. После Распятия, Воскресения и Вознесения Господнего орудие пыток Спасителя было утеряно. Отыскать его удалось царице Елене, матери императора Константина Великого, лишь в 326 году после изнурительных поисков.

Дата празднования Воздвижения Животворящего и Честного Креста

Праздник Воздвижения Животворящего и Четного Креста является Святым днем для православной церкви, празднование которой у верующих приходится на 27 сентября. В этот день верующим дано вспомнить о чудесном обретении Креста во время распятия Иисуса.

Этот праздник считается двунадесятым днем, который посвящен Иисусу, поэтому называется Господским днем.

Праздник Воздвижения обладает глубоким значением в христианских судьбах по всему миру. В связи с тем, что крест был дарован перед Праздником Святой Пасхи, то празднество его припадало на второй день Пасхи.

Этот день является празднованием двух событий:

  1. Обретением Креста около горы Голгофы (в Иерусалиме) в 326 году на месте святого распятия.
  2. Возвращением Животворящего Креста из перского плена в VII веке – святые знамена вернул в Иерусалим Ираклий, греческий император.

Приход святого дня христиане встречают строгим постом – нельзя есть пищу из мяса, рыбы, яиц или молочных продуктов. В качестве приправы к пище рекомендовано пользоваться только растительными маслами – оливковым или подсолнечным.

Молитва Воздвижения Креста Господня является короткой и искренней:

«Прошу непостижимую и непобедимую Божественную Силу Честного и Животворящего креста не оставить нас, грешных».

Значение образа Воздвижения Креста

Самым распространенным сюжетом иконы Воздвижения русские иконописцы обеспечили церкви в XV веке. На святом полотне можно ознакомиться с большим скоплением людей на фоне храма одноглавого. на амвоне видно Патриарха с Крестом, над головой поднятым. На первом плане иконы видно святителей и всех верующих. Справа можно увидеть царицу Елену с царем Константином.

Икону Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня можно увидеть в:

  • Алуфьевском Храме Воздвижения Креста Господня
  • Московском Храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
  • Ватикане – в Церковном государстве можно увидеть Миниатюру Менологию императора Василия II, написанную в 11 веке.
  • Римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати – в Капелле Сан-Сильвестро XIII века можно узреть полотно, на котором отображена находка Животворящего Креста царицей Еленой.

Воздвижение Креста Господня икона — в чем помогает

Икона Воздвижения Креста известна своими чудотворными способностями. После искренней молитвы Святому Кресту тяжелобольной женщине удалось пойти полноценный путь исцеления от хвори.

В 2012 году у приехавшего из Рославля электрика сильно воспалились десна. И ночью, и днем, не мог несчастный найти себе покоя и выполнить возложенную на него работу. Он не считал себя человеком церковным, и сама икона мало его интересовала. Ему предложили взять неугасимую лампаду, смазать ее маслом полость рта и попросить исцеления у иконы.

С глубокой верой в свое излечение электрик выполнил указанное – и хворь отступила. Следующим утром он на коленях со слезами читал молитву перед чудотворным образом.

Помогает икона Воздвижение в искренних молитвах, их произносят перед образом, чтобы:

  • Справиться с бесплодием.
  • Избавиться от неизлечимых болезней.
  • Вылечить больные кости и суставы.
  • Справиться с хроническими мигренями.
  • Вылечить зубную боль.

Икона Воздвижение Креста Господня является отображением находки святого Креста царицей Еленой. Это святое полотно помогает нужденным вылечиться даже от хронических или неизлечимых болезней.

Храни Вас Господь!

Воздвижение Креста Господня – большой двунадесятый праздник, отмечаемый ежегодно 27 сентября. Праздновать его начали ещё в IV веке. Праздник посвящен двум важным событиям, связанным с крестом Господнем – его обретение и возвращение.

История праздника Воздвижение Креста Господня

В древние времена римские императоры неоднократно пытались уничтожить любые упоминания, связанные с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, и разорить священные места, в которых он побывал. Император Андриан приказал засыпать землей гроб Господний и священную гору Голгофу, на которой распяли Спасителя. На искусственно созданном холме построили святилище богини Венеры и возвели статую бога Юпитера. В течение долгого времени на этом месте встречались язычники, чтобы выполнить культовые действия и принести жертвоприношения своим божествам. Но спустя 300 лет христиане отыскали гроб Господний и крест, на котором распяли Иисуса.

