Заповедь не сотвори себе кумира значение. Девятая заповедь блаженства

Господь предоставил своим творениям – людям свободу воли. Таким образом, человек сам может выбирать и в малом, и в большом, и в этом и свобода и трудность пути. Ведь человек может и вознестись до святости, и обречь себя на адские муки, особенно в современную эпоху, когда так много соблазнов. Более чем актуально рассмотреть слова не сотвори себе кумира: эта заповедь изначально дана Господом через Моисея.

Как известно, Библия включает в себя две части: Новый и Ветхий Завет, а Ветхий Завет является в свою очередь частью Талмуда, в частности представляет собой так называемое Пятикнижие Моисея, которое было записано пророком от Господа.

Свои заповеди на скрижалях Моисей излагает именно там. Православная традиция также использует эти заповеди, но, конечно, не зацикливается только на этом, они не являются пределом духовного развития, ведь православный также имеет и Новый Завет.

Интересно! Адрес и расписание богослужений в Божией Матери

История о том, как Моисей приносил скрижали, является довольно известной: по сути, скрижали, которыми сейчас пользуются и на которые ссылаются, являются вторыми, так как первые пророк разбил. К слову говоря, разбил во многом по причине рассматриваемой тут заповеди.

В период странствий по пустыне пророк взошел на гору Синай, а когда вернулся, увидел, как остальные сотворили себе золотого тельца и поклоняются ему. Собственно, в чем-то благодаря этому и появился запрет на то, чтобы создавать себе различных идолов для поклонения. Смысл в нем действительно нетрудно обнаружить, ведь евреи, о которых идет речь, имели пророка, который общался с Господом, но поддались искушению и пошли (в метафорическом смысле) совсем не той дорогой.

Важно! Чтобы людей уберечь, заповедь зафиксирована на скрижалях и теперь является частью кодекса поведения христианина. Конечно, нужно более подробно рассмотреть этот запрет.

Смысл запрета создания кумира

Сначала нужно рассмотреть более детально фразу, о которой идет речь. Ведь «не сотвори себе кумира» является кратким вариантом этой словесной формулы, а полная звучит вот так.

Эта заповедь дана в книге Исход, но также следует обратить внимание и на Второзаконие, где видим.

В христианстве также действует запрет на иконописное изображение Бога-Отца на иконах. Во многом этот запрет обуславливается указанными заповедями, а также простыми выводами формальной логики. Ведь если Господь, по сути, является сугубо духовным, то и изобразить нечто такое просто не представляется возможным, оперируя инструментами материального мира.

Итак, изначально значение этого запрета подразумевало собой стремление к отсутствию заблуждений у верующих. Невыразимое (Господь) является также неизобразимым, поэтому Его никак не нарисовать, не описать, хотя и возможно использовать какие-то сравнения и другие способы. Тем не менее, любые эти способы будут только вспомогательными, а самого Господа возможно только ощущать особым образом и приближаться к Нему взращиванием веры.

Интересным фактом являются слова из Ветхого Завета, где Господь все-таки описывается и даже Сам повелевает людям создавать собственные образы или образы ангелов, которые тоже невыразимы. К примеру, дает указания по созданию образов херувимов в храме.

Участвуют в этом деле и пророки. Иезекиль видит херувимов с лицами, подобными львиным и человеческим.

Пророк Даниил описывает тот самый образ старца, который до сих пор активно эксплуатируется в культуре и формально может быть описан как «бородатый старец на небе».

Обратите внимание! Касательно видений пророков есть весьма любопытное и, главное, согласующееся с каноном мнение о явлении ветхозаветным пророкам в антропоморфном (человекоподобном) облике именно ипостаси Бога-Сына, которому и предстояло явиться в дальнейшем в мир.

Пророки и сами говорили о дальнейшем явлении Христа и могли взаимодействовать именно с Ним на тонком уровне, тогда как природа Бога-Отца оставалась невыразимой. Кстати, в связи с этим на иконах, где показан Господь Саваоф, используют краткие буквенные обозначения Иисуса Христа над этим изображением.

Конечно, эти образы являются в большей степени аллегорическими, и если и являлись пророкам именно таковыми, то представляли собой просто доступный способ выражения невыразимого.

К примеру, существует планетарная модель атома Нильса Бора, которая используется для восприятия этого феномена.