Это выдающееся для верующих людей событие произошло во времена правления Константина Великого. Он первый из римских императоров принял решения прекратить гонения на христиан. По легенде, на небе он увидел знамение Бога – крест и надпись «Этим победишь». Чтобы выполнить Божью волю, Константин отправил в Иерусалим свою мать, царицу Елену, которая должна была отыскать крест и гроб Господний.

Долгое время найти святыню не удавалось, но женщина не сдавалась и продолжала поиски. В конце концов, её старания увенчались успехом. Около 326 года реликвии нашли под храмом языческой богини Венеры. Храм разрушили и на свет достали христианские ценности: крест, на котором распяли Спасителя, четыре гвоздя и гроб Господний.

По некоторым данным, нашли не один, а три креста и дощечку с надписью, сделанной Понтием Пилатом. Патриарх Макарий, чтобы узнать, на каком именно кресте был распят Иисус, стал накладывать каждый крест поочередно на покойника. От прикосновения одного из крестов усопший ожил. Это и стало доказательством того, что именно на этом кресте распяли Иисуса.

С обретением креста люди получили возможность снова поклоняться христианским святыням. Увидев произошедшее чудо, христиане начали просить патриарха Макария воздвигнуть крест, чтобы верующие имели возможность видеть его хотя бы издалека.

После всех этих событий царица Елена привезла в Иерусалим найденные гвозди и частичку креста Господнего. Константин Великий приказал в честь Христового Воскресенья возвести в Иерусалиме храм. На следующий день после того, как храм освятили, установили празднование Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Ещё в этот день вспоминается возвращение креста в Иерусалим из Персии, где он на протяжении 14 лет находился в плену.

Персидский царь Хосров II Парвиз во время войны против греков разбил их войско, разграбил Иерусалим, забрав много ценных вещей, в том числе и крест, на котором распяли Иисуса Христа. Крест находился в Персии 14 лет и только при византийском императоре Ираклии I, победившим Хосрова и заключившим мир с его сыном, христианская реликвия была возвращена. Животворящий Крест торжественно перенесли в Иерусалим.

Согласно преданию, император Ираклий в порфире и царском венце понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с ним шёл патриарх Захария. У ворот на Голгофу император неожиданно остановился и не мог дальше идти. Захарий объяснил императору, что ему не дает пройти Ангел Господень, потому что тот, кто несёт на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, свой крестный путь совершает в уничижённом виде. Тогда царь снял порфиру и венец, надел простую одежду и свободно внёс святыню в храм.

Воздвижение Креста Господня: что нельзя делать?

Существует некоторые запреты для этого дня. Не стоит 27 сентября начинать важных дел. Считается, что все ваши старания будут бесполезны и в итоге начатое дело завершится провалом.

Ещё на Воздвижение нельзя ходить лес. Наши предки верили, что в этот большой церковный праздник земля на зиму «закрывается» и все пресмыкающиеся уползают в какие-то неведомые теплые края. Поэтому в лес не ходили, потому что боялись встретиться со змеями. Калитки и двери хозяева на целый день запирали, чтобы случайно ползучие гады в дом не проникли.

Также в лес боялись идти из-за встречи с лешим и другой лесной нечистью. По легенде, в этот день леший собирает всех подвластных ему зверей, чтобы осмотреть их перед зимой, которая уже не за горами. Встретив человека, он может нанести ему вред. Девушек в этот день в лес не пускали, боялись, что леший их может украсть.

Вконтакте

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу двунадесятых.

C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629).

неизвестен , Public Domain

Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

История праздника

Обретение Креста

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314-333).

В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста.

Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест ).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

Василий Кондратьевич Сазонов (1789–1870) , Public Domain

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Возвращение Креста

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609-633).

Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610-641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень.

С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария.

У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

неизвестен , Public Domain

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество ».

Богослужение

Православная церковь

Накануне (то есть 13 сентября) вечером совершается . По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).


неизвестен , Public Domain

Затем совершается троекратное пение тропаря « , и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» , во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая , обычное окончание и первый час.

На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» (без земных поклонов).

По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.

Крест лежит на аналое до 21 сентября - дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в через .