В действительности, конечно, атомы не выглядят как шарики, которые вращаются друг около друга по орбитальной траектории (ученые говорят о чем-то подобном облачным сферам и вообще трудным для восприятия структурах), но для простоты понимая, чтобы хотя бы как-то выразить этот феномен для усвоения человеческим умом, используется такая модель.

Современная эпоха запретов

Середина 17 века ознаменовалось в русском православии Никоновским расколом. Патриарх-реформатор ввел абсолютный запрет на изображение Бога-Отца, объяснив, почему нельзя представить Дух, которого никто не видел, в рисунке. Запрет действует до сих пор, и иконы с этим изображением не считаются каноническими, но отношение к ним довольно мягкое, так как они могут использоваться не для того, чтобы вводить верующего в заблуждение, но для того, чтобы рассказывать о вере и укреплять таковую.

В нынешнюю эпоху для православного нужно ясно понять, что значит отказ от создания кумиров не только в контексте предыдущих времен, но и в смысле работы по очищению собственной души.

Как рассмотрено ранее, в библейском смысле поклонение кумирам является созданием образа чего-то невыразимого или подменой поклонения Господу поклонением чему-то другому.

Из актуальных сейчас аспектов этой заповеди для верующих нужно отметить следующие:

  • чудотворение – многие православные начинают восхищаться различными чудесами, в том числе полученными от реликвий или святых подвижников, и поклоняются в итоге этому чуду или реликвии, но забывают об изначальном источнике, который только и заслуживает поклонения;
  • иконопочитание – является частью традиции, но нужно всегда помнить о главном: икона является только окошком, через которое смотрят в иной мир, через которое свет иного мира проникает на верующих, но никто разумный не станет поклоняться окну, просто куску древесины;
  • заблуждение – именно современная информационная эпоха предлагает массу объектов для поклонения от людей разной степени популярности до увлечений и хобби; конечно, никто не запрещает заняться чем-то негреховным и интересным, более того, полезно получать от таких дел радость, но нужно снова помнить об изначальном источнике этой радости и всей радости в мире вообще.

    Полезно! Как и когда можно попасть в храм Кизических

Важно! Духовный труд православного и предельная разборчивость требуются в религиозной практике. Даже из благостной иконы может быть сотворен кумир. Поэтому нужно всегда помнить значение этой заповеди, ставшей основной для распространенного фразеологизма, который активно используется и в повседневной речи.

Борьба с почитанием кумиров

Для православного существенная часть религиозного делания и духовной борьбы ведется во внутренней плоскости:

  • одержание верха над бесами, пороками и страстями;
  • преодоление собственной греховной природы, возвышение духа;
  • развитие веры, добродетелей, стяжание Святого Духа.

Эти аспекты (а также и другие) духовной практики не видны внешне. Сколько не создавай оптимальных условий для развития веры, всегда будут требоваться внутренние усилия и внутреннее развитие, для того чтобы достичь подлинных результатов. Поэтому изначально православному нужно поразмыслить даже не о том, как избавиться от поклонения кумирам собственной душою, но о том, почему следует избавиться от такой наклонности.

Полезное видео

Подведем итоги

Размышления о Господе, Его величии и неизмеримой благости являются великолепным инструментом в этом трудном деле. Ведь по большей части в кумире ищут какой-то идеал, источник радости и счастья, а большего идеала, чем Господь, не существует. Именно Он являет собой истину и тотальное блаженство. Именно Он есть источник всей радости, которую может ощутить человек, поэтому Единственный и заслуживает поклонения. К Нему и следует устремить движения и намерения собственной души.

Приветствую тебя, сын мой драгоценный. Продолжим разговор о самом важном. О смысле жизни. О Боге. О Его Законе. Кстати, интересно, мы ведь не задумываемся о том, что существующие физические законы Бога, законы природы, как мы их называем, действуют на всех исключительно. И мы соблюдаем их безропотно.

Законы Бога данные человеку, как нормы нравственные, что является выражением высокого доверия человеку, мы игнорируем. Почему? Прошу тебя, подумай об этом.

Может быть потому, что природные законы не обращаются к человеку, не побуждают человека к «думам высокого стремленья», говоря словами великого поэта.

Закон же, о котором мы с тобой говорим, обращается к тебе лично. Закон беспокоит твой разум. Твоё сердце волнуется. Ты ищешь правильное решение. Ты обязан дать ответ.

В Законе Бог обнаруживает Себя. Бог предъявляет свою власть, свои права. Вместе с тем, Бог выделяет человека, в данном случае тебя, из биомассы, и ставит тебя рядом с Собой. Подумай мой сын над таким необыкновенным предложением. «Я Бог твой»! Ты Богом выделен из всего Космоса, ты Богом приглашён к диалогу, к совершению Богом задуманного плана. Ты как индивидуум, как личность, поставлен перед Богом. Может быть это самое трудное. Стать личностью. Кстати, без Бога это невозможно.

Я не могу объяснить такого выбора Бога. Ведь не каждый удостоен такой чести от Бога.

Я смиренно склоняюсь пред Богом, и прошу тебя мой сын, прими как незаслуженную честь тот факт, что тебе Бог открывает Свой святой закон!

Это выбор, который просто не с чем сравнить. Сам Бог обратил внимание на тебя.

Я Господь Бог твой!

И теперь несколько слов о второй заповеди. Вот она.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

(Исх.20:4-6)

Эта заповедь на первый взгляд повторяет положение первой, но на самом деле содержит в себе совершенно новое утверждение. Если заповедь «да не будет у тебя других богов», запрещает тебе признавать богами кого бы то ни было, то вторая заповедь запрещает тебе создавать кумиров. Практически Бог признаёт твоё право на ошибку, но предупреждает, что ошибка будет тебе дорого стоить. Не делай кумиров и не поклоняйся им.

«Кумир — буквально, изваяние языческого божества. Идол. Статуи античных богов, царей. Божество. В переносном смысле кумир, это тот, кто служит предметом восхищения, поклонения. То, что признается достойным поклонения, является предметом исключительной преданности, служения, смыслом жизни кого-либо».

Христианский мир утратил страх, утратил сознание греха в изготовлении кумиров.

Более того, существует вполне узаконенная система, целая индустрия идолов. Бог говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Человек, явно нарушает Закон Бога. И планеты, и звёзды, являются кумирами людей. Из обитателей земли, и подводного царства, кумиров делают сегодня все, кому не лень.

В нашем христианском мире, исчезло понимание греха поклонения кумирам. Даже священники убеждают нас в том, что их кумиры вовсе не кумиры и их идолы настолько святы, что Бог даже не осуждает за поклонение им. Ложь. Бог запрещает поклонение идолам и кумирам.

Бог говорит: не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь.

Люди поклоняются созвездиям, под которыми якобы родились и которые якобы ведут их судьбу. Люди поклоняются различным драконам и змеям, которые якобы влияют на их характер. Козлы, бараны и львы, сегодня стали кумирами и богами, так называемых современных христиан.

С детских лет нас приучают поклоняться кумирам. Возлагать цветы к памятникам. Произносить клятвы верности. Давать обещания выполнять, чьи то, заветы. В детстве мы не понимали, что это грех. Взрослые для нас авторитет непререкаемый. Бог же запрещает делать это.

Изображения этих героев заполонили храмы. К ним обращаются в молитвах, как к Богу, миллионы людей. Прах умерших лежит в храмах, названных в честь различных людей, и христиане почитают этот прах как святыню, как божество. Я сам не однажды, заходя в православные храмы, видел, как люди благоговейно преклоняясь перед ящиком с прахом, целуют его. Целуют картины, шепча молитвы изображениям людей.

Мало этого. Я видел, да, наверное, видел и ты, как люди поклоняются людям. Как целуют руки священникам, поклоняясь ему как богу.

Опасность многократно возрастает потому, что всё существующее идолопоклонство освящено церковью. Человек возрастает с пелёнок в окружении кумиров, становится сам участником этого всеобщего греха. Даже выразить сомнение, нет сил. Ведь поголовное идолопоклонство выдаётся как историческое достояние, как народная традиция, более того, как религиозное поклонение. Оно действительно религиозное, только вот поклонение не Богу, а идолам. Вот, к примеру, так называемое паломничество по святым местам. Там, в тех святых местах всё подаётся как святыни, и потому всё продаётся. И вода и огонь, и земля, и мифические останки людей, стен домов, куски гробов.