Тропарь, кондак и задостойник на Воздвижение Креста Господня
На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 1 (Ἦχος α") Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα. Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы православным христианам над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак праздника, глас 4 (Ἦχος δ") Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον. Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду. Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Задостойник праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") Μυστικῶς εἶ Θεοτόκε Παράδεισος, ἀγεωργήτως βλαστήσασα Χριστόν, ὑφ᾿ οὗ τὸ τοῦ Σταυροῦ, ζωηφόρον ἐν γῇ, πεφυτούργηται δένδρον· δι᾿ οὗ νῦν ὑψουμένου, προσκυνοῦντες αὐτὸν σὲ μεγαλύνομεν. Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во. Тем, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя велича́ем. Ты, Богородица, – таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

Фотогалерея



Название

Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня

греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ

досл. Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста

в русском просторечии: Здвиженье

Празднование

Празднуется Православной церковью 14 сентября по юлианскому или же 27 сентября по григорианскому календарю.

Некоторые особенности богослужения

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

Совершается бденная служба праздника.

Стихиры на стиховне - праздника, Слава и ныне – стихира праздника.

По Ныне отпущаеши и трижды поется тропарь праздника.

На утрене

На Бог Господь поется тропарь праздника (дважды), Слава и ныне - тот же тропарь

По полиелее, который по традиции совершается в алтаре, поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Степенна - 1 антифон 4 гласа От юности моея.

Прокимен праздника.

По Евангелии - Воскресение Христово видевше единожды.

По 50 псалме поется стихира праздника. Помазание святым елеем совершается после выноса Креста.

Каноны: праздника.

Поется катавасия праздника Крест начертав.

После 8-й песни Честнейшую не поем, а поем припев и ирмос 9-й песни. Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. Ирмос 9-й песни: Таин еси, Богородице, рай (Ты - таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем.

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона, а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение.

На хвалитех стихиры праздника, Слава и ныне - праздника.

После великого славословия - вынос Креста и поклонение ему.

В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста

На Литургии

Поются антифоны праздника (антифон 1, антифон 2).

Входный стих: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

Сразу после входного стиха – тропарь праздника и кондак.

Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»

Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие.

Вместо Достойно поется задостойник праздника – припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень и ирмос 9-й песни канона: «Таин еси, Богородице, рай...» (до отдания).

Причастен праздника: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти.

В попразднство

На Литургии после входа поется: Приидите, поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа.

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения (21 сентября/4 октября) после отпуста Литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле.

Женой имп. Клавдия II ( –).

3-я версия, также, видимо, возникшая в в. в Сирии , сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в в.

Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Когда был найден Крест

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в или г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум . День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Воздвижения

Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей .

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.

Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, к-рое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора .

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

Пост Воздвижения

Для субботы перед Воздвижением в Типиконе указаны литургийные чтения 1 Кор 2. 6–9 и Мф 10. 37–42; для недели (воскресенья) перед Воздвижением – Гал 6. 11–18 и Ин 3. 13–17; для субботы по Воздвижении – 1 Кор 1. 26–29 и Лк 7. 36–50; для недели по Воздвижении – Гал 2. 16–20 и Мк 8. 34–9. 1. Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня , со своим последованием.

Праздник Воздвижения в Типиконах студийской традиции

Богослужение праздника Воздвижения во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой церковь); на утрене – чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения Креста; литургийные чтения – те же, что и в Типиконе Великой церкви.

Вечером 13 сентября совершается праздничная вечерня с «Блажен муж» и тропарем 2-го гласа в конце. На утрене (с тем же тропарем на «Бог Господь») стихословятся 2 кафизмы (седальны по кафизмах заимствованы из крестных песнопений Октоиха) и поются степенны 4-го гласа (за исключением воскресений); затем – прокимен 4-го гласа из Пс 97, «Всякое дыхание» и Евангелие Ин 12. 28–36a, после которого поется «Воскресение Христово видевше», Пс 50 и канон праздника. По 3-й песни канона крестный седален Октоиха, по 6-й – кондак Воздвижения, по 9-й – «Свят Господь». Хвалитных стихир нет; стиховные заимствованы из крестных песнопений Октоиха . После стихир, «Благо есть» и Трисвятого св. Крест полагается перед алтарем и начинается поклонение ему с пением стихир. После окончания целования в главе Типикона о службе 14 сентября указаны сугубая ектения и окончание утрени, а чин воздвижения не упомянут, однако в конце Типикона этот чин выписан. На литургии указаны изобразительные антифоны с тропарями 3-й и 6-й песней праздничного канона на блаженнах.