Иконы, крестики, мощи, тот же набор ненавистных для Бога, кумиров. Бог предписывает: Не делай себе кумира и никакого изображения. Исполнить такое требование не многим по силам. Насколько сильнее влияние кумиров – начальников. Это наше национальное бедствие. «Шишка на ровном месте» – народное присловье, выражающее страсть человека властвовать, подчинить себе своего ближнего. Такое подчинение чаще всего есть насилие, но оно возможно только при условии, что человек не знает Бога. Человек не имеет права господствовать над человеком. Человек не имеет права поклоняться человеку. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ». Матф.4:8-10. Может самое гнусное выражение идолопоклонства в нашей народной традиции в том и состоит, что люди поклоняются человеку. Бог предписывает тебе: «Не поклоняйся им и не служи». Я представляю как нелегко тебе мой сын, просто отказаться от обычного увлечения астрологическим прогнозом. Насколько сложнее вырваться из плена предрассудков, страхов, религиозных пут, с детства вдолбленных в сознание и закрепившихся в генах.

Заметь, что такое решение даже на уровне рассуждений, приводит тебя в страх. Страх перед людьми. Ты боишься людей. Ты боишься оказаться белой вороной. Сын мой, но ведь именно это чувство страха, чувство ложного стыда, свидетельствует о том, что ты не свободен. Ты зависим. Ты зависим от чьей-то воли. От чьих-то мнений. Ты зависим от кумиров. Ты зависим от традиций. Ты поклоняешься этим кумирам. Ты служишь этим кумирам, как божеству. Они властвуют над тобой. Ты выполняешь их волю. Ты их раб.

Вторая сторона этого процесса, пока ещё процесса мыслительного, заключается в том, что ты, оставаясь в зависимости от привычных традиций и кумиров, отвергаешь волю Бога. Ты вправе сделать свой выбор. Выбор очень прост, и одновременно чрезвычайно сложен. Оставаясь в привычном состоянии, как все, ты остаёшься рабом, безвольным, бесправным. Ты заложник человеческих традиций. Ты просто часть процесса. Твои мысли скованы, твои мечты ограничены кладбищенской оградой.

Если же ты дерзнёшь вырваться из круга привычных вещей, кумиров и идолов, ты оказываешься перед Богом. Высоту данного положения невозможно описать. Над тобой нет власти человеческой. Ты свободен. Над тобой нет власти материи. Ты духовен.

Над тобой нет власти смерти. Ты обретаешь вечную жизнь, ибо Вечный Бог, твой Бог.

Да, я знаю, ты уже пробовал жить честно, свободно, по совести. Не получилось. Не сдавайся.

Ибо Бог не только предъявляет свой Закон, который как выясняется невозможно исполнить, но Бог даёт нам средство для исполнения Закона. «Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление».

Такое предложение становится желанным, нужным, когда ты, устрашившись Божьего наказания, желая избежать грядущего гнева Божьего, пытаешься исполнить Закон Бога. Такая попытка обнаруживает, что сила греха, плен идолопоклонства столь реален, что своими силами вырваться из этого рабства никто не может. Становится понятно, почему человек разумный, творит дела неразумные, желая добра, творит зло, страдая от лжи, лжёт, и мечтая о счастье обречён умереть несчастным.

Именно потому, что человек ничем себе помочь не может, в мир пришёл Спаситель.

«Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Иоан.8:34-36.

Сын мой, ради тебя, из любви к тебе Бог послал в мир своего Сына Единородного. Иисус Христос пришёл в мир, чтобы тебе дать свободу от греха, от суда и от смерти. Потрясающее явление Бога. Это не высказать словами. Когда я узнал об этом, я от всего отказался и покаялся пред Богом за все свои грехи. Я получил покой, мир, прощение грехов, радость, близость Бога – описать это невозможно. Это всё равно, что рассказывать тебе, как вкусен был праздничный пирог. Но лучше, как написано в Писании. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его». Пс.33:9,10.

До следующей встречи, мой благословенный сын.

Выражение "не сотвори себе кумира" - означает быть собой, не создавать себе идола, иметь своё суждение и мнение, не придерживаться сегодняшней моды, не поклоняться безосновательно кому-либо или какой-то идее.
Господь предоставил своему избранному народу десять заповедей. Это произошло в момент, когда заключалось соглашение, следуя которому евреи должны распространять божьи законы во всём мире (не совсем ясно почему Бог сам не мог распространить это учение, а предоставил сделать это дикарям). Моисей, который являлся основоположником иудаизма, а по совместительству ещё вождём и пророком, решил объединить все разрозненные дикие племена евреев и сплотить их в один народ. Моисей осознав важность этих заповедей, самолично вырезал их на Скрижалях Завета.

Христианский вариант Заповеди Завета

"...Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли..."
(стих 4-5, глава 20, книга Исхода)

Иудейский вариант Заповеди завета

"...Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею..."
(Второзаконие 5:7–10; книга Исхода 20:3–6)

Ветхий завет - это первый вариант Библии христиан, который является общим, как для христианства, так и для иудаизма. В него тринадцать исторических книг - книга Екклесиаста (Проповедника), книга Соломоновых притчей, семь книг мудрецов, первая книга Езиды, книги Судей Изралиевых, книга Иисуса Навина; Пятикнижья (Второзаконие, Исход, Числа, Бытие, Исход); девятнадцати книг пророков - послание Иеремии, Плач Иеремии, книга пророка Иезекиля и т. д.; и ещё восьми разных книг в числе которых Первая, Вторая, Третья книга Маккавея, книга Есфири.

Новый завет - это вторая часть Библии христиан, в состав которой входят двадцать семь книг. В числе которых - Откровения Иоанна Богослова; Первого, Второго, Третьего послания Иоанна, двадцать одного послания в числе которых Послание Иакова, а также Первого и Второго послания Петра; Деяния святых Апостолов; четырёх Евангелия (от Луки, от Матфея, от Иоанна, от Марка)

Использование выражения "не сотвори себе кумира" в литературе


"Не сотвори себе кумира
в долине идолов,
не сотвори.
Не повтори ошибок мира,
что наспех выдуман,
не повтори..."

("Не сотвори" Рогова Ирина Валерьевна)

"Я никогда не понимал фразы "Не сотвори себе кумира". Благодаря кумирам я жил, к чему-то стремился, ставил и добавился цели"
("Не сотвори себе..." Стальская Софья Станиславовна)

"Можно ли считать Вас первооткрывательницей? Откуда Вы черпаете идеи для своего творчества, исследований? Есть ли у Вас кумиры? Как Вы вообще относитесь к принципу: "Не сотвори себе кумира"? Ваш путь "наверх" был сложным?
- Да, Я - Женщина-Первопроходец, которая в Эпоху оголтелого патриархата Первой с открытым Лицом восстала против существующих догм, ветхих канонов, невежества и полного уничижения Женского Начала"

(Из интервью с Викторией Преображенской) Светлана Румянцева

Человек устроен таким образом: будь у него красота и успех, он всё равно ищет себе объект для подражания. Необходимо соблюдать «дозу» фанатизма, иначе он может привести к плачевным последствиям.

Выделяют три причины появления фанатизма

«Чужие лавры»

Человек начинает искать в других людях то, чем не обладает сам. Успех, денежный достаток, благополучие, определённые навыки и умение — вызывают в людях чувство зависти. Найдя эти качества у другой личности, человек ставит их для себя «краеугольным камнем».

Как определить, болен ли человек фанатизмом?

В медицинском справочнике под пунктом «Классификация психических расстройств» существует параграф, в котором фанатизм (идолопоклонство) выделен как «душевное» заболевание.

Признаки идолопоклонства:

Человека вследствие негативных или радостных событий в жизни идеала (кумира). Юноша заболевает, если объект подражания проиграл футбольный матч. Живой идол нашёл любовь – девушка впадает в истерику, прекращает ходить в школу, на работу. При исчезновении кумира с поля зрения фаната может произойти самоубийство первого. Это форма подражания является самой тяжёлой.
подражатель тратит все денежные средства на приобретение атрибутики кумира: анонсы, фотографии, одежду, символические значки. Старается находиться там, где на данный момент может быть кумир. Смотрит все телепередачи с его участием.