В день попразднства 15 сентября отменяется стихословие Псалтири; последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты ; тропарь 1 гласа. На утрене – 2 канона праздника (прп. Космы (тот же, что 14 сентября), а также прп. Андрея) и вмч. Никиты. Служба на литургии та же, что и в праздник. Составитель Типикона подчеркивает, что 15 сентября, строго говоря, не является попразднством Воздвижения; праздничные особенности службы в этот день вызваны только необходимостью дать отдых братии. Свое отношение к попразднству Воздвижения. Патриарх Алексий объясняет практикой Св. Софии константинопольской, где, как он отмечает, св. Древо Креста полагается для поклонения уже 10 сентября и где праздник прекращается 14 сентября с возвращением Креста во дворец после литургии.

В Типиконе указаны чтения для субботы и недели перед Воздвижением. (те же, что и в Типиконе Великой церковь); предписаний о субботе и неделе по Воздвижении в Студийско-Алексиевском Типиконе нет. Уставные особенности Воздвижения по славянским студийским Минеям XII –XIII вв. соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону.

II. Уставные указания о Воздвижении в Евергетидском Типиконе почти буквально совпадают с теми же указаниями в Типиконе монастыря Христа Человеколюбца . Как и в Студийско-Алексиевском Типиконе, праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и отдания 15 сентября В предпразднство соединяются последования предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия; в отдание – Воздвижения и вмч. Никиты.

После вечерни под день предпразднства совершается «паннихис » (в Евергетидском Типиконе – служба, аналогичная совр. пасхальной «полунощнице») с каноном и седальном Воздвижения. Тропарь предпразднства – 2-го гласа; на литургии на блаженнах – 3-я песнь канона предпразднства; чтения литургии – сщмч. Корнилия.

Перед праздничной вечерней, при пении тропаря 1-го гласа «Спаси, Господи, люди Твоя»; этот же тропарь поется на службах праздника и отдания), совершается перенесение Древа Креста в алтарь. На вечерне стихословие Псалтири отменяется (но если праздник попадет на воскресенье, поется «Блажен муж»); бывают вход и паремии . После вечерни служат паннихис с канонами дня (видимо, Октоиха) и В. (4-го гласа, творение Германа). На утрене Воздвижения на «Бог Господь» – тропарь праздника и. Стихословятся 2 кафизмы: 1-я рядовая, 2-я – 13-я (избранная ради Пс 91–100, содержащих пророчества о Кресте; эта же кафизма указана для Воздвижения в одной из рукописей Студийско-Алексиевского Типикона, отражающей влияние Евергетидского Типикона); после кафизм – крестные седальны Октоиха и святоотеческие чтения. После чтений – полиелей и 1-й степенный антифон 4-го гласа (в воскресенье – степенны текущего гласа, несмотря на отмену воскресных песнопений); затем прокимен, «Всякое дыхание», Евангелие (Ин 12. 28–36a), «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. Канон утрени – прп. Космы; в начале канона (или во время Пс 50) Древо Креста торжественно износится из алтаря и полагается на приготовленный столик возле св. врат. По 3-й песни канона – седален Креста; по 6-й – кондак Воздвижения и, «если позволяет время», 3 икоса (что является следом полного кондака); по 9-й – «Свят Господь» и особый светилен Креста. Поются хвалитные стихиры, великое славословие и совершается чин воздвижения Креста, за которым следует сугубая ектения и окончание утрени. На литургии указаны вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94), к 3-му из которых припевается тропарь праздника; есть особый входной стих (Пс 98. 5), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Апостол – 1 Кор 1. 18–24).

15 сентября в Типиконе называется попразднством и отданием праздника Воздвижения, в этот день последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя” .На вечерне – прокимен дня; стихословие Псалтири на вечерне и утрене отменяется (кроме совпадения 15 сентября с воскресным днем; Евергетидский Типикон содержит подробные указания на случай такого совпадения). В субботы и недели перед и по Воздвижении чтения те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы после Воздвижения – Ин 3. 13–17).

III. В студийских Типиконах афоно-италийской группы праздничный цикл Воздвижения не имеет предпразднства (13 сентября празднуется память Обновления храма Воскресения в Иерусалиме и отдание праздника Рождества Богородицы), продолжительность попразднства увеличена до 7 дней. Отдание праздника Воздвижения бывает 21 сентября . Утреннее Евангелие Воздвижения согласно этим памятникам длиннее, чем в константинопольских и малоазийских, на 3 стиха: Ин 12. 25–36a.

Редакция текста от: 25.09.2014 08:47:38

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Loading...Loading...