объект подражания становится «краеугольным камнем» для мыслей, дел, разговоров поклонника. Человек начинает звонить, писать, встречать у дома своего любимца.
происходит сужение или исчезновение круга интересов. Страдающий душевным расстройством подросток перестаёт учиться, работать, читать, забрасывает развлечения, приносящие когда-то радость.
к друзьям, приятелям, которые позволяют себе унизительные замечания в сторону любимого героя.
фанатичный поклонник отвергает негативные поступки у объекта поклонения. Отрицательная информация о живом идоле воспринимается как нечто неправдоподобное.

Тяжёлые виды фанатизма встречаются редко. Явление идолопоклонничества наступает у подростков, которое с годами превращается в приятное воспоминание. Другой исход – стойкая привязанность к объекту на всю жизнь без признаков душевных расстройств. До крайней меры, лишения себя жизни, доходит редко.

Типы фанатизма

Примеры типов фанатизма можно увидеть, просматривая телевизионные новости, слушая радио или посещая сайты в интернете. Каждый день средства массовой информации цитируют новости об актах насилия, произошедших на почве нездорового фанатизма. Какие виды бывают?

Религиозные убеждения

Фанатизм на почве религиозности возник с самого первого дня появления жизни на планете. Примерами культа и идолопоклонничества являлись обычные вещи: норма поведения в социуме, традиции, связанные с вероисповеданием.

Человек, испытывающий острое чувство одиночества и горя, становится ярым поклонником веры в божества, сверхъестественные существа.

Пример: больной с неоперабельной стадией рака читает сектантскую литературу. В надежде получить обещанное избавление от болезни, он сам становится сектантом и следует этому учению до конца своих дней.

Политическая фанатичность

Это столкновение одного политического строя с идеями другой политической ячейки. Здесь главным моментом является персонификация – отдельный объект поклонения. Все революции имели своих предводителей и фанатиков революционного движения.

Пример: в стране – нестабильная политическая обстановка, где происходит давление на определённую группу населения, в которой пятьдесят процентов людей поддаются внушению. На группировку оказывается давление с использованием суггестивных технологий. Итог: 50 процентов людей становятся фанатами лидирующего течения, слепо идут за «вождями» по «головам».

Фанатизм на почве национальной неприязни

Национальный и политический фанатизм имеют одинаковые причины и следствие. Яркий пример соединения двух типов приверженности – фашизм. Нельзя рассматривать отдельно эти два вида поклонения.

Чрезмерная одержимость спортом

Возникает при усилении чувства привязанности к определённой спортивной команде в попытке устранить одиночество. Также является способом самореализации за счёт кумира. Отличие болельщиков от фанатов состоит в том, что последние приходят не смотреть игру на стадион, а «болеть» за любимого кумира.

Одержимость фанатов в шоу-бизнесе

Причины появления такого вида фанатизма просты: . При постоянном чувстве неудовлетворённости собой человек ищет себе кумира из известных шоуменов, и подражает ему в манерах, в стиле одежды, в поведении. Человек делает это для того, чтобы добиться признания в социуме, как и его кумир. Часто бывает, что одинокая женщина или мужчина ищут живого идола противоположного пола. В одержимости они не понимают, что теряют себя как личность.

Скрытая эксцентричность

Чаще таким видом приверженности страдает молодёжь. Девушки и молодые люди стараются выделиться из толпы. Яркий макияж, одежда, странная манера поведения – всё это говорит о скрытой форме одержимости.

Легко идти по стопам своих кумиров, но не стоит забывать о том, что идя по следам других, собственных становится не видно.

28 марта 2014, 14:13

Хотел написать, что заповедь "Не сотвори себе кумира" - слова Иисуса Христа, но оказалось что это заповеди Моисея:) Христианство не разделяет эти книги после какого то там по счету Вселенского Собора. А Учение Христа и так называемый Старый Завет все же немного разные вещи. Дальше вы поймете почему.
Вот почему так важно перепроверять информацию из разных источников, а не просто писать что попало:)

Итак, продолжим - это было лирическое отступление.

Библия, Моисей, Исход 20 гл.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.


Это была вторая заповедь, данная Моисею.

Что же мы видим в современном обществе? У нас культ машин, денег, алкоголя, наркотиков, порно, разврата и т.д. и т.п. Это все вещается по телевизору и интернету, излучается вай-фаем и течет по проводам. Это - в том, что вам изначально навязывают чувство собственной ущербности. Простите - но Вы же не Ваши любимые Ким Кардашьян, Софи Лорен или же Чак Норрис список можно продолжать вечно...

В общем, думаю Вы поняли о чем я? Нам навязывают культ кумира, чтобы мы следовали за кем то, пытались его скопировать. Чтобы мы перестали быть собой...

Леди гага и мясо Думаю, Бората представлять не надо? :)

Итак - кто же ВЫ и кто Ваши кумиры?

Выше я писал, что Учение Христа и так называемый Старый Завет все же немного разные вещи.
Для сравнения заповеди, данные Моисею и данные Христом, чтобы каждый смог прочувствовать, что стоит на первом месте.

Данные Моисею:

Десять Заповедей были зафиксированы в Библии, в книгах Исход 20:2-17 и Второзаконие 5:6-21, и заключаются в следующем:

1.«Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Это - повеление против поклонения любым богам, кроме одного истинного Бога. Все другие боги - ложные боги.

2.«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Данная заповедь запрещает создание идолов, визуального отображения Бога. Мы не в состоянии сделать такое изображение, которое могло бы точно изобразить Бога.

3.«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Это - указание против использования имени Господа напрасно. Мы не должны говорить о Нём легкомысленно. Мы должны оказывать почтение Богу, упоминая Его с уважением.

4.«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему». Заповедь выделять субботу как день покоя, посвященный Господу.

5.«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Это - повеление всегда относиться к своим родителям с честью и уважением.

6.«Не убивай». Это - указание против умышленного убийства другого человека.

7.«Не прелюбодействуй». Нам запрещено вступать в половые отношения с кем-либо, кроме своего супруга/супруги.

8.«Не кради». Мы не должны брать что-либо, не принадлежащее нам, без разрешения человека, которому оно принадлежит.

9.«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Это - повеление против дачи ложных показаний. По сути, это заповедь против лжи.

10.«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Это - повеление, запрещающее желать что-либо, не принадлежащее нам. Зависть может привести к нарушению одной из вышеперечисленных заповедей: к убийству, прелюбодеянию или краже. Если что-то является неправильным, то неправильным является и желание это сделать.

Многие люди ошибочно рассматривают Десять Заповедей как набор правил, соблюдение которых гарантирует вход в Рай после смерти. На самом деле, целью Десяти Заповедей было показать людям, что они не могут безупречно исполнить Закон (Римлянам 7:7-11) и, таким образом, нуждаются в Божьей милости и благодати. Несмотря на утверждения богатого юноши, упомянутого в Евангелии от Матфея 19:16, никто не может идеально исполнить Десять Заповедей (Экклезиаст 7:20). Десять Заповедей демонстрируют, что мы все согрешили (Римлянам 3:23) и нуждаемся в Божественном прощении и искуплении, возможном только через веру в Иисуса Христа.

А ниже привожу заповеди, данные Иисусом Христом:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.

Сия есть первая и наибольшая заповедь.

Вторая же подобная ей : Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

3) Блаженны [Μακάριοι - счастливы] нищие духом [πτωχοὶ τῷ πνεύματι — нуждающиеся в Духе (побирающиеся Духом)], ибо их есть Царство Небесное.

4) Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12) Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Перед вами две почти одинаковые картины, автор которых - великий итальянский художник Рафаель Санчо (Raphael Sanzio/Santi)
Прочитать больше о картине можно

Прочувствовали?

---
P.S.: Навеяно постом блоггера тут
Вдохновение - великая СИЛА:)))

Наставление старца Серафима мирскому ученику Мотовилову "Цель христианской жизни"

Лучше наверное об этом пока никто не сказал. Ну и я не буду) Старец раскрыл тему не в двух словах, поэтому наберитесь терпения. Не сможете сегодня - перечтите завтра. Уж больно красиво, просто и правдива речь Серафима...

Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.

Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.
- Господь открыл мне, - сказал великий Старец, - что в ребячестве вашем усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей Христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...

Я должен сказать тут, что с двенадцатилетнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

Но никто, - продолжал отец Серафим, - не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни Христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты неБогоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало.

Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела Христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей Христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей Христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго.

Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: "Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает".

Доброе дело иначе нельзя назвать, как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: "Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть". И как видим из последовательности священного повествования, этот "делаяй правду" до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился Ангел Господень во время молитвы его и сказал: "Пошли в Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой".

Итак, Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, пришедшего в мир грешныя спасти, и приобретением себе благодати Духа Святаго, Вводящего в сердца наши Царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века.

Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал Евреям: "Аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете - видим, и грех ваш пребывает на вас". Воспользуется человек, подобно Корнилию, приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанного и только за веру в Него.

В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святаго и притом, как сказано: "Не в меру бо дает Бог Духа Святаго. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его".

Так-то, ваше Боголюбие. Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель. нашей жизни Христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьяго.

Как же стяжания? - спросил я батюшку Серафима. - Я что-то не понимаю.

Стяжание все равно что приоберетение, - отвечал мне он, - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги.

Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: "Купуйте, дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть", то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары.

Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: "Шедши купите на торжищи". Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него.

Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божьяго недоставало.

Творя добродетели, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том-то и дело лишь Христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божьяго, и говорится в отеческих книгах: "Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его - во дно адово". (Суть путие мнящиеся прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово (Притч 16, 25). Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь к смерти.)

Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: "Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья бесовская - вполне пагубная".

И вот эта-то третья вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая - собственная воля наша - научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то, и как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же - воля Божия и всеспасительная - в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Святаго, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святаго, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо "Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеет же Тройческим Единством священнотайне".

Сам Дух Святый; селяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывания с духом нашим Его Тройческаго Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божеству всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: "Вселюся в них и похожу, и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои". Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости.

Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище - жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и недопустившие к Жениху, - смерть человеческая; девы мудрые и юродивые - души Христианские; елей - не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятаго Духа Божия, претворяющая оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа cyщества нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, - в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших.

Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: "Се стою при дверях и толку", разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием! "В чем застану, в том и сужду", - говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечениями и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его станет!

Вот почему сказано: "Бдите и молитеся, да не внидете в напасть", то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы это уже никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность - и Богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику.

Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: "Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ея!" - воскресил его Господь. Так-то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божияго, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь бдящими, в полноте даров Духа Его Святаго. Тогда мы можем благодерзновенно надеяться быть восхищенными на облацех во сретение Господа на воздусе,
Грядущаго со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати коемуждо по делам его.

Вот, ваше Боголюбие, за великое счастье считать изволите с уБогим Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати Господней. То, что речем о Самом Господе, Источнике приснонеоскудевающем всякия благостыни и небесныя и земныя? А ведь молитвою мы с Ним Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостоиваемся.

Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: "Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша", когда уже пришел Он к нам во еже спасти нас, уповающих на Него и призывающих Имя Его святое во истине, то есть с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих Его пришествия.

Я вашему Боголюбию поясню это примером: вот хоть бы вы меня в гости к себе позвали, и я бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы побеседовать с вами. А вы бы всё стали меня приглашать: милости-де просим, пожалуйте, дескать, ко мне. То я поневоле должен был бы сказать: что это он, из ума, что ли, выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет! Так-то и до Господа Бога Духа Святаго относится. Потому-то и сказано: "Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог, вознесуся во языцех, вознесуся на земли", то есть явлюся и буду являться всякому верующему в Меня и призывающему Меня и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом в раю, с Авраамом и Иаковом и со другими рабами Моими, с Моисеем, Иовом и им подобными.

Многие толкуют, что это упразднение относится только до дел мирских, то есть что при молитвенной беседе с Богом надобно упраздниться от мирских дел. Но я вам по Бозе скажу, что хотя и от них при молитве необходимо упраздниться, но когда при всемогущей силе веры и молитвы соизволит Господь Бог Дух Святый посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться.

Молвит душа и в молве находится, когда молитву творишь, а при нашествии Духа Святаго надлежит быть в полном безмолвии, слышать явственно и вразумительно все, глаголы живота вечного, которые Он тогда возвестить соизволит. Надлежит притом быть в полном трезвении и души и духа и в целомудренной чистоте плоти. Так было при горе Хориве, когда израильтянам было сказано, чтобы они до явления Божьяго на Синае за три дня не прикасались бы и к женам, ибо Бог наш есть "огнь поядаяй все нечистое", и в общение с Ним не может войти никто же от скверны плоти и духа.

Loading...Loading...